Полезное в библиотеке

Андриянова Елена (Магадан)
Год издания: 2003
Автор - Андриянова Елена (Магадан)

Эта статья вовсе не претендует на исчерпывающее описание медвежьих нравов. Это всего лишь обобщение собственного жизненного опыта плюс рассказы близких и неблизких знакомых о встречах с медведем.

Живу я в Магадане, и в течение 7 лет часто хожу в походы и езжу в поля, иногда группой, но чаще одна или вдвоем с кем-то. Оружия с собой мы никогда не брали, только ракетницу или фальшфейер.
Медведей в Магаданской области довольно много, и с людьми они встречаются часто. Но случай нападения на людей крайне редки. Во всех известных мне случаях люди сами провоцировали нападение - убегали от медведя, или того хуже, бросали в него камнями, пытаясь отогнать. Первыми медведи не нападали. Возможно, магаданские медведи и отличаются чем-то от всех остальных, но общие закономерности поведения, я думаю, у всех одинаковы.

Медведь - не хищник. Это всеядное животное. Конечно, он иногда охотится., но охота для него - не основной источник пищи, а скорее способ разнообразить рацион. Питаются мишки в основном растительной пищей - различными корневищами, клубнями, ягодой, грибами, шишками и т.п. Ловят рыбу, когда ее много.
И человека медведь воспринимает, как привило, не как добычу, а скорее как пищевого конкурента. Особенно, если встречает его на любимом ягоднике, или рыбном месте. Поэтому и вести себя нужно не в стиле кролика, повстречавшего удава, а скорее в стиле медведя, вторгшегося ненароком в чужие владения. Видит медведь, кстати, плохо, и ориентируется в основном по звукам и запахам. Поэтому, если вы видите медведя, а он вас - нет, и ветер дует от него к вам, можно просто тихо и не привлекая лишнего внимания, обойти его стороной. Заметив вас, медведь, скорее всего, рванет во все лопатки - большинство мишек боится людей. Но иногда бывает, что молодой и чересчур самоуверенный мишка не торопится убегать, а поднимается на задние лапы и принимается вас рассматривать. Вот в этот-то интересный момент все зависит от вашего поведения. Самое главное - ни в коем случае нельзя бежать! Медведь все равно бегает гораздо быстрее, а вид убегающего человека, скорее всего, пробудит у него желание догнать и наподдать - не обязательно завалить, а просто пару раз шлепнуть, чтобы знал свое место и больше не совался. Но то, что мишке покажется игривым шлепком, для нас может стать последним ощущением в жизни…
Здесь есть 2 варианта поведения. Первый, более правильный, и более сложный - медленно отступать, приговаривая при этом что-нибудь успокаивающее, и позволяя медведю "сохранить лицо" (для них это важно!). Самый сложный момент здесь - не превратить отступление в паническое бегство и вообще не показать, что вы боитесь. По себе хорошо знаю, что поначалу это тяжко, поскольку ножки подкашиваются и отказываются повиноваться, а какой-то голосок в глубине дрожащей души горячо уговаривает броситься наутек.
Второй вариант выполним гораздо проще, и более подходит в качестве совета "как себя вести при первой встрече". Просто стоять на месте и орать, что есть мочи. Или свистеть. Хорошо еще также увеличить свои видимые размеры - сделать "руки в боки", распахнуть полы куртки и т.п. У этого варианта есть несколько больших плюсов. Крик - это естественная реакция перепуганного человека, над ней не надо долго думать, она получается сама. Никуда не надо двигаться, т.е. проблема непослушных ног отпадает. И - если вы отстали от группы, или просто неподалеку есть люди, создается впечатление, что вы зовете на помощь кого-то более сильного. Так что - развивайте легкие!
Мы в качестве основного "противомедвежьего" средства носим обычные свистки. Можно просто время от времени посвистывать, предупреждая о своем появлении и давая мишке время убраться с дороги. А если уж встреча произошла, свистеть все-таки лучше, чем кричать - а то ведь от усердия и голос сорвать недолго…

Где можно встретиться. Наиболее часты, конечно встречи в тех местах, где мишка кормится. Места эти для каждой местности индивидуальны. У нас мишки обычно живут по долинам ручьев и речек, изредка забираясь на сопки.
Обходя свою "кормовую территорию", мишка двигается обычно примерно одним и тем же маршрутом, и протаптывает постоянные тропки. За неимением других люди часто ими пользуются . Это не очень опасно, если вы издалека предупреждаете о своем появлении - песнями, громкими разговорами, или просто звяканьем двух подвешенных к рюкзаку кружек. Вообще, если вы идете по медвежьим местам не с целью охоты - шумите как можно больше! Нормальные и неголодные медведи предпочитают не связываться с человеком, и обходят его стороной, заметив издалека. А вот если он вас не заметил, и вы внезапно выскочили на его лежку, наступив при этом на любимую мозоль - тут-то с перепугу или со злости мишка может напасть не только на одного человека, но и на группу, или просто помнет кого-нибудь, оказавшегося на дороге.
Чтобы лишний раз не встречаться, нужно просто постараться определить места, где в текущий сезон питаются звери. Весной это - разнотравные луга, берег моря, летом - рыбные места на реке, ягодники. Стараться по возможности обходить их стороной, и особенно - не останавливаться там на ночлег. В медвежьих краях, изобилующих тропинками, на пересечении этих троп нередко образуются хорошо утрамбованные площадки, с виду идеально подходящие для того, чтобы поставить там палатку. Не надо этого делать...

