Загадочная Келасури

Автор: Александра Марчук (Москва)

Кандидат в мастера спорта по водному туризму. В 1994 году участвовала в походе по реке Чулышман на Алтае, занявшем I место в Чемпионате России.

Работы Александры Марчук:

• Алтай в гамаке
  • В гости
  • Загадки древних цивилизаций: Анабарская Империя
  • Звери
  • История освоения дивной алтайской реки Аргут
  • К истокам Енисея
  • Майская Абхазия
  • Не тащите малышей в поход!
  • Новое чудо Крыма
  • Оверкиль
  • Острова в океане
  • Река, которая течет вверх
  • Сказка о золотой рыбке
  • Только вертолетом можно долететь
  • Этот удивительный бублик

Все работы Александры Марчук...

Келасури. Загадочная, чарующая Келасури. Непокорная и гордая Келасури...

Келасури - река в Абхазии. Река, текущая в узком горном ущелье, несущая свои воды в Черное море.

Келасури. Кто хотя бы раз соприкоснулся с нею, тот будет болен этой рекой всегда.

Последние несколько лет группы московских туристов стали потихоньку заново исследовать Абхазию. Надо сказать, что реки Абхазии были практически не изучены туристами-водниками. Короткие они, мелкие. Уклон огромен. Не годились старые средства сплава для них. Не хватало техники. Сейчас, когда активно стали использоваться для сплава полиэтиленовые каяки, стало возможным очень многое.

Эти маленькие шустрые крутые прозрачные речки стали "по зубам" туристам. Да и новый способ путешествий здесь сыграл немалую роль - свой микроавтобус, внутри оборудованы спальные места. Каяки - на крыше. И езжай, куда хочешь. Забирайся туда, куда никто не повезет. Заезжай на одну короткую речку, потом - на другую. Не совсем, конечно, туризм - поездки, спорт.

Так были исследованы реки Юпшара, Гега, Хашупсе, Жеопсе, Сандрипш и многие другие.

И настала пора Келасури, реки, текущей в неприступном ущелье, большой реки, крутопадающей.

На побережье-то совсем спокойно, рай, да и только. А вот в горах… Кто знает. Местные без автомата туда не суются. Сванов боятся. Да и заминированные, говорят, участки остались.

За два года 2004-2005 на Келасури побывало три экспедиции. Удачной я бы не назвала ни одну из них. Реку пройденной тоже не назову. Хотя есть и другое мнение: все, что реально пройти - пройдено, и нечего сюда соваться больше - опасно больно. Но то, что опасно - факт неоспоримый. И случись что - не выберешься.

Первая экспедиция. Май 2004. Микроавтобус забрасывает на реку небольшую группу. На катамаране-двойке Вася Воробьев с Мариной Мягковой. Четыре каякера: Сергей Алтунджи, Сергей Николаев, Алекс Корчмарь и Павел Абрамов. Встреча с основной группой через три дня у моря. То есть на первопрохождение восьми километров каньона и на 20 километров разбоев выделено 2 дня, третий - запасной.

Река подхватила легкие суда, и уже через несколько мгновений стало ясно, что пути назад нет - оба берега были отвесны. Тем не менее, река еще была не очень сложна, и первый сплавной день (2 километра) внушил некоторый оптимизм.

На второй день через два или три километра сплава началось узкое ущелье. Уклон реки резко вырос. Тут без конца приходилось пересекать реку с одного берега на другой (перечаливаться), так как вечно не было пути ни по воде, ни по берегу, где находишься. Безуспешные попытки заглянуть за поворот реки. Бесконечные обносы судов по берегу. Река становилась всё круче и круче. Куски прохождений становились всё короче, обносы по осыпным склонам и скалам всё тяжелее, места между препятствиями для перечалок все меньше и меньше. На просмотр нескольких сотен метров реки уходили часы, часы опасного лазания вверх-вниз по склонам, продирания сквозь густые высоченные заросли рододендрона - местного стланика. С одной из скал улетел в реку каяк с палаткой и частью продуктов…
Каждый следующий шаг давался всё трудней.

Кульминацией похода явилось ночное путешествие Сергея Алтунджи. Выйдя вечером на разведку, к ночи не вернулся в лагерь. Он вылез до верха каньона и в сумерках спустился назад, как он был уверен, в лагерь. Но, увы, оказался ниже по течению реки… Спичек у него не было. В итоге, вся ночь, чтобы не замерзнуть - в движении. В движении по почти отвесному склону, по осыпающимся камням, по колючим кустарникам…

Какое чудо спасло Сергея - неясно. И неясно было, как ему удалось "пропутешествовать" всю ночь там, где группа на следующий день вылезала на верёвках три часа...

Правда, сведения, добытые Сергеем в ночной разведке, вселяли надежду - надо обнести этот каньон, а дальше - плёс.

Увы, плёс заканчивался километра через полтора.
А дальше… Чем дальше народ продвигался вдоль берега, тем яснее становилось, что следующее препятствие им не пройти - здесь сошел свежий сель…

Но найдена полка для обноса. И даже есть спуск… Но дальше опять скальный каньон! И что в нем, никому неясно!

Закончились три дня - максимальное время, отведенное на сплав. И в этот момент группа встает перед принятием судьбоносного решения: идти дальше или уходить с реки. Уходить без дороги, все по тем же скалам и колючим зарослям. Уходить, очевидно, бросив водное снаряжение. И сколько так ходить - неизвестно.

А если идти по реке… Один вариант все же был виден в том случае, если каньон окажется непроходимым. У другого берега просматривалось место, где пристать, но тогда пришлось бы, опять же бросив все водное снаряжение, выбираться по скале метров 30 высотой. Подняться же по стенке правого берега было нереально - набор высоты метров 800.

И все же решили идти по реке. Смелым река дала дорогу - дальше на реке не было ни одного порога!!!

Река расступилась, потекла веселыми разбоями. А вот и потерянный каяк… Вот и море!
2005 год. Весна. Начало мая. Где-то там, далеко-далеко под ногами эта странная река. Здесь же сплошной зеленый рай. Тропа (заброшенная дорога) вдоль реки идет только на верхнем участке, к перевалу в Сванетию. Обрыв над дорогой, обрыв далеко вниз. И только видишь, как в бледно-зеленую дымку молодой листвы вплетаются темно-зеленые лианы, да еще далекие-далекие белые пятна реки. Сверху свисают лохматые кусты рододендронов.

Можно ли как-то продвигаться по склону там, где нет дороги, трудно сказать. Сомнения были велики, но все же мы собирались это проверить. Увы, это не сложилось…

Одна группа идет на Келасури автономно, на все праздники. Двое же каякеров - все те же Алекс и Павел, сперва хотят размяться на более простых реках, но Келасури упрямо засела у них в головах.

Нас семеро. Василий на катамаране, но не с Мариной, а с дочерью Сашей. Второй катамаран в составе Эммина с Кириллом, и, на каяке Сергей Алтунджи. В группе поддержки всего два человека (побольше бы!) - я и Эмиль. Но уж так сложилось. Хорошо, Эмиль обладает скальной техникой. Кстати, единственный в группе.

Идея - исследовать Келасури выше того места, чем начинали в прошлый раз. По Келасурской тропе мы прошли километров семь. Здесь есть спуск к реке (по притоку), да и этих километров хватит…

В этой экспедиции события развивались чересчур стремительно. Видимо, этот участок реки был и вовсе закрыт местными Богами. На первых метрах ушел каяк - Сергею довольно легко было выбраться на тропу, так как это было совсем у старта. Еще через пятьсот метров катамараны уперлись в непроходимое и необносимое препятствие. Только на веревках и только на дорогу. Здесь и пригодились умения Эмиля. До глубокой темноты - подъем людей.

Утром Василий решил пробежаться - не видно ли с дороги хоть немного реки. И что же - он увидел с дороги каяк. Отпустила Келасури лодку!

Первая половина дня - подъем катамаранов, вторая - экспедиция за каяком. Вот он - виден, как на ладошке… А как же все-таки далеко до него. Спуск длится несколько часов… Все действия осложняет дождь. Он уже размыл всю почву, с каждым часом увеличивается опасность передвижения по склону - с него "сползают" камни. Начался подъем… Сумерки… Ночь… По рации передают, что основной путь пройден, и Сергей, Эмиль и каяк на берегу под серией из 4-х 30-метровых веревок. Нам казалось - все, победа. Вот уже, сейчас они будут здесь…

Но по рации передают: "Срочно аптечку. У Эмиля повреждена рука".

Сергей с Эмилем уже были пристегнуты к веревке и начинали подъем, когда полетел камень. Увернуться было некуда. Как он прошел мимо голов?! Как люди остались живы?!

И вот под дождем, в темноте Сергей вводит Эмилю обезболивающее, накладывает шину… А потом почти 100 метров подъема по веревкам с одной рукой…

На следующий день - эвакуационные работы: Василий бежит десятки километров за машиной, Сергей выводит Эмиля до места, куда эта машина может подъехать, мы, оставшиеся, перетаскиваем вещи обратно к дороге.

Вот и весь поход…

Третья экспедиция. Их двое. Всего двое. Связаться с нами не успевают. Уходят на прошлогодний участок.

Ну и что же? И здесь приключения начались сразу.

Нам на верхнем участке еще показалось, что воды в реке больше, чем в прошлом году. Непрекращающиеся же дожди подливали и подливали воды. Пороги стали еще хуже. Склоны после бесконечных дождей "ползут". Обносить пороги становится еще сложнее…

Алекс упустил каяк в начале ущелья, дальше - пешком, пока возможно - по камням вдоль берега, страхуя Пашку.

Пашка идет. Идет, видимо, на пределе возможностей. Не многие пороги удается пройти чисто. В некоторых порогах переворачивается и встает по два раза. От ударов об камни появляются ссадины на костяшках пальцев, накапливается усталость. Тем не мене удается пройти все пороги, без обносов по берегу.

С левого берега удается просмотреть заходной порог того каньона, где в прошлом году ночью путешествовал Сергей Алтунджи. Пашка идет и его. Очередной переворот… Встать не удается. И вот в потоке - отдельно каяк, отдельно - каякер. Каньон почти чистый. Но впереди - выходной порог… И он пройден, только самосплавом… Увы, результат не весел - вывихнуто плечо…

И все же Пашке удается выбраться на берег… Но, к сожалению, на левый, а с Алексом они должны встретиться на правом. Пройдя пешком по берегу в поисках места для переправы, Пашка неожиданно видит у правого берега в начале Селевого прорыва свой каяк застрявший в завале. . Выбрав самое спокойное место, Пашка вплавь пересекает поток…Через некоторое время участникам этой немногочисленной экспедиции удается встретиться и Алекс лезет доставать Пашкин каяк. И вот сюрприз! В том же завале находится второй каяк!

Ниже Селевого прорыва каяки связали катамараном и, работая в три руки, двинулись вниз. Нелегко было сплавляться так! А впереди еще предстояло двадцать километров стремительной реки, и хотя порогов уже не было, приходилось прилагать все силы, чтобы не попасть под завалы из бревен…

Вот перед вами три экспедиции, три приключения. Три прихода на Келасури… Надо ли еще?

Очень сложная и опасная река. Будут ли еще люди сплавляться по ней? Им никто не запретит… Но главное, чтобы река всегда выпускала.