Автор: Игорь Штык (Белоруссия)

Источник: ГТК "Цитадель"

Пролог

Вначале была идея. Идея-фикс у Андрюхи Бебякина, пройти зимой Черногорский хребет. Давненько уже из Бреста никто его не проходил. Были попытки пройти хребет туристами, альпинистами и прочей ходячей братией, но чёй-то то ветер, то молоко, то ещё чего. Короче непруха полная. И тут Андрон и говорит, надо на Новый год поехать, собрать сильную команду и на недельку рвануть в Карпаты. Настрощал нас Анрдей неимоверно, там и ветра ураганные и морозы неслыханные - жуть. Начали мы готовиться, да команду собирать. Получился у нас летний состав: Андрей, Костя, Тима, Лена, Паша и я. С приближением времени Ч, т.е. Нового года начали отпадать члены (команды). Вначале Паша, потом Костя и с ними заодно Лена. Остались мы втроём. Тиму выбрали завхозом, поехали пайку закупать. И тут у Андрюхи при невыясненных обстоятельствах пропадает паспорт. В итоге самое вероятное оказалась, что его любимая жена Наталья, проводя уборку, выбросила паспорт, чтоб ни куда не лазил. Короче проект был под вопросом, т.к. и Тима сказал мне, что точно едет только вечером перед выездом. Вначале лыжи решили не брать, но перед выездом, порывшись на хохляцких форумах, решили быть готовыми во всеоружии и взять лыжи.

29.12. Так как сборы затянулись, решили ехать на машине. На границе как обычно была очередь, и мы приехали в Ковель за полчаса до отправления. А в это время Вадим уже сдал наши билеты, пришлось покупать заново. На вокзале встретили ещё группу из "Берестья", которые ехали отмечать в Карпатах НГ. Короче в поезде серьёзно посидели, попели песен.

30.12. Встали в 3.30. У Тимы после вчерашнего разговора с проводником Илларием бодун. В Ивано-Франковске побежали на автовокзал и купили билет до Яремчи на 6-15. Из Яремчи выехали в 8-30, познакомились с киевлянкой, которая ехала праздновать НГ с ещё 3 девчонками. У Тимы закралась предательская мысль, а ну его к лешему этот траверс, тут может судьба человека решается, скажем, что погода была плохая. Но с нами в автобусе ехал Вадим, который не дал упасть нашему боевому духу. В 10-45 были в Квасах. Если бы поехали на дизеле, то приехали бы в 15 часов. Погода просто шепчет - мороз и солнце. Поэтому на совете было решено переть до последнего. Взяли лыжи в руки и пошли по дороге обходя развалины базы отдыха и по маркировке 15. Поднявшись до последних домов, стали потихоньку потеть и раздеваться (фото 1). Снега в горах не много и мы, привязав лыжи, потопали по натоптанной дороге, вдыхая чистый горный воздух и любуясь окружающими видами. Как в сказке! В 13-30 были на биостанции и решили перекусить сальца. Потом одели лыжи и потопали (фото 2), на хрена мы ж их взяли, и по дороге, обходя г. Шешул поднялись серпантинами на перемычку в 17-15. Решили, что на сегодня нам хватит и стали лагерем с видом на Черногорский хребет (фото 3). Замудоханые забурились в палатку и при свечах поужинали и в 20 часов завалились спать.

31.12. Как по звонку проснулись в 00-30 от мороза, в системе гуляет ветер, поматюкали Андрюху - третьего, которого с нами нет. Решили попить чайку с халвой и согреться. Заработала горелка, и в палатке сразу стало тепло. После чаю сразу отрубились. Проснулся в 5-30, как постоянный дежурный сделал чай и растолкал Тиму. После чая съели молочного супчика и в 7-10 при свете луны вышли на маршрут (фото 4).

Перед вершинным взлётом сняли лыжи и в 9-50 поднялись на Петрос. Крест перекручен, капличка сломана (фото5). Встретили киевскую группу горников на снегоступах, они только собирались выходить и сфоткали нас. Вниз побежали глиссером по фирняку, страхуясь палками, склон градусов до 35. Внизу стали на лыжи и погнали слалом гигант. Тима всё потел…(фото 6). Докатили до беседки на полонине Скопеска и в 11-50 сделали обед (фото 7).

Дальше по объездной дороге пошли к перемычке. В домике были люди, угостили нас водой, поболтали. Сняли лыжи и пошли по тропе на Говерлу, местами сильно проваливаясь в стланике. По дороге на Говерлу стали попадаться отдыхающие, совершившие паломничество на гору, поздравляли с НГ. Только эти поздравления отвлекали нас от утомительного подъёма на вершину. Шлось как-то тяжело, даже вспомнился подъём на Эльбрус. Тима так вообще сказал, что надо изменить график -10 минут идём, 10 отдыхаем. Пришлось немного с ним поспорить. На вершину забрались в 16-40. На вершине полный шалман, туристы-альпинисты окапываются для ночёвки, горнолыжники готовятся к спуску. Тима было предложил остаться на вершине, но яму в фирне копать не особенно хотелось, да и погода портилась. И мы спустились с вершины на хребет и поставили палатку. Забурились в палатку и начали готовить праздничный ужин, для аперитиву хряпнули по коньячку. После ужина по диджестивчику с сигарой. Скушали Ленин новогодний подарок, за задушевной беседой и в 22-00 отбой. Палатка убоюкивающе гудит на ветру. Сегодня решили спать в пуховках.

01.01. НГ 2008 встретили как по расписанию в 5-30. За бортом тучи и ветер. Сегодня нам предстоит дорога с одним подъёмом на Черногору. Вышли в 7-15 и пешком пошли по дороге. Тучи уже вплотную подошли к хребту (фото 8). Возле Туркула встретили группу и они посоветовали прокатиться на лыжах в объезд горы, мы так и поступили. Жопслеем, а потом на лыжах спустились к озеру Несамовите, обошли его и на лыжах поднялись на хребет. Нашли ложбинку, укрытую от ветра и встали в 12-00 на обед. В 13-30 встали на лыжи и по фирняку покатились, объехали надув, но Тима хотел с него спрыгнуть (фото 9). Под Дземброней налетели облака, видимость 20 м, у Тимы порвалась лямка рюкзака и чуть не улетели лыжи. К 16-00 вышли к указателю: Смотрич - 2 км, Пип Иван -2,5 км. Если сегодня пойти на обсерваторию ночевать то ещё час ходу, а плечи ломит и завтра сюда же спускаться. Решили здесь окапаться, а завтра рвануть на гору. И тут из тумана раздаются голоса, выходит группа, в 100 м от нас сняли рюкзаки? Мы к ним подошли погутарить. Они оказывается из Минска, собрались на poehali.net. Мы им говорим становитесь с нами, куда вы в молоке пойдёте, а эти лёлики - "у нас план, мы идём вверх". Дело хозяйское. Залезли мы в палатку и кое как до 21-00 досидели и баиньки.

02.01. Утром в 6-00 вылезли по нужде, всё затянуто, решили ещё подрыхнуть. В 8-00 встали, небо немного прояснилось (фото 10), собрались и полезли на гору. Вышли в 9-10 и в 10-00 были на горе (фото 11).

Полазили по развалинам, встретили людей, они там с НГ сидят. В обсерватории сквозняки, ветер гуляет, хорошо, что вчера сюда не залезли. Решили напоследок обойти гору по часовой стрелке, да как только вылезли из-за стены, как дунул ветер, что стоять сложно, не то, что идти. На спуске встретили группу поляков, одеты, что во что горазд, без палок. Они оказывается из Познани и тут Тима на ветродуе, начинает расспрашивать о своих знакомых - нашёл место международные связи заводить! В 11-30 спустились к палатке, поели и тут слышим голоса. Это полякам не понравилось на обсерватории и они решили найти другое место для ночёвки. Вышли в 13-30, забрались на Смортич (фото 12). Полюбовались горами, снизу тучи, в которые мы спускаемся. Спуск с горы крутой, проваливаешься в стланик. Зашли в лес, сразу стало тепло и тихо. На склоне перед колыбой отлично покатались. Зашли в дом, а там 3 компании пьют уже 5 дней. Ну и началась у нас культурная программа…(фото 13)

03.01. С утра есть не хотелось, попили чайку и на лыжах покатили вниз. По пути встретили Максимку Ручкина, пообщались и поехали. С деревни Берестечко поехали на лыжах до Ильцов, где были в 16-00. Остановились у Тиминых знакомых (фото 14). А вечером осмотр достопримечательностей.

Выводы

Пройден интересный тренировочный маршрут. Начинать его лучше с Квасов, а не с Дземброни, т.к. подъём с Квасов положе и не так выматаешся в начале похода. Мы его прошли за 4 дня, однако на случаи плохой погоды (что в Карпатах бывает часто) и отсидок желательно планировать 6 дней. Горячую еду готовили 3 раза, всё время топили снег. Использовали 3 баллона "дихлофоса". Готовили еду в палатке, что очень комфортно. Залазишь в спальники, включаешь горелку и сразу становиться тепло, светло и уютно. Еды можно брать меньше, чем в обычный поход, мне приходилось, как дежурному, часто доедать за Тимой. Желательно брать с собой термос, хорошо утоляет жажду во время переходов. Верёвку и ледорубы можно оставить дома, кошки на свое усмотрение, они у нас провалялись мёртвым грузом. Лыжи для заядлых лыжников как мы можно взять, но кататься там негде. Весь маршрут можно пройти пешком, дорога натоптана хорошая. На НГ там бывает много туристов, не заблудитесь.

Так что ходить на НГ в Карпаты нужно, но уже в другие районы, слишком много людей на Черногоре, хотя бы в Горганы.

21.01.2008

Фотографии

Карпатский блиц-криг. Рассказ про новогодний поход по Черногорскому хребту в Карпатах