Снаряжение

7 августа 2019
Тип материала: Тест-драйв снаряжения
0 0 0

Первый год эксплуатации байдарки "Свирь-К" -  некоторые впечатления 

Автор - И. Слепцов

В декабре 2000 года я приобрел в "Тритоне" байдарку "Свирь-К" (каркасный вариант). Обошлась она мне в 9096 рублей (325 долларов). Уже тогда мне хотелось купить себе судно с усиленным винипланом на днище (по имевшимся у меня сведениям, была выпущена партия лодок с оранжевым дном, на которое шел виниплан 1200 - самый толстый и прочный). Однако, в "Тритоне" меня разочаровали, сказав, что в настоящий момент таких шкур они не шьют и не собираются пока этого делать. Боясь, что накопленные деньги растратятся по пустякам, я купил себе байду с желтой декой и синим днищем. 

Первая моя сборка этой байдарки продолжалась 3 часа. Удивительно бестолковая инструкция по сборке байдарки со множеством малопонятных таблиц и рисунков не смогла помочь мне сразу понять все хитрости сборки "Свири", поэтому до многого пришлось доходить своим умом. Вторая сборка заняла у меня 4 часа, отняв просто катастрофическое количество сил. Основной проблемой, с которой мне пришлось столкнуться при сборке, была невозможность обеспечения полной симметричности расположения шкуры на каркасе. Сначала, еще до замыкания замка кильсона, я долго старался поставить носовую и кормовую сборки как можно ровнее в шкуру (на это уходило до получаса времени), потом, когда наконец сборки были вставлены идеально ровно, следовал "залом" кильсона и замыкание его замка после натяжения оболочки. Стоило взглянуть на байду после этой манипуляции, как непроизвольно из меня начинали вылетать полуцензурные слова - шкура снова была перекошена. Приходилось начинать все сначала…

Третья сборка заняла всего полтора часа. К этому времени я уже сумел достаточно обдумать процесс сборки и отметить те места, на которые я затрачивал наибольшее количество времени. Такими местами являлись:

- повторное защелкивание трубок продольного набора в кницы после их вылетания (особенно часто вылетали стрингер и привальный брус из книц 4-го и 5-го шпангоутов; если это случалось после замыкания замка кильсона, когда шкура уже была натянута, то процесс постановки трубок на место отнимал просто огромное количество сил);

- процесс симметричной установки носового и кормового наборов в шкуру и повторная их установка при перекашивании шкуры после "залома" байдарки;

- надевание сидений на стрингера (тратилось время на то, чтобы попасть стропой в пряжку при уже установленном на место сидении);

- замыкание стрингеров и привальных брусьев (фальшборты замыкались просто идеально, наибольшие проблемы возникали при замыкании привалов - их приходилось так сильно оттягивать к центру байды и вверх, что просто страшно становилось).

Подумав, я принял следующие меры по ускорению сборки:

- после установки трубок продольного набора в кницы 2, 3, 4, 5-го шпангоутов места соединения сразу проматывались скотчем (только для стрингеров и привала);

- заранее застегнул стропы в пряжки на сидении (получилось несколько петель, которые я просто потом надеваю на стрингер при установке сидения на место);

- с замыканием трубок продольного набора все решилось просто - я наловчился это делать, благо что они не ломались от сильного изгиба).

Единственный важный этап, с которым я ничего не смог сделать - это симметричная установка шкуры на каркасе. 

Первое испытание байдарки произошло 29-го апреля на реке Гороховка в Ленинградской области. Погода была достаточно теплая, правда, вода была просто ледяной. Сборка байдарки заняла 50 минут (!). Никогда, ни до, ни после, мне не удавалось собрать "Свирь" так быстро и так хорошо - в тот раз все сразу село просто идеально. На подходах к реке, при движении по Алексадровскому и Пионерскому озерам, я успел сполна оценить динамику байдарки. Она была достаточно маневренной (хотя и менее маневренной, чем "Жук", на котором мне приходилось ходить до этого) и курс держала просто отлично (в отличие от "Жука", который так и норовит все время увильнуть в сторону при движении по открытой воде). Скорость байдарки тоже была вне всяких похвал. Во время похода, несмотря на мою неопытность, особых проблем с байдаркой не было. Шкура после сплава осталась абсолютно целой, повреждений каркаса не было. 

Следующие два похода были сделаны на выходных в конце мая и первых числах июня. Один из них снова проходил на озерах вблизи станции Куолемаярви, которые мы уже проходили во время пути к Гороховке (круговой маршрут - 10 км). Второй походик проходил по Выборгским шхерам от станции Прибылово до станции Щербаково (около 25 километров). Сборка байдарки здесь уже заняла больше времени, несмотря на очень теплую погоду и яркое солнце, значительно "смягчившее" шкуру. Главная потеря времени опять пришлась на установку шкуры на место. Опять возникали перекосы при замыкании кильсона. Наконец, после нескольких попыток, нам удалось собрать байдарку более-менее прилично. Еще одна проблема, которая имела место во время майского похода на Гороховку (жесткий материал, из которого сделаны "очки" байдарки, на холоде твердеет и не хочет разгибаться; а согнутым он оказывается из-за того, что при укладке шкуры в упаковку очко сгибается пополам), так вот, эта самая проблема в тепле оказалась вовсе не проблемой - на солнце "очки" стали очень мягкими и легко гнулись. Во время походов я продолжал приглядываться к динамике байды и опять остался ей доволен. Правда, лодка постоянно норовила забрать вправо, но к этому я быстро привык. Дело в том, что у меня после натяжения шкуры все равно оставались складки на носу байды, как раз справа - они-то, видимо, и тянули байдарку вправо. Повреждений шкуры в этих походах не было. 

Четвертый поход за лето пришелся на Вуоксу. Мы прошли из Отрадного через Пионерку и Веселую, Любимовское озеро в Лосево. Опять при сборке байда выматывала меня несимметричным положением шкуры. Опять понадобилось несколько попыток, прежде чем удалось поставить шкуру ровно, чтобы проклейки на днище легли на трубы продольного набора. Если же этого не сделать, шкура почти неминуемо будет повреждена при налете на камни, да еще и грузовой отсек не захочет закрываться. Мы прошли озеро Отрадное при достаточно сильном шторме - я снова порадовался прекрасной остойчивости "Свири". Порой мне вообще начинало казаться, что она не способна кильнуться. Маневренность на узких речках тоже была отличной. Правда, вскоре выяснился один незначительный недостаток - из-за близкого расположения гребцов в байдарке обзор у капитана сильно перекрывается спиной первого номера, да и при несинхронной гребле весла стучатся друг об друга. К обзору я вскоре привык, а грести мы очень скоро стали почти все время одновременно, даже во время резких поворотов. Иногда, все же, мне приходилось делать короткие дополнительные гребки там, где хотелось сделать один длинный, из-за боязни столкнуться веслами с первым номером. Но и к этому я тоже достаточно быстро привык. 

Во время похода шкура на байдарке продолжала перекашиваться и вскоре грузовой отсек вообще отказался закрываться. Случилось это на третий день, когда у нас была дневка. Я решил перебрать байдарку. Во время сборки оказалось, что я забыл замкнуть кильсон винтами. Винты остались лежать на травке в Отрадном, поэтому пришлось скреплять кильсон проволокой. Забегая вперед, скажу, что вскоре я понял - перекос шкуры во время похода вовсе не связан с незамкнутым кильсоном, он происходит и сам по себе, по непонятным пока для меня причинам. Бороться с перекосом можно двумя способами - если он очень велик, надо заново перебирать байду, а если перекос не превышает 2-3 см - можно попробовать его выправить. Делается это так - допустим шкура байдарки съезжает вправо, при этом все проклейки тоже уезжают с продольного набора вправо - надо открыть грузовой отсек слева, а справа, напрягая все силы на борьбу с перекошенной шкурой, закрыть его. В таком полуоткрытом состоянии надо оставить байдарку на ночь. Сам видел - перекос уменьшается, шкура потихонечку "ползет" на нужное место. 

