20 января 2013
( г. Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III

Сроки похода: 5-13 августа 2009 г.

Автор: Андрей Хохлов (Санкт-Петербург), 1981 г.р.

Содержание

1. Справочные сведения о походе

• Вид туризма - пешеходный
    • Категория сложности - некатегорийный
    • Сроки проведения: с 05 августа по 13 августа 2009 г.
    • Район похода - Таганай (Южный Урал)
    • Маршрут: Златоуст - приют Гремучий ключ - г. Откликной гребень - стоянка Заячья поляна - г. Круглица - Киалимский кордон - р. Сухокаменка - р. Куштумга - о. Тургояк - п. Тургояк - Миасс
    • Протяженность маршрута - 72 км
    • Продолжительность маршрута - 9 дней
    • Количество полевых ночлегов - 8

Маршрут и заявочные документы были рассмотрены и утверждены МКК Петроградского клуба туристов (С.-Петербург). Маршрутный лист № 16/09.

2. Состав группы

5Никанорова М.Юн/к ГУ Крым, 1кс ГУ Приэльб.хронометрист, эколог
    6Хлебов А.В.н/к ПУ Байкалзам. штурмана

3. График движения

ДеньУчасток маршрутаспособ перед.кмход. время, (ч. мин.)место ночевки
    1Златоуст – приют Гремучий ключпешком10,7апр.35поляна приюта
    2а) приют Гремучий ключ – г. Двуглавая Сопка (рад.); б) приют Гремучий ключ – г. Откликной гребень – Долина Сказок – стоянка Заячья Поляна (1 км до приюта Таганай)пешком2,4 (в зачет 1,2) 7,32.45, 3.20ст. Заячья Поляна
    3Дневка на Заячьей Поляне---ст. Заячья Поляна
    4стоянка Заячья Поляна – г. Круглица – стоянка им. Гарбера – ЛЭП – Киалимский кордонпешком13июл.20поляны кордона
    5Дневка на Киалимском кордоне---поляны кордона
    6Киалимский кордон, р. Бол. Киалим – Бол. Уральский хр. (перевал рядом с г. 819) - р. Сухокаменка (р-н ур. Сухокам. печи)пешком123.00западный берег р. Сухокам.
    7р. Сухокаменка (р-н ур. Сухокам. печи) – брод через р. Куштумга – зап. склоны г. Варганова – ЛЭП – оз. Тургояк (сев.-вост. берег)пешком237.00оз. Тургояк (СВ берег)
    8Дневка на оз. Тургояк---оз. Тургояк (СВ берег)
    9оз. Тургояк – пос. Тургояк; пос. Тургояк - Миасспешком, автобус3,6 {15}1.00 {0.20}поезд

Итого: 72 км (в зачет 70,8 км) 29 ч

Сведения о расстояниях приведены с учетом коэффициента 1,2.

4. Техническое описание маршрута

1 день. 05 авг. Златоуст - приют Гремучий ключ

Наш поезд прибыл в Златоуст в 08.20 (время московское), по местному времени было уже 10.20 утра. Делаем фото на привокзальной площади. Выходим на автобусную остановку. Попытки приобрести более подробную карту местного издательства не дали результата. В 11.15 (время местное) садимся в автобус №6, который идет до п. Пушкинский (северная окраина Златоуста). Также можно доехать на маршрутках №44, 33, 21. Выходим на конечной остановке. О приближении к парку "Таганай" свидетельствует название магазинчика "Белый ключ". Отсюда видна г. Двуглавая Сопка. Проходим мимо гаражей, выходим на шоссе, ведущее в г. Магнитка. Через 300 м сворачиваем с шоссе направо к лесничеству. Здесь в домике с надписью "Регистрация туристов" нашу группу отмечают в журнале, консультируют по маршруту и подписывают наш маршрутный лист. Выходим на маршрут (0.00 х.в.).

За лесничеством в северном направлении начинается маркированная грунтовая дорога в парк (бело-голубая маркировка). До приюта Белый ключ идем по Верхней тропе, то есть по тропе, которая пересекает реку Большая Тесьма через Верхний брод (карта с сайта www.taganay.com 1см:1км). Обозначенная на данной карте просека, идущая в северном направлении к Верхнему броду (на р. Бол. Тесьма), является прямым продолжением грунтовой дороги после перекрестка (за 400 м до притока реки Бол. Тесьма). По ней доходим до реки Бол. Тесьма, которую переходим по пешеходному деревянному мостику. Поворот на Нижнюю тропу (дорогу) был на описанном перекрестке вправо.

Сразу за рекой на полянке останавливаемся на перекус (1.20 х.в.). На участке от реки Бол. Тесьма до приюта Белый ключ подъем становится уже ощутим. В 2.45 х.в. тропа приводит к поляне с родником рядом с приютом Белый ключ. Здесь можно набрать воды для питья. При нас на поляне располагалась пара групп для временного отдыха. Отсюда отходит маркированная тропа на г. Двуглавая Сопка. В начале подъема идет лестница (200 ступеней), затем хорошо набитая тропа. Во время короткого перерыва желающие из нашей группы поднялись до некоторой точки на склоне горы, с которой начинают открываться красивые виды.

От родника Белый ключ продолжаем идти по тропе, плавно огибающей г. Двуглавая Сопка. До родника тропа представляла собой широкую грунтовую дорогу, на этом участке она становится обычной лесной тропой. Местами переходим курумники. Это каменные ручьи, отходящие от Большой Каменной реки, расположенной совсем рядом.

У поворота тропы на северо-запад пересекаем ручей, берущий свое начало от родника Гремучий ключ, рядом с ним расположена небольшая полянка (слева от тропы по ходу движения). Полянка сухая, подходит для постановки лагеря. Умываемся в ручье. После него крутизна подъема увеличивается. Через 250 м после ручья рядом с тропой видим табличку "Приют Гремучий ключ", слева от тропы первый домик приюта - баня. Еще через 150 - 200 м в 4.35 х.в. тропа приводит к дому лесника (приют Гремучий ключ). Рядом на полянах расположены палатки, в них при желании можно арендовать место для ночевки. Останавливаемся на ночевку на одной из полян приюта, берем на дрова одно из бревен у лесника. Плата за стоянку - 30р./чел. за сутки. Сам родник Гремучий ключ находится между баней и полянами приюта.

Характеристика участка:

• хвойный лес, еловый; набор высоты начинается в основном после р. Бол. Тесьма; курумники на участке от Белого ключа до Гремучего ключа.
    • приют Белый ключ - высота = 675 м.
    • приют Гремучий ключ - высота = 822 м.

Метеоусловия: утром яркое солнце, днем облачно, вечером дождь и гроза.

2 день. 06 авг. приют Гремучий ключ - г. Двуглавая Сопка (рад.)

приют Гремучий ключ - г. Откликной гребень - стоянка Заячья Поляна

Оставляем рюкзаки у лесника на приюте Гремучий ключ. Лесник показывает тропу на Двуглавую Сопку. Тропа идет прямо от поляны приюта в направлении на юго-запад. Начинаем двигаться по тропе, но скоро тропа приводит к крупной осыпи и теряется. Маркировки для подъема на Двуглавую Сопку со стороны приюта Гремучий ключ нет. Двигаемся по крупной осыпи (уклон 10? вначале), далее уклон увеличивается до 30?, двигаемся в западном направлении траверсом склона. Периодически проходим лесные островки (через них получается проще и быстрее). Примерно в 1.00 х.в. открывается вид на г. Откликной гребень, но ненадолго, очень скоро все затягивает густым туманом.

Размеры камней увеличиваются с каждым шагом, уклон начинает достигать 45?. Скоро подъем становится затруднительным (размеры камней достигают человеческого роста, моросящий дождь делает их скользкими). В 2.00 х.в. принято решение спускаться обратно. Достигнута высота 950 м. В 2.45 х.в. пришли к приюту Гремучий ключ. В условиях дождя горячий перекус делаем в доме лесника. Лесник угощает законсервированным березовым соком (сок имеет розовый оттенок и небольшой процент алкоголя).

После двухчасового перерыва выходим в сторону г. Откликной гребень. Идет набитая лесная тропа, постепенно набирает высоту. В условиях дождя тропа стала мокрой и вязкой. Во второй половине пути до Откликного подъем несколько увеличивается, тропа становится более каменистой и более сухой. В 0.40 х.в. видим стоянку слева от тропы (несколько палаток на полянке). В 1.20 х.в. выходим на плато рядом с г. Откликной гребень (северо-восточная часть горы). Плато находится на высоте 950 - 1000 м. В условиях сильного тумана сам Откликной гребень с плато не виден, не прорисовывается даже его силуэт, несмотря на то что мы в 50 м от него. На плато рядом с тропой дерево, обвешанное всевозможными ленточками, мы тоже оставляем свою. Видим в тумане палатку, как выяснилось туристы из Челябинской обл. ждут хорошей погоды, чтобы полазать по самому гребню. Подходим к северной оконечности гребня. Встретили на поляне двух туристов из Нижнего Новгорода, они встают здесь на ночевку. Где-то рядом есть родник.

В 1.50 х.в. идем дальше по тропе в северо-восточном направлении. Через 800 м развилка и большой плоский камень с правой стороны с надписью, указывающей что тропа направо ведет к приюту Таганай. Тропа прямо ведет к Круглице через Долину Сказок. Прежде чем повернуть на тропу в сторону приюта Таганай, доходим до скальных останцев Долины Сказок (около 100 м по тропе к Круглице, затем налево в лес 100 - 150м). Тропа к приюту местами сильно петляет и круто спускается вниз, в 3.20 х.в. приводит нас к большой поляне рядом с ручьем. Это стоянка Заячья Поляна. Останавливаемся на ночевку. При нас здесь стоят еще 2 группы (поляны хватит и для большего числа групп). Дрова нашли не сразу, сначала только хворост, затем обнаружили большое поваленное дерево.

Характеристика участка:

• хвойный лес, еловый; на участке от Откликного гребня до Долины Сказок тропа каменистая с песчаным грунтом.
    • плато Откликного гребня - высота = 950 - 1000 м.
    • стоянка Заячья Поляна - высота = 800 м.

Метеоусловия: утром вышли без дождя, пасмурно, дождь начал моросить при подъеме на Двуглавую Сопку. Во время радиального выхода на Двуглавую Сопку все затягивает густым туманом. На плато Откликного гребня видимость в тумане нулевая. Днем сильный дождь, к Откликному гребню закончился. Вечером после постановки лагеря снова начал моросить дождь.

3 день. 07 авг. Дневка на Заячьей Поляне

Ввиду плохих погодных условий принято решение сделать дневку и только на следующий день подниматься на Круглицу.

Метеоусловия: дождь весь день.

4 день. 08 авг. Стоянка Заячья Поляна - г. Круглица - Киалимский кордон

От ручья на Заячьей Поляне в северо-восточном направлении идет грунтовая дорога к приюту Таганай. Дорога достаточно широкая, в условиях дождливой погоды - в лужах. Через 100 м от ручья в направлении на северо-северо-запад от этой дороги отходит узкая, но хорошо набитая тропа. Это и есть тропа на г. Круглица, идем по ней. В самом начале тропа довольно топкая (из-за дождей), затем она чуть сильнее поворачивает на запад (идет в северо-западном направлении) и при этом круто поднимается вверх по склону. Уклон до 45?, травяной склон. Трудно не сбить дыхание, двигаясь стремительно вверх и периодически перешагивая поваленные деревья.

В 0.45 х.в. лес редеет, тропа становится каменистой, выходим на поляну. Окружающие елочки и каменисто-песчаный грунт очень напоминают местность вдоль тропы от Откликного гребня до Долины Сказок. Дует сильный ветер. Подходим к туру, оставляем контрольную записку. Записок других групп не обнаружили. Продолжаем идти по каменистой тропе в западном направлении (бело-голубая маркировка), она приводит нас к юго-западной части склона г. Круглица, поворачивает на север. Через 50 метров начинается крупная осыпь. Переходим седловину "Долина Сказок" (есть бело-голубая маркировка, далее отсутствует). Двигаемся траверсом по западному склону (крупная осыпь), плохая погода заставляет нас спускаться ближе к границе леса. Оказавшись в одном из лесных островков, звоним домой (1.40 х.в.). Двигаясь по границе леса и переходя многочисленные каменные ручьи (курумники), достигаем северной оконечности г. Круглица. Спускаемся на северо-восток к просеке (легкопроходимый лес). Вышли к урочищу (вырубкам), необозначенному на карте, попытки идти по нему приводят нас к сильнозаболоченным местам. Просека немного восточнее, идем по ней в северном направлении. Поворачиваем на просеку, идущую в восточном направлении. По пути встретилась необозначенная на карте каменная речка. Эти лесные просеки представляют собой прямые узкие набитые тропы, по которым в условиях дождливой погоды струится вода, местами заболочены. Тем не менее, используем их как ориентир. Доходим до стоянки имени Гарбера. Рядом со стоянкой переходим ручей (по двум бревнам), продолжаем идти по лесной просеке в восточном направлении. Тропу к скальным останцам Три Брата не нашли. Выходим азимутом к ЛЭП в точку пересечения всех дорог (Стрелка). Доходим до Киалимского кордона в 7.20 х.в. Справа по ходу движения видна г. Ицыл (вершина ее в тумане).

Останавливаемся на ночевку на поляне кордона. Лесник берет за стоянку 50р/чел за сутки, выдает сухие наколотые дрова. Есть баня, 500р. за час. Баня хорошая, прямо на берегу реки.

Характеристика участка:

• хвойный лес, еловый, легко- и среднепроходимый; крупная осыпь на Круглице.
    • максимальная достигнутая высота = 1100 м (на склоне Круглицы).
    • Киалимский кордон - высота = 600 м.

Метеоусловия: туман; утром без дождя, днем и вечером слегка моросит; на Круглице ветер.

5 день. 09 авг. Дневка на Киалимском кордоне

Ввиду плохих погодных условий запланированный радиальный выход на г. Дальний Таганай к метеостанции пришлось отменить.

Метеоусловия: дождь весь день.

6 день. 10 авг. Киалимский кордон - р. Сухокаменка

Переходим р. Большой Киалим по пешеходному деревянному мостику от поляны кордона. Далее идем по широкой грунтовой дороге в юго-восточном направлении, постепенно набираем высоту. В 1.10 х.в. дошли до развилки дорог: основная поворачивает на юг, второстепенная (заросшая травой) уходит на северо-восток в сторону г. Ицыл. Двигаемся по основной дороге (местами в лужах) вдоль Большого Уральского хребта. Вдали показалась вершина скалы Нос Корабля (хр. Бол. Уральский).

Через 3 км после развилки от основной дороги отходит тропа на восток (влево по ходу движения), поднимается на хр. Бол. Уральский. Уклон не более 30?. На перевале через хр. Бол. Уральский, разграничивающий Европу и Азию, дерево, обвешанное всевозможными ленточками и не только. Хребет в этом месте преодолевается по хорошей тропе очень легко. Если бы не дерево, перевал можно было бы не заметить.

В 3.00 х.в. грунтовая дорога приводит нас к р. Сухокаменка (300 -400 м после поворота дороги на юг, район ур. Сухокаменские печи, GPS: N 55? 16' 21.0" E 59? 59' 11.7"). Здесь есть хорошая стоянка: небольшая сухая поляна с этой стороны реки и такая же поляна - на противоположном берегу. Останавливаемся на ночевку на этой стороне. Так как быстро дошли, получилась даже полудневка. Вечером пришла группа из Москвы (3 человека), остановились на противоположном берегу, перейдя реку по двум бревнам. Река узкая, течение быстрое.

Характеристика участка: максимальная высота = 800 м, грунтовая дорога.

Метеоусловия: утром без дождя, днем временами кратковременные сильные дожди, к вечеру погода разгуливается, пытается выйти солнце.

7 день. 11 авг. р. Сухокаменка - Куштумгинские поляны - о. Тургояк

Идем по грунтовой дороге вдоль р. Сухокаменка в направлении на юг. По пути видим хорошую стоянку на берегу в том месте, где река немного отходит от дороги (GPS: N 55? 14' 40.4" E 59? 59' 00.9"). В 1.10 х.в. дорога поворачивает на восток. Через 300 м переходим реку Сухокаменка по бревну (здесь река мелководная, напоминает ручей). В 1.25 х.в дорога приводит к р. Куштумга. Обозначенного на карте с сайта www.taganay.com моста нет. Переходим реку, сняв обувь. Глубина 40 см, течение очень слабое. За рекой останавливаемся на перекус. Далее двигаемся по грунтовой дороге в западном направлении, обходя г. Варганова с западной стороны. В самом начале дорога кажется заросшей травой по сравнению с той, которая уходит на восток. Тем не менее она оказалась хорошо проходимой грунтовой дорогой. Через 1 км после переправы через реку Куштумга в том месте, где река вплотную приближается к дороге, видим на противоположном берегу дорогу, подходящую к реке. Возможно, по ней от Сухокаменки можно было сократить путь.

Доходим до Куштумгинских полян в 2.50 х.в. Отсюда открывается прекрасный вид на весь Большой Уральский хребет, также видна ЛЭП. Далее огибаем г. Варганова с юга. По пути встречается не обозначенное на карте поле в верхнем течении реки Липовка, где останавливаемся на перекус. Выходим на ЛЭП. Дорога приводит нас к подсоб. хоз., обозначенному на карте, поворачиваем на восток. Далее асфальтовая дорога приводит к базе отдыха и огибает о. Инышко с северной стороны. По ней доходим до северо-восточного берега озера Тургояк. Дорога, огибающая о. Инышко с севера, на карте не обозначена, а проходящая между озер Инышко и Тургояк обозначенная дорога перекрыта забором. В 7.00 х.в. останавливаемся на ночевку на хорошей поляне, расположенной на высоком утесе с прекрасным видом на озеро Тургояк. Рядом со стоянкой обнаружили сухую поваленную сосну на дрова. Поскольку пришли в будний день и погода только начала улучшаться, почти все стоянки пустые, большой выбор.

Характеристика участка: грунтовая дорога, асфальтовая дорога; на Сухокаменке лес еловый, после перехода через Куштумгу лес постепенно становится сосновым, на Тургояке сосны.

Метеоусловия: без дождя, переменная облачность, к вечеру ясно, солнце.

8 день. 12 авг. Дневка на о. Тургояк

Отдыхаем после пройденного маршрута и от дождливой погоды. К вечеру приезжает народ на машинах, ставят палатки недалеко от нас, постепенно все хорошие стоянки занимаются.

Метеоусловия: ясно, солнце.

9 день. 13 авг. о. Тургояк - п. Тургояк - Миасс

День отъезда.

Идем по асфальтовой дороге вдоль побережья о. Тургояк к поселку Тургояк. При подходе к поселку с обеих сторон от дороги шикарные коттеджи. Видим здание Тургоякского лесничества. В 1.00 х.в. дошли до автобусной остановки в п. Тургояк. Садимся в маршрутку, которая довозит нас до вокзала в Миассе за 20 минут. Оставляем рюкзаки в камере хранения на вокзале. Решили посетить Музей Минералогии, он расположен на окраине Миасса (Ильменский заповедник). Вечером садимся в поезд (отпр. 20.45 по моск. вр.).

Метеоусловия: ясно, солнце.

5. Выводы и рекомендации

С питьевой водой проблем нет. Много родников и ручьев с чистой питьевой водой.

Горячие перекусы во время длительных переходов лучше планировать с приготовлением на горелке, так как большая вероятность дождливой погоды и приготовление на костре займет много времени.

Раскладку по питанию можно составить только на основную часть маршрута, до Тургояка. По приходу на о. Тургояк есть возможность купить продукты в п. Тургояк. Даже если вы остановитесь на побережье не рядом с поселком, можно легко добраться на попутке.

С комарами во время нашего похода проблем не было.

Переход через реки трудностей не представляет.

При движении от Откликного гребня до Заячьей Поляны скинули высоту, при подъеме на Круглицу необходимо снова ее набирать. Если остановиться с ночевкой на плато Откликного гребня, перепада высот не будет и путь к Круглице получится короче.

Гору Варганова можно обходить как с западной стороны, так и с восточной. Преимущество движения с западной стороны в том, что с Куштумгинских полян открывается прекрасный вид на весь Большой Уральский хребет.

При планировании маршрута были предусмотрены следующие запасные варианты движения и пути аварийного схода с маршрута:

- г. Круглица - радиально:

ст. Заячья Поляна - приют Таганай - г. Круглица - приют Таганай - Киалимский кордон (вдоль ЛЭП)

18 км;

- При отставании от графика отказаться от радиального выхода Киалимский кордон - г. Дальний Таганай и идти дальше по маршруту;

- Возврат от Киалимского кордона вдоль ЛЭП к Златоусту (возможна ночевка на поляне приюта Таганай)

22 км.

6. Литература

1. Отчеты о походах в библиотеке СПбТК № V-28 (Бамм А.Л.), № V-29 (Голицын Н.В.)
    2. Отчет клуба "Дорога" (Костерев Н.А.)
    3. сайт taganay.com

7. Схема маршрута и фотоматериалы

Отчет о некатегорийном пешеходном туристском походе по Южному Уралу (район Таганай)
    Схема маршрута

Вид на хр. Большой Таганай с окраины Златоуста

р. Большая Тесьма, Верхний брод

Вид на Откликной Гребень с Двуглавой Сопки

Вид на Откликной Гребень и Круглицу с Двуглавой Сопки

Движение по западным склонам г. Круглица