Андрей Зарубин (Усть-Илимск)

Автор: Андрей Зарубин (Усть-Илимск)

Пути-дорожки

Впервые Дешембинское озеро заинтересовало меня в 1987 году. Рассказали об озере геофизики из Ташкента. Наша встреча состоялась в заброшенной деревне Карамышево, что на реке Кова. Мы тогда сплавлялись по Кове на байдарке, а группа молодых ученых прилетела в Карамышево на самолете АН-2. Ребята в команде были все спортсмены, горные туристы и альпинисты. Старший в группе был Александр Симонов, второй год искавший таинственную поляну Чертово кладбище. Мы провели вместе интересный вечер. Саша рассказывал о поисках Чертовой поляны и, об удивительных свойствах Дешембинского озера. На следующий день мы продолжили свой путь по Кове, а ребята отправились пешком к озеру, искать аномальные места. Рассказ об озере нас взволновал, но совершенно не было времени туда сходить. Местный житель сказал, что, спустившись ниже Камкамборского порога, у подножия сопки можно найти более короткую тропу к озеру. Мы внимательно всматривались в левый берег, в надежде увидеть хоть какой нибудь намек на тропу, но все тщетно.

Прошло 18 лет. Желание побывать на озере не пропало, периодически оно подогревалось различными сообщениями о посещении Дешембы, но как-то все не было подходящего случая забраться в те края. О братьях Симоновых больше ничего не слышал. В 1991 году Чертово кладбище якобы нашел некий уфолог из Владивостока Александр Ремпель. Особого доверия это сообщение у меня не вызвало по ряду причин: подозрительно быстро нашли поляну, дорога до поляны описана в самых общих чертах, нет детального описание поляны, нет фотографий поляны, быстро ушли не проведя минимального изучения. Легенды Дешембинского озераЛегендарный агроном из Кежмы, в сороковых годах хоть веточки на поляну положил. Зачем тогда спрашивается, ехать за тыщи верст, и уделить поискам только пару дней? Думается, здесь виноваты не "покалывания в теле", а жара и комары. Есть еще ряд нестыковок. Вообще тема Чертова кладбища - это отдельная обширная тема. С появлением Интернета попробовал найти что-нибудь еще о Чертовом кладбище. Ничего конкретного не нашел, в основном страшилки о пропавших экспедициях, о невероятном количестве людей (73 человека!) сгинувших там. Интересно - кто их считал? Наряду с ЧК в список таинственных мест занесли и Дешембинское озеро! Озеру, как и положено соседу по Чертовой поляне, досталась своя часть легенд. Будто охраняет озеро хозяин, крутит людей по тайге, забирает карты у поисковиков. Многие сообщения утверждали, что грязь и вода Дешембинского озера обладает целебными свойствами, от заживления мозолей и царапин, до лечения суставов и кожных болезней.

Видимо, события должны происходить именно тогда, когда должны произойти. Случайно, через все тот же вездесущий интернет познакомился с одним человеком, который рассказал мне что, недалеко от берега Ковы, а районе устья Дешембы прошла лесовозная дорога. Представилась реальная возможность побывать на озере без особых временных затрат.

В июле 2005 г. в ближайший выходной мы втроем отправились на поиски дороги к озеру. Конечно, два дня для такого дела очень мало, но у нас был кое-какой опыт блужданий по лесным дорогам, и огромное желание побывать на озере. Выехали из Усть-Илимска на стареньком ЛУАЗе вечером в пятницу. Первой неприятностью был прокол колеса уже довольно далеко в тайге. Во-вторых: дорога оказалась гораздо длиннее, чем мы предполагали. В третьих: из коробки передач вытекло масло. Пора было задуматься о благополучном возвращении домой. Помогли нам добрые люди, светлые ночи, и непоколебимость водителя. На берег Ковы мы добрались утром в субботу. Спустились вниз по течению примерно шесть километров до устья речки Дешембы. Надо было как-то переправиться на другой берег Ковы. Уровень воды в Кове был выше среднего, это было видно по подтопленным берегам. Какое-то время еще походили по берегу в надежде отыскать брод, но все тщетно - сильное течение валило с ног. Предложение одного участника переплыть реку с вещами на голове, не вызвало горячей поддержки у остальных членов нашей группы. Экспедиция была близка к провалу. Надо было что-то делать! Нашли простое и наверно самое верное в такой ситуации решение: завалили сушину, сколотили плотик, погрузили на него рюкзаки, и перешли реку, держась руками за плот. Дальнейший путь был не совсем однозначен, ясно было одно - надо идти на запад по границе заболоченной долины Дешембы, если повезет, выйдем на визир. У нас была карта, но тропа там была обозначена слишком схематично, и мы не стали заморачиваться ее поиском. Путь до озера оказался очень тяжел: ледяная вода болот, путаница лесных дорог, сорокаградусная жара, тучи комаров и оводов. На озеро пришли полностью вымотанными. Первым делом полезли купаться. Ноги вязли в иле, но вода восхитила своей мягкостью и теплом. Проведя душную бессонную ночь на озере, на следующий день мы отправились в обратный путь.

В августе 2006 года была еще одна попытка побывать на Дешембинском озере. В силу обстоятельств мы с женой Наташей пробыли на озере всего одни сутки вместо запланированных пяти. Опять озеро не приняло нас, опять были блуждания по тайге. Впору было поверить легенде!

Зимой, когда пришла пора планировать отпуск, Наташа заикнулась про озеро - не сходить ли нам еще раз на Дешембу. Меня больше привлекает сплав по таежным речкам, а не сидение на одном месте, но почему-то согласился попробовать еще раз. После размышлений над картой Ковы, учитывая прошлые ошибки, наметил примерный план похода. По всякому выходило, что надо брать с собой резиновую лодку. С лодкой наши возможности на реке и озере расширялись: и в изучении окрестностей, и в плане рыбалки, отпадала проблема брода через Кову. Подготовил супругу морально к тяжелому переходу через тайгу, да собственно энтузиазма у нее было больше моего. Тщательно подобрал снаряжение. Договорился с Алексеем о заброске нас до Ковы.

Утром 07.07.2007 г. мы вышли к озеру от устья Дешембы. Судя по тропе, мы были в числе первых людей топтавших ее в этом году. Пеший путь до озера, не смотря на тяжелые рюкзаки, мы прошли довольно бодро. Только перед последним переходом Наташа попросила отдохнуть подольше. Посидели на бревнышке, съели шоколадку, запили родниковой водой. На озеро успели прийти до наступления сильной жары. На этот раз обошлось без блужданий, на нужную дорогу вышли в намеченном месте, компас не врал, карта у нас не терялась. Свой лагерь устроили на восточном берегу озера, у развалин грязелечебницы. Можно было идти до так называемой базы, там есть избушка и баня, но хотелось тишины и уединения, а база редко пустует - почти все бродяги там останавливаются. А ночевать, ночевать летом лучше в палатке - легче избавиться от комаров и мошек.

Комары, мошка, оводы

Первое, что встречает путников приходящих на озеро - это полчища мошки и оводов. Это производит такое впечатление на людей, что летающим кровопийцам уделено не мало строк в гостевом журнале базы. Вот на первой странице:

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч

Ты приди на Дешембу

Разгони всю мошкару!

Другой отзыв сообщает, как постояльцы Базы, чтобы нормально поесть, выезжали на середину озера на прогулочном катамаране, а палатку поставили на крыше бани.

Комары нас досаждали не так уж сильно, больше беспокоили мошка и оводы. Оводы особо активны днем в жару, возле воды. Невозможно спокойно стоять или лежать раздетым на берегу. Относительно спокойно можно себя чувствовать только сидя по шею в воде. Оводы сопровождали нас во время прогулок по озеру. Только вдали от берега, перебив всех назойливых насекомых, можно было немного позагорать. Оводы, кстати, являются хорошей наживкой для ловли рыбы. Можно совмещать два дела сразу: добычу насадки и рыбы, не сходя с одного места. Теплыми вечерами, на закате солнца, наступает время мошки и мокреца. От этих маленьких кровопийц можно отдохнуть только в палатке. Нашу стоянку окружали три постоянно тлеющих дымокура. Два дымокура устроил в тарелках старых светильников, найденных неподалеку, третьим служил костер. Для дымокура удобно использовать любую емкость вроде старого ведра или кастрюли. На дно кладутся угли из костра, сверху насыпается слой сырых гнилушек и мха. В костер просто ложиться сырая валежина. Дымокуры разводятся вокруг стоянки и определенный отпугивающий эффект оказывают, а возможно дым просто сбивает комаров с толку. Если не шастать по лесу, не приносить с собой свежее подкрепление комаров, местные комары через какое-то время успокаивались настолько, что можно было ходить голым по лагерю. Мазью от комаров пользовались только во время пеших прогулок. Накомарники одевали на прогулках и вечером, с вылетом мошки.

База

База расположена на юго-западном берегу озера, на большой поляне. Сюда выходит лесная дорога от Седаново и тропа с берега Ковы. Пеший путь от Ковы до базы занимает от пяти часов, до двух-трех дней, в зависимости от подготовки группы. Был случай, когда одна группа шла пять дней! На берегу стоит небольшое зимовье с сенями - по всей видимости, бывшая баня, сарайчик, летняя кухня, летняя баня (сколоченная из досок), коптильня. На базу мы сплавали в первый же день, для ознакомления с обстановкой. Последние люди были здесь в июне, следующие пришли через два дня после нас. С интересом почитали гостевой журнал. Разные отзывы: восторженные и обиженные, благодарность приюту и озеру, у кого-то не оправдались надежды, есть и угрозы пустить пулю в неряшливых постояльцев. На базе, на месте сгоревшей избы, стоит памятник первому бессменному смотрителю, так и не построенного санатория - Борису Васильевичу Клементьеву. Борис сгорел в своей избе, вместе с собакой, в декабре 2004... странная смерть для человека много лет прожившего в тайге. Есть на озере и другие могилы, более старые. Эти могилы мы нашли, осматривая старую заимку.

Заимка

Не устаю восхищаться умением наших предков выбирать себе место под жилье. Тщательно подходили старики к жилищному вопросу. Под заимку вычистили большую поляну на сухом мысе среди тайги. Мыс, окруженный с трех сторон обрывами, продувается ветрами, отгоняющими мошкару. Спустился вниз, и вот оно - озеро, с другой стороны - ручей. На поляне стоит старая приземистая изба, стайка для животных, погреб-ледник, развалины избушки более свежей постройки. На краю леса стоял лабаз, ныне завалившийся на бок. Под обрывом течет ручей Водяной. В долине ручья тоже вычищена поляна, на краю которой стояла баня. От старой бани остался только остов, да груда обожженных камней. Новая баня покосилась, но все еще пригодна к употреблению. Интересно, что поляны окруженные тайгой не зарастают кустами и деревьями много лет. Самое большое впечатление на нас произвела могила ребенка, совсем еще младенца. Сохранился деревянный крест с табличкой: Здесь похоронена Колпакова Раиса Кирь… (скорее всего Кирьяновна)1930 - 1931. Месяцы жизни не сохранились. На другом краю поляны еще одна могила, уже видимо взрослого человека. Деревянный крест почти истлел и не сохранил надписей. Кто и когда здесь жил? Судя по найденным вещам и постройкам, было несколько периодов процветания заимки. Тип постройки избы, лабаза и стайки были явно старые, еще до строительства Ангарского каскада ГЭС. Развалинам зимовья лет 20-30. Ёлочные игрушки найденные в избе примерно 60-х годов выпуска. Недалеко от поляны мы нашли сооружение непонятного нам назначения. Из цельного дерева вытесан столбик 1.5 м с длинной сквозной прорезью. В вершинке торчал кованый гвоздь. Столбик и гвоздь выглядят лет на сто, а может и больше. Можно предположить, что в прорезь что-то вставлялось, вроде широкой доски, но вот что? Может это, был какой-то хозяйственный механизм, а может культовое место.

Одна из баек гласит, что здесь на этой поляне нашел свою смерть легендарный руководитель Братскгэсстроя Иван Наймушин. В сентябре 1972 года Наймушин сгорел в вертолете вместе со своей гражданской женой и генералом, при посадке на эту самую поляну. Если это так, то где остатки вертолета? Неужели вывезли в Братск? Учитывая значимость фигуры Наймушина и размах стройки, вполне можно такое допустить.

Санаторий

В начале 90-х на озере затеяли строить санаторий, завезли материалы, строителей, даже прогулочные катамараны доставили. Уже были построены несколько корпусов, да настали смутные времена, и строительство прекратилось. Мы обошли все строения, заглянув во все закутки. Снаружи корпуса поглощает тайга, скрывая за густой травой и кустами. Чудно, продираясь сквозь кусты, встретить сортир типа "М-Ж" или груду чугунных батарей. Внутри построек кое-что разграблено, но, в общем, вполне цивильный вид. Бродя по пустым комнатам с железными кроватями, и где стены с обоями, трудно поверить, что до ближайшего города двести километров. Время здесь застыло. Такое впечатление, что строители ушли отсюда неделю назад, не доделав свою работу - на подоконнике банка с засохшим клеем, у стены стоят строительные козлы. Особенно впечатлил кафель на стене будущей столовой. Сложные чувства вызывают эти строения: с одной стороны вид заброшенного жилья производит гнетущее впечатление, с другой, понимаешь, что так может оно и лучше, когда страждущие добираются на озеро своими силами, и, живут в тишине и покое. Случайных людей бывает здесь не так уж много. Кто-то, утолив свое любопытство и накормив комаров, больше сюда не придет, кто-то придет сюда еще не раз, не променяв лесное озеро на теплые моря.

