Полезное в библиотеке

Год издания: 1967

Издательство "Медицина"
Москва - 1967

В брошюре рассказывается о различных видах туризма. Авторы старались подчеркнуть, что туризм - это интересный, увлекательный и полезный вид спорта и отдыха. Но по настоящему отдохнуть и с пользой провести время в туристском походе может лишь тот, кто подготовлен к длительному путешествию.

Большое значение имеет правильная организация, режим самого путешествия, соответствие физической нагрузки возрастным возможностям туристов.

Основные сведения, изложенные в брошюре, помогут подросткам более серьезно отнестись к выбору и организации длительного путешествия.

Для правильного развития организма человека очень важно соблюдать правильный режим труда и отдыха. Вот почему у каждого трудящегося имеется обеденный перерыв в течение рабочего дня, на многих производствах введены физкультурные паузы - короткие периоды времени для отдыха, во время которых работающие выполняют различные физические упражнения и тем самым частично устраняют усталость, наступающую во время работы. Помимо этого, каждому работающему предоставляется ежегодный отпуск.

Большое внимание в нашей стране уделяется режиму труда и отдыха детей и подростков.

Одной из важных задач в период перехода к коммунизму является воспитание нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Учебные занятия требуют от учащихся напряженной работы всего организма. Поэтому для того, чтобы учащиеся отдохнули, восстановили силы и укрепили свое здоровье, для них устраиваются каникулы. И от того, как проводят учащиеся каникулярное время, как строится их отдых, зависит очень многое - ведь впереди предстоит много работы.

Ничто лучше и быстрее не восстанавливает силы, как отдых на свежем воздухе! Давно известно благотворное влияние на организм воздушных и солнечных ванн, водных процедур. Воздух очищает кожу, при этом с ее поверхности удаляются пары и газы, улучшается регуляция тепла в организме, тренируется сердечно-сосудистая система, улучшается состав крови. Недаром говорят, что на свежем воздухе легче дышится и лучше работается.

Чрезвычайно полезна для молодого организма и лучистая энергия солнца, необходимая для нормального роста и развития.

Под влиянием ультрафиолетовых лучей - составной части солнечного света, улучшается обмен веществ, состав крови, активизируются защитные силы организма, борющиеся с возбудителями многих болезней. Под влиянием солнечного света в организме образуются различные необходимые для жизни вещества, например витамин D.

Отдых на свежем воздухе в жаркое летнее время обычно сочетается с различными водными процедурами: обтиранием, обливанием, купанием.

Значение воды переоценить трудно. Водой смываются с поверхности кожи грязь, пыль, пот, очищаются поры, в результате чего улучшается кожное дыхание. Благотворно влияют водные процедуры и на настроение. Вспомните, как хорошо, как бодро вы чувствовали себя после купания в жаркий день, ощущая прилив сил и энергии,

Воздух, солнце и вода при разумном использовании становятся нашими друзьями. Они улучшают работу многих органов, тренируют различные системы Организма, повышают их защитные силы. Под влиянием этих факторов организм закаливается: делается более выносливым, быстро приспосабливается к различным неблагоприятным условиям.

Закаленный человек легко переносит и холодную, и знойную погоду, ему нипочем ни ветер, ни дождь. Такой человек, если и промочит ноги, не заболеет ни ангиной;

ни насморком. У каждого человека существуют в организме приспособительные механизмы к изменению температурных условий внешней среды. Но у незакаленных людей эти механизмы не справляются со своей задачей, и человек часто заболевает. У закаленных же они способны предотвратить как переохлаждение, так и перегревание организма.

Организм закаленного человека лучше борется с различными возбудителями болезней. Вот почему закаленные люди очень редко болеют.

Огромное значение для развития организма детей и подростков имеют занятия физкультурой и спортом.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на все органы и ткани растущего организма. Под влиянием физических упражнений происходят изменения в мышцах, суставах, связках, во внутренних органах, улучшается обмен веществ. Во время выполнения физических упражнений каждая клеточка организма начинает дышать более активно, а это вызывает перестройку работы сердца, легких и других органов.

В результате систематических занятий физкультурой развивается мышечная система: увеличивается масса мышц, они становятся сильнее. Физические упражнения влияют и на развитие костной системы, способствуют большему росту костей в длину. Формирование и развитие мышечной системы у человека начинаются, в основном, к 13-14-летнему возрасту, когда наступает двигательная зрелость. Занятия физкультурой способствуют ее развитию, а в дальнейшем приводят к совершенствованию двигательных навыков подростка. К ним относится в первую очередь быстрота движений, выносливость (способность продолжительное время выполнять работу в заданном темпе), ловкость (способность управлять своими движениями, хорошо их координировать), сила мышц.

Физические упражнения благоприятно сказываются на развитии таких важных органов, как сердце и легкие. В результате систематических занятий физкультурой системы и органы человека становятся способными выполнять работу с меньшей затратой сил и энергии, более экономно. Например, сердце тренированного человека в покое сокращается с большей силой, но гораздо реже, чем у нетренированных людей, оставляя больше времени для отдыха. Частота пульса у многих спортсменов не превышает 40-50 ударов, в то время как у нетренированного человека она равняется 76-80 ударам в минуту. Тренированным человек дышит глубже, поэтому хорошая вентиляция легких достигается при более редком дыхании.

Особенную пользу приносят занятия физкультурой и спортом, когда они проводятся регулярно, а не от случая к случаю. Установлено, что дети и подростки, которые систематически занимаются физкультурой и спортом, имеют более хорошее физическое развитие, быстрее растут, лучше прибавляют в весе. Такие учащиеся реже болеют, они более выносливы, сила их мышц значительно превосходит силу мышц тех сверстников, которые не занимаются физкультурой.

Например, рост у юных спортсменов больше, чем рост у учащихся того же возраста, не занимающихся спортом, на 5-6 см, вес более на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см.

Вот почему важно, чтобы все учащиеся относились серьезно к занятиям физкультурой и спортом.

Одним из наиболее популярных видов спорта в нашей стране является туризм. Любителей этого вида спорта становится с каждым годом все больше. И это понятно. В туризме удивительно хорошо сочетаются все факторы, благоприятно влияющие на организм.

Но этот вид спорта интересен и полезен еще и тем, что дает возможность познать новое, увидеть своими глазами то, о чем читали, думали, мечтали.

Константин Паустовский писал: "Все вокруг нас полно поэзии, ищите ее". Широки просторы нашей огромной Родины, разнообразна и красочна ее природа. Величавая красота гор, прозрачный хрусталь водопадов, ослепительный блеск снежных вершин, голубоватые, сказочно-красивые, причудливые ледники, а рядом - синее теплое море, вечнозеленые растения... А сказочная красота Поволжья, Байкала, Чукотки, Карелии!

Только тот, кто увидел бесконечные просторы наших степей и тайги, голубизну наших озер, может по-настоящему оценить красоту различных уголков нашей великой Родины. А сколько прекрасного можно увидеть в Подмосковье, в Полесье, под Ленинградом и в других районах Советского Союза.

Разве можно не любить русский лес с его веселыми березовыми рощами, полянами, покрытыми ковром душистых полевых цветов, своеобразную красоту соснового бора с терпким запахом хвои!

Путешествуя по родному краю, можно познать трогательную красоту средней полосы, научиться понимать ее язык, ценить богатство красок и разнообразие тонов, навсегда полюбить окружающую природу-

А как богата история нашего народа и велико его культурное наследие! Памятники старины - молчаливые свидетели древности - места революционных событий, боев в Великую Отечественную войну и памятники трудовых подвигов советского народа, увиденные в походе, помогут вам правильно понять и оценить величие прошлого и настоящего нашего народа.

Путешествуя по стране, туристы - учащиеся расширяют свой кругозор и интересы, изучают родную страну, встречаются с людьми самого разнообразного труда, что помогает им лучше ознакомиться с той или иной профессией. Посещая города, колхозы, знакомясь с людьми, управляющими производственными процессами, подростки более серьезно начинают относиться к выбору будущей специальности.

Туризм, пожалуй, один из самых интересных и полезных видов спорта и отдыха. Тот, кто хотя бы один раз был участником туристского похода, на долгие годы не оставляет занятий этим видом спорта.

ВИДЫ ТУРИЗМА

В настящее время существует много различных видов туризма. По способу передвижения он подразделяется на пешеходный, горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и мото-автотуризм. Выделение горно-пешеходного вида туризма объясняется особенностью географических условий горной местности, требующих от туриста определенных знаний и навыков.

Кроме того, туристские походы разделяются по продолжительности (одно-двухдневные или многодневные), по числу участников (групповые - до 20 человек и массовые - более 20 человек), по территориальному признаку (местные или дальние). По сложности туристские походы разделяются на пять категорий (табл. 1).

Таблица 1

Категории туристских походов

Вид туризма Показатели Категория сложности путешествий
1 II III IV V
Все виды туризма Продолжительность путешествия в днях (не менее) 6 8 10 13 16
Все виды туризма (кроме лыжного) Количество полевых ночлегов (не менее) 2 5 10 12
Пешеходный Протяженность, км 150 180 210 225 250
авто 3000 4000 5000 6500 8000
мото 1500 2000 2500 3200 4000
мопед 750 1000 1250 1650 2000
в том числе: по дорогам выбитым, с усовершенствованным и твердым покрытием:
авто 150 250 500 1000
мото - 100 150 250 500
мопед - 75 100 150 250
или по дорогам грунтовым улучшенным, не обработанным вяжущим материалом или горным серпантинам, дорогам с перевалами выше 750 м:
авто - 100 150 250 500
мото - 75 100 150 250
мопед - 50 75 100 150
или по дорогам проселочным
авто - 75 100 150 250
мото - 50 75 100 150
мопед - 35 50 75 100
или по дорогам труднопроходимым и по бездорожью:
авто - - 75 100 150
мото - - 50 75 100
мопед - - 35 50 75

Плановые туристские походы в отличие от самодеятельных осуществляются по путевкам, по заранее разработанным маршрутам, на всем протяжении которых участники обеспечиваются питанием, ночлегом, транспортом и другими видами услуг. Однако для молодого здорового человека, для учащегося, наиболее полезным является пешеходный - наиболее популярный и доступный вид туризма.

Участники самодеятельной туристской группы самостоятельно подбирают состав группы с учетом интересов, возраста и физической подготовленности, сами выбирают район путешествия, разрабатывают маршрут, определяют цель путешествия, готовят снаряжение, составляют смету и т. д.

Совместные путешествия ребят во время походов сплачивают коллектив, приучают каждого к самостоятельности и трудолюбию - ведь в походе приходится все делать самому.

Коллективные путешествия и совместное преодоление естественных препятствий, неизбежно встречающихся на пути, способствуют развитию чувства товарищества, укрепляют дружбу, развивают смелость, выносливость, находчивость, учат быстро принимать правильные решения. В походе ребята учатся наблюдать природу и это воспитывает в них дух исследователя. Необходимое каждому юноше, будущему защитнику Родины, качество - выносливость - также приобретается в многодневных самодеятельных походах.

Таблица 2

Рекомендуемая величина нагрузки в походе для учащихся разного возраста

Длительность походов 11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет 17-18 лет
Однодневные - - - 18 3,5 - 20 3,5 - 22 4 -
Походы на байдарках
Однодневные - - - 20 4 - 25 4.5 - 30 5 -

1 В числителе указан вес груза для мальчиков, в знаменателе - для девочек. 2 В числителе указан километраж для усовершенствованных дорог, в знаменателе - для грунтовых.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕШЕХОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

ris09.jpg" width="228" height="313" align="right" hspace="8" vspace="8">Итак, вы решили отправиться в туристский поход. С чего же начать?

Путешествовать может каждый, имеющий разрешение врача. Однако участвовать в многодневных туристских маршрутах рекомендуется учащимся, начиная с 6-го класса. Для более младших учащихся многодневные походы будут еще очень утомительными. Поэтому учащимся младших классов рекомендуется совершать лишь одно-двухдневные походы протяженностью не более 6-8 км для детей 8-9 лет и 8-10 км для детей 10-12 лет.

Очень важно, чтобы группа, отправляющаяся путешествовать, состояла из учащихся одинакового возраста, физическая подготовка которых примерно одинакова.

При выборе путешествия I-III категории сложности численность группы должна быть не менее 4 человек. Для маршрута IV-V категории сложности количество участников должно быть не менее 6, так как путешествовать в меньшем количестве небезопасно. С другой стороны, не очень хорошо, когда группа слишком многочисленная (свыше 15-20 человек). При этом возникают трудности с ночлегом, при передвижении появляются отстающие, снижается дисциплина-такая группа менее подвижна. В многодневных походах состав группы не должен превышать 10-12 человек. Такое количество участников всегда легко размещается в трех-четырех местных палатках. Такой группе легче найти место для ночлега, приготовить пищу, а при необходимости воспользоваться попутным транспортом.

Если желающих участвовать в туристском походе больше 10-12 человек, то можно организовать несколько групп. Общая продолжительность похода для учащихся 6-7-х классов должна быть не более 20 дней, а для учащихся 8-10-х классов - не более 30 дней.

Руководителями похода могут быть учителя, воспитатели, пионервожатые, родители, студенты, учащиеся старших классов, имеющих значок "Турист СССР" или III спортивный разряд по туризму. Руководитель многодневного похода (свыше 5 дней) утверждается районным или городским отделом народного образования. На собрании туристов рассматриваются очень важные вопросы, от правильного решения которых зависит успех похода. В первую очередь обсуждается и выбирается цель и маршрут путешествия. Опыт показывает, что просто бродить и любоваться окружающей природой, как бы она ни была красива, надоедает.

Поэтому в туристском походе целесообразно вести работу по изучению исторических памятников культуры, посещать музеи, знакомиться с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Интересна и работа краеведов, изучающих революционное прошлое нашего народа и события Великой Отечественной войны. Целью похода может быть и сбор коллекции минералов, древесных пород, растений, насекомых и др. Изучение обычаев, культуры различных народностей нашей великой Родины также приносит огромную пользу и удовлетворение.

Теперь надо решить вопрос о времени путешествия. Если вы хотите отправиться в поход надолго (многодневное путешествие), то для этого используются каникулы. Но для того, чтобы поход прошел успешно, готовиться к нему надо заблаговременно.

Между всеми участниками похода распределяются различные обязанности. К этому надо отнестись очень серьезно. Следует учесть индивидуальные способности и наклонности.

Из числа туристов группы 10-12 человек необходимо выбрать заместителя руководителя группы, комсорга (для группы старшеклассников), казначея, завхоза, санитара, ответственного за ведение дневника (корреспондент) Кроме того, выделяют следующих ответственных: за установку палатки-4 человека, за заготовку лапника и устройство постели - 2 человека, за заготовку дров - 2 человека (в том числе костровой), за приготовление пищи - 2 человека.

Такое четкое распределение обязанностей среди участников похода повышает маневренность группы, обеспечивает более правильную и быструю работу: установку палаток, разведение огня, приготовление пищи, и поэтому рекомендуется в более сложных походах.

В простых походах разбивка бивуака, заготовка дров, приготовление пищи и другие поручения даются поочередно всем участникам. Конечно, в определенных условиях (непогода, быстрое наступление темноты, недостаток хвороста в месте стоянки и др.) начальник группы должен перераспределить обязанности среди участников похода (на время) для того, чтобы усилить то или иное звено.

После распределения обязанностей выделяется активная группа (3-4 человека) из числа участников во главе с руководителем, которая занимается разработкой маршрута. Лучше всего это сделать в районном или городском (областном) клубе туристов, где, как правило, имеются отчеты групп, уже побывавших в походах, с подробным планом путешествий, сроками, схемами и т. д.

Рекомендуем ознакомиться с несколькими отчетами по выбранному вами маршруту, так как они в определенной мере будут дополнять друг друга, что позволит более точно разработать маршрут будущего похода и учесть особенности района, где будет проходить путешествие.

При чтении отчетов следует обратить внимание на длительность похода, способы передвижения, естественные препятствия на пути движения (реки, перевалы, завалы, болотистые места и др.). При выборе маршрута надо учитывать физические и возрастные возможности группы. Дело в том, что в зависимости от возраста и физической подготовленности участники похода могут выполнять различную нагрузку. Чем моложе турист, тем меньшей протяженности должно быть его путешествие и тем меньший вес рюкзака он должен нести (табл. 2). При выборе маршрута не забывайте об этом, так как только соразмерная, посильная возрасту нагрузка во время похода создает наиболее благоприятные условия для отдыха.

В противном случае переходы не будут удовольствием, все ваши мысли будут заняты только тем, как быстрее добраться до следующего привала. Окружающее будет мало вас интересовать, вы будете чувствовать сильную усталость. Если такое состояние будет повторяться изо дня в день, то может возникнуть переутомление и даже заболевание. А такой интересный и полезный для здоровья вид спорта, как туризм, в результате неправильной организации похода принесет вам одни неприятности и отобьет охоту заниматься им в дальнейшем.

Не менее важным условием в походе является правильный режим движения группы. Под этим подразумевается километраж пройденного за день пути, определение времени и места дневных привалов, ночевок, количество переносимого груза каждым туристом.

Опыт показывает, что особенно тяжелыми для участников походов, особенно малоопытных, являются первые дни пути, когда туристы несут значительный запас продуктов, рассчитанный на все время путешествия. Кроме того, именно в начале похода происходит приспособление организма к новым условиям жизни, к окружающей обстановке, климатическим условиям.

Следовательно, при разработке маршрута правильно распределяйте свои силы и на первые дни похода не планируйте длительных переходов.

Если вашему путешествию предшествует длительный, утомительный переезд (например, по железной дороге), то очень полезно сразу же в начале похода сделать дневной отдых, желательно в живописном месте. В этот день очень хорошо совершить небольшой поход-прогулку без груза с возвращением в лагерь. Такой поход позволяет еще раз проверить правильную расстановку сил, проконтролировать подготовленность группы и в какой-то мере акклиматизироваться, т. е. привыкнуть к окружающей обстановке. В дальнейшем дневки устраиваются через 4-5 дней пути.

Во время похода желательно придерживаться разработанного плана путешествия. Но, конечно, могут быть и некоторые отступления: могут быть и внеочередные дневки в особенно живописных местах (на горных и лесных озерах, реках). Весь разработанный маршрут тщательно наносится на карту.

Кроме того, очень серьезно надо отнестись к подбору снаряжения для похода.

Основное правило туриста: не брать в поход ничего лишнего. Чем сложнее маршрут, тем требуется большее количество снаряжения. Здесь мы приводим минимум необходимых вещей.

Список группового снаряжения: палатки, саперная лопатка, ножи, хозяйственное мыло, электрические фонарики, свечи, мазь для обуви, шило, дратва, иглы, гвозди, плоскогубцы, фотоаппарат, часы, карта района путешествия, волейбольный мяч, бинокли, рулетка, радиоприемник, спички, веревки, аптечка.

Список личного снаряжения: рюкзак, лыжный костюм, ботинки, запасные шнурки, тапочки, панама (шляпа, шапка), носки шерстяные-2 пары, носки бумажные-2 пары, смена белья, одеяло, надувная резиновая подушка, легкая плащ-накидка, полотенце, мыло, зубная паста, щетка, носовые платки, расческа, зеркальце и другие предметы туалета, тетрадь для дневника, карандаши, иголки, нитки, пуговицы, веревочки.

Во время похода участники его могут получить ушибы, царапины, и т. д., поэтому надо иметь хорошо подобранную аптечку. В ней должны быть: бинты стерильные, вата стерильная, йод, клей БФ-6 для заклеивания ранок, марганец (марганцовокислый калий), вазелин борный, крем "Луч" для предупреждения ожогов, зубные капли, камфарное масло, резиновый жгут, термометр медицинский, зеленка, спирт, ножницы, синтомициновая эмульсия, норсульфазол, стрептоцид, сульфадимезин, пирамидон, валериановые капли.

Весь набор аптечки аккуратно укладывают в коробку, сухие медикаменты - отдельно. На пузырек с лекарством лучше надеть резиновую соску, которая будет предохранять пузырек от ударов.

Санитар группы перед походом должен получить подробную консультацию об оказании первой медицинской помощи у школьного врача, а применять лекарственные препараты в походе может только с разрешения руководителя группы.

Все участники до похода должны пройти медицинский осмотр, вылечить больные зубы, устранить мозоли, залечить потертости на ногах, ранки.

Задолго до похода каждый турист должен начать закаливать свой организм. Мы уже говорили о том, что это имеет большое значение и особенно важно для туриста. На пути могут встретиться самые неожиданные неприятности: холодный дождь, туман, заболоченная местность и т. д. Безболезненно преодолеть все это закаленному человеку гораздо легче, его организм умеет лучше и быстрее приспособиться к самым разным условиям.

Из закаливающих процедур наиболее важны водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.

Воздушные ванны относятся к наиболее мягко действующим средствам закаливания. Их легко проводить в любое время года, поэтому данный вид закаливания применяется довольно широко. Воздушные ванны делят на холодные (температура воздуха от + 6 до +14°), прохладные (температура воздуха от +14 до +20°) и теплые (от +20 до +30°). Во время проведения воздушных ванн нужно раздеться до пояса и встать так, чтобы избежать попадания прямых солнечных лучей.

Начинать закаливание воздушными ваннами лучше всего летом в безветренную погоду, если температура воздуха не ниже 20°. Во время приема воздушных ванн рекомендуется делать различные физические упражнения

В зимнее время воздушные ванны принимают в хорошо проветренном помещении. Обычно их сочетают с утренней гимнастикой. Поэтому заниматься гимнастикой надо в легкой одежде (трусы, майка, тапочки).

К каждой закаливающей процедуре надо привыкать постепенно. Поэтому первые ванны не должны быть слишком длительными (не более 15 минут). Если же вы раньше этого времени почувствовали, что вам холодно, если появилась "гусиная кожа", то надо сразу же одеться, не дожидаясь времени окончания процедуры. В каждый последующий сеанс время приема воздушных ванн постепенно увеличивается.

К водным процедурам относятся такие виды закаливания, как обтирания, обливания и купания.

Наиболее сильно воздействующей на организм процедурой является купание, менее сильное - обтирание. Поэтому если вы впервые приступаете к закаливанию водными процедурами, начните с обтирания и лишь постепенно переключайтесь на обливание и купание.

Обтирание рекомендуется проводить ежедневно после утренней гимнастики. Делается это так: кусок ткани (лучше мохнатое полотенце) или рукавицу, сшитую из этой материи, смачивают в воде, отжимают так, чтобы по телу не стекала вода. Обтирание проводят в следующей последовательности: шея, руки, грудь, живот, спина, ягодицы, бедра, голени и стопы. После обтирания все тело растирают сухим мохнатым полотенцем до появления приятного ощущения тепла.

Первые обтирания учащиеся младших классов делают водой, температура которой равна +33°. Для первых обтираний учащихся средних и старших классов можно использовать более прохладную воду (+30°). Затем температуру воды постепенно снижают: каждые 2-3 дня на 1-2° и доводят до +15-13°. Обтираться еще более холодной водой (ниже 15-13°) не рекомендуется. Нельзя проводить обтирания и при температуре окружающего воздуха ниже 15°.

Если вы хорошо переносите обтирания, то через 1-2 месяца можно перейти к следующей водной процедуре - обливанию. Эта процедура гораздо сильнее действует на организм в силу своего механического давления и большего охлаждающего эффекта. Учитывая это, первые обливания делают водой более высокой температуры, чем температура воды при последних обтираниях.

Температура воды для обливания в первые дни не должна быть ниже +33-30°. Через несколько дней можно начать постепенно снижать ее, но не более чем до +20°. Снижать температуру воды надо на 1° через каждые 3-5 дней. На всю процедуру обливания требуется не более 2-3 минут. После нее все тело хорошо растирают сухим полотенцем до появления ощущения приятной теплоты.

Очень хорошей закаливающей процедурой и в то же время легко выполнимой в любых условиях является обливание ног холодной водой или холодные ножные ванны. Систематическое, ежедневное мытье ног холодной водой имеет большое значение для предупреждения таких заболеваний, как катар верхних дыхательных путей, насморк, ангина. Ножные ванны проводятся следующим образом: ноги до щиколотки опускают в прохладную воду на 2-5 минут. Во время приема ванны нужно совершать движения (сгибать и разгибать ногу в голеностопном суставе, сгибать и разгибать пальцы ног). После окончания процедуры ноги насухо вытирают.

Первые ножные ванны делают при температуре воды +35°, затем постепенно снижают ее до 15-12°. Снижать температуру воды надо не более чем на 2° через каждые 3-5 дней. Указанная закаливающая процедура, как и другие, не должна вызывать чувства озноба.

Купание-очень распространенный вид закаливания, особенно в летнее время. Благотворное воздействие его на организм бесспорно. Специальные исследования, проведенные в последние годы, показали, что купание в открытом бассейне даже в зимнее время укрепляет здоровье, хорошо закаливает организм.

Надо помнить, что нельзя купаться раньше, чем через 1,5-2 часа после приема пищи, как нельзя купаться и натощак. Рекомендуется купаться не более одного раза в день (за исключением очень жарких дней). Летом учащиеся старших классов могут начинать купаться при температуре воздуха не ниже 18-20°, а воды 18°.

В первые дни нельзя находиться в воде более 2-5 минут. Лишь постепенно продолжительность купаний увеличивают. Купаться учащимся младших классов больше 10-15 минут, учащимся средних - более 20 минут, а учащимся старших классов - больше 30 минут не рекомендуется. Более длительное купание может привести к переохлаждению тела, что вредно для здоровья. Если вы замерзли, если у вас появилась "гусиная кожа", губы посинели и дрожат, немедленно вылезайте из воды и хорошо разотрите тело сухим полотенцем. Но все-таки лучше совсем не допускать чрезмерного охлаждения тела при купании, так как только при правильном использовании эта закаливающая процедура приносит пользу организму.

Купание обычно сочетается с приемом солнечных ванн. Но и здесь нужна определенная осторожность. В первые дни загорать надо не более 5-6 минут. За это время облучают последовательно спину, грудь и бока. В последующие дни пребывание на солнце постепенно увеличивают (ежедневно на 2-3 минуты) и доводят до 30-40 минут. Загорать более продолжительное время вредно. Так же, как и купание, солнечные ванны нельзя принимать раньше, чем через 1,5-2 часа после еды. Голову надо защищать от солнца (белый платок, панама, шапочка), иначе прямые солнечные лучи могут привести к перегреванию всего организма и вызвать заболевание (тепловой или солнечный удар).

Питание в походе должно быть регулярным, полноценным и калорийным. Ведь в условиях путешествия, когда вы передвигаетесь пешком, на велосипеде, в лодке и т. д., организм испытывает повышенную нагрузку. Это сопровождается повышением обмена веществ, большей затратой энергии, чем в обычном спокойном состоянии, и приводит к большей потребности организма в различных пищевых продуктах.

Питание в походе должно быть трехразовым и горячим. Как бы вы ни устали, не отступайте от этого правила.

Завтрак должен быть достаточно калорийным, сытным, но не слишком обильным, потому что вскоре после него предстоит длительный переход. Известно, что во время ходьбы (или при каком-либо другом значительном физическом напряжении) происходит перераспределение крови в организме: кровь приливает к работающим органам (при ходьбе главным образом к мышцам ног). Следовательно, органы пищеварения во время ходьбы хуже снабжаются кровью и обильный завтрак плохо усваивается.

Обед должен состоять из трех блюд, так как после обеда выходить сразу в поход не рекомендуется, и группа, как правило, отдыхает. Сытным должен быть и ужин, после которого у туристов бывает много свободного времени.

Еще в период разработки маршрута необходимо собрать точные сведения о встречающихся на пути населенных пунктах и о том, какие продукты питания можно там приобрести. Такие продукты, как хлеб, овощи, молоко, фрукты, рыбу, лучше приобретать в пути, в противном случае ваши рюкзаки будут слишком тяжелы и громоздки.

В пути максимально используйте все возможности для того, чтобы разнообразить пищу, собирайте щавель, грибы, ягоды.

При подборе продуктов для похода надо учитывать, что учащимся старших классов ежедневно необходимо 100 г белков, 90 г жиров, 450-500 г углеводов, для учащихся 11-12 лет - несколько меньше.

На каждого участника похода надо взять на день примерно следующее количество продуктов (в граммах): мяса 100, рыбы 50, молока сухого 20-40 или сгущенного 80-160, сыра 40, одно яйцо (или 12 г яичного порошка), масла сливочного 50, растительного 10-15, хлеба 300, крупы 50, макаронных изделий 30, картофеля свежего 300 (или сухого 60), других овощей 250-350 (или сушеных 25-35), фруктов и ягод 100-200 (или сушеных 20), картофельной муки 5, сахара 100, соли 15, чая 0,5, кофе или какао 2.

Учитывая повышенную физическую нагрузку во время похода, кроме основных продуктов питания, надо дополнительно каждому туристу принимать по 1 таблетке (или драже) витамина А, РР, B15.

В зимнем походе следует несколько увеличить количество жиров в рационе и дополнить пищу витаминами С, А, РР, B6, В15 по одной таблетке (или драже) в день. Конечно, приведенный набор продуктов является примерным и в зависимости от различных условий он может быть изменен.

Суточный рацион туриста распределяется таким образом:
завтрак - 25% всего дневного рациона
обед - 45% "
ужин - 30% "

Исходя из этого, приводим примерное меню: завтрак: яичница, каша (или вермишель), хлеб с маслом, кофе с молоком. Обед: суп картофельный с мясом (с тушенкой), каша с маслом и копченой колбасой, хлеб, кисель. Ужин: картофель жареный с грудинкой, чай со сгущенным молоком, хлеб с маслом и сыром (о времени приема пищи будет сказано в разделе "Режим дня").

Во время пути туристам будут встречаться прозрачные родники, хрустальные воды горных рек, чистые реки и т. д. А в знойный день, да еще после пройденного пути так хочется пить! Но будьте осторожны! Пить сырую воду можно далеко не всякую. Лишь родниковая вода пригодна для употребления в сыром виде. Воду из других источников (колодцы, реки, ручьи и т. д.) надо обязательно обеззараживать. Это легко сделать, прокипятив ее или добавив в нее 2-3 кристалла марганцовокислого калия или 2-3 капли йода, или 3-4 капли соляной кислоты на стакан воды. Мутную воду лучше профильтровать; щепотка поваренной соли хорошо осаждает взвешенные в воде частицы. Перед выходом в путь запаситесь небольшим количеством питьевой воды.

Во время переходов на коротких привалах употребляйте заранее приготовленную чистую воду.

Тренировочные путешествия

Прежде чем отправляться в длительное путешествие, надо много уметь, надо многому научиться.

Каждый турист должен знать минимум необходимых сведений и обладать определенными навыками, которые ему пригодятся в походе.

Подготовка к путешествию, помимо того, о чем мы рассказали в предыдущих разделах, включает в себя также проведение непродолжительных однодневных или двухдневных тренировочных походов. Они, как правило, проводятся в субботние и воскресные дни на расстояние 8-12 км для младших, 12-20 км для учащихся средних и старших классов.

Во время тренировочных походов каждому надо научиться правильно ходить. Да, как ни странно это звучит, именно научиться ходить. Некоторые ребята при ходьбе неправильно держат корпус - ходят сгорбившись, другие шаркают ногами, третьи подпрыгивают, выворачивают носки наружу и т. д. Это никуда не годится. При ходьбе не должно быть лишних движений, иначе человек затрачивает много лишней энергии, сил. Рассчитали, что те, кто не умеет правильно ходить, например при подпрыгивающей походке, при каждом шаге совершают один килограммометр лишней работы. Если такой человек проходит один километр, то он делает лишнюю работу в 1300 килограммометров. Теперь представьте, что такой человек идет в туристский поход. В день он будет проделывать лишнюю работу, которая исчисляется десятками тысяч килограммометров!

Ходить надо плавно, не горбясь, но и не запрокидывая голову, выпрямленную ногу ставьте на пятку, затем плавно, перекатом на носок. Дышите ровно, глубоко, ни в коем случае не задерживайте дыхания.

Во время тренировочных походов совершенствуется техника передвижения по травянистому, песчаному, каменистому грунту. Ребята учатся преодолевать различные естественные препятствия (овраги, реки, болота, завалы и т. д.).

Очень важным является выработка и совершенствование у каждого туриста чувства равновесия. Для этого в тренировочных походах необходимо учиться ходить по перекладине, сохранять равновесие, стоя на одной ноге без груза и с грузом (рюкзаком), и др. Хорошим тренировочным упражнением для подготовки к походу по горной местности является лазание по деревьям.

Не менее важным для туриста является умение далеко и точно выбросить веревку. Владение этим навыком всегда может пригодиться при оказании помощи товарищу, попавшему в беду, при преодолении препятствий (крутые спуски и подъемы, реки, овраги и т. д.). Для выработки точности передвижения по заданному маршруту надо научиться ходить по азимуту.

В любую погоду турист должен уметь ориентироваться на местности - в походе может случиться всякое.

Поэтому в программу подготовки надо включить занятия по ориентации на местности по солнцу, часам, деревьям, пням, мхам и т. д.

Во время тренировочных походов туристы учатся быстро и правильно поставить палатку, развести костер в любую погоду (одной спичкой), приготовить пищу на костре, правильно уложить рюкзак.

Очень важно уметь выбрать хорошее место для лагеря. Оно обычно располагается на возвышенном участке, защищенном от ветра. Низкое место для разбивки лагеря не пригодно, так как в случае непогоды ничто не спасет вас от наводнения. Стоянку устраивают, кроме того, поблизости от источника воды. Лучше ее устраивать выше по течению реки от населенного пункта, так как в этом месте вода всегда чище. Хорошо, когда поблизости и лес-легче собрать хворост для костра и устроить мягкую постель. Для этого используют лапчатник ели (только нижние ветки деревьев!), сено, солому и др.

Когда, наконец, покончено с ужином и вымыта вся посуда, а вокруг сгустились сумерки, особенно приятно посидеть в тесном кругу вокруг костра. Пожалуй не найдешь лучшего времени, чтобы послушать интересную историю, спеть любимую песню. Но вот уже пора спать. Все размещаются в заранее расставленных и оборудованных для сна палатках. Затихают последние шутки и смех, лагерь погружается в сон.

Утром объявляется общий подъем. День в туристском походе необходимо начинать с утренней гимнастики, проведение которой берет на себя обычно руководитель группы. После зарядки хорошо освежиться прохладной водой, а потом позавтракать. Завтрак уже должен быть готов, так как повара поднимаются на 1 час раньше остальных туристов.

Теперь предстоит сбор в дорогу. Надо научиться тщательно складывать палатки и правильно укладывать рюкзак.

Все тяжелые предметы укладывают на дно рюкзака, а одеяло и мягкие вещи размещают к спине, в верхней части рюкзака кладут более легкие вещи, в боковые карманы рюкзака - то, что может часто потребоваться в пути. Рюкзак укладывайте как можно плотнее. Каждая вещь в рюкзаке должна иметь свое постоянное место, чтобы ее можно было найти даже в темноте.

Когда рюкзак уложен, лямки его надо подтянуть так, чтобы дно его опиралось на крестец. Лямки должны быть шириной в 8-10 см. Под них надо подшить какую-нибудь мягкую материю. Во время пути под лямки чаще подсовывайте большие пальцы рук. Уменьшить нагрузку на плечи можно также, заложив руки за спину и приподняв рюкзак. Этим самым дается отдых для плеч, улучшается кровообращение в руках.

В походе очень многое зависит от того, как вы одеты и как подобрана ваша обувь. Одежда должна быть удобной, не стеснять движений, прочной, соответствовать сезону. Хорошо иметь легкий прорезиненный плащ или штурмовку с капюшоном на случай дождя.

Нижнее белье должно быть гигроскопичным, т. е. сшитым из тканей хорошо впитывающих влагу (хлопчатобумажные, бумажные, трикотаж). Традиционной верхней рубашкой туриста служит ковбойка, а лучшим головным убором - панама или шляпа.

Еще до похода нужно хорошо подогнать обувь по ноге. Обувь для похода должна быть свободной, разношенной, но крепкой. Большой и второй пальцы ноги не должны упираться в носок обуви. Обувь надевают на два носка: нитяной и шерстяной. Шерстяной носок надевают в любую погоду (даже летом), так как шерсть хорошо впитывает влагу и поэтому предупреждает потертости ног.

Верхние два отверстия ботинка шнурками лучше не затягивать. При этом движение ноги в голеностопном суставе не стесняется и свободнее осуществляется кровообращение. Наилучшей обувью для похода являются лыжные ботинки на кожаной подошве. Для того чтобы кожа верхней части ботинок была мягкой и не впитывала воду, смазывайте ее рыбьим жиром или касторовым маслом.

Если нет никаких мазей, жиров, поместите кожаную обувь в мыльную воду на полчаса и обувь станет водоотталкивающей.

Недопустимо в многодневном походе носить резиновую обувь (например, кеды). При ношении резиновой обуви не происходит испарения влаги, нарушается теплорегуляция.

Нельзя путешествовать и в обуви без каблука (тапочки и др.), так как при ходьбе в такой обуви быстро развивается утомление, а после длительного пути появляются боли в мышцах ног. Поэтому такую обувь лучше надевать только во время отдыха (привалы, дневки и т. д.).

Надо ли соблюдать режим дня

В походе надо строго соблюдать режим дня. Под режимом дня подразумевается распределение различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Врачи, физиологи установили, что правильно организованный режим дня способствует сохранению хорошей работоспособности организма, создает бодрое настроение, повышает творческую деятельность, способствует нормальному росту и развитию.

Таким элементам распорядка дня, как сон, питание, отдых и др., придается особо важное значение. Необходимо, чтобы они были правильно организованы. Например, продолжительность сна должна соответствовать возрасту: учащимся младших классов надо спать на 2 часа, а учащимся средних на 1 час больше, чем учащимся старших классов. Сон же для учащихся старших классов по длительности должен быть не менее 9 часов в сутки.

Большое значение имеет не только продолжительность того или иного вида деятельности, но и время его выполнения. Важно, чтобы каждое из дел выполнялось в одно и то же время. Тогда в организме вырабатывается определенный ритм деятельности, а с ритмичной работой, как уже говорилось, организм всегда справляется легче. Этому помогает образование условных рефлексов, привычка выполнять какое-либо действие в определенное время.

Например, если вы привыкли обедать в одни и те же часы, то именно к этому времени начинается отделение пищеварительных соков, появляется хороший аппетит, пища лучше переваривается. Если же вы запоздали с обедом, исчезает аппетит, пища переваривается хуже.

То же самое можно сказать и о сне. Ложиться спать надо в одно и то же время. В этом случае человек быстрее засыпает, сон его бывает более глубоким, более полноценным, организм лучше отдыхает и восстанавливает свои силы. А в походе это очень важно. Поскольку лучшим временем для передвижения являются утренние часы, вставать рекомендуется пораньше. Ложиться спать надо не слишком поздно, как бы ни было приятно посидеть вечером у костра, послушать интересный рассказ, спеть песню.

Выходить в поход утром надо как можно раньше. Солнце в эти часы стоит еще не так высоко. Оно не успело еще нагреть окружающие предметы, воздух чист и прохладен. В ранние утренние часы дышится особенно легко и не так трудно идти. Поэтому первую половину дневного перехода надо успеть закончить к 11 часам 30 минутам.

Перед выходом группы надо правильно поставить всех участников похода. Впереди должен идти наиболее опытный турист, например, руководитель группы. Выбор дороги, преодоление препятствий и т. д. - все это входит в его обязанности на марше. Замыкающим группу должен быть тоже сильный и опытный турист, так как его задача заключается в помощи отстающим и в наблюдении за всей группой.

Все участники похода выстраиваются для марша в колонну по одному. При этом в начале колонны занимают места самые слабые, на физические возможности которых следует ориентироваться группе при движении на марше.

Во время перехода нужно соблюдать ровный, умеренный темп движения и двигаться со скоростью 3-4 км в час. В любых условиях темп движения должен быть не выше темпа наиболее слабо подготовленного участника похода.

Во время перехода по ровной местности нужно научиться соблюдать ритм движения и научиться согласованной работе рук, ног и туловища. Постепенно выбирается наилучший ритм частоты шага и длины его: при этом уменьшаются и вертикальные колебания тела во время ходьбы, которые являются незримым врагом туриста.

В то же время большое значение имеет и правильный ритм дыхания. При нормальном ритме движения один вдох делается на 2-3 шага, а выдох - на 4-5 шагов, т. е. выдох должен быть более продолжительным.

Естественно, при подъеме в гору для сохранения ритма движения нужно уменьшить длину шага, сохраняя прежнюю его частоту. При крутых подъемах частота шагов уменьшается.

Ритмичные движения, минимальные вертикальные колебания тела способствуют тому, что организм лучше и быстрее приспосабливается к окружающим условиям. Определенный ритм движения приводит к согласованному действию всех систем и органов. Согласно этому ритму перестраивается деятельность нервной системы, сердца, кровеносных сосудов, легких и т. д. А согласованная ритмичная деятельность всех систем гораздо выгоднее для организма, так как для нее требуется меньшая затрата энергии. Поэтому если ритм движения выбран правильно, то можно с меньшей затратой сил пройти гораздо больший путь.

При подъеме в гору к организму предъявляются повышенные требования, связанные с усиленной работой мышц, сердца и других органов. Ведь при подъеме надо переместить тело не только по горизонтали, но и вверх. Большую нагрузку при этом испытывают органы кровообращения. Чрезмерная нагрузка на них может привести к различным осложнениям и даже заболеванию. Поэтому нагрузка должна соответствовать возрастным возможностям детей и подростков.

На крутом подъеме приходится часто останавливаться, чтобы дать отдохнуть туристам. Во время этих коротких остановок восстанавливается частота дыхания и сердечных сокращений (пульс).

В отличие от подъемов при спуске длина шага, наоборот, увеличивается. Однако это имеет свои отрицательные стороны. При этом значительно увеличивается нагрузка на мышцы ног. Некоторые туристы предпочитают при спуске передвигаться небольшими прыжками. Но учащимся, особенно младших классов, этот способ передвижения не может быть рекомендован, так как при этом возможны травмы.

Таким образом, при спуске лучше идти шагом, делая его при этом несколько более длинным, чем обычно. При крутом спуске вся группа должна передвигаться зигзагообразно (по серпантину).

После выхода через 15-20 минут рекомендуется сделать короткую остановку, во время которой проверяют состояние снаряжения, обуви, одежды и устраняют различные выявленные неполадки.

Последующие остановки для отдыха рекомендуется устраивать через каждые 50 минут движения для учащихся старших классов и через 40 минут для учащихся младших классов. Продолжительность таких остановок составляет 10-15 минут.

Несмотря на непродолжительность отдыха, нужно обязательно снять рюкзак. Даже небольшой отдых от рюкзака будет очень полезен, так как это способствует лучшему восстановлению кровообращения в мышцах рук, плечевого пояса и туловища. Во время остановки полезно также сделать небольшую разминку мышц и суставов. Иногда, особенно после преодоления подъема или в конце дневного пути, очень хорошим способом для быстрого отдыха и восстановления сил является отдых в положении лежа на спине с приподнятыми кверху ногами (например, положенным на рюкзак).

В середине дня устраивается большой привал на 4-4,5 часа. Он необходим для того, чтобы приготовить пищу и пообедать, отдохнуть, искупаться, починить снаряжение, провести обработку материалов, собранных для коллекции. В это время также выявляется самочувствие участников похода. Санитарный инструктор должен побеседовать с каждым, поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь жалобы на головную боль, головокружение, потертости ног, ссадины, ушибы и т. д. Выявить это очень важно, особенно в первые дни пути, чтобы вовремя принять необходимые меры.

Если у кого-нибудь появляется заболевание или симптомы болезни (повышается температура, боли в животе и др.), необходимо сразу же освободить этого туриста от рюкзака и по возможности быстрее начать лечение.

Во вторую половину дня (после большого привала) нужно пройти остаток запланированного на день пути. Обычно он гораздо короче, чем переход в утренние часы. Учитывается, конечно, и характер местности, по которой совершается путешествие. Но принцип распределения нагрузки: большая часть - до обеда, меньшая - после обеда, должен всегда сохраняться.

Вот примерный распорядок дня, которого следует придерживаться во время походов.
7.00-8.00 - подъем, зарядка, уборка места ночлега, умывание, купание.
8.00-8.30 - завтрак, подготовка к переходу.
8.30-11.30 - переход.
11.30-16.00 - большой привал (обед, отдых, обработка собранных для коллекции материалов и др.).
16.00-18.00 - переход.
18.00-20.00 - подготовка к ночлегу, ужин.
20.00-22.00 - свободное время.
22.00-22.30 - подготовка ко сну.
с 22.30 - сон.

Во время тренировочных походов, помимо физической подготовки и овладения различными практическими навыками, большое внимание следует уделить и изучению теоретических вопросов туризма. Это очень важно, так как перед выходом в длительный, многодневный поход каждый участник должен сдать экзамен на значок "Турист СССР" или "Юный турист".

ГОРНЫЙ ТУРИЗМ

ris19.jpg" width="210" height="302" align="right" hspace="8" vspace="8">Неповторимо красива панорама гор, живописные ущелья, бурные реки, ледники, скалы. Тот, кто хотя бы раз побывал в горах, навсегда останется пленником дикой горной красоты, его всегда будут манить снежные вершины гор. Не случайно многие туристы после этого начинают заниматься альпинизмом - спортом сильных, смелых и самых отважных.

Прежде чем идти в горы, надо хорошо подготовиться к этому. Чем же отличается этот вид туризма? Во-первых, в горы нельзя брать слабого, т. е. и физически, и теоретически плохо подготовленного туриста. В условиях горной местности к туристу предъявляются повышенные требования. Успех похода зависит и от физической подготовленности участников, и от их знаний, позволяющих правильно ориентироваться в сложной обстановке и быстро принимать правильные решения. Так, например, часто в горах приходится преодолевать бурные горные реки, потоки. Многое зависит от того, сумеет ли турист пройти с рюкзаком по скользкому бревну над лавиной бурлящего потока, по дну которого катятся огромные каменные глыбы. Ведь товарищи здесь ничем не смогут помочь. А движение по узким тропинкам над обрывами и пропастями? Разве вы захотите брать в свою группу туриста, не знающего правил взаимопомощи? Думаем, что нет.

Итак, начните с тщательного подбора группы. Помимо общего физического развития, каждый участник должен пройти ряд испытаний: на равновесие, выносливость, боязнь высоты и др. С этой целью желающие принять участие в горном походе договариваются об условиях испытаний и не делают никому никаких скидок. Так, например, устанавливается в горизонтальном положении длинное, тонкое и лучше скользкое бревно, и вся группа учится ходить по нему. Если кто-либо из участников не может уверенно с грузом научиться преодолевать это препятствие, его брать с собой в поход нельзя. Боязнь высоты также одно из препятствий, мешающих туристу принять участие в горном походе.

Существенно отличается и подготовка снаряжения для групп - участников горного похода. В горах после захода солнца температура воздуха значительно снижается, особенно если поблизости есть горный поток или снеговик. Поэтому каждый турист должен иметь теплую одежду (свитер, ватник, теплую шерстяную шапочку и перчатки). Обувь должна отвечать требованиям, предъявляемым к пешеходному туризму. Однако подошва должна быть рифленой, так как при этом отмечается меньшее скольжение на мокрых камнях, травяных склонах и т. д.

Группа должна иметь длинные веревки с карабинами, альпенштоки, каждому туристу необходимы крепкий пояс с кольцом, защитные очки.

Часто в пути в условиях горного маршрута встречаются осыпи. Это очень опасные участки. Во-первых, в этом месте в любой момент может начаться обвал. Во-вторых, если имеется значительный уклон, передвижение группы также опасно и из-за возможности сорваться вниз. Ведь вам приходится шагать не по утоптанному грунту, а по свободно лежащим обломкам камней и скал, которые в любой момент могут скатиться из-под ног. В этих условиях надо вести тщательное наблюдение за верхним участком Осыпи, обвала. Запрещаются громкие разговоры и возгласы, которые могут явиться причиной начинающегося обвала. Опасный участок преодолевается туристами по одному при страховании каждого участка веревкой.

Веревку протягивают вдоль всего опасного участка, укрепляя ее концы. Турист, преодолевающий этот участок, проходит держась за веревку так, чтобы она была от него со стороны обрыва. Еще безопаснее, если веревка пропускается через кольцо на поясе туриста.

В горах всегда надо быть настороже. Научитесь приглядываться к камням, на которые вы собираетесь наступить, выбирайте камни больших размеров и наиболее прочно лежащие. При спусках или подъемах не рекомендуется идти прямо вверх или вниз. Передвигаться в этих случаях надо наискось, что, с одной стороны, легче, а с другой - безопаснее.

Помните о том, что камень из-под вашей ноги может свалиться на товарища, находящегося ниже вас.

Во избежание опасности камнепада при движении группы надо соблюдать интервалы между туристами в 2-3 м.

Если кто-либо из участников группы заметил падающий сверху камень или глыбу, он должен сразу же крикнуть: "Камень!". Вся группа при этом приостанавливает свое движение и надо постараться укрыться за какой-нибудь выступ скалы или камня. Если рядом нет естественного укрытия, можно лечь в какое-либо углубление, защищающее сверху. Нельзя прятаться при этом в дождевые ложбины, так как это естественное русло чаще всего бывает путем движения камней. Камнепады чаще всего бывают после захода солнца и в течение первых 1,5 часов после его восхода.

Не меньшей опасностью в горах являются и реки. В горах они бурные, шумные и коварные. Уже задолго до того, как вы выходите к горной реке, издали слышится сильный шум. Вблизи многих горных рек из-за шума трудно говорить.

О силе этих рек свидетельствуют те громадные глыбы скал, каменные валуны, которые она несет, как легкие щепки. Купаться в таких реках нельзя, даже если и очень жарко. Отдельные смельчаки решаются в них окунуться, но при этом их страхуют веревкой, обвязанной вокруг пояса. Купаться в них не рекомендуется также и потому, что они очень холодны. Ведь рождаются они совсем, рядом - в каких-нибудь 500-800 м выше, в горах, из снега и льда и не успевают прогреваться. Коварны горные реки и потому, что часто могут спадать или разливаться в бурные потоки. Бывали случаи, когда неопытные туристы, выйдя утром на прогулку в окрестности лагеря, попадали в опасное положение на обратном пути, встретив вместо маленьких горных ручейков бурные горные потоки и реки, которые они не могли преодолеть без посторонней помощи. Это явление объясняется тем, что под влиянием солнечного тепла происходит бурное таяние снега и льда, питающих горные реки. Опасны горные реки и тем, что резко меняют свой уровень после дождя в горах. При этом возникают сотни новых трудно преодолимых горных потоков (так называемый сель), которые значительно затрудняют и усложняют передвижение в горах. Вот почему в горах нельзя разбивать лагерь в руслах старых высохших рек и ручьев и даже вблизи от них. Ночью, если даже у вас и не было дождя, а раскаты грома раздавались далеко в горах, будьте особенно внимательны к окружающему. Назначьте дежурных, следите за уровнем воды и состоянием почвы. При малейшей опасности или по каким-либо признакам появления воды объявляйте тревогу и принимайте срочные меры.

Горные реки, ручьи и потоки лучше переходить рано утром. Поэтому разрабатывайте маршрут с расчетом остановки на ночлег перед преодолением такого препятствия. Рано утром легче выбрать наиболее спокойное место реки и разведать брод. Если есть возможность, нужно сделать мост из бревен. В любом случае переходить через реку надо по одному и со страховкой (шест, веревка). Турист должен опереться на крепкий шест, который он ставит от себя вверх по течению. Реку лучше пересекать наискось книзу по течению. При страховке веревкой первым переправляется самый опытный и сильный турист, к поясу которого привязывают веревку. Для того чтобы она не касалась воды, ее перебрасывают через плечо. Затем он крепко привязывает свой конец веревки к какому-либо предмету (дерево, крупный камень и т. д.). Остальные переходят через реку, держась за веревку. Переправляющийся последним отвязывает задний конец веревки и переправляется примерно так же, как это делал первый. Поэтому первым и последним туристом должны быть самые опытные и сильные. Если возникла необходимость преодолеть горную реку вброд, надо делать это в обуви на босу ногу.

Ставить ногу надо осторожно, так, чтобы она попадала в углубление между большими камнями или на их середину. После переправы обувь снимают, вытирают и просушивают.

Переправляясь через реку, надо стараться не смотреть на поверхность воды, так как быстро движущаяся масса ее может вызвать головокружение. Переправляться через горные реки, перепрыгивая по выступающим из воды камням, учащимся не рекомендуется.

Серьезную опасность в горах представляют грозы. Во время них идти нельзя, надо постараться спуститься с вершины или выступа и укрыться в углублении скалы. Металлические части снаряжения лучше снять и отнести в сторону примерно на 15-20 м.

После дождя двигаться трудно. Тропинки и травяные склоны становятся скользкими. Опасно также в это время у камнепадов, осыпей, переправ. Поэтому лучше после дождя устроить привал.

Не менее опасным в горах может быть и ветер. Сила его временами бывает достаточной для того, чтобы сорвать человека, вызвать осыпи, камнепады и т. д. Неприятным для туриста является также и туман, движение в котором небезопасно и затруднительно. Во всех этих случаях надо остановиться, выбрать подходящее место для отдыха и разбить лагерь.

Вот почему, отправляясь в горный поход, группа должна особенно тщательно готовиться к нему. Надо внимательно изучить маршрут и оставить копию его в школе, установить определенный сигнал бедствия и сообщить об этом в ближайшие населенные пункты.

Режим передвижения в горах зависит от рельефа местности. Если группа движется в гору, то отдыхать надо каждые 10-15 минут в течение 5-10 минут, а скорость движения снижается до 30-40 шагов в минуту. Конечно, периодичность отдыха и марша зависит от крутизны подъема. Иногда приходится отдыхать чаще. Режим движения в конкретных условиях определяет руководитель группы.

ОСОБЕННОСТИ ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРИЗМА

ris22.jpg" width="211" height="313" align="right" hspace="8" vspace="8">Дети очень любят велосипед и катаются на нем с самого раннего возраста. Уже трехлетний малыш уверенно сидит за рулем, правда еще трехколесного велосипеда, а шестилетний ребенок, как правило, хорошо может кататься и на двухколесном.

Быстрое движение, приятное ощущение скорости - вот что привлекает детей к этой несложной, но замечательной машине. Родиной велосипеда является наша страна. В 1800 г. крепостной мастер-самоучка Артамонов впервые построил велосипед, или, как назвал его автор, самокат. В 1801 г. изобретатель на своем самокате-велосипеде совершил удивительное по тому времени путешествие. Он отправился на коронацию Александра I и приехал на своей машине из села Верхотурье (на Урале) в Москву, преодолев 2500 км, а затем тем же способом вернулся назад.

Спустя столетие русский спортсмен Анисим Панкратов совершил еще более удивительное путешествие - кругосветное путешествие на велосипеде. Длилось оно 2 года. За это время Панкратов проехал 48000 км! При этом путь его проходил не только по дорогам и равнинам, но и через снежные перевалы Альп - и ведь это на далеко не совершенной машине!

Современный велосипед может развивать большую скорость. Любителей езды на велосипеде в нашей стране очень много, и многие занимаются велосипедным туризмом. Туристу-велосипедисту приходится иногда проезжать не только по гладкому асфальтированному шоссе, но и в условиях бездорожья, по гористой или сильно пересеченной местности.

Занятия велосипедным туризмом благоприятно отражаются на общем физическом развитии. Известно, что у юношей и девушек, систематически занимающихся велосипедным спортом, редко встречается отставание в развитии таких важных органов, как сердце, легкие и др. У одной трети подростков-велосипедистов сердце больше по своим размерам, чем оно должно быть для соответствующего роста и веса их тела.

Но заниматься велосипедным туризмом надо, конечно, разумно. Большое значение здесь должно придаваться тренировкам.

Несмотря на то, что в поход вы отправитесь только в теплое летнее время года, проводить тренировки надо систематически, круглый год. Зимой это может быть ходьба на лыжах, катание на коньках, занятия легкой атлетикой. Даже при небольших перерывах в тренировках нарушается процесс развития выносливости, и каждый раз надо начинать все сначала.

Постепенное нарастание нагрузки, усложнение тренировочных занятий - вот залог правильного развития тренированности.

Большое значение здесь имеет и рациональный распорядок всего дня спортсмена: достаточный отдых ночью, правильный режим питания, отдых и спортивные развлечения на свежем воздухе, систематическое занятие утренней гимнастикой и т. д. Тем, кто успешно прошел тренировочный период, можно смело отправляться и в велосипедный поход.

Тем, кто еще не участвовал в большом велосипедном пробеге, не следует сразу отправляться в слишком далекое путешествие, надо сначала совершить несколько небольших прогулок.

Для детей 9-10 лет не надо выбирать для прогулки путь более 5 км, 11-12-летние учащиеся могут совершить первую прогулку не более чем на 10 км. Подростки 13-14 лет могут ехать в первый раз на более далекое расстояние - до 25 км, 15-16-летние - до 35 км; 17-18-летние - до 40 км. Эта величина составляет примерно половину пути однодневного похода. В последующие выезды можно постепенно увеличивать дистанцию так, чтобы она составляла сначала 60, 70 затем 80 и 90% от дневного перехода. Рекомендуется ехать со скоростью не более 15 км в час по асфальтовой и не более 10 км в час по проселочной дороге, делая привалы по 10 минут через каждые 5 км пути. И, конечно, каждому велосипедисту надо изучить и твердо знать правила уличного движения и езды на велосипеде.

При движении группы впереди едет направляющий, который выбирается из числа участников путешествия, а сзади - замыкающий, которым обычно является руководитель группы. Интервал между велосипедистами должен составлять 3-5 м, а на сложных участках - до 10 м и более. Для того чтобы правильно распределить силы и не устать, через каждые 45-50 минут езды полагается делать привал на 10 минут. Во время привала надо сделать разминку (несколько упражнений), осмотреть велосипед, груз; отдыхают лежа или сидя.

Подросткам 13-14 лет, которые занимаются велосипедным туризмом не первый год, можно удлинять маршрут до 30 км в день. При такой протяженности пути режим движения должен быть следующим: через первые 10 км пути - привал на 30 минут, в середине пути - большой привал на 3-4 часа, во время которого велосипедисты отдыхают, обедают, купаются, осматривают достопримечательные места, музеи, готовят машины к следующему переходу и т. д.

Хорошо после утомительного пути освежиться, искупавшись в реке. После купания быстрее проходит усталость, велосипедист чувствует себя более бодрым. Но помните, что сразу после езды, разгоряченным входить в воду нельзя. Посидите немного на берегу, отдохните, остыньте.

Законом для туриста-велосипедиста должен быть и определенный режим питания. Нельзя плотно обедать непосредственно перед выходом в путь. Между приемом пищи и началом движения должен быть интервал не менее 1,5 часов. После прекращения движения рекомендуется принимать пищу после некоторого отдыха (примерно через час после остановки на привал).

Соблюдение всех этих правил поможет правильной работе организма велосипедиста, а участник туристского похода на велосипеде разовьет силу, выносливость, улучшит общее физическое развитие.

В заключение этого раздела несколько слов об одежде. Одежда туриста-велосипедиста должна быть легкой и удобной. Это обычно плотные трикотажные трусы, шорты или брюки гольф, ковбойка, велосипедная шапочка, легкие туфли, обязательно с твердой подошвой. Вещи перевозят на багажнике, который специально оборудуют.

ВОДНЫЙ ТУРИЗМ

ris24.jpg" width="220" height="327" align="right" hspace="8" vspace="8">Водный туризм имеет свои преимущества перед другими видами путешествий. На воде меньше пыли, воздух свежий, увлажненный, действие солнечных лучей сильнее. Путешествия на воде очень эффективны по своему оздоровительному действию. Преимуществом этого вида туризма является также возможность взять в поход больше груза, чем, например, в пеший поход, ведь вещи переносятся только дважды в день: вечером, когда группа устраивается на ночлег, и утром - перед выходом в поход. Поэтому можно брать с собой много продуктов, вещей, запас доброкачественной питьевой воды и т. д. Путешествие по воде не ограничивает вас в сборе материалов для различных коллекций.

Но в водном туризме есть много особенностей. Вода шутить не любит. При путешествии по воде требуется особое внимание и особая самодисциплина. На воде надо все время быть начеку. Сильная волна, мели, коряги, ветер, мосты, водоросли и т. д. могут быть серьезным препятствием на пути туриста-водника. Поэтому на воде не зевай, иначе будешь наказан. Небольшая оплошность - и сели на мель или врезались в берег, или еще хуже - оказались в воде и туристы, и снаряжение.

Каждый, кто отправляется в водное путешествие, должен уметь хорошо плавать и грести. Помимо этого, все участники похода должны хорошо изучить и знать правила спасения тонущего, оказания помощи пострадавшему, уметь делать искусственное дыхание.

Очень важна "на воде" жесткая дисциплина. Для туристов-водников каждое распоряжение руководителя похода должно быть законом и должно выполняться немедленно и беспрекословно.

Всякое промедление часто бывает связано с различными неприятностями и осложнениями. Например, происходит разгрузка судна да еще при волне. Стоишь в воде, темп работы ускоренный, дорога каждая секунда, чуть замешкался, недосмотрел - и намокли продукты, палатка. В водном походе часто минута промедления или неточно выполненное распоряжение руководителя может привести к аварии и задержке всей группы на несколько часов и даже дней.

Поэтому в водном походе туристы привыкают ценить каждую минуту и даже секунду, повиноваться с первого слова, быстро принимать нужное решение и правильно, четко выполнять его.

Пожалуй, ни один из других видов туризма так не дисциплинирует всех участников путешествия, как водный туризм.