В походе по Вуоксе после второй сборки байдарки проблем с ней больше не было. Мы проводили тренировочные оверкили, которые опять-таки подтвердили очень хорошую остойчивость лодки. Скорость байдарки была выше всяких похвал - нам удавалось почти все время держаться впереди. Маневренность в сочетании с хорошей устойчивостью на курсе позволяли не напрягаться на озерах и не нервничать понапрасну в протоках.

Лосевский порог мы проходили на груженой байде. Прошли чисто - первый мост у левого берега, второй - почти посередине. Между мостами зашли в улово у левого берега. Валы за вторым мостом мы пробили на хорошей скорости. Именно пробили, а не взошли на вал, как это сделали перед нами ребята на "Таймене". Байдарка просто прошила вал, не потеряв при этом управляемости. Юбку, правда, у первого номера сорвало, но воды мы набрали немного. 

После похода на Вуоксу повреждений шкуры и каркаса не было. Я съездил в "Тритон" и купил новых винтов для кильсона (5 руб/шт), взяв несколько про запас. На мой вопрос, что можно сделать с постоянно вылетающими из книц трубками продольного набора, сотрудник "Тритона" посоветовал подвязывать их веревочками. Совет, конечно, неплохой, но остается непонятным, почему он не указан в инструкции по эксплуатации байдарки?

В следующий раз, в июле, мы собрались на неделю на Ладогу. Прошли от Приозерска до Лахденпохья за шесть дней. Сборка прошла неплохо, шкуру удалось поставить на место со второго раза. Во время сборки я заметил интересную деталь. В инструкции по сборке "Свири" написано - для того, чтобы отличить носовую сборку каркаса от кормовой, надо учитывать, что трубки фальшборта носовой сборки длиннее трубок у кормовой сборки. Теперь же, во время сборки байдарки, я заметил маленькие маркировки "Н" и "К" на штевнях. Само собой, стало понятно, какая сборка является носовой, а какая - кормовой. Все бы было хорошо, но вдруг оказалось, что та сборка, на которой стояла маркировка "К", имеет более длинные трубки фальшборта. Возникла проблема - кому верить? Инструкции или собственным глазам? Я решил поставить эксперимент и собрать байдарку в соответствии с маркировками. Мне так понравилось больше, с тех пор я все время свою байду так и собираю (хотя, честно говоря, особенной разницы я не заметил).

По поводу хода "Свири" на Ладоге я ничего сказать не могу - в тот раз я шел на "Жуке". По отзывам девушек, оккупировавших "Свирь" в том походе, они были очень довольны. Я же был доволен "Жуком", на котором я шел в одиночку. Я уже успел отвыкнуть от его маневренности и теперь просто получал удовольствие. Что ни говори, а маневренность - великая вещь!

Поход на Ладогу также закончился для "Свири" удачно. Никаких повреждений в походе байдарка не получила. Надо заметить, что и шкура в этот раз не перекашивалась, разве только чуть-чуть, едва заметно.

Настоящим испытанием для "Свири" явился поход на Мсту в августе. Шли от Вышнего Волочка до Боровичей. Воды в этом году было очень мало, так что мы смогли прочувствовать каждый камень на дне. До Опеченского Посада никаких интересных мест не было, разве только встретилось около десятка перекатов и одна-две шиверы. После Опеченского Посада, пройдя небольшую шиверу, мы вошли в Малый Порог, в котором воды было действительно очень мало. Порой в некоторых местай было трудно даже наметить траекторию движения - повсюду были камни. Один раз мы сели брюхом очень даже крепко, пришлось вылезать и снимать байду с камня. В остальном было несколько скользящих касаний камней шкурой. Главный слив Большого порога прошли чисто, но на одной из последующих ступенек сели крепко, долго не могли снять байдарку, потом все же удалось спихнуть ее веслами на струю. Когда вечером я стал рассматривать оболочку, моему взору предстали четыре дырки, две - точечные, две - около 0,5 см в диаметре. Все они были в проекции шпангоутов, там же локализовались и основные потертости. Утром я заклеил дырки и обнаружил еще одно повреждение - отломился крючок узла соединения 4-го шпангоута с кильсоном. Сразу оговорюсь, что эта деталь изначально вызывала у меня наибольшие опасения, а вот теперь они подтвердились. Могу заявить со всей ответственностью, что никаких сколько-нибудь серьезных ударов байдарка в этом походе не получала. Волоков тоже не было, так что нагрузка на каркас была самой умеренной. 

Поломанная деталь не ослабила каркас, и на следующий день мы без новых повреждений добрались до Боровичей, пройдя Лестницу, Еглу и великое множество шивер и перекатов, порою совершенно безводных. 

К концу похода подтвердилось еще одно мое опасение касательно "Свири". Дело в том, что охватывающие трубки продольного набора пластиковые кницы достаточно сильно выпирают через шкуру. Логично задуматься - а не будут ли они эту самую шкуру со временем протирать. Отвечаю - будут. У меня уже почти протерли (особенно кницы 1-го шпангоута). Аналогичные проблемы были и у еще одних пользователей "Свири", с которыми мне удалось переговорить на Вуоксе. Они ходили на своей байде в спокойные походы и у них за три года не было ни одного дефекта шкуры, за исключением участков, протертых кницами. Пришлось заклеивать дыры, после чего они путешествуют до сих пор и в целом байдаркой довольны.

Когда я вернулся домой и стал детальнее рассматривать каркас, обдумывая планы замены части пластиковых деталей на дюралюминиевые, мне бросилась в глаза еще одна деталь - пластиковые узлы, фиксирующие поперечины на кильсоне, начали трескаться. Видимо, трещины начали появляться из-за изгибания кильсона при заломе байдарки. Как они себя поведут дальше - пока не знаю, но трещины выглядят очень недобро, их длина уже достигла почти полутора сантиметров. 

Итак, пора подвести итог. Какое же мнение у меня сложилось после первого года походов на "Свири"? Прямо скажу - неоднозначное. Не могу сказать, что я недоволен - уж больно хороша динамика байдарки. Но в то же время проблемы с каркасом внушают большие опасения касательно его состояния в будущем. В том виде, в котором каркас выпускается в настоящее время, он не будет страдать излишней долговечностью - это ясно. Зато шкура может оказаться поистине "долгожительницей" (надеюсь, что ей в этом помогут прекрасно себя зарекомендовавшие пластиковые проклейки по стрингерам).


Завершаю свой небольшой отчет кратким анализом имеющихся проблем и моим взглядом на пути их решения.


Параметр

Длина - 5,0 м. Ширина - 0,85 м.

Оценка 

Средние размеры, не ограничивающие возможностей байдарки. Практически - универсальный вариант.

Недостатки

Считаю, что их нет. 

Доработки 

Не требуются


Параметр

Вес -23 кг (у каркасной модели) 

Оценка

Вес с одной стороны невелик, а с другой - и не очень мал. Тонкостенные трубки каркаса позволяют уменьшить массу, но толстая шкура в сочетании с пластиковыми проклейками не дает уменьшить вес менее 20 кг. 

В принципе, вес вполне нормальный. 
Доработки
 

Не требуются


Параметр

Материал шкуры (дека - виниплан 900, дно - виниплан 1000-1200).

Оценка

Достаточно прочная шкура, выдерживающая значительные нагрузки. Различные расцветки позволяют выбрать судно по вкусу. Я бы предпочел иметь байдарку с более толстой тканью на днище, несмотря на неизбежное повышение общей массы судна. Мне показалось, что незначительные повреждения шкуры возникают очень легко. Дырок почти не бывает, но потертостей достаточно много (легко снимается первый слой пластика до плетеной основы). 

Доработки

Практически все повреждения локализуются в проекции шпангоутов. Это связано с недостаточным натяжением шкуры и отсутствием пенополиэтиленовой прослойки между каркасом и шкурой. Для начала хочу посоветовать выбирать себе судно с толстым глянцевым винипланом на днище - он ведет себя гораздо лучше, чем "шершавый". Совершенно необходимо ввести в конструкцию байдарки прокладку из "пены", хотя бы 5 мм толщины. Это улучшит натяжение шкуры и защитит ее от продиров при прижатии к шпангоутам. Я собираюсь сделать еще дополнительное "смягчение" шпангоутов, обклеив их пенополиэтиленом (сейчас в строительных магазинах можно свободно купить пенополиэтиленовые оболочки для труб, которые практически идеально подходят для этой цели).


Параметр

Материал каркаса (тонкостенные дюралюминиевые трубки различного диаметра).

Оценка

Тонкостенность трубок, естественно снижает их прочность, но и одновременно экономит массу судна. Вместе с тем диаметр трубок очень хорош - слишком тонких элементов нет вообще. Различие в сечении трубок не дает собрать каркас неправильно - если собирать не по инструкции, не соберешь вовсе. Я все же предпочел бы чуть более прочные трубки - боязно как-то. 

Доработки

Менять пока нечего, хотя считаю нужным посоветовать всем иметь в ремнаборе втулки для трубок всех имеющихся диаметров - это сильно облегчит возможный ремонт.


Параметр

Способ соединения трубок продольного набора (через пружинную "пуговку").

Оценка

Облегчает сборку, хотя при разборке каркаса зачастую пружинки заедают. Главный недостаток - недолговечность. Я за этот год сменил уже 3 штуки (стоят они, правда, копейки, но возить с собой запас надо обязательно). 

Доработки

Либо разработка нового стыкующего устройства, либо (что предпочтительнее) - повышение качества ныне производимого. А вообще - можно ничего не менять, это не доставляет особых проблем.


Параметр

Пластиковые узлы соединения трубок.

Оценка

Хотел бы написать - "ускорение сборки", да не могу - из-за того, что трубки продольного набора постоянно вылетают из пластиковых книц, их приходится проматывать скотчем. В итоге времени тратится намного больше, чем на сборку любой из известных мне байдарок. То, что написано в инструкции (40 минут на сборку) - не более чем мечта, в повседневной жизни практически неосуществимая. Готовьтесь тратить не менее часа-полутора, а то и больше. Вот здесь напишу побольше. Пластиковые кницы - главный недостаток всех байдарок фирмы "Тритон", причем очень значительный недостаток. Несмотря на все уверения производителей, что пластик держит хорошо и весьма долговечен, уже первые походы на байдарке убеждают в обратном. Пластик ломается, порою без приложения какой-либо значительной силы, пластик уже после двух-трех сборок перестает нормально удерживать трубки, пластик рвет шкуру своими выступающими частями. Переход на пластиковые детали обусловлен не желанием упростить сборку, а, скорее, стремлением тритоновцев максимально удешевить и механизировать сборку. Надо сказать, что в том виде, в котором каркасы выпускаются сейчас, они нежизнеспособны (по моему мнению, конечно). Если хорошо приглядеться, то можно заметить, что шпангоуты "Свири" состоят из двух ветвей (верхней и нижней), скрепленных между собой угловой пластиковой деталью. Нетрудно догадаться, насколько прочность такой конструкции ниже прочности цельнометаллического шпангоута, и что будет в случае перелома хотя бы одной из угловых пластиковых деталей шпангоута. 

Доработки

В настоящее -время я считаю совершенно необходимым замену как можно большего количества пластиковых деталей на дюралевые (чем и собираюсь заняться этой зимой). В первую очередь требуют замены узлы крепления шпангоутов к кильсону - они являются самым слабым звеном. Затем постараюсь заменить узлы крепления трубок крышки грузового отсека и кницы, удерживающие стрингера.


Параметр

Конструкция "очков" (пластиковая окантовка посадочного места с пазом для закрепления юбки). 

Оценка

Достаточно надежно держит юбку, не давая ей соскальзывать. В походе на Гороховку юбка выдержала удар стоячих валов в первом пороге, однако после встречи с одним из валов в Лосево она все же слетела. На Мсте в порогах случаев слетания юбки не было. Мне приходилось слышать жалобы, что резинки тритоновских юбок порою бывают настолько тугими, что их - даже вдвоем - невозможно надеть на бортик очка. У меня подобных проблем не было. После некоторой тренировки можно совершенно спокойно "задраиться" самостоятельно. В походе на Вуоксу у одного из наших ребят разорвалась резинка в совершенно новой тритоновской юбке. Оказалось, что разошлась металлическая клипса, которой соединяют концы резинки. К чести тритоновцев, замену они произвели безропотно. Еще один плюс - размер "очков". Залезать удобно, при небольшом росте можно даже согнуть колени. При оверкиле байдарка покидается очень легко. Одним словом - "очки" мне понравились. Пластиковая окантовка "очка" очень подвержена действию температуры - на морозе она "дубеет" и почти перестает гнуться, на жаре становится мягкой и пластичной. У меня после первого года использования байдарки уже появились трещины в месте изгибания пластикового обода. От изгибания пластика не уйти, иначе шкуру сложить невозможно (я пытался что-нибудь придумать, но все мои варианты оказались очень неудобными). Я прогнозирую перелом очка где-то на конец следующего года. 

Доработки

Изменения конструкции шкуры для того, чтобы при ее укладке очки не надо было сгибать пополам, либо выбор другого материала для "очков", либо изготовление специальной мягкой вставки для места наибольшего перегиба обода "очка".


Параметр

Матерчатые сидения.

Оценка

Очень удобная вещь, позволяющая даже в протекающей байдарке сидеть в сухости. Меньше устаешь во время похода. Правда, сиденья сшиты так, что горизонтальная их часть имеет уклон кпереди, в результате чего постоянно сползаешь вперед. Спинка не препятствует контакту спины и сзади стоящего шпангоута, что приводит к потертостям на спине. 

Доработки

С уклоном сидений кпереди я боролся подкладыванием под них двух спасконцов и сидушки. После этого сиденье принимало нормальные очертания. А под спину приходилось подкладывать сидушку.


Параметр

Петли на шкуре для крепления обвязки.

Оценка

Сшиты хорошо, особых претензий к ним у меня нет. Нет специальных пазов для крепления носовой и кормовой петель обвязки. 

Доработки

Единственное "но" - я все равно считаю нужным размещение на носу и корме байды двух петель, обхватывающих каркас, к которым потом можно будет крепить продольные стяжки (а их, в свою очередь, можно будет пропустить через пришитые к деке петли). За носовую и кормовую петли можно будет привязать спасконец в случае экстренного выдергивания байдарки из какого-либо неприятного места. В этом году я петель не делал, но без них нагрузка с передается на шкуру байдарки (изначально петли для крепления обвязки на носу и корме судна пришиты к шкуре). Это чревато разрывом оболочки. Петли помогут передать усилие на каркас, которому почти наверняка ничего не будет даже при воздействии больших нагрузок.


Параметр

Пластиковые проклейки на шкуре. 

Оценка

Одна из основных "фишек" тритоновских байдарок. У меня после первого года все полосы проклейки покрыты сетью мелких и крупных царапин. Без проклейки я совершенно точно получил бы как минимум в два раза больше дырок на шкуре, чем у меня есть сейчас. Очень, очень удобная и нужная вещь. Проклейка немного затрудняет укладку шкуры, но я готов мириться с этим недостатком ради сохранности шкуры. 

Доработки

Никаких доработок не требуется. Слухи о том, что проклейка уже через год начинает отваливаться, на моей байде оказались туфтой - я проверял, никаких дефектов нет.


Параметр

Открывающийся грузовой отсек. 

Оценка

Возможность быстро открыть грузовой отсек значительно облегчает загрузку байдарки. На открытие грузового отсека уходят считанные минуты. Укрепление открывающейся зоны "липучкой" почти полностью предотвращает попадание воды в грузовой отсек. Вместе с тем, пластиковые узлы крепления трубок грузового отсека достаточно быстро разбалтываются. У меня уже с четвертого похода появились случаи самопроизвольного открытия грузового отсека во время движения. Иногда, при очень высокой и крутой волне, вода просачивалась в грузовой отсек сверху. 

Доработки

Необходимо либо провести замену пластиковых узлов крепления трубок грузового отсека на более надежные, либо фиксировать края трубок стропой или шнуром.


В качестве дополнения к вышесказанному хочу кратко описать свой опыт эксплуатации других изделий фирмы "Тритон", которые мне довелось эксплуатировать в этом году.

Юбки. Мои юбки сделаны из ультрекса, и в целом я ими доволен. Цена их несравненно ниже неопреновых аналогов. Вода через юбки практически нигде не просачивается, швы проклеены надежно. Единственное "но": при ударе воды сверху юбки иногда выворачивается тубусом внутрь (естественно, что в этом случае вся вода оказывается внутри судна, несмотря на то, что резинка юбки с очка не слетела). Для того, чтобы избежать подобных вещей в будущем мне пришлось ввести в конструкцию юбки некоторое усовершенствование. К верхнему краю тубуса (там, где крепится "липучка") я пришил стропы, которые перекидываются через плечи и застегиваются на пряжку. Для того, чтобы стропы не съезжали с плеч вниз, к спасжилету пришиты специальные петли из той же стропы. В случае экстренного покидания лодки сорванная юбка остается на теле гребца, не съезжает на ноги и не мешает плыть. 

Весла. Этим летом я пользовался стеклопластиковыми веслами - на полиэтиленовые не хватило денег. Весла в целом неплохие, если ходить с ними по озерам или рекам с малым количеством камней. Я был в восторге от весел все лето, пока в походе на Мсту не треснули три из четырех имеющихся у этих двух весел лопастей. Не виню в этом производителей - меньше надо было от камней отталкиваться веслами. Теперь придется все же купить себе полиэтиленовые весла - что ж, скупой платит дважды. 

Гермоупаковки. Этим летом я использовал упаковки на 70 и 25 литров, а также бокс для видеокамеры. Гермами на 70 литров я доволен - до сих пор нет ни одной течи. Хотя по опыту моих товарищей хочу сказать - не надо сильно дергать за фастекс при закрывании гермы (материал гермы может разорваться). Бокс для видеокамеры мне также очень понравился - мы в нем возили не только несколько фотоаппаратов, но и фонарь, карты и распечатанные описания маршрута. Единственное, что хочется отметить - тщательнее проверяйте боксы при покупке на предмет герметичности. Не поленитесь надуть его, задраить и потом проверить, не травит ли где-нибудь воздух. Тот бокс, что я купил, был четвертым из тех, что я мог купить - первый из купленных травил просто безбожно (я заметил это только дома), второй из боксов, предложенных мне продавцом на замену, был забракован прямо на прилавке (тоже травил), с третьим была та же история, а вот четвертый оказался целым. С ним мы и прошли бок о бок все лето. Я очень им доволен и советую всем обзавестись такими же - исключительно удобная вещь. Теперь о гермах на 25 литров. Вот кем я недоволен просто категорически - из двух купленных мною гермоупаковок обе начали расклеиваться по швам в первом же походе. Сейчас я даже не знаю, как их ремонтировать - похоже, что днище гермы уже почти готово вывалиться. Видимо, надо будет покупать новые. Совет же мой будет таким - берегите чеки, ребята, и не ленитесь сразу же обменять начинающие расклеиваться гермы (я поленился это сделать после первого похода, а зря - теперь уже претензии предъявлять позно).

Спасжилеты. Претензий к спасам у меня нет (я купил себе "Турист"). Хочу упомянуть об одной небольшой ошибке, которую я допустил при выборе спасжилета. Несмотря на мой немаленький рост (187 см), купленный мною жилет размером XL оказался мне велик (и от друзей немалого роста я слышал о такой же ошибке). Теперь придется перешивать и укорачивать его. Мне кажется, что самым универсальным размером является L - он подходит и моей жене, которая значительно меньше меня в размерах, и мне. Единственное, что надо будет доделать - это пришить на груди карман для ножа и еще один - для непромокаемой упаковки со спичками. Кому-то это может показаться излишним, но я считаю, что о технике безопасности забывать нельзя.

Спасконцы. Я приобрел себе две штуки и вполне ими доволен. Шнур плавает очень хорошо, прочен (мы сдергивали им в этом году "Жука" с камней и никакиз проблем с ним не было), легко заметен на воде. Сама "морковка" яркая, прочная. В плане доделки стоит лишь один пункт - зацепить за хватательную петлю карабин без муфты (он может пригодиться для того, чтобы цеплять им перевернутое судно).


Понимая, что высказанные здесь мнения весьма неоднозначны, предлагаю всем желающим обсудить этот вопрос в форуме. Как говорится, в спорах рождается истина... 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию