Виды туризма
Автор отчета: Никон Сенин
Меня зовут Никон Сенин, мне 29 лет. Образование - высшее педагогическое. Занимаюсь восточными единоборствами и посещаю бассейн. Два сезона работал вожатым в детском лагере в США. Там ходил в пешие, водные, конные и вело походы. Опыт походов по России незначительный. К походу в Полярный Урал начал готовиться с зимы. Перечитал много докладов на www.skitalets.ru, особенно понравились и поразили доклады Китаевых "Вдвоем по весенней тундре", спасибо им большое.
Предполагаемая нитка маршрута-ст "Полярный Урал" - идти на юг вдоль реки Собь - идти дальше на юг вдоль реки Макар - Рузь - в районе ручья Кушвож, где кончается горный массив, повернуть на восток - идти вдоль реки Енгаю до пос Харп. Длина маршрута около 60 км, надеялся пройти за 7 дней.
Реальная нитка маршрута - ст "Полярный Урал" - вдоль реки Собь на юг - когда зашел в горную гряду, то повернул на восток (справа горы за ними ж/д) - перевал в долину реки Енгаю - 4 км вдоль Енгаю - обратный путь в том же порядке. Длина маршрута без учета рельефа 38 км.
День первый (08.07.2007)
Москва, Ярославский вокзал, поезд Москва-Лабытнанги. Вхожу в вагон, ожидал увидеть суровые лица золото и нефтедобытчиков, но ничего подобного. В основном поезд был забит отдыхающими, возвращающимися на родной Север из южных частей нашей родины. Первый совет: берите с собой еду. По пути в Лабытнанги покупать решительно нечего, вагона ресторана нет, в крупных городах, где есть еда, поезд останавливается ночью. Первый день прошел незаметно за штудированием карт. Интересно то, что под картой 1982 г. было написано "Район магнитной аномалии", а GPS навигатор я не приобрел...
День второй (09.07.2007)
Проснулся в Сейде в 4 часа ночи, на улице свело как днем... вот он какой полярный день. Мобильная связь работает только до Инты, потом только спутниковая.
День третий (10.07.2007)
Крупная станция Елецкий. Там есть еда и питье. Северный быт и необустроенность поражают: вдоль ж/д все дороги раскурочены вездеходами, строения завалившиеся, мусор. Многие станции это одиноко стоящий домик или два, а вокруг тундра.
Вот и долгожданный "Полярный Урал". Выхожу и осматриваюсь, домиков здесь много около 7, как потом узнал, здесь работает бригада по прокладке труб, они и живут в этих домах.
Я не стал ни у кого ничего спрашивать и гордо зашагал вдоль одноколейки по направлению к монументу "Европа-Азия". До монумента где-то 1 км ходьбы. Монумент вопреки ожиданиям оказался нешироким и невысоким (фото 1).
Ну да ладно, надо было форсировать Собь (фото 2А). По карте я знал, что где-то есть переход по суше между оз. Перевальным и поворотом р. Собь, но на "километровке" не обозначено точное расположение ж/д станции "Полярный Урал". Куда идти вперед или назад? Как потом оказалось-назад, этот переход как раз напротив станции. (Есть выбор: намокнуть и посмотреть монумент, либо не намокнуть и монумент не посмотреть). Я прошел вперед еще около 1км и увидел железный трос, перетянутый через реку. На тросу был прикреплен металлическое сиденье для перевозки одного человека на тот берег. К сожалению, веревка с моей стороны реки была оборвана и ничего не оставалось, как идти в брод. Я был удивлен размерами реки, обозначенной на карте жирной синей линией - речушка маленькая, глубина чуть выше колена, течение не сильное (фото 2). (Как я ошибался).
Предусмотрительно сняв штаны и носки, и надев резиновые сапоги, я двинулся через реку. Когда сапоги заполнились водой, то ноги перестали нормально двигаться, в результате я потерял равновесие и погрузился в воду по грудь. (Я в первый раз пожалел, что не взял с собой палку-посох и обрадовался, что завернул документы в нагрудном кармане в клеенку, рюкзак Bask был относительно водонепроницаемым). Я выскочил на берег и тут началось. . . Комары, вившиеся на до мной скромной стайкой, удесятерились в количестве и облепили мои мокрые части тела. Я начал переживать. (фото 4)В суматохе начал переодеваться в сухое, а вокруг топь, кусты и жалящие комары. (фото 5) Х/Б намокло, все кинул в рюкзак и попытался его поднять, но не смог. Пришлось становиться на коленки, забрасывать рюкзак на спину и подниматься, используя руки. Получилось. . . В быстром темпе постарался выйти из зарослей кустарника и, прыгая через ручейки, пошел прямо к горам (фото 3). Но силы стали меня оставлять. (Во-первых, как я понял нельзя суетиться - сжигает много энергии, во-вторых реки лучше форсировать в синтетической одежде или вообще без оной-мокрое ХБ очень много весит.
Еле волоча ноги, я пересек таки долину и вошел в горную гряду (фото 6).
В 23:00 я поставил палатку, развесил мокрые вещи под сияющим солнцем (зачем я взял фонарик?) (фото 7)и поужинал тушенкой и чаем. В голову начали забредать трезвые мысли-"по выбранному маршруту мне не дойти" и в случае возникновения проблем будет тяжело добраться до людей. Я решил, что утром проложу новый маршрут. Очень сложно спать полярным днем, кое как уснул около двух часов, а в семь уже был на ногах.
День четвертый (11.07.2007)
Светило солнце, ковер тундры приятно щекотал пятки, вдали бурлил шор. В первый раз Север улыбнулся мне (фото 8). Я позавтракал йогуртами и кашей быстрого приготовления (фото 9). Собрал палатку и решил двигаться вдоль шора, который впадает в Собь, строго на запад (паралельно ж/д) (фото 10). Таким образом от ж/д меня отделяла бы гряда гор и в районе Нырдвомен Шор я намеревался перевалить через горную гряду и выйти к ж/д недалеко от станции Пост 106 км (Полярный). Если останутся силы, то пойду до Харпа вдоль гор. Если устану, то сяду на поезд и поеду домой.
Я шел в медленном темпе, останавливался каждые 30-40 мин. Если не уходить глубоко в горы, то можно увидеть ягель и много красивых цветов, кое-где полярную березку, чуть выше голени и толщиной меньше мизинца (зачем я взял топор?).
Солнце пекло нещадно, пригодилась белая бандана, прыгать по крупному курымнику и перебираться через снежники гораздо удобней с палками (я второй раз пожалел об их отсутствии). Воду пил из шора, шор или по-русски ручей образуется в результате таяния снегов, при этом вода проходит через горную породу и приобретает специфический полуминеральный вкус (фото 11). В хорошем расположении духа я подошел к перевалу, за которым надеялся увидеть ответвление ручья Нырдвомен Шор (фото 12), который вывел бы меня к ж/д. Внизу у перевала красивые горные озера (фото 13). И о чудо, я нашел связку довольно крепких и длинных палок, заботливо оставленных туристами. С помощью этих палок (а я не расставался с ними до самого конца) я взобрался на перевал за 3. 5 часа. Красивый вид назад (фото 14) и холодное, усеянное снежниками, и горными озерами ущелье впереди (фото 16). На перевале я нашел записку клуба из Ростова на Дону, в ней значилось что группа двигалась из долины реки Енгаю к ст. "Полярный Урал", походу была присвоена 4-ая категория сложности. Причем здесь Енгаю?
Я снял записку и положил свою, спуск в долину был очень крутым и опасным из-за возможности свалиться в горное озеро, расположенное на дне долины (фото 15).
Все это время я пользовался картой и редко компасом. Долина оказалась очень труднопроходимым. Повсюду текли ручьи, снежники приходилось пересекать ближе к вершине из-за опасности провалиться, но существовала опасность подскользнуться и скатится по крутому склону в озеро или в реку. Очень помогли палки. Пройдя 2 км, я все ждал, когда же покажется изгиб в долину к ст. Пост 106 км (Полярный), но его все не было. Я достал компас. Оказывается, я шел в противоположном направлении. Я и до этого сверялся по компасу, но стрелка через каждые 100 м показывала по разному.
Около 2 часов ночи, я не найдя более подходящего места разбил палатку на более менее плоских камнях, между ними струилась холодная вода. Солнце ушло за горы, и всю долину накрыла тень. Ночью под себя я положил рюкзак, чехол для ружья, всю одежду, но все равно приходилось ворочаться, чтобы не замерзнуть (фото 17).
День пятый (12.07.2007)
Не помню, когда заснул, но проснулся в 6 часов. Решил пойти по долине Енгаю на юг и перевалить через другой перевал и попасть таки на Нырдвомен Шор.
Пройдя несколько сот метров я почувствовал неладное. Грудь дышала сама собой, голова кружилась, сильная усталость и отдышка. По всем признакам горня болезнь. Я мог идти по 10-15 минут, потом долгий отдых. Попробовал позавтракать, но каша не лезла и вода показалась противной. Вскипятил себе воды и сделал зеленый чай и съел шоколадку. Очень медленно и тяжело добрался до перевала. Попробовал пообедать, но тушенка лезла обратно. Пришлось отказаться от плана дойти до Нырдвомен Шор, и я решил идти обратно на ст. Полярный Урал и поэтому закопал 2 банки тушенки под камнями для облегчения подъема. Осмотрев подъем через бинокль (очень помог) пришел к единственному правильному решению, по длинной дуге взобраться на вершину. Я помолился и начал карабкаться, склон очень крутой, камень осыпается, внизу озеро, купаться в нем не хотелось.
С Божьей помощью я довольно быстро взобрался наверх (3-4 часа) Наверху я почувствовал, что родился второй раз, поблагодарив Бога, начал спуск. Внизу, у озер, я решил поесть, потому что переутомление сдавливало голову, в животе урчало, плюс жара. Я разогрел тушенку и сварил суп, но есть не смог. Странное чувство ты очень хочешь, но не можешь есть. Организм не принимает сублимированные продукты и в тушенке, наверное, консерванты. Но я лег, запрокинул голову и влил в себя бульон от супа. Воду из шора организм тоже перестал воспринимать. Я ей смачивал горло и выплевывал, пытался есть снег, но он не утолял жажду. Во время ходьбы на голову под бандану положил снег, очень помогло. Тушенку пришлось опять прикопать, я против загрязнения природы, поэтому все зарыл поглубже, чтобы не портить вид. На обратном пути я не узнал шор, он стал в 2 раза больше, вода клокотала, из-за жары началось активное таяние снегов, и пересечь этот ручей уже не было возможности. Идти обратно стало тяжелее, пришлось прыгать по крупному курымнику, потому что мелкий у берега затопило. Где-то к 22 часам я вышел в долину, там я обрадовался, когда увидел в бинокль ж/д станцию "Полярный Урал" (рано радовался). В долине нашел полозья от нарт (фото 18). Поужинав водой и шоколадом, я лег спать около 23:30 часов. Заснуть не мог до 3 часов, но чувство, что все нормально, что я уже почти дошел, подпитывало силы. Я заснул…
День шестой (13.07.2007)
Около 6 часов начался сильный дождь, со шквалистым ветром, дождь бил горизонтально, я такого никогда не видел. Я выскочил из палатки и обложил ее по кругу валунами и заскочил внутрь, собрал все вещи, чтобы если что бежать. Ветер дул с такой силой, что каркас палатки прижало к земле, а я лежал внутри и держал руками алюминиевые дуги, чтобы оставалось хоть какое-то жизненное пространство. Если бы не обложил палатку валунами, то летел бы по тундре как перекати поле. Буря бушевала около двух часов, потом все стихло. Я собрал вещи и мелкой рысью побежал к станции, я молился, чтобы не начался дождь, темно-синяя туча висела за мной над горами, а ветер дул как раз в мою сторону. Я прошел около двух часов и понял, что сил нет, голова в тисках, если не поем будет плохо.Подогрел тушенку с сухарями. Во рту все пересохло, споласкивания водой не помогали, а пить ее я не мог. Тушенки удалось проглотить только один кусочек, больше не стал, чтобы не вырвало. Опять шоколад и теплая вода.
Все это время хотелось увидеть человека, но никого. Кое-как дошел до берега Соби, еще в бинокль увидел, что она тоже увеличилась в два раза, а вода бурлила и потоком двигала камни. О том, чтобы перейти в брод не могло быть и речи. Я оказался в ловушке с запада и на севере река, пришлось идти вдоль берега на восток. Станцию вижу, а дойти не могу. Смотрю, около берега, в 1 км от меня, виднеется человек, но не движется. Посмотрел в бинокль, оказалось это пугало, когда я поравнялся с пугалом, то увидел трос с железным стулом, которым я не воспользовался в первый раз. Такой подарок судьбы придал мне дополнительную силу. Я залез на железку, рюкзак положил рядом, застраховав его веревкой. Переправился довольно быстро. У меня было с собой 20 м крепкой веревки, и я привязал ее к стулу, чтобы была возможность перебраться через реку со стороны ж/д. Отдельное спасибо людям, установившим пугало и вешки вдоль вездеходных дорог.
Наконец-то на 4-ый день пути я вышел на ж/д. Как ни странно меня не беспокоил вес рюкзака и мозоли, но мучили жажда и голод. Я шел по шпалам в надежде найти недопитую бутылку все равно чего и все равно кем. Очень хотелось, есть что-то цитрусовое, красную икру и какое-нибудь натуральное мясо.
Я дошел до станции, спасибо ребятам (работавшим там), что дали попить и посадили на поезд Лабытнанги-Воркута. Надо было выйти на станции Сейда и поймать поезд Воркута-Москва. Одно из ребят звали Игорь, ему было со мной по пути. Он рассказал мне много интересного. Но об этом позже. Поезд Лабытнанги-Воркута состоит из 4-х вагонов. Он едет в пятницу вечером и собирает весь работный люд с промежуточных станций. Пассажиры в основном мужчины крепкого телосложения с зататуированными торсами (было очень жарко). Многие заваривали чай в стеклянных литровых банках и играли в карты. В первом вагоне ехали французы (вероятно экскурсия по ГУЛАГу), видно поэтому по вагонам каждые 15 мин ходил милицейский патруль.
Мой попутчик Игорь рассказал мне, что зарплаты сейчас маленькие-18 000-20 000 руб., а цены высокие. Подряды по строительству и добыче нефти и газа берут частные компании, которые часто задерживают зарплату. Продовольственных магазинов на ж/д очень мало, поэтому раз в день ездит поезд со съестной лавкой. На вопрос о том, есть ли в Сейде душ, Игорь засмеялся. Я не мылся 6 дней... На станции Сейда у нас было 2 часа до поезда на Москву, я выпил два литра цитрусового сока, съел палку "Краковской" колбасы, два пирожка с олениной и почувствовал себя гораздо лучше. Осталось только помыться. Рабочий со станции сказал, что недалеко есть река... Мы с Игорем спустились вниз по холму около 700 м и увидели широкую сибирскую реку Уса. Она была такая теплая и освежающая - наслаждения не передать. Горная болезнь прошла. Обратный путь до Москвы я описывать не буду, но подведу итоги:
- Идти минимум втроем, если один заболел, то двое его могут дотащить.
- За день по тундре и курымнику, проводя в пути 10-12 часов, я преодолевал 10-12 км.
- Нужен навигатор и опыт ориентирования по карте и компасу.
- Благодаря сайту www.skitalets.ru и отчетам семьи Китаевых все взятое со мной оборудование и одежда пригодились. Лишними оказались только фонарик и топор, хотя они тоже могли понадобиться.
- Нужна хорошая физическая форма и хотя бы минимальный опыт многодневных походов.
- Еда должна быть как можно более натуральной (сушеное мясо, рис, орехи, фрукты и пр.), поменьше сублимированных продуктов и прочей химии.
- Меня спас Бог, выносливость и то, что я не разу не поддался панике.
PS Я больше никогда не пойду в поход один, а только с опытными людьми. Север безалаберность не прощает. Хочу пойти туда же следующим летом.
Снаряжение
Наименование | Кол–во | Вес | Примечания |
Палатка BASK Monsoon 2 | 1 | 4.4 кг | Очень удобная,только алюминиевые дуги погнуло ветром. |
Спальный мешок BASK | 1 | 1.6 кг | Рассчитан на –5, но при +5 было довольно холодно. |
Аптечка | 1 | 0.3 кг | Взял все необходимое на случай перелома, сильной раны и пр. |
Рюкзак BASK Pyton 120 L | 1 | 2 кг | Хорошо распределяет нагрузки и не промок. |
Топор | 1 | 1 кг | Не пригодилось. |
Вещи | 9 | 4 кг | Ветровка, свитер, майка, носки шерсть и обычные, сапоги резиновые, сланцы, штаны нейлон, перчатки х/б. |
Еда | 3 кг | Тушенка, кашки в пакетиках, супы в пакетиках, чай, йогурт, сухари, рис быстрого приготовления, шоколад,орехи, сухофрукты. | |
Ружье(патроны) | 1 | 4.5 кг | Не пригодилось. |
Примус | 1 | 0.3 кг | Брать надо обязательно. |
Газ баллоны | 2 | 0.46 кг | |
Котелок, ложка,нож. | 0.5 кг | ||
Фонарик | 1 | 0.2 кг | Не пригодилось. |
Спички, зажигалка и пр. | 0.2 кг | ||
Итого | 22.46 кг | Но по ощущениям было больше. |
По экипировке: шел в основном в х/б пехоты США, берцы Россия, свитером и теплыми вещами пользовался только ночью (было жарко). Рюкзак, спальник, палатка фирмы BASK - дороговато, но надежно. Примус корейской фирмы Kovea. Ружье не пригодилось, но когда идешь один, то расчитывать больше не на кого. За все время я не встретил ни одного человека, не видел следов зверей. В следующий раз возьму с собой лыжные палки и навигатор.
Комментарии