Большие требования предъявляются и к руководители водного путешествия. Им должен быть имеющий опыт водных походов турист, человек твердый, решительный, волевой, умеющий подчинить каждого туриста и организовать всех в единый коллектив.

А сколько интересного и прекрасного встречается на пути туриста-водника! Широкие просторы крупных рек, извилистые, живописные речушки, нетронутый растительный и животный мир, причудливые обрывистые берега.

Путешествовать по воде можно на лодках, байдарках, плотах. Очень удобно путешествовать на разборной байдарке: она легко проходит как по мелким, порожистым местам, так и по водоемам при крупной волне.

Неплохо путешествовать и на плоту. Строить его рекомендуется из сухостойной древесины. Такие бревна можно достать в леспромхозе: их легко дают туристам с условием сдачи в определенном месте. Наиболее распространенным для путешествий по реке является плот шириной в 2,5 м и длиной в 6 м.

Определяя количество бревен, необходимое для строительства плота, надо помнить, что удельный вес намокшей древесины равен 0,8. Если плот сделан из 8-9 бревен диаметром в 30 см, то грузоподъемность его будет равна 350-400 кг. Плот из 6-7 бревен диаметром 40 см имеет грузоподъемность 450-500 кг. Бревна плота скрепляются между собой при помощи скоб, гвоздей (на досках) или врезанных шпон трапециевидного сечения. Торцы бревен окрашивают или просмаливают, а для костра на плоту устраивают настил из дерна. Управляют плотом при помощи гребей, которые ставят на уключины, или с помощью шестов.

При путешествии на лодке надо вычислить, какой груз она может нести. Для этого определяют водоизмещение и из него вычитают вес лодки. Водоизмещение определяется по формуле: V=L*B*H*K, где V - водоизмещение, L - длина лодки по вертикали, В - наибольшая ширина по вертикали, Н - осадка (глубина погружения), К - коэффициент водоизмещения, который можно принять за 0,5. Для удобства вычисления все указанные размеры лодки надо давать в дециметрах, тогда получается водоизмещение в килограммах.

Перегружать лодку во время передвижения по воде нельзя. Это опасно. Помните, что высота надводного борта у середины лодки должна быть не менее 25 см в закрытых водоемах, где нет волны, и не менее 35 см - в водоемах, где возможна волна.

В 1936 г. Наркоматом речного флота утвержден воднотуристский вымпел (на синем фоне белые лучи и синий компас). Все туристские суда должны нести его.

Все участники похода по воде должны знать "Правила плавания по внутренним водным путям СССР". Эти правила являются законом для всех судов, в том числе и туристских. В них указывается, как двигаться по реке, как можно обогнать другие суда, как проходить под мостом и т. д. Этими "Правилами", например, запрещается движение в тумане, выход в плавание без спасательных средств и т. д. Рассказывается в них и о том, как научиться правильно "читать" и оценивать обстановку на реке и др.

Снаряжение туристов-водников отличается от снаряжения для других видов туризма тем, что включает в себя спасательные средства, рупоры для командира и штурмана, инструменты и некоторые материалы, необходимые для мелкого ремонта судна. Помимо этого, требуется большее количество палаток из расчета не только для туристов, но и для груза, которого у водников больше, чем у путешествующих пешком. Своеобразна также и упаковка вещей и продуктов для водного похода. Все, особенно продукты питания, укладывают так, чтобы в случае попадания в воду, они не испортились. Для этого крупы пересыпают в специально сшитые непромокаемые мешочки, масло и сахар хранят в бидонах с плотно закрывающейся (или лучше завинчивающейся) крышкой и т. д.

Подготовку к путешествию по воде надо проводить особенно тщательно и задолго до похода. Еще зимой группа, собирающаяся летом путешествовать по воде, должна начать теоретические и практические занятия. Теорию учащимся обычно преподает инструктор водного туризма. Все участники будущего похода изучают устройство судна, технику вождения, условия безопасности движения по воде, учатся оказанию помощи утопающему и т. д. Каждый на практике овладевает уменьем сделать человеку искусственное дыхание, оказать ту или иную помощь пострадавшему. Те, кто будет путешествовать на байдарке, еще зимой разучивают сборку - разборку байдарки, правила обращения с ней. Такая работа требует от ребят методичности, внимательности, аккуратности и ответственности за свои действия. Выработка этих качеств является необходимым условием для того, чтобы водный поход прошел успешно. Действительно, представьте себе, что вы уже в походе и вам надо быстрее собрать байдарку (скоро отправляться в путь!), а вы забыли порядок сборки. Попробовали одну деталь, - не то, другую - опять неудача, и ничего не получилось. В результате задерживается вся группа.

В период подготовки к походу (зимой и весной) надо, кроме того, обязательно систематически заниматься физической тренировкой и закаливать свой организм. Хорошо, когда в походе принимают участие закаленные, физически хорошо подготовленные юноши и девушки, умеющие переносить различные трудности. Не все желающие путешествовать выдерживают жесткие условия подготовительного периода: отсеиваются неуспевающие, нестойкие. Но от этого группа только выигрывает.

К весне обычно уже формируется постоянный состав туристов-водников. Они и переходят к практическим занятиям на водоеме (пруд, река): учатся спускать байдарку на воду, садиться в байдарку, грести и т. д. В конце этого тренировочного периода уже не должно быть никаких ошибок. Каждая ошибка, неточность, неаккуратность на воде ведет к непосредственной опасности.

Да и вообще стоит ли учащимся путешествовать по воде? Ведь в каждом таком походе есть доля риска, опасности. Да, все это так, но заниматься водным туризмом учащимся старших классов можно. Нужно только со всей серьезностью и ответственностью относиться к подготовке к этому увлекательному и своеобразному виду туризма.

Уменье хорошо плавать, специальная теоретическая и практическая подготовленность туристов, их хорошая физическая подготовка, закаленность, дисциплинированность - залог того, что поход по воде пройдет успешно и интересно.

Очень хорошо надо знать тактику передвижения по воде в зависимости от конкретных условий. Вот несколько советов.

При плавании по течению по равнинным рекам судно надо вести в главном потоке, ближе к вогнутым берегам, так как здесь река глубже.

На больших быстрых реках рекомендуется плыть от мыса к мысу, на прямолинейных участках - в главном потоке, при подходе к препятствию и при преодолении его лучше держаться вне главного потока. Если впереди обозначился поворот реки, подходить к нему надо вдоль выпуклого берега. Здесь меньше и глубина, и течение. Поэтому если за поворотом обнаружится препятствие (порог, течение и т. д.) и вам надо будет пристать к берегу, то легче это сделать именно здесь, у выпуклого берега.

При путешествии по небольшим быстрым рекам часто встречаются пороги. Проходить их рекомендуется, направляя судно на вершину треугольника, образуемого течением на сливе, а дальше-через гребни стоячих волн. При прохождении больших порогов часть груза требуется снять.

При плавании на плоту надо самим найти поток, где движение наиболее безопасно, и переместить в него плот. Это можно сделать, или упираясь шестами в дно, или работая обеими гребями, или поставив плот под углом к течению, используя кормовую гребь как руль, а носовую - для корригирования движения плота.

В пути все может случиться. Часто крупные камни являются серьезным препятствием для передвижения плота. Если вы сели на один из таких камней серединой передней части плота, то его поворачивают вокруг камня и отталкивают при помощи шестов. При этом все находящиеся на плоту туристы переходят ближе к корме. Если плот садится на камень крайними бревнами, все переходят на противоположную сторону и сталкивают его с помощью шестов.

Если ни один из этих способов не помогает, часть команды может спрыгнуть в воду (на мелких участках) и, держась за плот, помочь столкнуть его с препятствия.

Очень важно правильно наметить маршрут путешествия и разработать целесообразный график движения, отдыха, занятий.

Маршрут водного путешествия выбирается, как правило, вниз по течению реки. Тем, кто впервые отправляется в путь по воде, рекомендуется путешествовать по неглубокой, широкой реке, протекающей по живописной местности. Изучать маршрут только по карте нельзя. По карте не представляется возможным точно узнать о характере течения, глубине реки, различных препятствиях на пути и т. д.

Многие реки могут оказаться неожиданно коварными. Например, многие реки бывают спокойными и полноводными в верхнем течении, а в среднем и нижнем становятся трудно проходимыми (а казалось бы, должно быть иначе). Часто лесосплав мешает путешествующим по воде и создает серьезное препятствие для малоопытных туристов-водников.

Поэтому обязательно надо проконсультироваться по выбранному маршруту с опытными туристами-краеведами, внимательно прочитать и изучить отчеты о путешествии товарищей, уже ходивших по этому пути (такие отчеты можно получить в клубе туристов или в детских экскурсионно-туристических станциях). Еще лучше получить интересующие вас сведения от местных жителей. Ведь в каждом селении, лежащем у вас на пути, есть школа, с ребятами которой можно списаться.

При выборе маршрута для водного путешествия надо учитывать такие важные детали, как продольный профиль реки, скорость ее течения, сложность отдельных участков. Естественно, что чем больший уклон имеет река, тем труднее по ней путешествовать: нужна большая маневренность, большая точность, ловкость движений, уменье быстрее ориентироваться и принимать срочные правильные решения.

Впервые отправляющимся в путь по воде не рекомендуется выбирать реки с уклоном более 1,5 м на 1 км. Опытным туристам-водникам можно путешествовать по рекам, уклон которых составляет до 3-3,5 м на 1 км.

Путешествия по рекам с уклоном в 0,6-0,8 м на 1 км по трудности приравниваются примерно к походам I категории с уклоном в 0,9-1,5 м на 1 км - к походам II категории.

Важно знать и скорость течения реки. Наиболее безопасно плавать на лодках по рекам, имеющим скорость течения до 5 км в час, на плотах - по рекам, скорость течения которых не превышает 7-8 км в час.

Помимо скорости течения, необходимо определить глубину реки, по которой намечено провести водное путешествие. Известно, что глубина большинства рек увеличивается по мере удаления от ее истоков. При выборе маршрута можно примерно ориентироваться на следующие данные: на байдарках можно начинать поход по рекам центральной части страны уже в 40 км, по рекам северной части в 25-30 км и по рекам южной части страны - в 60-70 км от их истоков.

Глубина водоема для лодки и байдарки-двойки должна быть не менее 20 см, для плота с грузом не менее 40-50 см.

Надо иметь в виду, что реки, имеющие крутые склоны или поднимающиеся вертикально из-под воды скалы, опасны для плавания, так как часто они образуют ущелья, каньоны. Для водного путешествия учащимся лучше выбирать реки, имеющие пойменные берега.

При выборе и разработке маршрута для водного похода так же, как и для других видов туризма, важно определить общую протяженность пути. Для этого измеряют длину маршрута по карте и делают поправку на извилистость реки: полученное по карте расстояние умножают на коэффициент извилистости. Для равнинных рек он равен 1,5-3,0, а для горных - 1,3-2,0.

При определении общей протяженности пути надо помнить, что нагрузка в пути должна быть посильной для учащихся и соответствовать их возрасту. Для учащихся 8-10 классов, путешествующих на гребных лодках или байдарках, рекомендуется проходить в день не более 25-28 км.

Скорость движения по равнинным и болотистым рекам составляет по течению около 3-6 км в час, а против течения - 2-4 км в час.

Значит, если путешествующие идут по течению (что наиболее часто встречается), то на суточный переход им потребуется около 6-7 часов.

При разбивке маршрута на суточные переходы, помимо скорости движения, надо учитывать и сложность проходимого пути, так как прохождение наиболее трудных участков реки потребует дополнительного времени на его осмотр, подготовку некоторого снаряжения и т. д.

После 4-5 дней пути можно сделать дневку, отдохнуть, заняться сбором материала для коллекций и т. д. Дневки целесообразно устраивать перед прохождением сложных участков маршрута. Это даст возможность туристам разведать отдельные участки еще не пройденного пути, обсудить и выбрать способ их преодоления, подготовить суда и снаряжение, как следует отдохнуть перед трудным переходом.

Очень важен для туриста-водника график движения и весь распорядок его дня. В водном походе можно придерживаться следующего режима дня:

6.30 - подъем, зарядка, утренний туалет.
7.30 - завтрак, подготовка к выходу.
7.30-12.00 - выход, передвижение по реке, занятия по плану.
12.00-16.00 - большой привал, обед, отдых, занятия.
16.00-19.00 - передвижение по реке, занятия по плану.
19.00-21.00 - остановка на ночлег, ужин, свободное время (игры, занятия, отдых).
21.00-21.30 - подготовка ко сну.
21.30 - отбой.

Туристы-водники, путешествующие на байдарках или в лодках, во время движения вынуждены длительно сохранять положение сидя. У гребца работают в основном мышцы верхнего плечевого пояса и туловища.

Специфика нагрузки на организм гребущего диктует проводить мероприятия, которые предупреждают чрезмерное утомление и переутомление туриста-водника.

Среди них, например, можно отметить периодическую смену гребцов (на лодках). Если гребут на лодке попарно, то при смене гребцов важно учесть, с какой стороны гребец работал в предыдущий раз, и поставить его для гребли на другую сторону лодки.

Большое значение для отдыха имеют и короткие остановки в пути, которых у туристов-водников в период перехода должно быть 2-3. Во время таких остановок очень хорошо размяться, сделать несколько физических упражнений, преимущественно для нижних конечностей, небольшую пробежку.

К особенностям путешествия по воде относятся своеобразие возникновения и течения некоторых заболеваний. В первую очередь к ним относятся солнечные ожоги.

Дело в том, что на человека, находящегося на воде, солнечные лучи оказывают гораздо большее воздействие. Это происходит потому, что на него действует, кроме прямых солнечных лучей, и отраженный от поверхности воды свет. Вспомните о том, что на воде люди гораздо лучше и быстрее загорают. Вот поэтому-то опасность получить ожоги в водном путешествии гораздо большая, чем в пешем походе. Они очень быстро, легко возникают и главное незаметно для вас-ведь на воде не так жарко. Поэтому будьте осторожны, следите за собой, не увлекайтесь загаром-иначе пострадаете не только вы, но и вся группа; глаза защищайте очками с темными стеклами, на голову надевайте светлую шляпу или панаму.

Правильно подготовленное и проведенное путешествие по воде приносит огромное удовольствие, удовлетворение всем его участникам, делает их еще более сильными, выносливыми, закаленными.

В таком водном походе приобретаются самые разнообразные, нужные в жизни навыки, знания, укрепляется здоровье.

ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ

ris28.jpg" width="204" height="324" align="right" hspace="8" vspace="8">Очаровательна природа зимой. Шапки чистого белого снега лежат на ветвях елей, причудливо громоздятся в лесу сугробы, воздух напоен солнцем, какой-то особой прозрачностью и тишиной. Словно в волшебном царстве вас окружает таинственность, сказочная красота и покой. Поэтому лыжный туризм очень популярен в нашей стране и насчитывает в своих рядах много поклонников.

Снеговые башмаки - так называли лыжи в старину. Кто изобрел их, точно неизвестно. Видимо, это коллективное народное изобретение. Родиной лыж является наша страна. Многочисленные находки археологов при раскопках свидетельствуют о том, что издавна наши предки ходили зимой на лыжах. Об этом говорят, например, высеченные на скалах изображения лыжников на побережье Белого моря, которым около 4000 лет, окаменевшие лыжи, найденные в Сибири, на Алтае и других местах нашей страны. Сначала лыжи действительно напоминали башмаки. Они были похожи на круглые, сплетенные из прутков и ремней, лукошки. На таких лыжах не скользили, а переступали по снегу. Они так и назывались "снегоступы". Лишь гораздо позднее появились лыжи, по своему внешнему виду похожие на современные. Из Сибири и Алтая лыжи постепенно распространялись по другим районам нашей страны и проникли в другие страны.

Лыжи прочно вошли в быт народов нашей страны: большую помощь оказывали они людям во время охоты на зверя зимой, делали людей более подвижными. Помогали они и в случаях нападения врагов. В летописи 1444 г. говорится о том, что против войска татарского хана, осадившего Рязань, московский князь Василий III отправил войска на лыжах и санях.

Известно, что на лыжах воевали русские воины в дни Отечественной войны 1812 г., во время гражданской и в годы Великой Отечественной войны.

Русские люди давно встали на лыжи, совершенствовали их. Лыжный спорт стал очень популярным в нашей стране. Советские лыжники известны на весь мир. Да и в массе своей большая часть населения страны ходит зимой на лыжах. Это люди разного возраста и профессий, дети, учащиеся. В движении по просторам полей, в прогулках по заснеженным лесным просекам, тропам, холмам, оврагам они набираются сил, тренируют и закаливают свой организм, отдыхают.

Отдых и физические упражнения на воздухе особенно полезны для здоровья. Ведь лыжники дышат чистейшим воздухом. Вот почему те, кто ходит на лыжах, всегда румяные, здоровые. В отличие от них ребята, которые мало двигаются, не занимаются спортом, не отдыхают на воздухе, бледные, слабые, со впалой грудью, физически плохо развиты.

По сравнению с другими видами туризма лыжный туризм имеет свои особенности и прежде всего характеризуется необходимостью длительного пребывания в полевых условиях в холодное время года. Это обстоятельство вынуждает производить более тщательную подготовку к походу. Каждый турист должен быть тепло и легко одет. Помимо лыжного костюма и теплого шерстяного нижнего белья, он должен иметь теплый ватник или теплую куртку, шапку, варежки, свитер, 2-3 смены теплых носков. Однако большинство этих теплых вещей во время перехода должно лежать в рюкзаке. Турист должен быть одет тепло, но и легко, так, чтобы во время перехода он не потел. Особенно вредно применение во время движения прорезиненной, капроновой ткани и других воздухонепроницаемых тканей, которые препятствуют испарению влаги. На привалах же необходимо надевать теплую одежду во избежание охлаждения и простуд. Большое значение имеет тщательно подобранная обувь. Лыжные ботинки должны иметь войлочные стельки, а также брезентовые или шерстяные чехлы, которые особенно необходимы при движении по глубокому снегу. Они предохраняют от попадения снега в голенище ботинка. При отсутствии чехлов для ботинок предотвратить попадание снега в обувь можно шерстяным носком, который надевают на ногу и после шнуровки ботинка напускают сверху. Верхняя часть носка прижимается нижней застежкой штанины. Если этого не сделать, в ботинок будет набиваться снег. Ноги будут мокрыми, что зимой особенно опасно. Каждому туристу желательно иметь с собой термос на 0,5-1 л.

Но, пожалуй, самым важным для туриста-лыжника являются правильно подобранные и хорошо укрепленные лыжи. Нельзя идти в многодневный поход на новых или чужих лыжах. Перед походом потренируйтесь на них, обкатайте их, привыкните к ним. Какую-либо неисправность в лыжах лучше выявить до похода.

Конечно, в многодневный лыжный поход надо брать только тех, кто умеет ходить на лыжах, и лучше подбирать группу, примерно одинаковую по физической подготовке.

В условиях зимнего похода учащимся не рекомендуется ночевать в полевых условиях, поэтому маршрут лыжного похода должен быть разработан с особой тщательностью. Во время разработки маршрута надо учесть не только расстояние от одного населенного пункта до другого, но и временные, неожиданные препятствия (изменения погоды). Зимой все возможно. Сильные морозы могут внезапно смениться оттепелью, и вам придется с Трудом передвигать лыжи с налипающими комьями снега. Конечно, в этот день вам далеко не уйти. Поэтому всегда имейте в запасе более короткий путь или запасной пункт для ночлега.

Для движения группы в зимнем походе лучше всего выбирать дороги, однако в некоторых случаях появляется необходимость преодоления целинного снега, лесных дорог и т. д. При движении по глубокому снегу наиболее тяжело идти первому, который прокладывает лыжню. Поэтому ему лучше идти без рюкзака. Первый по очереди должен периодически меняться.

Движение группы по азимуту (без дороги) лучше проводить в начале дня, так как в случае ошибок у вас есть время для ориентации на местности в дневное время суток. Гораздо опаснее, если группа заблудилась к вечеру. Поэтому стройте свой маршрут из расчета движения группы во второй половине дня по дорогам. Некоторые с целью облегчения движения группы и прокладывания лыжни предпочитают выслать вперед по маршруту небольшую группу (2-3 человека) для прокладки лыжни. Мы не рекомендуем этого делать, так как при этом часто теряется лыжня, прокладывается неверное направление, что задерживает движение по маршруту.

При организации лыжного похода, как, впрочем, и любого другого путешествия, нужно помнить о соответствии физической нагрузки возрасту туриста. Детям 11-12 лет можно принимать участие в однодневных лыжных походах при температуре воздуха не ниже -10° без ветра. Учащиеся 13-14 лет могут совершать походы на лыжах до 5-6 дней при температуре воздуха не ниже -12° без ветра. Подросткам 15-16 лет разрешается участие в походе продолжительностью до 7-8 дней при температуре воздуха не ниже -15°, а учащимся 17-18 лет до 8-10 дней. Для длительных походов используется, как правило, время зимних (январских) или весенних (мартовских) каникул.

В многодневный лыжный поход нельзя отправляться без предварительной тренировки. Если вы не занимались до похода систематически физической культурой или спортом, то физическая нагрузка в походе будет чрезмерной и ничего, кроме вреда, для здоровья не принесет. Вот почему любому виду путешествия, особенно длительному, должен предшествовать подготовительный период, включающий в себя и физическую тренировку туриста.

Прежде чем отправиться в многодневный лыжный поход, надо сходить сначала в однодневные и двухдневные путешествия. Обычно участие в многодневном лыжном. походе разрешается учащимся только после участия в трехдневных и двухдневных походах.

При движении на лыжах рекомендуется периодически останавливаться для отдыха: через каждые 45-50 минут на 10 минут.

Во время отдыха нельзя садиться на снег; поставьте рюкзак сзади себя на лыжи и сядьте на него. Отдохнуть в течение нескольких минут можно и оперевшись на палку.

Маршрут движения разрабатывается так, чтобы не менее одного раза в течение дня туристы-лыжники могли отдохнуть в теплом помещении. Дневки надо устраивать через каждые 4-5 дней.

Очень осторожными надо быть при движении лыжников во время сильного ветра. В этом случае даже при умеренно низкой температуре воздуха могут быть отморожения. Поэтому при сильном ветре лучше вообще не выходить в поход и устроить дневку. Обратите внимание на табл. 2. В ней указана температура воздуха и скорость ветра, при которых легко могут возникнуть отморожения.

Скорость ветра. м/сек 2 3 4 5 6 7 8 9 11 13 15
Температура воздуха в градусах Цельсия ниже нуля 41 31 25 17 15 13 11 9 8 7 7

Вы видите, что даже при не таком уж сильном морозе (температура воздуха -7-9°), но при сильном ветре можно легко отморозить открытые части лица, уши.

Поэтому во время движения лыжники должны обязательно наблюдать за своими товарищами, чтобы вовремя заметить и предотвратить начинающееся отморожение. Первым признаком его является побеление участков кожи. В этих случаях надо срочно отогреть начинающий замерзать кончик носа, ухо и т. д. А если ветер и мороз усиливаются, то все туристы-лыжники надевают чехлы на ботинки, более теплые рукавицы (лучше меховые), штормовку поверх лыжного костюма, максимально закрывают лицо. После этого вся группа направляется в ближайший населенный пункт.

Принцип распределения ежедневной нагрузки во время лыжного похода такой же, как и при других видах путешествия: на первый день нельзя планировать слишком длительный и большой по протяженности путь, нагрузка должна увеличиваться постепенно от начала к концу похода.

Режим для туристов-лыжников может быть следующим:
7.00-7.45 - подъем, утренний туалет, завтрак.
7.45-8.00 - подготовка к выходу в поход.
8.00-8.15 - движение.
8.15-8.25 - привал для проверки и подгонки снаряжения.
8.25-12.00 - переход с привалами по 10 минут через каждые 45-50 минут движения.
12.00-14.00 - большой привал, обед.
14.00-16.00 - переход.
16.00 - остановка на ночлег.
16.30 - полдник.
16.30-19.00 - свободное время.
19.00-19.30 - ужин.
19.30-21.30 - свободное время, развлечения, занятия и т. д.
21.30-22.00 - подготовка ко сну.
22.00 - сон.

Совершив немало интересных прогулок на лыжах, побывав в лыжных походах, вы хорошо отдохнете, наберетесь новых сил. Занимайтесь лыжным туризмом! Он не менее увлекательный, полезный и прекрасный, чем другие виды путешествий и доступен всем здоровым детям - ведь ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ

Одной из особенностей туристского похода является то, что группа на некоторое время значительно удаляется от населенных пунктов. В это время может возникнуть острая необходимость оказания туристу той или иной медицинской помощи, а обратиться за ней не к кому. Поэтому отправляющимся в многодневный поход надо обладать минимумом необходимых медицинских знаний.

Первое, с чем может столкнуться турист во время похода, - это перегревание. Обычно оно возникает в результате длительного пребывания на солнце. Поэтому рекомендуется выходить в поход рано утром, а в жаркое время устраивать привал и отдыхать. Всем участникам похода надо обязательно носить светлый головной убор, хорошо отражающий световые лучи.

Признаками перегревания являются головная боль, головокружение, носовые кровотечения, общая слабость, ухудшение аппетита, а в тяжелых случаях - тошнота, рвота, повышение температуры, иногда и потеря сознания (обморок). При появлении этих признаков у кого-либо в группе надо остановиться, устроить привал. С пострадавшего надо обязательно снять рюкзак, расстегнуть рубашку, уложить пострадавшего в тени на подстилку (одеяло, палатка и др.). При этом голова его должна быть приподнята. На голову кладут холодную (но не ледяную!) повязку. Для этого полотенце смачивают водой и слегка отжимают так, чтобы не стекала вода. Обувь лучше снять, а ноги ополоснуть прохладной водой и вытереть. Этого вполне достаточно, чтобы турист восстановил свое нормальное состояние. После обеда, когда спадет жара, он может продолжать путь. Однако ему нельзя нести никаких тяжестей. В более тяжелых случаях перегревания, когда предпринятые меры не помогают, больному надо дать выпить 1-2 стакана крепкого чая или кофе. Группа в этих случаях должна разбить лагерь в удобном месте, перенести туда пострадавшего и устроить дневку до полного выздоровления туриста. Как правило, после ночного отдыха наступает выздоровление и турист может продолжать путь налегке.

Большую неприятность неопытным туристам могут доставить солнечные ожоги. Особенно легко они возникают у путешествующих по воде и в условиях горной местности, где воздух особенно чист и прозрачен. Уберечься от них очень просто. Для этого надо только знать чувство меры. Кожа должна постепенно привыкать к солнечным лучам.

При ожоге кожа становится красной, отечной, болезненной, а иногда появляются пузыри, наполненные жидкостью светло-желтого цвета.

Кожу при этом надо тщательно очистить от грязи (обмыть слабым раствором марганцовокислого калия) и после высыхания обильно смазать 5% синтомициновой эмульсией или стрептоцидовой мазью, или борным вазелином. Смазанную поверхность кожи покрывают стерильной салфеткой. Если пострадала кожа плеч, нельзя надевать рюкзак. Такой турист может продолжать движение с небольшим грузом в руках (например, палатка).

В походе может внезапно заболеть, живот. Причины этого бывают самые разные. Чаще всего боли в животе появляются после, употребления в пищу недоброкачественных продуктов. Особенно часто они наблюдаются у тех туристов, которые едят несозревшие плоды и ягоды (земляника, яблоки, груши, алыча и т. д.). Боли в животе часто сопровождаются тошнотой, рвотой и расстройством стула. Язык при этом бывает, как правило, обложен белым налетом.

Самым эффективным мероприятием в этом случае является промывание желудка. Каждый турист должен знать, как это сделать: заболевшему дают выпить 2 л чуть теплой (37°) кипяченой воды, после чего освобождают желудок, вызвав рвоту. После промывания желудка больному дают таблетку норсульфазола или сульфодимезина и чашку крепкого чая. Такой турист в дальнейшем должен быть отстранен от приготовления пищи. Особенно опасным признаком болезни является появление крови в кале. Это может быть связано с такими тяжелыми заболеваниями, как дизентерия и брюшной тиф. Туриста в этом случае снимают с маршрута и переправляют кратчайшим путем в больницу. Групповое снаряжение, которое он нес, надо продезинфицировать (металлические предметы обжечь над огнем).

Большую неприятность в пути могут причинить полученные травмы (ушибы, переломы, вывихи). Неожиданно свалившийся сверху камень, подвернувшаяся нога, неудачный прыжок - и туристу срочно нужно оказать медицинскую помощь.

Что же необходимо делать при ушибах? Прежде всего надо осмотреть и ощупать место ушиба. Ушибы бывают разные. Если нет повреждения кожи, костей и лишь отмечается значительная болезненность при дотрагивании, рекомендуется очистить место ушиба от грязи, смазать йодом и положить холод (грелку или резиновый мешочек с холодной водой).

Иногда при ушибе головы может отмечаться головная боль, головокружение, тошнота, рвота и даже кратковременная потеря сознания. Эти признаки указывают на сотрясение мозга. Если не оказать пострадавшему медицинской помощи, то подобные случаи могут закончиться плачевно. Поэтому такого больного надо уложить, освободить от тяжести рюкзака, положить холод на голову и тепло к ногам. Продолжать поход ему нельзя, пострадавшего срочно на носилках надо отправить в больницу.

Гораздо опаснее, когда травма сопровождается переломом. В этом случае в условиях похода оказать какую-либо эффективную помощь пострадавшему трудно, хотя он в этом срочно нуждается.

Признаками перелома костей рук и ног являются необычное положение конечности, сильная боль при дотрагивании, хрустящие звуки при ощупывании. Положение может осложниться внутренним или наружным кровотечением в месте перелома. Такого пострадавшего укладывают, останавливают кровотечение наложением тугой повязки. При сильном кровотечении из артерий, о чем можно судить по алому цвету крови, немедленно наложите жгут. После этого надо иммобилизировать поврежденную конечность, т. е. придать ей неподвижное положение. Сделать это можно при помощи длинных палок или досок, которые прибинтовывают к поврежденной конечности. Доски (или палки) должны быть такой длины, чтобы они захватывали два сустава.

Больного надо срочно доставить на ближайший медицинский пункт. При сильных болях пострадавшему следует дать таблетку анальгина или пирамидона (амидопирина).

Не менее неприятными в пути являются вывихи, чаще всего они возникают при движении по скользким камням, валунам, при переходе через горные потоки и ручьи. Наиболее распространены вывихи в голеностопном, а при падении в плечевом суставах. Признаками вывиха являются острая боль в области сустава, ограничение подвижности и неестественное положение конечности. При вывихе в голеностопном суставе надо попытаться вправить поврежденную конечность. Для этого при полном расслаблении мышц конечности пострадавшего делают резкое оттягивающее движение (рывком) стопы с последующим приведением ее в нормальное положение. После этого туго бинтуют сустав и накладывают холод. Но лучше всего вправление вывиха самим не делать, а переправить пострадавшего в ближайшую больницу, так как даже при благополучном вправлении такой турист не может продолжать движение.

Иногда во время похода кто-нибудь из туристов может простудиться и заболеть ангиной, насморком, катаром верхних дыхательных путей. Объем оказываемой туристу помощи при этом зависит от тяжести его состояния. При значительной болезненности в горле во время глотания, насморка, головной боли с повышением температуры до 38° и более, общей слабости и др. турист должен быть снят с маршрута и кратчайшим путем доставлен в ближайший медицинский пункт. Временным мероприятием в это время является обильное питье, полоскание горла раствором марганца, таблетки от головной боли (амидопирин и др.). Если повышения температуры не отмечается, можно назначить внутрь норсульфазол или сульфоди-мезин по 1 таблетке 6 раз в день (в течение 3-4 дней) с одновременным полосканием горла раствором марганца;

Такой турист может продолжать движение с группой, однако без рюкзака. Нельзя разрешать ему также переходить речки вброд, загорать и вообще очень переутомляться.

Хорошим средством лечения насморка в походе является народное средство-лук или чеснок, которые турист должен не только употреблять внутрь, но и закладывать в нос в виде размельченной кашицы.

В походе может, кроме того, случиться необходимость оказания экстренной помощи пораженному молнией или утопающему. Каждый турист должен знать, что если в пути вас застала гроза, нельзя прятаться под деревья большой группой. Это создает возможности конвекции, т. е. движения кверху вдоль ствола нагретого телами туристов воздуха, и создает условия повышенной электропроводимости, что облегчает электрический разряд молнии. При грозе группе необходимо рассредоточиться, спрятавшись no I-2 человека под любым естественным прикрытием. Если вам придется оказывать помощь пострадавшему от молнии, то его надо срочно уложить на сухое место и делать ему искусственное дыхание. Самым надежным способом при этом является следующий: необходимо сделать максимально глубокий вдох, после чего плотно прижать свои губы к губам пострадавшего и выдохнуть. Затем ладонями рук сдавливают грудную клетку пострадавшего, при этом воздух частично выходит из его легких (выдох), затем снова выдыхают набранный воздух в легкие пострадавшего (рот в рот) - вдох, и снова сдавливают ладонями его грудную клетку - выдох и т. д.

Второй способ заключается в ритмичном разведении рук пострадавшего в стороны (вдох) с последующим прижатием их к боковым поверхностям грудной клетки (выдох). При каждом из описанных способов делается 16-18 дыхательных движений в минуту, что соответствует частоте дыхания человека.

Помните, что чем быстрее вы начали делать искусственное дыхание пораженному молнией, тем больше шансов на его спасение.

Жизнь утонувшего также зависит от того, насколько быстро и правильно вы стали делать искусственное дыхание. Однако перед тем, как делать искусственное дыхание, надо постараться вылить воду из верхних дыхательных путей пострадавшего. Для этого его надо положить грудью на какое-либо возвышение (например, подставленное бедро ноги) и ритмично надавливать на боковые поверхности грудной клетки. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы вода легко выливалась, освобождая место для движения воздуха. Затем делается искусственное дыхание по одному из описанных выше способов.

Помните, что избежать этих неприятностей вполне можно, надо лишь хорошо знать правила движения туриста на марше, выполнять их и быть дисциплинированным.

Кроме того, в походе иногда бывает необходимость оказания помощи при укусе ядовитыми животными (змеи, скорпионы и др.). Во избежание этого идущий впереди должен умело выбирать дорогу и внимательно смотреть под ноги. Вся группа, как правило, идет цепочкой друг за другом. Старайтесь обходить трещины, кустарники, нагромождения камней, особенно их солнечную сторону, где змеи любят греться на солнце. При неожиданной встрече со змеей не делайте резких движений, не бегите, а лучше всего не двигайтесь, если змея близко и приготовилась к нападению. Если же змея не очень близко от вас, медленно отойдите назад. При укусе ранку необходимо тщательно промыть раствором марганца или перекиси водорода, края ее смазать вазелином и наложить на ранку кровососущую банку. Для этого можно использовать стакан или даже молочную бутылку. Принцип действия кровососущей банки прост и заключается в отсасывании крови из ранки в результате создания в банке пониженного давления воздуха. Чтобы наложить кровоотсасывающую банку, надо взять тонкую проволочку, намотать на нее немного ваты, смочить спиртом и зажечь ее. Горящую ватку со спиртом вносят в пустую банку (бутылку) и затем быстро извлекают. После этого банку быстрым движением плотно прижимают отверстием к месту укуса. В результате падения давления воздуха внутри банки кожа втягивается внутрь ее и начинается отсасывание крови из ранки. После этого пострадавшему дают обильное питье и немного вина.

Очень эффективным способом отсасывания крови из места укуса является также отсасывание яда из ранки ртом. Высасывающий должен интенсивно высасывать отделяемое ранки, сплевывая его и промывая рот раствором марганца. Конечно, у такого туриста не должно быть во рту никаких повреждений; царапин, прикусов, больных зубов. Однако самой эффективной медицинской помощью в этом случае является введение противозмеиной сыворотки. Поэтому как можно быстрее доставьте пострадавшего на ближайший медицинский пункт. Помните, что больному нельзя двигаться, чтобы уменьшить всасывание яда.

Полезным иногда бывает после укуса наложение жгута выше места укуса. Такому туристу после этого нельзя идти (если укус в ногу). После принятия необходимых мер пострадавшему нужен полный покой в течение 2-3 дней.

Необходимость наложения жгута бывает также и при кровотечениях, особенно артериальных, когда кровь алого цвета. Жгут надо накладывать на 10-20 см выше места повреждения сосуда и не более чем на 2 часа!

Во время транспортировки пострадавшего в больницу через каждые 2 часа надо распускать жгут до возобновления кровотечения и затем снова накладывать его.

Помните, что большинство описанных неприятностей можно избежать, надо лишь быть внимательным к окружающему, собранным, уметь наблюдать за природой, умело применять правила движения, особенно в опасных участках пути. Все эти знания турист должен получить во время подготовительного периода к путешествию.

В заключение следует сказать, что каждый из видов туризма по-своему хорош и привлекает к себе своеобразием природных условий, новизной впечатлений, далью неизведанных дорог. Занимаясь туризмом, человек становится сильным, выносливым, приобретает самые разнообразные знания и навыки. Общение с природой облагораживает, воспитывает чувство любви к Родине.

Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб туристов "Московская застава"), 2005.