Опасны бывают недавно проснувшиеся медведи - первые дни по выходе из берлоги они злые и голодные. К лету они отъедаются и добреют. Зимой все не спящие мишки однозначно очень опасны - порядочные в это время спят, а бродят только больные или потревоженные в берлоге медведи. Очень опасны подранки - раненые и недобитые медведи. Узнать о том, что где-то поблизости бродит подранок, можно только от местных жителей. Поэтому, отправляясь в глухие медвежьи места, потратьте несколько минут на общение с кем-нибудь из местных, если будет такая возможность. И узнав о том, что поблизости ходит раненый медведь, смотрите в оба - не ходите по одному, жгите по ночам костер, если есть из чего стрелять - постреливайте.
Очень опасны медведицы с медвежатами. Завидев медвежат, лучше всего тихо свалить подальше, пока они вас не заметили. Ни в коем случае нельзя подходить к ним, брать на руки, играть. Медведица любое общение с ее чадами считает злостным покушением, и реагирует соответственно. Кара следует быстрая и жестокая, и времени объяснить ей свои добрые намерения у вас уже не будет. О страхе перед человеком она при этом, как правило, забывает.

Собаки. Любая собака при встрече с медведем - источник повышенной опасности. Если вы не охотитесь со специально обученным псом. Собак медведи, как правило, не любят, и рассматривают, как свою законную добычу, в отличие от человека. А многие собаки, первый раз видящие мишку, имеют обыкновение истерично лаять, прячась у хозяина за спиной при малейших признаках агрессивности со стороны медведя. Поэтому, если уж вы встретили мишку, лучше всего будет, если они с собакой друг друга не заметят.
Правда, был у нас случай, когда одна самоотверженная собачка размером с болонку спасла хозяев, бросившись с лаем на медведя - пока он ею закусывал, они успели сбежать. Но это случай спорный. Может быть, будь они без собаки, он просто обошел бы их стороной.

Оружие. Если вы никогда не охотились, оружия не брать! Однозначно. Наличие оружия внушает человеку чувство ложной уверенности, мы перестаем думать об опасности, и если она таки возникает, мы оказываемся к ней совершенно не готовы. В нужный момент карабин, скорее всего окажется в палатке или в лодке вне пределов досягаемости. Привычка держать оружие под рукой и умение вовремя им воспользоваться вырабатываются только длительной привычкой. К тому же убить крупного зверя с первого выстрела не так-то просто даже опытному охотнику, у новичка это почти наверняка не получится.

Ракетница, фальшфейер. Неплохие "пугалки". Звук любого выстрела обычно действует безотказно, особенно если мишка вас видит. Я таскаю с собой фальшфейер или одноразовую ракету, хотя ни разу еще не применила. Опять же, для подачи сигналов может пригодиться… Одно "но" - стрелять нужно только вверх, чтобы не подпалить лес, и - особенно - не попасть в мишку. Из ракетницы вы его убить не сможете, а вот ранить и разозлить - запросто.

Огонь. Огня боятся все звери, и медведи не исключение. Постоянно тлеющий костер - почти 100-% гарантия того, что медведь не сунется к вам в лагерь, а обойдет его стороной.

На сплавах медведи менее опасны, чем в пеших переходах. Идя по берегу реки, лодки они видят издалека, и неожиданной встречи не получается. Как ни странно, лодок (как и машин) медведи боятся меньше, чем идущих людей. Обычно, завидев лодки, они просто спокойно уходят в сторону. Правда, рассказывали случай, когда медведица с 2 медвежатами, ловившая на перекате рыбу, пыталась отстоять кормное место и отогнать подплывшую лодку - рычала, поднималась на дыбы, смотрела грозно. Но, когда подплыли еще 2 лодки, признала численный перевес и ретировалась.

Расскажу еще несколько случаев о мирном сосуществовании с медведями. В одном из первых моих полей мы ходили по очень медвежьим местам и в самое медвежье время. Как раз шла на нерест горбуша, и все мишки собирались к рекам ее ловить. А мы по необходимости ходили еще и в самое любимое ими время суток - в 4-7 часов утра. И мы, и они пользовались одной и той же дорогой, идущей вдоль реки. Мы уходили в маршрут по дороге, испещренной свежими медвежьими следами, а когда шли обратно, поверх наших следов появлялись новые их. Довольно часто мы встречались, правда, не очень близко, на расстоянии метров 20-30, или больше. Заметив нас, медведи сразу же, не пытаясь напасть или хотя бы напугать, уходили в сторону.
Примерно в то же время знакомый рыбак, звали его Игорь, рассказал мне занятную историю о своей встрече с медведем на рыбалке. Дело было, в довольно диких и безлюдных местах. Ловил он на спиннинг мальму. Рыба шла хорошо, и Игорь, стоя в болотниках по колено в воде, ловил ее и бросал в ближайшие кустики, не выходя на берег. Поймав довольно много, и решив пересчитать пойманную рыбу, он вышел, наконец, на берег. В кустиках сидел здоровенный медведь, и вопрошающе глядя на него, явно ждал очередной рыбины. Игорь, конечно, здорово струхнул, и по пояс в воде рванул на другой берег, ну а мишка мирно остался сидеть на этом.
С тех пор я неоднократно слышала подобные истории от самых разных людей, и ни разу медведь не пытался напасть на рыбака. Его интересовала только рыба.
На этой оптимистической ноте я и закончу свое повествование. Но пожелаю вам все-таки с мишками не встречаться. На всякий случай…