Снаряжение

7 августа 2019
(Москва)
Тип материала: Тест-драйв снаряжения
0 0 0
Итоги трех сплавов по паводковым рекам Тульской области.
Апрель 2003 г.


Информация о байдарке "Ватерфлай"

Я за свою жизнь прошел немало рек в то время, когда весенняя вода, взломав лед, переполняет узкие русла и буйным потоком несется среди затопленных кустов не разбирая дороги и не останавливаясь ни перед какими преградами.
Много всякого встречалось в эти короткие вылазки на "коричневую воду". Были легкие прогулки с женой по бурному, но чистому потоку, были классические "кили" под наклонными бревнами, были ледовые завалы, заставляющие собирать лодки и уходить с маршрута, были дырочки в левом борту уже через тридцать метров после старта.
Иногда приходилось впрягаться в упряжку и вдесятером выволакивать из пульсирующей пучины Вашаны переломанные могучим потоком останки "Салюта" ради его почти нетронутой шкуры. Приходилось прерывать поход после экстремального самосплава в спасжилете на длинную дистанцию, после которого уже не было моральных сил вновь садиться в байдарку.
В итоге, к своим 45 годам я с большим пиететом отношусь к этим тихим рекам, незаметных летом среди густого прибрежного ивняка, хорошо представляя себе, какая внутренняя мощь может скрываться в их упругих весенних потоках.
Слова "слалом среди затопленных лозин", "навал на прибрежные кусты" для меня отнюдь не пустые звуки. Все эти прелести испытаны на своей шкуре и шкуре своей вечной спутницы в этих адреналиновых походах - "Таймене"-двойке. Причем, неизвестно, какой шкуре досталось больше…
К чему я веду этот разговор? Думаю, что многие могут похвастать не меньшим количеством своих подвигов и рассказать не менее страшные истории, связанные с покорением Вашаны, Льняной, Капши и прочих водных капилляров, имеющих в своем названии одно и тоже прилагательное - "паводковых" рек.
Ото всех остальных смелых покорителей весенних рек меня, на сегодняшний день, отличает только одно, но весьма существенное, обстоятельство. Я имел счастье пройти в этом году три реки разной степени сложности в период паводка на надувном каяке "Ватерфлай".
После такого исторического экскурса я вынужден откровенно заявить - "Ватерфлай" развращает. Развращает полностью и окончательно. Развращает чувством вседозволенности и прощения любых мыслимых и немыслимых ошибок пилотирования.
Влетая в бурлящий перекат, хвост которого уходит за поворот, у меня уже не захватывало дух от неизвестности того, что прячется там, за темными кустами. В отличие от изрядно побитого хлопца в надоевшей рекламе, который в сумеречном состоянии души помнит только о входящих звонках, я, находясь в здравом уме и трезвой памяти, твердо знал одно - такой поток меня не перевернет.
При навале на дерево струя бессильно ныряет под высокие борта "Ватерфлая". Поток с носа или кормы ещё менее страшен из-за их крутозадранных обводов. Если поток нес меня на частокол деревьев, то я просто искал впереди "ворота", шириной чуть больше метра. Только, чтобы каяк мог втиснуться. "Ватерфлай" позволял мне не заботиться о кренах и удержании дна к потоку. Все проблемы моей безопасности он брал на себя.
Стоя на узком бревне посреди реки и перетащив через него каяк, у меня не было проблем с тем, как стартовать с такой, мягко говоря, неудобной точки. Отсутствие "очка" позволяло мне, спрыгнув с бревна на надувное дно танцующего на струе "Ватерфлая", вольготно распорядиться его открытым кокпитом. За остающиеся до следующего препятствия несколько метров чистой воды я успевал удобно устроиться "в седле" и начать активно работать веслом.
Некоторые ортодоксы, наверняка, упрекнут меня в опошлении основных принципов спортивного сплава. Подумаешь, могут сказать они, на надувнушке любой "чайник" сплавится в режиме "плывем г-ном". (Замечу, что здесь речь идет, отнюдь, не о сокращении слова "господин"!).
Так вот, могу совершенно квалифицированно заявить всем скептикам, что с точки зрения своего поведения в струе, а именно, маневренности, "Ватерфлай" практически не уступает никакой другой лодке, сплав на которой не вызывает саркастической усмешки, в том числе на "Ласточке-1", традиционных пластиковых и каркасно-надувных каяках.
При приблизительно равной маневренности, "Ватерфлай" в силу своих конструктивных особенностей, имеет на порядок большую степень пассивной безопасности. Не думаю, что это должно вызывать у потребителя чувство собственной ущербности. Ведь никто, в сущности, не додумается подвергать осмеянию достижения современных прыгунов в высоту или с шестом, приземляющихся на толстый-толстый слой поролона, цедя сквозь зубы:
- А Брумель-то, на песочек прыгал...
Искренне восхищаясь способностью Валерия Брумеля и Роберта Шавлакадзе приземляться с более чем двухметровой высоты на заботливо взрыхленный песочек, никому в голову не придет останавливать прогресс и заставлять современных прыгунов "фоссбери-флопом" возвращаться к давно забытому "перекидному". А то ведь и достижения Бубки можно дезавуировать, заставив его взять в руки архаичный бамбуковый шест, наложив вето на фибергласс. Мол, надо быть ближе к истокам, к природе…

Мне, порой, и самому было неудобно перед самим собой за ту легкость прохождения таких "загогулин", одна мысль о преодолении которых на "Таймене" или пластиковом "Данцере" не пришла бы мне в мозг, даже изрядно возбужденный смесью адреналина и авантюризма. Продравшись через очередной завал или проскользнув мимо очередного древа, предательски склонившегося над мутной струёй, я задавал себе вопрос:
- Акак бы это все выглядело, не будь подо мной оранжевого "Ватерфлая"?
Я уже не возвращаюсь к теме, подробно разжеванной в очерке о походе по реке Восьме, где я достойно оценил удобство "Ватерфлая" при обносах, совершаемых чаще всего совершенно варварским способом. Это были, скорее, не "обносы", а "волоки" в прямом смысле этого слова. На Выпрейке, правда, я чаще всего жалел своего "конька-горбунка" и взгромождал его на плечо, либо приподнимал за место крепления коленных упоров.

Описывая "Ватерфлай", я не мог отделаться от мысли, что лодку с подобными качествами я уже где-то видел. Вспомнил! В середине 70-х годов один из ведущих тульских туристов-водников Александр Сеничкин, в своем кругу до сих пор именуемый Смитом, разработал и создал уникальную на тот момент конструкцию, вошедшую в историю под названием "лодки Смита" или, проще, "Смитовки". Лодка оказалась настолько удачной, что во множестве копировалась любителями экстремальных водных походов, благо её конструкция была подробно описана в популярном тогда альманахе "Ветер странствий".
"Лодка Смита" представляла собой корытообразный каркас из дюралевых труб, зауженный к носу и корме. К нему снизу капроновыми шнурами крепились 4 надувных баллона - два ближе к левому борту, два ближе к правому. Фактически, получался компактный и жесткий катамаран-двойка с плоскими гондолами. У первых версий "смитовок" нос и корма практически не выступали из плоскости лодки, но у усовершенствованных моделей были уже приподняты.
Гребцы (или гребец) садились на гермы друг за другом, как в обычной байдарке, и гребли байдарочными веслами. Лодки Смита обладали теми же основными особенностями, что ныне демонстрирует "Ватерфлай" - отменную живучесть при контактах с препятствиями, жесткость всей конструкции, высокую остойчивость и эффект "самоотливного дна".
На "смитовках" были пройдены маршруты самых разных категорий сложности - от половодной Вашаны до категорийных Чуи и Катуни.
"Ватерфлай" удачно занял ту же нишу, обойдясь без металлического каркаса. Использование более современного материала "Ferrari", позволяет обеспечивать требуемую жесткость лодки за счет сильной подкачки баллонов.

Потратив столько места и Вашего времени на описание своего оранжевого друга, я вынужден во всеуслышание заявить, положив руку, за неимением Библии, на потрепанный том "Рек Азиатской части СССР", что я так восторженно пишу о "Ватерфлае" совсем не потому, что отрабатываю этим спонсорский взнос компании "Тайм-Триал" в реализацию моего проекта "Малые реки Тульской области".
Я откровенно рад, что мне для тестирования достался такой удачный вариант сплавной лодки. Поверьте, что если бы её качества не удовлетворяли меня - я бы с такой же занудностью расписывал бы свои негативные ощущения, поскольку, формально, никак не завишу от спонсоров. Слава Богу, своих байдарок и каяков хватает. В гараже не помещаются.
Какие-то летние однодневные походы я, скорее всего, даже буду совершать на пластиковом "Данцере", оценочно имеющего чуть большую скорость на спокойной воде. Учитывая, что для одно-двухдневного похода не требуется много снаряжения, этот вариант вполне удобоварим. Но когда речь встанет хотя бы о недельном походе - вопрос будет однозначно решен в пользу комфортабельного "Ватерфлая".
Чтобы уж быть совсем объективным, попробую описать одно свойство "Ватерфлая", которое, формально, должно быть отнесено к отрицательным. Высоко задранные нос и корма, а, чаще всего, именно выступающие "ручки для переноски", создают трудности для пролезания под бревнами. Если нос ещё можно воткнуть под бревно с разгона, то выцарапывать корму, плотно зацепившуюся за препятствие, иногда бывало совсем непросто. Но и тут спасала высокая остойчивость лодки, когда можно было, не особо заботясь о последствиях, добраться до кормы и вручную отцепить судно.
Вот, пожалуй, одно из немногих отрицательных качеств каяка, которое органично проистекает из его же положительного свойства - задранный нос позволяет легко всходить на валы, не зарываясь в них. Наверное, конструкторам можно подумать о том, как, без ущерба для ходовых качеств, уменьшить высоту кормы.

Михаил Трусков

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию