Творчество

19 августа 2019
( Москва )
0 412 0
Автор: Александр Донин (Москва)

Я побежал к катеру, лихо въехавшему носом на пологий галечный берег, и моё "здрасте" прогремело несколько истерично. Уже знакомый нам капитан Станислав, вылезший из кабины, похож был на сказочного пирата – лысый череп, темное чело и убедительные моряцкие усы. "Кто у вас главный?" – спокойно спросил он. Я принял эту условность. "Тогда почитай бумагу, может, и ехать не захотите". Я полез в рубку читать бумагу, хотя точно знал, что ехать мы уже давно и сильно хотим.

Катер мы ждали честно, как положено – под нескончаемым обложным дождем, с оставшимися двумя пакетиками "Славянского горохового" и стограммовой пачкой финских сухарей на девятерых. Нет, мы не ошиблись в расчетах. Больше суток назад мы сидели на рюкзаках, радовались, что успели собрать лодки и барахло по хорошей погоде, а остатки продуктов широким жестом отдали местным обитателям: вот-вот за нами должен был приплыть катер от национального парка, о чем было договорено еще за десять дней до того.

Бумага впечатляла: "Я, такой-то, именуемый в дальнейшем Благотворитель, передаю национальному парку Югыд-Ва, именуемому в дальнейшем Благополучатель, сумму в размере девяти тысяч рублей". Далее стандартные формулировки и реквизиты. "Договаривались же на семь тысяч?" Станислав пожал плечами – его это в самом деле не касалось, да и договаривались мы не лично с ним. "И что, – спросил я для интереса, – если у нас столько не наберется, велели уплывать без нас?" Капитан улыбнулся и чуть заметно кивнул. А наши уже подтаскивали к катеру рюкзаки. Ведь лучше уплыть на пиратском судне, чем погибнуть в диком краю туземцев или пасть в Москве от рук начальников, еще на одни сутки опоздав с возвращением из своих отпусков.

***

Вообще, в нашей поездке на Щугор национальный парк Югыд Ва, в чьем владении находится этот край, запомнился в основном тем, что сильно испортил нам заезд на свою территорию, а затем и выезд оттуда. Ошибка наша была не в том, что мы пошли в эти красивейшие места, а в том, что отправившись сюда, мы возомнили себя относительно желанными гостями национального парка. Мы ориентировались при этом на один отчет, где работники Югыд Ва предстали бескорыстными защитниками природы, распростершими объятья туристам, и еще на сайт самого нацпарка, где туристов действительно приглашают. Общий смысл: парк сильно стеснен в средствах, как и положено бюджетной организации, а продажа туристических путевок, без которых пребывание на территории Югыд Ва строго запрещено, хоть как-то способствует поддержанию материальной базы…

Так вот, наш почетный старейшина, Серый (не Гэндальф, хотя похож), впервые ходивший по этим местам со старшими участниками нашей группы ещё в 1974-ом, за 20 лет до основания национального парка, отправил мэйл в Югыд Ва с вопросом: как, мол, у вас теперь можно попутешествовать? "Добро пожаловать, – ответили из Югыд Ва, – присылайте за месяц паспортные данные для оформления разрешения на проезд через газпромовскую дорогу – единственный путь на Щугор". Прислали. Приехав в Вуктыл, мы действительно как могли поддержали бюджет парка: с нашей разделившейся позже группы численностью 15 человек взяли за пребывание в течение 20-ти дней на территории парка больше 20-ти тысяч рублей, включая даже платное разрешение на фотосъемку. Изначально планировалось, что одна часть группы сплавится по Щугору сверху донизу, а наша часть, пройдя верховья и Большой порог, дожна будет совершить волок через Уральский хребет в районе заброшенного с конца позапрошлого века Сибиряковского тракта, вдоль реки с подходящим названием Волоковка, и проплыть потом по рекам азиатской части до посёлка Саранпауль. То есть собственно на территории парка мы должны были пребывать в пределах нескольких дней. В Азии хотели вдоволь поесть разной рыбы, которую там, в отличие от рек европейской части Урала, можно ловить разрешенной снастью.

С утра мы ждали якобы заказанный конторой парка газпромовский вахтовый "Урал" для отправки на реку. В течение дня нам говорили, что "Урал" сломан и чинится, – как выяснилось позже – обманывали. В полшестого вечера нам, наконец, признались, что дело не в "Урале", а в том, что пост Газпрома отказывается пропускать тургруппы на свою трассу (она, кстати, проходит по территории нацпарка). Мотивировка – то ли большой пожар в Ухте накануне, то ли лесные пожары, угрожающие газопроводу. Наиболее правдоподобная версия была озвучена сотрудниками конторы: один начальник газового участка ушел в отпуск, а другой, пока окончательно не принял дела, вообще запретил кого-либо пропускать. Так или иначе, сотрудники конторы не смогли или не захотели настоять на своем в препирании с газпромщиками, которые в Вуктыле всем заправляют. Не выполнив, таким образом, обещания отправить нас на Щугор, ради чего мы, собственно, и приехали, рассчитав по дням свой маршрут, в конторе парка предложили нам либо ждать в городе до понедельника, без гарантии, что вопрос решится (дело, кстати, было в пятницу), либо… либо плыть куда-то в другое место.

Как все развивалось, читайте подробнее в дневнике группы, который будет публиковаться на "http://travel.kotomsk.ru" rel="nofollow", – нам переоформили путевку, за десять дней мы поднялись вверх по реке Подчерье 120 км, и часть из нас, располагавшая бо`льшим количеством времени, попала на ту же газпромовскую трассу гораздо выше КПП. Поймав там машину того же нацпарка, мы уговорили шофера (как частное лицо) перевезти нас через перевал на Щугор. Здесь, на пересечении трассы с рекой – газовый участок и кордон парка. Надо, к слову, сказать, что работники парка "на местах" нам попадались в основном хорошие, с пониманием относившиеся к нашим проблемам. Встретил нас на кордоне представитель нацпарка Вячеслав, проверил путевки и разместил на ночлег в избе. С утра мы пошли с ним к газовщикам на участок – позвонить в контору парка, чтобы заказать тот самый катер от Усть-Щугора до Вуктыла. Вячеслав дозвонился до Алексея Умрилова, начальника охраны парка. Обговорили сумму оплаты, число и время подачи катера – на спуск по Щугору у нас оставалось десять дней, что при имевшей место максимально низкой воде было не много, но в самый раз. В эти дни парк напоминал нам о своем существовании табличками по берегам с надписями вроде "Пожар приносит урон не только природе, но и человеку", или "Не шуми, послушай голос леса", "Войди в лес другом" и т.д. Таблички сии, по задумке авторов, должны приносить не только пользу, но и украшать дикие щугорские пейзажи.

***

Можно сказать, что в Усть-Щугоре нам повезло – из чудес цивилизации, имевшихся в давние времена в этой процветающей некогда, а ныне представляющей печальное зрелище печорской деревне, таких как школа, почта, магазин, странным образом осталось одно: телефонная связь. Причём номера, похоже, есть в нескольких домах. Большинство местных здесь выпивает, и шибко; летней дороги, кроме как по воде, до города нет, работы нет, а телефоны есть! Счастливый парадокс.

– "Давайте, ребята, пить", - тяжело говорила Ольга, бывшая продавщица, к которой мы попросились звонить, и мы с ней и двумя Володями, товарищами моими по трудностям похода, наливали и пили. И за встречу, и за счастливо случившийся вдруг у этой доброй женщины юбилей. А потом звонили. Звонили в Югыд Ву. Но в мире была суббота, и телефоны равнодушно молчали. Дальше, как в сказке про репку, набрали вуктыльское "02", там получили телефон муниципальной диспетчерской, там – телефон замдиректора парка, Иван Иваныча. Иван Иваныч, ссылаясь на свой то ли отпуск, то ли выходной, велел не дёргаться и звонить в контору в понедельник, или ждать рейсового катера (во вторник). Но я был жалостлив и настойчив, – ведь из-за трудностей попадания на Щугор мы и так растратили все мыслимые запасы времени – и наконец обрёл я мобильный номер Умрилова.

– Алексей, – сказал я ему, – это мы. За нами должен был придти катер.

– Да, был такой разговор, – спокойно отвечал он. – Но бухгалтер в отпуску, а без второй подписи солярку нельзя заправить.

– Что же нам делать?

– Ну… Ну ждите до понедельника, – ответил он таким тоном, как будто я занял у него в прошлом годе крупную сумму, да и запамятовал отдать… Володи глядели на меня строго и печально, не желая понять буддийского темпа здешнего бытия.

– До понедельника никак нельзя, – сказал я в трубку.

– Да и семи тысяч маловато, – упорствовал он.

– Что ж Вы десять дней назад не сказали? – не сдавался я… Мы разговаривали ещё и ещё. В итоге нам был обещан катер на завтрашнее утро. Хозяйка же совсем погрустнела за это время, а товарищи наши тем временем разбили лагерь на окраине села, походящей чем-то на сталкерскую зону. Ночью пошёл дождь, и уже не прекращался более, и утром мы, страшно стесняясь, опять пошли к Ольге звонить, а потом ещё раз; и вот к обеду Станислав, печорский морской волк, всё-таки прибыл нам на спасение.

***

Мы плыли в Вуктыл и были счастливы. Догнали двух егерей национального парка, выплывших на моторках со Щугора на день позже нас. Им, таким образом, тоже улыбнулось счастье, и они стали грузить на борт катера свою мокрую поклажу, среди которой было и ведро засоленных даров реки, и охотничье ружьё, затем они погрузили и сами надувные лодки. Напомню, что ловля рыбы в парке категорически запрещена в любой форме и круглый год: и Подчерье, и Щугор – реки, куда заходит на нерест сёмга, лицензий на ловлю в парке нет, охотится запрещено – нельзя нарушать экологический баланс в охраняемой природной системе парка. Мы неделю назад в панике прятали спиннинги от тех же егерей. Плыть по северной реке и не поесть хариуса – глупо. Это понятно всем, – беда, видимо, как раз в заготовительном браконьерстве. Пока плыли, разговорились. "Догнали на Щугоре плывшую за вами тургруппу, – рассказывал егерь. – Оштрафовал их за ловлю на минималку". "Кто бы вас, соколики, оштрафовал" – подумал я, но потом передумал: они здесь живут, им виднее, и не нам рассуждать об этом со своей московской колокольни. А вот чем оправдать работников конторы которые пообещали нам катер и потом забыли, или, образно говоря, просто забили на нас, я не нашёл. И давеча, в ожидании катера, крутилось в голове, как и положено, несколько знакомых русских слов, наряду с романтическими "Щугор" и "Югыд Ва".

Я написал всё это не для того, чтобы отговорить кого-то ехать на Щугор – это интересная и очень красивая река. Просто, если вы предпочтёте этот маршрут другим, не связанным с государственными национальными парками и акционерными добывающими гигантами, учтите, что будете зависеть не только от себя самих.

Александр Донин

0 0
Добавить публикацию