29 января 2013
Год путешествия: 1989
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: V

Дата: 01-24 августа 1989 года

Руководитель: Шпилевский И.В. (Набережные Челны)

Маршрутная книжка № 50-89 (Казанская ЗМКК)

Зональная маршрутно-квалификационная комиссия г. Казань рассмотрела отчет и считает возможным оценить путешествие 5 категории сложности.
Отчет использовать в библиотеке МГЦТК.
Председатель МКК Лебединцев В.В.
23 декабря 1989 г.

4.2. Долина реки Иныльчек
4.3. Долина реки Ат-Джайляу
4.4. Ледник Канджайляу
4.5. Ледник 1 (первопрохождение)
4.6. Перевал Р.Юнусова+О.Лушникова+СКТО "Спартак"+Олимпийский Ложный (2Б, 4900)
4.6.1. Перевал Р.Юнусова (2Б-2А, 4900)
4.6.2. Перевал О.Лушникова (2А, 4800)
4.6.3. Перевал СКТО "Спартак" (2А, 4800)
4.6.4. Перевал Олимпийский Ложный (2Б, 4650)
4.7. Перевал Славутич+СК КамАЗ+Челнинский (3А, 4950)
4.7.1. Перевал Славутич (2Б, 4900)
4.7.2. Перевал Спортивного клуба Камского Автомобильного завода (СК КамАЗ) (3А, 4700)
4.7.3. Перевал Челнинский (3А-3Б, 4950)
4.8. Ледник Каинды
4.9. Перевал Каинды (3А, 5200)
4.10. Ледник Южный Иныльчек
4.11. Перевал Броненосец+Мирошкина (1Б-2А, 4400)
4.12. Озеро Мерцбахера и озеро Верхнее
4.13. Ледник Северный Иныльчек
4.14. Перевал Карлытау (3А, 5350)
4.15. Баянкольские ледники
4.16. Перевал Кругозор (1А-1Б, 4200)
4.17. Долина реки Баянкол
Картографический материал
приложения

Аннотация

Описано горное путешествие пятой категории сложности по восточной части Центрального Тянь-Шаня. Район этот представляет значительный интерес, как в плане спортивного туризма, так и в плане исследовательском и познавательном. Поэтому мы попробовали рассказать об этом районе и нашем путешествии в нем возможно более полно и подробно.

Мы понимаем, что отчет имеет недостатки, будем благодарны за замечания по нему, а также готовы предоставить не вошедшие в отчет сведения и информацию.

В путешествии нами пройдено пять перевалов, не имевших ранее своего названия. Предлагаем перевал в северном отроге Иныльчекского хребта севернее в. 4891 м назвать "перевал Раиса Юнусова", погибшего вместе с тремя членами своей группы в лавине на Памире летом 1989 г. Равиль Юнусов много делал для развития туризма в Татарии, его группа одной из первых (первой в Татарии) прорвалась в район в 1987 г. после значительного перерыва в посещении района туристами. Перевал в южном отроге Иныльчекского хребта между ледниками 31 и 32 предлагается назвать "перевал спортклуба туристов и ориентировщиков "Спартак". Клуб предоставил нам для подготовки свою базу, снаряжение, здесь занимается туризмом большое количество школьников. Считаем, что такое название будет способствовать укреплению авторитета клуба, приходу в него новых подростков. Перевал в северном отроге Иныльчекского хребта севернее в. 5075 м предлагается назвать "перевал Спортивного клуба Камского автомобильного завода". СК КамАЗ способствует развитию туризма (в частности, горного) в городе, финансирует значительную часть мероприятий, помогает в укреплении материальной базы. К тому же наше путешествие посвящено 20-летию начала строительства КамАЗа. СК КамАЗ - спонсор нашего путешествия. Перевал в Иныльчекском хребте, соединяющий ледники 1 и 27 предлагается назвать "перевал Челнинский". Считаем, что это название будет способствовать пропаганде туризма в городе, ускорению его развития. Предлагается перевал в западном отроге Меридионального хребта западнее в. Кругозор назвать "перевал Кругозор" по названию одноименной вершины для удобства привязки к местности.

Термины "левый", "правый" употреблены в орографическом смысле, исключения оговорены в тексте.

(ris00.gif)

В подготовке отчета участвовали:
1. Аскаров В.Ш. - фотографии;
2. Захаров В.Ф. - 5.5, оформление;
3. Мусинов А.С. - 4.1.1, рис. 4 и 5, разд. 6, оформление;
4. Пальников В.Н. - фотографии
5. Писцов Ю.В. - рис. 1-3, разделы 5 и 6, оформление.

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Пройденный маршрут

П/з "Иныльчек" - р. Иныльчек - р.Ат-Джайляу - лед. Канджайляу - рад. выход на лед. 1 (п/п) - лед. 3 - пер. Р.Юнусова (п/п) + лед. 4 + пер. О.Лушникова + лед. 32 + пер. СКТО "Спартак" (п/п)+лед. 31+пер. Олимпийский Ложн. (п/п) 2Б, 4900 - "плато" лед. 3 - пер.Славутич + лед. 2 + пер. СК КамАЗ (п/п) + пер. Челнинский (п/п) 3А, 4950 - лед. 27 - лед. Каинды - пер. Каинды 3А, 5200 - лед. Комсомолец - лед. Южный Иныльчек - рад. вых. к лед. Кара-Тюс - пер. Броненосец + Мирошкина 1Б-2А, 4400 - обход оз. Мерцбахера и Верхнее 1Б - лед. Северный Иныльчек - лед. Карлытос - пер. Карлытау 3А, 5350 - лед. Мраморная Стена - пер. Кругозор (п/п) 1Б-1А, 4200 - р. Баянкол - база геологов.

Всего пройдено активными способами передвижения - 179 км.

Количество ходовых дней - 22.

Количество дневок - 2.

1.2. Сведения об участниках путешествия

№ п/п Фамилия, имя, отчество Год
рожд.
Место работы, должность Разряд по туризму Туристский опыт, район Обязанности в группе
1. Шпилевский Игорь Владимирович 1958 СКТБ ТЭ, инж.-конструктор кмс 5У – Выс. Алай, Ц.Кавказ, 5Р – Матча руководитель
2. Аскаров Вахит Шамиллович 1953 З-д двигателей, наладчик I 5У – Матча, 3Р – Матча ремонтник
3. Захаров Владимир Филиппович 1952 СКТБ ТЭ, зам. зав. отделом кмс 5У – Матча, 4Р – Ц.Кавказ завхоз по питанию
4. Мусинов Александр Сергеевич 1958 Комсомольский дом пионеров, зав. отделом I 5У – Матча, 3Р – З.Кавказ хронометрист, медик
5. Пальников Владимир Николаевич 1958 З-д двигателей, наладчик I 5У – Фаны, 2Р – З.Кавказ фотограф
6. Писцов Юрий Викторович 1962 Городская СЮТур, директор I 5У – Матча, 3Р – З. и Ц. Кавказ финансист, завхоз по снаряжению

Участники Михайлов А.В. и Брицов П.П. были заявлены для участия в путешествии, но из-за болезней не смогли в нем участвовать, о чем заранее была поставлена в известность ЗМКК г.Казани, участник Бородин М.Л. выбыл из состава группы накануне отъезда (задержали отпуск на работе), о чем сообщено в телеграмме при выходе на маршрут (копия прилагается) и лично в КСС г.Пржевальска.

Участник Аскаров В.Ш. дозаявлен в Казанской ЗМКК за месяц до начала путешествия.

2. Общая характеристика района путешествия

Этот раздел достаточно подробно описан в [11, 12, 13]. В [13] отлично освещен вопрос транспорта. Небольшие уточнения его приводятся ниже.

2.1. Транспортная характеристика района

В пос. Иныльчек (Сарыджаз) с автовокзала г. Пржевальска ежедневно (в летнее время) ходит ГАЗ-66 (18 мест). Время отправления 10 ч, цена билета 5 руб., время в пути - 4,5 ч. Также 15 (или 16) и 31 числа каждого месяца завозит геологов на работу ГАЗ-66 (обычно есть свободные места) от базы геологов (доехать автобусом № 1 до конца).

Попутных машин через пер. Чон-Ашу почти нет, но при необходимости их лучше останавливать в Нововознесеновке (20 мин. езды от Пржевальска, есть магазины), т.к. выше населенных пунктов нет.

Выше пос. Иныльчек (8-10 км по левому берегу р. Иныльчек) в 1989г. строился новый аэропорт, который будет принимать самолеты АН-26.

Возле погранзаставы в долине Иныльчек в 1989 г. находилась база Международного альпинистского центра "Тянь-Шань" (МАЦ) и площадка его вертолета, в 1,5 км ниже - база геологической экспедиции. По долине р. Иныльчек автомобильное движение - до 10 машин в день (а также вертолетное).

Выше погранзаставы левым берегом р. Иныльчек дорога тянется еще на 15-20 км, но из-за оползня она прерывается в 5-7 км от заставы. Далее пришлось идти пешком.

Движение автомашин по долине р. Баянкол выше погранзаставы слабое (за день может не быть ни одной машины). Несколько улучшила положение недавно появившаяся геологоразведочная партия, которая продлила дорогу и строит стационарную базу (к 1990 г. должна действовать) на правом берегу р. Баянкол в месте впадения р. Карасай в нее. В 1989 г. база находилась в вагончиках в 1 ч. ходьбы вниз по р. Баянкол (есть столовая, баня, пустой вагончик, 2 автомашины). От базы до погранзаставы 30-40 км, до Нарынкола еще 30-35 км. Пересменка у геологов: 10 и 25 числа отъезд работающей смены в Нарынкол, 11 и 26 -заезд новой смены. Количество мест в машине ограничено, так что договариваться о проезде лучше в конечных пунктах.

Из Нарынкола в Алма-Ату в 1989 г. было 5 рейсов - в 9, 10, 11, 13, 22 ч, цена билета 6,2 руб., время в пути - 6,5-7 ч.

Организация забросок, нам кажется, возможна только через МАЦ. Стоимость в 1989 г. - на лед. Юж. Иныльчек (район устья лед. Кара-Тюс) -за 1 кг груза - 1 руб., на лед. С. Иныльчек (срединная морена в районе устья лед. Одиннадцати) - за 1 кг - 1,2 руб. Заявки на организацию забросок и другие работы (и перечисление денег!) лучше делать заранее, т.к. на месте у нас деньги не приняли, пришлось приложить усилия для организации забросок. Контроля за хранением забросок нет, но продукты ни у нас, ни у других групп (по нашим сведениям) не пропадали, только был слит бензин из всех забросок на лед. С. Иныльчек, пришлось просить у альпинистов в Международном альпинистском лагере "Хан-Тенгри" (МАЛ).

У МАЦа в 1989 г. имелось две базы - на стадионе в пос. Теплоключенка (10-15 мин. езды от г. Пржевальска) и возле погранзаставы в долине р. Иныльчек. Если есть предварительная заявка, то можно отдать заброску в Теплоключенке, если нет, видимо, лучше лично договариваться в районе погранзаставы.

Есть также МАЛ, организованный Казахстанскими альпинистами (в 1989 г. руководил им т. Студенин Б.), но данных по нему мы не имеем. В МАЦ вертолет летает до 3-4 раз в день, в МАЛ - 1 раз в несколько дней. Мы пытались связаться с МАЦ по адресу: 720064 г.Фрунзе, 3-й м/р, д. 17, кв. 29 Бирюков Владимир Николаевич (председатель клуба "Киргизия"), тел. клуба 22-07-60.

КСС в г. Пржевальске находится в центре города в здании облсовпрофа возле обкома партии, тел. 2-17-11. Для согласования разрешения на въезд в погранзону необходимо побывать у пограничников (ехать из центра автобусом № 3 до ост. "Детсад", далее идти около 10 мин., тел. 2-03-60, 2-44-49).

В Пржевальске трудно доставать бензин - на АЗС (2 квартала от автовокзала) его практически нет, даже при наличии могут не дать.

В 1989 г. заехать в дол. р. Каинды было нельзя, т.к. сошедший сель смыл значительный участок дороги.

2.2. Туристские возможности района

Восточная часть Центрального Тянь-Шаня длительное время (с 1974 г.) была закрыта для посещения туристскими группами, да и сейчас доступ сюда сильно ограничен, сложно оформление документов, разрешающих провести здесь туристское путешествие. Наиболее полная и достоверная информация о районе есть лишь в библиотеке МГЦТК, да и то значительная ее часть имеет гриф "Для служебного пользования".

В этом разделе мы остановимся на перевалах, пройденных в последний год-два, а также выскажем мнение о вариантах первопрохождений, которые мы сами сумели просмотреть.

По хребту Иныльчек-Тау

Считаем, что это наиболее освоенный и посещаемый хребет, хотя здесь еще имеется немало "белых пятен". Только в этом году здесь пройдено не менее 9 перевалов: одесситами (Чередников С.О.) -пер. Дружба, 3Б, Т.Шевченко, 3Б, К.Заслонова, 3А*, группой из Новой Каховки (Шумицкий С.А.) - пер. в северном отроге хребта на лед. 41; нами - перевалы в отрогах хребта - Р.Юнусова, 2Б-2А, СКТО "Спартак", 2А, СК КамАЗ, 3А и пер. Челнинский 3А-3Б в самом хребте Иныльчек-Тау. Мы также первыми смогли пройти лед. 1 с лед. Канджайляу, что (считаем) позволило ликвидировать еще одно "белое пятно".

Возможны логичные варианты первопрохождений:

1) с нижнего левого притока лед. 3 на запад (фото 19) на лед. 4 и 5, есть несколько логичных седловин, их ориентировочная сложность с лед. 3 - 2А-2Б. Отсюда также возможен подъем на пер. Р.Юнусова (на седловинку, разделяющую нижний и средний притоки лед. 3);

2) со среднего левого притока лед. 3 в верхний цирк восточной ветви лед. 4 - это сложный (ориентировочно 3А к.с.) с востока крутой скально-ледовый взлет (фото 21, 22). Спуск на запад с нее - простой снежный склон (фото 27). Сюда же можно спуститься и с южной седловины пер. Р.Юнусова - этот путь был запланирован для прохождения нами, но из-за плохих метеоусловий мы прошли более простым путем. Ориентировочная сложность спуска здесь - 2Б. К первопрохождению, видимо, можно отнести и подъем с востока на северную седловину пер. Р.Юнусова, по сложности выход с востока на северную и южную седловину примерно равны;

3) южнее пер. СКТО "Спартак" (фото 31, 33) есть более простой и логичный вариант перехода с лед. 32 на лед. 31. Ориентировочная категория сложности - 1Б;

4) интересны для прохождения седловины с лед. 1 восточнее в. 5326 м (фото 17, 65, 66). Подъем на них с северо-запада относительно прост, но при прохождении ледопада лед. 1 категория сложности возрастает до 3А. Более прост и очень интересен и зрелищен траверс на эти седловины с запада (через перевалы СК КамАЗ, Славутич, Гагарина), категория сложности его не превысит 2Б. Но требуют серьезного изучения юго-восточные склоны (фото 65, 66) с небольшими ледовыми участками. Считаем, что суммарная предполагаемая категория сложности возможных перевалов - не ниже 3Б. Заманчив вариант траверса хр. Иныльчек-Тау с лед. 1 до седловины пер. Канджайляу - он, видимо проще, чем спуск в любую сторону и, считаем, может иметь категорию сложности 3А;

5) неясно, пройден ли перевал с лед. 13 (фото 69) на восточную ветвь лед. Путеводный. Его заявлял т. Придатко из Севастополя в 1988 г. (но неизвестно, прошел ли) и мы, в этом году не прошли, так как вышли из графика. Ориентировочная категория сложности - 3А;

6) интересны для прохождения также седловины: с западной ветви лед. 20 (фото 67) на лед. Канджайляу, с лед. 8 (фото 76) на ледник Шокальского, с пер. Каинды в район пер. Че Гевары, но их предполагаемая категория сложности не ниже 3Б, минимум, с одной из сторон это - стена, перевалы, возможно потенциально опасны обвалами льда, карнизов.

На фотографиях 68-78 и рис. 4 показаны виды с лед. Каинды на новые перевалы (пройдены в последние 3 года) в хр. Иныльчек-Тау и Каинды-Катта.

По хребту Каинды-Катта

Хребет - "целина" по своим туристским возможностям. Здесь пройдено крайне мало перевалов. Практически в каждом северном цирке есть приемлемая седловина. Прохождение перевалов осложнено большой глубиной долины р. Теректы. В нашем отчете приведены виды на хр. Каинды-Катта с пер. Челнинский (фото 59). Большая информация по хребту содержится в [8]) . В 1989 г. долина р. Теректы и лед. Куюкап были закрыты для посещения их туристами.

По северным отрогам хр. Кокшаал-Тау

В 1988 г. москвичами пройдена интересная связка с лед. Комсомолец на лед. Дикий через лед. Пролетарский Турист (фото 90), .категория сложности - 3Б. Также пройдены два перевала с лед. Северный в районе в. Актау. Все возможные первопрохождения здесь требуют длительной разведки.

По хребту Тенгри-Таг

В ближайшее время здесь, видимо, будет множество первопрохождений. Но все возможные перевалы очень сложны, вряд ли их категория сложности будет ниже 3Б. В последние годы пройдены перевалы Ульяновцев, 3А и Восточное плечо Хан-Тенгри, 3Б (фото 117). Неоднократно пройден пер. Западное плечо Хан-Тенгри, 3Б, 6000 м, в 1989 г. туристами совершен траверс массива Хан-Тенгри.

По Сарыджазскому хребту

Восточнее оз. Мерцбахера в хребте нет перевалов проще 3А к.с. В последние годы здесь пройдены перевалы Одесса, 3А (1987 г.), Н.Волкова, 3Б (1987 г.), ЛКТ, 3А (1988 г.), перевал в восточной части Сарыджазского хребта (1989 г.). Много перевалов проходились всего один-два раза 15-20 лет назад. В этом году одесситы планировали делать траверс участка Сарыджазского хребта в районе пер. Одиннадцати. Считаем, что в ближайшее время будут новые первопрохождения в этом районе, с категорией сложности не ниже 3А.

