Виды туризма

5 февраля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: II
0 1293 0

ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

ОТЧЕТ № 3217 

о лыжном  туристском походе 

второй  категории сложности 

по Северному Уралу, совершѐнном 

с 31.12.2010 по 8.01.2011 

Маршрутная книжка №2/11 

 Руководитель: Александров Леонид Михайлович e-mail: lislisych@yandex.ru 

Маршрутно-Квалификационная комиссия рассмотрела отчѐт и считает, что поход может быть зачтѐн всем участникам и руководителю второй категорией сложности. 

Справки выданы в количестве 13 штук. 

Отчѐт использовать в библиотеке СТК г. Екатеринбурга  

г. Екатеринбург, 2011 г 

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ 

ПАСПОРТ МАРШРУТА 

Район похода: Северный Урал (хр.Хозатумп, г.Мартай, г.Ишерим) 

Нитка маршрута: 

г.Ивдель – ур.Вторая Плотина – р.Мал.Ивдель – пер.хр.Хозатумп – р.Посьмак – р.Фѐдоровская Мартайка – р.Сибирѐвская Мартайка – г.Мартай (1129м, радиально) – возв.Поповский Увал – верховья р.Кул – верховья р.Велс – г.Ишерим (1331м, 1А, радиально) – р.Вижай – пос.Тохта (нежил.) – г.Ивдель 

 

Общая протяжѐнность маршрута (П): 120 км 

Суммарный перепад высот (В): 5.6 км 

Время путешествия: с 31.12.2010 по 8.01.2011 

Количество дней активного маршрута: 9 

Вид туризма: лыжный 

Категория сложности: 2 (вторая) 

Набор локальных препятствий (ЛП): 1А (г.Ишерим) 

 

Маршрут рассмотрен МКК Свердловской области СТК г.Екатеринбурга. Маршрутная книжка № 2/11. 

 

Штамп (полномочия) МКК, рассмотревшей маршрут: 166-00-5665555. 

 

Изменения заявленного маршрута 

Была заявлена следующая нитка маршрута: пос. Тохта – р.Вижай – пер. между 1003м и 981м – пер. между 1301 и г.Эквачахл – г.Эквачахл (рад.) – верховья р.Велс – г.Ишерим (рад.) – г.Граничная – г.Пятый Тумп – Сибиревский прииск – г.Мартай (рад.) – пос.Тохта. И запасные варианты захода в район от ур.Вторая Плотина. 

В связи с тем, что на момент прибытия группы в район, дорога до пос.Тохта была ещѐ не пробита, мы воспользовались запасным вариантом прохождения – от ур.Вторая Плотина: через хребет Хозатумп (уровень снега позволил пройти этот более интересный, чем по дороге до Сибирѐвского прииска, вариант), и через г.Пятый Тумп в верховья р.Кул (быстрейший  выход на дорогу к пос.Тохта, т.к. состояние местности и уровня снега в районе р.Велс было неизвестно). 

 

Оценка эквивалентной протяжённости пройденного маршрута 

Согласно действующей методике оценки сложности лыжных маршрутов, эквивалентная протяжѐнность, идущая в зачѐт, рассчитывается по формуле: 

ЭП = П + 5 × (В + ЛП) = 120 км + 5 × (5.6 км + 2 балла) = 158 км, 

где П – линейная протяжѐнность, В – перепад высот, ЛП – баллы за локальные препятствия. Таким образом, пройденный маршрут соответствует второй категории сложности. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

 

Примечание: 

Красным длинным пунктиром обозначен пройденный маршрут, синей точечной линией показаны не пройденные варианты участков маршрута. 

 

 

СОСТАВ ГРУППЫ 

№ 

Ф.И.О. 

Год 

рождения 

Туристский опыт 

Обязанности в 

группе 

Александров Леонид 

Михайлович 

1982 

2ЛУ (Ергаки) 

1ЛР (Южный Урал) 

Руководитель 

Сабокарь Станислав 

Валерьевич 

1981 

1ЛУ (Южный Урал) 

Штурман 

Сандаков Роман 

Леонидович 

1974 

2ЛУ (Северный Урал) 

Фотограф, 

ремонтник 

Деменев Пѐтр 

Андреевич 

1991 

1ЛУ (Средний Урал) 

Завснар 

Деменева Лидия Андреевна 

1989 

1ЛУ (Средний Урал) 

Врач 

Бутымова Анна 

Павловна 

1987 

2ЛУ (Северный Урал) 

Метеоролог 

Оверченко Олеся 

Александровна 

1991 

1ЛУ (Средний Урал) 

 

Попова Юлия 

Олеговна 

1991 

1ЛУ (Средний Урал) 

Завхоз 

Пенькова Мария 

Владимировна 

1988 

1ЛУ (Средний Урал) 

Летописец 

10 

Зимовец Наталья 

Анатольевна 

1989 

2ЛУ (Южный Урал) 

 

11 

Перминов Алексей 

Александрович 

1984 

н/кЛУ (Средний Урал) 

 

12 

Степанова Анна 

Юрьевна 

1973 

1ЛУ (Средний Урал) 

 

13 

Шитиков Ян 

Вячеславович 

1993 

1ЛУ (Средний Урал) 

 

 

СВЕДЕНИЯ О СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ 

Группа была застрахована в Военно-Страховой Компании (ВСК): (343) 262-71-17; г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 239; www.vsk.ru

 

 

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ 

КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

Северным Уралом принято считать горно-таежную часть Уральского хребта, расположенную южнее массива г.Тельпос-Из (1617м). Южной границей района считается массив г.Ослянка (1122м). Максимальные высоты каменистых вершин Северного Урала достигают 1400-1600м и имеют сравнительно простой рельеф. До абсолютной высоты 700-800М повсеместно распространена глухая дремучая тайга, выше – обширные каменистые россыпи с редкими скальными выходами. Осевая часть хребта и предгорные гряды резко выражены, многие горные долины имеют крутые склоны со значительными перепадами высот. 

Наиболее высокими горными массивами в центральной части Северного Урала являются Конжаковский Камень (1569м), Денежкин Камень (1493м), Тулымский Камень (1469м), Главный Уральский хребет (отметки 1411м, 1338м, 1337м), Ишерим (1331м), Ойкачахл (1279м), Мартай (1151м) и другие. На многих вершинах встречаются причудливые скалы-останцы (Мань-Пупы-Ньер, Торре-Порре-Из, Сампал-Сяхль, Холат-Сяхль, Отортен, Пурра-Монит-Ур). 

Климат района резко континентальный, со значительными колебаниями температуры в течении суток и года. Зима холодная, продолжительная и многоснежная. Среднесуточная температура воздуха в январе-феврале –180, (минимум – до 50-540 мороза). Снежный покров устанавливается во второй половине октября, в это же время начинается ледостав на реках. Растительный и животный мир Северного Урала характерен для таѐжных районов. 

 

ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА 

В туристском отношении Северный Урал – хорошо известный район, для большинства горных массивов которого характерны достаточно удобные и недорогие подъезды – по железной дороге со стороны Екатеринбурга через города Серов, Карпинск, Ивдель и Североуральск. Подходы к горам обычно занимают от 2 до 5 дней. Лыжные походы возможны начиная с ноября, лучшее время – февраль и первая половина марта. 

Туристских маршрутов на Северном Урале известно множество, максимальная категория сложности лыжных походов – четвертая. 

За последние 15 лет в местных условиях произошли следующие изменения, существенно влияющие на планирование путешествий по центральной части Северного Урала: 

В районе горы Денежкин Камень воссоздан одноименный заповедник с достаточно жестким режимом контроля. Таким образом у спортивных туристов "отобрали" не только один из интереснейших горных массивов Северного Урала, но и ряд хорошо известных путей захода в горы (от Кальи или Всеволодо-Благодатского через Уральский хребет на реку Кутим); 

Весь бассейн верхнего течения Вишеры также превратился в заповедник. На его территории оказались известные горные  массивы: Тулымский и Чувальский Камни, Ишерим, Муравьинный и Молебный Камни. Правда, в зимнее время заповедный режим этого обширного района контролируется весьма поверхностно; 

Поселения Тохта и Яхтель (Сотый) в среднем течении реки Вижай полностью прекратили свое существование. Посѐлок Вижай был уничтожен пожаром в 2010 году так, что остался всего один дом (Юры Бурмантова). Посѐлок Ушма представляет собой 1-2 дома местных манси. Учитывая, что в последние годы становится популярной заброска Уралами или УАЗами на Мань-Пупу-Нѐр, Ушма оказалась на пути заброски. 

