Автор: Илона Мостова

В компании 16 мужчин я отправилась на Памир на поиски приключений.

Сразу скажу, что это было интересно и в части получения высотного опыта и как психологический эксперимент. Мне предстояло найти золотую середину: не стать "женщиной на корабле", но и не превратиться в "своего парня". На сколько это удалось - судить не мне.

Дорога

Пропущу все традиционные подробности, связанные с перелетом, т.к. вряд ли эти детали кому-то пригодятся.

Мое первое впечатление от группы - сумасшедшая разрозненность. Кто-то готовится к восхождению, а кто-то бесконечно пьет.

Очень красивым был рассвет в пять утра, когда мы из иллюминатора смогли наблюдать постепенно розовеющее небо над (а не под, как обычно бывает) облаками. После приземления перед нами открылась еще одна удивительная картина: в рассветной дымке скалы причудливой формы, а над ними - полная луна.

Следующее ярчайшее впечатление - автокатастрофа, в которую мы попали по пути из города Ош в базовый лагерь. Наш микроавтобус (с половиной группы) на полной скорости на повороте врезался в едущий навстречу грузовик, а затем в насыпь возле дороги и перевернулся.

Я помню свое состояние. Миг за мигом я вижу, что мы неуправляемо летим, и не могу ничего сделать… Я закрыла голову руками, в результате чего получила ушиб локтя. Ребята тоже отделались ушибами и растяжениями, тяжелых травм никто не получил. Чудом мы не отлетели на противоположную сторону дороги, иначе неминуемо бы свалились в обрыв. Всем, кто ехал в этом микроавтобусе, очень повезло, ведь на этой серпантинной дороге наши приключения могли бы закончиться навсегда.

На попутном грузовике мы к ночи добрались на базовый лагерь. Все будет завтра, и разведка, и врач, и сбор вещей. А сегодня пора спать. Это были тяжелые двое суток на пути к горам. Тут хорошая погода, пока никаких признаков высоты (мы находимся на 3500) не ощущается.

Тут есть Интернет - 5 долларов за одно письмо - ужас!

День 1 (1 августа, высота 3500)

Утром после завтрака я сделала небольшую пробежку (около 3 км). Недостаток кислорода пока не чувствуется. Бежать вверх тяжело, но не тяжелее, чем в Киеве. Вниз - легко.

Потом мы совершили акклиматизационную вылазку на 4000. Ходьба дается легко.

На обратном пути искупались в озере. Вода не холодная и очень чистая.

Сейчас светит солнце и идет небольшой дождь. Сегодня собираем вещи, проверяем снарягу и завтра в путь.

Во второй половине дня меня слегка накрыло. Болела голова и я отправилась спать в палатку. Сон не помог, к ужину к головной боли прибавилась тошнота. Дыня, которую мы с таким аппетитом съели, отправилась обратно. От ужина пришлось отказаться, я попила чая и пошла спать. Завтра подъем в 6 утра. Будем идти в лагерь 1 (4400). Возлагаю большие надежды на свой организм. Не зря же я тренировалась два месяца! Он должен научиться приспосабливаться!

День 2 (2 августа, 3500-4400)

Ночью мне было плохо, головная боль и тошнота не давали ни уснуть, ни отдохнуть. Однако к утру чувствую себя на пять с минусом. Немного тяжелая голова, но в остальном все хорошо. Но вот что делать с завтраком? Есть или не есть?

Честно говоря, когда сегодня ночью мучалась, закралась такая мысль: "Неужели так я проведу весь свой заслуженный отпуск?"

Женская сборная по альпинизму под руководством Эльвиры Шатаевой.

Здесь разговоры очень часть сводятся к этой теме. 8 женщин погибли в 1974 году при спуске с вершины пика Ленина ("http://hibaratxt.narod.ru/kattrud/gl10.html" rel="nofollow").

После этого случая был введен запрет на чисто женские команды в альпинизме.

Вышли в девять утра. Идет град. Через 45 минут дошли до Луковой поляны (3800). Наверху все затянуто тучами. Пока состояние хорошее.

К 10.45 поднялись на 4 тысячи. Отдыхаем под крутым серпантином на сыпухе под перевалом Путешественников. По дороге встречались сурки, они такие уматовые - рыжие и толстые.

Состояние отличное!

Перевалили перевал, вышли к рваному леднику. Здесь пользуемся, наверное, последней возможностью полежать на травке, выше только снег и камни.

Дальше был затяжной очень тяжелый подъем. Несколько часов мы шли по каменным осыпям. Я уже перестала видеть красоту, просто шла как робот. Пока признаков горняшки нет, просто очень тяжело, сил совсем нет. Скудный завтрак из нескольких ложек манной каши и бутерброда закончился за первые три часа подъема. Пришли в лагерь 1 только к 16.30. Высота 4400.

Пока для меня сработал вот какой рецепт: "Не хочешь горняшки - не останавливайся!".

Со времени прихода в лагерь я не садилась и не ложилась в палатку и вечером чувствую себя отлично. С удовольствием пообедала и поужинала. Выпила не меньше 1,5 литров чая.

Здесь значительно холоднее, весь вечер шел снег. Перед сном согреваюсь при помощи бутылки кипятка в спальнике. Намостила себе "гнездо" из всех вещей и рюкзака. Буду надеяться, что холод с ледника, на котором мы стоим, не дойдет до моей спины. Завтра решили никуда не идти, а провести снежно-ледовые занятия. Это хорошо.

День 3 (3 августа, 4400)

Спала плохо, но голова не болела. Просто не получалось уснуть.

Проснулись в 8.30, позавтракали и пошли на занятия. Забрались по тропе, ведущей к Лагерю 2 примерно на 300 метров по высоте, до вторых трещин. Идти достаточно легко, так же, как шлось бы круто вверх на меньшей высоте. Пообедали и сходили на соседнюю сыпучку (около 200 метров набора).

Вечером похолодало.

Я провела скрупулезный отбор вещей, которые я завтра потяну наверх, ведь я, в отличие от большинства моих спутников, не нанимаю портера.

Уже второй вечер мы собираемся в столовой юрте возле печки. Как приятно протянуть руки к источнику тепла. Разговоры крутятся в основном вокруг всяческих несчастных случаев.17 лет назад в результате землетрясения откололся кусок ледника, и лавина с глыбами льда унесла жизни более 40 человек, которые стояли в Лагере 2. И вот, спустя много лет, ледники начали оттаивать и местные находят то тут, то там трупы и их куски .

День 4 (4 августа, 4400-5400)

В этот день я не сделала ни одной записи, восстанавливаю на следующий день по памяти. Мы совершили переход 4400-5400. Шлось поначалу легко, несмотря на тяжелый рюкзак. Но через 4 часа захотелось есть, а обед или перекус у нас не предполагался. Силы постепенно кончились, и все чаще и чаще приходилось останавливаться на отдых. Выработала подходящий (экономящий силы) ритм ходьбы: вдох-выдох-шаг, вдох-выдох-шаг и.т.д. Не думала, что просто идти может быть так тяжело.

Прошли сковородку, но жарко не было из-за ледяного ветра.

Последние полкилометра, когда уже был виден лагерь, я шла, наверное, час.

Но самое ужасное началось именно тогда, когда мы пришли в Лагерь 2 (мое время в пути - 6,5 часов). Больше всего хотелось сесть или лечь и отрубиться. Но я-то знаю, что это ближайший путь к горняшке - надо двигаться. И вот, в предобморочном состоянии я долблю лед, делая площадку для палатки, ставлю палатку, хожу туда-сюда. Любое движение вызывает стойкую реакцию отторжения. Сходить к соседней палатке - подвиг, в туалет, который находится в 150 метра от лагеря - не о чем даже думать - слишком далеко!

Кроме того, забылось большинство слов. Пытаюсь вспомнить слова "штоки", "тамбур", "тент", а их нет в голове.

"Протусовавшись" через силу несколько часов, спряталась в палатку - стало значительно легче, т.к. ушла с палящего солнца.

К вечеру появился аппетит, и мы с удовольствием поели гречневой каши с сублимированной курицей.

Впервые одела на ночь пуховые куртку и штаны. Было очень тепло, и я чудесно выспалась.

День 5 (5 августа, 5400-6100-5400)

Не хотелось вылезать из палатки, ведь так замечательно спалось! А теперь снова эта головная боль. Пью по полтаблетки слабого анальгетика, пока помогает.

Солнце жжет немилосердно. Вчера я слегка обгорела, поэтому сегодня, отбросив остатки стеснения, одеваю балаклаву, заматываюсь по самые уши.

Сегодня идем на 6100 и обратно. Как оно будет? Не могу даже предположить, ведь так высоко я еще не бывала.

Свежие впечатления после спуска.

Все оказалось совсем не так, как я думала. Не было ни головной боли, ни тошноты, ни отдышки. Просто было очень тяжело идти. Как на марафоне, но, наверное, хуже, потому что сил ни в руках, ни в ногах нет, а идти надо все время вверх. Помогали на некоторое время привалы с глотком чая и горстью карманки. Мое время подъема - 5,5 часов.

Половина группы не пошла на 6100, а развернулась вниз примерно на 5700.

Впервые в жизни было сложно спускаться. Казалось бы, в кошках по снегу, но ноги не держат. Пришлось идти медленно. Вернулись к 18.00, на спуск ушло 2 часа.

Вернулись в лагерь, часть группы в прострации. Хорошо, что мы завтра идем вниз и вниз, аж до самого базового лагеря.

Как я мечтаю вымыться и переодеться!

День 6 (6 августа, 5300-3500)

Я совсем потерялась. Не знаю, во сколько мы проснулись, во сколько вышли.

Ночью спалось хорошо, но утром опять пришлось выпить таблетку от головной боли.

Пошли вниз. За 4 часа к полудню спустились в Лагерь 1. Одного участника пришлось спускать на веревках, у него нарушена координация движений. Еще один участник очень плохо себя чувствует, то ли отравление, то ли аллергия.

В Лагере 1 перепаковались, попили чаю, пообедали и пошли дальше вниз.

Здесь очень красивые горы. Когда спускаешься ниже ледников, вокруг открываются виды на разноцветные осыпи: красные, рыжие, черные, серые, лиловые, зеленые. Я думала у Рериха просто такое видение, а оказывается, что горы могут быть цветными.

На обратном пути снова видим сурков.

Пришлось намочить обувь при переправе, теперь холодно.

Спустились в базовый лагерь, поужинали и помылись в бане.

Безрезультатно попыталась дозвониться хоть кому-нибудь через спутник. Видимо все-таки придется написать письмо.

Вечером сидим в столовой юрте, ребята вспоминают разные истории из армии.

День 7 (7 августа, 3500)

Проснулась, когда солнце было уже высоко и в палатке стало жарко (примерно в 8 утра). Полдня бездельничаю: читаю, слушаю музыку, валяюсь в палатке. Почему-то отсутствие физической нагрузки вызвало целый поток мыслей в основном печального содержания. Вспомнились люди, которых я когда-то любила, увиделась вся моя жизнь, которая показалась мне одинокой и бессмысленной.

Вчера трое наших ребят уехали вниз, отказавшись от попытки покорить вершину.

А один из участников, который не спустился с нами с 5400, а пошел вверх с группой французов сегодня осуществил неудачную попытку взойти на вершину. Они дошли до 6600 и вернулись. Еще один из ребят принял решение не идти вверх в связи с состоянием здоровья.

И вот нас осталось 9 участников и 2 инструктора.

Что я здесь делаю?! Я единственная женщина в этом лагере за исключением персонала.

Снова жалею, что не удалось дозвониться. Так хочется услышать родной голос, хоть на минутку.

Переслушала все песни Снайперов и Тишиной, которые были в кпк.

На ужин мы ели специально заказанного барашка, а на десерт были персики со сливками - ням! После ужина устроили вечер песен под гитару и сидели до полуночи.

День 8 (8 августа, 3500)

Погода чудная. Пик Ленина над нами, как на ладони. Местные говорят, что погода испортится, но пока верить в это не хочется. Ведь завтра мы идем вверх на штурм. Не верится, что мы здесь уже неделю.

Разбитые пальцы на ногах никак не хотят заживать, видимо им тоже не хватает кислорода.

Здесь так хорошо, тепло и спокойно, что все, что происходило с нами наверху, кажется нереальным. А еще более нереальным кажется будущее. Не могу себе представить, что завтра мы снова идем наверх и все повторится. Первый раз мы шли, не зная, что нас ждет, а теперь - страшнее.

Перед обедом сходили искупались в озере, а после обеда порасползались по палаткам спать.

Проснулась в 6 часов вечера. В базовый лагерь спустился наш участник, который пробовал взойти на вершину. Он рассказал, что там очень тяжело и холодно, пронизывающий ветер, от которого не спасает никакая одежда.

Я опять не чувствую желания идти вверх. Знаю, что это просто лень, но с чувствами ничего поделать не могу. Завтра пойду, несмотря на нежелание. Хотя я уже с удовольствием поспала бы дома и попила чайку с друзьями.

Придумались аккорды к последним стихам ("http://zhurnal.lib.ru/t/tessa/love_story.shtml" rel="nofollow").

Посмотрим, может приживутся.

День 9 (9 августа, 3500-4400)

С утра боевой дух снова со мной. Погода чудесная и пик Ленина зовущее высится над нами. Но до него 4 дня пути.

В Лагерь 1 решила ехать на коне. Тут очень простые расценки 1 кг=1$, независимо, отправляешь ты груз или едешь сам.

Между 1 и 2 Лагерем 1 кг стоит 7$, но тут уже кони не ходят, и грузы доставляют портеры. Между 2 и 3 Лагерем стоимость одного килограмма - 15$, а до вершины - 25$.

Во время акклиматизационной вылазки я давала себе максимальную нагрузку, а теперь экономлю силы. В середине пути узнала, что моего коня зовут Коля.

Спасибо Коле, без приключений к обеду мы добрались в Лагерь 1. Здесь светит солнце.

Снова валяюсь в палатке.

День 10 (10 августа, 4400-5400)

Встали в 4.30. В 5 позавтракали и в 6 вышли.

Идется несоизмеримо легче, чем в прошлый раз. Без труда иду в числе первых, и к 10.30 (т.е. за 4.5 часа) прихожу в Лагерь 2. По пути сделала всего три привала.

Наша группа очень сильно растянулась. В лагере 2 участника и три инструктора, больше никого не видно.

Состояние отличное! Никаких признаков высоты, бодрость.

Восстанавливаю палатку (за время нашего отсутствия расплавился снег под палаткой и выплавился ледобур, держащий её). Солнце светит сквозь туман и идет снег. Погода для восхождения не годится. Будем надеяться, что это ненадолго.

До вечера погода только ухудшилась. Все небо заволокло тучами.

Самочувствие по-прежнему замечательное.

День 11 (11 августа, 5400)

Всю ночь шел снег и ветер трепал палатку. Я проснулась, когда было уже светло, выглянула и увидела лагерь, припорошенный снегом и никого - все сидят по палаткам.

Похоже, что один из двух запасных дней мы вынуждены будем провести здесь.

Это невыносимо! Лежать часами в палатке и прислушиваться к шуршанию снега. Ведь так хочется идти вверх! Разве для этого мы так тяжело проходили акклиматизацию? Разве для того, чтобы лежать в спальниках?

Сюда бы мою кпк-шку, можно было бы читать и слушать музыку, а так - слушаю только разговоры в соседних палатках на польском языке.

Снег идет не переставая целый день. Прогнозы по погоде поражают своей несхожестью. С одной стороны говорят, что непогода продлится еще три дня, а с другой наш инструктор говорит, что завтра будет улучшение на те же три дня.

Пока что не видно ни неба, ни земли, все заволокла белая мгла.

От скуки сначала играли в слова, а потом даже переставили палатку на другую, более удобную площадку.

В процессе переезда поссорилась с соседом по палатке. Не буду оценивать кто прав, кто виноват. Все спишем на высоту.

Погода по-прежнему плохая, прогнозы неутешительные.

Группа полна скепсиса.

День 12 (12 августа)

Нас за ночь завалило снегом. Он шел всю ночь и закрыл весь лагерь, даже не видно, какого цвета палатки. Все вокруг белое-белое.

Я ночью во сне придумала вот что: было бы неплохо научиться утолять голод плохими мыслями.

Откопали палатки, позавтракали. Все шутят и смеются, но, в принципе, все сомневаются в том, что восхождение будет. У нас остался один запасной день, но улучшение погоды не предвидится. Мысли про Иссык-Куль и Самарканд поочередно посещают всех. А при таком количестве снега непонятно даже как идти вниз, ведь все трещины засыпало и они стали невидимыми.

К 10 утра туман немного рассеялся и сквозь него начало проглядывать солнце. Хотя снег идет все так же, появилась надежда.

Поели сублимированного творога - очень вкусная штука.

Польская группа собрала вещи и пошла вниз… Может они что-то знают?

В 11.00 устроили совет отряда, на котором обменялись информацией о прогнозах погоды и своими мыслями. Решили, что сегодня нам нужно идти или вверх или вниз.

На вопрос инструктора "Кто хочет идти вверх?" прозвучало два положительных ответа, один из которых был мой. Хотя в тот момент я, как и все остальные, понимала, что до вершины нам скорее всего не дойти, даже если погода наладится. Двое суток непрерывного снегопада закрыли дорогу на вершину до следующего сезона.

Собираем вещи и идем вниз. Меня почему-то поставили первой в связке - это необъяснимо.

Идти по непогоде с тяжеленными рюкзаками непросто. Вокруг туман, а под ногами каша из свежевыпавшего снега.

Прыгаем через уже знакомые трещины и вот мы уже в лагере 1. Здесь тоже идет снег.

Во время спуска один раз во всей красе открылась вершина, как бы попрощавшись с нами.

Лагерь 1 как всегда добродушно встретил нас обедом и горячей печкой. Пишу эту часть дневника в юрте при свече.

День 13 (13 августа)

С утра отличная погода! В прозрачном морозном воздухе вершина пика Ленина величаво возвышается над нами. В этот момент мы могли бы грести где-то вверху между 6100 и вершиной. Ну и что, что снег! Может и не дошли бы до вершины, но не сидели бы сейчас в лагере, бессильно взирая на неё. Это отсутствие воли и лень подсказали нам дорожку вниз!

Теперь мне хочется только домой…

После завтрака началась сумасшедшая барахолка. Некоторые ребята распродавали свои вещи. Что-то купили мы сами друг у друга, что-то купили местные. Я подарила каремат, бахилы и оставшуюся одну треккинговую палку, а приобрела ботинки для восхождений. Надеюсь, что я еще в этих ботинках схожу в какие-нибудь высокие горы.

Настроение бодрое. Никто старается не оглядываться назад на вершину на фоне чистого голубого неба.

Вышли назад налегке. Идется просто волшебно, силы распирают, отдышки нет даже на крутых подъемах.

Отдыхаем на перевале Путешественников. Травка, цветочки, солнышко, сурки свистят. Мы возвращаемся.

Последние 3 км от луковой поляны до базового лагеря пробежалась.

В базовом лагере отличная погода, а пик Ленина затянуло мглой. Это почему-то немного успокаивает.

Я вот тут по дороге подумала, что получила очередное подтверждение материальности мыслей. Ведь перед отъездом сюда я загадала, что хорошо будет подняться даже на 6 тысяч, так и вышло. Я не ставила себе задачу взойти на вершину, хотела хорошо провести время в хорошей компании и вернуться здоровой. Так и получилось.

Наконец-то удалось дозвониться со спутникового телефона до мамы. Как здорово было сквозь искажения и с задержками но все таки услышать её голос.

Потом покаталась на лошадке по холмам до озер и обратно.

Вечером, после ужина и бани, была торжественная часть. Представители "Памир Экспедишн" и наши инструктора поздравляли нас с высотой и вручали сертификаты. Потом мы долго еще сидели в теплой юрте, разговаривали и пели песни.

День 14 (14 августа)

Утром сходила на озеро и встретила приход солнышка на полянке в окружении эдельвейсов.

А дальше - сборы и обратная дорога. Бесконечный путь в 260 км, который мы преодолели за 12 часов! Качество киргизских дорог не позволило нам передвигаться быстрее.

Мы ехали по Алайской долине, между Алайским и Заалайским хребтами и наблюдали, как надвигается непогода. Сначала свинцовые тучи накрыли местность, из которой мы выехали, а потом и всю долину, начался дождь.

По дороге заехали к местным кочевникам и купили кумыса и сухого соленого сыра.

К 22.00 приехали в Ош и поселились в гостиницу.

С сегодняшней ночи сплю в кровати!

День 15 (15 августа)

Как чудесно спать в кровати и иметь санузел в номере! Все познается в сравнении. Идем завтракать в чайхану.

После завтрака обшарили местный сувенирный рынок и накупили тюбетеек и других мелочей на подарки.

Потом засели в чайхане с загадочным названием "Евроазия" и заказали плова. Хозяин сперва предложил нам 1,5 кг, но мы, посчитав, что на девятерых это будет явно мало, увеличили заказ до двух килограмм. Кто же знал, что в килограммах измеряется не плов, а мясо? В результате мы получили шесть огромных блюд, на каждом из которых с горкой был насыпан вкюснющий, ароматный, рассыпчатый плов.

Весь плов съесть нам, конечно, не удалось, несмотря на то, что мы провели в чайхане 8 часов! Но как это было прекрасно, полулежать в тени, слушать шум речки и вкушать плов, фрукты и лень!

День 16 (16 августа)

Целый день провели на озере в окрестностях г. Ош. Дыни, арбузы, вино и покой.

Не верится, что завтра мы будем в Киеве.

Я публикую свой дневник, который ежедневно писала в горах. Специально не вношу никаких редакторских правок, чтобы сохранить все настроения, которые владели мной.