Автор - Мария Николаева

Детям до 12 лет и старше читать не рекомендуется.
Эрику и остальным моим французским друзьям посвящается.

Эти маленькие заметки о Париже и Амстердаме не являются путевыми впечатлениями, или "рассказом о путешествии", скорее, субъективными картинками. Просто это то, что я видела.

* * *

Если кто-то думает, живя в десяти метрах от тюрьмы "Кресты" или регулярно прыгая с парашютом, что он свободный человек, он ошибается. Пока существует хоть одна граница, хоть один патруль за колючей проволокой, его всегда могут остановить. Неожиданно, но невозвратимо. И отправить туда, куда не хочется, вместо того, куда стремился. Поэтому очень важно для путешественника быть благонадежным, законопослушным и заранее плевать на все границы. Три раза, через плечо. А лучше родится где-нибудь в республике Кот-д'Ивуар, гражданином Франции, то есть ЕС.
Зато потом, когда ты уже с другой стороны, можно позволить себе все. Можешь показать язык всем полицейским таможни. Кто знает, а если это ваш национальный обычай? Потому что ты - иностранец, значит иной (никаких ассоциаций с Лукьяненко, боже сохрани). Делай, что хочешь. Хотя, мой совет, лучше не показывайте язык во Франции, даже хорошо знакомым людям. Это Очень неприлично.

Пятая ветка парижского метро не касается центра города, она идет через ближние окраины. Там держат друг - другу дверцы турникетов, предупреждают о контроле и разрисовывают красками стены подземелий. В субботу вечером группа молодых людей заняла в этом районе один из вагонов. Самый веселый был в чулках и мини-юбке, второй - лохматый и с фотоаппаратом. Остальные раскрашены под цветы, что, видимо, добавляло им умиротворенности. Исполняя бодрую песню, содержание которой в цензурном виде передать невозможно, нечто про милашку Жюли и ее попку, они начали раскачивать вагон. Подсаживались к чинным дамам и фотографировались с приличными месье. Приглашали девушек и парней танцевать. Вежливо объясняли вновь пришедшим, что во всем виновата Жюли (парень в юбке). Дескать, напилась, глупая скотинка, и им больше ничего не оставалось, как ее поддерживать. Надо же заботиться о женщинах! Скоро вошел пожилой дядя с аккордеоном (теперь в парижском метро ездят музыканты с шумо-сопровождающими устройствами, которым они подыгрывают; раньше это было несколько человек, часто целый оркестр: со скрипками, губными гармошками, африканскими барабанами). Компания бурно его встретила, они спели песню еще несколько раз, хором и под аккордеон. А потом "Жюли" пошла смущать публику речью. Общая суть спича, хоть импровизированного, но очень эффектного, сводилась к следующему: "Люди, посмотрите на это удивительное явление: человек зарабатывает денежки своим собственным талантом, прослезитесь же, братья, и выворачивайте карманы". Все сие было произнесено с чувством, историческими примерами, риторическими приемами и оголением некоторых частей тела, в попытке найти у себя карманы. Сами герои денег не брали, все честно отдали старику и вышли на площади Республики.

* * *

Довольно легко представить себе, как вокзал на окраине может превратиться в помойку или рынок. Именно так выглядят улицы вокруг Gare de Nord и Gare de l'Est, (соседних Северного и Восточного вокзалов). Ящики и щебенка на тротуарах около пустых домов, одна половина узких улиц заставлена лотками с овощами, другая- с фруктами. Если от метро двигаться не по лучеобразному бульвару Страсбург-Севастополь в центр, а к каналу Сен-Мартен (куда Амели любила бросать камушки), придется пересекать не очень чистый сквер. Однажды мы обнаружили там, кроме цветов и детей всех цветов, еще одну чудную вещь. За забором, низким, похожим на бамбуковый, стояла круглая тумба-афиша и много бунгало-комнаток. Везде картинки. На воротах надпись:

"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ"
Зона концептуального Дня Рождения.

Сначала мы оглядывались с подозрением, вспоминая страдания Винни Пуха и принцип мышеловки. Но денег при входе никто не требовал, мы вошли. Нас встретили. Каждый на этом клочке праздника занимался тем, что ему больше нравилось: художник разрисовывал людей, звукооператор слушал ваши поздравления для всего мира, фотограф снимал кремовые торты и людей в них или на них, а актер распределял роли. Наша роль была слушать и восхищаться. А еще поучаствовать, то есть придумать что-нибудь новенькое. Единственный псевдо-магазин в этой заповедной зоне назывался "Продажа сувениров будущего" с "доспехами супер страсти", "зажигалками для Дня Рождения" или "бодрствующими памятниками". История мира была развешана на заборах хижин. Листы бумаги с датами, все величайшие Дни Рождения в радиусе от ближайшего квартала до России. Так я узнала, что родилась в один день с туалетной бумагой, а для тетушки Лулу самое великое событие мировой истории - рождение их обоюдной с мужем страсти. "Предпочитайте ручку двери самим дверям, насос для велосипеда самому велосипеду. Мы больше любим сопровождающие, а не главные блюда": цитата из книжки: "Потерянные шаги или Мир как Базар. Зона Дня Рождения", если кому-то помогут такие объяснения. Все это точно существовало, как ни сложно поверить, и мы там были. Единственное доказательство тому - диск с песней из мультика про Крокодила Гену в моем собственном исполнении со свободным переводом на французский. Его я привезла с собой. А какое-то время он звучал среди хижин, поздравляя всех и каждого с тем, что весь мир никогда до этого не праздновал в один день.

* * *

Если вечером идти от Сорбоны к Пантеону и дальше, к любимым кафе писателей начала XX века: Флоре и Deux Monges, или к метро Кардинал Лемуан и площади Контрескарп, где рядом университетские здания, то приходится обходить море открытых окон и дверей, океан желтых дружелюбных огней, реки кафе, устилающие улочки испанской, бразильской, мексиканской музыкой. А площадь с огромным Пантеоном посередине, среди бури огней внизу, всегда остается темной и пустой. Это корабль, и ему не нужно Сены, чтобы нести Париж прямо по воздуху, вперед. Движение города всегда отчетливо видно отсюда.
Как-то почти ночью я зашла туда, чтобы рассмотреть поближе соседнюю с музеем церковь Святой Женевьевы. Знакомое название вызывало ассоциации со знаменитым русским кладбищем. И хотя никакого кладбища там просто не поместилось бы, но на какой-то миг я засомневалась в его нереальности. Прямо на низком пороге церкви лежали тела. Они не двигались, не дышали. Они тихо посапывали в своих спальниках. Рядом валялись два грязных рюкзака.
Мне вспомнилась байка, которой меня кормили знакомые, когда я была совсем доверчивой: будто в Париже можно спать в палатке на Елисейских полях (это большая, оживленная торговая улица, никаких полей!). А еще мне вспомнились совсем древние времена, когда ночью нас поймали милиционеры в Летнем саду и избили при нас мальчика из другого города, который думал, что внутри можно ночевать. Ночевки в лесу, костры на помойках…
Люди мирно спали. Видели разноцветные сны. Это было в сто раз поэтичней десяти тысяч стихов и рассказов. Так нашлось в Париже еще одно место X и придумала еще один тост для французского вина. Вместо традиционного - "зa дом": "за тех, кто нашел свой корабль и свое море".

Амстердам циничный
В Амстердам нужно пребывать на поезде. Только он идет вдоль воды, а потом чинно тормозит под огромным, прозрачным куполом вокзала. Тогда прямо перед собой вы видите залив со зданиями порта, серый и бесконечный в тумане дождя. Но я приехала на ночном автобусе Париж-Амстердам, который был насквозь обкурен коноплей или марихуаной, так что водитель вызывал полицию, и еще до пересечения границы мы готовились возвращаться назад, под конвоем. Все обошлось, и это стало единственной криминальной историей в поездке, потому что воистину Амстердам - один из самых спокойных, безопасных и добропорядочных городов Европы. На станции пребывания автобусов - это около метро Амстел - все же есть своя достопримечательность. Туалет. Когда ты включаешь свет, слегка касаясь привычного выключателя, узкая комнатка погружается в фиолетовый мрак. Из невидимого родника начитает течь тихая классическая музыка. Что-то для скрипки с оркестром. Для расслабления и улучшения твоего настроения. Но посетителя это мало успокаивает. Он нервно дрожит и начинает оглядываться в поисках скрытой камеры. Правильно делает. Когда же в автоматической мыльнице вместо мыла обнаруживается розовое масло (которое, конечно, не мылится), радости вообще нет предела. Таким вот, успокоенным, человек покидает автовокзал Амстердама, чтоб пешком или на метро отправиться в центр искать другие приключения на свою голову. Если же это она, и ей захочется сесть на скамейку, например, чтобы съесть йогурт или почитать путеводитель, к ней обязательно присядет и попытается заговорить негр, или араб, или другой местный житель. Языковых границ для них нет, есть только физические границы. Так в первый день, отвязавшись сначала от двух мужчин, я ходила по городу, почти не отдыхая, пятнадцать часов. Потом привыкла и взяла напрокат велосипед.

* * *

Это место, где набережные зажаты домами, а каналы протискиваются сквозь них. Тут находятся так называемые "прозрачные" туалеты, рассчитанные только на одну половину человечества, похожие на пляжные кабинки для переодевания, от них такой неприятный запах. Тут нельзя фотографировать и нельзя ходить одному после одиннадцати вечера, но можно заблудиться и буквально зайти в тупик, когда один из каналов резко кончается, упираясь в горбатый мост, и пустую стену дома. Ночью все это называется районом красных фонарей. Потому что если темным вечером подняться на тот мост, красные огни кричат вам прямо в лицо. Красные вывески, "красная мельница", "красный бульдог", красные лица и вся красная от отблесков вода, открытые двери с красными занавесями. Здесь водят экскурсии, здесь совсем не страшно ходить одному, с толпой, после одиннадцати, здесь переговариваются сквозь стекла кабинок и делают знаки женщинам, сидящим у всех на виду. И огромный двухэтажный китайский ресторан, весь расписанный угрожающими многорукими демонами и духами, разноцветными и многоглазыми, такими же яркими, как свет вокруг. Он тоже весь прозрачный, словно карикатура на Макдональдс.
Человеческая психика приучена, что на витринах могут быть только манекены, они оживают в сказках или в кошмарах. Поэтому когда, случайно обернувшись, я увидела прямо перед собой женщину в купальнике за стеклом, удобно устраивающуюся на стуле, рефлекс сработал - отшатнуться. Но потом, оглядевшись, замечаешь повсюду эти видения женщин, почти во всех больших окнах, на всех углах, всех цветов, внизу и наверху, у самых крыш.

Амстердам романтичный
Сначала я думала, что Jordaan, название одного из районов города - это от слова Иордания, что-то вроде еврейского гетто, потом - что это от слова "сад", а оказалось - от имени французской реки Jordanne в Аверни. Жили там бедные люди, иммигранты, не имеющие отношения ни к торговле, ни к производству, потому что занимались они тем, что не приносит ни денег, ни славы. То есть рисовали, сочиняли, пели и жили в свое удовольствие. Так Jordaan стал районом голландских художников, a потом - центром амстердамской богемы. Даже Рембрандт некоторое время жил там. Сейчас традиция продолжается, достаточно взглянуть на детские площадки в промежутке от улиц Looiersgracht до Bloemstraat. Они очень маленькие и слишком ухоженные. Как будто дети здесь никогда не гуляли. Но по таким деревяно-пластиковым туннелям с забавными мордами всюду и струящимся плющом вместо падающей крыши, даже я с удовольствием лазила. Дети тем более.
Повышенная концентрация зелени обычна для окраин Амстердама, но чтобы ее использовали как художественное украшение, такое я видела первый раз. Разноцветные арки, увитые цветами, стоят между домами и каналом, вернее между домами и баржами на канале. Как ворота в тайный сад. Еще бы знать, с какой стороны заходить, а то попадешь на чью-нибудь баржу и не сможешь выйти обратно. Будешь ты посылать письма, а придут они лет этак через двести. Есть ведь легенда о Летучем голландце, почему же не может быть легенды о черной амстердамской барже? Если нет, тогда выдумаем.
На улицах, где нет разделяющей здания воды,- тоже зелень. Она - как потолок, или как канат для сушки белья в переулках Испании. Но здесь - только цветы. Вешать свои простыни на всеобщее обозрение голландцам помешала бы корректность и хорошее воспитание. Хотя, в том же Jordaane я видела и не очень приличные сцены. Еду на велосипеде, замечаю над головой маленький балкончик с задранными на него ногами. Ну, отдыхает человек. Но что-то подозрительное..да, - туфли. Ярко красные узкие лодочки на невообразимых шпильках. Это заставило меня остановиться, хотелось увидеть женщину. Судя по ножкам, она была еще в мини юбке. Но при тщательном осмотре: обходов балкона с разных сторон, подпрыгивании и залезании на велосипед, ничего кроме собственно Ног, обнаружить не удалось. Да и те оказались муляжом, только то место, где они начинались, было стыдливо прикрыто каштановым, лохматым париком. Шутки. Другую такую амстердамскую шутку - веселого скелета, утыканного сигаретами и с банкой пива, который действительно сидит на одной из около-центральных улиц, я подарила своему начальнику. В виде открытки-сувенира. Никогда не видела, чтобы мужчина так краснел. С чего бы это?

P.S. Все вышеописанное - чистая правда, несмотря на несколько ирреальное изложение.

P.P.S. Может показаться, что я обожаю Париж. Это не так. Париж - грязный город, с рутинной, обычной для нас классической архитектурой. Просто когда долго живешь в такой яркой столице, среди событий и разноцветного народа, начинаешь дышать свободой. И она становится твоей. Навсегда?