10 января 2013
Валерий Шахов (Санкт-Петербург)
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2001
Автор: Валерий Шахов (Санкт-Петербург)

Маршрут:

пос. Гвардейское (пл. Пионерлагерь, примерно в 18-ти км от Выборга) - оз. Б. Градуевское - оз. Ламское - оз. Макаровское - порог Гремучий - остров Хребтовый - Вуокса-Вирта - стоянка напротив мыса Черемуховый - Веселая канавка - Верхнее Любимовское оз. - р. Козловка - Михалевское озеро - р. Козловка - о. Ежик (Муравьиный) - остров Попрыгунчик (напротив Малинового острова) - Приозерские плесы, неизвестный остров - г. Приозерск.

Состав группы:
2 байды, 8 человек: первая половина - наша семья: папа, мама, дочки Зоя 9 лет и Галинка неполных 7лет и семья С-й: папа, мама и двое сыновей 9 и 3 лет, старший из которых Зоин одноклассник; вторая половина похода - вместо С-й семья Тираспольских: папа, мама и две дочки 9 и 4 лет, одна из которых тоже Зоина одноклассница.

Срок:
18.07. - 10.08., 24 дня, из которых 15-ть ходовых.

Мы замахнулись пересечь весь Карельский перешеек от Выборга до Приозерска. Готовились идти в поход с С-ми, которые шли на байде первый раз. Были большие опасения по поводу психологической совместимости (к сожалению опасения оправдались, поэтому фамилию я не указываю во избежании обид). Планировали, что они дойдут с нами только до Лосева, а мы пойдем дальше. Неожиданно выяснилось, что у них на поход отпущено только 10 дней, за которые надо пройти самую трудную и неизвестную для нас часть маршрута, т.к. им надо вернуться в СПб 28.07. Наш старый знакомый сказал, что мы не успеем за этот срок пройти до Вуоксы-Вирты. Неожиданно позвонил Миша Тираспольский и высказал желание подключиться к нам на вторую часть похода. При встрече договорились, что 28.07. мы будем ждать их на одной из стоянок на левом берегу Вуоксы-Вирты перед ее впадением в Вуоксу. Мы рассчитывали придти туда 27.07. с С-ми, которые переночуют там и 28-го уйдут в Лосево. С-м мы помогли подготовиться к походу, как только могли.
Своим ненаглядным коротышкам я еще зимой купил два детских бамбуковых удилища, а перед самым отбытием в поход новое маленькое весло. Кроме фотоаппарата мы взяли с собой новую видеокамеру.

18.07. - На этот раз заранее сдавать байду в камеру хранения не пришлось, т.к. сосед по подъезду раненько утром доставил нас всех, в т.ч. бабушку, на Финбан, куда также прибыли благополучно С-чи. Билеты нам дали сразу до пл. Пионерлагерь, электричкой в 6.20. отбыли в Выборг, а оттуда в 9.11. дизелем выехали дальше. Из-за ремонта дороги дизель долго простоял в Гвардейском, зато следующая наша остановка - пл. Пионерлагерь оказалась непосредственно на берегу озера Б. Лесное, где находится пляж, на котором собираться было одно удовольствие. Галчонка, видимо, перегрелась, да и поднялись мы все-таки рано, она уснула на пляже, поэтому уже при посадке в байду потерялись ее легкие тапочки (обнаружилось это естественно только на стоянке). Первые минуты похода самые приятные, ведь все удовольствие похода еще впереди.
При проходе из Б. в М. Лесное озеро под ж/д и а/м мостами была небольшая проводка, под мостом из оз. Соколиное в оз. Губановское проводка была чуть серьезнее, но вода теплая, солнышко светит, а больше ничего и не надо. В пути при ясном солнышке нас полил редкий, но крупный дождик. Вообще мы планировали встать на стоянку где-то в заливе Метельном Губановского озера, а уже потом искать проход в Сибирское, а затем в Б. Градуевское озеро. Однако проход в оз. Сибирское нашелся без труда, правда, пришлось сделать две небольшие проводки через протоки и пройти небольшое озерцо. Затем, быстро пройдя Сибирское оз. и осуществив еще одну проводку по протоке, вышли в западный залив Б. Градуевского оз. Т.о. нам в первый день удалось сделать очень много, даже сами не ожидали, хотя пришлось выполнить 5-ть проводок против довольно сильного течения, хотя каждая из них была небольшая. Одна, кажется, последняя проводка была довольно трудная, т.к. байду пришлось буквально тащить по камням через порожек. Вообще выяснилось, что все озера и речки с этой стороны Выборга имеют сток в направлении Финского залива, поэтому нам пришлось все время идти против течения.
Стоянку нашли вполне приличную, только купаться на ней было нельзя из-за илистого дна. Устав и понадеявшись на погоду, костровой тент не натянули, прикрыв костровище только куском полиэтилена, за что естественно были наказаны.

19.07. - Ночью или уже под утро прошла гроза с сильным ветром, плохо закрепленный кусок полиэтилена открыл кострище, и утром пришлось мне разводить костер на мокром месте. После завтрака натянули тент. Во время поиска дров я нашел недалеко место для купания, где можно было сразу нырять с камня. Хотя было не очень глубоко, и все-таки поднималась со дна муть, но купаться было можно, чем ребятня, конечно, воспользовалась, да и мы все тоже не отставали. Сильно донимали слепни, которые обрадовались дармовой кровушке. Днем прошла еще одна гроза со шквалистым ветром, плохо закрепленный тент сорвало с одного угла, и кострище опять залило.
Место стоянки оказалось очень живописным, наверху среди множества камней обнаружились следы войны: полузасыпанные траншеи и блиндажи. Как их рыли среди тяжеленных валунов и почти сплошных камней, уму непостижимо. На одной сосне я нашел кусок колючей проволоки, вросшей уже в ствол.

20.07. - Пошли в Б. Градуевское озеро, чтобы найти там стоянку и сделать еще одну дневку. Прошли мимо острова Рыбачий к полуострову Сосновому, соблазнившись его названием и рассчитывая найти там стоянку. Судя по карте, места выглядели вполне приличными, а действительность уже не в первый раз оказалась далекой от наших представлений, т.е. ничего путного не было. На маленьком островке нашли прекрасно, даже с туалетом, оборудованную кем-то стоянку, но островок очень был уж маленький, насквозь продувался, да и дров просто не было. Повернули против ветра вновь к западному берегу и затем вдоль него, по пути потеряли маленькое весло (в прошлый раз мы его потеряли в самом конце похода, а сейчас успешно это сделали в начале). Путных стоянок никак не попадалось или они были заняты. В конце-концов пришли опять к острову Рыбачьему, на северной стороне которого еще днем видели стоянку, и встали на ней. От нашей предыдущей стоянки это было всего в минутах 20-ти хода. Вот такой получился переход.
Стоянка оказалась просто чудесная: сосновый лес, хорошо оборудованная столовая со скамейками и крышей, песчаное дно у берега, длинные мостки, прекрасное место для купания для детворы, да и для нас тоже.
Произошла первая размолвка с Людой. Рядом со стоянкой по берегу росло немного лисичек. Вечером жарить грибы никто не собирался, поэтому было предложено, в т.ч. Игорем, оставить их до следующего дня, тем более что они не червивеют, а кроме нас, их никто не возьмет. Однако Люда вдруг проявила ненужное упрямство и собрала лисички. Все это было сделано как-то вызывающе: мне так хочется, и я сделаю. Сразу же появилась какая-то натянутость в отношениях, а это был только третий день похода.

21.07. - Озеро Б. Градуевское оказалось вопреки нашим предположениям, что здесь погранзона и народу должно быть мало, очень даже посещаемым. На всех рядом расположенных островах с учетом выходных были рыбаки или отдыхающие. Во второй половине дня я с Игорем съездили на рыбалку, червяков перед этим удалось накопать в низинке на берегу. Очень удачной рыбалку назвать нельзя, но десятка три мелочи мы поймали. Вечером пожарили и отведали первого улова.

22.07. - В середине дня отправились дальше. Представляя маршрут только по карте и с учетом оставшегося времени, спланировали за этот день пройти до конца озеро Ламское, откуда надо было перетаскиваться через водораздел в оз. Макаровское. Протока из Большого Градуевского в Среднее оказалась довольно широкой и для прохождения легкой. Правда, сидевшие на берегу протоки люди как-то странно на нас посмотрели и сказали, что рыбы в следующем озере нет. Мы, лихо загребая веслами, не придали этому значения, т.к. рыбачить там не собирались. Однако в Среднем озере нас почти сразу за протокой встретила стена камышей, в которой был только узкий проход. Вот тут стал нам понятен странный взгляд на нас. При этом в самом проходе вода представляла собой густой "борщ" из травы, растущей с самого дна и до поверхности. Сначала все-таки управлялись веслами, потом весла пришлось использовать как шесты, отталкиваясь ими от дна, а затем я и Игорь вылезли из байд и превратились в бурлаков, волоча байды за чалки. Пока вода доходила до колена, я еще мог с трудом, но идти. Вот тут в зарослях сломали концы бамбуковых удилищ, привязанных к борту. Было очень жалко. Когда же стало глубже, и вода дошла до груди, из-за густой травы в воде я уже просто не мог сделать ни шагу. Пришлось забраться в байду и опять толкаться веслами. По проходу в камышах вышли на чистую воду в какой-то заливчик. Нам надо было в юго-западный, куда впадает протока из Верхнего Градуевского озера, но сориентироваться из-за зарослей камыша мы не смогли.
Обследовав заливчик, мы не нашли протоки и поняли, что попали в тупиковый юго-восточный залив озера. Опять соваться в заросли тростника и травы в поисках пути в соседний залив желания как-то не появлялось. Тут начался дождик, и мы быстро высадились на берег. К счастью дождик был почти шутейным и быстро кончился. Буквально в 20-ти метрах от берега обнаружилась проселочная дорога. Исследовав карту, увидели, что дорога вроде бы идет как раз между С. и В. Градуевскими озерами и пересекает протоку между ними. Мы прошли с Игорем метров 300-350 и вышли к В. Градуевскому озеру. Там как раз оказалась стоянка байдарочников: двое пожилых мужчин и женщина. Договорившись с ними, решили просто перетаскиваться сюда, т.к. по протоке все равно без перетаскивания было не пройти. Мужчины нам рассказали, что идут из Макаровского озера, что вчера сунулись в Среднее Градуевское, но из-за травы вернулись обратно. Они вообще-то собирались идти до Гвардейского, но у них не было пропусков в погранзону. Мы благополучно перетащились, перекусили.
Мужчины сказали, что дальнейший путь до конца Ламского озера сложности не представляет. Мы обрадовались, не подумав, что они-то шли по течению. Верхнее Градуевское озеро прошли без приключений. В соответствии с картой из него в следующее озеро Кривуша ведет речка, согласно карте довольно большая. Однако идти нам приходилось против течения, речка оказалась очень порожистой и местами мелководной. Буквально через каждые 50 метров (по крайней мере, такое осталось впечатление) приходилось высаживать девчонок и заниматься проводкой байды сквозь камни. Встретили группу из трех байд, идущих из пос. Вещево и планировавших из Б. Градуевского каким-то верхним путем опять вернуться в Макаровское озеро. Они припугнули нас зарослями травы в начале Макаровского озера. Перед выходом в Кривушу речка совсем потерялась среди кустов, разбившись на малюсенькие протоки. Пришлось байды буквально на весу, рискуя переломить их, перетаскивать через корни дерева между кустами. Озеро Кривушу прошли спокойно, протока в Ламское также сложности по сравнению с пройденным не составила. В Ламское озеро вышли уже под вечер, когда солнце клонилось к закату. В нем под мостом была небольшая совсем легкая проводка и в конце озера, на левом берегу, как подсказали нам еще старшие товарищи, нашли большую стоянку. Вставали и готовили ужин уже в сумерках, после чего без сил упали в палатки.

23.07. - С утра я подклеил по возможности ободранное дно байды, а затем мы с Игорем отправились на поиски перехода в Макаровское озеро. Между Ламским и Макаровским озерами проходит водораздел: из Ламского озера сток идет в сторону Финского залива, а из Макаровского - в сторону Ладоги. Ориентировались мы по карте, в соответствии с которой имелась дорога недалеко от нашей стоянки, которая выводила к Макаровскому озеру. Проще говоря, нам не хотелось искать обнос через водораздел, хотя мужики объяснили нам, где надо искать начало тропы: в том месте на кустах в качестве указательного знака должны были висеть то ли чьи-то штаны, то ли рубашка. Мы захотели быть умнее, забыв, что лучшее - враг хорошего. Сначала шли по какой-то дороге, потом пошли по просеке под ЛЭП, которая, судя по карте, пересекала Макаровское озеро в узком месте. Однако заросли кустарника и высоченной травы, болотистая почва не дали нам подойти к берегу. Потом пошли по водоразделу между Макаровским и Ламским озерами по дороге, надеясь найти тропу, спускающуюся к Макаровскому озеру. Мы тыкались как слепые щенята, но ничего не получалось. Попытались спуститься к берегу по каким-то жердочкам, положенным каким-то Сусаниным на болотистую почву, но они закончились в тростнике, не доходя до воды. От отчаяния сквозь густой камыш закричали "SOS" какому-то рыбаку в лодке. Оказался мальчишка, который наконец-то подсказал нам, где есть выход к воде (там был большущий камень). Мы прошли между краем леса и болотистым берегом туда и наконец-то нашли тропу. Вот тут нам стало понятно, почему мы с дороги не могли найти эту тропу, спускающуюся к берегу. От дороги до спуска к озеру, около 50 метров, была практически голая скала, на которой никаких признаков тропы было не видно.
После этого вернулись на стоянку, собрались и отправились искать в левом заливчике начало тропы с нашей стороны. С грехом пополам нашли его, хотя ни штанов, ни рубашки там на кустах не было, видимо, кто-то их успел приватизировать. Вещи и байды пришлось таскать через густой лес сначала на дорогу, потом по дороге метров 100-150, затем к началу тропы и потом уже к берегу Макаровского озера. Около камня байды пришлось грузить по очереди, т.к. для двух байд места не хватало. В узком месте как раз под линией ЛЭП озеро перегораживали заросли травы и тростника. Проход в тростнике был, но его не было видно, а к самому тростнику пришлось идти буквально по слою густой травы. Дальше по озеру шли спокойно, а в нескольких км за Вещево на правом берегу нашли неплохую стоянку. Перед отбоем пришлось вслух высказаться нелицеприятно в адрес С-й, т.к. они улеглись спать, будучи дежурными и не закрыв костровище и дрова на ночь.

24.07. - дневка на Макаровском озере. Весь день немилосердно пекло солнце, донимали слепни, спрятаться от них можно было только в воде. Правда, на мокрые после купания тела они нападали с особенным аппетитом. Сплавали с И. на рыбалку, но неудачно, наверное, из-за жары. Потом я подремонтировал удочки девчонкам и вечером они попытались тоже ловить, даже кого-то поймали, но пожалели и отпустили. Уже после отбоя мимо проплыла весельная лодка с полупьяной местной молодежью, которая почему-то решила, что в палатках находятся молодые девушки, и выкрикивала скабрезности.

25.07. - Отправились дальше. В северном конце Макаровского озера немного заблудились, точнее проскочили пролив, ведущий в Вуоксу. В Боковом проливе сделали проводку под мостом, а залив Глубокий на Вуоксе встретил нас хорошим мордотыком. На одном из островов увидели опять опять группу из двух мужчин и женщины, они объяснили, как пройти к порогу, т.к. Вуокса тут широкая и много островов. Стоянку нашли недалеко от порога Гремучий. На ней я нашел в кустах канистру с бензином, видимо забыла плановая группа. Отлил поллитра в пластиковую бутылку для обработки шкуры в местах наклеивания заплат.

26.07. - Поток воды на пороге Гремучий поражает своей мощью, даже вдоль берега, на мелководье, байды было не провести, не хватило бы сил удержать их, да и самим просто не устоять на ногах. Проходить на Байдах не решились, поэтому сделали обнос через маленький перешеек. В пос. Барышево посетили магазин, а на острове Хребтовом нашли хорошую стоянку. Правда, выбираться с воды пришлось довольно по крутому песчаному откосу. Вообще на этом острове мест для стоянок много.

27.07. - Утром я как всегда встал раньше всех, сварил кофе. Потом Ира сготовила завтрак, а старшие С-и еще спали. Мы стали завтракать, а Андрюшка (старший сын С-ей) сидел рядом, отказываясь покушать. Оказывается, Люда посчитала необходимым делать только общие обеды, а завтраки раздельно, хотя предварительно об этом ничего не говорилось. Вообще это для совместного похода вещь дикая. Перед мальчишкой чувствовали себя неудобно. Чувствовалась все большая разобщенность между нами. Проезжавшая мимо машина, проехала по закону подлости по банке с червями, но мягкий грунт спас их. Пока собирались, с запада появилась большая грозовая туча, еще одна туча шла с какой-то другой стороны (сейчас уже забылось, с какой именно, но туч точно было две сразу!). Вуокса здесь очень широкая, больше километра, а нам надо было перейти к левому берегу, вдоль которого идти вниз. Пришлось налечь на весла, чтобы грозы не застали нас на воде. К счастью они прошли стороной, только пролил небольшой дождь, который мы переждали уже на берегу. При отчаливании потеряли Зоины тапочки. До Вуоксы-Вирты оказалось идти довольно далеко, да и плыли мы вдоль берега, почти "облизывая" их. Довольно свежий ветер дул сзади с правого борта, разворачивая нас, поэтому мне без руля пришлось попотеть. Когда до стоянок на Вуокса-Вирте (их там подряд несколько хороших) оставалось около часа пути, Люда предложила сделать остановку для обеда. Мы объяснили, что идти осталось немного, и, не встретив возражений, пошли вперед. Перед поворотом в Вирту я оглянулся и не увидел байды С-ей. Мы подождали немного и поняли, что они ушли от нас "по английски", не прощаясь, тем более, что до Лосева оставалось совсем немного и они в нас здесь уже не нуждались. Короче, расставание получилось не очень красивым. Дальше места нам были хорощо знакомыми и стоянку мы нашли вполне приличную.

28.07. - Дневка. Весь день стояла чудная теплая погода. Мы отдыхали после последних трех довольно больших переходов. Я не спеша клеил байду, девчонки купались, Ира тоже отдыхала. Тираспольские, как и договаривались, появились во второй половине дня. Вообще до этого у нас с ними знакомство было почти такое же, как и с С-ми, т.е. как с родителями Зоиной одноклассницы и подружки. Правда, мы знали, что они старые походники, в т.ч. байдарочники. Это почувствовалось сразу же, отношения установились открытые и простые. У Миши с собой была двуручная пила, и мы тут же взялись за заготовку дров (я обычно пользуюсь ножовкой).

29.07. - Отправились вперед, решив дойти сразу до стоянки напротив Черемухового мыса. По пути зашли в Ромашки, докупив продукты. Балахановское озеро пришлось проходить при хорошем мордотыке, а, учитывая, что озеро мелкое, волна тут разгуливается приличная. Я боялся больше всего скрытых водой камней. Если байду приподымет волной и шваркнет о такой камень, то мало не покажется. К счастью, все обошлось. Наша любимая стоянка оказалась свободной, и мы на ней расположились.

30-31.07. - Два дня мы отдыхали, да и погода была не очень. Я с Мишей рыбачили на зимние удочки с байды, была уха, черника и блины с черничным вареньем, насобирали также лисичек. Поскольку заранее дальнейшего конкретного плана похода у нас не было, то мы предложили сходить на наше любимое Михалевское озеро, Тираспольские согласились.

01.08. - Отправились в сторону Веселой канавки. Прохождение ее действительно было "веселое", т.к. воды было мало и часть канавки была почти сухой, т.е. пришлось таскать вещи и байды. (Позднее я прочитал в Интернете отчет группы, которая проходила Веселую канавку только во встречном направлении недели за две до нас. Так они ее прошли, не выходя из байд, т.е. потом уровень воды сильно упал.) В Верх. Любимовское озеро вышли уже ближе к вечеру, а надо было еще найти стоянку. Мы хотели пройти поближе к устью р. Козловки. Дойти до нашей любимой стоянки на скалистом мысу было нереально. Шли вдоль правого берега довольно долго, пока в каком-то заливе попалась подходящая полянка. При поисках дров я нашел в лесу старый блиндаж, прекрасно оборудованный, даже с вентиляционной трубой, по которой я его и обнаружил. Потом Миша демонстрировал свои старые альпинистские навыки и, забравшись с ножовкой на сосну, напилил сухих сучьев.

02.08. - До устья р. Козловки шли при хорошем мордотыке. У меня ветром сорвало с головы шапочку, но волны были такие большие, что мы не рискнули даже развернуться, чтобы подобрать ее. В устье сделали обнос порога и двух мостов, затем примерно через один км проводка через небольшой порог на месте разрушенной мельницы. По Козловке идти легко даже против течения. Самое интересное, что вверх по Козловке мы всегда идем в сухую погоду, а вот обратно обязательно в дождь. Сделали остановку недалеко от истока речки, около каркаса бани. Наверху оказалось много малины. Потом решили сделать стоянку на полянке, на другом берегу.

03.08. - Утром отправились дальше (хотя это было, наверное, не раньше 12-ти). Сначала Т-е ушли вперед, мы их догнали, т.к. Миша занимался спиннингом. Когда мы вышли из речки в озеро, то подождали, пока появится вторая байда. Когда они появились из камышей, то до нас было около 50 м. Мы были уверены, что они нас видят и следуют за нами, т.к. маршрут они не знали, а эта часть озера густо заросла камышом. После выхода из речки необходимо обогнуть большой лесистый полуостров, вдоль берегов которого заросли тростника. Когда мы сами первый раз шли сюда в 1999 году, то чуть не прозевали поворот и не ушли в юго-западный залив, весь заросший тростником. Тогда мы успели заметить байду попутчиков, оторвавшихся от нас, и свернули вовремя за ними.
Сейчас же мы шли вперед, уверенные, что Т-е идут следом. Мы обогнули полуостров, вошли в камышах в протоку, ведущую в основную часть озера, прошли в одном месте быстринку и остановились в тихом заливчике, поджидая отставших. Они не появлялись. Из-за зарослей тростника нам ничего не было видно. Мы подумали, что Миша по ходу ловит на спиннинг, вышли в основную часть озера и недалеко от протоки встали на полянке. Ждем, отставших нет. Тогда я один на байде пошел обратно. В заливе со стороны протоки никого нет, обошел полуостров, но в заливе, откуда начинается Козловка, тоже никого. Решив, что Т-е не уследили за нами и заблудились, пошел к камышам в ю-з заливе, какое-то подобие проходов в них было, но соваться в них одному на своем тяжелом "Салюте-тройке" было глупо, я мог застрять. Я покричал безответно и пошел обратно. На совете с Ирой подумали, что Т-е ушли обратно в Козловку. Хотя в это не хотелось верить, т.к. они все-таки опытные походники, да к тому же все котлы остались у нас. Мы стали готовить обед, а через некоторое время появились пропавшие. Выяснилось, что, не уследив за нами, они все-таки ушли в камыши ю-з залива, даже продрались сквозь них до берега.
Не обошлось без небольших взаимных претензий. К счастью, благоразумно проблему раздувать не стали, перешли к обеду и мирно пошли дальше.
Наша стоянка на любимом пляжике оказалась свободной, и я с Мишей на вечерней зорьке даже успели порыбачить.

04-05.08. - Два дня стояли, сходили с Мишей на байде в Бородинское в магазин. Когда шли туда, то произошла любопытная встреча. На один из больших береговых камней из кустов, за которыми виднелась палатка, неожиданно вылез заросший мужик или парень и спросил, не знаем ли мы случайно, какой сегодня день недели. Тут мы сами призадумались и честно ответили, что точно уже не знаем. Мужик почесал в голове, сказал: "Ну и хорошо" и опять исчез в кустах. Действительно хорошо, когда числа и дни недели перестают играть свою роль и не надо загонять жизнь в их жесткие тиски. По возвращении мы успели даже порыбачить, а на следующий день коптили рыбу.

06.08. - Прощание с нашим любимым Михалевским озером. Еще мы не успели дойти до истока Козловки, как по устоявшейся традиции в знак прощания с озером начался нудный моросящий дождь. Он сопровождал нас на всем протяжении речки. Когда дошли до порога на месте разрушенной мельницы, то мы предоставили своим более молодым, но опытным попутчикам показать класс прохождения порога. Они пошли первыми, на самом входе в порог благополучно сели на камень, их развернуло и в порог они пошли кормой вперед. Когда они все-таки прошли его, пошли мы, задев по пути какой-то подводный камень. Когда мы догнали Тираспольских, то они нас обрадовали, что продрали шкуру. Пришлось экстренно выгружаться на левый крутой и заросший густой травой и кустами берег. Байду разгрузили и вытащили, после чего Миша занялся ремонтом. Ира же наверху, под дождем, в мокрой траве, проявив чудеса, добыла огонь и развела костер, чтобы согреть всех девчонок.
Пока дошли до моста в устье Козловки, дождь закончился. Когда разгрузили нашу байду для обноса, то под настланными на дно ковриками обнаружилось ведра полтора воды. Обследовав шкуру, я повреждений не обнаружил. Решили, что дождем налило.
Пошли в Нижнее Любимовское озеро, прошли мимо нашего Муравьиного острова, на котором увидели надпись, что это о. Ежик. Присмотрелись со стороны, а ведь точно ежик. Это название оказалось удачней нашего. Начинало уже смеркаться, стоянка за островом на берегу была занята, но с берега нам подсказали, что свободна стоянка на острове. Встали мы в длинной ложбине с выходом на озеро, в которой стояли в 1997 году. В нашей байде опять оказалось не меньше ведра воды. Пока поставили палатки, почти стемнело, после дождя все было мокрое, долго не могли развести костер, все замерзли от сырости, устали, обедали-ужинали около полуночи, после чего только согрелись.

07.08. - Отсыпались, пришлось устроить незапланированную дневку для ремонта. Миша свой ремонт провел быстро, а я никак не мог обнаружить разрыв шкуры. Пришлось руками прощупывать всю поверхность. Только таким путем я смог обнаружить дырку под старой заплаткой на месте потертости. При этом заплатка наполовину была отодрана камнем, шкура под ней прорвалась, и вода свободно текла внутрь, хотя снаружи дырку было не видно. Дырку заштопал и поставил новую заплатку. Вообще-то мы этот лишний день хотели постоять на Приозерских плесах, но незапланированные аварии все изменили.

08.08. - Отправились в сторону Мельниково. Вдруг на левом по ходу движения берегу увидели Олю Струкову. Встреча была радостной. Она была вместе с сыном Виктора, которого мы встретили чуть дальше, он ловил на спиннинг с байды. Когда подошли к мельничной плотине, то нас догнала туча и минут 15-ть поливал жуткий ливень, который пришлось пережидать в байдах. Проход порога под мостом в Мельникове затруднения не составил. Как всегда посетили магазины. Я оставался ждать на берегу. Стоянка на Малиновом острове оказалась занята, поэтому встали на острове напротив. Выход там, правда, крутой. Стоянка сама очень симпатичная, сверху скалы открывается красивый вид, но … Вонючая свалка устроена сразу рядом с поляной, хотя в двух шагах глубокий овраг. Дикари. Грустно. Судя по большому количеству 5-ти литровых баллонов из-под воды, какая-то группа приезжала на выходные. На нормальных обычных туристов это не похоже, хотя, к сожалению, многие тургруппы тоже оставляют после себя, мягко говоря, бардачок. На Вуоксе это стало в последнее время очень заметно.
Зато купаться со скалы просто прелесть. Правда, нам с Мишей за дровами пришлось на байде сходить на берег и полазать по лесу.

09.08. - Утром все купались со скалы, а затем зашли на Малиновый остров, откуда группа ушла, насобирали малины. Обнаружили, что вся стоянка на нем очищена от мусора, а на дереве в полиэтиленовом конверте висело обращение от экологической экспедиции какой-то школы из г. Пушкина Московской области с просьбой беречь природу. Короче, москвичи утерли нос питерцам - представителям культурной столицы. Приозерские плесы встретили нас мелким моросящим дождиком. Найти там стоянку всегда проблема, т.к. большинство подходящих мест всегда занято, поэтому пришлось поискать. Встали на каком-то безымянном острове, к которому привели нас Тираспольские, буквально на камнях. Колышки для палатки было вбивать некуда, приходилось использовать камни, но получилось неплохо. Однако все неудобства извинялись прекрасным видом.

10.08. - Отплыли к финишу в Приозерск. В Перекрестном заливе ветер с правого борта поднимал приличную волну, и идти было тяжело. Однако после обхода полуострова он стал попутным и до Приозерска дошли без проблем.

Вот и закончился поход 2001 года, в течение которого нам удалось пересечь на байде весь Карельский перешеек практически от Выборга и до Ладоги.