Большинство дорог и просек, обозначенных на картах, уже не существует. Вместо них появились другие, которые можно рассмотреть на спутниковых снимках (Google Maps, Kosmosnimki.Ru и пр.). Многие избы и мосты через реки разрушены. Вырубки местами превратились в непролазные заросли молодых лиственных деревьев (на спутниковом снимке они светло-зелѐного цвета). В этом смысле, даже 500-метровка даст актуальную информацию лишь о рельефе, реках и вершинах. Карту для навигаторов Garmin можно скачать на сайте "http://turist-klub.ru/" rel="nofollow"

 

ГРАНИЦЫ ВИШЕРСКОГО ЗАПОВЕДНИКА 

В интернете можно легко найти информацию о Государственном природном заповеднике «Вишерский»: Почтовый адрес: 618590, Пермский край, г. Красновишерск, ул. Гагарина, 36-6. Телефон: (34243) 2-21-40 (факс), 2-28-47. E-mail: zapV@inbox.ru. Директор Бахарев Павел Николаевич. Но, сколько бы мы ни звонили по вышеприведѐнным телефонам, чтобы получить законный пропуск для посещения заповедника, никто нам не ответил. Если кто-то всѐ же дозвонится и поедет за пропусками, возможно будет полезным телефон Красновишерского автовокзала: 2-15-33. 

Границы Вишерского заповедника и комментарии1 к ним можно тоже найти в интернете: 

Цитируется по Приложению № 6 к решению Пермского облисполкома от 6,08,1990 г. Получено в письме от (покойного) директора заповедника Вишерский Идрисова Р.К. 25.05.1994 г. 

«…Описание границ заповедника "Вишерский" 

ВОСТОЧНАЯ: От точки выхода северной границы Пермской области на границу со Свердловской областью на юг по восточной границе Красновишерского района Пермской области со Свердловской областью до юго-восточного угла кв. 239 Вѐлсовского лесничества Вайского лесхоза. 

ЮЖНАЯ: От юго-восточного угла кв. 239 на запад по южным  границам кв. 239, 238 до выхода на правый берег р. Вѐлс, далее по правому берегу р. Вѐлс вниз по течению до пересечения с южной границей кв.  300, затем на запад по южным границам кв. 300, 299, 298, 

283  до  юго-восточного  угла  кв.  297,  оттуда  на  север  по  восточной  границе  до  северо- 

 

1 Андрей Затонский (г.Березники). 

восточного угла того же квартала. Затем на север по  восточным границам кв. 282, 275 до его северо-восточного угла, на запад по северной границе того же квартала до его северо- западного угла, на север по восточной границе кв. 262 до его северо-восточного угла, на запад по северным границам кв. 262, 261, 260, 259, 258, 257 через р. Вишера до его северо-западного угла, далее на юг по восточной границе кв. 245 до его юго-восточного угла и на запад по южным границам кв. 245, 244 Вѐлсовского лесничества Вайского лесхоза до его  западного угла по восточной границе кв. 39 Вижайского лесничества Колвинского лесхоза Чердынского района…» 

Смотрим карту. Угол кв. 239 находится на левом берегу Вѐлса у горы Улѐчарынтумп - это вершина на границе Пермской и Свердловской в 4 км севернее г. Пятый Тумп (931 м) - она обычно на картах бывает, в атласе Пермской области есть. В том же квадрате г. Верх. Кул (796 м). Кв. 238 выходит на Вѐлс на уровне изгиба хр. Пу-Тумп в 4 км выше Сибирѐвского прииска. Кв. 300 находится на уровне самой южной точки хр. Мартай. Буквально читая описание, я понял так, что если заехать на прииск и на участке до Мартая останавливаться только на левом берегу, то граница заповедника не будет нарушена. Также вне заповедника остается весь Мартай. Отмечу также, что кв. 298 лежит в средней части "ножки" хр. Чувальский камень, то есть ни 71 квартал, ни "Французская изба", ни г. Ю.Чувал в заповедник не попадают. В атласе Пермской области границы заповедника обозначены неверно - значительно южнее! (атлас издания 439 ЦЭВКФ, 2000 г.). А именно по южной границе кв. 328, 329 и т.д. на восток до г. Посьмак на границе со Свердловской областью. 

