Автор: Ю.А. Ершов

Когда, при возвращении из Африки после восхождения на Килиманджаро, наш руководитель Борис Шульман упомянул, что в апреле планируется поездка в Непал к базовому лагерю Аннапурны, я как-то почти машинально сказал: "Почему бы и нет?" Очень удобное для меня время - горные лыжи уже закончатся, а водные еще не начнутся. Тем более, что Аннапурна сыграла большую роль в истории мирового высотного альпинизма - из 14 "восьмитысячников" планеты именно на ее вершину впервые смогли подняться в 1950 году два француза - Морис Эрцог и Луи Лашеналь. Много было написано и перечитано об этом героическом и трагическом восхождении. Но почему бы не взглянуть на Аннапурну своими глазами, а не глазами Ю.Сенкевича, как шутили раньше. Теперь то есть возможность!

И вот, после перелета Киев - Дели - Катманду, мы идем по тропе к этой знаменательной вершине. Пока ее не видно. Она спряталась за поворотом ущелья, и откроется нам только на четвертый день, если повезет с погодой. Но сияние Аннапурны уже сейчас можно увидеть в восторженных глазах всех спускающихся нам на встречу. Группа за группой. Кого только здесь не встретишь!!! Очень много англичан, французов, американцев, итальянцев. Реже - Канада, Дания, Бельгия, Голландия. Встречаются и наши соседи - Польша, Словакия или экзотические для нас Австралия, Новая Зеландия. И вдруг земляки!!! Знакомый нашего Бориса . На наши вопросы "Как там?" у всех только один ответ - "Изумительно!". И мы идем дальше к своей цели, шаг за шагом приближая ее.

Технических трудностей нет. Тропа хорошо промаркирована и часто выложена камнями. Подъем и спуски чаще всего тоже выложены каменными ступенями. Но уж очень их много! - думается иногда. Многочисленные переправы через речки и ручьи по мостам и мостикам. Несмотря на огромное количество "паломников", идущих на поклонение к Аннапурне, чистота на маршруте практически идеальная. Довольно часто можно встретить призыв - "Пожалуйста, заберите свой мусор с собой!" ли бочку, в которой сжигаются следы не последовавших призыву. Очевидно, действует и то, и другое.

Через каждые 1,5-2,5 часа пути вас встретит приют, где накормят, напоят, обеспечат при необходимости довольно комфортный ночлег. Хоть за каждый кв.метр земли здесь идет отчаянная борьба - все склоны изрезаны ухоженными террасами, на которых выращиваются овощи - приюты как будто соревнуются между собой по обилию цветов. И по количеству, и по разнообразию, и по красоте. Большинство приютов с электрическим освещением. Но розетку на 220 вольт для зарядки или электробритвы искать бесполезно. Питание идет от собственной микро-ГЭС или от солнечных батарей с напряжением 25 вольт. В средней части маршрута на довольно крутом склоне растянулся большой поселок Чомронг, в котором решалась и проблема зарядки. Кроме того, здесь нас ожидал и небольшой "сюрприз".

Так как следующий переход требовал еще больших усилий, сразу же после ужина мы рухнули спать, поставив будильник на 6 утра. Неожиданно проснулись от каких-то непонятных сигналов. Включив свет и посмотрев на часы, отметили 0-41. Посчитав это групповой галлюцинацией, выключили свет и заснули. Но … сигналы повторились снова. После обсуждения ситуации возникло предположение, что где-то под кроватями лежит будильник или мобильный телефон, забытый предыдущими постояльцами. Однако, неоднократные тщательные поиски результатов не дали, а сигналы с издевательским постоянством продолжали раздаваться, как только мы выключали свет и засыпали. После ряда экспериментов (открывание дверей, стук в стены, потолок и др.) "электронная версия" была отвергнута, и мы стали искать обычного вульгарного сверчка. К сожалению, с таким же результатом…

Утром виновник нашего ночного переполоха был, наконец, найден в куртке, лежащей на окне. Он даже не пытался удрать, а нахально сидел у меня на пальце и смотрел мне в глаза, пока я его фотографировал. Теперь я уже жалею, что не отдал его на съедение курам, а посадил около соседних дверей.

Кстати, о птичках. Если вы пожелаете отведать курочку, ее поймают, приготовят и подадут. Если хотите салат - все принесут со своих огородов, помоют, порежут и подадут. Конечно, это потребует солидного времени на ожидание, но в Азии, как и в Африке, никто никуда не торопится.

Несмотря на ночные бдения, следующая ночевка, как и предполагалась планом, состоялась в приюте со звучным названием "Гималайя". Украшением пути были заросли бамбука и рододендроновые "джунгли"- как еще можно назвать лес из огромных (по 10-20м высотой) деревьев, кроны которых покрыты крупными алыми цветами рододендронов. После дождя или сильного ветра этими цветами была усыпана и наша тропа.

На одном из таких цветочных ковров произошла еще одна радостная встреча. На мой вопрос - "Где вы есть из?" (Where you are from?) вдруг прозвучало - "Белораша" - два альпиниста из Минска. Особенно теплыми стали объятия, когда выяснилось, что у Виктора Кульбаченко первым инструктором был наш Юрий Приходько, у его друга - мой лучший воспитанник еще по куйбышевской секции альпинизма (КСА) Володя Макаров, а Эдуарда Аксельрода они знают по его книгам. Расстаемся с сожалением, но каждому нужно идти своей дорогой.

На последний переход вместо кроссовок надеваем ботинки, так как высота уже около 4000 метров и многие участки пути проходят по снегу. Хорошо помогают телескопические палки.

Наконец-то поворот ущелья. Сейчас мы увидим Аннапурну! Но… облачно, начинает идти снег, ничего не видно. Даже возникают сомнения - стоит ли идти дальше наверх? Но там наша цель! Вперед и вверх!!!

Меньше чем за два часа проскакиваем последний переход и под сильным снегопадом, как Деды Морозы, вваливаемся в АВС - базовый лагерь Аннапурны. Теперь вся надежда на утро. И оно не подвело! В 6 утра на смотровой площадке около базы тесно от штативов, фотоаппаратов и видеокамер. Самые ценные кадры - когда вершин касаются первые лучи восходящего солнца. Пока еще на фоне светлеющего неба лишь темный силуэт горы. Но вот ее верхушка стала розоветь, как будто изнутри зажегся фонарик. Постепенно фонарик разгорается, вершина светлеет, и линия света опускается все ниже.

Вроде бы и видел это уже много раз за свои 50 альпинистских лет, а взгляд отвести невозможно. Какая игра красок и оттенков!!! Тем более, что это Гималаи, где вершины на целый километр выше, чем те, что доводилось видеть у нас на Памире или Тянь-Шане. Недаром ведь написанными здесь картинами Николая Рериха уже сто лет восхищается весь мир.

Обратно - значит вниз. Как хорошо! Первый переход по снежным склонам пробегаем очень быстро и легко. Однако, потом спуски чередуются с такими затяжными подъемами, что только знание пути и знакомые приметы и знакомые приюты не позволяют задать вопрос - в ту ли сторону мы идем?

Ночевка в приюте "Bamboo", расположенном в бамбуковых зарослях (Вот где удочек! Да каких!), запомнилась знакомством местных жителей с нашими семечками. Они их просто никогда не видели, что с ними нужно делать. Правда, после наглядной демонстрации, процесс пошел достаточно быстро. Понравилось! Странно, что подсолнухи в Непале почему-то не выращивают, хотя кукурузы на полях очень много. Следующий раз нужно будет привезти сырых семечек на семена.

Последний ночлег на горе в селении ознаменовался, к нашему восторгу, даже теплым душем. А вот при расставании Аннапурна полила нас такими обильными слезами холодного и затяжного дождя, что спасением была только горячая ванна в гостинице. К счастью, с этим проблем не было.

Вторая неделя путешествия по Непалу была посвящена разнообразным экзотическим приключениям. Для начала мы сплавлялись по горной реке на надувном плотике. Успешно преодолев после старта несколько перекатов реки, отдыхаем, наслаждаясь быстрым течением и сменой панорамы вокруг. Как вдруг капитан на корме командует: " Обе стороны с максимальной скоростью вперед!" Так как прямо по курсу из воды выступает большой камень, каждая сторона считает, что плот пройдет мимо камня именно ее боком и гребет в полную силу. В результате плотик на полной скорости врезается в середину камня и останавливается на его вершине. Оказалось, что это была отработанная "фишка" маршрута для получения нами дополнительной порции адреналина. Потом были еще пороги, демонстрация ситуации "человек за бортом", купание в реке и небольшой перекус на берегу, после которого плотик "испустил дух" и на машине отправился к месту старта.

Покинул нас и Борис Шульман. Ему нужно встречать следующую группу для похода по Тибета.

А мы поехали в национальный парк Читван, где после размещения в гостинице и обеда в ресторане нас повезли знакомиться с жизнью местного населения. При этом показали темную избушку, в которой жил слепой старец. Правда, рядом был вполне современный коттедж с евроокнами, подведенным электропитанием, телевизионной антенной и т.д. Очевидно, там жили уже дети или внуки старца, а его показывали туристам как историю. Тем более, что большинство домов было с электричеством, но подключенных с помощью бамбукового шеста с крючками, повешенного на проходящие по улице провода.

Вечером мы смогли насладиться искусством местных танцоров на концерте в соседнем поселке. Особенно запомнился номер "Танец павлина".

Утром опять плывем по реке. На этот раз в узкой долбленой лодке, которая почему-то называется каноэ. Весел нет, а движение обеспечивается за счет течения и длинного бамбукового шеста, с которым мастерски управляется стоящий на корме туземец. Время от времени сопровождающий нас гид обращает внимание на местные достопримечательности. Конечно, самыми волнующими для нас его возгласы "Крокодайл!". Правда, волнения были напрасными, так как вели себя они очень спокойно.

Прогулка по реке закончилась недалеко от слоновьего "детского сада". Солидные мамаши стояли под навесом, прикованные цепями. Зато малышам была предоставлена полная свобода передвижения. Завидев посетителей, они бросались к ограде и даже на нее в надежде полакомиться печеньем, которое продавалось при входе. Кстати, очень вкусное)))

Потом, в порядке развлечения нам было предложено принять участие в купании слона. При этом до реки ехали верхом на "голом" слоне, т.е. без всяких площадок, седел и других приспособлений. Не могу сказать, чтобы это было очень удобно, но впечатления потрясающие!!!

В реке слон улегся на дно, лишь изредка поднимая хобот для очередного вдоха. А мы резвились на его туше, залезая и прыгая с него в воду. Удовольствие было обоюдным , так как наши карабканья по нему слон, очевидно воспринимал как приятные почесывания. Во всяком случае, в конце купания погонщик оттирал ему некоторые места с помощью довольно увесистого камня.

Завершился этот "слоновий" день вечерним сафари. Целая кавалькада из семи слонов, на каждом из которых площадка для четырех человек, двинулась в заросли на поиски азиатской экзотики. Больше всего мы увидели носорогов. Кроме них - буйволы, олень, крокодил, павлин, мангуст и т.д. Домой наш слон бежал рысью - начиналась серьезная гроза, перешедшая в тропический ливень. Даже отключилось электричество, из-за чего ужин проходил при свечах и наших фонариках.

Утром до завтрака последняя прогулка по омытым вчерашним дождем окрестностям и знакомство с голосами местных птиц. Очень приятно было услышать в Непале и нашу родную кукушку.

Впервые увидели здесь интересное растение - хищник. Это трава с листьями вроде каштановых, но поменьше и с четырьмя лепестками, которые быстро складываются вдвое, когда до них дотронешься. Жаль, не догадался посадить на листок какого-нибудь жучка-червячка и посмотреть, что с ним сделает эта хищная травка.

После прогулки завтрак, купание в бассейне и возвращение в столицу Непала - двухмиллионный Катманду. Об этом городе можно бы было написать отдельный большой рассказ, но я ограничусь только самыми яркими воспоминаниями.

Прежде всего транспорт и уличное движение, самые точные определения которому - "броуновское" или "Каир отдыхает". Сплошными потоками несутся (!!!) почти вплотную автомобили или автобусы, все промежутки между которыми заполнены мотоциклами, велосипедами и велорикшами (с номерами!). Но при этом на разделительной линии нередко спокойно стоит или даже лежит корова, которым здесь позволяется все. В отличии от коров, полицейские на перекрестках стоят в масках. Довольно часто маски используют едущие на мотоциклах или велосипедах, и просто идущие по улицам. Транспорт переполнен, и несколько пассажиров, висящих в открытых дверях маршрутки - нормальное явление, так же как и проезд на крыше автобуса. Правда, после выяснения ситуации, оказалось, что на крыше часто едут просто любители свежего воздуха, причем с оплатой по полному тарифу. Рекордом, который я, к большому сожалению, не успел сфотографировать, были две козы на крыше микроавтобуса.

Как бывшего энергетика, поразило меня и отношение к электропроводке на улицах. Только высоковольтные линии (3-10-35 кв) удостаиваются отдельных изоляторов. Все остальное просто обматывается вокруг столба без всякой системы. Наряду с оборванными концами, очень часто висят бухты запасного кабеля или проводов. И никто не срезает! Интересно, как здесь решили эту проблему?

Основные религии в Непале и соседних странах - индуизм и буддизм. И как во всяком старом городе, храмы и буддистские ступы в Катманду встречаются буквально в каждом квартале. Поэтому именно с них начинается и заканчивается каждая экскурсия. Мы видели верующих, ползущих по-пластунски 108 кругов вокруг Золотой ступы, крутили вместе с ними молельные барабаны правой рукой по часовой стрелке, повторяя написанную здесь везде молитву "Ом Мани Падме Хум", звонили в колокола, висящие на улицах и т.д. Иногда около храмов можно было увидеть и забавных обезьянок, которые, как и коровы, чувствуют себя здесь хозяевами.

Как и везде, все улицы города представляют собой сплошной магазин или базар. Продавцы очень заинтересованы в каждом покупателе. Поэтому, стоит только спросить о стоимости приглянувшегося сувенира, как продавец будет сопровождать вас хоть целый день и снижать цену, пока не уговорит купить хоть что-нибудь. А покупать нужно обязательно. Ведь столько интересного и необычного на прилавках! Разве можно не привезти домой на память о Непале душистый гималайский чай, поющие колокольчики, написанные в необычной технике картины, фигурки различных зверей, или даже традиционное оружие гурхов - настоящий нож "кукри"?

Но всему приходит конец. И вот уже гряда гималайских гигантов, закутанных в облака, проплывает под крылом нашего самолета Катманду - Дели. Где-то там и гребень Аннапурны, ради которой, мы и забрались сюда. Теперь мы везем ее с собой, в своих сердцах и фотографиях.

И там, и здесь она прекрасна…