Май 2003 года

Воспоминания о походе

Автор - Totoshcka (Москва)

Состав группы:
6. Я, Таня, - кат-4
7. Паша - кат-4

Предисловие
Все в нашей группе, кроме меня и Паши, имели опыт, необходимый для прохождения р. Большой Зеленчук, и не единожды проходили данную реку. Подготовка личного снаряжения и моральная подготовка меня к походу пришлись на время моей сессии и тем самым мешали мне её сдать так, что в поход я ушла, угнетаемая мыслью о несданной сессии. Беспокоил и тот момент, что знакомство с группой произойдет только в поезде. После последнего похода я считаю психологическую обстановку в группе одной из наиболее важных. Сначала печалило и то, что и туда, и обратно я поеду не со своей группой, а в соседнем вагоне. Еще я умудрилась на катке в марте разбить достаточно сильно коленку, так что она болела, но при определенных движениях - ползать было больно. Доктор мне посоветовал мазь и предложил не ползать. Меня тревожило, как оно будет в коленной посадке? Но все мои опасения оказались напрасными.

Дневник похода
1 мая /четверг/. ПОЕЗД
В 8-32 1.05 из Москвы отправился поезд в Кисловодск, с трехминутной остановкой в Невинномысске. И я в этом поезде… впервые еду на юг… на юго-запад… вместо уже такого знакомого и привычного севера или востока… К тому же вчера вечером звонила Таня из Апатит, и я вновь жутко захотела посетить Питер, а еду на юг… Грустно. Термометр в вагоне показывает +24. Я уже начинаю плавиться. Впервые еду в купе и понимаю, что свою стоимость оно не оправдывает - полки короткие и с зазором в пару сантиметров от стенки, окна открываются только в проходе; радует только компания: двое ребят лет 28 и дядечка - профессор физики. И с ребятами, и с дядечкой мы быстро нашли общий язык и весело проводили время, рассказывая анекдоты всю дорогу. И действительно, дорога показалась короче. Просто обычно говорят, что с хорошим попутчиком и путь короче, но я раньше выступала только в роли попутчика.
Минуты за три до отправления Юра познакомил меня с остальными членами группы - всеми, кроме Юли (с ней мы познакомились в Воронеже). Туристы не могут быть нехорошими людьми. (Недавно разгадывала кроссворд "Роза ветров", там был вопрос: "главное качество путешественника" - ответом была "доброта"). Единственное, Паша явно выбивается из всей компании. Ну да ладно, потом поближе познакомимся и разберемся.
Пока я жду проводницу для обилечивания, скучно и жутко хочется спать. Только что заходил Юра: пригласил ко всем нашим попить пива, хотя сам собирался спать. Я выбрала для начала тоже здоровый сон. Ребята Миша и Марат, с которыми я еду в купе, пока я пытаюсь заснуть, ведут культурную беседу о дезодорантах: "…женщины должны душиться, а мужики лишь иногда умываться…". В целом все замечательно. Дядечка, как ни странно, даже знает и р. Б.Зеленчук, и р. Мсту. Удивил меня. И все-таки утренний сон тоже полезен, особенно после бессонной ночи, точнее очень даже сонной, только сон длился всего 1 час.
К вечеру мы в купе уже жили душа в душу и радовались ентому. Выспавшись, я решила, что надо все-таки и с группой познакомиться. Хотя из купе уходить очень не хотелось, решила, что надо - значит надо. С нашей группой тоже было неплохо, хотя немного неуютно - но енто только из-за слишком недавнего знакомства. Меня слегка поразило - сколько за вечер может выпить человек, каждый из них. И девушка показалась немного странной - не похожей на туристку, она почему-то периодически наезжала на своего мужа, говоря, что шутит. Я даже начала запутываться, где здесь шутка, а где намек. Уже начинаю запоминать имена - прогресс на лицо.
Замечательно, Марат тоже выходит в Невинномысске и обещает меня разбудить, т.к. туда мы тоже приезжаем утречком - часов в 8.

2 мая /пятница/ ПРИЕХАЛИ!
Марат меня действительно разбудил, а его будильник разбудил всех остальных. Вскоре зашел еще и Юра - меня будить. Так что мимо я не проехала, да и поезд в сроки не укладывался - опаздывал на час… и енто еще фирменный поезд. Перед Невинномысском ребята обменялись телефонами, а я почему-то стормозила и проигнорировала ентот момент. А жаль. Миша и Дядечка нас с Маратом проводили до дверей (я чуть не потеряла каску), и долго махали нам руками из отъезжающего поезда. Да… жаль, что больше не увидимся.
Поезд поехал, Марата встретили родственники, я пошла к своей группе…Ребята уже переносили вещи к машинам. Юра в Москве еще договорился, что нас встретит "Газель", а тут СЮРПРИЗ: 2 легковушки. Стоить оно стало соответственно дороже, но мы все погрузились и поехали. В ст. Зеленчукская мы остановились - закупить мясо для шашлыка. А в 12-13 часов мы были уже чуть выше аула Архыз. Пока поиграли с мячиком, распаковались и пообедали прошло куча времени - к стапелю еще даже не приступали. Нам с Пашей доверили разводить костер. На Селигере я на ентих кострах "собаку съела", но одной явно мало было, нужна постоянная тренировка и навык. Худо-бедно развели костер, и обед у нас все-таки был. Дима сбегал в Архыз за хычинами. Почему-то наш митхатянский народ каждый раз, возвращаясь с Кавказа, расхваливал хычины, а я не разделила их восторга - обычная лепешка с мясом, почти чебурек, только потолще и побольше.
Катамараны оказались очень удачной конструкции, так что моя поврежденная коленка не утруждала меня болью при коленной посадке. Да и сами каты достаточно быстро собираются.
В 19 часов четверка уже закончила сборы и стапель, и они отплыли, сказали - 20 минут идут и встают на стоянку. Я была определена на двойку. Юра пока не собирался заканчивать сборы, но хотя бы стапель был закончен. Без 17 девять с первыми звездами мы начали маршрут. Ничего не видно. Я на правом баллоне и с трудом держу в руках весло - жутко неудобно. Я пропускаю гребки, и видеть енто меня не радует, совсем. Два раза зачаливались - думали наши, но увы. В третий раз угадали, но не смогли нормально зачалиться.
Приплыли мы в аккурат к ужину. После ужина народ стал активно употреблять алкоголь и петь песни. Часа в два потихоньку стали разбредаться по палатками. Я сначала тоже хотела идти спать, но после удобно устроилась на коврике около костра. Внезапно мне сообщили, что у нас больше 2-х палаток - меня определили в Юрцовую палатку. Также поступили с дежурствами: не дав свободы слова. Меня енто задело, хотя "не лезь со своим уставом в чужой монастырь", но свои принципы у меня все-таки есть.
Все, кроме меня и Юли, легли спать. Юля тоже хотела спать, но её принципы, по-видимому, не позволяли ей оставить меня у костра, не убедившись, что я лягу спать в палатку. К четырем часам я уже была согласиться на всё, и Юля пошла спать. Дошла я до Юрцовой палатки, уже стала запихивать в неё коврик, засунула голову и очень быстро поняла, что дышать там невозможно - отвратительный запах перегара на всю палатку. Я быстренько вытащила обратно коврик и, вернувшись к костру, заночевала там. Мне было тепло, только чуть-чуть подмерзли ноги под утро.
Погода: солнечная, днем +23, ночью +0

3 мая /суббота/ Дневка!
Утро было солнечным. Лучи солнца стали просвечивать через спальник, и я проснулась. Моему просыпанию способствовал, наверное, еще и народ собравшийся у костра. Пока я потягивалась в спальнике, из палатки выполз Андрей и со словами: "Что это?" - показывая на меня в спальнике, подошел к костру.
За завтраком было решено сделать дневку. А еще через некоторое время (часа в два) мы решили совершить восхождение на близлежащий холмик. Юля и Дима волевым решением своим были оставлены дома, в смысле в лагере. Правда, поднялись мы ненамного, но было здорово. Как же давно я не была в нормальной пешке, даже соскучилась по ней уже! Вредно забывать пешку - на ней все основывается. Надо как-нибудь будет еще сходить в пешку.
Поднявшись на небольшую полочку, мы увидели гору и грязно-снежную кашу - будто сошла лавина, а выше мы увидели водопад, уносящий воду под снег. В низу виднеется Архыз. Подобрались к водопаду ближе. Народ порешил перешагнуть его в наиболее узком месте и лезть вверх. Я смотрю на мокрые камни, рядом возвышающуюся стенку градусов 45-60 на вид и понимаю, что без страховки туда не хочу. Но народ, по-видимому, очень хотел меня там увидеть и увидел. Андрей и Юра помогали мне подниматься - наверное тогда появилась уверенность и доверие по отношению к ним. Без спецснаряги все-таки стрёмно, но зато вид оттуда, куда я доползла, обалдеть. Да давно таких ощущений не было, наверное даже с первого похода, с Южного Урала. Да… красиво. Спускались траверсом , от дерева к дереву, намного быстрее. Я обняла какое-то дерево, упала вместе с ним и немного проехалась вниз. Из того, что дерево я не отпустила, народ сделал вывод, что и весло я не отпущу. Спустились обратно, к месту грязно-снежной смеси. Рядом росли крокусы - ну, или цветочки на них очень похожие - уже нет той уверенности. Андрей подумал, что енто подснежники, но в том, что не подснежники, я точно уверена. Потом мы еще спустились к реке и увидели, где плыли вчера. Да… неожиданный поворот событий - не думала, что мы там плыли. После обеда опять спирт, водка, шашлык.
Погода: солнечная, днем +25, ночью +2

4 мая /воскресенье/ ПЕРВЫЙ ХОДОВОЙ ДЕНЬ - НАКОНЕЦ-ТО
Сегодня мы с Юлей поменялись местами на катах. Она хотела на двойку, а я на левый баллон. Теперь стало всё совсем замечательно. Сегодня я, наконец-то увижу местные пороги. Первый взрывной мы даже не заметили и узнали, что прошли его, увидев второй взрывной, ориентиром которого является памятник, погибшему воднику в '88 году. Зачалились для просмотра. Совершили просмотр. Первой идет четверка. Мы уже в упорах и собираемся отчаливать. И вдруг видим, плывут вместе три елки. По рации сообщаем: "Ловите зелененького!" Плывут они относительно медленно, но Дима был против обгонять их. Мы пропустили "зелененького" и он закрыл вход в порог. Немного сопротивляясь, две елки успешно прошли порог, но одна зацепилась за камень, выставив в верх ветки как ребра, тем самым усложнив прохождение. Еще просмотр, а заодно и перекус. Прошла группа на двойках - елка лежит, и ей там хорошо. Перекус отяжелил наши желудки, но мы все равно идем. Ошиблись после захода, попадаем на елку, нас разворачивает и мы лагом попадаем на обливник, нас разворачивает и выносит. Порог пройден. Идет двойка. Заходит хорошо, но садится на камень (рядом с елкой). Юра долго упирался, но все-таки пришлось слезать и скидывать кат. Каяк прошел гладко. Итого: подрали шкуру правой кормы слегка на четверке, дыра на двойке.
Сразу после порога встаём на стоянку. Объявлен День Трезвости. Т.к. не очень далеко течет ручей, было принято волевое решение: потреблять чистую воду из ручья. Я дежурю с Юрой, но Юра почему-то отказался со мной дежурить и решил, что вечером дежурю я, а утром он. Енто предложение показалось мне странным, но ладно, что называется как хотите.
Вечер. Темно. Дежурю я. Вечер Трезвости в самом разгаре. Уже поужинали, посуда помыта и самое время чая. На чай претендую, по-видимому, только я, но енто ведь не повод полениться и не пойти за водой. Где ручей - я не знаю. Андрей сообщает мне ориентиры: тропа вверх по течению вдоль берега есть, "пройдешь первый ручей - воду не пей - козленочком станешь, пройдешь второй ручей - воду не пей - тоже кем-нибудь станешь, пройдешь третий ручей - вот оно". Думаю - ладно, главное тропа есть, и фонарик пока работает. Андрей предложил самому сходить за водой, как только доест картпюр - так сразу, но я уже очень хотела пить, и почему бы самой не сходить - совсем не напряжет. Иду, не спеша, по тропе, всё как рассказывал Андрей, пою песенки, прошла два ручья, дальше тропинка путается, и я немного боюсь пройти мимо ручья. Ура - вот и он, и вовсе необязательно было брать кружку - и так хорошо набирается водица. Заодно и напилась, в смысле утолила жажду. Все в ажуре. Уже собралась идти обратно, и вдруг - яркий свет фар машины. Показалось, будто машина проехала совсем рядом. Я хотя и понимаю, что она ехела по противоположному берегу, все равно как-то немного стрёмновато. А тут еще свет фонарика в ночи - и рядом оказался Андрей. Он долго пытался отобрать у меня кан, но мне показалось бессмысленным отдавать кан, да ещё уже не совсем трезвому человеку, что я сама его (кан) что ли не донесу - от меня не убудет, да ведь и я все-таки дежурная. Мы пошли обратно.
Честно говоря, тот факт, что Андрей пошел меня догонять и отбирать у меня кан, поразил меня до глубины души. Обычно так события не поворачиваются.
Днем я умудрилась порвать полштанины на брюках, защищавших гидру и вот вечером с фонариком взялась их зашивать, одолжив у Паши катушку ниток с иголкой. Зашила дыру намертво, правда Паша обратно получил уже пустую катушку с иголкой. Спасибо ему за ниточку.
Попив чайку, я легла спать и сразу замерзла, а сеточку совсем закрыть я не решалась - все-таки День Трезвости не прошел незамеченным. Итог Дня Трезвости: съедено слишком много сушек, выпито слишком много алкогольных напитков (допили клюковку, почти всю водку, остался только литр спирта).
Так закончился первый ходовой день.
Такое было: Паша спит у костра на земле. Все выпивают. Паша спит. Закусывают колбаской. Паша спит. "Паша, ты горишь", - никакой реакции. Решили попить чайку: "Андрей, где сушки?" - Паша резко встаёт - "Сушки, сушки, сушки". После Паша начинает выпивать, как лошадь, и закусывать сушками. Пока сушки не кончились.
Погода: солнечная, днем +18, ночью +4

5 мая /понедельник/ ПУШКА
Утро длилось долго. Мы попробовали впервые кукурузную крупу, она оказалась вкусной, но её было много - по 5 половников. Далее был ремонт катов, но я все енто проспала, а хотела только собрать спальник и чем-нибудь помочь с ремонтом. Около 18 часов вышли. Впереди - "Пушка". Идем минут пять. Пейзаж впереди предвещает "Пушку", но Юра говорит, что пока рано: "вот такой же вид только через 3-5 минут". Ладно идем. Вода за ночь поднялась. Большие валы, бочки, река течет в каньоне. Прошли почти хорошо, даже можно сказать без приключений. Зачалились на левом берегу у лестницы - глобальный кусок цивилизации. По рации сообщаем: "Поздравьте с успешным прохождением". Прошли "Пушку" без просмотра. Ребята говорят, что таких валов они здесь раньше не видели и очень довольны, что теперь увидели. Мне тоже понравилось, вот только сверху с берега на все енто дело страшновато смотреть - может я просто высоты боюсь. Юра с Андреем на правом берегу просматривают "Пушку". Двойка тоже хорошо проходит. Андрей постремался и обошел основную бочару. Все хорошо. Перечаливаемся на правый берег и встаём на ночевку. Опять объявлен День Трезвости. До ентого Андрей и Юра встретились с "Тремя Стихиями" /клуб каякеров/. Счастливая встреча. Спать легли пораньше.
Погода: солнечная, днем +16

6 мая /вторник/ САМЫЙ БЫСТРЫЙ СБОР И САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ
Проснулись. Позавтракали. Пьем чай на берегу, наблюдаем за сплавляющимися. На противоположном берегу девушки, они кричат что-то Юре, а он им соответственно. Видим еще девушку, идущую в лес. Андрей: "Девушка с косой, но не наша", - "И слава Богу". Бывает же такое сказанешь. Смерть обошла нас стороной. В свою очередь, митхатяне, которые были на р. Мсте, рассказали - в ентом году за майские праздники на Мсте выловлено 9 трупов.
В 10 утра связь с "Тремя Стихиями", из них проснулся только один человек. После "Три Стихии" обещали перевезти наши каты и каяк на автобусах вверх по течению. Енто способствовало быстрому сбору. Собрались, перечалились на левый берег. Нас перевезли до первого взрывного. Вот мы его и увидели. Пропускаем всех каякеров. Идем первый взрывной, второй взрывной. На втором опять попадаем на елку, у меня случайно весло попадает между веток и пришлось его отпустить. Сильно ушибла руку. При выходе из порога я сообщила об утере весла, чалимся. Смотрим моё весло выплывает из порога, мы за ним - поймали.
Перечаливаемся ближе к "Пушке", пропускаем каякеров. Идем "Пушку". Хорошо проходим. Двойка тоже хорошо прошла. Андрей кильнулся, но встал и тоже хорошо прошел - говорит, что без "Трех стихий" один не пошел бы.
Возвращаемся на место стоянки. Собираем вещи. Перекус. Солнышко сменилось тучами, облака на вершинах гор /…спустились в долину облака, осторожней друг…/, и заморосил дождик. Пора. Собрались и идем дальше. Впереди "Каша". Юра говорит, что до неё 20 минут. Через 8 минут чалимся. Просмотр. Видим четверку, идут без просмотра, перед входом они теряют левого носового и резко чалятся. Идем мы. Заходим вроде хорошо. Не отработали и садимся моей кормой на камень. Правый баллон в бочке. Я банально не знаю что делать, но складывается ощущение, что могу что-нибудь не так сделать, и мы кильнемся. Помню грустно-вопрошающие глаза Паши где-то снизу. Миша прогулялся по раме ко мне, попробовал спихнуть нас, но увы, показал мне что делать, я вывесилась, гребанула, и мы сдвинулись. В целом я очень удивляюсь Мише - ни одного матерного слова, вспоминаю прошлогоднюю Мсту и ентот факт кажется невозможным для водников. А тут несмотря ни на что. Поражаюсь. Идет дождь. Прошли порог, зачалились. У меня совсем подавленное настроение из-за незнания, что делать. Но я верю, что научусь. Просто обидно и грустно, и при ентом никто не кричит на меня. Чувствую себя провинившейся школьницей, но ничего поделать с ентим не могу.
Перед "Косым" чалимся. Просмотр. Там склоны и для просмотра надо подняться, а потом спуститься около 8 метров. Ну зачем же поднимаемся вверх по какой-то сыпухе с колючими кустами, а спускаемся по тропинке? На правом берегу до "Косого" встаем на ночевку.
Натянули костровой тент слишком высоко - так, что он почти не защищает от косого дождя. Разгидровываться совсем не хочется. +7 градусов. Паша поднимает Юру и тот к маленькой елочке привязывает растяжку тента. Прикольно получается. Выпили они сегодня не много - по 100 гр/чел водки - меня удивляют все больше и больше. Не ожидала. Рано легли спать.
Погода: утром солнце, днем и вечером дождь, небеса затянуло тучами, утром +16, вечером +7

7 мая /среда/ ПЕРВЫЙ ПОЛНОЦЕННЫЙ ХОДОВОЙ ДЕНЬ

Утро. Дождь закончился. Ура! Да…осталось всего два дня. Быстро летит время. Собираемся почему-то очень долго, я даже успела сделать записи за три дня. Так и не поняла, в чем задержка, и почему меня никто не торопит. Миша пошел собирать спальник и уснул на нем /пока Андрей его не разбудил/. Вышли часа в три, нет в три - начали загидровываться. На сегодня рассчитан полный ходовой день - 5 часов. Как-то быстро и незаметно прошли "Косой". Дальше спокойная река, встречаются бурунчики, но мы их обходим и стараемся не купаться. Холодно. Моросит дождик. Случайно проплыли место, где нарисована икона /может и хорошо - и так поздно уже/. Руки мерзнут сильно и ноги немного затекают. Двойка по рации попросила тормознуть. Мы причалили к небольшому островку. Юля сильно замерзла. Мы с кряхтением покинули упоры и сидушки четверки. Разминаем ноги и руки. Андрей тоже замерз. Решили погреться у костра. У Юры в НЗ оказались спички. Он дрожащими руками лезвием вскрыл запаянный пакетик со спичками и мы развели пионерский костер. Я ленилась снимать спасик, но с другой стороны боялась, что емкости лопнут, но все было нормально. А у Димы, как выяснилось, порвалась ткань, держащая подушку в спасике. Сфоткались. Надо идти дальше. Миша отвлекся на рацию, и мы гребли втроем. Он сделал нам комплимент, что мы и без него замечательно гребем, и он зря напрягается. Слева видим поломанный кат-4 - сломана деревянная рама, баллоны живы. Дальше видим на левом берегу группу - по количеству сохнущих вещей и рядом причаленной такой же четверке (только на дюралевой раме) определили, что тот кат их. Они сказали, что просто зацепились за корягу. Я не поверила, что какая-то коряга способна так поломать кат. Мы в этот день тоже цеплялись за разные коряги-"деревья", но ничего подобного не было. Часов в 8 встали на ночевку на острове. Дождик прекратился и сквозь облака видны кусочки голубого неба. Как выяснилось, на прошлой стоянке мы потеряли мешочек с Пашиным фонариком и шапочкой и пол-литровой бутылочкой спирта. Ребята допили последний спирт - грамм 300 на всех. И опять День Трезвости. Даже скучно немного. Непривычно серьезные беседы. Ночью было не холодно, только под утро я жутко замерзла. Для профилактики я одела 2 пары шерстяных носков, и ноги не замерзли. Под утро одела еще поларку и наконец-то согрелась. Увидела восход. Розовая полоска на горизонте. Красиво.
Погода: дождик, днем +7

8 мая /четверг/ "ПАПА, У НАС ВСЕ ХОРОШО"

Разбудили меня не с первой попытки, когда уже все позавтракали (кроме меня и Дрюни). Андрей проснулся пораньше и решил забраться на холмик, чтобы запечатлеть на камеру нашу стоянку, но увы - только он забрался и собрался снимать - в камере села батарейка, а запасная в лагере. Повторять свой подвиг он не стал. Я проснулась около 10 часов. Юля загорает. Вроде в 12 часов должны выйти, но ощущение, будто никто ничего не делает. Я почти собралась. Погода -сказка. Солнце жарит, как на сковороде. Почти как в первые дни. Ландшафт сильно изменился: заснеженные горы сменились травянистыми холмиками с цветущими лиственными деревьями. Быстро летит время. Грустно возвращаться домой.
Увидели красную точечку вышки МТС. Андрей и Юра позвонили домой. Юра: " Папа, у нас все хорошо". Не к добру он енто сказал, подумалось мне…
Собравшись, мы быстро дошли до ст. Зеленчукская, где было закуплено: 5 бутылок водки (одна с фейхоа - "Звезда Улукбека"), 7 полутора литровых бутылок пива, 2 баночки корнюшонов, энное число киреешек, 3 рыбы- скумбрии, пряники, хлеб. Упаковали мы все енто в картонную коробку и привязали её передо мной - неудобно. Идем "лесной участок". Через пару километров, пойдя за Дрюней, мы сделали неправильный выбор протоки - покарябались о камни, сели на мель, идем и думаем о возвышенном - как бы не намочить коробочку с пивом и водкой. Видим, коряга и нас несет на неё, изо всех сил пытаемся выгрести, но поздно. Левый нос взлетает на корягу. Миша пытается перейти ко мне - поздно. Киляемся. Я понимаю, что уже под водой. Раза три я ударялась обо что-то сверху каской /думала о раму между баллонами/. После третьего удара я подумала, что что-то не так, и тут делаю вдох воздуха, протягиваю руки и понимаю ката рядом нет и весла в руках нет. Смотрю следом плывет Пашино весло и следом Миша. Думаю - без весла не смогу выплыть. Хочу подождать и поймать весло. Рядом слышу Андрея: "греби к берегу". Ну я поднимаю руки вверх и хватаюсь за какие-то веточки. Меня начинает топить и я их отпускаю и выплываю к берегу. У берега глубоко и до суши высоко для меня на тот момент. Выбираюсь на сушу и понимаю, что Дима и Миша на другом берегу. Не понимаю, почему. Иду вверх по течению и вижу наш кат…зажеван под деревом. Вверх килем, правая корма под деревом и торчит с другой его стороны. Зрелище красивое. Все живы. Андрей поймал три весла. Видим как не сразу, но поплыло пиво (слегка покалбасившись в бочке). Красиво проплыло пиво, потом киреешки, скумбрии… Дима с Мишей поймали морковку, привязанную к кату. Тянули, тянули - бессмысленно. Потом все кроме нас с Юлей перебрались на правый берег и тянули, тянули. Андрей с Юрой вернулись к нам. Начали спускать зажеванный баллон, сначала сверху, потом и кормовую часть. Потянули и вытянули. Андрей с Юрой нас переправили ко всем. Итого потери: коробка: 5 бутылок водки, 7 бутылок пива, киреешки (1 пакетик спасли), скумбрии, 2 баночки корнишонов; все кружки, рация и Юрино дюралевое весло, с которым он прошел многие речки. Поломан дюралевый каркас, баллоны живы. Андрей уже попрощался со своей камерой и вновь её обрел, она жива и невредима. Промокла плохо закрученная маленькая герма с перекусом хлебом и пряниками. Мокрый хлеб - енто своеобразно. Спасработы длились около 2 часов, и вот теперь мы встаем на ночевку. Сплав окончен. Завтра антистапель и домой. Вечером мы снова пошли в магазин и купили почти того же, только закуски больше, и мне вручили шоколадку. Мы прошли пешком половину пути, а дальше нас подвез мужик - бесплатно. Народ очень удивился отказу мужика от денег - а меня удивило удивление народа, вроде так и должно было быть. Потом мы долго искали мужика, с которым договорились о выброске, нашли и сообщили откуда нас забирать.
Ночь, по-видимому, была "веселой". Я часов в 11 уже пошла спать. Уже зная возможности группы, меня удивило, как их развезло с полтора литра пива и бутылки водки, хотя они кричали, что мало.

9 мая /пятница/ ПОСЛЕДНЕЕ УТРО ПОХОДА надо провести достойно

Утром к нам в палатку заглянула Юля и нашла заныканую Мишей бутылку пива, унесла её. Потом они с Пашей пошли бегать к сторону деревни. А мы с Мишей уже почти проснулись, Андрей спал - енто настораживало. Было слышно, как Юра с Димой нашли и выпили енту бутылку пива. Потом они пришли к нам- Юра прыгал по моим ногам, Дима кричал, но убедившись, что у нас ничего нет, они ушли спать. Разбудили-таки, выползаю, у костра вижу полусобранный рюкзак /Димин/, осталась только одна стойка для кана, на другой висят Димины трусы, кругом бутылки и полный разгром. Видно они "повеселились" ночью на славу. Попив чайку, я увидела машину, из неё вышли Юля с Пашей с большим количеством больших пакетиков - они купили мясо для шашлыка, сами они никакие - видно ночь не спали. Итого: стоят 2 собранных ката, которые надо разобрать и просушить, рядом лежат 5 кг мяса, и на енто 2 человека, способных что-либо делать - Я и Миша. Понятно, что Миша будет заниматься катом, но я с мясом никогда не общалась. И вот под Мишиным руководством я разделываю енто мясо. Под конец даже приноровилась. Вскоре проснулся народ, и ребята присоединились к Мише. На костях сварили супчик. Заквасили мясо. Собрались. Приехали за нами машины. Шашлык не успели пожарить. Грузимся и уезжаем. Поход окончился.
За время ожидания поезда в Невинномысске мы скупили всех кальмаров, пиво и т.п. Что делать с шашлыком пока непонятно. В местных шашлычных много народа и его отказываются нам пожарить. На вокзале немереное количество турья. Жуть. Народ отказался от мысли меня угостить алкогольными напитками, и мне стали покупать лимонад "Грушу", которую делают, как и пиво, на пивзаводе и упаковывают в такие же бутылки, как и пиво. Прикольно. Вкус детства.
За три минуты в 2 плацкартных вагона погрузилось около 40-45 туристов, большей частью водников, т.е. вещей намного больше чем людей.

10 мая /суббота/ ШАШЛЫК
Андрей уже не верил, что мы съедим ентот шашлык, но хватило Юриной веры в енто мероприятие. Они договорились с проводницей о топке, которая в тамбуре. Нужен был только уголь и то, на чем готовить мясо. В Воронеже стоянка полчаса. Юра с Дрюней отправились на поиски. В хозмагазине они нашли сетку для яиц, т.е. для рыбы. Угля нигде не было, но было стройка рядом с вокзалом, где им вручили обрезки досок и на перроне их потом Юра разрубал. Проходящий мимо народ спрашивал у проводниц: " Енто что новый аттракцион?". А Миша с Пашей, Димой и Юлей отправились за пивом, но его все равно оказалось мало. Как только мы поехали Дрюня и Юра занялись жаркой шашлыка. В общем, до Рязани Дрюня с Юрой пожарили все мясо и мы даже успели съесть его. Получилось лучше, чем в начале похода. Так что все остались довольными. Не верится, но бывает и такое.
ПОХОД ОКОНЧЕН! ЖАЛЬ!

Так говорят:
Вон девушка с косой, но не наша
А смысл? Бессмысленно /задолбали енти слова/
Я тебя сфотографирую, а потом морду набью
Вот вздолбашим и полезем
Как жах..жах..жах..жахнем. Ура - тост от "Трех стихий"
Христос воскресе - Воистину воскресе /от анекдота/

Послесловие
В целом было весело и вроде с водой повезло, её было много, погода в основном солнечная. Сам районе Северного Кавказа показался мне симпатичным. На протяжении всего похода группа умудрялась меня поражать, хотя еще до похода я была уверена, что вряд ли чему-либо удивлюсь. Не порадовал тот момент, что не получалось откидывать корму, как учили раньше. Мне сказали, что енто из-за конструкции катов, из-за сидушек. Помню, что с пулеметами я могла легко крутить-вертеть кат-2 и с небольшим напрягом кат-4. Как-то совсем не понравилось незнание, что делать - но енто я надеюсь исправить. А в целом енто наверное первый нормальный поход с группой, найденной в И-нете, что даже прямо-таки хотела с ним еще сходить в поход, только менее отдыхательный. Хотя енто вряд ли получится. Было странно, что народ пел много, но один и тот же репертуар. Хотя к концу похода возникло желание выучить "Гостиницу" Кукина. Удачная была компания в поезде туда и обратно. Обратно даже прикольнее было - жаль быстро приехали. И сложно енто разрываться между своей группой и прикольными попутчиками. Наверное, если бы свою группу я знала бы дольше, то такой проблемы не возникло. Вот. Психологических проблем вроде бы не возникало или возникали, но все их скрывали. Не оценила я того, что Юра не сообщил, что все-таки нашел каяк. Не люблю недоговорок. Жаль, что все быстро кончилось.