И действительно, из разговоров с водителем, отвозившем нас, получается, что граница проходит по р.Велс – «…рыбачить на левом берегу можно, на правом – нельзя…». Так же, водитель обмолвился, что финансирование у заповедника хорошее, бывают частые рейды вместе с ОМОНом (как мы понимаем, летом, за браконьерами), поэтому ездить рыбачить в заповедник они боятся. Что касается спортивных туристов, тут можно договориться на месте на определѐнную сумму, зайдя прямо на кордон к егерям. 

С развитием сети интернет, в последнее время стали популярны «письма счастья» от администраций разных заповедников руководителям, которые неосторожно разместили свои отчѐты в сети. Дескать, «…в отношении Вас будет возбуждено административное производство, за нелегальное посещение ГПЗ…». Как правило, такие дела легко выигрываются в пользу «нарушителя», поскольку довольно трудно доказать факт нахождения на территории заповедника. 

 

ПОДЪЕЗДЫ И ПОДХОДЫ К НАЧАЛУ МАРШРУТА 

Из  Екатеринбурга до  Ивделя  можно  добраться  на пассажирском  поезде 

«Свердловск – Приобъе». Железнодорожная станция Ивдель-1 находится в отдалении   от   города.   С   поезда  нас  встречала  заранее   заказанная вахтовка 

«Урал». Водителя зовут Владимир, тел. 8-902-878-67-09. За заброску до ур.Вторая Плотина и обратный выезд от пос.Тохта водитель взял 30 тыс.руб. На будущий год он планирует купить армейскую машину типа вахтовки, но побольше, чтобы забрасывать народ на Мань-Пупу-Нѐр. 

До р.Тошемка дорога была расчищена. Дальше пришлось пробивать несколько километров. Обратно ехали через пос.Верхний Вижай и р.Тошемку. Из Ивделя уехали на том же поезде. 

Ещѐ телефоны Ивдельских водителей: 8-902-87-076-13 Александр, 8-912- 664-29-82 Сергей, 8-908-911-15-62, Алексей, 8-34316-2-25-30 Олег. Можно 

попробовать заказать транспорт через Ивдельское АТП. 

Если кто-то интересуется заброской из Красновишерска, можно посмотреть варианты на сайте "http://www.uraltravel.com/" rel="nofollow"

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ 

Поход был организован специально в январские праздники, когда работающие участники могут не брать отпуск, а у студентов – небольшие каникулы перед сессией. Хотелось познакомиться с новым для нас районом. К тому же, уровень снега в январе ещѐ не так высок, как в февральские студенческие каникулы. 

Из-за неопределѐнного состояния дорог и уровня снега в районе было разработано несколько запасных вариантов маршрута, которыми мы частично воспользовались. 

Выбор оптимальной нитки маршрута перед походом выполнялся с учетом сложности преодоления отдельных его участков, а так же физических возможностей участников группы. Выбор пути на маршруте осуществлялся с учетом погодных условий и физического состояния группы. 

Аварийные выходы из района похода затруднительны – ближайшие посѐлки (не считая кордонов заповедника) – в радиусе 40 км. Желательно иметь в группе спутниковый телефон. 

На заброску, продукты и общественные нужды (ремнабор, аптечка), т.е. на поход в целом каждым участником было затрачено по 5500 руб., половина из которых ушла на оплату вахтовки. 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА 

УР.ВТОРАЯ ПЛОТИНА – ХР.ХОЗАТУМП – Р.ПОСЬМАК 

Из Екатеринбурга на поезде «Свердловск – Приобъе» приехали рано утром на  станцию  Ивдель-1,  где  нас  встретила  предварительно  заказанная вахтовка 

«Урал», которая доставила нас до урочища Вторая Плотина. Позавтракав, мы отправились дальше по широкой дороге, ведущей на Сибирѐвский прииск. На дороге виден буранный след. После руч.Мал.Крутой – развилка – основная дорога (и буранка) уходит направо – на Сибирѐвский прииск. Свернули налево и пошли по дороге вдоль правого (орогр.) берега р.Ивдель. Через 9км дорога поворачивает на юг – на вырубки. Мы же свернули на очень заросшую просеку- дорогу на запад. Подрезая то и дело на протяжении 1-2 км остатки старых лесовозных дорог и просек (очень сильно заросших), в конце концов, бросили это занятие, взяли азимут на хребет Хозатумп, на ту его точку, где предположительно  должна  его  переваливать  обозначенная  на  картах   дорога 

(причѐм, она обозначена как хорошая дорога, такая как идѐт на Сибирѐвский прииск). Дойдя до речки, встали на стоянку. Вечером отпраздновали Новый Год. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 1. Подъѐм на хребет Хозатумп. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 2.Подъѐм на хребе Хозатумп (сзади виден хр.Тарынѐр). 

 

Утром по проторенной с вечера лыжне (3-4км) быстро поднялись на хребет Хозатумп. Естественно, никакой дороги мы на своѐм пути не нашли – 

 

немудрено, ведь на спутниковом снимке еѐ тоже не было. На р.Посьмак спустились, придерживаясь русла ближайшего ручья. Вдоль левого (орогр.) берега Посьмака проглядывается нечто похожее на старую дорогу, но не факт. На противоположном берегу встали на ночь. 

 

Р.ПОСЬМАК – Р.СИБИРЁВСКАЯ МАРТАЙКА 

От р.Посьмак по протропленной с вечера лыжне быстро поднялись на возвышенность (1.5км) – на запад в сторону Мартая. По возвышенности проходит хорошая дорога «север-юг» (выводящая на «сибирѐвскую» дорогу), зарисованная нами со спутника, на карте еѐ нет. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 3. Дорога по водоразделу. 

Пошли по ней на север, через 800м свернули на развилке на запад – тоже хорошая дорога, по водоразделу, в сторону Караульной Сопки. Через  1.5км взяли азимут на север – на р.Фѐдоровская Мартайка, и придерживаясь русла одного из ручьѐв, подрезая то и дело куски исчезающих лесовозных дорог плохого качества, спустились к ней. Вдоль правого (орогр.) берега – остатки дороги плохого качества. Через несколько сот метров вышли к своротке  на север. Она обозначена на карте. Рядом остатки небольшой землянки или избы. Начали подниматься по этой своротке на север. Сначала она очень плохого качества (глубокие заросшие колеи), затем улучшается. На броде через р.Сибирѐвская Мартайка встали на стоянку. 

 

ВОСХОЖДЕНИЕ НА Г.МАРТАЙ 

В вечера были протроплены две лыжни – дальше по дороге (4км), и – по направлению к г.Мартай(примерно вдоль Сибирѐвской Мартайки без потери 

высоты). По второй лыжне мы отправились на следующий день в радиалку на Мартай. Двигаясь в направлении распадка (откуда в Сибирѐвскую Мартайку впадает ручей), стали натыкаться на поля не занесѐнного снегом курумника, поэтому спустились 50 м вниз по склону к руслу ручья, чтобы не сломать лыжи на камнях. По ручью вверх вышли до границы леса, где оставили лыжи. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 4. Подъѐм к Мартаю по руслу ручья. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 5. Переодевание в кошки на границе леса. 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

 

Фото 6. Группа на вершине г.Мартай (1129 м). 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 7. Спуск с вершины Мартая к лыжам. 

 

В кошках по фирновому склону крутизной 20-250 поднялись на большое плоское плато г.Мартай (1129м). Порыскав немного по плато, всѐ же нашли тур по GPS-навигатору. Удивила точность, с которой вершина обозначена на карте 

500-метрового масштаба – порядка 2 метров по навигатору. По записанному треку плотной группой быстро спустились к лыжам, пообедали, и по лыжне вернулись обратно в лагерь. 

 

Р.СИБИРЁВСКАЯ МАРТАЙКА – УР.ПОПОВСКИЙ УВАЛ – Р.КУЛ 

С утра продолжили движение дальше по дороге по направлению к Поповскому Увалу. Вышли на широкую дорогу, ведущую от Второй Плотины на Сибирѐвский прииск (по которой мы забрасывались из Ивделя). Буранку уже занесло, поэтому на прииск мы не пошли, решили воспользоваться вариантом маршрута вдоль р.Кул. Пройдя на восток около километра по «Сибирѐвской» дороге, свернули на север – дорога-просека среднего качества идѐт по направлению к г.Пятый Тумп, на водоразделе она кончается. Нечто похожее на дорогу отходит на восток. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 8. Подъѐм на водораздел рядом с г.Пятый Тумп. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 9. Небольшие скалы на хребте. 

На участке хребта возле г.Пятый Тумп, куда мы вышли, небольшие красивые скальные выходы. Спустились по направлению к р.Кул, где ожидали подрезать хорошую лесовозную дорогу, которая ведет в Тохту. Однако, в истоках р.Кул попали на старые заросшие березняком вырубки, движение по которым затруднено. В итоге удалось найти остатки дороги. Идти проще рядом по лесу, используя дорогу для отслеживания направления. Постепенно качество дороги улучшается, уже можно идти не рядом, а непосредственно по ней. Встали на стоянку прямо на дороге. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 10. Долина р.Кул. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 11. В верховьях р.Кул. 

Р.КУЛ – ВЕРХОВЬЯ Р.ВЕЛС 

С вечера было протроплено около 4 км вперѐд по дороге. Оказалось, что через 1.5км начинается хорошая широкая лесовозная дорога. По ней на следующий день двигались до поворота на восток – на Тохту. С этого места свернули на запад, и перевалив водораздельный хребет (на границе Свердловской области) к северу от г.Граничная, попали в верховья р.Велс. Частично заболоченные, они представляют собой открытые пространства, перемежающиеся отдельными участками леса, очень удобные для передвижения на лыжах. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 12. Вид на г.Эквачахл с подъѐма на водораздел рек Кул и Велс. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 13. Подъѐм на водораздел из долины р.Кул. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 14. Верховья Велса. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

 

Фото 15. На пути к перевалу. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 16. Под перевалом. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 17. Водораздел рек Велс и Кул с верховьев Велса, справа вдали - г.Мартай. 

На север – красивый вид на г.Эквачахл, на юге виден массив Мартая. Подошли к границе леса под перевал в долину р.Бол.Молебная. К перевалу тянется свежий буранный след – это егеря с кордона на ГМС «Малая Мойва» ездят в Ивдель через Сибирѐвский прииск. 

 

ВОСХОЖДЕНИЕ НА Г.ИШЕРИМ 

На следующий день по буранке поднялись на перевал, с перевала – на юг на небольшое плато, где оставили лыжи. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 18. Переодевание в кошки на пути к Ишериму. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 19. На вершине г.Ишерим (1331 м). 

 

Далее пошли по фирновым склонам плотной группой в кошках с самостраховкой лыжными палками. Обогнули с юга вершину 1104м, прошли траверсом по хребту к г.Ишерим и поднялись на вершину. Крутизна склонов в отдельных местах достигает 25-300. Обратно к лыжам вернулись по пути подъѐма. На лыжах по буранке приехали с перевала в лагерь. 

 

ВЕРХОВЬЯ Р.ВЕЛС – Р.ВИЖАЙ – ПОС.ТОХТА 

На следующий день отправились на восток по верховьям Велса. Решили не лезть обратно в горку по своей лыжне. Перевалили водораздел в самой низкой точке, и по р.Яльпингусья спустились к р.Вижай. Встали на стоянку. На следующий день по предварительно протропленной с вечера лыжне быстро вышли к дороге, по которой к вечеру достигаем пос.Тохта. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 20. Дорога на Тохту (вдали массив Ишерима). 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 21. Остатки посѐлка Тохта. 

 

На дороге глубокий рыхлый снег, приходится тропить без рюкзака. Уже на подходах к Тохте виден выгоревший лес – пожелтевшие хвойные деревья, создается впечатление осеннего леса. По пути не встретили ни одного целого моста. Все мосты разрушены, в т.ч. через р.Тохта у входа в «посѐлок». От посѐлка Тохта остались только печные трубы. 

На въезде в посѐлок нас ждала вахтовка, которая отвезла нас на железнодорожную станцию Ивдель-1. По пути было несколько увлекательных прыганий на машине через броды на р.Вижай (по словам водителя, на реке образовались торосы, на которых застревала машина). 

Утром сели на поезд и уехали в Екатеринбург. 

 

Отчет о лыжном туристском походе второй категории сложности по Северному Уралу

Фото 22. Группа на финише. 

 

 

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ 

День 

Дата 

Участок маршрута 

Длина, 

км 

Перепад 

высот, м 

Ходовое 

время 

31.12 

Ур.Вторая Плотина – верховья 

р.Мал.Ивдель 

 

19.5 

 

100 

 

5:48 

01.01 

Верховья р.Мал.Ивдель – пер.хр.Хозатумп 

южнее г.Туйпалюльнечахл – р.Посьмак 

 

9.1 

 

800 

 

9:08 

02.01 

Р.Посьмак – р.Фѐдоровская Мартайка – 

р.Сибирѐвская Мартайка 

 

11.2 

 

500 

 

6:15 

03.01 

Восхождение на г.Мартай 

6.5 

1000 

6:46 

04.01 

Р.Сибирѐвская Мартайка – возв.Поповский 

Увал – верховья р.Кул 

 

17.5 

 

600 

 

7:45 

05.01 

Верховья р.Кул – верховья р.Велс 

14.8 

600 

6:53 

06.01 

Восхождение на г.Ишерим 

8.3 

1360 

5:50 

07.01 

Верховья р.Велс – р.Ялпингусья 

11.9 

600 

6:21 

08.01 

Р.Ялпингусья – р.Вижай – пос.Тохта 

20.8 

100 

7:27 

Итого: 120 км. Общий перепад высот составил: 5660 м 

 

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ 

Пройден интересный, сильный, красивый и довольно логичный (с нашей точки зрения) маршрут, позволивший собрать такие великолепные по красоте места, как хребет Хозатумп с его нехожеными лесами; склоны горы Пятый Тумп с маленькими скалками-останцами наверху; верховья р.Велс, с которых открываются прекрасные виды на г.Эквачахл; и конечно же, вершины Ишерим и Мартай.  Данный маршрут может быть легко расширен посещением, например, Караульной сопки, вершин Эквачахл и Ойкачахл. А при договорѐнности с егерями на кордоне ГМС «Малая Мойва», можно посетить ещѐ Тулымский камень и выйти через перевал между хребтами Муравьиный камень и Молебный камень. 

Из-за неопределѐнного состояния дорог и уровня снега в районе было разработано несколько запасных вариантов маршрута, которыми мы частично воспользовались. В связи с тем, что дорога до пос.Тохта была не пробита на момент приезда группы в Ивдель, маршрут прошли в обратном. К счастью уровень снега в начале маршрута был не слишком высоким, что позволило пройти интересный участок маршрута через хребет Хозатумп, подтвердив при этом отсутствие дороги через него (обозначенной на многих картах). 

Поскольку световой день в районе похода в январе составляет около 5 часов, на маршруте применялось предварительное тропление лыжни на следующий день (порядка 2-4км) и ранний выход с бивака (за 30-60 минут до рассвета). Чтобы исключить потери времени на обеденный перекус, обедали двумя подгруппами – 6 и 7 человек. Вперѐд уходила одна подгруппа, вторая обедала, раскладывала перекусы для другой подгруппы в мешочки, догоняла первую, отдавала мешочки с перекусами, первая садилась обедать и потом догоняла вторую. Примерно такая же оптимизация была с привалами. Таким образом, лыжня прокладывалась практически непрерывно. 

Для восхождения на хребты и вершины обязательны кошки, ветрозащитные маски и лыжные палки. При плохой видимости лучше отказаться от восхождения или использовать GPS-навигатор. В условиях ограниченной видимости (особенно выше границы леса) необходимо идти плотной группой. При пересечении рек и ручьѐв следует опасаться промоин, которые могут открыться в тѐплую погоду. Встретили кучу следов некоего крупного животного семейства кошачьих. Предположили, что это рысь. 

Рации в диапазоне 145МГц были полезны для связи между подгруппами, но радиус их действия на пересечѐнной местности был невысок – порядка 3км. На кордоне ГМС «Малая Мойва» рация работает только в диапазоне до 27МГц. Связь  с заповедником у них на частотах в районе 3МГц. В этом смысле, для экстренной связи хотя бы с кем-то надо брать рации на 27МГц или спутниковый телефон. Скорейший выход в населѐнку в этом районе затруднѐн: ближайшие посѐлки в радиусе 40 км. На кордонах заповедника есть «бураны», но запас топлива у них сильно ограничен, может не хватить, чтобы ездить по нескольку раз в населѐнные пункты. 

Снега в январе было не слишком много – 1.5-2 метра, к тому же он был слежавшимся, – большую часть маршрута можно было тропить с рюкзаком. Ближе к Тохте снег стал сыпучим, приходилось тропить без рюкзака. 

В итоге, пройден маршрут, доставивший незабываемое удовольствие всем членам группы. 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: 

Комплект шатра 

Шатер 

Тент верхний (полиэтиленовый) Тент нижний (полиэтиленовый) Верѐвка для подвески тента Печка 

Спальники - 9 шт 

Компрессоры - 5 шт (соотв. спальникам) Валенки ночные 

Фонарь 36-светодиодный для шатра (LED-36) 

Костровой набор Котлы – 4, 5 6 и 7 литров Тросик костровой Костровая сетка Поварѐшка 

Щетка для котлов Термосы – 2 х 3л, 2 х 1л 

Топоры-пилы Пила лучковая - 2 шт Пила-цепочка 

Топор - 2 шт 

Ремнаборы-аптечки 

Ремнабор Запасная лыжа Аптечка 

Фото-видео Видеокамера Фотоаппараты - 2 шт 

Навигация, связь 

Рации - 2шт Компас –2 шт 

GPS-навигатор - 2 шт Бинокль 

Прочее 

Гитара + чехол Документы общественные Лавинная лопатка 

Всего около 6 кг на человека. 

 

ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ 

Базовое снаряжение 

Рюкзак 

Коврик + дополнительный кусок пенки Поппер-сидушка 

Вещевой мешок 1–2 шт 

КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) Фонарь налобный, Запасные батарейки Паспорт + мед.полис + деньги, Картографический материал 

Спички или зажигалка в гермоупаковке Гигиенические принадлежности Личный компас 

Одежда 

Нательное бельѐ (1–2 комплекта) Футболка или рубашка 

Плавки (2–4-...шт) 

Носки шерстяные толстые (2 пары), Носки шерстяные тонкие (2-3 пары) Тѐплая кофта (1 - 2 шт) 

Тѐплые штаны 

Шапочка или подшлемник, Полоска поларная на голову 

Маска ветрозащитная или балаклава Воротник-манишка или шарф 

Куртка тѐплая на синтепоне или пуховка Жилетка или штурмовая  куртка Анорака 

Штаны ходовые с наколенниками Ботинки, 

Бахилы или фонарики для обуви Перчатки поларные (2 пары), 

перчатки тонкие шерстяные (1–2 пары), Верхонки с нарукавниками 

Специальное снаряжение 

Лыжи Палки 

Чехол для лыж 

Верѐвочка для волочения лыж с карабином Кошки 

Запасная стропа для крепления 

Всего около 18 кг на человека. 

РЕМОНТНЫЙ НАБОР 

ПОХОДНАЯ АПТЕЧКА 

Наименование 

Количес 

тво 

Бинт стерильный 

Бинт нестерильный 

Бинт эластичный 

 

Жгут 

1-2 

Лейкопластырь 

2 рул 

Лейкопластырь 

бактерицидный 

Йод, р-р спиртовой 

1 фл 

Анальгин или баралгин 

10 табл 

Калия перманганат 

1 фл 

Валидол 

10 табл 

Спирт нашатырный 

1 фл 

Спирт этиловый 

1 фл 

Вата 

1 п 

Зелѐнка 

1 фл 

Перекись водорода 

40 мл 

Термометр 

Ножницы 

 

Уголь активированный 

 

Витамины (+ аскорбиновая 

кислота) 

 

Но-шпа 

 

Альбуцид или софрадекс 

 

Нитроглицерин в таблетках 

1 уп 

Пантенол 

 

Полиэтилен 

1 пакет 

Салфетки стерильные 

1 уп 

Фенкарол или супрастин 

 

Цитрамон 

 

Иммодиум или фестал 

 

Димедрол 

10 табл 

Валерьянка 

1 фл 

Сода 

Белалгин 

10 табл 

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи