15 апреля 2020
Тип материала: Рассказ
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано

Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропойДелюсь красотами августовского Приэльбрусья и отличным акклиматизационным маршрутом
Идея маршрута была продиктована необходимостью найти красивый вариант трехдневной акклиматизации перед восхождением на Эльбрус. И такой, чтобы подходил для формата восхождения выходного дня. Но без проблем с получением погранпропусков. И маршрут был найден : кольцо через озеро Сылтранкель из долины Сылтран в Кыртык с восхождением на Мукал (3899м).
Старт из пос. Верхний Баксан
Заброска на УАЗиках до высоты 2150м почти до границы леса
Осторожно, эти места очень малиноопасны и выход на маршрут может затянуться :-)
Помимо малины в августе в Приэльбрусье созревает облепиха и барбарис
За 4-5 часов переходим до озера Сылтранкель
Набор высоты чуть больше вертикального километра , протяженность чуть более 10 км. Переход по хорошо маркированной для Elbrus World Race тропе.  Воды на маршуте достаточно.
Ночевки на озере комфортабельные и видовые. Есть сотовая связь Мегафон и Билайн
Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой

Высота палаточных стоянок - около 3185 м. Поэтому могут наблюдаться признаки гипоксии (головная боль, одышка, вялость). Особенно на фоне усталости после перехода. Но водные процедуры и  вкусняшки быстро восстанавливают силы
Воды в озере мутная из-за обилия взвешенных веществ и обломочного материала приносимых ледниковыми водотоками. Для купания в августе она  более комфортнее, чем в прозрачных озерах.
Но неприятная для питья. Питьевую воду лучше набирать в ручейках по соседству с озером.

От озера есть несколько вариантов для акклиматизационных восхождений на вершины : Сковорода (3500м) и 3621м, прилегающие к перевалу Сылтран, а также Сылтранкельбаши (3827 м) и Мукал (3899 м).
Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой
После анализа состояния маршрутов и погоды (жарко, высокая камнеопасность)
и возможностей группы, мы выбрали доминирующую вершину Мукала. Поднимались через восточный контрфорс южного гребня. В одном месте вешали веревку. Но почти весь маршрут шли пешком или легким лазанием. Выход на гребень - камнеопасен
Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой  Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой

На вершине были через 4 часа после старта
Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой
Виды на Главный Кавказский хребет и Эльбрус с почти четырехкилометровой вершины - потрясающие
Спускались по восточному склону на ледник Сылтран
На леднике приняли душ и позагорали :-)
Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой
А на спуске с горы нас встречали серны
Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропойБродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой

Рассвет следующего дня наблюдали уже на вершине 3621м над перевалом Сылтран
В этот заключительный день мы через перевал Сылтран (3250м) спустились в красивую долину Кыртык
Бродить из Баксана в Баксан загадочной горной тропой
В одно месте тропа идет в крутом кулуаре по узкой тропе. У нас в группе были начинающие походники с большими рюкзаками, поэтому мы обошли опасное место по старой тропе через два брода рек Мукал и Мкяра. Течение ледниковой речки Мукал после обеда было сильным и повесили для страховки веревку
Переправа понравилась :-)
Спустились к верхнему пастушьему кошу, где раньше был мост. Но его смыло и теперь мост ниже по течению Кыртыка на 300 м
Уже от моста по красивой дороге УАЗиками вернулись в Верхний Баксан
Маршрут гостям понравился и мы обязательно повторим в следующем году в июне на бэккантри-акклиматизации перед спуском с вершины Эльбруса.
Кто заинтересовался - напишите вопросы личным сообщением
Тем более, что в прошлые годы мы уже разведали в Кыртыке пару спусков

Надеюсь, что и вам, дорогие читатели, наше фотопутешествие понравилось и было полезным.
Не стесняйтесь выражать свои эмоции в комментариях и нажатием зеленой кнопочки со стрелочкой :-)

Спасибо за внимание и до встречи в горах !

Текст Храбовченко Владимир, лыжный гид-аспирант Ассоциации горных гидов России
(при поддержке The North Face, Cebe, Extremskis)
Фото Сергей Пелипенко

Источник : "https://www.ski.ru/az/blogs/post/brodit-iz-baksana-v-baksan-zagadochnoi-gornoi-tropoi/" rel="nofollow"