Дата: 1 - 20 августа 2009 г.

Автор: Майя Кузьмичева (Москва)

Фотогалерея путешествия

31.07.09

Оперативно проведя рабочий день, я успела всех пораскидать, озадачить и направить. Надеюсь, справятся. В 16.00 поехала домой. Там все собрано. Встала в 7.00, спала 2 часа. В самолете высплюсь... Ната меня покормила. Очень ответственно вырулил с работы М.П., хотя я и не настаивала, поехал домой, поел и мы выдвинулись.

Он все прикалывает нас. Рюкзаки весят по 20 кг и еще маленькие, загрузились и поехали. Как там без меня кот Базилио? Положила ему еды, налила таз воды. Варя поступила в институт, одна из всех своих девочек на бесплатное. Звонила в самолет, сообщить эту радостную новость! И они со Славой поехали в Кострому. Мы в аэропорту все сдали, зарегистрировались, и М.П., выкурив с нами по крайней сигаретке, уехал. А мы пошли на посадку. Из разговора выяснили, что почти вся группа легла спать в 5 утра...Поэтому в самолете все спали, как младенцы.

В "местах силы" Макс попросил спросить для него мудрости. Почти как "Волшебник Изумрудного города"...

01.08.09

Прилетели в Барнаул рано утром. Дождались багажа и Ивана, который наш инструктор по Алтаю, загрузились в газель. На вокзале надо забрать девочку из Новосибирска. Все, и в первую очередь Маша, веселятся по поводу наших обложек на паспорта. Решаем, что блондинкам это простительно.

Пока ждем Свету из Новосибирска, подходит Ангел мой Камчатский - Саша. Он, оказывается, идет с нами до Монголии. Маша сделала сюрприз. Мало того, она нас с Натальей отправляет в машину к Саше и мы, как принцессы, едем в комфортабельном авто!!! Впереди Саша и Иван, по ходу движения знакомят нас с достопримечательностями, рассказывают и просто веселят. Едем далеко и долго, а место, куда мы должны прибыть, находится за Акташем.

По-дороге мы постоянно спим, это наверное акклиматизация. В Кош-Агаче нас должен забрать Газ 66, времени много, мы ждем, а их все нет. Человек, который должен нас забрать, похоже мутит, мы стоим уже часа 2, а его по-прежнему нет. Опять загораем...

К вечеру похолодало, все утеплились, как могли. Мы находимся на высоте 1724 м, температура днем была 22 градуса, а ночью (как говорят местные жители) минусовая. Саша уже оставил на паркинге свою машину, мы встретились с нашими ребятами, и вот стоим мы у местной гостиницы и ждем "загадочного" Максима. Он организатор авто, мы видимо что-то сделали не так, и он сильно на нас осерчал. Теперь он парит нам мозги и пытается воспитывать. Прошло много времени... наступила ночь. Комаров -тучи. Хочется чего-нибудь горячего, местные разрешают нам воспользоваться кипятком. Ура!

Разложили поляну, достали нашу селедку и радостно под водочку ее уничтожили, заодно и познакомились поближе. Стало тепло и весело. Хозяйка гостиницы предложила крышу. Решили - ждем еще час.

В итоге часов в одиннадцать вечера, приехал "газон", долго говорил, что до места не довезет 19км …это вдохновляет! В итоге загрузились и поехали. На заставе обнаружили, что нет пропуска на иностранку Наташу. Весело. Поехали назад.

Решили создать комфорт, переложили рюкзаки между сидений, застелили это ковриками и легли сверху этого великолепия штабелями в порядке "голова-ноги". Славный бомжатник получился! Наталья сказала, что ей не давали покоя три фактора: 1)чужие ботинки постоянно упирающиеся в челюсть,2)Света пыталась пристроить ее голову в качестве наполнителя для образовавшейся между рюкзаками ямы, и устроиться поудобней, 3)отсутствие пропуска. Так мы провели ночь в поездках туда-сюда, совершенно безрезультатно. Но я отлично выспалась! Мне и Саше досталось сидение у стеночки. Лепота! К тому же, видимо, сказался наш богатый камчатский опыт совместного засыпания в любых условиях.

02.08.09

Сегодня утром, выгружаясь из этой милой теплой спальни, я обнаружила, что мы здесь уже были вчера. День сурка! Опять все по новой. Выгрузились. Рядом собирает лагерь группа из Москвы -11 человек. В итоге, мы загружаемся в их "газон", опять как сельди в бочку, вместо 11челов - 22.И едем …опять в Кош-Агач. Теперь мы будем получать разрешение экологов на посещение заповедника. Это занимает еще часа полтора.

Дама-эколог запросила по 200 руб. с человека. Инструктора спросили: за что? Им дали любопытный прейскурант, они хотели взять его на память и из-за этого возник конфликт. Мы уехали, дама обиделась и вслед сказала что-то не очень хорошее. В итоге на половине пути инструктор дружественно приютившей нас группы, вспомнил что забыл у нее куртку и в ней что-то очень нужное. Мы вернулись в третий раз…Вот… как потом не верить сглазы? Она не хотела приходить, и мы ждали еще 1,5 часа.

Наконец-то поехали, пропуска получены, пошлины уплачены. На посту нас высадили ждать следующую попутку. Мы прошли паспортный контроль и стали кипятить чай. Потом пошли купаться на речку, вода хорошая, ну и пограничникам конечно развлечение. Надо заметить, что я совершенно перестала бояться горных речек для купания.

Сидим, лежим, ждем. Время 14.00. Думаем сготовить супчик и пообедать. Как там дальше сложится, неизвестно. Пришла Маша и сказала, что машины на подходе - супа не будет. В качестве развлечения наблюдаем за пограничниками и приходим к выводу, что они на нас уже не реагируют, смотрят как на бродячих собак. Скоро проезжающие будут бросать из машин что-нибудь вкусненькое, а мы напишем табличку. Сейчас как раз идет конкурс на лучший текст.

Голосованием порешили варить суп, т.к. местное "мы рядом" исчисляется часами. Как и следовало ожидать, только суп сварился, подъехали два шикарных авто, "батон" или "таблетка". Суп из морской капусты с рыбными консервами мы все же съели, и радостно пошли загружаться. В нашем салоне (куда разместились я, Наташа, Света, Соня, Ира и Саша) на полу шкуры и звучит музыка! Мы насладились казахским шансоном, и вообще поездка была приятной.

В селе Джазатор оформили пропуска и поехали заселяться к Альберту. Его территория на опушке: дом, баня, гостевая хата - очень замечательные. Расстелились в спальниках, но на кроватях. Парни принципиально разбили палатку. Вечером перед ужином - баня! Видимо, до Улан-Батора мыться будет негде. Поужинали весело (гречка с луком и морковью) и спать. Завтра в дорогу. Перебрали рюкзаки, разложили провиант. Места катастрофически не хватает, хорошо, что все это понесут лошади!

03.08.09

На завтрак делали салат из морской капусты и овсянку с изюмом. Организм никак не поймет, что за экзотические сочетания и перестраивается с трудом. Когда я пишу эти строчки из блокнота в комп, я улыбаюсь. Потому что когда я вернулась из похода и дочь спросила меня, что я буду есть, я ответила "что дашь". Ребенок испытал шок, а потом сказал "ну ни фига себе у тебя ответ, вот всегда бы так!". Я честно сказала, что это не надолго…

Маша спросила Ивана, не разместит ли он в своей палатке двух компактных конюхов. Народ тему подхватил и развил, что конюхи дело, видимо, очень нужное, но почему именно Ивану такое выгодное предложение? Были предложены варианты, славно повеселились.

Собираемся. Нам выдали загадочное снаряжение под названием "обвязка" и "кошки". Рюкзаки неподъемные. И опять скажу: "хорошо, что их потащат лошади". День солнечный и теплый. Выдвинулись в 11.30, поздновато, но долго упаковывались проводники.

Жарко, течет пот. По лицу и по спине, майка насквозь мокрая, комаров не много, но есть. Идем все время вверх, иногда небольшие ровные террасы. Два небольших привала с перекусами. Маша и Соня успели искупаться в речке, мы с Наташей тоже хотели, но это вниз, а потом снова вверх. Тяжко…

В итоге мы за день поднялись до высоты 3000 м, и прошли 31 км. Как это было - отдельная история! Первые 20 км нормально. Потом был дождь, болота сплошные и вверх, вверх, вверх.

Группа разделилась сначала на три части. Потом ближе к вечеру на две. Первая часть ушла с лошадьми, и мы потеряли их из виду. Остальные явно не рассчитывали на такой переход и с трудом переставляют ноги. Каждый метр дается с трудом. Очень удобная вещь - треккинговые палки, обязательно должны быть. Спрашиваем: долго ли еще идти? Ответ: вот эта горка и дальше вниз, но оказывается за ней еще одна горка и еще. Мы теряем веру в свои силы… Темнеет. Маша говорит, что ждем всех на перевале и идем дальше с фонарями. Вернулся проводник Женя (очень хороший парень, просто удивительный; еще одно подтверждение: не важно, какие ресурсы вокруг, главное, что у тебя внутри.). Без Жени мы дороги не найдем, тем более в ночи. Взошла луна. Наверху, на перевале холодно и сильный ветер. Мы все мокрые и на продувном ветру начинаем синеть. Достали запасы по сусекам. У меня пряники. Маша с утра забросила. Шоколадка, по глотку бальзама…похорошело. Подтянулись все, одели фонарики, и по болотам вперед. Хорошо, что вниз!

В 23.00 были в лагере. Ребята молодцы - разобрали все рюкзаки и поставили палатки, приготовили ужин. Мы поели и легли спать. Сил нет ни на что. Наташа получила суперкрещение, говорит ,что в мокром нормально… Ну и я так считаю, с некоторых пор.

Вот и первая ночь в палатке на Алтае. Лагерь стоит между двух горных речек, мы спим как убитые…

04.08.09

На завтрак пшенная каша с изюмом и слегка пригорела, но мы очень спешили и не заметили. Вышли в 10.20, пока собирали вещи и палатки пошел дождь. Мы с Наташей, как две копуши. Надо вставать пораньше и собираться, пока народ спит. И вообще ничего не успеваю, что где лежит, никак не запомню, спальник в мешок тяжело пакуется. Палатку мы под дождем последние собирали. Весь народ собрался, одел дождевики, и дождь, как водится, кончился.

Идем на плато Укок. Идем почти все время прямо или вниз, что значительно проще, чем подниматься вверх. Сегодня прошли 27 км. У Саши с Ирой GPS, по нему мы узнаем о наших подвигах. Красота кругом необыкновенная. Такие пейзажи … аж дух захватывает. Сегодня вброд переходили несколько рек, неглубоких. В жару это даже приятно.

На привале Иван вскипятил чаю. Какая это красота - горячий чай с двумя кусочками сала и кусочком хлеба (я вижу, как плачут мои друзья и родные, читая эти строки). Есть еще сыр, но я меняю его на Наташин кусочек сала, она еще вегетарианка (теперь плачут ее друзья и родственники…). Мы искупались в речке, очень бодрит и снимает усталость. Кто бы мне раньше сказал, что я буду легко купаться в горной реке…

На ужин мы вызвались дежурить. Наташа поставила палатку, т.к. пришла на стоянку раньше, сегодня она стерла ногу в голени. Мы сварили супчик с любимой морской капустой - вегетарианский. Остальные добивались колбасой. И опять море чая с лимоном и сладостями.

Здесь есть даже дрова, и мы развели костер. Получилась классная вечеринка у костра. Света играла на варгане, у нее очень красиво получается, как человеческий голос и звук очень мягкий. Маша присоединилась, а потом все могли попробовать, как это делается. Потрясающе в ночи слушать эту музыку.

Женя-проводник наловил хариусов 5 штук, решили на утро сварить уху и еще кашу. Завтра надо пораньше встать. Сегодня утром слышала шуршание, оказывается, ночью поставили палатку на две сурковые норы, они, бедолаги, не могли домой попасть.

Когда шли с привала, Иван рассказал про горы, куда мы будем совершать восхождение, про долину (по дороге попадается много раскопанных курганов) и что в 20-30 км от нас находится озеро на территории Китая и там очень многолюдный курорт. По плану мы совершаем восхождение на гору, где совсем рядом сходятся три границы: Китая, Монголии и России. Это хребет Табын-Богдо-Ола.

Как мы будем ночевать у ледника? Не представляю. Днем сейчас жарко, а ночью я, например, замерзла и девчонки тоже. Одела на ночь термобелье и флис, еще наверное в пуховке буду спать. Спальник "-10 С", это что же творится?

Сегодня проходили ущелье, не помню, как называется. Иван сказал, что это одно из так называемых "мест силы". Набрала там волшебных камешков. Попросила духов дать, чего не хватает…

05.08.09

Проснулись раньше всех, спать было прохладно. У меня спальник "комфорт" 0-5 С, у Наташи - 24 С, буду к ней залазить))). Саша стучит в палатку, будит встречать солнце, ну мы бегом поскакали на гору. Нам же маловато за день…надо еще, пока все спят, сгонять пару-тройку км и взобраться в гору.

Успели. Встретили солнышко, пожелали всем счастья, разогрелись, и жизнь засверкала красками! Уже не холодно и все ок! Даже мой организм спустя неделю понял: вариантов нет, сопротивление бесполезно. И принял все, как есть. Пока Наташа с Сашей тусят на горе, я быстро умылась и стала собираться. Сегодня явный прогресс! Обнаружила, что спальник надо не сворачивать, а заталкивать в мешок и сэкономила кучу времени. Т.к. мы встали в 5.50 , до общего подъема я уже все сделала. Даже рюкзак упаковала.

Вчера из хариуса Наташа сварила уху (у нас две Наташи: не знаю, как их различать при написании. Можно Маленькая и Большая, Северная и Южная, Машина и Моя. Интересно, как бы им понравилось?) хозяйничала на "кухне" Наташа Маленькая. Так… о чем это я? А… еще каша пшено-рисовая. Завтрак царский!!! И в небе огромная и очень яркая радуга!!! Мы "очень" рано готовы в путь, время 9.00.

Народ вчера долго сидел у костра, но я не присутствовала, посему тема беседы мне не ведома. Хотя, думаю что то веселое, т.к. они очень громко ржали на зависть нашим лошадям.

Долго увязывали лошадей, потом пошли в радиалку смотреть петроглифы, датированные 3 000 летним возрастом. Очень любопытно. Спустились вниз и стали переправляться через реку верхом, т.к глубоко. Сегодня день впечатлений!

Саша дал мне свои треккинговые палки, оказывается, они с пружинками. Я сняла ботинки, т.к. натерла ноги. Одела сандалии и…(чудо!), несусь сломя голову, впереди лошадей. Сегодня до обеда идем степью, небольшими холмами. Погода ветреная, но это хорошо, когда идешь - обдувает. Так по степи, по равнине я шла бы и шла. Красота!

Ян Николаевич на небольшом привале, когда все улеглись на пригорке, очень смешно скомандовал "Не спать! Медитировать!" Надеюсь, он сделал фото к этой замечательной фразе. Еще мы на горке, прячась от ветра, сбились в кучу, как овцы - реально становится теплей!

Опять меня утром, как и на Камчатке, при упаковке рюкзака, посетила мысль о нереальности происходящего. Как будто все вокруг плоский, очень красивый театральный задник, а я играю роль…

За день прошли 21 км, ну детское расстояние! Встали у Гусиного озера на границе. Пока мы ставим палатки и готовим ужин, Маша с Женей верхом поскакали на заставу. Маша принарядилась и выглядит, как амазонка. Мы шутим по этому поводу: как бы на заставе не осталась.

На ужин чечевичная похлебка и бутеры с колбасой. Я ем колбасу аж за ушами пищит, и с хлебом!

Отметив пропуска, вернулись наездники. Мокрые и замерзшие. Они немного заблудились и попали под проливной дождь и в болото. Мы разожгли костер, сидели, грелись и пили чай. Костер назывался "мир без границ". Почему? Да потому что Женя нам сказал, что пограничные столбы можно легко превратить в дрова! И взял этот грех на душу…

Палатки покрыты ледяной коркой. Я весь вечер переживаю, как буду спать. Пристаю к Ивану, он лениво и вежливо отмахивается. Боюсь я замерзнуть и готова в палатку к компактным конюхам!!!

06.08.09

Наташа пошла встречать рассвет с Саней и Соней. Я радостно осталась в палатке, полежать и погреться в ее спальнике. Ну и ночка сегодня! Тент у палатки дубовый ото льда. Ночью шел дождь и замерзал. Я всю ночь мерзла и жалась к Наталье, только так было можно немного согреться и заснуть. Все! Сегодня радикально решаем вопрос сна! Что угодно, но спать надо в тепле!

Иван пугает сложным подъемом, нужно набрать высоту, метров 700 и прошагать около 15 км, хотя может и больше… Мы подойдем вплотную к подножию горы. Ноги стерты. Я бы в сандалиях сегодня… Собираюсь…

Вчера, когда засыпала, плакала, так было себя жалко и холодно.

Вышли от озера к подножию вершины. По дороге прикалывались на мой счет. Я сказала, что ради тепла готова пренебречь общественным мнением. Саня порекомендовал разжигать внутренний огонь: я бы рада, но Наталья не вдохновляет))). Дальше вспомнили Амундсена, который замерз в экспедиции и последние слова в его дневнике: "очень холодно…". Я попросила при мне не упоминать летальные исходы! Сегодня у меня это основная тема, которая не выходит из головы. От переохлаждения начал болеть правый локтевой сустав.

Дорога сложная. Уже с утра несколько переправ вброд. Поскольку мы очень близко к ледникам, то температура воды соответствующая… В третьем переходе речки Аргамджи Наталья и Ян Николаевич поскользнулись на камнях и полностью намокли.

Идем все время вверх. Когда камни, когда кочки, когда болота. По кочкам особенно сложно, ноги подворачиваются во все стороны. У меня парочка философских наблюдений. Первое - по части среды обитания, в частности болота. Живет там кто-то и думает: это наше все! А ведь нет!

Второе - это по части коммуникаций. С тобой чаще оказываются те, кого ты не очень рад видеть. Это наводит на мысли, надо быть ровнее, и тогда ты выбираешь.

Пришли к подножию. Женя стал сопротивляться и выше идти не желал. Иван да Марья (только сейчас пришло в голову это чудное сочетание), долго его убеждали, и наконец, он изволил метнуться с Ваней вверх к леднику, проверить поляну для лагеря.

Мы за это время успели перекусить и двинулись снова вверх. Еще одна река, еще один подъем и ледник. Быстро ставим палатки. Иван очень серьезен. Сейчас, пока светло, инструктаж и подгонка снаряжения. Обвязка, кошки… Потом сбор вещей, переодевание, ужин. На ужин макароны с колбасой и овощами. На высоте варится все очень долго, за это время мы успеваем попеть песни, поплясать, поржать…Я достала резиновые сапоги в ромашку. Ян Николаевич предлагает показать эту неземную красоту. Медленно расстегиваю самосбросы… Публика просит выше. Господа, это не чулки, это …нацатые флисовые штаны!

У Жени попросила лошадиные войлочные попоны (до чего только не додумаешься от холода), расстелили их по всей палатке, на них коврики и состегнули два спальника в один. Думаю, нам будет теплее всех!

Ваня очень строго дал понять, что такое завтра. Я вся в раздумьях. Не хочется никого подводить. Ира и Наташа Маленькая отказались сразу. На высоте тяжело дышать и долго восстанавливается дыхание. Надо в офисе повесить фото меня, поднимающейся в гору, с языком на плече. А на вершине горы - знак "не курить". Други, кто прочтет эти строки, и если я еще буду жива, сделайте мне такой подарок. Я все решу утром. Спать.

Прошли 20 км, лагерь стоит на высоте 3000 м.

07.08.09

Красивая дата! Встали рано. Солнце только взошло. Уже готов завтрак, пшенная каша. Народ собирается на восхождение, кто-то уже в обвязке и гамашах. Иван очень серьезен и немногословен.

Мы сегодня спали о ф и г е н н. о, так тепло и клево не было ни разу! Как в печке! Одно портило картину: палатка стоит на пригорке и мы всю ночь съезжали вниз, подтягивались и снова съезжали. При этом у меня сбивалось дыхание, и я его минуты по три восстанавливала. Да и вообще с погодой повезло. Девчонки говорят, что ночь была теплая, без ветра. Хотя, в реке при умывании был лед. И в чашках чай промерз наполовину.

Я встала, как китаец. Не может мой организм долго терпеть нечеловеческие условия сна. Глаза и лицо опухли, похожа на аборигена. Супер! В Монголии меня будут принимать за местного альбиноса! Немытая, круглолицая, узкоглазая! Красавица!

Поговорила за завтраком с Машей. Она говорит, что я дойду. Но у меня есть сомнения. Слишком быстрый у них темп, а у меня здесь в высокогорье не хватает дыхалки. Я наклоняюсь и разгибаюсь и то сбивается дыхание… А там повиснешь на веревочке и все из-за тебя будут висеть. Нет, не пойду. У меня не было задачи совершать восхождение. Я здесь помедитирую… А то, как всегда: стадо "сайгаков" несется и по сторонам не посмотришь. А я сегодня останусь в лагере, погуляю по окрестностям и буду созерцать эту неземную красоту!

Иван сказал быстро одеваться, я сообщила, что они лишаются моего общества. Маша заметила, что без меня будет не так весело. Ваня велел не лениться и забраться на ближайшие горки рассмотреть панорамы. Ну и видимо решил, что "леди, покидающая дилижанс, существенно увеличивает его скорость". Главное, что бы всем было хорошо!

Мы проводили группу, сделали фото на память. Потом собрали все, что они разбросали. Мой рюкзак отправился на восхождение без меня. Помыли с Наташей Маленькой посуду и отправились в радиальный поход.

Выбрали горку поменьше справа от лагеря. Взобрались на нее, потом дальше дошли до реки. Переправа нам не нужна. Пошли по горкам вдоль ледника, зашли на ледник, потом все левее и левее и в итоге дошли до гребня напротив той горы, куда наши альпинисты совершают восхождение. Сели помедитировать. Рядом с ледниками прохладно, но уходить не хочется. Смотреть на это можно часами. Ярко-голубое небо, ослепительно белый снег контрастирует с черными горами и …потрясающее величие. И ты такой маленький во всем этом.

Разрядился первый аккумулятор в фотоаппарате.

Ощущение нереального релакса - дневной сон в палатке на высоте 3000 метров. Все пронизано солнцем, и ветер колышет тент. Полное ощущение полета и себя, как части солнечного света. Растворяешься…Тишина абсолютная, только ветер. Полный покой.

Альпинисты вышли в 7.00, вернулись в 22.10, прошли 18 км, покорили вершины Русский шатер 4117 м и Табын-Богдо-Ола 4089 м. Пришли в темноте с фонарями, жутко-усталые. Мы приготовили замечательный ужин: гречку с колбасой и луком, и котел салата из морской капусты с чесноком.

Народ разбавил спирт и отметил это грандиозное событие. Самые стойкие и героические после ужина, укрывшись шкурой (которая служит Жене-проводнику спальником), распевали песни до 00 часов и встречали восход Луны, договорившись заменить им завтрашний восход Солнца. Спать решили до упора и никуда не спешить.

Образовалась четырехголовая сущность- Иван, Саша, Соня, Наташа. Она-то и нарушала покой мирно спящих граждан и лошадей своими песнями и смехом.

Поскольку народ вечером был слишком устал и возбужден, я решила взять у каждого интервью завтра. Для полноты картины перед сном Наталья в общих чертах описала их подвиг. Я поняла, что сделала правильный выбор.

08.08.09

Встали в 7.00, хотя собирались спать долго. На завтрак каша пшеничная с изюмом и какао. Как всегда, все очень вкусно. Всю ночь и утро, мне было плохо от съеденной вчера колбасы. Когда ее ешь - нормально, потом…

Не спеша собрались. Говорят идти недолго, до кошары, и там будет "баня". Сегодня в ледяном ручье мыли голову Иван и Соня, вчера ночью мылась Маша. По краям ручья лед. Я пока не способна на такие жертвы ради красоты, хотя хочется быть чистой, вкусно пахнуть и причесать уже "паклю" на голове, которую я сейчас прячу под кепкой.

Собрали лагерь и вышли. Спасибо тебе, замечательная поляна! Третий день великолепная погода. Солнце, на небе ни облачка. Красота.

Шли не спеша, идти не далеко, почти без выкрутасов. Я уже третий день не одеваю ботинки, хожу в сандалиях. Через 11 км поставили палатки вокруг домика для зимовки, сготовили похлебку из чечевицы - пообедали. Света и Наташа Маленькая дали мне таблеток пригоршню. Обещали, что через 1,5 часа полегчает. Я залегла, т.к. делать что-либо совсем тяжко.

Мужчины сходили за водой на реку. Оказывается, это не очень близко. Растопили баню на кизяке. И все радостно, по очереди пошли мыться. Вот это кайф!!!! Чистые волосы и горячая вода. Ее совсем немного, и поливаемся мы из собственных мисок, но это что-то!

Соня с Наташей сгоняли на реку постирать. Мое тоже прихватили. Я после бани пошла полоскать белье на реку. Вернулась - никого, кроме Иры с Сашей в лагере нет. Света мне по пути встретилась, Маша с Женей и Олегом ускакали на лошадях за машиной. Остальные, видимо, ушли гулять по окрестностям…

Дальше готовка ужина, девчонки из остатков провизии затевают торт и поют песни. "Прекрасно!" (так любит говорить Соня). Парни опять пошли за водой.

Я ни разу в жизни не брала интервью. И если быть совсем уж честной, единственный предмет, хромающий в школе - сочинения. То есть, писать у меня не получалось, а здесь: надо составить вопросник, разговорить собеседника и еще записать это в читабельном виде. По крайней мере, такое у меня представление об интервью!

Вот они вопросы:

1. Почему вы решили идти?
  2. О чем вы думали по дороге туда?
  3. Ваши ощущения и мысли при подъеме?
  4. Мысли и действия на вершине.
  5. Что вы скажете о спуске?
  6. Готовы ли вы повторить?
  7. Ваше резюме.

Первая, конечно же, подверглась испытаниям Наташа:

1. Самое неизведанное, непонятно что делают люди так высоко в таком холоде. Возможность открытия.
  2. Когда мы вернемся обратно, я разберусь с инструктором за непроверенные кошки! Испытания даются нам для чего-то и надо их преодолеть. А еще, хотела остаться со Светой.
  3. Когда было очень тяжело, было интересно наблюдать свои внутренние состояния. Я назвала бы их преодоление. Вспомнила, что картинку - я на горе в связке, видела во сне полгода назад.
  4. Никаких восторгов, как казалось. Полное, тотальное спокойствие и свобода. Очень классно. Тишина внутри…
  5. Спуск был энергичный и с песнями. Я представила себя на месте Ивана, и мне стало страшно. Очень большая ответственность. Дальше нестерпимо захотелось в палатку. Было здорово в ночи увидеть сигнальные огни. Когда знаешь, что тебя ждут, это придает силы!
  6. Сегодня нет!!! Когда-нибудь…да. Чувство команды придает силы и спокойствия.
  7. Этот день, как наполненная маленькая жизнь. От страха до восторга! От любви до ненависти! Очень много открытий. Замечательные люди!

Вот такая смесь восторгов, эмоций и еще не прошедшей усталости… хорошая идея поговорить на следующий день. Вчера вечером это выглядело бы не так заманчиво! А сегодня я уже сомневаюсь, правильно ли я поступила, что не пошла? Сомнения усиливаются после следующего собеседника, а вернее собеседницы…

Света:

1. Новый опыт. Новые ощущения. Открытие неизведанного.
  2. Хотелось рассчитать свои силы и никого не подвести.
  3. Большая ответственность и профессионализм инструктора. Иван очень подробно всех проинструктировал, проверил снаряжение. На подъеме появилось чувство команды. Здорово чувствовать себя в связке и понимать, что каждый ответственен друг за друга. Очень много трещин во льду под снегом. Пару раз проваливались.
  4. Перед основным, очень крутым подъемом на саму вершину, поняла, что сил не хватит. Спросила Ивана как быть? Он радостно ответил, что выкопает мне ямку! Поменял кошки с Наташиными. Оставил чаю и печенья. И они ушли, велев сидеть, ждать и никуда не уходить! Я даже рада, что так получилось. Они идут и им некогда посмотреть по сторонам. А у меня было тепло в яме. Я попила чаю, поела и как с самолета смотрела на все великолепие подо мной. Нереальная тишина и красота…Я смеялась от счастья, сидя в яме и думала: может, это горняшка?
  5. Спуск был сложный, так как снег подтаял за день, и мы глубоко проваливались в рыхлый снег.
  6. Да!!!
  7. Потрясающее ощущение тишины и покоя. Замечательные люди. Новый опыт.

А потом получилось очень смешно, потому что я решила поработать с Соней. Я попросила быть ко мне снисходительной, учитывая мой первый опыт подобной работы, на что Соня сказала, что у нее тоже первый раз берут интервью… обычно это делает она, потому как журналистка!!! Ха-ха-ха…ну я и попала! И все же, Софья:

1. Первый раз. Хотелось понять смогу, не смогу и посмотреть что там.
  2. Совсем нет сил! Взбираешься… а там такое!!! Шла ни о чем не думала, наслаждалась тишиной и бесконечным величием.
  3. Было очень дико тяжело. Каждый шаг давался с трудом. Потом в какой-то момент стало понятно, что надо! Не обратно же? Очень хотела подняться на такую высоту. Фантастическое ощущение команды в связке. Чувство уверенности. Даже ради этого стоит идти и пробовать!
  4. На вершине потекли слезы от ощущения беспредельного поглощающего счастья, которые невозможно остановить. Я увидела горы, уходящие в Китай и поняла, что я туда хочу.
  5. На обратном пути - состояние эйфории, пели песни. Ваня подумал, что у нас началась горняшка. Снег и дорога на спуске подтаяли. И цвета и консистенция были абсолютно другие. Это были разные дороги.
  6. Повторить? Думаю, да. Но к этому надо серьезно готовиться. Очень много зависит от того, кто идет перед тобой и кто в связке. Когда шла, говорила "Никогда!".
  7. Все было прекрасно, и мы это повторим - позже. Это стоит тех усилий, которые нужно приложить!

После работы с Соней, стало совсем не страшно! Оказывается это не смертельно -брать интервью. Да и народ начал подтягиваться к ужину в избушку. У нас даже получилось маленькое ток-шоу, потому что все остальные отвечали уже при всей честной компании.

Саша:

1. Мне было интересно приобрести альпинистский опыт. Но я опасался за свои физические возможности.
  2. Ни о чем… Дойду ли?!
  3. Борьба. Было очень тяжело дышать, физической усталости не было. Последние метры от перевала седловины до вершины я не пошел, т.к. не хватило дыхания.
  4. Мысли: зачем я здесь? Первые полчаса, пока раздышался и согрелся, даже не замечал красоты и не фотографировал. Обрадовался первый раз, когда спустились с одной вершины и остался Ян Николаевич. Потом обрадовался второй раз, когда спустились со второй вершины. Начал фотографировать…
  5. Было тяжело по глубокому снегу, через трещины. Но надо!
  6. Не уверен. Но положительных эмоций больше!!!
  7. Обидно, что не дошел 50 метров. Но для дебюта в 47 лет, это отлично! На вторую вершину не пошел, так как боялся тормозить группу.

Иван:

1. Для меня это - матрасный отдых. Отличается от спортивного режима. Созерцание. Вопрос: смогу ли я не бежать и научиться делать это медленно.
  2. У меня неделю не работает голова и я этому очень рад. С ужасом думаю о возвращении в работу…
  3. Чувство ответственности и опаски. Все, как в первый раз. Могло быть всякое. В этот раз было очень легко идти, даже не считал шаги.
  4. Сфотографировать Яна Николаевича на вершине.
  5. Назад страшнее, чем вверх, но народ об этом не знал. Погода изменилась, появились новые трещины. Никто не ныл, не причитал. Молодцы! Это тяжело. Нужно доказать зачем нам это нужно, обосновать для себя.
  6. Готов повторить с такой группой! Бывают разные люди, бывают конфликты. Но Укок для меня особое место, где собираются люди, которых я рад видеть снова. И этот раз тоже не исключение.
  7. Хорошо, что повезло с погодой. Что все задуманное осуществилось. Пешком по Укоку - это "ложкой море". Нужно велосипеды, лошади. Укок ценен для меня людьми, которых я здесь встречаю.

Ян Николаевич:

1. Это была моя цель. Сомнений не было.
  2. Хорошо, что мы идем. Прекрасно!!!
  3. Два последних крутых подъема было тяжело, т.к. болели икры, сбивалось дыхание. Последний подъем дался тяжело, но это обычно так бывает.
  4. Когда мы вышли на перевал, был страшный ветер, было очень холодно. И надо было идти на вершину. Были мысли отказаться, пришлось бросить фотоаппарат, о чем я жалею. Подъем оказался не долгим. Когда я вернулся на седловину, на вторую вершину я не пошел. Мы стояли больше часа на ветру и ждали группу. Была сильная поземка, и мы очень замерзли. Спасала пуховка. Вершины красивые, виды обалденные. Что Китай, что Монголия.
  5. Спуск прошел достаточно легко. Я думал о Свете, как она там? Не замело ли ее? Она оказалась жива и здорова, мы прицепили ее и пошли! Одна трещина 1,5метра пощекотала нервы. Все в нее проваливались, Наташа ползла на пузе. А в остальном все ок!
  6. Надо! Если будут возможности и силы.
  7. Ничего особенного. Хороший подъем. Правильно, что остались в лагере те, кто остались.

Этот собеседник, пожелал мне в будущем готовить острые и каверзные вопросы (с подковыркой). Я постараюсь.

Саша (ангел):

1. У меня не было сомнений. Поход-основная цель восхождение! Э то была вторая попытка. Т.к. первая не удалась из-за неподготовленной группы. Идея была и воплотилась. Интересен маршрут: Укок с Севера на Юг.
  2. Опасение, насколько хватит у группы сил. В себе я был уверен, поскольку это не первый раз. И восхождение не сложное технически. Думал, что из моей связки все дойдут. Было странно, почему Соня бегала впереди всех и вдруг… Далее другая тема вызывала беспокойство: Наташу не устраивали кошки. Переживал за Свету.
  3. Русский Шатер был проще, т.к. пологий. Неописуемая красота, хотелось все запомнить. На Табын-Богдо-Ола очень разные ландшафты. Монголия - желто-коричневый цвет долины. Китай горы и острые вершины. Рукой подать до Найрамдала. Постояли на стыке трех государств. Просто здорово! Повезло с погодой - хорошая видимость.
  4. Спуск расслабляться не давал, надо было прыгать через трещины. Пришлось тянуть всех. В темноте найти дорогу обратно не просто. Спасибо Жене с фонариком.
  5. Конечно, без сомнения.
  6. Переоценка того, что произошло позже. Хорошо, что все получилось, хорошо, что мы собрались! Не знаю, как я буду без вас…Рад, что исполнилась давняя мечта - пройти этим маршрутом. Это место в которое всегда хочется вернуться.

Маша: "Всю дорогу думала, какая же я Маша-растеряша:флаг-то нашего клуба я забыла на вершину взять!"

Маша, как амазонка, сгоняла верхом до заставы, решила все вопросы и привезла Максима на ЗИЛе, который повезет нас завтра в Кош-Агач. Того самого Максима, который в начале похода долго нас мурыжил…

По дороге Женя подбил камнем сурка. Маша принесла его в дом. Весит он около 8 кг. Огромный, как собака. Хотели его сварить и попробовать, но не успеваем, потому что на это надо 4 часа.

Получился у нас полноценный заключительный банкет, с культурной программой! Я брала интервью, и было очень мило и душевно, за ужином поблагодарили Ивана и Женю за организацию отдыха на Алтае. Мы сидели и не хотели расходиться из этой замечательной избушки-зимовья. Но завтра подъем в 6.00 и отъезд в 8.00.

На горячее плов из риса и пшеничной крупы с овощами и чесноком. Света достала коньяк. На десерт торт "Укок" из всего, что не доели. И надо отметить очень вкусно!

Делюсь рецептом со всеми, кто захочет повторить.

Крошки от хлеба, печенья и пряников, сухое молоко, сгущенка, какао, остатки изюма и кураги. Все это перемешивается и кладется в пакет. Опускается в холодную воду. Через час получается вкуснятина!

Все разбрелись, но во дворе еще горит костер, и мы поем песни до 2 часов ночи.

09.08.09

Встали в 6 утра и начали бегом собираться. Конечно недосып, но он не чувствуется. Доспим в машине по дороге. Ехать часов восемь. Мы научились быстро собираться! Наконец-то появился порядок укладки рюкзака и у каждой вещи свой пакет свое место. Палатку тоже быстро складываем, быстро раскладываем.

Мы с Машей пошли на реку умываться. Зашли в домик за кружкой, там Иван уже варит завтрак. Спросил, как я себя чувствую. Сегодня замечательно! Но лицо мое все краше и краше, круглее и круглее, а глаза все уже и уже! Очень отекли ноги. Маша говорит из-за нехватки солей, т.к. мы пьем ледниковую воду, а она все вымывает. Почему-то результат виден только на мне))) У меня наверное самый маленький запас соли…

Река для умывания далеко. По дороге рассказала Маше, как хотела вчера совершить героический поступок и пошла с ведром на реку. Думаю: надо прополоскать всю одежду и на обратном пути принести воды.

Когда наконец-то дошла до реки поняла, что будет здорово, если я себя с бельем донесу обратно.

Маша устроила утреннее купание в реке. Я, немного подумав, решила тоже. Ну совсем испортили домашнюю и теплолюбивую девочку!

Утром, голая, да в горную реку? Легко! Посохли под лучами восходящего солнца, оделись и в лагерь. Там уже все готовы к отъезду. Быстро завтракаем и в машину.

Дорога - жуть! Я даже не представляла, что по такому можно ехать на машине. Камни, болота, реки, горы. Ощущения пассажиров соответствующие. Мы пытаемся найти плюсы такой езды. Ведь нам предстоит долгий путь. Нашли три положительных момента.

• Массаж всего тела и особенно внутренних органов
  • Перетрясывание запыленных либо заплесневевших мозгов
  • Медленно проскакивающие за окном пейзажи.

Ну и что характерно: поспать-то хочется, но не очень получается! Трясет!

По дороге пару раз останавливались на перекусы, немного полежать или постоять в спокойном состоянии. Смотрели курганы и древние захоронения. Попалось стадо красивейших верблюдов, часть из них белые. Такие пейзажи за окном… Хочется плакать от счастья и растворится в этой красоте.

В Кош-Агач приехали в пятом часу. Здесь мы расстаемся с нашими замечательными Ваней и Сашей. Им еще 800км пилить до Барнаула, и на работу. Завтра понедельник.

Грустно и хочется плакать. С ними было так хорошо, и весело и надежно.

Расселись по машинам и дальше в путь. Маша обещала запустить нас в супермаркет! Мы зашли всей группой и бросились набирать, кому чего не хватало.

Взяли холодного-холодного пива и кучу всего соленого. Кто бы мог подумать, что я с таким удовольствием буду пить пиво?!

Поехали в Ташанту на границу с Монголией. Там обещали сдать дом для ночевки, т.к. сегодня граница не работает: выходной!

Света по дороге рассказывает смешные истории о своей командировочной жизни. Она вообще очень интересный и замечательный человек, каждый день открывается с новой стороны.

Поселились в доме, приготовили ужин. Все соскучились по овощам. Потеряли картошку. Оказывается Ян Николаевич пошел выбрасывать мусор и ее туда же. Коллектив просек это, и пришлось кому-то идти на местную помойку откапывать наш ужин))).

Мы начали дружно ржать, что уже переплюнули всех бомжей. Спим на земле, роемся на помойках, чистим зубы одной щеткой и купаемся во всех лужах. Едим из "условно мытой" посуды.

Сварили картошку, сделали тазик салата, еще селедка! Кайф!

Договорились запомнить вкус овощей на ближайшие 10 дней. Потому что в Монголии этого нет.

Обильная еда сморила, и все начали укладываться спать, предварительно посмотрев карту маршрута. Правда, мужчины еще успели сгонять в местный магазин за алкоголем на оставшуюся часть пути. Мало ли что. Когда зашли в дом, все стали заряжать телефоны, и писать, и звонить. Я позвонила Максиму, он меня даже не узнал сначала. У них все ок! Все живы-здоровы. Я сказала, что буду через 10 дней.

10.08.09

Встали в 7.00, быстро собрались, приготовили яичницу на завтрак. Это, конечно, буржуйство, но почему бы не воспользоваться ситуацией. Наташа моет овощи и фрукты на дорогу и спрашивает: у кого есть еще яблоки?

Я ей отвечаю, поройся по пакетам уже все общее, можно не париться! Пришла хозяйка, сказала поскорее вытряхиваться, ей надо на покос. Мы немного с ней поболтали. Зарплаты у них маленькие, мясо сдают по 70 руб, шерсть она обменяла 100кг на 1 мешок картошки. Все держат скот, молока мало, но оно очень жирное, и они в основном делают масло.

Сидим во дворе с рюкзаками и ждем, пока Маша оформит документы и придет машина, что бы перевезти нас через границу. От бездействия постоянно что-то едим. То местное мороженое (очень вкусное), то ряженку с печеньем, то фрукты. Ждем!

Утром делали с Наташей зарядку. Хорошо, когда на это есть время. Развела регидрон, может, поможет от отеков. Уже привыкла к своему лицу, сделала смешной хвост на голове и хожу, как монголка-алкоголичка.

Часов в 12 приехала машина. Водителя зовут Киват, загружаемся и едем на границу в очередь.

Очень много машин из Великобритании, Финляндии, Германии. Это "Монгол-Ралли". Очень смешные, разрисованные машинки и не менее смешные люди. Кто во что горазд. Мы стоим в очереди до 16 часов. За это время мы успеваем проголодаться, сбегать в магазин, попросить у местного жителя кипятка и замастрячить на виду у голодных интуристов горячий обед из трех блюд. У меня день открытий! Я ела доширак! Это оказывается очень вкусно (да не услышат меня дети). На второе у нас были бутеры со скумбрией и кабачковой икрой и на десерт растаявший шоколад с сыром и консервированным персиком! Объедаемся от безделья.

Наконец-то все пройдено, и мы пересаживаемся на джипы в Монголии. Знакомимся с гидом Туксо и водителями. Рассаживаемся по три человека в машину. У нас получаются экипажи:

• Маша, Света, Наташа, водитель Чука
  • Ян Николаевич, Саша и Ира, ведет Сумбэ.
  • Я, Наташа, Соня с водителем Цого (в переводе "огонек")

Едем в город Ульгий, там ужин в ресторане и ночевка на озере. Реально успеваем поесть (лапша домашняя жареная с мясом по-монгольски "цюйван") и в полной темноте, но в свете фар поставить палатки где-то рядом с городом у реки.

Ресторан экзотикой не впечатлил, видимо, адаптирован под туристов. На ночь выпили презентованную монгольскую наливку. День открытий сегодня продолжился чаем с молоком и солью. Попробовала. Выпила большой бокал, не с восторгом, но по-моему стоит присмотреться. Ян Николаевич рассказывал сон, как он участвует в конкурсе кулинаров и готовит наш укокский торт. Вот какие неизгладимые впечатления производят подобные кулинарные изыски!

У меня значительно спал отек. Видимо, надо было раньше начинать пить регидрон. Начинает формироваться список необходимый в аптечке (спасатель, бинт, пластырь, регидрон, мезим, регулакс).

11.08.09

Встали в 6.00, быстро собрались. Завтракать решили по дороге. Спали великолепно. Я проснулась со словами "Я люблю Монголию, она теплая и мягкая". Это несмотря на то, что ночью я бубнела, что мы спим на камнях…Оказалось, так хорошо. Не скатываешься, ровно и очень тепло! Выходила ночью из палатки, светло как днем. Огромная луна и потрясающе яркие и крупные звезды.

Часов в 10 приехали на озеро Толбо. Вода чистая и прозрачная, но сильный ветер. Купаться расхотелось. Пейзажи вокруг очень спокойные, дороги, горы, степь… Иногда стада и юрты. Полное отсутствие цивилизации (дороги, между прочим, в монгольском понимании это просто следы от машин). Вскипятили чай наши водители и предложили европейский завтрак, как выразилась Маша. Не отъесться бы. А то едем, как буржуи и едим, сколько влезет! Как хорошо, когда топаешь по 30 км и еда по выдаче! После завтрака все же решила искупаться. Ира тоже надумала составить мне компанию. Вода теплая и ласковая. Кайф необычайный, повизжали от счастья и удовольствия. Ветер вместо полотенца. Ах, какая красота! И густой аромат полыни повсюду…

Где-то в "густонаселенном ущелье" заехали в кафе ("гуанз") ближе к обеду. Нас пригласили в юрту, угостили сушеным сыром и сладким творогом, чаем соленым с молоком и молочными пенками (это блюдо такое).

Мы заказали обед (кто супчик, кто цюйван). И стали ждать, все делается при тебе и прождали мы часа полтора.

Гуляли в окрестностях, посещали развалины (это редкий случай справить нужду в укрытии). Потом валялись на кроватях (они во всех гуанзах есть) и играли в кости. Наконец всех накормили, порции не гуманные (здоровый мужик лопнет) стоит на наши деньги 36 руб. Все очень вкусно. И есть уверенность, что все очень экологично и натурально.

Едем дальше, у второй машины все время что-то ломается. Вот и сейчас колесо пробило напрочь, аж клок выдрало. В Монголии население 2,5 миллиона. Из них 1 млн. живет в Улан-Баторе. Спросила Туксо, как у них обстоят дела с китайцами? Говорит: лезут, но они их сильно не любят и не пускают. У них, оказывается, тоже есть свои скинхеды (я бы, честно говоря, монгола от китайца не отличила). Ну вот, опять пробило колесо на второй машине. Стали выяснять "ху из ху" по восточному календарю в экипаже. Два кролика и тигр, говорят, перегруз по кроликам, поэтому машина барахлит!

Заехали в банк поменять деньги за 100 зеленых дали 145 000 тугриков (они и рубли охотно меняют). Потом заехали на местный рынок в городке Ховд. Типичный захолустный, азиатский рынок с кучей дешевейшего китайского ширпотреба и продуктами. Потеряли Ян Николаевича.

Очень интересно на рынке выставлены бильярдные столы, штук 10-12 и все играют. Этакий клуб под открытым небом. Купили чебуреков и поехали в супермаркет. Это прямо уже и не поход получается! Наша цель пустыня Гоби и куча интереснейших мест в ней.

Ехали долго, до 23 часов. Опять в полной темноте поставили палатки у какой-то типа речки. Помылись кое-как (все пыльные ). Утром мы прослезимся, увидев этот водоем. Попили чай и спать. Утром ранний подъем, но водители наши что-то решили забухать. Водка с пивом... и как они себя будут чувствовать? Спим , по-моему, на дороге, как бы кто ночью по нам случайно не проехался. Монголия похожа на большого свирепого с виду, но добродушного по характеру огромного зверя. Красивого, в складочку, с бархатистой кожей.

12.08.09

Встали рано в 6.00.Утром поднялся ветер и разогнал вчерашних оголтелых комаров. Ночью, когда отважные туристы выходили до бугра, они подвергались смертельным атакам местных кровососущих. В свете утра мы рассмотрели стоянку. Ну что же, бывает и хуже! У нас есть соседи, местные жители. Утром они любезно дали нам кипятка и пришли просто пообщаться. Мы угостили их конфетами и своим завтраком. Поснимали. Мужчина очень колоритен и похож на бушмена. Палатки мы поставили у реки практически на дороге (я так и чуяла).

Очень интересна, как всегда, тема клозета. У нас это называется "строить кораблики". Почему? Ну, поскольку мы в чистом поле кладем кто что, в том числе бумажки, приходится строить каменные пирамидки. Наташа шутит про большие каменные кучи, что это Чингисхан оставил, потому что их было много.

Поехали в пещеру Хойт-Ценкерагуй. Пещера огромная и высоко на горе. Внутри куча пыли и птичьего помета. Очень глубоко можно спуститься коридорами, но мы не полезли очень темно и пыльно (дышать не реально). Наскальные рисунки датированы 15-20 тыс. лет, и считаются самыми ранними на территории страны. Беркетская писаница, которую мы видели на Алтае, значительно моложе.

Пока мы смотрели пещеры, первая машина нас потеряла. Их дезинформировали местные жители, сказали, что два джипа уехали из ущелья. А это были попавшиеся нам на дороге французы. И мы три часа искали друг друга по пустыне. В итоге, на равнине удалось созвониться (у них есть рации) и встретиться в гуанзе. Как обычно меню известное, мы обедаем.

Суп рисовый с мясом (мясо так себе, брюшина какая-то), чай соленый, сыр похожий на хозяйственное мыло (на вид) и борцоги (вкусненькие жареные кусочки теста)

Поговорили с Туксо, баран стоит 1000 рублей! Надо купить барана и поесть до отвала хорошего мяса.

Дальше наш путь лежит в город Алтай. Это около 300 км. Наш экипаж теперь второй, Чука с первым экипажем последние, что бы никого не потерять. Ян Николаевич пересел в нашу машину. Все же наших хозяев беспокоят восточные заморочки по поводу двух кроликов в одной машине))). Теперь по их понятиям ничто не должно ломаться.

Едем очень медленно 30-60 км\час, наш водитель засыпает и мы горланим ему песни. Все, что помним, перепели. Вроде ожил. В город приехали в 23.40, Маша решила поехать в гостиницу, но везде занято. Разбудили какого-то местного парня, что бы он показал место для стоянки. Мы ищем речку, но с этим очень туго в Гоби. Все! Реки закончились. Все устали и хотят спать. Время 01.15, встаем в чистом поле, ставим кое-как палатки и - спать! Даже в туалет нет сил сбегать, хотя и хочется…Воды у нас нет, ужин переносится на завтрак. Ночью идет сильный дождь. Спать не очень комфортно, вроде прохладно или жестко? Не знаю, но что-то не так!

13.08.09

Поспали подольше, с учетом позднего отбоя. Собрались быстро, умылись из кружки, в туалет в овраг. Мечтаем о белом друге и соответствующем комфорте. Едем метров пятьсот и…о чудо! Видимо, именно это вчера мы искали в ночи. Территория, огороженная заборчиком, в ней десяток юрт. Это такая офигенская гостиница. Прикольное расписное внутреннее убранство, национальная мебель. Горячий душ и ресторанчик в юрте. И как быстро сбываются мечты! Пожалуйста, чудесный туалет, все как в пяти звездах! Помылись, постирали. Развлекли местного смотрителя. Он не отходил от душевой, пока мы мылись. Когда все закончили, у него появились срочные дела в другом месте. Завтракаем своими припасами в местном ресторанчике. Соорудили салат из морской капусты. Нас угостили местной водкой с послевкусием кизяка, которую делают из молока. Еще вкусным местным йогуртом, и мы ждем с собой в дорогу бууз (это манты такие).

За поеданием морской капусты, Наталья сообщила о сделанных за время похода выводах. Вот она, эта походная мудрость: не щелкать клювом- брать, даже если не надо, а разбираться потом. Лучше отдать и выглядеть благородно, чем потом ходить и просить. Согласна.

Приехали наши монголы, привезли заказ из аптеки. Они, кстати, все говорят по-русски и учились в Союзе. Мы написали список: мазь, бинты, регидрон. Душка Туксо привез 10 пачек "микрогинон". Хм… интересно, какие мысли посетили фармацевта, когда Туксо попросил у него для 7 туристок в Гоби 10 пачек контрацептивов? Гогот стоял неимоверный минут двадцать. Собираемся ехать дальше, время 13.00, направление Гоби.

На дороге все реже попадаются юрты и стада. Подъезжаем к небольшому и цивильному поселку Байанцагаан, здесь заправка пресной водой и топливом. Чистенький поселок, несколько чайных, магазинчики. Покупаем голубые шарфики (ходаки) ритуальные, как наши свечки в церквях. Привяжем их на священной пирамиде и помолимся богам. Сегодня мы проехали около 500 км. На стоянку встали около 23.00, среди барханов. Разложили палатки, переоделись, попили чаю и водочкой отметили приезд в Гоби. Спать.

Водителей Маша отругала, и они ужинают отдельно. Они, когда выпили, позволили себе лишнее, ну вот теперь сами по себе.

Красоты вокруг необычайные, пейзажи постоянно меняются. Пустыня прекрасна! Божественно-голубое небо заполнено зефиром облаков, расположенных низко над землей на одном уровне. А барханы похожи на горки какао, черного и белого перца, корицы и карри. Все это в разном порядке очень красиво насыпано горками. Иногда встречаются жемчужины юрт. И бесконечный горизонт… и миражи, как озера, а в них отражаются пески и облака.

14.08.09

Встали поздно, солнце не встретили. Ну ничего, завтра встретим. Под утро было холодно и жестко спать. Очень большой контраст температур. Поели, как слоны. Девочки перебрали продукты и офигели. 4 бутылки масла, 10кг риса, гречка, пшено и прочее. Мешок картошки с луком и морковью. Куча варенья, сладостей и печенья. Они решили нас откормить и …съесть! Вспомнили добрым словом Ваню, который порежет всем по кусочку - сиди, смакуй и радуйся! Потом прогонит километров 15-20, что и есть уже нет сил. А тут ешь и спишь, сидя в джипе. Чувствуешь себя поросенком, а остановиться не получается. Все такое вкусное! Хотя дома мы ничего такого не едим. Дочь моя, глядя на меня, была бы в шоке. Шоколадная паста с белым хлебом и сыром, доширак, борцоги, вафли, сникерсы, баунти. Вакханалия!!! И еще масло Рама, забытый вкус перестроечных времен. Что это я все о еде?

Доехали до последнего населенного пункта Шине-Жист, заправились, набрали воды и дальше. Как сказал Туксо, начинается другая планета!

…Сижу на бархане под саксаулом, жую вялено-сушеное мясо. Маша и Соня командуют обедом. Сегодня людей и поселений не будет. Мы углубляемся в Гоби.

Стремительно меняются пейзажи, от разноцветных каменистых холмов и саксауловых рощ до ровных, безжизненных плато, сходящихся на горизонте с облаками. Перестали попадаться даже скелеты животных, нет никого и ничего. Песок и выжженные кустики травы, и безоблачно-голубое небо. Температура +38 С, думаю в 12-13 часов она была выше. Начинается пекло, ассоциативным рядом идет преисподня. Очень похоже - горячо, безжизненно, красиво до жути. Начинаешь думать о вечном.

Ян Николаевич сказал, что хочет здесь остаться. Я думаю, он погорячился. Рано. Вот такие мысли навевает…

Доехали до оазиса. Чудный зеленый остров, среди пустыни. И даже узкая полоска реки. Постоянно метет песок. Мешает писать и засыпает блокнот. Если учесть, что нам неделю негде будет мыться, то можно понять, что он и нас заметает не меньше всего остального. Я уже медленно превратила свои брюки в шорты. На фотике закончилась вторая батарея. Ее хватает ровно на неделю, надо было брать 3 штуки или зарядное устройство.

На пути сегодня попался на встречу караван из трех джипов - итальянцы. Наталья их порадовала приветствием на родном языке. Что-то итальянская тема всплывает. Вчера вечером итальянская музыка играла в машине, и я вспомнила в полусне прекрасного итальянца. Я звала его с собой в Гоби, вот бы клево было… Ну не судьба. Приеду, напишу ему письмо. Наверное…

Урочище Хэрмэн Цав, красный каньон. Потрясное место, особенно на закате. Я осталась без фотокамеры на самом интересном месте. Буду смотреть! Что-то я наехала на Наташу, мол, она меня плохо фотографирует, совсем чокнулась я, перегрелась на солнце.

Мы не укладываемся в график. В урочище должны быть целый день, а приехали ближе к темноте и на 40 минут! А дальше… посмотрели офигенный закат, краски невероятные.

В это урочище мы ехали долго, через саксаулы, пески и барханы. Первый раз в нашем авто пробило колесо, потом на бархане застрял в песке второй экипаж. Мы все сели в две машины, а водителя оставили ждать. Опять пробило колесо в первой машине. У нас по-моему больше нет запасок. Насколько я понимаю, ближайший шиномонтаж километров двести. Мда…

Обратно из урочища по темноте ехали долго. В 22.00 нашли вторую машину. Наша цель источник. По GPS это в 35 км отсюда. До часу ночи мы нарезали круги по пустыне. Тупо жгли топливо и не понимали, где мы.

Наконец, вышла Маша, собрала всех и сказала нашему проводнику все, что о них думает. Мы заблудились! Три часа мы ищем дорогу и не находим ее. Туксо говорит, что все замело песком. Да, такое может быть. GPS почему-то не помогает.

Стали выбирать место для стоянки, т.к. все очень устали. Днем после обеда мечтали на ночь напиться чаю до "не хочу". Ну, а сейчас ни до чего. Съели три банки компота с консервированными фруктами и спать. Утром решили встать в 6.00 и бегом догонять график.

Один вопрос: где мы? Хотя нет, вопросов больше. Сколько у нас горючего? Сколько воды? Хватит ли колес? И как выбираться? Страшновато. Вот с таким настроением ложимся спать.

Перед сном думаю, что делать, если кончится вода и будет яркое солнце. Будем копать норы в песке? А что дальше? Хорошо, что у меня самостоятельные дети… и много родственников. Ну это так, хандрулька.

Фразы из разговора с водителями и гидом во втором часу ночи:

- Мы не дальнобойщики!

- Это туристы, а не мешки с картошкой!

15.08.09

Встали очень рано, до шести. Я даже на работу так не встаю. И в будни сплю больше. Вот это крутой отпуск! Встретили солнце на бархане. Прекрасно! Собрали быстро вещи, хотели без завтрака ехать на источник, но водители клеят колеса.

Мы сварили пшенку и попили чай-кофе. Стали определять координаты и смотреть по карте, где мы. Оказывается, уехали мимо источника на юг, а надо на восток. Билеты на местный самолет, тоже не на 19е, как думали, а на 18е. Так что времени еще меньше. До ближайшей заправки 100 км (это если не заблудимся). Пока все полны оптимизма. Шутят и читают путеводитель. Фразы, ранее обычные, звучат зловеще. "Там, где в считанные часы вас покидает память и все мысли…" или "там в больших количествах белеют кости… под ногами".

Вообще у нас по программе еще впадина с источником, пески, ледник, и катание на верблюдах. Не знаю, что из этого осуществится.

Выехали, на встречу попался одинокий, дикий верблюд. И буквально сразу у нас пробило колесо. А третий (последний) экипаж. Отчаянно махали руками, сигналили и все зря… Первые две машины умахали очень далеко и не заметили потери.

При таких раскладах, когда инструмент в одной машине (в первой), хорошо бы в целях экономии времени и топлива соблюдать дистанцию и следить за идущим сзади.

Наконец, они обнаружили наше отсутствие. Вернулся сначала один, потом съездил за вторым, и вернулись оба. Чудесные люди монголы! Наша логика с их не стыкуется. Мы мыслим разными категориями.

Стараемся медитировать и получать удовольствие от "здесь и сейчас". Собираем причудливые ветки саксаула. Фотографируем ящериц. Делаем постановки "а-ля Кин-дза-дза". А наш "пепелац" без "гравицапы" никуда! И где ее взять? Ремонт на 1,5-2 часа. Вот тебе и красные штаны - 3 раза "Ку"!!!

Сегодня утром произошло чудесное событие. Света пригласила нас с Наташей на тет-а-тет и сделала подарок. Мы как раз вчера сидя в машине мечтали о том, как найдем себе такие, с человеческими голосами , в красивых и элегантных футлярах варганы. И вот опять! Не успели помечтать, все сбылось! Я даже заплакала. Что-то я часто плачу…

Сидим и лежим на песке в ожидании гравицапы. Яну Николаевичу кажется, будто мы сидим в прозрачном аквариуме, ничего не боимся, пьем кофе, а снаружи стенки аквариума грызут злобные акулы.

Все уже смирились с естественным протеканием процесса, забили на программу… и о чудо! Сделали машину и мы в считанные минуты доезжаем до источника и Немегетинской впадины.

Оазис-вода-верблюды…Они плюются и не пускают нас к источнику.

На обрыве стоит Обо, очень красивой формы со множеством рогов диких архаров и синих шарфов. Туксо говорит, что это центр Гоби. Как положено, мы три раза обходим Обо, привязываем шарфы и просим за себя и за тех, кто не с нами. Благодарим за прошлое и настоящее. Миссия выполнена.

Народ повеселел, так как мы выбрались. На дороге появляются мотоциклы, по обочинам стада и юрты - ура! Цивилизация! Мы набрали воды и едем к заправке. Дорога наезженная. Остановились в 14.30 обедать. Варим макароны, едим лечо - барство! Тунец и соус Пармезан!

Поехали дальше. Совсем рядом оказался город Гурвантес, мужчины пошли в шиномонтаж приводить в порядок колеса, а мы как с цепи сорвались, по магазинам. Поглазеть, что продают. Мне приглянулись дивные пуговицы для национального наряда из натурального сердолика. Подарила всем девчонкам на память о Гоби.

Поехали дальше. Сразу два раза подряд пробило колеса у первой машины. Дорога хорошая (в смысле, ее видно), глубокая колея и мы уверенно едем. Надо проехать 180 км до песков и барханов. Прохладно и даже дождь.

Но все не получается, и мы опять кружим по каменному плато. Сегодня решаем встать на ночлег засветло.

Провожаем солнце и выбираем стоянку, опять на дороге. Мимо проезжает мотоцикл. Ужин - объедалово. Картошка с мясом, капустный салат, арбуз, чай. Это Гоби. Лопнуть можно. Для улучшения пищеварения немного коньяка и спать!

16.08.09

Выехали в 9.00, сегодня воскресение. Волшебница Соня встала до восхода и нажарила оладьев целый тазик. Мы натрескались с вареньем и сгущенкой. Нереально в пустыне такой сервис. Ян Николаевич сказал про завтрак "обсоси гвоздок"- неведомый мне сленг! Водители перебортировали колесо и мы поехали.

По пути спрашиваем дорогу в юртах. Тем не менее, опять заблудились, сделали пару круго и вернулись к последней юрте. Народ уже спокоен. Нам бы к самолету успеть и попасть на него. Абориген любезно согласился проводить нас в нужную сторону. Сел на мотик и мы поехали за ним. Ехали долго. Остановились. И все стали нести подарки. В итоге мужчина решил поехать с нами дальше. Может мы ему понравились? С другой стороны, не часто в пустыне такие приключения бывают. В итоге к 13.30 доехали до удивительного места -Хонгорын элс.

Кругом невероятного цвета песок, красивейшие линии барханов и при этом чумовой контраст: у подножия барханов река с густозаросшей зеленой траво, где мирно пасутся овечки. Ну пастораль, да и только!

Мегатонны песка в виде роскошных барханов на фоне безумно красивого голубого неба смотрятся, как театральный задник. Это чувство нереальной красоты не покидает. И тишина - абсолютная. Чувствуешь себя ребенком в гигантской песочнице, с таким же восторгом в душе.

По дороге несколько раз попадались стада антилоп, одни черные с белыми попами, другие в цвет песка. Бегают быстрей машины и мгновенно исчезают из вида.

Сегодня у нас здесь ночевка. Кайф! Нам жарят целого барана с раскаленными камнями внутри, и до гостеприимных хозяев пира мы добираемся на верблюдах. Это около двух часов верховой прогулки! Прекрасно, к тому же у нас там две бутылочки Бордо.

Сегодня, говорят, последняя ночь в палатке. Жаль…Мы уже привыкли и полюбили свой Дом. Когда долго едем или идем, говорим: скорей бы домой. Это означает не то, что нам все надоело, нет! Просто мы хотим скорее в палатку и в спальник.

На реке у барханов источник, говорят с лечебной водой, и все набирают ее с собой. Рядом сидит пожилой лама и читает мантры. Сюда пришла захуса и его попросили прочитать над источником. Научил наших монголов мантре на удачу. Благословил их, ну и девушки наши тоже решили до кучи благословиться. Потом подъехали местные мачо на мотоциклах, разделись и продемонстрировали нам свою великолепную мускулатуру. Сказали "здрасьте" по-русски, похихикали, больше ничего из русского не вспомнили и уехали. Мы тоже повеселились.

Народ разбрелся кто куда. Всем очень хорошо. Я полежала на бархане… горячий и мягкий песок. Уходить не хочется. Тишина и бесконечность. Небытие какое-то.

Решили не обедать, а ограничится чаем. Скоро будут верблюды и потом барашек. Наш караван состоит из 10 верблюдов и выглядит очень колоритно.

Мы, конечно же, прошли инструктаж. Оказывается, это очень пугливое животное и как слон боится мышей. Могут поскакать если услышат резкий звук или увидят резкое движение. Надо вцепляться в горб и тянуть веревку на себя изо всех сил.

Я выбрала, как оказалось, самого норовистого верблюда. Мне сразу не доверили управление, и его за веревку вела монголка. А потом он начал пытаться ускакать…она не справилась и позвала мужчину, руководителя их верблюжьего эскадрона. Он тоже долго уговаривал верблюда не брыкаться. Страху я натерпелась… Через два часа прогулки вдоль гряды барханов мы пришли к месту стоянки. Бегом разбили палатки и пошли на ужин в юрту.

А там… чай, как всегда, целый баран и Бордо. Именно так я и представляла это действо - ужин в Монголии (без вина конечно). Нам в руки из утробы барана дают горячие камни все в жиру. Мы перебрасываем их из руки в руку. Таким образом видимо а) моются руки, б) организм, посредством горячего массажа, готовится к тяжелой работе по перевариванию мяса, с)это просто хорошее развлечение пока разделывают тушу. Дальше в таз посередине кладут кучу кусков мяса, наливают в чашки бульон и Ян Николаевич, сидящий в центре рядом с хозяином как почетный аксакал, произносит тост. Картина более, чем колоритная.

Далее все объедаются до отвала. Сашина мечта о мясе сбылась, он вознагражден за все страдания с кашами и морской капустой. Потом предлагается водка из верблюжьего молока. Редкостная бяка. Далее небольшой концерт для хозяев - Мария и Света играют на варганах. Сегодня они обе, как никогда виртуозны. Хозяева довольны. Вечеринка удалась!

Нам предлагают купить сувениры собственного изготовления. Это верблюды из камня, дерева и войлока. Украшения и бронзовые стрелы из раскопок (может Чингисхана?). Я покупаю войлочные тапки.

Пора спать. Завтра решили встать в 5.20 и быстро собраться. Ок, попробуем. Отдала Туксо аккумулятор от фотоаппарата, может, зарядит? Попили еще в лагере чаю и в спальник! Только залезли в палатку поднялся страшный ветер. Того гляди унесет! Туксо ходит и подколачивает колышки у палаток. У Маши по-моему сносит домик. Мне метет песок через все стенки на спальник, завтра проснусь заметенная песком. Ну что ж, наша доля такая..

К еде сегодня прибились два ежика и уплетали вафли, невозможно было их выгнать. Блюдо, которое мы сегодня ели, называется "боодог".

17.08.09

Проснулись в 5.45,тихо. Ну и ночка выдалась! Я еще подумала, укладываясь, как вы, господа, минуты не считайте, будет как получится. И вот вам! Откуда ни возьмись - пыльная буря. Красиво-то оно красиво, но шутки в сторону! Я думала, утром не откопают! Если до тех пор палатку не сорвет и не унесет.

Полночи носился Туксо с Цого, приколачивали палатки. Какие молодцы. Очень приятно, что позаботились, и стало не так страшно. Они поставили машины стеной и загородили нас от ветра. Хотя ветер это очень слабо сказано. Стихия!

Вот так здесь строишь планы, а они… Мы бегом собрали вещи и палатку и побежали на бархан. На самый высокий не полезли. Долго и сложно. Ограничились маленьким. Успели встретить рассвет, посидеть и поговорить о том, как жаль, что это последняя ночь в палатке и как быстро пролетело время. Как много мы получили за это время!

Вернулись в лагерь. Там каша гречневая и кофе. Позавтракали, умылись, причесались, построили кораблики. Как это ни странно, волосы чистые и пушистые. Видимо песок их обезжиривает и они не пачкаются, а только пылятся. Сегодня мы должны приехать в город, и завтра улететь в Улан Батор. Нам предстоит еще одно суперощущение - полет на кукурузнике!

По дороге мы должны попасть в самое крупное местонахождение динозавров и какой-то ледник в пустыне. А может, никуда не попадем…

Сегодня весело сели втроем за джипом, на дороге между холмами. Привыкли, что плотность населения 0,28 чел\км2, а тут подъезжает к нам машина. Дорога узкая, процесс идет…очень осторожно он нас объехал! Мы сидим и ржем! А что делать?

Заехали в саксауловый лес, красный каньон, где нашли динозавров, перекусили и дальше поехали. По дороге в ущелье с ледником все дружно вздремнули, кроме водителя конечно. Приехали. Народу-тучи!

После девятидневного барства и не побоюсь этого слова - застоя, мы все настроены решительно. Прогулка по ущелью туда-обратно составляет 18 км. Хотим!

Ущелье, как и все,что мы видели, потрясающе. Это большая падь, местам очень узкая, до 5 м. По дну ущелья течет речка, пропадая под землей, а затем снова появляясь. Животные, несмотря на толпы туристов, совершенно не пуганные. Пищухи позируют и с любопытством нас разглядывают. Маша даже поймала одну, за что была покусана. Антилопы местные, или косули пасутся на склонах и не реагируют на снимающих их туристов.

Зиг-загами уходят вдаль огромные каменные глыбы и кажется, что дальше пути нет. И все это похоже на грандиозный лабиринт, а внизу у реки заросли мяты и полыни. И невероятный воздух - не испорченный цивилизацией.

Прогулялись все с удовольствием и вернулись к стоянке. Нас провожает фантастический закат. Все! В гостиницу славного города Даланзадгада (офигенное название, главное запомнить первую части, две другие запоминаются проще). Приключения в Гоби подходят к концу.

Приехали в чудный юрточный кемпинг - снова пять звездей. Нас расселили по разноцветным веселеньким юртам экипажами. У нашего экипажа - солнечно желтая юрта. Есть голубые , оранжевые и розовые (а-ля Барби это жуть). Час на душ и в ресторан на ужин.

Кайф - ничто, по сравнению с теми ощущениями, которые мы получили в душе с горячей водой! Все просто сверкают и сияют. В ресторане садимся за большой стол и отмечаем окончание экспедиции. Звучат слова благодарности. Маша что-то грустная. Мы все довольны, спасибо ей большое за это приключение. И, конечно, нашим монгольским друзьям, что справились. Могло быть гораздо хуже!

Спать! В чистой постели, на кровати и помытые! Но грустно…

18.08.09

Спалось замечательно. Проснулись в 6.00, собрались, умылись, вышли в поле…Облачно и солнца мы не увидели. Вот вам и цивилизация, даже рассвета не увидишь. Пакуем рюкзаки, ждем завтрак. Что-то поздно его назначили, а есть по привычке хочется.

Хохма: солнце взошло в противоположной стороне от той, где его ждали мы! Позавтракали и поехали в аэропорт под названием "Гурван Сайхан". Сгрузили и сдали багаж, прошли регистрацию. У нас на всех 72 кг перегруза. Собираем по 20 тыс.тугриков на доплату. На местных авиалиниях разрешено 15 кг, включая ручную кладь. А у нас в рюкзаках кучи камней и горы песка, а в ручной клади вязанки саксаула с травой вперемешку.

Сегодня утром на завтрак "водительская группа" явилась во всей красе! Чистые, умытые, цивильно одетые. Совсем другие люди. В аэропорту мы все дружно распрощались и они поехали в Улан-Батор 700 км своим ходом. А мы сели в замечательный самолет (с кожаным салоном!!! совсем не кукурузник), на наших местных авиалиниях я такого не видела.

Позвонила домой. Борис приехал из Казани, Варвара в Рязани, Базик -жив! Сын интересуется, а где мама? Я скоро буду!!!

Оказывается, Монголия не только пустынная, но и очень зеленая. Мы пролетаем над большими реками Орхон и Селенга. Говорят, тут обалденная рыбалка! Рыба не пуганная, потому что монголы рыбу не едят. Это они совершенно зря!

В аэропорт Улан-Батора "Чингисхан" прилетели в 14.00, сели в микроавтобус и поехали в гостиницу, рядом с ж\д вокзалом. Добирались 30 минут. Гостиница замечательная, впрочем, нам сейчас чего не покажи, все будет ПРЕКРАСНО!

Сбор назначили в кафе. Приходим, а народ уже пообедал. Война войной… Съели салат, суп, выпили вина. Все удовольствие на 6 тыс.тугриков - 120 рублей. Очень вкусно.

Поехали в GOBI центр за кашемиром. Потусили там 1,5-2 часа. Цены средние, хотя для кашемира вполне. Потом поехали в ГУМ, там сувениры целый этаж (не китайские, что необычно).

Вот началась вакханалия. Саша смотрел на нас и веселился. Ире предложил съесть конфетку и успокоиться.

Ян Николаевич покинул нас сразу после GOBI, а мы после сувениров отправились искать ресторан. Нам порекомендовали "Шелковый путь" и "Веранду". Мы пришли с рюкзаками и мешками, а там оказывается очень модное заведение и почти одни туристы. Мы долго соображали, в итоге все столы заняли. Прошлись туда-сюда и вернулись в бар. Там и приземлились. Еда и вино оказались на уровне приличного заведения, европейские. В итоге счет на 8 человек с двумя бутылками вина составил 190 тыс.тугриков, что в рублях составляет 4 тысячи. Супер! Думаю это один из самых дорогих ресторанов!

Дальше очень интересно. Пошли пешком в отель. Уверенным шагом в хорошем темпе. Вымахали на окраину города и решили посмотреть карту. Опаньки, проскочили поворот, давно…почти сразу. Возвращаемся назад. Определяем, сколько км прошли за сегодня. Таксисты в 1 час ночи выстраиваются в очередь, но справок не дают. Типа не понимают ни по-русски, ни по английски. Ок, идем в исходную точку. Очень колоритно смотрится группа иностранцев с рюкзаками, гуляющая по помойкам ночного Улан-Батора с пакетами из дорогих магазинов, не желающая воспользоваться услугами транспорта. В беседе на ходу рождаются всяческие мысли: а)это обзорная ночная экскурсия по Улан-Батору, б)с начала путешествия ни одна цель не достигалась без блужданий и поисков дороги. Почему же столица должна стать исключением? с)и утром мы как правило понимаем, что объект поисков за соседним холмом.

Так же было предложено к треккингу, джиппингу и шопингу добавить автобусинг и доехать до цели. Вот так с шутками и прибаутками, во втором часу ночи мы нашли отель. Ужин провалился, как небывало.

Что-то мы резко вошли в цивилизацию. Даже заснуть трудно от таких кардинальных смен среды обитания.

19.08.09

Проснулась в 5.00, не спится. Поворочалась. В 6.00 встала собираться, умываться, искать другую одежду. Все грязное, но покупать не буду. На будущее, надо цивильное откладывать на поездку обратно. Устроила Наташе утреннее дефиле. Позавтракали в гостинице, очень вкусный и главное овощной завтрак - корейская кухня. Далее поехали на глазеть на памятник Чингисхану.

Нам Хишка (жена гида нашего и Машина подруга) подогнала умопомрачительного гида, с ним весело, правда, редко получаешь ответ на вопрос.

Ехали долго, несмотря на асфальт водитель еле тащился, когда сказали ему об этом, стал ехать еще медленнее. В итоге 70 км от столицы мы ехали 1,5 часа. Но слава монгольским богам, это того стоило! Грандиозное зрелище! В чаше гор, на холме, сидит Чингисхан на 40-метровом коне из сверкающей на солнце нержавейки. Очень впечатляющий монумент! Можно подняться на голову коня, там смотровая площадка. Ну и мы конечно поднялись.

Наш гид сообщил нам ,что памятник из серебра (скорей всего он забыл как будет по-русски нержавейка и сказал, что помнил). Под статуей огромный зал на 3 этажа, с ресторанами. И на входе огромная плетка Чингисхана, которую они позиционируют, как волшебный меч короля Артура. Якобы, он нашел ее в горах и с этого все и началось. Мы привязали на плетку оставшиеся хороги - синие шарфики, с пожеланиями всех лучших качеств национального героя в наш арсенал. И поехали дальше исполнять культурную программу.

Комплекс закончат в 2010 году и мы видели, как у главной арки лепят 9 полководцев Чингисхана. Они дошли с ним до Кавказа и г.Ессентуки назван так в честь 9 знамен этих приближенных. Обратно добрались меньше, чем за час.

По программе - музей. Нас интересует только палеонтология, т.е. останки динозавров оттуда, где мы были и насобирали кучу камней. Всякие окаменелые деревья, ракушки и т.д.

Группа решает разбежаться и встретиться перед концертом национальной музыки. Саша, Ира, Света, Наташа и я идем сначала обедать в ближайшую забегаловку(мы ее уже присмотрели из окон автобуса). "монгол хушуур"- потрясающая вкуснота! Чебуреки. И цена обеда на 5 человек до отвала, с забиранием с собой несъеденного- 13 тыс.тугриков, приблизительно 260 рублей! Это 2 салата, огромная миска супа, где ложка в мясе стоит, 20 вкуснейших чебуреков с разной начинкой и чай. Во как!

Поели и в музей. Посмотрели яйца и кости динозавров, камней мы уже в Гоби насмотрелись. У нас их по пол рюкзака у каждого…Девочки рвутся продолжить шопинг, и мы опять разделяемся. Я и Света идем пить кофе, а Наташа с Ирой искать супердизайн в кашемире. Саша с ними. Деньги почти кончились, надо еще оставить на перегрузы в аэропорту и всякие непредвиденные ситуации. Да и дома эта лихорадка пройдет.

К 17.30 договаривались встретиться и пойти на концерт, гид опоздал на 20 минут. Прикатился колобком и сообщил, что у него отстают часы. Душка!

Бежим к зданию цирка, это не далеко. Я люблю народные песни и пляски, мне понравилось. Очень необычно горловое пение, замечательные национальные костюмы и явно хорошие артисты.

Во время представления на Машин телефон звонил Макс, узнавал, когда прилетаем. Хочет встретить? Замечательно! Наташа хотела что-то купить еще, но у нее уже нет финансов, а я не готова вытрясаться под "0". Не знаю, может она расстроилась по этому поводу. Гид обещал рынок после концерта, но оказалось, что он не знает, где это. Когда нашли, он был уже закрыт! Зато попали в супермаркет и на 50 т.тугриков накупили монгольских продуктов для вечеринки и для папы. И домой, собирать свои "резиновые" рюкзаки! Страшно даже начинать.

Договорились не ужинать, а попить чаю всем вместе. Собрались в номере Ян Николаевича, у него как у суперуважаемого члена группы супер люкс. За это мы гуляем у него! Выпили две бутылки вина, чаю со сладостями и по норкам. Утром очень рано вставать, а мы еще до 1.00 ночи трамбовали рюкзаки. Вроде все уместилось, толкали без разбору, лишь бы влезло.

Что я могу сказать про Улан-Батор, как город? Ничего. Юрты, домики и клоны (мелкого масштаба) того, что где-то уже есть. Национальный колорит и гармония отсутствуют. Гоби лучше!!!

20.08.09

Света, спасибо ей огромное, разбудила в 5.30. Мы видели сладкие сны и кто-то там что-то колотил. Она говорит, очень долго не могла достучаться. Бегом оделись, умылись, позавтракали и в автобус до аэропорта. Рюкзак не подъемный, хотя вес 20,8кг. У Наташи 24,8кг. Как люди весь день столько на себе носят? Хотя, это дело привычки и необходимости. В аэропорту проблема. После регистрации и проплаты за перегруз в 180 тыс.тугриков, нас зовут в багажное отделение, им не нравится содержимое наших рюкзаков. Сначала возникла мысль, что это песок похож на взрывчатку, но в опале 4 рюкзака и мой в т.ч. Ага… это камни! Которые мы старательно собирали на Алтае и в Гоби! Такие красивые… и видимо без меры.

Я их в оставшийся носок упаковала на самое дно рюкзака. Мне страшно распаковывать это! Вчера я 2 часа трамбовала, а сейчас у меня 10 минут! Все дружно вываливаем свое "добро". Ведро, не меньше! Боже мой! Собирали, таскали, упаковывали, заплатили и выбросили! Красота! Правильно, нечего страну растаскивать! Песок оставили.

В самолете спали и быстро долетели. Наверное меня приедет встречать Борис. Я очень соскучилась. А вообще-то я очень грязная и славно пахну, аж сама чумею.

Нам без Светы скучно, Маше постоянно кажется, что мы кого-то забыли…

На этом дневник заканчивается.