Полезное в библиотеке

Попчиковский В. Ю.
Автор книги: Попчиковский В. Ю.
Год издания: 1987

Автор - Попчиковский В. Ю.

Москва, Профиздат, 1987.

В книге даются советы и рекомендации по организации самодеятельных (спортивных) туристских походов, рассказывается о комплектовании туристской группы, разработке маршрута, проведении похода и оформлении необходимой документации. В приложении приводятся основные нормативные документы и справочные материалы по самодеятельному туризму.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Организация самодеятельного туризма в СССР
Классификация туристских походов
Комплектование туристской группы
Подготовка к походу. Оформление маршрутных документов
Проведение похода
Отчет о походе. Оформление спортивных разрядов и званий
Участие в чемпионатах по туризму

Приложение
О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного туризма и совершенствованию его организации и управления
Правила проведения туристских спортивных походов
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися на территории СССР, извлечение)
Нормативные требования по туризму спортивному на 1986-1988 годы
Положение о туристских маршрутно-квалификационных комиссиях
Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях органов народного образования (извлечение)
Сроки проведения самодеятельных туристских походов в путешествий
Сроки проведения самодеятельных спелёопоходов
Полномочия маршрутно-квалификационных комиссий республиканских, краевых и областных федераций туризма (при советах по туризму и экскурсиям) по состоянию на 1 января 1987 года
Указания по составлению отчетов о самодеятельных- туристких путешествиях
Методика оценки трудности перевалов
Положение о чемпионате СССР по туризму
Положение о чемпионате СССР по туризму 1987 года . Правила соревнований по туризму
Методика оценки туристского похода при проведении чемпионатов (соревнований) по туризму
Инструкция о порядке организации и проведения туристских экспедиций советами по туризму и экскурсиям
Об улучшении обслуживания самодеятельных туристов на туристских базах системы Центрального совета по туризму и экскурсиям
Адреса и телефоны туристских контрольно-спасательных служб и контрольно-спасательных отрядов республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самодеятельный, в том числе и спортивный, туризм в нашей стране приобрел большую популярность, стал одним из самых массовых видов физкультурно-оздоровительной деятельности, спорта и активного отдыха трудящихся и учащейся молодежи. Спортивные туристские походы способствуют воспитанию патриотизма, любви к Родине, являются важнейшим средством укрепления здоровья и физического совершенствования советских людей.

В нашей стране уделяется много внимания развитию массового туристского движения. В туристских походах по родному краю и в дальних походах ежегодно участвует более 20 миллионов человек. Созданы и работают почти 90 тысяч туристских секций коллективов физической культуры на предприятиях, в организациях и учебных заведениях, колхозах и совхозах. В них занимается туризмом около 8 миллионов человек. Советами по туризму и экскурсиям ВЦСПС и советами ВДФСО профсоюзов подготовлено свыше 700 тысяч инструкторов туризма, руководителей походов, судей туристских соревнований и других категорий общественных кадров.

Большую работу по привлечению трудящихся и членов их семей к занятиям самодеятельным туризмом, по оказанию практической помощи туристским и физкультурным организациям в обеспечении безопасности участников туристских мероприятий и охране природы проводят Всесоюзная федерация туризма и соответствующие федерации туризма в республиках, краях и областях.

Новые задачи, поставленные ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ по ускоренному развитию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986—1990 годах и на период до 2000 года требуют дальнейшего совершенствования организации самодеятельного туризма, развития его массовости, эффективного использования его оздоровительных и познавательных возможностей в формировании здорового образа жизни советских людей.

Важное значение в обеспечении массовости самодеятельных туристских походов, их безопасности имеет правильная организация путешествий. Для того чтобы поход прошел успешно, необходимо, чтобы все его участники хорошо знали и неукоснительно выполняли требования Правил проведения туристских спортивных походов и других документов и рекомендаций по самодеятельному туризму, обменивались накопленным опытом организации походов.

Мы надеемся, что в этом самодеятельным туристам поможет новая серия брошюр «Библиотечка самодеятельного туриста», которую Профиздат начинает выпускать с 1987 года.

Эта серия рассчитана на туристский и спортивный актив трудовых коллективов, организаторов туризма и туристских походов, активистов турклубов и секций, федераций туризма и маршрутно-квалификационных комиссий, работников и активистов контрольно-спасательной службы, широкие круги участников самодеятельных, в том числе спортивных, туристских походов. Основное назначение серии — оказание методической помощи туристам и туристскому активу в организации походов, подготовке общественных кадров, обеспечении безопасности походов и путешествий, дальнейшем развитии самодеятельного туризма. Ежегодно планируется выпускать по 2—3 названия объемом 6—10 изд. л. каждое.

Серию открывает книга, посвященная организации и проведению спортивных туристских походов. Она знакомит читателей с основными тенденциями развития спортивного туризма и вопросами классификации, организации и проведения походов, ставит своей целью помочь туристу разобраться в основных положениях руководящих документов по самодеятельному туризму.

В последующих книгах этой серии будут публиковаться материалы по организации и работе туристских секций и клубов туристов коллективов физкультуры предприятий, строек, организаций, подготовке туристских общественных кадров, природоохранной деятельности туристов, сборники самодеятельных маршрутов по различным видам туризма, организации пеших, горных, лыжных, велосипедных и других походов, путешествий на байдарках, плотах и катамаранах, обеспечении безопасности в различных видах туризма, организации поисково-спасательных и транспортировочных работ и т. д. В качестве авторов будут выступать представители туристского актива, видовых комиссий федераций туризма, опытные туристы.

Выражаем уверенность, что «Библиотечка самодеятельного туриста» Профиздата станет хорошим помощником туристам и туристской общественности в организации и проведении самодеятельных туристских походов, будет способствовать дальнейшему повышению массовости и качественного уровня нашего самодеятельного туризма.

Президиум Всесоюзное федерации туризма

ВВЕДЕНИЕ

В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм — наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха, физической культуры и спорта. Смена обычной, повседневной обстановки дает человеку возможность встряхнуться, получить заряд бодрости и здоровья.

По характеру организации туристские путешествия могут быть плановыми и самодеятельными. Для путешествия по плановому маршруту турист приобретает путевку. В пути его обеспечивают всем необходимым: питанием, жильем, снаряжением, транспортом и экскурсионным обслуживанием. На плановых маршрутах с активным способом передвижения (пешком, на байдарках и лодках, на лыжах и лошадях) туристы путешествуют по определенным, заранее разработанным и подготовленным маршрутам с опытным инструктором.

Самодеятельный туризм основывается на самоорганизации туристских путешествий. Туристская группа сама выбирает район похода и разрабатывает маршрут, сама обеспечивает себя в пути. Хорошо организованное и проведенное путешествие не только укрепляет здоровье. Оно вырабатывает инициативу, мужество, находчивость, чувство коллективизма, воспитывает любовь к природе, к Родине.

Но не имея необходимых навыков и опыта, не располагая хорошими картами, описанием маршрута и специальным снаряжением, не зная о предстоящих трудностях и опасностях, нельзя отправляться в дальние странствия. Начинать надо с походов выходного дня — это наиболее доступная и эффективная форма еженедельного отдыха и тренировок к многодневным походам во время отпуска.

Тем, кого по-настоящему увлечет туризм, кто захочет отправиться в горы или тайгу, в тундру или пустыню пешком, на лыжах или велосипеде, на байдарках или плоту, а может быть, и в таинственный и прекрасный мир пещер, не надо торопиться покорить сложный перевал или бурную реку. Сначала нужно приобрести опыт более простых, посильных каждому походов.

С благодарностью вспоминаю тех из Московского клуба туристов, кто в начале 50-х годов умно, ненавязчиво умерил «аппетиты» нашей туристской группы. При руководстве походом по уже упрощенному с их помощью маршруту на Кавказе мне стало понятно, что идти в горы, недостаточно зная людей, с которыми идешь, не вполне представляя, какие опасности поджидают, и не имея запаса прочности, значит рисковать без нужды. Риск этот сводится к минимуму, если турист обладает необходимым опытом, выполняет определенные правила. Ведь никто не отрицает, что опасно переходить дорогу на красный свет, садиться за руль автомашины, не зная правил вождения.

Самодеятельные (спортивные) походы проводятся в пашей стране в соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов. В них много «нельзя», но они не должны отпугивать туристов, вызывать, как это часто бывает, обратную реакцию, недовольство. Эти Правила, эти «нельзя» не выдуманы, они разработаны с учетом многолетних ошибок самих туристов. Все их положения проникнуты заботой о том, чтобы походы приносили туристам не увечья и горе, а здоровье и радость. А победы, по-настоящему подготовленные, Памиры и Алтаи, Тянь-Шани и Саяны обязательно придут. Как пришли они к многим из нас.

Последние годы ведутся бесконечные споры о структуре и организации, о сути и содержании самодеятельного туризма. Спорят профсоюзные и спортивные работники, общественный туристский актив. А миллионы туристов занимаются любимым делом — ходят в свои походы. Так и хочется сказать, перефразируя известную поговорку: начальство спорит, а караван идет.

Конечно, как и всякому настоящему массовому движению, самодеятельному туризму необходимы организационные начала. Но они есть. И незачем их бесконечно менять: разрушить легче, чем построить. Какое вновь рожденное специализированное туристское общество (скажем, книголюбов, филателистов и т. п.) сможет заменить ныне существующую структуру: советы по туризму и экскурсиям, их туристские клубы и федерации туризма в каждой республике, крае, области; республиканские, краевые, областные, городские и районные советы Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества (ВДФСО) профсоюзов и ведомственных физкультурно-спортивных организаций, коллективы физкультуры с их туристскими секциями и клубами туристов, с их большими финансовыми и штатными возможностями, материальной базой? Нужно только, чтобы все эти организации по-настоящему занимались развитием самодеятельного туризма, выполняли возложенные на них обязанности. И чтобы работали в них компетентные, любящие свое дело люди, а помогал им в этом энергичный, преданный туризму общественный актив. И чтобы не забывали они, что работают для людей увлеченных.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СССР

Туристское движение в России возникло в конце прошлого столетия. В начале XX века отдельные, разрозненные общества и клубы объединяются в Российское общество туристов (РОТ) и Русское горное общество (РГО), членами которых постепенно становятся многие тысячи любителей путешествий.

В первые годы Советской власти, годы гражданской войны и разрухи было не до туризма. Но уже и тогда при Наркомпросе создаются Бюро школьных экскурсий и Объединенное лекционно-экскурсионное бюро. В 1929 г. РОТ преобразовывается в Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР, а в 1930 г. на его базе создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Возглавил его нарком юстиции, соратник В. И. Ленина, замечательный турист и альпинист Н. В. Крыленко. Благодаря большой организационной и агитационной работе, проделанной этим обществом, уже к 1932 г. его членами стали сотни тысяч человек, работали 92 туристские базы всесоюзного значения. Созданная в эти же годы Центральная детская экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС) стала активно развивать туризм среди школьников.

Придавая большое значение развитию туризма и экскурсий, а также с целью укрепления материальной базы и структурной организованности ЦИК СССР в 1936 г. принял решение о передаче туризма профсоюзам. В ВЦСПС создали туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), которое призвано было заниматься организацией массового туризма, местных и дальних путешествий и экскурсий. Спортивный (самодеятельный) туризм вошел в систему добровольных спортивных обществ. Во Всесоюзном комитете физической культуры и спорта при СНК СССР была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры крупных предприятий и учебных заведений. Был разработан статус значка «Турист СССР» (номерной, с удостоверением), введены инструкторские звания по туризму.

Все это способствовало массовому развитию туризма.

В предвоенный год в самодеятельных походах выходного дня и дальних участвовало почти 3 млн. человек, на туристских базах было обслужено более 200 тыс. туристов.

Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось 10 лет для достижения довоенного уровня. В 1949 г. была произведена классификация спортивного туризма, введены спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР» по туризму.

В 1962 г. спортивный туризм был полностью передан советам профсоюзов. Центральным органом управления и развития туризма стал образованный при ВЦСПС Центральный совет по туризму (впоследствии — по туризму и экскурсиям). Такие советы вскоре были созданы во всех республиках, краях, областях и ряде городов. Наряду с туристско-экскурсионным обслуживанием населения им были поручены организация и развитие самодеятельного туризма в стране. При советах начали работать секции по видам туризма и комиссии по разделам работы.

В 1972 г. в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) была создана туристская контрольно-спасательная служба. Ее подразделения — службы (КСС) и отряды (КСО) — есть практически во всех туристских районах со сложным рельефом. Служба призвана проводить профилактическую работу по предупреждению насчастных случаев, осуществлять контроль за прохождением маршрутов как плановыми, так и самодеятельными туристскими группами, а также оказывать им, в случае необходимости, квалифицированную помощь, организовывать поисково-спасательные работы.

В 1976 г. Секретариат ВЦСПС принял постановление о создании единого общественного туристского органа — Федерации туризма ЦСТЭ и об образовании соответствующих органов на местах. С конца 1985 г. федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах — республиканскими, краевыми и областными. Советы федераций и их президиумы выбираются самими туристами.

Их деятельность строится на принципах широкой демократии и гласности. Основными задачами и направлениями работы федераций являются: объединение усилий всех общественных комиссий и секций для дальнейшего развития и совершенствования массового самодеятельного туристского движения, его планирование, активизация развития туризма в ДФСО, создание новых и укрепление имеющихся туристских секций коллективов физкультуры, обеспечение пропорционального развития видов туризма, пропаганда туризма, координация работы советов по туризму и экскурсиям и ДФСО.

В систему управления спортивным туризмом в СССР входят также советы ДФСО, при которых должны образовываться секции туризма. Свою деятельность они призваны осуществлять в тесном контакте с федерациями туризма и советами по туризму и экскурсиям. Органы управления спортивным туризмом имеются в системе народного образования (ЦДЭТС и станции юных туристов) и в системе Министерства обороны СССР (Управление и отделы по туризму и экскурсиям в военных округах).

Непосредственной организацией и проведением туристских походов занимаются туристские клубы советов по туризму и экскурсиям, коллективы физкультуры предприятий, организаций, учреждений, колхозов, совхозов а учебных заведений, станции юных туристов, общеобразовательные школы, Дворцы и Дома пионеров, туристские базы. В системе советов по туризму и экскурсиям во всех республиках, краях и областях создано 950 городских я районных туристских клубов, которые имеют свои помещения, прокат снаряжения, библиотеки, штатных работ-пиков и объединяют квалифицированный туристский общественный актив. Туристские секции и клубы туристов созданы и работают в 90 тыс. коллективах физкультуры. Занимаются в них 8 млн. человек.

Этими организациями разработано более 20 тыс. туристских маршрутов по родному краю. По этим маршрутам ежегодно совершают походы, в основном выходного дня, свыше 20 млн. туристов. За последние годы на различных семинарах и в школах без отрыва от производства подготовлено более 700 тыс. инструкторов туризма, руководителей походов, судей туристских соревнований и других категорий общественного туристского актива.

Но если говорить о спортивном туризме, то показатели намного ниже. По данным государственной статистической отчетности и сведениям, поступающим от маршрутно-квалификационных комиссий, в зарегистрированных спортивных походах I—VI категорий сложности ежегодно участвуют не более 200 тыс. туристов (не многим более 20 тыс. туристских групп). С учетом того, что не все группы оформляют или могут оформить маршрутные документы на свои походы и что не все туристы-спортсмены ходят в походы каждый год, можно утверждать: регулярно занимающихся спортивным туризмом 400—500 тыс. человек.

Из наиболее опытного актива при федерациях, в туристских клубах и крупных туристских секциях коллективов физкультуры создаются комиссии по видам туризма и разделам работы. Их число и необходимость определяются в зависимости от уровня развития того или иного вида туризма, направлений работы.

Видовые комиссии способствуют развитию своего вида туризма, оказывают практическую помощь нижестоящим комиссиям, туристским секциям, ДФСО, осуществляют подготовку и повышение квалификации общественных туристских кадров, организуют и проводят слеты и соревнования, занимаются вопросами повышения безопасности, разработкой новых образцов туристского снаряжения и способствуют их внедрению.

Среди межвидовых комиссий наиболее важными являются: маршрутно-квалификационные, по общественным туристским кадрам, по слетам и соревнованиям, организационно-массовые. Могут быть и комиссии по пропаганде и агитации, охране природы, школьного и юношеского туризма, походов выходного дня и сдачи туристских нормативов комплекса ГТО, походов по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа и др.

Комиссии по общественным туристским кадрам и по слетам и соревнованиям не должны подменять и дублировать практическую деятельность видовых комиссий по этим направлениям работы. Их задачами являются координирование этой деятельности, ее планирование, помощь в подборе инструкторских и судейских кадров и их учет, рассмотрение представлений на присвоение инструкторских и судейских званий, выработка единого направления в деле подготовки кадров и проведения соревнований. Эти комиссии должны оказывать практическую помощь туристским секциям ДФСО и коллективов физкультуры в организации школ и семинаров по подготовке инструкторов и руководителей походов, в проведении слетов и соревнований.

Значение туристских маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) в структуре самодеятельного туризма трудно переоценить. Как говорят сами туристы, поход начинается и заканчивается в МКК. Здесь туристской группе окажут квалифицированную помощь в выборе и разработке маршрута, подборе снаряжения, продуктов питания и медикаментов, организации и проведении похода, помогут схемами и описаниями наиболее сложных участков маршрута. В МКК оформят маршрутные документы, а потом рассмотрят отчет о совершенном походе и выдадут справки о его зачете, оформят спортивный разряд по туризму. В этих общественных комиссиях работают опытные и авторитетные специалисты по всем видам туризма, руководители многих походов высоких категорий сложности, мастера спорта. МКК совершенствуют правила проведения походов, нормативы спортивных разрядов, классификацию туристских маршрутов. Они разрабатывают положения и методику проведения чемпионатов по туризму, образуют судейские коллегии для подведения их итогов. Им принадлежит основная работа по профилактике несчастных случаев в туризме, они определяют, готова ли группа к прохождению запланированного маршрута.

Практически МКК может быть создана в любом коллективе физкультуры, где имеется туристская секция. Но целесообразность ее создания не всегда оправдана. Если групп, ежегодно отправляющихся в походы, немного, а в городе (районе) действует МКК, создавать комиссию в своем коллективе нецелесообразно.

МКК федераций туризма являются вышестоящими на территории республики, края, области. Они осуществляют контроль и помощь в деятельности МКК туристских клубов, советов ДФСО и коллективов физкультуры. Высшим туристским маршрутно-квалификационным органом является МКК Всесоюзной федерации туризма. При других организациях всесоюзного масштаба (а также республиканского — в республиках, имеющих областное деление) МКК не создаются.

Полномочия МКК при рассмотрении походов той или иной категории сложности, оформлении разрядов по туризму а зависимости от опыта ее членов определяют вышестоящие МКК. Безусловно, не все, даже областные и республиканские МКК могут рассматривать заявочные документы на походы любой категории сложности по всем видам туризма для туристских групп своей территории. Поэтому ряд областных в РСФСР и Украинской ССР и республиканских МКК получил статус зональных. Этим МКК поручено обслуживать туристские группы соседних областей и республик.

Наиболее широкими полномочиями по большинству видов туризма обладают МКК Российской, Литовской, Казахской, Эстонской, Украинской, Латвийской, Белорусской республиканских, Московской и Киевской городских, Ленинградской, Харьковской, Свердловской, Пермской, Московской, Ростовской, Новосибирской, Томской, Куйбышевской, Башкирской областных, Красноярской и Алтайской краевых федераций туризма.

Документы на походы до V категории сложности включительно могут сейчас рассматривать: по пешеходному туризму—33, по водному—33, по горному—31, по лыжному — 19, по автомото — 15, по велосипедному — 11, по спелео—4 МКК.

Заключения по походам VI категории сложности, помимо МКК Всесоюзной федерации туризма, дают МКК Российской, Украинской республиканских, Ленинградской областной и Московской городской федераций туризма.

В стране насчитывается около 900 маршрутно-квалификационных комиссий, в работе которых участвует почти 15 тыс. человек. Ответственными секретарями МКК республиканских, краевых и областных федераций туризма, а также большинства туристских клубов являются штатные работники. Все МКК имеют свой штамп установленного образца, в котором обозначены принадлежность МКК, шифр и полномочия по каждому виду туризма.

На развитие самодеятельного туризма советы профсоюзов выделяют советам по туризму и экскурсиям значительные средства. В 1986 г. сумма этих средств составила около 9 млн. рублей. Советы по туризму и экскурсиям расходуют их на работу и содержание туристских клубов и КСС, на массовые туристские мероприятия (слеты, соревнования и др.), подготовку туристских кадров, пропаганду туризма, проведение совещаний, обеспечение безопасности путешествий. Расходование этих средств регламентируется специальными нормативными документами. Так, ассигнования на слеты, соревнования, чемпионаты определены Положением о порядке проведения спортивных мероприятий профсоюзов и материального обеспечения их участников и судей, утвержденным постановлением Секретариата ВЦСПС от 2 сентября 1983 г. В атом документе установлены нормы расходов на оплату проезда, суточных в пути, работу судей, питание и размещение в дни проведения мероприятий.

Нормы расходов на проведение учебно-тренировочных походов по подготовке общественных туристских кадров устанавливаются на основании письма ЦСТЭ от 24 января 1974 г., а командирование участников к месту их проведения осуществляется на общих основаниях.

Финансирование туристских экспедиций, проводимых ежегодно советами по туризму и экскурсиям, производится в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением президиума ЦСТЭ от 19 ноября 1974 г., и постановлением бюро ЦСТЭ «Об ассигнованиях на питание участников походов по подготовке общественных туристских кадров и участников экспедиций при разработке новых туристских маршрутов» от 19 июля 1974 г.

Активно участвуют в финансировании туристской работы физкультурно-спортивные организации. Они проводят массовые туристские мероприятия, готовят общественные туристские кадры. Профсоюзные комитеты выделяют коллективам физкультуры средства на развитие самодеятельного туризма из отчислений предприятий на культурно-массовые и спортивные мероприятия.

Самодеятельные туристские походы проводятся в свободное от работы и учебы время, во время отпусков и в основном за счет средств самих туристов.

Материальным обеспечением, как видим, пользуются только участники слетов, соревнований, чемпионатов и учебных мероприятий. Но не все могут или хотят совершать свои походы и этих рамках. Туристы, работающие на своих предприятиях или обучающиеся в учебных заведениях, практически никогда не пользуются правом получения льготных, а то и бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, на туристские и альпинистские базы. И то, что проводя свой отпуск активно, в спортивном походе, они лишены возможности получить материальную помощь, - следует рассматривать как временное досадное недоразумение. Попытки, правда робкие, поправить положение делаются. Ряд советов по туризму и экскурсиям и туристские клубы для желающих совершить горный, пеший поход определенной категории сложности в каком-то интересном районе организуют туриады (так чаще всего называются подобные мероприятия). Определяется стоимость похода с учетом оплаты руководителей групп и выпускаются путевки, которые могут приобретаться предприятиями и учебными заведениями и выдаваться на льготных условиях работающим в них туристам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма, к той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности.

Принадлежность похода определенному виду туризма большей частью очевидна. Различие применяемых средств и способов передвижения не вызывает сомнений. Среди всех видов в какой-то мере условно выделен горный туризм. Он действительно может считаться разновидностью пешеходного туризма, но с большим основанием его следует считать разновидностью альпинизма. И тем не менее самостоятельное выделение его обосновано и не вызывает сомнений в необходимости этого. Природные условия высокогорных районов и специфика препятствий ставят перед горными туристами много не присущих другим видам туризма задач. Здесь и большой арсенал специального снаряжения, и свои технические приемы и тактика, и вопросы высотной акклиматизации.

Отнесение похода к той или иной категории сложности — задача более трудная и не всегда бесспорно решаемая. Принятая много лет назад и действующая сейчас классификация имеет много условностей и базируется в основном на субъективных экспертных оценках. Принимались и принимаются меры, чтобы классифицирование маршрутов было более объективным. Для этого тщательно изучаются материалы отчетов о походах, определяющие сложность маршрута участки оцениваются после повторного или многократного прохождения.

Предпринимались попытки разработать системы оценок преодолеваемых препятствий в очках или баллах. Но к каким-либо приемлемым результатам они не привели. Помимо чрезвычайной сложности и цифровой громоздкости и опасности, что сбор такой информации может стать основной задачей похода, балльная система просто не в состоянии установить объективные «цены» на бесчисленное множество различных препятствий, не говоря уже о таких понятиях, как особенности районов, автономность, погодные условия, объективная опасность и др. Какому, например, препятствию отдать предпочтение в баллах: переправе через горную реку или перевалу, движению на лыжах по глубокому снегу в тайге или по насту в тундре, одному и тому же порогу на реке при большом или малом уровне и расходе воды?

Принятая методика отнесения маршрута к определенной категории сложности путем сравнения его с эталонными маршрутами, установленными для данного района и вида туризма, оправдала себя и продолжает оставаться единственно приемлемой.

Основным фактором, влияющим на обеспечение безопасности, является уровень практического туристского опыта, приобретенного в предыдущих походах. Требования к этому опыту определены Правилами проведения туристских спортивных походов (в дальнейшем — Правилами). Но этот уровень не может быть проверен без подробно разработанной классификации маршрутов. Разрядные требования по туризму устанавливают для каждой категории сложности похода и видов туризма только минимальные протяженность в километрах и продолжительность в днях.

Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид — походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.

В таблице 1 отсутствуют нормативы походов VI категории сложности. Такие походы не требуются для выполнения спортивных разрядов и звания «Мастер спорта СССР» по туризму. По сравнению с «пятерками», они содержат участки повышенной технической сложности. Выделение их в самостоятельную категорию продиктовано все теми же вопросами безопасности. В основном эти походы совершаются в горном и водном видах туризма, несравненно меньше — в лыжном и пешеходном.

С учетом показателей продолжительности и протяженности отнесение походов к различным категориям сложности производится сравнением их с эталонными маршрутами Перечня классифицированных туристских маршрутов (в дальнейшем — перечня). Этот перечень регулярно, раз в четыре года, одновременно с Единой всесоюзной спортивной классификацией (ЕВСК) пересматривается, в него вносятся накопившиеся сведения и изменения.

Таблица 1

Виды туризма и характеристики походов Категории сложности походов
I II III IV V
Продолжительность походов в днях (не менее) 6 8 10 13 16
Протяженность походов в километрах (не менее):
пешеходных 130 160 190 220 250
лыжных 130 160 200 250 300
горных 100 120 140 150 160
водных (на гребных судах и плотах) 150 175 200 225 250
велосипедных 250 400 600 800 100
на мотоциклах 1000 1500 2000 2500 3000
на автомашинах 1500 2000 2500 3000 3500
спелеотуризм (количество пещер) 5 4-5 1-2 1-2 1

В действующем сейчас перечне на 1985—1988 гг. представлено более 1100 маршрутов всех категорий сложности по всем видам туризма и по большинству посещаемых туристами районов СССР.

Характер и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных районах страны разные. Имеющаяся на сегодня информация позволила, с некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе.

Отсутствие в таблице 2 максимальных категорий сложности походов (а следовательно, и классифицированных маршрутов) в ряде районов для тех или иных видов туризма объясняется по-разному. В одних случаях это говорит о недостаточности или отсутствии объективных сведений по категорированию маршрутов в этих районах, в других — об отсутствии необходимых природных условий. Так, горные походы не могут проводиться в равнинных районах, а также в среднегорье, где характер местности и препятствий благоприятен для пешеходного туризма. Для лыжных походов нужен снег, которого нет, например, в Средней Азии.

Таблица.2

Карпаты IV V III
Кавказ V V V
Средняя Азия и Казахстан V V V
Украина (остальные районы), Белоруссия, Молдавия III III IV (Крым)
РСФСР: европейский Север V V III
Центральная Россия III III
европейский Юго-Восток V III
Урал V V III
Алтай V V III
Западная Сибирь IV V III (Саяны),
II (Кузнецкий Алатау и Горная Шория)
Восточная Сибирь и Дальний Восток V V I

Может возникнуть вопрос, почему в таких районах, как Центральный Кавказ, Памиро-Алай, Памир, Северный и Центральный Тянь-Шань, отсутствуют пешеходные и лыжные маршруты. В этих высокогорных (или традиционно альпинистских) районах препятствиями, определяющими категорию сложности похода, в основном являются классифицированные перевалы. В долинах и ущельях, на подходах к ним, имеются дороги или хорошо набитые тропы, а через реки всюду перекинуты мосты. Нет здесь необходимых для пешеходного туризма переправ, таежного бездорожья, сложного ориентирования и др. Зимой в этих горах много снега, но передвигаться приходится в основном не на лыжах, а пешком: в долинах недостаточен снежный покров, а ледники с их ледопадами и крутые склоны перевалов не для лыж. Поэтому в указанных районах условились проводить только горные походы (зимой с применением лыж).

Туристские спортивные походы не должны, как это подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради техники). В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных видов спорта, как альпинизм и водный слалом.

Туризм нечто большее, чем комплекс физических упражнений. В отличие от большинства видов спорта он имеет несравненно большее содержание: расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств.

Сохраняя спортивный характер походов (значительные скорости передвижения, ограничение по времени, преодоление естественных препятствий, сознательное уклонение от посторонней помощи и др.), классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты.

Логичность маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это непрерывный маршрут без (или с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия.

Непрерывность маршрута — обязательный элемент, без которого резко снижается физическое и психологическое напряжение похода. Разрывом маршрута считается не вызванное крайней необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутримаршрутного транспорта. В виде исключения и только если это вызвано необходимостью, может быть допущен кратковременный разрыв маршрута с использованием транспорта в пределах данного туристского района. В основном пользоваться транспортом приходится водникам и спелеотуристам, которые в одном походе проходят несколько рек или пещер.

Продолжительность похода установлена разрядными требованиями, исходя из минимального времени в днях, необходимого для прохождения маршрута подготовленной группой. Увеличение продолжительности может быть оправдано большей протяженностью маршрута, большим числом и сложностью естественных препятствий. Добавляются также дни на разведки и на случай непогоды. Количество дневок должно укладываться в пределы 20% общей продолжительности похода.

Спортивность туризма заключается не в скорости прохождения маршрута. Если группа «бежит» в походе, не оглядываясь по сторонам, не осмысливая пройденного и того, что предстоит пройти, то теряется смысл путешествия. Если, например, группа в горах проходит лавиноопасные и камнепадные участки в неподходящее для этого время, вместо того чтобы подождать, то ее «спортивность» не только сомнительна, но и опасна. И опасна не только для нее, но и для других групп. Создается прецедент быстрого и, если повезет, безаварийного прохождения таких участков маршрута в неподходящее для этого время.

Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута. К попыткам ее сокращения нужно относиться так же, как и в случае с продолжительностью, — и здесь должна сохраняться логика путешествия. Лишь в исключительных случаях (пожалуй, только в водных и реже в горных походах), при большой технической сложности маршрута протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25%. К спелеопоходам требования по протяженности, естественно, не относятся.

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов — не менее двух наиболее сложных перевалов).

Радиальным выходом считается участок маршрута с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направления.

Маршрут, построенный только на радиальных выходах из одной точки (базового лагеря), тем более при значительном числе и малой протяженности таких петель, исключает сам дух путешествия. В основном такие отклонения от нормы наблюдаются в горных походах.

Условлено также, что удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может быть основанием для увеличения категории сложности похода. Попытки завысить сложность маршрута особенно заметны у пеших туристов, когда они совершают походы в высокогорных районах. Увеличенные по сравнению с горным эталонным маршрутом протяженность и количество той же сложности перевалов кажутся им основанием для повышения категории сложности похода. И если горный маршрут протяженностью 140 км с двумя перевалами 2А оценивается как поход III категории сложности, то пешеходный маршрут в том же районе в 190 км с большим числом таких же перевалов предлагается как IV, а то и V категории сложности. Этого делать ни в коем случае нельзя.

Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий. Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой категории сложности соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой категории сложности содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей категории. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах.

Эталонные маршруты обобщают и упорядочивают фактически пройденные маршруты, не опережают практику туризма, а несколько отстают от нее и основываются на уже достигнутом уровне технической сложности походов. Но этот уровень не должен быть рекордным: пройденный одной-двумя группами на пределе мастерства в допустимого риска маршрут не может считаться критерием для данной категории сложности походов.

Как уже говорилось, каждые пересмотры действующих перечней классификационных маршрутов приурочиваются к очередному четырехлетию Единой всесоюзной спортивной классификации. Основанием для снижения категории сложности маршрута, указанной в ранее действующем перечне, в основном является тенденция к усложнению походов того или иного вида туризма. Реже это вызвано изменением обстановки в районе маршрута (появление дорог, мостов, новых населенных пунктов, зарегулирование стока рек и др.) или особой популярностью маршрута, на котором образуются хорошие непрерывные тропы, всегда имеется накатанная лыжня, часты встречи с другими группами и пр. Последнее, правда, почти не относится к горному, водному и спелеотуризму.

Отнесение маршрута к определенной категории сложности производится МКК в пределах установленных ей полномочий путем сравнения его с эталонными маршрутами данного вида туризма в данном географическом районе. Перечни классифицированных маршрутов составляются и корректируются на основе предложений с мест туристами высокой квалификации, работающими в МКК и комиссиях по видам туризма Всесоюзной федерации туризма. При этом учитывается необходимость унификации требований к маршрутам одних и тех же категорий сложности, но пролегающим в различных районах страны и проходимых в разных условиях.

Наряду с Перечнем классифицированных туристских маршрутов при определении категорий сложности походов следует пользоваться перечнями классифицированных перевалов высокогорных районов и среднегорья.

Первый из них является неоценимым справочным материалом для разработки маршрутов горных походов. Официально он был утвержден в 1973 г. и вместе с дополнениями и изменениями, выпущенными в 1975 и 1978 гг., насчитывал более 1,5 тыс. перевалов. В действующем сейчас перечне содержатся характеристики более 3 тыс. перевалов, которые неоднократно пройдены и описаны различными туристскими группами.

Перевалы сгруппированы по высокогорным районам и по основным их хребтам и узлам: Западный, Центральный и Восточный Кавказ; Памиро-Алай, включающий Фанские горы, Гиссарский хребет, Матчу, Алайский хребет и Дугобу; Памир; Западный, Северный и Центральный Тянь-Шань; Алтай; Джунгарский Алатау.

Для оценки категорий трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки: характер наиболее сложных участков перевала; необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов; количественные характеристики (время движения, число точек страховки); необходимое специальное снаряжение. В зависимости от совокупности всех этих признаков перевалы относят к одной из трех категорий трудности, разделенных в свою очередь на две полукатегории (А и Б).

По каждому перевалу в перечне приведены такие данные: название перевала, в скобках—менее употребляемое; высота над уровнем моря; категории трудности перевала в разное время года; характер основных, определяющих участков (скалы, лед, осыпь, трава, снег); названия ледников, рек, долин, ущелий, озер, которые соединяет перевал. В примечаниях по возможности приведена краткая информация о вариантах прохождения перевала, количестве седловин, о возможных опасных явлениях (карнизы, камнепады, лавины) и др.

Перечень классифицированных перевалов среднегорья призван прежде всего помочь в нелегкой задаче оценки сложности пешеходных и лыжных походов, проводимых в таких районах, как Кольский полуостров, Урал, Саяны, Прибайкалье и Забайкалье, Якутия, Камчатка. Перечень утвержден в 1985 году и насчитывает пока более 1000 перевалов и обзорных вершин. Эти перевалы имеют те же обозначения категорий трудности, что и перевалы высокогорных районов. Но знак равенства между ними ставить нельзя. Определяющие их сложность участки незначительны по протяженности, несравнимы высота и оледенение. Поэтому опыт прохождения перевалов среднегорья для походов в высокогорных районах следует учитывать следующим образом: участники похода должны иметь опыт прохождения (руководитель—опыт руководства) двух перевалов среднегорья той же категории трудности, что и наиболее сложный перевал маршрута в данном высокогорном районе. При этом необходимо учитывать характер наиболее сложных участков (лед, снег, скалы) и высоту перевалов.

Все сказанное выше о классификации маршрутов относится практически ко всем видам туризма. Но специфика каждого из них предопределяет свои особенности в построении маршрутов. И чем эти виды техничнее, тем больше дополнительных требований, направленных в первую очередь на обеспечение безопасности. Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей классификации маршрутов в видах туризма, полезно ознакомиться с таблицей 4, характеризующей развитие категорийных походов разных видов.

Долгие годы по числу категорийных походов первое место занимал пешеходный туризм. Правда, в основном за счет походов I и II категорий сложности. В более сложных походах его уверенно опережали такие технические виды туризма, как водный и горный. Привлекательность и спортивность их очевидна. Из таблицы видно, что в спортивном плане виды туризма расположены в следующей последовательности: водный, пешеходный, горный, лыжный, велосипедный, спелео, автомото.

Число рек, по которым можно сплавляться, ограничено. Поэтому, на первый взгляд, составить перечень водных маршрутов не очень трудно. Но это не так. Оценка реки зависит от типа судна, на котором сплавляется группа, от уровня и расхода воды во время похода, от плотности и характера препятствий. Одна и та же река в зависимости от этого может иметь разную категорию сложности. Причем повышение или понижение против среднего режима воды усложняет прохождение одних препятствий и упрощает прохождение других. Если в других видах туризма можно остановиться практически на любом сложном участке, чтобы собраться с силами, найти лучшее решение, то в водном течение реки не позволяет сделать этого. Гарантию правильных действий может дать только отработанная реакция каждого туриста в отдельности и экипажа судна в целом. Водный туризм остается наиболее сложным видом туризма.

Приведенные в перечне классифицированные водные маршруты оценены во многих случаях по-разному, в зависимости от использования для сплава различных судов (байдарки, плоты, надувные лодки и приравниваемые к ним катамараны). Примеры водных эталонных маршрутов (условные обозначения: п — плоты, н — надувные лодки, б — байдарки);

Алтай. Река Катунь. Пос. Язевка—пос. Иня (д, н— IV, б-V).

Саяны. Река Гутара. Пос. В. Гутара — пос. Шелехово (б, п, н—III). Река Уда. Пос. Алыгджер—пос. Порог (п, н— III; б— III с элементами IV).

Прибайкалье. Река Витим. Пос. Карафтит — пос. Романовка (п, н—III; б—IV). Река Чая. Нижнеангарск—пос. Чая — сплав от верховьев р. Чая до р. Лена (п, н—IV; 6-V).

Карпаты. Река Черный Черемош — река Черемош. Буркут — Вижница (б—II с элементами IV; п, н—II с элементами III).

Кавказ. Река Кура. Пос. Ацкури — Мцхета (б — III с элементами IV; п, н—111). Река Кодори. Сел. Квемо-Ажара—р. Кодори до устья (б, п, н—П с элементами V).

Урал. Река Вишера. Су. Полуночное — Красновишерск (п,н-П).

Число категорийных походов (в скобках — участников), совершенных в 1986 году, по данным всех маршрутно-квалкфикациопных комиссий.

Таблица 4

72 (498)
648(6 149)
21968(206 718)

Основу классификации горных маршрутов составляют перевалы (учитывая их количество и сложность).

Из таблицы 5 видно, что каждое повышение категории сложности похода зависит от включения в него перевала следующей полукатегории трудности. Кажущаяся простота классификации отнюдь не исключает многих затруднений и не учитывает ряда дополнительных факторов. Значительное повышение технического уровня горных походов, появление специального снаряжения привело к распространению горных походов с увеличением числа сложных перевалов при сохранении и даже сокращении минимальной продолжительности. В результате маршруты проходятся на пределе физических и нервных возможностей участников, повышается вероятность аварий и травм (а в горном туризме сейчас несчастные случаи составляют почти 50% от общего числа). Поэтому и появились дополнительные требования как к опыту участников горных походов, так и к классификации маршрутов. Число перевалов, особенно сложных, ограничено. Его с лихвой хватает для настоящего путешествия, если не пробегать маршрут, ничего не видя вокруг. Условлено также, что в горные походы нельзя включать более двух первопрохождений наиболее сложных, определяющих категорию сложности похода перевалов. При этом обязательно полагается планировать дополнительное увеличение в 1,5—2 раза времени для прохождения таких перевалов. Преодолению наиболее сложного перевала на маршруте должно предшествовать прохождение одного-двух перевалов на категорию трудности ниже. Есть районы, где невозможно построить логичный маршрут без увеличения общего числа перевалов за счет несложных перевалов или связок перевалов. В каждом отдельном случае этот вопрос решает МКК.

Т а б л и ц а 5

Категория сложности похода Продолжительность похода в днях ( не менее) Количество категорийных перевалов (не более) при минимальной продолжительности похода Максимально допустимое количество категорийных перевалов при соответствующем увеличении продолжительности похода
Всего в том числе
I 9 2 2           4
II 8 3 1 2         5, в т. ч. 1Б не более 3
III 10 4   1 2       6, в т. ч. 2А не более 3
IV 13 5   1 1 2     7, 2А, 2Б — не более четырех, в т. ч. 2Б не более 3
V 16 6     1 2 1   8, 2Б, ЗА — не более пяти, в т. ч. ЗА не более 3
VI 16 7       1 2 1 9, ЗА, ЗБ — не более пяти, в т. ч. ЗБ не более 3

Запрещен необоснованный подъем с перевальной точки на соседнюю вершину.

ПРИМЕРЫ ГОРНЫХ МАРШРУТОВ

Кавказ

Нальчик — т/б «Чегем» — пер. Нарзанный (н/к) — т/б «Чегем» —лед. Кулак—пер. Твибер (1Б) —лед. Дзинал—лед. Китлод—пер. Семи+пер. Цаннер (2А)— лед. Безенги—пер. МВТУ (2А)—лед. Башкаауз— лед. Дыхсу — пер. Гезевцек (1Б)—р. Риони—Кутаиси. III категория сложности.

Сел. Верх. Балкария — лед. Дыхсу — пер. МВТУ (2А) — лед. Безенги — пер. Спортивная Дружба (2Б) — лед. Ша-урту—т/б «Чегем»—пер. Бодорку+пер. Лычат (ЗА)— пер. Башиль (2А)—лед, Лекзыр — пер. Доллакора+пер. Ю. Чатын (2Б) —лед. Шхельдинский—пер. Ахсу (2А) — р. Долра — сел. Местия. V категория сложности.

Памиро-Алай. Файские горы

Душанбе — оз. Искандеркуль — р. Искандердарья — р. Норват—пер. Джпджик (1А)—пер. Нижн. Зинах (1Б) — р. Имат — р. Пасруд — оз. Алаудинские — оз. Мутные—пер. В. Казнок (1Б)—р. Казнок—р. Арг— р. Ахбасай—пер. Двойной (1Б) —оз. Б. Алло—р. Зин-дон — р. Вору — Самарканд. II категория сложности.

Душанбе — р. Пасруд — оз. Алаудинские — пер. Адамташ (1Б)—оз. Куликалон—пер. Межозерный (2Б) — оз. Б. Алло — пер. Самарский (2Б) — р. Казнок—р. Арг— р. Ахбасай—пер. Москва (1Б)—р. Арчамайдан— пер. Пштикуль (1Б)—р. Каракуль—пер. Аксу (1Б)— р. Сарымат — пер. 3. Сарымат (2А) — оз. Маргузорские — Самарканд, IV категория сложности.

Памиро-Алай. Дугоба

Пос. Хайдаркан — р. Алаудин — пер. Гаумыш (1А)— р. Гаумыш — р. Джиалису — лед. Джиалису — пер. Илликсу (2А)—лед. Илликсу—пер. Надежда (2А)— лед. Абрамова — ГМС — р. Коксу — р. Джугурташ — пер. Трех (1Б) —р. Арчаканыш—лед. Дугоба—пер. Акташ (1Б)—р. Дугоба—а/л «Дугоба»—т/б «Шахимардан». III категория сложности.

Памир

Пос. Кудара — р. Хабарвивхац — пер. Железнодорожный+пер. Оптимальный (2А)—р. Хабарвив-хац— пер. Осенний (1Б) —р. Язгулемдара—пер. Нижн. Хурджин (1Б) —лед. Рокзоу—пер. Бирджраф (2А) —р. Бартанг—нос. Си-Пондж. III категория сложности.

Пос. Ванч — р. Ванч — пер. Пулковский II (2А) — лед. Ванчдара — лед. Гармо — лед. Вавилова — пер. Бивачный (ЗА) —лед. Федченко—пер. Язгулемский (2Б)— лед. Язгулемский—пер. Дустироз (2Б)—лед. Правый Дустироз — пос. Хрустальный — пос. Ванч. V категория сложности.

Центральный Тянь-Шань

Пржевальск — р. Каракол — оз. Алакель — пер. Алакель Ю. (1Б) —пер. Труд (2А) —пер. Джетыогуз (2Б)— р. Байтор — пер. СОАН (2А) — р. Айлама — р. Кельды-ке—лед. Кельдыке—пер. Загадка 3. (2Б) —лед. Колпа-ковского — р. Сарычат — ГМС «Тянь-Шань» — пер. Давыдова (1Б)—р. Карасай—пос, Карасай. IV категория сложности.

Пржевальск — р. Сарыджас—р. Тюз—пер. Тюз (1Б)— р. Иныльчек — рад. выход к оз. Марцбахера — пер. Майбулак (1Б)—лед. Мушкетова — далее два варианта:

а) пер. Мушкетова (2А)—лед. Семенова—пер. Баян-кольский (2А) — лед. 3. Баянкольский — р. Баянкол — пос. Нарынкол; б) пер. Удачный (2А) или пер. Обзорный (2А) — лед. Семенова — пер. В. Ашутер (2А) — р. Ашу-тер — р. Баянкол — пос. Нарынкол. III категория сложности.

Алтай

Пос. Актащ — ущ. Маашей — пер. Верхн. Шавлинский (2А) —пер. Абылоюк (1Б) —р. Абылоюк—р. Карагем— р. Камрю — пер. С. Туманный (2А) — р. Юнгур — пер. Москвич+пер. Орбита (1Б)—оз. Шавлинское— р. Шавла—пос. Чибит. III категория сложности.

Джунгарский Алатау

Пос. Копал — пер. Копальский (н/к) — р. Кора — лед. Аралтобе—пер. Аралтобе (1Б)—лед. Тронова— пер. Академика Б. Н. Петрова (2Б) — лед. Безсонова — пер. Текелийский (1А)—р. Коржун—пер. Академика С. В. Илью шина + пер. Аболина (2Б)—пер. Макаревича (2А) — пос. Арасан. IV категория сложности.

Пешеходный туризм был и остается наиболее массовым. Почти все туристы начинали с него. Большую часть походов выходного дня и I категории сложности, которые в основном проводятся по родному краю, составляют пешеходные походы. В сложные пешеходные походы отправляется заметно меньше групп, чем в водные и горные. Выбираясь с равнины в горы, сплавляясь в конце пути по несложной реке, у многих, возможно, возникает желание испытать себя в этих более эмоциональных и техничных видах туризма.

При оценке сложности пешеходных походов учитываются автономные действия группы, непрерывность ненаселенной труднопроходимой местности при отсутствии зачастую коротких запасных вариантов выхода в случае аварии. Отсутствие определенных ориентиров в глухом таежном краю, движение через заросли, болота, каньоны без постоянной тропы — все это становится существенным дополнением к чисто техническим моментам маршрута. Для повышения технической сложности пешеходных походов их маршруты дополняются восхождениями на обзорные вершины.

Примеры пешеходных маршрутов

Саяны

Пос. Верхняя Гутара — р. Гутара — пер. к р. М. Сигач — р. Чатыг-Хем — р. Б. Сигач — р. Б. Агул — лед. Кусургашева—пик Грандиозный (восх.)—р. Казыр—верховья р. Чаваш — р. Чапши — р. Сыстыг-Хем — нос. Сыстыг-Хем. V категория сложности.

Прибайкалье

Пос. Зун-Мурин — р. Зун-Мурин — Маргасанская сопка (1А, восх.)—пер. на р. Утулик—р. Россоха—пер. на р. Бобха — пик Порожистый (1А, восх.)—р. Салзан— Байкальск. V категория сложности.

Хребет Кодар

Пос. Чара—р. Ср. Сакукан—пер. Сюрприз (1Б)— пер. Ленинградец (2А)—пер. Рижан (2А)—пер. Верхнесакуканский (н/к)—р. Л. Сыгыкта—р. Сыгыкта— оз. Орон — р. Витим. V категория сложности.

Хребет Черского

Пос. Усть-Нера—сплав по р. Индигирка до устья р. Иньяли — хр. Усть-Нерский — р. Кур — р. Эрикит — р. Буордах—пер. Красноярова (2А)—р. Люнкидэ— лед. Цареградского—лед. Оюнского—пер. Полет (2Б) — лед. Салищева — пер. II съезда РСДРП (2А) — пер. Шатер (2А) — лед. Сумгина — пер. Буковинский (2А) — лед. Кюретер — р. Тирехтях — нос. Сасыр. VI категория сложности.

Камчатка

С. Мильково — оз. Сева — г. Корниловская — р. Мальцевская — р. Гаванка — р. Чаевая — влк. Юрьевский — влк. Жупановский (2А) — р. П. Налачева — р. Л. Нала-чева—пер. Авачинский (1А)—влк. Авачинский (1А)— Ёлизово (восх. на 2 влк.). IV категория сложности.

Пос. Ачайваям — р. Апука — р. Нанкичнатваям — пер. через Апукинский хр. на приток р. Ачайваям — пер. на р. Яёлваям Л. — р. Чингакенваям — пер. на приток р. Яёлваям П. — пер. на верх. р. Укэлаят (хр. Укэлаят) — рад. выход к верш. 2 145 м — пер. на р. Укэлаят П. — восх. на г. Ледяная (1Б, 2 562 м) — лев. приток р. Ачайваям — пер. на р. Этельваям — пер. на р. Ильпи — лед. Снеговой — пер. через хр. Снеговой — р. Ватына — бухта Наталии. VI категория сложности.

Зима на значительной части территории нашей страны держится несколько месяцев, а в ряде районов она единственное время года, когда можно совершать туристские походы, естественно лыжные.

Все, что было сказано о подходе к оценке сложности пешеходных походов, относится и к лыжным.

На лыжах можно развить большие скорости, но не всегда и не везде. Если нет наста и лыжни, передвижение по глубокому снегу становится одним из основных препятствий. К холоду нельзя привыкнуть, а он в лыжных походах — постоянный спутник. Значит, нужно уметь организовать хороший ночлег, согреться: иначе не восстановить силы для работы на следующий день. В безлесной зоне это особенно трудно. Пурга, метель — сочетание сильного ветра, снегопада и мороза — не должны застать врасплох, привести к отморожениям и переохлаждению, к безысходности. Нужно хорошо владеть техникой передвижения на лыжах, особенно на крутых склонах, наледях (и все это с тяжелым рюкзаком).

С холодом туристы-лыжники научились бороться. Здесь их выручают умело изготовленное (самими) снаряжение, теплая одежда и спальные принадлежности. Хуже с лавинами. Они основная опасность в лыжных походах, и избежать ее может помочь только опыт, умение выбрать единственно правильный путь подъема или спуска по лавиноопасному склону, организация надежной страховки.

Помимо других, все эти факторы учитываются при разработке классификации лыжных маршрутов.

Основным и решающим условием успешного проведения велосипедных, автомобильных и мотоциклетных походов является надежное техническое состояние и оснащение транспортных средств.

В основу классификации маршрутов этих колесных видов туризма заложены большие по сравнению с другими видами расстояния и факторы бездорожья при переходе от несложных походов к сложным. То, что есть в родственных видах спорта (велосипедные марафоны, авто- и  моторалли), присутствует и здесь: профессиональное мастерство водителя, умение вести машину по проселочным, разбитым дорогам (а то и вовсе без них), хорошая реакция и др. И ко всему этому добавляются присущие другим видам туризма смена погодных условий, необходимость организации ночлегов, самообеспечение и проблема совместимости в коллективе при длительном взаимодействии друг с другом. Нельзя отрицать и наличия больших физических нагрузок, затрат мускульной энергии, особенно в велосипедных походах.

Категории сложности автомотопоходов определяются в зависимости от включения в их маршруты классифицированных участков пли аналогичных им по характеру и количеству препятствий и технической сложности их преодоления. Дополнительная до нормативной протяженность этих маршрутов должна составляться из участков автомобильных дорог без препятствий или участков, сложность которых характеризуется более низкой категорией.

Не следует приветствовать попытки отдельных групп (это особенно заметно у вело-, реже у мототурпстов) усложнять маршруты за счет перетаскивания транспорта, например через перевалы, или в таежных районах по полотну железной дороги. Отмечались случаи, когда такие перетаскивания составляли 25—30% отведенного на весь поход времени. А ведь колеса для того и даны, чтобы передвигаться на них.

Спелеотуризм отличается от других видов туризма в первую очередь отсутствием больших расстояний. В этом отношении он скорее напоминает альпинизм «наоборот»: сначала спуск, затем подъем. Но раз он культивируется, как вид туризма, то в других аспектах должен быть похожим на него, быть путешествием.

При оценке спелеопоходов учитывается набор определяющих сложность похода пещер различных категорий трудности.

Таблица 6

Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее)
Всего 1 ЗА ЗБ
I 5 3-4 1-2
II 4-5   2-3 1-2
III 1-2       2 или 1
IV 1-2           2 или 1
V 1

Весь набор пещер нужно проходить в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточно пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

Если пещера I или II категории трудности имеет очень большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

При классификации пещер переход к более высокой категории трудности определяется появлением новых элементов в технике и тактике, вызванных наличием тех или иных естественных препятствий. Качественный скачок происходит при переходе от пещер I категории трудности к 2А категории трудности, от 2Б к ЗА и т. д. Пещеры, обозначаемые одной и той же цифрой (например, 2А и 2Б) отличаются друг от друга главным образом количественно.

В вертикальных пещерах основными препятствиями являются отвесные и крутонаклонные участки (колодцы), в горизонтальных—узости, водные препятствия (сифоны). Большинство пещер легко отнести к одному из этих двух типов, хотя есть немало пещер смешанного типа (комбинированные).

При разработке маршрутов спелеопоходов следует пользоваться Перечнем классифицированных пещер, утвержденным в 1985 г. В нем приведено около 500 пещер в следующих районах: Беломорско-Кулойское плато, Подолье и Буковина, Средний и Южный Урал, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Западный Тянь-Шань, Алтай, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Саяны, Иркутская область, Дальний Восток. Даются основные данные о каждой пещере: название, тип пещеры—горизонтальная (Г), вертикальная (В), комбинированная (К), длина и глубина в метрах, категория трудности.

При классификации комбинированных походов учитывается ряд принятых условностей. Участок одного вида туризма должен быть непрерывным походом, который может быть классифицирован сам по себе. Например, обносы, обходы пешком отдельных препятствий, а также радиальные пешие выходы в водном походе не превращают его в комбинированный. Если дополняющий маршрут — участок с другим способом передвижения по всем параметрам не выше I категории сложности, то суммарная сложность похода не увеличивается: прибавленная к «четверке» «единичка» не делает поход «пятеркой». Но если комбинированный поход состоит, например, из водной части IV категории и пешеходной—III категории сложности, то он принимается к зачету на разряды как поход V категории сложности. На фактически приобретенный в таком походе технический опыт эта оценка» естественно, не влияет.

Наиболее распространенными и естественными следует считать водно-пешеходные походы. Могут быть и горно-водные, совсем реже — лыжно-водные. Очень сложно обстоит дело с комбинированием пешеходных и горных маршрутов. Практически в горах невозможно выделить самостоятельные непрерывные участки, относящиеся к одному из этих видов. Они так перемешаны, что не поддаются разделению на индивидуально оцениваемые части комбинированного похода. Сейчас, и видимо правильно, условлено, что в высокогорных районах походы могут относиться, только к горному виду туризма.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ

Способы создания туристской группы могут быть самыми различными. О каком-то волевом влиянии на этот процесс говорить можно с известной долей условности. Туристская группа — это временное социальное образование, коллектив людей, объединившихся для совершения похода на добровольных началах. Объединения эти происходят на основе совместной трудовой деятельности, учебы, места жительства, родства, дружбы и др. Группы создаются, распадаются или существуют многие годы.

Объединению туристов в группы в первую очередь способствуют туристские секции в коллективах физкультуры предприятий, учреждений и учебных заведений; городские и районные туристские клубы; школы и семинары по подготовке общественных туристских кадров; туристские базы, организующие маршруты с активным способом передвижения; массовые туристские мероприятия (слеты, соревнования).

Туристская группа обладает определенной структурой, основанной на постоянном или временном распределении обязанностей на началах добровольности и самоорганизации. Ее формирование, предъявляемые к участникам я руководителю похода требования регламентируются Правилами проведения туристских спортивных походов (см. Приложение).

Успешная организация и проведение похода во многом зависят от численности группы. Если она малочисленна, труднее будет организовать прохождение сложных участков маршрута, оборудовать место ночлега, а в случае необходимости обеспечить помощь пострадавшему и его транспортировку. Поэтому Правилами установлено минимальное число участников для походов разной категории сложности. Слишком большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах. Практика показывает, что оптимальный состав группы — это 6—10 человек. При путешествии на автомобилях и мотоциклах численность группы зависит от количества применяемых транспортных средств, которое установлено для походов различной категории сложности. В группе необходимы сменные водители.

Специфика водных и особенно спелеопоходов часто требует увеличения состава группы. При работе в сложной пещере необходимы люди на поверхности. Для сплава по сложным рекам часто требуются различные виды судов, организация страховки с берега, поэтому нужно людей больше, чем обычно.

Никакие тренировочные занятия, теоретические знания не идут в сравнение с практическим опытом, приобретенным в предыдущих походах. Только этот опыт — залог успешного и безаварийного путешествия. В походах II— V категорий сложности может участвовать не более одной трети туристов с опытом походов на две категории ниже, остальные должны иметь опыт участия в походе предыдущей категории сложности. Если на протяжении нескольких лет турист не участвовал в категорийных походах, то ему не рекомендуется участвовать в походе категории более высокой по сравнению с той, что была в предыдущих походах. А как быть с теми, кто в этот период участвовал (руководил) в походах более низких категорий? Если они интенсивно тренировались и походы проводились на хорошем спортивном уровне, на них это положение не распространяется. Например, имея опыт похода IV категории сложности и совершая в последние годы походы II—III категорий, можно участвовать в «пятерке».

Даже во время обычного отпуска можно совершить два, а то и три похода подряд, последовательно повышая их сложность. Но такое скороспелое приобретение опыта недопустимо. Дело в том, что в походах случаются просчеты в тактике, технике преодоления препятствий и не все участники подтверждают необходимый уровень подготовленности. После каждого похода это необходимо осмыслить, сделать соответствующие выводы, подтвердить, наконец, в МКК фактическое прохождение маршрута. Поэтому Правилами предусмотрено, что при совершении двух походов с разрывом менее одного месяца опыт, приобретенный в первом походе, не принимается во внимание при решении вопроса о допуске к участию (руководству) во втором походе.

Многие туристские группы, разрабатывая маршрут похода, включают в него участки первопрохождения, которые могут оказаться в техническом и тактическом плане сложнее допустимых для похода данной категории сложности. В горных походах это в основном перевалы; в водных—отдельные, еще не пройденные участки (пороги) реки или целиком река; в спелеотуризме — пещеры целиком или частично. В других видах туризма, в частности в пешеходном и лыжном, участками первопрохождения следует считать новые районы со сложным ориентированием, пересечение или траверс горных хребтов, переправы через реки. Две трети участников и руководители таких походов обязаны иметь опыт, соответствующий ожидаемой на этих участках маршрута категории сложности, а для первопрохождения классифицированных перевалов — опыт прохождения перевалов такой же полукатегории трудности.

Горные туристы знают, что лучшее время для походов — лето. Мороз, сильные ветры, продолжительные снегопады, короткий световой день — вот что ждет туриста в горах в остальные месяцы. Весной, с приходом тепла тяжелеет и оседает снег, начинаются массовые сходы лавин. Бурное таяние снега весной и затяжные дожди осенью увеличивают объем воды и скорость течения в горных реках, осложняется управление байдаркой, плотом при прохождении порогов и прижимов, при причаливании. На действия группы влияет и фактор переохлаждения.

Но в последние годы многие туристские группы выбирают для горных походов зимнее время, путешествуют в горах и сплавляются по рекам весной и осенью (особенно в майские и ноябрьские праздники). Наиболее популярными районами путешествий в это время года стали Кавказ, Алтай, Западный Тянь-Шань, Карпаты. Объясняется это и массовым развитием туризма, и желанием потренироваться перед летним сезоном, и отсутствием летних отпусков.

Анализ походов в горах и сплавов по рекам в межсезонье показывает, что с обычными летними мерками подходить к опыту группы в это время нельзя. Помимо специфических погодных условий, многие неудачи в походах в это время следует отнести к недостаточной (а то и к полному отсутствию) тренированности после зимнего периода (особенно у водников), к спешке из-за стремления совершить зачетный поход за короткий период майских праздников.

К участникам таких походов, проводящихся в неоптимальные сроки, предъявляются повышенные требования: они должны или иметь соответствующий опыт участия (руководитель—опыт руководства) в походах, совершенных в таких же условиях, или опыт походов той же категории сложности в оптимальные сроки.

Оптимальные сроки проведения походов в разных районах страны для различных видов туризма различны и неодинаковы из года в год. Но тем не менее они с большой степенью условности установлены (см. Приложение). Все остальное время принято считать межсезоньем.

В Правилах записано, что участники похода обязаны пройти всестороннюю подготовку до его начала. Они должны обладать специальными навыками и знаниями, необходимыми для успешного прохождения маршрута той или иной категории сложности. Под этим подразумевается владение техникой передвижения, преодоления препятствий, присущих тому или иному виду туризма, умение организовать страховку и самостраховку, знание и умение пользоваться специальным снаряжением. Все это могут дать туристу не только школы и семинары, но и занятия в туристской секции, тренировки группы, руководитель будущего похода. Ну а главное—предыдущие походы, применение знаний на практике.

В горных походах, особенно на больших высотах, организм человека попадает в необычные и трудные для него условия. Помимо специальных предпоходных тренировок и правильного, с учетом акклиматизации, построения маршрута, большое значение имеет опыт пребывания на высотах в предыдущих походах. Правилами установлено, что такой высотный опыт не должен отличаться от максимальной высоты в планируемом походе более чем на 1200 м, если предполагаются подъемы выше 5 000 м.

При комплектовании группы для водного похода необходимо учитывать специализированный опыт в зависимости от типа судов. Участники менее сложных походов могут иметь опыт предыдущих походов на любых судах. Начиная с IV категории сложности в байдарочные походы допускаются участники с опытом походов только на байдарках, а для походов на плотах, надувных лодках и катамаранах должен быть опыт предыдущих походов в том же виде судов или на байдарках.

Основным и решающим направлением обеспечения безопасности походов является практический туристский опыт, приобретенный в предшествующих походах и прежде всего в походах по данному виду туризма. Каждая разновидность туризма развивалась своим естественным путем, вырабатывались специфичные, присущие только ей способы и приемы преодоления естественных препятствий. Но в таких видах туризма, как пешеходный, лыжный и горный, есть много общего, границы не всегда четко прослеживаются.

Правилами оговорена возможность перехода из одного вида туризма в другой с учетом опыта, приобретенного в походах по одному из этих видов. Правда, число таких участников похода не должно превышать одной трети состава группы.

В горных походах могут участвовать туристы с опытом пешеходных и лыжных походов той же категории сложности и удовлетворяющие требованиям прохождения классифицированных перевалов. Но здесь не следует забывать, что дополнительные требования к участникам горных походов предусматривают определенное количество перевалов для походов каждой категории сложности. Поэтому опыт прохождения, например, одного перевала 1Б категории трудности еще не дает права участвовать в походе с перевалом 2А.

При решении вопроса о допуске туриста в комбинированный поход следует принимать во внимание его опыт участия в походах по видам туризма, составляющим маршрут планируемого похода. Это касается и спелеотуристов, если походы к пещерам предусматривают преодоление естественных препятствий в наземной части.

В походы VI категории сложности ходят опытные туристы, в активе которых не один сложный поход. И тем не менее к группе предъявляются повышенные требования. Все участники такого похода должны иметь опыт участия в двух походах V категории сложности по данному виду туризма. В группе необходимо иметь заместителя руководителя, уже побывавшего в походе VI категории сложности и руководившего «пятеркой». В водных походах обязательно наличие не менее двух судов. Участие в таких походах не является обязательным для присвоения спортивных разрядов и званий по туризму.

Правильная подготовка к походу и его успешное проведение во многом зависят от руководителя. Им должен быть авторитетный, опытный, требовательный человек, обладающий организаторскими способностями. Туристская группа сама выбирает своего руководителя. Правда, часто он сам является инициатором ее создания. У руководителя туристский опыт должен быть солиднее или таким же, как у большинства членов группы. Чтобы руководить группой, необходимо побывать в походе той же категории сложности и иметь опыт руководства походом на категорию сложности ниже и обязательно в том же виде туризма (в водных походах — на тех же судах). Для руководства «пятеркой» не требуется участие в походе VI категории сложности, для этого нужно иметь опыт участия в походе V категории сложности и руководства в походе IV категории сложности. Руководить походом VI категории сложности может турист с опытом участия в походе такой же сложности и опытом руководства двумя «пятерками».

Руководители и участники похода, включающего Элементы походов более высоких категорий сложности, должны выполнять требования, предъявляемые в этих более сложных походах.

Иногда сетуют, что возрастные ограничения тормозят спортивный рост, что мастером по туризму можно стать лишь к тридцати годам. Ссылаются на другие виды спорта, где дети добиваются поразительных успехов. Но туризм не только физические упражнения, а тяжелая работа в специфических условиях, где надо самостоятельно, осознанно оценивать эти условия и свои действия. Здесь требуется психологическая выносливость и исключаются подсказка, помощь со стороны. А если говорить о духовной зрелости, то ее вряд ли достигнешь форсированными тренировками. Поэтому Правилами оговорен минимальный возраст участников и руководителей походов различных категорий сложности. В несложных походах I и II категорий в составе одной трети группы допускается участие детей вместе с родителями или близкими родственниками, несущими за них ответственность. Естественно, без зачета им совершенных походов.

Организация и проведение походов (в том числе и комплектование групп) туристскими группами, состоящими из учащихся общеобразовательных школ, регламентируется специальной Инструкцией Министерства просвещения СССР (см. Приложение).

ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Прежде чем отправиться в поход, нужно к нему хорошо подготовиться.

С комплектования группы и начинается эта подготовка. От того, кто будет в ее составе, какова физическая подготовка и туристский опыт участников похода, какие задачи они ставят, каким временем и средствами располагают, зависит самое главное — выбор маршрута похода.

Естественно желание открыть что-то новое, пройти еще не пройденное. Страна наша настолько обширна, в ней столько замечательных уголков, что интересных маршрутов, открытий для себя хватит на всю жизнь.

Маршрут пройти легче, когда он хорошо продуман и изучен. Тогда будет больше времени, сил для ознакомления с интересными местами и конечно же повысится безопасность похода и сведется до минимума вероятность изменения или непрохождения маршрута. Группам начинающих туристов и тем, кто впервые направляется в тот или иной район, следует воспользоваться одним из эталонных маршрутов. Эти маршруты наиболее логичны и интересны, знакомят с достопримечательностями и включают характерные для данного района препятствия. Консультацию по маршруту можно получить в туристском клубе, в МКК. Там же следует ознакомиться с отчетами о походах других туристских групп.

При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др.

Все подготовительные работы должны вестись организованно и планомерно. Для этого составляется план, распределяются обязанности среди членов группы.

Исходя из продолжительности и сложности маршрута, состава участников похода и намеченных задач подготавливается общее и специальное снаряжение, ремонтная и медицинская аптечки. Завхоз группы составляет списки продуктов, намечает, где их лучше закупать, решает вопрос упаковки. Полученные данные о маршруте, снаряжении и продовольствии позволяют определить общий вес груза, вес рюкзаков на подходах и на основном маршруте, составить смету расходов.

Нужно, чтобы все участники похода имели не только сходные навыки и знания, близкие интересы, но и примерно одинаковую физическую подготовку. Для этого за 2—3 месяца до похода следует организовать совместные тренировочные занятия, во время которых туристы совершенствуются физически и овладевают техническими навыками и приемами преодоления препятствий. Следует использовать в этих целях походы выходного дня, туристские слеты и соревнования.

В совместных походах выходного дня отрабатываются способы передвижения, преодоления планируемых на маршруте естественных препятствий, приемы коллективной страховки и самостраховки, проверяется и дорабатывается снаряжение. Специально создаваемые большие нагрузки в этих походах дают возможность выявить и сравнить физическое состояние и подготовку отдельных участников.

Совместные тренировки, организация ночлегов способствуют психологической «приработке» членов группы. Нужно стремиться, чтобы уже в процессе подготовки группа стала единым слаженным коллективом, готовым совместными усилиями успешно решать поставленные задачи.

Отработке технических приемов и проверке снаряжения помогают соревнования по технике разных видов туризма. Участвовать в них полезно, но не стоит, конечно, увлекаться только ими, забывая о самом главном в туризме — о путешествиях. Соревнования придуманы туристами. Сначала они проводились в рамках туристских слетов, были весьма просты. В их программу входили: установка палатки, разжигание костра, переправа по бревну через речку или овраг и т. п. С ростом технической оснащенности в большинстве видов туризма соревнования стали проводиться самостоятельно. И в этом не было бы ничего плохого, если бы эти соревнования не стали ставить на один уровень с туристскими походами, а то и подменять их. Особенно заметно это стало проявляться у водных и горных туристов. Не следует забывать, что такие соревнования носят проверочный характер, и служат для определения технической подготовленности туристов к предстоящим походам. В них сравниваются достижения спортсменов не комплексно, а по отдельным показателям, но ведь одной технической подготовленности недостаточно для прохождения сложного похода.

Если группа занимается в туристской секции коллектива физкультуры предприятия, учреждения, учебного заведения, ДФСО, то эти организации должны создавать условия для физической, технической и теоретической подготовки туристов, обеспечивать их по возможности необходимым снаряжением.

Все члены группы должны пройти медицинский осмотр не ранее чем за месяц до начала похода и получить разрешение врача на участие в походах I—III категорий сложности, а для участия в походах IV—VI категорий сложности — заключение врачебно-физкультурного диспансера или физкультурного врача.

Как уже говорилось, любой поход начинается с проверки в МКК. Но пусть это не пугает любителей путешествий. Заполняя походные документы, защищая маршрут перед членами МКК — опытными туристами, — получаешь новые сведения и рекомендации о районе похода, советы по подбору снаряжения и продуктов, по действиям в сложной обстановке. Если поход готовился основательно, если все заранее продумано, изучено, собрано (а только так и должно быть), затруднений с оформлением маршрутных документов не будет.

Документом, дающим право на проведение спортивных туристских походов I—VI категорий сложности, а также некатегорийных походов, включающих элементы походов II—VI категорий сложности, является маршрутная книжка установленного образца. Маршрутную книжку можно получить в маршрутно-квалификационной комиссии но месту жительства или работы. Два экземпляра книжки следует правильно заполнить, приложить к ним справки о туристском опыте членов группы, медицинские справки, картографический материал, описания и но возможности фотографии сложных участков маршрута, перечни специального снаряжения и средств оказания доврачебной помощи. Все должно быть собрано заранее в процессе подготовки к походу.

С документами нужно обратиться в ту же МКК. Если она не имеет полномочий на рассмотрение похода данной категории сложности, заявочные документы с ее предварительным заключением направляются организацией, при которой она работает, в вышестоящую МКК.

МКК дает заключение о возможности совершения группой заявленного похода. В маршрутную книжку вносятся особые указания и рекомендации группе, записываются место ее регистрации перед выходом на маршрут в соответствующих КОС и КСО, установленные контрольные сроки.

На основании положительного заключения МКК руководителю группы выдается пронумерованная маршрутная книжка и заполненный бланк сообщения в КСС, заверенные подписью и штампом МКК. Но на этом контакты МКК с группой не заканчиваются.

Важнейшим мероприятием, позволяющим оказать группе в случае необходимости помощь, является организация контроля за прохождением ею маршрута в установленные сроки. Этот контроль осуществляют не только КСС, расположенные в районе похода, но и МКК. Контрольный срок считается нарушенным, если телеграмма не отправлена группой в течение контрольных суток. После этого начинаются поисковые работы. Поэтому одинаково плохи слишком жесткие сроки, которые заставляют группу сокращать маршрут, двигаться в вечернее, а то и в ночное время, пренебрегать на сложных участках страховкой, и слишком растянутые сроки, могущие привести к тому, что группа, потерпевшая аварию, не сможет получить своевременную помощь.

В соответствии с Правилами письменное сообщение в КСС установленной формы должно быть отправлено не позднее чем за 10 дней до выезда группы к месту начала маршрута. Даже одно это обстоятельство, помимо других (устранение замечаний, при необходимости проверка группы на местности и др.), требует представления заявочных документов в МКК за 1—1,5 месяца до начала похода. Однако если группа с хорошо подготовленными документами пришла в полномочную МКК, например, за две недели, ее заявку следует рассмотреть и все оформить. МКК призваны работать оперативно, а республиканские, краевые, областные и особенно зональные к тому же не должны закрываться на каникулы.

Если перед самым отъездом в поход появилась необходимость внести изменения в маршрут или состав группы, это необходимо согласовать с МКК и сообщить КСС.

Туристские группы, планирующие проведение похода на территории заповедника или погранзоны, должны заблаговременно оформить на это разрешение в установи ленном порядке. Но вменять проверку наличия такого разрешения МКК не следует. МКК должна предупредить группу о том, что ее маршрут частично или полностью проходит по этим территориям с ограниченным доступом.

Все перечисленные вопросы по подготовке группы к походу и оформлению маршрутных документов входят в основном в обязанности руководителя похода.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

В туристских спортивных походах, особенно сложных, группе приходится преодолевать участки с повышенным уровнем опасности. Полностью исключить из туризма возможность несчастных случаев нельзя, как нельзя исключить вероятность стихийных бедствий, непредвиденных обстоятельств. Но, анализируя эти случаи, можно утверждать, что большинство их произошло в результате неправильных действий группы, ее руководителя. Поэтому на всех стадиях подготовки и проверки группы необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы несчастные случаи свести к нулю.

Но даже самые активные мероприятия по профилактике аварийности все же не могут быть гарантией полной безопасности. В тот момент, когда группа лицом к липу столкнется с неожиданной опасностью, ей самостоятельно придется быстро и безошибочно оценивать ситуацию, принимать единственно правильное решение. А чтобы такие неожиданные опасности в походе не возникали, нужно не только правильно планировать маршрут, но и разумно его проходить.

В первые дни похода нельзя делать длинные переходы и преодолевать сложные участки, требующие большого физического напряжения (например, перевалы в гоpax, пороги на реках). Не следует оставлять их и на конец маршрута, когда появляются признаки усталости, снижаются внимание и реакция.

Тяжелый рюкзак — «печальная» необходимость, но надо постараться уменьшить его вес — не за счет нужных вещей, а за счет рационального подбора высококалорийных и легких продуктов, надежного и облегченного снаряжения. Облегчить рюкзак, а заодно и акклиматизироваться помогут радиальные выходы в начале похода и организация забросок в промежуточные пункты маршрута.

На высоте очень часто возникают и молниеносно прогрессируют простудные заболевания, появляется горная болезнь (головная боль, сонливость, апатия, заторможенность). Всему этому должна быть противопоставлена высотная акклиматизация. Она включает в себя как высотный опыт, приобретенный в предыдущих походах, так и определенную последовательность высот на данном маршруте, исключающую неподготовленный выход на максимальные высоты.

Сложные участки маршрута, особенно те, которые недостаточно хорошо просматриваются с подходов или имеют несколько вариантов пути, нужно обязательно проходить с предварительной разведкой. Часть группы без груза с необходимым снаряжением должна выйти для детального осмотра, а иногда и для обработки пути. В лыжных и горных походах наиболее опасными являются участки склонов в районе перевалов, где возможны сходы лавин.

Необходимо помнить, что склон менее лавиноопасен рано утром и в первой половине дня, когда снежные массы схвачены морозом. Подъем и спуск по крутым снежным склонам лучше проводить по линии падения воды, надо избегать подрезания склона поперечными следами. Лагерь перед прохождением перевала желательно разбивать как можно выше. На перевал поднимаются к 8—9 часам утра, чтобы было достаточно времени для спуска. Опасность спуска во второй половине дня возрастает из-за усталости группы, вероятного ухудшения погоды и состояния склонов. Еще при разработке маршрута рекомендуется выбирать для подъема более трудную сторону перевала, а для спуска более легкую. При сравнительно нетрудном подъеме, раннем выходе и спуске по склонам северной экспозиции можно проходить перевал со спуском в тот же день. При позднем выходе, длинном и трудном подъеме и спуске по южным и западным склонам целесообразно заночевать на перевале. Для сокращения времени перехода через сложный перевал необходимо выделить наиболее опытных и сильных участников для обработки пути (навешивание перил, рубка ступеней и т. п.) до подхода всей группы или сделать это накануне во время разведки. По покрытым снегом ледникам лучше передвигаться рано утром или даже ночью. Днем двигаться по ним чрезвычайно затруднительно: снег проминается, снежные мосты над трещинами становятся ненадежными.

При сплаве по рекам обеспечение безопасности прохождения препятствий обязательно должно начинаться с разведки. При этом необходимо просмотреть не только весь сложный участок, но и разведать все, что находится ниже предполагаемой зоны причаливания. В процессе разведки определяются места и способы страховки, действия экипажей судов и страхующих в аварийной ситуации.

Одна из наиболее распространенных причин несчастных случаев в походах — пренебрежение страховкой. Группа обязана надежно ее организовать во всех случаях, когда возможность самостраховки, самозадержания, например при срыве, вызывает сомнение.

Пренебрежение страховкой несколько лет назад привело к трагедии в группе новосибирских туристов. Двигаясь по леднику Сугран на Памире, они решили пройти его, не связываясь веревкой. В результате один из участников провалился в скрытую под снегом трещину. Попытки группы помочь ему своими силами оказались безуспешными. Было потеряно много времени, и помощь подоспела слишком поздно.

В водных походах, даже если известно, что другие группы проходили данный порог и детально разведали его, группа обязана на всех опасных местах обеспечить страховку тем или иным способом. Наиболее предпочтительны активные способы (другим судном). В отличие от пассивных (бросательные концы веревок, «кораблик» и принудительное причаливание) они позволяют забрать терпящего бедствие человека, который уже не может действовать в воде самостоятельно. Если по каким-то причинам группа не может организовать страховку, то она обязана отказаться от прохождения порога.

Переправы через реки лучше всего организовывать рано утром при малой воде и желательно там, где они разветвляются на несколько рукавов, текут более спокойно, что облегчает выбор безопасного брода. Организация навесной переправы, особенно в горах, вряд ли целесообразна. Эта трудоемкая операция займет то время, которого хватит на подход к верховьям ущелья, с тем чтобы перейти на другой берег по морене или леднику. Да и мосты на горных реках имеются.

Привалы и ночлеги следует устраивать в местах безопасных, по возможности защищенных от ветра. Иногда приходится жертвовать комфортом и разбивать лагерь в месте неудобном, но зато защищенном от возможных да-вин, камнепадов, затопления водой. Четкая организация бивачных работ и добросовестное выполнение каждым участником своих обязанностей позволяют высвободить больше времени для отдыха, восстановления сил.

Даже при хорошей подготовке к походу группа на маршруте может потерять ориентировку. Бывает, в горах, особенно при плохой видимости, одно ущелье принимается за другое. И вот здесь нужно уметь заставить себя вовремя остановиться, оценить обстановку, вернуться, наконец.

О том, к чему может привести отсутствие таких качеств у группы и ее руководителя, говорит следующий случаи. Туристы из Кирова, совершая достаточно простой поход в Фанских горах, потеряли ориентировку и вместо нетрудного перевала Полтава поднялись по легкому с одной стороны перевалу Седло Москвичей. С другой стороны этот перевал очень сложен: крутой снежно-ледовый склон, изобилующий трещинами, выводит на ледник Сарыходан. Они поняли, что не туда попали, но не остановились, не вернулись, не осознали, что у них нет достаточного опыта и умения. На спуске в результате ненадежной страховки и срыва погибли руководитель и один из участников похода.

А вот случай из собственной практики. Наша московская группа на Центральном Тянь-Шане подошла к озеру Мерцбахера. Попасть на ледник Северный Иныльчек в те времена можно было только обойдя это озеро по крутым, местами отвесным берегам. За два года до того мы обходили его, но тогда уровень воды в нем был ниже. Другая наша группа ждала нас на Баянкольском леднике. Мы могли не пройти, потерять напрасно время и нарушить установленные контрольные сроки. Вернулись двумя легкими перевалами в хорошем темпе и вовремя пришли на встречу с друзьями.

Риск может быть только тогда оправдан, когда нет другого выхода из создавшейся ситуации.

Такая ситуация возникла в нашей группе на том же Тянь-Шане за год до предыдущей истории. Озеро Мерцбахера мы прошли, заметили, что вода быстро поднимается — такое удивительное озеро. Назад пути не было, а впереди практически неизведанный Северный Иныльчек (до нас туристы на нем были 30 лет назад). Намеченную в Москве по скудным материалам седловину в Сарыджазском хребте напротив Хан-Тенгри найти из-за плохой погоды не удалось. Встреча с другой московской группой (Б. Коновалова), которая должна была разведать и пройти этот перевал с Баянкольского ледника, не состоялась — она его разведала, но не прошла. Кончались продукты, возвращаться некуда. Здесь риск был оправдан. Мы прошли перевал, о котором не имели никаких сведений, не знали, даже куда он приведет (перевал Опасный, ледник Семенова), и выбрались из этой «мышеловки». Хватило, правда, и опыта, и знаний, и умения.

Организации походов по всем видам туризма, решению тактических и технических задач, безопасности их проведения посвящено много книг (их список прилагается). С ними можно ознакомиться в библиотеках туристских клубов. Обязанности участников и руководителя похода четко изложены в Правилах проведения туристских спортивных походов.

ОТЧЕТ О ПОХОДЕ.

ОФОРМЛЕНИЕ СПОРТИВНЫХ РАЗРЯДОВ И ЗВАНИЙ

Логичное завершение похода — отчет о нем. Он нужен в первую очередь для того, чтобы подвести итоги, подтвердить прохождение группой заявленного маршрута. На основании отчета (письменного или устного) определяется правильность действий и решений группы во время похода, решается вопрос о зачете похода и выдаче справок о нем. Эти справки о туристском опыте нужны для допуска к участию в более сложном походе и при оформлении спортивного разряда или звания. А главное, для чего делается отчет, — это обязанность дать максимум информации для других туристских групп, которые захотят пойти по тому же или сходному с ним маршруту.

Подробные рекомендации по подготовке отчетов изложены в официальных Указаниях по составлению отчетов о самодеятельных туристских путешествиях (см. Приложение). В соответствии с ними письменный отчет представляется обязательно о походах IV категории сложности и выше. Это вовсе не означает, что о походах I—III категорий сложности всегда достаточен устный отчет. Письменные отчеты о таких походах просто необходимы в туристских секциях коллективов физкультуры, в библиотеках туристских клубов небольших городов, где недостает сведений о всех туристских районах.

Многие сетуют на то, что предъявляемые к составлению письменного отчета требования слишком завышены. Если внимательно посмотреть упомянутые Указания, то оснований для таких разговоров нет. Отчет не должен быть слишком объемным. Текст может составлять 20— 30 страниц, рекомендуемое количество фотографий — 15—20 штук. Ряд рекомендуемых разделов, если в них нет надобности, могут в отчете отсутствовать. Не нужно загромождать отчет малозначительными подробностями, бытовыми деталями. Требуется сжатое техническое описание маршрута похода, в основном наиболее сложных участков. При этом сначала следует рассказать, как проходила эти участки сама группа, какие меры безопасности, способы страховки применялись, и уж потом давать рекомендации на будущее.

В составлении отчета о походе должна активно участвовать вся группа, а не только руководитель похода. Многие разделы отчета могут быть практически готовы уже в период подготовки к походу: перечни снаряжения, питания, аптечки, сведения о районе похода и др. Впоследствии может потребоваться лишь незначительная правка.

Отчет о походе предъявляется маршрутно-квалификационной комиссии, которая рассматривала заявочные документы на совершение похода, давала по ним заключение и оформляла маршрутную книжку. Если долго не писать отчет, можно забыть многие детали похода, составить его плохо или не написать его вовсе. А для следующего похода (чаще всего через, год) потребуются справки об опыте. Поэтому установлено, что отчет должен представляться, как правило, через девять месяцев после окончания похода. Но неправильно поступают те МКК, которые не принимают к рассмотрению отчеты по прошествии этого срока. Здесь не должно быть места бюрократизму. Приобретенный туристом в походе опыт не изменится от того, что отчет написан не через девять месяцев, а, например, через год или полтора.

Получив в МКК справку о зачете похода, можно {лучше сказать, нужно) оформить очередной спортивный разряд по туризму. Но туристы в основной массе не делают этого. Поэтому неверно утверждать, что именно гонка за разрядами и званиями толкает туристов в сложные походы и приводит к несчастным случаям. Нельзя естественное стремление к новому и неизведанному сводить к желанию получить разряд. В походы ходят не за разрядами. Но оформлять их надо. И не тогда, когда число пройденных походов потянет на звание «Мастер спорта СССР», а последовательно — начиная с массовых разрядов. Туристы не на словах, а на деле должны показывать свою принадлежность к спорту.

С 1949 г., когда туризм был включен в ЕВСК, многие сотни тысяч туристов выполнили нормативы спортивных разрядов, почти полутора тысячам было присвоено звание «Мастер спорта СССР». Отсутствие в ЕВСК туризма как вида спорта в 1962—1965 гг., а также разряда «Кандидат в мастера спорта» и звания «Мастер спорта СССР» по туризму в 1983—1985 гг. следует считать недоразумением, мягко говоря.

В разрядных требованиях по туризму (см. Приложение) на 1986—1988 гг. сохранен традиционный и единственно верный для туризма принцип постепенного повышения сложности походов и накопления необходимого туристского опыта. Выполнением разрядов, вплоть до разряда «Кандидат в мастера спорта», является набор определенного числа походов.

Для выполнения звания «Мастер спорта СССР» основной набор баллов осуществляется за участие в походах. Необходимо также иметь минимум одно руководство походами V (для мужчин) и IV (для женщин) категорий сложности. Главной отличительной чертой новых разрядных требований является введение обязательного соревновательного элемента в условиях выполнения звания мастера спорта. В предыдущих требованиях такой элемент присутствовал, но не как обязательный, а в виде «форы» за призовые места в чемпионате страны по туризму. На этом и следовало остановиться. Туризм, как, впрочем, и альпинизм, по сути своей не может стать соревновательным и зрелищным. В спортивных походах, особенно высших категорий сложности, туристы соревнуются не между собой, побеждают не себе подобных, а естественные препятствия, проявляя при этом высокую физическую и техническую подготовку, тактическую зрелость. Всесоюзные, республиканские и другие чемпионаты (раньше они назывались соревнованиями на лучшее путешествие) выявляют не какие-то особые спортивные достижения, а лучшие походы года, где на первом плане — грамотно построенный и отлично выполненный маршрут путешествия.

И тем не менее теперь на звание «Мастер спорта СССР» требуется набрать в чемпионатах СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, зон РСФСР и Украинской ССР, советов ДФСО и ведомств обязательные 5 баллов (для женщин — в чемпионате СССР только 3 балла), заняв необходимые для этого места.

Туристские походы проводятся во время отпусков. Турист, в отличие от любителей других видов спорта, может стартовать в год только один раз (редко—два). Поэтому логично участие команды одним и тем же походом в нескольких чемпионатах (например, республики, ЦС ДФСО и СССР). Приносят ведь одни и те же хоккейные матчи и заброшенные шайбы звания чемпионов мира и Европы. Стать лучшим в своей республике и стране и получить медали естественно. Но суммировать баллы, конечно, нельзя. К зачету принимаются баллы, полученные за участие только в одном из этих чемпионатов.

Сразу можно и не получить необходимые 5 баллов. Их набор может продолжаться несколько лет (по крайней мере 4 года).

Число засчитываемых в календарный год походов и система накопительных баллов за участие в походах и за занятые места в чемпионатах позволяют выполнить звание «Мастер спорта СССР» за 7—8 лет, а разряд «Кандидат в мастера спорта» за 4—5 лет.

С целью привлечения опытных спортсменов к работе по развитию туризма в коллективах физкультуры, ДФСО,. туристских клубах, к обучению начинающих туристов требуется для оформления мастерского звания (после получения разряда «Кандидат в мастера спорта») иметь опыт руководства походом I—II категорий сложности или поработать инструктором на семинаре по подготовке руководителей походов выходного дня, I—III категорий сложности или инструкторов туризма.

Для более качественной подготовки к походам, постепенного осмысленного накопления опыта установлено число походов различных категорий сложности, засчитываемых на разряды в календарный год: не более одного — пятой, не более двух — четвертой категории сложности и т. д. Автомобильные и мотоциклетные походы засчитываются только водителям (на каждую машину — не более одного сменного водителя).

Оформление спортивных разрядов не вызывает, как многие туристы полагают, затруднений. Нужно в ту же МКК представить справки о походах, удостоверение ГТО, и она оформляет протокол о присвоении разряда, готовит проект приказа (распоряжения) совета по туризму и экскурсиям. Третий и второй, а также юношеские разряды могут присваиваться советами коллективов физкультуры на основании выписок из протоколов соответствующих МКК. В классификационной книжке спортсмена делается отметка о присвоении очередного разряда.

Разряд «Кандидат в мастера спорта» присваивается большинством республиканских и рядом краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, где при федерациях туризма работают МКК с соответствующими полномочиями.

Звание «Мастер спорта СССР» присваивается Государственным комитетом СССР по физической культуре я спорту по представлению Центрального совета по туризму и экскурсиям после рассмотрения документов в МКК Всесоюзной федерации туризма и ее президиума. Документы в ЦСТЭ направляются республиканскими, Ленинградским областным и Московским городским советами по туризму и экскурсиям.

УЧАСТИЕ В ЧЕМПИОНАТАХ ПО ТУРИЗМУ

Начиная с 1981 г. проводятся чемпионаты СССР, республик, краев и областей, а также центральных советов ДСО и ведомств. Их победители награждаются медалями того же достоинства, что и победители в других видах спорта. До этого более десяти лет проводились всесоюзные, республиканские и другие соревнования на лучшее туристское путешествие. Рост престижа, признание туризма полноправным видом спорта, несомненно, способствовали его развитию, увеличению числа туристских спортивных походов. Участники чемпионатов намного раньше, чем обычно, и более тщательно начинают готовиться к походу, изучать его маршрут, готовить маршрутные документы, а все это только способствует обеспечению безопасности.

Со временем, наверное, придется ограничивать число команд — участниц чемпионатов СССР и ряда республик. Но пока это не делается. Не всякий решится взять на себя ответственность перед заявляющей команду на чемпионат организацией. Так, в 1985 г. заявки на участие в чемпионате СССР но пешеходному туризму подали 11 команд, по лыжному—10, по горному—20, по водному — 21. В других видах туризма заявок было менее пяти, что не дает права на проведение соревнований. Сейчас в связи с введением в спортивную классификацию (для звания мастера спорта) соревновательного принципа, количество команд может резко возрасти.

Утвержденное в 1980 г. как типовое Положение о чемпионате СССР по туризму за прошедшие годы претерпело большие изменения (см. Приложение). Заявками на участие являются теперь заявочные книжки, рассмотренные и соответственно оформленные полномочными МКК. Направляют их в Центральный совет по туризму и экскурсиям только республиканские, Ленинградский областной и Московский городской советы. В чемпионатах могут участвовать команды коллективов физкультуры и сборные команды туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям, спортивных обществ.

При проведении чемпионатов пользуются Правилами соревнований по туризму и Методикой оценки походов (см. Приложение). Чемпионаты по туризму носят заочный характер, наблюдать за соревнованиями — походами не могут ни зрители, ни судьи. Поэтому в судейстне используется метод экспертных оценок, и он всегда будет единственно приемлемым, как и в ряде других видов спорта, например в альпинизме, фигурном катании, гимнастике.

Кажущиеся преимущества проведения «очных» (в одном регионе) чемпионатов на самом деле вносят совершенно неприемлемый для туристского похода элемент — отсутствие автономности действий группы, а это в туризме определяет очень многое, если не самое главное. В альпинизме такие эксперименты не принесли желаемых результатов.

В 1985 г. в 158 различных чемпионатах участвовало 3,5 тыс. команд, более 32 тыс. туристов. Чемпионат СССР проводился тогда среди команд в походах V категории сложности. Призерами чемпионата стали по пешеходному туризму: 1-е место — команда из Саратова под руководством Е. Поросятникова (поход в районе хребта Черского); 2-е место — харьковская команда (руководитель Ю. Оксюк), совершившая поход на Чукотке; 3-е место — команда под руководством С. Кабелева (г. Находка), совершившая поход в районе Верхоянского хребта; по лыжному туризму: 1-е место — команда из Тулы под руководством И. Самсонова (поход в Путоранах); 2-е место — белорусская команда (руководитель В. Козинин), совершившая поход в Путоранах; 3-е место— команда под руководством В. Волкова (г. Петропавловск-Камчатский), совершившая поход по Камчатке; по горному туризму: 1-е место — команда из Одессы под руководством С. Чередникова (поход на Памире); 2-е место—литовская команда (руководитель А. Юцявичюс), совершившая поход по Памиру; 3-е место поделили команды из Харькова — руководитель Ю. Геращенко (поход по Центральному Кавказу) и руководитель Н. Крупко (поход по Центральному Тянь-Шаню); по водному туризму: 1-е место — команда из Краснодара (руководитель П. Дерикочма), совершившая поход по рекам Хабаровского края; 2-е место — команда под руководством Л. Измайлова (г. Иркутск), совершившая поход по рекам Прибайкалья; 3-е место — московская команда под руководством В. Вороновича (поход по рекам Путорана).

В заключение хочется пожелать всем любителям путешествий соблюдать туристские законы, правила, которые не придуманы, а выстраданы многими поколениями туристов. Не надо обходить стороной туристские клубы и маршрутно-квалификационные комиссии, где ждет туристов доброжелательный прием, консультации о районе путешествия, четкое и оперативное оформление маршрутных документов.

Нашей прессе и телевидению следовало бы больше пропагандировать эти туристские правила, рассказывать об интересных, изобилующих приключениями спортивных походах вместо повествований о «путешествиях», ничего общего с туризмом не имеющих: о сверхдальних переходах и переездах путешественников-одиночек и «команд» от восточных до западных (или наоборот) границ страны, о восторженных встречах этих «рыцарей дальних дорог» в глухих поселках и больших городах. В туристские организации обращаются, например, с такими письмами:

«Прошу дать мне официальный документ, путевой лист, для посещения всех двух тысяч городов Советского Союза, который я смогу заверять в исполкомах посещаемых мною городов в качество самодеятельного туриста. Цель маршрута — детальное знакомство с нашей страной. В пути намерен подрабатывать...»

«Покорителем Северного полюса признан Пири, достижение которого пытался опровергнуть Кук. Ученые пришли к общему мнению, что ни Пири, ни Кук не достигли полюса. Достижение полюса силами современной техники не разрешает спора исследователей. Чтобы поставить точки над вопросами, в память погибшим на пути к полюсу я решил пройти в одиночку с собачьей упряжкой, без средств связи и страховки от побережья до полюса, Финансирование возлагаю на себя. Прошу выдать мне маршрутный лист и навигационные карты...»

Комментарии, как говорится, излишни! Наша задача — развивать не туризм одиночек, не странствия отдельных ходоков-путешественников, а массовый самодеятельный туризм как важное средство воспитания, укрепления здоровья, физического развития трудящихся, эффективную форму общения между людьми, использования свободного времени. Самодеятельный, в том числе спортивный туризм может успешно развиваться только в организованных рамках и ничего общего не имеет с лихачеством «туристов»-одиночек. Вот почему сегодня rai важно, чтобы любители путешествий хорошо знали и выполняли все правила организации и проведения туристских спортивных походов. Это сделает путешествия содержательными и безопасными, а самим участникам принесет огромное, ни с чем не сравнимое удовлетворение.

УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ О САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ

Утверждены, Управлением самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям от 20 марта. 1975 г.

I. Общие положения

1. В соответствии с Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР руководитель туристской группы обязан представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) и организацию, проводившую путешествие (по ее требованию), отчет в срок не более 9 месяцев после окончания путешествия. Вопрос о перенесении сроков сдачи отчетов решается в каждом отдельном случае маршрутно-квалификапионными комиссиями.

Отчет составляется руководителем при активном участии членов группы.

На основании отчета МКК решает вопрос о зачете совершевного путешествия.

2. Отчет о самодеятельном туристском путешествии может иметь форму:

устного отчета для путешествий I категории сложности;

письменного или устного отчета для путешествий II—III категорий сложности;

письменного отчета для путешествий IV—V категорий сложности.

Объем и характер отчета для путешествий II—III категорий сложности определяются маршрутно-квалификационными комиссиями при рассмотрении заявочных материалов на совершение путешествия.

Решение МКК по этому вопросу записывается в заявочную и маршрутную книжки.

3. Вместе с отчетом представляются:

маршрутная книжка с отметками о прохождении начального, промежуточных и конечного пунктов маршрута и отметками контрольно-спасательных служб;

записки, снятые с перевалов или других ключевых пунктов маршрута;

почтовые квитанции, подтверждающие Своевременное отправление телеграмм из контрольных пунктов;

другие документы, подтверждающие прохождение запланированного маршрута;

заполненные на всех участников справки установленного образца о зачете путешествия.

II. Устный отчет

4. Устный отчет о проведенном путешествии производится руководителем группы в дни работы маршрутно-квалификапионной комиссии. При этом в комиссию представляются документы, перечисленные в п. 3. Устный отчет строится в соответствии с раз делами письменного отчета и иллюстрируется фотографиями (диапозитивами, кинофильмами), картами, схемами и т. п.

III. Оформление письменного отчета

5. Отчет должен быть напечатан на пишущей машинке через 1,5 интервала, переплетен, иметь формат машинописного листа и сквозную нумерацию страниц вместе с приложениями.

С учетом объемов титульного листа и оглавления (2 с.), текста (20—45 с.), фотоиллюстраций (не менее 15 шт.), картографического материала (3—5 с.) общий объем отчета должен составлять 40—70 с.

Письменный отчет открывается титульным листом, далее следует оглавление, в котором перечисляются все разделы отчета и приложения, текстовая часть отчета, фотографии, карты (схемы).

На внутренней стороне передней обложки приклеивается конверт для маршрутной книжки и других документов, перечисленных в п. 3.

6. Фотографии (зарисовки), прилагаемые, к отчету, должны характеризовать сложные участки маршрута, показывать действия группы на них, помогать последующим группам ориентироваться на местности, подтверждать прохождение маршрута всей группой, отображать природу и достопримечательности района.

Желательный формат фотографий — 13Х18 или 12Х15 см.

На фотографиях, имеющих целью облегчить последующим группам ориентирование на маршруте, тушью наносятся сплошной линией—пройденный и пунктиром—рекомендуемый маршруты с указанием направления движения, мест ночлегов, основных ориентиров, названий перевалов, вершин, рек, порогов, мест установок туров и т. п.

Фотографии должны иметь сквозную нумерацию и тексты, содержащие названия объектов съемки и места съемки.

7. К отчету прилагается обзорная карта (схема) района путешествия с нанесенными на ней маршрутом, его запасными вариантами, направлением движения, местами ночлегов (с указанием даты остановки на ночлег) и основными препятствиями и ориентирами (пороги, переправы, перевалы, туры и т. п.), местами съемки основных фотографий (с указанием номера фотографии).

Карта дополняется эскизами (кроками) наиболее сложных участков маршрута с указанием путей их преодоления или обхода и необходимых ориентиров. Для путешествий со значительным перепадом высот, а также для водных путешествий составляются профили маршрутов.

В отчетах о водных путешествиях приводятся лоции сплава с указанием препятствий и их ориентиров; схемы препятствий с нанесенными путями прохождения и местами швартовки.

В отчетах о спелеопутешествиях приводятся топографические материалы по подземным полостям.

В отчетах об автомотопутешествиях указываются пункты возможной заправки и ремонта транспортных средств.

На эскизах (кроках) указываются места съемки фотографий, относящихся к ориентированию, с указанием направления съемки или угла охвата и номера фотографии.

Картографический материал желательно вклеивать в отчет таким образом, чтобы в развернутом виде он не закрывался страницами отчета (поля должны быть шириной в машинописную страницу), или вкладывать в специальный конверт, приклеенный к внутренней стороне задней обложки.

IV. Объем и содержание текстовой части отчета

8. Текстовая часть отчета должна содержать следующие разделы:

1) справочные сведения о путешествии (1—2 с.);

2) сведения о районе путешествия (2—5 с.);

3) организация путешествия (2—6 с.);

4) график движения и техническое описание маршрута (10— 20с.);

5) итоги путешествия, выводы, рекомендации (2—5 в.);

6) приложения (3—5 с.).

Отчет о путешествии V категории сложности должен включать разделы 1, 3, 4, 5, 6. Включение раздела 2 производится по специальному указанию МКК.

В отчете о путешествии IV категории сложности могут отсутствовать также и некоторые другие разделы. Разрешение на сокращение отчета дает МКК, рассматривавшая заявочные материалы, и должно быть записано в соответствующих разделах заявочной и маршрутной книжек. Такое сокращение допускается при наличии в распоряжении МКК исчерпывающих сведений по данному району.

В отчетах о путешествиях III категории сложности может быть уменьшен объем сведений в приложениях 6а, 66, 6г (смотри п, 15).

9. Текстовая часть отчета должна носить деловой и документальный характер. В нем должны быть приведены ссылки на источники приводимых сведений.

Изложение должно быть увязано с фотоматериалами и картами (схемами), для чего в тексте следует приводить ссылки на номера фотоиллюстраций, карт, схем, крок и т. п.

Дневниковые записи, жанровые фотографии не должны занимать значительного места.

В связи с созданием картотек классифицированных перевалов допускается написание раздела 4 в виде нескольких отдельных технических описаний пройденных перевалов, объединенных общей дополнительной частью, содержащей сведения по разделам 1, 2 (no специальному указанию МКК), 3, 5, 6.

10. В разделе «Справочные сведения о путешествии» приводятся:

подробные сведения о нитке маршрута, протяженность и продолжительность маршрута, перечень отдельных его этапов с различными способами передвижения (для комбинированных путешествий);

название и шифр МКК, давшей заключение по заявочным материалам;

список группы с указанием фамилии, имени, отчества каждого участника, домашних адресов, туристского опыта и обязанностей в группе.

Примечание. Если путешествие завершает учебный процесс или носит экспедиционный характер, то указывается, программой какого семинара оно предусмотрено, или задание, которое выдано экспедиции.

11. В разделе «Сведения о районе путешествия» излагаются следующие основные положения:

краткая общегеографическая характеристика района, в том числе описание природных особенностей района, данные о населенных пунктах и средствах сообщения между ними, сведения о местных достопримечательностях;

туристская характеристика района, основанная на собственных наблюдениях, а также на материалах, полученных из других источников;

в отчете о водном путешествии приводится общая характеристика реки (длина, площадь бассейна, расход воды, уклон, характер питания, колебания уровня и т. п.);

в отчетах о спелеопутешествиях приводятся сведения по гидрогеологии карстового района и пещер.

12. В разделе «Организация путешествия» описываются особенности предпоходной подготовки и тренировки, особенности разработки маршрута, основания для выбора основного и запасных вариантов. При изменении первоначального плана путешествия необходимо указать причины, вызвавшие эти изменения. Здесь же приводятся сведения о прохождении маршрута каждым участником (все ли перевалы или пороги были пройдены).

Раздел должен ответить на вопросы: как готовилось путешествие, почему был выбран именно этот маршрут, насколько безошибочным оказался первоначальный план путешествия?

13. В разделе «График движения и техническое описание маршрута» излагается техническая характеристика маршрута. Эти сведения приводятся в виде таблицы и раскрываются в тексте. Сложные участки маршрута (перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т. п.) описываются более подробно, с указанием действий группы на них. Особое внимание должно быть уделено описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте, а также способам ориентирования в условиях ограниченной видимости.

Раздел должен ответить на вопрос: «Как проходился маршрут данной группой?».

14. В разделе «Итоги путешествия, выводы, рекомендации»

приводятся итоги путешествия, даются выводы по принятым в походе тактическим и техническим решениям, рекомендации по прохождению маршрута, отдельных препятствий, предлагаются наиболее интересные варианты.

Раздел должен ответить на вопрос: «Как этот маршрут можно пройти лучше, легче и интереснее?».

Для спелеопутешествий приводятся привязки найденных полостей, морфологическое описание пройденной части.

15. В разделе «Приложения» приводятся:

а) списки личного и группового снаряжения, содержание аптечки и ремонтного набора, их вес. Оценка пригодности инвентаря, использованного в путешествии. Рекомендации по снаряжению и инвентарю;

б) список продуктов и рацион питания на маршруте, их вес, приводятся рекомендации о возможности пополнения запасав продуктов питания на маршруте;

в) общий вес продуктов и: снаряжения на группу и в среднем на одного участника (мужчину, женщину);

г) смета расходов на путешествие;

д) расписание движения транспорта, время работы узлов связи, органов Советской власти, пунктов медицинской помощи и т. п.;

е) дневник группы (или выдержки из него), если он отражает стороны путешествия, которые не затронуты в техническом описании маршрута (эмоциональная сторона, встречи с местными жителями, посещение достопримечательностей, общественно полезная работа на маршруте и т. п.). Указанный раздел приводится по желанию группы;

ж) список литературы, перечень туристских отчетов и других источников информации, использованных при подготовке путешествия и при составлении отчета.

16. Маршрутно-квапификационная комиссия, принимающая отчет на заключение, имеет право рекомендовать дополнить или переработать отчет в случае несоответствия его положениям данной инструкции.

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТУРИЗМУ

Утверждены постановлением бюро Центрального совета по туризму и экскурсиям от 22 мая 1980 г.

I. Общие положения

1.1. Соревнования по туризму проводятся с целью повышения массовости и мастерства туристов, выявления сильнейших туристских команд и лучших туристских походов.

1.2. Соревнования проводятся советами по туризму и экскурсиям, советами добровольных спортивных обществ и ведомств, туристскими клубами, станциями юных туристов, коллективами физической культуры.

1.3. Соревнования проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также положениями о соревнованиях, разрабатываемыми соответствующими организациями.

1.4. Соревнования проводятся по видам туризма, входящим в Единую всесоюзную спортивную классификацию.

1.5. Всесоюзные соревнования (чемпионаты СССР) проводятся Центральным советом по туризму и экскурсиям среди походов IV—VI категорий сложности включительно, соревнования (чемпионаты) республиканские, городов Москвы и Ленинграда, центральных советов добровольных спортивных обществ и ведомств — до V категории сложности, соревнования (чемпионаты) краевые и областные — до IV категории сложности. Всеми другими организациями соревнования проводятся среди походов до III категории сложности.

1.6. Отдельным республиканским, краевым и областным советам по туризму и экскурсиям и ДСО, а также центральным советам добровольных спортивных обществ и ведомств, имеющим судейские кадры соответствующей квалификации, Центральным советом по туризму и экскурсиям может быть предоставлено право проведения соревнований среди походов до VI категории сложности включительно.

II. Положение о соревнованиях

2.1. Положение о соревнованиях не должно противоречить настоящим Правилам и Правилам организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР.

2.2. Положение о соревнованиях должно содержать следующие основные разделы:

цели и задачи соревнований;

место и время проведения;

участники соревнований;

оформление заявок;

отчетная документация;

подведение итогов;

награждение победителей;

порядок и сроки подачи протестов;

финансирование.

2.3. Положение о соревнованиях утверждается организацией, проводящей соревнования, и рассылается не позднее чем за 3,месяца до начала соревнований.

2.4. Изменения в Положение о соревнованиях может вносить только организация, проводящая соревнования. Обо всех изменениях в Положении участники должны быть извещены не позднее чем за месяц до начала соревнований.

III. Место и время проведения соревнований

3.1. Соревнования проводятся между командами, совершающими походы в пределах территории СССР. Если к соревнованиям допускаются только команды, совершающие походы в пределах союзной республики, края, области или отдельного географического района, то это должно быть отражено в Положении о соревнованиях.

3.2. Соревнования, как правило, проводятся отдельно для зимнего и летнего сезонов. Итоги соревнований должны быть окончательно подведены до начала соответствующего сезона следующего года.

IV. Участники соревнований, заявки

4.1. Соревнования по туризму проводятся только как командные.

4.2. Зачетный состав команды (группы) для участия в соревнованиях устанавливается в количестве не более 12 человек.

4.3. В состав команды могут быть заявлены запасные участники в количестве не более половины основного состава.

Запасной участник может заменить участника основного состава, выбывшего до начала похода, о чем сообщается судейской коллегии соревнований.

После выхода команды на маршрут замена участников не допускается.

4.4. Форма заявок, порядок и сроки их подачи устанавливаются Положением о соревнованиях.

4.5. Не позднее чем за 2 недели до начала соревнований судейская коллегия рассылает всем участникам список допущенных к соревнованиям команд.

V. Судейская коллегия -

5.1. Судейская коллегия соревнований по туризму состоит из:

главной судейской коллегии, в которую входят: главный судья, его заместители, главный секретарь и его заместитель;

судейских бригад по видам туризма, в которые входят: заместитель главного судьи по виду туризма, судьи и секретарь.

5.2. Количественный состав судейской коллегии зависит от количества видов туризма и категорий сложности походов, по которым проводятся соревнования, и от количества участвующих в них команд.

5.3. Судейская коллегия формируется из политически грамотных, опытных спортсменов и судей и утверждается организацией, проводящей соревнования.

5.4. Судейская и спортивная квалификация по туризму членов судейских коллегий должна соответствовать указанной в таблице:

Категория сложности походов Главный судья, заместители Главный секретарь, заместитель Судьи Секретари
VI Судья республиканской категории, мастер спорта Судья республиканской категории Руководство двумя походами V категории сложности Судья республиканской категории
V Судья республиканской категории, мастер спорта Судья республиканской категории Руководство двумя походами V категории сложности Судья I категории
IV Судья I категории, кандидат в мастера спорта Судья I категории Руководство одним походом V категории сложности Судья II категории
III Судья II категории, I разряд Судья II категории Руководство одним походом IV категории сложности Судья III категории
II Судья III категории, II разряд Судья III категории Руководство одним походом III категории сложности -

5.5. Член судейской коллегии не имеет права быть участником соревнований, которые он судит.

Как исключение, с разрешения главной судейской коллегии, допускается участие судьи в тех же соревнованиях, но по другому виду туризма.

5.6. Главный судья:

комплектует состав судейской коллегии и вносит его на утверждение организации, проводящей соревнования;

руководит работой судейской коллегии в соответствии с данными Правилами и Положением о соревнованиях;

рассматривает протесты;

по окончании соревнований представляет протокол результатов соревнований и отчет о соревнованиях с оценками работы судей в организацию, проводящую соревнования.

5.7. Главный судья имеет право:

отменить решение судейской бригады по виду туризма, если он лично убедился в ошибочности принятого решения, и принять другое решение, обсудив вопрос на заседании главной судейской коллегии;

отстранить от работы судью за грубые нарушения своих обязанностей.

5.8. Заместители главного судьи назначаются в количестве одного или двух.

Один из заместителей исполняет обязанности и пользуется правами главного судьи в его отсутствие.

5.9. Главный секретарь:

руководит работой секретарей, подготавливает всю документацию, относящуюся к проведению соревнований;

принимает заявки на участие в соревнованиях, составляет списки команд, допущенных к соревнованиям, и рассылает их в соответствующие организации;

рассылает результаты соревнований.

5.10. Заместитель главного секретаря исполняет обязанности и пользуется правами главного секретаря в его отсутствие.

5.11. Секретарь судейской бригады ведет учет работы судей по подсчету результатов, представляет их главной судейской коллегии.

5.12. Заместитель главного судьи по виду туризма:

непосредственно руководит работой судейской бригады по рассмотрению представленных в судейскую коллегию отчетных документов;

проводит заседания судейской бригады, на которых определяются результаты соревнований по виду туризма.

5.13. Судья изучает отчетные материалы о походах и оценивает их результаты.

VI. Отчетная документация

6.1. В судейскую коллегию в сроки, установленные Положением о соревнованиях, направляются следующие документы:

письмо организации, заявившей данную команду на соревнования;

отчет о походе, оформленный в соответствии с действующими Указаниями по составлению письменных отчетов о туристских походах;

маршрутная книжка с отметками в контрольных пунктах. 6.2. Письменные отчеты о походах I и II категорий сложности представляются в судейскую коллегию в объеме, установленном для походов III категории сложности.

VII Определение результатов соревнований

7.1. Подведение итогов соревнований, как правило, осуществляется отдельно для разных видов туризма и категорий сложности походов.

7.2. Распределение мест среди команд, участвующих в соревнованиях, производится соответственно среднему баллу, полученному из оценок трех судей.

При необходимости по решению главного судьи или его заместителя, а также в соответствии с п. 7.7 настоящих Правил количество судей может быть увеличено до пяти, но при подсчете среднего балла максимальная и минимальная оценки не учитываются.

7.3. Все три призовых места присуждаются в том случае, если в соревнованиях участвуют пять и более команд. При четырех участвующих командах присуждаются два призовых места, при трех — одно место.

7.4. Разделение одного места между несколькими командами допускается только в виде исключения.

7.5. Команда снимается с соревнований, если:

поход совершен с нарушениями действующих Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР, настоящих Правил и Положения о соревнованиях;

поход совершен с существенными отклонениями от заявленного маршрута.

7.6. Команда может быть снята с соревнований по причинам, указанным в соответствующих разделах Методики оценки туристского похода при проведении чемпионатов (соревнований) по туризму (прилагается).

7.7. Во всех случаях снятия команды с соревнований, рассмотрение материалов о походе пятью судьями является обязательным.

7.8. Снятие с соревнований каждой команды должно быть утверждено специальным решением главной судейской коллегии.

VIII. Протесты

8.1. Протесты, касающиеся проведения соревнований или их результатов, подаются в организацию, проводящую соревнования, в письменном виде в месячный срок после рассылки предварительных итогов соревнований.

8.2. Протесты, касающиеся нарушений участниками соревнований Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР, настоящих Правил и Положения о соревнованиях по фактам, не известным судейской коллегии, подаются в судейскую коллегию до подведения итогов соревнований.

8.3. Решение судейской коллегии по каждому протесту должно быть оформлено протоколом и сообщено заявителю.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЧЕМПИОНАТОВ (СОРЕВНОВАНИЙ) ПО ТУРИЗМУ

Приложение к Правилам соревнований по туризму

Судьи по виду туризма изучают результаты подготовки и проведения похода по заявочным документам, маршрутной книжке, а письменному отчету. Во внимание принимаются спортивные достоинства маршрута и его осуществление, степень новизны, автономность действий группы, климатические условия во время прохождения маршрута, природоохранная и общественно полезная

деятельность, выполненная туристами во время похода, так и по его результатам, а также качество заявочно-маршрутной и отчетной документации.

Оценка похода осуществляется судьями путем суммирования исходных, штрафных (указаны со знаком «—») и премиальных указаны со знаком «+») баллов по десяти нижеприведенным показателям.

Место, занятое группой, определяется по среднему баллу, полученному из оценок трех судей. При равенстве баллов более высокое место присуждается группе, получившей наименьшую сумму мест. При равенстве мест решающим показателем являются дополнительные премиальные баллы.

I. Тактическое построение маршрута

Исходная оценка — 8 баллов (присуждается в случаях, когда нитка маршрута и план-график замечаний не вызывают). Максимальная оценка — 10 баллов.

Команда может быть снята с соревнований за ошибки в тактическом планировании, которые могли бы явиться причиной аварии: наличие в начале маршрута препятствий, предельных по физической, технической и психологической нагрузкам; наличие в маршруте участков пути с высокой и неоправданной степенью сложности и опасности и т. п.

1. Заявленный маршрут не был пройден полностью или заменен: по причине его трудности, превосходящей, техническую и физическую подготовленность группы, а также психологической усталости; в результате тактических ошибок планирования;

вследствие недостаточного учета или незнания местных условий;

за каждую из выявленных причин —3, —2.

Больший штраф дается в случае нарушения или пренебрежения основными, хорошо известными правилами, сведениями и рекомендациями.

2. Прочие недостатки планирования: нелогичность маршрута, лепестковая схема, недостаточное количество дневок и запасных дней и т. п. (за каждый) —1.

3. Особо предусмотрительное планирование, подтвержденное прохождением маршрута с отклонением от заявленного графика не более чем на один день +2.

П. Тактическое исполнение похода

Исходная оценка — 10 баллов (присуждается в случаях отсутствия замечаний со тактика прохождения маршрута). Максимальная оценка — 15 баллов.

Команда может быть снята с соревнований за тактические ошибка, заставившие прервать поход или способствовавшие возникновению аварии (травмы одного или нескольких участников, не позволившие им продолжить поход); нарушение письменных указаний МКК и КСС; отказ в помощи другим группам или населению, терпящим бедствие.

1. Ошибки, которые могли привести к аварии: прохождение опасного участка (переправа, лавиноопасный склон и т. п.) в неблагоприятное время; установка бивака в опасном месте (наводнение, лавины, камнепад и т. п.); нарушение рекомендаций МКК и КСС, не вызванное изменением ситуации (за каждую) —3.

2. Вынужденное сокращение маршрута из-за технических ошибок, не вызвавшее снижение его категории сложности —2.

3. Отказ одного или нескольких участников от продолжения похода, за исключением случаев заболеваний, травм или срочной необходимости вернуться к месту жительства или работы —2.

4. Ошибки, не сказавшиеся на прохождении маршрута в целом: несвоевременное движение на отдельных участках (например, поздние выходы с ночлега), приведшие к нарушению графика; потеря ориентировки, выбор неоптимального пути, ошибки в оценке сложности элементов пути (перевалов) и т. п. (за каждую) —1.

5. Тактика прохождения соответствовала изменению ситуации на маршруте, предотвратила опасность или прекращение маршрута +3.

6. Маршрут пройден, несмотря на неблагоприятные условия: устойчивую, не характерную для данного района и периода непогоду, стихийные бедствия, нарушение транспортных связей, затрату времени на поисково-спасательные работы и т. п. +5

III. Техническая сложность похода

Исходная оценка —10 баллов (присуждается за поход, соответствующий по сложности эталонному). Максимальная Оценка-15 баллов.

Команда должна быть снята с соревнований, если пройденный маршрут оказался по сложности ниже эталонного.

1. Маршрут имеет сокращенную протяженность или продолжительность с разрешения МКК —3.

2. Маршрут по сложности выше эталонного за счет большого количества участков, не определяющих его категорию сложности +1, +2.

3. Маршрут по сложности выше эталонного за счет большого количества участков, определяющих его категорию сложности +2, +3.

Большее количество премиальных баллов присуждается, если число таких участков не менее двух.

IV. Техничность прохождения маршрута

Исходная оценка — 8 баллов (присуждается за походы, технический уровень которых не вызывает замечаний).. Максимальная оценка —10 баллов.

Команда должна быть снята с соревнований за ошибки в технике, которые могли привести к авариям: движение беа страховки там, где она необходима, применение опасных или несоответствующих обстоятельствам приемов (движение со схватывающим узлом на переправе, страховка через плечо на ледовом склоне и т. п.); сход участника с маршрута в связи с полученной травмой или заболеванием, связанными с неправильным поведением в пути.

1. Описание не дает возможности в должной мере оценить технические действия группы и проставить большую оценку —8

2. Случайная травма по вине участника, повлекшая его сход с маршрута —4.

3. Срыв участника при обеспеченной страховке с благополучным исходом; потеря предметов снаряжения; отравление ягодами и грибами и другие заболевания, травмы, вызванные неправильными действиями, по не приведшие к сходу участников с маршрута (за каждый случай) —1.

4. Прохождение группой маршрута отмечается обоснованным применением сложных и разнообразных технических приемов:

переправ по веревке или жердевому мосту, подъемов по веревке на захватах, прохождение наледей на кошках, ночлегов в снежных пещерах и хижинах, у нодьи с навесом и т. п. . . +1, +2.

Оценка степени разнообразия (один или два премиальных балла) предоставляется на усмотрение каждого из судей.

V. Автономность действий группы в походе

Исходная оценка — 7 баллов (присуждается за полную автономность жизни группы на маршрута и является одновременно максимальной оценкой).

1. Маршрут предусматривает прохождение населенных пунктов, в том числе и с целью пополнения продуктов —3.

2. Группа пользовалась наемным транспортом для забросок или переезда внутри маршрута или организовывала заброски силами другой группы —2.

3. Группа использовала караван для преодоления части маршрута, или организовывала взаимные заброски с одной или несколькими группами, или заброски выполнены собственными силами до начала маршрута или в предыдущих сезонах (за каждую) —1.

VI. Новизна маршрута

Исходная оценка — 0 баллов (для похода, не имеющего элементов новизны). Максимальная оценка—7 баллов.

1. Первопрохождение (туристское) всего маршрута +7.

2. Первопрохождение всех (большинства) участков, определяющих категорию сложности похода +5, +6.

3. Первопрохождение одного из участков, определяющих категорию сложности похода +3, +4.

4. Первопрохождепие одного или нескольких участков, не определяющих категорию сложности похода +1, +2.

5. Маршрут имеет участки, пройденные по более удачным вариантам, новые логичные связки между ранее пройденными элементами пути, интересные радиальные выходы +1, +2.

Большее число баллов присуждается при прохождении маршрута в хорошо освоенных районах.

VII. Неблагоприятные метеоусловия

Исходная оценка — 0 баллов (для похода, совершенного при благоприятных метеоусловиях). Максимальная оценка—4 балла.

1. Непогода, вынудившая группу прервать движение, задержаться сверх запланированных на этот случай запасных дней +1.

2. За вынужденное движение при неблагоприятной погоде при условии обеспечения мер безопасности +1.

3. За вынужденное движение при неблагоприятной погоде на сложных участках при условии обеспечения мер безопасности +2.

VIII. Охрана природы, общеетвенио полезная работа

Доходная оценка—0 баллов (для похода, в котором природоохранная и общественно полезная работа группой не проводилась). Максимальные оценки: за природоохранные мероприятия — 5 баллов, за общественно полезную работу — 7 баллов.

Охрана природы.

1. Выполнение заданий органов Госкомитета по охране природы, комиссий по охране природы исполкомов местных Советов Народных депутатов +2.

2. Выполнение поручений краеведческих музеев, заповедников, охотничьих и рыбных инспекций, лесничеств и т. п. +1.

3. Участие группы в природоохранных мероприятиях: лесопосадки, очистка водоемов, задержание браконьеров, оказание помощи диким животным и птицам, тушение пожаров и т. п. +2.

4. Благоустройство туристских стоянок и троп, расчистка и

благоустройство родников +1.

5. Проведение лекций, бесед на природоохранные темы среди местного населения +1.

Б. Общественно полезная работа

1. Отчет содержит информацию о вариантах прохождения маршрута и другие материалы, выходящие за описание нитки пути, сведения о районе похода, необходимые для других туристских групп +2, +3.

2. Выполнение конкретных поручений МКК по получении информации о районе, разведка, съемка с предоставлением соответствующих описаний и иллюстраций; выполнение заданий научных, хозяйственных и производственных организаций (за каждое) +1, +2.

3. Концерты, беседы, лекции среди местного населения +1,+2.

4. Устный рассказ, сообщение о походе в коллективе физической культуры, туристском клубе и т. п. (за каждое выступление) +1.

5. Публикация в местной периодической печати +1.

6. Публикация в республиканских, центральных изданиях периодической печати +2.

7. Выступления по радио и телевидению + 1; +2.

Большее число баллов присуждается при значительном объеме достигнутых результатов и при неоднократном проведении мероприятий.

IX. Качество отчета и оформление заявочно-маршрутной документации

Исходные (они же максимальные) оценки: 6 баллов за исчерпывающие материалы по всем разделам при отличном качестве отчета; 4 балла за оформление заявочно-маршрутпой документации, не вызывающее замечаний.

А. Качество отчета.

Группа может быть снята с соревнований, если отчет не дает возможности оценить действия группы (полное отсутствие данных о часах движения на маршруте, описание пути представлено с позиций, как надо идти, а не как действовала данная группа) или содержит дезинформацию.

1. Описание тактических и технических действий группы может быть оценено лишь как удовлетворительное или неудовлетворительное, но при условии, что оно дает возможность оценить действия данной группы —1, —2.

2. Картографический материал может быть оценен лишь как удовлетворительный или неудовлетворительный —1, —2.

3. Фотографический материал или рисунки местности технического характера могут быть оценены лишь как удовлетворительные или неудовлетворительные —1, —2.

4. Графическое оформление оценивается лишь как удовлетворительное (небрежная печать и надписи к схемам и фотографиям, отдельные ошибки и т. п.) или неудовлетворительное (печатный текст не сверен, содержит много ошибок, надписи и обозначения на фотографиях технического характера отсутствуют или недостаточны по количеству и по смыслу, описание дано а виде трудно читаемого рукописного текста) —1, —2.

5. Наличие ошибок географического характера (в определения объектов местности, высот, направлений, неправильные названия объектов; ошибки в оценке сложности препятствий, не входящих в нитку маршрута и т. п.). —1, —2.

Б. Оформление заявочно-маршрутной документации. Группа может быть снята с соревнований за полное отсутствие отметок о прохождении маршрута, квитанций телеграмм в т. п. о начале и окончании похода, необоснованное изменение а невыполнение контрольных сроков.

1. Отсутствие одной или нескольких отметок о прохождении маршрута, не влияющее на подтверждение соблюдения установленных правил, отсутствие даты или печати на отметках —1.

2. Небрежное (неполное, неразборчивое) заполнение маршрутной и заявочной книжек или некомплектность представленных материалов, вызвавшее необходимость дополнительных запросов —2.

3. В заявочной и маршрутной книжках не указаны запасные и эвакуационные варианты пути, а также критерии их использования —2.

X. Дополнительные премиальные баллы.

Исходная оценка — 0 баллов, максимальная — 10 баллов.

Дополнительные премиальные баллы присуждаются каждым из судей (в количестве по их усмотрению) за те качества похода н действия группы, которые не отражены в предыдущих показателях, но, по мнению судьи, достойны быть отмеченными. К ним могут быть отнесены: эстетические достоинства маршрута (идея, соразмерность его составляющих и т. п.); спортивное благородство, мужество и упорство всего коллектива группы или отдельных участников, в том числе оказание помощи населению и другим группам; обязательность в выполнении поручений общественно полезного характера; совершение похода на абсолютных высотах, значительно отличающихся от обычных для данного вида туризма (для горных походов — свыше 4 500 м, для других видов—свыше 3000 м и т. п.).

Присуждение тех или иных дополнительных премиальных баллов должно быть мотивировано в протоколе.

ПРОТОКОЛ

оценки туристского похода

Организация, представившая поход на соревнования ——————————————-——————-—

Организация, проводившая поход————————————————————

Вид туризма—————————Категория сложности——————————

Руководитель группы ————————————— Судья ————————

Результаты оценки похода судьей

№ п/п Показатели Максимальное количество баллов Оценка Краткие пояснения к оценкам
1 Тактическое построение маршрута 10
Б. Оформление заявочно-маршрутной документации 4
10 Дополнительные премиальные баллы 10
Сумма баллов 100

Прим. Оценка определяется как сумма исходных, штрафных и премиальных баллов. При необходимости краткую рецензию привести на обороте.

Подпись судьи———————

Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб туристов "Московская застава"), 2003.