8 декабря 2021

Лионель Террай (Lionel Terray) на вершине Макалу. 1955 год. Первое восхождение

Имя пятой по высоте вершины мира Макалу (Makalu, 8485 м) - Mǎkǎlǔ Shān с китайского языка переводится как "Черный великан" а с санскрита как "Черная гора".
Как считается это имя было дано горе за ее большую скальную вершину пирамидальной формы, которая, когда находится в тени солнца, на фоне соседних снежных вершин, выглядит черным исполином.
Другие названия горы: Makaru (современное официальное название горы на китайском языке) или Makalungma - на языке Лимбу.

Макалу представляет собой огромную гранитную гору высотой 8485 метров, что позволяет этой горе быть пятой по высоте в мире. В верхней части гора имеет форму пирамиды, а в средней части, на отметке 7000 метров имеется большое плато. С этого плато поднимается также вершина Чомо Лонзо (Chomo Lonzo), с выстой 7804 метра, являющейся 24-ой по высоте горой в мире.

Подробней о маршрутах восхождений на восьмитысячник Макалу Вы можете прочитать в статье: МАКАЛУ. ВСЕ МАРШРУТЫ ВОСХОЖДЕНИЯ НА ПЯТЫЙ ПО ВЫСОТЕ ВОСЬМИТЫСЯЧНИК МИРА

Отметим, что на восьмитысячнике Макалу оставила свой след и украинская экспедиция, проложив в 2010 году первый маршрут по Юго-западному ребру.

Макалу (Makalu, 8485 м)

В этой же статье на портале ExplorersWeb журналист Крис Аннапурна (Kris Annapurna) рассказывает истории одиночных восхождений на Макалу.

Несмотря на то, что гора Макалу была хорошо известна европейцам уже начиная со второй половины XIX века, первые попытки восхождения относятся только лишь к середине 1950-х годов.
Во многом этот факт объясняется тем, что подавляющее большинство экспедиций, посещавших горный район Махалангур Гимал, в котором расположены восьмитысячники Джомолунгма, Лхоцзе и Макалу, имели своей целью покорение высочайшей вершины мира, тогда как её менее именитые соседи долгое время находились «в тени» и до определённого времени не привлекали к себе широкого внимания мировой альпинистской общественности.

Весной 1954 года американская экспедиция Калифорнийского альпинистского клуба делает первую попытку восхождения на вершину по Юго-восточному гребню. Достигнута высота 7060 м.
Осенью того же года район Макалу посещает группа французских альпинистов, цель которых — разведка северных склонов горы для организации серьёзной экспедиции в следующем году. Достигнута высота 7880 м на Северном гребне.

И только в 1955 году сильная французская экспедиция под руководством Жана Франко (Jean Franco) добивается успеха, взойдя на вершину по северному маршруту, разведанному осенью предыдущего года.
15 мая 1955 года на вершину Макалу впервые поднимаются легендарные Лионель Террай (Lionel Terray) и Жан Кози (Jean Couzy).

На сегодняшний день на вершину "Черного Великана" было совершено 568 успешных восхождений. 48 человек погибли, в том числе 37 альпинистов, которые совершали восхождение без использования кислородных баллонов!

Макалу никогда не была легкой вершиной. Даже летом на её склоне очень холодно и постоянно дуют сильные ветра. Но несмотря на все опасности, в истории этой горы были и те, кто совершал одиночные, сольные восхождения!

1981 год. Роберт Шауэр (Robert Schauer) и его восхождение на грани смерти

Одинокие волки Макалу
Роберт Шауэр (Robert Schauer)

4 апреля 1981 года австрийская экспедиция под руководством Ханса Шелла (Hanns Schell) пришла в базовый лагерь восьмитысячника Макалу.
В команду Шелла входили: Георг Бахлер (Georg Bachler), Хильмар Штурм (Hilmar Sturm), Ганс Роберт Шауэр (Hans Robert Schauer) и три непальских шерпа.
Команда работала на маршруте, ведущем к Северо-Западному гребню через перевал Макалу-Ла.
15 апреля они установили второй высотный лагерь на отметке 7000 метров.
Несколькими днями позже Шауэр и шерпы поднялись в третий лагерь на высоте 7500 метров. Затем шерпы вернулись в базовый лагерь, в то время как Шауэр совершил одиночный штурм вершины.
25 апреля Шауэр поднялся на вершину, совершив восхождение соло и без использования кислородных баллонов!

Однако, во время спуска на отметке 8200 метров он сорвался с маршрута и пролетел около 100 метров по склону. Во время срыва он потерял ледоруб, однако, к счастью, смог остановить скольжение с помощью кошек.
Там, на высоте 8100 метров, он разбил на ночь лагерь и уже на следующий день, благополучно спустился в базовый лагерь.

1981 год. Ежи Кукучка (Jerzy Kukuczka)

Одинокие волки Макалу
Ежи Кукучка (Jerzy Kukuczka)

Той-же весной, 1981 года на Макалу работала и польская команда во главе с Войцехом "Войтек" Куртыкой (Wojciech "Voytek" Kurtyka) и британцем Алексом МакИнтайром (Alex MacIntyre).
Команда совершила очень долгий акклиматизационный подъем на высоту 7800 м на Северо-Западном хребте.
Затем они попробовали пройти на вершину по Западной стене, но маршрут оказался настолько сложным, что даже такая сильная группа не смогла подняться выше 6700 метров.
В этом штурме, один альпинист, шерпа Падам Сингх Гале (Sherpa Padam Singh Ghale), поднялся на второстепенную вершину Макалу II в одиночку. Это было историческое достижение для непальского альпинизма.

После неудачного восхождения Куртыка отправил открытку из Непала легендарному польскому альпинисту Ежи Кукучке:

"Юрек! Присоединяйся. Я поднимался по Западной стене Макалу с Алексом Макинтайром, Рене Гилини и Людвиком Вильчински, но мы потерпели неудачу, дойдя всего лишь до 6700 метров! Но я все еще верю, что на эту стену можно подняться. На счету краковского альпклуба еще остались деньги. Нужно организовать доброску снаряжения в Катманду. Я полагаюсь на тебя!
Войцех"

Кукучка не смог собрать достаточно денег на поездку, и у него был всего месяц, чтобы организовать всю логистику. Тем не менее он добрался до Непала, и к сентябрю 1981 года Кукучка, Куртыка и Макинтайр были вместе в базовом лагере Макалу.

Для акклиматизации они поднялись на высоту 8000м по северо-западной стороне и до 7900 м с западной стороны.
Куртыка и Макинтайр отказались от еще одной попытки, но Кукучка решил подняться на гору в одиночку, в альпийском стиле, без использования кислородных баллонов и по новому маршруту!

Его новый маршрут проходил по левому краю Северо-западной стене через Северное ребро.

Макалу. Маршрут Ежи Кукучки 1981 года

"Это было очень не простое решение. Я испытывал страх неизвестности!" - позже говорил Кукучка, - "Я мог полагаться исключительно на свои способности. Я понимал, что добьюсь успеха только в том случае, если всё пройден гладко".
К счастью, всё прошло гладко и Кукучка буквально шокировал альпинистское сообщество, пройдя 15 октября новый маршрут на вершину Макалу!

Примечательно, что правительство Непала изначально не хотело фиксировать восхождение Кукучки, сомневаясь в его словах. Чиновники ждали подтверждение этого восхождения, а именно когда последующие альпинисты обнаружат оставленную Ежи на вершине Макалу польскую куклу (о этой кукле рассказал Ежи, когда спустился в базовый лагерь).

Одинокие волки Макалу
Ежи Кукучка (Jerzy Kukuczka) в соловосхождении на Макалу. Фото Virtual Museum of Jerzy Kukuczka

Руководитель другой, австрийской экспедиции, которая также была в том сезоне на Макалу написал открытое письмо в поддержку Ежи: «Для меня нет никаких сомнений в том, что Кукучка достиг вершины Макалу. Мне кажется, что он не из тех, кто лжет о своих достижениях».

В конечном итоге правительство Непала признало восхождение Ежи Кукучки и это стало одним из самых потрясающих восхождений на восьмитысячники

Теперь, имея оригинальные фото маршрута Ежи, мы можем построить его маршрут (верхнюю часть) в более наглядном виде:

Одинокие волки Макалу
Макалу. Красным цветом обозначен стандартный маршрут 1955 года. Маршрут Ежи Кукучки 1981 года - зеленым цветом

1982 год. Одиночная зимняя попытка

Иван Жирардини ( Ivan Ghirardini )

В январе 1982 года французский альпинист Иван Жирардини ( Ivan Ghirardini ) попытался пройти очень сложный Западный контрфорс. Из-за сильного холода и сильного ветра он не смог этого сделать, несмотря на невероятные усилия приложенные с его стороны. Он поднимался в альпийском стиле, без использования кислородных баллонов, неся с собой веревку длиной 120 метров и рюкзак на 25 кг.
Он смог подняться на отметку 7000 метров, несмотря на ураганный ветер и температуру -50˚C.

1982 год. Анджей Чок (Andrzej Czok)

Анджей Чок (Andrzej Czok) в базовом лагере Макалу. 1982 год

В 1982 году, 10 октября другой поляк - Анджей Чок (Andrzej Czok) воплотил в реальность изначальные планы Ежи Кукучки.
Он поднялся на вершину горы по западной стене до отметки 8000 м, откуда перешел на Северо-Западный гребень и далее к вершине. В штурмовой, IV высотный лагерь, кроме Анджея поднялись еще двое польских альпиниста: Януш Скорек и Анджей Мачник, которые вместе с Анджеем Чоком в первой попытке штурма вершины по этому маршруту потерпели неудачу, развернувшись в 100 метрах от вершины. Вернувшись в четвертый высотный лагерь, команда разделилась: Скорек и Манчик спустились в базовый лагерь, а Чок, подождав еще два дня пока утихнет ветер, вышел на вторую попытку.
10 октября, дождавшись погодного окна, Чок взошел на вершину с использованием кислородных баллонов.

Одинокие волки Макалу
Желтым цветом обозначен маршрут Анджея Чока 1982 года. Зеленым - маршрут Ежи Кукучки 1981 года. Красным - стандартный маршрут 1955 года

Теперь давайте взглянем на маршрут Анджея Чока со стороны:

Макалу. Маршрут Анджея Чока 1982 года

1984 год. Ромоло Ноттарис (Romolo Nottaris)

Одинокие волки Макалу
Ромоло Ноттарис (Romolo Nottaris)

Два года спустя, в сентябре 1984 года, швейцарский альпинист Ромоло Ноттарис (Romolo Nottaris) совершил соловосхождение немного правее маршрута 1981 года. Он поднялся в одиночку из лагеря 2 (6400 м), без использования кислородных баллонов.
На высоте 6850 метров он взял с собой часть снаряжения, которое забросил на эту отметку накануне, и продолжил подъем, закрепляя веревки только там, где это было необходимо.

Ноттарис провел ночь на высоте 7800 м, но на следующее утро сильный ветер - обычная история на Макалу - задержал его.
В 11 утра он наконец смог продолжить путь к вершине.
К вершине он добрался к 19:00 вечера, при этом получив обморожения.
В этот же день он смог спуститься до отметки 7500 метров по стандартному маршруту к Северному седлу, и затем по более прямой линии к базовому лагерю.
Стоит отметить, что нижняя, большая часть пути спуска Ромоло была оригинальным, никем ранее не пройденным маршрутом.

Одинокие волки Макалу
Линия зеленого цвета - маршрут Ромоло Нотарриса 1984 года. Красным цветом - маршрут 1982 года, Желтым цветом - стандартный маршрут 1955 года и синим цветом - маршрут Кукучки 1981 года

1988 год. Скоростное восхождение Марка Батарда (Marc Batard)

Марк Батар (Marc Batard) с американским альпинистом Дэвидом Каллауэем (David Callaway) в базовм лагере Эвереста в 1990 году

27 апреля 1988 года французский альпинист Марк Батар (Marc Batard) совершил одиночное восхождение по Западному столбу и спустился по Северо-Западному гребню.
Он установил лагеря на высотах до 7750 метров, совершив полное восхождение менее чем за 24 часа, что является рекордным достижением!
Батард начал свое одиночное восхождение из базового лагеря, без использования кислородных баллонов.
Это было первое в истории одиночное восхождение на Западный столб и первый одиночный траверс вершины горы.

Впрочем не все альпинисты признали восхождение Марка как истинное соло. Так, Эрхард Лоретан (Erhard Loretan) и Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) указывали, что Марк поднимался на вершину по заранее провешенному маршруту

1989 год. Пьер Бегин (Pierre Beghin)

Пьер Бегин (Pierre Beghin) выжил в двух лавинах на Макалу. Фото Wikipedia

В октябре 1989 года легендарный француз Пьер Бегин (Pierre Beghin) проходит потрясающий маршрут - диретиссиму южной стены в соловосхождении и без использования кислородных баллонов!
Его маршрут во второй части стены соединяется с югославским маршрутом 1975 года.
Его одиночный штурм начался с отметки 7100 метров.
Спуск с вершины проходил по Северо-Западному гребню.
Во время спуска он пережил две лавины. В первой он потерял один ледоруб а во второй лавине - второй ледоруб и перчатки. Позже он описал свое приключение:

"Я плыву головой вперед на сумасшедшей скорости, я погружаюсь в воду, а затем всплываю. Меня швыряет через две ледяные стены. Секунды тянутся бесконечно! Ужасно страшно! В четырехстах метрах ниже лавина стихает. Меня чудом выбросило на поверхность. С колотящимся сердцем я сижу на снегу, совершенно ошеломленный".
Пьер Бегин выжил лишь чудом.
К сожалению, удача покинула его три года спустя на южной стене Аннапурны, когда в восхождении разрушилась станция и он сорвался в пропасть.

Одинокие волки Макалу
Зеленым цветом обозначен маршрут Пьера Бегина 1989 года. Красным цветом - югославский маршрут 1975 года

Оригинальное фото маршрута из отчета Пьера Бегина

1993 год. попытка Джеффа Лоу (Jeff Lowe)

Одинокие волки Макалу
Джефф Лоу (Jeff Lowe) в 1979 году во время второй попытки восхождения на Ама-Даблам

В 1993 году сильнейший американский альпинист Джефф Лоу (Jeff Lowe) пришел к Макалу с планами пройти Западную стену.
Он смог подняться до отметки 7000 метров, однако был остановлен сильным снегопадом, а его палатка высотного лагеря была засыпана лавиной.
Лоу потребовалось три часа, чтобы выкопать себя из-под снега.

1996 год. попытка Ясуси Яманоя (Yasushi Yamanoi)

Одинокие волки Макалу
Ясуси Яманой (Yasushi Yamanoi)

Осенью 1996 года к горе пришел японский альпинист Ясуси Яманой (Yasushi Yamanoi). Он также предпринял сольную попытку подняться через Западную стену. Но на высоте 7400 метров он попал под камнепад.
Из-за травм шеи и груди он решил прервать экспедицию и спуститься вниз

2006 год. попытка Жан-Кристофа Лафаля (Jean-Christophe Lafaille)

Одинокие волки Макалу
Жан-Кристоф Лафаль (Jean-Christophe Lafaille) в базовом лагере Макалу перед его сольной попыткой восхождения в зимний период. Фото Planet Mountain

В 2006 году француз Жан-Кристоф Лафаль (Jean-Christophe Lafaille) предпринял попытку первого зимнего соло-восхождения на Макалу.
Он поднимался без использования кислородных баллонов и разбил свой высотный лагерь на 7600м.
На следующее утро он отправился на последний штурм вершины.
Больше его никто не видел. Жан-Кристоф пропал без вести на горе...