Автор: Андрей Аларичев (Междуреченск, Кемеровская обл.)

Стоял август... Помню, ибо ночи были уже холодные, а днём ещё жара стояла (градусов 25 по Цельсию), гнус днём не надоедлив был, а ночью домогался, окаянный. Стояли мы тогда на участке "Кедровый" - вели поисково-оценочные работы на хризотил-асбест. Лагерь стоял под горой Становой Хребет на водоразделе между реками Красная речка, Ивановка и чуть дальше - Кия. Все работы велись наверху, потому и стояли к работе поближе, а так, как правило, стоим на реке, где всегда веселей, в смысле рыбалки, транспорта и прочих водных процедур. А с "Кедрового" на рыбалку бегать не ахти как удобно было - вниз круто по склону около часа до Красной речки, где хариузишка был некрупный (до 400 грамм), затем вверх, по тому же крутяку, уже меньше, чем за 2,5 часа не управиться - тяжек подъёмчик. Работы было вдосталь: и буровые, и канавы, и шурфы, и плюс детальное описание обнажений с бороздовым опробованием, где присутствие геолога обязательно, ибо не совсем все советские рабочие относились к делу с коммунистическим задором, а, точнее, даже совсем не все, и ИТээРовский надзор был крайне важен для спокойного написания отчёта по завершении работ. Но о работе, пожалуй, хватит - это так, для общего представления, как в старом анекдоте: "...это я, чтобы в разговор встрять..."

Как-то так получилось, что выдалось у нас три дня сплошной камералки, то есть, по тайге шлындать не надо, а сиди себе по палаткам и приводи всю свою документацию в порядок. Ну и решили мы с начальником отряда Лёней Рябец сбегать по рыбку подальше - на Среднюю Терсь (это километров 15 будет). Вышли утром пораньше, скатились вниз до Красной, заодно зашли на насосную (воду на буровые подаёт) оператора проведать, а то, пока насос нормально работает, он там один как сыч и словом перемолвиться не с кем, кому захочется за три километра тащиться лясы точить. Это когда нет воды, вот тогда у него много народу собирается, и все норовят лично поговорить и даже покричать. Посидели с Петровичем, чайку попили с сигаретой, а он нам все свои новости выложил: и вода, мол, упала (устал запруды прудить), и хариузишка, де, измельчал, и рябчик на манок ещё не пошёл, и мишка в округе, как бы, кедрушки метит, территорию столбит... Ну, покурили, приободрили Петровича, да ходом на Терсь, день хоть ещё и не короткий, но надо и нарыбачиться и вернуться успеть затемно.

О рыбалке-то что говорить - рыбалка, она и на Терси рыбалка... Дело к вечеру, мы по кану хариуза взяли (килограмм по десять кан-то), и неплохого, хотя и вразнобой и 400-граммового и по 800 попались (куда ж им деться-то - кушать все хотят). Пошли назад ходко - по Терси настегались, а Красная внизу без ям и сплошь заросла тальником - не размахнёшься удилишком-то. Удилища тогда были дефицитные, рижские по 20 рублей по-знакомству привозили, да надставыш делали из сухой пихтушки, чтобы удилище получалось метров шесть-семь. Надставыш и опорой при переправе вброд служил и удлинителем удилища и палкой-выручалкой в других когда-никогда ситуациях. Так что, ходом идём с рюкзаками под 15кг и по палке в каждой руке (палка и удочка). До подъёма в гору к лагерю осталось с километр - одна излучина, и место как раз клёвое - перекатик и яма под водопадом - последнее рыбное место. Что-то чувствую, недонасытился я рыбалкой, дай, думаю, ещё часок постегаю, а то когда ещё вырвемся. Лёне предложил, он ни в какую. Ну и ладно, до лагеря три часа ходу, я остаюсь, Лёня уходит.

Помакал поплавок ещё, поймал штук 5-7 хариузков да и собрался в гору. Удилишко сложил, смотал, рюкзак упаковал плотно - и удилище впихнул и фотоаппарат сверху положил, в руках один надставыш остался, нож на поясе да рюкзак за спиной - можно и в гору, а то сумерки начали подкрадываться, солнце лишь макушки гор освещает.

Тропа идёт полого наискосок по склону, затем начинается курумник, заросший мхом и кустарником уже, по которому крутовато в гору, а за ним поляна с травой в рост и редколесьем, опять довольно полого, а за поляной, почитай, до самого водораздела крутяк. Пошёл с настроем без передышки добежать, к поляне выскочил, смотрю, впереди рябинка над травой ходуном ходит, кто-то ворочает её, знать, внизу, а в траве не видно - пучка выше тебя ростом. Понятное дело, первая мысль - медведь! Я тихонько в сторонку, тут рядом пихта от одного комля три ствола расходятся вверх. Приподнялся на полметра меж них, гляжу, а из травы морда чёрная к рябинке тянется, до чего здоровая! и белый треугольник пониже как у гималайского. Вот тут мыслишки в голове быстро завертелись: "Откуда тут гималайскому взяться? - да они такими огромными и не бывают. Эх, фотоаппарат в рюкзаке, а, впрочем, и не получится - сумерки. Бежать можно только вниз по склону - медведи по крутяку вниз бегают плохо (задние лапы длиннее передних), но там курум, можно и самому ноги переломать, да и высоту терять жалко, всё одно потом подниматься, ага, если жив останешься, о, ё-моё, рыбу учует в рюкзаке - не отстанет, оставить рюкзак.., ага, щас, для него ловил. Вдоль по склону бежать бесполезно, в гору тем более, да и через него, он, конечно, оторопеет на минуту, но потом враз очухается - шансов нет. Полезу на пихтушки, там три вершинки, есть место для манёвра, и буду его по лапам ножом бить, авось отстанет..." Всё, решение принято - полез, не снимая рюкзака, стараясь потише, но сучки сухие, не поднялся и на два метра - щёлк! - я замер и взглядом в рябинку - что там мишка-то?.. А он там тоже замер на какие-то секунды и вдруг поднимается из травы такая гора за два метра в холке, абсолютно чёрная и голову поднимает - ё-моё, я таких здоровых в жизни не видывал - лось! Красавец, рога как ковш небольшого экскаватора (первое сравнение, что пришло мне в голову), чёрный весь, только в подбрюшье рыжина. Повернулся в мою сторону, я в восторге заорал что-то типа: "Эге-гей! Уээууу!", он только ушами пряданул и очень не спеша, давая мне на него налюбоваться, пошёл в тайгу, лопатки как жернова ходят, мыслишка мелькнула: "Как по этим лопаткам бы из карабина..."- отбросил напрочь - на такую красоту у кого ж рука поднимется-то... Слез с дерева "гроза медведей", подошёл к рябинке (метров 7-8 и было-то), лежал красавец, отдыхал, поди, Лёню пропустил и, решив, что больше геологи здесь шастать не будут, устроился на ночлег...

До лагеря я минут за 40 долетел и не слышал больше, чтобы кто мой рекорд побил.