Полезное в библиотеке

17 июня 2020
(Санкт-Петербург)
0 0

КАК ВЫБРАТЬ БАЙДАРКУ ДЛЯ ВОДНОГО ПОХОДА (сплава) С ДЕТЬМИ по рекам средней полосы России

 



Привычная оговорка. Байдарки и их характеристики буду рассматривать применительно к семейным матрасным походам. Походам с детьми по рекам средней полосы России. В таких походах как правило используются байдарки промышленного производства, которые можно без особых проблем перевозить в общественном транспорте, то есть разборные (складываемые) байдарки и упаковываемые в транспортировочный мешок (рюкзак).

Начнём. Байдарка – это разновидность лодки, предназначенная для движения по воде, по преимуществу, с помощью вёсел. Имеет вытянутую форму, гребцы расположены в ряд, друг за другом. Байдарки бывают: неразборные, разборные, надувные, каркасные, каркасно-надувные, морские, для стоячей воды, для рек, для порожистых рек, для продолжительных походов, для коротких походов, тяжёлые, лёгкие, сверхлёгкие, с парусом, даже с мотором, деревянные, пластиковые, резиновые и т.д. Постараемся разобраться в этом многообразии, повторюсь, применительно к семейным походам по европейской части России.

Функции байдарочников на воде, их роли, сопряжены с местом, занимаемым в байдарке. Это важно понимать, выбирая байдарку для семьи, чтобы правильно распределить экипаж по местам. На корме (в заднем отсеке) всегда сидит капитан, он же рулевой. Это связано с тем, что сидя сзади очень легко управлять байдаркой (маневрировать). Капитан несет ответственность за всех членов экипажа и за судно, принимает тактические решения, руководит действиями экипажа. Соответственно, остальные гребцы называются матросами и находятся в безусловном подчинении капитану, выполняя его команды. Не гребцы (дети) называются юнгами и могут учиться грести во время отдыха матросов, опять же по команде капитана. В трёхместных байдарках два передних гребца зачастую расположены близко друг от друга и при асинхронной (невпопад) гребле могут мешать друг другу, решить вопрос можно или синхронизацией, или греблей по очереди – сменяя друг друга.

Пассажировместимость – означает то количество мест, рассчитанных на среднестатистического взрослого человека, что предусмотрено конструкцией байдарки. Бывают одноместные байдарки, их по-другому ещё называют каяки, двухместные и трёхместные. Обычно так и обозначается в названии байдарки – Таймень 2, Салют 3 или Нева 2 – цифра указывает количество мест.

К примеру, в байдарке Таймень 3, судя по названию, предусмотрено три посадочных места, но могут на ней сплавляться вполне удобно: двое взрослых, подросток и двое детей помладше, то есть пять человек. Как же это получается, спросите вы. Отвечу: во-первых, можно маленького ребёнка подсадить к более взрослому туристу, во-вторых, двоих детей можно посадить вместе, и, в-третьих, в этой байдарке есть грузовой отсек, который в непродолжительных походах можно частично заполнить человеком. :))

Грузовместимость. Сколько груза и куда можно положить в байдарке.

В старых советских каркасных байдарках типа Салют (первых массовых), груз располагался в больших носовых и кормовых отсеках, а также под бортами. Байдарки были очень вместительные. В следующем поколении каркасных байдарок – Таймень (самая массовая), в связи с изменением геометрии лодки, был предусмотрен грузовой отсек между рулевым и матросом.

В надувных байдарках есть одна особенность: в связи с тем, что большой объём байдарки занят воздухом в баллонах, остаётся мало места для груза - вещей и припасов туристов. Выходят из положения путем превращения трехместной байдарки в двухместную, а зачастую и в одноместную – заполняя места для гребцов багажом. Особенно это актуально для сверхлёгких байдарок типа Щука. Как вариант, груз можно перевозить в маленькой надувной лодке (байдарке), привязанной сзади – по типу прицепа к автомобилю или подбросить к товарищам из другой байдарки. :))

Грузоподъёмность - какой вес можно загрузить в байдарку. Складываем вес туристов с весом багажа и получаем необходимую нам величину. Сравниваем её с паспортными данными байдарки и оставляем лишнего члена экипажа или палатку дома. Шутка… да… видимо шутка… хотя…

Конструкция байдарки. Разборные (складываемые) байдарки бывают каркасные, каркасно-надувные и надувные.

Каркасные байдарки – самые массовые из разборных байдарок. Классика - она и в Африке классика. Надёжные, сравнительно тяжёлые, но при этом крепкие и жёсткие байдарки, чаще всего предназначенные для путешествий по небольшим (некрупные водохранилища) озёрам и рекам с малым и средним течением. Жёсткость каркаса придаёт лодке хорошую управляемость, большую грузоподъёмность и вместительность. Они лучше всех байдарок ходят по медленному течению и против ветра. На каркасных байдарках можно развить большую скорость.

Каркас выполняют из дерева, а сегодня чаще из фанеры или дюралевых труб. Бывают гибридные каркасы – дерево + дюраль. Обшивку раньше делали из прорезиненной ткани (брезента), сегодня с распространением искусственных материалов все «шкуры» выполняют из ткани (стекловолоконной сеточки) облитой полихлорвинилом (ПВХ), что сильно улучшило прочность и долговечность.

Надувные байдарки. Некие видоизменённые надувные лодки, которым придали вытянутую форму, лучше приспособленную для прямолинейного ускоренного движения. Быстро грести всё равно не получается: лодку начинает крутить. Зато комфорт выше: мягко сидеть.

Имеет малый полезный объём для груза. Зато весит заметно меньше каркасной байдарки и занимает меньше места при перевозке. Отлично ведёт себя при сплаве по порогам (гибкая), сильно закоряженным рекам (тяжелее прорвать) и узким рекам с быстрым течением (маневренная). Однако неудобно ходить по озёрам и в особенности тяжело идти против ветра на водоемах с маленьким течением или без течения – высокая парусность.

Баллоны часто выполняют двухслойными: внешняя оболочка (защита от механических повреждений – ПВХ и/или ткань) и сам надувной внутренний баллон (из тонкой прорезиненной ткани или плёнки).

Дно также зачастую делают надувным - это придаёт дополнительную жёсткость байдарке и плавучесть (грузоподъёмность). Иногда даже присутствует на байдарке некое подобие киля, придающего байдарке большую остойчивость (непереворачиваемость) и улучшающего прямолинейность движения.

Бывают мокрые и сухие. В мокрых есть сливные отверстия в днище, в которые стекает вода, попадающая в байдарку от волн, брызг и вёсел при сплаве. Есть и другой эффект: при превышении грузоподъёмности, или при недостаточно надутых баллонах вода начинает заполнять байдарку снизу. Особенно важно при холодной воде. Конечно, это придаёт дополнительную остойчивость байдарке и если вы одеты в непромокаемую одежду (как вариант – неопрен) - всё отлично, но если нет, придётся бороться с этой проблемой. Поддувать баллоны, срочно съедать припасы, либо кем-то или чем-то жертвовать ради комфорта. :)

NB: Не забудьте взять насос, а лучше два.

Каркасно-надувные байдарки были разработаны для придания большей плавучести (живучести) каркасным байдаркам в случае повреждения обшивки. В бортах байдарки сделаны карманы, в которые вставляются надувные элементы («сосиски»). Если в лодку поступает вода, каркасно-надувная байдарка даёт вам больше времени для того, чтобы причалить к берегу для ремонта «шкуры». Баллоны занимают полезный объём байдарки, но увеличивают грузоподъёмность.

Надувно-каркасные байдарки - следующий этап превращения надувной лодки в байдарку. Если в предыдущем случае идёт эволюция байдарки от простого каркасника до каркасно-надувной байдарки, то здесь идёт процесс придания жёсткости конструкции видоизменённой надувной лодке.

Оба этих подвида байдарок претендуют на звание лучшей и универсальной байдарки. Но при этом не теряют основные свои качества. Всё равно надувнушка лучше на быстром течении и порогах, а каркасник - на спокойной и средней воде.

Итог. При длительных походах крайне важна вместимость байдарки с точки зрения перевозки запаса провизии. Часто бывает так, что закупаться нормальными продуктами во время похода крайне проблематично – или нет населённых пунктов, или в них нет магазинов, или в этих магазинах плохой выбор и некачественные продукты.

При сплавах по озёрам и рекам со спокойным течением, коих в средней полосе России подавляющее большинство, выбирайте каркасник либо КНБ (каркасно-надувную байдарку), соразмеряясь с численностью и весом семьи. Имейте ввиду взросление детей, их прирост и привес, возможно, вскоре вам придётся покупать/арендовать вторую байдарку.

Удачи в выборе. Встретимся на воде.

 

Кульчицкий Александр                               24-03-2016


Источник : "https://akulchitskiy.livejournal.com/74045.html" rel="nofollow"


 

 

0 0