Полезное в библиотеке

7 августа 2019
Максим Сысоев (Санкт-Петербург)
Год издания: 2004
0 0 0

Автор - Максим Сысоев (Санкт-Петербург)

Содержание
1. Введение
2. Темы учебно-тренировочных выездов (УТВ) и практических занятий.
3. Подготовка УТВ. Снаряжение. Питание. Финансирование.
4. Методика проведения УТВ по темам.
5. Подготовка к учебно-тренировочному (зачетному) походу (УТП).
     а. Разработка маршрута. Транспорт.
     б. Распределение обязанностей в УТП среди курсантов. Комплектование экипажей.
     в. Подготовка снаряжения. Раскладка.
     г. Подготовка и подача заявки в МКК.
     д. Контрольный выезд.
6. Учебно-тренировочный поход.
     а. Организационные особенности транспортировки группы к началу маршрута.
     б. Сборка судов. Окончательная проверка готовности судов и сплавного снаряжения.
     в. Постановка на воду. Первый день похода.
     г. Прохождение препятствий. Страховка и взаимостраховка.
     д. Виды соревнований в УТП. Выбор места для проведения соревнований. Привлечение курсантов к судейству.
     е. Коллективные развлекательные мероприятия.
7. Особенности организации выезда из точки окончания маршрута.
8. Разбор результатов УТП. Оформление и сдача отчета.

Введение
К сожалению, в последние 10 с лишним лет очень немногие организации занимались подготовкой туристских кадров уровня СТП и выше. Практически отсутствовали подготовка инструкторов туризма. Исключение составляют единичные высшие учебные заведения, например ГАФК им. Лесгафта, выдающие выпускникам соответствующей кафедры, вместе с дипломом еще и удостоверение инструктора профильного вида туризма. Но, во-первых, это капля в море, во-вторых - я сомневаюсь, что большой процент получивших эти удостоверения придет в систему туристского "ликбеза". Безусловно, в период расцвета туристского движения, в нашей стране появлялись книги и методические разработки, прежде всего - работы Ю.А. Штюрмера, В.И. Ганопольского, И.А. Дрогова и др., но они сохранились лишь в очень немногих библиотеках региональных турклубов, вне пределов досягаемости большинства интересующихся данными вопросами лиц. Кроме того, изменились изначальные установки и мотивация действующих, а главное, потенциальных сотрудников общественных организаций, так или иначе занимающихся подготовкой туристов и руководителей походов.
В настоящей работе сведен вместе более чем 6-летний опыт подготовки туристов-водников городским семинаром средней туристской подготовки по водному туризму, проводимым в настоящее время СПбОО "Объединение петербургских туристов" совместно с Учебно-методическим Центром спортивно-оздоровительного туризма ГАФК им. Лесгафта. Сделана попытка дать практические рекомендации по подготовке и проведению тренировочных занятий на выезде и учебно-тренировочного похода 2-3 к.с., проводимого обычно в период с конца апреля по май. При этом автор намеренно не рассматривал в подробностях методические аспекты собственно процесса обучения технике водного туризма. Причина в том, что методики обучения ТВТ довольно подробно описаны в существующих учебниках по водному туризму. В представленных же вниманию читателя "Практических рекомендациях" сделана попытка систематизировать опыт подготовки учебно-тренировочных мероприятий и заострить внимание на тех моментах, которые, обычно, опускаются авторами методических пособий.
Настоящая работа предназначена для обучающихся на курсах инструкторов водного туризма и начинающих инструкторов водного туризма.

1. Темы учебно-тренировочных выездов (УТВ) и практических занятий.
Вряд ли для кого-нибудь является секретом, что темы УТВ должны соответствовать темам тех лекций, в процессе которых появляется необходимость выработки у курсантов определенных умений и навыков. Но уровень средней туристской подготовки подразумевает наличие у курсантов определенных навыков и начальных знаний по основным разделам водного туризма. Поэтому целесообразно уделять внимание выработке более специфических навыков и умений, напрямую связанных именно с водным туризмом. К сожалению, в наших широтах занятия на воде возможны не ранее первой декады апреля, поэтому в зимний период курсантам рекомендуются тренировки по технике гребного слалома в специализированных гребных бассейнах. При отсутствии такового есть шанс договориться с руководством обычного плавательного бассейна, хотя это и сужает возможности наработки техники гребли. Основными темами практических занятий являются: отработка навыков гребли на байдарках и каноэ (постановка правильного гребка), подготовка судов, отработка навыков само- и взаимостраховки с воды и с берега, отработка элементов техники водного туризма, тактическая разработка участка маршрута на основе визуального определения типов препятствий (при возможности).

2. Подготовка УТВ. Снаряжение. Питание. Финансирование.
Прежде всего, следует помнить, что для первых тренировочных выездов следует выбирать участки реки, уровень сложности которых соответствует водному опыту курсантов (не превышает его). Более того, для первого выезда имеет смысл рекомендовать 1-2-дневный поход по ровной воде. Это дает возможность курсантам закрепить навыки прямой гребли и правильной чалки, а инструктору - оценить готовность снаряжения, реальную подготовку курсантов, отметить допущенные ими ошибки и наметить направления индивидуальной работы с курсантами.
Безусловно, основное внимание при подготовке УТВ следует уделить снаряжению. Подготовке перечня необходимого снаряжения и требованиям к его состоянию должно быть уделено достаточно внимания на теоретических занятиях, поэтому акцентировать внимание следует на специфических требованиях к конкретному снаряжению, имеющемуся в наличии (например, достаточен ли объем конкретного спасжилета и пр.).

Консультации по этим вопросам имеет смысл проводить в индивидуальном порядке, что дает инструктору дополнительные сведения об уровне подготовки каждого конкретного курсанта. Контроль за наличием снаряжения следует возложить на старосту группы, назначаемого из наиболее опытных курсантов, что не снимает с инструктора ответственности за общую безопасность группы. Несмотря на простоту маршрута, необходимо требовать наличия ВСЕГО необходимого снаряжения, как водного, так и бивачного, что позволит, помимо всего прочего, отработать правильную загрузку судов. Это сильно сэкономит время и нервы инструктору на начальной стадии зачетного похода. Отсутствие индивидуального водного снаряжения и средств спасения у курсантов во время УТВ недопустимо! Инструктор не имеет права допускать таких курсантов к занятиям на воде!
Питание во время УТВ производится в соответствии с раскладкой, подготовленной (под контролем старосты группы) назначенным из числа курсантов на время УТВ завхозом. Рекомендуется на каждый следующий выезд назначать нового завхоза. Раскладка разрабатывается на основе рекомендуемых рационов, примеры которых должны быть приведены на лекциях по питанию в водных походах. Следует уделить внимание правильной упаковке продуктов! Завхозу, еще в городе, следует распределить дежурства по кухне. Если выезд не однодневный, стоит задействовать в процессе приготовления пищи как можно большее количество курсантов. При этом число курсантов в каждой группе дежурных не должно превышать 3 человек.
К сожалению, на настоящий момент полностью отсутствует государственное финансирование обучающих организаций такого уровня. Поэтому, если у курсов или семинара нет спонсоров, надо иметь в виду, что расходы (проезд, питание и т.д.) на проведение УТВ ложатся на плечи курсантов. Задача инструктора - спланировать выезд таким образом, чтобы свести ненужные расходы (сложные заброски и выброски, внутримаршрутные переезды) к минимуму, естественно, не в ущерб учебному процессу. Особенно учитывая тот факт, что проезд, питание и зарплата инструктора входят в эту сумму, о чем стоит сообщить курсантам заранее. Не имеет смысла включать расходы на проезд и питание инструктора в общую стоимость обучения, т.к. место и сроки проведения каждого выезда могу меняться в зависимости от погодных и других условий.
Следует, однако, пресекать попытки неоправданно экономить на раскладке, в ущерб рекомендуемой калорийности и сбалансированности. Не забывайте, что весенняя погода капризна и энергетически несбалансированная раскладка может привести к переохлаждению. В целях оптимизации стоимости раскладки имеет смысл довести до сведения завхоза примерную усредненную стоимость рекомендованных продуктов.

4. Методика проведения УТВ
Основные темы, с которыми связаны практические занятия во время УТВ три: тактика и техника движения по гладкой воде, тактика и техника прохождения препятствий и организация страховки.
Тактика и техника движения на гладкой воде отрабатывется во время 1-2 дневного похода на участке реки без выраженных препятствий (с препятствиями 1 к.с.). С учетом того, что курсанты уже имеют подготовку уровня НТП и опыт простых водных походов, занятия проводятся не для обучения, а для проверки и закрепления навыков гладкой гребли и движения в группе. Инструктору следует обратить внимание на посадку и выход из судна экипажей, правильное распределение обязанностей в экипаже во время движения, технику зачаливания и выхода на струю, технику гребли во время движения по струе. Стоит особо заострить внимание курсантов на недопустимости отхода от берега неподготовленного экипажа, т.е. экипажа с незакрепленным фартуком и "юбками", незастегнутым спасжилетом, без каски или в каске с расстегнутым ремешком. Несмотря на то, что каска на гладкой воде может показаться излишеством, следует вырабатывать у курсантов, образно выражаясь, "условный рефлекс" на выход на воду в каске!
Для проверки навыков зачаливания и выхода на струю, а так же умения производить простейшие маневры, рекомендуется, на заранее выбранном участке реки, приостановить движение группы, разбить все суда на пары, и предложить каждой паре судов сделать несколько траверсов от берега к берегу с зачаливанием в указанных местах. Не участвующим в данный момент в движении экипажам предлагается кратко охарактеризовать допущенные каждой парой ошибки. После зачаливания последней пары инструктор сообщает всей группе результаты своих наблюдений, замеченные ошибки и дает индивидуальные рекомендации. Аналогичный "разбор полетов" инструктор проводит по окончании УТВ.

Отработку тактики и техники прохождения препятствий и организацию страховки можно проводить во время одного УТВ. Для этого выбирается достаточно протяженный участок реки (300 - 500 м) с разной динамикой потока и несложными (до 3 к.с.) препятствиями, с наличием "мягких" и "жестких" суводей (уловов). Возможна постановка несложной дистанции путем навески "ворот" или установки "удочек" с вешками. Для первой части занятий выбирается участок быстротока с небольшими валами (до 0,3 м) и четко выраженными суводями ниже сложного участка. Экипажи по очереди отрабатывают технику выхода на струю с правильным креном и захода в суводь, постепенно усложняя это упражнение траверсом через струю и заходом в суводь противоположного берега ("восьмерка"). Часть экипажей обеспечивает в это время страховку с воды. Затем экипажи меняются. Категорически запрещено приступать к отработке маневра при отсутствии хотя бы одного страхующего (т.е. полностью экипированного и находящегося в судне на воде) экипажа!
После повторения технического упражнения 3-5 раз каждым экипажем, инструктор делает перерыв для разбора ошибок и индивидуального инструктажа. Отдельным экипажам (на усмотрение инструктора) может быть предложено повторить упражнение.
После перерыва группа приступает к отработке собственно тактики и техники прохождения препятствий и организации страховки. Условно можно разбить эту часть тренировки на три стадии:
а. Осмотр препятствия (порога). Выбор линии движения, способов страховки и точек размещения страхующих.
Перед выходом на просмотр инструктор проводит короткую беседу о целях просмотра. Задание - просмотреть порог до конца, выбрать линию движения и способы страховки. Выслушав предложения, инструктор анализирует предложенные линии движения и обращает внимание группы на наиболее опасные места. Если существуют другие варианты линии движения, инструктор указывает на них. Для прохождения выбираются 1-2 варианта прохождения. Один из альтернативных вариантов может быть предложен к прохождению более технически подготовленному экипажу.
Далее инструктор проводит разбор предложений по способам страховки. Предлагает свои варианты.
На обратном пути еще раз обозначаются опасные места, места страховки, расположения сигнальщиков. Оговариваются безусловные ориентиры, распознаваемые с воды. Инструктору не следует немотивированно отвергать предложения членов группы.

б. Организация страховки
Страхующее судно обносится по берегу или проводится до места страховки. После этого проводится инструктаж экипажа страхующей байдарки на общем сборе группы. Членам группы предлагается пояснить отдельные пункты инструкции.
- лодка во время прохождения группой порога должна находиться на плаву;
- экипаж должен находиться в лодке с веслами в руках
- кокпит лодки должен быть закрыт фартуком, юбки на экипаже должны быть надеты на очки.
- экипаж должен быть в спасжилетах и шлемах
- в лодке, в пределах быстрой досягаемости, должен быть спасконец
Далее группа направляется к месту организации страховки с берега. Инструктор проверяет правильность укладки спасконца, положение веревки относительно корпуса страхующего. Имеет смысл обсудить с группой следующие вопросы:
- Какова оптимальная длина броска?
- В какой момент прохождения аварийного судна следует совершать бросок?
- Каково должно быть положение спасконца относительно корпуса аварийного судна?
- В каких случаях можно закреплять спасконец за неподвижную опору?
Стоит так же обратить внимание на особенности работы со спасконцом, связанные с уменьшением опасности нанесения травм спасаемому.
Следует помнить, что основная задача страхующего - экипаж перевернувшейся байдарки!
Особое внимание нужно уделить разбору действий аварийного экипажа во время спасательных работ.

в. Преодоление порога.
Первыми проходят порог инструктор и его помощник. Вся группа, за исключением страхующего экипажа, наблюдает за прохождением. После прохождения проводится корректировка линии движения, акцентируется внимание отдельных препятствиях и их свойствах, выявленных в процессе прохождения.

Инструктор занимает место сигнальщика у первого препятствия, а его помощник - страхующего с берега. Два экипажа уходят к месту старта. Страхующий с воды экипаж занимает места в лодке инструктора. Возможен обнос собственной байдарки страхующего экипажа. Экипажу байдарки, прошедшей порог второй, предлагается встать на страховку ниже страхующей и находиться там, в состоянии готовности к спасработам, третья байдарка сменяет на страховке вторую и т.д.
В случае оверкиля следующий экипаж не выпускается на прохождение до тех пор, пока не будут устранены последствия аварии и страхующие и сигнальщики не займут свои места. После прохождения проводится разбор действий группы и допущенных ошибок.

4. Подготовка к учебно-тренировочному (зачетному) походу
а. Разработка маршрута. Транспорт.
Следует помнить, что при разработке маршрута УТП надо уделять внимание, в первую очередь, соответствию категории сложности препятствий, заявленной категории сложности самого маршрута. Рекомендуется выбирать для УТП хорошо знакомые инструкторскому составу реки, что дает возможность заранее определить места тренировок и проведения учебных соревнований. Не следует бояться наличия на маршруте локальных препятствий более высокой категории сложности (но не более 20% от общего числа препятствий), т.к. организация обноса или проводки является неотъемлемой частью большинства реальных походов и органично впишется в учебный процесс. При этом расхождение протяженности УТП с рекомендуемой протяженностью маршрутов данной категории может составлять до 30-35% в сторону уменьшения.

Личное мнение автора, не всегда соответствующее официальным положениям ТССР:
Я бы даже рекомендовал уменьшить протяженность, что бы уделить больше времени тренировочному процессу*
Не помешает подготовить запасной вариант маршрута на случай непредвиденных обстоятельств (гидрометеоусловия, отсутствие билетов, закрытие района проведения похода местной администрацией и пр.)!


В идеале, для транспортировки группы к месту начала маршрута и для выезда с конца маршрута, использовать заказной автобус. Это позволяет избежать конфликтов с перевозчиками по поводу избытка груза, контролировать местонахождение каждого члена группы, организовать коллективное питание и т.д. К сожалению, в настоящий момент заказ автобуса - довольно дорогостоящее предприятие. Поэтому подобный вариант можно рекомендовать (если, конечно, у учебного центра нет богатых спонсоров или источников бюджетного финансирования) в случае многочисленности группы и небольшой удаленности места проведения маршрута.
Во всех других случаях стоит использовать железнодорожный транспорт. При планировании заброски - выброски следует избегать внутримаршрутных пересадок, а при невозможности - свести их количество к минимуму. Чаще всего для переезда используют плацкартные вагоны, но при небольших, по времени, переездах (5-6 часов) возможно использование общих вагонов (у проводников последних меньше претензий к наличию большого количества багажа). Не следует рассчитывать на рейсовые автобусы, т.к., даже при наличии билетов и оплаченного багажа, велика вероятность отказа водителя перевозить группу туристов, особенно при посадке на промежуточных остановках. Если от железнодорожной станции до места начала маршрута предполагается переезд - стоит озаботиться заказом автомобильного транспорта в местном автопредприятии, причем заранее.
б. Распределение обязанностей в УТП среди курсантов. Комплектование экипажей.
Прежде всего, при подготовке к УТП, инструктор группы должен соблюсти некий паритет между контролем за действиями группы и правом группы на самостоятельные решения. Группа, чьи действия жестко зарегулированы решениями инструктора, становится безынициативной. Поэтому, в период подготовки к УТП, предложения инструктора должны иметь, в основном, рекомендательный характер. За инструктором остается, если можно так выразиться, право "вето" на конечные решения актива группы.
Еще раз напоминаю, что речь идет о курсантах уровня базовой туристской подготовки, имеющих уже навыки участия в походах и прослушавших теоретический курс*
Первым помощником инструктора во время подготовки и проведения УТП должен стать старший группы (староста), назначенный в начале курса обучения из числа самых опытных курсантов, что изначально подкрепляет его авторитет в группе. Он должен непосредственно руководить формированием актива группы.

Инструктору стоит ограничиться рекомендациями, основываясь на своих наблюдениях в период УТВ, активно вмешиваясь только в случае явных просчетов со стороны старшего группы. Свою точку зрения и рекомендации следует высказывать, по возможности, в личной беседе со старшим группы, если, конечно, в вашу задачу не входит изначально подорвать его авторитет. В остальном, распределение обязанностей в группе ничем не отличается от аналогичного процесса в любом походе.
Рекомендуется, если позволяет смета, вводить в состав группы тренера, что позволит курсантам получить в походе хорошую технико-тактическую подготовку по ТВТ. Наличие тренера не снимает с инструктора обязанностей по обучению курсантов, но позволяет детализировать процесс наработки технических навыков и умений.

