Дневник наблюдений 22-23 апреля 2000 г.

Р. Вьюн
Ст. Лемболово - дер. Денисово

Авторы: А. Дауранова, А. Дауранов (Санкт-Петербург)

Экипажи:

"Gordon shamuay" - Салют - 3
1. Вилли (Дауранов А.- отец)
2. Кейт (Дауранова А. - мать)
3. Альф (Захожай А. - романтик-дальнобойщик)
4. Василиса (собака дворянской породы, по-умному - полигибрид)

"Челнок Вокера" - Таймень - 2
1. Крутой Вокер (Клочков М. - отец)
2. Ксюшечка (Клочкова О. - мать

Вступление
Ранее соавтор (Вилли) по-эпикурейски получал удовольствие от неспешных водных прогулок на "Салюте -3" по спокойным водным гладям.
И надо же так случиться, что его неуемная жена - Матрица-Кейт, а также старый друг - морской волк Вокер в 2000-м вытащили всю нашу компанию в нечто начально-спортивное.
Хочу заметить, что интерес проснулся, здравый смысл был послан ко всем чертям, а вся ниже перечисленная компания обрела традицию ежегодных походов в последнюю неделю апреля по тому же маршруту.
Матрица втянулась "по уши" - в ее багаже уже и ежегодные Хибины, и Алтай (нижняя Катунь), Альф в своем дальнобое чтобы не уснуть решает, что бы еще прикупить из водной и прочей экипировки, весь наш коллектив неминуемо преобразовался в "Странную Компанию 1 и 2" на "Мамонт-Шоу 2003", а Ваш покорный слуга, пересмотрев ряд своих жизненных установок, понял, что ночь у костра с друзьями в глуши лучше, чем заграничный круиз класса люкс, и что покупка новой неопреновой штучки, спаса, лыж или "фонарного налобника" доставляет иногда больше удовольствия, чем очередная железяка на Мерседес.
Чтобы были понятны эксперименты со шрифтами, поясню, что "солдатиком" писала Матрица-Кейт, а я, Вилли уж курсивом.
Итак, это был первый опыт, а потому предлагаем воспоминания чайников

Да, учитывая, что в Крутом Вокере одних мышц больше центнера, делаю специальную авторскую оговорку:
Вокер - вовсе не чайник, на его плечах (в порядке усложнения) 4-я категория на "Таймене-2", бесхвостая кошка, сын-десятиклассник и любимая жена - Оксана (Ксюшечка)…

День 1,
21 апреля

Я, Альф и Вилли отправились из Стрельны в час дня, с небольшим запасом прибыли на Финляндский вокзал, электричка в 14.35, немного опоздала, сели, пили пиво. Пока еще радовались жизни, не подозревая, какие трудности нас ждут впереди по тайному замыслу Вокера. На дачу (пл. 69 км) прибыли около четырех, погода - чудо, тепло, солнце (не подозревая…). Мною была разбита резервная пол-литра, однако жизнь мне была сохранена, бежать за пополнением уже не было времени. Из экипировки на 69-м за пару часов отсеяли все лишнее, но все равно получилось нечто ужасно-впечатляющее, решили попробовать добрести до платформы за один присест. Чуть не умерли, однако на станции давали пиво, это поддержало. Сели в электричку, ушли от контроля (не подозревая, какие трудности нас ждут впереди по тайному замыслу Вокера).
Прибыли в Лемболово, ребята из города подоспели почти одновременно (Вокер, как обычно, представителен, крепок, надежен и бескомпромиссен, Ксюшечка невероятно мила, стройна и вообще выглядит великолепно), прошли в конец питерской платформы, решили передохнуть.
До места идти около километра.
Вилли с Альфом предложили идти в две ходки, но Вокер был несгибаем, пришлось нести сразу все, к тому же не дал выпить.
Однако наших так просто не возьмешь, и пока Вокер, нагрузив на себя больше 52 кг, рванул к месту, остальные несознательные тащились еле-еле, к тому же контрабандой были найдены пол-литра, и жизнь опять заиграла всей палитрой красок (некоторые не подозревали, что их ждет впереди, и подобно божьим агнцам, держали путь в сторону леса).
Вокеру, как обычно везет (впрочем, мы еще не знали, что это обычно) - ну подумаешь, сбегал еще пару раз к нам и обратно, донес "лишние вещи", не теряя присутствия духа и оптимизма.
Место отличное, жизненного пространства всем хватает (кроме нас на поляне появился сосед).
На оптимистичное предложение Вилли "А не выпить ли нам!", последовал категорический отказ со стороны Вокера, от этого у Альфа сдали нервы.
Однако чтобы опытный юрист не добился желаемого! Через некоторое время, под благовидным предлогом, Вокер все же был приобщен к радостям жизни, и действительно жизнь начала налаживаться.
Альф занимался байдой, правда, до ума он довел ее только на следующий день. Мы с Вилли ставили палатку, разбирали вещи. Потом обладатель приспособления для цивилизованного добывания дров (Вилли прихватил бензопилу) завалил нам замечательную сушину. Вокер делал сразу все.
Ксюшечке было предложено заниматься собой, однако только после того, как она кое-что сделает: наведет порядок в палатке, разберет еду, достанет Хозяину одежду, добудет необходимые веревочки и т. д.
Наконец хлопоты по обустройству, ужину были закончены, и мы с невероятным комфортом занялись разговорами, планами и прочей болтовней под неспешное попивание стратегического запаса.
Познакомились с соседом, он ждал под ночь 10-15 бойцов на тренировки, представился инструктором, и Вокер нашел даже общих с ним знакомых (Борис Семенов из турклуба, им же были обещаны невесты для Лехи, наши кони тоже встрепенулись, однако знакомство не состоялось).
Это обстоятельство, однако, нас не насторожило и мы чувствовали себя королями (орлами).
Вокер молчит, как партизан: "Речка первой категории, вода высокая, в общем, трасса для чайников".
Кто же тогда мог знать, что это мы и есть.
Вася тоже еще полна оптимизма, хотя она очень удивилась, что приездом на дачу все не кончилось. В предвкушении праздника, часа в 4, начали расползаться по палаткам, Ксюшечка замерзла и во сне даже плакала от холода. Вокер, конечно же, не дал жене умереть, хотя был обозван всякими нехорошими словами.
Альф, как обычно, заснул у костра и через некоторое время, после полного его угасания, приполз в палатку и еще долго сотрясал ее в безумном желании согреться. Лагерь забылся благостным покоем.
Некоторые не подозревали по прежнему, что ждет их впереди, какие трудности уготованы впереди по тайному замыслу Вокера и Речного Бога, а также нашей гордыни и самонадеянности.
Занимался новый день…..

День 2,
22 апреля

Утро опять было прекрасно. Варили гречневую кашу, пили чай и кофе, мыли посуду и себя.

Да, стратегический запас здорово подкосил мое профессиональное чувство опасности.
Первые настораживающие признаки, а именно спортивная экипировка прибывающих на поляну, их каски, спасжилеты и навороченные байды, были бессовестным образом пропущены...
Сквозь полудрему, утром, лежа в палатке, мной был подслушан любопытный диалог:
Инструктор Борис: "А вот это, дети, тот самый легендарный САЛЮТ-трехместка, на котором ходили наши герои отцы и деды. Посмотрите, до сих пор один экземпляр сохранился". Аудитория почтительно молчала. Видимо, в уважении к профи, решившимся идти по Вьюну на таком прогулочном судне. (В просторечии Салют прозван "баржой", профи его переделывают, меняя нос на корму и "восхищаясь" инженерами, создавшими эту модель).
Да, знать бы прикуп…
Новый день занимался как- то вяло, с сумраком в душе и дикой головной болью. Вокер цвел (су..а…). Его предложение размяться, поиграв с утра в волейбол, явно не нашло отклика в сердцах поклонников стратегического запаса. Все делалось как-то без огонька, против собственной воли. К тому же здорово болели плечи (и ноги), а больше всего голова.
Бедный Альф! Он то вообще после суток!
И все таки с Божьей помощью и поминаемой Вокером втихую какой то матери где-то в районе 12.30 "Гордон Шамуэй" попытался отплыть…
Ха! Не тут то было! Абсолютно непонятная для нас в тот момент сила течения закрутила бедного "Гордона", явно пытаясь загнать его назад и наводя безотчетный, черный ужас на Альфа.

Вокер крепился по поводу наших сборов, но он еще не знал, что "Гордона" только могила исправит. Доставалось, как обычно Ксюхе по делу, а больше без дела.
Вокер сказал, что хода до Денисова при хорошем раскладе на один день. Так что нас ждал небольшой ходовой день, причем по течению, с прекрасным вечером, сдобренным волейболом, шашлыками, стратегическим запасом и негой.
Через 15 минут оказалось, что "Челнок Вокера" дал течь, остановились на пятачке, со всех сторон окруженным водой, однако вся процедура у умельца заняла 15-20 минут.
Плыли вдоль домиков и полузатопленных участков.

Вася умильно крутила мордашкой.

Поняли, почему речка называется Вьюн, мимо одного и того же места проплывали не один раз ("Мама, вот моя булочка!").
К тому же это было самое бобровое место из всех, какие мне приходилось видеть в жизни.
Наша байда совершенно не управлялась по нескольким причинам: во-первых, она действительно очень тяжелая и неповоротливая, во-вторых "дело было не в бобине, то м….к сидел в кабине", асинхронность и непонимание друг друга у наших гребцов просто не поддавалась логическому анализу. Один плюс был несомненен - тщательная упаковка и привязывание всех вещей к бортам принесли свой положительный эффект.
Следующим препятствием была плотина.

Господи, да разве ж это препятствие! Просто взяли, да прогулялись НОГАМИ, 30 м вверх, 30 м по прямой, да 30 м вниз, прихватив с собой сперва вещи, потом байды. Благословен перекус, благословенно пиво, дожившее каким-то чудом (стараниями титанового Вокера) до настоящего мига.
Божественна сигарета на прощанье! Приятны лица друзей и любимой!

Вокер заставил всех надеть спасжилеты (правда не у всех они были: Вася и Альф остались без оных, и кое-кого это очень беспокоило)

А потом пришел ужас…
Еще утром, с первого спуска на воду, коронная фраза Альфа "Что-то у меня тревожное чувство", неосознанно довлела над каждым из нас по отдельности и над всем экипажем вместе взятым.
Пороги, сразу после плотины ОКАЗЫВАЕТСЯ НАДО БЫЛО ПРЕОДОЛЕВАТЬ НА БАЙДАРКЕ!
300 м сильного течения, ширина реки - 10 м, из воды торчат камни, да еще эти сра… бобры забросали все русло деревьями, торчащими, притопленными и просто преграждающими путь!
Все пронеслось мимо "по счету три"...
Радостные Вокер и Ксюха дождались радостных нас и все поплыли (извиняюсь перед моряками - пошли) дальше. Море (река) сразу показалось по колено, после прощания друзья вновь поздоровались, а течение как-то незаметно все усиливалось…
"Гордон" браво шел вперед, а надо было идти либо вбок, либо назад, а лучше просто по берегу
С левого берега, выдаваясь метра на три, торчала огромная лесина в гроздьях ветвей. Вот туда- то "Гордона" и затянуло… Подтащило…Развернуло поперек течения…Момент беспомощности…Просто момент…И как в замедленной съемке - плавный переворот на 180 градусов (нет, не по горизонтали).
Насколько бодряща вода в начале весны! Как сильны и могучи в человеке древние инстинкты самосохранения!
Застрявшие в носу байды ноги выходят как по маслу, из воды выпрыгивается аж на два метра!
Не досчитываемся весла, его ловят Вокер с Ксюхой.

Наказ Вокера: "первое, за что вы должны схватиться - это весло", еще не перешел в стадию условных рефлексов, хотя система Павлова дала некоторые положительные результаты, одно весло мы все же поймали сами.)

Не досчитываемся Васи! Ребенок застрял под перевернутой байдой. Глубина - по грудь, байду переворачиваем, але-оп! Вася извлекается! (Какая-то здорово встрепанная).
Ребенка на берег. Байду к берегу. А теперь бы и самим! А то бодрости - до предела, только мышцы при + 3 сводит.
Вокер с Ксюхой подбегают (когда только успели пришвартоваться?), на Ксюхе лица нет, начинается стриптиз…
В роли исполнителей - команда "Гордон Шамуэй"!
Начинает Альф.
Тут мы с Вокером затаскиваем байду на берег. Тяжела байда! Воды полна! Орем Альфа. Бедняга АБСОЛЮТНО не одет, но что делать? Девушки конечно делают вид, что ничего не заметили...
Альф матерится.
Байда на берегу. Вместе с Вокером переворачиваем, чтобы вылить воду.
И выливаем.
На заранее разложенные Альфом сухие шмотки.
Альф матерится.
Умница Ксюшка достает флягу с водкой, которая совсем неотличима от воды! Всем весело. На березке развешаны вещи, паспорта, бумажник, деньги русские, баксы…(Я уже говорил про профессионального юриста?) Очень жаль 2-х пачек сигарет. Ну ничего, у нас еще много! Открываем новые, закуриваем…Вокер хватается за голову.
Ему стыдно показываться в лагере на стоянке, разрабатывается версия об учебном купании, Вокер рад, что мы вышли последние, за нами никто не идет…
Как же! Идут еще как! Отмазываться при сверкающих попах и развешанных баксах тяжело. Ну ладно! Время не ждет, по плану пора бы уже неги, одеваемся в сухое, садимся, идем (плывем) дальше.
"Альф, как твое тревожное чувство? Не прошло…"

Думали, что это остатки самовнушения, как обычно ошиблись. Дальше нас ждало следующее испытание - бетонный мост, после которого в нижнем бьефе речка делилась на два рукава, мы пошли за Вокером правым берегом.
Вроде прошли нормально, но едва не сели на каменный порожек, потом оказалось, что именно это препятствие трактовалось Вокером, как самое сложное в этот день.
Боже, хорошо, что мы не знали!
Однако праздновать было еще рано, хотя до предполагаемой стоянки оставалось всего минут 20 бодрого хода (то есть не идти по течению, сдерживая бодрый ход, а активно грести всеми имеющимися на борту веслами).
Справа показалось очередное препятствие в виде заваленного бобрами дерева, под которое нанесло еще несколько стволов, в том числе и топляков с торчащими по нашему ходу сучьями.
Естественно оно было нашим!
Обойти его мы не сумели, налетели, так как течение достаточно сильное, оно начало двигать судно, однако другой борт, вместо того, что бы тоже подвинуться, стал задираться на дерево.
Крен составил не меньше 110-120 градусов.
Памятуя о Васиной прошлой судьбе, я, не долго думая, просто выкинула ее из байды. Вася пересекла ревущее пространство по самой короткой траектории за считанные секунды, правда, оказалась она на островке.
Только благодаря самообладанию Вилли байда, хоть и заполнилась водой на две трети, но все же вернулась в горизонтальное положение, хотя Вилли при этом выдернуло из лодки, и он завис посредине речки, будто это самое спокойное место…
Мы с Альфом рванули к берегу, как только Вилли снял нашу корму с коряг, ибо были напуганы Вокерским пророчеством, что пробоина в днище длиной 10-15 см, приводит к полному погружению судна за 5 мин.
То, что пробоины нет, поняли позже.
Приводнились мы тоже к острову, по соседству с Васиным островком. Вокер в который раз развернулся и пошел к нам на помощь.

Итак, Альф с Энн на острове, Вася на островке, я на пятачке земли площадью 50 см. Сплошные островитяне!
Вспоминается классика. Как думаете, кто Дед Мазай, а кто зайцы?
Течение жуткое. Стоя по пояс, еле выбрался из-под коряги, до берега 4 м, но течением снесет как пушинку.
Вокер рвет жилы, двигаясь супротив реки ко мне.
Жилы рвутся.
Оставшиеся три метра не преодолеть даже Вокеру. Вижу мель. Решаюсь. Иду. До Вокера 2 м.
Еще мель. Решаюсь. Иду. Вцепляюсь за байду Вокера и Ксюхи мертвой хваткой.
Как хочется жить! Карета подана! Земля!
Следующая не выдержала Вася. Повыв немного для порядку, ребенок рвет на большую землю.
А ведь как умеет плыть, когда надо!
Следующий не выдержал Альф. По-простому, по-Альфовски - прыг в воду с байдой подмышкой, через три метра на Большой Земле.
Кейт, самая стойкая островитянка, крепилась дольше всех, дождалась кареты Вокера как истинная леди.
Все на Большой Земле!
Дальше сплошной повтор, даже проще, т.к. сухого нижнего белья ни у кого не осталось. Примеряем запасы Ксюхиной и Вокерской сухой одежды. "И водка со льда пьется как вода". Зреет решение эвакуации...
Иду с Вокером на разведку.
Через 300 м шоссе. Манит!
У аборигена узнаем три печальные вести: автобуса нет и не будет, от цивилизации мы далеко (пост Коробицино), магазина нет.
Вокер благороден, молчит, на мужское достоинство не давит, правда на все вопросы о дальнейшем маршруте почему-то отводит глаза.
Возвращаемся к месту кораблекрушения. Водка прекрасна! Но что делать дальше?
Умница-Альф: "Как чувство? - Прошло…" Хотя колотит крупной дрожью уже явно не от холода…

Рассчитывая на Разумность Вилли, он неосмотрительно присоединяет свой голос к голосу осторожности и проигрывает!

Грузимся дальше. Водка прекрасна! С сигаретами и зажигалками уже сложнее. Еще 20 мин. такой езды, и за очередной излучиной лодка Вокера пришвартовывается. ПРИБЫЛИ!
Время - 20 ч. (вместо плановых 16 ч.), по крутому подъему карабкаемся со всем скарбом и с байдами 5 м вверх, и вот мы на прекрасной огромной поляне! Кругом сосны, а главное ЗЕМЛЯ!

Сколько же мокрых вещей у нас в багаже! С искоркой трудится только экипаж "Челнока Вокера", остальные просто существуют. Внезапно кончился бензин в пиле, это случилось некстати. Вася нашла неподалеку окопчик, глубиной в пол метра и запряталась туда, надеясь, вероятно, что про нее забудут. Как только разобрали палатку и спальники, ее загнали в тепло, накрыли и накормили с ручки, как обычно раньше всех.
Вещи, даже убранные, намокли. Нужно проклеивать швы в колбасках и упаковывать все внутри в герметичные мешки.
Как-то очень быстро стемнело. Поели супчика, бутербродов, развели резервный спирт (спасибо Ксюшечке, она все сделала быстро и очень вкусно).
Коронными были салат со сметаной и шашлыки, старались получать положенное удовольствие, однако вторую порцию делать не стали.

По двум прозаичным причинам:
- устали;
- кончился спирт (что важнее).
Перед сном любовались сказочным небом - звездами усыпано как летом на юге! Огромная вересковая поляна, метров 300 в диаметре, окруженная соснами, вокруг ни души. Начало отпускать.
И тут нас с Альфом осенило: "Самонадеянные безумцы! С дедушкой Водяным не поговорили! Разрешения не спросили! Это Вокер с 3-х лет сплавляется, стал суперпрофи, его Водяной знает с детства, а мы - новички!"
Немедленно был изготовлен бутерброд со всеми имеющимися в наличии деликатесами, и после торжественно-униженного обращения к Водяному (скупая мужская слеза) он был спущен на воду. Бутерброд был подхвачен течением, выведен точно на фарватер, и скрылся из виду. Добрый знак! Может поэтому на второй день "Гордон" и дошел до конца маршрута…

Занимались стратегией, решено было облегчить Баржу путем пересаживания меня в Челнок, даже решено было дать мне весло. Назавтра рано вставать, день сложный, Ксюха не раз пыталась освежить Вокеру память робкими словами: "Вроде второй день самый сложный?" Вокер отводил глаза и переводил разговор на другую тему, и правильно делал, если бы мы знали, что еще нас ждет впереди, то, наверное, приняли бы накануне иное решение…

День 3,
23 апреля

Утро началось бодрым развешиванием мокрого барахла, за ночь, конечно, ничего не высохло.
Альф накануне судорожно пытался высушить хотя бы некоторые свои вещи, их-то в-общем и сжег, но в целом некоторая уверенность в себе все же восстановилась.
Утро прошло в спазматических сборах, большинство вещей умудрилось все же высохнуть на солнце, так что на одно купание резервы были.
Баржу загрузили первой и отправили… Пока грузились сами, слышали не один раз их голоса, Вьюн огибал нашу стоянку несколько раз. Поплыли, пытаюсь учиться мастерству, Вокер пытается учить меня, Ксюше это не очень нравится, сидит, лицо не правильного цвета, молчит правда, руки не отпускает.
Все же не сразу, но что-то начинает получаться, мы идем вперед, ребята за нами.
Вокер утверждает, что на автобус мы уже не успеваем, решено без вещей послать гонца до Макса (брат Вилли, собирался встретить в Сосново на машине).
Альф обещает, что если принудительно не искупается с байдой, то в Денисово искупается сам (Вокер делает акцент на глаголе "искупается", с указанием не спутать его с глаголом "окунуться").
Встречаются разные преграды, кое-что обносим по берегу, кое-что пропихиваем под преградами, притапливая байды ногами, кое-что проходим на брюхе.
Мальчики идут бодрее, почти что не отставая, и у них кое-что тоже начало получаться, не зря накануне устраивали разбор полетов.
Единственно, чего мы опять же не знали, что на перекатах (сливах по-Вокерски) стратегия и тактика плавания несколько другая, совсем другая!
Течение катастрофически убыстряется, однако это, как оказалось еще не предел. Уклон речки виден даже на небольших участках. Несемся как потерпевшие, надеясь только на удачу, Вокер предательски шепчет, что это только затравка.
Хорошо, что Баржа не слышит.
Вася, наученная вчерашним горьким опытом, при всяком удобном случае сигает на берег и бежит по нему, весьма довольная этим.
Принеслись к очередному мосту, еле затормозили, протолкнули "скорлупки" под ним.
Здесь и прозвучали нагнавшие на нас страх откровения Вокера: "Слив начинается после этого моста, мысленно его можно разбить на три этапа - подготовительный, средний и сложный, главное - идти в язык, вода высокая, так что нет проблем!" - и мы пошли первыми… Согласованность наших действий оставляла желать большего, на одном из ближайших камней сели, развернуло, накренило, хлебнули, чудом не вывалились, что было дальше вспоминается с трудом, прошли самый легкий (со слов Вокера) участок, чуть не умерли, причалили, стали ждать Баржу.
Однако, Вилли с Альфом, стреляные воробьи, посмотрев на нас, решили, что острых ощущений уже хватит и что на переодевание уйдет больше времени, чем на проводку, пошли пешком.
Терпение Вокера дало течь, он поднялся вверх, отправил Альфа с Васей по берегу, посадил Вилли, и оттолкнулся.
Подплыв к нам, Вокер нехотя процедил, что на Салютах, к тому же 3-х местных, сюда не ходят.
Погрузились, оттолкнулись, что было дальше - помнится с трудом, кроме того, что очень страшно, очень, очень страшно!
Очнулись уже на спокойной воде, то есть она была такой же, как в первый день, теперь, после пройденного, это даже успокоило. Вокером была обещана часовая "пахота" до Денисово. Поняли, что в общем-то успеваем собраться и на автобус. Обернулись за 30-40 минут, гребли очень, очень быстро. На выгрузке копались уже 2 байды. Довольно крутой склон, на нем нужно собирать и паковать вещи, а места маловато. Васька в попытке отвоевать место под солнцем, сцепилась с такой же "туристкой", пришлось разнять и каждой выделить ее территорию.
Альфу пришлось выполнять данное обещание, Вокер все же не дал глаголу "купаться" трансформироваться в "окунуться". Принципы дороже всего!
Выгрузились в начале шестого, времени было мало (вещи предполагали нести к остановке в две ходки, из-за крутизны горы, на которую нужно было подняться, и усталости, которая сразила даже несгибаемого Вокера), однако перекусом никто не побрезговал.
Семейный рейтинг Вокера поднялся до небывалой высоты. Собрались. Дотащились. Затолкались в Львовский автобус (19.25, с багажом - по 12 руб., в Пятиречьи он уже набился коллегами-водниками, гражданским места не было), всю дорогу с задней части автобуса дружно доносились советы водителю табанить правым, левым.