29 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: IV

Дата: 26.08 - 11.09.2003 г.

Маршрутная книжка: № 29/2003

Руководитель: Телицын С.Ю. (Челябинск)

Район: Заалайский хребет

Категория: IV горная

Маршрут: р. Комансу - пер. Минжар (2Б;5045м) - р. Кузгун - р. Сауксай- Прижимы р. Сауксай (2А) - лед. Большая Саукдара - пер. Южное седло (2А;5150) - пер. Двугорбый (2Б;5698) - пер. Карнизный (2Б; 5400) - лед. Большая Саукдара.

Источник: www.tk-rifei.narod.ru

1 Телицын Сергей Юрьевич 1976 г. Челябинск ул. Солнечная 24–35 Руководитель
2 Фещенко Павел Юрьевич 1974 г. Челябинск ул. Солнечная 20–13 Медик
3 Соломонов Антон Александрович 1981 г. Челябинск ул. Овчинникова 8–47
4 Боголюбский Константин Алексеевич 1883 г. Челябинск ул. Молодогвардейцев 68в–62 Завхоз
5 Пятак Александр Владимирович 1978 г. Челябинск пр. Ленина 23–93 Реммастер

29. Каска - 1
  30. Палки телескопические - 1 пара
  31. Ледобуры - 2

2. График движения (километраж указан с учетом районного коэффициента)

\
№ дня Участок пути Путь /км/ Ход-е время /час/ Характер пути, способ преодоления сложных участков, опасные участки, ночлеги, ориентиры Метеоусловия
1 Р. Комансу (3077) – р. Кота–вешик (3200) 15 8 До р. Комансу нас довезли на КУНГе. Реку перешли по камням. На левом берегу нашли заросшую травой дорогу. Тровяные холмы водораздела р. Комансу и р. Ката–Вешик перевалили правее высоты 3435 и спустились к р. Ката–Вешык. Чистую воду пришлось поискать. Облачно
2 Р. Кота вешик (3200) – р. Минжар (3600) 15 8,5 С места ночевки вышли в 8–30. Р. Ката–Вешик бежит в глубоком овраге. Шли вдоль правого берега р. Ката–Вешык. Выше слияния без особых проблем перешли правый и левый рукава Ката–вешик. Рядом со слиянием стоял кош. В 10–25 вышли на обширное травяное плато правого берега р. Минжар. В 13–00 по плато дошли до правого притока р. Минжар. После обеда перешли правый приток и вышли на боковую морену р. Минжар. Пройдя две ходки нашли небольшой ручей с чистой водой около которого поставили лагерь, высота 3680. Облачно
3 Р. Минжар (3600) – Подножье ребра пер. Минжар (4000) – радиальный выход до (4600) 10 8 С места ночевки вышли в 8–30. Шли по моренам вдоль правого берега р. Минжар. Сама река бежит в глубоком овраге и с морен ее не видно. В 11–05 дошли до основания ребра пер. Минжар. Здесь на поросших травой террасах поставили лагерь, высота 3990. После обеда отнесли заброску на ребро до высоты 4600 к «Рогатому жандарму». Ясно
4 Подножье ребра (3900м) – ребро пер. Минжар (4600м) – радиальный выход до (4800) 3 6 Утром вышли В 7–30, На запад с перевала спускается пологое скально–осыпное ребро. На ребро поднимались с левой стороны. Сначала по ручью (500м), затем по мелкой сыпухе (200м). По ребру крутизной 25 гр. поднялись до высоты 4700. Ребро здесь выполаживается, в мелкой осыпи откопали две площадки и установили лагерь. После обеда спустились вниз до 4600 за заброской и подняли ее выше лагеря до 4900 под «большой жандарм». Ясно
5 Ребро пер. Минжир (4600) – пер. Минжар (2Б;5045) – лед. Кузгун (4300) 9 10 С места ночевки вышли в 7–30. До «большого жандарма» шли по ребру (скально–осыпной склон 20–25гр.), далее одели кошки и сместились в лево на 50м на снежно–ледовый склон. До седловины шли в связках с одновременной страховкой по снежно–ледовому склону 20–30гр. 500м. На седловину поднялись в 11–35. Здесь оставили дежурного кипятить чай, а сами спустились вниз за заброской. В 13–00 весь груз был на перевале. После обеда в14–30 начали спуск с перевала. Простой и короткий спуск по снежно–ледовому склону крутизной 30–35гр. (200м) вдоль склона левой по ходу вершинки приводит на пологий закрытый ледник левого притока ледника Кузгун. По леднику шли в связках вдоль левого борта. Перед слиянием с основной ветвью снег заканчивается, но ледник здесь сильно разорван. Шли по центру ближе к левому борту. Выход на основную ветвь лед. Кузгун затруднен рендклюфтом. В средней части нашли небольшой ледовый мостик. В 16–20 спустились на основную ветвь лед. Кузгун. На лед. Кузгун развязались и сняли страховочные системы. До поворота ледника на юг шли по центру ледника ближе к правому борту. После поворота на небольшой морене в правой части ледника поставили лагерь, время 19–00, высота 4250. Ясно
6 Лед. Кузгун (4300) – долина р. Кузгунтеке (3690) 14 10 С места стоянки по леднику шли вдоль ручья ближе к правому борту. К концу третьего перехода свернули вправо, пересекли ручей и поднялись в карман правой боковой морены. По карману вышли на пологий осыпной склон. Здесь около реки нашли чистую воду и пообедали. Ледник здесь заканчивается. После обеда продолжали двигаться по правому карману ледника, который через переход вновь вывел нас к р. Кузгунтеке. Река довольно быстро погрузилась в каньон. Судя по описанию, ниже в каньоне начинались непроходимые прижимы, поэтому по первому же удобному кулуару в правом борте каньона мы поднялись на правобережную террасу. По плато за 30 мин дошли до потока с перевала Абрис. Время ставить лагерь. Ясно
7 долина р. Кузгунтеке (3690) – устье р. Кузгунтеке (3370) 5 5 За ночь выпало 15 см снега, который будто ковром укрыл морены с торчащей между камнями травой. Утром продолжали движение по террасе, которая привела нас к глубокому оврагу. Отсюда уже видна долина р. Сауксай, но чтобы туда спустится необходимо преодолеть три глубоких оврага, пересекающих правобережную террасу р. Кузгунтеке. Спускаться к самой реке бесполезно, ее берега в этом месте образуют сплошные прижимы с отвесными конгломератными стенками. Овраги удобнее проходить в верхней части. Глубина здесь меньше и стенки не столь крутые, как внизу. Пройдя овраги мы вышли на травяной склон по которому спустились к р. Кузгунтеке недалеко от ее устья. Переправа через р. Кузгунтеке во второй половине дня была не целесообразна, поэтому решили сделать полудневку. Ясно
8 устье р. Кузгунтеке (3370) – устье р. с пер. Горлова (3500) 15 5 р. Сауксай берет свое начало с ледника Большая Саукдора и даже у истоков имеет внушительную силу. В среднем течении поток грязно–серой водяной массы столь внушителен, что переправы через него становятся очень проблематичны. Долина Сауксая в среднем течении достаточно просторная с широкими песчанно–каминистыми берегами, но путь в верховья Сауксая как по правому, так и по левому берегу преграждают прижимы. Утром без особых проблем вброд перешли р. Кузгунтеке. По правому берегу р.Сауксай за 5 часов дошли до потока стекающего с ледника пер.Горлова. Здесь остановились на обед и сделали разведку. Согласно описания выше по течению р. Сауксай находится труднопроходимый прижим. Для его обхода нами был заявлен пер. Прижимный (1Б; 4540). Разведка показала, что не доходя прижима есть место, где возможно организовать навесную переправу через р. Сауксай. Лагерь поставили на месте обеда. Ясно
9 устье р. с пер. Горлова (3500) –переправа на левый берег р. Сауксай – прижим за устьем р. с лед. Снежный (3800) 9 5 Утром организовали навесную переправу через р. Сауксай. Не дохода 200–300м до прижима на противоположных берегах находятся два скальных выступа, образующих своеобразные ворота. Сложенную вдвое вспомогательную веревку, с привязанным к ней камнем, удалось петлей набросить на скальный выступ на противоположном берегу. Затем с помощью вспомогательной продернули вокруг выступа основную веревку и натянули переправу для первого участника (длинна навесного участка 20м). Вся переправа заняла 1,5–2 часа. Дальше шли по левому (орогтр.) берегу. На левом берегу находятся четыре прижима. Первый прошли по кромке воды. Второй прижим находится выше потока с лед. Снежный, его удалось пройти вброд. Третий прижим обойти вброд не удалось, поэтому перед ним поставили лагерь и сделали разведку. Ясно
10 прижим за устьем р. с лед. Снежный (3800) – язык лед. Большая Саукдора (3900) 6 6 Утром, несмотря на понижение уровня воды, обойти прижим вброд не удалось. Прижим пришлось обходить по скалам. Прямо над прижимом идет скально–осыпная полка. Для подъема и спуска на нее пришлось повесить два участка перил по 15м каждый. Четвертый прижим обошли сверху по сыпухе. Далее путь вверх нам преграждал ледник Дзержинского, который съехал в долину Сауксая, полностью перекрыв ее массой разломанного льда и сераков. Река бежала где–то под ледником. Пересечь ледник вдоль правого берега практически невозможно. К счастью мы находились на левом берегу и обошли язык ледника по осыпному склону левого берега. Выше л. Дзержинского долина вновь расширяется. Двигались вдоль левого (орогр.) берега. Немного не доходя до языка ледника Большая Саукдара уперлись в кангломиратные стены. Повторный брода через Сауксай был неизбежен. Решили разбить лагерь и переночевать. Ясно
11 язык лед. Большая Саукдора (3900) – лед. Большая Саукдора (4350) 12 10 Немного не доходя до прижима река разбивается на несколько рукавов, бегущих перпендикулярно основному руслу (места для переправы были и ниже). Первый и второй рукав перешли с перильной страховкой, остальные просто в брод. После переправы вышли на моренные валы ледника Большая Саукдора. Пересекли ледник и поднялись в карман правой боковой морены. Идти по карману достаточно удобно, но практически нет чистой воды. После обеда продолжали идти по карману. После поворота ледника влево по конгломиратным кулуарам спустились на ледник. Подняться в карман левой боковой морены мы уже не успевали, поэтому поставили лагерь на леднике. Пасмурно
12 Лед. Большая Саукдора (4350) – цирк пер. Южное Седло (4950) 6 6 Утром за 30 мин. поднялись в карман левой боковой морены лед. Б. Саукдора. Здесь напротив ущелья, уходящего на пер. Карнизный, оставили заброску. Здесь удобные, закрытые от ветра места для стоянок, есть несколько небольших озер. С места заброски вышли в 10–15. За одну ходку перевалили левую боковую морену и вышли к небольшой речке, стекающей с ледника пер. Карнизный. Шли вдоль реки, за два перехода вышли на ледник. Язык ледника практически весь закрыт ледниковыми моренами. Погода пасмурная, низкая облачность. В просветы с лева видна вершина 5526м. с характерным раздваивающимся ребром. Пройдя ребро, повернули на лево в широкий кулуар. Прошли еще ходку по кулуару и остановились на обед. После обеда по кулуару поднялись до небольшой седловины на боковом ребре и вышли в цирк пер. Ю. Седло. Погода окончательно испортилась, пошел снег, видимость упала до 30м. Решили остановиться и переждать. К 16–00 погода не улучшилась, поэтому установили лагерь. Пасмурно, снег
13 Цирк пер. Южное Седло (4950) – пер. Южное Седло (2А; 5150) – лед. Октябрьский западный (5150) 3 4 Утром вышли в 9–30. По осыпному склону, закрытому снегом (крутизна до 30 гр. длинной 1000м), за две ходки к 11–00 поднялись на седловину пер. Ю. Седло (2А; 5150). Седловина широкая ледовая. Температура –8 гр., сильный ветер, видимость 100–150м. Тура нет. На левом по ходу движения склоне сложили тур. За один переход по снежному склону крутизной 25–30 гр. спустились на лед. Октябрьский западный. Ледник закрытый, встречаются небольшие трещины. Прошли еще два перехода по леднику в направлении пер. Двугорбый. Погода не улучшилась, хребты закрыты облаками. Поставили лагерь и сделали полудневку. Высота примерно 5100. Вечером облака раздуло и погода наладилась. С ледника хорошо просматривался путь подъема на перевал Двугорбый. Пасмурно, снег
14 Лед. Октябрьский западный (5150) – Пер. Двугорбый (2Б; 5698) 3 10 Утром хорошая погода, облака поднялись, много синего неба, температура –9 гр. С места стоянки выходим в 7–50. За одну ходку подошли под перевальный взлет. Подъем на перевал представляет собой снежно–ледовый склон крутизной от 30 до 70 гр. продолжительностью 800м, при большом количестве снега лавиноопасен. Перевальная седловина из цирка смотрится неоднозначно. Если смотреть из цирка то это первое понижение гребня левее пика двугорбый. В 8–30 начинаем подниматься на перевал. В правой и левой части перевального склона идут ледовые сбросы. В середине склон более ровный и образует своеобразный кулуар шириной 50м. В связках подходим под первый ледовый лоб. Отсюда начинаем вешать перила. Первая веревка достаточно крутая до 70 гр. В нижней части кулуара снега не много, веревки крепим на бурах. Выше ледового лба прижимаемся к правому борту кулуара. Провесили 10 веревок крутизной 40–50гр. В верхней части в кулуаре много снега в самом кулуаре лавиноопасно, приходится уходить вправо под ледовые сбросы (снежный склон 35–40 гр. 2 веревки). Подошли к ледовым разломам. Первый разлом обходим справа (ледовая стенка 4м 90 гр.) Далее влево по полке две веревки траверсом на перевал. На перевальную седловину поднялись в 18–00. Всего на подъеме провесили 14 веревок (700м перил). Погода испортилась, видимость 100–150м. На седловине поставили палатки. Ночью шел снег, дул порывистый ветер. Пасмурно, снег
15 Пер. Двугорбый (2Б; 5698) – Цирк пер. Карнизный (5100) 2 3 Утром погода не улучшилась. Видимость 50–70м. Лагерь не снимаем. Свазкой делаем разведку пути спуска. Вниз уходит снежно–ледовый склон 25–30гр. На льду небольшой слой снега 5–10 см. Лавинной опасности нет. После обеда снимаем лагерь и начинаем спуск. Спускаемся в связках с попеременной страховкой (снежно–ледовый склон 25гр. 400м). При спуске с перевала забираем немного в право. Через 20–25 мин ледовый склон заканчивается и начинаются скально–осыпные кулуары (крутизна 20гр.). По одному из них мы спускаемся на ледник. Погода не улучшилась, Перевалы закрыты облаками, временами идет снег. Ледник в цирке перевалов Двугорбый и Карнизный закрытый, ровный, трещин практически нет. Ставим лагерь. Пасмурно, снег, туман
16 Цирк пер. Карнизный (5100) – Пер. Карнизный (2Б*; 5400) – лед. Большая Саукдора (4380) 10 5 Утром погода наладилась, перевалы открылись. Из лагеря хорошо просматривался наш следующий перевал Карнизный. Рассматривалось три варианта подъема на перевал: 1. Прямо по центру подойти под карниз по широкому снежному кулуару и провесить перила через карниз. Но сам карниз снизу плохо просматривался и была опасность упереться в нависания (позже рассматривая карниз с боку оказалось, что он был вполне проходим). 2. Обойти карниз справа. Подняться на гребень вправо по осыпному кулуару и траверсом в обход жандармов спуститься на седловину. Этот вариант отбросили из–за возможных сложностей при обходе жандармов. 3. Обойти карниз слева. Подняться на гребень по снежно–ледовому склону левее основной седловины, а потом траверсом по гребню спустится на седловину. Решили идти по третьему варианту. С места ночевки выходим в 8–00, поднимаемся в связках по снежному склону 25–30гр. Скальный выход обходим слева. Выше него вправо уходит широкая ледовая полка, по которой в 9–30 выходим на седловину перевала. Седловина широкая снежная тура нет. На небольшой осыпи сложили тур, оставили записку. В 10–00 начали спуск. Погода испортилась, видимость 100м. Спускаемся в связках по снежно–ледовому склону 30–35 гр. В верхней части много снега, есть трещины. Перед выходом на ледник пришлось повесить веревку перил по ледовому лбу крутизной 40–45гр. Спуск с перевала занял 50 мин. В верхней части ледник закрыт, идем в связках. Постепенно прижимаемся к правым боковым моренам. Здесь развязываемся и снимаем страховочные системы. За 1,5 часа сбежали к нашей заброски в кармане левой боковой морены лед. Большая Саукдора. Здесь поставили лагерь и сделали полу дневку. Переменная облочность
17 Лед. Большая Саукдора (4380) – левый приток лед. Большая Саукдора с пер. ККТ (5100) 15 10 11.09 Утром в 8–45 выходим с места стоянки вверх по лед Большая Саукдора, погода хорошая, ясно, но холодно. В нижней части ледник сильно перепахан огромные валы, сераки, разломы. Приходится постоянно маневрировать, иногда возвращаться. С начало идем по карману левой боковой морены, напротив перевала Северное седло карман упирается в разлом. К 10–40 с трудом удается перевалить через сераки и выйти на срединную морену ледника. Идем вдоль срединной морены. После обеда сместились немного влево, и попали в зону разломов, пришлось немного вернутся. Выше пер. Октябрьский ледник выравнивается, становится меньше разломов и сераков. Лагере ставим напротив пер. ККТ. На этом спортивная часть нашего похода была завершена. Мы присоединились к другой группе из Челябинска с которой вышли в п. Бардоба. Переменная облочность

Итого: ходовых дней, 152 км.

Выводы

Всего наша группа за 17 ходовых дней прошла маршрут продолжительностью 132 км., на котором были пройдены 5 препятствий:

• Три перевала 2Б категории сложности.
  • Один перевал 2А категории сложности.
  • Пройдена система прижимов на р. Сауксай, которую мы оцениваем как препятствие 2А категории сложности.

2. Паспорта перевалов

12. Время движения со страховкой: 3
  13. Требуемое снаряжение: веревка, кошки, ледоруб
  15. Особые замечания: на ребре есть места для ночевки

Перевал Минжар расположен в водоразделе Заалайского хребта и соединяет ледники Минжар на севере и Кузгун на юге, В месте нахождения перевала хребет на коротком участке ориентирован меридианально, поэтому сам перевал ориентирован с запада на восток.

На запад с перевала спускается пологое скально-осыпное ребро. На ребро поднимаются с левой стороны. Сначала по ручью, затем по мелкой сыпухе на небольшую седловину ребра. Путь по ребру до большого последнего жандарма прост и не требует страховки. Первый "рогатый" жандарм обходили слева, остальные справа по ходу. В средней части (на высоте 4700) ребро выполаживается. Здесь мы откопали площадки для двух палаток и установили лагерь. Последний "большой жандарм" запирает путь по ребру. Не доходя до него мы свернули на лево и вышли на снежно-ледовый склон. Сместились по склону на 50-70м влево здесь склон положе и ровнее, чем вдоль скальных выходов. Поднисальсь в связках. Крутизна склона 20-30гр. Седловина перевала широкая, снежная, есть небольшые моренные выходы.

\
Участок Путь, м. Крутизна град. Время мин. Кол–во веревок Кол–во точек страховки Рекомендации по прохождению
1 Подножье ребра – стоянки на ребре 3000 20–30 300 0 0 От основания ребра слева по руслу ручья выходим на седловину ребра, далее по ребру, обходя жандармы.
2 Стоянки на ребре – седловина перевала 1000 30 120 0 0 Пешком, обходя жандармы, до начала снежника, далее в кошках и связках по снежному склону слева от последнего жандарма.
3 Седловина пер.–левый приток лед. Кузгун 200 35 15 0 0 В связках вдоль левого осыпного склона.
4 Лед. Кузгун 8000 10 240 0 0 В связках.

2.2. Паспорт перевала: Южное седло

3. Высота перевала: 5150м
  4. Категория трудности: 2А
  5. Местоположение: В западном отроге хребта Зулумарт правее в. 5526
  6. Соединяемые ледники, долины: лед. Большая Саукдора и лед. Октябрьский западный
  7. Ориентация перевальных склонов: запад-восток
  8. Концевые точки маршрута: цирк пер. Южное седло - лед. Октябрьский западный
  9. Расстояние: 6 км
  10. Общее время прохождения: 3 часа
  11. Количество ходового времени: 2 часа
  12. Время движения со страховкой: 1 час
  13. Требуемое снаряжение: веревка, кошки, ледоруб
  15. Особые замечания: на седловине сильный ветер

Перевал Южное Седло расположен в хребте Зулумарт. Перевал соединяет лед. Большая Саукдора и лед. Октябрьский Западный. Перевал сориентирован с востока на запад. Подъем и спуск с перевала технической сложности не представляет. Седловина широкая ледовая.

1 Цирк пер. – седловина 400 30 80 0 0 В связках
2 Седловина пер. – ледник Октябрьский западный 500 30 40 0 0 В связках по снежной полке вправо и вниз.

2.3. Паспорт перевала: Двугорбый

3. Высота перевала: 5698м
  5. Местоположение: В хребте Зулумарт к юго-востоку от п. Двугорбый 5801
  6. Соединяемые ледники, долины: лед. Октябрьский западный - долина р. Байгашка.
  7. Ориентация перевальных склонов: север-юг
  8. Концевые точки маршрута: лед. Октябрьский западный - цирк пер. Двугорбый
  9. Расстояние: 5
  10. Общее время прохождения: 13 ч.
  11. Количество ходового времени: 10 ч.
  12. Время движения со страховкой: 9 ч.
  13. Требуемое снаряжение: веревка, кошки, ледоруб, каска, ледобуры.
  15. Особые замечания: северный склон лавиноопасен

Перевал Двугорбый расположен в восточном отроге хребта Зулумарт к юго-востоку от пика Двугорбый. Перевал соединяет лед. Октябрьский Западный и лед. Большая Саукдора. Сориентирован перевал с северо-востока на юго-запад. Подъем на перевал представляет собой снежно-ледовый склон крутизной от 30 до 70 гр. при большом количестве снега лавиноопасен. Перевальная седловина из цирка смотрится неоднозначно. Если смотреть из цирка то это первое понижение гребня левее пика двугорбый.

1 Лед. Октябрьский зап. – пер. взлет 500 0–5 40 0 0 В связках
2 Начало пер. взлета – бергшрунд правее седловины 600 40–70 480 12 12 Сначала по центру кулуара, затем вправо под разломы правее седловины.
3 Бергшрунд – седловина пер. 250 60 90 3 4 Из под берга по ледяной полке влево пешком, далее вдоль склона влево 2–а участка горизонтальных перил, на седловину выходим пешком
4 Седловина пер. – цирк пер. Карнизный 600 45 90 0 5 С седловины вправо по снежно–ледовому склону с попеременной страховкой, далее по осыпному кулуару.

2.4. Паспорт перевала: Карнизный

12. Время движения со страховкой: 2 ч
  13. Требуемое снаряжение: веревка, кошки, ледоруб, ледобуры
  15. Особые замечания: на седловине в сторону южного склона козырек

Перевал Карнизный расположен в хребте Зулумарт к западу от пика Двугорбый. Перевал соединяет долину реки Байгашка и лед. Большая Саукдара. Сориентирован перевал с юго-востока на северо-завд. Основная сложность перевала в том что выход на перевал с юго-востока практически по всей ширине седловины преграждает снежно-ледовый карниз.

График движения

1 Цирк пер. – седловина пер 800 30–40 120 0 0 Из цирка влево от перевала по снежному склону в связках выходим на ледяную полку, по которой обходим карниз и выходим на седловину
2 Седловина пер. – ледник 600 30–45 40 1 1 С седловины прямо вниз в связках по снежному склону, внизу ледяной лоб, 1–а веревка перил.