в. Подготовка снаряжения. Раскладка.
Процесс подготовки снаряжения к УТП нужно начинать за 2 - 3 месяца до самого похода. Поинтересуйтесь у курсантов, какое необходимое снаряжение имеется у них в наличии. Проведение теоретических занятий по данной теме стоит совместить с практическими консультациями по данному вопросу.
В период непосредственной подготовки снаряжения к УТП (~ за месяц до контрольного выезда) не следует пускать этот процесс на самотек. Рекомендуется лично проверить наличие и качество водного снаряжения курсантов, дать советы по приобретению или подгонке необходимого снаряжения, потребовать приведения отдельных параметров (например - объема спасжилета, качества крепления каски и т.д.) в соответствие с требованиями ТБ. Помните, отсутствие или несоответствие качественных показателей снаряжения на контрольном выезде может привести к отказу в выпуске на маршрут со стороны МКК!
Жесткий контроль составляемой курсантами продуктовой раскладки не нужен, а иногда и вреден, т.к. этот вопрос должен быть максимально подробно освещен на теоретических занятиях. Следует ознакомиться с составленной раскладкой, дать рекомендации по увеличению или уменьшению удельного "веса" отдельных ее составляющих, если это необходимо. Хорошо проверить составленную раскладку на учебно-тренировочном выезде, не внося в нее поправок, а, затем, устроить "разбор полетов". Но не стоит "обкатывать" раскладку непосредственно в походе, особенно проходящем в ненаселенной местности!
г. Подготовка и подача заявки в МКК.
Процесс подачи в МКК заявки на проведение похода детально описан в соответствующих нормативных документах ТССР и должен быть хорошо известен будущим инструкторам на практике. Хочется остановиться на нескольких мелких частностях, которые могут заведомо осложнить процесс регистрации заявки и визирования маршрутной книжки. Прежде всего - не затягивайте сроки подачи заявки, чтобы потом не упрашивать членов МКК ускорить процесс. При подаче заявки в местную (районную, клубную) МКК поинтересуйтесь ее аккредитацией в вышестоящей МКК и полномочиями по видам туризма. Стоит отнестись к оформлению самой маршрутки с должной аккуратностью, чтобы не переделывать потом несколько раз. Обратите особое внимание на количество необходимых подписей членов МКК при визировании маршрутной книжки. Желательно, к моменту подачи заявки, иметь точные сведения о наличии билетов до места начала маршрута. *На всякий случай, особенно при проведении похода в закрытых для посещения районах, постарайтесь завизировать печатью несколько экземпляров списка участников похода. Это может сильно облегчить вам жизнь.
д. Контрольный выезд.
Заключительной фазой подготовки к УТП является контрольный выезд. Провести его стоит, даже если он не назначен МКК. Контрольный выезд "венчает" процесс подготовки к походу, ставит принципиальную точку в нем. После него еще будет закупка продуктов, совместные тренировки, приобретение билетов. Но контрольный выезд позволяет оценить готовность группы к выходу на маршрут соответствующей категории сложности. Вот почему прибыть на место проведения КВ группа должна в том составе и с тем снаряжением, с которым она, в дальнейшем, отправится в УТП. Во время контрольного выезда экспертами МКК, а, при их отсутствии, независимым экспертом из числа опытных туристов-водников, проверяется ВСЁ. Снаряжение бивачное и водное, общетуристская подготовка, физическое состояние участников, техника и тактика преодоления водных препятствий, техника гребли и пр. Группа должна быть готова к выходу на маршрут по всем параметрам на 90%. 10% составляют продукты, отдельные предметы одежды и обуви, картографический материал.

Учебно-тренировочный (зачетный) поход
а. Организационные особенности транспортировки группы к началу маршрута.
Весь процесс переезда к началу маршрута можно условно разделить на четыре части: сбор на вокзале, посадка, переезд, высадка. Время сбора лучше назначать минимум за час, а лучше за полтора часа до отправления поезда. Такой интервал дает запас времени на случай опоздания участников и позволяет, в большинстве случаев, решить проблему забытого дома снаряжения. Поэтому, по мере прибытия курсантов в точку сбора, предложите им проверить наличие документов, сплавного и бивачного снаряжения "де-факто". Место сбора должно быть хорошо известно всем участникам (памятник, табло, часы, касса №…), не вызывать "разночтений".
Минут за 40 до отправки поезда следует собрать всю группу и провести (или предложить старшему группы провести) инструктаж по распределению усилий при транспортировке багажа к месту посадки. Следует помнить, что (особенно на больших вокзалах) поезд может прибыть совсем не на ту платформу, на которую вы рассчитываете. Поэтому группа должна быть готова к транспортировке багажа в момент подачи поезда. Не забудьте довести до сведения всех участников номер вагона (вагонов), в который производится посадка. В случае посадки в несколько вагонов, разделите группу согласно купленным билетам, и, в каждой, назначьте старшего (из числа наиболее опытных туристов), ответственного за посадку. В случае отказа проводника пропустить группу на посадку, не вступайте с ним в пререкания, а апеллируйте к бригадиру (начальнику) поезда. Как правило, подобным образом конфликт разрешается в пользу группы.
Снаряжение и личные вещи в вагоне постарайтесь разместить максимально компактно. Обеспечьте свободный доступ к снаряжению при высадке, особенно если она происходит в ночное время. Наиболее удобны для размещения снаряжения верхние багажные полки.
Во избежание конфликтов с поездной бригадой и пассажирами требуйте от курсантов соблюдения дисциплины во время движения и на остановках. В случае возникновения конфликта не по вине курсантов, следует устранить причину конфликта наиболее корректным, но эффективным способом.
В случае продолжительного переезда следует озаботиться организацией питания. Для этого заранее предложите начпроду составить поездную раскладку, делая упор на продукты быстрого приготовления, разделить курсантов на группы по 4-6 человек и выдать каждой группе продукты в соответствии с ее численностью. Возможны другие варианты организации питания (например - индивидуальное).
О высадке, особенно на станциях с малым временем стоянки (а таковые, в случае опоздания поезда, могут появляться спонтанно), следует заранее договориться с проводником вашего вагона. Проводник вправе задержать отправление поезда до окончания высадки!
К моменту высадки снаряжение и личные вещи должны быть готовы к выгрузке, о чем курсантов следует известить заблаговременно. Предложите старшему группы, по мере освобождения багажных полок, проверять их на предмет забытого снаряжения. Об окончании высадки старший группы должен проинформировать инструктора.
По окончании высадки организуйте перемещение группы и снаряжения к месту сборки судов, месту временного отдыха (например, здание вокзала) или месту продолжения движения (остановке автобуса, стоянке заказного автотранспорта и пр.)
б. Сборка судов. Окончательная проверка готовности судов и снаряжения.
При планировании места сборки судов следует иметь в виду, что это займет не менее 4-5 часов. Поэтому место должно быть пригодно для размещения группы с плавсредствами, приготовления пищи, а, в случае приезда во второй половине дня - и для ночевки. Выходить на маршрут после 18 часов возможно только в крайнем случае, при полном отсутствии возможности организовать ночевку на месте сборки судов и наличии достоверной информации о месте стоянки не далее, чем в 2 км от места спуска на воду.
Стоит визуально проверить комплектность судов и водного снаряжения у каждого экипажа (по мере сборки). При возможности - предложить экипажам попарно (одно судно на воде, второе - на страховке) проверить состояние судов на спокойном участке реки, на плесе или озере, после чего произвести окончательную подгонку снаряжения. О готовности группы к выходу на воду старший группы должен проинформировать инструктора.
в. Постановка на воду. Первый день похода.
Для первого дня полезно запланировать не длинный переход (1 - 1,5 ходовых часа), с возможностью тренировки на участке с несложными препятствиями.
В случае горного типа реки (Карпаты, Кавказ) есть смысл начать УТП с "раскатки" на месте стоянки, естественно, при наличии несложной шиверы или быстотока и удобных для постановки страховки участков. В любом случае, укороченный маршрут первого дня похода даст курсантам возможность, как говорят водники, "вкатиться" в реку.
г. Прохождение препятствий. Страховка и взаимостраховка.
По тактике прохождения препятствия можно разделить на два типа: проходимые без просмотра, сходу, и требующие просмотра и постановки страховки. Безусловно, инструктор должен хорошо знать лоцию реки, более того, представлять себе, как меняется динамика потока на технических участках в зависимости от уровня воды. На препятствиях первого типа суда группы, как правило, следуют за судном инструктора, сохраняя дистанцию и повторяя маневры. При прохождении подобных препятствий, в том случае, если инструктор абсолютно уверен в отсутствии неожиданностей на данном участке (завалы, языки лавин, селей, техногенных составляющих), можно предложить группе самостоятельное прохождение. При прохождении экипажи должны обеспечивать взаимостраховку. Если препятствий этого типа на реке достаточно, рекомендуется проводить ротацию лидирующего экипажа. Это позволит более эффективно развивать навыки "чтения" препятствий "с наплыва" и взаимодействия экипажей на воде. По окончании прохождения не лишним будет краткое обсуждение выбранной лидирующим экипажем линии движения.
Описание тактики прохождения препятствий второго типа и схемы постановки страховки на технически сложных участках реки дано автором выше, в разделе 4 настоящего пособия. Единственное, на чем стоит остановиться дополнительно - это на возможном изменении категорийности эталонных для данной реки препятствий в зависимости от уровня воды и наличия ранее отсутствующих составляющих (завалы, разрушенные конструкции мостов и т.п.). В определителе категорийности препятствий, опубликованном в нормативных документах ТССР, автор с удивлением прочитал, что завал является препятствием 2-й к.с. Завалы, по мнению автора, являются внекатегорийными препятствиями, если можно так выразиться, "криминального" характера. При наличии, на технически сложном участке, завала, совершенно однозначно, рекомендуется обнос группой этого участка. Те же рекомендации можно дать и при существенном усложнении (на категорию и более) препятствия в случае изменения уровня воды, причем, не обязательно, подъема. При этом следует разъяснить группе свое решение, что позволит курсантам выработать соответствующее отношение к вопросам безопасности в самостоятельных походах.
д. Виды соревнований в УТП. Выбор места для проведения соревнований. Привлечение курсантов к судейству.
Проведение соревнований во время учебно-тренировочного похода необходимо для закрепления у курсантов навыков и умений в технике водного туризма. Виды соревнований и схемы их проведения зависят от организаторских способностей проводящего. Обязательными к проведению являются только соревнования по спасработам и ТВТ. Возможно проведение длинных гонок или спринта, соревнований по ориентированию или бивачным работам, сборка-разборка судов на время и т.д.
Соревнования по технике спасательных работ могут проводиться как на быстротоке, так и на спокойных участках реки. Основными элементами подобных соревнований являются: транспортировка судна неполным экипажем, например, траверс потока одним гребцом в байдарке-двойке, постановка аварийного судна "на ровный киль", транспортировка аварийного судна к берегу, спасение пострадавшего и его транспортировка к берегу, метание спасконца. В случае наличия в группе разных типов судов (байдарка, каяк, катамаран), стоит задействовать в соревнованиях все эти типы.
Соревнования по ТВТ рекомендуется проводить на локальном, технически сложном участке реки. За редким исключением, постановка классической трассы, с повешенными на тросах над препятствиями воротами, в походных условиях невозможна. Как правило, используются так называемые вешки, поставленные на "удочках" вблизи берега. Задача постановщиков трассы - максимально использовать локальные препятствия и участки со сложной динамикой потока. Трасса может быть линейной или "закольцованной".
На любых соревнованиях, проводимых на относительно сложных участках реки, должна быть организована судейская страховка, достаточная для доставки к берегу не только участников, но и аварийного судна. К страховке можно привлекать как инструкторский состав, так и, поочередно, самих участников соревнований.
Рекомендуется привлекать курсантский состав и к судейству на трассе. Как правило, курсантов используют в качестве судей на воротах (вешках) и технических судей, проверяющих наличие или правильность использования водного снаряжения (например, спасжилета).
Подобная практика позволяет получить необходимый опыт для дальнейшего участия в судействе соревнований по туристскому многоборью разных уровней и получения квалификации судьи по ТВТ.
е. Коллективные развлекательные мероприятия.
В целях консолидации группы (групп) курсантов полезно, во время УТП, провести несколько мероприятий развлекательного плана. Это может быть общий костер в первый и последний день похода, различные конкурсы, например, "зримая песня", на лучшую частушку о походе, на лучший походный торт, празднование дня рождения одного из участников, командные спортивные игры. Кульминацией развлекательной программы является "День Нептуна". Это может быть посвящение в водники всех, ранее в водные походы не ходивших, или, что бывает чаще, посвящение в "проходимцы" всех, ранее не бывавших на этой реке.
Такие мероприятия прекрасно снимают напряжение в условиях плохой погоды, изматывающих физических нагрузок (например, при многочасовой гребле по плесам), создают хорошее настроение, позволяют курсантам проявить свои способности и пристрастия. По возможности, желательно зафиксировать все происходящее на фото (видео) пленку. В дальнейшем, эти материалы можно будет использовать в рекламно-агитационных целях, для вовлечения большего количества начинающих туристов в процесс повышения туристской квалификации.

6. Особенности организации выезда из точки окончания маршрута.
Сам процесс транспортировки группы из точки окончания маршрута мало чем отличается от аналогичного процесса заезда к началу маршрута, описанного выше. Различия наблюдаются, пожалуй, только на стадии подготовки. По окончании активной части маршрута могут возникнуть некоторые проблемы с изменением графика движения транспорта от конечной точки, отсутствием билетов или недостаточным их количеством и пр. Не секрет, что от некоторых железнодорожных станций обратные билеты не продаются. Поэтому, за день (или за несколько дней) до окончания маршрута, если это позволяют транспортные возможности данного района, имеет смысл выслать группу из двух человек в населенный пункт окончания маршрута, с целью приобретения обратных билетов. В случае отсутствия развитой транспортной инфраструктуры, подобную группу отправляют сразу по приходу в данный населенный пункт, не дожидаясь окончания сборов группы.
Иногда, в случае отправления поездов или автобусов рано утром, логично заканчивать маршрут во второй половине предыдущего дня, чтобы дать возможность курсантам просушить и упаковать снаряжение. Все это приводит к необходимости организовывать бивак непосредственно в черте населенного пункта (к примеру - г. Боровичи на р. Мсте). Нередко в черте населенного пункта есть условия для организации нормального ночлега и горячего питания группы (в лесопарках, на пляжах, на окраине поселка). Безусловно, в этом случае лучше становиться лагерем в некотором удалении от нахоженных дорог, посещаемых площадок, чтобы свести к минимуму общение с местным населением, особенно в вечернее и ночное время. Ночью необходимо организовать почасовые дежурства, во избежание кражи личных вещей и снаряжения. Не стоит устраивать посиделок с песнями у костра, чтобы не привлекать внимания, как местного населения, так и местных правоохранительных органов.
В случае отсутствия возможности организации нормального бивака, необходимо собрать группу в определенном месте, сложив снаряжение компактно в пределах видимости. Таким местом может стать помещение вокзала (в тех редких случаях, когда администрация станции и правоохранительные органы разрешают ночевать на вокзале), или площадка невдалеке от него, оборудованная естественным или искусственным укрытием от осадков. Если позволяет местность, можно поставить несколько больших палаток для ночевки. Желательно, чтобы рядом находился буфет, кафе или иное предприятие общественного питания. В крайнем случае - источник питьевой воды.
Не стоит разрешать курсантам покидать место бивака малыми группами и на длительный период времени. В случае необходимости (выход в магазин или на почту), старший группы обязан доложить инструктору и назначить контрольное время возвращения.

7. Разбор результатов УТП. Оформление и сдача отчета
NB. Не забудьте известить МКК о том, что группа вернулась из маршрута!
По возвращении из учебно-тренировочного похода необходимо провести разбор результатов. Для этого следует провести совещание инструкторского состава, с привлечением старшего (старших) группы.
На совещании нужно выработать общую позицию на действия всей группы и каждого курсанта в отдельности в период прохождения маршрута, дать характеристику участникам похода. Группа курсантов - это не скаутский отряд и не военизированное подразделение, поэтому нужно не только довести до сведения участников выработанную точку зрения, не только охарактеризовать инструкторский взгляд на действия курсантов, но и предложить самим курсантам высказать замечания и пожелания по работе инструкторско-преподавательского состава. При разборе результатов неплохо использовать фотографии и видеозаписи, сделанные в походе.
Необходимо назначить ответственных за подготовку отчета о походе. В отчет, помимо технического описания маршрута, должны быть внесены данные о географии и гидрографии района проведения похода, о погодных условиях, об участниках, с указанием туристской квалификации и максимального опыта каждого. Отчет должен включать в себя фотоматериалы, причем не "романтические" кадры участников, загорающих на прибрежных камнях или обедающих на лесной опушке, а технические фото, дающие информацию о видах препятствий и способах их преодоления, фиксирующие факт нахождения группы в контрольных точках маршрута, определяющих категорию сложности последнего. Особое внимание на качество и содержание фотоматериалов следует обратить при сдаче отчета в устной форме. Безусловно, отчет необходимо снабдить картографическими материалами. Кроме того, отчет может содержать и эмоциональную составляющую в виде дневников участников похода.
После сдачи отчета в той или иной форме и выполнения формальностей (подписания маршрутной книжки и регистрации этого факта в журнале учета), каждый участник получает на руки справку МКК о прохождении данного маршрута, куда, помимо данных о маршруте, заносится так же краткая характеристика на участника, написанная руководителем (инструктором) похода. Не следует пренебрегать подобным правом высказать свое мнение об участнике, возможно, это поможет будущим руководителям походов или членам МКК избежать фатальных ошибок при подборе группы и выпуске ее на маршрут. Справка должна быть завизирована печатью действующей МКК и подписями (в зависимости от категории сложности) членов МКК.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст