Александра Марчук (Москва)
Автор: Александра Марчук (Москва)

Однажды на майские праздники мы решили отправиться исследовать удивительнейшую речку Тихвинской гряды - Рагушу. Очень интересно было посмотреть на поноры и карстовые воронки, через которые река уходит под землю. Летом она уходит туда вся (на целых 2 км!), в паводки же она частично течет по глубокому каньону, образуя там шиверы и пороги.
После Рагуши мы решили посетить речку Сондалу, находящуюся на Вепсовской возвышенности.
Едет нас 9 человек. Суда самые разнообразнейшие: катамаран двойка, каркасно-надувная байдарка, каноэ "Егерь", каркасно-надувные каноэ и каяк.
Поезд на Петербург отправляется с Савеловского вокзала в 17 часов.
Едем. Болтаем обо всем на свете. Вспоминаем разные походы, в том числе, весенние - как там в снега попадали. Среди прочего Хвостом был рассказан анекдот про глуховатую золотую рыбку. Так с этой рыбкой весь поход и прошли. Стоило чего-то пожелать (а народ, обладающий юмором и ожидающий каких-то трудностей, желал обычно чего-то очень пакостного), то это желание почти сразу же исполнялось, причем, вследствие глуховатости рыбки, в самом наимерзейшем виде.
Итак, проснувшись утром на подъездах к Неболчам, мы, конечно же, увидели снега (золотая рыбка постаралась).
С трудом отыскав машину, едем в сторону деревни Звонец (от нее останется 8 километров до озера Никулинского, из которого вытекает Рагуша). "Скоро снег пойдет" - говорит Марч. Рыбка долго ждать не заставляет - начинает падать мелкий снежок.
Машина бодро борется с грязью на дороге. Начинается крутой подъем. Колеса вязнут, вязнут... Машина съезжает вниз и замирает. "Кажется, вы что-то про пешку говорили" - смеется золотая рыбка… Но мы все же надеемся, что нам придется пройти только 1 километра до деревни - может там какой-нибудь трактор найдется. Но нет - увы...
И тут Вера произнесла самую страшную фразу: "Согласно прогнозам последних известий неделю нам жить, во снегах утопая..." И уж об этом наша драгоценнейшая рыбка, конечно, позаботилась.
Началась пешка по сплошным снегам. Потемнело, и из черного облака посыпался густой-густой снег.
После деревни - еще 1 километр по дороге, а дальше - 7 километров по узкой тропинке натоптанной рыбаками (здесь дороги и в помине нет). Шаг с тропинки - и ты выше колена в снегу.
Для костра роем яму, как в зимнем походе.
Марина собрала каяк и повезла его на веревочке по снегу.
К вечеру до реки дошли. Морозный закат. Перед нашим взором раскинулось озеро, покрытое толстым слоем льда. На белоснежном фоне - черные точки рыбаков. Измеряем с ними друг друга полным недоумения взором.
Из озера вытекает ручей, в котором вряд ли развернется каяк. И все же река не подо льдом, как предсказывал Марч, и по своей наивности мы решили, что в этот раз глуховатая рыбка нас не услышала.
Поплыли. Река течет среди заснеженных берегов. Небольшие завалы.
Меньше всего они беспокоят экипаж каноэ. Каноэ плоское, сидит низко. Можно пролезть под очень низким бревном, а если вдруг не пролезаешь, то можно по очереди выбраться на бревно и протащить под ним каноэ. "Егерь" большой, но мягкий и ему почти удается повторять маневры каноэ. Юрко повсюду проскальзывает каяк. Хуже всех приходится катамарану.
Удивительнейшая вещь - бобровые плотины. Сначала вода разбегается в разные стороны - плыть совсем негде, потом собирается к плотине и сливается в какую-нибудь щелку, куда вполне может поместиться лодка. Самая большая плотина была около одного метра высотой. Очень внушительно смотрелся такой перепад на нашей маленькой речке.
В середине первого дня начались сплошные завалы (тоже рыбка постаралась), которые приходилось обтаскивать по берегу - по снегу.
Во второй половине дня пошли перекаты.
Ночью был небольшой морозец - 1-2 градуса. Марч все рассуждает о том, что нам нужен ночью не мороз, а теплый дождик, который растопит снега. "Ох, услышит не так золотая рыбка, - переживает Вера, - накличешь ведь какую-нибудь гадость."
От места ночевки уплыть не могли часа полтора - так петляла речка по ближайшей поляне. Иногда река становилась до того узкой, что уже ни одна лодка в ней не помещалось - перетаскивали из протоки в протоку. За разбоями - бобровая плотина.
И опять снега, снега и снега...
Проплыли заброшенную узкоколейную железную дорогу - два моста. Река снова пошла пошустрей. Шиверки. Льды красивейшие по берегам - толстые сломы разной степени спрессованности с разнообразнейшими красивыми узорами.
К вечеру река успокоилась, влилась в какой-то лиственный лес, и у нас возникла проблема - где ночевать. После долгих поисков стоянки, встаем на крохотном сухом пятачке между трех сосен.
Под утро пошел так сильно желанный "теплый ночной" дождик. И шел он, конечно же, почти сутки!
И вот "праздник первой льдины"! Перетаскиваем через нее лодки, приплясывая. Не знали мы тогда, что нам готовит наша разлюбезная глуховатая рыбка...
А льдов становилось все больше и больше. Сперва их можно было давить с разгону, и они тонули. Потом льды стали прочнее - приходилось вылезать на них из лодки. Тут важно было не отцепиться от лодки: чуть тоньше лед - и ты под ним. Вот тут-то легче всего оказалось катамарану. Кат высокий, устойчивый, за него держаться легко. На остальных двухместных судах тоже ничего. А вот Марине плохо. Одна она.
Если под лед провалится, то и помочь некому.
Не выдержав этого, Марина, стала разведывать срезы меандр. Река как заложит петлю - всю во льдах, вылезешь на берег, а там река в двух шагах в другую сторону течет. Очень удобно.
За теплую ночь льды, по которым мы бегали, практически сошли. Утром по реке плыли остатки льдин, и стоял густой туман. На градуснике +10. Марина говорит, что сегодня обязательно будет купаться, раз так тепло стало.
Но чистая вода нас радовала не долго. Река вошла в каньон, и снова потянулись бесконечные льды.
Сегодня мы должны закончить сплав по Рагуше, т.к. на завтрашнее утро назначена встреча в Подпорожье - к нам приезжает народ из Москвы, чтобы вместе идти на Сондалу. Уже очевидно, что до основного каньона Рагуши мы не добрались. Нам бы достичь моста на дороге, ведущей в Бокситогорск. Не пришлось бы до него идти пешком.
Льды стали менее фундаментальные. Теперь стоило влететь с разгону на льдину (чтобы на нее выйти), как она трогалась. Так свернешь 200-метровую махину, плывешь на ней, с ужасом ожидая того, что будет дальше, а народ, кто выше по течению, в это время радуется: "Ура! Льды пошли!"
Еще чистый кусок воды - еще радость! Но и тут рыбка напакостила. "Марина купаться собиралась - пожалуйста!" - киль! Еще метров 500 - и мы упираемся в очередное препятствие, которое уже преодолеть не представляется возможности. Это - ледяной затор из ломаных льдин на расстояние, сколько видит глаз (метров 300). Мы ломали головы, что нам делать, а рыбка надрывалась от хохота (она сегодня особенно разошлась): "Пешую выброску хотели? - получите!"
До дороги оказалось всего полчаса ходьбы. Вера ищет поноры, мы с Мариной осматриваем каньон, народ ловит машину...
Увы! Понор мы не увидали. Говорят, что река уходит в них только осенью. А весной она весело катится по каньону.
Два прицепных вагончика, идущих из Бокситогорска в Петербург, отправляются в 22.45. В одном из них мы и добрались до Волховстроя. Там мы попрощались с Мариной, отпустив ее в ночь. Она едет на Полометь. Наш же путь лежит на Сондалу.
Около 6-и утра садимся в поезд Москва-Мурманск и через 2,5 часа - мы в Подпорожье. С нашего же поезда сходит народ, приехавший к нам. Нас стало 16 человек, и состав судов еще разнообразился. Приехали 2 "Тайменя", КНБ и удивительная лодка "Щука".
Река Сондала вытекает из озера Палозера, до которого из деревни Кармановское идет дорога. Если повезет, то по ней можно доехать почти до реки. Останется одна проблема - преодолеть метров 500 озера. Оно ведь наверняка подо льдом. Под крепким ли? За поворот от Кармановского завезли нас всего на 8 километров (из 22-х). Опять пешка!
И на сей раз, рыбка нам подготовила пешечку изысканную. Льет дождь... Холодно... Кругом снег... В узкой колее ноги не помещаются. Снег же не держит.
На дороге стоят старые облезлые километровые столбы. Изредка отмечаем, что прошли еще километр. Народ идет, каждый в своем темпе и режиме, периодически собираясь и снова растягиваясь по снежной дороге. И вдруг меня осенило: сегодня же первое мая! Это первомайская демонстрация тянется по снегам!
Марч сообщил, что поворот к Палозеру прошли. Но, увы, кончились какие-либо колеи (на пути мы встретили несколько пустых машин, накрепко влипших в снег) и каждый шаг стал стоить еще дороже - ноги безобразно проваливаются в снег. Стало еще холоднее. Дождь лил как из ведра.
Встаем на ночь, не дойдя до озера. Огромный костер. Греемся.
А Марч побрел искать озеро...
Озеро он не нашел. Говорит, что однозначно нашел поворот.
Утром второго мая мы продолжаем снежное шествие к Сондале.
Ура! Мост! Озеро (подо льдом)! Река!
"И этот негодяй лишил нас такого "удовольствия" - проволочиться по этому озеру!" - воскликнул Хвост. Озеро было позади, впереди - река. Но уж очень похоже, что не то это озеро, что мы выше нужного.
Быстро собираемся. Сплываем... Завалы... Гнилой лес. Явный подпор воды.
И вот перед нами открываются бесконечные ледяные просторы. "Хвост озера хотел, кажется? Проволочиться по нему? Вот вам озеро, пожалуйста!" - вспомнила про нас золотая рыбка.
Сходу на лед вылезти не удалось. Лед разбивается лодкой в кашу. Приходится вставать на ночь. Очередную подаренную рыбкой проблему будем решать завтра.
Утром пытались плыть по закраинам, но ничего не вышло - почти сразу уперлись во льды. При попытке как-то преодолеть лед убеждаемся в том, что человека он не держит, лодкой же не разбивается. Ползком, лежа на лодке, пытаемся выбраться на более крепкий лед. Хвосты это сделали первыми и лихо побежали к середине озера. По их тропе побрел народ, таща за собой суда. Лед, местами довольно крепкий, местами проваливаешься по колено в ледовую кашу и только там упираешься во что-то твердое.
Надо заметить, что во время этого всего замечательного путешествия хлестал ледяной дождь.
И вот - ура! Река! Река - широкая, быстрая - сразу покатила, конечно же, без всяких завалов.
Чуть сплыв, решили обедать. Тент слегка распугал дождик, и удалось немного посохнуть и погреться. "Ну, теперь, - говорит народ, - все быстро пойдет. За один день докатим". - "Не загадывайте, - отвечает злобный Марч, - сейчас еще кто-нибудь кильнется, сломается". - "Ты что говоришь! О рыбке забыл, что ли?" - заверещали все девицы. Но, увы, было поздно. Рыбка уже все услышала.
Сплываем, как всегда, первые. После неприятных мест стараемся подождать народ. Поворот - шивера становится сильнее. Еще поворот... "Ой! Я не хочу туда!" - только и успеваю воскликнуть я. Впереди огромные валы. Мы пытаемся уйти под внутренний берег.
Один вредный камень - и мы в мановение ока оказались под водой. Через несколько секунд я была уже на берегу. Марч плывет рядом с лодкой и, кажется, сейчас выберется на берег. "Легко отделались," - подумала я и стала оглядываться на народ - как они? Все влетают в шиверу. Кутерьма, неразбериха. Народ на камнях сидит... Кильнулись и намотались на камень Санечки...
Бегу за лодкой. Скорей! Сейчас достану камеру, и буду снимать это безобразие. Но как бы ни так! Лодка болтается под берегом - между прибрежными льдами и ветками. Серединой намотана на торчащее вверх по течению бревно. Никакие усилия достать лодку не увенчиваются успехом. Пытаемся достать камеру - безрезультатно...
И тут вдруг лодка всплыла - изломанная, искореженная, с болтающейся сверху камерой (мы наблюдали, как ее вымыло из лодки) - и поплыла вниз. Выловили ее Хвосты...
Из "Танечки" (так зовут наше каноэ) сыпятся трубочки по 10-15 см... Камера снимает! (Не надо забывать, что камера, конечно же, была в надежном кофре).
Суда раскиданы вдоль реки. Все собираются в одном месте для стоянки и глобального ремонта. "Кто там, на обеде говорил о килях, поломках? - вспоминает народ, - Давайте все же потише с золотой рыбкой!"
У Санечек сломаны кильсон и шпангоут. Они занимаются своей лодкой. Все остальные силы брошены на реанимацию "Танечки", у которой практически отсутствует вся центральная часть.
Клеились до темноты, и еще насколько сил хватило при свете костра.
Новак встал с рассветом и занялся клейкой лодки. Вскоре встала я и приняла эстафету. К завтраку шкура и баллоны готовы. Еще полдня возни - и готов деревянный каркас. У Санечек - тоже новый деревянный шпангоут. Плыть первые 15-20 минут было очень страшно. Потом постепенно обвыклись. Лодка идет хорошо, как будто и не ломалась.
Опять начался "эскалатор". Катит и катит. По берегам стали появляться наваленные ледоходом льды. Постепенно река вошла в коридор из таких льдов, возвышающихся метра на два. "Не хотелось бы попасть в ледоход, что здесь был", - сказал Марч... "Сегодня плывем до упора?" - спросил Санечка. Во всех остальных экипажах тоже состоялись диалоги, связанные со льдами, ледоходом и возможными ледовыми заторами. Выплываем из-за поворота... "Ха-ха-ха! - смеется Санечка, - А ты говорил, Марч, что плывем не до упора!"
Народ выплывает из-за поворота с гомерическим хохотом: "Уговорили рыбку!"
Завал обнесли. Но далеко уплыть нам не удалось, так как рыбка слышала и разговоры о ледоходе, и пустила нам вдогонку обнесенный нами завал. Нас затерло льдами. Пришлось прижаться к берегу и их пропускать.
Льды постепенно сплыли. Открылась чистая вода, но не надолго. За поворотом - метров на 300 - виден ледяной затор. Наши льдины подплывают к нему и там "гнездятся". Споры страшные. Обносить - не обносить? Уже поздно. Надо вставать на ночь. А не хочется. Ведь рассчитывали окончить поход сегодня и завтра утром быть в Москве.
Часть народа еще бурно спорит, часть же уже ставит палатки и начинает готовить ужин.
Пока ставили лагерь, завал сплыл.
Утром льдов и в помине нет. Опять начался "эскалатор". И так до самой Ояти. Оять - это море, местная Катунь. Качают валы. А раздолье... красотища... "Что-то вы расслабились. Больше ничего не заказывали? Но трудности же заказывали! До этого не догадались?" - всего-навсего - встречный ветер. Да какой! Каноэ - и то на месте стоит, а как передвигается катамаран - вообще не понятно.
Но борьба продолжалась не долго. Вот Винницы. Дорога. Автобус на Подпорожье.
На этом наши приключения окончились.
И вот мой совет. Поосторожнее с рыбкой-то золотой будьте! Ох, ведь и не такого натворить может! Хотя, если не боитесь, попробуйте - положительных эмоций хватит надолго.