Снаряжение

7 августа 2019
Тип материала: Ремонт и доработка снаряжения
0 0 0
Автор: Валерий Губанов
 
От автора

Конечно, об этом писано не раз. Но даже в "Энциклопедию туриста" попала малая толика из опубликованного в журнале "Турист" и разного рода туристских справочниках. А сколько еще существует разных самоделок, широко известных в оч-ч-ч-ч-чень узких кругах! Было бы неплохо собрать воедино опыт скитальцев по многим-многим вопросам, в том числе, туристского быта. Этакую копилку туристской мудрости.
Только вот темы, как мне кажется, должны быть узкими. Тогда откликов будет больше: далеко не каждый станет писать статью-обзор даже при наличии богатейшего опыта, а на короткую заметку уж, наверное, найдет время и слова.
И еще одно пожелание: излишне не цензурить предлагаемые авторами материалы со снисходительной позиции корифеев от туризма. Ведь этим летом кто-то первый раз пойдет, скажем, на Белуху, а кто-то разожжет первый в своей жизни костер. И если "Скиталец" - не закрытый клуб для избранных, то одному он расскажет, как доработать купленную газовую горелку, а другому - предложит рогульку, ввинчивающуюся в костровой кол (в целях экономии времени на поиски Y-образной стойки, которая все равно расколется под ударами топора...).
Когда-то наиболее удобным, в первую очередь, для походов выходного дня я считал разборный таганок, который заводской приятель по моему эскизу сварил из прутка диаметром 5мм (в 79-м году отправил описание этого таганка в журнал "Турист", где он попал в очередную подборку по костровому хозяйству).
Основа таганка - три прямоугольные рамки 200х200 мм с поперечными втулками по верхнему ребру. С помощью этих втулок поставленные вертикально рамки соединялись тремя прутками длиной 600 мм в достаточно жесткую конструкцию.
Достоинства таганка: позволяет устроить кухню на каменистой почве, прибрежном галечнике и скальной площадке. Он выручал нас во время соревнований и тренировок на карьерах Жигулей и Сокольих гор, где и колья-рогульки не вобъешь, и два близко стоящих дерева для троса не найти. Еще плюс - котлы расположены низко, значит, сготовить обед можно на хворосте, щепках, которых обычно полно под ногами на популярных стоянках в пригородном лесу, бедном нормальными дровами. Ну, и, конечно . ощутимая экономия времени на костровых работах.
В разобранном виде - компактен. Надежен, поскольку нет шарнирных соединений, как в некоторых других самодельных конструкциях. После готовки убрал таган в сторону - и разводи большой костер для сушки и тепла. Погнутые рамки легко рихтуются обухом топора. Что касается веса (не меньше 0,8 кг), то для простых походов это не актуально.
В многодневных походах предпочтение все же отдаю костровой подвеске, описание которой есть на сайте "По тропам Южного Урала" (см. ниже). Мы усовершенствовали давно известную нехитрую конструкцию, подняв трос повыше. Это позволило для горизонтальной натяжки использовать веревку, а собственно трос пошел на вертикальные подвески с крючками. В сочетании с костровым тентом - очень удобно: ничто не мешает передвигаться вокруг костра, готовить еду и одновременно сушиться.
Для большой группы, возможно, потребуется сделать фиксаторы на верхних концах тросов, чтобы они не сползали из-за прогиба веревки под весом котлов. Для нашей группы 3-6 человек такой проблемы не было.


Когда большая часть маршрута проходит по тайге, есть резон взять в поход костровой тросик. Вес и объем - мизерные, а удобства и экономия времени налицо. Предлагаемая конструкция не ограничивает свободу передвижения вокруг костра во время варки и позволяет фиксировать котлы на нужной высоте. Она состоит из горизонтальной растяжки - капронового шнура и двух (по числу котлов) регулируемых по длине подвесок. Растяжка крепится на высоте двух метров и даже выше - как только самый рослый участник сможет дотянуться, привязывая шнур к дереву.
Вертикальная подвеска выполнена из 2-метрового куска нержавеющего стального троса миллиметровой толщины. В верхней его части - петелька, благодаря которой трос свободно передвигается вдоль веревки. Нужно только "спрятать" острые концы волокон троса, например, пропустив сквозь обрезок трубки подходящего диаметра, и расклепав его (Рис.1).

Изготовление костровой подвескиРис. 1. Изготовление костровой подвескиРис. 2
Изготовление костровой подвескиРис. 3 и 4

Нижний конец троса оканчивается скользящей петлей с крючком для подвески котла и фиксатором. Последний представляет собой стальную пластинку размером примерно 50х10х2 мм с двумя отверстиями по концам (Рис. 2). Диаметр отверстий фиксатора должен обеспечивать прохождение троса без усилия при их взаимном расположении под углом 90 градусов.
Свободный конец троса пропускается последовательно в одно отверстие фиксатора, отверстие крючка для подвески котла и намертво крепится за второе отверстие фиксатора. Важно "спрятать" острые концы волокон троса в месте крепления фиксатора, чтобы не поранить руки при подвеске котлов.
Крючок для подвески котла должен отвечать двум требованиям: свободно передвигаться по тросу и быть "ухватистым". Например, его можно согнуть из той же полоски металла, что пойдет на изготовление фиксатора. В рабочем, т.е. вертикальном, положении троса фиксатор рукой передвигается по нему вверх - вниз. При этом увеличивается или уменьшается петля с подвижным крючком, а значит, высота подвески котла. Если поднять фиксатор по тросу до упора - до горизонтальной веревки, то котел, соответственно, поднимется над землей на 1 метр.
При натяжении петли под весом котла с водой фиксатор изменяет свое положение (угол) относительно вертикально висящего троса, и надежно зажимает его (Рис. 3, 4).


Комментарии и дополнения

Изготовление костровой подвески zero [отправить сообщение], 27.01.2005
А если в фиксирующей пластине сделать пропил под углом, то можно обойтись и без крючка - котелок подвешивается в петлю, тросик заводится в пропил пластины и под весом котелка фиксируется на нужной высоте.Проще и экономим вес.
Изготовление костровой подвески штурман [отправить сообщение], 06.07.2007
нижний крюк надо делать глухим, а регулировку на верхней части майны, чтоб не жечь руки при изменении высоты навески. но, у нас вместо тросика, на майне стоят цепочки и 3 крюкчка- 2 сверху, один- снизу. ходим с такими уже лет 20.
Изготовление костровой подвески Deda [отправить сообщение], 26.09.2008
Легкая и технологичная конструкция подвески состоит из щелевого стопора изготовленного из проволоки 2-3мм. Щель образуется проволочной петлёй. Стопор крепится к тросу с помощью спирали, в которую закручен конец проволоки. Второй конец образует очко на входе в петлю. Такая конструкция стопора позволяет снимать его с троса. Навеска для котла делается из тросика на котором завязаны узлы. Эти узлы и фиксируются в щели стопора, для чего навеску пропускают в очко. Расстояние между узлами по вкусу. Регулировка высоты навески осуществляется одной рукой. 
Тонкости: 
-Узлы на навеске лучше всего -восьмёрки, не нарушают прямолинейность снасти.
-Самый практичный крючок на навеске - из трубки. Трубку от тормозной системы автомобиля надеть на конец тросика, сплющить, загнуть крючком. Одно из достоинств конструкции - бесшумность.
Изготовление костровой подвески прохожий [отправить сообщение], 03.04.2012
ну и статья, ничего не понятно, нет внятного описания устройства. Короче бред.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию