7 сентября 2021

с 16 марта  по  15 апреля   2014 года

Маршрутная книжка:  4 /14

Руководитель: Изместьев А.А.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю  ПЯТОЙ  категории сложности.

Содержание отчета

1.6.  Местонахождение отчета

1.7.  Поход рассмотрен МКК Одесской Областной ФСТУ

2.  Содержание отчета

2.1.  Общая смысловая идея похода.

2.1.1   Краткая характеристика района

2.8.  Карты

1.Справочные данные.

1.1. Организация, проводящая поход

Участники группы Одесский городской клуб туристов (Старо-Базарный сквер, 5); члены т/к Романтик (пер. Шампанский 11-А, к. 80, спорткомплекс); СТК Одесса (Польский спуск, 1)

Выпускающая организация: Одесская Областная Федерация Спортивного Туризма Украины, маршрутно-квалификационная комиссия 115-00-55554330.

г. Одесса, Старо-Базарный сквер,5  т: (8048)724-08-11

1.2. Параметры маршрута

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Лыжный

пятая

16 марта 15 апреля 2014 г.

1.3. Район похода

Южная Камчатка

1.4. Нитка заявленного маршрута

Пос.Надежда - р.Карымшина - пер.Толстый Мыс - р.Прав.Карымчина - оз.Толмачева-руч.Первый Ключ - соп.Опала - р.Опала - руч.Кривицкого - Саванские гор.ключи - г.Отдельная перевал - руч.Лев.Конус - Ходутинские гор.ист. - р.Асача - пер.Зверинный - руч.Подлесный - Верхне-Опалинские гор.ист. - соп.Высокая - кальдера вулк.Горелый - вулк.Мутновский - Дачные гор.ист. - Жировские гор.ист. - пер.Тенуева - Вилючинские гор.ист. - пер.Вилючинский - р.Паратунка - пос.Надежда

Карта

3у. Кузнецкий Алатау

МПС, финансист

1.7. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен Маршрутно-Квалификационной Комиссией Федерации Спортивного Туризма Украины, города Одессы   115 00 55554330.

2. Содержание отчета

2.1. Общая смысловая идея похода

Побывать на Камчатке для нас, жителей юга, наверное, мечта каждого туриста. Идея эта зрела не один год и вот свершилось, собралась группа энтузиастов, имеющая желание и главное финансовую возможность осуществить эту мечту. Изучив материалы по Камчатке, и посоветовавшись с камчатскими корифеями туризма знакомство, было решено начать с южной части Камчатки. Здесь, для первого знакомства, предостаточно вершин, вулканов, горячих источников и при желании можно выйти к океану. Юг Камчатки более-менее освоен местными туристами, поэтому недостатка в материалах не наблюдается. Да и к тому же особенно нам помог, выпускник Одесского политеха и активный член т/к "Романтик" 1966-1970 г.г., опытнейший турист Константин Лангбурд, за что ему отдельная огромнейшая благодарность.

2.1.1 Краткая характеристика района

Камчатка полуостров протяженностью около 1200 км, расположенный в пределах 50°52'60°52' с.ш. и 155°34'164°00' в.д. Максимальная ширина полуострова 470 км на широте мыса Африка (самая восточная оконечность полуострова Камчатка 56°10' с.ш.). Самая северная точка области - 65 с.ш., это широта Архангельска. Самая южная - 50 57'с.ш. (мыс Лопатка), это широта Киева. Узким, около 100 км, перешейком (Парапольский дол) на севере Камчатка соединяется с материком. На севере она граничит с Чукоткой, на юге с Курильскими островами. С запада она омывается Охотским морем, с востока - Тихим океаном и Беринговым морем. Северную (материковую) часть области занимает Корякское нагорье.

Полуостров входит в состав Камчатской области Российской Федерации. Помимо него в состав области входят прилегающая часть материка, Командорские острова и остров Карагинский. Площадь территории - 472,3 тыс. кв. км. Она почти равна коренной территории Франции.

Для климата Камчатки характерно чрезвычайное разнообразие и неустойчивость погоды, обусловленные географическим положением, влиянием окружающих морей и Тихого океана, движением воздушных масс, рельефом. Климат главным образом умеренный муссонный, побережья полуострова имеют черты морского климата, в центральных и северных районах близок к континентальному, на севере субарктический.

Средняя температура января на полуострове Камчатка - -13°C, на прилегающей части материка - -25°C, средняя температура июля - +12°C, с большим количеством осадков - до 2000 мм/год (высота снежного покрова достигает 2,5 - 4,0 м), длительным безморозным периодом - до 140 дней.

Камчатка регион активного вулканизма. На территории области существует по разным данным от 140 до 300 вулканов (все зависит от размеров вулканических построек, принимаемых в расчет), из которых 29 считаются действующими. Вулкан Ключевская Сопка, 4750 м - высшая точка Камчатки. Вершины горных хребтов покрыты круглогодичными ледниками и снежниками, дающими начало тысячам ручьев и рек, в которые приходит на нерест главное природное богатство Камчатки тихоокеанский лосось. Прикамчатские воды Охотского, Берингова морей и Тихого океана относятся к наиболее продуктивным рыбопромышленным зонам Мирового океана, здесь обеспечивается естественное воспроизводство свыше 2 млн. тонн биологических ресурсов морей.

Горячие источники - не редкость для вулканических областей, многочисленны минеральные и термальные источники, гейзеры, грязевые вулканы, кипящие и кислотные озера, около 150 различных групп термопроявлений насчитывается на полуострове.

Вот некоторые из них, которые нам посчастливилось посетить и искупаться.

Опальские источники

Расположены на правом берегу безымянного левого притока р. Левой Опалы, примерно в 3 км от его устья и в 4 км восточнее характерной для этих мест высоты 536 м. Источники расположены в березовом лесу на ровной, слегка наклоненной поверхности. Представлены они 4 высокодебитными (до 25 л/сек) грифонами на абс. высоте около 300 м. Грифоны расположены в 2 истоках термального ручья и удалены друг от друга на 100 м. Общая длина термального ручья до его впадения в левый безымянный приток р. Левой Опалы составляет 500 м. Наблюдается интенсивное газирование. Температура воды во всех грифонах 72-74 С. Состав воды хлоридно-сульфатно-натриевый, общая минерализация 0,4 г/л. В газовом составе преобладает азот. Примерно в 200 м от истока термального ручья с грифонами, там, где вода остывает до 44-45 С, в левом борту устроена уютная, с песчаным дном, ванна.

Ходуткинские термальные источники

Находятся на юго-востоке Камчатки в долине р. Правой Ходутки в 4 км к северо-западу от вулканов Ходутка и Приемыш. Разгрузка Ходуткинских терм происходит на выровненной поверхности первой надпойменной левобережной террасы р. Правой Ходутки из аллювиальных отложений, представленных галечником, сцементированным отложениями солей из источников, в основном кремнеземом. Многочисленные выходы (а их больше 22) термальной воды формируют горячую речку протяженностью в 1 км, шириной 15-20 м и глубиной до 1,5 м, которая впадает в р. Правую Ходутку.

Большинство источников приурочено к береговой линии р. Горячей, много выходов термальной воды и на дне реки, где они фиксируются по выделяющимся пузырькам газов. На дне реки находятся и 2 главных пульсирующих грифона, выбивающихся из воронкообразных углублений, вода в них поступает пульсациями с сильным напором, создавая впечатление кипения, хотя максимальная температура, измеренная на поверхности реки в этом месте, не превышала 55 С. Всего с термальной площадки р.Горячей выносит в р.Правую Ходутку 115 л/с. Высокотемпературные выходы хорошо отличаются по развитию у берегов реки оранжевых термофильных водорослей с кремнистым осадком на их поверхности. Наиболее распространенная температура воды 55-77 С. Вода в р.Горячей имеет температуру от 49 С (в верховье) до 37 С (на устье). К северо-северо-востоку от р.Горячей грунт на площади 250х500 кв.м прогрет. Здесь встречаются воронкообразные углубления, сухие и с водой, с температурами грунта или воды в них от 30° до 74 С. На этой площади обнажаются плиты-покровы гейзерита, местами присыпанные пеплом при извержении влк. Ксудача в 1907 г.

По химическому составу воды Ходуткинских терм гидрокарбонатно-хлоридные натриевые с невысокой общей минерализацией (0,5 г/л), с содержанием кремнекислоты до 90 мг/л. Спонтанный газ источников представлен преимущественно азотом, содержание углекислоты до 5 об.%.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

Из Одессы на Камчатку можно добраться только самолетом, других вариантов нет. Т.к. зимней навигации по морю нет, а дороги с материка на полуостров в зимнее время отсутствуют. Да и к тому же другой вариант по стоимости дороже и требует значительно большего времени.

Мы летели Одесса - Москва (Шереметьево) и Москва (Шереметьево) - Петропавловск-Камчатский (Елизово). Багаж сдали в Одессе и приняли его в Елизово (Москву багаж прошел транзитом, что было очень удобно).

Добраться из аэропорта Елизово в Петропавловск-Камчатский можно рейсовым автобусом или на такси, расстояние - 32км.

Трансфер на начало маршрута и обратно по договоренности с местными владельцами джипов, Уралов, Камазов. Машина должна быть достаточно проходимой, потому что за городом, вне основных трасс, расчищенных дорог нет. Так, что джип здесь не роскошь, а необходимость.

Трансфер из аэропорта к месту нашего проживания нам помог организовать Костантин Лангбурд. Нас встретил Алексей со своим братом, и на двух джипах они доставили нас в местный турклуба Травнина по адрес ул.Бохняка, д.10. Пока ехали в Петропавловск-Камчатский (примерно 30 км от аэропорта) познакомились, поговорили о новостях. Городской клуб туристов располагается в подвале хрущевки, места полно, все цивильно, народу нет. Здесь мы прожили два дня. Алексей помог нам закупить продукты, бензин и все это завез в клуб вместе с нами. Дальше как обычно фасовали продукты, делали саночки, кто-то шился.

К началу маршрута до базы Надежда и обратно, так же договорились с Алексеем, он организовал два джипа для доставки нас туда и обратно, за что ему огромного спасибо.

О финансовых затратах на транспорт смотри отчет финансиста .

2.3. Изменения маршрута и их причины

В связи с тем, что не удалось организовать заброску продуктов, пришлось стартовать с полным весом. Первые же дни подъема по р. Карымчина показали, что движение по Камчатскому рельефу с тяжелыми рюкзаками и тянущими назад не менее тяжелыми саночками, еще тот спорт. После прохождения Толмачевского озера из-за отставания от графика движения, был принято решение отказаться от восхождения на соп. Опала, а также от посещения Саванских горячих источников. Во время дневки на реке Опала, мы занесли заброску части продуктов на Верхнее-Опалинские горячие источник и продолжили маршрут к соп. Ходутка. Далее из-за погодных условий, вынужденной отсидки во время пурги, был исключен участок движения Жировские горячие источники пер. Тенуева р. Паратунка.

Нитка пройденного маршрута

Пос.Надежда - р.Карымшина - пер.Толстый Мыс - р.Прав.Карымчина - оз.Толмачева - р.Опала р. Правый Саванн. - г.Отдельная перевал - руч.Лев.Конус - Ходутинские гор.ист. - р.Асача - пер.Зверинный - руч.Подлесный - Верхне-Опалинские гор.ист. ур.Тундра ровная - кальдера вулк.Горелый - вулк.Мутновский - Дачные гор.ист. Мутновская Гео ТЭС р.Паратунка Верхнее-Паратунские горячие источники - пос.Надежда

2.4. График движения

19.03.14

Пос. Надежда р.Карымшина

5ч00м

Буранка, подъем террасами 10°-15° вдоль реки, лес тропежка 10-15 см., один подъем 80 м крутизной 50°

Солнечно, легкий ветер 5° 8°

20.03.14

р.Карымшина верховье р. Карымшина под. перевал

8ч15м

Подъем серпантином террасами, крутизна до 25°, тропежка 10-15 см.

Ясно солнечно, днем -5°, вечером -15°, ветер

21.03.14

Переход из долины р.Карамшина в долину р.Правая Карымчина

10ч30м

Подъем на перевал 30°, ступени. Спуск до 35° 300-400 м. Переправа, тропежка - 5-8 см.

с утра ветер, ясно, солнечно, средняя дневная температура -7°

22.03.14

р.Правая Карымчина р.Левая Карымчина.

8ч00м

Движение вдоль реки, лес, тропежка 35-40 см.

сильный ветер, метель, низовая пурга температура -5°, после 16 часов около 0°

23.03.14

р.Левая Карымчина начало подъема на плато

6ч00м

Движение вдоль реки, переправа, лес, подъем от реки на плато крутизна 15°-20°, тропежка - 30 см.

пасмурно, легкий снег, утром -5°, днем температура 0°+5°, подлип

24.03.14

Выход на плато, подход к оз.Толмачева

8ч30м

Движение по ручью, подъем на плато, местами крутизна 20°-25°, сильно изрезанный рельеф

пасмурно, облачно, утро -4°, в обед подлип, на плато сильный ветер, вечер белая мгла

25.03.14

Оз.Толмачева верховье р.Правая Опала

9ч00м

Подъем на перемычку 15°-20°, спуск по ручью, переправа тропежка 10-15 см

легкая облачность, ветер умеренный, снег дневная температура - около 0°

26.03.14

р.Правая Опала р.Средняя Опала охотничья база

9ч20м

Движение вдоль реки, лес, переправа через р.Опала, тропежка 10-15 см.

переменная облачность, ветер умеренный, средняя дневная температура 0°+5°

27.03.14

Дневка, заброска продуктов на Верхнее-Опалинские горячие источники

6ч00м

Вверх по течению р.Опала, лес, тропежка 10-15см.

пасмурно, ветер умеренный, средняя дневная температура 0°+5°

28.03.14

Р.Опала р.Плоская р.Кривицкого

7ч40м

Лес, ручьи, овраги, труднопроходимые заросли ольховника, кедрового стланика, тропежка 15-20 см.

переменный снег, ветер слабый, дневная температура -5° вечером около -0°

29.03.14

Ручей Кривицкого р.Прав.Саван

11ч00м

Подъем на плато, ольховник, движение по плато, спуск к реке, тропежка 15-20 см.

пасмурно, дымка, ветер, снег средняя дневная температура -5°

30.03.14

Р.Прав.Саван г.Отдельная р.Конусный р.Правая Ходутка

11ч00м

Переправа, ручьи с крутыми берегами, кедровый стланик, тропежка 10-15 см.

переменная облачность средняя дневная температура -4°

31.03.14

Полудневка.

Правая Ходутка Ходутинские горячие источники

2ч30м

Движение вдоль реки, лес, переправа по мосту

ясно, солнечно, утром -12° дневная температура -5°

01.04.14

Дневка. Восхождение на вулкан Ходутка 2089м.

9,5

13ч00м

Подъем на вершину 9ч

Лес, в обход г.Приемыша. Подъем траверсом, крутизна до 30°, предвершинный взлет - 200м. до 40°

ясно, солнечно, наверху ветрено утром -20° днем около-10°

02.04.14

Руч.Сторонний р.Березовый руч.Межхолмовый

Движение по буранному следу, вдоль ручья, лес, тропежка 10-15 см.

переменная облачность, средняя дневная температура -4°

03.04.14

Пер.Зверинный руч.Подлесный

10ч00м

Заросли ольховника, стланика, бугры, увалы, мелкие ручьи. Крутые склоны руч.Подлесный

пасмурно, легкий ветер средняя температура -7°

04.04.14

Руч.Подлесный Верхнее-Опалинские горячие источники

13ч

Крутые склоны ручья Подлесный 30°-35°, лес, густой ольховник 300м подъема-100м. спуска, много переправ через ручьи, тропежка 20 см.

с утра пасмурно, легкий снег, переменная облачность средняя температура -5°- +5°

05.04.14

Р.Левая Опала ур.Тундра Ровная

6ч15м

Снегоходная дорога по лесу, сильно пересеченная местность в ур.Тундра Ровная

пасмурно, порывистый ветер, после обеда метель, средняя температура -2°- +2°

06.04.14

Ур.Тундра Ровная тракт вулк.Асачавулк.Горелый

Движение по отрогам спуски, подъемы. Тракт вездеходная дорога

ветер, низовая пурга, небольшой снег средняя температура -2°

07.04.14

Траверс северного склона вулк.Горелый руч.Освистанный Вакинский домик

Изрезанные склоны, спуски, подъемы, траверсы, спуск-подъем в р.Освистанный 50м. крутизной 60°,

облачно, пасмурно, белая мгла, после обеда началась пурга средняя дневная температура -1°

08.04.14

Отсидка в Вакинском домике

Пурга, метель

09.04.14

Восхождение на вулкан Мутновский 2260м.

10ч

Склон крутизной 15°, заход в ущелье, перемычка кратеров крутизной 70°, выход на 2260м, склон крутизной до 30°

переменная облачность, слабый ветер средняя дневная температура -5°

10.04.14

Руч.Освистанный р.Фальшивая Мутновская Гео Термальная Электро-Станция дорога.

10ч

Подъем на перевал 10°-15°,спуск по ущелью довольно узкий, рельеф изрезан, крутизна 15°-20°, подъем к станции 50м крутизной 35°

переменная облачность, с утра легкий снег, после обеда солнце средняя дневная температура -5°-1°

11.04.14

Дорога на перевал Вилючинский р.Паратунка

Дорога, жесткий наст, спуск 15°-20°

переменная облачность, ветрено, легкая метель средняя дневная температура -5°-0°

12.04.14

Верхнее-Паратунские горячие источники база Надежда

Снегоходная дорога, переход по лесу к заснеженной автомобильной дороге.

переменная облачность, порывы ветра, легкий снег средняя дневная температура -5°

314,5

2.5  Техническое описание прохождения маршрута

Первый день 19 марта 2014г.

Выход                           11.30

Ходовое время                5.00

Тропежка глубиной       10-15 см

Погода                              солнечно, ясно, легкий ветер,

средняя дневная температура -7°

От Надежды вышли в 11.30 (Фото 1) по реке Карымшина в сторону перевала (под горой Толстый Мыс 1340 м). Идем по накатанной буранке, но и наст вокруг такой, что можно идти, где хочешь с минимальным троплением (Фото 2). Легкий ветерок, легкий морозец ну, просто Сочи! Идем по долине, по речным террасам, все исполосовано снегоходами, они тут катаются на них с горок, как дети на саночках. Следы снегоходов везде и на вершинах окружающих гор, и в кулуарах тоже. К слову, в этой долине наст жесткий, лежит метра 2 снега, везде карнизы и причудливые надувы. Но следов лавин нет. Только одно подозрительное место было, да и то очень старое. В 14.30 пообедали с видом на какой-то балок вдалеке, а потом, когда подошли ближе, оказалось, что он стоит на Карышинских горячих источниках. Из скважины идет труба, вентиль и шланг. А вода вытекает в два  больших бассейна, (Фото 3) примерно 4х4 метра, с облагороженным мелкими камнями дном и сбитой из дерева рамой сверху. В первом вода примерно 45-50 градусов, во втором  35-40. Были робкие вопросы насчет искупаться, но дул уже ветерок и большинству не хотелось. Так что прошли мимо. Количество террас стало уменьшаться. На последнюю мы не стали подниматься от реки и вскоре уткнулись почти, что в прижим. Склон крутизной градусов 50. Очень аккуратно проехали траверсом над рекой (Фото 4). Снег хороший, канты лыж держат хорошо. А вот и второй прижим. Делаем разведку. Высоко, и склон еще круче. Если кто улетит, с речки доставать будет проблематично. Решили обойти верхом, тем более что, скорее всего там наверху есть еще одна терраса, невидимая снизу. Время уже 16 часов. Челночили круто наверх (Фото 5) на террасу саночки и рюкзаки отдельно. В 17.30 нашли место, с сушинами были проблемы, но напилили сухих толстых березовых веток и на печку хватило. В 21.30 все уже сидели в шатре ужинали. Собак, увязавшихся с нами, покормили остатками супа. И к 22.30 все залегли.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Второй день 20 марта 2014г.

Выход                               08.15

Ходовое время                8.15

Пройденное расст.          6 км

Тропежка глубиной       5 см

Погода                              с утра переменная облачность, ясно, солнечно,

средняя дневная температура -8°

Погода с утра пасмурная, ветерок, но видимость есть. Собирались не спеша, и вышли в 8.15. Продолжили движение по верхней террасе, где-то 5-10 минут. Затем спуск на нижнюю террасу и виден снежный мост. Через него идет буранка На спуске долго ковыряемся, так как саночки тяжелые, или с ног сбивают, или катятся рядом внизу, заплетая леера в косичку. Кое-кто лыжи просто снял. Так и по снежному мосту прошел (Фото 6). Дальше шли по широкой нижней террасе (единственной уже), ширина до 300 метров. Снег плотный, наст. Местами на подъемах лежит свежий снег. Идем вверх по ручью, через час проходим еще один снежный мост, далее ручей закрыт снегом и не виден. Так идем по долине до 13 часов, затем пошел плавный подъем. Вот тут-то наш перевес с грузом и сказался Тянуть тяжеленные саночки вверх - еще то занятие. Да еще местами на кантах. Скорость упала (Фото 7). Обедали в 13.30. Далее по руслу пошли увалы, подъемы, вроде и не крутые, но идти тяжело. В конце дня мы уже просто откровенно тащились вверх еле-еле. Стало понятно, что на перевал мы не попадаем засветло. Решили поставить лагерь в котловине между увалами. Народ устал до изнеможения. Лагерем стали в 17.30, выкопали яму почти в рост человека, поставили шатер (Фото 8).

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Третий день 21 марта 2014г.

Постановка лагеря        20.00

На перевале                    11.00

Ходовое время                10.30

Пройденное расст.          14 км

Тропежка глубиной       5-8 см

Погода                              с утра ветер, далее ясно, солнечно,

средняя дневная температура -7°

Вышли в 8.30. Решили сразу идти без лыж, вчерашний опыт на крутяках показал, что тратится слишком много сил и времени. Местами наст очень жесткий, идти все время на кантах, таща тяжелые саночки утомительно. Пошли ступенчатые взлеты, где-то до 30 градусов (Фото 9). Снега - то навалом свежего, то жесткий наст. К 11 часам вышли на перевал, повернув вправо на развилке в верховьях ущелья. Седловина широкая (Фото 10). Тура нет. Отдохнули. Солнце светит вовсю, день просто удивительный. На перевале надели лыжи и спускались на них. Хотя и не все. Вначале довольно пологий спуск в цирк наискосок, а затем серпантинами вниз по ущелью. В цирке заструги, но ниже снег плотный и чуть припорошенный свежим снегом. Идеальный снег для спуска. Ширина ущелья до 100 метров. Склоны гладкие, есть, где раскататься (Фото 11). Хотя после цирка наиболее крутой участок до 35 градусов. На середине спуска отдохнули, подождали отстающих. И снова плавно вниз до выполаживания.

Ручей вначале был полностью под снегом, но ниже уже стали появляться открытые участки, на первой же промоине устроили водопой с восторгами по качеству воды. Пить очень хотелось, день был солнечный, можно даже сказать жаркий. После обеда уже почти  вся река Правая Карымчина была открытая. Шли то по левому берегу, то по правому пока были еще закрытые участки. Но к 16 часам движение по левому (орографически) берегу закончилось, надо было перебираться на правый. Прошлись вдоль реки, снежными мостами и не пахнет. Нашли более или менее походящий спуск к воде, снежный надув высотой 2.5 метра, 80 градусов (Фото 12). На той стороне берег был немного положе. Достали химзащиту, быстро переобулись (прямо на бахилы). Саночки и рюкзаки спускали на репшнуре. Участники спускались на три такта. На все про все ушло полчаса. Дальше идем по ровному берегу, ищем место для лагеря. Прошли березовую рощу ни одного сухого дерева. Впереди на берегу реки какой-то пар - это горячие источники (Фото 13). Решаем стать около него в ольховой рощице. Дров, правда, почти нет, но напилили каких-то осин, ольху и будем топить. К 21 часу уже ужинаем в шатре.

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Фото 12

Фото 13

Четвертый день 22 марта 2014г.

Постановка лагеря        17.20

Ходовое время                8.00

Пройденное расст.              13 км

Тропежка глубиной       30 см

Погода                              сильный ветер, метель, низовая пурга

средняя дневная температура -5°, после 16 часов около 0°

Вышли где-то в 8.30 дошли 50 метров до горячих ванн, здесь они дикие, то есть без скважины. Местные говорили, что вода выходит из ключа почти 100 градусов и надо либо доливать из речки воды, либо полоскаться у края, где она уже остывает. Хотелось все это проверить, но вечером не было сил и энтузиазма, а утром было уже не до того.

Ну, а у нас с утра пораньше переправа. Быстро надели сапоги от химзащиты (Фото 14) и смело в воду. Химзащита воду отлично держит, пока новая, все классно получается. Речки и ручьи пока мелкие и не широкие. Пошли левым (орографически) берегом Правой Карымчины. Слава Богу, что ветер в спину, пурга реальная, хотя уже с 12 часов пробивалось сквозь мглу солнце. Проходили кучу еще каких-то проток и притоков и часам к 11 перебираемся на правый берег. Река уже чуть шире и полностью открытая. Видели взлетающего от воды вальдшнепа (вероятно) и троицу белоснежных летящих лебедей. На правом берегу поднялись на увал (речная терраса) и шли над рекой по разреженному березовому лесу аж до обеда. Терраса невысоко над рекой, от 10- 20 метров. Идти легко, внизу наст, а нового снега еще не нападало. Его стало заметно прибывать к 15 часам, а к 17 было как минимум 30 сантиметров. После увала, а он сошел на нет где-то к 14 часам опять пошли мелкие притоки справа, но, к счастью, почти везде были снежные мосты (Фото 15). Один, правда, под нами просел. Обедали уже не в березовом лесу, а на выходе из увала в осиннике. До обеда прошли 8 км. К 13 часам ветер стал слабее, мы уже фактически идем по ущелью. Левый склон практически безлесый, лес в пойме, правый склон толком не просматривается. Всего за день было 4 переправы в химзащите.

К 16 часам вышли в русло Левой Карымчины, она уже достаточно широка и замерзшая, есть только узкие полоски воды под берегом. Где-то с 1.5 часа идем по руслу, страшный подлип, валит снег, температура около 0. Ветер стихает, но порывы еще ощутимы. К 17.20 выходим на правый (по ходу) коренной берег и ставим лагерь. Пришлось почти до земли закопать шатер, так как ветер дул хорошо. Кухню тоже оборудовали ветрозащитной стенкой (Фото16). К 18.30 ветер стих, основные работы по лагерю закончились. Ветер полностью стих к 20 часам, но снег еще валил до 23.45.

Фото 14

Фото 15

Фото 16

Пятый день 23 марта 2014г.

Выход                                       9.00

Постановка лагеря                15.00

Ходовое время                            6.00

Пройденное расст.                      7 км

Тропежка глубиной                   30 см

Погода                                          пасмурно, легкий снег,

средняя дневная температура 0-+5°

С утра примерно 5 градусов мороза, ветра нет, идет легкий снежок. Очень красиво все под свежим снегом. Вышли в 9 часов и продолжили путь по реке Левая Карымчина, где по руслу, где по берегу. Один раз переходим реку в химзащите (Фото 17). Затем опять по берегу продвигаемся в сторону склона. Прошли несколько снежных мостов, начали подъем на склон. Красивый старый березовый лес, березы просто гигантские и не прямоствольные, а как-то растянутые по горизонтали нижними ветками. Древесина красноватая и запах специфический, не как у наших берез. Тут, видимо растут совместно два вида, береза обычная и каменная.

Подъем на склон до границы леса занял почти два часа, тяжелая глубокая тропежка.. Отличилась Таня (Фото 18), она ушла от всех в отрыв и протропила весь склон до обеда. В 13.30 пообедали с 14.30 уже начался серьезный подлип, скорость была крайне мала. Решили ставить лагерь. Мы на самой границе леса, до конца дня, при таком подлипе, плато нам не пересечь. А лучше начать с утра пораньше и проскочить его за день от леса до леса. Получилась такая себе полудневка.

Фото 17

Фото 18

Шестой день 24 марта 2014г.

Выход                               8.00

Ходовое время                8.30

Пройденное расст.              12 км

Тропежка глубиной       10-15 см.

Погода                              пасмурно, облачно, на плато сильный ветер,

средняя дневная температура -4°

Общее направление на юг, но рельеф до того изрезанный, что пару раз были возвращения и неожиданные препятствия. Где-то с час подходили к склону между двумя вершинами, затем по руслу ручья начали подниматься вверх. Попали на водопад. Аккуратно прошли это место и два похожих (Фото 19). С утра шел легкий снег, ветер был умеренный, мороз примерно 5 градусов. К обеду ветер стих, но периодически налетал. С 12 часов опять начался легкий подлип, затем серьезный. До обеда (13.20) мучились по полной программе. Свежего снега много, но не везде лежит равномерно. Когда обходили очередной ручей, то при спуске с крутого берега весь снег съезжал вместе с участником (Фото 20). Хорошо хоть это было дно долины и не длинный спуск. К 13 часам подошли под нашу гору, после которой уже попадаем на плато северо-восточнее озера Толмачевское.

С обеда вышли в 14.15, как раз изрядно задуло. Вышли к подножью горы, взяли направление по GPS-у и, повернув на 90 градусов, зашли на плато. Видимость стала неважная, пошли какие-то провалы, увалы, каньоны (Фото21). Везде валяются вулканические туфовые бомбы черного и коричневого цвета, размером от чемодана до дачного домика. А ведь все это прилетело по воздуху (Фото 22). Тут на плато уже холоднее и нет подлипа, на спусках развиваем приличную скорость. Без GPS трудно было бы во всем этом рельефе разобраться. С 17 часов началась белая мгла. Рельеф исчез и вдали и под ногами тоже. Обошли пару пупырей и начали ставить лагерь. Нашли ровное место. Вблизи валяются вулканические бомбы и растет кедровый стланик, большая часть которого скрыта под снегом. Выкопали очередную яму глубиной 1.3 метра, стенки не ставили, снег из ямы лежит бруствером со всех сторон и отлично закрывает от ветра.

Фото 19

Фото 20

Фото 21

Фото 22

Седьмой день 25 марта 2014г.

Выход                               7.30

Постановка лагеря         17.40

Пройденное расст.          19 км

Тропежка глубиной       5-10 см

Погода                              легкая облачность, ветер умеренный, снег

средняя дневная температура -5°- около 0

Утренний пейзаж с луной впечатлял. Казалось, что где-то мы стоим на возвышенности, но потом оказалось, что под нами местность практически вровень с нами (Фото23). Снег несильный шел всю ночь, утром тоже. Сквозь облака иногда слегка пробивается солнце.

Пошли гигантские поймы рек, втекающих в озеро Толмачево. Озеро обошли слева по ходу. Зашли в ущелье, короткие подъемы-спуски, заструги, в узких местах долин гигантские надувы, высотой до 3-5 метров. Вышли на следующую пойму, шли по ней до слабозаметного перевала в хребте. Перед перевалом пообедали. Далее после прохода перевала был обход, вернее проход по воде водопада, пришлось надеть химзащиту и идти прямо по руслу пару десятков метров. Первые прошли по мелкой воде, а последние даже черпанули в сапоги, так как обрушившийся с берега снег создал на ручье как бы запруду (Фото 24), и вода быстро поднялась. Далее кусок приличного пути по руслу. В русле ручья, стекающего с перевала и впадающего в реку Правая Опала, опять провалы снега до воды, выбрались на берег и пошли по речной террасе. Стала появляться береза, а то была ольха (кусты) и кедровый стланик, обычно заваленный снегом. Начали искать место для лагеря. Первое приличное показалось прямо по дороге в 17.30, но сухая ива или верба, которую мы присмотрели оказалась совсем не сухая. Прошли еще 10 минут и выше по склону среди старых огромных берез нашли отличное место для лагеря (Фото 25), правда, без воды. Зато были почти сухие березовые дрова, и дежурные сделали нам замечательное какао.

Фото 23

Фото 24

Фото 25

Восьмой день 26 марта 2014г.

Выход                               8.10

Постановка лагеря         18.30

Ходовое время                9.20

Пройденное расст.          16 км

Тропежка глубиной       10 см

Погода                              переменная облачность, ветер умеренный,

средняя дневная температура 0-+5°

Продолжаем движение по руслу Правой Опалы, постоянно приходится выходить на речные террасы, чтобы обойти крутые участки берега (прижимы) или участки открытой воды.

Прямо с утра переправа (легкая) через реку в химзащите (Фото 26). Вообще много открытой воды, карнизы вдоль берегов уже обваливаются, воды много. Идем в направлении на юг, к реке Опала. Придерживаемся сначала правого (орографически) берега, затем после переправы идем по левому. К 11.30 начинается подлип и к 12 часам становится просто ужасающим. Погода как раз разошлась, солнце, тепло, слабый ветер. С 11 часов идем достаточно далеко от русла Правой Опалы по пойменным плоским пространствам. После обеда подлип стал меньше, а температура поднялась до +5 градусов. Скольжение стало хорошее. К 15 часам вышли на крутой берег Опалы. Здесь, по описаниям должен быть домик и где-то возле него переправа. Берег Опалы довольно высокий и крутой. Сделали на разведку влево-вправо, увидели домик и  нормальный спуск. Спустились к реке, надели химзащиту и перешли рукав, и стали на берегу основного русла. Попробовали переходить вброд, но не дошли и до середины реки (Фото 27), глубина явно больше наших химзащитных сапог, да и скорость течения приличная. Оставили эту затею и пошли по берегу к домику. Подошли поближе, домиков там несколько (на другом берегу, разумеется), по виду цивильный приют, сидит здоровенная собака на цепи, но никого нет. По крайней мере, мы не докричались. Решили поставить лагерь на своем берегу напротив домика, чтоб если кто там появится, так нас заметил. Нам все-таки позарез надо узнать, где переправа. Мы пока и близко ничего похожего не увидели, хотя просмотрели весь берег в районе домиков. Везде глубоко. На том берегу появился человек на охотничьих лыжах и с ружьем (Фото 28) (как он нам потом сказал, это здесь жизненно важная привычка везде ходить с ружьем), мы попросили его показать, где можно переправиться и он любезно согласился нам помочь показать место переправы и что он уже туда идет. В общем, вышли мы к намеченной нам точке, сторож стоит на том берегу, где надо из реки выходить. Это в 500-х метрах от домиков выше по течению Река разлилась здесь на два рукава, первый вообще мелкий, а второй на вид ничем не отличается от того, что мы уже видели в других местах. Но здесь действительно чуть выше колена и наших сапог химзащиты хватает, чтобы не заливало (Фото 29). Течение сильное, но с палками идти вполне приемлемо. Каждый сделал по 2 ходки. Переправляли саночки девчонок. Ширина реки в этом месте до 100 метров. При переправе лыжи надо вставлять в рюкзак, а саночки вешать на спину, так безопасней и руки свободны, да и дно перед собой видишь. К 18 часам переправу закончили, Саша, сторож этого приюта позвонил по спутниковому телефону хозяевам и получил разрешение нас разместить на ночь (хотели 4000 рублей, но, узнав, что мы с Украины, скинули до 1000 рублей). Саша открыл нам один из домиков приюта. Это была сауна с большой комнатой для отдыха и кухней, там современная печка-камин, мягкая мебель, компьютер, телевизор (Фото 30). Саша принес нам газовый баллон и включил свет от солнечных батарей. Здесь мы и решили провести следующий день в виде дневки.

Фото 26

Фото 27

Фото 28

Фото 29

Фото 30

Девятый день 27 марта 2014г.

Дневка. Заброска продуктов на Верхнее-Опалинские горячие источники.

Выход                               11.30

Возвращение               18.30

Ходовое время                6.00

Пройденное расст.          16 км (туда-обратно)

Погода                              пасмурно, ветер умеренный,

средняя дневная температура 0+5°

Шли по левому (орографически) берегу Опалы. В 4-х км. от приюта небольшая переправа через приток. Через 8 километров от приюта стоит домик на 4-6 человек, печка, кровати, все в рабочем состоянии. Около домика встретили группу на трех снегоходах. Заброску не решились оставлять в домике, сказали, что там водятся мыши. Прошли еще 800 метров по дороге от снегоходов до Верхнее-Опалинских горячих источников. Источники представляют собой деревянную ванну, удобную для купания. В стороне от этой ванны около дерева мы закопали заброску с продуктами. Надо сказать, что она отлично сохранилась ни мыши, ни звери ее не тронули. После окончания закладки заброски приняли горячую ванну (Фото 31), которая отлично сняла усталость от проделанного пути, перекусили и пошли в обратный путь. Назад бежали веселее, т.к. налегке, пришли на базу около 18.30 уставшие, но довольные. А завтра с более легкими рюкзаками и саночками продолжим путь.

Фото 31

Десятый день 28 марта 2014г.

Выход                               9.20

Постановка лагеря        17.00

Ходовое время                7.40

Тропежка глубиной       20 см

Погода                              переменный снег, ветер слабый,

средняя дневная температура -5°-0°

С утра пошли вдоль реки Опала как бы назад полтора два километра. Идет снег, но подлипа нет. Катится хорошо. И так было где-то до 12 часов, а затем начался подлип. Идем красивым молодым березовым лесом, классические формы каменной березы, когда она растет на просторе. Есть и кедровый стланик. Мелкие ручьи переходим по снежным мостам, поднимаемся - спускаемся на небольшие увалы (Фото 32). Общее направление на юго-юго-запад к реке Плоская. До 13 часов картина практически не меняется, только стали добавляться участки труднопроходимых зарослей ольховника. Сразу всплывают рассказы Саши о медвежьих берлогах. Но тут не склоны и берлог быть не должно. С 12 часов начали заходить в долину между двумя безымянными вершинами, ни рельеф, ни растительность не меняется, только идет небольшой набор высоты. Снег то идет, то прекращается. К 16 часам заходим в долину, ведущую под перевал. Появляется осина, ольха, березы еще старые. К 16.30 подходим к последнему массиву большого леса, дальше по долине редколесье и стланик. На границе большого леса ставим лагерь. Справились быстро, дров навалом (Фото 33), попили кофейку-чайку и в 19 часов уже поужинали. Снег идет слабо, ветра нет в принципе. Завтра будет ударный день, надо наверстать ранний вечерний лагерь.

Фото 32

Фото 33

Одиннадцатый день 29 марта 2014г.

Выход                               6.30

Постановка лагеря        18.00

Ходовое время                11.00

Пройденное расст.          22 км

Тропежка глубиной       15-20 см

Погода                              пасмурно, дымка, ветер, снег

средняя дневная температура -5°

Продолжили движение по ручью вверх. Исток ручья находится в широкой котловине, ведущей к перевалу. Леня протропил за переход выход на борт долины, а там, через полчаса мы уже вышли на плато. К 9 часам пересекли оба притока ручья Кривицкого и двинулись на юг. К 11 часам поднялся сильный ветер, утеплились и продолжили движение. Тропежка на плато неглубокая, 10-15 см. Видимость ближняя есть, дальняя эпизодически. Позади нас высится Опала (Фото 34), хорошо смотрится, серьезно. Мы ее еще утром снимали в розовых тонах зари. Но с плато она уже видна без подножья и не так впечатляет. До 13 часов пересекаем плато. До перевала шли два перехода, сначала слева по ходу, обходя гору у подножья, затем по центру котловины. Везде растет ольховник, но негусто, идти не сложно. В 13.30 вышли на начало спуска в долину реки Правый Саван, вернее в долину ее притока. В 14 часов по-быстрому пообедали в березняке, так как ветер был еще достаточно сильный. Периодически сыпал снег. Весь день фактически не было подлипа и это было счастье. До 15.30 шли вдоль ручья, сначала по левому (орографически) берегу, затем нашли снежный мост и перебрались на правый берег, так как на левом начались крутые склоны прямо к воде. До 16.30 шли правым берегом в березовом лесу. Тропежка до 20 см. К 17 часам вышли из долины ручья в широкую долину Правого Савана, долина безлесая, лес только по бортам (Фото 35). Идем вниз по течению посередине долины. К 17.30 достигли поворота направо, и зашли в березовый лес на склоне. Еще полчаса и ставим лагерь. Место нашли хорошее, правда опять нет воды и, как оказалось, совсем нет дров, что очень странно в лесу. Красота места еще не гарантирует нормального комфорта. С горем пополам напилили всякой мокрой и трухлявой чепухи. Но реально не было ничего похожего на сухую березу. Пилили большие ветки, но они плохого качества. Вечером ветер стих, падал легкий снежок. Завтра подход к Ходутке. Опять будет забойный день!

Фото 34

Фото 35

Двенадцатый день 30 марта 2014г.

Выход                               7.20

Постановка лагеря        19.00

Ходовое время                11.00

Пройденное расст.          17 км

Тропежка глубиной       10-15 см

Погода                              переменная облачность

средняя дневная температура -4°

Около часа шли березовым лесом по верхней террасе Правого Савана, затем круто спустились к реке, начали искать место переправы и довольно быстро нашли. Сход к воде нормальный, выход вообще отличный. Первые два метра глубоковато, буквально пару сантиметров остается, чтоб в сапоги не зачерпнуть. А дальше вся река шириной метров 30 проходится без проблем (Фото 36). Рюкзаки несли с лыжами, саночки Леня всем подвязывал как лямки рюкзака и на спину. К 9 часам переправу закончили и стали подниматься на борт долины. На это ушло полчаса, тропить приходилось местами до 20 сантиметров. Поднимались серпантином. Наверху снег плотнее, тропить надо совсем немного 5-10 сантиметров. Поднялся ветер, хорошо хоть дует сзади и сбоку. Идем платообразным отрогом в направлении между двумя вершинами (Отдаленная 839м и безымянная). Так идем примерно 2 часа. К 12 часам переваливаем перемычку отрога и спускаемся в котловину. Ветер средний, стало проглядывать солнце. После прохождения перемычки, на спуске, устраиваем обед в 13.30. С 14.15 продолжаем спуск в долину того же Савана. Подлип был где-то с 13 до 15, затем стало катиться отлично. Спуск красивый, плавный, березы, поля стланика. От кедрового стланика торчат только верхушки и движению не мешают.

К 16.30 спустились в котловину реки, далее река уходит в ущелье. Вокруг неописуемая красота. Солнце, понизу метет легкая поземка, прямо перед нами все вырастает и вырастает гора Ходутка. И, честно говоря, вызывает уважение. Взгляд шарит в поисках подъема, но с этой стороны (откуда мы смотрим) склоны довольно крутые и изрезанные барранкосами. Тем более что на виду у нас не сама Ходутка, а прилепившаяся к ней вершина Приемыш (Фото 37)

К нашему счастью, прямо у начала ущелья справа по ходу обнаружилась как бы ложбина, строго параллельная основному руслу, которое к тому моменту выглядело устрашающе непроходимым. Карнизы, снежные стенки, открытая вода и очень крутые берега. А по ложбине мы катились легко и непринужденно. Одно удовольствие. В 18.40 начали присматривать место для лагеря, довольно быстро нашли, были и приличные березовые дрова. Успели полюбоваться и закатными красками Ходутки (Фото 38), правда, фрагментарно, сквозь деревья. А звезды просто потрясают. Тихо, мороз градусов под 15. Но печка горит исправно, так что никто не замерзнет.

Фото 36

Фото 37

Фото 38

Тринадцатый день 31 марта 2014г.

Ходутинские горячие источники.

Поселение на базе          12.00

Ходовое время                2.30

Пройденное расст.          4 км

Погода                              ясно, солнечно,

средняя дневная температура -8°

Утро было светлым и солнечным. Пар над Ходутинскими горячими источниками был виден еще вчера. Осталось пройти километра четыре. И народ как рванул. Сияет снег, даже сквозь защитные очки сияет. Мы в котловине, а вокруг горы, не очень высокие, но какие-то не наши, незнакомые сюжеты форм и очертаний. И ярчайшее солнце! Ни облачка и ветерок только слегка, двигаемся вдоль реки. Через переход на берегу охотничий домик (Фото 39), правда засыпан снегом, но при нем поленница дров, при желании можно переночевать для 4-6-ти человек. От домика покатились вниз искать переправу, но везде глубоковато и крутые берега. ПО карте и GPS нарисован санный тракт, пересекающий реку около источников, а это почти наверняка обозначает наличие снежного моста или даже настоящего моста. Через 20 минут мы убедились, что - таки действительно есть два моста через русло и рукав (Фото 40). И снегоходный тракт. Еще 10 минут по березовому лесу, все больше клубы пара и вот мы выезжаем на обширную поляну, посередине которой озерцо чистой воды, клубящейся белесым паром. И берега без снега, с зеленоватым мхом. И домики-коттеджи на том берегу. (Фото 41)

Послышался звук Бурана и приехал сторож с дровами. Зовут Юра. Пожилой мужик. Сговорились, что за 2 тысячи рублей (а вообще-то берут по 1000 с носа) пустит нас в коттедж. Все равно никого нет. Зимой приезжают редко, только когда насыплет достаточно снега, чтобы засыпать ольховник, который все равно торчит верхушками, но проехать уже можно. А летом сюда только на квадрациклах.

Поселились в коттедже, нары двухъярусные, большая печка-буржуйка, на ней можно и готовить. Уютно и здорово. Пообедали и пошли купаться. На улице с утра 15 градусов мороза, везде снега метра два с половиной, холодит ветерок а мы идем купаться! Купальня оборудована хорошо, коврики под ногами, лавки, отдельные раздевалки, даже зеркало висит. Раздеваться сперва кажется прохладно, но если этот процесс не затягивать, то все будет хорошо. Вода горячая как в ванне. Пахнет водой, тиной, которая тут же возле берега и плавает. Хочется заходить медленно. Народ уже плескается; (Фото 42) привыкнув к воде, поплыли в начало озерка, где, собственно, со дна и бьют горячие ключи. И вода погорячее. Поплескавшись около часа, полезли за мылами, шампунями и устроили помывку, а некоторые и постирушку. В коттедже натянули веревки для сушки и часть народа залегла спать, часть занялась ремонтом и шитьем, часть пошла кататься по лесу. Денек удался на славу!

Фото 39

Фото 40

Фото 41

Фото 42

Четырнадцатый день 01 апреля 2014.

Восхождение на Ходутку

Выход                               06.40

Выход на вершину        15.20

Ходовое время                13.00

Возвращение на базу     20.00

Погода                              ясно, солнечно, наверху ветрено

средняя дневная температура -20° -10°

Выходили затемно, пар от горячего озера покрывал все инеем. Стоял туман. Так в этом тумане и вышли. Пошли низом, почти вдоль реки. Шли два перехода по большому березовому лесу, на третьем переходе начали больше подниматься к подножью и набирать плавно высоту, обходя гору слева по ходу. Пошли постоянные пересечения каких-то русел (Фото 43) и оврагов. Но при этом высоту плавно набирали. Вышли из зоны леса и кустарника, снег стал более жесткий, к 9 часам подошли к большому камню на отроге в районе кулуара между Приемышем и Ходуткой. Сняли лыжи и спрятали под камень. Одели кошки и начали набирать высоту на отрог, стараясь при этом больше уходить влево, чем вверх. Идем: то снежники, то шлейфы разнокалиберных шлаковых осыпей, снег то глубокий, то с ледяной натечной коркой, а то и просто какие-то ледяные конгломераты из снега, ледышек и туфа. Ветер идет порывами, довольно сильный, но так как порывами так практически не досаждает. Не все даже маски и подшлемники одели. К 13 часам закончили траверс влево и практически начали подъем вверх. Но при этом все равно старались смещаться влево. Там зрительно проходил гребень, и мы думали на него попасть. К 14 часам подошли к огромному кулуару (Фото 44) со стоящими наверху снежными столбами, башнями, мастодонтами, тюленями и прочей крупногабаритной живностью. Прошли мимо этих снежных столбов и фигур. В действительности это скальные перья, заросшие и задутые снегом. Еще полчаса по кулуару строго вверх и в 15.20 мы все собрались на вершине (Фото 45). Но это не главная вершина, а высшая точка восточной стены кратера. Сама вершина еще в 100-150 - метрах к югу. Но там такие перья и скалы, что без специального снаряжения и думать нечего.

С нашей вершины видно все! Охотское море на западе, где плоская низменность покрытая лесом. Горы и горы на юг. На востоке Тихий океан во всей красе. Даже не в красе, а в масштабе. На север тоже сплошные горы (Фото 46). Видно хорошо: Опалу, Горелый, Мутновский.

В 16.00 начинаем спуск по пути подъема. Первые, наиболее крутые 200 метров спуска проходим плотной группой (Фото 47), на случай, если кто-то поскользнется. Но в кошках это маловероятно, далее двигаемся параллельно. Спускаемся быстро. К 18.00 дошли до своего камня, быстро сняли кошки, надели лыжи и по своей же лыжне двинули вниз. В верхней части спуска отлично покатались, дальше просто ехали по лесу на базу. К 20 часам уже были в приюте. Поставили вариться ужин и пошли купаться в горячих источниках (Фото 48), за день так, оказывается, намерзлись на ветру, что в горячей воде только минут через 20 почувствовали, что вот, уже тепло. И это у всех так. Посидели около купальни по шею в воде, затем народ поплавал туды-сюды, а часть сидела в воде возле трапика и вела умные беседы

Фото 43

Фото 44

Фото 45

Фото 46

Фото 47

Фото 48

Пятнадцатый день 02 апреля 2014г.

Выход                               8.15

Постановка лагеря        18.00

Пройденное расст.          21 км

Погода                              переменная облачность,

средняя дневная температура -4°

От приюта вернулись к мостикам через Правую Ходутку и начали путь по буранке. Она льдистая, идти отлично, скольжение замечательное, не лезет на все бугры, а идет экономно и рационально в основном по долине реки, притоку Правой Ходутки по левому орографически берегу. Вокруг изумительные зимние пейзажи с березовым лесом и ослепительно белым снегом (Фото 49), которого уже мало где встретишь в такой первозданной чистоте. Идти жарко, все пораздевались и тут, вдруг, подарок. Где-то с 11.30 начал хватать подлип и буквально через 15 минут затормозил нас полностью. Пришлось снимать лыжи и пару переходов идти пешком. Из-за этого и обед раньше сделали, типа, пусть снег уже окончательно размокнет и тогда подлипа почти не будет. Решили срезать петлю, где буранка обходит верхами переправу через реку. Мы сошли с буранки, надели лыжи и 3 километра шли равниной к реке. Дальше, как обычно, химзащита и простая переправа. Все уже отработано и не занимает много времени. Управляемся за 15 минут. Заодно в речке набрали воды, так как день был теплый и всю воду выпили быстро. Переправа была где-то около 17 часов. Потом еще с полчаса шли от реки по равнине к лесу. Подошли к лесу в 17.30 и решили тут ставить лагерь, так как начинался подъем, а народ измотан подлипом (Фото 50).

Фото 49

Фото 50

Шестнадцатый день 03 апреля 2014г.

Выход                               6.45

Ходовое время                10

Пройденное расст.          24 км

Тропежка глубиной       15см

Погода                              пасмурно, легкий ветерок

средняя дневная температура -7°

Весь день шли по каким-то увалам, ложбинам, буграм, пересекали какие-то мелкие ручьи. Даже не весь этот рельеф отражен в GPS-е. Обошли и прошли сопку Голая 874 метра, вышли в верховье перевала Звериный, одно название, что перевал, просто место на плато, откуда реки текут в противоположные стороны. А летом тут еще и болото. Обедали в 13.10 (Фото 51), погода не меняется, разве что мороз упал и идется на грани подлипа. Обедали в 3 километрах от перевала Звериного, через переход прошли его и даже не заметили. Вышли на большую широкую долину с кучей притоков справа, залесенную. Путь к ней шел сначала по борту ручья, текущего из-под перевала Звериный. Пробирались через заросли ольховника, проходили участки стланика, но в целом, путь без особых спусков подъемов. К 16 часам вошли в русло ручья и недолго по нему спускались, уперлись в промоины, ушли на левый по ходу борт долины. Пока корячились на него, на часах стало 17.15. Дальнейший путь по верху левого борта просматривался плохо и был трудоемким. Решил оставить эту проблему на завтра. Очень крутые склоны и жесткий наст. С саночками просто опасно, могут сдернуть в реку. В реке, конечно, не утонешь, но пока будешь туда по склону сползать мало ли что может произойти. Лучше не рисковать. С 17.30 начали ставить лагерь, в 18.30 уже пили кофе-чай, ужинали в 20.30. Здесь хорошие дрова, так как мы на высоком берегу и сухие березы действительно, сухие. Завтра должны дойти до заброски и, соответственно, загрузиться еще на 8 дней. Под вечер стало морозней, но ничего не прояснилось.

Фото 51

Семнадцатый день 04 апреля 2014г.

Выход                               8.15

Постановка лагеря        16.20

Ходовое время                7.00

Тропежка глубиной       20 см

Погода                              с утра пасмурно, легкий снег, переменная облачность

средняя дневная температура  -5°- +5°

С утра посовещались по поводу пути и решили перейти на правый (орографически) берег ручья Подлесный. Очень уж не радовала перспектива прямо с утра ломиться по крутому левому берегу, через как минимум, два глубоких распадка. Спуск к ручью был крутой, местами шли лесенкой, падали, мешали саночки (Фото 52). Санки сегодня просто всех достали, на обеде даже дали этому дню название день санок. Так же круто поднялись на противоположный берег, ну а дальше березовым лесом, перемежающимся негустым ольховником, двинулись на север, к своей заброске. По карте было всего 8 километров почти равнинной местности, но в натуре отпахали целый день с кучей переправ по снежным мостам, а одна была в химзащите. В 13 часов обедали, перед этим поднимались на какой-то очередной увал в густом ольховнике. На преодоление 300 метров ушло 45 минут и куча нервов. В общем, ольховник это еще тот случай, особенно на лыжах и с саночками. Кстати, после обеда было еще метров 100 такого же склона вниз, но это уже никого не впечатлило. Двигаемся в сторону горячего источника на Средней Опале. Вышли на буранку, ведущую на источники, около 15 часов, еще 3.5 километра по буранке и мы на источниках. Последняя переправа по снежному мосту, собственно, через него буранка и идет. Перед источниками выходим уже к знакомому нам домику и через в 800 метров ставим лагерь прямо около источников и нашей закопанной заброске. Широкая плоская поляна, березы растут редко, все сухое спилено бензопилами. Но на свою печку мы дров нашкрябали, хотя и не березовых, а из хорошей сухой ольхи. Выкопали заброску, все в целостности и сохранности. К вечеру Костя уже все распределил продукты по людям, завтра лафа кончится. Ужинали рано, часам к 19, на улице было светло и тепло. Морозец начался с 20 часов. Еще полчаса занимались хозяйственными делами и наконец-то собрались и пошли купаться.

И вот мы сидим как в ванне (Фото 53), все обустроено деревянными брусьями, перилами, лесенками, в общем, местный народ свое богатство бережет. Воды где-то по грудь, дно песок с камешками, а над головой звезды, а вокруг лес и снег. Вода горячая супер 35°-45°, можно париться.

Фото 52

Фото 53

Восемнадцатый день 05 апреля 2014г.

Выход                               9.15

Постановка лагеря        16.30

Ходовое время                6.15

Пройденное расст.          14 км

Тропежка глубиной       буранный след

Погода                              пасмурно, порывистый ветер, после обеда метель,

средняя дневная температура -2°- +2°

Вернулись на буранку и пошли назад, до развилки, а потом по буранке в сторону вулкана Горелого. От развилки пошли налево и тут же буранка полезла на отроги. А наверху задул ветер, сначала средней силы, а затем все сильнее и сильнее. Ветер, действительно, доставал. Хорошо хоть боковой. А еще хорошо, что не морозный. Температура примерно 1 градус тепла. Подлип начал мучить почти с 11 часов, до обеда промучились как-то, а после обеда (Фото 54) все сняли лыжи, идти в них было просто невозможно. День получил кодовое название день рогатых саночек, так как лыжи мы привязали на санки и на спуске они нам дали прикурить, на полном скаку активно бодались лыжами. К 15 часам к ветру прибавилась пурга и дальше до 16 часов мы спускались в пурге, теряя пару раз буранку. По GPS-у дошли до поворота буранки на отрог, идущий под вулкан Горелый, видимость упала до нуля, ветер еще больше усилился и идти дальше нет возможности, отошли от буранки метров на 50, чтобы спрятаться от ветра за отрогом и стали лагерем. Быстро выкопали глубокую яму (Фото 55), снег идет сильный и на улице не мороз. Весь этот день мы шли по буранке по местности, которая называется Тундра Ровная.

Фото 54

Фото 55

Девятнадцатый день 06 апреля 2014г.

Выход                               7.30

Пройденное расст.          17 км

Тропежка глубиной       почти нет

Погода                              ветер, низовая пурга, небольшой снег

средняя дневная температура -2°

Всю ночь усиленно шел снег, тент заваливало капитально, оббивали кулаками по кругу не один раз. К утру так занесло снегом, что пришлось даже вход открывать, ибо чад от горелок был немыслимый. Впрочем, погода к 7.30 была вполне приличная, легкий ветер, легкий снег, есть видимость и даже пробивается солнце. Посмотрели, где же мы стоим, а то ставили в пургу около буранки, но вокруг ничего не видели. Но за ночь так занесло, что буранку мы и не нашли. Фрагменты ее попадались пару раз потом в течение дня, но ненадолго. Впрочем, она не сильно была нам нужна. Курс держали по GPS-у, а наст позволял двигаться практически без тропежки куда хочешь. С утра даже и подлипа не было, хотя был явный плюс, и снег был влажный. Прямо от лагеря начали подниматься на отрог в сторону вулкана Горелого. Переметенный снег тормозит, но наверху прохладнее и подлипа нет. Погода баловала недолго, к 10 часам все закрылось, пошел снег и поднялся изрядный ветер (Фото 56). Почти встречный, то чуть слева, то чуть справа. На спуске с отрога вообще накрыла белая мгла. Никакого рельефа. Хорошо хоть по карте нет никаких сбросов. Хотя какая-то огромная яма с надувами по краям оказалась прямо по нашему курсу, все же ее заметили, обошли вовремя. Приспустились с нашего отрога и в 12.10 обедали, так как дальше был плавный подъем под влк.Горелый. Ветер то усиливается, то слабеет, но все же не такой зверский как вчера. К 15 часам заметили вдалеке щит (какой-то охотучасток, но охота категорически запрещена). А вдалеке увидели вешки тракта. Двинулись к ним. Направо санный тракт на г. Асача, налево наш путь под влк.Горелый. Вешки стоят довольно часто (Фото 57), да, видимо, места под Горелым, как нами говорили местные славятся непогодой. По тракту видны следы тяжелого гусеничного тягача. Но нам с погодой пока везет. К 16 часам ветер стих, мы идем сбоку от тракта, параллельно ему. Выглянуло солнце (Фото 58), но низовая пороша еще метет. Открылся во всем величии вулкан Мутновский. Боковая кальдера парит, даже с приличного расстояния в почти десяток километров видны клубы пара. Пройдя вдоль тракта 5 километров, сошли в сторону и начали ставить лагерь.

Фото 56

Фото 57

Фото 58

Двадцатый день 07 апреля 2014г.

Выход                               7.10

Постановка лагеря        16.00

Ходовое время                8.00

Тропежка глубиной       10 см

Погода                              облачно, пасмурно, белая мгла, после обеда началась пурга

средняя дневная температура -1°

Пыталась заняться заря, порозовел кусочек неба, но это быстро затянуло темными тучами. Вернулись на тракт, прошли по нему еще километра три (а надо было бы еще пару километров, это мы впоследствии выяснили), Горелый был уже как на ладони (Фото 59), слева походу. Был виден фонтан клубящегося пара приличных размеров, явно из большой фумароллы. Свернули с тракта вправо по ходу, где, как нам казалось (наивные!) поровнее местность, ведущая под вулкан Мутновский. Действительно, первые 500-600метров были ровные, а потом вдруг открылось пресекающее наш путь ущелье. И так 5 раз, разного калибра и глубины. С 10 часов все закрыли облака, и наступила белая мгла. Настоящая. Дальше шли на живца. То есть по первому был виден хотя бы склон и его крутизна. Спасало то, что были все-таки в этой мгле какие-то разрывы и были локальные маленькие ориентиры, камни, карнизы, кустики. Прошли долину реки Мутной. В 13 часов сели обедать, вроде бы в тихом месте сели, но оно быстро превратилось в ветродуй.

Еще с правого (орографически) борта р.Мутной заприметили далеко на склоне какой-то прямоугольный камень. Какой-то уж больно прямоугольный, в принципе в этом районе есть домик (Вакинский) и это может быть он. После р.Мутной набор высоты, водораздел и спуск к ручью Освистанный. Такой крутизны спуск, что сразу сняли лыжи, градусов 60, слегка заросший кустарником (Фото 60). На таком спуске все внимание было уделено саночкам, потому что они реально могли сорвать со ступеней. Все спустились благополучно. Но не на самое дно ручья, а типа как на террасу. А в створе основного русла высится грандиозный надув метров пятнадцать (Фото 61). С террасы поднялись на этот надув, аккуратно прошли по его перемычке к склону и поднялись на левый (орографически) борт ручья Освистанного. К 16 часам подошли к камню-домику (Фото 62). Он оказался довольно вместительным домом в приличном состоянии. Три помещения и большая кирпичная печка с кирпичным же дымоходом (Фото 63). У входа в домик валялся здоровый мешок с дровами. Еще один, поменьше, лежал на крыше. Местные рассказывали, что они в домики с оказией забрасывают дрова на всякий случай. Еще на подходе к р.Мутной начало серьезно дуть, а при подходе к домику дуло уже на всю катушку. Откопали двери, все делали быстро, так как метет все серьезней. Из большой комнаты выкинули с кубометр снега, быстро закинули санки и рюкзаки и стали обустраиваться. Затопили печку, осмотрелись. Хлещет снегом по окнам, по крыше стучат ледышки, видимо сорванные с наста. Изучили все закоулки, может, есть еще, где дрова или бензин, но ничего этого не нашли. Зато нашли 4 газовых баллона с остатками газа, пачку кофе, какие-то крупы, приправы. А бензина у нас впритык, а погода не балует. Кстати, к 20 часам ветер достиг ураганной силы, первые еще выходили в туалет, а последние уже не рискнули. На горелке сварили две кружки кофе, отвели душу. Потом Костя выдал какао, отвели душу еще. Леня взялся жарить омлет, потом еще был ужин. К 21.20 все улеглись.

Фото 59

Фото 60

Фото 61

Фото 62

Фото 63

Двадцать первый день 08 апреля 2014г.

Дневка вынужденная отсидка.

Завтрак                             5.30

Обед                            13.00

Ужин                             20.00

Пройденное расст.          0 км

Погода                              шквальный ветер, пурга

средняя дневная температура -10°

По плану мы должны были делать восхождение на вулкан Мутновский, но погода внесла свои коррективы, так, что отдыхаем, отсыпаемся, бережем бензин и дрова, чай и кофе варим на газе, ибо неизвестно, сколько продлится эта непогода.

Двадцать второй день 09 апреля 2014г.

Вулкан Мутновский 2260 м.

Выход                                   6.30

Кратер вулкана Мутновский  10.45

Возвращение в домик            17.00

Ходовое время                10.00

Пройденное расст.          8 км

Погода                              переменная облачность, слабый ветер

средняя дневная температура -5°

На улице тихо, к 6 часам стали выходить, лишь слегка метет понизу. Собрались, кошки, теплые вещи, обед, и в 6.30 вышли на восхождение на вулкан Мутновский (2260метров). Через час движения на лыжах по жесткому насту плавно вверх по ручью, поднялись к началу тропы осмотра, она отмечена на картах и забита в GPS-е. К 8 часам стало пробиваться солнце, ветер был слабый, мороз до 10 градусов. Тропу, конечно, зимой не видно, но она есть и ею пользуются и зимой. Так вот, в начале тропы в нее зашли буранные следы (Фото 64) и так по всему ущелью они и шли почти до кратера. Мы ими не пользовались, очень жесткие для лыж, но для ориентирования пригодились. Видели еще домик в верховьях ручья Освистанного, но далековато, чтобы что-то сказать про него. Пошли мы по тропе, все время в лыжах, набор высоты плавными взлетами, градусов по 10-15. Через час от начала тропы дошли до памятника (Фото 65). Там сняли лыжи, и одели кошки. Заходим в узкое ущелье, справа скалы, слева конгломератные башни и столбы, но все это в верхней части хребта. Минут через 40 от памятника дошли до первой группы фумарол. Сероводородом уже пахнет сильно, иногда кажется, что сернистым газом. Перешли к большой фумароле. Вытаянная в снегу воронка метров 15 в диаметре, на дне что-то булькает (Фото 66), шипит, как прорванная труба, но толком ничего не видно из-за густого пара. Пар носит ветром туда-сюда. Везде желтоватый налет серы и розоватый. Прошли дальше по ущелью. Виды живописные, разноцветные скалы, это в натуре не скалы, а спрессованные конгломераты множества сортов минералов. Много туфа, пемзы, кремния. Шли по ущелью около часа и к 10.30 вышли на поворот к кратеру. Здесь два кратера, один потухший, второй действующий. Не спускаясь на дно потухшего кратера, траверснули снежный склон в сторону перемычки между кратерами, где уже были видны клубы густого пара. Склон был со свежим снегом, но особой тревоги не вызывал, Внизу все равно наст, как железо. Подошли к перемычке, заглянули на ту сторону. Перемычка почти отвесная, градусов 70 в сторону действующего кратера (Фото 67). Через перемычку закреплена стационарно веревка - перила на обе стороны, практически новая. Но в кратер нам спускаться было стремно, там пару полно, свищут уже достаточно серьезного вида фумаролы, на дне что-то клокочет, опять же, толком не видно. Но - масштабно. Спустившись с перемычки, решили подняться на основной хребет (Фото 68) и, если повезет, дойти до вершины. Погода была хорошая, времени всего 13 часов, за час поднялись на основной хребет. Обедаем на верху хребта, погода начала портится, пошел снег, поднялся ветер, видимость упала, и мы решили спускаться вниз. Быстро спустились в район второй большой фумаролы и теперь решили пройти над ней сверху и не зря решили. Там оказались еще интересные грязевые фонтанчики и ярко-желтая серная фумарола (Фото 69). Далее спустились до памятника, где оставили лыжи, надели их и покатились вниз. Когда кончились скоростные участки спусков, плавно катились вниз (Фото 70) к домику, не толпой, а каждый своей скоростью. К 17 часам доехали до домика, немного занялись уборкой, потом затопили печку остатками дров (как раз хватило на ужин). Делали кофе, чай, потом ужин, потом еще чай и спать.

Фото 64

Фото 65

Фото 66

Фото 67

Фото 68

Фото 69

Фото 70

Двадцать третий день 10 апреля 2014г.

Выход                               7.00

Постановка лагеря        18.30

Ходовое время                10.00

Пройденное расст.          23 км

Тропежка глубиной       5 см

Погода                              переменная облачность, с утра легкий снег, после обеда солнце

средняя дневная температура -5°-1°

Уходя, хорошо закрыли дверь. Прощай домик! Три ночи провели. С утра мороз до 10 градусов, легкий снежок, солнца пока нет. Начинаем движение в верховья ручья Освистанный, ведущий на перевал в долину, где находится Геотермальная станция. Подъем на перевал простой, очень плавный, снег наст, тропить не надо. Местами донимают заструги и участки голого льда (ледяная корка). Но дело движется быстро и через два перехода мы почти на перевале (Фото 71). Вышло солнце, видел фрагментарно двойное галло вокруг солнца. Но мороз не ослабевает, а даже усиливается. На перевале были в 9 часов, сразу пошли на спуск. Спуск доставил больше неприятностей, чем удовольствия. Заструги и ледяная корка мешали спускаться нормально. Все падали по многу раз. День получил название день падающих лыжников. Ущелье довольно узкое, рельеф изрезан, приходилось, то подниматься, то спускаться, то местами идти траверсом (Фото 72). Спускались долго, вышло солнце, начался, подлип, но нам он оказался в помощь на последнем подъеме к станции, к 13 часам вышли на окраину станции рядом с гостиницей. Последний крутой 50-метровый взлет и мы у гостиницы. Почти тут же подъехали два красивых вездехода (Фото 73) на резиновых гусеницах, но попытка с ними договориться, чтобы подвезли успехом не увенчалась. На наши предложения, что мы посидим на рюкзаках в проходах, раз уж нет мест, нам показали салон вездехода с самолетными креслами и ремнями безопасности на каждом. Мы все поняли. Немного погоревав, решили пообедать и идти своим ходом. На станции уже есть мобильная связь. Пообедав у гостиницы, прошли всю станцию насквозь (Фото 74) и по свежеукатанной гусеничной колее пошли по тракту на север. Дорога в основном идет параллельно линии электропередачи, пару переходов мы плавно набирали высоту, вышли типа на плато, еще переход по нему и переход слегка вниз. На горизонте появились пятна леса, но до них еще километров 10-15. На улице слегка дуло под вечер, но мороза сильного не было. В 18.30 начинаем ставить лагерь

Фото 71

Фото 72

Фото 73

Фото 74

Двадцать четвертый день 11 апреля 2014г.

Выход                               7.00

Постановка лагеря        13.30

На перевале                                10.00

Ходовое время                2.00

Пройденное расст.          4 км

Тропежка глубиной       5 см

Погода                              переменная облачность, ветрено, легкая метель

средняя дневная температура -5°-0°

Вышли на тракт и продолжили путь к Вилючинскому перевалу. По карте он казался достаточно простым, но на деле оказался достаточно высоким и протяженным. Пока уклон идет вниз, катится легко. В самом низу, ближе к началу перевального взлета стало круче, в колее, оставленной проехавшим с утра бензовозом, не затормозишь, скорость высокая и набирается быстро, сзади скачут саночки, с трудом помещаясь в колее. В этом - то и опасность, без них спуститься можно было бы и на такой скорости. А так пришлось съезжать на целину и спускаться долго, тормозя постоянно полуплугом. Хорошо хоть рядом был след от вездехода, он сломал ледяную корку, и можно было тормозить. Так спускались достаточно продолжительный переход, пока не докатили до начала подъема на перевал. А подъем огромным серпантином уходит в небо, и кроме как по колее нигде больше не пойдешь, а она твердая и подмороженная. На наше счастье сзади подъехал бортовой Камаз и девчонки договорились с водителем, что бы нас завезли на перевал. Чувствовалось, что уже устали, да и погода неустойчивая, потому быстро загрузились и начали подъем на перевал. Заехали на перевал к 10 утра (Фото 75), подъем впечатлил, крутые серпантины, даже Камаз пробуксовывает, но упрямо ползет, буквально ползет, вверх. Народ надел пуховки, ехать холодно. А спуск еще круче, не представляю, как бы тут спускаться в лыжах и с саночками. Да, масштабы на Камчатке! Через перевал ехали более 2 часов. На спуске (Фото 76) тоже достаточно крутой и длинный серпантин. Проехали Снежную Долину, еще на подъездах к ней обратили внимание, что все склоны ну просто разрисованы следами снегоходов. В Снежной Долине как было написано на большом баннере работает Школа снегоходного мастерства, а также есть горнолыжный склон с подъемником. И мимо нас с диким ревом промчался какой-то гоночный снегоход. Высадились мы на Верхне Паратунских горячих источниках, съели обед, поставили шатер, печку, заготовили дров с запасом, свалили еще сушину на завтра, если вдруг Саша завтра нас не заберет. Сами источники находятся в 100 метрах выше от дороги и представляют собой неглубокую ванну, отгороженную с одной стороны деревянной балкой, (Фото 77) вода не сильно горячая градусов 25-30, так что не особо хотелось купаться в такую погоду. После прогулки на источники, залезли в шатер, съели еще один обед, наш, законный, запасной. Пасмурно и сыплет крупу, а днем снег размяк до полуводного состояния. В 19.30 поужинали и легли спать

Фото 75

Фото 76

Фото 77

Двадцать пятый день 12 апреля 2014г.

Выход                               11.00

Ходовое время                3.00

Тропежка глубиной       снегоходная дорога

Погода                              переменная облачность, порывы ветра, легкий снег

средняя дневная температура -5°

День космонавтики начался космическим высыпанием всей группы почти до изнеможения. Изнеможение наступило к 8 утра, так как по любому организм требовал вставать. Ночью шел сильный снег, печку хоть и не топили всю ночь, но пару стенок в шатре все равно подмокло. Тент не очень нависает и, если в стенке образовалось пузо от сумок и рюкзаков, то оно и подмокает. Но это все мелочи, не испортившие радужной картины утра. Затопили печку, вылезли поверх спальников и не спеша позавтракали. В 10 часов позвонили водителю и он сказал, что в 10 часов джип и микроавтобус выедут из П-Камчатска. Начали шустро собираться и в 11 вышли. С утра холодно, идет легкий снег, порывы ветра иногда ощутимы. Тракт идет под линией ЛЭП (в основном). Мы так по нему и двинулись. Остановился встречный снегоход с колоритного вида мужиком (Фото 78), типа наших байкеров на Гоблин-шоу. Он явно жаждал пообщаться. В конце сказал, что по тракту мы на базу Надежда не выедем, автомобильная дорога идет под другим бортом долины. Пришлось вернуться с полкилометра и по другой буранке выехать на нужную нам дорогу. Вот рельеф! Даже на выходе нельзя расслабиться. Выйдя на автомобильную дорогу (Фото 79), увидели джип Алексея, за рулем был его брат и второго водителя микроавтобуса. Оказалось, что Сашин джип поломался, и он прислал микроавтобус, который по той дороге проехать не сможет. Поэтому мы загрузили все рюкзаки и саночки в джип, сели Наташа, Таня, Леня и они укатили к асфальтовой трассе, назначив нам встречу на источнике, куда мы должны пройти на лыжах 8 километров. Ну, налегке это не проблема, тем более что подлипа практически не было. Пробежались довольно шустро и к 14 часам уже были на источнике. А тут и джип подъехал. Колея глубокая, поэтому проехать могут только серьезные джипы, а несерьезного одного мы враскачку выпихали из колеи (Фото 80), развернули назад и он поехал за нами следом. Эта дорога ему не по зубам. Вообще машины здешних дорог в основном мощные внедорожники и разного вида гибриды с полным приводом. А внизу на трассе нас ждала вторая часть группы, немного вещей перегрузили в джип и двинулись в Петропавловск-Камчатский. Вокруг уже весна, почти сошел снег, лежат только горы вдоль дорог, где шла расчистка. Да, мы тут не были 25 дней. Хорошо, едем, все здоровы, даже не упахавшись, так как последние два дня вышло нам послабление.

Фото 78

1,5

Ледоруб

1,0

Лавинный зонд 1алюм.-2,4 м.

0,2

Лавинный зонд 2алюм.-2,4 м.

Документация

GPS+ батарейки

0,3

РЕМНАБОР

АПТЕКА

ИТОГО

46,50

Комментарии к списку снаряжения

1. Шатёр использовался прямоугольный с двумя спальными отделениями по краям и печкой посередине, а также тент фирмы Снаряжение
  2. Печка, изготовленная из нержавейки, устанавливается на лыжных палках. Очень удобная и компактная труба-лист.
  3. Газовая лампа служила общим источником света в шатре.
  4. Спальники был один четырёхместный цельный, остальные личные куколки.
  5. Пилы брали 2 цепные, пользовались чаще одной пилой и ножовками
  6. Верёвка не пригодилась.
  7. Ледоруб как групповое снаряжение не пригодились.
  8. Лопаты совковые использовались на бивачных работах.
  9. Одна листовая лопата использовалась под печку.
  10. Навигатор GARMIN обязательная часть навигационного оборудование, т.к. ориентирование довольно сложное, рельеф изрезан и частое явление белая мгла.

2.6.2.  Личное снаряжение

Ходовой комплект:

Кол-во

Нижнее бельё

N

Футболка (гольф, рубашка х/б)

Рейтузы (штаны х/б)

Шорты шерстяные

Носки шерстяные

Лёгкий шерстяной свитер с горлом

Штаны ветровочные

Ветровка (анорак +мех на вороте капюшона)

Штаны (теплые синтепоновые + самосбросы)

Ботинки (вибрамы)

1пара

Бахилы (галоша + утеплитель + верх)

Шапка

Пуховка

Синтепоновая жилетка

Перчатки (шерсть)

Варежки (теплый синтепон.+ меховые)

Подшлемник

Специальный комплект:

Лыжи окантованные (Бескид)

Пружины

Кошки

Крепления

Репшнур 6мм от 3-6 метров

Лавинная лента (не менее 15м.)

Очки-маска

Шапка

Чуни

Перчатки (шерстяные)

Мешочек для ботинок (х/б или парашут. ткань)

Необходимый личный комплект:

Сидушка

Накидка снегозащитная на рюкзак

Документы

Огневое н/з (сухой спирт, спички, свечка и т.п.)

Денежное н/з

$

Личная аптечка (валидол, анальгин, йод, пластырь, бинт и т.п.)

Фонарик

Компас

Часы

Бивуачный комплект:

КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)

Мешочек для КЛМН

Средства гигиены (мыло, полотенце, зуб.щетка и паста, расческа и т.п.)

ТБ (туалетная бумага обязательно!!!)

1-2

2.6.3.  Ремонтный набор

наименование

кол-во (шт)

Сумка для ремнабора (патронташ)

Напильник трехгранный

Плоскогубцы

Сапожное шило (крючок)

Шило

Толстые капроновые нитки

40м

Нож перочинный

Отвертка (для кантов и для креплений)

Проволока мягкая

0.1 м*м

канты разные

Свечи

Клей "Слон" или "Секунда"

запасные крепления или детали к ним

5 компл

Болеутоляющее голова

3-4 таб 3 раза

Кетанов

Препарат с выраженным анальгетическим эффектом; обладает также противовоспалительным и жаропонижающим действием,сильное обазболивающее

2-3 таб 3 раза

Но-шпа

Спазм желудка и кишечника, спастические запоры, приступы желчно- и мочекаменной болезни, стенокардия, спазм (резкое сужение просвета) периферических сосудов.

Ибупрофен

болеутоляющее

2. Сердечные

Валерианка

Успокаивающее средство.

Валидол

Оказывает влияние на ЦНС. Обладает сосудорасширяющим действием. Применяется при болях в сердце (стенокардии), неврозах, истериях, как противорвотное средство при морской и воздушной болезнях..

3. Желудочно-кишечные

Панкреатин

Для улучшения переваривания пищи у лиц с нормальной функцией ЖКТ в случае погрешностей в питании (употребление жирной пищи, большого количества пищи, нерегулярное питание).

Лоперамид

Оказывает антибактериальное действие при дизентерии, поносах, пищевых отравлениях.

2 таб в день

Сенадексин

Слабительное. При запорах.

1-2 таб в день

Маалокс

3 пакт в день

Акт.уголь

Абсорбирующее средство. При поносах, метеоризме, пищевых отравлениях.

1 таб на 10 кг

Левомицетин

Антибиотик. При дезентирии, сильных пищевых отравлениях, инфекционных заболеваниях ж-к тракта

2-3 таб в день

Смекта

Острая и хроническая диарея (аллергического, лекарственного генеза; нарушение режима питания и качественного состава пищи), диарея инфекционного генеза - в составе комплексной терапии.

- Симптоматическое лечение изжоги, вздутия и дискомфорта в животе при гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, колите.

2 пак в день

4. Простудные/Жаропонижающие

Стрептоцид

При болях в горле

Бромгексин

Отхаркивающее средство. Острые и хронические заболевания органов дыхания, сопровождающиеся образованием трудноотделяемой мокроты повышенной вязкости (трахеобронхит, ХОБЛ, бронхоэктатическая болезнь, пневмония, эмфизема легких, пневмокониоз и др.)

1  таб 3 раза

АЦЦ(ацестад)

Для лечения острой и хронической патологии бронхолегочной системы, при заболеваниях, которые сопровождаются повышенным образованием мокроты и затрудненным отхаркиванием.

1 таб 3 раза

Сухой кашель

1т 3 раза

Нимесил

Лечение при острой боли. Симптоматическое лечение остеоартроза с болевым синдромом.Очень хорошо сбивает температуру!!!!

3 пак в сутки

5. Антисептики

Йод

Для обработки краев ран, для приготовления р-ра для полоскания горла.

1бут

Зеленка

Для обработки ран.

Гидроперит

Перекись водорода в таблетках. Обеззараживание ран.

16т

Перекись Н2

Промывание и обеззараживание ран.

100мл

Стрептоцид

Подсушивает раны При болях в горле.

19т

Присыпка

Для предотвразения опрелостей

1бан

Сода

Для промывки желудка. Для полоскания горла

30г

6. Антибиотики

Ципролет 0,5г

Инфекции дыхательных путей.

Инфекции ЛОР-органов. Инфекции мочевыводящих путей. Инфекции желудочно-кишечного тракта. Инфекции кожи и мягких тканей.

ЗППП (Заболевания, передаваемые половым путем).

Гинекологические инфекции. Инфекции костей и суставов. Хирургические инфекции. Тяжелые системные инфекции

2 таб в сутки

Фурадонин

Инфекции мочевыводящих путей (пиэлонефрит, цистит, уретрит), в том числе для продолжительной терапии рецидивов.

2таб в сутки

Амоксил

Инфекционно-воспалительные заболевания в том числе: бронхит, пневмония, ангина, пиелонефрит, уретрит, энтероколит, гонорея и др.

2 таб в стуки

Левомицитин

3 таб в сутки

Лазикс

7. Инъекции

Димедрол

(по 1мл)

Димедрол применяют в основном при лечении крапивницы, ангионевротического отека, зудящих дерматозов, аллергических конъюнктивитов и других аллергических заболеваний, аллергических осложнений от приема различных лекарств, в том числе антибиотиков

Конец формы

Фармакологическое действие:

Оказывает антигистаминное, противоаллергическое, противорвотное, снотворное, местноанестезирующее действие. Блокирует гистаминовые Н1 рецепторы и устраняет эффекты гистамина, опосредуемые через этот тип рецепторов. Уменьшает или предупреждает вызываемые гистамином спазмы гладкой мускулатуры, повышение проницаемости капилляров, отек тканей, зуд и гиперемию.

Взрослым, по 30-50 мг 1-3 раза в день. Курс лечения - 10-15 дней. Высшие дозы для взрослых: разовая - 100 мг, суточная - 250 мг.

Лазикс

(фуросимид)

отечный синдром различного генеза (при хронической сердечной недостаточности IIБ-III стадий, циррозе печени синдроме портальной гипертензии, нефротическом синдроме);

почечная недостаточность;

острая левожелудочковая недостаточность (сердечная астма, отек легких);

отек мозга;

артериальная гипертония, в том числе некоторые формы гипертонического криза;

форсированный диурез.

время введения Лазикса не должно быть менее 1.5-2 минут!!!

Дексаметазон (по 1мл)

Шок при неэффективности других методов лечения, анафилактический шок, шок у пациентов с недостаточностью коры надпочечников.

Отек мозга при первичных опухолях головного мозга или метастазах в мозг, при краниотомии или черепно-мозговых травмах. Обострение хронического обструктивного бронхита и БА.

В течение суток можно вводить от 1 до 5 мл препарата 3-4 раза в день. Доза для внутрисуставных и локальных инъекций, а также для инъекций в мягкие ткани составляет от 1 мл до 2 мл и вводится с интервалами от 2-3 дней до 1-2 недель.

Кетанов (по 1мл)

3 раза в сутки

Аналгин

Слабый или умеренно выраженный болевой синдром (головная боль, мигрень, зубная боль, невралгия, миалгия; дисменорея; послеоперационная боль; в комбинации со спазмолитическими средствами при почечной и желчной коликах). Лихорадочные состояния при инфекционно-воспалительных заболеваниях. Использование в качестве жаропонижающего средства целесообразно после установления диагноза заболевания.

Внутримышечно или внутривенно вводят взрослым по 250-500 мг 3 раза в сутки. Максимальная разовая доза - 1 г, суточная - 2 г.

Но-шпа

Инъекционный раствор Но-шпа рекомендуется для применения у взрослых. Для лечения детей рекомендуется применять таблетки Но-шпа. Но-шпа показана при спазмах, вызванных заболеваниями желчных путей: желчно каменная болезнь, воспаление желчного пузыря (холецистит), воспаление желчных протоков* спазмах, вызванных заболеваниями почек и мочевыводящих путей: почечнокаменная болезнь, воспаление почечной лоханки и мочевого пузыря, болезненные позывы к мочеиспусканию. Раствор для инъекций Но-шпа применяют для облегчения начальной фазы нормальной родовой деятельности, сокращения продолжительности родов, облегчения завершения родов. В качестве вспомогательного средства препарат рекомендуется для применения при: -спазмах желудочно-кишечного происхождения: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, энтерит, колит; спазмах различных отделов желудка, синдроме раздраженного кишечника, при запорах или метеоризме (вспучивании), сопровождающихся спазмами, панкреатите; -гинекологических заболеваниях: болезненные менструации, воспаление придатков; сильные родовые схватки, столбнячный спазм матки, угрожающий выкидыш; -головные боли, вызванные спазмами сосудов

Обычная рекомендуемая суточная доза составляет 40-240 мг (1-6 ампул

8. Мази

Левомеколь

Препарат назначают с профилактической и лечебной целью как противовоспалительное, антимикробное и стимулирующее местные репаративные процессы при гнойных ранах, инфицированных смешанной микрофлорой, с целью очищения ран от гнойно-некротических масс и уменьшения отека.

Троксевазин

Устранение гематом после контузий, забитостей, вывихов, растяжений.

Эпизатрон

Согревающая мазь. Ушибы, растяжения связок; артроз, миалгия, невралгия, хронический неврит, полиартрит (хронический и подострый), ишиас, тендовагинит (в фазе неполной ремиссии); для разогревания мышц до и после занятий спортом, радикулит

Звездочка

Простудные заболевания дыхательных путей, которые сопровождаются затрудненным отхождением мокроты.

!!!не наносить на повряжденную кожу, особенно после ожогов!!!

Диклафенак 5%

Назначается для купирования отека, воспаления и боли при:

ревматических процессах в области мягких тканей (тендовагинит, тендинит, миозит, невропатия плечевого сплетения, артрит);

заболеваниях суставов дегенеративного генеза (например, артроз коленного сустава);

бытовой, спортивной, производственной травме (ушиб, растяжение связок, отеки).

0,5тюб

Детский крем

Предотвращения и лечения раздражений.

Солнцезащитный крем SPF 40

Герпевир

При герпесе.

9. Капли

Нормакс (глаза/уши)

конъюнктивиты (включая гонококковые); кератиты; корнеальная язва; блефариты; трахома; наружный отит; острый и хронический средний отит; внутренний отит; инфекционный евстахиит. При травмах уха, извлечении инородного тела из наружного слухового прохода, сопровождающемся повреждением тканей уха.

1бут

Санорин

Капли для носа

1 бут

10. Антигистаминные

Супрастин

Аллергические заболевания. Кожные заболевания. Аллергические реакции, вызванные лекарственными препаратами.

11. Другое

Спирт

200мл

Пантенол

Сухость кожи; нарушение целостности кожных покровов: мелкие повреждения, ожоги (в т.ч. солнечные), ссадины, буллезный дерматит, абсцесс, фурункул, трофические язвы голени, пролежни, трещины

1фл

20шт

Карандаш+бумага

1компл

Итоги, выводы и рекомендации медика.

1.Структура  аптечки.

Вес всей аптечки 3 кг.

Вся аптечка была разделена на несколько отделов:

Верхняя аптечка - содержала в себе компоненты экстренного реагирования (дексаметазонон, кетанов, шприцы 5 мл-2 шт, бинт стерильный, спирт, зеленка, цитрамон, ибупрофен, валидол, пластырь рулонный, вата, перекись водорода, детский крем и солнцезащитный крем. Верхняя аптечка находилась всегда в клапане рюкзака и была легко доступна.

Основная аптечка - содержала все остальные препараты и состояла из следующих частей:

• таблетки и инструкции к ним содержались в тканевом чехле с подписанными отделами (обезболивающие, желудочно-кишечные, сердечные, антибиотики, антисептики, простудные, мочегонные,антигистаминные)
  • вторая часть содержала в себе мази,бинты, шприцы, запасной пластырь, эластичный бинт и повязки, вату, пантенол, а также все бьющиеся и подверженные деформации предметы (ампулы, градусник, флаконы, бутылочки и т.п..). Все это находилось в специальном жестком чехле.

Состав личной аптечки участников.

1)Экстремальная: 2 ампулы кетанова (или др. обезболивающие), 1 шприц, йод (зеленка), бинт, 1 табл. парацетамола, 2 табл. любого обезболивающего

Это все удобно сложить в мыльницу и в походе без крайней нужды не доставать.

2) Личная: свои лекарства, широкий стерильный бинт, 3 пакетика АСС, 3 пакетика колд флю или подобного, 1 пластинка таблеток от горла,  эластичный бинт, если когда-либо были вывихи.

2. Советы.

Количество необходимых медикаментов на поход, особенно в отдаленных от цивилизации районах, следует рассчитать таким образом, чтоб при необходимости можно было бы оказать помощь каждому из участников (согласно дозировке) плюс рассчитать дополнительное количество на 3-4 человек. Количество медикаментов было рассчитано так, чтоб поддерживать жизнедеятельность пострадавшего 9-10 дней до прибытия помощи.

Перед походом среди всех участников был проведен медопрос.

1. Есть ли у вас какие-то хронические заболевания? Если да, то какие? (включая аллергию)
  2. Есть ли проблемы с давлением? Какие?
  3. Принимали ли когда-либо антибиотики? Какие? Есть ли к ним противопоказания?
  4. Есть ли проблемы с желудком (язвы/гастрит/язвенный колит к примеру)? Какие?
  5. Предрасположенность к заболеваниям каких-либо органов?
  6. Были ли у вас травмы переломы? Когда? Какие?
  7. Как давно вы посещали стоматолога? Беспокоит ли что-то сейчас?
  8. Как часто вы болеете простудой? Есть ли склонность к таким заболеваниям?
  9. Есть ли противопоказания/обратная реакция/индивидуальная непереносимость к каким-либо препаратам? Если да, то к каким?
  10. Когда последний раз переносили вирусное заболевание? Какие симптомы были у вас?
  11. Насколько вы холодоустойчивы?
  12. Носите ли вы линзы?

В связи с тем, что в походе было много ясных солнечных дней, советую брать больше солнцезащитного крема, а также крема от ожогов, а так как часто дует сильный ветер гигиеническую помаду каждому участнику и смягчающий крем не на водной основе.

3. Выводы по походу.

Общее состояние группы во время похода оцениваю как хорошее. За время похода серьезных травм не было.

Травмы и заболевания участников:

• мозоли (заклеивание пластырем, смазывание йодом);
  • растяжение голеностопа (диклофенак, троксевазин, эластичная повязка);
  • обветривание лица (детский крем, жирный крем, гигиеническая помада);
  • цистит ( фурамаг) ;
  • простуда ( АЦЦ, гроппринозин, милистам, декателен, реаниматор гель термо- смазывалась грудь и спина, звездочка) ;
  • герпес (герпевир);
  • обморожение и ожоги лица (пантенол);
  • простуда горла (декатилен);
  • изжога (маалокс);
  • инфекция желудка (нифуроксазид, акт.уголь);

При переменном воздействии на кожу сильного ветра, мороза и солнца на лице некоторых участников появлялись небольшие белые припухлости, которые с развитием покрывались твердой коркой.  Лечили пантенолом, длительность заболевания от 5 до 10 дней.

2.6.5.  Продукты питания

Мед-Лимон

Кофе

Рекомендации от завхоза:

1) Считаю, что количество зажарки можно уменьшить в 1.5 или 2 раза.

2) Количество сахара на чел. в день можно тоже уменьшить со 100г до 80г.

3) Еще уменьшить долю сала в обедах в пользу колбасы, сыра и рыбы.

4) Рыбные супы усилить добавлением макарон.

5) Галеты удобны для распределения, особенно на обед.

6) Сэкономленный вес потратить на сладкое к чаю

7) Расчет раскладки осуществлять исходя из веса сырых продуктов, до сушки.

2.6.6.  Финансы

Отчет финансиста

Примерный курс гривны к доллару на момент основных затрат был 8,00грн за $1,00.

Основная часть раскладки была закуплена в Петропавловске, потому что в самолет мы не могли взять большой вес. А цены на продукты в Петропавловске очень высокие, поэтому раскладка оказалась дорогой.

Но мы смогли сэкономить на перелете, первоначально цена одного билета была 6200,00грн, а мы купили по сезонной скидке (в январе) за 5200,00грн.

Групповые затраты:

• Трансфер из Петропавловска на начало маршрута база Надежда и обратно с маршрута в Петропавловск - 5453,00грн (19000руб).
  • Трансфер из Петропавловска в Елизово (аэропорт) - 574,00грн (2000руб).

Итого (на группу 7 человек) 6027грн., что составляет 861,00грн на 1 чел.

Затраты на одного человека:

• Перелет Одесса - Петропавловск-Камчатский (пересадка в Москве) 5200,00грн
  • Раскладка 1354,81грн
  • Бензин и газ 104,55грн
  • Проживание в домиках на маршруте (2 раза) 246,00грн
  • Прочее (аптечка, ремнабор, снаряжение, связь) 259,02грн
  • Саночки - 258,30грн (900,00руб)

Итого затраты на одного человека 7422,68грн

Всего затраты на одного человека составили 8283,68грн (без учета проживания и питания в Петропавловске-Камчатском до и после маршрута).

2.7.  Выводы и рекомендации

1. Район очень красив и технически интересен и, хотя мы посетили только небольшую часть территории Южной Камчатки, рекомендуется для лыжных походов 3-5 категории сложности.
  2. Заезд на Камчатку зимой возможен только самолетом. Остальные способы труднодоступны или обойдутся по стоимости дороже.
  3. Наилучшее время посещения района для проведения лыжного похода март, апрель. Хотя днем часто ловили подлип, но это из-за того, что у всей группы были старые добрые деревянные лыжи Бескид. При наличии пластиковых лыж такой проблемы не возникало бы.
  4. Почти на всем нашем маршруте встречался лес, это в основном береза (обычная и каменная), но с сухими дровами проблематично (береза очень здоровое дерево), поэтому без примусов не обойтись. Рассчитывать бензин необходимо с запасом, учитывая возможность непогоды и задержек во время движения по хребтам или сложному рельефу, если не успеваешь спуститься в зону леса.
  5. Из группового и личного снаряжения необходим обычный минимум для горно-таежных районов
  6. Из специального снаряжения необходимы кошки на каждого участника, для сложных участков, перевалов, вулканов, вершин. Если планируются заходы на вулканы по неклассическим маршрутам необходимо спец. снаряжение для горного восхождения на каждого.
  7. Из особенностей рельефа следует отметить большое количество открытых рек. Наличие высоких болотных сапог или сапог ОЗК (чулки ОЗК) намного облегчит и ускорит переправы через открытые участки воды. Весят они не много, а время на переход реки сэкономят реально. Отпадает необходимость поиска снежных мостов. Часто их нет в принципе.
  8. Частым явлением у нас была белая мгла. Низкая белая облачность полностью сглаживает рельеф, что соответственно затрудняет передвижение. Приходится выпускать вперед человека на живца и уже по его передвижению и оставленному следу можно хоть как-нибудь различить рельеф и внести коррективы в движение группы. Разумеется, это самые опытные участники, готовые к различным неожиданностям на рельефе.
  9. Ориентироваться в районе первый раз не зная местности довольно сложно даже при наличии хороших карт. Мы пользовались картами с сайта "http://www.kamchatka-tour.com/kamchatka/kammap/southern/" rel="nofollow". Наличие GPS-а с закаченной на него картой, конечно, намного облегчало передвижение в лесу и наверху при плохой видимости или неожиданно опустившейся белой мгле. Но сам рельеф доставлял немало хлопот при движении, т.к. местами сильно изрезан оврагами, промоинами рек.
  10. Как ни заманчиво было бы включить в маршрут выход на берег Тихого Океана это потребует дополнительно 2-4 дня. В конце похода это становится проблематичным.
  11. Отдельное слово хочется сказать о саночках. Их мы заказывали и купили в Петропавловске с помощью Константина Лангбурда, что бы ни везти из Одессы. Это были санки-волокуши для зимней рыбалки. Движение с саночками оправдывает себя на 100%, хотя местами вызывает сложности в преодолении некоторых препятствий (траверсы бортов долины над ручьями, крутые спуски и подъемы, заросли ольховника и кедрового стланика).

Основная цель похода достигнута, получено представление о новом экзотическом для одесских лыжных туристов перспективном лыжном районе по Южной Камчатке. Район масштабный, разнообразный можно проводить лыжные походы любой категории сложности. Особый колорит добавляют доступные для купания горячие источники, дымящиеся кратеры действующих вулканов, бурлящие, кипящие фумаролы с их резким запахом сернистых испарений и желто-оранжевыми выбросами.

Маршрут пройден, хоть и в несколько сокращенном виде, получился красивым и насыщенным, все участники довольны.