Автор: Денис Хорошко (Саратов)

Эту поездку я планировал еще в 2000 году. Хотелось попасть в Санкт-Петербург на 300-летний юбилей в самый разгар белых ночей. Моя мечта осуществилась, и в конце мая 2003 года я уже стоял на одном из красивейших мостов в «северной Венеции». В том, что она северная легко можно убедиться. На календаре была ранняя весна, а на дворе поздняя осень. Куртки, ветровки, свитера – все это актуально для Питера даже в конце мая.

Непривычно светло

Свой первый день в городе Петра мы начали с прогулки по набережной Невы. Прошлись по Тучкову мосту, откуда нам открылся удивительный вид на северную реку, волны которой бились о берег. Смелые ребятишки купались. Моржам не привыкать.

Речную тему продолжил Военно-морской музей, куда мы зашли, не планируя того делать. Просто время близилось к вечеру, и выбирать уже было поздно. Музей приятно порадовал меня своими уникальными экспонатами. Более 2000 моделей кораблей, 7000 образцов оружия и техники. Всего же в фондах музея свыше 800 тысяч экспонатов. Масштаб впечатляет. Здесь же можно увидеть ботик, на котором Петр 1 совершал свои первые плавания, и модель броненосца «Потемкин». Думаю, что каждый здесь найдет что-то интересное для себя. Музей закрывался. Вечерело. Хотя в сезон белых ночей темнеет ближе к 12 часам ночи. Пока же было непривычно светло.

Секрет Римского-Корсакова

Следующий день должен был стать не менее интересным. На этот раз нас ожидал город Павловск. До отправления электрички, ставшей привычным видом транспорта, оставалось немного времени. Как тут не зайти в какой-нибудь музей? Неожиданно возникшим на карте ближайшим к вокзалу музеем оказалась квартира Римского-Корсакова. Пришлось, конечно, поблуждать в поисках музея и на всё про всё осталось всего 10 минут.

Мы вбежали во двор обычного жилого пятиэтажного здания. Найдя всё же заветную надпись на доме композитора, мы нажали на кнопку домофона. Прямо какая-то конспирация. Не удивительно, что никто почти не знает о существовании этого музея. Нам были необычайно рады местные смотрители музея – квартиры Римского-Корсакова. Но мы сразу предупредили, что у нас есть только 10 минут.

Практически не отрываясь от часов, я надел музейные тапочки и начала экспресс-осмотр квартиры знаменитого композитора. Картины, мебель, рабочий стол, любимое кресло композитора, старинное бюро работы тихвинских мастеров и главная достопримечательность – рояль фирмы «Беккер» на котором всеми нами уважаемый композитор сочинил музыку к опере «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Кащея Бессмертного» и массу других не менее известные произведения.

На этом же рояле играл Рахманинов и Скрябин. Кого только здесь не было. Все сливки того времени: художник Серов, Репин и сам Шаляпин. Бомонд.

Осталось только 2 минуты свободного времени, так как нужно было еще добежать до вокзала. Как только не пыталась удержать нас служащая музея, я тонко намекнул, что нам пора уносить ноги. И всё же я задал ей последний вопрос, который давно мучил меня. Почему именно Римский-Корсаков? Оказалось, что его предки приехали из-за границы. Носили фамилию Корсак, которую по приезду в Россию переделали на русский манер, изменив ее на Корсаков. А чтобы отличаться от местных Корсаковых добавили первую часть фамилии. Быстро сняв тапочки, мы попытались как можно быстрее уйти, но нам нескромно навязали купить буклет о композиторе. Обливаясь потом и задыхаясь от непривычно длительного бега по многочисленным питерским улочкам, мы чудом успели на электричку. И даже успели занять пару свободных мест.

