Автор - Андрей Безруков

Однажды мы возвращались из замечательного похода. Было самое начало лета, куча впечатлений, первые купания, первые комары и слепни. В общем, полные штаны удовольствия и клещей. Мы долго снимали их с себя за остановкой. Я снял около 20, Айрат около 10, Слава около 5 штук. Хороший улов.

До электрички оставалось около часа, начали подтягиваться туристы. Среди них была одна группа - куча детей и один не молодой турист, видно их руководитель. Мы разговорились, я узнал об их походе. Оказывается, они ходили в Серпиевку, вещи туда забрасывали на машинах, а сами дети гуляли налегке. Стояли они около пещеры дней 5.

Я рассказал их руководителю, что мы ходили из д. Сухая Атя через г. Брахмур, потом через д. Черное Плесо и в Сим. Тогда он достал свою карту и спрашивал наш маршрут. Он, говорит, тоже в детстве бегал, как мы, потом стал ездить на велосипеде, тем летом они собирались ехать на мотоциклах.

В то время я еще только начинал ходить в походы, я открывал туризм для себя с новой стороны - оказывается можно ходить не только туда, куда ведут тебя старшие, но и туда, куда хочется, для этого надо самому все организовывать. Я начинал вникать в дух местности, в расстановку хребтов, деревень и рек в этом районе. Начинал вглядываться в карту: если идти от сюда, можно прийти туда-то и туда-то. Я узнавал, что тут идет дорога, которая не отмечена на карте и неизвестно, куда она тебя приведет, в этом месте находятся интересные скалы, а вот тут непроходимая зеленка. Но это все только начиналось, если отметить на карте те места, которые я видел и осмыслил сам - получится несколько извилистых змеек, начинающихся у одной деревни и заканчивающихся у другой.

А тогда я смотрел в карту старого туриста и не узнавал ее. Вернее узнавал нашу любимую зеленую двухкилометровку посередине которой протянулась железная дорога с нанизанными на нее городами: Аша, Миньяр, Сим. Но все, что было к югу и северу сильно отличалось оттого, что лежало у меня в рюкзаке. Кругом синими чернилами были нарисованы змейки дорог, тропинок, были нарисованы скалки, озерца, полянки, болотца, ручьи и родники - все, что поленились занести в карту картографы. Или, наверное, они не знали обо всех этих чудесах. Картографам, наверное, было невдомек, что на реке Миньяр, где-то находится окаменевшее дерево и разрушенный мост, красная скала. Картографам, наверное, было безразлична та лесная дорога, которая начиналась на Шалашовке и незаметно через лес мимо больших вырубок бежала к реке Берда прямо к замечательному бревенчатому мосту, где грех не искупаться туристу. Все эти и многие другие чудеса местности вмещала в себя карта старого туриста. Насколько она была богаче скупого зеленого листа, что продается в магазинах Уфы!

Этими тайнами овладевает турист, когда год за годом, раз в месяц или чаще собирает рюкзак, берет немного еды и отправляется в лес. Там туриста ждет другая жизнь, в закоулках распадков, на вершинах горок, скалок, везде скрываются от городского глаза иные чудеса, которых невозможно показать по телевизору или рассказать за столом. Каждое место, где ты был, начинает обрастать историей, как бородой. Оно уже не просто изгиб ручья, что отмечен на карте, и не просто глубокий распадок, окруженный скалами без капли воды на дне, это место-погода-друзья-тяжесть-рюкзака-за-спиной. Все вместе. И сколько раз ты залезешь ту на горку с разных сторон в разное время суток, в разную погоду и в разные времена года, столько историй про нее ты сможешь рассказать друзьям, возвращаясь домой в электричке. И простая зеленая карта будет выглядеть уже, как карта заколдованного места, сказочного леса, где живут странные звери, птицы поют странными голосами и что только там не творится.

Теперь я замечаю, что лес нельзя измерить километрами и минутами пути. Он такой разный. Вот распадок, что ведет от Аши на Ажигардак, он для меня как проспект Октября, я ее прохожу за 5 минут, хотя если смотреть на часы, то за час. Я ее ощущаю, как дорогу на пять минут. А тот поворот, что резко поднимает путника почти на самый верх хребта, я его ощущаю как небольшую дорогу - после светофора надо повернуть направо и подниматься 4 минуты, там обязательно будет ждать пологое место, что меж низеньких рябинок выведет туриста наверх. Оттуда видно Ямантау и Нары. И таким измеренным становится почти все, что уместилось на зеленой бумажке, которую я всегда таскаю в кармане рюкзака.

Жаль, не придумано способов записать все это на карте, сколько идти от Сима до того каменного пляжа на Куряке, где мы целыми часами пускали блинчики по воде, и как замечательно отдыхать и собирать ягоды на Соленом. Какой гнусный лес вас ожидает, если идти с Усть-Манака на 620-ую гору, и сколько черники на вершине этой горы, и как кукушки поют на устьманакском заброшенном кладбище. Все эти таинства открываются тому, кто не отказывается от них, а идет в лес и с любопытством рассматривает его, что же он может от нас скрывать.

Год за годом я измеряю эту двухкилометровку, эта зеленая карта у меня в голове обрастает историями, новыми чудесами, поворотами и ручейками, все это рассказать бы, нанести на большое полотно, и пусть каждый там отметит все чудеса, что накопил он за годы блужданий. Мы бы сделали из этих мест заколдованный лес, достойный любого сказочника!