Творчество

19 августа 2019
( Москва )
0 272 0
Автор: Александр Петрищев

Каждый день ты должен
думать о смерти
"Путь самурая"

Стою на "подушке", курю и смотрю на центральный кулуар в восточном цирке горы Мамай. Длинной колбасой тянется вниз мимо меня здоровая "сопля". В голове не укладываются события вчерашнего дня, когда с самой верхней точки кулуара, куда топать от "подушки" около часа, мы вдвоем с Димоном "уплыли" в лавине. Перед глазами опять встает медленно раскручивающаяся картина; "вздох" горы, лопнувший склон, блоки, между которыми я проваливаюсь, затем все темно и ужасно, пару раз выносит на поверхность и затягивает обратно, наконец, сбросив со скалы на начале крутого участка кулуара "дракон" выплевывает мое бренное тело на поверхность… Перекур закончен, ребята уже начинают двигаться дальше, надеваю рюкзак с доской и продолжаю подъем…

Порывшись в сети и в печатных изданиях, я получил довольно большой объем информации для размышления по лавинной безопасности. Информации порой трагической, порой сильно затеоретизированной, однако несомненно полезной. Примешивая к этой информации свой небогатый опыт я начал приходить к некоторым выводам.

  1. "Кто не был, тот будет, кто был, тот не забудет" К сожалению поговорки на тему "Пока рак на горе не свиснет, мужик не перекрестится" в нашей жизни более чем актуальны. Человек, насмотревшись спусков в исполнении Jones или Olafsson по видео, идя в ближайший сервис по выколачиванию бабок из клиентов, гораздо более озабочен наличием рисунка на базе такого же, как у его кумира, чем наличием в этом магазине лавинного снаряжения. Например, в Ека-бурге за последнее время биперами торговала только "Манарага". А уж отказаться от спуска по девственным чегетским югам, только потому, что … (см. литературу в разделах "Признаки лавинной опасности") под силу не каждому. Так что, перед поездкой в очередной район, где вы собираетесь "рвать целину", ткнитесь в старенькую карту потенциально лавиноопасных районов СССР и наверняка ваши билеты  удивительным образом  обеспечат вам попадание в один из таких районов.
  2. "Человек - животное стадное" Человек, прыгающий с моста - это трагедия, а толпа доскеров или лыжников, закрывающая глаза на "хорошо уродившуюся глубинную изморозь" - это геройство. По истине, борьба и единство противоположностей. В начало одного из мамайских сезонов в конце 90-х, когда я первый раз там появился, тропа на вершину пролегала прямо по центру восточного цирка в кулуаре, с рассказа о котором я начал эту статью. В лагере с гордым видом восседал представитель ПСО из Слюдянки, а человек пятьдесят катальщиков каждый божий день поднимались на гору по этой самой тропе. Я тоже поднимался вместе со своим другом Юрой Бердниковым. И если бы даже кто то начали пробиваться более безопасным путем, этого коллективного безумства  бы не остановил. Сейчас там уже не ходят, поскольку в марте 98-го сошла примерно треть цирка, похоронив одного парнишку. В связи с этим возникает вопрос: стоит жизнь этого человека хоть доли совести тех людей, которые шли первыми и руководили группой? Так плавненько мы подошли к третьему выводу
  3. "А что ты сделал в свои годы для хип-хопа?" Если суммировать сказанное в первых двух выводах и попытаться нарисовать общую картину, то получится толпа баранов, круто прикинутых и по своей воле бегущих в пропасть. Так-то оно так, но находятся же люди, способные критически оценить уровень риска в данной ситуации и принять правильное решение. Это может быть гид, гуру фрирайда, "товарища камандира" и т.п. К конечном итоге это такой же человек, как и новичок, а людям свойственно ошибаться, только вот цена его ошибок –это человеческие жизни. Таким образом, из вышесказанного вытекает призыв: "Люди, повышайте свою грамотность и не скупитесь на лавинное снаряжение!" Правильно подмеченное на склоне и подсказанное руководителю поможет избежать аварии.

Хамар-Дабан, в цирке под пиком Тальцинский стремительно темнеет, "уральский десант" катальщиков понуро сидит около костра на стоянке.Только вчера мы месили снег на подходах, а уже сегодня сыпанулись на подъеме по залесенному склону вместе с доской перекристализованного снега. В воздухе витает вопрос "ЧТО ДЕЛАТЬ?", на который толкового ответа пока не наблюдается . Если состояние снега такое как мы видели сегодня везде, включая залесенные склоны, то мы обречены тыкаться по этому замкнутому цирку и на гору так и не поднимемся. Есть вариант попробовать обойти пупырь, на который мы лезли и пройти дальше, а если и там задница, то ткнуться по южному борту, скрытому от солнца. Озвучиваю эти мысли прилюдно, после недолгого обсуждения принимаем этот вариант, хотя чувствую, что всеми больше двигает мотивация "Надо же что-то делать", слишком еще сильны впечатления от "плавания", а у Дока под глазом вещдок светится от встречи с деревом, на которое его навалил поток снега…

Что делать

Похаживая, покатываясь и почитывая, постепенно начинаешь проходить этапы эволюции понимания проблемы лавинной безопасности от "я где-то слышал об этом" до "что на роду написано, тому и бывать". Кстати, существует анекдот о том, что профессиональные лавинщики чаще всего гибнут от попадания в лавины. В вечном поиске ответа на вопрос "Поедет – не поедет" трудно стать знатоком, основываясь только теоретических знаниях, тем более, что большинство тестов, приведенных хотя бы в той же известной книге "Чувство снега", кроме, пожалуй, теста лыжной палкой, требуют большого количества времени. Хотел бы я посмотреть как затрапливая в подъем на Хамар-Дабане вы будете с педантичной аккуратностью копать 2-х, 3-х метровые шурфы. Существуют ряд приемов из разряда "хозяйке на заметку". Например, видел я, как ребята упорно пытались обрушить карниз, этакий "банзай джамп", только в упрощенном варианте. Надо отдать должное западному подходу, который усилиями наших западников внедряется на постсоветском пространстве. Фрирайд с гидами - это современно и круто, не говоря о Heli. Однако, на мой субъективный взгляд, есть в этом что-то искусственное и ненастоящее. Экспириенс по прейскуранту. Самое смешное, что даже в этом случае чувствовать себя полностью защищенным нельзя. Другое дело, что тебя чему-то научат, опять же в силу твоего же желания обучаться. Иначе, будет как у классика: "…но если дуб как дерево, родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь…"    Теперь попробую по порядку изложить то, что я считаю необходимо делать:

  1. Допустим, дана задачка: группа энтузиастов силами до десяти человек собирается выехать в район N для покатушек. На этапе подготовки работаем по следующим основным направлениям: поиск материалов, описаний района, легенд, преданий предшествующих райдеров, рытье траншей в граните всемирной паутины, короче говоря, сведение в единое целое всего, что попалось под руку, и подбор снаряжения, собственно, и определение тактики действий. "Едем на Хамар-Дабан" - решили на сходке (раз уж о нем пошел разговор). Подкопив информации принимается дальнейшее решение – выбираем район горы Мамай, "туда все ездят" - мотивация понятна. Палатка – шатер, с собой всем иметь туристические лыжи и т.д. Кстати говоря, если грамотно и внимательно искать инфу, то можно избавиться от долгого и безполезного, на мой взгляд, сидения на форумах  с вопросом "Затроплено или не затроплено, а если затроплено, то куда, и как там дело с лавинами". Да как там, блин, с лавинами, нормально, ходят и ходят часто.
  2. И вот группа выгрузилась на перрон, добралась в начальную точку маршрута и стоит на тропе. Теперь уже надо включаться в процесс наблюдений. Состояние снега в лесу зачастую может отразить общие процессы, которые наверху могут усугубиться, например, еще и метелевым переносом.
  3. Вечер первого дня, все в святом ожидании начала. Позади трудные подходы с тропежкой по колено, а местами и по пояс, рытье ям размером с "окоп для стрельбы стоя с верблюда" на месте предполагаемого костра, постановка палатки, заготовка дров и так далее. Доски и лыжи расчехлены и готовы ринуться в бой, кругом горы и целина. Однако, самое время притормозить и пойти на простой склон и там предаться тому занудству, которое так ненавидят в пожилых преподавателях молодые студенты. Хотя принцип заложен в этот подход из анекдота про трех быков, помните, что говорил старый бык: "Щас мы не торопясь спустимся, и все стадо будет нашим". Так и здесь; идем, тыкаем снег палкой на предмет слабых и прочных слоев и их толщины, параллельно можно пытаться обрушивать снег блоками в тропу, если идет блоком, да еще и со смещением слоев - дело хреново, замыкающий может пошарить в тропе в поисках земли и определить есть ли под снегом подложка изо льда (на Мамае мы сыпанулись как раз из за того, что под слоем наметенного снега в кулуаре был лед; осень, видите ли была переменчива на погоду). Переднему можно вменить отслеживание возникновения трещин и проседание плит. Глазами по сторонам шаря, ищем старые и не очень "сопли", попутно оценивая места, откуда они сошли и сравнивая со своим предполагаемым путем. Если признаки опасности срастаются по классической схеме, виденной вами в каком - нибудь пособии уже к середине предполагаемого подъема, это означает, что надо принимать какие-то меры. Самое простое - это валить вниз. Но п.1 выводов будет торчать тут как кость в горле и найдется тысяча причин идти дальше. Здесь, пожалуй, уместно применить "обезьянью" тактику. Мы прозвали так манер подъема, когда первый тропит, а остальные висят на близлежащих деревьях (дело было в редколесье). Можно использовать скалы, кусты и т.д., главное, чтобы группа передвигалась от относительно безопасного места к следующему такому же месту с увеличенной дистанцией (понятно, склон грузить нельзя), и собиралась в таких местах в ожидании остальных. Короче говоря, если примерно таким образом отработать достаточно простой склон, то дальше все будет несколько проще.
  4. Вокруг солнце и горы, с некоторыми приключениями группа забралась на столь желанный пупырь и готовится к спуску. Про то, что происходит дальше и как это надо делать написано оч много. Наверное, стоит сказать, что из личных наблюдений я заметил, что самое трудное при спуске это ехать по линии падения воды, трудно психологически  в первую очередь. Шкрябания и зарубания беспокоят "дракона", будят его. Тут опыт нужен, и уж никак не положительный опыт двух прошедших выходных на местной горушке с подъемником, а опыт солидный. Это я к тому, что склоны надо выбирать по уровню катания, ну, или чуть сложнее, а не по уровню собственных претензий. Ну вот, вроде, ты готов, затянул рукавицы, надвинул маску, прислушиваешься к шипению рации, готовой "вести" тебя, махнул рукой и поехал…
  5. Яркое, но недолгое состояние соития с целиной обманчиво, поэтому лозунг следующий : "Бди!" Известно, что склон может поехать доской или блоками. Второе хуже, это понятно. Главное, вовремя отследить начало "плавания". В первом случае целесообразно зажать свою ничтожную волю в кулак, поставить снаряд по склону и обыкновенным образом удрать (ох уж этот Olafsson). Лучшее место для тренировки - это "Крест" в Шерегеше; резани карниз, нависающий в сторону Мустага и сбеги от него. С блоками все гораздо сложнее; от них не сбежишь, если это не удалось сделать в самом начале. Советов много, выполнить их сложно; во-первых, не орать надо себя заставлять в буквальном смысле этого слова, во-вторых, нужно повернуться лицом в долину, будет меньше риск въехать головой (пусть она даже в шлеме) в скалу, в-третьих, снимать рюкзак не надо, навряд ли легкий фрирайдный рюкзак утянет тебя на глубину, а вот лопата, лежащая в нем вполне может защитить спину при ударе о камень, в-четвертых, как это ни прискорбно, пытаться расстегнуть бакли на доске скорее всего бесполезно, поэтому при любой возможности надо пользоваться доской как парусом, который может вынести из потока, то есть грузить тейл (смотрим Jhones)

Мы все-таки поймали свою долю кайфа там, на Тальцинском, несмотря на поганое состояние снега, повсеместно перекристаллизованного. Не получилось, к сожалению, зайти на саму гору, поскольку на очередном подходе уже у самых скал нам опять преградила дорогу здоровая трещина, и мы решили не "лохматить бабушку".  Зато ребята прошли сложный кулуар в южном борту долины, да и напрыгались мы вдоволь. Потом еще долго смотрели на непокоренную вершину из окна электрички.

Что не делать

Вопрос естественен, поскольку, если есть то, что надо делать, то обязательно найдется и то, чего делать не надо.

  1. Не надо вестись на предложения соседа по автобусу, доставляющего вас от Минеральных Вод до Тескола, например, сгонять напару по югам. Фрирайд - дело серьезное и если хочется экзотики - ступай к гидам, если они там есть, и если вы не приехали крепко спаянной командой.
  2. Не надо обижаться и строить козни впоследствии своему гиду или руководителю группы, если он на вас орет матом, потому, что вы что то не так делаете. Поставьте себя на его место, ответственность – тяжкий груз и чем быстрее вы сделаете то, чего он от вас хочет ,тем лучше будет всем.
  3. Не надо думать, что сия чаша минет вас только потому на вас напялен последняя аналого-цифровая разработка от Ortovox, например. Зачастую, эта штука необходима для того, чтобы оперативно выкопать труп. См. эпиграф.
  4. Не надо недооценивать опасностей, возникающих при подъеме, поскольку вероятность сыпануться еще до того, как затрещат трещетки вашего крепежа, довольно высока.

Продолжать можно и далее.

         Искушенные фрирайдеры найдут в этой статье мало чего нового для себя. Для них это жизнь. Однако, найдутся и другие люди, святый образ которых навсегда сложился у меня на том же Мамае. Вечер, костер, дележка впечатлениями прошедшего дня. К стоянке подходит человек с несимметрично собранным рюкзаком, в джинсах и с огромным тяжеленным чехлом, в котором покоятся доска и ботинки. "А мне сказали, тут покататься где-то можно" - поясняет он после приветствия. No comments.

Краткий словарь

Мамай – горная вершина в системе хребта Хамар-Дабан, что на южном Прибайкалье, расположенная неподалеку от самой полноводной реки хребта Снежной около границы заповедника. Вершина расположена по левому орографически борту долины реки Большой Мамай. История иркутского фрирайдинга уходит корнями именно к этой вершине, с которой все и начиналось.

Сопля – лавинный вынос или зона аккумуляции по-научному.

Подушка – небольшое выположение при входе в псевдовисячую долину под вершиной Мамай. Через подушку проходит, как правило путь захода наверх.

Тальцинский – второе по популярности благодаря близкой заброске место для фрирайда на Хамар-Дабане.

JhonesOlafsson – буржуи, умеющие отжигать по безумному по no full zone

Ortovox – один из производителей лавинных трансиверов

0 0
Добавить публикацию