Озерная жизнь

Озеро имеет форму равнобедренного треугольника вершинкой к югу. Длина одной стороны треугольника примерно километр. С запада впадает речка Дешемба, на юге впадают ручьи Кузничный и Водяной, на северо-востоке исток Дешембы из озера. Берега топкие, труднопроходимые. Дно вязкое, илистое, у берегов усыпанное створками ракушек, попадаются и камешки. Уровень воды в весеннее-летний период колеблется примерно на метр. Вода теплая у поверхности и холодная в глубине. Расслоение воды особенно заметно в тихую погоду. В августе вода начинает цвести, что несколько портит впечатление от озера и доставляет некоторые неудобства при варке пищи.

Вода в начале июля была уже удивительно теплая и какая-то мягкая. Купались мы много, буквально с утра до ночи. Лучшие часы для купания - это утренние. Днем донимали оводы, а вечером мошка, хотя купание после заката солнца доставляет немало удовольствия. Илистое грязевое дно не вызывало неприятных ощущений. Муть, поднятая при купании, быстро оседает. Грязью мазались один-два раза в день, по настроению и самочувствию. Грязь черпали прямо кастрюлей со дна озера. Сначала мазались холодной грязью, выдерживали 15-20 минут на солнце и смывали в воде. Потом грязь начали подогревать у костра. Мазаться теплой грязью оказалось гораздо приятнее и возможно полезнее. О пользе. Какого-то особенного чудесного эффекта от мазанья грязью я не заметил - возможно, пять дней для этого мало. Как-то порезал ногу створкой ракушки. Порез был довольно чувствительный и доставлял немного неудобств при ходьбе. Помня рассказы о быстром заживлении ран и мозолей, первый день все ждал, когда ранка затянется, как говориться на глазах. А ранка все не затягивалась, пока на второй день не помазал медицинским клеем…

На озере возникает чувство некоего заповедника, оазиса другой жизни. Нечто подобное испытывал на одной из таежных речек. С первого дня, меня не покидало ощущение общения с озером как с живым существом. Особенно это ощущалось ночью. Ложился спать, отрубался минут на 20-30, потом просыпался, сон проходил, слушал воду и лес, мои мысли невольно обращались к озеру, я чувствовал его, разговаривал мысленно, вроде как советовался. Утром я твердо знал, что мы сегодня будем делать, а от чего воздержимся.

Для ознакомления мы объехали озеро вдоль берега, заглянули во все заливы, поднялись по Дешембе до завалов, спустились около километра по истоку, перерубив по пути три упавших елки - дальше завалов становиться еще больше. В прибрежных кустах нашли прогулочный катамаран, стащили его на воду, отремонтировали руль, и несколько дней катались и купались с катамарана. Немного диковато смотрится эта железяка на таёжном озере, но разнообразит безделье. По очереди покатали друг друга за катамараном. Струя воды от крутящихся лопаток приятно массирует тело. Надо сказать, что перемещаться по озеру удобнее и быстрее на резиновой лодке, да и шуму меньше. Была на озере и деревянная лодка плоскодонка Бориса Клементьева. Затопленную плоскодонку мы нашли в Дешембе ниже по течению. Первая мысль была вытащить лодку и отбурлачить ее на озеро, к базе. Но потом, подумав, решил, что это пустое занятие, без хозяина лодка следующей весной окажется там же или сгинет в завалах совсем.

Утро начиналось с проверки снастей, купания и завтрака. После завтрака жарили рыбу на обед. Потом совершали пешую или водную прогулку по озеру и окрестностям. Купание. Обед. Отдых. Дальше занимались своими делами - я занимался обустройством лагеря, Наташа читала книжку. Еще купание и катание по озеру. Ужинали и смотрели сериал "Закаты - пять вечеров". Еще, какое то время сидели у костра, но долго не выдерживали - сильно донимала мошка. В полночь, перед сном, тихо выходил на берег и наблюдал, как кормиться сорога. Озеро будто кипит от всплесков. Слышно чуть ли не чмоканье жирующей рыбы.

Озеро вообще производит ощущение живого, нет полной тишины, постоянно какие то звуки, всплески. В первый вечер уплыл на лодке ставить снасти. По возвращении жена сказала, что не останется больше одна на стоянке. Как только я уехал, лес вокруг ожил, появились шорохи, затрещали сучья. Я тогда посмеялся над ее страхами, сказав, что это обычное явление в тайге для одинокого путника. Просто звери и птицы с наступлением тишины начинают вести себя более смело и шумно.

Каждую ночь, как только мы успокаивались, мимо палатки пробегал какой-то зверек, но мы так его и не увидели. Еще по пути к озеру мы видели следы медведя и лосей. Эти животные часто используют лесные дороги для своих прогулок, порой довольно долго идут вдоль кромки леса. Вдоль тропы встречали медвежьи покопки и развороченные валежины. Изредка медведь метил тропу кучей кала. Видел очень крупный след лося - похоже, прошел гигантский бык. На озере живут три-четыре семейства уток. Уток постоянно отслеживают хищники и воруют утят. Видели утку всего с двумя утятами. Как-то утром наблюдал охоту коршуна на уток. Долго парил острый глаз на одном месте, потом буквально упал на озеро. Удары крыльев о воду, крик мамаши утки, и довольный хищник, держа добычу в когтях, прямиком подался куда-то в лес, видимо кормить своих детишек. Живет на озере и ондатра. Интересно наблюдать, как плывущая рыжая "чурочка" таскает траву в зубах, потом отдыхает на кочке. Однажды залетали на озеро чайки, покружились и улетели своей дорогой.

Рыбалка и приварок к столу

Из гостевого журнала поняли, что зимой рыба на удочку отказывается ловиться категорически, зато летом наловить можно легко и быстро. Из рыболовных снастей брал на озеро спиннинг и три коротких сетки. Первый день-два таскал по озеру спиннинг, поймал несколько окуней, утолил рыбацкое любопытство - понял, что поймать рыбу можно и, успокоившись, поставил спиннинг под елку, откуда его больше не доставал. В первый вечер поставил два куска сетки по 2-3 метра длиной. Утром рыбы снял столько, что пришлось часть засолить, а одну сетку снять совсем. Чаще всего попадалась сорога, потом шел окунь и щука. Попадалась рыбка похожая на ельца, но на вкус как сорога. Для ловли рыбы на еду оставил одну сетку длиной 2 метра. Такую снасть можно поставить и проверять без лодки, взаброд. Один конец привязал к прибрежным кустам, второй к колу, вбитому в дно. Ходил в "магазин" - проверял сетку два раза: утром и вечером. Утренний улов сразу жарили и оставляли на обед. Вернувшись с прогулки можно было сразу перекусить жареной рыбкой. Холодная рыба вкуснее горячей, только что приготовленной. Окунь и щука хороши в жареном виде, а вот сорогу лучше коптить или вялить - в жарено-вареном виде сорога откровенно не вкусна.

Как-то на дне набрали десятка полтора крупных ракушек, за точное название не ручаюсь, но вроде перловицы. Ракушки крупные, величиной почти с мою ладонь. Давно хотел попробовать какие они на вкус. Моллюсков сварил в подсоленной воде. В кипятке створки открылись - внутри тело похожее на пельмень. Понюхал - пахнет рыбой. Отрезал кусочек, пожевал, проглотил - жестковато, но вполне съедобно. Кулинарный опыт решил продолжить. "Пельмени" почистил от каких-то неприглядных органов, порезал на кусочки, и пожарил на сковороде с маслом и луком. Последний штрих - посыпал блюдо зеленым укропом. Получилось очень даже недурно - сковородку смели неожиданно быстро.

Как добавку к чаю использовали листья черной смородины, брусники, чабрец и цвет таволги. Смородина растет по берегам речки Дешембы, чабрец - на Ковинских скалах. В березняке находили чагу. Брусника и черника растет почти повсеместно, но была еще совсем зеленая. Из созревших ягод нашли немного красной смородины и жимолость. Грибов было мало - не сезон.

***

Настала нам пора прощаться с Дешембинским озером. Еще искупаемся в Дешембинском пороге, похлебаем сиговой ухи, побродим по Ковинским скалам, но это будет совсем другая, речная жизнь - озерная жизнь закончилась. Накануне выхода еще раз объехали озеро по кругу, вернули катамаран на базу, сделали запись в гостевом журнале, прибрали стоянку. Лодку помыл, высушил и упаковал еще с вечера. Ночью опять долго не спал, но встал бодрым и отдохнувшим. Вылез из палатки и замер от красоты - озеро скрыто туманом. Грань между небом и водой стерта. Бужу супругу. Погода как на заказ - ходовая, не жарко. Пеший переход до Ковы хочется пройти до наступления жары. Сворачиваем лагерь и прощаемся с озером - когда еще увидимся? Вышли к воде, постояли, помолчали. Грустно. Здесь прошли не самые плохие дни нашей жизни. Легендарное озеро открыло нам часть своих тайн, но оставило еще много вопросов. На прощание бросаем монетки в воду и уходим к другой жизни.