17 января 2013
Плоткин Д. В. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Руководитель: Плоткин Д. В. (Москва)

1. Справочные сведения о походе:
Справочные сведения о походе
Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.
Категория сложности: третья (3).
Район путешествия: Алтай.
Нитка маршрута: Москва – Барнаул – Тюнгур – р.Кучерла – р.Аккем – руч.Ороктой – р.Балтырган – р.Караайры – р.Текелю – пер.Ярлу-Боч – р.Ярлу – оз.Аккемское – пер.Кара-Тюрек – Тюнгур – Ильинка – сплав по р.Песчаная до пос.Смоленское – Бийск – Барнаул – Москва.
Протяженность пешей части: 123 км.
Протяженность сплава: 191 км.
Сроки путешествия: с 8 июля по 11 августа 2001 г.

№ п/пФамилия И. О.Год рожд.Туристский опытОбязанности в группе
1Плоткин Дмитрий1970СТП водн.руководитель
2Еремина Светлана1977Вама-Водла 2узам. рук.
3Мастерова Елена1985Вама-Водла 2укомандир
10Колесникова Дарья1986Вама-Водла 2уфотограф
11Хлопов Дмитрий1982Вама-Водла 2укостровой
12Спиридонова Яна1982Вама-Водла 2ухронометрист

Пути подъезда и выезда с маршрута

На территории Алтайского края находятся два города, из которых осуществляется подъезд к началу маршрута: Барнаул и Бийск. Из Москвы в эти города можно попасть по железной дороге. Стоимость проезда рублей летом 2001 г. составила 850 руб. в плацкартном вагоне.

Регулярные автобусные рейсы есть только между Барнаулом, Бийском и Горно-Алтайском. Можно зафрахтовать автотранспорт на вокзальной площади или заранее заказать автобус, например, через Краевой центр детского туризма, связавшись с директором Барнаульской СЮТУР ((3852)23-52-29,23-54-08, 23-48-58 - директор Буянов Николай Арсентьевич, факс 23-59-22.). За умеренную плату можно переночевать в спальных комнатах здания СЮТУР, принять душ, приготовить пищу.

Из Барнаула в Горно-Алтайск ежедневно ходят 7 автобусов (время пути 5,5ч.), из Бийска в Горно-Алтайск ходят 9 автобусов (2ч. в пути), которые отправляются с 7.20 до 20.30. Также ходят автобусы по маршрутам: Горно-Алтайск – Шебалино (3ч. в пути) – один раз в день, утром; Горно-Алтайск – Онгудай (6ч. в пути) - один раз в день, отправление в 3.30 ночи; Горно-Алтайск – Акташ (11ч. в пути) - один раз в день, утром; Горно-Алтайск – Кош-Агач (12,5ч. в пути) – один раз в день, утром; Горно-Алтайск – Кокоря (13ч. в пути) - один раз в день, утром.

Из Смоленского до Барнаула ходят рейсовые автобусы. Стоимость проезда 20 рублей. Время отправления: 6.10, 7.45, 8.30, 9.00, 9.35, 11.15, 13.20, 13.30, 15.30, 16.30, 17.20. Время в пути - около часа. Чтобы уехать без проблем с погрузкой, мы заказали на автостанции автобус ПАЗ всего за 480 рублей (условно за все 24 места). Стоимость проезда на заказном автотранспорте в 2001 году бралась из расчета 5-6 руб/км.

Организация заброски

Для облегчения веса рюкзаков на пешеходном маршруте мы организовали конную заброску продуктов на Аккемское озеро. Аренда одной лошади обходится в 300 р/день. От Тюнгура до Аккемского озера местные закладывают 3 дня. Условия таковы: одна лошадь везет человека, другая – заброску, третья – лошадь проводника. Мы отправляли с заброской двух участников, поэтому оплачивали 4 лошади на 3 дня. Общая сумма составила 3600 р.

Местные проводники-алтайцы обычно полупьяные, но перед выездом всегда в порядке, работу выполняют добросовестно, никогда не подводят. В общем, с ними можно иметь дело, но торговаться бесполезно, т.к. это их основной заработок. Наш проводник - Тупыев Андрей.

График движения

8 августа-отъезд из Смоленского--

Техническое описание маршрута
Пешеходная часть маршрута

11.07. В 11:15 мы приехали в Барнаул. Там нас почему-то ждал ПАЗик, хотя из Москвы мы договаривались с Барнаульской СЮТур об автомашине "Сибирь" за 9тыс. руб. Стоимость проезда на автобусе ПАЗ нам объявили аж в 12тыс. руб. Мы настойчиво возмутились, надавили на совесть, дали время подумать и лишь в 16:00 выехали на машине "Сибирь" к началу пешего маршрута - п.Тюнгур. В 23:00 мы остановились на ночлег на территории катунских котловин у реки Сёмы.

12.07. Позавтракав, мы поехали дальше (10:00). В Тюнгуре имеется навесной мост через Катунь, прочность которого неизвестна, поэтому рекомендуется выйти из транспорта и перейти его пешком. В общей сложности мы проехали за два дня около 700 км по маршруту Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск – Черга – Ильинка – Барагаш – Усть-Кан – Усть-Кокса – п.Тюнгур. Прибыли на турбазу “Высотник” (п. Тюнгур) в 18:00. Турбаза находится на правом берегу Катуни в 500м ниже моста. На ее территории мы расположили базовый лагерь, где оставили немощных участников и с ними снаряжение и продукты для водного похода. Стоимость услуг турбазы: 25руб./чел. – проживание в палаточном лагере, 40руб. – одно место камеры хранения, аренда лошади – 300руб. в день. Скидок нет. Следует отметить, что местные в Тюнгуре весьма навязчиво предлагают свои услуги. По этой причине не стоит останавливаться за пределами турбазы.

13.07. Начало дня мы потратили на распределение груза среди участников. В "Высотнике" мы оставили трех участников похода. Двое должны были спустя несколько дней приехать на лошадях к Аккемскому озеру вместе с заброской продуктов на вторую часть пешего маршрута. Третий участник простудился в дороге. К вечеру к ним присоединился четвертый участник, возвращенный с маршрута из-за обострения аллергии (вероятно на лошадиный помет).

Выход в 12:00. От “Высотника” мы прошли 2 км по грунтовой дороге на Ю-В до деревни Кучерла. От центра деревни спустились в восточном направлении к мосту через реку Кучерла. В связи с паводками мост немного притоплен, поэтому в начале его образовался брод. Далее мы пошли на В-ЮВ по грунтовой дороге. Через 3 км по лесу вышли на открытое пространство. Развилка. Левая дорога идет к берегу Катуни, в обход хребта. На перевал Кузуяк мы пошли по правой дороге, которая пересекает поле в прежнем направлении и входит в лес по долине ручья. Здесь мы сделали перекус. Ручей находится в 10-20м от дороги, следующий источник воды будет возле стоянки пастухов (30мин спуска с Кузуяка). На карте дорога показана верно, но без изгибов. Коэффициент извилистости на этом участке 1,3.

Тракторная дорога полого поднимается на перевал. Есть развилки, но через некоторое время дороги сходятся. Также есть тропы, по которым можно срезать изгибы дороги. Перед перевалом дорога переходит в серпантин. На перевале нет тура, зато есть "деревья желаний". Начали спуск. Дорога выходит на открытое пространство, откуда в направлении нашего движения нам открылся вид на ущелье Ороктой и гору Томул, отмеченную полосой снега. Встали на ночлег через 30 мин спуска с перевала, не доходя 3,5 км до Аккема, у ручья возле зимнего пастушьего домика (21:15). По плану мы должны были ночевать на берегу Аккема, но из-за времени потраченного на выяснение проблем с аллергией и наступающей темноты мы заночевали раньше. Рекомендуем останавливаться здесь, так как следующий переход разумно сделать до верховья руч. Ороктой, и это составит 10км.

14.07. Выход в 13:00. По дороге с перевала мы спустились в долину реки Аккем. Выйдя из леса на высокую террасу левого берега реки, дорога круто поворачивает направо, вверх вдоль Аккема. От этого поворота идет тропа, которая круто спускается с террасы и, пересекая обширный луг, приводит к мосту. Здесь мы пообедали. Перейдя по мосту на правый берег реки Аккем, по дороге, местами переходящей в тропу, мы пошли в северо-восточном направлении через поле и поднялись на верхнюю террасу долины Аккема. Дорога приводит к броду через ручей Ороктой, который мы перешли по камням. От брода дорога поднимается на террасу. По карте здесь развилка, однако, на лугу она плохо заметна. Мы пошли на Ю-В, мимо развалин сельхозтехники, по едва заметной колее в направлении ущелья Ороктой. По мере приближения к залесенному участку склона появляются скотогонные тропы, которые привели нас к загону для скота. От дальнего верхнего угла загона много троп поднимается по залесенному склону и соединяются в одну на верхней кромке леса. Можно миновать загон, если сразу ориентироваться на кромку леса. Траверсируя склон ущелья вдоль кромки леса, тропа плавно поднимается по правому (орографически) склону ущелья Ороктой. Тропа проходит участок сырого леса и поднимается на поляну, поросшую высокой крапивой и коноплей. Там мы встали на ночь.

15.07. Выход в 10:15. На поляне развилка тропы, правая - "нижняя" тропа - идет вдоль ручья Ороктой (заболочена), а левая - "верхняя" тропа - круто поднимается на хребет и идет вдоль него траверсом. На карте показана только "нижняя" дорога. Коэффициент извилистости на этом участке 1,8. Мы по совету местных проводников пошли по "верхней" тропе. Тропа проходит по полуоткрытому пространству, местами сквозь кедровый лес, местами сквозь заросли жимолости, везде хорошо видна. В середине подъема на хребет вышли к пастушьей лачуге – по местному – "аил". По мере подъема открытого пространства становится больше. Подъем сменяется траверсом. После участка горелого леса вышли на безлесную седловину. Здесь сходятся Борондинский и Ороктойский хребты, появляются первые скальники, открывается вид (справа налево) на ущелье Ороктой, массив Белухи, ущелье Тухман, гору Томул (безлесная вершина с полосой снега, увиденная нами с Кузуяка).

Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.СмоленскоеГора Томул является вершиной хребта, траверсом которого мы продолжили путь. Минуя скальники, вышли траверсом склона к ручью Тухман. Это первый источник воды после стоянки на Ороктое. Перед ручьём встретили ответвление тропы вправо, вниз по ручью Тухман. Здесь можно организовать ночлег, однако ровных мест нет, дров мало, в основном заросли карликовой березы. Продолжая траверс, дошли до следующего крупного отрога хребта к перевалу Тухман. На перевале тропа пересекает хребет между скальными выходами. От этого места мы ошибочно свернули на Ю-З по хребту, полагая, что находимся между долинами ручьёв Балтырган и Араскан. Причин было несколько:

- При движении по хребту Ороктой резко увеличился коэффициент извилистости тропы (с 1,5 до 2,5).
- Хребет был наполовину безлесный, с южной полуоткрытой вершиной, что соответствовало ориентирам нужного нам хребта. На самом деле на карте этот хребет был показан полностью залесённым.
- Не было описания на этот участок маршрута.
- По вершине хребта проходила весьма отчетливая тропа.

Пройдя около 3 км в сторону от намеченного маршрута, мы заночевали, использовав для приготовлении пищи воду, взятую из ручья Тухман.

16.07. Вернувшись к перевалу Тухман и выйдя на знакомую тропу, мы продолжили путь траверсом хребта, минуя подряд три долины притоков ручья Араскан. Вода есть только в первом из них, чем мы и воспользовались для приготовления обеда. Дрова собрали по пути к ручью. У ручья и далее до р.Акташ дров нет. На этом участке пути тропа траверсирует абсолютно безлесные склоны горы Тухман, хорошо видна, на каменистых участках имеются небольшие туры. Тропа в точном соответствии с картой выходит на водораздел ручья Араскан и реки Балтырган (перевал Балтырган) и спускается в долину Балтыргана к стоянке пастухов. Коэффициент извилистости на этом участке 1,5.

Мы пошли вниз по сыпучему гребню водораздельного хребта до седловины, на которой без труда нашли показанную на карте тропу, ведущую, из долины Балтыргана в верховья реки Караайры и ручья Акташ. Таким образом, мы избежали необходимости спуска к стоянке пастухов и подъема на водораздел. Огибая траверсом безлесную вершину водораздела, двигаясь сквозь заросли карликовой березы, вышли к каменистому Ю-В отрогу этой вершины. Здесь на каменистом грунте тропа становится плохо заметна. По карте тропа показана верно, но снова спрямлена. Ориентиром продолжения тропы на местности могут служить скальные "гребешки" на западном берегу реки Караайры, по пути к которым тропа проходит через заболоченную низину, затем сквозь узкую полосу леса, тянущуюся по вершине небольшого хребта, спускается и вновь полого поднимается чуть левее "гребешков". За ними открывается вид на верховья ручья Акташ, где у горного озера мы встали на ночлег. Здесь проходит граница зоны леса. Дров мало, но есть.

Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское17.07. От места нашей стоянки мы пошли вверх по продолжению тропы, ведущему в западном направлении. На подъеме тропа хорошо видна, но после выхода на хребет в широкую седловину между скальными гребешками теряется. Мы потратили много времени на поиск продолжения тропы, как оказалось, зря. Отсюда нужно выбирать свой путь по обширным каменным россыпям, кое-где поросшим травой и лишайником, отсюда и до Аккемского озера следует привязываться только к рельефу, и общему направлению движения. При движении вдоль обрыва Скынчак попадаются невысокие туры. Тропы не видно, но повсюду лошадиные "следы".

Обогнув траверсом левую по ходу скальную вершину, следуя направлению тропы по карте, повернули на юг. Продолжая траверс, вышли на восточный склон первой на нашем пути широкой долины, полого спускающейся к обрыву Скынчак. По дну долины, в густой траве, бегут многочисленные ручьи. Восточный склон, на который мы вышли, ближе к обрыву порос невысокими, редкими деревьями. Мы прошли выше деревьев, поднялись в направлении на юг по крупнокаменистому склону на хребет и оказались перед второй по ходу долиной. Траверс второй, немного заболоченной внизу долины заканчивается подъемом по каменистому склону на небольшой хребет, к его юго-западному краю, где он подходит к обрыву Скынчак. Здесь открывается красивый вид на плато, обрыв Скынчак и ущелье реки Текелю. Впереди в восточном направлении открывается вид на широкую долину в верховьях реки Текелю.

В третью по ходу долину понемногу спускаемся траверсом. По ее дну среди крупных камней течет ручей. Мы, ориентируясь по обозначению тропы по карте в стороне от ручья, перешли ручей, продолжили траверс, и спустились сквозь каменную гряду и ниже по осыпному склону, поросшему крупным диким луком. Однако никаких следов тропы мы не встретили, и этот путь нам показался небезопасным и долгим: пришлось оказывать помощь девочкам. Рекомендуем спускаться по ручью, тем более, что, спустившись вниз, мы вышли на тропу, ведущую со стороны ручья. Пройдя по этой тропе до первой ровной площадки, встали на ночлег.

18.07. Утром от нашей стоянки мы пошли по тропе, ведущей вверх по долине реки Текелю по правому (орографически) берегу. Тропа проходит через поперечные каменные гряды, местами разветвляясь, местами пропадая. Левый (орографически) берег представляет собой крутой склон со скальными обрывами. По мере движения вверх вдоль реки Текелю этот склон переходит в пологий и травянистый.Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское

От последней по ходу каменной гряды, огибаемой рекой, перебродили последнюю и начали подъем по травянистому склону в западном-юго-западном направлении. Поднявшись до вершины хребта, круто обрывающегося к верховьям Ярлу, вышли на хорошо заметную тропу, ведущую вдоль северного края обрыва к перевалу Ярлу-Боч.Перевал отмечен туром. От тура открывается вид на долину реки Ярлу. Ее называют долиной эдельвейсов, т.к. в нижней части долины эти скромные цветки растут в большом количестве. Мы спускались с перевала в долину по обширному травянистому склону, начинающемуся от самого перевала, выбирая более пологие и каменистые участки. От границы леса начинается хорошая тропа, которая идет по правому берегу реки, затем по руслу в каньонном участке, после чего выходит на левый берег реки. Дальше тропа идет вдоль края террасы левого берега реки, периодически спускаясь в русло и вновь поднимаясь на террасу. Здесь много эдельвейсов, но ими можно только любоваться, помня, что это редкий, исчезающий вид. Тропа становится широкой и хорошо набитой, отходит от реки Ярлу и приводит к истоку реки Аккем из Аккемского озера.Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское

На другом берегу расположена ГМС "Аккем", сотрудники которой переправляют всех желающих за 15 рублей с человека. Переправившись, мы встали на ночлег на специально отведенном для туристов уютном месте, которое находится "за мысом". Мыс находится за базой ПСО. На территориях ГМС и ПСО есть бани, в которых можно помыться. Цены договорные. Также возможно прокатиться на лошадях (100 руб/час).

Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское19.07. От нашей стоянки (за мысом) идет тропа, которая поднимается на бугор, образующий мыс, откуда входит в залесённый участок, круто поднимается, после чего выходит в обширную долину меж гор. С севера виден перевал Студентов, гора Белуха и Аккемский ледник. Пройдя ещё 10 минут, мы миновали небольшой водопадик. Немного не доходя до водопадика, тропа расходится. Левая идет на перевал Студентов, а правая – в долину "Семи озёр". Далее тропа петляет меж густых зарослей кустарника, разветвляется, пересекая бурные ручьи, по мере выполаживания склона вновь сходится. Таким образом, примерно через 15 минут от водопадика мы увидели первое и второе озеро, а чуть подальше – ещё одно озеро – Бирюзовое.

На этом месте мы разбрелись для самостоятельного осмотра остальных озер, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Спустя полтора часа мы встретились в условленном месте, перекусили и вернулись тем же путём обратно в лагерь, собирая по пути дрова. Путь в одну сторону занимает 1ч 20 мин.

20.07. Дневка.

21.07. Выход в 10.00. Начинаем подъем по тропе от ГМС Аккем. Хорошо набитая тропа серпантином поднимается по залесенному участку склона. Постепенно выполаживаясь, выходит к ручью и вдоль него идет до верха долины. Мы поднимались в густом тумане, иногда под дождем. Отсюда в северо-западном направлении через небольшой каменистый отрог в соседнюю долину, далее траверсом склона вниз к переправе через второй ручей. Здесь начинается непрерывный подъем до самого перевала. Тропа хорошо видна на всем протяжении пути.

Перевал Кара-Тюрек (1А) отмечен большим туром на горизонтальной площадке перед снежной шапкой, покрывающей пологий горб хребта. Сняли записку, а точнее приняли ее из рук веселой и многочисленной туристской группы из г.Рубцовска.

От перевального тура тропа повела нас через северный край снежника, по краю обрыва. Лучше, на наш взгляд, идти через вершину горба – подъем и спуск длиннее, снега больше, зато от обрыва дальше. Местные проводят этим путем лошадей.

От перевала в долину Кучерлы идет несколько троп. Основная идет сразу вниз по долине речки Текелюшки, по ней можно выйти ближе всего к Кучерлинскому озеру, куда мы и направлялись. Однако, встречная туристская группа, шедшая по другой тропе, направила нас по своему маршруту, не понимая до конца, откуда они сами пришли. Справедливости ради скажем, что получив готовую информацию, как идти вниз (и только!), мы не обратили внимания ни на развилки, ни на неверное направление движения. Наказали себя тем, что лишились возможности побывать в этот раз на Кучерлинском озере. Таким образом, мы стали траверсировать вершину хребта в северном направлении, то поднимаясь на каменистые гряды, то огибая широкие заболоченные долины. Тропа видна лишь местами, приходится, как и раньше, ориентироваться по лошадиным "следам". От каменной гряды после обширной пологой седловины начинается спуск. Начало тропы на спуск отмечено небольшим туром. Отсюда и до конца маршрута тропа нигде не теряется, хорошо набита и местами разбита конскими подковами. В конце первого участка спуска вышли к небольшой лачуге, сложенной из камней. Ниже тропа входит в зону леса, петляет. Пройдя маленький овражек с пересохшим руслом ручья, мы вышли на поляну. Вода в ручье, текущем по центру поляны – первый хороший источник воды после перевала Кара-Тюрек. На правом берегу ручья, в кедраче на пригорке – неплохая стоянка, здесь мы и остановились. Это одна "Кедровая поляна", другая, по словам местных, находится чуть севернее, за хребтом.

22.07. От стоянки мы продолжили путь по тропе вниз к реке Кучерла. В хорошую погоду тропа безопасная, но в дождливую погоду становится очень скользкой. После 2-2,5 часов напряженного мокрого и крутого спуска мы вышли на верхнюю террасу долины реки Кучерла. Здесь, под березами, неплохая стоянка, мимо нее проходит Кучерлинская тропа. Пройдя около 2 км по тропе вниз по долине Кучерлы, мы, промокшие под непрекращающимся дождем, встали на ночлег у домика на берегу. Здесь оборудованная стоянка: дом с печкой и нарами на 10-15 человек, туалет, крытый стол с лавками и два кострища.

23.07. Дневка.

24.07. От домика мы пошли по тропе вниз по долине Кучерлы. Тропа хорошая, но местами очень сырая и сильно разбитая. Кое-где она высоко взмывает по склону долины, где-то проходит у самой воды. Встретили большое количество пеших и конных туристов. Выйдя в широкую часть долины, проходим мимо двух мостов через Кучерлу (видны внизу), после второго моста тропа выходит на грунтовую дорогу. Отсюда около 6 км по полю, после чего дорога входит в лес, и через 3 км приводит к мосту у северной окраины д.Кучерла. После моста дорога поднимается к деревне и выходит к её центру. Отсюда мы прошли по уже знакомой дороге к "Высотнику", откуда спустя 1 час 30 минут мы выехали на заранее заказанной, все той же машине "Сибирь" к началу водного маршрута.

Водная часть маршрута

Условно маршрут по р. Песчаная можно разделить на 3 участка:

1. От села Ильинка до устье реки Большая Тихая. Участок характеризуется узким руслом, разбои, постоянные расчески, прижимы под береговые кусты, каменистые перекаты, переходящие в небольшие шиверы. Крупные камни образуют небольшие пороги. Этот участок реки считается подготовительным к следующему, каньонному участку. Уклон 5 м/км

2. От устья реки Большая Тихая до устья реки Быстрая (каньон). На этом участке сосредоточены все основные препятствия. Пороги и шиверы следуют непрерывно друг за другом, разделяясь короткими быстротоками. Уклон реки достигает 15 м/км.

3. От устья реки Быстрая до поселка Смоленское. Река выходит из гор, уклон незначителен, порогов нет, разбои.

Лоция реки Песчаная

Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское1. Шивера. Завалы, расчески. Представляют серьезную опасность нависающие над водой стволы деревьев, рекомендуется проходить повороты на отрицательной скорости, прижимаясь кормой к внутреннему берегу. Третий кат попал под бревно, сломало упоры, оторвало кое-какие вещи, встали на ремонт на низком левом берегу.

2. Шивера. Шли средней протокой между островами.

3. - 5. Простее перекаты. Шли по струе. После переката 5 выносит под низкий мост, просмотр слева. Высота моста 0,8 м, навал на левую опору. Проходили лежа.

6. - 11. Участок простых шивер и перекатов. Шли сходу по струе. После устья Казанды (прав.) в русле остров, проход правой протокой.

12. Перекат за островом.

13. Шивера. Справа осыпной склон, за ним долина расширяется. Встали под проливным дождем на левом берегу в глубине леса на небольшой поляне, спуск к воде крутой.

14. - 21. Участок простых шивер и перекатов. Шли сходу.

22. Мост, проход свободный.

23. Перекат.

24. Участок разбоев, завалы, расчески. Множество узких проток с крутыми поворотами и сильным течением. Мост в пос.Тоурак, проход свободный.

25. - 31. Участок простых перекатов. В районе п.31 в протоках между островами встречаются расчески и завалы.

32. Перекат. Отсюда и до конца Куягана попадается натянутая проволока.

33. Мост. В правой протоке сильная струя, возможен обнос. Прошли по левой протоке.

34. Перекат под мостом, просмотр слева. Встали на правом берегу после группы островов и глубоких омутов.

35. - 36. Простые шиверы.

37. Порог. Мощный слив с валами.

38. - 44. Участок шивер. Встречаются крупные обливные камни.

45. Порог "Узкое место " ориентир - остров, открытый скальник на правом берегу. Просмотр слева, заход из-под левого берега, от конца острова вправо, выход по центру. Проходили по очереди, страховка с левого берега и с воды, при наличии опыта можно идти без разведки со взаимостраховкой.

46. - 49. Участок мощных шивер.

50. Порог "Кривой" сужение реки, вход по центру, далее ближе к левому берегу. Шли с взаимостраховкой.

51. - 55. Участок шивер. Пр.55. шли правой протокой, в конце - скальник.

56. - 59. Мелководные перекаты.

60. - 61. Шиверы. Шли по центру.

62. Порог "Входной" Шли по центру с взаимостраховкой.

63. Шивера. В струе много плоских обливных камней.

64. Шивера. Заходили левее центра, вплотную к подводным камням, далее по центру.

65. Порог. Шли вдоль правого берега с взаимостраховкой.

66. - 69. Участок шивер средней сложности. Шли по центру.

70. Порог "Грива" В центре - мощный слив с валами, можно обойти справа и слева. Шли с взаимостраховкой. За порогом стоянка-музей "Веселая" на левом берегу.

71. Порог. Заход по центру, во второй ступени - слева от зуба, далее в слив по центру и резко налево. Шли с взаимостраховкой.

72. Порог. После осыпи справа, траверс под правый берег, лавируя между камнями. Шли с взаимостраховкой.

73. Шивера. Шли по центру.

74. Порог. Мощный слив по центру, шли с взаимостраховкой.

75. Шивера. Шли по центру.

76. Порог. Заход вдоль левого берега, потом через гряду крупных обливных камней, за ними вправо. Шли с взаимостраховкой.

77. Порог. Шли по валам вдоль правого берега.

78. Порог. Шли по центру.

79. Порог. Заход правее центра, в русле - камень - "троллейбус", проход справа от него, далее между крупных обливных камней влево. Шли с взаимостраховкой.

80. Шивера. Шли по центру.

81. Порог. Вход правее центра, дальше по струе вдоль скал правого берега, за порогом слева можно пристать для отдыха. Шли с взаимостраховкой.

82. Шивера. Шли по центру.

83. Порог. Шли по струе вдоль левого берега.

84. Порог. Заход между камнем и левым берегом, в конце - вдоль скал правого берега.

85. Порог. Два мощных слива у левого берега. Шли с взаимостраховкой.

86. Порог. Заход по центру.

87. Шивера. Шли правее центра.

88. Шивера. Заходили левее центра, затем по центру.

89. - 90. Шиверы. Шли по центру.

91. Порог. Шли левее центра.

92. Шивера. Шли левее центра.

93. Порог. Заходили по центру, перед большим камнем резко влево, за ним резко вправо, далее по центру. На выходе ближе к скалам правого берега. Шли с взаимостраховкой. За порогом справа - отвесная скала - "розовый бом" и огромный осколок у воды. Напротив них, на высоком левом берегу неплохая стоянка.

Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское94. Порог "Розовый Бом" После скалы правого берега и крупного осколка в русле, просмотр слева. Открывает самый сложный участок каньона. Вход ближе к скалам правого берега, в конце левого поворота за грядой крупных камней (от левого берега) траверс под левый берег, и далее вдоль него. 2-й кат налетел на два крупных камня, от удара лопнула шкура правого баллона. Катамаран стащили с камней при помощи спасконца, 1час зашивали баллон.

95. Порог. Просмотр с любого берега, на прямом участке по центру, в начале правого поворота под правый берег. Одинокий острый зуб, торчащий в середине реки на правом повороте обойтилевее. Далее ближе к левому берегу, в начале левого поворота на центр. Правее "троллейбуса", сразу за ним влево и затем по центру. За порогом слева высокая скала. Просматривали слева, проходили друг за другом с взаимостраховкой с воды.

96. Порог. Чистый слив с валами и бочками через 50 м после скалы, за ним на левом берегу оборудованная стоянка и тропа для просмотра порога "Челюсти".

Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское97. Порог "Челюсти" На левом повороте, просмотр с левого берега. Проход в сужении левым краем струи вплотную к крупным валунам левого берега, за ними чуть влево по тихой воде, и резкий траверс в центр, уходя от сплошной гряды обливников от левого берега. На выходе левее двух крупных валунов, чалка к небольшой отмели левого берега. Дальше еще 100 метров обливных камней. После детальной разведки проходили по очереди со страховкой с берега и с воды из улова за отмелью левого берега.

98. Шивера. Шли по центральным сливам, в конце на крутом правом повороте серия мощных сливов с валами до 1 м.

Отчет о пеше-водном путешествии 3-й категории сложности в районе Алтая со сплавом по р.Песчаная до пос.Смоленское99. Шивера. Струя разбивается большим количеством обливных камней, проход затруднен.

100. Порог. Река эффектно сужается до 10 м скальником справа и крупными валунами слева. На входе несколько обливников образуют узкие сливы, дальше цепочка стоячих валов до 1 м. Шли с взаимостраховкой.

101. Шивера. Проходили по центру и вдоль левого берега.

102. Порог. На правом повороте у скальника, заход ближе к правому берегу. Заканчивается быстротоком, справа уютная галечная отмель. Шли с взаимостраховкой.

103. Порог. Проход через гряду обливников на входе у левого берега, уходя от прижима, дальше по струе. Шли с взаимостраховкой.

104. Порог. Шли правее центра, по струе, через серию сливов и стоячих валов с взаимостраховкой.

105. Порог. В струе стоячие валы до 1м. На выходе шли левее группы камней. Сразу за устьем р. Большая Быстрая стоянка на левом берегу.

Далее на реке участок постепенно ослабевающих шивер, переходящий в цепь мелководных перекатов. За п.Сычевка препятствия заканчиваются. В Смоленском встали на обрывистом правом берегу после большого...

Итоги похода, выводы, рекомендации

1. При подготовке пешеходного маршрута мы отказались от классического "кольца" Аккем-Кучерла, тем более что на единичку километража там маловато. Внимательно изучив карту, мы решили перейти через Аккем, подняться по хребту Ороктой и далее, идя "по верхам" вдоль границы леса, выйти к Аккемскому озеру. Неожиданно для себя, мы не нашли исчерпывающей информации на этот участок. Отчасти помог отчет МосГорСЮТур группы Нешатаевой, проходившей горную "единичку", но ещё большим кольцом, чем мы – через р.Коир и перевал Сулу-Боч. Уже на турбазе "Высотник" перед выходом на пешеходный маршрут мы поняли, что пойдем по тайным тропам местных гидов-проводников, которые они берегут для избалованных и жаждущих экзотики богатеев-иностранцев. Это было тем более отрадно, т.к. возвращавшиеся со стандартного "кольца" туристы (включая и иностранцев) говорили о толпах туристов и грязных разбитых тропах (первое олицетворяли они сами, последнее полностью подтверждалось состоянием их одежды). На "открытом" и пройденном нами варианте маршрута от моста через Аккем (этот мост существует и достаточно крепок) до Аккемского озера мы встретили лишь 2-х заблудившихся охотников и видели отару в долине р.Тухман. Остальное – дикая природа, великолепные панорамы гор и эдельвейсы в долине р.Ярлу.

По окончании нашего маршрута несколько групп интересовалось им. Мы предоставили подробную информацию и, даже, по приезде в Москву получили письмо от одной из групп с благодарностью.

2. От Аккемского озера можно совершить радиальные выходы в долину семи озер, к озеру горных духов, к Аккемскому леднику, к водопаду Текелю. Мы ограничились только первым, т.к. у половины участников после первой части ноги нуждались в отдыхе и ремонте.

3. Побывать у водопада Текелю высотой 60м мечтал руководитель группы, но этому помешал ряд причин:

- Спуск с плато Скынчак или по ущелью Текелю одинаково нереален по словам местных проводников (без уточнений, т.к. они там не ходили, просто так думают).
- От Аккемской тропы водопад виден плохо, а переправа через бурную и широкую реку Аккем – серьезное препятствие, хотя, по словам все тех же проводников, в 300 м выше впадения в Аккем р.Текелю недавно упала огромная лиственница, по которой можно перейти на правый берег.
- Радиальный выход от Аккемского озера весьма продолжителен. Сотрудники ПСО сказали, что туда нужно идти с ночевкой, сразу (у ГМС) переправляться на правый берег и идти траверсом восточного склона долины Аккема выше границы леса.
- Накопившаяся усталость и необходимость отдыха перед переходом через перевал Кара-Тюрек.

4. Огромную пользу на пешеходном маршруте оказала заброска продуктов к Аккемскому озеру на лошадях.

5. Наши предшественники рекомендовали брать перевал Кара-Тюрек со стороны Аккема, что гармонично вписалось в высотный график нашего маршрута. Подъем не слишком тяжел, однако сравнить его со спуском нам не удалось из-за досадной ошибки юного штурмана. По этой же причине мы не побывали на Кучерлинском озере, а маршрут сократился на 12 км, в чем не было никакой необходимости. Чтобы как-то скрасить столь весомую потерю, сделали дневку у домика на Кучерле, и это оказалось весьма кстати после спуска под проливным дождем.

6. При переходе от рек Карелии, Кольского полуострова и Европейской части России к маршрутам на Алтае, следует иметь в виду, что при этом меняется характер препятствий. Чередование порогов и плесов, характерное для северных рек, на Алтае отсутствует. Таким образом, сплав становится эмоциональнее, напряженнее, а следовательно, опаснее. Вопросы страховки требуют особого подхода.

7. Принимая во внимание характер реки, мы поставили одной из основных задач водного маршрута отработку тактики сплава без просмотра и с взаимостраховкой. На всем маршруте три катамарана следовали друг за другом с интервалом 50- 150 м со сменой лидера. Лидер после прохождения сложного участка вставал в ближайшем улове на страховку, пропуская два других катамарана.

8. В начале маршрута, в разбоях, где узкие рукава просматриваются порой лишь на 10- 20 м, нам помогла радиосвязь. Кроме того, на этом участке, где основными препятствиями являются узкие протоки с мощными струями, крутыми поворотами, завалами, "расческами" и нависающими над водой стволами деревьев, мы применяли следующую технику: заходили в поворот из-под внутреннего берега, на отрицательной скорости, изо всех сил прижимаясь кормой к нему (а порой просто "шкрябая" по отмели). На особенно опасных виражах мы совершали этот маневр кормой вперед (так легче набирать отрицательную скорость, отгребаться от прижимов, уклоняться от расчесок).

9. Порог №45 "Узкое место" не столько сложен, сколько красив. Можно идти с ходу.

10. В каньонном участке акценты, сделанные предыдущими группами, нам показались не совсем верными, мы предлагаем расставить их иным образом: просмотр необходим только для прохождения порогов №94 "Розовый бом" и №97 "Челюсти", однако, желательно просмотреть еще и порог №95, несмотря на его протяженность. Это пороги, где необходим сложный маневр между нагромождением крупных обливных и надводных камней. Все остальные пороги и шиверы проходятся без просмотра, достаточно прочитать лоцию.

11. На равнинном участке основное препятствие – местные ребятишки. Много коров, спасающихся от жары, стоя по брюхо в воде и загрязняющих ее. Вода теплая, что способствует распространению всякого рода инфекций, поэтому купание следует ограничить.