Полезное в библиотеке

Дмитрий Князев (Березники)
Год издания: 2005
Автор - Дмитрий Князев (г. Березники Пермской области)

Туристы должны уметь найти безопасное и удобное для отдыха место, быстро расставить палатку и в любую погоду разжечь костер.
Прежде всего, до начала похода руководитель группы определяет на карте места возможных стоянок. Обычно они располагаются на ровной местности, рядом с источником воды (ручей, озеро, река) и дров (кусты, лес).
В походе руководитель может менять места запланированных стоянок, так как карты территории РФ могут быть устаревшими или не точными, и полностью полагаться на них не стоит. Часто бывает так, что вместо обозначенных на карте кустов или леса изумленный турист ни того, ни другого не видит. В этом случае группа следует далее по маршруту в поисках места для бивака.
Надо сказать, что биваки однодневных, многодневных и категорийных походов отличаются. В однодневном походе туристы могут сильно не заботиться о месте стоянки, так как попить чайку и покушать можно в любом месте без особых удобств. Не нужно искать ровной местности, так как палатки ставить не надо. Нужно лишь, чтобы рядом были вода и дрова.
В многодневном походе место для бивака выбирают тщательно, так как в таких походах группа часто стоит на месте, поэтому стоянка должна быть максимально удобная.
В категорийном походе группа редко стоит на одном месте, так как она должна выполнять заявленный маршрут. Поэтому возможности тщательно выбирать место для бивака зачастую нет. Если группа выползает к концу дня, измученная пересеченной местностью и руководом, то для нее может не иметь большого значения, насколько удобна будет стоянка. Потому что для такой группы пройти в поисках лучшего места 1-2 километра - это подвиг. В таком случае, не мы выбираем стоянку, а она нас.
К месту стоянки в категорийном походе предъявляют следующие требования. Место под палатки должно быть более или менее ровным, сухим, находиться близко к воде. Иногда можно обойтись без дров, так как группы часто ходят в походы с примусом. Если же дрова есть, то костер разжигают в 4-7 метрах от палатки и располагают его так, чтобы ветер дул от палатки или вдоль палатки и костра. Это всего лишь меры безопасности - случайная искра, подхваченная ветром, спалит тент или палатку за считанные секунды: "Хорошая палатка горит со скоростью 100 баксов в секунду".
Костер играет важную роль в жизни туриста, поэтому существует много видов костров. Для разных нужд разводят различные виды костров: для варки пищи, освещения, сушки одежды - жаркие; для сигнализации и от комаров - дымовые. Каждый костер имеет свой способ укладки дров. Так, например, для получения высокого узкого или широкого пламени дрова укладывают конусообразно в виде конусообразного шалаша. Этот вид укладки так и называется - "шалаш".
Самый распространенный костер - "колодец". После того, как растопка разгорелась, укладывают ряд поленьев, на них накрест кладут второй ряд. При этом между поленьями в ряду оставляют промежуток для циркуляции воздуха. Такой костер дает много пламени и углей, хорош для приготовления пищи, обогревания и сушки одежды.
Для растопки берутся мелкие сухие еловые веточки, бересту. В качестве альтернативной растопки можно взять кусок резины с камеры велосипеда или машины. В отличие от бересты, резина хорошо горит под дождем.
Для ночлега и сушки вещей, когда нужно, чтобы костер давал много тепла и горел долго без дополнительного подкладывания дров, складывают таежный костер из поленьев 2-4 метров длиной, толщиной до 10-20 сантиметров. Они укладываются параллельно и немного накрест друг на друга. Также можно сложить костер под названьем "нодья". При этом способе берется три толстых 1-2 метровых полена, два из них укладывают на землю параллельно друг другу, и между ними разводят костер. Когда растопка разгорается, сверху также параллельно кладут третье бревно, при этом между ними создают зазоры с помощью щепок и палок для циркуляции воздуха. В таком костре можно использовать сырые березовые бревна, при высокой температуре они хорошо горят.
В сухую погоду на месте разведения костра удаляют сухую траву, мох, торф, высохшую хвою, чтобы не возник лесной пожар. Особенно опасно разводить костер в степи с высохшей травой, под еловыми, пихтовыми, сосновыми деревьями.
Также важна близость воды - дежурным приготовить покушать, а остальной группе привести себя в "человечий" вид, так сказать, омыть свои бренные тела.
В зависимости от местности, к месту для лагеря предъявляются различные требования.
В горах не рекомендуется разбивать лагерь в зоне возможных оползней, камнепадов, лавин и т.п. Иногда для палатки приходится искать более или менее ровную площадку среди камней, или самой группе разравнивать ее. У нас в походе был такой случай. Наша группа спустилась с гор в долину под конец дня, измотанная, уставшая. Карты показывали ровную местность, руковод в течение часа пытался найти ее или ее подобие. В конце концов, решили разбить лагерь там, где остановились. Это была маленькая наклонная площадка с камнями, разбросанными тут и там и с неким подобием кустов, которые с большим натягом можно назвать дровами. Не могу сказать, что это была самая приятная ночь в походе. Под утро кто-то спал у входа, кого-то так притеснили, что он спал в кармане палатки.
Также не рекомендуется располагать лагерь в руслах засохших горных рек и на отмели у воды. Дождь ночью в течение нескольких часов может резко поднять уровень воды или вызвать грязевой поток.
В тайге не рекомендуется устраивать лагерь в густом кустарнике или хвойных зарослях, так как возможно возникновение пожара, и комаров будет очень много. Место для ночлега лучше всего выбирать в редком хвойном лесу, где почва засыпана опавшей, сухой хвоей. На этом месте ветер будет отгонять часть комаров, а спать будет мягко. Следует сторониться также зарослей ядовитых трав, например, заросли люпина на Урале могут обеспечить головной болью на несколько дней.
Под дно палатки подкладывают сухие листья, траву, папоротник. В зимних походах под палатку на снег кладут еловые ветки, они не дадут палатке промокнуть, и спать будет теплее.
Оттяжки палатки, если она расположена на земле, закрепляют при помощи колышков, которые забивают обухом топора под углом 45 градусов. В горах оттяжки привязывают к большим камням, для регулирования натяжения веревок камни передвигают на нужное место. В лесу оттяжки закрепляют за деревья и кусты.
Для защиты от дождя вокруг палатки выкапывается ровик с канавкой, отводящей воду, глубиной и шириной 8-10 сантиметров. В ровик попадает вода, стекающая с крыши палатки и по уклону местности.
Заднюю стенку палатки располагают в сторону ветра. После захода солнца вход в нее должен быть закрыт, чтобы вещи не отсырели при выпадении росы. Топоры, пилы, чехлы от палаток можно и нужно подсунуть под палатку или тент. Ботинки ставятся внутрь палатки у выхода.
Хорошо сработавшаяся группа способна поставить бивак в течение 30 минут. При этом отдыхающих нет, и быть не может: выполнил свою работу - помоги ближнему своему.
А вот сворачивание может затянуться до 2-3 часов. Все зависит от состояния группы наутро, настойчивости руковода, а также от погоды. Так как даже у руководителя при температуре, равной 0 градусов с дождем, не возникает большого желания выскакивать из теплого спальника и тормошить остальных. Еще труднее это сделать дежурным, которые должны встать раньше всех.
В то же время при разбитии бивака плохая погода играет роль катализатора - стоять на холоде под дождем никому не охота, и потому нормальный, разумный турист постарается поскорее поставить палатку.
Также на скорость сворачивания бивака может повлиять количество и качество спиртного, потребленного накануне. Потребление спиртного в походе - дело добровольное, но я считаю, что потреблять спиртное в походе необходимо. Оно снимает стресс, в малых - разумных - дозах поднимает настроение.
Хотя иногда бывает наоборот. Однажды в одном прекрасном месте, на берегу чудесной горной речки одна девушка выпила не в меру, чуть-чуть поругалась со всеми и убежала в горы. Добрый руководитель для безопасности выделил ей для сего мероприятия сопровождающего, вместе с которым она сгинула в никуда на 2-3 часа. В результате мы имели нервный срыв у начальника и невроз у всей группы. Но это - единичный случай. Таких девушек брать в поход не стоит, а если брать, то не давать злоупотреблять спиртным. Потому что прогулки в одиночку ночью небезопасны, могут быть несчастные случаи.
Хороший, умный, добрый руковод рассчитает время, отведенное для сна, в которое не должны входить вечерние посиделки. Это время может меняться в течение всего похода, так как один день похода не похож на другой, и нагрузки, соответственно, бывают разные. Как правило, к концу похода группа устает быстрее, и потому время для сна необходимо увеличивать. В походе необходим хороший сон - 9 часов минимум, и это только для дежурных. Остальная группа встает на 0,5-1,5 часа позже, к завтраку.
Дежурить удобно по 2 человека, они должны приготовить ужин, завтрак и обед для группы, а вечером передать дежурство следующей паре.
Если группа становится на дневку, а это значит пребывание на одном месте более суток, то требования к биваку предъявляются более жесткие. Нет смысла готовить пищу на примусе более суток и тратить бензин, которого всегда не хватает. Поэтому дров должно быть много, а вода нужна чистая и проточная - кто-то обязательно захочет постирать, помыться.
Требуется уделить особое внимание месту под палатки. Человек, с удобством проспавший две ночи на мягкой ровной поверхности, в лучшую сторону отличается от участника, ночевавшего на колдобинах.
Если вы остановились в лесу или рядом оказалась пара деревьев, то лучше натянуть тент, даже если стоит хорошая погода. Тент защитит от потенциального дождя не только вас, но и ваши рюкзаки. Проведя ночь под дождем, рюкзак может впитать до 2-3 литров воды. Тент также можно растянуть на склоне холма или пригорка, над большой ямой, углублением в склоне и т.д.
В снаряжение, необходимое для оборудования бивака, входит "костровое". Обычно это тросик с крючками, который натягивают над костром, на крючки вешают котлы. Зимой желательно иметь гибкую металлическую сетку с мелкой ячейкой. Ее натягивают над землей и разводят на ней костер. Сетка не позволяет костру растопить под собой снег. Сетка, на первый взгляд кажущаяся бесполезной, на самом деле - очень полезная вещь. Как-то раз зимой, я повел группу в пеший поход выходного дня. Сетку, естественно, забыли. Когда начали готовить кушать, костер стал постепенно уходить под землю, в течение получаса он растопил под собой снег и опустился на полтора метра. Так мы "готовили" в том походе около трех часов.
Вместо тросика можно брать с собой легкие металлические стойки, поперек которых вешается лыжная палка, которая всегда есть с собой в сложном пешем походе. Это позволяет оборудовать костер там, где нет толстых деревьев, но есть кусты, пригодные на дрова, хотя бы полярная березка.
На биваке не рекомендуется употреблять спиртные напитки до окончания работ с топором и другими опасными предметами. В качестве исключения и только в медицинских целях допускается принятие "рюмочки" для согрева.
Также не стоит уходить со стоянки без предупреждения. По крайней мере, один человек, а лучше руководитель, должен знать о вашем местонахождении.
Весь мусор сжигается в костре, консервные банки стоит сначала обжечь в костре, так как они покрыты специальным покрытием, которое не позволит им быстро сгнить. После этого их прикрывают дерном в стороне от лагеря. Перед уходом костер надо тщательно залить во избежание лесного пожара.