Новости

22 января 2021
(Санкт-Петербург)
Источник новости: https://4sport.ua/articles?id=33558

Когда Нирмал Пурджа (Nirmal Purja) сообщил, что он смог подняться зимой на вершину восьмитысячника К2 (K2 / Chogori, 8611м) без использования кислородных баллонов, это стало не только первым в истории зимним восхождением на вторую по высоте гору в мире, но что еще более невероятное - это было сделано без использования кислородных баллонов, во что многие, даже сильнейшие альпинисты в мире попросту не верили.

Подробнее о этих спорах Вы можете прочитать в статьях:

Знаменитый американский альпинист Роберт Андерсон (Robert Mads Anderson) в своей статье объясняет, что восхождение зимой на К2 (и в принципе на любой другой восьмитысячник) без кислорода это трудная но не невозможная задача!

"Очень редко когда зимой случается попасть на подходящие погодные условия, которые достаточно хороши, чтобы альпинисты смогли попробовать взойти на вершину восьмитысячника без использования кислородных баллонов: это вопрос как невероятной физиологии, так и хорошей доли удачи.
К счастью, хорошая погода обычно способствует и увеличению концентрации кислорода, поэтому день с идеальной погодой также с большей вероятностью будет днем ​​с хорошим насыщением кислорода в воздухе.

В своем сообщении Нирмал писал: "На этот раз было непросто принять решение, по поводу использования кислородных баллонов: идти с ними или без.
Из-за погодных условий и временных рамок я не акклиматизировался должным образом. Я провел ночевку лишь на высоте второго лагеря (6600 м).
В идеале альпинистам необходимо выспаться ИЛИ хотя бы дойти до четвертого лагеря, перед тем, как отправиться на вершину.

Ключевыми факторами неопределенности, связанными с этим решением , были отсутствие акклиматизации, обморожение после первого выхода на маршрут и замедление работы других членов команды, что подвергало опасности всех."

Здесь стоит обратить внимание на слова о том, что Нимс не достаточно хорошо акклиматизировался, даже не смотря на то, что еще перед отъездом в Пакистан он пробегал горные вершины в Непале, готовясь к экспедиции.
Однако, прибыв в базовый лагерь К2 (на отметке примерно 5000 метров) 26 декабря, он, до финального восхождения, 16 января, совершил всего лишь 3 восхождения к высотным лагерям, потратив на это на самом деле гораздо меньше времени, сколько, по мнению многих альпинистов, требуется для восхождения на вершину без кислорода.
Более того, зима на К2 это не то время, когда полноценная акклиматизация возможна в лагере 4 на отметке 8000 метров. Если удается провести там хоть одну ночевку - считайте, что Вам повезло.
Даже на спуске с вершины команда шерп пробежали мимо этого лагеря, спустившись сразу третий лагерь на отметке 7200 метров

Зимой Вам необходимо сбалансировать скорость восхождения с акклиматизацией - обычно это означает, что, поднимаясь выше, Вы набираете кислород и стремитесь к вершине. Нимс последовал этой стратегии, но при этом не использовал кислородные баллоны, бросая вызов, по сути, всем скептикам.
Вот что он пишет: "На этот раз я пошел на просчитанный риск и провел восхождение без использования кислородных баллонов. Моя уверенность в себе, знание силы, возможностей своего тела и мой опыт восхождения на 14 восьмитысячников позволили мне не отставать от остальных членов команды, но при этом лидировать."

Когда Райнхольд Месснер и Питер Хабелер впервые поднялись на Эверест без кислорода в 1978 году, авторитетные врачи и ученые сомневались, что это вообще возможно.
Поскольку на вершине Эвереста атмосферное давление обеспечивает лишь 1/3 часть от обычного уровня кислорода на уровне моря, способность акклиматизироваться, оставаться в тепле, переваривать пищу и накапливать энергию для движения была за пределами того, что считалось возможным для физиологии человека, или, может быть, если это и можно было бы сделать, то в таком случае человек вернется с вершины с серьезной потерей клеток мозга...

Но ничего из этого не произошло, Месснер и Хабелер поднялись с Южного седла на вершину за время, которое многие альпинисты не могут превзойти даже сегодня, даже используя кислородные баллоны....

Восхождение зимой на Эверест и К2 без кислорода: Скрытая угроза
Месснер в одном из своих горных музеев (Фирмианский замок), Италия. Фото: Robert Mads Anderson / журнал Forbes

Два года спустя Месснер отправился в одиночку на Северную стену Эвереста, снова пройдя гору без использования кислородных баллонов, завершив восхождение в конце сезона дождей, когда, возможно, были немного лучшие условия для насыщения воздуха кислородом.

В то время как немногие альпинисты совершали восхождение как на Эверест, так и на К2 без использования кислородных баллонов в обычные сезоны восхождений, этот факт о соотношении погоды к насыщению кислородом воздуха, как правило, предназначен для единиц тех альпинистов, которые могут себе позволить достичь абсолютных пределов возможности человеческого организма.

Восхождение зимой на Эверест и К2 без кислорода: Скрытая угроза
Если Вы хотите подняться на Эверест без использования кислородных баллонов, будьте готовы при этом сбросить несколько килограммов. На фото - Стивен Венейблс в базовом лагере после того, как стал первым британским альпинистом, прошедшим Эверест без кислорода. Фото: Joseph Blackburn

Стоит отметить, что на сегодняшний день в истории альпинизма есть только лишь один человек, который смог подняться на вершину Эвереста зимой без использования кислородных баллонов - Анг Рита Шерпа (Ang Rita Sherpa). К сожалению, он умер в сентябре 2020 года.

Только один человек поднялся на Эверест зимой без кислорода, это Анг Рита Шерпа, которая поднялась с корейским альпинистом Ён-Хо Хо, достигнув вершины всего за день до официального зимнего сезона 22 декабря 1987 года. Анг Рита была феноменальный на высоте, восхождение на Эверест более 10 раз без кислорода. И он дожил до 72 лет, умер в сентябре прошлого года.
Подробней читайте в нашей статье: СНЕЖНЫЙ БАРС ЭВЕРЕСТА

Зимой 1987 года, 22 декабря Анг Рита поднялся на вершину Эвереста. И хотя это был настоящий подвиг: первое восхождение на Эверест в зимних условиях без использования кислородных баллонов, однако, всё же, если придерживаться строгих альпинистских правил зимних восхождений, Анг поднимался на вершину мира 22 декабря, спустя лишь менее суток после начала настоящей, календарной зимы в Гималаях, а это означает, что из базового лагеря на маршрут он вышел за несколько дней до наступления зимы. Поэтому в глазах большинства альпинистов мира его восхождение нельзя считать именно зимним восхождением...

Погода была ужасная, и альпинисты вынуждены были установить бивак на отметке 8600 метров для ночлега: "Мы провели всю ночь под самой вершиной", вспоминает Анг Рита, - "но не спали, мы делали аэробные упражнения для поддержки функционирования тела. Это был единственный доступный нам вариант выживания на такой высоте и в таких нечеловеческих условиях".

Восхождение зимой на Эверест и К2 без кислорода: Скрытая угроза
Анг Рита Шерпа (Ang Rita Sherpa) на вершине Эвереста. Фото the-south-asian . com

Этой зимой несколько альпинистов в экспедиции на К2 заявили, что они будут пытаться подняться на вершину без использования кислородных баллонов: Нирмал Пурджа (Nirmal Purja), Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa), знаменитая итальянка Тамара Лунгер (Tamara Lunger) и её напарник - румынский альпинист Алекс Гаван (Alex Gavan) а также чилиец Хуан Пабло Мор Прейто (Juan Pablo Mohr Prieto) из команды Seven Summit Treks и полячка Магдалена Гошковска (Magdalena Gorzkowska) из своей экспедиции "InPost K2 Winter 2020-2021".
Безусловно здесь стоит упомянуть и трагически погибшего 16 января испанского альпиниста, со-руководителя команды Seven Summit Treks Сержи Минготе (Sergi Mingote), который сорвался с маршрута при переходе из первого высотного лагеря в базовый.
Сержи также планировал подняться на К2 в зимний период без использования кислородных баллонов.

Но пока что только Нимс смог подняться на К2 без использования кислородных баллонов.

Каждый из этих альпинистов имеет огромный высокогорный опыт, и если им повезет с погодой, у них есть довольно неплохие шансы на успех.
Однако есть еще один фактор, который следует учитывать помимо мотивации.

Зима - характерна не только суровыми погодными условиями, но и уменьшенным количеством кислорода в воздухе. В зимних условиях, кислорода как правило, меньше, чем в летний период, поскольку давление воздуха из-за сильных морозов заметно снижается.

Восхождение зимой на Эверест и К2 без кислорода: Скрытая угроза
На высоте 8300 метров над Южным седлом Эвереста, после завершения нового маршрута по стене Кангчунг.
Без рюкзака, без веревки, без кислородных баллонов - на пути к южной вершине Эвереста.
В отличие от обычного альпинистского восхождения на вершину для меня это было больше похоже на ползание. Фото: Ed Webster

Недавние исследования, опубликованные в статье на IScience показывают, что зимняя погода может существенно влиять на изменение давления: "Давление воздуха зимой может упасть ниже, чем считалось ранее, что подчеркивает важность прогнозов атмосферного давления для безопасности тех, кто пытается расширить физиологические границы на высочайших вершинах мира, в том числе и Эвересте"

Не смотря на то, что в статье исследования ведутся применительно к Эвересту, высота восьмитысячника К2 всего на пару сотен метров ниже высочайшей вершины мира, поэтому для К2 также подходят выводы, сделанные в статье.

Какой же вывод делается в статье? Судя по всему, на восьмитысячниках зимой имеется скрытая и пожалуй единственная возможность относительно безопасно подняться на вершину без использования кислородных баллонов: это угадать с атмосферным давлением.
Но это весьма не простая задача.

История с Анг Ритой говорит нам, что он был не только потрясающим горцем, прошедшим Эверест 10 раз без использования кислородных баллонов, но и оказался в нужный день на Эвересте, именно тогда, когда давление воздуха было гораздо выше, чем обычно в декабре месяце.

"Единственное зимнее восхождение на Эверест без использования кислородных баллонов было совершено именно в то время, когда давление воздуха составляло 330 гПа, что выше, чем в 86% всех других декабрьских значений, и близко к среднему годовому значению в 331 гПа.
Хотя эти события крайне редки, всё же давление воздуха на вершине Эвереста во все зимние месяцы (декабрь – февраль) может подниматься даже выше среднего значения (это происходит примерно в 0,1–0,8% от календарного времени)" - говорится в статье на IScience .

Вам не нужно быть ученым, чтобы определить высокую степень колебаний давления, зафиксированную на Южном седле Эвереста и представленную на диаграмме ниже:

Восхождение зимой на Эверест и К2 без кислорода: Скрытая угроза

Возможно, все дело в том, чтобы выбрать удачный зимний день, с большими всплесками давления...
Даже один или два могут иметь большое значение, о чем свидетельствуют всплески в январе и феврале.
Даже акклиматизационная ночевка в лагере 4 с пониженным давлением атмосферы может подвергнуть человека гораздо большему риску, чем восхождение без кислорода.

Так что, не смотря на то, что некоторые "диванные эксперты" призывают к бескислородному восхождению, реальность, вероятно, будет заключаться в необходимости сочетания факторов, многие из которых не зависят от самих альпинистов.

Возможно ли подняться на высочайшие вершины зимой без использования кислородных баллонов? Конечно.
Будет ли это сделано? Посмотрим...