Автор - Наталья Яценко (Новосибирск)

По следам великих катастрофБайкало-Амурская магистраль.Для тысяч людей стала она и смыслом жизни и новой родиной.Для путешественника - это железная дорога, подарившая возможность за несколько суток перенестись от городской обыденности к местам, где обычным эпитетом становится слово "самый".
Самый эффектный вулкан Сибири.
Самое крупное месторождение меди и титано-ванадиевых руд.
Самая активная внутриконтинентальная сейсмическая область Земли.
Более пятидесяти лет назад, геологом Лесной экспедиции Елизаветой Буровой здесь было открыто месторождение меди диаметром более двух десятков километров. В 1966 году для его вскрытия планировалось проведение "мирного" ядерного взрыва. Несмотря на то, что были проведены все подготовительные работы - отрыты штольни, подведены инженерные коммуникации, взрыв отменили. Удивительный и прекрасный мир северной тайги уцелел. Уцелел, и, спустя годы явил Родине не менее уникальные месторождения редкоземельных и титано-железо-ванадиевых россыпей.
Членов Новосибирского спелеологического клуба "Сибирь" привела сюда возможность увидеть следы катастрофических землетрясений.
Чина-Вакатская сейсмогенная структура - предполагаемый эпицентр двенадцатибального землетрясения, содрогнувшего Становое нагорье 2 февраля 1725 года.
Поперек расположенной на высоте двух километров ледниковой долины прошла трещина, разорвавшая Удоканский хребет. Пропасть глубиной около трехсот метров перехватила истоки реки Чина, каскадами водопадов уведя воду в соседний бассейн - к реке Нижний Ингамакит. Произошло явление, известное у географов под названием "перехват речной долины". От основного разлома во все стороны разбежались "мелкие" - шириной по 20 - 30 метров и под сотню метров глубиной - трещины, в каждую из которых водяными обвалами рухнули притоки древней Чины, оставив в ложе некогда бурной реки, лишь пару - другую озер.
Водопады и водопадики.
Просто небольшие ступени и потоки, срывающиеся с высоты сотен метров.
Струи, через которые можно перепрыгнуть, и ревущие каскады, недоступные без специального снаряжения.
По словам одного из Куандинских альпинистов - зимой здесь практически нет снега. И замерзшие водопады - идеальный полигон для ледовых восхождений.
Но в любое время года существует лишь пара-другая мест, где дна тектонического разлома может достигнуть любой человек. Любой человек, обладающий навыками скалолаза и не боящийся ревущей бездны зеленоватой воды и все еще возможных землетрясений. Как, несколькими днями позже, нам рассказали геологи, однажды пролетая на вертолете над этим районом, они были свидетелями грандиозного обвала, прошедшего без видимых причин по фронту не менее двух километров.
Исчезла, уйдя через Ингамакитский разлом древняя Чина.
Чина нынешняя, сливаясь из мелких ручейков, стекающих в долину ниже "перехвата", превращается в более-менее полноценную реку лишь через семьдесят километров.
Там, соединившись еще с несколькими речками она образует Калар - один из крупнейших притоков Витима - знаменитой "Угрюм-реки".
От района древней катастрофы начался пеший переход туда, где главным транспортным средством спелеологов станет туристское судно - катамаран.
Трасса старого зимника, некогда связывшего станцию Могоча Транссибирской магистрали с райцентром Каларского района - селением Чара, дорогу напоминала лишь местами. А когда за плечами и походный дом, и месячный запас продуктов, и фото да видео аппаратура, каждый километр давался непросто. Потому столь радостной оказалась "оказия" - вездеход геологов, забрасывающий продукты на Амудисские озера, расположенные по нашим сведениям там, где уже можно не идти, а плыть.
По аналогии с известным пробегом "Камел-Трофи" - сибиряки окрестили свой вояж почти по-русски: "Махорка-Трофи", пригласив джиперов всего мира составить им компанию в поездках по болотам Калара. К всеобщему удовольствию спелеонарода, пеший участок завершился быстрее, чем планировалось.
Уже к вечеру суда были готовы к спуску на воду.
Обычно туристы начинают свои путешествия гораздо ниже - там, где река становится еще полноводнее. Ведь особенность забайкальских рек - это огромные наледные поляны, почти плоские галечные участки с глубиной едва ли по щиколотку. Зато в тех местах, где вода собирается в единое русло, именно в верховьях, сосредоточены самые сложные участки. Поэтому, несмотря на кажущуюся спокойной реку, мы очень тщательно отнеслись к упаковке и закреплению груза.
И не зря!
Буквально через километр поток втянулся в каньон.
Мало что может сравниться по завораживающей красоте с поединком воды и камня. Будь то в недрах земли, или, как сегодня - на ее поверхности. А секунды единоборства человека и стихии навсегда остаются в памяти ярчайшими мгновениями бытия.
С каждым поворотом река набирает силу. Следующее препятствие на порядок сложнее предыдущего. Но расходятся скалы - впереди классическая наледная поляна. Из наездников, объезжающих наших верных надувных лошадок, мы превращаемся в тягловую силу. После этой, давшей название бывшей геологической стоянке "каменной бороды", характер Калара меняется. Еще встречаются небольшие порожки, где и водой с головой окатит, и каменюку огребать приходится, но все чаще и чаще кажется, что мы плывем по глубокому, хорошо очищенному от камней каналу.
Медведя мы увидели на самом берегу, метрах в двадцати. Как всегда бывает в самые интересные моменты, и фотоаппарат и видеокамера оказались надежно спрятанными в рюкзаках. Тем не менее успеваем начать съемку. От спешки и неожиданности сюжета дрожат руки... Мишка прыгает в воду и плывет к нам. Снимать некогда. Грести надо!
Калар продолжает свой бег среди отрогов Станового нагорья. Вечером долго любуемся бликами заходящего солнца на водной глади, красками сумерек, незаметно перетекающих от желто-зеленых к сине-фиолетовым тонам. Под утро начинается ливень, длящийся без малейшего перерыва почти сутки.
Мутнеет вода в Каларе. Уровень ее поднимается на несколько метров. И когда дождь прекращается, река изменяется до неузнаваемости. Кажется, что свершилось путешествие во времени: из августа мы перенеслись в пору весеннего половодья.
Впереди, если верить старым геологическим отчетам, вновь сложный участок сплава - Биримьянский каскад. И хотя особо сложных участков нет, расслабляться река не позволяет. Вода столь мощна и стремительна, что порой масштаб валов осознается, лишь когда очередная порция брызг буквально скрывает катамаран.
Еще сотня километров остается за кормой. Широка и спокойна стала наша река.
Теперь все свободное время посвящается рыбалке, ожиданию момента, когда дернется, исчезнет под водой поплавок, а через удилище руки ощутят биение сильного тела хариуса или ленка. И свежезажаренная рыбка станет настоящим лакомством, дополняющим наш "консервированный рацион".
Витим.
До цивилизации, до окончания путешествия остается совсем немного. Последний вечер путешествия, и последний вечер лета - завтра первое сентября. Закончился еще один полевой сезон Спелеологического клуба "Сибирь".
И остается вечный вопрос странника: - Где, она, настоящая жизнь?
Здесь?
Или в другом, обыденном мире, куда предстоит вернуться...

По следам великих катастроф     По следам великих катастроф     По следам великих катастрофПо следам великих катастроф     По следам великих катастроф     По следам великих катастрофПо следам великих катастрофПо следам великих катастроф     По следам великих катастроф     По следам великих катастрофПо следам великих катастроф     По следам великих катастрофПо следам великих катастроф     По следам великих катастрофПо следам великих катастроф     По следам великих катастрофПо следам великих катастроф     По следам великих катастроф