Автор: Денис Хорошко (Саратов)

Летом кто-то хочет загорать под солнышком до румяной корочки, кто-то напротив пытается найти уголок земли, где было бы не так жарко, да еще был бы снег. Оказывается, есть такое место на земле где можно лежа на холодящем тело снеге, в купальнике или плавках, получить отличный загар. Это удивительное место – Домбай. Вот смотрю на эти заснеженные горы, зеленый лес и думаю: как ведь хорошо, что я оказался здесь. Казалось бы, не заграница, а сколько экзотики.

Природные превращения

В жаркий июльский день я отправился из города Саратова с большой шумной компанией на автобусе. По дороге в Домбай было много интересного. Особенно удивительно быстро менялась на глазах природа и растительность. Равнины превращались в горные хребты, а маленькие ручьи в бурные потоки. Река Кубань, Теберда и многие другие провожали нас до конечной станции. Забавно было видеть, как живут люди в Карачаево-Черкессии. Нередко можно увидеть коров идущих по улицам города, не обращающих внимания на светофоры, а рядом 9-этажные дома. Чем вам не Индия?! Здесь коровы тоже практически священные животные.

Народ приветливый, веселый. Ни раз можно было увидеть, как они машут вслед проезжающему туристическому автобусу. Так мы добрались до места назначения. Все выше, выше и выше, примерно на высоту 1600 метров, наш автобус забирался в горы, окруженные лесами и горными реками. Мы наконец-таки приехали в центр альпинизма и туризма Домбай. Я видел красоту Альп, но даже иностранцы признаются, что лучшего места для горного отдыха, чем Домбай, нет.

Высота нам не страшна

На следующий день с самого раннего утра, намечался активный вид отдыха – подъем на высоту более 3000 метров по канатно-кресельной дороге с 1 по 5 уровень на гору Мусса-Ачитара. Там я в действительности смог убедиться, что Домбай – сердце гор. Он окружен ими со всех сторон. Набрав полную грудь воздуха с замиранием сердца, я помчался вверх по воздушной тропе. Поднимаясь, все выше и выше, я поражался красотой гор, многочисленных водопадов, реликтового леса и высокогорных лугов, усеянных редкими растениями и цветами. В финале мы оказались на самой верхушке горы Мусса-Ачитара. Оттуда открылась чудная панорама. Чего стоит только вершина Сулахат, что означает спящая красавица. Она напоминает лежащую девушку.

А что самое непривычное, мы в июле месяце, кто в шортах, кто в купальниках бегали по снегу, играли в снежки. Там, действительно, не холодно. А снег не тает по версии местного жителя потому, что разреженный воздух. Пришло время спуститься вниз. Касаясь ногами верхушек деревьев и наслаждаясь чистым воздухом и пением птиц, мы оказались снова на твердой земле. Внизу было намного теплее. Прямо не верилось, что я был так высоко. Вот вам и плюсы прогресса на лицо.

Злая пасть

На следующий день нас ожидала пешеходная экскурсия в Аманаузское ущелье до каньона "Чертова мельница". Аманауз переводится как злая пасть. По легенде это ущелье назвали так, потом что здесь поселился "злой дух". Не так-то просто было добраться до этого загадочного места. Благо на многих из нашей группы были кроссовки, и мы могли перепрыгивать с камня на камень, как горные козочки. Чтобы дойти до цели нам пришлось пересечь государственную границу. Здесь это в порядке вещей. Наш гид показал пропуск, и вместе с военным мы смогли пройти до Аманаузского ущелья. По пути мы ни раз делали "альп-минутки" - небольшие перерывы, чтобы перевести дух и попить холодненькой водички из многочисленных родников и чистейших горных ручьев.

Длина Аманаузского ущелья составляет около 1 км и река Аманауз в тех местах, где стороны каньона почти смыкаются, с трудом пробивается через этот промежуток. Все это сопровождается грохотом тонн воды, брызгами и переходит в водоворот. Действительно, название оправдывает себя "Чертова мельница". Чтобы увидеть это зловещее место нужно ползком добраться до края обрыва и опустить голову вниз.

Легкость в теле

Следующий день тоже был не менее насыщен событиями. На этот раз нас ожидало ущелье Домбай-Ульген и трудно выговариваемый Чучхурский водопад. Мы проехали часть пути на канатно-кресельной дороге, еще раз насладившись тишиной старинного леса. Прошли по Русской поляне, заросшей субальпийскими травами. Это поистине сказка! Столько новых растений, цветов я еще не видел нигде. В Домбае около 1147 видов растений, более 100 видов бабочек, которые летят вам навстречу, приветствуя вас. Это место было названо в честь русских исследователей геологов, разбивших здесь лагерь в конце XIX века. Еще один интересный факт. На склонах Малого Домбая можно увидеть заросли реликтового растения "родендрома", занесенного в Красную книгу. Это растение существует на земле более 3 миллионов лет. Не может быть! Но это факт.

Какое чувство радости и облегчения мы испытали дойдя до цели - Чучхурскому водопаду. Он, действительно, живительно действует на людей. Воздух возле водопада кроме приятной прохлады несет в себе отрицательно заряженные частицы, которые действует на человека положительно. А после получаса пребывания там вы ощутите легкость в теле и новые силы. С новыми силами мы вернулись той же дорогой.

В последующие дни нас также ждало много интересного. Мы побывали около Форельного озера, проехав серпантин горных дорог, окруженный реками Аманауз и Гоначхир. Нас ожидало удивительное место с кристально чистой водой, прекрасным видом на горы, покрытые снегом, лугами и зелеными деревьями. Насладились красотой Алибекского ледника и Алибекского водопада.

Жаль было расставаться с Домбаем. Очень хочется вернуться туда снова, возможно зимой, покататься на лыжах. Домбай ведь еще ко всему лыжный курорт. Так что подумайте и об этом. Прощаясь с нами, Домбай пролил слезу в виде дождя. Но грела мысль, что это не последнее увлекательное путешествие.

Денис Хорошко, 10.05.03 г.