Виды туризма

11 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Западный континентальный район
Год путешествия: 1987
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 479 0
Протяженность - 281 километр.
Число ходовых дней - 18.
Сезонность - май - сентябрь.
Схема 14. 

Маршрут проходит по территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.
Начинается маршрут от станции Дедовичи железнодорожной линии Дно - Новосокольники. Дедовичи - поселок городского типа, районный центр. В Великую Отечественную войну на территории района действовала партизанская бригада. В марте 1942 года жители района собрали 223 подводы с продовольствием и провели обоз через линию фронта в осажденный Ленинград.
В поселке создан Музей партизанской славы. От станции до реки Шелонь - около километра. Удобное место для сборки байдарок - на левом берегу ниже моста.
Шелонь (длина - 248 километров, ширина - 30 - 40 метров) берет начало в болотном массиве, в 2 километрах северо-западнее деревни Новая Слобода. На своем пути Шелонь принимает множество притоков. Берега у нее суглинистые, песчаные, русло на порожистых участках - галечно-валунное. Большая часть берегов покрыта полями и лугами. Небольшие массивы леса встречаются только на суходольных участках.
Следует иметь в виду, что в деревне Малый Храп на левом берегу - плотина. Обнос 200 метров по левому берегу, спуск к реке за плотиной по узкой, извилистой тропе. Ниже плотины река уже, течение быстрее. На правом, высоком берегу - лиственный лес, на левом - полоса кустарника; много хороших пляжей.
Далее на пути ряд препятствий, если позволит уровень воды, их можно пройти по главной струе, в противном случае потребуется проводка или обнос. Около деревни Старая Мельница - порог: обнос 200 метров по левому берегу или спуск судов на концах левой протокой. После порога - перекат, проходить его следует левой- протокой. У деревни Горка - шивера, сразу же за ней - вторая. Первую шиверу нужно проходить, придерживаясь левого берега, вторую - правого.
Перед Порховом - плотина. Обнос 100 метров по левому берегу. После плотины до Порховской крепости на протяжении 1,5 - 2 километра через каждые 50 - 100 метров - мелкие шиверы. Через некоторые из них лодки надо проводить.
Порхов, один из старинных городов Псковской области, основан в 1239 году, когда новгородцы вместе с князем Александром Невским создавали систему деревянных "городков" по реке Шелони. Порховская крепость представляла собой деревоземляные сооружения на холме правого берега. Позже деревянные стены были заменены каменными толщиной до 1,5 метра. Земляной вал древней крепости высотой до 4 метров сохранился до наших дней. Сохранились и некоторые церкви, например Никольская, построенная в 1412 году. В настоящее время в ней находится краеведческий музей.
Славную страницу в историю Великой Отечественной войны вписали порховские подпольщики. На северном берегу Шелонн, против старой крепости, и сейчас видны развалины кинотеатра, взорванного советскими патриотами. Здесь нашли могилу около 300 фашистских офицеров.
Порхов - промышленный город. Самое крупное предприятие - релейный завод. Железные и шоссейные дороги связывают город с Москвой, Ленинградом, Псковом и Новгородом.
При наличии времени рекомендуется совершить экскурсию на 15-й километр шоссе Порхов - Остров. Это место, где стояла деревня Красуха. В ноябре 1943 года вблизи деревни на мине подорвалась автомашина с офицером штаба одной из гитлеровских армий. В отместку все жители деревни (280 человек) были загнаны в два гумна и сожжены - якобы за связь с партизанами, а деревню фашисты сравняли с землей. Советский народ свято чтит память погибших. О трагедии Красухи и ее жителей написаны стихи, повести, создан фильм. На месте, где стояла деревня, на высоком насыпном холме поставлен гранитный монумент "На пепелище". (За создание этого монумента скульптор Антонина Усаченко в 1970 году была удостоена премии Ленинского комсомола.)
Ниже крепости, не доходя железнодорожного моста, - шивера, которую можно пройти. Под мостом необходима проводка, так как русло загромождено камнями. Ниже на протяжении 2 километров - еще одна шивера и порог. После порога река становится шире и мельче. В русле много подводных и надводных камней.
Еще две шиверы расположены ниже деревень Острицы и Борок. Берега покрыты густым кустарником, за ним лес, на значительном участке удобных подходов нет.
В 2 километрах ниже деревни Малые Луки - порог, который можно пройти по сливу, если частично разгрузить байдарку. Затем на пути - мелкая шивера и перекат. Их можно пройти по главной струе, под левым берегом. Далее препятствия следуют одно за другим: каменная гряда, которую рекомендуется проходить по центру слива. Ниже деревни Булавино - шивера, перед деревней Опока - еще одна каменная гряда с плохо выраженным сливом, где возможна проводка, Между деревнями Сухлово и Костижицы - развалины мельницы. Обнос 10 метров через островок или 30 метров по правому берегу. Сразу за мельницей справа - мель, а вдоль левого берега - перекат. Затем река разливается, становится очень мелкой. Далее - несложный перекат. Перед деревней Строкино - развалины второй мельницы, ниже - перекат. Между деревнями Витебская и Порожки стоит мельница. Обнос по левому берегу (200 м).
Перед деревней Велебицы - непроходимая шивера. Проводка вдоль левого берега. Вблизи этой деревни 14 июля 1471 года произошла Шелонская битва между новгородцами и войсками московского князя Ивана III. Новгородцы были разбиты и признали себя "вотчиной великого князя Московского".
Далее четыре шиверы: одна (мелкая) - у деревни Пенино, две - ниже деревни Набережная и одна - в километре ниже железнодорожного моста. Может быть проводка.
Теперь на пути старинный город Сольцы. Впервые он упоминается в летописи 1390 года. В Великую Отечественную войну в городе действовала подпольная комсомольская группа М. Жеребцовой и А. Бобровой.
Не доходя километра до центра города русло пересекает каменная-гряда, проводка судов - в 10 - 15 метрах от левого берега. Остановку лучше всего делать, пройдя шоссейный мост, на левом берегу, недалеко от автостанции. Затем идут широкие полноводные плесы. После деревни Княжий Двор в русле - большой остров, его следует обходить левой протокой.
Дальнейший путь проходит по реке Мшаге, устье которой видно слева, сразу же после острова. Длина Мшаги - 106 километров, ширина - 15 - 20 метров, течение слабое, берега низкие, заболоченные. Впадает в Шелонь в 19 километрах от ее устья.
В устье Мшаги расположены два разделенных рекой села - Мшага Ямская и Мшага Воскресенская, в прошлом - Новая Русса и Новая Соль. В конце Х века здесь было 25 дворов и 22 варницы, а в XI веке - 159 дворов. Новая Русса лежала на перекрестке важных торговых путей - сухопутного из Новгорода в Псков и водного: Ильмень - Шелонь - Уза (приток Шелони), волок в Череху (приток Великой) и по Великой в Псков. В случае закрытия шведами пути по Неве можно было спуститься в Финский залив по Псковскому и Чудскому озерам и реке Нарове. Существовал и другой обходной путь Ильмень - Шелонь - Мшага-Киба, волок в Лугу и вниз по Луге в Финский залив.
На пути вверх по Мшаге на правом берегу - старинное село Медведь, основанное в XVII веке. Оно известно как место аракчеевских военных поселений в 1824 - 1831 годах. В селе провел детские годы революционер И. Н. Мышкин, совершивший удивительную по смелости попытку освободить из сибирской ссылки Н. Г. Чернышевского. В 1905 году здесь размещался дисциплинарный батальон, а в июне 1906 года сюда был сослан батальон лейб-гвардии Преображенского полка. В 1912 году здесь же за отказ присягнуть царю отбывал наказание известный в годы гражданской войны защитник Архангельска Павлин Виноградов.
В годы Великой Отечественной войны в селе героически действовала и погибла, молодежная подпольная группа Саши Куликова.
Чем выше по Мшаге, тем путь труднее: мельче река, гуще заросли тростника, чаще каменистые перекаты. Все больше и больше проводок и обносов. Далее нужно повернуть в устье Кибы (левый приток Мшаги).
Речка мелкая, ее ширина - 3 - 6 метров, плыть можно только местами. Берега крутые, заросшие кустарником. После второго пешеходного мостика рекомендуется сделать остановку, разобрать байдарки и выходить по тропе на дорогу село Медведь - станция Передольская.
В деревне Закибье можно договориться о попутном автотранспорте до берега Луги (14 км), но лучше проехать еще 11 километров вверх до деревни Оттурицы: у моста удобное место для сборки байдарок.
Здесь в Великую Отечественную войну проходил Лужский рубеж - левый фланг обороны Кировской дивизии Ленинградского народного ополчения.
О реке Луге, городе Луге и пути от города Луги до поселка Толмачево, где заканчивается маршрут, сказано в маршруте № 43.
В районе деревень встречаются наплавные мосты. Встречающиеся заколы по возможности следует разбирать.
Названия деревень - Ожогин, Волочек и Малый Волочек - напоминают о проходившем здесь древнем пути новгородцев. Сделав остановку у шоссейного моста, можно пройти на станцию Передольскую, там есть почта и магазины. В Великую Отечественную войну в Передольской активно действовала 5-я партизанская бригада. По пути на станцию Кчара партизанами был пущен под откос вражеский эшелон, а 27 января 1944 года 2-й партизанский полк штурмом овладел станцией и продержался здесь до подхода частей Советской Армии.
В районе поселка Торошковичи Луга разливается
до 200 метров, но пригодное место для стоянки есть только у деревни Русыни. Ниже - идут открытые плесы.
Далее на пути - город Луга. Во время Великой Отечественной войны Лужский оборонительный рубеж, сооруженный усилиями сотен тысяч трудящихся, на 45 дней задержал наступление гитлеровцев; это имело исключительное значение для защиты Ленинграда. В течение 2,5 года Луга была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Когда фронт продвинулся к Ленинграду, на лужской земле, ставшей вражеским тылом, развернулось мощное партизанское движение.
Лужане свято хранят память о своих защитниках.На бывшем рубеже обороны, около шоссе Луга - Городец, установлена большая стела, посвященная воинам-ополченцам Балтийского завода, сражавшимся с фашистами в 1941 году. Сохранены окопы и дот. Большой мемориальный комплекс, - посвященный Героям Советского Союза партизанке Тосе Петровой и командиру танковой роты Виктору Наслегину, создан лужанами совместно с рабочими Балтийского завода.
Описание пути от города Луги до Толмачева см. маршрут № 43.

Источник: Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области". Л., 1987.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.
Маршрут № 55
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию