15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 1989
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: IV
Руководители: Иванов Б. К. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №35-ш

1. Маршрут группы;
  2. Подъезды к началу маршрута;
  3. Техническое описание;
  4. Выводы и рекомендации;
  5. График движения;
  6. Литература
Маршрут группы

641км Усинского тракта - р.Ус - р.Чап - п.Шешпир-2(н/к) - траверс хр.Шешпир-тайга до п.Чап-1 - р.Ус - п.Учебный(1860,н/к) - в.Учебная(2187,1А) - р.В.Буйба - рад.выход под п.Близнецы - п.Вертолетный(1720,н/к) - р.Б.Тайгиш - п.НКТ(1780,1А) - п.Дополнительный(1740,н/к) - п.Красноярцев-2(1760,1А) - 618км Усинского тракта.

Протяженность маршрута: 240 км.

Продолжительность: 17 дней.

Подъезды к началу маршрута

Большая часть группы ехала в Абакан поездом, везя с собой практически все снаряжение. Поезд N67 Москва - Абакан отправляется из Москвы в 23 часа 43 минуты, прибывает в Абакан в 4 часа (8 часов утра по местному времени). Время поезда в пути 76 часов. Самолет Москва - Абакан (рейс 169) вылетает из Москвы в 00.25 и прилетает в Абакан в 06.50 (10.50 по местному времени). В Абакане, точнее, на автобазе в Минусинске заранее был заказан автобус (стоимость заказа 160 рублей в один конец, независимо от числа людей). Автобаза находится по адресу: г.Минусинск, улица Мира, д.18, автотранспортное предприятие "Турист".

Из Абакана выехали около 9 часов (здесь и далее время местное). По дороге сделали остановку на 618 километре Усинского тракта, в районе окончания нашего маршрута. Отсюда открывается красивый вид на хребет Ергаки. К месту начала маршрута приехали в 12.30.

Техническое описание

1 день, 27.01.89г.

Маршрут начинается на 641 (отсчет от Красноярска) километре Усинского тракта, в месте слияния рек Ус и Н.Буйба. Спустились к реке с довольно крутой насыпи и нашли свежую охотничью лыжню, по ней начали движение вверх по реке Ус. Погода облачная, временами идет снег. Ширина реки около 20 м. Через 25-30 мин. подошли к месту впадения в Ус реки В.Буйба (1км от шоссе). В этом месте Ус делает резкий поворот вправо (на юг; здесь и далее берега, притоки и т.д. даются орографически). У левого берега Уса расположена большая терраса, заросшая лесом. Через 1-1,5км река снова поворачивает на восток. Снег свежий, лыжи проваливаются до 50 сантиметров. В лесу снега несколько меньше, однако движение сильно затрудняется завалами и довольно густым подлеском. Пройдя еще около 3 км встали на ночевку, немного не доходя до устья правого притока Уса, на правом берегу, метрах в 30 от реки. Недалеко от стоянки промоина, в которой можно набирать воду. Дрова есть.

2 день. 28.01.89г.

От места стоянки за 20 минут (1 км) дошли до устья правого притока. Лес довольно чистый, подлесок не мешает движению, поэтому идем вдоль реки по правому берегу. Как и в предыдущий день, облачно, идет снег, видимость около 300 метров. Через 3 часа движения выходим к устью реки Чап - левого притока Уса (7 км от места предыдущей ночевки). Перед устьем Чапа прошли несколько разливов Уса на 2 рукава. Поставили лагерь на развилке рек, точнее, на правом берегу Чапа, в его устье, и пошли вверх по Усу делать заброску. На склонах вдоль русла реки снега меньше, чем в русле, однако снова мешает подлесок. Тем не менее, стараемся идти по берегу, по охотничьей лыжне. Через 1,5 часа (3 км от развилки) прошли устье правого притока Уса. Еще через 1 час остановились и оставили заброску на левом берегу,напротив скального прижима правого берега, не доходя около километра до правого притока, текущего из-под перевала Учебный. Для заброски вырыли в укромном, и в то же время запоминающемся месте, в снегу яму, застелили полиэтиленом, уложили заброску, заложили глыбами льда, замаскировали и подвесили две стреляные гильзы. Как потом оказалось, вокруг появились следы мелких хищников, но не ближе 3 м от заброски.

В лагерь возвратились уже в темноте, затратив на обратный путь около двух часов. Дров в устье Чапа очень мало, для их поиска пришлось забираться глубоко в лес. В 100 м от развилки, на правом берегу Уса, расположена охотничья избушка на двоих.

3 день. 29.01.89г.

С утра опять пасмурно, идет небольшой снег. Дальнейший путь нашей группы идет вверх по реке Чап (около километра), а затем по его левому притоку на юго-восток, постепенно поднимаясь на хребет Шешпир-тайга. Быстро дошли до притока по проложенной накануне лыжне и начали подъем. Устье притока слабо заметно с реки Чап и внешне представляет собой небольшой просвет (около 3м) в береговых кустах. Погода улучшается, становятся видны горы. Приток течет в довольно глубокой ложбине с бугристым рельефом, заросшей густым лесом. Приток сильно петляет, мы шли по его правому берегу, срезая изгибы и придерживаясь правых притоков, чтобы не потерять ориентировки. Крутизна подъема 5-10°, иногда встречаются более крутые участки. Много бурелома, мешает густой подлесок. Через 2 часа движения по притоку (примерно 3,5км) лыжня закончилась. Начали тропить челноком, т.к. снег очень глубокий. Лес редеет, русло ручья сужается до 50-70м. Через 1,5 часа тропежки (пройдено около 1,5 км) крутизна возрастает до 15°, лес остается только вдоль ручья и немного на левом по ходу склоне. Пройдя еще около 1 часа останавливаемся на ночлег у последних деревьев. Незадолго до остановки на ночлег пришлось преодолеть несколько замерзших микроводопадов. Идти дальше и искать место для ночлега небезопасно, т.к. левый берег притока представляет собой крутой (~35°) безлесный лавиноопасный склон. Дров мало, за ними приходится лазить по склонам. За этот день набор высоты составил примерно 500 метров.

4 день. 30.01.89г.

Утром продолжили подъем по кулуару на гребень. Соблюдали меры безопасности: интервал, наблюдающие, лавинные ленты, включенные "маяки", т.к. приходится идти по левому склону кулуара, на котором скопились большие массы рыхлого снега. По мере подъема снега становится меньше, а примерно через километр от стоянки начинается фирн, лишь иногда попадаются небольшие участки глубокого свежего снега. Крутизна местами достигает 20-30°, поднимались серпантином. Через 2 часа подъема, не доходя 700-800м до гребня хребта, начали траверсировать склон влево по пологой наклонной полке, постепенно выходя на гребень. Через 30 мин. (1 км траверса) вышли на гребень и продолжили движение по нему. Гребень широкий и пологий, встречаются вершинки с перепадом высот до 50м. Почти везде на гребне фирн, покрытый слоем свежего снега толщиной 10-15см, встречаются выходы камней. Поднявшись на хребет Шешпир-Тайга, надели дополнительную ветрозащитную одежду, т.к. дул сильный ветер, и налегке сбегали к перевалу Шешпир-2, восточнее которого стоит триангула. Юго-западный склон перевала Шешпир-2 - это большая безлесная вершина овальной формы. К югу, в долину р.Тихая хребет Шешпир-Тайга обрывается довольно круто.

Через 5 км гребень сужается, идти становится удобнее по правому (восточному) склону. Во второй половине дня поднялся еще более сильный (около 20м/с) ветер со снегом. Резко упала видимость. Пройдя около километра по восточному склону, мы вынуждены были перевалить на западный склон, спуститься вниз, к лесу, и чуть выше границы леса, в ближайших группах деревьев, среди которых нашли несколько сушин,поставить лагерь в 250м ниже гребня хребта. Очень сильный юго-восточный ветер, со стороны хребта Шешпир-Тайга, снег рыхлый, глубокий (более 1.5 м). Снежную стенку поставить было нельзя из-за рыхлости снега, поэтому перед палаткой и костром натянули тент.

5 день. 31.01.89г.

Выйдя со стоянки, траверсировали склон хребта с небольшим набором высоты. Пройдя около 1,5 км, подошли к небольшой осыпной вершинке, расположенной в 300-400 м западнее основного хребта. Сняли лыжи и за 40 мин. по средней осыпи крутизной до 25-30° поднялись на вершину. Слева по ходу движения очень глубокий крутой кар, в котором берет начало один из левых притоков Чапа. Еще за 20 мин. практически без набора высоты выходим на основной хребет. Впереди, на расстоянии около 2,5 км видна вершина 2252 - высшая точка хребта Шешпир-тайга. На северо-западе хорошо просматривается хребет Балдыр-Тайга и на юго-востоке - Куртушибинский хребет. Наиболее удобным кажется путь по хребту до начала подъема на вершину, а затем траверсом ее северо-западных склонов. К началу подъема подошли достаточно быстро, а при траверсе горы 2180 скорость сильно упала. Северо-западные склоны вершины 2180 представляют собой каменистые осыпи крутизной 20-30°, местами покрытые фирном. Идти одинаково неудобно как на лыжах, так и без лыж. На 3 км траверса затратили 1,5 часа. Обойдя вершину, снова вышли на гребень. Отсюда километрах в 8 на севере хорошо просматриваются перевалы Чап-2 и Чап-1 - большое плато, местами покрытое лесом. Эти перевалы расположены в месте соединения хребта Шешпир-тайга с хребтом Балдыр-тайга и ведут из верховьев Чапа в верховья другого притока Уса - Анягуса.

От вершины 2252 хребет Шешпир-тайга плавной дугой спускается к перевалу Чап-2. Начали спуск, придерживаясь направления на характерную круглую лесистую вершинку левее основного гребня. Через 1,5 часа остановились на ночлег на перемычке, соединяющей хребет с вершинкой, примерно в 5 км от перевала Чап-2. Дров на стоянке много. Несмотря на деревья, дул сильный ветер, поэтому пришлось строить стенку.

6 день. 1.02.89г.

Наиболее простой и логичный путь от места стоянки к перевалу состоит в выходе на гребень хребта и дальнейшем спуске к перевальному плато. Однако мы выбрали иной путь из-за возможной лавиноопасности при подъеме на хребет. Обойдя вершинку, на которой ночевали, с запада, мы продолжили спуск с хребта в верховья реки Чап. Сбросив метров 300 высоты, начали траверсировать лесистые склоны хребта. Густой лес с подлеском, глубокий снег и многочисленные глубокие русла ручьев снижали скорость до 1 км в час. Через 3,5-4 часа начали подъем в направлении перевала Чап-2. Подъем пологий, но все тот же глубокий снег, многочисленные завалы. На ночлег встали в 1,5 км от перевала Чап-2. В тот же день проложили лыжню до перевального плато.

7 день. 2.02.89г.

На следующий день по проложеной лыжне за 30 минут вышли на плато и повернули на север, к перевалу Чап-1. Гребень, в котором находятся оба перевала, представляет собой плато шириной около километра в районе перевала Чап-2, постепенно сужающееся к Чапу-1. На плато встречаются холмы и ложбины с перепадом высот до 80-100м. Лес, покрывающий почти половину плато Чап-1 к Чапу-2 редеет и исчезает совсем. Путь до перевала Чап-1 (примерно 5 км) прошли за 1,5 часа. С перевала начали спуск в долину реки Ус. Для этого мы траверсировали северные склоны хребта Балдыр-тайга (1,5 км от перевала), а затем начали спуск вниз по руслу ручья. На границе леса фирн сменился глубоким рыхлым снегом, однако вдоль ручья была лыжня от только что прошедшей здесь группы А.Ф.Харченко. По лыжне за 1 час (5 км) спустились к реке Ус.

В этом месте долина Уса широкая и плоская. Русло поросло кустарником. Дальше двигались по лыжне вниз по Усу. Через 30 минут подходим к устью правого притока, лыжня повернула вверх по притоку, а мы пошли дальше по реке. Почти сразу за притоком (0,5 км) долина сужается и начинается каньонный участок. Ширина русла 15-20м, русло завалено крупными камнями, попадаются промоины. На преодоление этого участка (3 км) затратили 1,5 часа. Пройдя еще 1,5 км от расширения долины остановились на ночлег на острове.

8 день. 3.02.89г.

Утром за 1,5 часа подошли к устью Буйбы (4 км от ночевки). У развилки рек поставили лагерь и пошли в радиальный выход вверх по Буйбе к озеру Меткуль и массиву вершины 2055. Поднялись по отрогу, разделяющему долины Уса и Буйбы, по левому берегу Буйбы, постепенно поворачивая к Буйбе. Через 1 час подъема (2 км, набор высоты 200 м) вышли к расширению долины. Лес отступает на склоны долины. Долина имеет ширину до 1 км. Через 1 час (6 км от расширения долины) начали подъем на левый склон (западный склон массива горы 2055). Поднялись, траверсируя склон вдоль русла притока Буйбы. До границы леса поднимались 1,5 часа, набрав примерно 300 м высоты. Подъем затруднен глубоким рыхлым снегом глубиной до 1 м и крутизной склона ~25-40°. Со склона хорошо просматривается вся долина и ее противоположный склон, где расположены мощные цирки хребта Метугул-Тайга. Подъем на склон массива высоты 2055 мы начали, не доходя ~2 км до левого (после озера) притока Буйбы, от излучины река и, очевидно, не в самом лучшем месте. Выше лес отступает, и просматривается значительное понижение в хребте, похожее на перевал, на который мы из-за недостатка времени, т.к. уже начало темнеть, не пошли. Спуск в лагерь по лыжне занял 1,5 часа.

9 день. 4.02.89 г.

На следующий день продолжили спуск по долине Уса. По хорошей лыжне за 2,5 часа прошли 12 км, отделяющих нас от заброски и начала подъема на перевал Учебный. В 4 км ниже устья Буйбы, около устья левого притока Уса расположена охотничья избушка. Приток имеет многочисленные промоины. Забрав заброску напротив скального прижима, перейдя Ус, начали подъем по ручью обойдя прижим справа по ходу. Пройдя 500 м по руслу ручья, остановились на ночлег.

10 день. 5.02.89 г.

Дальнейший подъем осуществляли по левому берегу ручья. Снег глубокий, глубина тропежки около 30см. Шли с небольшим набором высоты, временами двигаясь серпантином. На протяжении всего пути придерживались левого берега, т.к. подъем более удобен по левому истоку. Русло ручья завалено крупными камнями. Через 3 км крутизна склона увеличивается до 10-15°. Поднимались по редкому лесу серпантином, а на последнем участке (500м) - траверсом влево. Через 5 часов ходового времени (от Уса) вышли на седловину перевала Учебный-1 южнее перевала Учебный-2. В южной части седловины находится характерный скальный останец. На перевале встречаются отдельные группы деревьев, среди которых много сухостоя. Спустившись на 50 м ниже перевальной седловины, ставим лагерь в группе деревьев.

11 день. 6.02.89 г.

Поднимались серпантином по гребню хребта в северном направлении. Выше перевала лес кончается. Через 40 минут прошли характерные скальные ворота и вышли на правый склон пологой вершины, разделяющей перевалы Учебный-1 и Учебный-2. Возможно, траверс левого склона более удобен. Еще через 30 мин. вновь вышли на гребень в 70м выше перевала Учебный-2. На востоке гребень обрывается в глубокий цирк, нависают большие карнизы. Сняв лыжи, за 10 минут спустились на перевал по средней осыпи с небольшими участками снега. Крутизна склона около 35°. Оставив рюкзаки и лыжи на перевале, за 35 минут по гребню крутизной до 30° поднялись на вершину Учебная (1А, 2187 м). С вершины и с перевала Учебный-2 открывается прекрасная панорама хребта Ергаки с пиками Звездный, Птица, перевалы Звездный, Парабола, Зеленый, Близнецы. Хорошо видны озера Буйбинское, Безрыбное.

Спуск с перевала начали траверсом западного склона вершины Учебная, выходя на отрог, разделяющий притоки В.Буйбы. Пройдя 2 км по отрогу, начали спуск к ручью влево по ходу. Долина притока крутая и узкая, двигались по правому берегу, т.к. снег здесь держит лучше (солнечный склон). Через 3 км движения по ручью вышли в долину В.Буйбы. На ночевку встали напротив правого притока, текущего из оз.Безрыбного, пройдя 2 км вверх по долине В.Буйбы и перейдя ее левый приток.

12 день. 7.02.89 г.

Переправившись через В.Буйбу в 500м выше устья правого притока (много промоин), начали подъем вдоль левого берега притока. Много снега, глубина тропежки местами до 50-60 см. Русло притока завалено крупными камнями, между которыми незамерзшая вода. Первые 500-700м набор высоты довольно большой, затем долина притока выполаживается. Примерно через 2 км от В.Буйбы (1 час 20 минут) вышли на берег оз.Безрыбное. Длина озера около 1.5 км, ширина 400-500м. Пересекаем озеро вдоль, в западном направлении (40 мин). Перейдя озеро, дальше двигались по ручью. Лес довольно густой, много завалов. За небольшим участком леса еще одно маленькое озеро. За этим озером ушли от ручья вправо по ходу, так как вдоль русла много завалов и густой подлесок. Двигались по пологому склону долины, в 100 м ниже границы леса. Через 1 час от малого озера пересекли приток ручья,текущий из-под перевала Дельфин (Близнецы). Перейдя ручей, повернули вдоль него. Через 500-800м от основного русла начинаются участки крупного курумника. Шли вдоль его границы до выхода из леса c набором высоты, сразу после того, как кончается лес, справа по ходу открывается вид на перевал Близнецы, похожий издали на прицел с мушкой посередине, а вблизи на огромные скальные ворота. Подъем до него от границы леса с озера Безрыбного несложен.

С другой стороны перевал выходит в долину р. Б.Тайгиш. Спуск к Б.Тайгишу мы не разведывали, но, по всей вероятности, он крут, хотя лес находится рядом. Мы не провели разведку предполагаемого перевала, расположенного правее перевала Зеленый, потому что ошибочно приняли его за пер.Дельфин. Выше границы леса крутизна склона возрастает, метров через 300 уже приходится идти серпантином. Набрав около 100 м высоты, вышли на довольно ровную террасу на склоне долины. Ширина террасы 100-150 м. За террасой хорошо просматривается ровный склон с отдельными выходами скал и крупных камней. Крутизна склона меняется от 10 до 15° у подножия до 30-35° перед выходом на седловину. Общая протяженность склона около 800 м. Первые 250-300м покрыты довольно глубоким снегом, который затем сменяется фирном. На преодоление склона затратили 1 час 40 минут, весь путь проходится на лыжах. Дошли до свободных от снега каменистых вертикальных склонов. Левее них просматривался еще один предстоящий подъем к каменистому треугольному зубу, торчащему в хребте, рядом с вершиной. Его мы ошибочно приняли за "плавник" Дельфина и предполагали, что рядом с ним находится пер.Дельфин, т.к. описания перевала у нас не было. Начало темнеть и из-за недостатка времени решили возвращаться. Спуск в лагерь по пути подъема несложен и занял около 3,5 ч.

13 день. 8.02.89 г.

От места ночевки до оз.Буйбинского 2 км вверх по реке, однако, путь по руслу неудобен. Поэтому мы сначала поднялись по левому притоку на 700-800м, а затем свернули вдоль долины В.Буйбы. Долина в этом месте имеет ширину до 1,5 км, дно ее покрыто буграми 10-15м высотой. Через 40 мин. движения по проложеной накануне лыжне вышли к южной оконечности оз.Буйбинского. Озеро покрыто жестким фирном и лишь у берега лыжи проваливались на 20-30 см. С западного берега хорошо просматривался пер.Вертолетный и массив г.Учебная. Вначале подъем к пер.Вертолетный велся по левому берегу ручья, впадающего в озеро, затем мы пересекли его и, огибая крутой склон, начали подъем по красивому смешанному, а затем редеющему хвойному лесу. Крутизна подъема около 15°, снег рыхлый, глубина тропежки 20см. Перед перевалом расположен очень красивый цирк с отвесными в северо восточной части стенами. Подъем к цирку занял 1,5 часа. Склоны цирка в юго-западной части более пологие, но наличие большой массы снега и карнизы в верхней части делают ее лавиноопасной,поэтому мы начали подъем по склону, обращенному к озеру. Подъем осуществляли серпантином, местами фирн сменялся свежими наносами. Через полчаса мы были на вершине гребня, в километре юго-западнее пер.Вертолетный. С вершины гребня открывается прекрасный пейзаж в сторону озера, а в другую сторону - на правый приток р.Б.Тайгиш. Время близилось к закату, поэтому, заменив записку в туре и осмотрев остатки разбившегося вертолета, начали спуск. Определив по карте, что горизонтали наиболее редки в районе впадения в Б.Тайгиш двух его правых притоков, один из которых течет от оз.Буйбинское, а к другому можно спуститься от пер.Вертолетный, было решено двигаться к Б.Тайгишу кратчайшим путем. К тому же начавшийся сильный ветер заставил нас поторопиться достичь первых деревьев. Сначала спуск шел по "стиральной доске", а за первыми деревьями снег стал глубоким и рыхлым. Становилось все темнее, крутизна увеличивалась (до 30°), и стало ясно, что до темноты спуститься не удастся. С трудом нашли место для ночлега, причем для установки палатки пришлось со стороны склона выбрать весь снег, а с другой насыпать площадку высотой в 2м. Очень неудобное место, да и с дровами было туго, к тому же пришлось носить их к костру через палатку.

14 день. 9.02.89 г.

Утром оказалось,что траверсировать склон к "перекрестку" нет смысла, т.к. путь нам преградит скальная стена и труднопроходимые участки. Решили спускаться прямо вниз по желобу ручейка и затем по притоку до "перекрестка". Спускались кто пешком, кто на лыжах, и через 1,5 часа мы стояли на льду притока. Взглянув с ужасом на место спуска, очень напоминающее трамплин для лыжников, и обменявшись впечатлениями, мы устремились к устью Тайгишонка, где нас должна была ждать в месте сбора группа Харченко. Местами попадались наледи и спешка иной раз приводила к нежелательным приземлениям. Русло притока завалено крупными камнями и движение составляло 2-3 км/час. За 1 час мы вышли на "перекресток", который представляет собой километровую площадку, на которую выходят четыре каньона. Ошибиться при выходе с "перекрестка" невозможно, если учесть, что три каньона "втекают" в "перекресток", и лишь один является выходом Б.Тайгиша. Здесь кончился наш спуск и начался подъем по Б.Тайгишу к устью Тайгишонка. Идти приходится по руслу реки, огибая многочисленные промоины и преодолевая завалы деревьев. Густой лес подходит прямо к реке, и ориентироваться можно только по скальным пикам на берегу реки.

Пройдя S-образную излучину, через 4 км (1,5 часа), увидели справа мощный пик, расположенный около устья Тайгишонка. Не доходя 300м до устья, встали на ночлег, дав выстрелом знак группе Харченко о своем прибытии к месту сбора.

15 день. 10.02.89 г.

Данный район весьма часто посещается группами туристов, поэтому движение вверх, по Тайгишонку, мы вели по набитой лыжне. Она вела по самым удобным для подъема участкам русла ручья, затем перешла на левый берег. По мере подъема с левой стороны открылись две мощнейшие стены с пиками наверху. Обернувшись назад, можно в хорошую погоду полюбоваться хребтом Ергаки с северной высоты. В начале подъема (первые 1,5-2 км) крутизна максимальная (20-30°), затем лес кончается и мы вышли в висячую долину с редким кедровником, упирающуюся в большой цирк, из которого можно подойти к трем перевалам - Туманный (1Б, 1780), НКТ - Новосибирский Клуб Туристов - (1А, 1780) и Межозерный(1940).

Для подхода под перевал НКТ пришлось подняться еще на несколько террас, на что ушло около получаса (~1 км). Непосредственно подъем на перевал представляет собой заснеженный склон высотой ~100 м крутизной 35-45°. Подъем вели пешком, помогая палками. Склон ровный, крутой, с редкими выходами камней. Внизу камни, требуется соблюдать осторожность; при спуске с такого склона рекомендуется применять спортивный спуск по веревке.

Поднимались 35 мин. На перевале сняли записку гр. Харченко, прошедшей его в ясную погоду за полчаса до нас. Нам же пришлось написать, что шел снег и поднялся ветер.

Перевалы Туманный и НКТ разделяет небольшая вершина, от которой отходит гребень Отрог с небольшим ровным понижением в средней части. Спуск с перевала НКТ более пологий, но зато каменистый. На лыжи удалось встать только внизу, у озерца, на дне цирка, охватываемого Отрогом и пер.НКТ. Встали на ночевку у границы леса, т.к. дальше крутизна увеличивается, да и высоту терять не было смысла.

16 день. 11.02.89 г.

Пер.Отрог (н/к, 1740) представляет собой скальный гребень причудливой формы, разделяющий притоки р.Б.Кебеж. Прохождение этого перевала существенно сокращает путь к пер.Красноярцев.

Подъем на перевал осуществляли пешком, сняв лыжи в начале подъема. На склоне снег жесткий, в долине рыхлый и глубокий. Путь подъема хорошо просматривается на расстоянии 100-150м от подножия. Сам подъем занял 15-20 мин.; перепад высот около 60м.

С перевала просматривается панорама долины р.Б.Кебеж; виден Усинский тракт в районе противолавинной галереи. Ориентироваться для выхода к пер.Красноярцев-Вост. легче всего по каменной "фигуре", завершающей гребень, разделяющий пер.Красноярцев-Зап. и -Вост. С другой стороны широкой подковой красовался пер.НКТ, с которого мы накануне спустились.

Спуск с пер.Отрог пологий, на лыжи можно вставать сразу после седловины. Сориентировав карту и наметив путь, решили спускаться по старой лыжне, лавирующей между деревьями и пересекающей русла небольших ручьев. Спускаться по готовой лыжне удобнее, но следует опасаться увода в другом направлении. Так мы чуть не ушли вниз по руслу Б.Кебежа. Траверсировать "трехисточник" нет смысла, т.к. склоны покрыты крупными камнями и существенно усложняют путь к пер.Красноярцев-Вост. Оптимальным нам представился спуск к району слияния "трехисточника", где находятся несколько полян среди редколесья.

Держа направление на юго-восток, и прижимаясь к левому берегу, начали подъем к пер.Красноярцев-Вост.(1А,1760). По мере подъема, с левой стороны открывается вид на пер.Художников (2А,1880), за которым начинается р.Б.Тайгиш.

Подъем на пер.Красноярцев-Вост. состоит из двух участков, каждый из которых состоит из горизонтальной площадки и крутого подъема. Первая площадка расположена на границе леса, и с нее просматривается первый подъем, выводящий, как кажется на седловину. Высота участка ~60м, крутизна ~40°. Местами обнаженная земля или плотный фирн позволили подниматься на лыжах. Желающие подняться на кошках, сделали это в 1,5 раза быстрее, включая время надевания кошек. Второй участок подъема по крутизне аналогичен первому, но раза в полтора ниже по высоте. Наиболее удобно подниматься, держась правой стены. На кошках подъем опять же удобнее и быстрее, а, главное, надежнее.

Седловина пер.Красноярцев-Вост. широкая, с туром в правой (западной) части. С перевала виден Усинский тракт, оз.Радужное, слева г.Тушканчик и хребет на правом берегу Н.Буйбы. Ночевку удобно устроить на границе леса, пройдя озеро (~3,5 км от перевала).

17 день. 12.02.89 г.

Спуск к тракту осуществляли по старой лыжне, вначале крутой, затем более пологой. 11 км до Усинского тракта прошли за 1,5 часа, наслаждаясь большой скоростью и легкими рюкзаками. На Усинском тракте, у моста, где был закончен наш маршрут, нас ждал заказанный в Минусинске автобус.

Выводы и рекомендации
  1. Заявленный маршрут пройден, в основном, по заявленному пути. Исключение составил участок пер.Чап-1 - устье р.Буйба, который был пройден по запасному маршруту в связи с опозданием к контрольному сроку прибытия к устью Буйбы. Для компенсации срезки был совершен радиальный выход к оз.Меткуль. Район похода достаточно сложен и интересен для высоких категорий сложности. Цели и задачи учебно-тренировочного похода выполнены.
  2. Для движения по р.Ус велика вероятность пользоваться охотничьей лыжней, проложенной от Усинского тракта до устья р.Аня-гус.
  3. Хребет Балдыр-Тайга в районе вершины 2260 можно пересечь лишь со специальным альпинистским снаряжением.
  4. Выход на пер.Чап-2 со стороны хр.Шешпир-Тайга лучше по верхам хребта, спускаясь для ночевки к границе леса.
  5. При планировании переходов в начале сезона следует расчитывать скорость не выше 2 км/час.
  6. Все охотничьи избушки рассчитаны на 1-2 человек.
  7. Местоположение заброски выбрано удачно, т.к. позволило облегчить рюкзаки в самом начале пути.
  8. Назначение контрольного срока у устья Буйбы выбрано неудачно, т.к. из-за небольшого опоздания нам не удалось обойти массив вершины 2055 и пришлось использовать запасной вариант. Если бы местом сбора было назначено устье ручья Учебный (заброска), то образовался бы более длинный буферный участок по рр. Буйба и Ус, который можно пройти за один день. Учитывая последние изменения в разрешительной системе, очень удобно было бы при проведении УТП пользоваться портативными средствами радиосвязи.
  9. При повторном посещении этого района можно порекомендовать будущим руководителям освоить район истоков рек М.и Б.Тайгиш и оз.Меткуль. Можно посоветовать также начать траверс хребта Шешпир-Тайга со второго левого притока Уса (после слияния с Чапом) с подъемом на пер.Шешпир-1, траверсом южного склона горы, расположенной между перевалами и выходом на Шешпир-2 с последующим траверсом хребта. Интересно также посетить хребет Узун-Арга, спустившись с хребта Шешпир-Тайга по пер.Тихий, подняться в верховья р.Тихая, затем пройти через пер.Узун-Арга и через пер.Анягус выйти на р.Анягус и через пер.Чап-2 выйти к верховьям Чапа.
  10. В районе похода зимой бывает большое количество снега, так что необходимо с собой брать надлежащее количество лавинного снаряжения и при прохождении заснеженных склонов соблюдать меры безопасности (выставить наблюдателей, соблюдать дистанцию 100-150 м, включить радиомаяки и выпускать лавинные ленты).
  11. Район похода горно-таежный. При траверсе хребтов практически из любого места можно спуститься в зону леса, так что брать в поход примус считаем нецелесообразным.

Руководитель группы Б.К.Иванов

График движения

День Дата Участок маршрута Протяж.
[км]
10 05.02. р.Ус - пер.Учебный 6 1.0 глубокая тропежка
11 06.02. пер.Учебный - г.Учебная 4 2.5ч 1.6 пешком по ср.осыпи
пер.Учебный - исток Буйбы 6 3.5ч 1.7 тропежка
12 07.02. р.Буйба - пер.Близнецы 24 2.7 тропежка;рад.
13 08.02. р.Буйба - оз.Буйбинское 3 0.7ч 4.0 лыжня, тропежка
оз.Буйбинское - пер.Вертолетный 8 2.0 наст, тропежка
14 09.02. пер.Вертолетный - "перекресток" 6 2.0 крутой спуск, тропежка, наледи, завалы
"перекресток" - устье руч.Тайгишонок 5 1.5ч 3.6 наледи, завалы
пер.Красноярцев - оз.Радужное 3 3.0 наст
17 12.02. оз.Радужное - тракт 12 6.0 лыжня

Техническое описание
  1. Величко М. По Западному Саяну, М., ФиС, 1972г.
  2. Кириллов М. и др. География Красноярского края., Красноярск, 1964 г.
  3. Васильев М. Хребет Ергаки - учебный полигон лыжников. "Ветер странствий", вып.20, М., ФиС, 1985 г.
  4. Журнал "Турист", N2, 1985г. (раздел 100 путей - 100 дорог) Район хребта Ергаки, Хребтами Западного Саяна.
  5. Журнал "Турист", N2, 1986 г. (раздел 100 путей - 100 дорог) Хребет Ергаки.
  6. Перечень классифицированных маршрутов на 1986-88 гг.,М., ЦРИБ.