Максим Сысоев (Санкт-Петербург)
Автор - Максим Сысоев (Санкт-Петербург)

Капитанский путеводитель  по местам боевой славы питерских туристовБольшие скалы
Капитанский путеводитель  по местам боевой славы питерских туристовПредисловие:
К сожалению, Ваш покорный слуга не может похвастаться частым посещением этого заповедника альпинистов и скалолазов, поэтому, возможно, мои сведения далеко не полны. Поэтому моя экскурсия будет сугубо ознакомительной.

В былые времена запретов и строгих погранзон путь на большие скалы был один - по тропе Хо Ши Мина. Революционное и боевое прошлое главного вьетнамского коммуниста, видимо, оставило неизгладимый след в памяти наших туристов, хотя, безусловно, контрабандное проникновение за пограничные посты было если не столь же опасным, то, по крайней мере, не менее трудным. Небольшие группы туристов с тяжелыми рюкзаками, пригибаясь, короткими перебежками, неслись к спасительному лесу, откуда начиналась сия тайная, 16-километровая тропа. В настоящее время тропа Хо Ши Мина - это вполне укатанная грунтовка. Правда теперь, в условиях относительной свободы передвижений, горный люд предпочитает добираться на "подкидыше" до ст. Куликово или до переезда, откуда до Больших Скал уже рукой подать - километров 7-8.
Собственно Большие Скалы возвышаются по берегам озера Ястребиного, но какой бы дорогой вы не отправились в этот живописнейший уголок Карелии, вы не минуете озера Светлого с его так называемыми "Спартаковскими" скалами. Чем же замечательно это место? В районе оз. Светлого расположены стоянки самых многолюдных групп туристов - Горного и Технологического институтов, альпклуба "Штурм", спелеологов. Сами стоянки, в большинстве своем, отлично оборудованы, иногда с трёхуровневыми настилами. На территории стоянки, как правило, два кострища - для старейшин и для молодняка. Около каждой большой стоянки - футбольное или волейбольное поле, где азартные старожилы и неофиты устраивают многочасовые матчи под крики азартных болельщиков, которые слышны задолго до появления первых признаков обитания аборигенов.
Наиболее значительная стоянка на Ястребином - Университетская, хотя перечислить все группы и клубы, обитающие на его берегах, не представляется возможным, ибо, например, с 1 по 9 мая с вершины скалы сложно увидеть свободный клочок земли или камня - исключение составляют, пожалуй, только участки с отрицательным уклоном, да и то я не уверен. На отвесной стене Больших Скал происходят основные соревнования горников и скалолазов, хотя, как правило, в программу включаются и еще несколько этапов, например на скалах оз. Клюквенное.
В связи с большим количеством желающих, тренировки проходят на любых отдельно стоящих выходах коренных пород, имеющих уклон более 45 градусов. На Большие же Скалы с утра выстраивается очередь. В общем, народ оттягивается по полной.
К сожалению, нынешняя доступность Больших Скал имеет свои минусы. Хотя никому из местных администраций еще не пришло в голову приватизировать этот рассадник горничества и альпендяйства, но любопытные гопники постепенно засиживают некогда заповедные места, занимая оборудованные клубные стоянки, заваливая некогда чистый лес кучами мусора и вызывая справедливый гнев старожилов. Господа гопники, хорошо бы следовать правилам игры и не пытаться пользоваться плодами чужих трудов! Выберите место, обустройте, предупредите соседей и приезжайте отдыхать - никто слова не скажет.
Определенные опасения вызывает у автора интерес силовых структур к использованию Больших Скал в качестве своего полигона. При этом человеки с ружьем не только мешают отдыху и тренировочному процессу, но и пытаются выжить туристов с насиженных мест. Такое вот проявление неистребимой любви госструктур к халяве...
Но не будем о грустном. Те, кто "из всех предлагаемых прав и свобод себе выбирает лесную свободу" просто обязаны хоть раз побывать на Больших Скалах. Если вам понравится, то соблюдая немногие вышеперечисленные условия, вы имеете шанс органично влиться в дружную семью обитателей этого уникального места. Пока еще не поздно…
P.S. Весной по тропе Хо Ши Мина рекомендуется ходить в болотниках или в кедах. Кому как нравится.

Капитанский путеводитель  по местам боевой славы питерских туристовЛосево
Бывали ли Вы в Лосево? Что за дурацкий вопрос - скажут многие. Кто же не знает культового места обитания питерских туристов-водников. Да и не только питерских. И не только водников. Ибо на ежегодный фестиваль "Вуокса" приезжают сюда тысячи людей - на соревнования, на ярмарку снаряжения, на концерт бардовской песни. А как живет Лосево всё остальное время? Итак, небольшая экскурсия.
Я не буду вдаваться в исторические сведения о происхождении Лосевского порога, об этом написано множество статей. Не буду рассказывать байку об утонувшем под железнодорожным мостом паровозе - это вы сможете услышать белой летней ночью от любого старожила. Я расскажу вам о более прозаичных вещах.
Начнем с места, которое не минует не один из этих самых старожилов - с террасы кафе "Волна". А ведь были времена, когда выпить пива в Лосево можно было только в баре Лосевской турбазы. И на выходные туристы-водники ехали из Ленинграда, нагруженные провизией. Теперь, пройдя несколько сотен метров вдоль бурлящего потока, можно приобрести любые продукты по ценам, не намного выше, чем в городе, выпить пива или чего покрепче и послушать нескончаемые рассказы о соревнованиях, походах и выловленной рыбе. По сути дела, терраса превратилась в своеобразный клуб водников и рыбаков. (Если честно, мне больше по душе подобные посиделки у костра, под гитару и пахнущий дымом чай. Но, увы, такое происходит всё реже. Впрочем, цель моя - факты, а не эмоции.) Здесь можно встретить призеров Чемпионата мира по рафтингу, экзотических родео-каякеров, участников и руководителей водных походов высшей категории сложности, местных асов рыбной ловли и просто финских туристов. Заходите - не пожалеете. Одного не советую - обижать завсегдатаев, побьют…
Теперь немного о старожилах. Территория, примыкающая к порогу, делится на два берега - Ленинградский и Приозерский. Почему - я думаю, объяснять не надо. В свою очередь, оба берега делятся на поляны с собственными именами, по названиям или месту жительства обитающих здесь компаний и клубов. Ниже железной дороги на Ленинградском берегу находится Мамонтиная поляна, где обитают члены одного из старейших в городе клубов туристов-водников - ТСК "Мамонты". Существа это дружелюбные, не отказывающие никому в гостеприимстве, естественно, не в ущерб собственным интересам. На этом же берегу, сразу за железнодорожным полотном, расположена Московская поляна, на которой, во время соревнований и фестивалей, кучкуются московские команды, а между соревнований - прочие "дикие" водники.
Если подняться от Московской поляны к деревеньке и по её главной и единственной улочке пройти влево метров двести - попадешь на Белорусскую поляну. Название её говорит само за себя. В отсутствие же туристов из братской Беларуси поляну обживают любители пикников. Ранее вольный народ стоял лагерями и на так называемой Верхней поляне - большом пустыре выше автомобильного моста, но теперь это место отдано приозерской администрацией на откуп коммерческой фирме и нашего брата оттуда гоняют. Впрочем, пытались гонять народ и с нижних полян. И по сей день вопрос о праве туристов стоять на Ленинградском берегу остается открытым.
Теперь несколько слов о географии и обитателях Приозерского берега. Собственно, берег следовало бы назвать Суходольским, ибо непосредственно слева от Лосевского порога находится жилой массив, а туристы обжили поляны вдоль берега Суходольского озера. Здесь расположилось наибольшее количество групп и команд туристов-водников. Большинство полян невелики и прячутся в зарослях кустарника. Группы тоже небольшие, за редким исключением. Зато по количеству иномарок обитатели приозерского берега могут дать фору иным автостоянкам в центре Питера.
Несмотря на это, население здесь весьма демократично. Рядом стоят представители известных коммерческих фирм - производителей снаряжения, спортсмены-водники, призеры чемпионатов России и мира - и выпускники городского семинара туристов-водников разных лет.
Тут же, напротив железнодорожной платформы, находится волейбольная площадка, где летними вечерами проходят жаркие волейбольные баталии между водниками обоих берегов. Традиционны здесь, как впрочем, и на другом берегу, свадьбы и дни рождения, на которые стекается большая часть лосевского люда, (я не имел в виду местное население).
Здесь особая атмосфера дружелюбия и романтики, потому что Лосево - это состояние души и образ мышления, потому что, хоть раз посетив Лосево, вы поймете, насколько я прав.

Капитанский путеводитель  по местам боевой славы питерских туристовСаблинские пещеры
Капитанский путеводитель  по местам боевой славы питерских туристовПредисловие.
Хотя я не могу похвастаться знанием Саблинских пещер, так сказать, изнутри, но пройти мимо сей туристской достопримечательности не считаю себя вправе. Поэтому большая часть информации почерпнута мной из рассказов старожилов, в чём я честно сознаюсь
До автомобильного моста через реку Тосну (дорога на Никольское) можно добраться, доехав с Московского вокзала до ст. Саблино и проехав несколько остановок на автобусе. Или пройдя через пос. Ульяновка по шоссе (ок. 40 минут хода). А чего, собственно, спросит читатель, нам туда переться? Всё дело в том, что на берегах реки Тосны, у этого самого моста расположен уникальный памятник… Сказал бы природы, да часть этих нор создана руками человеков. Я думаю, что вы уже поняли из заголовка, что это знаменитые Саблинские пещеры, место периодического компактного проживания разночисленных групп питерских спелеологов, туристов и просто любопытствующих. А так же паломничества многочисленных будущих географов, геологов, геоморфологов и иже с ними.
Попробую, в меру сил, сориентировать вас в переплетениях ходов, лазов и шкуродёров (шкуродёр - узкий лаз, куда невозможно протиснуться без должных усилий, предмет поклонения опытных и воспитания неофитов).
Основных пещер в Саблино пять. И каждая имеет собственное имя. Орографически справа расположены три пещеры - "Жемчуга", "Штаны" и "Верёвка", слева - "Трёхглазка" и "Помойка". Далеко не каждое название мои респонденты смогли объяснить, хотя о происхождении некоторых можно догадаться. Самая большая и наиболее посещаемая - "Помойка" (название вытекает из частоты посещаемости "любителями природы"). Между тем, это наиболее разветвлённая подземная система, здесь есть практически все признаки настоящей пещеры - залы со сталактитами, где можно выпрямиться в полный рост, подземное озеро, причем довольно глубокое, в некоторых местах глубина превышает 2 метра, ручей, колодцы (вертикальные лазы), шкуродёры и летучие мыши.
Но так же, как театр начинается с вешалки, пещера начинается со входа (банально, но факт). У "Помойки" их 4: "Центральный", "Колодец" (вертикальный лаз двухметровой глубины), "Провал Трупов" и "Провал Брежнева". Последние два сейчас перекрыты. Название "Провала Трупов" связывают с некоей единицей крупного домашнего скота, имевшей несчастье свалиться в пещеру и там благополучно сдохнуть. Этимология же второго Провала покрыта мраком.
От "Центрального" входа начинается просторный коридор около 100 метров длиной, с протекающим по дну ручьем. Вообще цепь основных ходов и залов имеет форму пространственной восьмерки, из которой только один явный выход (он же вход) - в этот самый коридор, наречённый аборигенами Бродвеем. В точке входа-выхода кто-то остроумный повесил знак "ГАИ".
Основной магистралью "Помойки" является "10-я улица", о чём опять же свидетельствует табличка на стене пещеры, которая выходит на "стоянку Шахматова" - место жительства большинства групп пещерных жителей, откуда можно пройти "Колодцу". Не перечисляя названий всех залов и коридоров "Помойки", остановлюсь на самых известных. "Звёздный зал", названный так из-за вкраплений разноцветного песка, некоторые утверждают, что вкрапления эти - рукотворные. "Стоянка Чекистов", к которой ведет укромный лаз - полностью автономное место обитания ищущих уединения, со своим источником воды и естественной вентиляцией. Два знаменитых шкуродёра "Кошкин Лаз" и "День Рождения", ну шкуродёры - они и в Африке шкуродёры. И местная достопримечательность - "Зал трех дураков". Сказывают, что три вышеозначенных джентльмена однажды решили устроить в этом небольшом зале пикничок с возлиянием и, проникши туда через весьма узкий лаз, расположенный на уровне пола, этот лаз решили присыпать, дабы никто не мог помешать их уединению. Употребивши же должное количество спиртных напитков, лаз сей найти не смогли, и провели последующие часы в тоске и стенаниях, пока не были случайно услышаны и откопаны. Можно и далее перечислять памятные места "Помойки", пещера эта еще до конца не исследована, но перейдём всё же к другим пещерам.
Следующая по размерам пещера Саблинской системы - "Жемчуга". Сдаётся мне, что названа она так из-за большого числа залов, как бы нанизанных на систему ходов. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. "Жемчуга" имеют 2 входа - основной и "Негритянка" (я думаю, догадливый читатель уже проник в тайну этого названия). "Жемчуга" - самая мокрая из Саблинских пещер, здесь наибольшее количество капелей - основных источников воды для пещерных жителей, есть своё озеро, хотя и не такое большое, как в "Помойке". Отличаются "Жемчуга" и изрядным числом шкуродёров, два из которых достойны особого внимания - "Трамвай" и "Гулкач". Первый - узкий тупиковый лаз, в конце которого местный остроумец повесил трамвайный компостер. Неопытный новичок, увидя сей предмет, с тоской осознаёт, что обратно ему придется передвигаться вперёд ногами. В "Гулкаче" же, постепенно сужающемся вглубь, суровые покорители подземных глубин любят устраивать молодняку испытания, имитируя завал. Что ж, каждый развлекается в меру своего остроумия…
Есть в "Жемчугах" и своеобразная "детская площадка" - "Школьный лабиринт". Запустив туда группу пытливых отроков, можно не беспокоиться, что их потом придется вылавливать по дальним закоулкам, ибо выход оттуда один.
Пещера "Штаны" замечательна, пожалуй, только наличием трех входов и повышенной обвалоопасностью.
"Верёвка" или "Детская пещера" наиболее безопасна со всех точек зрения, но в ней практически нет источников воды - капелей, поэтому жить в ней несколько затруднительно.
"Трехглазка" вообще ничем не примечательна, кроме названия.
Из рукотворных достопримечательностей надо отметить существующий практически в каждой пещере Журнал Посещений (в "Помойке" их целых три) - образец местного эпистолярного творчества и Могилу Белого Спелеолога (мифического жителя пещер, аналог Черного Альпиниста) - культовое сооружение, где всяк входящий оставляет мелкие нужные предметы, как то сигареты, батарейки и лампочки для фонариков и т.д.
P.S. Забыл! Теперь территория, куда входят все пещеры и оба водопада отошла в эксклюзивное управление областной общественной организации, которая должна облагородить данный памятник природы и поставить дело на коммерческую основу. Поставило… Перекрыли вход железной дверью и снимают плату с каждого посетителя. Не считая экскурсий и банкетов.