Повесть о речных скитальцах с Прологом и Эпилогом

Дата похода: 2010 г.

Автор: Иван Пантюшин

1. Олег (Удильщик) - Идейный вдохновитель концессии, организатор всего и вся, капитан нашего маломерного судна запредельной грузоподъёмности, начальник волока, начальник бани, в общем "Батяня-комбат" - ёмко и содержательно.
  2. Антон (Dashi) - Системный администратор похода, фото-видео оператор, начальник меню и специалист по сагудаю, тале, хе и пр. блюдам из свежей рыбы, директор мобильного водочного минизавода, производящего такие элитные водочные брэнды как "Индель", "Пана", "Варзуга", "Мельга", "Ареньга".
  3. Иван (Олегыч) - Начальник камбуза, летописец, старший на весле, главный блинопёк, рыбожар и макаронник, а также абсолютный чемпион по любованию окружающими видами, созерцанию и взятию в поход самых бесполезных вещей. В сумке для снастей был обнаружен блок питания - преобразователь напряжения 12-220В от автомобильного прикуривателя занявший 1-е место в списке "самых нужных вещей". На втором месте в абсолютном зачёте была Олегова физкультурная скакалка.

Вот вкратце о коллективе единомышленников.

ПРОЛОГ

Желание посетить Кольский полуостров на предмет рыбалки очень долго будоражило сознание многих членов нашего дружного коллектива. Были годы теории, тысячи прочитанных страниц, сотни фильмов, десятки историй братьев по хлысту. А поскольку по причине бесконечных объективных и субъективных факторов попасть в заветную идиллическую лососевую Мекку не удавалось, внутренние пружины сжимались всё сильнее и сильнее, а желание выжать из поездки максимум впечатлений и не только рыболовных, привели к поиску формата этого самого путешествия как такового.

И когда в июне Олег со свойственным ему здоровым авантюризмом заявил - "А я бы вообще пошёл сплавом", в этой фразе вдруг услышалось слово "Эврика". Формат обнаружился быстро и практически на безальтернативной основе. В плюсах было всё кроме волока, подобного знаменитой картине классика отечественного изобразительного искусства под названием "Бурлаки на Волге". Но тогда этот термин был чем-то наподобие синхрофазотрона - непонятным, далёким, чем-то призрачным и "не про нас". Решимость сплавляться окончательно захватила наши умы и начался выбор маршрута.

Бесконечные созвоны, согласования и "мысли вслух" в поисках возможного маршрута начали занимать всё больше и больше времени, а назначенные на конец августа сроки начала путешествия начали всё сильнее и сильнее давить между лопаток.

В один из дней позвонил Олег и сообщил, что в нашем стане добавилась ещё одна заблудшая душа, им оказался Антон, который тоже много чего запланировал на лето, но типичная болезнь нашей кризисной современности под названием "несростун" инфицировала и его и узнав о наших планах, он с огромным оптимизмом воспринял всю эту затею и начал придавать нашему бодрому юношескому энтузиазму определённую системность, задавая правильные вопросы и ставя конкретные задачи.

При выборе маршрута необходимо было определиться с плавсредством и реками. Перелопатили весь Интернет на предмет поиска удобоваримых рек на которых можно было бы сочесть рыбалку со сплавом в безопасном (и я бы даже сказал созерцательном) режиме. Среди многих прочих по объективным причинам были выбраны три реки Терского берега, последовательно впадающие одна в другую и имеющие различный как по расходу так и по качеству водоток и различный рельеф берегов. А поскольку катамараном мы не располагали, то низкая пороговая категорийность сплава была насущной необходимостью.

Итак по общему разумению был выбран маршрут Индель - Пана - Варзуга. По прямой маршрут был крайне непродолжительным - всего чуть более 100 км, но с изгибами реки и пр. расстояние естественно было несколько бОльшим.

Плавсредством для похода был выбран Stingray 4,2 Олега, который было решено усилить обклеиванием дополнительным защитным слоем предполагаемых зон риска. (как выяснилось позже, в большинстве случаев с этими самыми зонами мы не угадали). И началась рутинная часть подготовки к походу.

За всей предотъездной суетой время пролетело как всегда незаметно, и как всегда за два дня до отъезда всплыло такое количество всевозможных дел, включая дремлющие месяцами, что отъезд прошел в авральном режиме, на адреналине. И не выспавшись мы взяли старт в 5 утра 25-го августа.

За дорожной говорильней прошли Литву с Беларусью и въехали в Псковскую область. Начавшие было дружно впадать в дремоту, неожиданно оживились от начала путешествия по большой России.

Выглядит это дело так - стоит будка со шлагбаумом по приёму платежей за платную дорогу. Стоимость проезда по сему чуду дорожной инфраструктуры составляет не много ни мало 220 деревянных. Отдав в кассу пенёндзы, и получив индульгенцию на проезд, начинаем движение по метрополии. Но почему-то чем дальше, тем дорога всё хуже, потом асфальт заканчивается и начинается грунтовка, вдоль которой поросшая мхом стоит дорожная техника без всякого намёка на стахановский подход к вопросам дорожного строительства. Постепенно чувство того, что тебя "горбатят" с "платником" начинает обостряться.

Ситуацию усугубляет наличие алчно снующего по всем направлениям экипажа сотрудников ДПС видимо не выполняющего план по наполнению семейного бюджета. Стараемся не гнать, дабы избежать лишних плат в данную бюджетную категорию. Потом с "платной партизанской дороги" выскакиваем на трассу Киев - СПб. Состояние дорожного полотна тоже бодрит, и дремоте не способствует.

Проезжаем Псков по окружной, по правой стороне проходит забор и КПП псковской дивизии ВДВ. Перед КПП стоит мемориал героической 6-й роте. Что-то подступает к кадыку…

Постепенно подбираемся к Питеру. Темнеет. Решаем сократить, и уходим по второму кольцу. Сначала дорога просто прекрасная, но удивляет отсутствие транспорта. Километров через 20 понимаем почему. Дорога кончается, но разворачиваться поздно и приходится ползти. Проползаем второе и уходим на Петрозаводск.

По ходу решаем заночевать где-нибудь по дороге. Но не тут-то было, во всех заведениях всё аккурат по - Маяковскому - "Нет, отвечают в гостинице мест". НИГДЕ. Ну нас этим напугать нельзя, решаем ехать по схеме - "Один едет, другой спит". И в таком режиме на адреналине въезжаем в Карелию.

Ребята спят, а я не знаю куда смотреть. Появляются озёра по сравнению с которыми наш Виштынец - мягко говоря …… совсем маленький. Дует сильный ветер и тучи летят над озёрами метрах в 50-70. Кажется что можно дотянуться до них рукой. Затем начинаются скальные выходы, но тут меня сменяет Олег и уже я проваливаюсь в сон, а он наслаждается окружающими видами.

Единственное что мешает этими самыми видами наслаждаться, это опять-таки качество дороги, а точнее его полное отсутствие. К утру проезжаем Кемску волость с просто ужасной дорогой, но прекраснейшими реками, которые эта "дорога" пересекает. Особенно впечатляет Кереть. Мысль о том, что мы возможно будем рыбачить на чём-то подобном греет душу. Единственное что настораживает - это очень низкий уровень воды. Но все эти опасения отодвигают на второй план красоты и явный лососевый характер реки.

Глядя на это даже мельком, по дороге, понимаешь, зачем люди со всех регионов страны стремятся сюда за лососем. Постепенно дело подходит к полярному кругу и увидев соответствующий знаменитый столб, ощетинившийся кустами, обвязанными неимоверным количеством тряпок и ленточек всех цветов и оттенков мы решаем остановиться и фотографируемся на память. Дальше начинается заполярье.

Вот и Кандалакша со своими сопками. Движемся к Мурманску. Начинаются "горы". Вокруг дороги раскинулись десятки озёр с фантастическими пейзажами. Везде вокруг ковёр из черники и брусники. Грибы видно с дороги. Подосиновиков - море, хотя в этом году из-за отсутствия воды грибов, говорят, мало.

Так постепенно въезжаем в Мурманск и ищем место для ночлега, поскольку без ночёвки дать 2600 км за полтора суток - дело не шуточное. У Олега на грех поднимается температура и он начинает ударными дозами таблеток лечиться, ибо "завтра в поход" и необходимо ускорять реабилитацию. Находим недорогой двухкомнатный вариант по типу семейной общаги. Перекусываем и спать.

Следующий день выдался насыщенным. С утра затариваемся провиантом и едем в МурманРосПрирод…… не помню что там ещё за оригиналом разрешения на сплав. Быстро находим по навигатору сиё учреждение и получив таки заветную индульгенцию едем в ГИМС к Олеговым друзьям обсудить детали путешествия и пр.

Я параллельно звоню Саше Зинину (Мурманскому), чтобы выяснить где находится магазин "Рыбаклёв", решаем вечером пересечься с Сашей в ЗАТО Североморск куда мы благодаря Олеговым связям намереваемся приехать вечером. После ГИМСа едем в "Рыбаклёв", нас по рекомендации Саши радушно встречает Геннадий Шеляк, он же председатель Мурманского нахлыстового клуба. Геннадий помогает нам доукомплектоваться по приманкам и снастям.

Надо сказать, что я был приятно удивлён ассортиментом магазина. Для лососевой рыбалки там есть если не всё, то почти всё. (На мой дилетантский взгляд). Выбор отличный и ценник гуманный. Купив всё что надо прощаемся с Геннадием и едем в сторону Североморска.

Нас встречает бывший сослуживец Олега с пропуском в ЗАТО, мы въезжаем и нам показывают местные достопримечательности, как гражданские так и военные. Из гражданских впечатляет т.н. "козлоград" - рукотворное место отдыха на берегах живописнейшей речки Ваенги, несущей свои хрустальные воды в Кольский залив. И на её берегу стоит ресторан в виде парусного фрегата времён сэра Френсиса Дрейка. В общем место для семейного и не очень досуга вполне даже ничего, а шум порогов Ваенги звучит как музыка.

Но так уж устроен наш человек, что назвать это место как-нибудь красиво никак нельзя и окрестили это место козлоградом по фамилии создателя сего злачного заведения, то бишь господина Козлова.

Из "козлограда" двигаемся к месту базирования кораблей Северного Флота и нас радушно встречают и размещают на борту эсминца "Адмирал Ушаков".

По флотской традиции нам топят баню. Проводят обзорную экскурсию по кораблю, в которой отчасти гидом выступает Олег, рассказывая кучу всевозможных историй из службы, которые вызывают раскаты гомерического хохота у всех присутствующих. Его рассказы дополняют сослуживцы и постепенно с головой погружаешься в пикулевскую атмосферу военно-морской романтики, в которой от смеха до ужаса и наоборот примерно две минуты, а порой и пару секунд.

Паримся в бане, потом ужин со старшим комсоставом. Темп ужина был сразу взят ВМФ-фовский. Т.е. между первой и двадцатой прошло времени совсем чуть-чуть.

И то ли я сильно расслабился от такой атмосферы, то ли не осилил темп. В общем в себя пришёл уже в посёлке Умба из которого нас должны были забрасывать в Индель на сплав. С Сашей Мурманским так и не встретился (Прости дружище!!!). Самочувствие как в известном анекдоте - "Лучше бы я вчера умер", ко всему прочему появились признаки типичного желудочного отравления со всеми его ярко выраженными симптомами, но принимать ванну, и выпивать чашечку кофе было уже некогда, надо грузиться и выдвигаться на исходную позицию.

Заброской ведает Игорь (местный), и его новенькая буханка, загруженная нашим скарбом по самое "не хочу" бодро преодолевает первые пару километров пути. И только я подумал что вроде как и грунтовка терпимая как началось нечто, по сравнению с которым тренажёры для тренировки космонавтов - это детская каруселька для грудничков в парке "Юность".

Я смотрел на "дорогу" обезумевшими от отсутствия всяческого самочувствия глазами и в воспалённом сознании брезжила только одна мысль - Как эта несчастная буханка может ехать по ЭТОМУ. Сзади то и дело тоже раздавались характерные стуки, это Антон с Олегом то ли проверяли крепость боковых стёкол, то ли крепость собственных голов. И происходило это всё под бодрые оклики Игоря - "Таааак, стёкла не бьём". В общем надо было ещё купить каждому по пробковому шлему. И стёкла не бьёшь и череп в сохранности.

Перемещение в стиле "голова - ноги" окончательно добивает остатки ливера и вестибулярного аппарата и я периодически прошу Игоря остановиться для поклонения вечным мхам и лишайникам. Вокруг такие красоты, но разглядеть их контуженным мозгом через потерявшие фокусировку оба зрительных органа всё труднее и труднее.

Периодически поворачиваюсь в сторону ребят и хоть с пищеварением у них всё в порядке, но глаза у обоих как у пациентов палаты №6. Один Игорь успокаивающе вещает, что остались сущие пустяки - километров 40. А мне уже кажется, что я пол жизни еду по этой "дороге".

Но спустя "всего" пять часов езды "лопарский автобан" упирается в реку Индель, берущую своё начало от Индельозера, которое прекратило своё существование после прорыва плотины несколько лет тому назад. Выходим их буханки и первая мысль которая меня посещает - "Пусть хоть кто-нибудь, когда-нибудь выскажется плохо об отечественном автопроме, загрызу". Дааааа, такое может относительно безболезненно пережить только отечественный автомобиль, подобный буханке. Рискну предположить, что для любого импортного внедора подобный вояж закончится погибелью. Вторая мысль мелькнувшая в опухшей голове - "А ведь Игорю ещё ехать обратно"……

Начало

Выгружаемся и начинаем накачивать лодку, собирать в неё скарб и готовиться к отплытию. Постепенно на фоне подготовки к началу похода самочувствие начинает улучшаться. У Олега вроде температуры тоже нет и самочувствие довольно терпимое.

Плавсредство приобретает походообразное состояние и мы, облачившись какого-то чёрта в жилеты (как будто собирались преодолевать пороги 5-й категории) поцеловали на прощание задний бампер буханки и с чувством предстоящей многодневной неизвестности заняли места в лодке.

Мы с Антоном занимаем места по бортам с вёслами, а Олег занимает место кормчего, переглядываемся и вот оно - заветное отчаливание от берега. Я думаю, что когда мы увидели лодку в снаряженном состоянии, то у всех на душе стало неспокойно от того, что собственно нам практически негде было сесть самим от обилия скарба. А рассказы о волоке вдруг впервые приобрели совершенно реальные очертания. Ну да ладно…

Начинаем неторопливо работать вёслами. Стартовали практически с ямы, так что у Олега есть время опробовать 6-ти сильный моторчик SUZUKI, который мы взяли для прохождения длинных плесов на Варзуге (в последние три дня похода, мы благодарили 6-ти сильного япончика и Олега, что он настоял на моторе, на все лады, поскольку сила для прохождения плёсов практически со стоячей водой при встречном ветре 10-12мс на лодке с такой грузоподъёмностью нужна нечеловеческая, особенно с теми веслами, что у нас были).

Моторчик заводится, прогреваем его и пробуем на ходу. Набираем ход и через 100 метров вваливаемся в песчаную мель. Переглядываемся, улыбки на лицах, начинаются тематические шутки.

Ищем где глубже и перетягиваем лодку через мель. Вот и пройдено первое препятствие. Но недолго музыка играла и ещё через несколько десятков метров мы вваливаемся в ещё одну мель, но уже каменистую. И глубины нет. Надо тащить. А тащить как-то трудновато. И тут мы решаем сдуть надувной киль (не роковая, но серьёзная ощибка).

После того как сдули киль, перетягивать лодку через мели стало проще, но становится как-то подозрительно много воды в корме. О плохом думать не хочется и каждый, понимая что начались пробоины старается не развивать пессимизм.

И вдруг впереди слышен какой-то подозрительный, приближающийся шум переливающейся воды. Гм…м! Так вот ты какой…. Шуршун. А шуршание становится всё шуршистее и шуршистее и настаёт момент выбора - где проходить этот самый шуршун. Начинается ограниченное по времени обсуждение варианта пути прохождения, точно как в "Что, Где, Когда". Мы уже даже начинаем ощущать себя знатоками, как вдруг вместо сирены, символизирующей конец обсуждения, раздаётся бортовой скрежет как будто подводная лодка проходит минреп, уходя от погони эсминцев.

Ощущения участия в телеигре резко меняются и по выражению лиц больше похоже, что мы члены экипажа героической подлодки С-13, только фамилия капитана не Маринеско, а Афанасьев. Потом такой же минрепный скрежет раздаётся уже по другому борту, потом по дну. Выходим из первого шуршуна, уууух, слава богу борта целы. Ну и начало похода…

Немецкая пословица - "Хорошее начало пол дела откачало" явно не про нас и остаётся надеяться на английскую пословицу "Лучшая дружба начинается с недоразумения".

Потом начинается второй шуршун, третий, четвёртый, пятый. От шуршуна к шуршуну реакции спокойнее, поведение адекватней, вёсла работают синхронней, а выбор места прохождения шуршунов всё более и более правильный, начинаем угадывать струи, определять сливы и вообще растём, так сказать, по ходу. Да и у меня самочувствие налаживается на глазах, руки наливаются силой, а от головы отливает тяжесть. Ура.

Ребята тоже прибавляют по всем статьям, шутки не прекращаются и над тайгой то и дело раздаются раскаты здорового мужского хохота. Английская пословица начинает работать. И это радует. Потихоньку начинаем искать место для лагеря.

Примерно через три с половиной километра от места старта находим небольшую поляну, оборудованную под стоянку с выложенным камнями костровищем и кое-какими дополнительными лагерными атрибутами, на которые способен гомо-сапиенс в тайге. Всего 3,5 км более чем за пол дня, негусто, учитывая что впереди ещё порядка 120 км.

Становимся лагерем, кипятим чайник с местной водой из Инделя и я делаю первые глотки чая, на местной воде. Боже мой, что это за магический напиток? Какие фильтры и Айсберги?, чёрт подери, что мы пили до этого дома? Не хочется вспоминать. Чай на ЖИВОЙ ВОДЕ окончательно оздоровляет и в шесть глаз, мы принимаемся смотреть за водой.

Судя по поверхности, хариус повсюду и его очень много. Антон первый собирает снасть и привязывает сухую мушку. Олег тоже не отстаёт и собирает спиннинг. А я никуда не спешу и любуюсь окружающей красотой не веря, что это всё - реальность происходящая со мной.

Из состояния нирваны со слюнями, капающими с подбородка, выводит молодецкий окрик Антона - ЕСТЬ!!! У него на первом же забросе садится хариус приличного размера. Хороший дебют. Любуемся красавцем-хариусом, размер которого, например для Красной можно считать трофейным. Вот собственно и начинается рыбалка. К тому моменту как я собрал свою палку на хариуса, ребята набили уже за три десятка "парусников" различного размера, а клёв всё не унимается. Я тоже подключаюсь к процессу. Забираем на еду самых крупных, остальных обратно.

Сбив охотку начинаю готовиться к основной рыбе путешествия - сёмге, собираю двуручник 8-го класса, ставлю мушку на двойнике и начинаю кипятить харьюзовые воды. Сёмги нет, но размер лососевой мухи хариусов не смущает нисколько и они исправно садятся на весь сёмужий арсенал, кроме трубок и совсем уж крупных мух в которых к слову при рекордно низкой за последние 50 лет воде необходимости не было вовсе, причём во время всего путешествия на всех трёх реках.

Дело к вечеру и удовлетворив свой стартовый рыбацкий запал, приступаем к приготовлению ужина. Антон делает согудай из хариуса, варим грибной суп из окрестных подосиновиков, и вдобавок ещё делаем уху из того же хариуса.

Водку с собой не брали и по традиции подобных путешествий, Антон взял с собой 5 литров спирта премиум качества, который и преобразовывал в напиток Менделеева, путём смешивания с местной водой такого же премиум (ненавижу это слово, а что делать?) качества в одной ему известной пропорции, но на выходе всегда и неизменно получался прекрасный напиток, в отличие от магазинной сивухи, даже той, что находится в ценовом диапазоне 500рэ+ за 0,5л. В общем первый ужин (как собственно и абсолютно все последующие) удался на славу.

Уха лилась рекой, а согудай исчезал со скоростью хариусовой атаки. Ну вот и первая ночь похода. После посиделок у костра лезем в палатку и кутаемся в спальные мешки. Спокойной ночи!

День второй

Открываю глаза и начинаю прислушиваться. Не понимаю что происходит, где привычные звуки Урбана?, где чёрт возьми программа "С Добрым утром", с самого утра "бодрящая" криминальными хрониками?, где звуки опостылевшего будильника?, где детский гомон - "Папа вставай", вообще….. где привычный утренний саундтрек? Его НЕТ!!! Нет вовсе.

Вокруг стоит оглушающая тишина. Слышно как журчит Индель, как вода обливает камни мягкими потоками, как от лёгкого ветерка шуршит ещё зелёная листва, как плещется рыба, начинаешь слышать все окрестные микрозвуки. Слух заметно обостряется…

Встаём и после утреннего марафета слышим звук пролетающего где-то вдалеке вертолёта, а потом выйдя на берег видим его где-то вдали. Он или прилетел или улетел из лагеря на слиянии Инделя и Паны. Вот и все звуки за день, имеющие источником человека, разумеется кроме нас самих.

Завтракаем. В лодке за ночь набралось достаточно много воды, Олег вычёрпывает её и решаем перевернуть лодку для осмотра и если надо (а к тому моменту сомнений что надо уже не возникало) произвести текущий ремонт, благо ПВХ и клей в шприцах были взяты. При визуальном осмотре обнаруживаем две сквозные пробоины в районе выхода первой пайолы, т.е. при спущенном киле это место аккурат принимало на себя все камни шуршунов.

После заклеивания пробоин надуваем киль и решаем больше его не спускать. Сушим дно, собираем лагерь и перевернув лодку забиваем её скарбом, более равномерно распределяя его вдоль лодки для более равномерной загрузки на случай волока. Прощаемся с первой стоянкой и в путь!

Ландшафт немного меняется, смешанный лес уступает место таёжному пейзажу с острыми елями, чередующимися марями и болотами. Плесы чередуются с перекатами, порой почти сухими. И вот тут начался волок, с надувным килем тащить нашу "баржу" было непросто, но зато наученные горьким опытом за днище мы опасались меньше.

На одном из живописных плесов после шуршуна Олег ловит ходом и поставив воблер облавливает реку с двух сторон. Ширина реки варьируется от 30 до 50-60 метров и облавливать её на ходу достаточно удобно. При очередной проводке у него садится килограммовый щупачёк, которого Олег аккуратно подводит к лодке и отпускает.

Идём дальше. Очередной плес с глубокой ямой и в конце него уже видна оборудованная стоянка и тут у Олега садится щука на вид килограмма на четыре. Несколько рывков и леска уныло обвисает. Срезала. Мы оживлённо обсуждаем ситуацию, а зубастая носится по плесу, выполняя акробатические этюды в попытке избавиться от воблера, то здесь, то там делая сумасшедшие свечки и тряся в воздухе головой. Картинка бодрит.

Выходим на берег и исследуем стоянку. Стоянка очень плотно обжита и эта плотность не приходится нам по душе, решаем идти дальше. На очередном плёсе Олег ходом ловит на воблер маленького сижка, фотографируем, отпускаем, очередной заброс в типичную на вид щучью заводь, оборот, два, три и видно как в кристально чистой воде приманка исчезает в чьей-то пасти. Начинаются рывки и потяжки и тут при развороте рыбы под поверхностью становится видно, что это лосось.

Самец в брачном наряде начинает ходить по плесу, трещит фрикцион, начинаются свечки, но спустя какое-то время Олег подводит его к лодке и далеко не с первой попытки мы за хвост втягиваем его в лодку, фотографируемся и бережно отпускаем. С почином! Вот и первый лосось похода. Небольшой, килограмма на 2, но очень приятно.

Поздравляем Олега и друг друга с первой сёмгой. Настроение поднимается, а впереди опять волок, чередующийся с греблей и дело постепенно подходит к вечеру. Начинаем искать место под стоянку и находим ничем не примечательное место на изгибе реки.

Стоянка очень небольшая по площади. Антон берётся исследовать окрестности и спустя несколько минут раздаётся его крик "Ребята, идите сюда". Идём…. подходим и видим то, что так живо обсуждалось в преддверии похода - пусть не самого Майкла (он же косолапый, он же Потапыч, он же Вини Пух, он же Грыыызла, да и мало ли ещё этот наш национальный символ имеет названий), но его, простите экскременты, причём вполне свежие...

Соседство этих самых экскрементов на расстоянии 20 метров от палатки спокойствия не добавляет, но и не особо напрягает. Ну не сниматься же в конце концов и идти дальше. Решаем, что рождённый умереть от запора не захлебнётся в поносе и идём рыбачить оставшиеся часа полтора светового времени.

Антон тут же ловит крупного хариуса, Олег берётся за блёсны, а я тихонько собираю одноручник 6#7 класса, ставлю катушку с оказавшимся незаменимым по ходу всего похода медленно тонущим шнуром, которые мне любезно "подогнал" наш дорогой друг Саша (Фидерман) (спасибо тебе дружище за вещь "в тему"!!!) и привязываю мушку "Tritton Shrimp". Перехожу речку вброд, т.к. там по моему разумению место перспективнее и без особых надежд на сёмужью поклёвку начинаю упражняться. Первые 5 минут т.н. колхоз-заброса (т.е. кистевого) от отсутствия практики и предплечье начинает ныть, говоря хозяину - "Ты что творишь"? Да…. Практика - великая вещь и быстро наладив связь с мышечной памятью, восстанавливаю утраченные навыки. Заброс упрощается, дальность увеличивается, а тело начинает радоваться правильному подходу к нахлыстовому удилищу.

Увидев слив, начинаю его пробивать, постепенно перемещаясь вниз по течению. Десять забросов, пятнадцать, радуюсь переходу со снастью на ты и вдруг где-то в середине слива удар по шнуру, подсекаю….. первый рывок, второй, третий, потом шнур начинает идти против течения и остановка. Понимаю что это явно не хариус, судорожно начинаю выматывать лежащие на воде метры ранинга, остаётся где-то метр и рывок рыбы доматывает этот самый метр за меня, а резкая натяжка шнура переходит в визг фрикциона. Время как будто замедляется и всё видится как в замедленном кино. Шнур начинает подниматься к поверхности и при непрекращающемся визге катушки он как будто медленно режет поверхностную плёнку и рыба выходит на свечу, уходит в воду, разгоняется и снова свеча, уходит на струю и встаёт. Адреналин наполняет все части тела. Пытаюсь стянуть рыбу со струи, но не тут-то было. И снова шнур к поверхности, кладу удилище и опять несколько свечек несмотря на попытки борьбы с акробатикой. Рыба постепенно начинает сдаваться и спустя несколько минут вывожу её на берег в небольшой закуток. Есть! Самочка. Первая сёмга нахлыстом, да ещё одноручником. Размер правда небольшой - примерно 2,5кг, но шороху дала хорошего.

Минут через 10 начинает темнеть и мы идём готовиться к ужину и вечерним посиделкам.

За день подвымотались на волоке и поужинав под некоторое количество водки "Индель" от Антона (отлично снимающей усталость и несколько притупляющей чувство соседства с косолапым) ложимся спать.

День третий

Просыпаемся и уже это радует. Пока, гипотеза о том, что Потапыч сейчас сыт находит своё подтверждение в целости наших конечностей и нетронутости камбузного имущества. Дай то Бог!

Моемся, дабы не привлекать Майкла запахом муфлонов, который он легко может спутать с запахом подруги жизни и перед долгой зимней спячкой….. В общем кто его знает, этого русского медведя?, зачем рисковать.

Над нами пролетает лебедь, видимо заблудившийся, судя по звукам ужаса им издаваемым. Причём пернатый долго летал туда-сюда с истошным криком. Видимо перспектива зазимовать в этом суровом краю его совсем не вдохновляла. (Позже бедолага нашел пару своих собратьев, перестав истошно орать).

Завтрак удаётся на славу, собираем лагерь, грузимся и в путь. Спасибо тебе место №2.

