Полезное в библиотеке

Год издания: 2009
Автор: Артур Миханев

Человек, впервые идущий тайгу, порой даже не представляет, с чем ему придется столкнуться. Летом 2009 года я собирался пройти от Кизира до Кинзелюкского водопада - около 40 километров по тайге. Мне удалось одолеть только 15 - после чего я повернул обратно и вышел из леса буквально "на бровях". Осмыслив произошедшее, я решил изложить свой "поход" в виде советов, которые должны помочь таким же новичкам, как я…

Бурелом (ветровал, чертолом). Лежащие на пути стволы диаметром от 50 см. до полутора метров. Отнимают очень много сил на перешагивание-переползание-перетаскивание вещей. Встречается многослойный бурелом, когда стволы лежат друг на друге в несколько ярусов. Бурелом может тянуться на сотни метров - поэтому такие участки лучше обходить, а не упорствовать в "танковом" преодолении. Скорость передвижения по бурелому порой может падать до нуля. Так что зачастую бывает разумнее потратить час на обход, чем три часа ломиться сквозь кладбище деревьев…

Очень рискованно идти по бурелому в дождь. Покрывающий деревья мох и без того легко срывается под ногой - а влажные стволы вообще становятся западней. Ведь кругом много острых сучьев - представьте, что случится, если вы рухните на один из них, да еще с тяжелым рюкзаком. Кстати, опасен не только мох, но и кора - особенно у пихты - она мгновенное "едет" под ногой. Так что, если придется карабкаться по стволам - нащупывайте ногой надежную опору.

Кстати, о сучьях. Не советую на привале с маху садиться на соблазнительно мягкий моховой покров упавшего дерева. Я себе пару раз чуть простату не проткнул острыми сучками, спрятавшимися подо мхом.

Тропинки (затески). Спасение любого новичка. Ищите их, не жалейте сил и времени - поиски окупятся сторицей! Ведь тропинку проложил человек, прекрасно знающий местность. И пусть порой тропа высоко забирается или начинает петлять - она идет самым легким путем. Поэтому, если вдруг вы потеряли тропинки или затески - лучше сбросьте рюкзак и без суеты попытайтесь найти их продолжение. Особенно это касается пропиленных троп - уж они-то явно не случайны и просто так исчезнуть не могут.

Обувь. Обязательно проверьте свою обувь под нагрузкой где-то за месяц до похода! Я с успехом использовал в путешествиях обычные сапоги - а на косогорах Кинзелюка стер ступни буквально через 10 километров. И хотя я вовремя почувствовал неладное, наложил пластырь и тугую бинтовку - положение это уже не спасло…

Шест (посох, батожок). Необходимейшая вещь в тайге. Я с успехом использовал в качестве шеста алюминиевое весло со снятыми гребями. Кто-то берет лыжные палки, кто-то вытесывает батожок из деревца - но в любом случае вещь это незаменимая (особенно при движении по бурелому)

Броды и переправы. Если брод широкий, да еще вода выше колена - использовать шест обязательно. Им же страхуешься, когда проходишь по стволу над ручьем. Хотя иногда есть такие стволы, что просто не рискуешь на них становится - и вот тогда нужно не жалеть времени в поисках новой переправы. Обычно она находится быстро - так что не рискуйте, если брод не внушает вам доверия.

Высокотравье. Главная трудность состоит в том, что высокая трава напрочь скрывает ямы и упавшие деревья. Это и замедляет движение - так-то идти не очень трудно, но вот когда с разгону налетаешь на поваленный ствол… И еще: в высокотравье нужно вести себя шумно, чтобы вовремя дать знать о себе медведям.

Раны. Не знаю - может, я просто не умею ходить, но уже в первый день сбил себе голени и распорол ладони. Поэтому на будущее я сошью нечто вроде защиты на походные штаны и буду использовать перчатки со срезанными пальцами. Ну и конечно не забуду про защитный и питательный крема - оказывается, их в походе много не бывает.

Обезвоживание. В этом походе я впервые узнал, что одежда, и правда, может вымокать от пота так, что ее "хоть выжимай". При этом речь шла о суровой энцефалитке! Пил я очень часто и помногу, а вот в туалет ходил редко и помалу. Очень много воды выводится вместе с потом. Поэтому я взял с собой "Регидрон" - порошок, который применяется при обезвоживании. Безусловно, нужная вещь. Это смесь солей, которых так не хватает организму при длительных нагрузках. Благодаря ему, не нужно глотать лишние литры воды.

Монотонность. Это важный психологический фактор, который нужно учитывать новичкам. Представьте: вы идете час, два, три - а перед глазами все тот же зеленый полог. Нет никаких ярких ориентиров, которые могли подбодрить - мол, вот уже немного осталось. Помню, как я в отчаянии возопил в финале пешки - "Ну, хоть какой-нибудь знак о Кизире!". И тут же услышал плеск волн - оказывается, до реки оставалось не более 15 метров, но я ее просто не видел за деревьями…

Тренировки. Да, тренироваться перед походом нужно. Но как? Считаю, что главное - это развитие выносливости. Лучше средство - бег на длинные дистанции (да еще с небольшим грузом за спиной). Если ожидается пересеченная местность, можно потренироваться с полным рюкзаком, поднимаясь на сопки, скалы или просто на последний этаж дома, в котором вы живете. Мне такая тренировка явно пошла на пользу - во всяком случае, в походе определенные группы мышц уже не так болели.

Медведи. Я взял с собой петарды, ну и периодически давал знать о себе голосом. Но тут нужно учитывать направление ветра. Помнится, однажды я прокричал что-то жизнерадостное от избытка чувств - а через 15 минут вышел из-за поворота к медведице с медвежонком. Оказывается, в мою сторону дул сильный ветер…

Использовал и еще один совет - лагерь разбивал на более-менее открытой местности, а герметично упакованные продукты на ночь относил подальше и подвешивал на дерево. Ну и обходил лагерь по кругу: где рукой ветку заломаю, где пописаю…

Камни. Мне они попались в лесу лишь пару раз. Но запомнились - покрывающий их мох срывается под ногой в доли секунды. Не остается даже мгновения на то, чтобы сгруппироваться и избежать падения.

Подножия хвойных деревьев. Они обычно свободны от густого сплетения кустов и упавших сучьев. Так и тянет пройти по этой ровной, усыпанной золотой хвоей площадке… Но зачастую ты проваливаешься "по самое не хочу", попав между корнями дерева. Причем вероятность травмы здесь реально высока - так что, будьте аккуратнее.

Ольховник. Сплетенные ветки этого дерева порой становятся просто проклятьем для идущего. И если уж вас угораздило попасть в заросли - позаботьтесь о том, чтобы ваш рюкзак был как можно ниже и уже. Чем меньше вы цепляетесь за ветки - тем быстрее выберетесь на чистый участок.

Спички. Поддался рекламе - купил "Охотничьи спички" в большой коробке. Они бывают двух видов: из прессованных опилок и картона. Но и те, и другие не идут ни в какое сравнение с обычным сухим горючим. А последнего иногда можно использовать всего полтаблетки, если погода хорошая.

Тонизирующие и успокаивающие средства. В качестве первых я использовал сахан-даля (рододендрон Адамса) и настойку элеутерококка. Только нежелательно их употреблять ближе к ночи - сердце и без того бьется, как загнанное, не давая уснуть. Для этого случая я прикупил валерьянки и настойки пустырника… но даже они не всегда помогали. А расслабится перед сном необходимо - поэтому пусть каждый подбирает себе эффективное успокоительное средство индивидуально.

Питание. Удивительно - но при интенсивных нагрузках может пропасть аппетит. Порой мне приходилось просто заставлять себя съесть кусочек шоколадки. А за спиной мертвым грузом висело 11 килограмм продуктов - тушенка, консервы, паштеты…Так что мой совет - делайте упор на легкие и калорийные продукты типа быстрых каш, сухого молока, изюма, фруктозы и т. д.

Комары, оводы, гнус. Пока идешь - вроде, не сильно досаждают. Но стоит остановиться - и нормальный отдых становится проблемой. Я взял с собой в тайгу три средства от гнуса - больше всего понравился спрей "Рафтамид". Во-первых, им удобно пользоваться, во-вторых, он действительно эффективен. Конечно, есть и другая сторона медали - он достаточно агрессивен, поэтому перед применением стоит смазать кожу каким-нибудь защитным кремом. И еще - при интенсивном использовании одного баллончика хватает только на неделю.

В заключение хочу воздать оду "Фумитоксу". На привале я клал пластиночку в консервную банку и придвигал поближе к костру. В избушках ставил пластинку на горлышко керосиновой лампы или рядом со свечкой. А вот дымная спираль - плохое средство на открытом воздухе, потому что струйка тоненькая, и комары на нее внимания не обращают.

Фотографии:

1. Вот так выглядят руки после 5 часов прорыва через бурелом.3. Обманчиво ровная площадка у корней кедра таит под собой межкореневую яму.4. Наглядный пример высокотравья.5. Тропа такого рода просто так исчезнуть не может.6. Хорошая тропа.7. А вот тут тропу нужно угадывать.8. А здесь она совсем пропала…9. Свежая затеска (правда, не очень большая, сделанная на всякий случай).10. Старая, заросшая затеска.11. Вот он - злополучный ольшаник.12. Вот он - злополучный ольшаник.13. Сбитые голени ног - результат первого прохода через бурелом.14. Начинается высокотравье…15. Впереди - буквально в пятнадцати метрах - Кизир. Но за деревьями его не видно…16. Иногда упавшие стволы невелики - но преграждают путь как раз на уровне пояса. Значит, придется обходить.17. А вот тут все вместе: и поваленный ствол, и ольшаник, и краешек молодой еловой поросли, через которые тоже несладко пробиваться…18. Так выглядит типичная переправа через ручей. Идти по бревну без шеста - себе дороже.19. Ну, а это просто подборка трудных участков в тайге. Только одно примечание - все снимки сделаны в 20 метрах от базовой избы на устье Кинзелюка. То есть, полного представления о действительно сложных участках они не дают. Снимать же реальный бурелом в момент прохождения у меня просто не было сил…20. Ну, а это просто подборка трудных участков в тайге. Только одно примечание - все снимки сделаны в 20 метрах от базовой избы на устье Кинзелюка. То есть, полного представления о действительно сложных участках они не дают. Снимать же реальный бурелом в момент прохождения у меня просто не было сил…21. Ну, а это просто подборка трудных участков в тайге. Только одно примечание - все снимки сделаны в 20 метрах от базовой избы на устье Кинзелюка. То есть, полного представления о действительно сложных участках они не дают. Снимать же реальный бурелом в момент прохождения у меня просто не было сил…