Полезное в библиотеке

Татьяна Калинина
Год издания: 2006
Автор: Татьяна Калинина
Есть у человека одна привычка, от которой ему совершенно некуда деваться. Это привычка ЕСТЬ. Причем есть вкусно. Именно поэтому один из основных вопросов, который обсуждается при сборах в поход,- продуктовая раскладка. От раскладки зачастую зависит не только насколько комфортно людям, или то, насколько хорошо они пройдут намеченный маршрут, но и пройдут ли они этот маршрут вообще.
Все, что сказано ниже - это мой личный опыт, и он вполне может не согласовываться с какими-то правилами или просто чьим-то еще опытом. Я ни на чем не настаиваю, все что ниже сказано - это просто мое мнение:) Раскладку меня составлять не учили, да и книжки я особо не читала, просто сказали, в каком примерно количестве на нос берутся крупы и остальные продукты, и это привело к большому числу ошибок с моей стороны. Единственное что меня спасало - то, что в основном походы, в которые я ходила, были либо сплавами, либо альпинистскими сборами. В таких случаях люди не всегда сильно задумываешься о весе продуктов, которые предстоит везти. На сплаве оно и само доплывет (в байдарке или в катамаране - не важно, главное чтобы не самосплавом без вашего контроля:)). А альпинистские сборы вообще проходят по принципу занести (читай - завезти) продукты повыше и есть их там подольше:). Конечно и здесь важен вес, но основной вопрос - это насколько вкусно и питательно. Так что смело можно увеличивать порции, допускать перевес или брать свежие овощи и делать салатики, как это было у нас на сборах на Кавказе. Вот тогда-то и наступала ситуация "военного коммунизма":). Что такое "коммунизм", объявленный на продукт? Это когда ты ешь его столько, сколько захочешь. А вот "военный коммунизм" - это когда есть ты его уже не хочешь - а надо:) Однажды я промахнулась с количеством рыбных консервов. Окружающие нас другие отделения очень удивлялись, когда я приходила к ним с банками лосося и просьбой поменяться на что-то, чего у нас не было, а у них было, особенно из деликатесов. Но это, как мне кажется, лучше, чем голодный поход. На альпинистские сборы (альпклуб МГУ 1996-97 года) мы вообще ездили с раскладкой в килограмм (!!) а то и больше сухого продукта на человека в день. Но случился в этом году горный пеший поход на Алтай - и тут встала БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА. Группа маленькая, поход не слишком короткий (18 дней), новичков не только в горном туризме, но и в туризме вообще достаточно много (двое из семи), к тому же соотношение молодых людей к девушкам - четверо на трое. Короче, принимать на себя выходной вес килограмм эдак в 30, а то и больше, не хотелось страшно. На Алтае можно сделать заброску. Но все же, когда мы готовили продукты, мы рассчитывали на худший вариант. Пришлось полазать по Сети как следует. И вот что я нашла: "http://progressor.ru" rel="nofollow":8083/outdoor/taktica/eda/rasklad.htm, за что моя глубокая благодарность Илье Шабанову и всем, кто этот материал готовил. СПАСИБО! Вообще, это ОЧЕНЬ ценный ресурс, для того, кто собирается на Алтай и не только. Все, что говорит там народ, верно. Могу это подтвердить по опыту двух Алтайских походов. Мы взяли их раскладку за основу и составили свою. В общем она выглядела следующим образом:

Примечание к таблице
Все продукты поделены на две части, во второй части - продукты на заброску наверх.
Количество человек - 7.
Картофельное пюре плюс сухое молоко смешиваем в расчете 70г карпюра плюс 30 грамм молока.

Название продукта На человека в день Количество 1 часть
Конфеты-леденцы 50 6 4 10 350 3500
Кетчуп 11 4 5 18 77 1386
Все веса в граммах Итого 64294.5

Сразу оговорюсь - в изначальной раскладке шоколад был. Но так как мы не нашли того, который бы нас устроил, в итоге пошли без него. Точнее, взяли немного для лакомства - и все. К тому же, все взяли с собой что-то в дорогу, и допускался небольшой перевес продуктов в сторону увеличения их количества.
К счастью, у нас не оказалось ни вегетарианцев, ни людей с алергиями. Это сильно упростило составление раскладки. Единственный и очень серьезный вопрос, вызвавший большие споры - мясо. Какое мясо брать и в каком виде его брать? Вопрос о том, чтобы идти без мяса у нас вообще не стоял. Категорийность не выше горной единички, так что на такие жертвы идти не приходилось. Да и неуютно без мяса как-то, по крайней мере большинству нашей команды. Соя - не выход. Как не крути, а белок в ней растительный и полностью заменить животный он не в состоянии. Было три варианта: тушенка, бастурма, сублимат. Сублимат отпал в полуфинале. Слишком дорого, достать сложно, есть не вкусно по нашему общему мнению. А вот оставшиеся два продукта нам нравились. Решили, что берем немного тушенки и немного бастурмы. В конечном итоге, на опыте пришли к выводу, что бастурма - вполне походный продукт. Лежит без особых проблем хоть месяц. Не на солнышке, конечно, но в рюкзаке ей вполне комфортно, лишней воды нет, металла тоже нет, плоские куски хорошо упаковываются. К тому же она часто покрыта ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ слоем красного перца. Его мы счищали и отдельно раздавали желающим - тоже великолепная приправа. Бастурму можно и сварить. Суп получается неплохой. Крупы с ней варить не пробовали. А тушенки брали мало. Банка на семь человек на один день. То есть только понюхать:). Но иногда именно это и нужно. Колбаса, орехи, сухофрукты шли на перекус. Еще мы брали сухари. Но это сложно и хлопотно. Правда, нам подали идею, как именно их сушить. Делать это надо в вафельнице! Сухари получаются ровными и легко упаковываются. Вообще, с хлебом - особая история. Некоторые ходят без него. Но это тоже не сильно хорошо. В черном хлебе много витамина Е - знаете, в походе это очень полезно, так как витамин Е не дает коже сильно трескаться и сохнуть. Конечно, в сушеном виде все витамины практически теряются, но есть возможность сохранить хлеб и в свежем виде. В байдарочном походе по Кольскому (Йоканьга, 1998 год) хлеб у нас пролежал месяц и остался относительно свежим. Мы его целыми буханками упаковывали в отдельные полиэтиленовые пакеты, заворачивали в вещи и кидали в гермы. Каждый вечер производилась ревизия и сушка на костре (то есть легкое поджаривание), особенно если начинала появляться плесень. Хлеба, конечно, было немного, но все же это был хлеб. В том же походе я крупно промахнулась с количеством круп, особенно геркулеса. Было неприятно есть геркулесовую кашу, которая была настолько круто заварена, что в нее с трудом можно было опустить половник, да и оставить продукты в конце маршрута пришлось.
Еще мы были очень довольны, что взяли каркаде (суданскую розу). Чай из нее шел на "ура". Он получается кисловатый и без лимона, что иногда было очень кстати, да и заваривается в почти холодной воде.
Немаловажная вещь - это рыбные консервы. Их не нужно брать много, но брать их все же желательно, как мне кажется. Сделать отличный рыбный суп при наличии консервов, риса, лука, морковки, базилика и шалфея не представляет особого труда, а меню это разнообразит прекрасно. То же относиться к какао, меду и сгущенке. Тащить ее (сгущенку то есть), правда, радости мало. Но она вполне может спасти, когда срочно нужно подзарядить людей энергией. А вот с медом надо быть поосторожнее. Он может быть аллергеном, и сильным. Так что тут тоже нужно выяснять переносимость. Но как лекарство или просто хорошее успокаивающее и укрепляющее средство - лучше не придумаешь. Еще мы брали кетчуп и майонез. Оказалось, что последнее держится без холодильника ничуть не хуже первого. Очень было вкусно:) А вот картофельное пюре нам больше всего нравится наше. Оно сделано в виде хлопьев, и получается почти настоящая картошка. Особенно если поступить, как в приведенной мною выше ссылке. Еще мы практически отказались от каш. Наша команда почти хором пришла к мнению, что каши нас достали в детстве, и есть мы их каждое утро не хотим. Мы просто взяли с собой сухое молоко, и когда приходила охота - делали кашку. А тушенка шла в этот день в вечерний суп, который всегда дополнительно заправляли рисом или вермишелью, в зависимости от того, какой суп ели. В принципе, тушенку и просто могли оставить "про запас".
Если вы будете брать супы в пакетиках, как это делали мы, могу сказать следующее. Мы всегда берем только наши супы. Никаких "магги" и тому подобного. И рассчитываем один пакет не на 4 порции, а на 2 - 2.5. Плюс еще дополнительная заправка. Получается неплохо. Из наших супов нам не сильно понравился только суп-харчо (острый, но не очень вкусный) и борщ (вкусный, но с заправкой там совсем грустно, не водичку же хлебать!), а вот гороховый - очень приятственно. Особенно гороховый с копченостями (там иногда даже находили копчености некоторые везучие личности).

Конечно, с тем, что я сейчас скажу, можно не согласиться. Но, как мне кажется, это верно. Вообще, я для себя давно вывела несколько правил, а то, что написано у Ильи Шабанова, только укрепило меня в мысли, что я не одинока в своем мнении:

1. Составлением раскладки, контролем закупки и развеса, упаковкой продуктов должен заниматься один человек. Это сложно и требует большого количества сил, но это гарантирует, что вас не ждут неожиданности вроде того, что кто-то купил не те продукты, или развесил их не в нужных количествах, да и вообще, необходимо что бы хоть кто-то представлял всю картину наличия продуктов целиком.
2. Состав раскладки зависит в первую очередь от того, что ест или не ест народ в вашей группе. Обязательно надо узнать, нет ли аллергии на какой-либо продукт. У меня, например, есть друг-турист, у которого ярко выражена непереносимость риса, орехов и рыбы. Даже их запаха. Представляете, что случится, если это выяснится только в походе?
3. Обязательно нужно знать условия хранения продуктов, которые вы берете. На моих глазах соседнее отделение альпинистов, крупных здоровых мужиков, осталось почти на месяц без мяса, потому что они взяли что-то копчено-соленое (извините, но точно не помню, что именно), а оно у них испортилось на первой же неделе.
4. Если вы сомневаетесь в том, насколько правильно вы рассчитали количество продуктов и у вас есть возможность допустить увеличение их общего количества - обязательно берите больше!!! Народ вам потом спасибо скажет. Лучше, если продукты останутся. Можно либо поменяться с кем-то, либо просто помочь тем, кто попал в сложную ситуацию, чем устраивать себе вынужденную голодовку. Одно дело - заранее планируемый голодный поход. Другое - неудачная раскладка. Да и в случае непредвиденной потери продуктов (все может утонуть, все можно украсть, да и живность голодная и наглая встречается крайне часто:)) у вас будет некоторый задел на выход из критической ситуации.
5. Чем дольше ваш поход - тем более разнообразными должны быть продукты. В разумных пределах, конечно. Здесь очень помогают приправы - базилик, шалфей, эстрагон, орегано, укроп, петрушка, чеснок, лук, морковь и т.д. Все это можно найти в сухом виде, и не слишком дорого. Самим сушить можно, но это хлопотно и долго. Если не сильно большие проблемы с весом - берите обычные лук и чеснок, особенно лук.
6. Не надо надеяться на "подножный корм". Ягод с грибами может и не случиться в этот год, а заводить их в раскладку опасно. Мало того, что народ останется голодным, так еще и ошибиться легко. Особенно с грибами. А человека, серьезно отравившегося грибами, придется срочно снимать с маршрута. Грибы вообще - не самый лучший продукт питания. Они усваиваются только на 10%. Ими можно наесться, но энергии с них не сильно прибавиться.
7. По возможности рассчитывать на автономный поход. То есть без забросок. На наших глазах в этом году группа из Барнаула ушла с Ак-Кема потому, что им не привезли их заброску. А там были не только продукты, но и снаряжение. Сорвался подъем на Белуху и народ несколько дней жил сильно впроголодь. Заброска пришла все же. Через семь дней после назначенного срока. Вот так. К тому же, зачастую это совсем не дешево.

Есть еще несколько ресурсов, которые можно посмотреть. Есть программа, которая считает раскладку по выбранным из предложенного ею списка продуктов, она же еще и посоветует уменьшить или увеличить раскладку. Откуда скачала - не помню, может в программе источник есть, посмотрю. Если нужно пишите в привате - вышлю по e-mail. Честно говоря, два года пытаюсь с ней разобраться - ничего толкового не получается. По ее мнению, на моей раскладке невозможно жить вообще :). Да и набор продуктов там странноват. Хотя можно, если я не ошибаюсь и свои добавить. А вот здесь ("http://pohod.home.nov.ru/feed.htm" rel="nofollow") все по научному :) Тоже ничего, но так составлять раскладку мне не нравится. Я больше надеюсь все же на вдохновение. Но справочный материал там, по-моему, очень толковый. И не только по калорийности продуктов, но и по загрузке участников.