40 мест Павловска

Павловск оказался куда интереснее, чем я мог представить. Какая природа! Какой простор! Просто сказка… А ведь когда-то здесь были болота и непроходимый лес. Мария Федоровна (жена Павла I) постаралась на славу на 540 гектарах земли. Теперь эту территорию занимают многочисленные парки и сады. Рекомендую обойти всю территорию, как это сделали мы, не пожалев своих драгоценных ног. Зато получили неописуемое наслаждение от наполненного неповторимым ароматом воздуха, видом с обрыва на реку Славянку и дошли до колонны «Конец света», куда редко ступает нога туриста. Но прежде чем все это увидеть начните с самого начала. Прогуляйтесь от вокзала пешочком, посмотрите на уточек в пруду, и посетите Павловский дворец и прилегающие к нему территории.

Особенно порадует неискушенный глаз Собственный садик. Столько необычных цветов и аккуратно подстриженных кустарников! Здесь даже есть растение с необычным названием – лох. Можно также рассмотреть часть территории парка с воды, взяв на прокат лодку. Такое чувство спокойствия и блаженства! Прогуляйтесь по Горбатому мостику и дойдите до Руинного каскада. Этот мини-водопад хорошо освежает в летнюю жару.

У меня есть список из 40 достопримечательностей Павловска и боюсь, что не хватит времени, чтобы их все перечислить. Одно точно знаю, когда будете в Питере, один день оставьте, на город Павловск.

Ночной город

Следующий день мы хотели посвятить Петергофу. Но не судьба было увидеть фонтаны Петергофа. Радости особой не было в моих глазах, поэтому остаток вечера просто жизненно необходимо было как-то скрасить. Русский музей! Чуть не забыли. По возвращении в Санкт-Петербург именно туда мы и направились. После посещения Русского музея в основательно приподнятом настроении я решил поехать на экскурсию по ночному Петербургу. Пять часов приключений, белые ночи, новые знакомые и отличный гид – настоящая жителя Питера. Купив билет в одном из киосков на Невском проспекте, мы отправились в пол двенадцатого в увлекательное путешествие по ночному Питеру. В разгар белых ночей достаточно светло, почти как днем, только в пасмурную погоду.

Первую остановку мы сделали возле Михайловского замка. Именно там был убит Павел I. Так или иначе, эта поездка почти вся была посвящена ему. Прошли мимо Мраморного дворца и побывали возле храма Воскресенья Христова. Второе и более известное название этого храма «Спас на крови». Храм построен на месте, где был смертельно ранен Александр II. Сейчас же здесь находится самый большой музей мозаики.

Петербург богат на рекорды. Так один из его многочисленных мостов вошел в книгу рекордов Гиннеса. При строительстве этого рекордсмена было использован 1 миллион заклепок. Если их выложить один на один, то получиться расстояние в 700 километров. Очень много интересного я узнал о памятнике Чижику-Пыжику. Оказывается Чайковский, сочинивший песенку про Чижика, учился недалеко от места, где сейчас стоит памятник, в училище правоведения. В студенческую пору он носил форму цвета чижика, а зимой он и его однокурсники носили одежду из пыжа. Вот и получился на Фонтанке Чижик-Пыжик.

Около трех часов ночи мы изрядно проголодались и заботливый гид остановила автобус возле кафе. Мы быстро перекусили и с новыми силами, уже не желая засыпать, почти до 5 часов утра ездили по Питеру, гуляли по Финскому заливу. Возможно, вам удастся увидеть разведение мостов. Нам не удалось. В этот день мосты не разводили по случаю праздника.

От нашего же гида я узнал, что за 300-летнюю историю города было более 290 наводнений. И при том большинство из наводнений были осенью, когда меньше всего ожидаешь. Причина, как оказалось, не таянье снега, а сильный ветер с Балтийского моря, который гонит огромные потоки воды, переполняя речные каналы города.

Потом мы проехали по местам, где жили герои Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова, дом Родиона Раскольникова и старухи-процентщицы. Сам же Достоевский часто менял квартиры, но обычно выбирал угловые, где больше света. Поездка оказалась очень познавательной и увлекательной. Так что если будет желание побродить по ночным улочкам Питера, обязательно сделайте это. Заодно дойдите до набережной, где напротив Академии художеств, установлены небольшие Сфинксы, привезенные из Египта. Считается, что если им потереть за ушком, то в кошельке будут водиться деньги. В чьем, правда, кошельке не уточнялось.

Метро должно было открыться примерно через полчаса. Время я решил скоротать в интернет-кафе. На Невском проспекте их огромное количество и практически все работают круглосуточно. Можно отправить электронные письма, побродить по Интернету и просто выспаться на клавиатуре, как это сделала одна «интернетчица» посетительница кафе. К семи часам утра я вернулся в гостиницу, сделав все свои дела, уснул до обеда.

Васильевский остров

Обеденная прогулка началась с Васильевского острова. Оказалось, что там есть неплохая пешеходная зона наподобие Арбата в районе 6-7 линии. Когда-то здесь планировалось сделать каналы, как в Амстердаме, но после тщетных попыток отказались от этой задумки и, засыпав линии, оставили место для пешеходов. Уютное местечко. Много зелени, фонтанчики и знакомые лица. Чисто случайно я встретил знакомых из Саратова, с кем когда-то пытался поступить на театральный факультет. Ребята уже стали профессиональными актерами и неплохо устроились в Питере в театре сатиры. Я знал, что мир тесен, но не настолько же!

Вернувшись с острова в центр города, мы успели еще сходить в Строгановский музей, где предстала нашему взору выставка фарфора и фотографий. Но больше всего меня заинтриговала выставка восковых фигур царской династии. Особенно удивил рост императора Александра I. Однако и великан он был!

Другой ракурс

Мы увидели Питер уже со всех сторон, но с воды его еще предстояло увидеть. Речная экскурсия стоила столько же, сколько и ночная и в большинстве своем продублировала все то, что мы увидели этой ночью, только теперь уже с другого ракурса. Мы проплыли под многочисленными мостами по каналу Грибоедова и по Фонтанке. Насладились речным ароматом и просто хорошо провели время. Одним глазом я все еще хотел спать, другим пытался запомнить и впитать в себя всю эту красоту. Все-таки бессонная ночь давала о себе знать. Вечерняя прогулка по Санкт-Петербургу, наконец, сделала настроение праздничным. Гулянья по Невскому проспекту, отдыхающие на лужайке у Казанского Собора люди. Такую картину я видел впервые. Впервые же я и увидел стеклянный памятник миру, установленный на Сенной площади, где на разных языках написано слово «мир». Этот подарок преподнесли французы к юбилею города.

Жирной точкой и кульминацией нашего путешествия по Петербургу и его пригородам стало повторное посещение Петергофа. На этот раз удалось увидеть практически все фонтаны и насладиться водной феерией воочию и попасть в сердце фонтана в грот, в котором видно как устроен весь этот механизм.

Грандиозное сооружение, которое работает без насосов, а просто от напора поступающей по каналам воды и разницы в уровнях расположения фонтанов.

Необычайной красоты Большой каскад, состоящий из 64 фонтанов и 255 бронзовых скульптур, барельефов и других деталей. Не меньше впечатляет «Пирамида» и каскад Драконов, выполненный в виде шахматной доски.

Есть и фонтаны для влюбленных романтиков такие как «Адам» и «Ева». А для детей и взрослых не лишенных детской непосредственности сделаны забавные фонтаны-шутихи. Проходя по площадке из выложенного мелкого камня можно получить порцию воды прямо на себя. Струйки воды неожиданно вырываются из земли. Как этот механизм работает?! Я думал, что при определенном нажатии на камушки. Оказывается, что не так. Ох, как хочется вам открыть тайну, но тогда вам будет не интересно. Побывайте в Петергофе и раскройте секрет этого фонтана.

Не хотелось расставаться с этой красотой. Поездка была очень интересной и насыщенной, что не было времени отдыхать. Вы же напротив можете отлично отдохнуть, выбрав самое интересное на ваш взгляд. Все увидеть все равно не возможно, хотя очень хочется.

Денис Хорошко, 16 августа 2003 г.