Виды туризма
Руководитель похода: Ефремов Владимир Иванович (Санкт-Петербург)
Отчет из библиотеки Петроградского клуба туристов
Сканирование и обработка - Григорий Кронин (Санкт-Петербург)
Представленный на рецензию отчёт содержит описания категорийных перевалов и ряд сведений о подготовке и проведении путешествия. Нитка маршрута протяжённостью 208 км большим кольцом охватывает значительную часть Матчинского горного узла: массив Ак-Терек, Зеравшанский ледник, хребет Туркестанский с южными и северными отрогами. Пройдено 5 категорийных перевалов, из них: 2А - 2, 1Б - 2, 1А - 1; кроме того, пройдено 4 перевала н/к.
Подробно описано прохождение перевалов 2А - 1А, приведены сведения о подходах (подъездах) и выходе (выезде) из района путешествия. Из представленного высотного графика следует, что среднесуточный перепад высот составил 0,86 км, что является вполне достаточным для спортивного похода 3 к. с.
Изменение направления нитки маршрута на противоположное считаю оправданным, кроме того, оно подтверждено руководством семинара (член МКК Попов В. А.). Замена перевала Калининградский на перевалы Джиптык и Тургень в сложившихся обстоятельствах оправдана, хотя и является результатом недостаточной проработки маршрута в Ленинграде. Результат этой же недоработки - увеличение длительности похода на 6 дней.
В целом пройденный маршрут заслуживает высокой оценки с познавательной и спортивной точек зрения и может быть зачтён всем участникам и руководителю походом 3 к.с.
1. Справочные сведения о путешествии |
Нитка маршрута:
Ленинград - г. Фергана - Риштан - Кан - Палалооз - к. Кызылташ - верх. реки Калаймахмуд.
Участие в семинаре СТП Петроградского клуба туристов.
Спортивное путешествие
Базовый лагерь в верх. реки Калаймахмуд - пер. Джанарча, н/к, 2500 - пер. Кызылташ, н/к, 3300 - пер. Зардалы, н/к, 2850 - к. Зардалы -к. Корган - к. Тодо - р. Ак Терек - пер. Матча I, 2А, 4000 - Зеравшанский ледн. - ледн. Рама - ледн. Раздарг - пер. Раздарг, 2А, 4350 - верх. ледн. Преображенского - пер. Джаупая, 1Б, 3900 - ледн. Джаупая - пер.Оловянный, 1Б, 3900 - ледн. Тамынген - р. Тамынген - р. Каратура - пер. Куганды, н/к, 3400 - р. Джиптык - пер. Джиптык, 1А, 4050 - р. Чегеслы - пер. Тургень (Дунон), н/к, 2900 - к. Кшемыш - р. Нурлоу - оз. Каракуль Катта - пер. Курдактыр, н/к, 3200 - верх. р. Калаймахмуд. - к. Кызылташ.
Группа прошла заявленный маршрут в противоположном направлении от первоначально заявленного по рекомендации нач. уч. ч.семинара Попова В. А.в целях лучшего взаимодействия групп семинара и обеспечения безопасности. Об этом сделана запись в маршрутной книжке.
Группа не прошла заявленный перевал Калининградский 1Б, 4200 из-за дефицита времени, заменив его прохождением перевалов Джиптык 1А, 4050 и Тургень (Дунон), 2900 с тем, чтобы отправить телеграмму о переносе контрольных сроков. Дефицит времени образовался из-за неправильно составленного графика похода, т. к. в Ленинграде не было описательных материалов о прохождении верховьев ледников Раздарг и Преображенского, перевалов Раздарг, Оловянный, Джаупая, о возможности проходов и переправ рек Тамынген и Каратура. В виду этого группа потеряла некоторое время в середине маршрута.
Состав группы
№
|
ФИО
|
Г.р.
|
Место раб.
|
Тур. опыт
|
Обяз. в группе
|
Разр. по туризму
|
1 | Ефремов Владимир Иванович | 1946 | ТК ЛОСТиЭ, зав. отделом | Vу, II р | руководитель |
1
|
2 | Шумякина Татьяна Евгеньевна | 1963 | ЦНИИ “Морфизприбор”, инженер | II у | финансист |
3
|
3 | Бойкова Светлана Евгеньевна | 1961 | Гидролизпром, инженер | II у | завхоз |
3
|
4 | Царькова Ольга Павловна | 1965 | ЛЭТИ, студентка | II у | медик |
3
|
5 | Базилевский Сергей Леонидович | 1965 | НПО “Ленинец”, инженер | III у | ремонтник |
3
|
6 | Куликов Юрий Александрович | 1961 | ВНИИ “Трансмаш”, водитель | II у | фотограф |
3
|
7 | Федоров Михаил Алексеевич | 1961 | НИИ Ефремова, техник | II у | отв. за снаряжение |
3
|
8 | Акимов Михаил Александрович | 1946 | НПО “Буревестник”, механик | III у | радист |
3
|
9 | Соколов Николай Николаевич | 1964 | Завод “Ладога”, электромеханик | II у | фотограф |
3
|
2. Организация путешествия |
2.1.
Горный узел Матча, - это называют район горной системы Памиро-Алая. На меридиане 70 гр. 40 мин. Алайский хребет разветвляется на Туркестанский и Зеравшанский хребты и они, вытянувшись в широтном направлении, имеет высоты до 5000 м над уровнем моря. Имеются многочисленные вершины, превышающие эту высоту. Район представляет большой спортивный интерес. В районе стыка Туркестанского и Зеравшанского хребтов расположился огромный Зеравшанский ледник длиной почти в 25 км и шириной примерно в 1 км между ледниками Скачкова и Толстова (1,7 км). Общая площадь его 300 кв. км., а мощность 200 м. Ледник имеет мощные притоки как справа, так и слева. Территория горного узла составляет более 1000 кв. км.
Наиболее интенсивно в туристском и альпинистском отношении район начал осваиваться в 60-х годах XX века московскими туристами. В настоящее время район посещается украинскими, московскими туристами, туристами городов Сибири и Урала. Ленинградцами район посещается неоправданно мало.
В Матчинском узле можно организовать походы от I до VI категории сложности. Наиболее интересные в спортивном отношении перевалы 2А-3Б имеют снежно-скальный и снежно-ледовый характер, имеют высоты от 4000 до 5000 м и позволяют применять весь опыт и арсенал горно-туристской техники. Схема маршрутов может быть сквозной, радиальной или кольцевой. В случае необходимости для заброски грузов в высокогорье можно нанять вьючной и автомобильный транспорт.
Исходя из перечисленных особенностей группа, имея достаточный опыт, в рамках проводимого семинара СТП Петроградского клуба туристов по окончании занятий решила выбрать для своего спортивного путешествия район Матчинского горного узла.
2.2. Цели и задачи похода
Планируя поход, мы поставили перед собой следующие спортивные и познавательные цели и задачи:
- испытать возможности участников в походе по такому району, где большая часть маршрута проходит на высотах от 3000 до 4000 м;
- натренировать умение организовывать ночевки в высокогорье, на ледниках и снегу.
- посетить уникальный район и ознакомиться с ним как можно больше для того, чтобы использовать затем накопленный опыт для дальнейших туристских путешествий;
- ознакомиться, пройти и дать описание перевалам Раздарг, Джаупая и Оловянный, не посещавшихся ленинградскими туристами;
- пройти полностью Зеравшанский ледник с целью определения возможности прохода по нему, в особенности в его нижней части;
- повысить свою туристскую и спортивную квалификацию.
2.3. Подготовка похода
Поход готовился в рамках семинара горной СТП Петроградского клуба туристов во взаимодействии с другими группами ПКТ. Была собрана имеющаяся в библиотеке г. Талды-Курган ЛОСТиЭ информация по походам в этом районе, использовалась также литература (Л. А. Максимов. Матчинский горный узел, М., ФиС, I973. Альманахи "Побежденные вершины").
Акклиматизация должна быть достигнута постепенным набором высоты при входе в район по долине рек Сох и Калаймахмуд до базового лагеря в районе подножья ледника Райгородского, а также выходами на семинарские занятия на ледник и прилегающие склоны.
Для большего охвата района маршрут имел вид большого кольца, которое замкнулось в верхней части р. Калаймахмуд. На последнюю часть маршрута нам была сделана заброска продуктов в ГМС "Джиптык" силами группы Исакова С.
Все участники группы регулярно тренировались в течение учебного года и занималась в горной школе СТП ПКТ, принимали участие в соревнованиях по ТГТ.
2.4.
Обеспечение безопасности осуществлялось силами КСО ГIКТ, работавшего в этом районе. До похода группа прошла проверку КСС на местности, в районе скал 147 км. В группе имелась р/с "Недра", которая работала в радиосети семинара во время похода.
3.1. График движения |
Ленинград - Фергана: самолет.
Фергана - Риштан - Сох: рейсовый автобус.
Сох - к. Кан - к. Кызылташ: автомобиль.
к. Кызылташ - базовый лагерь в верх. р. Калаймахмуд: пешком.
Дата
|
День пути
|
Участок пути
|
Ходовое время (ч)
|
Км
|
примечания
|
23.07
|
1
|
Верх. Р. Калаймахмуд – пер. Джанарча (н/к, 2500) – устье р. Алимайдан |
3,0
|
9
|
Тропа |
24.07
|
2
|
Дол. р. Алимайдан – пер. Кызылташ (н/к, 3300) – верх. р. Армизан |
3,0
|
10
|
Тропа, дорога |
25.07
|
3
|
Пер. Зардалы (н/к, 2850) – к. Зардалы – к. Корган |
5,0
|
13
|
Тропа, дорога |
26.07
|
4
|
Полудневка. К. Корган – р. Ак-Терек |
1,5
|
5
|
Тропа |
27.07
|
5
|
Устье р. Яшилькуль – устье р. Сев. Тутек |
5,2
|
15
|
Брод, тропа, осыпи |
28.07
|
6
|
Подножье ледн. Игла |
3,7
|
9
|
Тропа, переправа, осыпи |
29.07
|
7
|
Ледн. Матча – пер. Матча I (2А, 4000) – верх. Зеравшанского ледника |
4,7
|
7
|
Брод, осыпь, ледопад, закрытый ледник |
30.07
|
8
|
Ледник Зеравшанский |
6,0
|
23
|
Ледник, морена |
31.07
|
9
|
Низовья ледн. Зеравшанский – р. Рама |
6,0
|
7
|
Осыпи, моренные валы |
1.08
|
10
|
Ледн. Рама – ледн. Раздарг |
7,6
|
9
|
Осыпи, открытый ледник |
2.08
|
11
|
Ледн. Раздарг – пер. Раздарг (2А, 4350) – верхний цирк ледн. Преображенского |
5,5
|
6
|
Закрытый ледник, ледопад, крутые снежные склоны |
3.08
|
12
|
Пер. Джаупая (1Б, 3900) – верховья ледн. Джаупая |
4,0
|
5
|
Закрытый ледник |
4.08
|
13
|
Ледн. Джаупая – пер. Оловянный (1Б, 3900) – низовья ледн. Тамынген |
6,0
|
9
|
Ледник, осыпи, скалы, скальный кулуар |
5.08
|
14
|
Долина р. Тамынген – долина р. Каратура |
5,0
|
15
|
Тропа, траверс осыпного склона |
6.08
|
15
|
Пер. Куганды (н/к, 3400) – долина р. Джиптык |
5,5
|
18
|
Тропа, осыпи |
7.08
|
16
|
Пер. Джиптык (1А, 4050) – долина р. Чегеслы – молочная ферма |
5,3
|
12
|
Осыпи, тропа |
8.08
|
17
|
Долина р. Чегеслы – мазар – пер. Тургень (Дунон) (н/к, 2900) – к. Кшемыш – долина р. Нурлоу – оз. Каракуль-Катта |
6,5
|
22
|
Дорога, тропа |
9.08
|
18
|
Пер. Курдактыр (н/к, 3200) – верх. р. Калаймахмуд – пер. Джанарча (н/к, 2500) – к. Дугман – к. Кызылташ |
6,5
|
23
|
Тропа, дорога |
Итого пройдено 208 км.
3.2. Перевал Матча I (2А) |
3.2.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 2А.
Высота 4000 м.
Местоположение: восточная часть Туркестанского хребта.
Соединяет ледник Матча и верховья Зеравшанского ледника.
Ориентация: восток - запад.
3.2.2. Прохождение перевала
Перевал был выбран как наиболее простой и логичный путь из верховьев реки Ак-Терек в долину Зеравшанского ледника. От ночевки на левом берегу р. Ак-Терек у подножья ледн. Игла подъем по тропе вверх к леднику Матча (0,5 ч). Не доходя правой боковой морены ледника Матча брод через р. Ак-Терек. Возможен вариант перехода по снежному мосту у места ночевки. Далее подъем по средней осыпи морены ледника Матча. Небольшое ледниковое озеро обходится справа. Подъем от переправы до горизонтальной части ледника и пересечение его по морене 50 мин. Далее движение в связках, т. к. верхняя часть ледника закрытая. Попадаем в верхний цирк. Прямо по ходу на западе, предперевальный снежно-ледовый склон, в левой его части ледопад, забитый снегом. Подход к нижней его части занял 1 ч. Подъем по крутому снежно-ледовому склону ледопада. Средняя крутизна 40 45 гр., нижняя часть более крутая. Перильная страховка (примерно 80 м). Далее ледопад выполаживается, но становится более разорванным, трещины. Перильная страховка 2 3 веревки. Постепенно поворачивая вправо по ходу, выходим на горизонтальную часть ледника. Сам перевал - снежное плато, справа по ходу - скальный гребень, там же тур.
Прохождение ледопада и переход к скальной гряде прим. 2 ч.
Спуск с перевала по снежному склону с постепенным выполаживанием к срединной морене на горизонтальной части Зеравшанского ледника сложности не представляет. На горизонт. части - закрытые трещины, двигаться в связках. Спуск с перевала до ближайшей морены, где можно встать на ночлег, занял 0,5 ч.
3.3. Перевал Раздарг |
3.3.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 2А.
Высота 4350 м.
Местоположение: южный отрог в центральной части Туркестанского хребта.
Соединяет верховья ледника Раздарг и верховья ледника Преображенского.
Ориентация: восток - запад.
3.3.2. Прохождение перевала
От места ночевки на правобережной морене ледника Раздарг проходим ледник в северном направлении, по его центру, и через 2 перехода подходим к ледопаду, закрывающему верхний цирк ледника. Ледопад сильно забит снегом.Проходить его лучше с левой по ходу стороны в связках. Внимание! Много закрытых трещин. Движение только в связках, иногда попеременная страховка.
Пройдя ледопад, попадаем в верхний цирк ледника. Поворачиваем на запад, налево по ходу, подъем по восточному склону ледника и подходим к предперевальному взлету. Длина его около 80 м, крутизна примерно 40 гр. Подъем траверсом 30 мин. Перевальная седловина забита снегом. Тура нет. Сложили тур и оставили в нем записку на южном скальном выступе перевальной перемычки.
Спуск с перевала представляет собой крутой снежный склон крутизной примерно 50 гр. и длиной более 200 м. Внизу бергшрунд, засыпанный снегом. Прохождение его при малом количестве снега может представить собой определенную трудность. Группа преодолела спуск в связках, бергшрунд - с попеременной страховкой.
Далее склон выполаживается, и выходим на горизонтальную часть ледника Преображенского. Впереди удобная морена для организации ночевки. От перевальной седловины спуск до ледника и подход до морены 1,5 ч.
3.4. Перевал Джаупая |
3.4.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 1Б.
Высота 3900 м.
Место расположения: средняя часть Туркестанского хребта.
Соединяет ледник Преображенского и верховья ледника Джаупая.
Ориентация: юго восток - северо запад.
3.4.2. Прохождение перевала
Путь на перевал Джаупая от верхней горизонтальной части ледника Преображенского начинается с косого траверса снежного склона, огибая скально-осыпной отрожек в Туркестанском хребте. Движение лучше осуществлять в связках, где-то внизу под снегом журчит вода. Подъем небольшой, трудности не представляет. Далее выходим на горизонтальное плато, прямо по ходу угадываются две перевальные седловины, правая, та, что севернее, - перевал Джаупая. Перевального взлета нет. От начала траверса снежного склона до Перевальной перемычки 1,5 ч.
Сам перевал - осыпной скальный гребень, на его середине сложен тур.
Спуск по снежному крутому (примерно 45 гр.) склону до бергшрунда 60 м, далее склон выполаживается. До горизонтальной части ледника еще 40 м спуска. Снег глубокий. От перевальной седловины через скальный выступ можно организовать перильную страховку.
Сам ледник открытый, имеется срединная морена, на которой можно организовать ночевку. От начала спуска до нее 1 ч. Считаем, что категория сложности перевала определена неправильно, оцениваем его как перевал 2А.
3.5. Перевал Оловянный |
3.5.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 1Б.
Высота 3900 м.
Место расположения: северный отрог Туркестанского хребта.
Соединяет восточный ледничок системы ледника Джаупая и цирк западного притока ледника Тамынген.
Ориентация: запад - восток.
3.5.2. Прохождение перевала
От места стоянки на морене в истоке ледника Джаупая пересекаем ледник и выходим на правый склон долины. Перевал угадывается в правом гребне, в понижении перед первой скальной вершиной, расположенной севернее высоты 5209 в Туркестанском хребте. Западный отрог этой вершины пересекается в нижней его части с определенными трудностями. Этот контрфорс лучше обойти по телу ледника Джаупая.
Преодолев контрфорс, группа вышла на довольно крутой снежник и траверсировала его в кошках, т. к. местами снег переходит в фирн, имеются участки льда. Траверсируя склон с постепенным набором высоты, выходим на обширную подвижную осыпь, которая начинается от самого ледника Джаупая. Внизу видно ледниковое озеро с зеленой водой, которое может служить ориентиром при спуске. Возможен и путь подъема от этого озерка до самого перевала, который займет не один-два часа подъема.
Последние 300 метров подъем серпантином по мелкой подвижной осыпи. Весь путь подъема от места ночлега в верховье ледника Джаупая до перевальной перемычки занял 6 часов.
Сам перевал представляет собой широкую седловину с небольшим скальным зубом в центре, возле которого находится тур. В сторону спуска, на западный приток ледника Тамынген, свисает снежный карниз толщиной 5 м. Надо быть осторожным и не выходить на него, обходится он слева по ходу.
Спуск в восточном направлении в сторону ледника Тамынген по подвижной осыпи прямо вниз. Осыпь выводит к узкому скальному кулуару, по дну которого течет ручей. Преодолевать кулуар плотными группами по 3 4 человека. После 1 часа спуска выходим на ледник. По его открытой центральной части движемся на восток и выходим на основное русло ледника Тамынген. Внимание! Не следует подниматься на левый склон, где вдали виднеются зеленые травянистые площадки, т. к этот путь выводит на "бараньи лбы".
По леднику бежит множество ручьев. Двигаться лучше по центру ледника в сторону истока секи Тамынген и далее по левому склону. До конечной морены ледника. где можно встать на ночлег, 1-1,5 часа ходьбы.
3.6. Перевал Джиптык |
3.6.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 1А.
Высота 4050 м.
Место расположения: северная оконечность хребта Кокбель.
Соединяет долину р. Джиптык и истоки р. Чегеслы.
Ориентация: юго-запад - северо-восток.
3.6.2. Прохождение перевала
Подъем на перепад начинается по хорошо набитой тропе, недалеко от металлического сарая на правом берегу р. Джиптык. Слева впадает ручей, стекающий с ледника Красный, и который хорошо виден на противоположном, южном, склоне долины. Сарай не следует путать с ГМС "Джиптык", до нее от этого места 2 ходовых часа. Сама станция разрушена, нежилая.
Тропа сначала идет по арчовому лесу. Склон становится все круче, начинается серпантин. Зона леса кончается, и выходим на мелкую плотную осыпь. Здесь можно отдохнуть, имеется источник. Дальше воды долго не будет. Далее тропа идет левым бортом долины, подходим к верхнему цирку. Склон, ведущий на перевал, крутизной 40 гр., осыпной, слева по ходу красивые скальные перья. Сам перевал несколько правее, к нему серпантином ведет хорошо заметная тропа. На перевальном гребне небольшие скалки, слева по ходу, там сложен тур. С перевала хорошо виден весь путь подъема. Набор высоты 1000 метров занял 2,5 часа..
По другую сторону перевала в долину р. Чегеслы обширный цирк, склон крутизной 35-40 гр., среднеосыпной, местами хорошо заметная тропа. Дальше склон выполаживается, тропа идет по правому склону ручья, одного из притоков р. Чегеслы, и выводит к кошу, который был виден с северо-восточного склона хребта Кокбель. Путь от перевальной седловины занял 1 час.
От коша по хорошей тропе вдоль реки до молочной фермы 2,5 часа.
Кроме описанных в отчете перевалов группа прошла несколько некатегорийных перевалов:
4. Выводы и рекомендации |
в массиве Ак-Терек на пути от базового лагеря, в верховьях р. Калаймахмуд пер. Джанарча, 2500 м, соединяющий долину р. Калаймахмуд и устье его притока р. Алимайдан. Пер. Кызылташ, 3300, соединяющий долину р. Алимайдан и р. Армизан. Пер. Зардалы, 2850, соединяющий долину р. Армизан с р. Зардалы, впадающей в р. Ак-Терек справа. В этом же массиве на выходе из района похода прошли перевал Курдактыр, 3200, соединяющий долину р. Нурлоу (оз. Каракуль-Катта) и долину р. Калаймахмуд .
В хребте Минтеке, отроге Туркестанского хребта, расположенном от него в северо-западном направлении, пройден пер. Куганды, 3400, соединяющий р. Каратура (левый приток р. Джиптык) и р. Джиптык у начала каньона. В северной оконечности массива Кокбель, северного отрога Туркестанского хребта, пройден перевал Тургень (Дунон), 2900, соединяющий долину реки Чегеслы и долину реки Бирксу. Обе реки являются притоками реки Кшемыш.
Эти перевалы довольно популярны и подробно описаны в литературе, ими часто пользуются местные жители и туристы, через них проложены пешие и конные тропы, поэтому в данном отчете не описаны.
Некоторые сведения по маршруту
1. От Кана до Кызылташа и от Кызылташа по долине р. Калаймахмуд до устья р. Алимайдан и дальше, через перевалы Кызылташ и Зардалы, проходит грунтовая дорога. При удобном стечении обстоятельств можно договориться о заброске вещей до кишлака Зардалы.
2. При сквозном прохождении Зеравшанского ледника следует отметить, что в нижней части ледник труднопроходим из-за сильного и хаотичного нагромождения моренных валов. От правого притока (ледн. Фарахноу) путь по Зеравшанскому леднику с выходом к устью р. Зеравшан (Матча) занял 5 ходовых часов. Ледник Рама также труднопроходим в нижней его части.
3. Следуя долиной р. Тамынген и долиной р. Каратура, лучше пользоваться верхними тропами, которые идут высоко по правому склону борта долин сначала Тамынгена, а затем левым бортом р. Каратура. Брод через р. Каратура очень проблематичен. Группа воспользовалась мостом в верховьях реки, не доходя ледника Каратура. Считаем, что это лучший вариант в данном случае.
4. От долины р. Каратура через пер. Куганды, пер. Джиптык идет хорошо набитая тропа до молочной фермы. Далее от фермы долиной р. Чегеслы и через перевал Тургень (Дунон) до к. Кшемыш проходит грунтовая дорога. От молочной фермы до пос. Ворух регулярно ходит машина. Группа воспользовалась этой возможностью для передачи телеграммы о переносе контрольных сроков. От р. Кшемыш по долине р. Нурлоу левым берегом идет тропа, которая продолжается и идет дальше через перевал Курдактыр к подножью ледника Райгородского и долиной р. Калаймахмуд по правому склону до к. Дугман, а от него левым берегом. При этом от устья р. Алимайдан начинается дорога, которая серпантином спускается с правого склона ее долины.
Следовательно, отсюда вытекает, что спортивная часть маршрута потеряла свой интерес от самой долины р. Каратура. Это следует учесть при составлении спортивных походов высокой категории сложности.
В целом считаем, что наш маршрут представлял большой познавательный интерес, был интересен в спортивном отношении, дал возможность познакомиться с интересным районом, и группа сознательно пошла на увеличение протяженности маршрута как в днях, так и в километраже для решения названных задач.
Комментарии