20 октября 2021
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II

Федерация спортивного туризма – объединение туристов Москвы Турклуб ВШЭ

Отчет

О пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу, совершенном с 28 апреля по 8 мая 2019 года

Маршрутная книжка № 1/1-204 Руководитель группы: Петров Иван Ильич sorbit@bk.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что пешеходный маршрут имеет категорию сложности. Поход зачесть всем участникам и руководителю. Отчет использовать в библиотеке .

Москва, 2019

В написании отчёта принимали участие:

Техническое описание, подбор фотографий – Кропочева Екатерина, Петров Иван Авторы фотографий – Кропочева Екатерина, Хамзина Камиля, Петров Иван

GPS-данные, картографический материал – Кропочева Екатерина, Петров Иван Сведения о материальном оснащении – Ярополов Олег (снаряжение, ремнабор), Кулагин Александр (питание), Кабаева Ольга (медицинское обеспечение), Нуржанова Виктория (финансовые затраты).

Остальные разделы, составление отчёта и общая редакция – Петров Иван

Справочные сведения о маршруте

Учреждение: Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы, Турклуб ВШЭ

Район похода: Западный Кавказ, Республика Адыгея

Вид туризма: пешеходный

Заявленная категория сложности: вторая Протяженность маршрута: всего 125 км Сроки похода: с 28 апреля по 9 мая 2019 года.

Продолжительность активной части: 12 дней (1 запасной)

Маршрутная книжка: № 1/1-204

Нитка маршрута: пос. Узловое - устье р. Ходзинка - ур. Кунские поляны - поляна Фирсова - Княжеские поляны - хребет Большого Тхача - долина р. Малый Сахрай - поляна “Тайвань” - долина р. Большой Сахрай - поляна под ск. Колокольня - балаган Ветреный - пер. Тхачский (н/к) - г. Большой Тхач (н/к) - г. Малый Тхач (н/к) - пер.

Осетинский (н/к) - пер. Чертовы ворота (н/к) - балаган Сахарова - хр. Агиге - г. Сундуки (н/к) - Чай-гора (н/к) - г. Шапка (н/к) - хр. Малый Бамбак - балка Капустина

- Капустинские водопады - пос. Никитино

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы в составе Ляпина В.Г. (председатель), Бычкова К.С. и Водовозова В.Ю.

Оценка категории сложности маршрута по действующей методике категорирования

Локальные препятствия:

Коэффициент перепада высот

К = 1 + ΩH/12 = 1 + 12,513/12 = 1 + 1,04 = 2,04

Оценка категории сложности маршрута:

КС = ЛП + ПП + ГхАхК = 14 + 4*1*2,04 = 22,16 – что соответствует второй категории сложности.

Состав группы

1987

Верхнеангарский хр. 3ПУ (1Б),

Тянь-Шань 4ПУ

(2А), Зап. Кавказ 1ПР (н.к.)

Руководитель

1997

Крым 1ПУ

Экономист

Сокращения: У – участие, Р – руководство. Если не указано иное, имеется в виду опыт пешеходных походов.

Все участники и руководитель прошли маршрут полностью.

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Наша группа на седловине между Тхачами. На заднем плане – Большой Тхач Слева направо: Нуржанова В.Р., Кабаева О.А., Хамзина К.З., Петров И.И., Кулаков А.В.,

Кропочева Е.В., Иващенко А.А., Кулагин А.Ю., Ярополов О.Д.

Характеристика района и маршрута похода

Район похода широко известен туристам, имеется литература и множество отчетов, в данном разделе приведены наиболее важные и свежие сведения.

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Удобнее всего добираться до Краснодара – больше всего поездов и авиарейсов.

До гор добираются автотранспортом – все крупные поселки связаны с Краснодаром автобусным сообщением, но большой группе намного удобнее воспользоваться заказным автотранспортом. Мы организовывали автомобильную заброску через Сергея тел. +7-928- 663-77-27. Заезжали на микроавтобусе Iveco. Остались очень довольны, рекомендуем.

Так же, если наш уважаемый читатель запланирует начало маршрута из Новопрохладного (Сахрай), можем порекомендовать воспользоваться заброской, которую организует Руслан. Его группа вконтакте: "https://vk.com/thachgaz66" rel="nofollow"

Руслан завозит группы на ГАЗ-66. Мы забрасывались таким образом в прошлогоднем походе по Тхачам и так же остались очень довольны.

Порядок доступа в особые зоны

В пределы пограничной зоны район не входит.

Маршрут проходит вне границ Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г. Шапошникова. С 2018 года маршрут проходит по территории Псебайского заказника, но никаких особенных ограничений по передвижению мы не заметили, как и многие встреченные нами группы.

Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

Региональное подразделение МЧС Краснодарского края – «Кубань-СПАС»: "http://kubanspas.info/" rel="nofollow" (есть электронная форма регистрации групп), телефон оперативного дежурного: +7 (861) 260-38-15 (или 35-21).

Адыгейский ПСО: телефоны +7 (8772) 52-32-01, +7 (8772) 56-19-11, +7 (928) 239-05-80

ГУ МЧС по Краснодарскому Краю: 350063, г. Краснодар, ул. Мира, д. 56, тел. +7(861) 262-20-09

Мы предварительно регистрировались через специальную форму на сайте регионального МЧС, как этого требуют правила. Вставали на учет и снимались с него телефонным звонком дежурному.

Организация связи с внешним миром на маршруте

Официально нашу группу контролировали МЧС и выпускающая МКК ФСТ-ОТМ. В обе эти организации мы передавали сообщения по мобильному телефону о начале и окончании маршрута. Так же мы были на связи с координатором, который имел всю информацию о маршруте (график маршрута, его основные и запасные и аварийные варианты, информацию о препятствиях) и участниках группы (даты рождения, паспортные данные, координаты родственников). Сообщения с маршрута размещались в социальных сетях, где с ними могли ознакомиться родственники участников.

Координатор же каждый вечер присылал группе SMS с прогнозом погоды.

График движения

Способ передвижения

Армавир – пос. Узловое

автотранспорт

Пос. Узловое - устье р. Ходзинка - Красная скала (1262 м, н/к, радиально)

- бр. р. Ходзь - м/н

8,4

5:52

пешком

Княжеские поляны - хребет Тхачи - Княжеские поляны (рад)

9,7

5:45

пешком

Княжеские поляны - Фирсова поляна - бр. р. Малый Сахрай - поляна “Тайвань” - бр. р. Б. Сахрай - поляна под ск. Колокольня

13,8

6:26

пешком

Поляна пд ск. Колокольня - балаган Ветреный - пер. Тхачский (н/к, 1951, рад.)

6,4

3:07

пешком

балаган Ветреный - пер. Тхачский (н/к 1951) - Большой Тхач (н/к, 2368, рад.) - пер. Тхачский (н/к 1951)

7,6

5:28

пер. Тхачский - пер. Осетинский - пер. Чертовы ворота - балаган Сахарова

13,9

6:45

пешком

Балаган Сахарова - хр. Агиге - г. Сундуки (н/к, 2199 м) - м/н - г. Чай-гора (н/к, 2089 м, рад)

9,1

автотранспорт

Итого в зачет

124,5

Общая смысловая идея похода и подготовка к нему

Данный поход проходил в рамках Курса основ туризма, проводимого в турклубе ВШЭ. При этом у большинства участников уже был опыт походов первой категории сложности и у двоих опыт некатегорийных походов. Изначально планировалось пройти поход второй категории сложности по Северной Осетии. Но в связи со снежной обстановкой в районе похода, нам было рекомендовано его сменить. Наиболее подходящим для нас оказался район Тхачей – часть группы и руководитель уже имели опыт прохождения маршрута в данном районе в межсезонье, плюс с организационной и финансовой точки зрения это было наиболее выгодно. Нам не пришлось менять уже купленные билеты, наш поезд Москва – Владикавказ останавливается в Армавире, а из Армавира без труда можно добраться на автотранспорте до Узлового. Надо сказать, что в этот год на майские праздники на всем Кавказе наблюдалась сложная снежная обстановка, и район Хребта Большого Тхача не оказался исключением. Об этом будет рассказано в техническом описании.

Планируемый нами поход по Северной Осетии предполагал прохождение снежных участков, поэтому при подготовке было уделено большое внимание тренировкам на снежных склонах (хождение с альпенштоком, ледорубом, техника зарубания) и веревочная техника.

При подготовке к походу мы ставили следующие цели:

Получить опыт прохождения маршрута в межсезонье, предполагающий снежные препятствия.

Отклонения от заявленного графика и их причины

Изменение маршрута группой связано с плохими погодными условиями и обилием снега. Начиная с третьего дня, маршрут вынужденно перекраивается и финишной точкой становится д. Никитино. Это та точка, до которой мы успеваем дойти и иметь в запасе еще день. Плюс из Никитино можно без проблем вернутся в Армавир, конечно, имея заранее заказанный транспорт. Соответственно отказываемся от планов с 7 по 10 день. Радиалка- разведка и обход хребта Большого Тхача с юга заняли у нас два дня. После обхода радиально идем на вершину Большого Тхача и далее продолжаем движение по заявленному маршруту, но с конечной точкой в Никитино.

Обзорная карта маршрута

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Синим цветом обозначен заявленный путь, красным - фактически пройденный

Высотный профиль маршрута

Техническое описание маршрута

Километраж здесь и далее указан без учета коэффициента 1,2.

Ходовое время - указано чистое ходовое время, ч. мин. Берега рек – орографические. Подборка фотографии в google фото: "https://photos.app.goo.gl/SE9uGx889H8WHgceA" rel="nofollow"

День 1. 28 апреля 2019 года.

Пос. Узловое - устье р. Ходзинка - Красная скала (1262 м, н/к, радиально) - бр. р. Ходзь - м/н

Погода

День 1

апреля 2019

7 ч. 6 мин.

18,9

Тепло, в первой половине дня солнечно, во второй - небольшой дождь

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

В Армавир поезд прибыл по расписанию, мы вышли из поезда в 1:28. Вышли на площадь перед зданием вокзала. Оказалось, что внутрь можно попасть только со стороны путей, поэтому мы решили дождаться машины и закончить распределение общественного снаряжения прямо на ступеньках вокзала, благо ночь была теплая.

Микроавтобус подъехал ровно в 2 ночи (Iveco Daily, судя по объявлениям в салоне обычно машина используется в качестве маршрутного такси в Армавире, так мы узнали, что проезд по городу там стоит 25 рублей).

Прибыли в поселок Узловое в 4:00, в 4:17 водитель высадил нас на поляне в конце Нагорной улицы на южной окраине поселка. Ясно и прохладно (8 градусов по карманному термометру). Над деревьями небо начинает светлеть. Поют лесные птицы, кукушка обещает нам долгих лет жизни, в поселке кричит петух. К западу от поляны в деревьях пасется табун лошадей, свет фонариков отражается в их глазах - это выглядит как большое количество светящихся точек, перемещающихся попарно в темноте. В 4.30 начинаем движение, к этому моменту уже почти рассвело. Можно идти без фонариков. Пересекаем поляну сначала в южном, потом в восточном направлении и через 4 минуты поднимаемся на насыпь грунтовой дороги. Движемся по дороге в ЮЮВ направлении. Через 4 минуты переходим по мосту р. Ходзь. Через 5 минут дорога изгибается на ЮЮЗ и выходит на поляну. Вдали виднеются снежные вершины. Через 23 минуты проходим ответвление дороги на ЮЗ (в сторону урочища Басова Хата) и приток реки. На полянах у дороги пасутся стада лошадей и коров. На дороге встречаются лужи и растоптанная коровами грязь. Иногда дорогу пересекают ручьи, более крупные притоки р. Ходзь забраны в трубы. Дорога идет с незаметным уклоном вверх (не более 5º). Через 44 минуты ходового времени проходим поворот дороги в ЮЗ направлении (N 44.07495° E 40.59491°). Еще через 22 минуты, ровно в семь утра переходим вброд р. Ходзинка в месте впадения ее в р. Ходзь. Брод мелкий, можно перейти по камням, не замочив ног. Через 5 минут на другом берегу устраиваем привал для завтрака и отдыха (N 44.07106° E 40.58298°). По первоначальному плану мы должны были встать в этом месте на первую ночевку, но, несмотря на бессонную ночь, мы чувствуем силы продолжать движение. В 9:10 мы выдвигаемся дальше. Поднимаемся по лесной грунтовой дороге в СЗЗ направлении (уклон от 15 до 20º), через 13 минут на локальной вершине выходим на тропу, еще через 2 минуты снова на дорогу. Продолжаем подъем по дороге в ЮЗ направлении (уклон составляет от 10 до 25º). Через 10 минут начинается пологий спуск, движемся по левому

берегу каньона р. Ходзь со скальными стенками. Любуемся открывающимся видом на ущелье, затем продолжаем подъем. Через 12 минут проходим невероятно большую липу. После небольшого пологого спуска, занявшего 4 минуты, продолжаем подъем по каменистой тропе - пересохшему руслу потока воды (уклон примерно 25º). Ярко светит солнце, на подъемах становится жарко, температура воздуха 25ºС. Через 33 минуты выходим на небольшую пологую полянку. Олег и Ваня сходили на разведку посмотреть поворот на Красную скалу, это заняло 9 минут. Продолжаем движение по дороге, она идет в лесу в СЗ направлении траверсом хребта недалеко от его вершины с пологим уклоном вверх (примерно 7º). Через 55 минут ходового времени еще раз Ваня сходил посмотреть путь в южном направлении к пещере, отмеченной на карте и потенциальному подъему к Красной скале. Через 14 минут после продолжения движения слева по ходу дороги (в южном направлении) видим скальное обнажение склона - вход в пещеру, которая представляет собой трещину в склоне. Через 23 минуты останавливаемся на сухой обед на берегу ручья (N 44.08527° E 40.52217°), над стоянкой натягиваем тент.

После обеда, в 14:14 отправились в радиальный выход на Красную скалу, с рюкзаками осталась Катя Кропочева. Поднимаемся по довольно крутому склону (40º) , покрытому прошлогодними листьями, редкими деревьями и колючими кустарниками. Через 24 минуты подъема склон начал выполаживаться, выходим на старую автомобильную дорогу. Через 7 минут дошли до Красной скалы, отсюда видно подъем на хребет урочища Мешок. Через 11 минут начали подъем на хребет и, спустя 8 минут, достигли его вершины. Сфотографировались и через 9 минут начали спуск по тропе, спустя некоторое время тропа потерялась и мы продолжили спуск траверсом склона.

Начался дождь. Через 32 минуты вернулись к рюкзакам. В 16:25 выходим с места стоянки, идет дождь, но вскоре после выхода прекращается. Движемся по лесной грунтовой дороге сначала на СЗ, потом на ЮЗЗ, с небольшим (примерно 7º уклоном вниз). Через 24 минуты подходим к броду через р. Ходзь. Переходим реку с использованием сложенных вдвое треккинговых палок. Дно каменистое, глубина примерно 30 см, скорость течения 0,7-0,8 м/с. Встаем на ночевку сразу за бродом на левом берегу р. Ходзь (N 44.08541° E 40.50629°) слева от дороги на влажной поляне, поросшей черемшой (ах, этот чесночный запах!). Ужинаем супом, оставшимся с обеда. Часть участников сразу легли спать, устав после бессонной ночи и длинного ходового дня, но некоторые остались попеть песни у костра.

Фото 1.1 По дороге из Узлового

Фото 1.2 Смотровая площадка по дороге к Красной скале

Фото 1.3 По дороге к Красной скале

Фото 1.4 Группа на смотровой площадке Красной скалы

Фото 1.5 Грот у дороги

Фото 1.6 Брод через р. Ходзь

День 2. 29 апреля 2019 года.

м/н - бр. р. Ходзь - ур. Кунские поляны - поляна Фирсова

Погода

День 2

апреля 2019

4 ч. 9 мин.

Переменная облачность, тепло

Так как хотелось восполнить недостаток сна, решили встать попозже - дежурные в 7:30, все остальные - в 8:00. В 9:56 вышли с места стоянки по грунтовой дороге, ведущей на СЗ с незаметным уклоном (5-7 º). Через 8 минут справа по ходу движения (на С) проходим поляну с кормушками для скота, спустя еще две минуты - слева луг с

возвышенностью, на возвышенности стоит сарай. Через 11 минут доходим до противоположного края луга, здесь стоит стела погибшим бойцам. Останавливаемся помолчать у памятника. Дальше дорога проходит через загородку для скота с несколькими сараями. Выходим к броду через р. Ходзь. Дно каменистое, глубина примерно 30 см, скорость течения 0,7-0,8 м/с. Переходим реку с помощью сложенных вдвое треккинговых палок. Через 31 минуту продолжаем движение по дороге в СЗ направлении. Через 7 минут поворачиваем на грунтовую дорогу, ведущую на ЮЗ по краю луга. Через 12 минут перешагиваем ручеек, еще через 8 минут - приток покрупнее. Спустя еще 12 минут делаем небольшой привал на берегу ручейка. Продолжаем движение по дороге. Часть участников заняты вычислением arctg 0,1 - идет спор что лучше, использовать первые два члена ряда Тейлора или начертить палочкой на песке треугольник. Под этот разговор мы движемся довольно бодро. Через 18 минут мы выходим к урочищу Кунские поляны. Здесь расположены добротная землянка (дверь закрыта), навес под национальным флагом и собачья будка. В ста метрах на берегу реки стоит баня, по отчетам других групп в ней можно попариться, только не забывайте пополнять дровницу. Продолжаем движение по дороге, через 19 минут сворачиваем южнее, делаем небольшой привал, набираем воды в реке. Дальше дорога уходит на СЗ и в горку (уклон около 20º). Через 25 минут подъема выходим на высоту 1196 м. Здесь есть связь МТС, отзваниваемся куратору. Спустя 9 минут движения на ЮЗ в 13.04 встаем на обед. К сожалению, в отмеченном на карте русле воды нет. Катя, Саша Кулагин, Саша Кулаков, Ваня и Олег пошли за водой ниже по течению, практически до места предыдущего привала, набрали 26 л воды, с расчетом на обед, ужин и завтрак следующего дня. На этот радиальный выход ушла 41 минута.

С затянувшейся из-за поисков воды обеденной стоянки вышли в 15.40. Идем по каменистой лесовозной дороге с уклоном около 30º. Через 27 минут выходим на поляну Фирсова. Здесь мы впервые встречаем небольшие снежники. На восточной окраине поляны, в месте выхода с подъема находится оборудованная стоянка со столом и костровищем (N 44.08677° E 40.41924°). Здесь мы встаем на ночевку. К дереву приклеена скотчем записка, в которой говорится о располагающемся неподалеку роднике. Катя и Олег пошли поискать родник, сначала пересекли поляну по дороге в ЮЗ направлении. На пересечении с хорошо набитой тропой, поднялись сначала немного на юг, потом сходили на ЮЗ. Там тропа поднимается по красивому ущелью балки Михеевской с каменными стенками, поросшими соснами. Затем вернулись, пересекли поляну и немного спустились в СЗ направлении. Через некоторое время решили, что со стоянки за водой все равно будет неудобно ходить так далеко вниз и вернулись в лагерь. По-видимому, до родника оставалось пройти около 200 м. Прогулка заняла ровно час. Несмотря на то, что родник мы не нашли, недостатка воды мы не испытывали, так как запасли воду заранее, а на вечерний чай под гитару натопили снега. В 00:34 мы услышали, что вокруг палаток ходит какое-то животное. Оказалось, что это собака. Как ни странно, она оказалась весьма интеллигентной и не покусилась на наши запасы еды, хотя по тамбурам палаток активно пошуршала.

Фото 2.1 Стелла погибшим бойцам

Фото 2.2 Навес рядом с землянкой

Фото 2.3 По дороге к поляне Фирсова

Фото 2.4. Место ночевки

День 3. 30 апреля 2019 года.

поляна Фирсова - Княжеские поляны - хребет Тхачи - Княжеские поляны

Погода

День 3

апреля 2019

5 ч. 52 мин.

8,4

тепло, переменная облачность, сильный ветер

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Дежурные встают в 5:30, остальные - в 6:00. С места стоянки выходим в 7:40.

Пересекаем поляну по дороге в ЮЗ направлении, через 13 минут поворачиваем на Ю на каменистую тропу, ведущую вверх к Княжеским полянам (уклон от 10 до 25º) . Тропа маркирована металлическими щитами с красно-бело-красной меткой. Через 9 минут подъема пересекаем границу Природного парка “Большой Тхач”. Через 2 минуты к востоку уходит ответвление тропы, мы же продолжаем движение на Ю. Через 45 минут, уже почти под Княжескими полянами, встречаем спускающуюся группу из четырех девушек и одного парня. Выяснилось, что они тоже из ВШЭ (и Саша Кулагин даже знаком с руководителем по майнеру Философия). Ребята поднялись до Княжеских, но дальше не пошли из-за плохого самочувствия одного из участников. Через 10 минут выходим на Княжеские поляны. К востоку от выхода тропы на поляну на живописной стоянке стоит палатка, ее обитатели, хипповатого вида девушка и парень, поднялись от “Тайваня” и планируют сходить радиально на Большой Тхач по хребту.

Пересекаем поляну в ЮЗ направлении и через 9 минут выходим на подъем к хребту. Здесь лежит влажный снег, глубиной около 20 см. Надеваем гамаши и солнечные очки, намазываем солнцезащитный крем, разводим изотоник. Движемся вверх по склону 15-20º в редком лесу, тропы как таковой нет, есть старый след, который теряется местами.

Приходится тропить самостоятельно. По мере подъема снег становится глубже - до 40 см. Через 1 час 6 минут ЧХВ выходим на проталину перед верхней поляной. На проталине цветут крокусы. Здесь нас обгоняет налегке пара туристов с Княжеских. Через 8 минут подъема по снегу после проталины выходим на поляну. Здесь снега нет. Встречаем двух туристов, спускающихся с хребта. Говорят, что зашли сюда со стороны скалы Колокольня. Продолжаем подниматься по тропе на хребет. Уклон местами довольно крутой, до 35º, проходим небольшой снежник. Дует сильный северо-восточный ветер. У Оли улетает сидушка, привязанная снаружи к рюкзаку.

Через 36 минут выходим на хребет. Здесь ветер очень сильный, на гребне практически сбивает с ног. Останавливаемся в кулуаре, Ваня идет смотреть обстановку на хребте.

Через 6 минут возвращается - тропа по хребту уходит под снежник. Снега очень много по сравнению с фотографиями предыдущих лет. Еще на 5 минут сходили на разведку Ваня с Сашей Кулаковым. Решение - не выходить на хребет при таком количестве снега, отсутствии тропы и сильном ветре. Спускаемся по пути подъема. Через 24 минуты

забираем немного западнее и в 13.27 становимся на привал. Сооружаем из рюкзаков ветрозащитную стенку. Спустя полчаса Оля, Саша Кулаков, Ваня и Олег отправились смотреть возможность спуска под скалу Колокольня. Оставшиеся ждут и обедают колбасой с сухарями. Через 40 минут мимо проходит группа туристов из 5 человек. Среди них есть знакомый Саши Кулагина, тоже из ВШЭ. Группа направляется по нашему маршруту на хребет. Рассказываем им о возможных трудностях, но их эта информация не смущает, группа продолжает путь на хребет. Через 13 минут возвращаются участники, ходившие к спуску под Колокольню.

Принимаем решение спуститься обратно на Княжеские поляны, так как спуск под скалу Колокольня достаточно крутой, часть его идет через скальные выходы. Часть пути необходимо двигаться свободным лазанием, что, учитывая рюкзаки и, возможно, недостаточную подготовку части участников, может быть небезопасно. Через 10 минут мимо проходят двое туристов налегке - они утром поднялись из-под Колокольни и прошли по хребту, но до вершины Большого Тхача не дошли из-за большого количества снега. Говорят, что и дальше по нашему маршруту снега тоже очень много для этого времени года. Принимаем решение спускаться обратно на Княжеские поляны. За 34 минуты спустились до Княжеских полян по своей же тропе (за день ее успели еще натоптать прошедшие несколько групп). За 20 минут пересекаем поляну и становимся приготовить оставшийся от обеда суп. Через 17 минут Вика, Арина и Катя отправляются искать место для лагеря. Катя находит ручей, на повороте оврага пробивающийся из-под снежника, (N 44.07042° E 40.41161°) и старое костровище на поляне недалеко от спуска к ручью. Через 23 минуты возвращаются. Решаем на этой стоянке остаться на ночевку (N 44.06984° E 40.41308°). Видим наших утренних знакомых, со стоянки в северной оконечности Княжеских полян, спускающихся бегом по склону. Сначала мы даже начали волноваться, что что-то случилось, но потом поняли, что это просто такой стиль спуска. Ребята прошли “по кромке обрыва”, до вершины не дошли 20 минут, так как пора было возвращаться.

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Фото 3.1 Граница природного парка “Большой Тхач”

Фото 3.2 Группа на Княжеских полянах. На заднем плане Большой Тхач

Фото 3.3 Начинаем подъем

Фото 3.4 Тропежка на подъеме

Фото 3.5 Промежуточная седловина

Фото 3.6 На хребте

Фото 3.7. Защищаемся от ветра на склоне

Фото 3.8 Стоянка на Княжеских полянах

День 4. 1 мая 2019 года.

Княжеские поляны - хребет Тхачи - Княжеские поляны (рад)

Погода

День 4

1 мая

5 ч. 45 мин.

9,7

тепло, утром солнечно, затем пасмурно

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Подъем в 6:00 (для дежурных в 5:30). Часть группы в составе Вани, Саши Кулакова, Саши Кулагина, Олега, Оли и Кати отправляется в радиальный выход на хребет (выход носит разведывательный характер. Задача - понять, сможем ли мы пройти хребет по запланированному маршруту, или необходимо обойти его снизу). Берем ледорубы, каски, фонарики, веревку, карабины и системы, спальник, аптечку, пару бутылок воды и сухую часть обеда. Связь с лагерем по рации раз в 30 минут. Выходим в 7:45. Поднимаемся по вчерашней тропе. Снег стал заметно более влажным со вчерашнего дня, в некоторых местах хорошо видно, как увеличились проталины. Через 69 минут вышли на гребень хребта. Послушали напоминание по технике самостраховки ледорубом (но вроде бы все и так все хорошо помнят).

Движемся по тропе траверсом хребта, чуть ниже к СЗ от края обрыва. С обрыва на З открывается вид на Фишт-Оштенский массив. Через 7 минут обходим по снежнику трещину. Через 11 минут выходим на понижение первого кулуара. Через 8 минут начинается подъем по влажному скальному склону с крошащимися камнями, переходящими в осыпь, который через 6 минут уходит под снежник. Продолжаем подъем по снежнику еще 6 минут. С верхней точки видно вершину с крестом. Спускаемся по снежнику, который заканчивается через 3 минуты, в нижнюю точку следующего кулуара. Начинаем подъем опять по снегу, затем спуск по тропе в прошлогодней траве (уклон примерно 30º). Через 21 минуту выходим на седловину следующего кулуара. Начинаем подниматься дальше по каменистой тропе. Через 7 минут проходим металлическую табличку с нарисованным белой краской православным крестом. За последующие 18 минут проходим траверсом частично по снегу (под снегом попадаются заросли Рододендрона кавказского), частично по тропе вершину с крестом, огибая ее с СВ стороны. Начинает ощущаться ветер, на небе появляются серые тучи. 10 минут поднимаемся по снежнику. Тропа идет мелкими траверсами склона кулуара. Снега до колена (45 см), но местами участники проваливаются по пояс. Обходим с СВ трещину в скале.

Выходим на гребень. Отсюда видна вершина г. Большой Тхач, на нее заходит большая группа туристов. Спускаемся по травянистой тропе, уклон примерно 35º. За последующие

12 минут поднимаемся на последний гребень перед вершиной, обходя с СВ трещину. Попробовали двигаться дальше по снежнику, но через 2 минуты обнаружили, что, как нам показалось, тропа проходит поверх закрытой снегом трещины (N 44.04489° E 40.42615°). Решили, что преодолевать это препятствие, особенно завтра с рюкзаками, мы не хотим.

Таким образом, мы не дошли до вершины Большого Тхача 350 м по прямой. Сделали привал на сухой обед и фотографии.

В 12:40 двинулись обратно по тому же пути. Слышны раскаты грома, видно, как на СВ над долинами идет дождь. Через 31 минуту, миновав вершину с крестом, встречаем группу местных туристов. Продолжаем движение, заметно, что снег тает очень быстро, участки травы мокрые (и довольно скользкие) из-за вытекающей из-под снежников воды. За 47 минут чистого ходового времени проходим хребет. Через 16 минут выходим на снежный спуск к лагерю и преодолеваем его за 20 минут, в 15:04 выходим на поляны. На Княжеских полянах встала еще одна большая группа туристов. Во время радиального выхода в лагере шел несильный дождь. В 16.30 Саша Кулагин, Арина и Вика пошли посмотреть пещеры, расположенные на Княжеских полянах: сначала пересекли поляну в С направлении, у кромки леса повернули на В. Княжеская пещера представляет собой дыру в земле под березой. Внизу в две стороны уходит туннель. Продолжили путь В. Место, обозначенное на карте как “Ход в преисподнюю” выглядит как скалистое углубление, уходящее вниз под углом. Углубление обложено деревьями. Прошли еще на восток, посмотрели с края обрыва. Пересекли поляну в СЗ направлении и спустя 55 минут вернулись в лагерь. Вечером обдумали дальнейшие варианты маршрута. Посоветовавшись с куратором и МКК приняли решение обойти хребет с СЗ стороны, маршрут закончить в Никитино.

Фото 4.1 Группа перед радиалкой на Большой Тхач

Фото 4.2 Поднялись с седловину

Фото 4.3 Продолжаем движение

Фото 4.4 Тропа почти по краю

Фото 4.5 Дальше не пошли. Вершина Большого Тхача на заднем плане

Фото 4.6 На обратном пути

День 5. 2 мая 2019 года.

Княжеские поляны - Фирсова поляна - бр. р. Малый Сахрай - поляна “Тайвань” - бр. р. Б. Сахрай - поляна пд ск. Колокольня

Погода

День 5

2 мая

6 ч. 26 мин.

13,8

в первой половине дня - переменная облачность, во второй - пасмурно, периодичес ки дождь

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Подъем по расписанию. В 8:00 выходим со стоянки и идем на С, в сторону спуска к Фирсовой поляне. Через 4 минуты видим группу из 14 человек, начинающих подъем на хребет. Еще через 4 минуты встречаем еще одну группу Руководитель ходил здесь очень много раз и не разделяет наших опасений по поводу тропы на хребте. Предлагает пойти за ними. Начинаем спуск по пути подъема в третий день. По пути встречаем еще группы из двух, трех и семи человек. Через 36 минут выходим на поляну Фирсова. У начала подъема стоит лагерем еще одна большая группа туристов. За 4 минуты пересекаем поляну в С направлении и начинаем спуск по каменисто-грунтовой тропе, маркированной металлическими красно-бело-красными щитами (уклон 10-20º). Через 22 минуты на ЮЗЗ уходит наезженная лесовозная дорога. Продолжаем движение по каменисто-грунтовой дороге с колеей. Через 22 минуты встречаем группу из 4 человек, поднимающихся навстречу. Через 16 минут спуска на дороге попадается все больше камней, борта колеи осыпаются. Среди осколков попадаются камни с окаменелыми раковинами двустворчатых моллюсков (уклон 25º).

Через две минуты переходим по камням приток реки Малый Сахрай. Идем вниз по течению реки М. Сахрай, по руслу, периодически переходя с одного берега на другой (всего 18 раз). Дно реки каменистое, ширина 0,5-1,5 м, глубина 10-30 см. Через 33 минуты выходим на дорогу, но по дороге течет свернувший на нее поток воды. Движемся по дороге. Через 6 минут движения выходим к перекрестку дорог и впадению левого притока М. Сахрая. Река становится гораздо глубже, мутнее и быстрее. Переходим по бревну с правого берега на левый и 14 минут пробуем идти в зарослях травы. Далее переходим реку вброд парами по два человека, сложив вместе треккинговые палки (в качестве тренировки), скорость течения и глубина позволяют перейти её и по одному. Глубина реки в этом месте примерно 30 см, ширина 4 м. Движемся на запад по грязной лесовозной колее, по дороге проезжают два порожних Урала-лесовоза.

Через 21 минуту вышли к слиянию рек Б. и М. Сахрай. Это место называется “Тайвань”, здесь стоит деревянный навес. Сейчас беседка занята большой детской

группой. Навстречу нам реку Б. Сахрай переходят уже встречавшаяся нам группа из ВШЭ с Сашиным знакомым по курсу философии. Переходим реку вброд с использованием сложенных треккинговых палок. Глубина по середину икры (35 см), ширина 6-8 м, дно каменистое. Скорость течения довольно большая. В это время к беседке подъезжает еще одна группа на ГАЗ-66. Движемся по грунтовой дороге на Ю, вверх по течению р. Б. Сахрай, по ее левому берегу. Дорога идет вверх с незначительным уклоном, потом также вниз. Через 16 минут переходим реку вброд, через 5 и 8 минут проходим места впадения правых притоков реки. Переходим реку еще два раза. Через 11 минут, в 12:52, останавливаемся на правом берегу на обед на оборудованной стоянке. В 14:25 продолжаем путь по дороге. Переходим реку еще 3 раза и через 19 минут выходим на поляну, где автомобильная дорога заканчивается. Дальше идет тропа с попадающимися камнями. За последующие 7 минут переходим реку еще три раза. Перед последним бродом стоит на привале большая группа.

Тропа уходит на восток и вверх (уклон ок. 20º). Тропа маркирована уже знакомыми нам щитами. Снова входим в границы ООПТ “Большой Тхач”. Слышатся раскаты грома. Через 11 минут тропа уходит левее, уклон увеличивается до 30º. Еще через 5 минут начинается дождь средней интенсивности, но через полчаса заканчивается. Спустя час чистого ходового времени проходим большие белые камни слева по ходу движения, справа - костровище со свежими углями. 21 минуту спустя проходим обустроенный родник. Начинают попадаться палаточные лагеря. Через 45 минут выходим к месту стоянки под скалой Колокольня и останавливаемся на ночевку (N 44.06230° E 40.39909°). Здесь есть костровище и ветрозащитная стенка из пихтового лапника. На ужин топим на костре снег из снежника, лежащего у основания Колокольни. Запасаем воду для завтрака.

Фото 5.1 Брод через приток Малого Сахрая

Фото 5.2 Дорога к поляне Тайвань

Фото 5.3 Брод через Малый Сахрай

Фото 5.4 Обед на “ритуальной” поляне рядом с дорогой

День 6. 3 мая 2019 года.

поляна пд ск. Колокольня - балаган Ветреный - пер. Тхачский (н/к, 1951, рад.)

Погода

День 6

3 мая

3 ч. 7 мин.

6,4

дождь, снег, туман

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Подъем по расписанию. Всю ночь шел дождь и продолжает идти. 8:30 выходим. Движемся по тропе на ЮВ снизу от хребта Большой Тхач, вершины хребта скрыты туманом. Через 20 минут начинаются снежники, дождь переходит в снег. Тропа идет мимо больших камней с уклоном то вверх, то вниз, под ногами то мокрый снег глубиной до 30 см, то жидкая скользкая грязь. Через 1 ч. 7 мин. чистого ходового времени перешагиваем ручей, через 10 минут еще один. Через 24 минуты, в 11:51, выходим на поляну Ветреный балаган. Домик на балагане занят, еще стоит минимум три группы.

Дожидаемся, пока одна из групп снимается и уходит в сторону Колокольни. Встаем на их место. Чуть к востоку по тропе от поляны есть удобный родник.

В 15:00 Катя, Саша Кулагин, Оля, Ваня выходят в радиалку на перевал Тхачкский с целью посмотреть дорогу дальше к пер. Чертовы ворота и оценить возможность восхождения на Б. Тхач. Движемся по грязной тропе траверсом склона на ЮВ, иногда приходится использовать сложенные палки как альпеншток, чтобы не съехать по грязи. Через 19 мин выходим на перевал. Вершины Малого и Большого Тхача закрыты туманом и облаками. Здесь стоит группа из МИСИС, пришедшая из Рожкао. Говорят, что дальше снега много, но есть набитая тропа. Через 24 минуты поднимаемся с перевала на ЮЗ. Через 5 минут проходим лагерь со снеговиком, еще через 3 минуты дошли до начала снежника. Видимость ок. 30 м, дальше смысла идти нет. Через полчаса вернулись в лагерь.

Фото 6.1 На тропе под хребтом Большого Тхача

Фото 6.2 Группа на балагане Ветренный

Фото 6.3 Таинственный лагерь со снеговиком на седловине между двумя Тхачами

Фото 6.4 Место ночевки. На заднем плане Малый Тхач

День 7. 4 мая 2019 года.

балаган Ветреный - пер. Тхачский (н/к 1951) - Большой Тхач (н/к, 2368, рад.) - пер. Тхачский (н/к 1951)

Погода

День 7

4 мая

5 ч. 28 мин.

7,6

утром ясно, затем туман, переменная облачность. Во второй половине дня - облачность, дождь, переменная облачность.

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Подъем по расписанию. За ночь все покрылось инеем, замерзла вода в бутылках. Холодно (2 ºС) и ясно. Выходим в 8.11. Набираем воды в роднике. Через 34 минуты выходим на пер. Тхачский. Радиальный выход на г. Большой Тхач. Берем каски, ледорубы и солнечные очки, фонарики, аптечку. С рюкзаками остается Саша Кулаков. Движемся по тропе траверсом склона на СВ (уклон вверх ок. 20º), затем тропа забирает к С. Через 22 минуты проходим небольшой снежник. Через 15 минут встречаем группу туристов, с которыми мы виделись на Княжеских полянах утром 5 дня. Они действительно прошли по хребту и постояли на балагане Соколова. Последующие 7 минут проходим подвижную осыпь из камней диаметром 20-30 см, наваленных поверх камней побольше. Тропа идет на СЗ. Через 16 минут выходим на край обрыва и движемся по нему на Ю. Еще через 8 минут выходим на снежник. Уклон ок. 40º, идем по выбитым в снегу ступеням. Снега много, даже идя по следам проваливались по колено. На горе стоит облако, видимость около 30 м, то лучше, то хуже. Через 9 минут тропа выходит ближе к краю. Сидим 8 минут, ждем пока станет лучше видно. Через 5 минут после начала движения вышли под вершину. Здесь мы встретили группу из 4 человек, пришедшую с Княжеских по хребту.

Опять ждем пока ветер сдует облако. Чтобы попасть на вершину нужно преодолеть перешеек. Обходим скалу на перешейке с З стороны (тропа идет с В, но неприятно близко к краю). Дальше подходим к скале с табличкой погибшему спасателю. Здесь нужно пролезть ок. 2м вверх по камням.

В 11.15 оказываемся на вершине. Одновременно с нами заходит группа, которая приехала на машине к “Тайваню” в середине 5 дня. На вершине тур с шестом, увешанным флажками. Фотографируемся, оставляем записку. К сожалению, видимость очень низкая, никаких пейзажей не видно. Через 20 минут начинаем спуск. Через 6 минут выходим с перешейка. Через час возвращаемся на перевал и обедаем без супа. После обеда, в 13:24, выходим на ЮЮЗ в сторону Малого Тхача. Через 4 минуты проходим стоянку (уже почти без снеговика). Идем вверх по кочкарному лугу, уклон 25-30º. Через полчаса выходим на снежник, движемся по тропе. Один из участников чувствует недомогание и начинает отставать. Через 14 минут выходим со снежника, идем по лугу и через 4 минуты выходим на хребет. Тропа идет в снегу глубиной по щиколотку (30 см) по верху хребта.

Через 12 минут принимаем решение вернуться, так как непонятно в каком состоянии тропа и не едет ли снег, плюс погода начинает портится и видимость значительно снижается. Навстречу проходит очень большая группа разнообразно одетых людей с детьми и собаками. Ветер гонит тучу через хребет. Катя и Ваня сходили посмотреть начало тропы, идущей снизу траверсом хребта с его В стороны, на это ушло 9 мин.

Спускаемся без тропы к В, через 25 мин выходим на тропу. В этот момент начинается дождь, и мы решаем остаться на перевале. Через 10 мин встаем на стоянке со снеговиком. Воду на обед и ужин набираем в ручье к В от перевала.

Фото 7.1 На перевале Тхачский. Позади тропа на подъем к вершине Большого Тхача

Фото 7.2 Тропа через каменную осыпь

Фото 7.3 Проходим снежник

Фото 7.4 На склоне перед вершиной

Фото 7.5 На вершине Большого Тхача

Фото 7.6 Спуск по снежнику

Фото 7.7 На склоне Малого Тхача

Фото 7.8 На хребте Малого Тхача

День 8. 5 мая 2019 года.

пер. Тхачский - пер. Осетинский - пер. Чертовы ворота - балаган Сахарова

Погода

День 8

5 мая

6 ч. 45 мин.

13,9

тепло, переменная облачность

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Подъем по расписанию. Движемся на ЮЮВ по травянистой тропе и подтаявшим снежникам траверсом хребта с его В стороны. Через 20 минут обходим с З скальный выступ (движемся вверх по ступеням в снегу с уклоном 35º). Далее продолжаем движение траверсом склона по снежнику через редкий березняк. Через 20 минут делаем привал у скалы с седловиной на вершине. Выходим в радиальный выход на вершину г. Малый Тхач. С рюкзаками остаются Мила и Вика. Сначала поднимаемся по снежнику на ЮЗЗ, в сторону вершины, через 12 минут выходим на кочкарный луг, еще через 7 минут - опять на снежник. Уклон ок 25º. В 9:19 мы на вершине, здесь снега нет. Подобие тура есть, но записки в нем не находим. Фотографируемся. В 9:31 начинаем спуск по пути подъема. На нижнем снежнике мокрый снег съезжает, ступени не держат, проваливаемся в снег до колена. На спуск уходит 16 минут. Движемся по тропе в снегу (глубина по щиколотку - 30 см), подъем вверх примерно 20º.

Через 18 минут подходим под скальную стенку, здесь нужно слезть с камня примерно полтора метра вниз. Через 3 минуты тропа уходит вниз по склону, снежные ступени разрушаются под весом, уклон ок 45º, подскальзываемся и проваливаемся по середину бедра. Палки здесь удобно использовать как альпеншток. Продолжаем движение траверсом склона под скальной стенкой, затем еще немного спускаемся вниз. Таяние снега на скале провоцирует осыпание мелкой породы, стараемся побыстрее уйти дальше за скалу. Через 24 минуты выходим со снежника. Через 4 минуты поднимаемся на перевал Осетинский. Встречаем здесь большую группу, идущую навстречу. Фотографируемся.

Обходим с севера траверсом по тропе небольшой холм, далее движемся по тропе траверсом ЮЗ склона хребта. Тропа хорошая, снега нет, идется приятно, особенно по сравнению с СВ склоном. Через 22 минуты выходим на снежник, но тропа хорошо протоптана и снег не глубокий (ок 20 см). Но стоит сойти с тропы, можно провалиться и по пояс. Перед нами идет группа 4 человека, навстречу - группа из Ярославля с маленькими детьми.

Через 22 минуты выходим на перевал под г. Асбестная. Спускаемся с перевала по тропе в ЮВ направлении. Хорошая тропа идет траверсом склона, обходя долину, затем

опять на ЮВ. Отсюда уже хорошо виден подъем на пер. Чертовы ворота и вершины Западного и Восточного Ачашбоков.

Через 37 минут начинаем подниматься на перевал. Через 5 минут тропа выходит на снежник. Идем траверсом склона по снежнику, поднимаясь вверх. Через 13 минут встречаем детскую туристическую группу, остановившуюся на обед. Еще через 5 минут выходим со снежника и через 10 минут, в 14:08 выходим на перевал Чертовы ворота.

Снимаем записку, по-видимому встреченной нами группы с детьми, фотографируемся, Саша Кулагин находит тайник геокэшинга. В 14:20 спускаемся (уклон ок 20º) с перевала по тропе в Ю направлении. Через 17 минут выходим на оборудованную стоянку с красивым видом на перевал. Хотим встать здесь на обед, но не находим источника воды. Идем дальше по тропе в Ю направлении, перешагиваем русло сухого ручья, движемся по хорошей лесной тропе траверсом склона. Через 8 минут выходим на снежник и начинаем подъем вверх по кулуару. Спустя 3 минуты останавливаемся на его борту на проталине и обедаем насухую. Во время нашего обеда проходит огромное количество молодых людей

- две группы из УТП Шпаро. Это уже становится традицией – во время прошлогоднего майского похода мы встречали группы УТП Шпаро на балагане Сахарова. И спустя год, хотим поблагодарить девушку-руководителя за подаренный нам батон колбасы, это было очень неожиданно и приятно.

Через 6 минут после продолжения подъема встречаем родник слева по ходу движения (на В от тропы). Через 13 минут подъема по снежнику по разбитой спускавшейся группой тропе выходим на хребет. Видим трех горных козлов, бегающих по вершине скалы. Идем по верхней тропе на ЮЮВ вдоль хребта, через 5 минут спускаемся на нижнюю тропу, чтобы обойти скалы снизу с З. Спустя 7 минут за две минуты обходим скалу по каменистой тропе с уклоном вниз ок 25º. 12 минут идем по лесной тропе траверсом склона, потом выходим на луг. Движемся по тропе в ЮВ направлении 15 минут. Потом по лесной тропе, через 8 минут выходим из леса и пересекаем луг, тропа теряется, заходим в лес и движемся в В направлении без тропы. Через 4 минуты выходим на поляну, отсюда уже видно балаган Сахарова, пересекаем ее за 6 минут и снова входим в лес. Спускаемся по склону через лес в В направлении небольшими траверсами. Лес завален трухлявыми бревнами. Дважды пересекаем русла небольших ручьев, в них, прямо в воде, желтые цветки калужницы. Спустя 23 минуты выходим на луг. Пересекаем его в ЮВ направлении, через 12 минут спускаемся к небольшой речке, переходим два ее русла.

Ваня и Саша Кулагин отправляются смотреть, свободна ли стоянка на балагане. Да, стоянка свободна, за 6 минут доходим до стоянки (N 43.96511° E 40.50766°) через луг. Здесь есть навес с металлической печкой и благо цивилизации в виде нового туалета дачного типа. Рядом со стоянкой есть удобный спуск к ручью.

Фото 8.1 На склоне Малого Тхача

Фото 8.2 Группа на вершине Малого Тхача

Фото 8.3 На спуске с Малого Тхача

Фото 8.4 По тропе к перевалу Чертовы ворота

Фото 8.5 Группа на перевале Чертовы ворота

Фото 8.6 Подъем к седловине после перевала

День 9. 6 мая 2019 года.

балаган Сахарова - хр. Агиге - г. Сундуки (н/к, 2199 м) - м/н - г. Чай-гора (н/к, 2089 м, рад)

Погода

День 9

6 мая

4 ч. 30 мин.

9,1

тепло, переменная облачность, во второй половине дня непродолжи тельный дождь

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Подъем по расписанию. В 8:10 начинаем подъем на хребет Агиге. Сначала 5 минут идем на З по краю леса, уклон ок 20°, затем по лугу в С направлении и через 6 минут входим в лес. Поднимаемся траверсами без тропы в С направлении по пихтовому лесу, склон ок 30°. Попадаются поваленные деревья. Через 52 минуты подъема выходим из леса на луг, еще через 2 минуты оказываемся на вершине гребня, закрывающего небольшую долину. Идем по тропе на ССЗ, через 19 минут выходим на тропу, идущую траверсом по склону основного хребта. Тропа идет сначала на ССВ, потом постепенно уходит к В. Через пять минут встречается небольшой снежник (глубина снега 20 см), проходим его по тропе за 3 минуты. Через пять минут, затем еще через 8 проходим еще похожие снежники.

Через 14 минут подходим на седловину под г. Агиге. На хребте сидит большая группа под руководством Александра Сухопяткина (“Шурик трэвел”). Пока Ваня разговаривает с ними мы сидим и любуемся видом и едим что-то рыбное, припасенное Олегом. За пять минут поднимаемся по тропе, идущей по гребню на В. Тропа переходит на большой снежник. Вспоминаем прохождение этого места в прошлом году: до снежника приходилось спускаться по крутому склону, устланному рододендроном. Сейчас же снега больше настолько, что не только кустарника не видно, но и прошлогодний крутой склон предстал перед нами в виде одного большого снежника. Тропа идет по нему, и с одной стороны это упрощает движение, с другой же стоит проявить осторожность - склон достаточно крутой и обрывистый. Останавливаемся и надеваем каски, очки, складываем

палки, берем ледорубы. Продолжаем движение по снежнику с С стороны хребта траверсом склона по тропе. Через 11 минут движения снежник начинает прерываться растаявшими местами. Через 8 минут выходим на перешеек, убираем снаряжение и спускаемся на тропу, идущей по ЮВ склону хребта. Через 12 минут выходим на следующий перешеек. Поднимаемся по тропе уклоном 20° 5 минут, выходим по тропе на СЗ склон хребта. Через 7 минут выходим на снежник (глубина снега от 30 до 45 см), местами приходится тропить. Через 8 минут немного (2 минуты) спускаемся по склону (ок 45°) и через 5 минут выходим на следующий перешеек, снежник заканчивается перед перешейком. Продолжаем движение по тропе в В направлении.

Поднимаемся 6 мин с уклоном ок 30°, затем идем по хребту и через 18 минут подходим под г. Сундуки. Оля и Вика остаются с рюкзаками, остальные идут на вершину. Через 8 минут, в 13:12 заходим на вершину. Здесь стоит бетонный геодезический знак.

Оставляем записку, в книжке в тайнике от Коллекции приключений с радостью находим свою прошлогоднюю запись. Ваня отзванивается куратору и советуется насчет километража. Саша Кулагин находит еще и геокэшинговый тайник. Через час начинаем спуск на Ю по каменистой тропе (уклон ок 20°), через 4 минуты переваливаем через небольшой перешеек и продолжаем движение по тропе траверсом склона. Еще через 4 минуты проходим кенотаф погибшему автотуристу. Как раз в этом месте тропа переходит в дорогу с колеей.

Через 14 минут выходим к подножию Чай-горы и встаем на обед в 14:34. Во время обеда начался дождь. Решаем остаться здесь (N 43.97575° E 40.56144°, как и планировали изначально). Часа через полтора дождь заканчивается. В 17:27 Оля, Катя и Саша Кулагин отправляются в радиальный выход на г. Чай-гора. Сначала немного обходим гору по дороге на ЮЗ, потом поднимаемся мелкими траверсами по травянистому склону (уклон ок 40°), поросшему кустами рододендрона кавказского. На склоне находим остатки триангуляра. В 17:41 восходим на вершину. Отсюда открывается хороший вид на г.

Сундуки, Шапка и Трю. Под большим плоским камнем находим записку - лист бумаги, на котором группа из пос. Мостовской отмечалась последовательно с 2003 года. Эту записку фотографируем и оставляем на месте, пишем свою. Спускаемся в Ю направлении по травянистому склону 30°, через 8 минут подходим к роднику. Умываемся. От родника вышли на дорогу и вернулись в лагерь через 9 минут.

Фото 9.1 Подъем по склону от балагана Сахарова

Фото 9.2 Покидаем зону леса

Фото 9.3 Пересекаем снежник на хребте Агиге

Фото 9.4 Снежник на хребте Агиге

Фото 9.5 Группа на вершине горы Сундуки

Фото 9.6 На вершине Чай-горы

День 10. 7 мая 2019 года.

м/н - г. Шапка (н/к, 1988, рад.) - м/н

Погода

День 10

7 мая

4 ч. 55 мин.

18,1

тепло, ясно, во второй половине дня краткий дождь

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Подъем по расписанию. Тепло, ясно, над горами стоит дымка. 8:04 выходим по гравийной дороге траверсом небольших вершин, остающихся к Ю от дороги. Через 35 минут дорога обходит с Ю безымянную вершину 1951 м, под ней есть небольшой родник. Через 5 минут переходим перемычку, продолжаем движение по дороге траверсом С склона г. Шапка. Встаем на привал в зарослях под г. Шапка. Встречаем большую группу

из Саратова, идущую навстречу. Саша Кулагин и Катя спускаются к СВ от дороги на поиски геокешингового тайника “Бамбаки”, тайник не нашли, но посмотрели красивые скальные останцы, стенки и арки. Возвращаются через 10 мин.

В 9:50 Саша Кулагин, Олег и Катя пошли в радиальный выход на г. Шапка. Подъем по травянистому склону (20°). Видели двух взрослых серн и двух детенышей. В 10:23 взошли на вершину. Нашли записку в туре, заменили пакетик, в котором она лежала на 50 мл пластиковую пробирку. Написали свою записку, сфотографировались. За 20 минут вернулись к месту стоянки. Собираемся и продолжаем движение по дороге. На обед останавливаемся к Ю от дороги на оборудованной стоянке с родником и очень красивым видом на долину реки Черная (N 43.94679° E 40.62392°). Здесь вкусно пахнет сосной, нагретой на солнце. Тем вкуснее кажется какао, которое Ваня сохранял весь поход до этого момента. После обеда возвращаемся на дорогу, идем по полевой дороге в ЮВ направлении. Через 13 минут на развилке продолжаем движение по дороге, ведущей на СВ. В этот момент начинается небольшой дождь, но вскоре прекращается. Идем по дороге в смешанном лесу. Ощущается, как будто мы в Подмосковье, но снежные вершины, виднеющиеся на ЮВ несколько мешают полностью в это поверить.

Через 35 минут дорога резко поворачивает к СЗ и идет с небольшим уклоном вниз. Через 10 минут сворачиваем на лесную тропу, спускающуюся с уклоном ок 20° на СВВ. Через 26 минут поворачиваем на СЗ на террасу ручья. Через 6 минут перешагиваем ручей и возвращаемся по противоположному берегу, идем по довольно сильно заросшей дороге. Через 8 минут поворачиваем на глинистую тропу, спускающуюся в В направлении с уклоном 15-20°. Через 21 минуту спускаемся к ручью, перешагиваем его, поднимаемся немного по тропе и встаем на ночевку на плоском месте на высоком берегу долины ручья. В лесу душно и парит, периодически слышны раскаты грома.

Фото 10.1 Скальные останцы

Фото 10.2 На вершине горы Шапка

Фото 10.3 Обед на живописной стоянке у кордона егерей

Фото 10.4 Стоянка в Балке Капустина

День 11. 8 мая 2019 года.

м/н - Капустинские водопады (рад) - д. Никитино

Погода

День 11

8 мая

1 ч. 57 мин.

6,6

тепло, переменная облачность, в обед ливень

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Договоренность с водителем - 14:00 от моста в Никитино. Поэтому торопиться некуда. Дежурные встают в 7:00, остальные в 7:45. В 9:15 отправляемся в радиальный выход на Капустинские водопады. В лагере остаются Мила и Оля. Самый большой водопад находится в 250 м по карте - звук падающей воды слышно от палаток, но чтобы к нему попасть, нужно спустится с борта долины одного правого притока р. Капустинка и подняться по долине реки. Идем по тропе на СВВ, тропа идет с небольшим уклоном вниз. Через 5 минут перешагиваем ручей, тропа поворачивает на ЮВ. Еще через 5 минут выходим на широкую тропу и поворачиваем на СЗ. Через 8 минут подходим к месту впадения притока в р. Капустинку. Наши палатки стоят сверху на обрыве (их не видно, но мы это знаем). Переходим речку по камням и поднимаемся по глинисто-каменистому склону с уклоном 35-45°. Через 10 минут дошли до водопада - Капустинка падает здесь с отвесной стены. Неспешно возвращаемся обратно и через 35 минут мы в лагере. Через несколько минут после нашего возвращения начался дождь - тяжелые капли сбивают белые лепестки с деревьев на тент и на палатки.

Дожидаемся окончания дождя и выходим по тропе, ведущей к Никитино. Через 9 минут выходим на хорошую тропу, но идем не к водопадам, а ЮВ - к Никитино.

Встречаются люди, которые прогуливаются от никитинских турбаз к водопадам. Тропа идет траверсом склона с уклоном вниз ок 20°. Через 10 минут выходим на автомобильную

дорогу, идущую по берегу Лабы. Идем по дороге на СВ и через 33 минуты, в 13:18, подходим к мосту, у которого нас должен забрать водитель. Время до двух еще есть - начинаем обедать сухарями с колбасой. Начинается сильный дождь и машину мы дожидаемся накрывшись тентом.

Машина заказана до Армавира. После завершения маршрута Вика и Арина направляются на поезде из Армавира во Владикавказ - у девочек билеты на самолет в Москву. Саша Кулаков, Мила и Ваня остаются в Армавире. Оля, Катя, Олег и Саша Кулагин выходят из машины на автостанции в Лабинске и едут в Краснодар. Олег остается в Краснодаре у родителей, остальные едут в Горячий Ключ к Кате на дачу. Ребята, оставшиеся в Армавире, подсаживаются в поезд Владикавказ-Москва в Армавире 11 мая, а Оля, Катя, Олег и Саша - в Тихорецкой.

Фото 11.1 Капустинский водопад

Фото 11.2 Группа на тропе к Капустинскому водопаду

Фото 11.3 По дороге в Никитино

Сведения о материальном оснащении группы

Личное и групповое снаряжение

Мы использовали стандартный набор личного и группового снаряжения для пешеходного похода 1-2 к.с. по горному району: рюкзак, коврик, спальник, ходовая одежда, ходовая обувь на рифленой подошве, головной убор, сменная обувь, спальная одежда и т.д.; из группового снаряжения — палатки, хозяйственный тент, кан, алюминиевая кастрюля, маленький топорик, аптечка, ремнабор и т.д. Готовили исключительно на газу. Использовали две газовых горелки – одну для кипячения, вторую для доварки. Для ускорения готовки на горелках и сохранения газа использовали стеклоткань.

Ремнабор у нас использовался стандартный для несложного пешеходного похода (нитки, стропы, фастексы, наждачка, изолента, проволка, булавки, пуговицы, шило, пассатижи, скотч, заплатки, клей и добавлены шайбы с саморезами (с помощью которых чинили потекшие каны в предыдущем походе). Набор получился избыточным и достаточным для всех возникших поломок, коих было всего две:

На второй день порвался тросик-ручка на кане. Концы были закреплены проволокой, в дальнейшем не беспокоили.

На восьмой день у одного из участников на клапане рюкзака зажевало молнию. На стоянке отжали пассатижами заклинившую собачку, ни молния, ни ткань в результате повреждены не были.

Рекомендации по снаряжению

Ёмкости для воды – на всем протяжении маршрута каждый участник имел с собой до 2-3 литров питьевой воды в пластиковых бутылках: чтобы пить на маршруте и чтобы в случае незапланированной стоянки был резерв воды для готовки.

Групповой тент советуем брать: очень возможны сильные дожди. На время ночевок в непогоду мы натягивали тент между двумя палатками и готовили под ним еду.

Каны – мы брали один кан на 6 литров и алюминиевую кастрюлю на 6 литров на 9 человек. По опыту прошлых походов готовить на горелке с кастрюлей значительно удобнее.

Средства против клещей – в лесу много клещей, один из участников был покусан. (Нужно надевать закрытую одежду, применять средства от клещей, осматривать друг друга и т.п.) Комары и мошки не встречались.

Солнцезащитный крем – необходимая вещь, особенно в снежные сезоны. У нескольких участников обгорело лицо, несмотря на несильное (по их мнению) солнце. Крем мы брали пару тюбиков на группу.

Солнцезащитные очки - аналогично крему, обязательны при движении по снегу в ясную погоду.

Специальное снаряжение

Исходя из снежности в этом году, каждый участник имел в личном снаряжении ледоруб и каску. На месте мы убедились, что взяли мы их не зря. В малоснежные года ледоруб на данном маршруте не обязателен.

Личное: альпеншток или треккинговые палки, ботинки на рифленой резиновой подошве, ледоруб, каска, рабочие перчатки, солнцезащитные очки.

Групповое: веревка диаметром 8 мм, статическая – 1 бухта (50 м); репшнур диаметром 6 мм –1 бухта (60 м); страховочная система полная, с блокировкой – 2 шт.;

карабины – 6 шт.

Групповое специальное снаряжение мы брали на случай подъема уровня воды в реках из- за сильных дождей (для организации переправы, например, вброд по перилам) или на случай вынужденного движения на небольших участках по какому-либо крутому травянистому склону, особенно в сырую погоду. В нашем случае оно не понадобилось.

Питание: раскладка, рекомендации, выводы

Раскладка была составлена на сайте "https://predpohod.ru/" rel="nofollow"

Специально для нас была введена фича "Наклейки", позволяющая в один клик получить листы А4 с надписями о продукте. Это оказалось очень удобно при упаковке продуктов и вытаскивании их в самом походе, т.к. сразу видно, что и где лежит и можно даже утром при сборке рюкзака откладывать сегодняшнюю еду на верх рюкзака (большинство участников так и делали).

В поезд была также составлена раскладка. Однако из-за того, что друзья передали нам в поезд много еды, мы не приняли целый прием пищи. Из-за этого у нас был дополнительный прием пищи, который мы несли с собой весь поход и так и не использовали.

Алгоритм загрузки участников:

Сначала всем примерно поровну раздается еда, а потом завснар распределяет снаряжение по всем участникам в соответствии с половым распределением и должностями (фотограф, медик).

Также завпит поставил для себя задачу сделать распределение еды по участникам как можно логичнее и чтобы каждый нес примерно одинаковую еду.

Далее началось составление раскладки. До похода был единственный опыт составления раскладки для ПВД, поэтому пришлось обратиться к более опытным участникам. Была получена раскладка с похода в Адыгею (2018) и на Алтай (2019), а также советы и best-practices по некоторым частным случаям.

Далее были собраны вкусовые предпочтения участников при помощи сайта "https://predpohod.ru/" rel="nofollow"

К сожалению, один из участников не знал о своей непереносимости продуктов из пшеничной крупы. Нам очень повезло, что мы узнали об этом в поезде и в остальной части похода этот участник не употреблял соответствующие крупы.

Также в группе присутствовал один вегетарианец, который согласился на употребление мяса на протяжении похода. До получения этого согласия рассматривались варианты замены мяса, в том числе использование сублимированного сыра.

В соответствии с предпочтениями участников началось составление раскладки.

Раскладка была составлена одинаковой по граммам на протяжении всего похода. Идейно раскладка состоит из следующих частей:

Отчет о пешеходном походе II категории сложности по Западному Кавказу

Также у каждого участника было карманное питание. Для простоты процесса упаковки карпита участникам было предложено самостоятельно составить себе мешочки. Разве что были выданы рекомендации по миксам (фундук + сушеная вишня, арахис + изюм черный, кешью + чернослив, грецкие орехи + изюм светлый, миндаль + курага).

Этого количества еды оказалось достаточно даже с учетом двух очень обжорливых участников и двух со средней обжорливостью (из 9). Остальные ели по одной порции, а иногда даже меньше.

Более подробная раскладка на все дни похода: "https://www.notion.so/a6d5f90b42424bc69e230496255688fa" rel="nofollow"

Далее началось распределение по участникам. Было решено выдать каждому участнику как можно более одинаковые продукты. Это нужно для того, чтобы каждый участник за буквально один день понял, какие продукты и на какой прием пищи ему нужно доставать.

Самым успешным продуктом оказалась колбаса - 360г/чел/день. Примерно столько еды в день нужно выкладывать. Поэтому было решено, что всю колбасу понесет один человек. И он знает, что только он ответственный за колбасу и поэтому нет необходимости каждый обед говорить ему про колбасу. Идеально.

И другие участники несли каждый свой набор продуктов:

• Сублимированный суп (270г в день) + Сублимированное масло (60г в день) + специи (324 г на все время)
  • Сублимированное мясо (180г в день) + Сладость на ужин (180г в день) +
  • Сыр (270г в день) + Сладость на утро (180 г в день)
  • Сухофрукты (135г в день) + Сахар (90 г в день) + Сухое молоко (90г в день) + Чай (20 г в день) + каркаде (20г в день)
  • Сладость на завтрак (180г в день) + Хлебное изделие на завтрак (180г в день) +

И 3 человека каждый день отдавали один из следующих продуктов: Крупа на завтрак (450г в день) или Крупа на ужин (630г в день) или Finn Crisp (180г в день).

Благодаря этому, необходимость говорить о том, что кто и когда выдает на примем пищи пропала на 3 день. Каждый всегда знал, что выдает.

Думаю, что каждый итак знал бы каждый день о том, что выдает, но думаю, что это немного упростило этот процесс.

Понятное дело, что все идеально распределить не получится. Но приблизительно равномерно и честно распределить получилось. Далее уже дело за завснаром, который может сгладить график разгрузки.

График разгрузки еды по участникам:

Замечания по прошествии похода:

Неудачным оказалось наличие ванильного сахара. В итоге он почти не пользовался спросом в кашах и почти не использовался для чая. Возможно, нужен был другой подход к его позиционированию. Хотя завпит сделал вывод, что лучше вообще не брать ванильный сахар.

Купили одинаковый чай (Азерчай), к которому в конце похода у всей группы появилась огромная ненависть (не удивительно). Это очень мутная история. На будущее - нужно брать как можно более различные чаи. Причем они должны быть принципиально различными. А то даже реально другой чай в итоге именовался Азерчаем и был ненавидим наравне с Азером.

У некоторых участников (у завпита в том числе) к концу похода проснулась сильная жажда к специям, хотя в начале к ним все относились с минимальным интересом и даже не употребляли. В целом, с учетом неравномерного употребления специй, их оказалось достаточно на весь поход. Очень хорошо, что их было много и они были различные.

Возможно, есть смысл подумать про способ их хранения (в оригинальном пакетике хорошо, но они просыпаются при переносе). Очень удачным было решение взять растворимые в воде таблетки-витаминки разных вкусов. Нужно было на самом деле взять их еще больше, так как одной таблетки (и даже двух после середины похода) на 2 литра оказалось мало. Нужно брать примерно из расчета 3 таблетки в день.

Сложным в приготовлении, но очень простым в использовании оказался размолотый каркаде. В таком виде его можно закидывать в бутылку с холодной водой и уже через 10 минут начать употреблять. Если каркаде не размалывать, то он не отдаст все свои соки при заваривании в холодной воде. Минус - остается осадок, но в походе это не проблема.

Медицинское обеспечение.

При подготовке похода была проведена работа по сбору информации о состоянии здоровья (аллергии, хронических заболеваниях, травмах и т.д.) участников похода и по формированию перечня лекарственных средств, которые могут понадобиться при прохождении маршрута. Полученные в результате списки лекарств (с указанием количества, дозировки и комментариями о показании к применению), входивших в состав групповой и индивидуальной аптечек приведены в таблицах 1-2.

Групповая аптечка (суммарный вес 3,1 кг) была разделена на две части: основную (2,1 кг), находящуюся у медика, и экстренную (1 кг), располагающуюся в зоне быстрого доступа в рюкзаке участника - практикующего хирурга. Список лекарственных средств, вошедших в состав групповой аптечки, приведен в таблице 1.1.

Случаи оказания медицинской помощи в походе (отчет медика)

1. апреля (в поезде по дороге в район прохождения маршрута). Поздно вечером у участника-1 заболело горло, предположительно в следствии работы кондиционера в вагоне. Участник-1 в течении ночи производил следующие действия направленные на улучшение состояния здоровья: рассасывал таблетку фарингосепта из личной аптечки, полоскал горло растворенной в 100 мл теплой воды таблеткой фурацилина, полоскал горло хлоргексидином. В дальнейшем на маршруте участник-1 поласкал горло раствором фурацилина два раза в сутки на протяжении четырех дней, до тех пор, пока горло не перестало болеть. Вечером 28 апреля на фоне простудного заболевания у участника-1 поднялась температура до 38,5°С, утром 29 апреля не наблюдалось повышение температуры, вечером 29 апреля – 37,3°С, в дальнейшем температура тела не поднималась выше нормы. Лекарственные средства для снижения температуры не применялись. Вечером 2 мая (5 день маршрута), после прохождения бродов в первой половине дня и набора высоты под идущем дождем во второй, у участника-1 возникло опасение снова простудиться, поскольку не получалось согреться в процессе постановки лагеря. В связи с этим, было принято решение для профилактики простудного заболевания напоить участника-1 горячим самодельным «терафлю» (1 растолченная таблетка парацетамола смешана с 1 растолченной таблеткой цитрамона, растворенные в 200 мл горячей воды вместе с шипучей таблеткой мультивитаминов).

1. апреля (1 день маршрута). Участник-2 попросил из групповой аптечки антибиотик для лечения обострившегося, предположительно в следствии работы кондиционера в вагоне поезда, цистита. Участнику-2 был выдан блистер с 10 таблетками ципрофлоксацина.

1. апреля (2 день маршрута). Во время утреннего дежурства участник-3 обнаружил у себя высыпание/нарушение кожного покрова на тыльной стороне кистей рук. Предположительно причиной возникновения стало использование стеклоткани в процессе кипячения воды. В дальнейшем на протяжении всего маршрута участник-3 стеклоткань не трогал. 2 мая высыпания на руках появились вновь по неустановленной причине и не проходили до конца похода. 2 мая участник-3 выпил таблетку кларитина от аллергии.

1. апреля (3 день маршрута). Вечером участник-4 жалуется на боль в горле. Для предотвращения развития болезни был растворен в горячей воде и выпит 1 пакетик колдрекса из личной аптечки, а также производилось полоскание горла раствором фурацилина. На следующий день жалоб не было.

1 мая (4 день маршрута). Утром, при пробуждении, участник-3 был укушен в правый глаз неустановленным насекомым. В результате чего, мягкие ткани вокруг глазе опухли, но не сильно. Участнику-3 была выдана одна таблетка кларитина из личной аптечки одного из участников (Тавегил, вызывающий сонливость, из групповой аптечки было решено не использовать в начале ходового дня).

Шесть участников группы, ходившие радиально на заснеженный хребет Большого Тхача, несмотря на использование солнцезащитного крема 50+ обгорели на солнце в

различной степени, вплоть до небольших волдырей на ушах и носу. По возвращении в лагерь, участники мазались пантенолом.

1. мая (7 день маршрута). Днем на спуске с хребта Малого Тхача участник-5 жалуется на приступы тошноты. Для купирования приступа участником была выпита 1 таблетка метоклопрамида. Предположительно приступ тошноты был вызван переутомлением участника-5. После постановки лагеря участник-5 мерил температуру (превышения нормы не наблюдалось) и пил разведенный в горячей воде терафлю. На следующий день, 5 мая, участник-5 продолжал отставать от группы и сильно утомляться, особенно на подъемах. Вечером на месте ночевки участник-5 также мерил температуру (превышения нормы не наблюдалось) и пил разведенный в горячей воде терафлю. Утром 6 мая группа разгрузила участника-5, забрав у него общественное снаряжение и еду на оставшиеся два дня. После разгрузки подъем в гору утром 6 мая участнику-5 по-прежнему давался тяжело. На оставшейся части маршрута (после подъема на хребет Агиге) не было серьезного набора высоты и самочувствие участника-5 нормализовалось. Возможно, описанное выше недомогания может быть связано с выявленной до похода у участника-5 вегетососудистой дистонией (была указана участником в медицинской анкете).

1. мая (8 день маршрута). В середине дня во время траверса хребта участник-6 пожаловался на боль в коленном суставе. Колено было намазано диклофенаком и забинтовано эластичным бинтом из личной аптечки участника.

1. мая (9 день маршрута). Утром участник-7 в ответ на свою просьбу получил бактерицидный пластырь из групповой аптечки; участник-6 заклеивал мозоли на ногах при помощи нарезанных кусочками тонких женских прокладок и тканевого рулонного пластыря из групповой аптечки.

1. мая (10день похода). Вечером участник-8 пожаловался на боль в горле, вызванную, скорее всего, пением в прохладную погоду под гитару в течение предшествующих 5 часов, и попросил леденцы для купирования.

В целом, групповая аптечка удовлетворила потребности группы медикаментозном лечении. Единственное, следует заменить хлоропирамин (тавегил), вызывающий сонливость на лоратадин, для которого подобного побочного эффекта не наблюдается.

Таблица 1.1. Состав групповой аптечки (основная часть).

Групповая аптечка (основная).

Суточная доза

Анальгетики

Ибупрофен

20 табл/200 мг

200-800 мг/ 3-4раза

Нельзя при язвенной болезни в стадии обострения.

Дротаверин (Но- шпа)

30 табл/40 мг

40-80 мг/1-3 раза

НЕ давать Оле, НЕ работает на Миле. Спазмолитик, через час после еды.

Цитрамон

20 табл/450 мг

3-4 раза

Антипиретик

Парацетомол

20 табл/500 мг

500 мг/до 4 раз

Болеутоляющее, противовоспалительное, жаропонижающее. Max 4 раза в сутки, в сумме не более 4 гр.!

НПВС

Ацеклофенак

20 табл/100 мг

100 мг/1 раз

Антибиотики

Ципрофлоксацин

20 табл/500 мг

500 мг/2 раза

При инфекциях мягких тканей, желудочно-кишечных, моче- половых.

Азитромицин

6 табл /500 мг

500 мг/1 раз

При респираторных инфекциях.

Антигрибковый

Нистатин

10 табл/500 тысЕД

0.5-1 млнЕД/3-4 раза

Антигрибковый, в комплексе с антибиотиками.

Антигистаминные

Хлоропирамин

(Тавегил)

20 табл/25 мг

25 мг /3-4 раза

Нельзя при астме. Во время еды, не разжевывая.

Седативное

Дименгидринат

(Драмина)

10 табл/50 мг

50-100 мг/2-3 раза

Помогает от укачивания + неплохое седативное средство.

Сердце

Нитроглицерин

40 табл/500 мкг

500 мкг

1 табл под язык. Принимать и ждать эффекта сидя. Если не

помогает - через несколько минут повторить приём.

Легкие

Панкреатин

30 табл

1-2 табл до 6 табл

Ферменты для улучшения пищеварения. По 1-2 табл. перед едой, не разжевывая и запивая водой. При необходимости

дополнительно во время еды принимают еще 1-4 табл.

Лоперамид

20 табл/2 мг

до 8 табл

Укрепляющее, снимает симптоматику, не лечит. 2 табл. в первый

раз, далее по 1 после дефекации, max 8 табл.

Сенаде

20 табл/13.5 мг

0.5 табл (до 1-2

табл)/1 раз

Слабительное, 1 раз/сут вечером перед сном, запивая водой.

Полисорб

20 г

2.5-3 г/3-4 раза

1-2 ст. ложки (2.5-3 г) на 100-150 мл.

Омепразол

30т/20 мг

20-40 мг/1-2 раза

Язва

Групповая аптечка (основная).

Суточная доза

Фосфалюгель

2 пакетика

Хорошо помогает при приступах икоты и других проблемах связанных с питанием.

Регидрон

Обезвоживание при тепловом ударе, поносе. Растворить в 1 л воды.

Метоклопрамид

5 табл

помогает при отравлениях после промывания желудка, для того чтобы приструпы рвоты убрать.

Глаза

40 табл/20 мг

Йод

1 флакон

Люголь: йод, вода, сода в равных кол-вах.

Перевязка

Бинт стерильный

5 шт (7 м Х 14 см)

Пластырь обычный

3 ш т(3 см Х 15 м)

Женские прокладки

10 шт

Нарезать в качестве бактерицидного пластыря.

Бинт эластичный

Прочее

Сода

1 баночка

Небольшая баночка, средство универсальное.

Звездочка

До 3 раз, до 5 дней.

Лидокаин 2%

2 ампулы/2 мл

Для местного обезболивания, в случае травмы глаз помогает для промывки и закапывания

альбуцида.

НПВС

Диклофенак

3 ампулы/3 мл

Симптоматическая терапия, уменьшения боли и воспаления на момент использования, на

прогрессирование заболевания не влияет.

Противошок

Кордиамин

1 ампула

На случай необходимости противошоковой терапии.

ГКС

Преднизолон

3 ампулы/1 мл

Церукал

1 ампула/2 мл

Помогает при отравлениях после промывания желудка, для того чтобы приступы рвоты

убрать.

4. питание в походе 4567р; 5. газ = 330р;
  5. аптечка = 212р;
  6. заброска и выброска = 1334р;
  7. дополнительные траты (средство от клещей, клещедер, крем для загара, стрейч- пленка, скотч) = 184р.

На одного участника в среднем необходимые затраты (поезд, заброска и выброска, питание в походе, газ и дополнительные траты) составили 13044р. Затраты для некоторых участников (поезд туда, самолет обратно, заброска и выброска, питание в походе, газ и дополнительные траты), возвращающихся обратно на самолете, получились 18498р.

Итого на всё путешествие: в зависимости от выбранного транспорта, стоимость похода на человека составила приблизительно от 13000р до 18500р.

Выводы и рекомендации

Маршрут соответствует второй категории сложности, хотя и пройден не полностью.

Выбор района обусловлен невозможностью провести запланированный поход в горах Северной Осетии. Транспортная доступность, отсутствие необходимости менять билеты и имевшийся у руководителя и у некоторых участников опыт прохождения маршрута в данном районе, закрепили наш выбор. Удалось преодолеть разнообразные препятствия – перевалы, вершины, траверсы со снежными участками и переправы. Пройденный маршрут получился достаточно насыщенным и интересным, прекрасные виды, неожиданные встречи на маршруте и дружная команда.

В заключении предлагаем посмотреть натуралистические наблюдения, проведенные Кропочевой Екатериной на маршруте:

"https://www.inaturalist.org/observations?d1=2019-04-26" rel="nofollow"&d2=2019-05- 08&place_id=any&user_id=naturalist6941&verifiable=any