Нами совершено первопрохождение в северо-восточной части хребта - пер. Кругозор. Перевал не имеет серьезного спортивного и познавательного значения и может использоваться как вспомогательный (акклиматизация и др.).

Таким образом, потенциал района огромен, здесь можно проложить маршруты практически любой категории сложности. Однако мы считаем, что наиболее логичны и интересны путешествия "шестерок" и сильных "пятерок".

3. Планирование маршрута. Особенности его прохождения

Подготовка к путешествию была начата осенью 1988 г. Она включала в себя ряд организационных вопросов: знакомство с районом путешествия, разработку плана-графика движения, техническую и физическую подготовку, заготовку продуктов.

Решено было побывать в самом не посещаемом туристами-горниками районе - восточной части Центрального Тянь-Шаня, посетить красивейшие места - озера Мерцбахера и Верхнее, верховья ледников Сев. и Юж. Иныльчек, Каинды, Комсомолец, Мраморная Стена, подняться на удивительные перевалы Карлытау и Броненосец (отличный обзор!), пройти новые интересные, технически сложные участки.

Особое внимание уделено изучению маршрута, материалы для него подобраны в отчетах, находящихся в Московском городском центральном туристском клубе (МГЦТК), а также были любезно предоставлены нам москвичами Лаухиным Яном Николаевичем, Цоем Евгением Иннокентьевичем и Ярошевским Алексеем Эдуардовичем, за что их искренне благодарим.

Группа была составлена из жителей г. Набережные Челны, имевших длительный опыт совместных путешествий, тренировок, соревнований.

Общефизические тренировки проводились 2 раза в неделю, технические - 1 раз в неделю в оврагах Боровецкого леса. Более углубленные технические и тактические вопросы отрабатывались на скалах в районах г. Аша Челябинской обл. и пос. Камское Устье ТАССР.

Цель путешествия: повышение уровня спортивной квалификации участников группы, ознакомление с новым горным районом, прохождение новых и малопосещаемых перевалов района, интересных мест, участие в Чемпионате ВС ВДФСО профсоюзов 1989 г. на лучшее туристское путешествие.

Исходя из этих целей был разработан и утвержден маршрут следующий: р. Иныльчек - р. Сев. Ат-Джайляу - лед. Канджайляу - рад. вых. на лед. 1 (ок. 4400 м, п/п) - лед. 3 -пер. на лед. 4 (ок. 4900 м, п/п) + пер. Лушникова (4800* м) + лед. 32 + пер. на лед. 31 (ок. 4700 м, п/п) + пер. Олимпийский ложн. (4650 м, п/п)(2Б) - плато лед. 3 - пер. Славутич (4850 м) + пер. на лед. 1 (4700 м, п/п) + пер. на лед. 27 (4950 м, п/п)(3А) - лед. Каинды - лед. 13 - пер. на лед. Путеводный (3А, ок. 5000 м, п/п) - лед. Юж. Иныльчек - рад. выход за заброской на лед. Звездочка - пер. Броненосец + Мирошкина (1Б-2А, 4400 м) - лед. Сев. Иныльчек - пер. Карлытау (3А,5350 м) - лед. Мраморная Стена - пер. Кругозор (1Б-2А, 4200 м, п/п) - р. Баянкол.

Организация вертолетных забросок в верховья ледников Юж. и Сев. Иныльчек позволила существенно уменьшить вес рюкзаков в начале и середине маршрута.

В качестве активной акклиматизации был запланирован радиальный выход в верховья лед. 1 (лед. Канджайляу). Кроме указанной при этом достигались и другие цели: проверка и уточнение материалов по перевалам верхнего цирка лед. 1; определение оптимального пути движения группы при последующем прохождении заявленного участка маршрута; заброска продуктов; проверка сработанности группы при прохождении технически сложных участков.

Далее планировалось первопрохождение седловины с западной ветви лед. 3 в верхний цирк лед. 4. Из-за неблагоприятных метеоусловий было решено спускаться с северной седловины перевала, путь спуска с которой проще, ведет не в верхний, а средний цирк ледника 4.

Далее планировалось прохождение перевала Лушникова, спуск в верхний цирк лед. 32, переход через боковой гребень в верхний цирк лед. 31 и первопрохождение перевала Олимпийский Ложный со спуском на плато лед. 3. Весь этот план бил выполнен, но из-за вышеуказанного крюка, а также двухдневной непогоды (не позволила работать полные дни) мы вынуждены были потратить на участок лед. 3 - лед. 31 не один, а два дня.

Следующая связка являлась "изюминкой" маршрута. Вначале через пер. Славутич мы перешли в верхний цирк лед. 2. Затем поднялись на перевал, разделяющий ледники 1 и 2, и по гребню, а затем по его восточным склонам перешли на седловину в хр. Иныльчек-Тау, между ледниками 1 и 27, оттуда и спустились на юг. План этот тоже выполнен, но из-за опасения, что переход на седловину в хр. Иныльчек-Тау может занять полный ходовой день, а удобных мест для ночлега в заключительной части траверса не просматривалось, решено было посвятить этому переходу самостоятельный день, а на седловине, разделяющей лед. 2 и 1 устроить полудневку. Таким образом, за счет переноса дневки мы несколько изменили график движения.

В связи с опозданием от графика, а также учитывая, что прохождение лед. Путеводный и нижней части лед. Юж. Иныльчек более трудоемко и занимает больше времени, чем прохождение лед. Каинды и Комсомолец; что при первопрохождении перевала с лед. 13 могут быть также задержки времени, решено было пройти пер. Каинды (запасной вариант V).

Чтобы войти в график, решено было сделать дневку на МАЦе (при радиальном выходе за заброской), а дневку под пер. Броненосец отменить. В дальнейшем отклонений от графика движения и использования запасных вариантов группой не было.

При планировании маршрута серьезным перевалом также мы считали пер. Карлытау (категория сложности изменена с 3Б на 3А в 1989 г.), к тому же он был и самым высоким на маршруте - 5350 м. Перевал не проходился туристами с 1974 г. и здесь могли быть для нас неожиданности, естественно, хотелось посетить верховья лед. Сев. Иныльчек, лед. Мраморная Стена, и мы не жалеем о его прохождении, перевал и виды на подходах к нему очень интересны.

Первопрохождение пер. Кругозор заявлено нами для логичного завершения маршрута путешествия, осмотра ущелья Мраморной Стены с обзорной точки, как попытка несколько увеличить количество перевалов в районе, хотя сам перевал спортивного значения не представляет.

Запланированную дневку на лед. Мраморная Стена группа использовать не стала, так как участники чувствовали себя хорошо.

В целом прохождение маршрута подтвердило правильность его выбора и соответствие графика движения нашим возможностям. Запланированный маршрут пройден практически полностью (с учетом вышеизложенного) и в значительной мере в соответствии с графиком движения.

Общие особенности района (автономность, метеоусловия, часть перевалов не проходились 15-17 лет и др.) указаны в [11, 12], здесь даются некоторые уточнения, относящиеся к нашей группе.

С погодой нам относительно повезло, если не считать 2-3-дневного резкого ухудшения ее (снег, туман, затем сильный ветер, похолодание) при прохождении первой связки перевалов. В дальнейшем погода редко была очень плохой больше, чем полудня, т.е. серьезно прохождению маршрута она не препятствовала, хотя из-за нее нам не удалось посмотреть ряд интересных объектов.

Мы ожидали большей насыщенности района туристами - если при выходе на маршрут на лед. Канджайляу мы встретили 5 групп (Омск, Новая Каховка, Прибалтика, Харьков), Полтава (на плато лед. 3), то шестую группу мы встретили через 12 дней - казанцы, седьмую (одесситы) - днем позже. Исключая работников МАЦ, МАЛ и трех гляциологов больше в районе нам никого встретить не удалось.

4. Техническое описание маршрута

4.1. График движения

Дата Участок пути Характер пути ЧХВ, ч-мин Фото Примечания
01.авг Долина р. Иныльчек От погранзаставы по дороге около 6 км на машине. Дорога (7 км), затем тропа вдоль реки и по склонам 12 км мар.30 1 Ясно, после 15 ч – облачно,
          H=2800 м
    За день 12 км. Ночлег на зеленой поляне перед началом подъема на ригель мар.30
02.авг Р. Иныльчек – переправа через р. Ат-Джайляу По тропе через ригель, траверс поверху склонов р. Ат-Джайляу, спуск к ней в 200 м выше слияния с р. Канджайляу янв.15   Ясно
    Переправа через р. Ат-Джайляу – перила 10 м, подъем по обрывистому правому берегу – перила 15 м 1-00   H=3000 м
  Выход на лед. Канджайляу По тропе подъем на травянистый гребень, разделяющий р. Ат-Джайляу и Канджайляу 0-25 2
    Траверс покрытых кустарником травянистых склонов, спуск к реке 0-30 3 Пасмурно, временами мелкий дождь
    По моренам вдоль реки, затем вдоль ледника и по нему – ледовые холмы, покрытые мореной, обход огромных трещин – до гребня, разделяющего лед. 2 и 3 03.окт 3, 18
    Идем до лед. I вначале в левой, затем в в средней части ледника по поверхностным моренам, затем по пологому открытому льду янв.25   H=3650 м
    За день 14,5 км. Ночлег на открытой пологой ветви лед. Канджайляу июл.45
03.авг Прохождение ледопада лед. 1 Нижняя часть – ледовые бугры, крутизна до 30?, один участок перила 40? 40 м, направление движения – справа налево (по ходу), пересекая ледник янв.30 4, 5 Ясно
    Средняя часть – три мощные ледовые поперечные стены (пять участков перил 10-50 м, крутизна сложных участков 40-60). Выход в верхнюю часть ледопада – зона трещин с ненадежными мостами – перила 3 х 20 м. Чуть выше этой зоны оставляем заброску фев.30 июн.14 H=4050 м
    Спуск по пути подъема, в средней части ледопада оставляем две перильные веревки 60, 40 м 02.окт
    За день 1 (+1) км. Ночлег – там же 06.окт
04.авг Выход в верхний цирк лед. 1 Прохождение нижней и средней части ледопада без рюкзаков 02.окт   Ясно
    Верхняя часть – сильно расчлененный ледово-фирновый склон средней крутизной 20-30?, в основном, связки. Перила на крутых участках (40-50?) и при прохождении мостов – 3-5 участков 10-50 м. В пирке оставляем заброску мар.30 15-17 С 14 ч переменная облачность
          H=4400 м
    Спуск по пути подъема мар.40
    За день 0,5 (+2,5) км. Ночлег – там же сен.20
05.авг Выход на западную ветвь лед. 3 Спуск по лед. Канджайляу по пути подъема 1-00 18 Ясно, H=3550 м
    Подъем по тропе вначале по боковой морене, затем по рантклюфту правого борта лед. 3 1-00 19
    Выход на ледник, подъем по его центру, прохождение среднего ледопада лавированием (связки), ср. крутизна 25-35?, 300-400 м. При выходе в среднюю часть попеременная страховка (стенка 5 м 40-50?, два снежных моста) янв.15 20 С 13 ч переменная облачность
    Переход на западную ветвь в пологой средней части ледопада. Ледник вначале изрезан широкими поперечными трещинами, выше идти удобно янв.40 21 С 19 ч пасмурно
          H=4420 м
    За день 4 (+2) км. Ночлег на льду между трещинами апр.55
06.авг Подъем на перевал Р.Юнусова В верхней части ледник закрывается, глубокий снег со множеством трещин (связки), местами передвижение ползком, крутизна в верхнем цирке 20-30? – около 0,7-1 км янв.15 22 Переменная облачность, слабый ветер
    Подъем по снежно-фирновому конусу (30-40?, 150-200 м) на седловинку между двумя боковыми цирками лед. 3 0-50 23 С 10 ч – сильный западный ветер, снег, туман, видимость 10-200 м
          Н=4900 м
    Выход на пер. Р.Юнусова – снежный гребень 300 м, крутизна возрастает до 45?, фирновый склон 150 м 45?. Выход на седловину через "окно" в карнизе янв.35 24
  Спуск в средний цирк лед. 4, переход в верхний цирк Переход вдоль хребта на северную седловину (7 мин.) и спуск с нее на лед. 4 – связки, 30-40?, в средней части под снегом натечный лед – перила 150 м, до 45? янв.40 25
    Движение по леднику до ледопада – глубокий снег, закрытые трещины (постоянное зондирование), связки янв.20 26
    Ледопад прост, проходится в правой (по ходу) части, в основном, с одновременной страховкой 0-20   Снег, видимость 50-1000 м, т-ра 2?C
    Верхний цирк – также глубокий мокрый снег, множество трещин, движемся в правой (по ходу) его части, около 200 м движение только ползком 1-00 27
    За день 3,5 км. Ночлег на снегу в верхнем цирке лед. 4 8-00   Н=4550 м, снег, ветер, видимость 50-100 м, т-ра минус 2?C
07.авг Подъем на пер. О.Лушникова Движение по закрытому леднику (5-10?) 0-45   Сильный ветер, туман, снег с небольшими прояснениями, т-ра минус 3?С
          Н=4800 м
    Перевальный склон выше бергшрунда – перила (120 м, 40-45?). Склон – проваливающийся наст, под ним сыпучий мелкий снег янв.35 28
    Переход на восточную седловину – горизонтальные перила (30 м, 35-45?, фирн, натечный лед) 0-20
  Спуск на лед. 32 Спуск на лед.32 – скально-ледово-снежный склон 30 м 55?, 70 м 40-30? – перила. 200 м 30-20? – движение в связках 01.окт 29, 30
  Прохождение перевала СКТО "Спартак" Подъем по снегу и фирну на седловину в боковом хребте – 300 м, 30-40? 1-00 31 Н=4800 м
    Спуск – обледенелая осыпь с выходами скал, в верхней части перила (60 м, 50-40?) склон временами покрыт снегом (40-30?) янв.15 32, 33 Н=4500 м, туман, сильный ветер, т-ра минус 3?С
    За день 2 км. Ночлег на снегу в верхнем цирке лед. 31 06.май
08.авг Прохождение пер. Олимпийский Ложный Выход на седловину – справа по снежному склону 15-25?, выше – до 35? (кошки), под снегом – лед – 200 м 0-40 34 Ясно, сильный ветер порывистый, т-ра минус 3?С, Н=4650 м
    Спуск на плато лед. 3 – под снегом скально-осыпной склону местами натечный лед – перила 45 м 50-60? до бергшрунда, ниже 20-5?, пологое снежное поле. Обед напротив седл. пер. Олимпийский 01.окт 37 Н=4620 м, ясно, слабый ветер, т-ра 2?C
  Прохождение пер. Славутич Подъем на узловую вершину – связки по пологому плато (25 мин), выше 25-40? (кошки), в верхней части под фирном сыпучий снег янв.20 35, 38, 39 Н=4900 м
    Траверс бокового хребта на север и спуск в верхний цирк лед. 2 – с одновременной и попеременной страховкой, снег, фирн, крутизна 35-45? янв.45 43, 44
    За день 4 км. Ночлег на снежном ребре в центре лед. 2 апр.55   Переменная облачность, средний ветер, т-ра минус 2?С,
          Н=4500 м
09.авг Подъем на пер. СК КАМАЗ Пересечение восточной части цирка лед. 2 -20-10?, связки 0-20   Ясно, т-ра минус 4?С

Подъем на перевал с одновременной страховкой, снег, фирн (25-40?) 0-50 44, 45 Н=4700 м, т-ра минус 1?С
  Выход за заброской на лед. 1 Спуск в верхний цирк лед. 1 – 120 м 40-35? фирн – перила, 500 м 20-10? закрытый ледник, трещины проходятся янв.20   Н=4400 м
    Подъем по пути спуска 1-00 49
    Разведка пути перехода на пер. Челнинский 0-45
    За день 2,5(+1) км. Ночлег на пер. СК КамАЗ апр.15   Н=4700 м
10.авг Переход на седловину пер. Челнинский 1200 м 20-45? траверс снежно-фирнового склона, перила, попеременная и одновременная страховка (участки А-Е) июн.40 50-57 Ясно, т-ра минус 3?C
    За день 1,2 км. Ночлег на пер. Челнинский июн.40   Ясно, т-ра минус 2?С, Н=4950 м
11.авг Спуск на лед. 27 Уч. Ж: скалы, местами натечный лед – 65 м 60-30? янв.40 60 Ясно, сильный ветер, т-ра минус 2?С
    Уч. З 30 м 45? – разрушенные скалы; 100 м 30-40? – снег, натечный лед. Уч. И: 20 м 35-45? – спуск вдоль ручья в кулуар – скалы, натечный лед. 20 м 50-60? – выход из кулуара на площадку – скалы. 20 м 70? – рыжие теплые скалы – на всех пяти участках спуск дюльфером фев.30 61, 62 С 11 ч. переменная облачность
          С 14 ч. временами слабый снег
    Уч. К: 100-120 м 35? – разрушенные скалы. Уч. Л: 600 м 25-40? – осыпи, снег, лед. Уч. М: открытый пологий ледник – 200-300 м до поверхностной морены 1-00 63
    За день 1,3 км. Ночлег на поверхностной морене лед. 27 05.окт   Переменная облачность, т-ра 5?С
          H=4370 м
12.авг Спуск на лед. Каинды Поверхностная морена, обход языка ледника справа, переход ручья и вдоль него обход коричневых скал, ниже – осыпи, переход через ручей от лед. 26 янв.35 64-66 Ясно, т-ра 1?С
  Движение вверх по лед. Каинды Обход разломов и выход в центральную часть ледника 0-20   Н=3600 м, с 13 ч. переменная облачность, туман, т-ра 15?С
    Срединная морена в центральной части ледника, открытый ледник апр.50 67, 68
    За день 15 км. Ночлег на срединной морене в районе лед. 14 июн.45   Облачность 10 б, слабый снег, ветер, т-ра 2?С, Н=4050 м
13.авг Подъем на пер. Каинды Движение по центру и левой части пологого ледника Каинды – открытый лед янв.50 69-73 Ясно, т-ра минус 3?C
    Пересечение ледника и прохождение простого ледопада в правой части янв.50 74-76
    Верхний цирк – закрытый ледник, тропление 2-00 77-79
    Снег 35?, бергшрунд, ледовый склон до 60?, вертикальные перила 40 м; снег – лед 30-45?, горизонтальные перила 65 м мар.20 80
    За день 11,5 км. Ночлег на седловине пер. Каинды 08.окт   Ясно, т-ра минус 5?C, Н=5200 м
14.авг Спуск на лед. Комсомолец Снежно-ледовый склон 60-45?, 320 м, перила на ледобурах. Внизу переход через бергшрунд – прыжком. фев.20 81-85 Переменная облачность, т-ра минус 4?С
  Ледник Комсомолец Пологий закрытый ледник, тропление 0-55 86
    Пологий открытый ледник, трещины обходятся, в нижней части морены 03.окт   С 16 ч ветер, снег, туман, видимость 100-300м, т-ра минус 4?C, H=3900 м
    За день 15 км. Ночлег на левобережной морене в устье лед. Комсомолец июн.25
15.авг Лед. Ю. Иныльчек Переход по льду и осыпям на левую среднюю морену лед. Ю. Иныльчек 0-55 87 Переменная облачность, т-ра минус 6?С
    Движение по морене, пересечение ледника влево (по ходу) к лед. Кара-Тюс апр.20 88-90 После 17 ч кратковременный снег
    За день 15 км. Ночлег на правой боковой морене лед. Ю. Иныльчек в районе пика Горького май.15   Н=4200 м
16.авг   Дневка     После 15 ч снег, ветер, туман
17.авг Переход под пер. Броненосец Пересечение ледника на юг, движение по телу ледника и по рыжей морене июл.30   Ясно, т-ра минус 2?С
    Пересечение ледника на север – переправа через два мощных потока, переход через ледовые и моренные гряды 2-00 91, 92
    За день 10 (+14) км. Ночлег в гроте у подножия осыпного кулуара сен.30   Ясно, т-ра 5?С
          Н=3550 м
18.авг Подъем на пер. Броненосец Движение в кулуаре – средняя, выше – мелкая подвижная осыпь, крутизна до 45? фев.15 93, 94 Ясно, т-ра 5?С, Н=4400 м
  Спуск к оз. Мерцбахера Спуск вправо-вниз по снегу и фирну, пересечение бокового скального гребня (пер. Мирошкина) 0-25 98, 99
    Спуск по мелкой подвижной осыпи, зачехленному леднику, перила на языке – 60 м 40?. Ниже осыпной склон, спуск вдоль ручья. янв.20 101 Ясно, т-ра 8?С, Н=3400 м
  Движение по ущелью С. Иныльчек Обход оз. Мерцбахера по осыпям (до 30?) и разрушенным скалам левого берега 0-50 102-104
    До оз. Верхнее (25 мин) каменистое поле, обход по простым склонам левого берега, переход ручья с лед. Сорокина под языком его ледника 0-35 105-107
    За день 6,5 км. Ночлег на полуострове (левый берег оз. Верхнее) май.25   Ясно, т-ра 15?С, Н=3410 м
19.авг Подход под язык лед. С. Иныльчек До лед. Коляды – осыпные террасы левого берега оз. Верхнее 0-25   Ясно, т-ра 6?С
    Пересечение лед. Коляды – простой разорванный зачехленный язык 0-25 108, 109
    До лед. Шекланова – осыпные террасы 0-30 110
    Пересечение ручья под языком лед. Шекланова вброд (макс, глубина 0,4 м) 0-05 111, 112
    Моренные холмы 0-25
  Ледник С. Иныльчек Движение в левой и средней части ледника, обход огромных разрывов, переход к правому борту ледника 01.окт   Т-ра 25?C
    Рантклюфт, карман правобережной морены, осыпные и конгломератные склоны 4-00
    За день 15,5 км. Ночлег в кармане правобережной морены 7-00   Переменная облачность, т-ра 15?С,
          Н=3950 м
20.авг Лед. С. Иныльчек Характер пути тот же мар.20 113, 114 Ясно, т-ра 3?С
    Выход на открытый лед, переход на срединную морену, выход к МАЛу (напротив устья лед. Одиннадцати) 0-35   С 12 ч облачность
    Движение по открытому пологому льду 0-30 115 С 15 ч ветер, снег
    За день 9,5 км. Ночлег у озера на срединной морене апр.25   С 18 ч временами сильный туман, Н=4300 м
21.авг Выход на пер. Карлытау Подход под дед. С. Иныльчек к склонам в. Карлытау (5-15?), ледник закрывается     Ясно, т-ра минус 9?С
    Обход ледопада по разрушенным скалам, осыпям -25-35?
    Выход на верхнее плато – фирн, лед. попеременная страховка 100 м 25-35?, 30 м 40?; траверс вправо по ходу 30 м и прохождение надува 15 м, 5 м – 50-60? (перила)
    Пересечение плеча в. Карлытау, движение по плато – закрытый ледник (5-15?)
    За день 12 км. Ночлег в верхней части плато     Ясно, т-ра минус 6?С, Н=5300 м
22.авг Спуск на лед. Мраморная стена Подъем по фирну (10-15?) на перевальную седловину 0-25 122 Ясно, т-ра минус 8?С, сильный ветер, Н=5350 м
    Спуск – перила 40 м 40-50? (2 м 60-65?), траверс вправо и вниз. 40% пути – попеременная страховка 30-35?, местами до 50?, снег, под ним фирн, местами натечный лед фев.30 124-126
    Обход ледовых сбросов – перила в снежно-ледовый кулуар – 10 м 60-80?, 50 м 45?; траверс вправо – снег, лед – перила 80 м 35-40? 2-00   Переменная облачность, временами мелкий снег
    Разрушенные заснеженные скалы 100 м 45-40?, уход в кулуар 20 м 45-50?. Кулуар – снег, фирн, местами натечный лед 300 м 30-40?, перила и попеременная страховка 2-00 127
    Ледник открытый, трещины обходятся 0-15
    За день 2,5 км. Ночлег на поверхностной морене ледника 07.окт 128 Т-ра 10?С, Н=3930 м
23.авг Пер. Кругозор – спуск к р. Баянкол До правой боковой морены ледника Мраморная Стена – ледник, закрытый моренным чехлом 1-00 129 Переменная облачность, т-ра 12?С
    Подъем на пер. Кругозор – травянистые и осыпные склоны 20-25?, обход ручья поверху слева по ходу фев.20 123, 129 С 12 ч временами снег, дождь, туман
    Спуск до озера – крупная и средняя неустойчивая осыпи. Ниже осыпи и травянистые склоны 25-35? по левому берегу ручья янв.40 132, 133, 135
    За день 6 км. Ночлег на траве на правом берегу реки 5-00   Н=3300 м
24.авг Спуск до базы геологов Переправа вброд через р. Баянкол 0-15 134 Переменная облачность, т-ра 4?С
    Движение до фермы левым берегом вдоль реки – галька, заросли кустарника, моренные валы 3-00
    Переход по камням р. Ёарасай, движение по старой дороге, перед мостом – конгломератные склоны над рекой – около 30 м 0-40 136 После 15 ч временами дождь
    Движение по хорошей дороге до временной базы геологов 0-10
    За день 13 км. Ночлег в вагончике у геологов 04.май   Н=3000 м

4.2. Долина реки Иныльчек

Долина р. Иныльчек - широкая, просторная, со значительной галечной поймой (фото 1). Леса немного, он покрывает лишь южные склоны долины в 20-60 м выше ее дна. Наличие леса дает возможность практически до лед. Юж. Иныльчек обходиться без примусов. Кроме елей произрастают также верблюжья колючка, другие колючие кустарники, чахлая низкорослая береза. Травянистый покров скудный.

В нижней части долины (в основном на левом берегу) расположен быстрорастущий поселок Иныльчек (Сарыджаз), выше его в 18 км - погранзастава. Между ними (примерно посредине) строится новый аэродром, где будут садиться самолеты АН-26. Других крупных поселений в долине нет. В 1989 г. возле погранзаставы была база МАЦ, организованного фрунзенцами - вертолетная площадка и два десятка палаток; в 2 км выше - дом пастухов и в 2 км ниже заставы - временная база геологов. В будущем освоение долины, видимо, будет более интенсивным.

По левому берегу р. Иныльчек идет неплохая дорога грунтовая, заканчивается в 12-15 км выше погранзаставы (из-за оползня в 1989 г. дорога обрывалась в б км выше заставы). Далее идет тропа, Она плавно вьется по склону над рекой и через 5-6 км (1,5 ч ходьбы) выводит к поросшему травой мысу, далеко вдающемуся в пойму реки - древнему ригелю. Здесь заброшенная стоянка чабанов - так называемые "верхние кошары". Рядом ровные площадки, чистая вода - отличное место для ночлега.

За ригелем тропа раздваивается - правая уходит вверх по склону в долину р. Ат-Джайляу, левая спускается к ее устью, переправа здесь через р. Ат-Джайляу сложности не представляет.

Выше до языка ледника долина р. Иныльчек имеет типичную форму трога и во всю ширь (до 2,5 км) занята зандром, по которому, извиваясь и дробясь на многочисленные рукава, несется мощный водный поток.

По долине р. Иныльчек, видимо, можно двигаться и правым берегом, что может быть даже предпочтительнее, т.к. здесь почти нет серьезных препятствий, а выход на ледник значительно проще, чем с левой стороны (через пер. Обходной). Однако достоверных сведений о прохождении по правому берегу мы не имеем.

4.3. Долина реки Ат-Джайляу

Река Ат-Джайляу (единственный крупный левый приток р. Иныльчек) стекает с полей и лугов одноименного перевала в хр. Иныльчек-тау (н/к, 3674 м). Через 6-8 км она принимает справа мощный приток с лед. Канджайляу, меняет северо-восточное направление на северное и еще через 1,5 км выходит на галечную пойму р. Иныльчек, где и сливается с ней. Долина р. Ат-Джайляу очень зеленая, в средней части покрыта лесом и кустарником. В верхней части долины, по словам пастухов, пасется много скота, поэтому вдоль р. Ат-Джайляу на всем протяжении долины имеется хорошая тропа. В нижнем и среднем течении р. Ат-Джайляу (как и р. Канджайляу) течет в глубоком, труднодоступном каньоне: тропа же идет по зеленым травянистым склонам в 100-200 м над водой.

За ригелем в долине р. Иныльчек тропа в долину р. Ат-Джайляу круто поднимается на склон, траверсирует его и через 1,5-2 км (1-15 ходового времени) спускается к слиянию р. Ат-Джайляу с потоком с лед. Канджайляу (так называемая "стрелка") - фото 2. Переправа на правый берег р. Ат-Джайляу в 200 м выше слияния по каменной пробке (мы ошиблись и навесили 2 участка перил при переправе, не дойдя до "пробки" 80-100 м. У "стрелки" хорошие места для ночлега (лес, дрова). Воду лучше брать из родников на правом берегу (в реке она мутная), но найти их нелегко.

От "стрелки" тропа разветвляется: одна идет по р. Ат-Джайляу ее правым берегом, другая (наша) - по левому берегу потока с лед. Канджайляу. Тропа вначале поднимается на широкий травянистый мыс, разделяющий каньоны рек Ат-Джайляу и Канджайляу (25 мин ходьбы), затем теряется на поросшем кустарником склоне, который траверсируем 30 мин, затем по руслу одного из ручьев спускаемся к реке. Возможен также вариант продолжения траверса, обходя заросшие стлаником склоны поверху. Считаем, что вариант не проигрывает нашему.

В дальнейшем путь проходит по моренам вдоль реки.

По долине р.Иныльчек ЧХВ, ч-мин Протяженность пути, км Характер пути
от погранзаставы до конца дороги 0-15 6 дорога (машина)
  фев.15 7 дорога (пешком)
до ригеля ("верхние кошары") янв.15 5 тропа
До языка лед.Канджайляу ЧХВ, ч-мин Протяженность пути, км Характер пути
до "стрелки" янв.15 3,5 тропа
переправа через р.Ат-Джайляу 1-00 0,1 каньон
подъем на травянистый мыс, разделяющий р. Ат-Джайляу и Канджайляу 0-25 0,5 тропа
до языка лед. Канджайляу янв.30 3 травяные склоны, морены

4.4. Ледник Канджайляу

Ледник Канджайляу рождается под юго-западными склонами пика Нансена и течет в широтном направлении на запад. С юга он ограничен хр. Иныльчек-тау, с севера - хребтом, отделяющим его от долины р. Иныльчек. Длина ледника - около 12 км, ширина в средней и нижней части 1-2 км.

Лед. Канджайляу получает все крупные притоки слева - лед. 1,2,3.

Язык ледника закрыт моренным чехлом и сильно разорван, составляет определенную сложность при движении, легче проходить ближе к левому борту ледника.

Выше ледника 2 появляются пологие полосы чистого льда, удобные для движения.

Ледник закрывается в районе слияния ветвей, стекающих из-под пика Нансена.

нами пройден участок ледника от языка до впадения в него лед. 1 - около 5 км.

Участок пути ЧХВ, ч-мин Протяженность пути, км Высота, м Характер рельефа
От языка до гребня, разделяющего лед.2 и 3 02.окт 3 3230 (язык). 3450 вдоль левого борта, морены, сильно расчленен. ледник
До устья лед. 1 янв.25 2 3650 поверхност. морены, открытый лед. в ср. части

4.5. Ледник 1 (первопрохождение)

Ледник 1 рождается (рис. 1, фото 4-17) под северными склонами хр. Иныльчек-тау восточнее в. 5075 м. Имеет обширную область питания, впадает в лед. Канджайляу узким ледопадом (фото 4). Высота верхнего цирка - 4400 м, перепад высот до лед. Канджайляу - около 750 м.

Нами совершен радиальный выход с лед. Канджайляу в верхний цирк лед. 1, в дальнейшем группа перешла опять в этот же цирк с лед. 2 и ушла с него через хр. Иныльчек-Тау на лед. 27.

(ris01.jpg)

Условно ледопад можно разделить на три части - нижнюю (ледовые бугры), среднюю - 3 ледовые станы, верхнюю (фирновая часть ледопада).

Нижняя его часть (фото 5) - наиболее простая, ледовые бугры ср. крутизной до 30?, крупные разломы и сераки обходятся, направление движения - справа налево (по ходу), пересекая ледопад. Примерно посредине участка навешены 40 м перил на склоне 40?.

Средняя часть - три мощные ледовые поперечные стены. Первая обходится возле скал левого борта ледопада (фото 6). Вторая - проходится через "окно" (фото 7) ближе к правому борту ледопада - перила 20 м, из них 4м - 60? (фото 8). Выше находится крутой ледовый склон (фото 9) - перила 50 м 40-45?, далее участок небольших разломов приводит к третьей стене (фото 10). Эта стена - ключевой участок ледопада. Прохождение ее и следующего участка трещин с ненадежными мостами может усложниться при изменении ледовой обстановки. Стена практически отвесная, высота достигает 10-15 м. Ближе к левому борту ледопада в стене есть разлом, по которому можно подняться в трещину, находящуюся за стеной и идущую параллельно ей. Подъем - перила 12-15 м 35-55?. По трещине переходим в среднюю часть ледопада, где выход на нашу стену более прост (3 м 50?)(фото 11). Далее продолжаем траверс к правому борту ледопада, где трещины уже и можно двигаться выше по ледопаду. При траверсе проходим узкий участок ледового гребня (перила 8 м, фото 12), пересекаем несколько трещин (фото 13) - перила 60 м и выходим в зону трещин с ненадежными мостами - их правые края подтаивают и трещины оседают (фото 14). Участок несложный и быстро проходим (перила 20 м).

Верхняя часть ледопада (фото 15 и 16) фирновые склоны средней крутизны 20-30?, в основном проходится с одновременной страховкой, но в верхней части при прохождении ненадежных мостов и обходе сераков (крутизна 40-50?) организуем 3-5 участков перил разной длины (10-60 м).

Верхний цирк (фото 17) - закрытый ледник с многочисленными трещинами. Снег глубокий, необходимо тропление и зондирование, наиболее просты выходы из цирка:

а) на западную седловину цирка - пройденный нами пер. СК КамАЗ;

б) безымянные седловины в восточной части цирка.

Подъем на центральную седловину цирка (пройденный нами) пер. Челнинский) возможен двумя вариантами - подъем из цирка в западной части седловины или траверс с пер. СК КамАЗ (наш вариант). Более подробно варианты прохождения пер. СК КамАЗ и Челнинский приведены в подразделе 4.7. Выход на западные седловины очевиден - снежно-ледовые склоны средней крутизны, прост здесь и переход с одной седловины на другую.

В верхнем цирке оставляем заброску, корректируем план перехода с пер. СК КамАЗ на пер. Челнинский.

Считаем, что прохождение ледопада лед. 1 дает категорию сложности любому перевалу из его верхнего цирка не ниже 3А.

Участок ледопада ЧХВ, ч-мин Протяженность пути*, км Высота, м Характер рельефа
Нижний янв.30 0,7 3650 (л. Канджайляу) ледовые бугры
Средний фев.30 0,3 4050 3 ледовые стены
Верхний мар.30 0,5 4400 ледово-фирновый склон, трещины, сераки
Спуск по пути подъема мар.40 1,5 - -

* По карте, без учета кривизны рельефа

4.6. Перевал Р. Юнусова + О. Лушникова + СКТО "Спартак" + Олимпийский Ложный (2Б, 4900)

4.6.1. Перевал Р. Юнусова (2Б-2А, 4900)

Перевал расположен в северном отроге хр. Иныльчек-тау севернее в. 4891 и соединяет среднюю западную ветвь лед. 3 (лед. Канджайляу) со средним цирком восточной ветви лед. 4 (р. Ат-Джайляу).

Ориентация склонов - восток - запад.
Характер склонов - сн.-лед.
Набор высоты от языка лед. 3 - 1350 м, из среднего цирка восточной ветви лед. 4 - около 600 м.

Перевал впервые пройден нашей группой 6 августа 1989 г. с востока на запад.

(ris02.jpg)

Описание дается от языка лед. 3 (лед. Канджайляу) до среднего цирка восточной ветви лед. 4 (р. Ат-Джайляу).

Ледник 3 условно можно разделить на две части: обширную область питания (т.н. "плато") и язык ледника, состоящий из трех ледопадов. Подъем начинается из кармана морены (хорошие места для ночлега), берущей начало от скального контрфорса, разделяющего лед. 2 и 3 (фото 18). Отсюда выходим к рантклюфту правого борта лед. 3 и вдоль него (и по нему) по осыпным склонам (30-35?) обходим нижний ледопад. Необходимо наблюдение за склонами контрфорса - возможно падение камней, льда.

Выше нижнего ледопада выходим на пологий ледник (в рантклюфте движение затрудняется из-за возрастания крутизны до 40-45?, также выше затруднен переход на ледник). Ледник открыт, прост для прохождения. Отсюда хорошо просматривается подъем на еще непройденную левую ветвь (нижнюю) лед. 3 (фото 19).

Перед средним ледопадом крутизна ледника возрастает до 25-30?. Ледопад прост, проходим в связках с одновременной страховкой. Лишь в верхней сильно разорванной части проходим 2 коротких участка (10-15 м) с попеременной страховкой (фото 20).

Выше среднего ледопада основной ледник выполаживается, здесь он принимает слева еще один приток. Путь к плато преграждает третий, наиболее значительный ледопад. Наш же путь - вправо (по ходу), на среднюю восточную ветвь ледника (фото 21). Широкие поперечные трещины проходятся вдоль правых склонов. Выше путь прост - пологий (до 10?) ледник. Через 1,5 ч хода ледник закрывается (связки), необходимо тропление и зондирование ледника (много трещин), крутизна возрастает местами до 30?.

Верхний цирк (фото 22) - обширное снежное поле, есть три седловины (две на ледник 4, одна - на нижнюю восточную ветвь лед. 3), все до 1989 г. не пройдены (по нашим сведениям).

Мы поднимаемся на наш перевал следующим образом: вначале по снежно-фирновому конусу (150-200 м 30-40?) на снежную седловинку между средним и нижним восточными ветвями лед. 3 (на ней есть место для 1-2 палаток); выше (фото 23) - разорванный трещинами снежный гребень (300 м, до 45?), местами попеременная страховка; затем фирновый склон 1150 м 45?). С перевального гребня на восток висит карниз, под ним мы траверсируем склон (40 м с попеременной страховкой) и в удобном месте (подрубив карниз) выходим на перевал (фото 24). Седловина снежная, если расчистить площадку, то можно заночевать, При подъеме на перевал ухудшилась погода (ветер, туман, снег, временами видимость уменьшалась до 10 м), поэтому спуск на лед. 4 мы просмотреть не смогли, видели только, что крутизна резко увеличивается, слева внизу угадывались скалы.

Поэтому после предварительной разведки мы траверсируем гребень на более низкую северную седловину (с востока сюда можно подняться с боковой седловинки - рис. 2, переход хоть и короче, но осложнен мощными разрывами). Седловина и спуск на запад продуваются сильным ветром, временами освобождая склон от тумана.

После наблюдений за состоянием склона решаем спускаться с северной седловины (фото 25). Идем в связках, крутизна снежного склона увеличивается с 30 до 40?, в средней части спуска под снегом появляется натечный лед (перила 150 м, до 45?). Ниже склон постепенно выполаживается, под свежим снегом проступает мелкая осыпь, склон переходит в закрытое снежное плато среднего цирка лед. 4.

Пересекаем цирк в связках, зондируя снег. Местами из-за обилия трещин передвижение возможно только ползком.

Выводы по пер. Р.Юнусова.

1. Считаем, что в зависимости от состояния перевальных склонов (количестве снега и др.) категория сложности перевала может составить 2Б или 2А в пройденном нами варианте.

2. Определяющей является восточная сторона, Западная может быть оценена, как 2А-1Б (в зависимости от состояния склона).

3. Для прохождения перевала необходимо умение ходить в связках, организовывать страховку, проходить в кошках участки средней крутизны, иметь лидеров, способных проходить первыми (последними) крутые ледовые участки.

4. Считаем, что подъем на северную седловину не усложняет сложности перевала, происходит лишь замена прохождения крутых длинных снежно-фирновых участков на горизонтальный траверс сильно разорванного снежно-ледового склона.

1) личное самостраховочное;
3) ледорубы (8 точек закрепления);
4) кулачки;
5) ледобуры (10 точек);
6) веревки основные - 4;
7) спусковые устройства;
8) карабины общественные - 8.

Количество точек страховки, организованных при прохождении закрытых цирков ледников 3 и 4 не учтено.

1. Обход нижнего ледопада лед. 3 1-00 30-35 осыпи
2. Подход к среднему ледопаду 0-20 май.20 пологий открытый ледник
3. Выход на среднюю западную ветвь лед. 3 янв.25 25-35 простой ледопад, прохождение зоны трещин
4. Выход в верхний цирк фев.25 май.30 открытый, затем закрытый ледник
5. Подъем на промежуточную седловину 0-50 30-40 снежно-фирновый конус 150-200 м
6. Выход на южную седловину перевала янв.35 35-45 снежно-фирновый склон, гребень 450 м, карниз
7. Переход (спуск) на северную седловину 0-07 10 глубокий снег
8. Спуск в средний цирк восточной ветви лед. 4 янв.30 30-45 снег, натечный лед (перила 150 м)
Итого: 09.дек

4.6.2. Перевал О. Лушникова (2А,4800* м)

Пер. О. Лушникова расположен в хр. Иныльчек-Тау западнее в. 4891 и соединяет восточную ветвь лед. 4 (р. Ат-Джайляу) с лед. 32 (р. Каинды).

Ориентация склонов - север - юг.
Характер склонов - сн.-лед. с севера, сн.-лед.-ск. с юга.
Первопрохождение совершено группой А.Э. Ярошевского 23.07.87.

Перевал пройден нами с севера на юг.

Описание дается от среднего цирка восточной ветви лед. 4 до верхнего цирка лед. 32.

Средний цирк лед. 4 - относительно пологий закрытый ледник, покрытый глубоким снегом, много трещин. Необходимо тропление и зондирование. В нескольких местах передвигались ползком.

Путь в верхний цирк преграждает ледопад - несколько широких разломов на перегибе склона (фото 26). Подход к ним по 45? склону. Движение с одновременной страховкой, в двух-трех местах короткие участки проходились с попеременной страховкой.

Верхний цирк - пологий закрытый ледник, покрытый глубоким снегом. Движение в связках ближе к левым склонам. Постоянное зондирование. На одном из участков передвижение было возможно только ползком на протяжении около 200 м. Подъем также осложняется плохой погодой - снег, ветер, очень слабая видимость.

Мы считаем, что из верхнего цирка возможны пять логичных седловин (фото 27):

1) пер. Пржевальского (2Б, 4500 м);
2) пер. О. Лушникова (2А, 4800 м);
3) пер. Ю. Гагарина (2Б,4800 м);
4) непройденный перевал на среднюю западную ветвь лед. 3 севернее в. 4891;
5) южная седловина пер. Р. Юнусова.

Взлет пер. О. Лушникова (фото 28) - в нижней части фирновый склон 30-40?, покрытый глубоким свежим снегом, выше легкопроходимого бергшрунда крутизна его резко увеличивается, характер меняется: под слоем фирна (2-4 см) порошкообразный снег глубиной до 70 см. Прохождение взлета затруднено почти полным отсутствием точек опоры для ног и ледоруба (скользят). Путь подъема выглядит, как траншея. Первый идет без рюкзака с нижней страховкой, остальные - по перилам (120 м, 40-45?). Чтобы не подрезать склон идем практически прями вверх, хотя сход лавины маловероятен - фирн пробивается, в основном после нагружения его всем телом (при переносе ноги).

Седловина перевала - узкий (1-2 м) фирново-скально-осыпной гребень, с юга местами висит карниз. Туры в центре на скальном горбу и на восточной седловине.

Спуск с восточной седловины (фото 29) предпочтительнее - карниза нет, есть выступы для закрепления веревки. Переход на нее - горизонтальные перила 30 м 35-45? (фирн, натечный лед, скалы).

Спуск на лед. 32 - скально-ледово-снежный склон 30 м 55?, 70 м 40-30? - перила, последний - без рюкзака, с продергиванием веревки. Ниже склон выполаживается (200 м 30-20?), движение с одновременной страховкой по закрытому леднику (фото 30).

Выводы по пер. О.Лушникова

1. Категория сложности перевала в пройденном нами варианте - 2А.

2. Определяющим является южный склон перевального взлета.

3. Для прохождения перевала необходимо умение работать в связках, иметь лидеров, способных проходить первыми (последними) определяющие скально-ледово-снежные склоны крутизной 40-55?.

4. Специальное снаряжение, использованное при прохождении перевала:

3) ледорубы (4 точки закрепления);
4) кулачки;
5) ледобуры (4 точки);
6) веревки основные - 3 шт.;
7) приспособления для спуска;
8) карабины общественные - 4 шт.;
9) петля из основной веревки - 1 шт.

По среднему цирку лед. 4 янв.20 окт.20 Закрытый ледник
Прохождение ледопада 0-20 15-45 Простой ледопад
Под перевальный взлет янв.45 0-20 Закрытый ледник
Подъем на перевал янв.35 40-45 Перила 120 м, фирн, снег
Переход на восточную седловину 0-20 35-45 Перила 30 м, лед, скалы
Спуск в верхний цирк лед. 32 01.окт 55-30 Перила 100 м, скалы, лед, снег
Итого: июн.30

4.6.3. Перевал СКТО "Спартак" (2А, 4800 м)

Пер. Спортивного клуба туристов и ориентировщиков "Спартак" расположен в южном отроге хр. Иныльчек-Тау и соединяет ледники 32 и 31 (р. Каинды).

Ориентация склонов - восток - запад.

Характер склонов - снежные с запада, сн.-лед.-ск.-ос. с востока.

Перевал впервые пройден нашей группой 7 августа 1989 г. с запада на восток.

Описание дается от верхнего цирка лед. 32 до верхнего цирка лед. 31.

Подъем из верхнего цирка лед. 32 на перевальную седловину - явную "дырку" в гребне (фото 31) - прост - 300-метровый снежный склон закрытого ледника, крутизна постепенно увеличивается от 30 до 40?.

Седловина - узкий снежный гребень, местами висят карнизы на восток.

Спуск на восток - вначале по фирну на мини-седловинку у скального пальца (2 м 60-70?), оттуда по обледенелым скалам (в верхней части) и покрытой снегом смерзшейся осыпи - перила 60 м 50-40? (фото 32), последний - без рюкзака с нижней страховкой. Закрепление веревки производилось на скальном выступе (петля).

Ниже склон становится положе (40-30?), временами покрыт снегом - спуск прост (фото 33).

Верхний цирк лед. 31 - пологая снежная чаша, почти без трещин. Путь вниз прост и очевиден.

Выводы по пер. СКТО "Спартак"

1. Категория сложности перевала в пройденном нами варианте - 2А. Возможен более простой путь через гребень - южнее по отрогу (фото .28, 30). Здесь положе и проще перевальные взлеты с обеих сторон, высота самой седловины на 50-70 м ниже пройденной нами. Считаем что категория сложности этого перевала не выше 1Б.

2. Определяющим является восточный перевальный взлет.

3. Для прохождения перевала необходимо умение работать группой на снежно-ледовых склонах средней крутизны.

4. Специальное снаряжение, использованное при прохождении перевала:

3) ледорубы;
4) ледобуры (2 точки);
5) веревки основные - 2 шт.;
6) приспособления для спуска;
7) карабины общественные - 3 шт.;
8) петля из основной веревки - 1 шт.

Подъем из верхнего цирка лед. 32 1-00 30-40 Снег
Спуск в верхний цирк лед. 31 янв.15 60 м – 50-40 Снег, лед, скалы, осыпи, перила – 1 веревка

40-30

4.6.4. Перевал Олимпийский Ложный (2Б, 4650 м)

Пер. Олимпийский Ложн. расположен в хр. Иныльчек-Тау западнее пер. Олимпийский и соединяет западный цирк лед. 31 (р. Каинды) и лед. 3 (лед. Канджайляу)

Ориентация склонов - север-юг

Характер склонов - сн.-лед. с севера и юга

Первопрохождение совершено нашей группой 8 августа 1989 г. с юга на север

Описание дается от верхнего западного цирка лед. 31 до верхнего цирка лед. 3 (т.н. "плато").

Западный цирк лед. 31 несколько выше восточного, подъем сюда прост.

Наша перевальная седловина выражена неявно, находится западнее скального жандарма, разделяющего цирки (фото 34). Подъем на нее прост - закрытый ледник постепенно увеличивающейся крутизны (до 35?). В верхней части под слоем свежего снега (10 см) лед. Длина южного перевального взлета около 200 м.

Перевальный гребень - снег и скалы, ширина до 2-3 м (фото 36), обрывается на север ледово-скальной стеной, местами висят карнизы. Тур на скалах в западной части седловины. С перевала открывается хороший обзор на юг и север. Полностью просматривается путь подъема на следующий наш перевал - Славутич (фото 35).

Спуск на "плато" - покрытый свежим снегом скально-осыпной склон, местами натечный лед (перила до бергшрунда 45 м 50-60?) (фото 37). Спуск последнего без рюкзака, сбрасывание веревки с помощью само выкручивающегося ледобура.

Ниже бергшрунда склон выполаживается (20-5?) и переходит в огромное пологое (0-15?) снежное "плато" (связки). Пересекаем его на восток к началу подъема на пер. Славутич.

Выводы по пер. Олимпийский Ложный

1. Пройденный нами участок перевала можно оценить 2А к.с., но сложность перевала при прохождении до лед. Канджайляу определяется верхним ледопадом лед. 3 (с "плато") и поэтому мы считаем, что категория сложности перевала 2Б (как и пер. Олимпийский).

2. Перевал Олимпийский Ложный несколько выше и сложнее пер. Олимпийский, соединяющего те же цирки, т.е. прохождение нашего перевала от р. Каинды до лед. Канджайляу менее логично, чем пер. Олимпийский. Мы считаем, что прохождение нашего перевала имеет смысл в заявленном нами варианте (в связке с пер. СКТО "Спартак").

3. Определяющим на пройденном нами участке является северный перевальный взлет.

4. Для прохождения участка перевала (в пройденной нами части) необходимо умение проходить в связках закрытые ледники, небольшие снежно-скальные участки средней сложности

3) ледорубы (2 точки);
4) ледобуры - 1 самовыкручивающийся;
5) веревка основная - 3 шт.;
6) приспособления для спуска;
7) карабины общественные - 3 шт.

Подъем из западного цирка лед. 31 0-40 15-35 Снег, лед
Спуск на плато 1-00 60-5 Перила 45 м – ск.-лед.-сн.
Движение по плато (до пер. Олимпийский) 0-10 0-15 Закрытый ледник

4.7. Перевал Славутич + СК КамАЗ + Челнинский (3А, 4950)

4.7.1. Перевал Славутич (2Б, 4900)

Пер. Славутич расположен в северном отроге хр. Иныльчек-Тау северо-восточнее пер. СК МВТУ и соединяет верхний цирк лед. 3 (т.н. "плато") и западную ветвь лед. 2 (оба - лед. Канджайляу)

Характер склонов - снежно-ледовые с обеих сторон

Первопрохождение совершено группой С.О. Чередникова в августе 1987 г.

Перевал пройден нами с запада на восток.

Описание дается от "плато" лед. 3 до верхнего цирка лед. 2.

Подъем начинаем с восточной части "плато" лед. 3 (фото 38). Подъем прост, прямо на вершину, для облегчения подъема идем небольшим "серпантином", крутизна склона постепенно возрастает с 25 до 40?, в верхней части под тонким слоем фирна глубокий порошкообразный снег, что замедляет и затрудняет подъем.

С узловой вершины открывается прекрасный вид во все стороны (фото 40-42). Тура не обнаружено.

Спуск с вершины на восток невозможен - крутой снежно-ледовый склон (фото 44). Поэтому с вершины переходим по широкому снежному ребру крутизной 30-35? по ее северному плечу (200 м с одновременной страховкой) (фото 43). С плеча спуск на лед. 2 сложности не представляет - протяженный фирново-снежный склон крутизной 35-45?. Движение - в основном, с одновременной страховкой по линии падения воды (фото 44).

Верхний цирк ледника 2 разделен в центральной части невысоким снежным ребром (удобным и безопасным для ночлега) на восточный и закрытый подцирки - небольшие пологие снежные плато.

Выводы по пер. Славутич

1. Перевал (пройденная нами его часть) в зависимости от условий соответствует 2А-2Б к.с. Определяющим является восточный перевальный взлет.

2. Считаем, что категория сложности пер. Славутич при прохождении "снизу-донизу" соответствует 3А (хотя прохождение его в таком варианте и нелогично). Определяющими при этом являются обход ледопада лед. 2 и прохождение верхнего ледопада лед. 3. Считаем также, что при прохождении перевала без обхода ледопада лед.2 (до верхнего цирка лед. 2) не превышает 2Б к.с.

3. Перевал кратчайшим и относительно простым путем соединяет верхние цирки ледников 2 и 3.

4. Перевальная седловина (северное плечо узловой вершины) - прекрасное обзорное место района.

5. При прохождении перевала требуется вдумчивая и аккуратная работа связок.

3) ледорубы;
4)ледобуры (2 точки крепления);
5) веревки основные - 3 шт.

Участок пути ЧХВ, ч-мин Крутизна, град. Характер рельефа
Прохождение "плато" лед. 3 от пер. Олимпийский под пер. Славутич 0-25 15-50 Снег – тропление
Подъем на узловую вершину 0-55 25-40 Снег, в верхней части фирн с порошкообразным снегом
Переход по северному плечу 0-10 до 30 Глубокий снег, трещины
Спуск в западный цирк лед. 3 янв.25 35-45 Снег, фирн, связки
Переход на снежное ребро 0-10 0-10 Закрытый ледник

4.7.2. Перевал Спортивного Камского автомобильного завода (СК КамАЗ) (3А, 4700)

Перевал СК КАМАЗ расположен в северном отроге хр. Иныльчек-Тау севернее в. 5075 м и соединяет верхние цирки лед. 2 и 1 (оба лед. Канджайляу)

Ориентация склонов - запад-восток

Характер склонов - снежно-ледовые с обоих сторон

Первопрохождение совершено 09.08.89 (первопрохождение ледопада лед. 1 - 03, 04.08.89) нами с запада на восток.

Описание дается от верхнего цирка лед. 2 до верхнего цирка лед. 1.

Подъем начинаем с невысокого снежного ребра, разделяющего лед. 2 на два подцирка. Отсюда (фото 44) почти без потери высоты пересекаем полузакрытый восточный подцирк лед. 2 (20-10?) и по простому снежно-ледовому склону (400 м 25-40?) с одновременной страховкой поднимаемся на седловину пер. СК КамАЗ. Выходим на седловину в ее восточной части (фото 45). Седловина - широкая, несколько повышающаяся к в. 5075 (фото 47), с обеих сторон переходит в снежно-ледовые склоны средней крутизны, кроме того, в ее восточной части висят карнизы (фото 17). Более прост выход на нее с обеих сторон в северной части.

Спуск на лед. 1: перила 120 м на 40-35? фирновом склоне (фото 49), местами из-под него выходит натечный лед. В верхней части карниз средней величины (1-1,5 м вертикали). Ниже склон выполаживается (500 м 20-10?) и переходит в закрытый ледник (глубокий снег), необходимо зондирование.

Прохождение ледопада лед. 1 описано в 4.5.

Выводы по пер. СК КамАЗ

1. Перевал (пройденная нами часть 09.(В.89) соответствует 5 к.с. Определяющим является восточный перевальный склон.

2. Считаем, что категория сложности перевала при прохождении "снизу-донизу" (хотя прохождение его в таком варианте нелогично) или при полном прохождении его с одной стороны (обход ледопада лед. 2 или прохождение ледопада лед. 1) соответствует 3А к.с.

3. Перевал дает возможность наиболее простым путем попасть в верхний цирк лед. 1.

4. Для прохождения перевала (пройденной нами части 09.08.89) необходимо умение работать группой на снежно-ледовых склонах средней крутизны, иметь лидеров, способных проходить небольшие участки с нижней страховкой. Дня прохождения перевала с ледопадом лед. 1 требуется применение разнообразных технических приемов: одновременная и попеременная страховка, движение на передних зубьях кошек, по перилам, раздельная транспортировка рюкзаков, использование различных приемов страховки, самовыкручивающихся ледобуров (ледовых заглушек) и т.д.

5. При прохождении лед.1I рекомендуемые места для ночлега: на лед. Канджайляу, в верхней части зоны ледовых бугров, ниже третьей ледовой стены (при тщательном выборе места бивака), в нижней части ледово-фирнового склона (большие ровные пространства, есть несколько озер), в верхнем цирке лед. 1, на перевальной седловине.

3) кошки для всех участников;
4) ледобуры - 4 точки закрепления (при прохождении ледопада лед. 1 еще 25-30 точек);
7) карабины общественные - 7 шт.;
8) веревки основные -3 шт.

Пересечение восточного подцирка лед. 2 0-20 20.окт Полузакрытый ледник
Подъем на перевал 0-50 25-40 Снежно-ледовый склон
Спуск в верхний цирк лед. 1 (без рюкзаков) янв.20 120 м 40-35
500 м 20-10
Вверху карниз, фирн, местами натечный лед, ниже – закрытый ледник

4.7.3. Перевал Челнинский (3А-3Б, 4950)

Перевал Челнинский расположен в хр. Иныльчек-Тау восточнее в. 5075 м и соединяет лед. 1 (лед. Канджайляу) и лед. 27 (лед. Каинды)

Ориентация склонов - север-юг

Характер склонов - снежно-ледовые с севера, скально-ледовые с юга

Первопрохождение совершено 10-11.08.89 (первопрохождение ледопада лед. 1 - 03, 04.08.89) нашей группой с севера на юг.

(ris03.jpg)

Описание дается с седловины пер. СК КамАЗ до лед. Каинды. Прохождение ледопада лед. 1 описано в 4.5, выход на пер. СК КамАЗ - в 4.7.2.

Считаем, что при подъеме из верхнего цирка лед. I более логичен вариант подъема под в. 5075, а не траверса с пер. СК КамАЗ (фото 17). Набор высоты от верхнего цирка до перевальной седловины при этом составляет 400-500 м.

Переход с седловины пер. СК КамАЗ на седловину пер. Челнинский - в основном, горизонтальный траверс северо-восточных снежно-фирновых склонов в. 5075 м длиной 1200 м и крутизной 20-45?(фото 17, 50-57).

Сам траверс участков высокой сложности не имеет. Но есть две особенности, затруднявшие нам движение и вынуждавшие принять меры для обеспечения надежной страховки при прохождении траверса: наличие карнизов над значительными участками траверса и крутые снежно-ледовые склоны под нами. Поэтому 600-700 м траверса провешивались веревками или организовывалась попеременная страховка, что удлинило время перехода на пер. Челнинский.

Считаем, что переход на пер. Челнинский через в. 5075 технически несколько сложнее, ключевой участок здесь ледово-скальный спуск с в. 5075 на пер. Челнинский.

Весь траверс для удобства описания разделен на участки:

A) движение по седловине пер. СК КамАЗ и траверс простых снежно-ледовых склонов (150 + 200 м);
Б) движение по зоне разломов (200 м);
B) косые перила (100 м);
Г) гребешок (120 м);
Д) горизонтальный траверс снежно-ледовых склонов средней крутизны (300 м);
Е) ледовая стенка и выход по наклонной полке на пер. Челнинский (150 м).

А. при переходе по седловине (10-15?) - одновременная страховка; в удобном месте (нет карнизов) переходим на западные склоны цирка (20-40?) - перила и попеременная страховка (фото 47, 50).

Б. Зона разломов проходится по гребням между трещинами, движение с одновременной страховкой. Два коротких участка перил на ледорубах и ледобуре (фото 51).

В. Наиболее тяжелый физически участок. Вначале 20 м вертикальные перила (40-55?) с небольшим участком натечного льда (промежуточная точка закрепления на ледобуре). Выше косые перила в глубоком сыпучем снегу (35-45?) (фото 52, 53).

Г. Движение по снежному гребешку левее небольшого откола (10-15?) -перила, попеременная страховка (фото 53, 54).

Д. Склоны крутизной 30-45?. Небольшие участки натечного льда, сыпучего снега. Необходимо наблюдение за карнизами, висящими с в. 5075 м. Участок полностью провешиваем перилами - закрепление веревки на ледорубах и ледобурах (фото 55, 56).

Е. Короткая ледовая стенка (перила 3-4 м, 60?), далее движение по широкой снежной полке (5-20?) и выход на перевальную седловину по снежно-фирновому склону 20-30?(фото 55, 57).

Перевальная седловина - широкое, разделенное трещинами на несколько уровней снежное поле. С перевала открывается вид на север, на хребет, разделяющий лед. Канджайляу и ущ. р. Иныльчек (фото 58) и на юг на хр. Каинды-Катта (фото 59).

Спуск на юг мы начинали в западной части седловины в наклонном кармане, огражденном скалами с юга, ледовой стеной с севера. Начало спуска в восточной части седловины, видимо проще (крутизна не более 45-50?), но могут быть трудности с закреплением веревки на разрушенных скалах, покрытых натечным льдом. Вариант спуска с восточной части седловины по сложности примерно равен нашему.

Весь спуск до поверхностной морены лед. 27 условно разделен на участки (фото 63, рис. 3):

Ж) вертикальные перила на скалах (65 м);
З) вертикальные перила на скально-ледовом рельефе средней крутизны (130 м);
И) скалы в зоне кулуара (60 м);
К) разрушенные скалы - "перья" (100-120 м);
Л) осыпи, снег, лед (600 м);
М) открытый пологий ледник (200-300 м).

Ж. Наиболее опасный участок спуска. Отвесные (80-60?) скалы, ниже 30 м спуск вдоль расщелины, забитой льдом (фото 60). Возможно падение камней и льда, вызванное спускающимися или веревкой (наблюдатель). Спустившиеся участники находились на самостраховочных перилах в углублениях правее места отстегивания от веревки. Крепление веревки производилось за скальные отколы. Спуск последнего - без рюкзака, с продергиванием веревки. Оставлена петля.

З. Вначале спуск по заглаженным скалам, покрытым мелким обломочным материалом - перила 30 м, 45? (фото 61) (крепление веревки за выступ). Ниже - фирн, натечный лед, местами покрытые снегом. Крепление веревки на ледобурах, перила - 100 м 30-40?, Падения камней, льда сверху маловероятно, но наблюдение проводилось. Спуск последнего с нижней страховкой.

И. Перила 20 м - вход в узкий наклонный кулуар (точнее камин) с отвесными боковыми стенками, по дну которого течет водный поток. Ширина кулуара 3-4 м, крутизна 35-45?. Дно - осыпи, разрушенные скалы, вдоль русла участки натечного льда. Место страховки и закрепления веревки в боковом углублении с выступом - защищено от камней. Следующий участок перил (20 м) - спуск вдоль потока (7-8 м) и выход через боковое ответвление по скальной стенке (50-60?) на широкую скальную полку. Последняя скальная стена - 20 м, 70? - рыжие теплые скалы (фото 62). Возможен обход этого участка траверсом полки влево-вниз (обледенелая осыпь, 35-45?). Но он гораздо длиннее (около 60 м) и выводит на открытый участок (возможны камнепады). Крепление веревки - на скальных выступах. Спуск последнего по сдвоенной веревке, оставлены две петли.

К. Спуск по разрушенным скалам (ср. крутизна 35?) прост, участок проходится с само страховкой ледорубом.

Л. Осыпи чередуются со льдом, покрытым снегом. Трещин практически нет. Движение - вдоль водных потоков, крутизна 25-40?.

М. Пологий открытый ледник (20-10?), через 200-300 м начинает покрываться моренным чехлом. Движение сложности не представляет.

Вначале движемся по центру покрытого моренным чехлом ледника. Обход зоны разрывов ближе к левому борту, обход языка ледника справа по мелкой серой осыпи (до 40?), и небольшим участком бараньих лбов, начинается каньон. Движение вначале по мелким и средним осыпям правого берега (35?), а перед сужением ущелья переход вброд на левый берег, движение по легкопроходимым скалам. Немного уходя от резко теряющего высоту ручья (фото 64), выходим на крутые коричневые скалы, прохождение их справа, ближе к ручью по заглаженным скалам и осыпям (25-35? 200-400 м) (фото 65).

Далее переходим влево к более широкому входу в соседнее ущелье ледников 26-25 и вначале по его левому берегу, затем - вдоль него по камням и конгломератным склонам (30-40?) спуск на лед. Каинды, закрытый моренным чехлом (фото 66).

Выводы по пер. Челнинский

1. Перевал (пройденная нами часть 10, 11.08.89) соответствует 3А к.с. При подъеме на перевал с севера (без траверса с пер. СК КамАЗ) из верхнего цирка лед. 1 категория сложности не изменяется. Определяющей является южная сторона перевала.

2. Считаем, что при прохождении ледопада лед. 1 категория сложности перевала увеличивается и соответствует 3Б за счет увеличения количества и протяженности ледовых участков.

3. Перевал дает возможность новым путем (через лед. 1) попасть с лед. Канджайляу на лед. Каинды.

4. Очень красив и эмоционален ледопад ледника 1, где на протяжении всего километра обстановка многократно фантастически меняется. Красивы также виды верхнего цирка лед. 1, подъема на пер. Челнинский с севера. Впечатляют сосульки и замерзшие водопады, отвесные стены, закрывающие путь в верхний цирк лед. 27.

5. Прохождение перевала требует применения разнообразных технических приемов: одновременная и попеременная страховка, движение на передних зубьях кошек, по перилам, раздельная транспортировка рюкзаков, использование различных приемов страховки, само выкручивающихся ледобуров (заглушек) на льду и петель на скалах при спуске и др.

6. Рекомендуемые места ночевок: в верхних цирках ледников, на перевальной седловине, на скально-осыпном гребешке ниже рыжих скал (граница участков И и К).

При прохождении ледника 1 рекомендуемые места для ночлега: в верхней части зоны ледовых бугров, ниже третьей ледовой стены (при тщательном выборе места бивака), в нижней части ледово-фирнового склона (большие ровные пространства, несколько озер).

7. Специальное снаряжение, использованное при прохождении перевала:

3) кошки для всех участников;
4) ледобуры (7 точек при траверсе, 3 точки на спуске на лед. 27; при прохождении ледопада лед. 1 еще 25-30 точек);
7) карабины общественные - 8 шт.;
8) веревки основные - 3 шт.;
9) петли из основной веревки - 3 шт.

А 1-00 15-40 Снег, фирн
Л, М 1-00 40-10 Осыпи, лед, снег
Спуск с лед. Каинды янв.35 25-40 Осыпи, скалы

4.8. Ледник Каинды

Лед. Каинды, расположенный между хребтами Иныльчек-Тау и Каинды-Катта, - один из наиболее крупных ледников Центрального Тянь-Шаня. Он достигает длины 25 км, уступая по протяженности лишь ледникам Ю. и Сев. Иныльчек. Ширина ледника 0,7-2 км, площадь - 75 кв. км (без притоков 40 кв. км). Фирновый бассейн лежит на высоте 4700-4800 м, язык ледника опускается до 3280 м.

В верхней части лед. Каинды - ровное снежное поле, постепенно (через 2-3 км) переходящее в заглаженный ледопад. Он прост, проходится по правой стороне (фото 74).

Ниже на протяжении 5-6 км ледник сплошь покрыт холмами, впадинами, лужами, заполненными водой, что создает своеобразную, надолго запоминающуюся картину. Пересечение ледника в этом месте (по существу, преодоление лабиринта) отнимает много времени и сил.

Ниже ледник успокаивается и, примерно от траверза в. 5484 (в хр. Каинды-Катта) на протяжении 8-10 км представляет собой ровные открытые ледовые поля. Здесь же появляются первые гряды морен. Ниже объем морен становится больше и последние 6-8 км ледник полностью покрыт моренным чехлом и имеет всхолмленный характер. Движение по леднику по этой части затруднено.

Лед. Каинды на всем своем протяжении принимает свыше 20 притоков. Наиболее крупный - лед. Мощный (фото 68) (он единственный имеет свое название, остальные - номера). Он могучей, полуторакилометровой (по ширине) рекой плавно вливается в лед. Каинды, как и все крупные ледники района, более крупные притоки впадают в лед. Каинды с юга.

Наша группа спустилась на ледник с лед. 27 и прошла лед. Каинды почти полностью (кроме 5-7 км языка). Вначале мы поднимались по широкой срединной морене ближе к центру ледника. Примерно на траверзе лед. Мощный переходим на открытый ровный лед и далее движемся по нему.

Чистое ходовое время передвижения группы по лед. Каинды от лед. 27 до лед. 14 - 4 ч 50 мин.

Дальнейшее прохождение ледника описано в 4.9.

4.9. Перевал Каинды (3А, 5200)

Пер. Каинды расположен в хр. Иныльчек-Тау между в. Шокальского (с севера) и в. Красной Армии (с юга) и ведет с лед. Каинды на левый приток лед. Комсомолец.

Характер склонов - снежно - ледовые

Перевал впервые пройден группой Рязанского в 1963 г.

Пройден нашей группой с запада на восток 13, 14.08.89

(ris04.jpg)

Описание дается от шеста впадения лед. 14 в лед. Каинды до места впадения лед. Комсомолец в лед. Ю. Иныльчек.

Вначале можно идти по леднику в любом месте - он течет ровной и плавной рекой. Примерно через 40-60 мин ходьбы начинается зона холмов и впадин, легче проходится ближе к левому борту. Ледник открыт (фото 74), но перед ледопадом, преграждающим путь в верхний цирк, начинает постепенно закрываться.

Здесь пересекаем ледник к правому борту и проходим простой заглаженный ледопад в правой его части.

Верхний цирк - огромная чаша, ледник закрыт. Необходимо его зондирование (обилие трещин в течение 30-40 мин ходьбы, затем постепенно исчезают).

Пересекаем ледник слева направо (фото 79) и подходим под южный край седловины. Подъем на нее возможен двумя путями:

1) в лоб по снежно-ледовому склону 50-60? протяженностью 200-300 м;

2) прохождение бергшрунда и траверс справа налево с выходом на седловину (фото 80).

Первый вариант, видимо, более трудоемкий, т.к. склон однообразный и крутой, на нем на всем протяжении следует навешивать перила или идти с попеременной страховкой.

Мы выбираем второй вариант - короткий крутой участок, затем - горизонтальные перила.

Вначале по 35?-ному снежному склону подходим под бергшрунд в его самой узкой части. Далее вверх по снежному мосту и ледовому склону (перила 40 м до 60?) - первый без рюкзака (страховка и закрепление веревки на ледобурах). Затем траверс влево (по ходу) - горизонтальные перила на ледорубах - снег, лед 65 м 45-30?.

Седловина - небольшое снежное плато, разделенное на две части невысоким снежным гребешком. Скальных выходов и тура нет. С перевала открывается грандиозная панорама лед. Каинды, северных отрогов хр. Кокшаал-Тау и основного хребта с массивом пика Победы (фото 82).

Спуск на левый приток лед. Комсомолец начинаем в южной части седловины. Под нами - ровный крутой (60-45?) ледовый склон (фото 83). Организуем перила на ледобурах (320 м) (фото 85). В нижней части два небольших полузасыпанных бергшрунда (перепрыгиваем). Спуск последнего без рюкзака с нижней страховкой (фото 84).

Верхний цирк (фото 86) - пологий закрытый ледник, покрытый толстым свежим снегом (тропление, зондирование). Примерно через час движения, после спуска по длинному снежному взлету (в центральной части) крутизной 30-35? ледник открывается, идем по пологой его ветви ближе к левому борту ледника.

Погода резко портится, идет снег, туман, временами видимость не превышает 100 м. Движемся по пологой ветви ледника, не прижимаясь близко к скалам левого борта. В нижнем течении ледника Комсомолец переходим на моренную поверхностную морену (ближе к левому борту ледника).

Выход на лед. Ю. Иныльчек осложнен водными потоками, мощными ледовыми разрывами, ледовыми и моренными грядами. Вначале спуска емся к руслу одного из водных потоков, по нему движемся по направлению к верховьям лед. Ю. Иныльчек 200-300 м, затем лавируя по ледовым и осыпным склонам выходим на закрытый моренным чехлом лед. Ю. Иныльчек.

Выводы по пер. Каинды

1. Перевал соответствует 3А категории сложности. Определяющими являются обе стороны.

2. Перевальная седловина является отличной обзорной точкой. С нее просматривается пик Победа, хребты Иныльчек-Тау, Каинды-Катта, Кокшаал-Тау.

3. Перевал имеет принципиальное значение, т.к. является единственным проходом с лед. Каинды на лед. Комсомолец. Каинды - классический вид перевала - это естественное, единственное и очень логичное понижение в гребне, замыкающем грандиозный лед. Каинды и левую ветвь лед. Комсомолец.

4. Прохождение перевала требует применения разнообразных технических приемов: одновременная и попеременная страховка, движение на передних зубьях кошек, движение по перилам.

4) ледобуры - 16 точек закрепления;
7) карабины общественные - 7 шт.;
8) веревки основные - 3 шт.

Лед. Каинды ниже ледопада (от лед. 14) янв.50 май.15 Открытый лед
Переход на лед. Ю. Иныльчек 0-55 окт.30 Ручьи, лед, осыпи
ИТОГО: 15-30

4.10. Ледник Южный Иныльчек

Ледник Южный Иныльчек - самый большой ледник Тянь-Шаня, один из величайших горных ледников мира; в Советском Союзе он уступает лишь лед. Федченко на Памире. Его общая длина - 59,8 км, средняя ширина -2,2 км, максимальная - 3 км, минимальная 1,7 км. Мощность льда по оценкам советских гляциологов (М.А. Демченко, Г.А. Авсюк) достигает 150-200 м в нижней части и 400 м в среднем течении. Скорость течения, по их же оценкам - около 0,4 м в сутки. Средний продольный уклон поверхности - 2?. Долина Ю. Иныльчека на протяжении 48 км расположена в широтном направлении между хребтами Тенгри-Таг и Сарыджазским с севера и Кокшаал-Тау и Иныльчек с юга; лишь сравнительно небольшой участок ледника в его верховьях ориентирован меридионально.

Главная ветвь лед. Ю. Иныльчек берет начало из громадного циркообразного фирнового бассейна, образованного хребтами Меридиональный, Кокшаал-Тау и Актау. Отсюда на север направляется широкий (до 2 км) ледниковый поток, который через 10-12 км делает крутой поворот, выходит в широтную часть долины и соединяется со вторым истоком - лед. Демченко, берущем начало в фирновом цирке на стыке хребтов Меридиональный и Тенгри-Таг. Эти участки - основная область питания главного потока Южного Иныльчека.

На всем протяжении лед. Ю. Иныльчек получает все крупные притоки слева - с северных склонов хребтов Кокшаал-Тау и Иныльчек-Тау (фото 95). Это ледники Звездочка (фото 89) (длина 16,4 км), Дикий (10 км), Пролетарский Турист (фото 90)(II км), Комсомолец (фото 82) (14 км), Шокальского, Путеводный. Последние три в свою очередь сами являются сложными ледовыми образованиями и составляются несколькими сливающимися ледниками, притоками второго порядка. Справа, с хребта Тенгри-Таг и Сарыджазского Ю. Иныльчек не получает ни одного значительного притока. Общее число притоков Ю. Иныльчека превышает 30.

Нижние 11-14 км ледника Ю. Иныльчек, по свидетельству гляциологов, представляет зону "мертвого льда", течение которого полностью отсутствует. Отсутствие течения льда приводит к тому, что моренный материал на поверхности ледника не "стекает" вместе со льдом к концу ледника, а имеет только самостоятельное скольжение по ледовому субстрату. Это при сильно пересеченном рельефе поверхности ледника и при наличии лишь отдельных сбросовых передвижек крупных блоков льда приводит только к его местному перераспределению, а не к общему поступательному движению к концу ледника*. Конечной морены у ледника Ю. Иныльчек нет.

Абсолютная высота нижнего конца языка ледника - 2940 м. Отметки поверхности льда против озера Мерцбахера (14 км по прямой от языка ледника) - 3400 м; против лед. Комсомолец (26 км) -3840 м; против лед. Пролетарский Турист (30 км) - 3900 м; против лед. Дикий (34 км) - 4000 м; против лед. Звездочка (37 км) -4120 м; на траверзе Хан-Тенгри (45 км) - около 4400 м. Относительное превышение гребневых линий боковых склонов над ледником в среднем порядка 2500 м. Снеговая линия на поверхности ледника проходит на высоте около 4400-4500 м.

Нижняя часть лед. Ю. Иныльчек (до Зеленой поляны) - имеет очень неровную, сильно всхолмленную поверхность, беспорядочные ледовые и моренные холмы перемежаются с ледовыми стенками и склонами, причудливыми гребнями. Движение по леднику на этом участке затруднено, наиболее приемлемым вариантом здесь представляется путь по карману ледника.

Зеленая поляна, расположенная на левом борте лед. Ю. Иныльчек, на траверзе оз. Мерцбахера, представляет собой действительно очень зеленый, неровный кочковатый холм, отгороженный от ледника высоким валом береговой морены. На поляне стоит деревянный домик (3x4 м), покрытый листовым железом. В домике две пары деревянных нар и печка. В 3 км за Зеленой поляной у устья лед. Шокальского находится поляна Мерцбахера. Расположенная довольно высоко над ледником она отличается даже еще большей неровностью поверхности, чем Зеленая поляна.

После Зеленой поляны ледник становится ровнее, появляются четко выраженные моренные гряды. Эти гряды принадлежат разным ледникам, составлены из разных пород: от черного и серого до различных оттенков зеленого и красного цвета. Выше места впадения лед. Шокальского начинают встречаться участки чистого льда. Открытого льда становится все больше и больше, а выше впадения лед. Звездочка поверхность Ю. Иныльчека представляет собой ровные ледниковые поля, в наших условиях - открытые бесснежные, трещин почти нет.

Мы поднялись по средней части лед. Ю. Иныльчек (от лед. Комсомолец) вверх - до устья лед. Кара-Тюс - и вниз - под пер. Броненосец (против впадения лед. Шокальского). Хотя на этом участке протяженностью 20 км лед. Ю. Иныльчек набирает по высоте около 700 м, уклон его весьма незначителен, поэтому движение как вверх по леднику, так и вниз требует одинаковых затрат времени и сил.

Вверх по Ю. Иныльчеку мы двигались по левой (орографически) стороне ледника; по текущим с лед. Звездочка и Дикий пологим моренам и ледниковым потокам. Они довольно ровные и путь по ним достаточно прост.

Серьезно осложняют движение по лед. Ю. Иныльчек (точнее любые попытки пересечь его) ледниковые реки. Они не широкие (1-3 м), но текут, как правило, в глубоких промоинах с крутыми обрывистыми берегами (фото 88). Поэтому часто приходится долго идти вдоль реки, выискивая наиболее удобные и безопасные места для переправы. Особую сложность в этом отношении представляет река в срединной части Иныльчека против впадения лед. Звездочка. Вдоль нее нам пришлось идти около 2 км.

Морены ниже впадения лед. Комсомолец менее ровные, движение по ним постепенно затрудняется. Наиболее приемлемым вариантом представляется движение по широкой, рыжего оттенка, морене в срединной части ледника. Определенную сложность на участке от лед. Комсомолец до пер. Броненосец представляет пересечение двух ледниковых рек в средней части (фото 91) и ледовых потоков в правой части Ю. Иныльчека, ближайших к хр. Тенри-Таг. Эти ледовые потоки общей шириной до 400 м представляют собой хаотичное нагромождение ледниковых и моренных увалов и бугров, что требует внимания и тщательного выбора пути. Как возможный вариант можно рекомендовать пересечение правой части лед. Ю. Иныльчек и выход под склон хр. Тенгри-Таг в 1-1,5 км выше подножия пер. Броненосец. Далее двигаться по тропе, идущей в кармане по границе ледника и склона.

Участок пути ЧХВ, ч-мин Протяженность пути*, км Высота, м Характер рельефа
Подъем по леднику от устья лед. Комсомолец до лед. Пролетарский турист янв.30 4 3840/3900 Гребни морен, участки чистого льда
до лед. Дикий 3-00 8 400 То же
до заброски (устье лед. Кара-Тюс) апр.20 14 4200 Открытый ледник
Тот же путь вниз апр.50 14 3840
Вниз по леднику от устья лед. Комсомолец до траверза пер. Броненосец фев.40 7,5 3620 Поверхностная морена
пересечение правой части ледника 1-00 1 3580
под пер. Броненосец 1-00 1,5 3500 Карман ледника, граница ледника и склона

* По карте, без учета кривизны рельефа

4.11. Перевал Броненосец + Мирошкина (1Б-2А, 4400)

Пер. Броненосец расположен в хр. Тенгри-Таг в 1 км западнее в. Броненосец, пер. Мирошкина - в первом северном отроге этого хребта. Перевалы используются для обхода заполненного водой оз. Мерцбахера

Характер склонов с обеих сторон - осыпные, с отдельными выходами скал, также с севера небольшие снежно-ледовые участки

Наше прохождение пер. Броненосец и Мирошкина оцениваем, как 1Б-2А к.с.

Перевал пройден нами с юга на север 18.08.89

Основной сложностью при прохождении пер. Броненосец является его поиск со стороны лед. Ю. Иныльчек. Участок хр. Тенгри-Таг западнее в. Броненосец имеет относительно ровный характер, без ярко выраженных седловин (фото 92). На этот участок выводит несколько очень похожих осыпных кулуаров; тот, что выводит к пер. Броненосец почти ничем не отличается от соседних (фото 93). Различить их можно, главным образом по подножию. Под каждым кулуаром расположена своеобразная "бухточка", отгороженная от ледника небольшими моренными валами. В "бухточке" под нашим кулуаром два небольших озерка, несколько подготовленных под палатки площадок. Находится оно прямо против устья лед. Шокальского. При сомнениях в правильности выбора кулуара лучше идти в соседний левый - выводит на простой скально-осыпной гребень чуть ниже седловины пер. Броненосец.

Подъем по кулуару проходит вначале по крупной и средней малоподвижной осыпи; по мере набора высоты осыпь мельчает (фото 94), начинает ползти, трудоемкость подъема увеличивается. Ширина кулуара от 60 м (внизу) до 15-10 м; крутизна от 20 до 45? (в верхней части осыпи с разрушенными скалами).

Седловина пер. Броненосец - широкое плато, покрытое мелким обломочным материалом. Восточный край седловины выше, появляются выходы скал. Еще ближе к в. Броненосец седловина переходит в острый скальный гребень. Тур - в центре на разрушенных скалах.

С пер. Броненосец открывается прекрасный вид на нижнее и среднее течение лед. Ю. Иныльчек, возвышающийся над ним хр. Иныльчек-Тау и далее - величественный Кокшаал-Тау и хребет Меридиональный (фото 95), на находящееся глубоко внизу бирюзовое озеро Мерцбахера на фоне мощного Сарыджазского хребта (фото 96).

С пер. Броненосец виден и пер. Мирошкина, расположенный в северном отроге, отходящем от вершины в восточной части пер. Броненосец. Переход на седловину пер. Мирошкина - обход слева крутой части снежника и траверс снежно-ледового склона крутизной 20-30? (фото 98) к пер. Мирошкина.

Седловина пер. Мирошкина - скально-осыпная, спуск на лед. Озерный - мелкая мягкая осыпь (фото У9), С него к лед. С. Иныльчек можно попасть через пер. Первомайский (фото 100) или двигаясь по склонам ущелья С. Иныльчек вдоль оз. Мерцбахера (наш путь).|

Спуск к озеру идет вначале по закрывающемуся моренным чехлом леднику (в нижней части участок перил 60 м 40?), ниже - по осыпям (до 30?) и разрушенным скалам правого берега ручья (фото 101). Здесь - удобные места для множества палаток, открывается отличный вид на оз. Мерцбахера и ледник, стекающий с одноименного перевала.

Выводы по пер. Броненосец и Мирошкина

1. Прохождение перевалов - относительно простой путь обхода наиболее сложного скального участка левого берега оз. Мерцбахера. Считается, что даже при спущенной воде озера путь через перевалы технически проще и несколько быстрее, чем поберегу и дну спущенного озера.

2. Пер. Броненосец - хорошая обзорная точка. С него открывается величественная, надолго запоминающаяся панорама почти всего лед. Ю. Иныльчек, хребтов Иныльчек-Тау, Кокшаал-Тау и его северных отрогов, средней части Сарыджазского хребта, изумительного по красоте оз. Мерцбахера. Эти красоты служат достойным вознаграждением за утомительный подъем по осыпному склону.

3. Основная сложность при прохождении пер. Броненосец - его определение со стороны лед. Ю. Иныльчек. Категория сложности при спуске к оз. Мерцбахера - 1Б-2А.

4. Специальное снаряжение, примененное для организации перил при прохождении языка лед. Озерный - 1 веревка 60 м и кошки.

Участок пути ЧХВ, ч-мин Крутизна, град. Характер рельефа
Подъем на пер. Броненосец фев.15 20-45 Вначале – крупная и средняя осыпь, выше мелкая
Переход на пер. Мирошкина 0-25 20-30 Снежно-ледовый склон
Спуск на лед. Озерный 0-10 25-35 Мелкая осыпь
Спуск к оз. Мерцбахера янв.20 25-35 Ледник, покрытый моренным чехлом, язык – перила 60 м 40?, осыпи и разрушенные скалы

4.12. Озеро Мерцбахера и озеро Верхнее

Озеро Мерцбахера, образовавшееся в результате отступления лед. Сев. Иныльчек и перегораживающее вход в его долину, представляет собой совершенно уникальное явление. Озеро довольно большое - его длина около 4 км, ширина - 1,1-1,3 км, глубина - свыше 60 м (в западной части). С трех сторон озеро находится в естественных берегах, а с четвертой (западной) его "берегом" является лед. Ю. Иныльчек. По существу, гигантская ледовая плотина, образованная Ю. Иныльчеком, является вторым языком ледника, затекающим в долину Сев. Иныльчека. Плотина постоянно обрушивает в озеро глыбы льда, в результате чего по озеру плавает огромное количество айсбергов самой причудливой конфигурации. Небольшое их количество обязано своим происхождением двум ледникам, впадающим прямо в озеро со склонов Сарыджазского хребта из-под пиков 5242 и 5516. Озеро или не имеет постоянного стока вообще, или он незначителен. Особенность оз. Мерцбахера состоит в том, что регулярно, с годовым циклом, вода из него уходит. Как правило, это происходит в августе или в сентябре (в 1984 г. - в конце августа, в 1986 г. - в двадцатых числах июля). В отдельные годы, но крайне редко (например, в 1947 г.) озеро не стекает вообще, а иногда стекает два раза в год. Причины и механизм этого явления до конца не выяснены. Часть исследователей считает, что скопившаяся в озере вода приподнимает лед. Ю. Иныльчека или отдельные ледовые глыбы и уходит под него. Другие утверждают, что напор воды в озере расширяет трещины и каналы стока в теле ледника. Но как бы то ни было, озеро регулярно прорывается, и миллионы кубометров воды вырываются в долину. Спуск озера происходит за 3-5 дней; дебит воды в реке Иныльчек увеличивается с 20-30 м3/с до 600-1000 м3/с. В первые дни после ухода воды из озера еще не устоявшиеся айсберги и глыбы льда постоянно подламываются, наползают друг на друга и рушатся, наполняя долину, по свидетельствам очевидцев, беспрерывным гулом. Заполнение озера происходит довольно быстро и через 1,5-2 месяца после прорыва, если не успеет замерзнуть, оно вновь полное.

Озеро впервые обнаружил и описал в 1903 г немецкий путешественник и ученый Г. Мерцбахер, именем которого оно и было названо М. Погребецким в 1929 г.

Обойти заполненное водой оз. Мерцбахера по берегу весьма сложно, поскольку оба его берега представляют собой крутые осыпные склоны и почти отвесные скалы, уходящие в воду.

Мы прошли низом по левому берегу озера от входа в долину лед. Озерный до восточной окраины озера (фото 104). Характер склонов - осыпи крутизной до 30? (в основном малоподвижные) (фото 102), два коротких участка простых скал (примерно по 15 м) (фото 103).

В 500-700 м выше оз. Мерцбахера по долине Сев. Иныльчека расположено еще одно озеро - Верхнее, естественным берегом которого с восточной стороны является язык лед. Сев. Иныльчек. Озера соединены протокой. Верхнее озеро в настоящее время довольно интенсивно увеличивается в размерах. В настоящее время длина озера превышает 3,5 км, и доходит оно до устья лед. А. Шекланова.

К озеру стекает по три ледника с южной и северной стороны. Из северных ледников (Сарыджазский хребет) до озера не доходит ни один. Из южных (хребет Тенгри-Таг) - ледник В. Сорокина также не доходит до озера, ледники же Н. Коляды и А. Шекланова спадают непосредственно в воду.

Мы обошли озеро по левому борту долины. От оконечности оз. Мерцбахера путь идет по каменистым полям (перемычка между озерами), затем по конгломератно-осыпным склонам берега озера.

Ручей, вытекающий из-под лед. Сорокина пересекаем под языком его ледника (необходим наблюдатель - сверху возможно падение вытаявших камней) (фото 105,106), где ручей широк, а глубина его мала. Через 5 мин после переправы проходим небольшой песчано-галечный полуостров - красивое (фото 107) и удобное для ночлега место - с запада защищено от ветра старой мореной.

Движение до лед. Коляды - вначале вдоль берега, далее - по осыпным террасам в 5-10 м над водой. Пересечение языка ледника представляет определенную сложность - одно место (фото 108, 109) - почти отвесная грязная ледовая стенка высотой 2-3 м, проходилась с раздельной транспортировкой рюкзаков. Специальное снаряжение не применялось. Возможно, что если подняться вдоль ледника выше, то его пересечение вообще не представляет никакой сложности.

Далее до лед. Шекланова движение вдоль воды по наклонной осыпной полочке (фото 110).

Поток перед языком лед. Шекланова пересекаем также вброд, глубина, в основном - 3-7 см, лишь в одном месте - до 40 см (фото 111, 112).

От ручья с лед. Озерный до лед. Сев. Иныльчек ЧХВ, ч-мин Протяженность пути, км Характер рельефа
Обход оз. Мерцбахера 0-50 1,8 Осыпи, два участка скал примерно по 15 м
Выход к языку лед. С. Иныльчек 0-30 0,3 Моренные холмы
Всего: мар.15 6,5

4.13. Ледник Северный Иныльчек

Ледник Северный Иныльчек является одним из наиболее интересных и впечатляющих в районе и в то же время самым труднодоступным, попасть на него можно лишь преодолев перевалы в хр. Сарыджазском или Тенгри-Таг сложностью от 3А до 3Б, или обойдя оз. Мерцбахера, что также довольно непросто. Ледник занимает большую часть 38 километровой долины между хребтами Тенгри-Таг и Сарыджазским. По мнению гляциологов (М. Демченко, Г. Авсюк и др.), 400-500 лет назад Сев. Иныльчек сливался с Южным, однако затем произошло отделение и постепенное отступление языка Сев. Иныльчека. Так образовалось оз. Мерцбахера (200-250 лет назад), а затем и Верхнее озеро. Процесс отступления продолжается и сегодня, причем идет довольно интенсивно.

Современная протяженность ледника около 28 км, из которых 9 км приходится на зону "мертвого льда", движение которого почти полностью отсутствует, и 19 км - на "живую" часть. Средний продольный уклон ледника - 3-4?. Абсолютная высота конца языка - 3400 м. Высота фирновой линии на поверхности ледника 4500-4550 м. Мощность льда в "мертвой части", по оценке гляциологов, достигает 100 м, в "живой" части - 300 м. Ширина ледника от 1,3 до 2,0 км. Площадь - 86 кв. км.

Ледник С. Иныльчек берет начало в циркоподобном фирновом бассейне, образованном северными склонами хр. Тенгри-Таг (к востоку от Хан-Тенгри), южными склонами Сарыджазского хребта (к востоку от п. Казахстан) и замыкающим их отрезком Меридионального хребта. Лед. С. Иныльчек имеет более 30 притоков, однако, они весьма невелики - самые крупные (северные - ледники Одиннадцати (фото 115), Краснова (фото 114); южные - ледники Суходольского, Гусева (фото 113) не превышают 4-6 км. Поэтому главный поток Сев. Иныльчека формируется льдом, выходящим из основного фирнового бассейна. Лед же боковых притоков слагает лишь неширокие полосы вдоль бортов долины и в большинстве случаев выклинивается невдалеке от места впадения притоков.

Ледник С. Иныльчек довольно труден для передвижения. Нижняя часть ледника на протяжении 10-12 км покрыта сплошным моренным чехлом и отличается чрезвычайной неровностью и беспорядочностью рельефа. Отдельные ледовые холмы достигают высоты 20-30 м. Во впадинах нередки озера с чистой водой. Выше лед. Михайлова появляются отдельные моренные гряды и полосы открытого льда - как правило, также весьма неровные. Лишь выше лед. Краснова Сев. Иныльчек становится ровнее, а еще через несколько километров вся средняя часть переходит в широкое пологое снежное поле.

Наиболее приемлемый путь в нижней и средней части дед. С. Иныльчек идет по его правому рантклюфту по границе ледника со склонами Сарыджазского хребта. Мы вышли на Сев. Иныльчек в его левой (орографически) части, за устьем лед. Шекланова. Первые 2 км шли по левой стороне ледника, практически по его границе со склонами хр. Тенгри-Таг. Затем мы пересекли ледник немного наискось и вышли в правый рантклюфт в районе ручья с пер. Томичей. Далее - по рантклюфту и карману ледника до ручья с ледника под в. 5145 м. За ручьем борт долины становится более пологим, на нем появляются террасы, идти по которым удобно почти до лед. Одиннадцати. Однако эти террасы изредка перемежаются довольно крутыми осыпными и конгломератными склонами, требующими аккуратного и внимательного движения.

В район лед. Одиннадцати и выше удобно идти по пологим ледовым ветвям лед. Сев. Иныльчек. Напротив устья лед. Одиннадцати на правобережной морене лед. Сев. Иныльчек в 1989 г. находился Международный альпинистский лагерь (МАЛ), организованный казахскими альпинистами.

В целом прохождение ледника Сев. Иныльчек до МАЛа технической сложности не представляет.

Участок пути ЧХВ, ч-мин Протяженность пути, км Характер рельефа
Левый борт ледника, пересечение к правому борту 01.окт 2,5 Холмистый моренный чехол, разорванный мощными трещинами
По правому борту ледника до лед. Одиннадцати, выход к МАЛу июл.55 19 Рантклюфт, карман правобережной морены, осыпные и конгломератные склоны и террасы

4.14. Перевал Карлытау (3А, 5350)

Пер. Карлытау расположен в Сарыджазском хребте между пиками Карлытау и Казахстан, соединяет ледник Мраморная Стена и ледник Карлытос (лед. С. Иныльчек)

Характер склонов - снежно-ледовые с обеих сторон

Первопрохождение совершено группой Н.Н. Волкова в 1966 г.

Перевал пройден нами с юга на север.

(ris05.jpg)

Описание дается от правобережной морены лед. С. Иныльчек (МАЛ -напротив лед. Одиннадцати) до пологой части лед. Мраморная Стена (выше языка).

До 1989 г. перевал проходился туристами всего несколько раз, последний (по картотеке отчетов МГЦТК) - группой Котельникова в 1971 г.

Подход к ледопаду лед. Карлытос идет по пологому лед. С. Иныльчек (фото 116). Путь прост и приятен. Редкие поперечные трещины легко перепрыгиваются или обходятся. Ледник постепенно закрывается.

Справа (по ходу) возвышается грандиозный массив Хан-Тенгри и Шатров, впереди - пики Пржевальского, РГО, массив Мраморная Стена (фото 117), что придает особую красоту и величественность огромному заключительному цирку лед. С. Иныльчек.

Наш путь - к подножию южного ребра в. Карлытау. Это ребро является левым "берегом" ледника Карлытос и используется для обхода его ледопада (фото 118). Ребро - скально-осыпное, крутизна 25-35?, внизу осыпь крупная и неустойчивая, в верхней части - мелкая и подвижная, есть участки натечного льда. С ребра на западе красиво смотрится ледовое русло лед. С. Иныльчек, разделенное на несколько частей срединными моренами (фото 119).

Определенную сложность представляет переход со скально-осыпного ребра на тело лед. Карлытос. Это - ледово-снежный склон 100 м 25-35?, 30 м 40? (проходим с попеременной страховкой), в верхней части заканчивающийся отвесной фирновой стенкой высотой 3-4 м. Со стены свисают местами огромные сосульки и небольшие снежные шапки (фото 120). Находим удобное место (траверс 30 м - перила) и, вырубив несколько ступеней, по перилам (15 м, из них 5м - 50-60?) выходим на верхнее плато (фото 121). Начало ледопада обходим справа (по ходу) под склонами в. Карлытау, дальше трещин почти нет, движемся по закрытому леднику в связках с одновременной страховкой. Движение сложности не представляет, крутизна 5-15?, глубина снежного покрова - до 10 см.

Седловина пер. Карлытау - широкое, несколько наклонное снежно-фирновое плато, полого понижающееся на юг и обрывающееся крутыми снежно-ледовыми склонами на север. Очень красив отсюда пик Хан-Тенгри (фото 122). На севере открывается вид на невысокий Меридиональный хребет и северные отроги Сарыджазского хребта. Просматриваются перевалы Тренировочный, Китайский и наш следующий перевал - Кругозор. Глубоко внизу лежит лед. Мраморная Стена, р. Баянкол (фото 123).

Спуск на север (фото 128,130, рис. 5) обычно проходит по такой схеме: прохождение крутого северного взлета (уч. А); траверс снежно-ледового склона вправо на северное ребро в. Карлытау (уч. Б) спуск по ребру, леднику и нескольким ледопадам лед. Мраморная Стена. При неблагоприятной снежно-ледовой обстановке (лавиноопасность участка Б, карнизы на участке А) рекомендуется выходить с перевальной седловины на предвершину пика Карлытау и оттуда спускаться по ее северному снежно-ледовому ребру - этот путь более трудоемкий, сложнее технически, но и безопаснее. Известен также вариант спуска под северными склонами пика Казахстан.

Наш вариант спуска на лед. Мраморная Стена несколько отличается от вышеперечисленных. Считаем необходимым отметить, что он возможен только при благоприятной снежно-ледовой обстановке, хорошо подготовленной группе. Для удобства описания весь спуск на лед. Мраморная Стена разделен на части:

А) крутой снежно-ледовый взлет (40 м);
Б) траверс вправо (100 м);
В) спуск по снежно-ледовым склонам средней крутизны (0,8-1км)
Г) обход ледовых сбросов (250 м);
Д) снежно-ледовый кулуар (300 м);
Е) пологий ледник до поверхностной морены (1,5 км).

А. Перевальный гребень обрывается на север снежно-ледовой стеной, местами с небольшими карнизами. В центральной части гребня карниза нет, стена более пологая, здесь и начинаем спуск - перила 40 м крутизной 40-50? (в верхней -2м 60-65?). Закрепление веревки на ледорубах. Взлет (фото 124) - фирновый. Спуск последнего - без рюкзака с нижней страховкой.

Б. Траверс вправо проходится в связках с одновременной страховкой. Крутизна склона 30?, характер - фирн (фото 125). При спуске по нашему варианту протяженность траверса можно сократить до 30-40 м.

В. Снежно-фирновые склоны крутизной 30-35?, местами крутизной 40-45?, небольшие участки натечного льда (фото 126). Движение в связках, около 40 % пути - с организацией попеременной страховки через ледорубы и ледобуры.

Г. Участок В обрывается вниз крутыми ледовыми сбросами, прохождение которых опасно из-за возможных обвалов льда, втаявших в него камней. Возможно, более прост обход сбросов слева по небольшому скально-снежному гребешку, но мы пропустили переход на него, к тому же необходимо было до конца проверить наш вариант спуска.

Участок Г - одно из наиболее сложных и опасных мест спуска. Практически весь провешивался перилами (страховка и закрепление веревки на ледобурах). Верхняя часть - ледовая стенка высотой 10 м, крутизна 60-80?, ниже - косые перила в снежно-ледовом кулуаре (50 и 45?) (снятие веревки на этом участке (60 м) с помощью самовыкручивающегося ледобура). Далее - горизонтальный траверс с пересечением кулуара вправо на сильноразрушенный невыраженный скальный хребтик (80 м 35-40?). При прохождении в кулуаре необходимо наблюдение за его верхом - возможно падение камней и льда, все участники находились на самостраховке. Здесь, как и на хребтике есть неприятные участки смерзшихся осыпей и натечного льда - необходима аккуратность при движении и страховке. На хребтике закрепляли веревку за груду камней, скальные выступы. Движение последнего - с нижней страховкой. Длина участка 100 м, крутизна 45-40?.

Труден для спуска последнего участок ухода во второй (восточный) снежно-ледовый кулуар (20 м 45-50?) - под снегом натечный лед, смерзшаяся осыпь - нижняя страховка (фото 127).

Д. Снежно-ледовый кулуар - в основном снег, фирн, с небольшими участками натечного льда под снегом. В верхней части участок провешивался перилами на ледобурах (фото 127), ниже - проходился с попеременной страховкой. Крутизна склона уменьшается с 40 до 25-30?, увеличивается толщина снежного покрова. Видимо, кулуар камнеопасен, особенно в верхней части, где склоны круче, тормозятся камни меньше. Участники на пунктах страховки находились на самостраховке, выделялся наблюдатель.

Е. Ледник открыт. Трещины и нагромождения льда легко проходятся. Крутизна 5-10?. Поверхностная морена начинается на широком малоразорванном плато - удобные места для ночлега. Отсюда открывается красивая панорама северных склонов нашего перевала (фото 128).

Ледник (до языка) прост - лед, покрытый моренным чехлом, трещины и моренные гряды обходятся без осложнений.

Чтобы обойти язык ледника лучше, видимо, уходить влево, где можно перейти на травянистые склоны, наш же путь (к пер. Кругозор) - к правобережной морене, начинающийся у пер. Китайский (фото 129).

Выводы по пер. Карлытау

1. Перевал в пройденном нами варианте соответствует 3А категории сложности. Препятствия, встречающиеся при его прохождении, являются сложными и протяженными. Определяющей является северная сторона, где требуется проходить крутые снежно-ледовые склоны. На прохождение перевала в любую сторону при хорошей погоде требуется не менее 2 дней.

2. Считаем, что наш вариант спуска на лед. Мраморная Стена возможен только при благоприятной снежно-ледовой обстановке, хорошо подготовленной и настроенной группе. Наиболее сложный и опасный (возможный сход камней и льда с вышележащих склонов) является участок Г - переход в восточный ледовый кулуар. Возможно, что более прост обход ледовых сбросов слева по скально-ледовому гребешку, что требует проверки.

3. Перевальная седловина - неплохая обзорная точка. С нее просматривается массив Хан-Тенгри, хребты Меридиональный и Джаркулак.

4. Прохождение перевала требует применения разнообразных технических приемов: одновременная и попеременная страховка, движение на передних зубьях кошек, по перилам, использование различных приемов страховки, самовыкручивающихся ледобуров на спуске и т.д.

5. Рекомендуемые места ночевок: в пологой части лед. С. Иныльчек, Карлытос, Мраморная Стена, в районе перевальной седловины пер. Карлытау с юга.

2) ледорубы (около 10 точек страховки);
4) ледобуры (25-30 точек);
5) устройства для спуска;
6) карабины общественные - 7 шт.;
8) веревки основные - 3 шт.

Участок пути ЧХВ, ч-мин Крутизна, град. Характер рельефа
Движение по лед. С. Иныльчек фев.40 май.15 Ровный ледник, постепенно закрывается
Обход ледопада Карлытос янв.15 25-35 Скально-осыпные склоны
Прохождение ледовой стенки 1-00 175 м 25-40, 5 м 50-60 Фирн, лед
Выход на перевал по плато лед. Карлытос фев.30 май.15 Закрытый ледник
Спуск на лед. Мраморная стена:
А 0-50 40-60 Фирн
Б 0-25 30 Снежно-ледовый склон
В янв.15 30-40 Снежно-фирновые склоны
Г 2-00 60-80/45-35/40-50 Ледовая стенка 10 м/Снежно-ледовый кулуар/Разрушенные скалы, смерзшаяся осыпь, натечный лед, снег
Д 2-00 40-30 Снежно-ледовый склон
Е 0-15 май.15 Открытый ледник
Переход на правобережную морену лед. Мраморная стена 1-00 05.окт Ледник, покрытый моренным чехлом
ИТОГО: 15.окт

4.15. БАЯНКОЛЬСКИЕ ЛЕДНИКИ

В громадном замкнутом цирке расположена целая система Баянкольских ледников (Зап. Баянкольский, Баянкольский, Мраморной Стены). Котловина Баянкольского цирка образована хребтами Сарыджазским, Меридиональным и Терскей-Алатау. Котловина замкнута с севера отрогами Терскей-Алатау и хр. Джаркулак.

Разветвленный ледник восточной части носит название ледника Мраморной Стены. Ледник питается крупными фирновыми полями, осложненными ледопадами и имеет низко спускающийся (до 3350 м) язык. Длина ледника - 7,8 км, площадь 22,5 кв. км, высота фирновой линии - 3960 м.

Баянкольский ледник, стекающий с Сарыджазского хребта между пиками Казахстан и Баянкол, имеет самостоятельное значение. Это короткий (3,5 км) мощный крутопадающий ледник, перегораживающий всю долину цирка и своим языком упирающийся в склоны хребта Джаркулак.

Западный Баянкольский ледник образован ледниками западной части цирка. Ледник полого спускается на восток, на всем протяжении ровный, не имеет разломов и широких трещин. И только на юге громоздятся ледопады с северных склонов Сарыджазского хребта. Протяженность Зап. Баянкольского ледника - 7 км, общая площадь - около 30 кв. км.

Мы прошли западную ветвь лед. Мраморная Стена. Описание нашего пути по нему дано в 4.14.

4.16. Перевал Кругозор (1А-1Б, 4200)

Перевал Кругозор расположен в западном отроге Меридионального хребта западнее в. Кругозор, соединяет лед. Мраморная Стена и ручей с лед. Кругозор (р.Баянкол)

Ориентация склонов - север-юг

Характер склонов - травянисто-осыпные с обеих сторон

Первопрохождение совершено нашей группой

Описание дается от правобережной морены лед. Мраморная Стена до р. Баянкол (при впадении в нее ручья с лед. Кругозор).

Западный отрог в. Кругозор хорошо просматривается с перевалов Карлытау (фото 123), Одиннадцати.

Путь на него прост (фото 129). Вначале пересекаем поток, текущий с восточной ветви лед. Мраморная Стена, необходима аккуратность - южный берег потока - камни на льду, северный - неустойчивая крупная осыпь и конгломератный участок (высота берегов 15-20 м).

Выходим в карман правобережной морены - благоухающий травянистый склон, множество цветов. Крутизна склона - 20-25?, есть несколько горизонтальных террас - удобные места для отдыха.

При подъеме уходим вправо (по ходу) и с верхней террасы переходим на склоны правого берега потока с пер. Кругозор, текущего в небольшом каньоне. Мы движемся по осыпям, пересекаем несколько простых участков разрушенных скал не спускаясь к потоку. Идти удобно, т.к. есть множество козьих следов. Крутизна склона 20-30?. В районе перевала склон выполаживается и переходит в небольшое осыпное плато со снежником, заканчивающимся на юс небольшим наддувом.

С перевала открывается прекрасный вид на север, на ледник Мраморная Стена и находящиеся за ним Сарыджазский и Меридиональный хребты (фото 130, 131).

Спуск на север до озера идет по неявно выраженному кулуару (крупная и средняя неустойчивые осыпи 30-35?)(фото 132, 133).

От озера пересекаем небольшой моренный вал и уходим вправо к потоку с лед. Кругозор.

Спуск к р. Баянкол проходит вдоль потока по средним осыпям и простым разрушенным скалам. Ниже появляются участки травы и заросли кустарников (фото 135).

Определенную сложность представляет переправа через р. Баянкол. Мы нашли место, где река разветвляется на несколько рукавов и переправлялись через них вброд подвое способом "стенка" (фото 134).

Возможно, что лучше двигаться правым берегом реки, т.к. в районе впадения в р. Баянкол р. Карасай на правом берегу р. Баянкол находится шахта и строится база геологической партии, отсюда начинается неплохая дорога.

Выводы по пер. Кругозор

1. Перевал соответствует 1А-1Б категории сложности.

2. Перевал не имеет самостоятельного значения, т.к. с лед. Мраморная Стена можно попасть в долину Баянкола низом, обойдя слева его язык. Пер. Кругозор можно использовать для акклиматизации, или если группа желает попасть с лед. Мраморная Стена на правый берег р. Баянкол не переправляясь через него (разведка показала, что движение по правой боковой морене, обход языка лед. Мраморная Стена довольно сложен и неприятен - язык ледника здесь сильно разорван, а на правых склонах встречаются крутые конгломератные и скальные участки.

3. Специальное снаряжение не применялось.

Участок пути ЧХВ, ч-мин Крутизна, град. Характер рельефа
Выход в карман правобережной морены 0-20 20-40 Ледник покрыт моренным чехлом, крупная осыпь, конгломератный склон
Подъем на пер. Кругозор 2-00 20-25 Травянисто-осыпные склоны
Спуск до озера 0-20 30-35 Крупная и средняя осыпи
Спуск к р. Баянкол янв.20 25-35 Осыпно-травянистый склон
ИТОГО: 4-00

4.17. Долина реки Баянкол

С Баянкольских ледников берет начало р. Сары-Гайноу, которая, сливаясь через 25 км с рекой Ашутор приобретает название Баянкол. Характер ущелья р. Сары-Гайноу - V-образный, пологих широких террас почти нет, склоны наклонные, проросли кустарником и низкорослыми деревьями, местами труднопроходимыми.

Мы проходили долину по левому берегу реки, хотя считаем, что путь по правому берегу не тяжелее, а местами даже проще. Группа шла по руслу реки или по склонам над руслом, местами по старой тропе. Есть 2-3 участка обхода мощных скальных прижимов над рекой и сквозь сильно заросший лес, что выматывает силы. Переправа через все левые притоки по камням, сложности не представляет.

Примерно через 3 ходовых часа движения выходим в урочище Джаркулак - место слияния рек Сары-Гайноу и Карасай. Здесь, на правом берегу р. Сары-Гайноу, находится шахта и строится база геологоразведочной партии, отсюда начинается дорога, идущая по правому берегу реки еще 3-4 км.

Р. Карасай - мощный водный поток, переправа (после разведки) - по камням. Ниже левым берегом от фермы идет заросшая дорога, через 3-4 км (шли до моста 40 мин) обрывающаяся в р. Баянкол. При движении левым берегом необходимо вовремя сойти с дороги влево на вышележащие склоны и двигаться по ним, т.к. после окончания дороги движение вдоль русла реки затруднено - прямо в нее обрываются отвесные скально-конгломератные склоны. Длина участка - около 30 м, есть 2-3 места, где необходима раздельная транспортировка рюкзаков (по 2-3 м) (фото 136). За этим участком мост -дорога переходит на левый берег и через 10 мин выходим к временной базе геологоразведчиков. Есть столовая, баня, вагончики. Здесь есть также две автомашины, и, в принципе, можно договориться о возможности передвигаться далее на машине. Отсюда до погранзаставы - около 35 км (1 ч на автомашине), до пос. Нарынкол - еще столько же.

Чисто ходовое время спуска по р. Сары-Гайноу от потока с лед. Кругозор до временной базы геологов -4 ч.

5. Материальное обеспечение группы

34. Расходные куски веревки - - 0,9
35. Лопата лавинная 0,5 1 шт. 0,5 С
  Итого:     14,06

Общая масса общественного снаряжения: 49,1 кг.

Примечание: С - самодельное снаряжение

Итого:   4,2
  Общая масса:   14,45

Примечания:

1. * - снаряжение, не находящееся в рюкзаке.
2. ** - снаряжение, находящееся в рюкзаке частично.
3. С - самодельное снаряжение.

Масса снаряжения, находящегося в рюкзаке - 10,25 кг

27. Упаковка для ремнабора шт. 1
  Итого: 2,2 кг

5.4. Медицинское обеспечение группы

Каждому участнику группы был выдан индивидуальный пакет, который постоянно находился у него

5.4.1. Индивидуальная аптечка

24. Чай - 10 1,6 15-36
  В Итого: 3015 713 111,27 377-93

Примечание:

В трех забросках (в верхнем цирке лед. 1, на ледниках Ю. и Сев. Иныльчек) оставлялись продукты на 18 дней общей массой 77 кг.

Масса продуктов при выходе на маршрут (с учетом первой заброски на лед. 1) - 68,4 кг.

5.6. Расчет массы рюкзака

Наименование Масса, кг
  на 1 чел. на группу 6 чел.
Продукты питания 11,4* 68,4*
Бензин 1,83* 11,0*
Общественное снаряжение 8,18 49,1
Личное снаряжение 10,25 61,5
Итого: 31,67 190

* Указана масса продуктов и бензина при выходе на маршрут (без учета забросок на ледники Ю. и Сев. Иныльчек).

5.7. Смета расходов

Наименование статьи расходов Сумма расходов, руб-коп
  на 1 чел на группу 6 чел
2. Питание:
на маршруте 62-99 377-93
в дороге дек.67 76-00
3. Проживание и культурный досуг в гг. Москва, Алма-Ата, Пржевальск, Куйбышев дек.83 77-00
4. Изготовление, приобретение, подготовка снаряжения апр.33 26-00
Итого: 327-54 1965-23

6. Общественно-полезная работа

1. Выполнение заданий

Городской туристский клуб г. Набережные Челны поручил нам посетить новый для наших туристов район и собрать по нему наиболее полную и достоверную информацию, пройти новые перевалы, чем внести свой небольшой вклад в освоении района; уточнить картографический материал.

Выполнены задания городской и республиканской станций юных туристов, Комсомольского дома пионеров по съемке и монтажу фильмов о районе, о путешествии, о страховке на снежно-ледовых склонах, пополнению коллекции минералов.

Контрольно-спасательной службой г. Пржевальска нашей группе было дано задание составить техническое описание наших первопрохождений и вместе с фотографиями переслать их в КСС. Задание нами выполнено, материалы отосланы в г. Пржевальск. Кроме того, материалы по району были переданы туристам Казани (экземпляр отчета), Запорожья, Москвы.

2. Пропаганда туризма

Нами сделаны сообщения о путешествии на заседании правления городского туристского клуба и городской MКK г. Набережные Челны, в молодежном центре КамАЗа. Рассказы о путешествии напечатаны в нескольких газетах. Проведено около десятка выступлений с показом слайдфильмов, рассказом о походе, о туризме.

3. Нами изготовлено и испытано в походных условиях самодельное туристское снаряжение: палатки (пр-во спортклуба туристов и ориентировщиков "Спартак"), рюкзаки (улучшенные, доработанные и более вместительные варианты рюкзака "Эверест"); телескопические стойки для палаток, можно применять как лыжные палки регулируемой длины, как лавинные щупы - за основу взята тренога для фотоаппарата; разборный айсбайль (ледоруб, ледовый молоток) - удобен, позволяет уменьшить массу специального снаряжения; кулачок - прост, надежен, удобен в работе, имеет малую массу (100 г) и т.д. По каждому виду снаряжения его изготовителю мы дали замечания по результатам эксплуатации и предложения по совершенствованию.

4. По результатам наших наблюдений и консультаций с туристами, дополнены и уточнены карты-схемы района. Готовятся паспорта наших первопрохождений для внесения их в "Перечень перевалов..."

5. Несмотря на то, что район, по которому проходило наше путешествие, посещается довольно редко, в некоторых местах он уже значительно загажен. Поэтому мы считали своим долгом хотя бы частично привести эти места в порядок.

6. Мы также оказывали различную помощь пограничникам и местным -кителям, имели с ними долгие беседы и рассказывали о жизни, последних событиях в стране и т.п.

7. В соответствии с рекомендациями метеонаблюдения проводились в 7, 13, 19 часов по местному времени и включали в себя наблюдения за температурой, облачностью, ветром, осадками.

Данные наблюдения приведены в "Графике движения" и "Профиле-графике маршрута".

Все виды общественно-полезной работы выполнялись на общественных началах.

7. Итоги путешествия. Выводы и рекомендации

1. Группой пройден маршрут пятой категории сложности в самом сложном и интересном районе Тянь-Шаня. Основные цели, которые группа ставила перед собой при подготовке к походу, успешно выполнены. Поход оказался не только эмоционально насыщенным и успешным с точки зрения поиска и прохождения новых перевалов, но и интересным в спортивном отношении.

2. Маршрут линейный. Пересекает район с запада на восток, с юга на север, нами последовательно пересечены основные хребты района - Иныльчекский, Тенгри-Таг, Сарыджазский. Пройдено 179 км, из них более 2 км по перилам, 50-60 км в связках с одновременной и попеременной страховкой. Пройдено в связках и отдельно 12 перевалов, из них 6 первопрохождений (Р. Юнусова 2Б-2А, СКТО"Спартак" 2А, Олимпийский Ложный 2Б, СК КамАЗ 2Б-3А, Челнинский 3А-3Б, Кругозор 1Б-1А), перевал Карлытау - после большого перерыва (16 лет) частично по новому пути. Остальные перевалы (кроме часто посещающихся перевалов Броненосец и Каинды) пройдены до нас всего несколько раз.

3. Конкретные выводы по каждому из пройденных перевалов даны в соответствующих описаниях. Считаем, что наиболее интересны наши первопрохождения с ледника 1 - перевалы СК КамАЗ и Челнинский, которые ликвидировали еще одно "белое пятно", расширили возможности для прокладки новых маршрутов.

4. Прохождение запланированного нами маршрута несколько помешал сильный заряд непогоды на шестой-восьмой дни путешествия, что в итоге даже повлияло на отказ от первопрохождения перевала с лед. 13; хотя на традиционно плохую погоду в этом районе мы и рассчитывали, отказ от первопрохождения обоснован в п. 3.

5. Первостепенное значение придавалось вопросам обеспечения безопасности. Повышенные требования к ней объясняем тем, что в таком безлюдном и труднодоступном районе, где до ближайших населенных пунктов можно добраться лишь за 3-5 суток, любая, даже пустяковая травма, могла привести к тяжелым последствиям.

Меры безопасности рассматривались по трем направлениям: психологическая, физическая и тактико-техническая подготовка.

Психологическая - обеспечивалась подбором участников группы, имеющих опыт совместных путешествий, тренировок и соревнований, знавших достоинства и недостатки друг друга. Кроме того, в подготовительном периоде проводился ряд мероприятий, направленных для улучшения психологической подготовки - проработка нештатных ситуаций, укрепление силы воли и др.

Физическая подготовка разделялась на коллективную и индивидуальную. Каждый участник имел индивидуальный план подготовки, который периодически контролировался и, при необходимости, проводилась корректировка. Также проводились совместные тренировки два-три раза в неделю, на которых мы совмещали отработку и решение других вопросов.

Тактико-техническая подготовка - ее вопросы решались, в основном, на тренировках, проводившихся в выходные дни в оврагах Боровецкого леса, при тренировочных выездах на скалы в Камское Устье, Ашу. Также серьезно помогло участие (и проведение) в соревнованиях по технике горного туризма.

На тренировках большое внимание уделялось доведению до автоматизма приемов страховки и самостраховки, проверка и подгонка покупного и самодельного снаряжения.

Сюда же относятся вопросы тактического построения маршрута - планирование периода акклиматизации, постепенное увеличение физических нагрузок и их снижение в конце похода, разумное распределение сложности перевалов по маршруту, подготовка запасных вариантов и путей схода с маршрута, организации забросок и др.

6. Серьезной проблемой явилась материальная подготовка путешествия - не было практически ни одной детали, не требовавшей подгонки или переделки.

Мы так и не смогли решить полностью некоторые задачи, а именно - группа была обута в туристские ботинки "вибрам" (по 14-15 руб.), что затрудняло ранние выходы в высокогорной зоне (ботинки с носками промокали днем и замерзали к утру), работу на крутом ледовом рельефе (ботинки сморщивались так, что вылезала нога, могли порваться шнурки, слететь кошки - требовались дополнительные меры безопасности, увеличивалось время прохождения участков); не полностью решили проблему обеспечения пуховым (или их заменителем) снаряжением - штаны, спальные мешки. Были трудности с основными веревками, ледорубами, питанием, медаптечкой, но эти задачи нам удалось решить,

К удачам мы относим часть изготовленного нами самодельного снаряжения:

1) складывающиеся стойки для палаток, переделанные из треноги для фотоаппарата - три входящие друг в друга трубки. Стойки можно было также использовать как лыжные палки регулируемой длины, лавинные щупы;

2) разборный айсбайль - ледовый молоток (ледоруб). Он довольно трудоемок в изготовлении, но очень удобен в путешествии;

3) кулачок (пермский вариант). Отличается простотой конструкции, удобством в работе, надежностью, малой массой;

4) неплохо показали себя рюкзаки из декрона (более вместительный вариант - "Эвереста") и усиленные капроновые палатки типа "домик".

Мы знали о трудностях с билетами на самолет летом, но, несмотря на приложенные усилия, добрались до Пржевальска очень нерациональным вариантом. Обращаем внимание других групп, особенно из "провинции" на недооценку нами транспортной проблемы.

7. Определенных усилий потребовала общественно-полезная работа. Большого количества серьезных заказчиков не нашлось, свидетельства остальных приводятся в отчете (в 6 и Приложениях).

Литература

1. Аркин Я.Г., Захаров П.П. Люди в горах. М., ФиС, 1986.
2. Горный туризм. Сост. Тятте Я. Таллинн, Ээсти Раамат, 1980.
3. Директор Л.Б. Снаряжение для горного туризма. М., Профиздат, 1987.
4. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1987.
5. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии. М., Профиздат, 1986.
6. Школа альпинизма. Сост. Захаров П.П., Степенко Т.В. М., ФиС, 1989.
7. Отчет № 2363 (МГЦТК) о горном путешествии 5 к.с., рук. Котельников Г.P., 1971.
8. Отчет № 2389 (МГЦТК) о горном путешествии 5 к.с., рук. Лаухин Я.Н., 1972.
9. Отчет № 2704 (МГЦТК) о горном путешествии 5 к.с., рук. Цой Е.И., 1974.
10. Отчет №4481 (МГЦТК) о горном путешествии 4 к.с., рук. Ковченко В., 1984.
11. Отчет №4857 (МГЦТК) о горном путешествии 5 к.с., рук. Ярошевский А.Э., 1987.
12. Отчет №4881к (МГЦТК) о горном путешествии 5 к.с., рук. Чередников C.O., 1987.
13. Отчет №5050к (МГЦТК) о горном путешествии 6 к.с., рук. Ярошевский А.Э., 1988.

Фотографии

46. Вид на пер. Адмирала Макарова с севера
47. Группа на пер. СК КамАЗ
48. Вид на пер. Славутич с пер. СК КамАЗ
49. Выход на пер. СК КамАЗ с лед. 1 (с заброской)
50. Снежно-ледовые склоны (участок А)
51. Зона разломов (участок Б)
52. Косые перила (участок В)
53. Косые перила и гребешок (участки В и Г)
54. Гребешок (участок Г)
55. Траверс снежно-ледовых склонов (участок Д)
56. Траверс снежно-ледовых склонов (участок Д)
57. Выход на седловину пер. Челнинский с северо-запада (участок Е)
58. Группа на пер. Челнинский
59. Вид с пер. Челнинский на юг
60. Вертикальные перила на скалах (участок Е)
61. Начало спуска по скально-ледовому рельефу (участок З)
62. Скалы в зоне кулуара - нижние 20 м (участок И)
63. Вид на пер. Челнинский с лед. 27
121. На верхнем плато лед. Карлытос
122. Группа на пер. Карлытау
123. Вид с пер. Карлытау на север
124. Начало спуска с пер. Карлытау (участок А)
125. Горизонтальный траверс (участок Б)
126. Снежно-ледовый склоны (участок В)
127. Верхняя часть снежно-ледового кулуара (участки Г и Д)
128. Вид на Сарыджазский хр. с лед. Мраморная стена
135. Вид на пер. Кругозор с левого берега р. Баянкол
136. Обход прижимов левого берега р. Баянкол выше моста
137. Группа в конце маршрута

Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1 Отчет о горном туристском путешествии V к.с. по Центральному Тянь-Шаню 1