Сплав продолжается, снова волок чередуется греблей, в кристально чистой воде помимо крупного хариуса начинаем замечать стоящую на ямах сёмгу. Зрелище конечно феерическое, когда проходишь над рыбами, стоящими под лодкой на расстоянии вытянутой руки и если не месить воду со всего размаху, а аккуратно скользить над рыбой, то она практически не шевелится и даёт рассмотреть себя в деталях. Сёмги становится всё больше. Про хариуса говорить считаю просто нет смысла ибо его там просто миллионы.

Собираемся ещё половить на Инделе, но поиск интересных для рыбалки мест затягивается, т.к. река превращается в сплошной, непрекращающийся шуршун длиной в километры. И так и не найдя подходящего места и половив ходом хариуса и щуку в единичных ямах и на плесах мы, утомлённые бурлацкой долей буквально вваливаемся в Пану.

На слиянии Инделя и Паны находится лагерь для иностранцев и наших ребят из внутренних заграниц, где за некоторое количество килобаксов в неделю тебя забрасывают вертушкой, ставят на точку и говорят куда бросать и что. Но это не наш формат и пройдя волоком эту обитель капиталистического подхода к контакту с биоресурсами и не встретив никого, кроме лающего пса, продолжаем освоение теперь уже реки Паны, в которой по слухам должно быть много лосося.

Действительно после слияния река расширяется, поток ускоряется, растёт количество крупных валунов и вообще река в отличие от харьюзового на вид Инделя становится на тот же самый вид явно лососевой. Отойдя подальше от лагеря, дабы не дразнить всяких иностранных гусей и местных индюков находим прекрасное на вид место с шириной реки метров за 250 с галечным островом посередине.

Уровень воды как нам сказали был во время нашего путешествия самым низким за 50 лет и в плане волока это было ужасно, зато вскрылись места, которые обычно всегда под водой и рельеф был весь как на ладони, а ставшие немногочисленными сливы легко читались и ловля рыбы во многом упрощалась. Кроме того, сама по себе возможность в реке, шириной с Вислу выйти на центр и ловить в обе стороны не опасаясь куда-нибудь провалиться, это уже кайф.

Кайф подойти к любому интересующему тебя участку на огромной акватории взабродку. И этим кайфом грех не насладиться. Но так как километры волока по Инделю забрали приличное количество жизненных сил, находим место стоянки в относительном удалении от возможного контакта с людьми месте, живописно врезающимся мысом в Пану.

Здесь сплошной перекат, но струи присутствуют. Ставим лагерь и кипятим чай, а до ужина решаем половить часок-другой. Пока пьём чай то тут, то там видим идущего по перекату лосося, который своими прыжками придаёт процессу чаепития довольно суетный характер и руки то и дело рефлекторно с чашек переключаются на удилища.

Дабы не травмировать нервную систему, мы с Антоном быстро допиваем чай и в воду. Мысли Олега явно о чём-то другом и он остаётся на берегу за какими-то хозяйственными нуждами (оказывается, все его мысли были направлены на завтрашнюю баню, которую к слову предстояло ещё построить и растопить).

Я залез на самую середину реки и видя выходы рыбы у камня начинаю прицельно обрабатывать это место одноручником. Вдруг удар по шнуру, подсекаю, мимо. И так три раза. Начинаю злиться.

Меняю одну муху, другую, третью и вдруг удар, подсекаю, есть. Опять самка, но уже 4+ выходит на свечи, гнёт палку в дугу и стоит на струе. Начинаю пятиться назад, а сзади пол реки течения и камней, даааа…….. в памяти гуляет ненавистный мне "Грек" с его валунами. Но здесь север и песочка в отличие от нашей Балтики нет. Давай Ваня. А что делать?

Постепенно нахожу "тихую заводь" и завожу рыбу в прибрежную траву, но она туда не хочет. Подбегает Антон и выводит рыбу за хвост на берег. Размер неплохой и ловля такой рыбы одноручником - особый драйв. Антон спустя какое-то время ловит нарядного самца на сбирулино.

Ну вот и этот напряженный день обрыбили, пора ужинать и спать. Инстинктивные прислушивания на предмет посторонних звуков после укладывания в палатку длятся пару минут, потом усталость и пересыщенный кислород берут своё…

День четвёртый

Голос Олега в семь утра - "Мужики…….. зима"!!!

Инстинктивно подрываемся с Антоном к выходу из палатки. Елки-палки (очень уместное в тех местах словосочетание, буквальное можно сказать). Зимы конечно нет, но картина сюрреалистическая. Всё в инее, заброды оставленные сушиться стали как загипсованные, шнурки на забродных ботинках торчат вверх как усы Сальвадора Дали, который уверен, живописал бы это утро в своём неповторимом стиле.

В котелке лёд под полтора сантиметра толщиной. Прибрежные лужи замёрзли. Грибы, собранные вчера на приготовление повторили подвиг генерала Карбышева. Вот тебе и север.

Утренняя зорька накрылась, ибо приходится ждать пока оттают заброды, а ломать "дешёвый" SIMMS ускоряя процесс дефростации как-то не хочется. Но по всему видно, что день будет если не жарким, то очень тёплым и выложив всех "отморозков" на солнце, завтракаем и терпеливо ждём.

С общим потеплением вся замороженная амуниция постепенно оттаивает и облачившись в неё идём на рыбалку, вернее просто заходим в воду, в 2-3 метрах от лагеря. Начинаем полоскать приманки, но сёмги всё нет, зато хариус ловится на всё.

Палит солнце, небо ясное и туч не предвидится. Наловив хариусов на уху, ставим котелок на костёр. Олег бросает всё и принимается за каркас бани. Дело это хлопотное, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, но Олег побеждает.

Начинаем обтягивать баню плёнкой и обкладывать плёнку камнями по земле с внешней стороны для герметизации парилки. Всё готово, но Олегу его конструкция не нравится, слышна критика в адрес построенного банного заведения. А по-моему очень даже ничего.

Начинаем париться. Вот это тема. Пар неплохой, после утреннего мороза косточки прогреваются и жизнь приобретает просто радужные тона. Здорово. Прогревшись, купаемся в Пане при температуре воды +10-11 градусов. Водичка бодрит. Потом снова пар, веники, поддаём всё больше, и жар становится всепроникающим. Вот он - первородный кайф от омовения в самых что ни на есть природных условиях. Благодарим Олега за его энтузиазм, граничащий с энтузиазизмом.

Попарившись от души выпиваем с Антоном по единственной, взятой в поход баночке пива (специально под баню). И вот дожав по последней капле, начинаем корить себя за то, что взяли в поход целую кучу совершенно ненужных вещей и продуктов, а пива взяли всего по банке. Но на таком удалении от цивилизации все воспринимается достаточно философски и никаких внутренних страданий, присущих нашей урбанистической действительности нет и в помине. Жив-здоров, вот и радуйся.

Дело постепенно подходит к ужину. Продолжаем потреблять рыбные снадобья, которые почему-то не надоедают, а даже напротив. Марка водки меняется с "Индель" на "Пана", но несмотря на смену воды, качество остаётся высочайшим.

Опять вечерние посиделки, рассказы, байки и дружный молодецкий хохот, заливающий окрестности. Небо затягивает тучками, что радует т.к. повторения утренних минус 5 по Цельсию не хочется, а налетевшая облачность практически гарантирует ночное тепло…

День пятый

Всю ночь дует сильный ветер и его завывания и шорох всего, что способно шуршать вынуждают нас встать пораньше, быстро завтракать, сворачиваться и идти дальше.

Сборы огромного количества вещей становятся рутинными, процесс загрузки лодки со всеми сопутствующими действиями проходит уже в автоматическом режиме. Никто никому ничего не говорит, все знают, кому что делать, в общем, за пять дней, практически полностью постигается предмет называющийся "Основы первобытного хозяйства".

Единственным слабым местом остаётся поиск продуктов и некоторых столовых предметов после постановки очередного лагеря. На море вопросов друг к другу "А где?" возникает такое же море рифмованных адекватных ответов от точно такого же незнания где искать, что вызывает радушные улыбки и процесс копашения в скарбе приобретает вид игры Поле Чудес только без Якубовича, но с постоянными Ебуковичами……

Опять волок, шуршуны, плесы, валуны, но чёрт возьми как оказывается всё это прекрасно, перестаёшь ощущать себя частью почти шестимиллиардной популяции, а вместо этого сливаешься со всем этим параллельным миром, который благодаря отсутствию дорог (чтоб их там никогда не построили!!!) живёт своей жизнью параллельно нашему -цивилизованному, пересекаясь только через таких же больных как мы. И так хочется эту точку пересечения отсрочить на вечность, чтобы этот край всего непуганого остался таким навсегда…

Останавливаемся возле первого крупного скального выхода и любуемся его видом и заодно решаем порыбачить в сливе под ним. Антон ловит на "сухаря", а я ставлю лососевую на двойнике. Хариус продолжает терроризировать всё что шевелится на том конце лески.

Потом у меня садится очень небольшая сёмга, а Олег уходит очень далеко от нас и ловит там в абсолютно приватной атмосфере, рассчитывая зацепить трофейного хариуса. Вообще харьюзовая рыбалка его очень сильно вдохновила и Олег предавался ей местами без остатка. Рыбка действительно очень харизматичная со своим неповторимым экстерьером и активностью, даже пусть не в сибирско-монгольском, а в Кольском размере особенно на одноручник малого класса приносит очень даже немалое удовольствие…

Количество плесов начинает расти и расслабленные банькой прошлого дня, мы останавливаемся на одном из них в совершенно не живописном месте. Дует сильный ветер, нахлыстом ловить практически нереально и я предупреждённый ударом мухи по затылку при внезапном мощном порыве ветра, бросаю эту затею и ложусь подремать.

Антон с Олегом берут в руки спиннинги и начинают прочёсывать акваторию. И только я ушёл в долину…. Крик Антона - "Есть"! Беру в руки фотоаппарат и бегу к нему. Антон вытаскивает хорошего самца. Фотографируемся.

Антон переходит дальше, бах, ещё один явно за "пятёру", потом ещё, потом ловит Олег, в общем день перестаёт быть томным и я тоже собираю спин и тоже достаю хорошего самца. У всех от адреналина краснеют физиономии, из ушей только что пар не идёт и мы даём волю своему рыбацкому азарту.

Явный бенефис спиннинга. Мы сознательно ловим на лёгкие снасти, поскольку как пишут издания и говорят знатоки, вес Варзугской рыбы 2-4кг., но нам порой попадались рыбы далеко за пятёрку, и несколько штук под шесть кг. Решаем такое место так просто не сдавать и при тщательном рассмотрении противоположенного берега, обнаруживаем там стоянку. Переправляемся и становимся лагерем. Место неплохое, но опять помеченное в нескольких местах нашим невидимым пока другом - Майклом. Ну и силён же он чернику есть, стервец.

Поставив лагерь, бежим к реке и решаем ударно провести вечернюю зорьку, но не тут-то было. Падает ветер и начинается дождь, причём довольно сильный. Клёв совсем вялый, но на муху мне под вечер удаётся поймать три штуки, причём самый последний самец тянет далеко за пятёрку. А ребята уже готовят ужин. Ужинаем и начинаем обсуждать прошедший день. Рыбалка явно удалась. И за десяток пойманных рыб приличного размера прибавляют оптимизм и утоляют рыболовный голод первых дней по сёмге.

Вот и подошёл к концу очередной день путешествия.

День шестой

Встаём с утра, погода радует. Тучи почти сдуло, тепло, солнечно. Идём рыбачить и ловим несколько штук стандартного размера. Отличная погода для нахлыста и я за спиннинг даже не берусь. Олегу не дают покоя окрестные воды, и он садится в ладью, включает маленького японского винтокрылого трудягу, и идёт обследовать прилегающую акваторию. К нему присоединяется Антон.

Я предаюсь созерцанию, и в сладкой дремоте, несфокусированным зрением, наблюдаю за проходящим перекат лососем, прыгающим то здесь, то там, и пробуждающим сознание своим приводнением, сопровождающимся громким "плюх". Начинаю к этому привыкать и ловлю себя на мысли, что эти прыжки уже не вызывают резких припадков охотничьего инстинкта, а появляется желание просто любоваться этим зрелищем.

Возвратившись, ребята предлагают перебраться подальше, и мы снимаемся и идём на новое место. Опять очередная кочевая процедура оборудования жилья, варим на ужин грибной суп из местных подосиновиков и решаем на вечер пожарить блинов с икрой из добытой днём самочки, которой крючёк попал в калтык и отпускать её было бесполезно. Ожидание предстоящей трапезы поглощает сознание и я берусь за тесто для блинов.

Из-за невозможности взять с собой яйца пришлось покупать готовую блинную смесь. Олег готовит молоко из сух-пакета. Я замешиваю всё это дело, разогреваю сковороду и наливаю первый ковшик на сковородку, разливаю тесто равномерно и начинаю жарить. Но попытка перевернуть первый блин заканчивается неудачей не по причине развития ситуации в русле знаменитой национальной пословицы, а потому что какой-то мудак плохо учился на технолога или потому, что какая-то тётя Маня готовила данную смесь и согласно "доброй" традиции сыпанула туда яичного порошка в сто раз ниже нормы, поэтому тесто не связанное и переворачивать блин - просто адова мУка.

Есть в жизни вещи, способные вывести меня из себя и дерьмовое тесто для блинов - одна из них. Но деваться некуда, надо жарить.

Все садимся вокруг сковородки как коты и ребята меня подбадривают и успокаивают. Периодически блины выходят похожими на самих себя и все с нетерпением ждут, когда же этот процесс завершится. Наконец-то я дожарил, по ходу проклиная и изготовителя этой смеси и всей его многочисленной родни, даже если её у него нет.

Олег заворачивает икорку в первый блин, потом второй, третий. Чай уже дымит, и мы приступаем к трапезе, предварительно вбросив "по пятьдесят".

Вечером опять шутки-прибаутки, рассказы из прошлой жизни, которую покинули всего шесть дней назад, а кажется что прошла уже вечность. Далёкий урбан у всех начал истираться в памяти и начинает укореняться чувство, что мы местные. Блины с икрой, небрежно вложенной в них столовыми ложками в объёмах далёких от обычных, дежурно-праздничных бутербродов из 140 граммовой баночки продолжают убывать, а сытость начинает граничить с дремотой.

Вот так подошёл к концу день шестой.

День седьмой

Тишину пасмурного утра нарушает крик Олега: "ЛЮДИ"!!!

Инстинктивно подрываемся с Антоном и выскочив из палатки во все глаза пытаемся рассмотреть братьев по разуму. Точно! Сначала видим из-за поворота три лодки, а затем ещё две. Второй крик Олега: "Мужики…… женщин забираем, мужикам бьём морду" похоже доходит с ветром до ушей приближающейся компании, повергая несчастных обладателей "Уфимок" в шок.

Компания начинает сбиваться в стаю как несчастные транспорта конвоя PQ-17 и тихонько проходит под тем берегом в режиме радиомолчания, не решаясь преодолевать языковой барьер. К абордажу мы оказались не готовы, поэтому пришлось "добычу" отпустить с миром…. Посмеялись от души. Да, после недели похода по безлюдной глухомани юмор явно начинает приобретать пиратский оттенок…

Лодки скрылись из виду, а я вдруг пытаюсь осознать, что я вроде бы муж, отец, сын, брат, ну в общем существо социальное, а лица родных и близких начинают в памяти терять детали. Делюсь этими мыслями с друзьями, оказывается у всех в душе что-то аналогичное. В общем дичаем потихоньку.

Завтрак, снимаем лагерь и снова вперёд. Проходим достаточно много интересных мест, везде ходом ловим рыбу, периодически останавливаясь и облавливая взабродку интересные места. Весь день проходит в рыбалке, и к вечеру мы находим неплохо обустроенный лагерь на довольно открытом косогоре с небольшим количеством дров.

Экскременты Потапыча только что не парЯт, а так вполне себе свежачёк. Шутим, что он специально даёт нам отъесться, чтобы оставить нас для съедения на впадении Паны в Варзугу.

После обустройства очередной "квартиры" идём порыбачить. Олег дебютировав с нахлыстом на хариуса пару дней тому назад, быстро ухватил азы и я то и дело слышу как он достаёт очередного "павлина" у меня за спиной на сухую мушку. Антон меняя снасти тоже ловит то сёмгу, то хариуса. Я ухожу на дальний перекат и ловлю небольшую сёмгу. Начинает темнеть и повернувшись к лагерю вижу как Олег начинает хозработы в накомарнике. Вот это был, пожалуй, единственный день, когда мошка и комары погрызли нас довольно неплохо, всё остальное время мы в этом плане чувствовали себя достаточно комфортно.

Немного накопилась усталость от волока и мы решаем на следующий день идти до слияния Паны с Варзугой, вставать там лагерем на два дня с целью отдохнуть, попариться, постираться, ну и, разумеется, половить рыбку.

Уставшие ужинаем и ложимся спать.

День восьмой

На утро ветер опять разбушевался, а учитывая, что место было достаточно открытое, нужно было ускоряться с завтраком и дойдя до слияния рек, выбирать место закрытое от природной воздуходувки. Так и поступаем.

Олег ходом ловит щуку и несколько сёмг. Щуку решаем забрать и вечером пожарить, разнообразив таким образом рыбное меню. Первая половина дня уходит собственно на сплав. Любуемся окрестными красотами, ловим рыбу, фотографируемся и во второй половине дня подходим наконец к впадению Паны в Варзугу.

Глядя на ширину рек не совсем понятно что во что впадает, ибо Пана в месте впадения немного шире Варзуги и живописней. Пана впадает широким перекатом в ямке перед которым рыба отдыхает и, отдышавшись, идёт через перекат дальше, давая свечи на мелководье.

Замечаем на левом берегу Паны, прямо на впадении лагерь с каркасом бани и каменной печкой. Остаётся только обтянуть всё это плёнкой. Дров в окрестностях лагеря немного (сказывается популярность места) и приходится потратить на поиск дров достаточно много времени.

Ловим на перекате хариуса и у меня в конце переката садится приличная по размеру сёмга. Дело к ужину. Антон разделывает щуку и мы диву даёмся на цвет её мяса. Оно розоватое как у форели. Берусь её пожарить, обволакиваю в муке и на раскалённую на костре сковородку. Через некоторое время миска наполняется кусками жареной рыбы. Пробуем что получилось и не понимаем, какого чёрта мы пол похода не пускали щуку в еду. Это было открытие. Надо думать, что щука, вскормленная на хариусе и плавающая в дистилляте должна быть вкусна, но мы даже не подозревали насколько. Отныне решаем уделять ловле щуки особое внимание, дабы добывать её исключительно на еду. На ночь обсуждаем завтрашнюю баню и спать…

День девятый

Погода с утра балует летним теплом и мы решаем немного отдохнуть от рыбалки и устроить банный день с постирушками.

Вообще постирушки - это на севере отдельная тема, т.к. самое главное в этом деле - высушить постиранное. А вот эта задача не из лёгких, т.к. пока светит солнце - тепло, уходит светило и пиши пропало. Вещички будут сохнуть неделю. Впрочем, есть ещё один безотказный вариант - костёр, но есть риск спалить вещички.

Олег принимается за растопку бани, мы с Антоном включаем стиральную машинку "Пана" с ручным приводом и постирушки идут полным ходом. После протопки печки, обтягиваем каркас плёнкой, герметизируем конструкцию по максимуму и тудой…… Хорошенько прогреваемся и в речку. Контраст бодрит. Потом снова прогреваемся и опять в речку. В общем паримся довольно долго, смывая усталость предыдущих дней.

Потом переходим к задушевным беседам и до вечера сидим на берегу, гоняя чаи и любуясь тем, что нас окружает. Последний раз ужинаем с водкой "Пана". В голове как бы звенит первый звонок, символизирующий, что поход перевалил далеко за середину и сроки его окончания уже стоят у порога нашей палатки. Не хочется об этом думать, гоню эти мысли, ведь впереди Варзуга. Что ты нам готовишь?..

День десятый

Встаём, завтракаем и в путь. Оборачиваемся и смотрим на Пану, говоря "до свидания". Ход по Варзуге сначала лихой. Идём по яме вдоль левого берега и начинаем привыкать к такому шустрому перемещению. Тешит мысли тот факт, что все сплавщики до нас писали, что воды в Варзуге прибавляется по ходу пьесы и мы, разумеется, подумали, что хоть тут от волока отдохнём. Не тут-то было.

В плане рыбалки пугали фотографии с шириной реки под 300 метров. Невольно вставал вопрос - "Где ловить"? Т.е. где искать рыбу при такой ширине реки, не имея абсолютно никакого опыта на ней. По ходу Олег облавливает яму и тут же у него садится очередная сёмга похода. Причаливаем, отпускаем. Потом несколько перспективных участков, якоримся и ловим взабродку. Сёмга с хариусом скучать не дают. Обловив ямы, опять в лодку и продолжаем сплавляться. Река всё шире и шире.

Вдруг снова шум впереди. Батюшки мои, опять шуршун. Тормозимся. Смотрим куда идти. А смотреть бесполезно - опять "на брюхе" и по камням. И так почти девять километров с небольшими паузами на плесах за день. Но река уже совсем другая даже по сравнению с Паной.

По ходу попадается живописнейший остров, прозванный нами Буяном. Ну точно как в иллюстрациях к знаменитой сказке Пушкина. Обойдя остров и оседлав лодку, снова продолжаем путь. Опять сухие перекаты. И в эти сухие перекаты всё равно идёт лосось. То здесь, то там, протаскивая лодку через очередной шуршун, буквально ползём лососю по головам, ища хоть какую-нибудь удобную для прохода глубокую струю, хотя бы на сантиметр глубже осадки, удаётся это не часто.

Зато на плесах полный отрыв - и тебе рыбалка, и подремать можно. То и дело, потрудившись на очередном шуршуне и потеряв с потом определённое количество влаги раздаётся дежурный вопрос - прикол: "Попить есть у кого"? И дежурный ответ: "Нет, с водой напряг". Тогда измученный жаждой бедолага, берёт пустую бутылку из под минералки, набирает воды из реки и начинает жадно глотать. А какая там вода!!!!!!! Подвёл бы сюда подземный водопровод. После неё к нашей из под крана даже прикасаться страшно, не то что пить, даже после фильтра…

В поисках лагеря проходим ещё несколько красивейших мест, которые вполне могли бы подобрать для своих рекламных фото-каталогов ведущие рыболовные брэнды, причём и по видам и по рыбалке как таковой. Клюют исправно и хариус и сёмга и щука. На еду забираем щуку и пришлось забрать одну самку сёмги с пробитыми крючком жабрами. К вечеру находим место на приличном крутояре с охотничьим срубом в глубине опушки, встаём лагерем и начинаем готовить ужин.

Второй раз жарим блины с икрой-пятиминуткой, ну и дегустируем новый водочный брэнд "Варзуга". Отлично, ничем не уступает всем предыдущим. Сил варзугский волок забирает немало и завернувшись в спальники, вырубаемся. Чувствую как Олег периодически поддаёт мне в бок локтями. Видимо сон был очень крепким. Антон тоже спит очень крепко, и бедный Олег вынуждено сторожит наш сон от Майкла, слушая наши трели……

День одиннадцатый

С утра всё как обычно. Распорядок вырабатывается подобный армейскому, не хватает только горна к подъёму и сигнала к физзарядке. Но нам и сигнала не надо, физзарядки и так хватает.

Погружаем 400 кг скарба в лодку из которого килограммов 20 одной тушёнки, которая после местной рыбы в рот не лезет и везётся исключительно на случай вынужденной зимовки. И думаю, что ещё килограммов 150 разного барахла можно было бы смело выбросить к чёртовой матери. Но мало ли что? А вдруг война. Надо тянуть…

Пакуем лодку и в путь. Опять ходовая рыбалка. У Антона ниже лагеря сходит щука килограммов на семь-восемь. Рыбы всё больше и больше, начинаются дуплеты. Скучать не приходится, делаем фото сессии, отпускаем рыбу, в общем, наслаждаемся хорошей рыбалкой. Так и проходит одиннадцатый день путешествия.

Становимся лагерем на очередном месте, готовим ужин и под трапезу любуемся невероятным по красоте закатом и планируем оставшиеся несколько дней…

День двенадцатый

День снова начинается с рыбалки у всех кроме меня. Олег садится на лодку и уходит на тот берег за щукой в тихие заводи, Антон взабродку ловит лосося, я же, поставив стульчик в метре от уреза, пью чай, наслаждаясь окружающей красотой. Только сейчас, отвлёкшись от удилищ, катушек, приманок и ставшего родным весла, замечаю, как много добавилось в окружающей растительности жёлтого цвета. Как быстро пожелтели берёзы. Когда светит солнце, то в сочетании с речной водой и зелёными елями вся эта картинка просто берёт за душу…

Любование видами прерывают голоса "из-за поворота" и это вторая группа людей, встреченная нами на сплаве. Решаем не пугать их громкими шутками. Группа состоит из трёх человек (женщин нет) - Один на "Фрегате", двое на "Уфимках". Все из Рыбинска.

Разговорились, ребята рассказывают свои ощущения от сплава. Особого внимания заслуживает их рассказ, как во время заброски, косолапый выскочил на "дорогу" в трёх метрах перед "буханкой", едва не попав под колёса. Размер Потапыча и его лоснящаяся шерсть их тоже впечатлили. Эта история несколько развеивает наше представление о супер-осторожности медведя и заставляет немного пересмотреть наше отношение к этой животине.

Мы также делимся своими впечатлениями. Угощаем их жареной щукой. Они торопятся, говорят, что должны пройти за день 22км. Мы сочувственно переглядываемся. Понимаем, пройдя почти 12 дней, что пятидневный формат сплава по этому маршруту - "Ни о чём". Галопом по красотам. Что там можно увидеть и прочувствовать за пять дней? На наш общий взгляд - ничего.

Готовим обед, обедаем и решаем побездельничать, но как говорится, руки к волоку привыкли. Сборы в 15 часов и снова в путь.

Запасов щучьего филе (бедный Антон, сколько он нафилетировал зубастой за поход!!!) полная кастрюля, будет что пожарить на ужин. Идём и уже нехотя полавливаем ходом. В конце-концов вообще снимаем тройники и начинаем ловить на визуальный контакт. Выглядит всё так - в кристально чистой воде идёт приманка, видно её метров за 30. Затем появляется тень и приманка исчезает, а леска после рывка перемещается метров на 5-7 в сторону. Видно как лосось держит приманку поперёк, затем пройдя некоторое количество метров отпускает её и приманка снова свободно зависает в воде (про воблер, блесна планирует на дно). Такая, не травмирующая рыбу крючками "рыбалка" сначала вызывает всеобщий стёб, а потом желание поставить подводную камеру и снимать эти подводные атаки. В такой прозрачной воде, думаю, качество съёмки было бы прекрасное…

Появляется приток справа, чуть ниже него перекат, по обеим сторонам видны следы стоянок. Справа на отвесной скале стоит православный крест с мемориальной табличкой. Ребята идут исследовать окрестные стоянки по обоим берегам, а я беру нахлыстовую палку и иду "стучать" по сливам переката в поисках рыбы. Вернее искать её не надо, она прыгает везде, но брать не хочет.

Упорствую, через каждые две-три проводки садится вездесущий хариус различного размера. Сёмга не берёт. Меняю мушки - бесполезно. После каждой проводки спускаюсь на шаг ниже и так облавливаю каждый камень. Зеро.

И тут я замечаю какую-то буроватую штуку в воде, параллельно мне. Приглядываюсь и вижу в воде стоящую в двух метрах от меня сёмгу килограмма на четыре, прямо в струе, стоит как монумент. А фотоаппарат у Антона. Картинка просто сумасшедшая. Начинаю пятиться назад и в сторону, чтобы в упор подбросить рыбе мушку под нос. Получается, видно как мушка проходит с сантиметрах от рыбьей пасти, но сёмга не реагирует. Видимо ничего, кроме прохождения переката лосося не волнует. До сих пор этот монументально стоящий прямо в струе лосось стоит перед глазами. До чего же сильная рыба…

Что-то давно нет Олега с Антоном. Потом слышу голоса и сворачиваю снасть. Парни дружно чертыхаются и выясняется, что на левом берегу реки стоит хороший лагерь, даже с "мебелью" в виде стола и скамеек и лежит в том лагере заветная бутылка зелёного цвета, а в бутылке вместо джина, лежат записки от вновь проходящих по реке, и оставляющих свои впечатления на бумаге.

И надо же было какому-то шутнику написать про то, что мол на другом берегу реки стоит какой-то городище, а ребятам это прочитать….. В общем поиск городища занял кучу времени, парни натёрли на ногах мозоли от пройденных километров, но… городища так и не нашли. Кстати у нас за поход было два таких "городища", в поисках второго я принял непосредственное участие.

Проклиная мифическое городище и упомянувшего его в суе отщепенца последними словами подходим пожалуй к лучшему месту для ловли нахлыстом. Вечереет.

Место под лагерь находится чуть дальше впадающего по левому берегу притока с бурой водой, сомнительной прозрачности (в отличие от встречавшихся ранее притоков с чистейшей водой). Приток впадает ровно посередине переката, по которому проходит очень много лосося, что выдают многочисленные свечи и на самом перекате и выше и ниже него. На автомате собираем лагерь и становимся рядком вдоль переката.

Я для себя решил вообще убрать спиннинг и ловить только нахлыстом. Ловлю первого и единственного окуня-горбача нашего похода. Цвет у него очень тёмный, а краснота плавников режет глаз. Потом ловим несколько сёмг небольшого размера. Затем после экспериментов с мушками, останавливаюсь на приглянувшейся и делаю несколько забросов в струю, поклёвка, мимо, затем следующая, подсекаю, есть……. Делаю несколько оборотов катушки, подтягивая рыбу к себе, ну думаю, опять небольшая и вдруг рыба останавливается, разворачивается, и идёт поперёк течения к противоположенному берегу, под сумасшедший визг фрикциона, начинаю притормаживать шпулю рукой, и неловко подставляю пальцы под ручку крутящейся с хорошей скоростью шпули. Получаю удар ручкой по пальцам…….. больно однако, а ранинг давно уже вымотан и метров двадцать бэкинга уже ушло.

Катушка продолжает визжать, уходит ещё какое-то количество бэкинга и рыба от того, что ей просто некуда идти, останавливается под противоположным берегом. Начинаю отвоёвывать назад все десятки утерянных метров……… Спустя какое-то время рыбка становится более податливой и в конце концов я вывожу её на берег. Хороший самец далеко за четвёрку, а боец сумасшедший, заслужил свободу. Реанимация и не потребовалась, дал хвостом так, что пришлось вытирать лицо.

Олег похоже тоже в экстазе от борьбы с рыбой в струе, к тому же он освоил способ отпускать рыбу быстро, не вынимая её из воды, следовательно практически её не травмируя. И достигнув в этом совершенства, он громко на все окрестности стыдит нас с Антоном, когда мы начинаем тянуть в камни очередную подсечённую рыбу. И хоть позорить нас не перед кем, кроме Майкла, сидящего где-нибудь в кустах неподалёку, действительно есть над чем задуматься.

Вдоволь наборовшись с рыбой в струях идём в лагерь. На ужин снова жареная щука, но почему-то она не приедается. Ужинаем и садимся к костру вспомнить-обсудить очередной, прожитый на реке день, который по так называемой событийности тянет на месяц в нашей обыденной - мирской жизни.

По атмосферным ощущениям, ночью должен ударить мороз. Утепляемся и спать, но утренний рассказ "Уфимцев" об "осторожном" Майкле, едва не испытавшем на крепость передний бампер "буханки" не очень способствует спокойному сну. Ночь у всех проходит в каком-то колобродном состоянии…

День тринадцатый

Вылезаю из палатки, готовясь отбивать ото льда котелок. Но не тут-то было, налетевший ночью какой-то локальный циклончик приносит тепло. Это радует, мороза что-то пока не хочется, хоть Олег и пугает нас с Антоном белыми мухами под конец сплава. А что?, уже привыкли к низким температурам почти за две недели… можно и мухи.

С утра решаем немного половить. Выходим на вчерашние места. Замечаем характерную особенность - идут и ловятся только мелкие до 2-2,5 кг самки. В общем тиндяк в огромном количестве. А вчерашние самцы 4+ куда-то уже пролетели. Я, поймав пару штук, сворачиваюсь и постепенно начинаю сворачивать лагерь.

Олег с Антоном ещё ловят какое-то время, (Антон ловит лёгким хариусовым прутком 5-го класса на маленькую лососевую мушку на двойничке самку за двушку, ловя кайф от вываживания сёмги такой снастью) потом присоединяются к сборам. Олег ловит крупную щуку на вечер, Антон как-то буднично, занимается её разделкой. На мне вечером жарёха.

Упакованная лодка отходит от очередного лагеря и пускается к запланированному на вечер следующему месту - впадению в Варзугу притока - реки Мельги. Планы следующие: поставить лагерь, заночевать и на следующий день пойти полюбоваться местным чудом - 10-ти метровым Ареньгским водопадом, на впадении в Мельгу реки Ареньги.

Сплавившись более пяти километров, находим по GPS это место, лагерь прекрасный, но находится довольно далеко от самой Варзуги. Начинается войсковая операция по разгрузке лодки и буксированию её по Мельге как можно ближе к лагерю. Потом заброска в лагерь вещей. В общем - тяжелая атлетика в действии.

Всё в конце-концов проходит успешно и поставив лагерь мы наслаждаемся живописнейшими видами, раскинувшимися прямо из лагеря абсолютно во всех направлениях. Заготавливаем дрова, ужинаем и ложимся спать пораньше, чтобы выспаться к завтрашнему посещению водопада…

День четырнадцатый

Погода с утра просто прекрасная - бабье лето. Тепло, дует лёгкий ветерок. Желтизны прибывает прямо на глазах день ото дня. Устраиваем постирушки (не дай бог погода изменится). Завтрак и в путь, к водопаду!

На GPS водопад обозначен как-то невнятно и до него по описаниям посетивших его ранее, около 2-х километров. Мы выходим на протоптанную тропинку и начинаем движение в гору вдоль реки Мельги. Строевой шаг, задор пионерский, виды бодрят, и мы в ожидании встречи с заветным водопадом проходим 2800 метров. А водопада всё нет.

Решаем что мы до него немножко не дошли и проходим ещё какое-то количество сотен метров. Олег с присущим ему походным оптимизмом уверяет нас, что мы немного не дошли до водопада, но ощущение, что это вторая серия фильма "Городище" постепенно перерастает в уверенность. И вдруг до меня доходит, (где раньше были мозги?) что к водопаду надо было идти по другому берегу Мельги, перейдя её в брод. Озвучиваю свою версию, и все немногословно соглашаются с ней.

Находившись, протоптанными такими же Сусаниными как мы тропами, возвращаемся обратно в лагерь, обратной дорогой добив остатки энтузиазма. Вернувшись в лагерь решаем баню не ставить т.к. уходившись по лесу упарились и взмокли до такой степени, что можно было лезть купаться в Мельгу без всякого побочного разогрева. Так и поступаем, занимаясь водными процедурами.

Олег решил отдохнуть в палатке, я занялся костром, а Антон куда-то исчез. И вот пока мы торчали в лагере, он в сланцах на босу ногу, перешёл Мельгу и дошёл таки до Ареньгского водопада по правильной дороге, вернувшись с отличными фотографиями. Кстати в нашем утреннем сусанинском походе тоже был свой толк - живописнейшие фотопейзажи Мельги, снятые с самой высокой точки окрестностей. Это того стоило.

После обеда решили пойти на Варзугу, половить рыбки напоследок, т.к. назавтра надо чехлить снасти и совершать предпоследний бросок в сторону деревни Варзуга - к месту, где нас должен забрать Игорь и закинуть в обратно в Умбу. Но это завтра, а сегодня…

Мы с Антоном даже не переодеваемся. В последний момент отказываемся от рыбалки и просто идём с Олегом, который очень хотел поймать сёмгу нахлыстом. Мы с Антоном садимся на берегу и просто смотрим как Олег машет нахлыстовым удилищем. Лососевая мушка у него летит всё дальше и дальше, заброс становится всё чище и чище. Вот так и заболевают нахлыстом… Особенно когда вокруг скачут лососи. Но поклёвок нет (да если честно, не особо и хотелось) и мы дружно возвращаемся в лагерь.

Погода резко меняется в худшую сторону и на случай внезапного дождя надо убрать вещи под тент. Ужинаем под водку "Мельга" и с мыслями о завтрашнем дне ложимся спать…

День пятнадцатый

Встаём очень рано, легко завтракаем, убираем все снасти в тубусы, собираемся, и в путь. День намечен чисто как переходный и надо пробежать порядка двенадцати километров, а может более, встав лагерем под самым селом.

Вытягиваем лодку из Мельги снова в Варзугу, грузимся и вперёд…….. основным транзитным пунктом назначен остров Медвежий (прозванный нами на иностранный манер Майкл Айлендом), со своей рыболовной базой и начинавшей там работать сотовой связью от компании МТС.

В общем упирались мы довольно сильно на этом предпоследнем участке, т.к. шуршуны с порогами дали прикурить и на одном из порогов мы опять пробили дно. Чувствовалось что темп у нас явно недостаточный и как назло дувший в спину всё наше путешествие ветер, вдруг развернулся нам в лоб, да ещё с порывами 10-12 м\с. На плесах просто не выгрести, лодка стоит, а то ещё идёт против течения. Вот тут-то и выручила японская техника. "Сузука" здорово помог.

Проходим (а вернее еле проползаем Медвежий по низкой воде) и пройдя его выходим на связь с родственниками, возвещая что мы живы-здоровы. Отвыкнув от телефонов, сначала достав их, тупо смотрим на сиё чудо как людоеды племени Мумба-Юмба на консервную банку, потом начинаем играться с ними как с тамагоши…

Следующей транзитной точкой становится приток Серьга, достаточно крупный и несущий сероватую мутную воду в большом количестве. Собственно после этого чистая варзугская вода перестаёт уже быть такой прозрачной, какой она была до этого. В общем, чем ближе к людям, тем всё мутнее и мутнее.

И вот уже виден сам посёлок аж километров за шесть до него. В самой деревне нас никто не ждёт, поэтому предполагается подойти на безопасное расстояние, и заночевав, с утра войти в село. Войдя в границы лицензионного участка, находим место для установки палатки и принимаемся за приготовление ужина. Да какого ужина! - макароны с тушенкой и пережаренные остатки сервелата. Есть подобный шмурдяк заставляет исключительно необходимость восстановления органического баланса в организме и только.

Тут же подтягивается рыбинспекция (видимо на запах). Правда всё культурно и вежливо. Беседуем с ними, Олег показывает документы на лодку и мотор. У нас даже не просят показать паспорта (что тут скажешь?, большая Россия, в отличие от нашей свободной экономической ЗОНЫ). И мило поболтав с нами, ребятки шкафообразной комплекции, да ещё и при волыне, желают нам всего хорошего и удаляются. Закончив с ними беседу, давимся приготовленным шмурдяком. А что делать? Кому сейчас легко? Забив все поры макаронно-соевой массой лезем в палатку и Баю-Бай.

День шестнадцатый

Просыпаюсь часа в 4 утра от того, что дождь барабанит по палатке, смотрю, Олег тоже не спит. Понятное дело - конец похода и это накладывает свой отпечаток на настроении. И хоть сон уже собственно почти пропал, желание вылезти из палатки не возникает. Мы условились с Игорем, что он заберёт нас из Варзуги в 12:00 и надо с утра пройти ещё 5 километров до деревни. Ворочаемся еще пару часов, но подъём неминуем в любую погоду.

Вид при выходе из палатки совершенно не радует глаз. С Беломорья налетела сумасшедшая хмарь и моросящие тучи летят буквально по голове. Насилу разжигаем промокшие дрова, доедаем остатки шмурдяка и пьём чай. Грузим лодку и вперёд по последнему участку пути. Сильный встречный ветер с дождём в лицо комфорта явно не добавляет, река как будто не хочет прощаться. Но надо заканчивать, прости Варзуга, мы и так задержались и времени на морские пороги уже нет. Проходим лицензионный участок, проходим каменисто-песчаные мели перед посёлком и вот он сам. Смотрю на селение и сразу в памяти всплывает "Конёк Горбунок" Ершова.

• Вот въезжают на поляну
  • На спине село стоит;
  • Мужички на губе пашут,
  • Между глаз мальчишки пляшут,
  • А в дубраве, меж усов,
  • Ищут девушки грибов.

Такое чувство, что единственное, что мешает всей этой стихотворной анимации - это скверная погода…

Игорь приезжает с точностью швейцарского хронометра. Мы пакуемся в "буханку" и просим Игоря провезти нас по селу, чтобы посмотреть уникальную церковь, построенную без единого гвоздя и вообще увидеть само село, а также заехать в магазин за продуктами и пивом, вкус которого уже забыли. Любуемся церковными строениями и собираемся зайти в церковь, помолиться за лёгкую обратную дорогу, но церковь закрыта, а две встреченные прихожанки сообщают нам, что батюшка уехал в Италию. Непонятно, что повлекло его в оплот католицизма?, то ли поехал подписывать Варзугско - Ватиканскую унию в тайне от митрополита, то ли просто косточки погреть, да винишка итальянского попить….. Пути господни неисповедимы.

Выезжаем из села в сторону Умбы. Первые километров семьдесят дороги - это грунтовка, но такая, по сравнению с которой наша грунтовка Куликово - Пионерский, даже в состоянии крайней весенней убитости - просто автострада. Пивко (явно не первой свежести) помогает перенести зубодробильню и прочие "прелести" данной дороги. Снова вынужден констатировать, что подвеска "буханки" справляется и с такой грунтовкой, на которой периодически встречаются камни с голову пионера…

Потом грунтовка заканчивается и начинается очень неплохой асфальт с отличной разметкой, сливами воды и пр. вещами. Ну прямо Финляндия. Навстречу проезжают Volvo Cross Country и новенькая трёшка BMW на 177-х номерах. Сочувственно гляжу в лобовое стекло BMW, жалея хозяина. Что же останется от подвески баварца с алюминиевыми рычагами после 150 километров такой дороги и не дай Бог этому творению немецкого автопрома с клиренсом 13см пропустить по недосмотру какую-нибудь из многочисленных "голов пионера" между колёс. Мысленно желаю BMW удачи и целого картера (целой подвески желать бессмысленно)…

Вот и Умба, лежащие на камнях лодки символизируют отлив. Подъезжаем к парковке и перегружаем скарб из "буханки" в свой автомобиль. Жмём руку Игорю на прощание. Истинный северянин, спокойный, уравновешенный, в общем - характер нордический, стойкий. А с другим на севере делать нечего.

Олег через знакомых ГИМС-овцев пробивает лопарский домик и баню прямо на берегу реки Умбы. Перед заездом туда, заезжаем в местную сувенирную лавку и покупаем безделушек на память. Антон берёт муляж сёмги от местного мастера. Потом заезжаем на лопарскую дачу. Дому лет наверное 200. Особенности древней архитектуры выходят за рамки данного повествования, так что останавливаться подробно на них смысла нет, но хочу сказать, что колорит присутствует. Нам топят баню, но жара явно не хватает. Олег принимается доводить баню до нужной кондиции и скоро температура переваливает трёхзначную цифру и дело идёт веселей.

А всё это время, напротив, на яме за перекатом стоит дюралька с двумя финнами и нашим гидом из базы "Погост" (нашли же название) и финны с присущей им невозмутимостью нещадно хлещут яму двуручниками с лодки. Мы уже попарились по нескольку раз, попили пива, дело к закату, а финики всё чешут акваторию за свои деньги. Сказать что дело у них идёт весело нельзя, оно и понятно с рекой Умбой давно всё ясно, как и то, что ещё до финнов в самом устье, местные давно уже почти всё выловили.

Короче, несмотря на весь свой потенциал, река по большому счёту мёртвая или почти мёртвая, что и подтверждает нам сотрудник ГИМСа, устроивший нас на ночлег. В общем передаём финнам большой банный привет, купаясь в Умбе в чём мать родила, они в ответ тоже приветственно машут руками. В общем Мир, Дружба, Лосось (или баня, кому - что).

Спим в лопарской избе, на кроватях с панцирной сеткой. Утро чудесное, погода прекрасная, только вот уезжать не хочется, но надо.

ЭПИЛОГ

Стартуем в обратном направлении, и картинка раскручивается в обратную сторону. Ночуем в Лодейном Поле. Проходим Псковскую область, потом Беларусь. Границу Беларусь - Литва проходим за десять минут. Проходим Литву и к трём часам ночи подъезжаем к Советску. Но не тут-то было.

Очередь из литовских "танкеров" проекта Пассат 3 растягивается бог знает куда и подошедший собрат из сопредельного государства, видимо не забывший как мы жили ещё когда-то в одном-общем, советует пойти к литовской таможне и договориться, ибо можно попасть суток на двое. А что делать? Иду договариваться, проклиная всё и вся и думая о том, как мне "дорога" вся эта грёбанная анклавность, помноженная на эксклавность. Один начальник смены терпеливо слушает мой сердобольный рассказ про дорожные лишения почти трёх тысяч километров дороги к дому и просит подойти к новому начальнику, который должен его сменить через пять минут. Жду.

В положенное время подхожу к новому хозяину шлагбаума и повторяю свой рассказ, демонстрируя в подтверждение, заросшую щетиной физиономию и ожидаю сентиментальной человеческой поддержки. Мне почему-то бесплатно верят и просят подъезжать к шлагбауму. Неужели мы скоро въедем в милый сердцу анклав?

Да. Въезжаем, но это не конец - мост госпожи Луизы забит "танкерами" и я снова иду просить возможности объехать их, но уже наших. Направив всё своё обаяние Робинзона Крузо на хрупкую обитательницу пограничной будки, получаю улыбку в ответ и разрешение на объезд топливного кортежа с номерами LT. Как хорошо.

Мы дома…

Встреча с родными, забывшими мой художественный образ, и спать. Закрываю глаза и вижу камни, камни, камни, острые северные ели, бег хрустально чистой воды, идущую в порог сёмгу, вездесущего хариуса, ковёр из черники с брусникой…

В памяти мелькают все увиденные красоты с непременными табличками на деревьях, информирующими проходящих там людей, что это заповедник. Да, это действительно заповедник, но заповедник этот не только природный, это ещё и заповедник человеческой души!

Добавлено: 23.02.2011 г

Терский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - ВарзугаТерский поход: сплав по рекам Индель - Пана - Варзуга