Виды туризма

29 января 2013
( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III
0 400 0

Руководитель похода: Ремизов Дмитрий Александрович
Адрес руководителя: Москва, ул. Ботаническая д. 33, корп. 6, кв. 23; тел. 155-95-98

Маршрутная книжка: №1/3-306

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5691

Содержание
Введение
Список используемых сокращений
1. Справочные данные о походе
         - 1.1. Паспорт маршрута
         - 1.2. Состав группы
         - 1.3. Общая характеристика района Терскей
         - 1.4. Общая характеристика района Ак-шийрак
2. График движения по маршруту и описания перевалов
         - 2.1. Подъезды к маршруту и долина р. Чон-Кызыл-Су
         - 2.2. Перевал Соватор (1А, 3800)
         - 2.3. Перевал Лавинный зап. (2А, 3800)
         - 2.4. Перевал Ашутор (1Б, 4000)
         - 2.5. Долина р. Сары-чат
         - 2.6. Ледник Безымянный
         - 2.7. Перевал Колпаковского (2А, 4300)
         - 2.8. Выезд из района проведения похода
3. Выводы
4. Список снаряжения
5. Список использованной литературы

Введение

Для участия в описываемом путешествии подобралась команда, где все участники, кроме одного, уже имели опыт походов 3 к.с. Все они уже побывали во многих горных районах на протяжении 5-10 лет занятий горным туризмом. Поэтому главной задачей похода ставилось посещение достаточно труднодоступного и малопосещаемого места, где не успел бы еще побывать кто-нибудь из участников.

Для проведения путешествия были выбраны районы Ц.Тянь-шаня – Терскей и Ак-шийрак. Оба они из-за послеперестроечных трудностей стали посещаться значительно реже, а в Ак-шийраке, предположительно, никто не был с 1994 г. Поскольку отчетов и описаний массива Ак-шийрак в городской библиотеке МГЦТК мало, а относительно свежих нет вовсе, было решено максимально подробно описать этот район.

Повсеместно в отчете направление дается орографически, кроме специально оговоренных случаев. При описании технических участков указывается общая длина провешенных перил, поскольку использовались три веревки – 50, 50, 30 м. и измерять протяженность участка с постоянной страховкой в веревках нельзя. Длительность переходов указывается в чистых ходовых часах, обед и отдых вычтены.

Для измерения высоты используется наручный альтиметр, прибор GPS, карта масштаба 1:200000. Как показывает практика, точность альтиметра составляет ±150м, GPS ±250м, точность карты иногда также вызывает сомнения. В целом погрешность всех приведенных высот следует считать не менее 150 м.

Для измерения географических координат использовался прибор GPS 12. Его погрешность в описываемом районе, как показали испытания, не превышает 10 м. Однако, в связи со специально вводимой правительством США ошибкой, в описании прибора гарантируется точность лишь ±150м. Существует предположение, что в мае 2000г. вводимая ошибка была снижена, позволяя таким образом вычислять координаты с большей точностью. Но, думается, что при использовании упомянутых координат следует принимать их с погрешностью не менее ±150м.

Для создания фотоотчета использовался аппарат с зум-объективом 24-85 мм. Известно, что фокусное расстояние менее нормального (50 мм) на снимке создает иллюзию более пологого склона, если съемка производится в непосредственной близости от него. Фокусное расстояние более 50 мм "делает" склон круче. Для того, чтобы предоставить возможность лучше оценить рельеф по приведенным фотографиям было решено указывать также фокусное расстояние объектива там, где это действительно может повлиять на восприятие.

Список используемых сокращений

ц. - центральный;
р. - река;
пер. - перевал;
м. - метр;
пос. - поселок;
лед. - ледник;
мин. - минута;
км. - километр;
г. - год;

1. Справочные данные о походе

1.1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Ц. Тянь-Шань;
2. Вид туризма - Горный;
3. Организация, проводившая путешествие - ТК "Вестра", МГЦТК;
4. Категория сложности - третья;
5. Количество участников - шесть;
6. Руководитель - Ремизов Д. А.;
7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК МГЦТК;
8. Маршрутная книжка - 1/3-306.

Активная часть маршрута
р. Чон-Кызыл-су – пер.–Соватор (1А, 3800) – пер.–Лавинный зап. (2А, 3800) – пер.–Ашутор (1Б, 4000) – р. Сары-тор – цирк лед. Безымянный – пер.–Колпаковского (2А, 4300) – пос. Чон-Кызыл-Су.

1. Сроки активной части маршрута - 22.07-07.08.2000 г.;
2. Продолжительность активной части похода - 16 дней;
3. Количество дневок - 1;
4. Протяженность маршрута - 151 км;
5. Суммарный набор высоты - 5830 м.;
6. Максимальная высота - 4450 м.

Список пройденных перевалов
1. Саватор 1А, 3800
2. Лавинный зап. 2А, 3800
3. Ашутор 1Б, 4000
4. Колпаковского 2А, 4300

1.2. Состав группы

Ф.И.О.
Обязанности
Дата рождения
Адрес
Ремизов Дмитрий Александрович руководитель 10.10.1974 г. Москва, ул.Ботаническая д.33, корп. 6, кв. 23
Иванов Михаил Вячеславович снаряженец 20.01.1974 г. Москва, ул. Голубинская 25-2-338
Резанова Ольга Сергеевна завхоз 04.01.1995 г. Москва, ул.Олеко Дундича д.13, корп. 2, кв. 346
Годгельф Виктор Леонидович медик 20.12.1967 г. Москва, ул. Хамовнический вал д.38, кв. 59
Глотов Сергей Геннадьевич   10.08.1967 г. Москва, ул. Соколиной горы, д.19б, кв. 38
Рыжов Юлиан Евгеньевич реммастер 4.10.1972 г. Москва, ул. Ореховый б-р, д.14, корп. 2, кв. 745

1.3. Общая характеристика района Терскей

Хребет Терскей-Алатау расположен в северо-восточной части Киргизии и замыкает с юга котловину озера Иссык-Куль. Его гребень протянулся в широтном направлении на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракола (бывший Пржевальск), на 5216 метров над уровнем моря. Средняя высота хребта составляет около 4500 м.

Для хребта Терскей-Алатау характерен альпийский тип рельефа с современным оледенением, а также ярко выраженная асимметрия склонов. Длинный северный склон сильно расчленён в отличие от короткого южного. Длинна ледников северного склона достигает 5-7 км, южного склона – до 10 км (ледник Колпаковского). Языки ледников находятся на высоте 3000-3500 м. Ледники повсеместно отступают.

Выпадение осадков в этом районе, как и в других горах Средней Азии, в основном связано с западными ветрами, их количество возрастает при движении с запада на восток вдоль Иссык-Кульской котловины и достигает максимума в районе пика Победы, где расположен главный центр оледенения Тянь-Шаня.

Дожди в летний период чаще бывают во второй половине дня Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к походу. Заметим, что в отличие от богатых растительностью северных долин, к югу от главного хребта радуют глаз лишь отдельные участки альпийских лугов, на которых кормятся различные горные птицы и козлы. Необходимо отметить уникальное сочетание доступности, красоты ландшафтов и спортивной сложности гор Терскей-Алатау.

В начале перестроечного периода в районе паслись многочисленные стада, животноводство было развито. Под пастбища использовались даже сырты и южные склоны Терскея. Сейчас поголовье скота намного меньше. Во многие "висячие" долины, такие, как Котор, Соватор, Карата-кия пастухи перестали ходить. Небольшие стада были замечены в долинах Ашутор, Карабаткак, однако численность их невелика и люди наведываются изредка. Поэтому не следует рассчитывать на наличие мостов, даже если они обозначены на схемах. В верхних участках долин нет летовок и соответственно невозможно получить продукты.

Как это не показалось странным ФГС – Физико-Географическая Станция – функционирует. Там есть постоянный работник. Он дружелюбен. Можно ожидать радушного приема и, в случае необходимости, ночлега. По-соседству живут несколько семей чабанов.

Местное население вообще крайне доброжелательно и гостеприимно. Вспоминают СССР, руский язык в почете. В случае необходимости жители могут оказывать и услуги по транспортировке заброски. Многочисленные встреченные нами в Терскее группы иностранцев пользуются такой услугой.

Растительность северных склонов Терскея разнообразна. Еловые леса хребта Терскей-Алатау достаточно богаты: в них растут грибы (особенно много рыжиков), малина смородина, жимолость, шиповник. В числе других достопримечательностей района следует отметить несколько небольших каровых озёр и одно относительно большое озеро Алакуль в ущелье правого притока реки Каракол. Ну и конечно же, нельзя упускать из виду возможность посетить горячие целебные источники в долинах рек Арашан и Чон-Кызылсу. Кроме этих, так называемых народных курортов, есть и государственные: Аксу и Джеты-Огуз. Последний сейчас активно функционирует. Около 8 утра оттуда отправляется единственный в день автобус до г. Каракол (Пржевальск).

1.4. Общая характеристика района Ак-шийрак

Район Ак-шийрак является вторым по величине узлом оледенения на Тянь-Шане. Средняя высота 4700м, высшая точка – 5150 м. Массив сформирован тремя сближенными хребтами, благодаря чему там образовались большие ледники (самый значительный -ледник Петрова имеет в длину 14 км и является третьим по величине на Тянь-Шане). Для западной части района характерны большие фирновые поля. Языки ледников лежат на высотах 3700-4100 м, снеговая линия – 4100-4400 м.

Проведение похода в Ак-шийраке связано с длительным пребыванием на значительной высоте (от 4000 м.) и в снеговой зоне. Принимая также во внимание переменчивую погоду следует внимательно относиться к подбору снаряжения. После нескольких дней непогоды многие перевалы могут быть лавиноопасны.

С юга и запада Ак-шийрак ограничен сыртами (по-киргизски это слово означает спина) – большими высокогорными плато. Средняя их высота составляет 3700 м. Раньше на сыртах функционировала метеостанция Тянь-Шань, однако, по словам местных жителей, сейчас она закрыта.

Около оконечности ледника Петрова ведется разработка золотых месторождений совместным Канадско-Киргизским предприятием "Кумторский золотодобывающий комбинат "Cumtor operating company" (КОК)". Там есть поселок, где живут около 1500 человек, ежедневно через перевал Барскаун (3754 м.) уходят машины с рудой. В принципе, хотя водителям и запрещено подвозить кого-либо, можно выехать.

Золотодобыча развивается бурными темпами. Сейчас месторождение дает 20 тонн желтого металла в год. Но, к сожалению, по словам местной прессы, подтвердились опасения насчет того, что мощное промышленное производство грозит нарушением ледниковой системы киргизской части Тянь-Шаня. Почти круглые сутки мощные 80-кубовые самосвалы везут и сваливают горную массу на тело ледников Лысый и Давыдова. Возможно, не сохранится и ледник Сары-тор, у подножия которого известный в республике геолог Борис Резников двадцать пять лет назад как раз и открыл уникальное месторождение золота. Нам, правда, не пришлось наблюдать пока никакой деятельности в районе упомянутого ледника.

Сообщают, что на "Кумторе" ежедневно гремят взрывы, на которые тратится по 20 и более тонн взрывчатки. И хотя мы также не почувствовали никаких, хотя бы небольших, толчков исключать возможность схода лавины из-за минимальных возмущений нельзя.

Подобная бурная деятельность ставит под сомнение целесообразность посещения ледников Петрова, Лысый, Давыдова. Ледник Сары-тор пока остается нетронутым. Находится близко от района разработок в высокогорной зоне может быть также небезопасно из-за возможности провацированного схода лавины.

Стоит отметить, что за все время нашего пребывания в районе Ак-шийрак мы не ощутили отрицательного воздействия золотодобычи. Пройденные нами места остались в первозданном виде. Мы не видели даже никаких следов пребывания человека.

Та часть сыртов и Ак-шийрака, что осталась нетронутой, пустынна и давно не используется под пастбища. Встреча с людьми здесь маловероятна. В силу, видимо, этой причины количество животных, обитающих на сыртах, велико. Нам встречались много козлов, часто попадаются следы медведей, также, по словам смотрителя ФГС, обитают волки. Но, к счастью, никаких неприятных встреч испытать нашей группе не пришлось.

Климат района суров. Среднегодовая температура на сыртах – 7-80С, т.е. ниже, чем на Памире или на Новой Земле. Даже в июле каждую ночь заморозки. После ночных снегопадов вся поверхность сыртов покрывается снегом, который постепенно днем тает. Растительность крайне скудная: встречаются альпийские луга, чуть выше мхи и лишайники. Все они произрастают над слоем вечной мерзлоты, глубиной до 300 м. Летом, из за обильного таяния, возможно заболачивание местности. Значительная часть нашего пути по сыртам проходил именно по болотам, что, безусловно, затрудняет передвижение.

На левом берегу р. Сары-чат были обнаружены остатки старой грунтовой дороги. Транспорт по ней, вероятно, давно уже не ходит, однако исключать возможность проезда, например на Урале, нельзя.

2. График движения по маршруту и описания перевалов

22.07.
Подъезды к началу маршрута

Мы вылетели из аэропорта Домодедово, Москва в Бишкек около 13:00. При сдаче багажа в Москве мы использовали следующую хитрость: Часть багажа была извлечена из рюкзаков (около 8 кг.) и поделена на две неравные части. Меньшая часть в просторном пакете была предъявлена как ручная кладь, в то время как большая стояла в стороне с провожающими. После взвешивания и приклеивания бирок отложенную часть мы переложили в те пакеты, которые были предъявлены как ручная кладь. Таким образом мы пронесли около 6 кг. багажа на человека без оплаты. Однако небольшой перевес у нас все же случился и мы добросовестно его оплатили (1% за килограмм от стоимости билета) официальным образом в кассу, хотя местные служащие активно предлагали сделать это негласно за меньшую сумму. Некоторое волнение у нас вызывало и то, что в каждом рюкзаке было по 2-3 баллона с газом. Но, как и в прошлом году, при просвечивании баллоны не вызвали какого-либо интереса.

В 19:00 мы были в Аэропорте Манас, Бишкек. Около сорока минут провели в закутке в ожидании багажа. После долгожданного получения оного выяснилась еще одна хитрость: служители аэропорта Манас, назвавшиеся перронным контролем, требовали от нас предъявления квитанций об оплате перевеса. Поскольку небольшой перевес (в 3-5 кг.) ради приличия нами был в Москве все же оплачен официально, то никаких препятствий нам чинить они не стали. По сути им достаточно вида квитанции. Желания перевешивать рюкзаки они совершенно не высказали. Этот момент, надо отметить, был неожиданным и мы порадовались, что не купились на предложение оплатить перевес неофициально.

Кыргызские таможенники на наши вопросы о декларации показали свое удивление и объяснили, что в Кыргыскую республику можно ввести любое количество долларов и вывести тоже любое. На наши суммы (менее 500 долларов) декларации не нужно ни при ввозе ни при вывозе. Это оказалось чистой правдой. В отличие от Узбекистана здесь милиция не вымогает денег и не требует предоставления кучи справок, откуда у тебя взялись доллары. По улицам мы разгуливали спокойно. Так было в прошлом и в этом году. Стоимость билета Москва-Бишкек на самолет составила 160 долларов в одну сторону.

У выхода из аэропорта нас ждала заказанная в фирме Тянь-Шань Тревел машина УАЗ. Координаты фирмы: 720042, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Щербакова, 127. Тел: +996 (312) 27-05-76. E-mail: tienshan@imfiko.bishkek.su, Web site: "http://www.tien-shan.com" rel="nofollow". Общаться следует с Владимиром Бирюковым. Эта фирма предоставила нам также пропуск в альптурзону и регистрацию в ОВИР. Забегая вперед, отмечу, что официально эти документы нужны, но во время нашего пребывания никто ими даже не заинтересовался. Стоимость машины Бишкек-ФГС составила 240 долларов, регистрации в ОВИР – 2 доллара с человека, пропуск в альптурзону на месяц – 6 долларов с человека.

Перед отъездом из аэропорта мы поменяли там деньги (по 20 долларов на человека). Курс в сравнении с Бишкеком нормальный (около 46 сом за доллар).

23.07.
Долина р. Чон-Кызыл-Су

Около пяти утра мы приехали в ущелье Чон-Кызыл-Су. До ФГС, как планировалось, мы доехать не смогли поскольку последний мост размыт. От него осталось только несколько бревен, по которым, впрочем, легко можно перейти пешком. Выгрузившись из машины и позавтракав купленным по дороге арбузом, мы решили, что спать несмотря на ночной переезд почему-то не хочется и следует пойти дальше, хотя бы до ФГС. Бодро начав, мы за один ходовой час по тропе дошли до ФГС. Это Физико-Географическая Станция, как оказалось, до сих пор работает. Там есть только один сотрудник. Его киргизское имя звучало для нас необычно и он предложил звать себя Коля. Живет Коля с женой и двумя детьми. Также по соседству обитают несколько чабанов. Коля живо предложил нам айран и лепешки. Он проинформировал нас, что две недели шли сплошные дожди и лишь сегодня первый нормальный день. На вопрос где лучше оставить заброску он однозначно заявил, что у него. Решено было так и поступить. Возможно, это более сохранно, чем зарыть ее где-нибудь в камнях. Для пущей бережливости Николаю было выделено 200 сом.

По высоте ФГС (2555 м) был выставлен альтиметр. Были определены координаты слияния рек Карабаткак и Чон-Кызыл-Су: N42011.442'; E078012.073'. ФГС находится в непосредственной видимости от этого места метрах в трехстах.

Подготовив заброску на основную часть маршрута, мы вышли далее. Еще один ходовой час потребовался для того, чтобы дойти до впадения р.Соватор в р. Чон-Кызыл-Су. Скотопрогонная тропа идет по левому берегу р. Чон-Кызыл-Су. По пути пришлось перейти через р.Карата-Кия. Эта река небольшая и утром ее можно легко перепрыгнуть по камням. Немного выше устья р.Соватор решено было поставить лагерь. Брод р. Соватор также не представляет трудности.

Погода: переменная облачность. Без осадков.
Пройденное расстояние: 8 км.
Чистое ходовое время: 2 часа 30 мин.
Перепад высот: +150 м
Высота лагеря: 2670 м

24.07.
Перевал Соватор (3800 м, 1А)

Координаты N 42008.089'; E078009.514'.
Подъем в 6:00. Выход в 8:30. По тропе правого берега р. Соватор поднялись в висячую долину р. Соватор. Набор высоты здесь идет резко и составляет около 400 м. Подъем занял 1 час 30 минут ходового времени. Долина р. Соватор достаточно пологая. Сразу после подъема тропа переходит на левый берег, вскоре после чего теряется. Путь по травянистым террасам р. Соватор несложен. Ущелье р.Соватор хорошо просматривается на фото №1, сделанном из-под перевала Арча-тор в конце похода. К 12:00 подходим к последней террасе ущ. Соватор. Она отделена крутым участком подъема. Отсюда виден район пер.–Соватор. Располагаемся на обед. Выход в 13:30. Крутой уступ верхней террасы может быть преодолен справа или слева. Мы предпочли подниматься с левой (орографически) стороны, думая, что таким образом окажемся ближе к перевалу. Однако выяснилось, что это было ошибкой. Мы вынуждены были потерять высоту. Следует идти справа, так как там положе и нет потери высоты. У конечной морены ледника ущелья Соватор есть хорошие места для стоянок. Отсюда виден перевал Соватор. Он является значимым понижением в хребте. Перевал расположен ровно к западу от языка ледника ущелья Соватор. Под перевальным взлетом мы были в 15:00. Все участники горели желанием пройти перевал сегодня. Легкие рюкзаки позволяли это сделать. Решено было идти перевал.

Перевальный взлет имеет перепад около 150 метров. Он представляет из себя травянистый склон с выходами камней. Крутизна около 30 градусов, местами до 40. В 16:30 мы были на перевале. Седловина узкая и вытянутая вдоль линии хребта, мест для палаток нет. Тур располагается ближе к левой (по ходу) стороне в самом низком месте. Снята записка группы из г. Ярославль т/к "Ирбис" от 4.07.1997 г. На перевале начался мелкий град, который, к счастью, быстро кончился.

В 17:00 начат спуск в сторону р. Киче-Кызыл-Су. Он проходит по крутой мелкой и местами средней осыпи крутизной около 40 градусов. Спуск камнеопасен. Каски. Движение плотной группой. Перепад высот на западном взлете пер.–Соватор также около 150 м. Движение неудобно поскольку осыпь подвижна. Спуск занял около 40 минут. Западный взлет пер.–Соватор виден на фото №3. Дальнейшее движение проходит по гребню правобережной морены маленького ледника, берущего начало южнее пер.–Соватор. У оконечности морены располагаются удобные травянистые площадки. Есть вода. Отсюда виден пер.–Карата-Кия. Спуск от конца перевального взлета до конца морены занял еще 40 минут. На площадках остановились на ночлег.

Погода: Весь день переменная облачность. Осадки незначительные.
Пройденное расстояние: 8 км;
Чистое ходовое время: 8 часов;
Перепад высот: +1130 м; :300 м;
Высота лагеря: 3500 м.

25.07.

Утром подъем в 7:00. Оценивая снежную обстановку, на наше удивление, вопреки словам Николая из ФГС о продолжительных осадках, мы нашли, что снега было мало даже на северных склонах. Сопоставляя имевшиеся у нас фотографии с текущим состоянием стало очевидно, что год этот крайне малоснежен.

Принимая во внимание сложившиеся условия решено было идти пер.–Лавинный зап. Прохождение северного взлета этого перевала сопряжено с опасностью схода лавины. Поэтому, планируя маршрут, предполагалось идти перевал Лавинный зап. только в случае малого количества снега. Иначе его прохождение было бы заменено прохождением пер.–Карата-Кия, 1А. Любой из этих перевалов выводил нас обратно в долину Чон-Кызыл-Су.

Выход в 9:40. Спуск к р. Киче-Кызыл-Су проходит по правой стороне ручья, берущего начало от безымянного ледника, расположенного юго-западнее пер.–Соватор. Спуск крутизной около 30 градусов проходит по травянистому склону. Мы предполагали уйти траверсом южнее, в сторону пер.–Лавинный, однако это оказалось невозможно, поскольку левый (южный) берег ручья обрывист.

Долина Киче-Кызыл-Су выглядит пустыннее, чем Чон-Кызыл-Су. Растительность там беднее. Мы продолжаем движение по правой стороне реки Киче-Кызыл-Су по травянистым склонам. К 11:30 подходим к крутому взлету (около 30 градусов), ведущему к верхней террасе долины. Река Киче-Кызыл-Су уходит здесь в каньон. Взлет имеет перепад высоты около 200 м. На его преодоление уходит чуть меньше часа.

На верхней террасе долины река Киче-Кызыл-Су разливается на много рукавов. Имеется множество ровных травянистых площадок. На одной из них в 13:00 мы располагаемся на обед. Отсюда виден пер.–Лавинный зап. и Лавинный вост. Во время обеда нас застает довольно сильный дождь. Он продолжался около 40 минут.

После обеда подходим к оконечной морене лед. Лавинный. Справа (по ходу) обход морены запирается небольшим озером. Решено было подниматься на морену слева (по ходу), вблизи левого (по ходу) склона.

Ледник лавинный в процессе отступления создал несколько моренных гряд. Они сложены, в основном, из крупных и средних камней. Движение по ним затруднительно. Во время нашего движения по моренам начался дождь, что еще более затруднило движение.

За один ходовой час мы поднялись на гребень самой последней морерны. Отсюда видно, что скорее всего путь вдоль озера, в обход морены справа (по ходу) был бы проще. У самого языка ледника видны площадки, где можно поставить лагерь. Через 20 минут, потеряв около 50 метров по высоте, мы были там. В 17:30 встали на ночлег. Облачно.
Погода: С утра солнечно, после обеда низкая облачность. Временами осадки в виде дождя.
Пройденное расстояние: 7 км;
Чистое ходовое время: 4 часа 30 мин.;
Перепад высот: -300 м; +300 м;
Высота лагеря: 3500 м.

26.07.
Перевал Лавинный зап. (2А, 3800)

Координаты: N 42006.079'; E078008.178'
Подъем в 4:30. Погода ясная. Делаем фотографии пер.–Лавинный зап., который хорошо виден (фото №4). Снега на нем мало. Видны выходы льда на перевальном взлете.
Выход в 6:15. Выходим на язык лед. Лавинный. Ледник открытый. Идем в кошках. Через один переход ледник становится закрытым и мы связываемся. Подход к перевальному взлету занял еще 10 минут после связывания.

Начало перевального взлета имеет крутизну около 25 градусов, которая постепенно возрастает до 30 градусов. Мы направляемся к левой (по ходу) стороне большого выхода льда, видимого на фото №4. Там делается первая точка на ледобуре. Подъем на перевал был начат около семи утра. В это время освещенным солнцем была лишь узкая полоска в самом верху взлета.

Путь подъема на перевал Лавинный, согласно большинству описаний проходит сначала в направлении пер.–Лавинный вост., а затем, примерно с середины склона, траверсом в уходят в сторону пер.–Лавинный зап. В указанных источниках это объясняется необходимостью обойти зону трещин. Мы однако, по крайней мере снизу, никаких крупных разрывов не видели и решили подниматься прямо в лоб. Этот путь менее опасен, поскольку в сторону от линии падения воды есть возможность схода камней с выступающих по краям седловины скал. Сама седловина с северной стороны чисто снежная и сход камней невозможен.

Первые 130 м. (три веревки 50+50+30) перил мы повесили на ледобурах по ледовому склону с небольшим слоем снега сверху (до 10 см.). Крутизна склона около 30-35 градусов. Это место по описаниям обычно имеет глубокий снежный покров и проходится без организации страховки. Постепенно крутизна склона возрастает до 40-45 градусов. Лед уступает место фирну. В 8 утра склон уже полностью освещается солнцем. Правда, поскольку он имеет северную экспозицию, лучи падают под острым углом и не растапливают снег.

Следующие 130 м перил до седловины мы провешиваем, организуя точки на ледорубах. Слой плотного фирна глубок и ледоруб уходит полностью, что позволяет организовать хорошую страховку а также легко двигаться на кошках. Примерно в середине взлета нами была легко преодолена единственная трещина шириной в несколько десятков сантиметров. Никаких серьезных разрывов из-за которых следовало бы отклонятся в сторону пер.–Лавинный вост. не обнаружено. Всего на взлете было повешено 260 м перил.

На перевал Лавинный зап. мы вышли около 10 утра. Перевальная седловина снежная и широкая. С северной стороны имеются трещины. Есть места для палаток. В скалах слева (по ходу) есть тур. Снята записка группы туристов из г. Вильнюса под руководством Plotras Baranovas от 18 августа 1998 года.

На юг открывается замечательный вид на главный хребет Терскея. Около часа мы проводим фотографируясь (фото №5) и разглядывая окрестности. Погода великолепная, ни одного облачка. В 11:00 начинаем спуск на юг в сторону р. Ашутор.

Спуск представляет из себя среднюю и крупную осыпь крутизной до 40 градусов. Движение осторожное плотной группой. Есть опасность спуска камней участниками. Перевальный взлет с юга невысокий перепад немногим менее 100 м.

Сразу после спуска по осыпи начинается закрытый ледник. Движение по нему в связках. Вскоре ледник становится отрытым. Пройдя около 200:300 м по открытому леднику сходим на его правобережную морену. Отсюда делаем фотографию ледника и перевала Лавинный зап. (фото №6).

Дальнейший спуск осуществляем по морене, забирая немного вправо. После окончания морены переходим по камням на левый берег реки, вытекающей из ледника. Вскоре ущелье обрывается вниз в сторону р. Ашутор. Сброс довольно крутой (около 30 градусов). Забирая вправо (в сторону пер.–Ашутор) спускаемся к стоянкам на берегу р. Ашутор. Отсюда до оконечной морены одноименного ледника около 1 км. Хорошо виден и перевал Ашутор (фото №8 сделано со склона во время спуска). На стоянках разбиваем лагерь. Время 14-20.

Погода: Весь день солнечно. Небольшая облачность во второй половине дня.
Пройденное расстояние: 5 км;
Чистое ходовое время: 6 часов 30 мин.;
Перепад высот: +300 м; -600 м;
Высота лагеря: 3200 м.

27.07.

Утром подъем в 7:00. Выход в 9:00. Четверо участников отправляются за заброской к ФГС. Путь лежит по левому берегу р. Ашутор, а затем, после ее слияния с рекой Котор, по левому берегу р. Чон-Кызал-Су.
От лагеря до слияния р. Котор и Ашутор добрались за 1 час 30 мин. Путь идет по тропе, которая периодически теряется на травянистых террасах. Перед слиянием рек Ашутор и Котор ущелье р.Ашутор круто обрывается вниз. Перепад около 100-150 м. Здесь тропа хорошо видна. Место слияния рек Ашутор и Котор видно на фото №7.
Немного ниже слияния рек Котор и Ашутор обнаружили палатку. Там оказались трое поляков. Они слабо говорили по-русски, а по-английски мы с ними не пытались объяснится.
Далее по левому берегу Чон-Кызыл-Су идет широкая удобная скотопрогонная тропа. Перед впадением р. Соватор в Чон-Кызыл-Су она обходит два прижима, забирая немного вверх. Около 12:00 мы были на ФГС.
Коля напоил нас айраном, накормил лепешками с каймаком. Заброску он добросовестно сохранил, за что ему было выдано еще 200 сом. Он явно остался доволен.
Обратный путь занял около пяти часов. В лагере мы были немного ранее шести вечера.

Погода: Весь день ясно.
Пройденное расстояние: 15 км в одну сторону;
Чистое ходовое время: 8 час.;
Перепад высот: -600 м; +600 м;
Высота лагеря: 3200 м.

28.07.
Перевал Ашутор (1Б, 4000)

Координаты N: 42003.528', E:078008.420'
Подъем в 6:00. Выход в 8:00. Погода пасмурная, однако облачность довольно высокая и не затрудняет ориентирование. От стоянок за двадцать минут по левому берегу р. Ашутор подошли к конечной морене ледника Ашутор сев. Подъем на морену несложен, путь по ней к языку также не представляет трудностей.

Около 9 утра мы вышли на ледник Ашутор сев. Ледник открытый и довольно пологий (до 20 градусов). Идем в кошках. Отклоняемся немного влево (по ходу) от центра ледника, обходя зону разломов. Путь по леднику хорошо виден на фото №8.

Сразу за зоной разломов, находящейся в среднем течении ледника, поворачиваем направо (по ходу) в сторону пер. Ашутор. Вскоре ледник становится закрытым и мы связываемся.

Перевального взлета как такового нет. На всем протяжении пути по леднику Ашутор сев. крутизна не превышает 20-25 градусов. Перевал Ашутор представляет из себя большое фирновое плато длинной около двух километров и шириной около километра.

На перевале мы были около 3-х часов дня. Несмотря на позднее время фирн не раскис и тропить практически не пришлось. Вероятно, сказалась облачная прохладная погода. Тура на перевале естественно нет, перевальная точка локализуется на плато с трудом.

Отсюда открывается хороший вид на массив Ак-ширак. Видны сырты. Золоторазработки не видны. Вероятно, они скрываются за хребтом, отходящим от лед. Сары-тор на запад. По информации, полученной от местных жителей отсюда до разработок около 20 километров.

Спуск по леднику Ашутор южн. в целом напоминает подъем. Сначала фирновое плато, затем закрытый ледник, переходящий в открытый. Везде достаточно полого (крутизна не превышает 20 градусов). Трещин мало и они невелики.

У конца ледника образовалось большое озеро. В длину оно метров 800, в ширину несколько сот метров. Плавают обломки льда. Зрелище весьма любопытное. Дальнейший путь был намечен по правому берегу р. Ашутор южн., но с языка ледника мы не стали спускаться на правобережную морену, поскольку путь по ней показался трудным. Снизу она вплотную подперта озером, а выше крута и заперта правым хребтом. Вероятно, пройти по ней можно, однако мы предпочли сойти на левобережную морену, путь по которой проще. Спуск с языка ледника на нее не вызвал затруднений.

Новая морена быстро уступает место старым, задернованным, далее следуют травянистые склоны. Путь вниз по левому берегу р. Ашутор южн., вытекающей из озера, несложен.

На просторной террасе, располагающейся ниже озера мы встали на ночевку. Время около 18:00. Река здесь разделяется на множество рукавов и течет в широкой галечной пойме. Окружающие травянистые луга заболочены. Отсюда мы сделали фотографию перевала Ашутор с юга (фото №9)

Во время установки лагеря начался дождь. С перерывами он продолжался весь вечер и всю ночь.

Погода: Весь день пасмурно, вечером и ночью дождь.
Пройденное расстояние: 15 км;
Чистое ходовое время: 8 час. 30 мин.;
Перепад высот: +800 м; :300 м;
Высота лагеря: 3700 м.

29.07.
Долина реки Сары-чат

Утром подъем в 6:00. Выход в 8:00. Пасмурно. Перебродили реку Ашутор южн. в том месте, где она разбивается на большее количество рукавов. Брод затруднений не вызвал.
По правому берегу реки направились вниз. Путь по сыртам, что значит по-киргизски "спины", здесь осложняется сильным заболачиванием местности. Через три перехода мы подошли к слиянию р. Ашутор южн. с р. Сары-чат.
Брод через р. Сары-чат несложен. В принципе ее можно перепрыгнуть по камням. Истоки реки находятся где-то неподалеку на сыртах.

От брода до р. Сары-тор еще три перехода. Направляясь к ней мы отклонились от р. Сары-чат вправо. Это обусловлено тем, что чуть ранее слияния рек Сары-тор и Сары-чат они обе уходят в каньоны. Мы же выбрали путь по сыртам и вышли к реке Сары-тор примерно на километр выше ее устья. Время около 3 часов дня.
Брод р. Сары-тор оказался прост даже днем и мы ее перешли. После брода мы прошли немного выше и на правом брегу р. Сары-тор около впадения чистого ручья поставили лагерь. Здесь будет дневка.

Погода: С утра пасмурно, после обеда переменная облачность.
Пройденное расстояние: 14 км;
Чистое ходовое время: 6 час.;
Перепад высот: -100 м;
Высота лагеря: 3600 м.

30.07.

Дневка. Делаем фотографии верховьев ледника Сары-тор (фото №10). Днем даже жарко.

31.07.

Подъем в 6:00. Выход в 8:00. Для выхода на ледник Безымянный было решено пересечь хребет, разделяющий р. Сары-тор и р. Безымянную, а не обходить его вдоль реки Сары-чат.

Первый переход мы поднимались ровно вверх (на восток) на хребет, затем стали уходить левее (по ходу), чтобы не набирать высоту слишком сильно. Пересечен хребет был несколько выше заметных саев, спускающихся к р. Сары-тор. В верхней своей части хребет плоский. Передвижение по нему несложно. На большом галечном поле установлен геодезический триангуляр.

На левобережную морену ледника Безымянный мы вышли несколько выше его языка. Пришлось потерять около 100 метров по мелкой сыпухе. На самом деле следовало бы от триангуляра не забирать несколько выше, как это сделали мы, а идти в сторону реки Безымянная с небольшой потерей высоты. Весь ледник безымянный виден на фото № 11.

Выход на лед. Безымянный с его левобережной морены представляет некоторые сложности. Непосредственно около морены тело ледника имеет большие разломы. Связавшись и попеременно страхуя друг друга мы прошли через них. В нижней своей части ледник Безымянный открыт, имеет спокойное течение. Трещин немного, они легко обходятся. Было решено идти в цирк лед. Безымянный по леднику.

В среднем своем течении лед. Безымянный по-прежнему открыт, однако попадаются места, где он уже имеет значительный снежный покров (до 20 см). Идем в связках. Имеются большие трещины. Правда, из-за малого количества снега они видны и обходятся. Через некоторые из них мы перепрыгиваем. В целом продвижение медленное, большое количество обходов, требуется постоянно повышенное внимание. Возможно, из-за малого количества снега обстановка значительно отличается от обычной.
В верхней части среднего течения ледник повсеместно становится закрыт. Количество трещин уменьшается. Мы поочередно тропим. К обеду погода сильно ухудшается. Села низкая облачность, пошел снег. Видимость упала до 20-40 м. Было решено в условиях непогоды далее не идти.
В безопасном месте на леднике устанавливается лагерь. Остаток дня проводим там.

Погода: С утра ясно, после обеда облачность. Снег.
Пройденное расстояние: 4 км;
Чистое ходовое время: 5 час.;
Перепад высот: +700 м;
Высота лагеря: 4300 м.

01.08.

С утра состояние погоды прежнее. Временами идет снег, низкая облачность. В таких условиях было решено отложить прохождение перевала Рокуэлла-Кента.

Погода: Весь день низкая облачность, мокрый снег
Пройденное расстояние: 0 км;
Чистое ходовое время: 0 час.;
Перепад высот: 0 м;
Высота лагеря: 4300 м.

02.08.

Погода опять нас не балует. Облачность, снег. Вынужденная дневка.

Погода: Весь день низкая облачность, мокрый снег
Пройденное расстояние: 0 км;
Чистое ходовое время: 0 час.;
Перепад высот: 0 м;
Высота лагеря: 4300 м.

03.08.
Ледник Безымянный

Утром погода улучшилась. Выходим в 7:00. За два дня выпало значительное количество снега.

В цирк лед. Безымянный выходим по его правой стороне. Путь здесь проще, чем в центре. Но также встречается много трещин. Каждый из нас проваливается одной ногой или по пояс по несколько раз. В левом хребте видна четко выраженная седловина, ведущая на ледник Сары-тор. Она обозначена как возможно пройденный перевал на схеме [2]. Делаем фотографию этой седловины (фото №12).

В цирк попадаем около 8 часов утра. Снимаем панораму (фото №13). Видны перевалы Безымянный (2Б, 4600), Рокуэлла-Кента (2А, 4600), седловина севернее пер.–Безымянный, возможно это пер.–100 лет Фрунзе (2Б, 4700), обозначенный на схеме [2] несколько в другом месте. Седловина логична и со стороны лед. Безымянный подъем не превышает 2А категории трудности. Было решено, что это и есть пер.–100 лет Фрунзе, поскольку более подходящей и ярко выраженной седловины, ведущей с ледника Безымянный на лед. Орой мы не обнаружили. Панорама цирка ледника Безымянный дана на фото №13.

Окружающие нас склоны перегружены свежевыпавшим снегом. При движении по цирку под нами просел с характерным звуком большой пласт.

Принимая во внимания снежную обстановку и то, что мы имеем только один оставшийся запасной день, в то время как обратные билеты на самолет уже куплены а на предстоящей части маршрута сойти раньше нельзя, было решено не проходить пер.–Безымянный.

После раздумий в 10 утра мы повернули назад. В верхней части ледника Безымянный мы шли по его правой стороне, также как и на подъем. В средней части было решено идти по правобережной морене. Этот путь прост и идти заметно быстрее, чем по леднику. В нижнем течении пришлось спустится в ранклювт правого борта. Передвижение там сложнее, однако принципиальных трудностей не представляет. В два часа дня мы встали на обед на травянистой площадке за нижней мореной.

Наиболее разумным путем от р. Безымянной до верховьев одноименного ледника представляется преодоление нижней части ледника по ранклювту правой стороны, далее по правобережной морене и правой стороне ледника. Нижнюю часть, возможно, проще преодолеть по леднику, а затем найти переход на правобережную морену.

В 15:30 мы вышли по направлению к реке Сары-тор. На этот раз мы не стали преодолевать хребет а прошли по плато вдоль реки Сары-чат. На ночевку встали в 17:00 на правом берегу р. Сары-тор недалеко от ее впадения в р. Сары-Чат. Это место примерно на два километра ниже, чем то, где мы проводили дневку.

Погода: переменная облачность, без осадков
Пройденное расстояние: 12 км;
Чистое ходовое время: 8 час.;
Перепад высот: +150; -850 м;
Высота лагеря: 3600 м.

04.08.

Подъем в 6:00. Выход без завтрака в 6:30. Преодолеваем вброд реку Сары-тор примерно на километр выше ее впадения в реку Сары-чат, перед тем местом, где р. Сары-тор уходит в каньон. Брод трудностей не вызвал.

За двадцать минут по плато выходим к реке Сары-чат около 100 м выше ее слияния с р. Котор южн. Двумя стеночками по 3 человека переходим р. Сары-чат. Сразу же выходим к р. Котор южн. и также двумя стенками переходим ее. Эти переправы требуют осторожности и их следует делать только утром. За последним бродом встаем на завтрак.

Выход после завтрака в 10:00. Подход по перевал Колпаковского было решено производить не по стандартному пути вдоль ледника или по леднику. С хребта, разделяющего ледники Безымянный и Сары-тор был просмотрен другой путь.

Ледники Котор южн. и Колпаковского разделены плато, уступами поднимающимся к главному хребту Терскея (фото № 15). Путь по плато несложен. В середине плато есть возвышение, обозначенное на топографической карте как 4083. В нижней части плато в километре от р. Сары-чат имеется довольно большое озеро.

Было решено идти от слияния рек Сары-чат и Котор южн. до озера, далее вверх по террасам левее (по ходу) вершины 4083, ближе к лед. Котор южн, и выйти на ледник Колпаковского по верхней части плато уже в среднее течение его западной ветви. Весь путь просматривается на фото №15.

От слияния рек Сары-чат и Котор южн. до зап. ветви ледн. Колпаковского мы прошли за 3,5 ходовых часа.

На равных, покрытых травой площадках, не доходя 400 м до ледника Колпаковского встали на ночевку. Место для стоянки удобное, есть вода.

Погода: ясно, во второй половине дня переменная облачность;
Пройденное расстояние: 9 км;
Чистое ходовое время: 4,5 час.;
Перепад высот: +400 м;
Высота лагеря: 4000 м.

04.08.
Перевал Колпаковского (4300, 2А)

Координаты: N 42004.718'; E078013.205'. Утром за 30 минут мимо моренного озера вышли на западную ветвь ледника Колпаковского (фото №16). Далее путь вверх по закрытому леднику прост. Встречаются трещины, идем в связках. Верховья западной ветви ледника Колпаковского представляют из себя большое фирновое плато. Его ширина около километра, а длина около 3-х километров.

На плато мы попали уже в 12 часов дня. Несмотря на ясную погоду, фирн до сих пор не раскис. Идти просто, тропежки практически нет. На север фирновое плато обрывается вниз ледопадом, собственно и образующим перевал Колпаковского. К началу ледопада мы вышли к часу дня.

Согласно многочисленным описаниям перевала спуск возможен либо по правому ранклювту, в конце которого нужно искать выход на ледопад, либо сразу по центру ледопада. Путь по ранклювту проходит по крутой осыпи, лежащей на ледовом основании. Он технически проще однако опаснее трудностями в организации страховки и также тем, что осыпь крайне подвижна. Кроме того, в конце все равно придется выходить на ледопад. Было решено идти по центру ледопада от самого верха. Этот путь технически сложнее, но повсеместно может быть организована надежная страховка на ледобурах.

В соответствии с описаниями тур находится у скал в начале ранклювта. Подойти к этому месту оказалось не легко, так как начало ледопада ярко не выражено и большие разломы начинаются еще в конце плато. Для поисков тура нам пришлось бы пересечь несколько крупных трещин, а затем вернуться обратно, к центру ледопада. Было решено этого не делать.

В 13:30 начат спуск вниз. Наибольшую крутизну ледопад имеет в верхней части. В середине первой веревки (50м) встретился участок крутизной в 900 и протяженностью около 15м. Веревку продернули через специально приготовленный для этой цели маленький ледобур. Надо отметить, что можно было бы и обойти крутой участок большой петлей по более пологому пути, однако в случае спуска быстрее и безопаснее было спуститься по одной веревке, оставив ледобур. Далее три веревки имели среднюю крутизну около 40-45°. Их снимали с помощью бура-самовывертыша. После них основные разломы были уже преодолены. Далее мы повесили еще 4 веревки по склону с плавно уменьшающейся крутизной от 35 до 200.

Во время нашего спуска большой ледяной выступ обвалился в ранклювт. Мы остались довольны тем, что пошли не там, а по середине ледопада.

Нужно отметить, что при прохождении перевала Колпковского на подъем путь может быть просмотрен значительно лучше и реально может понадобится повесить лишь около 3-х веревок. Перепад высоты ледопада Колпаковского составляет около 500м. Спуск виден на фото №16. Ледник Котор, на который мы спустились открыт, больших трещин не имеет. До его языка мы дошли за 30 минут.

Далее мы спустились на правую сторону р. Котор и по травянистым террасам проследовали до первого удобного для ночевки места с чистой водой (один переход от морены ледника). Отсюда сделано фото №18 верховьев ущелья Котор.
Погода: ясно;
Пройденное расстояние: 8,5 км;
Чистое ходовое время: 9 час. 30 мин;
Перепад высот: +300; -950 м;
Высота лагеря: 3350 м.

05.08.

По террасам верхнего течения р. Котор за два 40-минутных перехода подходим к началу крутого спуска из висячей долины. Здесь река Котор круто уходит вниз, образуя водопад. Спуск по ее левому берегу невозможен, там сбросы. По нашему берегу (правому) идет тропа, однако она временами теряется. На поиски верного пути спуска уходит около получаса. Идти следует в непосредственной близости от р. Котор. Если отклонится несколько правее, то можно выйти прямо на сбросы. Тропы там нет.

Спустившись из висячей долины мы стали искать возможность перейти на левый берег р. Котор, а затем далее на левый берег р. Ашутор.

К счастью через обе реки оказались перекинуты бревна. Через р.Котор бревно упало случайно, поскольку вода подточила корни дерева, а через р. Ашутор бревно было аккуратно кем-то уложено. В принципе, на лежащие бревна здесь лучше не рассчитывать. Для хозяйственной деятельности местных жителей переправа не нужна, так как поголовье скота сильно уменьшилось и верховья р. Котор более не используются под пастбища. Однако место слияния рек Котор и Ашутор, а также и выше, обильно поросло лесом, и поскольку реки периодически меняют свое русло они подтачивают растущие деревья. Через реку Котор мы обнаружили три лежащих дерева. При планировании переправы здесь можно учитывать возможность положить ствол через реку.

По левому берегу реки Чон-Кызыл-Су, которая начинается в месте слияния рек Котор и Ашутор, за полтора ходовых часа мы дошли до ФГС. Перейдя у ФГС на другую сторону р. Чон-Кызыл-Су по хорошему и широкому мосту мы встали на ночевку. Ночевать в непосредственной близости от ФГС нам не захотелось.

Погода: ясно;
Пройденное расстояние: 12 км;
Чистое ходовое время: 4 час. 30 мин;
Перепад высот: -800 м;
Высота лагеря: 2555 м.

06.08.

Поскольку погода подпортила нам основную часть маршрута, внеся свои коррективы, у нас осталось время, силы и желание пройти еще что-то. Было решено подняться по реке Каработкак, а затем по ее последнему (с верху) правому притоку, для того, чтобы сфотографировать противоположную сторону ущелья Чон-Кызыл-Су, где находятся перевалы Соватор и Карата-Кия. Утром подъем в 700. Выход в 9 утра.

В ущелье Карабаткак из ущелья Чон-Кызыл-Су ведет хорошая дорога. Ранее по ней ездили автомобили в поселок геологов. Сейчас сюда, возможно, заедет лишь Урал, которму может удаться переехать р. Чон-Кызыл-Су в брод.

Около 300 м. ранее того места, где в р. Карабаткак впадает последний ее правый приток (место слияния просматривается) нужно начать отварачивать влево (по ходу) и наверх. Есть тонкая, теряющаяся тропа. В конце ущелья последнего правого притока р. Карабаткак расположен пер. Арча-тор. Вход ущелье, как и в большинство других здесь, сопровождается резким набором высоты (около 300м). Далее долина полога и поднимается террассами прямо до перевального цирка. Классический представитель висячей долины. От места слияния рек Карабаткак и Чон-Кызыл-Су до места впадения последнего правого притока в р. Карабаткак дорога занимает около часа. Путь проходит с небольшим набором высоты (окло 150 м.) по удобной дороге. До цирка перевала Арча-тор от р. Карабаткак путь занимает окло 3 х.ч. Набор высоты составляет 850 м.

Из цирка перевала Арча-тор мы делаем фотографию противоположного склона ущелья Чон-Кызыл-Су (фото №1) и фотографию западного взлета пер. Арча-тор (фото № 19). Отдохнув, мы начинае спуск обратно, который занял два часа.
Погода: ясно;
Пройденное расстояние: 9 км;
Чистое ходовое время: 6 час.;
Перепад высот: +1000 м, -1000м;
Высота лагеря: 2555 м.

07.08.

Подъем в 7:00, выход в 9:00. Сегодня мы завершаем наш маршрут, поэтому цель дойти до того места, откуда можно выехать в Каракол. Идем от ФГС вниз по дороге. Через один переход проходим по размытому мосту, непригодному для проезда автотранспорта. Далее везде машина такая, как УАЗ, может проехать. Менее проходимая, безусловно, не пройдет. Местное население, в связи с тяжелым экономическим положением пользуется только лошадьми, отчего и дорога в крайне плачевном состоянии. Некоторые мосты стары и ненадежны (всего их 4 до пос. Чон-Кызыл-Су).

Наш путь проходит по лесистому дну ущелья и приятен. По пути находится народный курорт Джили-су. Он представляет из себя два небольших домика, где находятся ванны с целебной водой. Нам очень хотелось выйти в цивилизацию засветло, поэтому оставаться там надолго нам не захотелось.

После курорта дорога становиться более приемлемой и можно ожидать, что она всегда проходима для машины. Последние, правда, встречаются здесь нечасто.

Путь от ФГС до пос. Чон-Кызыл-Су занял у нас 5 х.ч. В поселке автотранспорта не слишком много, но нам удалось уехать до селения Покровка. Далее мы взяли машину до г. Каракол.

Погода: пасмурно, во второй половине дня дождь;
Пройденное расстояние: 22 км;
Чистое ходовое время: 5 час.;
Перепад высот: -700 м;

Выезд из района проведения похода

Из города Каракол (бывший Пржевальск) до Бишкека ходят рейсовые автобусы и маршрутки. Мы воспользовались последним видом транспорта. Арендовать один рафик, помещающий до 9 человек, стоит 60-70 долларов в пересчете с местной валюты. Сделать это проще всего на местном автовокзале. Также возможно выехать в Алма-Ату и другие места по договоренности.

В Бишкеке мы остановились в гостинице "Достуг". Она недалеко от центра и дороговата. Ближе к окраине можно найти жилье значительно дешевле.

До Москвы мы добрались самолетом. Оказалось, что купить билеты в тот же день практически нереально и об этом необходимо думать заранее. К счастью мы приобрели их еще в Москве.

3. Выводы

Участники похода остались довольны проведенным путешествием. Самое глубокое впечатлений осталось от посещения района Ак-шийрак. Теперь это случается редко.

Массив Ак-шийрак мало похож на что-либо виденное ранее. Сырты рек. Кумтор и Арабель, протянувшиеся на несколько десятков километров к западу, дополняют своеобразную картину. К счастью, на посещенной нами, прямо скажем небольшой, части Ак-шийрака золоторазработки никак не сказались. Не следует преувеличивать влияние активной добычи руды на возможность проведения туристских походов. У нас осталось желание посетить этот район еще раз, пройдя непройденное.

В спортивном отношении Ак-шийрак, безусловно, крайне интересен для проведения походов четвертой категории сложности. Проведение походов пятой категории сложности также возможно. Для походов третьей категории с несильной группой этот район рекомендовать не следует. Сказывается необходимость длительного пребывания на высоте и удаленность места.

Та часть похода, что прошла по Терскею, отложилась прежде всего своей красотой. Тянь-Шаньские ели, сильные реки, альпийские луга и остроконечные вершины производят неизгладимое впечатление.

Технически пройденные два перевала 2А к.с. показались нам весьма непростыми и, пожалуй, попадают в эту категорию по верхней планке. Конечно, обидно, что не удалось пройти и другие интересные перевалы, но погода внесла свои коррективы.

4. Список снаряжения

Снаряжение
Количество
Вес
Список общественного специального снаряжения
1 Веревка 10 мм. 50 м 2 5600
2 Веревка 10 мм. 30 м 1 2300
3 Скальные крючья 4 320
4 Молоток ледовый 1 500
5 Ледобур самовывертыш 1 150
6 Лопата лавинная 1 700
8 Расходные маленькие ледобуры 2 100
9 Расходная веревка (10 м.) 1 450
Список общественного неспециального снаряжения
1 Палатка 2 7100
2 Фонарь 2 800
3 Автоклав 3 л. 1 1300
4 Половник 1 150
5 Котелок 5 л. 1 700
6 Щетка для посуды 1 40
5 Горелка Coleman 2 700
6 Аптечка 1 3500
7 Ремнабор 1 900
8 Фотонабор 1 1800
9 Комнабор 1 1000
10 Карты игральные 1 50
Список личного специального снаряжения
1 Ледоруб 1 800
2 Система 1 600
3 Каска 1 450
4 Жумар 1 250
5 Карабин 5 400
6 Ледобур 2 160
7 Прусик 2 50
8 Кошки (пара) 1 1200

5. Список используемой литературы

1. Высокогорные перевалы. Москва. Профиздат. 1990.
2. Картосхема "Массив Ак-Шийрак" клуба туристов Калининского р-на г. Москвы 1973 г. МГЦТК

Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня Отчет о горном туристском путешествии III к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию