Тип материала: Отчет Регион путешествия: Перу
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: VI

ОТЧЕТ о пешеходном походе шестой категории сложности, совершенном с 22 января по 12 марта 2006 года,  в Андах.

• Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.Маршрутная книжка № РП-606-1/06
  • № 43 (ПСС Пермской области)
  • Руководитель группы

• 3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
  • 4. Изменения маршрута и их причины
  • 5. График движения и другие параметры маршрута
  • - Высоты и координаты вершин, перевалов и ключевых мест похода
  • - Заброска
  • 7. Маршрут экспедиции
  • 8. Оценка категории сложности похода
  • 9. Потенциально опасные участки (явления) на маршруте
  • 10. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте.
  • Статья А. Королева «На другой стороне Земли. От истока амазонки до Аконкагуа»
  • 11. Дополнительные сведения о походе
  • 13. Итоги, выводы и рекомендации
  • Приложение 1. Паспорта локальных препятствий пройденных (описанных) впервые
  • Приложение 2. Фотоархив восхождения на Аконкагуа
  • Приложение 3. Статья про экспедицию напечатанная в журнале «Урал-Трэвел», № 4, 2006 год
  • Приложение 4. Статья про экспедицию напечатанная в журнале «Компаньон magazine», № 4, 2006 год
  • Приложение 5. Статья про экспедицию напечатанная в спецвыпуске за 2006 год «Молодежь Пермского края, герои нашего времени»
  • Приложение 6. Прилагаются карты маршрута

Глава 1. Справочные сведения о путешествии.

1. Проводящая организация

Пермская областная федерация спортивного туризма. 614000, г. Пермь, ул. Сибирская,1. Тел. 212-68-81, 212-53-83, факс 212-52-14 ОКПО 1202496

2. Краткая характеристика похода

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность общая, дней

Продолжительность ходовых дней

Сроки проведения.

Пешеходный

22.01-12.03.2006

3. Район путешествия: Южная Америка, Перу, Анды.

4. Подробная нитка маршрута: г. Пермь – г. Москва – г. Амстердам – г. Лима – г. Куско – пос. Тотора-Оропесо – р. Тотора-Оропеса – река Контайчкмайо – пер. Пальмовый, 4300 м, 1А к.т. (п.п.) – пер. Платовый, 4500 м, 1Б к.т. (п.п.) – пер. Снежный, 4800 м, 1Б к.т. (п.п.) – пер. Кон-Тикки, 4900 м, 1А к.т. (п.п.) - р. Контайчкмайо – пер. Вилкарана, 5000 м, 1Б к.т. (п.п.) – река Чичахуайа – река Вилкарана – пер. Аррибо, 5000 м, 1А к.т. (п.п.) – река Рио-Чакча – озеро Лагуна Уакуйо – пик Пермь, 5500 м, 2Б к.т. (п.в.) – озеро Лагуна Уансо – пер. Савраса, 5050 м, 1А к.т. (п.п.) – река Окорура – пер. Окоруро, 5100 м, 1Б к.т. (п.п.) - г. Уанрауира, 5450 м, 2А к.т. (п.в.) – река Ичурута – пер. Арма, 5000 м, н/к, (п.п.) – река Арма – пер. Бланка, 5150 м, 1Б к.т. (п.п.) – пер. Русский, 6080 м, 3А к.т. (п.п.) – главн. вершина вулкана Невада-Коропуна, 6500 м, 3А к.т. (п.п.) –  верш. Камские зори, 6300 м, 2Б к.т. (п.в.) – пер. Русский, 6080 м, 3А к.т. - пос. Чукибамба – г. Сан-Пауло – г. Амстердам  - г. Москва  – г. Пермь.

* Жирным выделена активная часть маршрута.
5. Определяющие категорийные локальные препятствия маршрута.

Вид препятствия

Характеристика

препятствия

Перевал Пальмовый, (п.п.)

1А к.т.

4300 м, болото 1А к.т., осыпь н/к -1А к.т.

Перевал Платовый (п.п.)

1А к.т.

4500 м, болото 1А к.т., осыпь н/к -1А к.т. участки осыпи 1Б к.т.

Перевал Снежный (п.п.)

1Б к.т.

4800 м, болото 1А к.т., осыпь 1А-1Б к.т.

Перевал Кон-Тикки, (п.п.)

1А к.т.

4900 м, болото 1А к.т., осыпь н/к -1А к.т.

Перевал Вилкарана, (п.п.)

1Б к.т.

5000 м, снег н/к, осыпь 1А-1Б к.т.

Перевал Аррибо (п.п.)

1А к.т.

5000 м, болото 1А к.т., осыпь н/к -1А к.т.

Перевал Савраса (п.п.)

1А к.т.

5050 м, снег н/к, осыпь н/к - 1А к.т.

Перевал Окоруро (п.п.)

1Б к.т.

5100 м, снег н/к, осыпь 1А-1Б к.т.

Перевал Бланка (п.п.)

5150 м, осыпь 1А-1Б к.т.

Перевал Русский (п.п.)

3А к.т.

6080 м, снег н/к-1А к.т., ледопад, закрытый ледник, осыпь 1Б-2А к.т. 6 веревок перил. Попеременная страховка.

Вершина пик Пермь (п.в.)

2Б к.т.

5500 м, по СЗ гребню, комб., попеременная страховка – 300 м, снег 1А-1Б к.т., осыпь 2А-2Б к.т.

Вершина Уанрауира (п.в.)

2А к.т.

5450 м, по З склону, сн-лед. попеременная страховка, снег 1А к.т., лед 1А к.т., осыпь 2А к.т.

13.

Вершина Невадо-Коропуна, главная (п.п.)

3А к.т.

6500 м, по Ю склону, сн-лед, попеременная страховка 400 м, снег 1А к.т., лед 1А к.т., закрытый ледник, ледопад.

Вершина Камские Зори (п.в.) – одна из вершин вулкана Невадо-Коропуна

2Б к.т.

6300 м, по В склону, сн-лед, попеременная страховка 300 м, снег 1А к.т., лед 1А к.т., закрытый ледник, ледопад.

6. Ф.И.О, адрес, телефон, руководителя и участников.

Ф.И.О.

1. Королев

Андрей Юрьевич

1976

г. Пермь, ул. Дружбы, 16 - 58.

Тел. 262-50-52 (д.).

e-mail:

otorten@permonline.ru

6Р - лыжный, Плато Путорана;
6Р – пеший, Памир;
5 усл. Р - горный, Памир
Перевальный опыт 3Б Р, альпинистский – 5А Р.

Руководитель, фотограф, врач.

2. Осипов Денис Сергеевич

1973

Г. Пермь, ул. Куйбышева 1-57

Тел. 89124872536 (моб.)

6У – пеший, Памир;
5 усл. У - горный, Памир.
Перевальный опыт 3Б У.
Альпинистский – 4А Р.

Реммастер.

3. Баженов Владислав Владиленович.

1964

Реммастер.

6. Шафранская Наталья Павловна

1978

Г. Пермь, ул. Хрустальная, 28-45.

Тел. 89128845838 (моб.)

5У – пеший, Полярный Урал;

Завхоз.

7. Адрес хранения отчета

614070 Г. Пермь, Дружбы 16 - 58, у руководителя группы, в библиотеке Пермской областной МКК, в библиотеке ТССР.

8. Маршрут  рассмотрен

ЦМКК.

Маршрут зарегистрирован в Пермской областной ПСС, МЧС России, тел. (342) 210-78-10 и 89128889803(4) оперативный дежурный.

9. Фотографии участников похода.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.
Слева направо:  Игорь Пономарев, Игорь Мохов, Наталья Шафранская, Андрей Королев, Денис Осипов, Владислав Баженов.

Глава 2. Содержание отчета.

Смысловая идея похода.

1. Совершить первый, официально заявленный спортивный поход по Андам, Перу и в целом по Южной Америке, который будет являться полным первопрохождением, совершив восхождения на высоту более 6000 метров.

2. Достичь, пройдя через несколько высокогорных перевалов, одного из истоков Амазонки (по нашему мнению самого длинного) – истока реки Рио-Чакча.

3. Впервые совершить восхождение на наиболее высокую и красивую вершину, расположенную прямо над истоком Амазонки, и назвать ее пик Пермь.

4. Добраться до одного из высочайших вулканов нашей планеты – Невадо-Коропуна, и совершить первопрохождение маршрута восхождения на него. При этом впервые пройти перевал между двумя его вершинами.

5. Совершить восхождение на высшую точку Южного и Западного полушарий Земли – гору Аконкагуа, 6962 метра.

6. Пересечь Южную Америку от Тихого океана до Атлантического, и искупаться в обоих океанах.

7. Посетить, познакомиться с культурой и почти насквозь проехать 4 страны: Перу, Боливию, Аргентину и Бразилию.

8. Выполнить большую культурную программу: посетить остров Боллестос, пустыню Наска, Мачу-Пикчу, бывшую столицу инков – Куско, озеро Титикаку, побывать в столицах южноамериканских государств – в Лиме, Ла-Пасе (самой высокогорной столице мира), а также в городе – легенде Рио-де-Жанейро.

9. Познакомиться с бытом индейцев.

10. Посмотреть на экзотических животных, в первую очередь на лам и альпаков.

11. Попробовать экзотические фрукты, овощи и блюда.

12. Снять видеофильм и сделать обширный фотоархив.

13. Испытать межконтинентальный перелет.

14. У экспедиции были также и научные цели – изучить второе место на нашей планете, после Тибета, который мы посетили осенью 2005 года, где на максимально большой высоте постоянно живут люди. Здесь встречаются поселки, как и в Тибете, расположенные на высоте более 5000 метров, где постоянно живут люди. Кроме этого мы собирались изучить возможности организации путешествий в Ю. Америке в целом, а также в Перу и Андах, выделить наиболее привлекательные, интересные и удобные районы для этого. Изучить особенности организации путешествий в Ю. Америке, отличия этого высокогорного района от других.

В целом нашу экспедицию можно охарактеризовать, как путешествие от истока самой великой реки в мире, Амазонки, к главной вершине Американского континента, Аконкагуа.

Все цели были полностью осуществлены.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Варианты попадания к началу маршрута – разные. Мы выбрали один из самых дешевых и удобных. Из Перми до Москвы доехали на поезде, стоимость билета – 800 рублей, плацкарт. Из Москвы, Боинге 737, авиакомпании КЛМ, перелетели в Амстердам, откуда на самолете Дуглас МД11, перелетели через Атлантический океан в Лиму. Перелет от Москвы до Лимы, и обратно от Сан-Пауло до Москвы, стоил 41 тыс. рублей. Есть более дешевые авиакомпании, например испанская «Иберия», но они предоставляют только месячный тариф, который стоит в оба конца 750 долларов. Нам нужен был другой тариф с более длительным пребыванием в Америке, самый дешевый такой тариф предоставляла, как раз, голландская авиакомпания КЛМ.

Из Лимы до Куско можно добраться рейсовым автобусом, который ходит несколько раз в день. Из Куско к началу активной части маршрута, поселку Тотора-Оропеса, так его называют местные жители, тоже ходит рейсовый автобус, от поселка Чукибамбилья, куда можно добраться на рейсовом автобусе от города Абанкай, имеющий автобусное сообщение с Куско, несколько раз в день.  С Абанкая и дальше до Чукибамбильи и Тотора-Оропесо, автобусы ходят 2-3 раза в неделю.

Мы забирались другим способом: От Лимы мы доехали до городка Писка, чтобы посетить национальный парк Паракас и остров Боллестос, с антарктическими животными, далее доехали до города Наска, чтобы посмотреть на знаменитые геоглифы и акведуки, после этого мы добрались до Куско. От Куско на рейсовым автобусе доехали до поселка Прогресо, в котором наняли машину, до Тоторо-Оропесо.

Спустившись с вулкана Невадо-Коропуна, в конце перуанской части активного маршрута, мы вышли на дорогу идущую от поселка Котауаси до поселка Чукибамба, где сели вначале на грузовик, везущий лам, а потом пересели на рейсовый автобус, который ходит один раз в день. Из Чукибамбы мы добрались до Арекипы, оттуда в Пуно, оттуда в город Капакабана, находящийся уже на территории Боливии, оттуда в Ла-Пас, оттуда на границу с Аргентиной, в город Вильясон, оттуда в город Кьяку, оттуда в город Хухуй, оттуда в Тукуман, оттуда в Кордову, оттуда в Мендозу, оттуда в Пунто-Дель-Инкас, откуда совершили восхождение на Аконкагуа, после этого мы опять добрались до Мендозы, далее до Кордовы, далее до Порте-Игуасу, находящемуся на границе с Бразилией, далее до города Сан-Пауло, откуда у нас был самолет на Амстердам. Из Сан-Пауло, мы съездили на экскурсию в Рио-де-Жанейро.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы.

Аварийные выходы возможны в обе стороны от осевой линии маршрута. Поскольку местность, где проходила большая часть нашего путешествия, представляет собой высокогорное плато, с наиболее высокой частью и наиболее сложным рельефом приходящемся как раз на линию нашего маршрута, а поскольку общее направление маршрута идет с севера на юг, то участки плато расположенные западнее или восточнее маршрута, более низкие и с более простым рельефом, и соответственно более пригодны для жизни. Там есть маленькие населенные пункты и дороги низкого качества, которые переходят дальше в более хорошие дороги. Поэтому аварийные выходы маршрута направлены на запад или на восток. Причем это продолжается на протяжении всего похода. Перед началом маршрута в поселках Прогресо и Тотора-Оропесо, мы встали на учет в местной полиции или комиссарии, которая там выполняет функцию, в том числе, и поисково-спасательной службы. Они нам оставили свои контактные телефоны, а наличие спутникового телефона, позволило бы нам с ними созвониться, в случае непредвиденных обстоятельств. Кроме этого, по приезду в Лиму, мы сразу пошли в Российское посольство, где также оставили о себе информацию, и о нашем маршруте, взяв у посла тоже контактные телефоны.

Запасные варианты.

Запасные варианты были указаны в маршрутной книжке. Смысл их в том, что наш маршрут является полным первопрохождением, и нет никаких участков его, имеющих описания. Поэтому заранее невозможно было определить сложность отдельных препятствий – траверсов, перевалов и вершин, и условий их прохождения. Соответственно возможны были некоторые отклонения от заявленного маршрута, как то вместо указанных траверсов идти по долинам рек, отказ от некоторых восхождений, и небольшие сдвиги линии маршрута.

Время путешествия было выбрано после окончания сезона дождей, но в 2006 году он продлился до марта месяца, поэтому мы прочувствовали все его прелести, особенно на высоте более 5000 метров. Из-за погодных условий, в некоторых местах маршрута, нам пришлось идти по запасному варианту - отказываться от траверсов и от восхождения на вулкан Невадо-Салимана.

4. Изменения маршрута и их причины.

Можно сказать, что изменений маршрута не было, в виду необследованности территорий, на которых и происходило путешествие. Кроме этого досконально не были известны погодные условия. Как оказалось оптимальное время для путешествия в перуанских и боливийских Андах – с мая по октябрь, то есть зимой, когда стоит более холодная – до -10 градусов ночью, на высоте 5000 метров, но сухая погода. К сожалению, эти сроки являются оптимальными и для путешествий в Северном Полушарии Земли, и обидно в это время ехать в Южное Полушарие, когда можно совершить летний поход у себя дома. В Южное Полушарие, по идее, надо ездить зимой, чтобы совершить там летний поход, что будет очень здорово, по сравнению с морозной погодой, которая уже достаточно поднадоела дома. Но если хочешь таким образом продлить лето, то терпи, и для путешествий по Перу и Боливии зимой, бери с собой хорошую защиту от дождя, возможно даже болотные сапоги, и морально готовься ходить в отсутствии видимости, под проливным дождем с мокрым снегом. Здесь зачастую подойдет одежда, которую берут на Полярный Урал летом – в крайне дождливый и холодный регион.

Маршрут, указанный в маршрутной книжке, как мы считали, был оптимальным для выполнения основных целей экспедиций. В принципе мы его прошли полностью с небольшими отклонениями. Дороги обозначенной на карте, ведущей от поселка Оропесо к озеру Пунно, на самом деле не оказалось. Поэтому нам пришлось идти по горам, через множество перевалов. Хорошо, что местность западнее каньона реки Контайчкмайо, оказалось платообразная, и перепады высот от долин левых притоков этой реки, до седловин перевалов, оказались не более 600-800 метров. Эта задержка, нашей заброски к истоку Амазонки, заставила нас отказаться от восхождения на вулкан Невадо-Салимана.

5. График движения и другие параметры маршрута, определяющие в соответствии с действующей классификацией его категорию сложности.

Таблица дневных переходов.

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяженность (км)

с коэффициентом

Чистое ходовое время (час: мин.)

Определяющие препятствия на участке.

Метеоусловия.

Пос. Оропесо –  под пер. Пальмовым 1А к.т. Высота ночевки 3660 м.

8 км

2:20

Конская тропа, переправа н/к – 2 штуки. Перепад высот 400 м.

Сильный дождь с крупным градом, пасмурно, средний ветер с порывами до сильного.

Высота ночевки 4500 м.

13 км

6:00

Иногда тропа. Осыпь н/к – 1 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 0,5 км. Переправа н/к – 2 штуки, 1А к.т. – 1 штука. Болото н/к – 2 км, 1А к.т. –  1 км.  Пер. Пальмовый, 4300 м., 1А к.т., Пер. Платовый, 1А к.т., 4500 м.  Перепад высот 1500 метров.

Переменная облачность. Дождь. Средний ветер с порывами до сильного. Ночью сильный ветер, гроза.

Пер. Платовый, 4500 м, 1А к.т. –  перевал Снежный, 4800 м, 1Б к.т.

Высота ночевки 4750 м.

12 км

6:15

Иногда тропа. Болото н/к – 2 км,  1А к.т. – 1 км. Осыпь н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 1 км. Снег – н/к – 2 км. Траверс гребня, 1Б к.т. – 1 км, крутизна более 30 град. разрушенные скалы.  Перевал Снежный, 4800 м, 1Б к.т. Переправа н/к – 3 штуки. Перепад высот 1400 м.

Переменная облачность. Часто сильный  и слабый дождь,  град. Туман. Ветер средний с порывами до сильного.  Иногда ветра нет. Вечером и ночью сильный снег, и сильный ветер. Гроза.

Высота ночевки 4650 м.

14 км

6:30

Верховья реки Контайчкмайо – пер. Вилкарана, 5000 м, 1Б к.т. – р.  Чичахуайа.

Высота ночевки 4580 м.

15 км

7:20

Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 3 км.  Снег н/к – 2 км. Осыпь н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 0,5 км. Переправа н/к – 3 шт. Пер. Вилкарана, 5000 м, 1Б к.т. Перепад высот 1000 м.

Ночью снег.  Утром видимости нет, туман снег, средний ветер. Днем переменная облачность, средний ветер, дождь.  Вечером сильный ветер и сильный дождь, продолжавшийся всю ночь.

Река Чичахуайа – перевал Аррибо (п.п.), 5000 м, 1А к.т. – озеро Лагуна Уакуйо.

13 км

6:00

Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км. Осыпь н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 1 км. Переправа н/к – 3 штуки, Перевал Аррибо (п.п.), 5000 м, 1А к.т. Траверс хребта 1Б к.т. Перепад высот 1200 м.

Озеро Лагуна Уакуйо – пик Пермь, 5500 м, 2Б к.т. (п.в.) – оз. Лагуна Уакуйо. Высота ночевки 4700 м.

20 км

10:00

Озеро Лагуна Уакуйо.

2 км

1:00

Болото н/к – 1 км, 1А к.т. – 1 км.

Утром туман, видимость 50 м. Днем ясно, сухо. Вечером гроза, ветер, дождь.

Озеро Лагуна Уакуйо – озеро Лагуна Уанса – восточнее горы 5292 м. Высота ночевки 4750 м.

10.

Восточнее горы 5292 м – перевал Савраса, 5050 м, 1А к.т. – правый приток реки Окоруро. Высота ночевки 4700 м.

5:40

Болота н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км. Осыпь н/к – 3 км, 1А к.т. – 2 км. Перевал Савраса, 1А к.т. Снег н/к – 3 км. Переправа н/к – 2 шт. Перепад высот 1000 м.

11.

Правый приток реки Окоруро – перевал Окоруро, 5100 м, 1Б к.т. - водораздел рек Ичурута и Уарта

Высота ночевки 4750 м.

22 км

6:50

12.

Водораздел рек Ичурута и Уарта – г. Уанрауира, 5450 м, 2А к.т. (п.в.) – водораздел рек Ичурута и Уарта. Высота ночевки 4750 м.

6:30

Ночью сильный снег. Пасмурно, дождь, часто сильный, ветер средний и сильный. Туман, видимость временами до 50 м. Вечером дождь с мокрым снегом.

13.

Водораздел рек Ичурута и Уарта – оз. Арката – правый приток р. Ичурута.

23 км

6:10

Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км. Тропа, иногда дорога. Перепад высот 700 м.

14.

Правый приток р. Ичурута – пер. Арма, 5000 м, н/к.

Высота ночевки 5000 м.

24 км

6:30

Дорога, тропа. Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км. Переправа н/к – 3 шт. Пер. Арма, 5000 м, н/к. Перепад высот 600 м.

15.

Пер. Арма, 5000 м, н/к – севернее вулкана Невадо-Коропуна. Высота ночевки 4800 м.

25 км

7:00

Дорога, тропа. Болото н/к – 3 км. Переправа н/к – 3 шт. Перепад высот 500 м.

16.

Севернее вулкана Невадо-Коропуна – перевал Бланка, 5150 м, 1Б к.т. - склон вулкана Невадо-Коропуна, лагерь 5350 м. Высота ночевки 5350 м.

15 км

17.

Склон вулкана Невадо-Коропуна, лагерь 5350 м – лагерь 5900 м. Высота ночевки 5900 м.

7 км

18.

Склон Невадо-Коропуны, лагерь 5900 – перевал Русский, 6080 м, 3А к.т. - вершина Невадо-Коропуны, 6500 м, 3А к.т. - вершина Камские Зори, 6300 м, 2Б к.т. – лагерь 5900 м. Высота ночевки 5900 м.

11 км

11:00

Утром ясно, ветра нет. Днем пасмурно, туман, видимость уменьшалась иногда до 30 м. Сильный ветер. Гроза и снег с градом. Вечером тихо и пасмурно. Температура ночью -20 градусов.

19.

Восточный склон Невадо-Коропуны, лагерь 5900 м – перевал Русский, 6080 м, 3А к.т. – западный склон, лагерь 5700 м. Высота ночевки 5700 м.

6 км

4:30

20.

Западный склон Невадо-Коропуны, лагерь 5700 м – дорога Котауаси – Чукибамба. Высота ночевки 4600 м.

27 км

9:20

Итого

Средняя высота ночевки 4860 м. Максимальная 5900 м. Минимальная 3660 м.

126:

Перепад высот 19300 м.

Высоты и координаты вершин, перевалов и ключевых мест похода.

Координаты получены по GPS Garmin-12. Датум WGS84. Формат координат – градусы, минуты и тысячные доли минут. Для максимальной точности высот они определялись в течение 5 минут после холодного старта.

Дата

Перевалы, вершины

Координаты перевалов, широта

Координаты перевалов, долгота

Высота, м

2.02.2006

Перевал Пальмовый, 1А к.т.

S 14°19,529'

072°30,023'

2.02.2006

Перевал Платовый, 1А к.т.

S 14°21,700'

W 072°28,755'

4.02.2006

Перевал Снежный, 1Б к.т.

S 14°25,814'

W 072°28,281'

4.02.2006

Перевал Кон-Тикки, 1А к.т.

S 14°29,558'

W 072°29,850'

5.02.2006

Перевал Вилкарана, 1Б к.т.

S 14°32,223'

S 15°32,073'

W 072°39,269'

7.02.2006

Вершина пик Пермь, 2Б к.т.

S 14°40,291'

W 072°30,731'

12.02.2006

Вершина Уанрауира, 2А к.т.

S 14°58,412'

W 072°11,977'

18.02.2006

Вершина Невадо-Коропуна, главная, 3А к.т.

S 15°31,229'

W 072°39,435'

18.02.2006

Вершина Камские Зори, 2Б к.т.

S 15°31,967'

S 14°35,059'

W 072°34,193'

Заброска.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.В канун крещенских морозов 22 января 2006 г мы начали свое путешествие на вокзале Пермь II, сев на поезд до Москвы.

В Москве мы получили наши загранпаспорта с визами в Аргентину и Бразилию (Перу для россиян – страна безвизовая, про Боливию мы думали так же).

23 января самолет до Амстердама. В Амстердаме зеленая трава. Огромный аэропорт, своего рода город в миниатюре приютил нас на ночь (в нашем распоряжении были уютные спальные кресла, кондиционер, приятная музыка, рядом пили кофе, сидели в интернете спокойные и вежливые, привыкшие к комфорту иностранцы). Довелось нам встретить там и русских – новосибирцев, летевших домой из Перу. Они-то нас и просветили, что в Боливию без визы лучше не соваться. По городу Амстердаму прогуляться не удалось, виз у нас не было – не захотелось платить 150 долларов за оформление транзитной визы  ради одного дня прогулки.

Утром 24 января вылетаем  из Амстердама в Лиму. Летим над Ла-Маншем, потом над Атлантикой. Попали в зону турбулентрости – несколько  минут трясло как в поезде, у стюардесс попадали подносы.

Весь день наш самолет летел вслед за солнцем. Это был очень длинный день. Мы были наедине с синевой  - океана внизу, неба повсюду. Облака весело курчавились далеко-далеко внизу. Все ликовало и пело под ярким солнцем.

После посадки на острове Бонейр наш самолет сменил курс – и направился на юг вдоль западных берегов Южной Америки. Мы сразу же отстали от солнца. Километровые башни кучевых облаков пронзительно зарозовели. В сгущающихся сумерках мы смотрели на исток Амазонки – реку Мараньон. Потом самолет поглотила тьма. Мы судорожно заполняли таможенные декларации. И вдруг все пространство под нами – до самого горизонта – куда ни глянь – загорелось огнями. Не может быть, чтобы город был так велик. Куда в нем приткнуться приезжему путнику – туристу – с его палаткой и примусом. До последнего момента было страшно – а вдруг не пропустят и скажут лететь обратно,  но таможенник дружелюбно улыбнулся, поставил штамп в паспорте и кивнул, мол, проходите. Все оказалось  легко, просто и быстро. Не пришлось искать гостиницу в чужом незнакомом городе на другом конце Земли. Нас уже ждали и нам были рады. И по ценам, вполне доступным для нас. В аэропорту после прохождения таможенных формальностей нас остановила активная перуанка Винас, спросила, где мы собираемся ночевать, и узнав наши предпочтения, дала нам адрес отеля Родес 2, где мы остановились в двух номерах за 8 долларов или 224 рубля в сутки с человека включая завтрак. Общий душ в коридоре.  До гостиницы мы добрались на микроавтобусе, что нам обошлось в пересчете на наши деньги в 420 рублей. Такси в Лиме стоит от 50 до 100 рублей за поездку, город очень протяженный. Мы совершили около 10 поездок на что потратили от 700 до 1000 рублей. В Лиме никогда не бывает дождя, зато почти всегда над городом стоит дымка тумана. Утром мы проснулись от непривычного пения птиц и удивительной свежести попадавшей в комнату через открытое окно. В конторе Винас, Инка-Васи, мы купили путевку в Мачу-Пикчу на 29-30 января. В посольстве Боливии мы заказали визы по 30 долларов (840 рублей) с человека. В посольстве России получили координаты турфирмы, где работала россиянка Оля, помогавшая нам в дальнейшем с поиском машины для заброски в горный район. В Лиме мы впервые видим Тихий океан, посещаем католические храмы, не перестаем любоваться красотой парков и разнообразной архитектурой маленьких особнячков. Питание в Лиме сравнительно недорогое. Мы обедали в столовой тратя по 70 рублей с человека за обед.

В Лиме  мы пробыли до 26 января, днем выехали на автобусе на юг по направлению к городу Писка – откуда начинаются экскурсии в национальный парк Паракас – на острова Баллестас, место лежбища котиков,  сотен тысяч птиц, в т. ч. пингвинов. Автобусный билет до Писки стоил 150 рублей с человека. Отправлялся автобус каждый час с местного вокзальчика около Дворца Правосудия, нам советовали в этом «злачном месте» быть поосторожнее.

Такси от дороги до маленького городка Писка стоило 20 рублей с человека.  Остановились мы в гостинице «Инкас Инн» за 142 рубля с человека. В этой маленькой гостинице среди общей бедноты и разрухи маленького городка в нашем распоряжении были два уютных трехместных номера с евроремонтом и душем, бесплатно бассейн, Интернет, бильярд и др. развлечения. Экскурсия на острова Баллестос начиналась рано утром следующего дня – 27 января, поэтому остаток этого мы проводим гуляя по городу по направлению к океану. Экскурсия на острова Баллестос стоила нам  303 рубля с человека и включала проезд на автобусе вдоль побережья Тихого океана до национального парка Паракас, саму экскурсия на катере и проезд обратно. Обедали мы в Писко дважды по 61 рублю с человека, всего потратили 122 рубля.

Посетив острова Баллестас, мы двинулись дальше, и следующим этапом нашего пути был полет над геоглифами пустыни Наска. На такси и тук-туке за 6 рублей с человека мы доехали до автовокзала, где купили билет на автобус до Ики за 30,5 рублей. Автобус ходит каждый час. Все сведения об автобусах нам дал хозяин нашей гостиницы Кристиан.  От Ики до Наски мы доехали за 61 рубль с человека. В Наске мы остановились в гостинице за 306 рублей с человека, эта цена включала также и услуги такси – проезд от автобуса до гостиницы и обратно к автобусу. Прибыли в Наску мы вечером 27 января, погуляли по городу, полюбовались главной площадью, фонтаном, поужинали за 70 рублей с человека и утром 28 января выехали на экскурсию к аэропорту. Полет над пустыней Наска стоил нам 1210 рублей с человека. После полета едем на экскурсию смотреть акведуки, инкские развалины и мастерские керамики и золота. Все это стоит 135 рублей с человека. Обедаем в китайском ресторанчике за 70 рублей с человека, едим манго, пробуем другие экзотические фрукты, совсем не дорого.

Во второй половине дня 28 января выезжаем на автобусе до Куско. Билет стоит 540 рублей. Автобус едет 18 часов, проезжает ночью через 4900-ный перевал. В 7 часов утра 29 января прибываем в Куско. Город лежит в котловине и окружен зелеными холмами. При подъезде с них открывается уютный вид на красную черепицу, которой покрыты крыши всех домов в городе. Городу 3000 лет, это бывшая столица инкской империи, расположен он на высоте 3400 метров. Начинаем чувствовать высоту, легкое недомогание, озноб, тошноту, некоторые предпочитают провести день в постели. Останавливаемся в гостинице за 180 рублей с человека в сутки с завтраком (булочка с маслом, кофе, варенье) . Из Куско мы должны совершить экскурсию в Мачу-Пикчу. Из-за дороговизны экскурсии на Мачу-Пикчу (4670 рублей с человека) два Игоря остались в Куско закупать и фасовать продукты. При этом большую часть стоимости экскурсии составляет переезд на поезде – единственный путь сообщения с Мачу-Пикчу. Вход на территорию памятника инкской цивилизации стоил всего 600 рублей.

29 января мы совершили экскурсию по Мачу-Пикчу. Ночевали в городке Агуас-Кальентас за   100 рублей в сутки. Питались за 135 рублей с человека. Купались в природных ваннах за 90 рублей с человека.

30 января возвращаемся в Куско, дофасовываем продукты, узнаем об автобусе до Прогресо и 31 января в 6-30 утра выезжаем к началу активного маршрута с автобусного терминала на Киабамбу. Автобус автофирмы Трансмора везет нас по узким серпантинам  до далекого глухого поселка Прогресо. Несколько длинных улочек. Дома притиснуты один к другому без промежутков. Крыши плоские, все серое и не очень приветливое. Вокруг красивые зеленые горы.  Комиссариат поселка берет наши координаты, задает вопросы о маршруте, смотрит наши карты, кому-то звонит, и недоуменно глядя на нас, желает счастливого пути. Ужинаем за 40 рублей с человека. Ночуем за 50 рублей с человека в деревянной лачужке.

1 февраля на микроавтобусе (типо нашего Рафика)  едем по краю пропастей до поселка Тотора-Оропесо. За это платим по 600 рублей с человека.  Местная полиция к нам неравнодушна – берет данные наших паспортов и идет продолжать игру в футбол. Местные жители все сплошь здороваются с нами. Обедаем за 50 рублей с человека. Дальше машинной дороги нет. Только конные тропы. Надеваем недюжинной тяжести рюкзаки и идем вверх по реке Оропесо на наш первый перевал.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Примечание. Мы ходили по русскоязычной карте масштаба в 1см 5 км. Большинство названий мелких рек на ней не обозначено. Во время нашей постановки на учет в отделении полиции в поселке Прогресо, мы у полицейских увидели более крупномасштабную карту на испанском языке, затрагивающую территорию района (по-испански префектуру) Апуримак, находящуюся в ведении полиции Прогресо, потому что этот поселок сам находится на территории этой префектуры Апуримак. Мы, то, что смогли, перерисовали себе, вместе со всеми  названиями. Поэтому до озера Лагуна Уанса, в отчете даются названия притоков более крупных рек, названия которых нанесены на нашей карте, а дальше по маршруту, только указывается какой это приток (например: правый или левый). Территория с севера до истока Амазонки относится к префектуре Апуримак.

К истоку Амазонки, озеру Лагуна Уакуйя (русское название Пунно).

1.02. Первый ходовой день.

Пос. Оропесо –  под пер. Пальмовым 1А к.т. Протяженность 8 км,  чистое ходовое время 2:20.  Конская тропа, переправа н/к – 2 штуки. Перепад высот 400 м. Сильный дождь с крупным градом, пасмурно, средний ветер с порывами до сильного.

Выход в 14-30. Поселок Оропесо находится на высоте 3340 метров. Идем от поселка Оропесо (Тотора – местное название), по конской тропе, вверх по реке Рио-Тотора-Оропесо, по правому берегу. Вначале солнечно, но душно. Через 30 минут начинается настоящий тропический ливень. Вымокаем до нитки. Ливень продолжается 40 минут. Потом становится слабым дождем. Все ручьи притоки реки вздуваются. Проходим под огромным мощным водопадом, по узкой тропе. Здесь переправа через речку – 1А к.т., глубина до 0,5 метра, ширина 7 метров, скорость течения – 2 м/с. По правому берегу проходим место слияния рек Контайчкмайо и Рио-Тотора-Оропесо. Дальше идем вверх по реке Контайчкмайо. Через один час ходового времени, от выхода из поселка Оропесо, переходим на другой берег реки Контайчкмайо, по мосту. Скоро начинается местами крутой, до 30 град. Подъем вверх по левому притоку реки. Спуски чередуются с подъемами. Переходим на другую сторону притока – переправа 1А к.т., глубина до 0,5 м, ширина 10—12 метров, скорость течения до 2 м/с.  На другом берегу находим более менее пригодное место для палатки – без кустов и довольно ровное. Высота ночевки 3660 метров.

2.02. Второй ходовой день.

Под пер. Пальмовым, 1А к.т. – пер. Пальмовый, 4300 м. – пер. Платовый, 1А к.т., 4500 м. Протяженность 13 км. Чистое ходовое время 6:00. Иногда тропа. Осыпь н/к – 1 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 0,5 км. Переправа н/к – 2 штуки, 1А к.т. – 1 штука. Болото н/к – 2 км, 1А к.т. –  1 км. Перепад высот 1500 метров.  Переменная облачность. Дождь. Средний ветер с порывами до сильного.  Ночью сильный ветер, гроза.

Подъем в 6-00. Выход в 8-20. Поднимаемся по часто теряющейся тропе и по осыпям н/к и 1А к.т., крутизной до 40 град., на перевал, высотой 4300 м. Решаем его назвать Пальмовый, потому что на спуске с него встречаем целую пальмовую рощу. Перевал оцениваем 1А к.т. Спуск также по осыпям н/к и 1А к.т., но не сильно вниз, а до высоты 4000 метров, где на левом притоке реки Контайчкмайо, которая является правым притоком реки Рио-Тотора-Оропесо, останавливаемся на обед.  После обеда поднимаемся вверх, по опять появившейся тропе. Проходим мимо множества каменных истуканов и скальной арки. Встречаем рядом пасущихся лам. На тропе встречаем змею неизвестного вида. Идем по хребту, на расстоянии нескольких километров от каньона реки Контайчкмайо, постоянно преодолевая некатегорийные перевалы, между ее левыми притоками. Набираем большой перепад высот. Переправы через некоторые притоки некатегорийные. Подходим по болоту н/к и местами 1А к.т., с очередному левому притоку реки Контайчкмайо, который течет в довольно глубокой долине, опускаясь до 4000 метров. Переправа через этот приток 1А к.т. – глубина до 0,6 м, скорость течения до 2 м/с, ширина до 15 м. Дальше начинаем подъем на перевал Платовый, который мы так решаем назвать, из-за того, что он выводит на довольно большое плато. Подъем крутизной до 30 град., по осыпям 1А, местами 1Б к.т. Встречаются разрушенные скалы. На перевале болото н/к, с участками 1А к.т. Высота перевала 4500 метров, категория трудности оцениваем – 1А. Здесь, недалеко от небольших озер, останавливаемся на ночлег.

3.02. Третий ходовой день.

Пер. Платовый, 4500 м, 1А к.т. – пер. Снежный, 4800 м, 1Б к.т.   Протяженность 12 км, Чистое ходовое время 6:15.  Иногда тропа. Болото н/к – 2 км,  1А к.т. – 1 км. Осыпь н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 1 км. Траверс гребня, 1Б к.т. – 1 км, крутизна более 30 град. разрушенные скалы. Переправа н/к – 3 штуки. Пер. Снежный, 4800 м, 1Б к.т.   Перепад высот 1400 м.  Переменная облачность. Часто сильный  и слабый дождь,  град. Туман. Ветер средний с порывами до сильного.  Иногда ветра нет. Вечером и ночью сильный снег и сильный ветер. Гроза.

Подъем в 6-00. Выход в 8-30.  Идем на юг по плато, по болоту н/к, с участками 1А к.т. Спускаемся в каньоны левых притоков реки Контайчкмайо, как правило, по осыпям н/к и 1А к.т. Изредка в долинах встречаем пасущихся лам или альпаков. Часто движение затрудняют облака и туман. Спускаемся в глубокую долину крупного левого притока этой реки. Переправа н/к. Поднимаемся из него и устраиваем обед. Идет средний дождь с градом и дует ветер. После обеда спускаемся в глубокую долину другого притока, поднимаемся из него для того, чтобы не спускаться в еще более глубокий каньон следующего притока, совершаем траверс гребня в западном направлении. Идем по осыпям, чередующимся с разрушенными скалами, крутизной 30 градусов и более, на протяжении более 1км. После этого спускаемся с этого гребня, уже в верхнюю часть этого левого притока реки Контайчкмайо. Пересекаем долину этого притока по болоту н/к и 1А к.т., и, после отдыха начинаем подъем, по осыпям 1А и 1Б к.т.,  крутизной более 30 град., на следующий перевал, выводящий, видимо на следующее, еще более высоко расположенное плато.  Здесь, почти уже на самом плато, находим более менее защищенное скалами, от ветра место, и встаем на ночлег. Дует сильный ветер, надвигается гроза. Метет снег. Перевал этот мы решаем назвать Снежный. Его высота 4800 метров. Сложность оцениваем 1Б к.т.

4.02. Четвертый ходовой день.

Пер. Снежный, 4800 м, 1Б к.т. – пер. Кон-Тикки, 4900 м, 1А к.т. – верховья реки Контайчкмайо. Протяженность 14 км. Чистое ходовое время 6:30.  Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 2 км. Переправа н/к – 2 штуки.  Снег н/к – 2 км. Осыпь н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 1 км.  Траверс гребня 1Б к.т. – 1,5 км, уклон 30 град., осыпь 1А и 1Б к.т., участки разрушенных скал.  Перевал Кон-Тикки, 4900 м, 1А к.т. Перепад высот 800 м. Дождь, со снегом. Пасмурно. Сильный ветер, иногда средний ветер. Часто туман и отсутствие видимости.

Подъем в 6-15. Выход в 8-40. С утра туман, пасмурно, слабый ветер с порывами. Выпал снег глубиной до 20 см. Поднимаемся на плато, куда нас выводит перевал Снежный. Идем по плато. Под слоем снега , здесь жидкая грязь, от дождей, и от таяния снега. Снег начинает таять. Начинается ливень с градом и постепенно снег стаивает. Постепенно, через 3 км, плато сужается и переходит в гребень, круто обрывающийся в обе стороны. Внизу вокруг гребня по его обеим сторонам видны странные болота, за которыми еще ниже дальше видны каньоны рек. В том числе, к востоку от гребня виден каньон левого притока реки Контайчкмайо. Мы совершаем траверс гребня, длиной до 1,5 км, по осыпям 1А и 1Б к.т., с выходами разрушенных скал и уклоном до 30 град., и постепенно спускаемся с гребня на лево, на болота. Здесь спустившись, устраиваемся на обед. Ненадолго выходит солнце, и мы успеваем немного просушиться.  После обеда идем вдоль пониженного участка этого нашего гребня, по болотам н/к – 1А к.т., и спускаемся по крутой осыпи до 40 град. 1Б к.т. – 100 м. – в верховья левого притока реки Контайчкмайо. Переходим его – переправа н/к. Встречаем пасущихся лам. Почти весь день идет дождь и дует ветер. Из долины этого притока начинаем подъем на перевал, который решаем назвать Кон-Тикки, потому что это созвучно, с названием начинающейся за ним реки - Контайчкмайо. Подъем по осыпям н/к и 1А к.т. , крутизной более 30 град. Перевал оцениваем 1А к.т. его высота 4900 м. С перевала спускаемся в долину верховьев реки Контайчкмайо, по осыпям н/к и 1А к.т. В долине реки с трудом находим ровное и довольно сухое место под палатку, где и останавливаемся на ночлег. Ночью опять гроза и выпадает 15 см снега. Ночуем на высоте 4650 м.

5.02. Пятый ходовой день.

Верховья реки Контайчкмайо – пер. Вилкарана, 5000 м, 1Б к.т. – р.  Чичахуайа. Протяженность 15 км. Чистое ходовое время 7:20. Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 3 км.  Снег н/к – 2 км. Осыпь н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 0,5 км. Переправа н/к – 3 шт. Пер. Вилкарана, 5000 м, 1Б к.т., Перевал н/к. Перепад высот 1000 м.  Ночью снег.  Утром видимости нет, туман снег, средний ветер. Днем переменная облачность, средний ветер, дождь.  Вечером сильный ветер и сильный дождь, продолжавшийся всю ночь и перешедший в снег.

Ночью нас, как обычно, завалило снегом, глубиной до 15 см. Утром туман, видимость 30 м. Подъем в 6-20. Выход в 8-50. Идем по болотам н/к и 1А к.т. – в сторону истока первого левого притока реки Контайчкмайо. Болота с прозрачной водой, глубиной до 4 метров, и иногда с течением между ними. Некоторые кочки твердые и хорошо держат, по ним можно прыгать, а некоторые начинают уходить в глубь на глубину до 1 м, и там переворачиваться. Идти очень сложно. Снег постепенно стаивает. Переходим через несколько речек, переправа некатегорийная, и поднимаемся на перевал высотой 4800 метров, ведущий от истока левого притока реки Контайчкмайо, на саму реку. Перевал некатегорийный Спускаемся с перевала в долину реки Контайчкмайо, по снежному склону, крутизной 25 град. Глубина снега до 15 см.. Начинаем подъем на перевал Вилкарана, ведущий уже в долину реки Чичахуайа и реки Вилкарана, которая является первым крупным притоком реки Рио-Тотора-Оропесо. Поднимаемся по снежному склону, крутизной до 30 град. Глубина снега более 20 см. Иногда встречаются участки глубиной более 50 см. Протяженность подъема – 800 м. На самом верху выполаживание и выход скал. Спускаемся с перевала по снежному склону, тоже крутизной до 30 град. и глубиной до 20-30 см. Протяженность 400-500 м. Дальше идут осыпи 1Б к.т. и выходы разрушенных скал – 500 м. Иногда крутизна достигает 40 град, протяженность таких крутых участков не более 30 м. Спускаемся в долину Чичахуайи, и на берегу небольшого озерка, посреди болота 1А к.т., каждый на своей кочке, устраиваемся на обед. После обеда спускаемся вниз по реке. Иногда начинается тропа, но скоро исчезает. Встречаем пасущихся лам. Переходим на другую сторону этой речки, по долине которой мы шли вниз, и которая является правым притоком Чичахуайи. Переправа некатегорийная. Находим место, где река так сильно сужается, что ее можно перепрыгнуть. Дальше высоко поднимаемся на правый склон реки Чичахуайи, в обход прижима. Идем по верху, с постепенным снижением в сторону каньона реки. Спускаемся и подходим к самой воде. Река здесь настолько бурная, что в брод непереходима. Нам нужно на ту сторону. Начинается дождь. Идем на разведку. Ниже по течению река снова уходит в каньон. Идем по верху вдоль него. Проходим место слияния этой реки с крупным правым притоком рекой Сопой (Сопа по-испански суп). После слияния эта река называется уже Вилкарана. Ниже по течению снова встречаем пасущихся лам и альпаков, и находим одинокий индейский домик из камней. Ниже по течению обнаруживаем чрезвычайно хлипкий мостик через реку. В этом месте река сужается, но глубина у нее значительная – несколько метров. Ниже по течению примерно на 100 м – огромный 50-70 метров водопад. Решаем на следующий день воспользоваться этим мостиком для переправы. Возвращаемся с разведки к тому месту, где оставили рюкзаки, на берегу еще реки Чичахуайи. Здесь, под проливным дождем и сильным ветром, ищем ровное место под палатку и с трудом устанавливаем ее. Ночуем на высоте 4580 м.

6.02. Шестой ходовой день.

Река Чичахуайа – перевал Аррибо (п.п.), 5000 м, 1А к.т. – озеро Лагуна Уакуйо.  Протяженность 13 км. Чистое ходовое время 6:00. Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км. Осыпь н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км, 1Б к.т. – 1 км. Переправа н/к – 3 штуки. Перевал Аррибо (п.п.), 5000 м, 1А к.т. Траверс хребта 1Б к.т. Перепад высот 1200 м. Пасмурно с прояснениями, несколько раз в день дождь, в т.ч. сильный. Ветер средний, с порывами до сильного. Иногда видимость снижалась до 30 м. Вечером очень сильный ветер и дождь.

Утром снега нет.  Подъем в 6-00. Выход в 8-30. Идем к найденному вчера мостику, над каньоном Чичахуайи. Для переправы снимаем рюкзаки и перекатываем их по этому мостику, состоящему из двух жердей, соединенных поперечными досочками, и больше похожему на обычную деревянную лестницу. При перекатывании один подает и катит рюкзак с одного берега, а другой принимает с другого. Можно еще было разгрузить рюкзак, а вещи перекидать на другой берег. Переправа на реке была на высоте 4500 м. После переправы поднимаемся на перевал Аррибо, 1А к.т., по осыпям н/к – 1 км, 1А к.т. – 2 км, 1Б к.т. – 0,5 км. Перепад высот от реки до перевала всего 500 м, потому что высота перевала 5000 м. Перевал мы решаем назвать Аррибо, потому что это по-испански означает вверх. После перевала мы идем траверсом хребта 1Б к.т., протяженностью 5 км, по осыпям н/к – 2 км, 1А к.т. – 2 км, 1Б к.т. – 0,5 км, сопровождающемуся подъемами и спусками в каньоны правых притоков реки Рио-Чакча. На спуске в долину реки Инкаптианы устраиваемся на обед. После обеда спускаемся к озеру расположенному ниже и более маленькому, чем Лагуна Уакуйа, край которого мы наконец-то увидели с очередного гребня. Обходим по крутому склону, где трава чередуется с осыпями, нижнее озеро, проходим по болотам 1А к.т., между этими озерами. Далее перебираемся через протоку – переправа 1А к.т. к озеру Лагуна Уакуйа и проходим вдоль его западного берега, до южного, по болотам н/к и 1А к.т., где и устраиваемся на ночлег, под проливным дождем и сильнейшим ветром. Наконец-то мы выполнили первую цель нашей экспедиции – через множество перевалов пробрались таки к истоку Амазонки.

Пик Пермь, 5500 м, 2Б к.т., первовосхождение.

7.02. Седьмой ходовой день.

Озеро Лагуна Уакуйо – пик Пермь, 5500 м, 2Б к.т. (п.в.) – оз. Лагуна Уакуйо. Протяженность 20 км. Чистое ходовое время 10:00. Болото н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км. Переправа 1А к.т. Осыпь н/к – 2 км, 1А к.т. – 4 км, 1Б к.т. – 3 км, 2А к.т. - 400 м, 2Б к.т. – 400 м. Снег н/к – 2 км, 1А к.т. – 2 км, 1Б к.т. – 1 км. Пик Пермь, 5500 м, 2Б к.т. (п.в.) 300 метров попеременной страховки. Перепад высот 2000 м. Утром туман, видимость 50 м. Днем переменная облачность, ветер, дождь, снег. Вечером сильный ветер и сильный дождь с мокрым снегом. Ночью снега навалило столько, что сломало каркас палатки.

Подъем в 6-30, выход в 8-30. Ищем место, где можно перейти через реку Питайане, впадающую в озеро.  Находим и переправу оцениваем 1А к.т. Дальше идем траверсом хребта в сторону наиболее высокой и красивой вершины, которую присмотрели в разрывах между облаками еще вчера. Она находится прямо над озером Лагуна Уакуйо, откуда начинается великая Амазонка (один из ее истоков). Путь иногда идет в понижениях хребта по болотам н/к и 1А к.т., чем выше, тем болот меньше. Идем по осыпям н/к, 1А и участкам 1Б к.т. через 3 часа подходим к перевалу, с которого уже начинается подъем по северо-западному гребню на пик Пермь. Поднимаемся на этот перевал по осыпям 1Б -2А к.т. Здесь глубокий снег – 1А, с участками 1Б к.т. Идем по гребню вначале без связки, скоро он становится острее и круче, слева нависает карниз. Здесь связываемся и идем в связке, одновременно. Начинаются жандармы – резкие скальные выступы. Дальше идем с попеременной страховкой, используя крючьевую страховку – 300 м. Поднимаемся на вершину, покрытую снежным куполом. Выполнена вторая цель экспедиции – мы поднялись на определяющую вершину прямо над истоком Амазонки. На вершину поднялись одной связкой – Андрей Королев и Игорь Пономарев, Игорь Мохов и Наташа дошли до места, где стало необходимо идти с попеременной страховкой, остальные на восхождение не пошли из-за накопившейся чрезмерной усталости. Спускаемся с вершины по пути подъема. Видимость пропадает, начинается сильный дождь со снегом и сильным ветром. Через несколько часов промокшие насквозь и замерзшие, добираемся до палатки. Пытаемся греться с помощью наших бензиновых горелок, но они не горят в палатке, из-за чрезмерной влажности и недостатка кислорода. Все-таки высота ночевки около 4700 метров.

8.02. Восьмой ходовой день.

Озеро Лагуна Уакуйо. Протяженность 2 км. Чистое ходовое время 1:00. Болото н/к – 1 км, 1А к.т. – 1 км. Утром туман, видимость 50 м. Днем ясно, сухо. Вечером гроза, ветер, дождь.

Утром спим сколько хотим. С утра туман, видимости нет. Поднимается ветер, небо прояснивается, выходит солнце. За ночь выпало более 30 см снега. Сейчас при ярком солнце и сильном тепле он начинает быстро испаряться и таять. Выносим вещи из палатки и все сушим. За первую неделю похода, у нас почти не осталось сухих вещей, а сегодня, впервые надолго выглянуло солнце, поэтому мы решаем сначала все просушить, а потом выходить. Ремонтируем каркас, сломанный ночью навалившемся снегом и сильным ветром. Выходим после обеда, когда уже появляются облака и часто солнце за них прячется. Собираемся и подходим к реке Питайане, которую вчера переходили два раза. Оказалось, что из-за стаявшего за утро толстого слоя снега, вода в реке поднялась настолько, что переправа вброд стала невозможна. Ищем возможное место переправы, но безрезультатно. Начинается гроза, и нам не остается ничего другого, только как поставить палатку на этом берегу, и ждать утра, когда спадет вода и переправа станет возможной.

9.02. Девятый ходовой день.

Озеро Лагуна Уакуйо – озеро Лагуна Уанса – восточнее горы 5292 м. Протяженность 17 км. Чистое ходовое время 6:00. Иногда тропа. Болота н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км, Переправа н/к – 3 шт, 1А к.т. – через р. Питайане. Перепад высот 800 м. Утром переменная облачность, ветер, дождь, град. Днем и вечером пасмурно, дождь с мокрым снегом. Сильный ветер.

Подъем в 6-30. Выход в 8-50. Переходим реку. Вода сильно спало, потому что за ночь подморозило, а нового снега не выпало, да и растаять еще ничего не успело. Переправу, как и позавчера, оцениваем 1А к.т. Идем дальше вверх, вдоль заснеженного хребта, на юг. Через несколько километров, встречаем несколько маленьких индейских домиков из камней. Появляется тропа, которая местами теряется в болотах – н/к и 1А к.т. Проходим водораздел, высотой 4850 метров, и спускаемся в долину озера Лагуна Уанса. Спускаемся к озеру. Отсюда открывается впечатляющий вид на пик Пермь. Он отсюда смотрится правильным треугольником. С этого озера начинается река Компепалька. Идем вверх по ее крупному левому притоку. Тропа пропадает, идем по болотам. Видимость ухудшается, часто дождь с ветром. Переходим вброд притоки Компепальки. Переправы некатегорийные. На ночлег останавливаемся восточнее массива горы 5292 метра. Вечером опять начинается дождь с мокрым снегом.

10.02. Десятый ходовой день.

Восточнее горы 5292 м – перевал Савраса, 5050 м, 1А к.т. – правый приток реки Окоруро. Протяженность 17 км. Чистое ходовое время 5:40. Болота н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км. Осыпь н/к – 3 км, 1А к.т. – 2 км. Снег н/к – 3 км. Перевал Савраса, 1А к.т. Переправа н/к – 2 шт. Перепад высот 1000 м. Пасмурно, дождь, часто сильный, ветер средний и сильный. Туман, видимость временами до 50 м. Вечером дождь с мокрым снегом.

С утра видимость не больше 50 метров. Дует ветер. Продолжаем подъем вверх на водораздел рек Компепалька и Сайраса. Идем по болотам н/к с участками 1А к.т. Иногда появляются индейские тропы, быстро теряющиеся. На водоразделе поворачиваем на восток, и начинаем подъем на перевал отделяющий долины рек Сайраса и Окорура. Поднимаемся на перевал по осыпям н/к и 1А к.т. На верху начинается снежный покров глубиной до 20 см. Поднимаемся на перевал. Видимость 200 м. Сильный ветер с дождем и мокрым снегом. Перевал решаем назвать перевалом Савраса, что созвучно с названием начинающейся, с его западного склона реки. Перевал оказывается высотой 5050 м. Оцениваем его 1А к.т. Спускаемся в долину правого притока реки Окорура, по снегу некатегорийному, и по осыпям н/к и 1А к.т. Ниже опять начинаются болота – н/к и 1А к.т. На ночлег встаем на берегу этого левого притока реки Окорура.

11.02. Одиннадцатый ходовой день.

Правый приток реки Окоруро – перевал Окоруро, 5100 м, 1Б к.т. – водораздел рек Ичурута и Уарта. Протяженность 22 км. Чистое ходовое время 6:50. Болото н/к – 3 км, болото 1А к.т. – 1 км. Осыпь н/к – 2 км, 1А к.т. – 2 км, 1Б к.т. – 0,8 км. Снег н/к – 3 км. Переправа н/к – 3 шт. Перепад высот 1100 м. Пасмурно, дождь, часто сильный, ветер средний и сильный. Туман, видимость временами до 50 м. Вечером дождь с мокрым снегом.

Утром пасмурно, сильный ветер, но дождя нет. Выходим в 9-00. Продолжаем спуск по долине правого притока Окоруры. Идем по болотам н/к с участками 1А к.т. Подходим к самой реке Окорура. Здесь она вброд не переходима. Идем вверх по течению, по правому берегу. Пересекаем вброд следующий правый приток Окоруры, здесь он разбит на несколько рукавов, переправа некатегорийная. Идем дальше вверх по правому берегу Окоруры. Скоро она разбивается на рукава, мы их переходим и начинаем подъем на перевал отделяющий долину Окоруры от долины Ичуруты и горы Уанрауиры, на которую мы планируем подняться. Поднимаемся по осыпям н/к и 1А к.т., в верхней части уклон увеличивается – до 30 град., а осыпь становится 1Б к.т. Поднимаемся на перевальное плато. Здесь лежит снег глубиной до 20 см, который под дождем начинает быстро таять. Перевал оцениваем 1Б к.т., его высота 5100 м, назвать его решаем по названию реки, начинающейся с его западного склона, Окорура. После подъема на перевал совершаем траверс хребта, по снегу некатегорийному, и дальше спуск с траверсом на юг, так, чтобы спуститься на водораздел рек Ичурута и Уарта. Спускаемся по осыпям 1А к.т., с участками 1Б к.т. Ниже склон выполаживается, осыпь становится некатегорийной. Спускаемся на водораздел Ичуруты и Уарты. Здесь устраиваемся на ночлег. Завтра планируем подняться на гору Уанрауира.

Гора Уанрауира, 5450 м, 2А к.т., первовосхождение.

12.02. Двенадцатый ходовой день.

Водораздел рек Ичурута и Уарта – г. Уанрауира, 5450 м, 2А к.т. (п.в.) – водораздел рек Ичурута и Уарта. Протяженность 17 км. Чистое ходовое время 6:30 . Подъем по З склону, сн-лед., попеременная страховка, снег 1А к.т. – 6 км, лед 1А к.т. – 1 км, осыпь н/к – 4 км, 1А к.т. - 3 км, 1Б к.т. – 2 км, 2А к.т. – 0,4 км. Перепад высот 1400 м. Пасмурно, дождь, часто сильный, ветер средний и сильный. Туман, видимость временами до 50 м. Вечером дождь с мокрым снегом.

Выходим в 9-00. Видимость есть, но плохая из-за дымки. Пасмурно. Средний ветер. Начинаем подъем от лагеря на водоразделе. Поднимаемся по осыпям

некатегорийным. Крутизна подъема увеличивается, местами ступени по 100 м, крутизной до 30 градусов. Осыпи становятся 1А и 1Б к.т., в верхней части, перед выходом на снежный купол – участок осыпей 2А к.т. Выше снежный купол, снизу лед. Глубина снега иногда до 50 см. Там, где выдуто ветром, голый лед, 1А к.т. Поднимаемся на вершину в связке, на случай закрытых трещин в леднике. Вершина оказывается высотой 5450 м, по данным спутникового навигатора. Оцениваем ее 2А к.т. спускаемся по пути подъема. В лагерь приходим промокшие и озябшие.

13.02. Тринадцатый ходовой день.

Водораздел рек Ичурута и Уарта – оз. Арката – правый приток р. Ичурута. Протяженность 23 км. Чистое ходовое время 6:10. Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км. Тропа, иногда дорога. Перепад высот 700 м. Пасмурно, дождь, часто сильный, ветер средний и сильный. Днем прояснения и иногда ветра нет. Иногда туман, видимость временами до 50 м. Вечером дождь с мокрым снегом.

Выходим в 8-40. Спускаемся с водораздела в долину реки Ичурута. Долина заболочена – болота н/к и 1А к.т. Появляется тропа, а километров через шесть после выхода и дорога. Идем по ней на юго-запад. Проходим по правому берегу озера Арката, которое из-за дождя и пасмурности плохо видно. Пройдя озера погода улучшается, дождь и ветер прекращаются. Останавливаемся на обед. После обеда продолжаем идти по дороге. На ночлег останавливаемся на берегу правого притока Ичуруты, перейдя его по небольшому мостику.

14.02. Четырнадцатый ходовой день.

Правый приток р. Ичурута – пер. Арма, 5000 м, н/к. Протяженность 24 км. Чистое ходовое время – 6:30. Дорога, тропа. Болото н/к – 3 км, 1А к.т. – 1 км. Переправа н/к – 3 шт. Перепад высот 600 м. Пасмурно, дождь, часто сильный, ветер средний и сильный. Днем прояснения и иногда ветра нет.

Выходим в 9-00. Продолжаем идти по дороге, иногда переходящей в тропу. Переходим приток Ичуруты – переправа некатегорийная. От правого притока Ичуруты, поднимаемся на водораздел с другим ее правым притоком. Местность заболочена. Часто дорога пропадает, и мы идем по болоту н/к, с участками 1А к.т. Спускаемся на следующий правый приток Ичуруты, переходим его. Переправа тоже некатегорийная. По левому берегу правого притока этого правого притока Ичуруты, поднимаемся на перевал, разделяющий бассейны рек Ичурута и Арма. Подъем по дороге, иногда сужающейся до тропы, а иногда исчезающей в болоте – некатегорийном, с участками 1А к.т. Высота перевала 5000 м. Оцениваем его, как некатегорийный. Решаем назвать Арма – по названию начинающейся с его юго-западного склона реки. Ночуем на перевале.

15.02. Пятнадцатый ходовой день.

Пер. Арма, 5000 м, н/к – севернее вулкана Невадо-Коропуна. Протяженность 25 км. Чистое ходовое время 7:00. Дорога, тропа. Болото н/к – 3 км. Переправа н/к – 3 шт. Перепад высот 500 м. Пасмурно, дождь, ветер средний. Днем прояснения и иногда ветра нет. Вечером ясно и безветренно.

Выход в 8-50. Спускаемся с некатегорийного перевала Арма. Идем по дороге, иногда переходящей в тропу. После спуска дорога продолжается в направлении на юго-запад. Встречаются заболоченные участки, где дорога пропадает. Погода улучшается. Местность становится заметно посуше, и уже больше похожа на полупустыню. Вечером, когда небо прояснилось, наконец-то показалась громадина вулкана Невада-Коропуны – нашей последней спортивной цели в Перу. Мы сворачиваем с дороги и идем напрямик на вулкан. Местность здесь ровная и это не сильно осложнит маршрут, а наматывать лишний километраж не имеет смысла. Почва сухая, проточной воды почти не встречается, только изредка небольшие озера. Земля местами покрыта большими кочкообразными растениями. Они очень твердые, зеленого цвета. Подобные мы встречали на Кунь-Луне. На ночлег встаем в прямой видимости вулкана. Встали около мелкого озера, воду из которого использовали для питья. Вечером ясно, наконец-то мы увидели звезды.

Вулкан Невадо-Коропуна, 6500 м, первопрохождение.

16.02. Шестнадцатый ходовой день.

Севернее вулкана Невадо-Коропуна – перевал Бланка, 5150 м, 1Б к.т. - склон вулкана Невадо-Коропуна. Протяженность 15 км. Чистое ходовое время 6:00. Осыпь н/к – 4 км, 1А к.т. – 3 км, 1Б к.т. – 2 км, 2А к.т. – 0,5 км. Перепад высот 700 м. Утром ясно, слабый ветер. Днем переменная облачность, пасмурно, туман, снег, сильный ветер. Вечером ясно. Ночью – 12 град.

Выходим в 9-00. С утра ясно. Идем по сухой земле. Путь держим на ущелье реки, вытекающей из-под вулкана. Начинаем подъем по ущелью. Поднимаемся до высоты 4900 метров, и решаем, что нам удобнее перевалить в соседнее ущелье – расположенное западнее. В том ущелье более удобный подъем на сам вулкан. Поднимаемся на перевал между этими ущельями, по осыпям 1А -1Б к.т. крутизна местами доходит до 40 град. Встречаются участки осыпей 2А к.т. выходим на перевал. Здесь лежат снежники. Высота перевала 5150 м. Оцениваем его 1Б к.т., и решаем назвать его Бланка (в переводе с испанского означает «белый»). Спускаемся с перевала в долину следующей реки, по осыпям 1Б к.т., с участками осыпей 2А к.т. После этого продолжаем подъем вверх по ущелью. Воды в реке нет. Входим в каньон. Начинается сплошной снежный покров. Поднимаемся из каньона на платообразное расширение, где на гребне, на безопасном месте, над каньоном, устанавливаем лагерь на высоте 5350 м.

17.02. Семнадцатый ходовой день.

Склон вулкана Невадо-Коропуна, лагерь 5350 м – лагерь 5900 м. Протяженность 7 км. Чистое ходовое время 6:00. Осыпь 1Б к.т. – 3 км, 2А к.т. – 0,5 км. Снег н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км. Ледопад, закрытые трещины. Перепад высот 700 м. Утром ясно, слабый ветер. Днем переменная облачность, пасмурно, туман, снег, сильный ветер. Ночью – 18 град.

Выход в 9-00. С утра ясно, но скоро появляются облака. Поднимаемся вверх по склону, по снегу некатегорийному. Переходим через ледниковую реку. Дальше, в обход ледопада, поднимаемся по осыпям 1Б к.т., с участками 2А к.т. Выше осыпей, выходим на снежный склон, переходящий в ледопад. Идем по снегу 1А к.т. связываемся, потому что выходим на закрытый ледник. Начинаем проходить ледопад. Идем на разведку, на это уходит 1,5 часа времени. После разведки обедаем, и идем дальше. Погода ухудшается, налетает туман, видимость часто становится не более 50 м. Идем в связке, иногда попеременно. Трещин много, часто они широкие. Приходится лавировать между ними, и прощупывать каждый шаг. Выходим на сильно разломанный моренный вал. Начинаем подъем по нему. Доходим до его конца. Дальше путь преграждает крутой участок ледопада. Сегодня тут идти опасно, потому что, положительная температура, снежные мосты расквашены, и можно провалиться в трещину. К тому же есть вероятность ледового обвала. Решаем на этом моренном вале организовать штурмовой лагерь, для восхождения на вершины вулкана. Срываем верхнюю часть моренного вала, состоящую изо льда, для того чтобы установить палатку. Высота ночевки 5900 м.

18.02. Восемнадцатый ходовой день.

Склон Невадо-Коропуны, лагерь 5900 – перевал Русский, 6080 м, 3А к.т. - вершина Невадо-Коропуны, 6500 м, 3А к.т. - вершина Камские Зори, 6300 м, 2Б к.т. – лагерь 5900 м. Протяженность 11 км. Чистое ходовое время 10 часов. Ледопад. Закрытый ледник с трещинами. 200 м попеременной страховки при подъеме на перевал. 300 м попеременной страховки при подъеме на вершину Невадо-Коропуны, 200 м попеременной страховки при подъеме на вершину Камские Зори. Лед 1А к.т. – 4 км. Снег 1А к.т. – 4 км. Перепад высот 1600 м. Утром ясно, ветра нет. Днем пасмурно, туман, видимость уменьшалась иногда до 30 м. Сильный ветер. Гроза и снег с градом. Вечером тихо и пасмурно. Температура ночью -20 град.

Выход в 7-00. Поднимаемся по сильно застывшему снегу. Вначале, там, где все крепко застыло и трещин нет – идем без связки. Выше появляются трещины, и мы связываемся. Подъем крутизной в среднем 30 град. Отдельные участки – до 50. Идем одновременно. В крутых местах, и где большие трещины - попеременно. Всего до перевала между двумя вершинами прошли 300 метров попеременно. Перевал оказался высотой 6080 метров. Оцениваем его 3А к.т., и решаем назвать Русский. С перевала продолжаем идти в связке на главную вершину вулкана. Вначале идем одновременно, по снегу 1А к.т. где покруче, там снег сдут и идем по льду 1А к.т. В верхней части крутизна увеличивается и доходит до 50 град. Появляются фирновые доски. Стараемся их обходить и лавируем между ними. Идеи все с попеременной страховкой. На самом верху упираемся в огромный бегшрунд. Пролазим его со страховкой на 2 ледоруба. Вылазим на вершинный купол, где путь на самый верх преграждает огромная закрытая трещина, шириной от 5 до 30 метров. Прохожу по снежному мосту, со страховкой. Мост выдерживает. На вершине видимость не более 30 м. дует ветер. Надвигается гроза. Высота вершины оказывается 6500 м. оцениваем ее 3А к.т. и спускаемся по пути подъема. Спускаемся до перевала, откуда решаем подняться, потому что видимость улучшилась и ветер ослабел, на вторую, рядом расположенную вершину. Поднимаемся вверх от перевала 220 метров по вертикали. Идем попеременно – склон крутизной до 45 град. – плотный фирн, с выходами льда. На пологих участках снег 1А к.т. Высота вершины оказывается 6300 м. Решаем ее назвать Камские Зори. Спускаемся с нее по пути подъема. Тут снова налетает гроза. Молнии бьют совсем рядом. В атмосфере накопилось статическое электричество, так что отдельные небольшие разряды щелкают в голову под каски. С таким явлением я уже встречался на Памире, в 2001 году. Мы решаем снять с себя все железное снаряжение, уложить его в рюкзак, за изоляционный слой пенки, так чтобы оно не прикасалось к телу. Сами мы просто связались веревкой, привязав ее к страховочной системе. В непогоду мы с трудом находили путь сквозь ледопад – помогал спутниковый навигатор. Спустились к лагерю, когда гроза уже ослабела. Вечером, когда уже совсем стемнело, на небе опять показались звезды. Сегодня мы выполнили третью цель нашей экспедиции – поднялись на один из высочайших вулканов Земли, Невадо-Коропуну, по новому маршруту.

19.02. Девятнадцатый ходовой день.

Восточный склон Невадо-Коропуны, лагерь 5900 м – перевал Русский, 6080 м, 3А к.т. – западный склон, лагерь 5700 м. Протяженность 6 км. Чистое ходовое время 4:30. Закрытый ледник с трещинами, ледопад. Попеременная страховка – 200 метров при подъеме на перевал, 200 метров на спуске с перевала. Крутизна 30-50 град. Снег н/к – 2 км, снег 1А к.т. – 3 км, лед 1А к.т. – 1 км. Перепад высот 600 м. С утра ясно, днем пасмурно, сильный ветер, снег. Вечером пасмурно. Средний ветер с порывами весь день. Температура ночью -12 градусов.

Выход в 8-00. Поднимаемся по своим следам на перевал. Снег застывший, мосты через трещины держат хорошо. Поднимаемся на перевал Русский в 11-00. Дальше следы кончаются. Идем медленнее, зондируя каждый шаг на наличие трещин. Седловина перевала представляет собой заснеженное ледовое плато. В верхней части спуск на запад начинается полого, постепенно становясь все круче. Дальше уклон резко увеличивается и начинается ледопад примерно такого же характера, какой находится на восточном склоне. Проводим разведку, которая длится более часа, и начинаем спуск. Идем, по правому склону, где меньше ледовых сераков и разломов. Встречаются крутые участки 30-50 градусов, которые проходим с попеременной страховкой. Поскольку рюкзаки уже довольно легкие, то необходимости вешать перила нет. Всего на спуск прошли с попеременной страховкой 200 метров – 4 веревки, и столько же на подъем. Часто приходится организовывать разведку, перед тем, как идти всей группе, со всем грузом. Иногда приходится идти попеременно, не из-за крутизны склона, а на ровном месте, из-за зыбкости снежных мостов через ледовые трещины. В целом крутизна западного склона круче, чем восточного. Проходим основную часть ледопада, спустившись до высоты 5700 метров. Здесь ищем моренный вал, находим его, и решаем на нем, в безопасном месте, остановиться на ночлег.

20.02. Двадцатый ходовой день.

Западный склон Невадо-Коропуны, лагерь 5700 м – дорога Котауаси – Чукибамба. Протяженность 27 км. Чистое ходовое время 9:20. Осыпь н/к – 4 км, 1А к.т. – 3 км, 1Б к.т. – 2 км, 2А к.т. – 0,5 км. Снег н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км. Ледопад, закрытые трещины. Движение в связках, одновременно. 100 м. – попеременная страховка. Перепад высот 1300 м. С утра ясно, днем переменная облачность, временами снег. Вечером пасмурно. Средний ветер с порывами весь день. Температура ночью -5 градусов.

Выход в 8-30. Продолжаем спуск по закрытому леднику, по уже более пологой части ледопада. Идем в связке одновременно. В двух местах крутизной до 45 градусов, протяженностью по 50 метров, идем с попеременной страховкой. С высоты 5400 метров ледник становится открытым, начинаются большие моренные валы. Спускаемся по ним. Морены в основном 1А-1Б к.т., на перегибах морены 2А к.т. Ниже начинаются осыпи, 1А-1Б к.т. спускаемся в ущелье начинающейся здесь на склоне вулкана реки. Оно направлено на северо-запад. Идем по нему. Встречаются большие снежники. Дальше идем вниз по осыпи н/к, до выполаживания. Обедаем у начала травы, под защитой большого камня от ветра. После обеда идем вниз по этому ущелью. Переваливаем небольшие каменистые холмы. Поздно вечером выходим на дорогу, судя по следам, совсем не оживленную, сообщением Котауаси – Чукибамба. Идем по ней на юг, в сторону Чукибамбы, в поисках источника воды. Примерно через 10 км находим его и здесь, уже в почти в темноте, у небольшого ручья останавливаемся на ночлег. Нам остается только ждать попутный транспорт. Спортивная часть нашей экспедиции на территории Перу, благополучно завершена.

7. Маршрут экспедиции.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.
Маршрут обозначен красным цветом. Зеленый цвет - активная часть маршрута. Карта Южной Америки.

8. Оценка категории сложности похода.

Определение количества баллов за локальные препятствия.

Препятствие.

Траверс

2 (1 как 1А)

Итого

* - Вершины 2Б к.т. засчитываются, как вершины 1Б и 2А к.т.

** - Вершина 3А к.т. засчитывается, как вершина 1А к.т.

Определение количества баллов за протяженные препятствия.

Препятствие.

0,4

2,8

Итого

Определение категории сложности маршрута.

Показатель маршрута.

Требования для 6 к.с.

Протяженность

250*

Продолжительность

20 дней.

Баллы за локальные препятствия (ЛП)

Не более 75.

Баллы за протяженные препятствия (ПП)

Не более 110.

Географический показатель (Г), баллы

16.**

Автономность, коэффициент (А)

Коэффициент перепада высот (К)

2,6

Общее количество баллов набранное
категорируемым маршрутом (КС)

201,6

185 и более.

* - Требования по километражу для пешеходных походов были снижены в ноябре 2004 года, на конференции пешеходной комиссии в Туле.

** - Поскольку в таблице 4, методики категорирования пешеходных маршрутов, ближайших районов быть не может, то я решил взять район со сходными рельефно-климатическими условиями, правда намного более низкий – Плато Путорана.

Коэффициент перепада высот К=1+ОН/12 = 1+19,3/12 = 1+1,6= 2,6

Где ОН - это суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной части маршрута в км.

Общее количество баллов КС= ЛП+ПП+(Г×А×К) =70+90+(16×1×2,6) =201,6, что соответствует пешеходному походу шестой категории сложности.

9. Потенциально опасные участки (явления) на маршруте.

1. Камнепады. На  маршруте было множество камнеопасных мест: при прохождении перевалов, восхождений на вершины и просто при движении по осыпям. Для предотвращения нужно соблюдать правила техники безопасности, смысл которых - самим не спустить друг на друга камень, а камнеопасные места проходить в такое время суток или в такую погоду, когда камни скреплены льдом, и всем идти обязательно в каске.

2. Лавинная опасность. Лавиноопасные места были на пике Пермь, и на вулкане Невадо-Коропуна. Во избежание схода лавин, нужно не ходить в лавиноопасные места, а если пришлось, то главное не подрезать склон, а двигаться вертикально вверх или вниз. Идти с лавинной лентой, лавиноопасные участки проходить по очереди, связка от связки, на расстоянии не менее 100 м, выставлять наблюдателя. На одежде желательно иметь радиомаячок.

3. Опасность ледовых обвалов. Была во время прохождения ледопадов на вулкане Невадо-Коропуна, когда от высокой температуры мог подтаять, или от низкой треснуть, и обвалиться серак. Во избежание этого нужно проходить ледопады в утреннее время, или в пасмурную погоду, без резких колебаний температур, когда отсутствует таяние льда. Если приходится идти через ледопад в неблагоприятную погоду, то самые опасные места – под нависающими сераками, нужно проскакивать максимально быстро, предварительно восстановив дыхание в безопасном месте. Всем идти в касках.

4. Закрытые ледники: на горе Уанрауира и на вулкане Невадо-Коропуна. Причем участки закрытых ледников впервые встретились на высоте 5200 м, на горе Уанрауира. Во избежание провала в трещину приходилось также идти в связках, в кошках и в касках, и прощупывая каждый шаг перед собой.

5. Прохождение ледопадов на ледниках. Эти ледопады были не крутые, но сильно разломаны и часто приходится идти по снежным мостам неизвестной прочности. Поэтому приходилось идти в связках, и часто с попеременной страховкой, и в касках.

6. Сели. Возможность схода селей имеется во время нахождения под языком ледника, в самое жаркое время года и суток, или во время продолжительной дождливой погоды. Опасные места мы встретили вначале зоны оледенения  вулкана Невадо-Коропуна. Опасные места проходили после тщательной разведки и наблюдения, желательно утром, когда вода еще застывшая.

7. Сильный ветер. Возможен в открытых местах: на перевалах, плато и вершинах, поэтому необходимо искать для бивака укромные места, и защищать палатку ветрозащитной стенкой.

8. Большая высота над уровнем моря – способствует развитию разных заболеваний – горной болезни, пневмонии, желудочно-кишечных, а также обострению хронических.

9. Множество болот. Болота в верховьях Амазонки встречаются особенные – с прозрачной водой, глубиной до 4 метров, с редкими кочками. Причем некоторые кочки держат хорошо – как бревно, нисколько даже не продавливаются и не сдвигаются, а некоторые совсем не держат, и различить это заранее невозможно.

10. Плохая погода. Мы угодили в верховья Амазонки под завершение сезона дождей. И в полной мере прочувствовали на себе, что такое тропический ливень на высоте 5000 метров. Несмотря на наличие непромокаемой одежды, мы бывало, целыми сутками не могли просохнуть. Согревались только ночью в спальниках, которые старались держать в сухости. Особенно неприятны были почти непрерывные дожди с мокрым снегом. Эти погодные факторы повышают вероятность возникновения заболеваний дыхательных путей.

10. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте. Статья А. Королева.

На другой стороне Земли. От истока Амазонки до Аконкагуа.

Своими глазами увидеть горы, о красоте которых по всему миру ходят легенды, прикоснуться к загадкам исчезнувшей цивилизации инков, оказаться в самом центре «зеленых легких планеты» - еще год назад я не мог поверить в возможность такого путешествия. Все упиралось в финансовую сторону вопроса. Помог областной спорткомитет, оплатив часть расходов…..

23 января (самолет) вылетел из Москвы в Амстердам, откуда нам предстоял 14-часовой прыжок через Атлантику в столицу Перу город Лиму. На этот раз нас было шестеро: Владислав Баженов вел видеозапись экспедиции, летописцем похода был Игорь Пономарев. Эти должности в походе очень важны: необходимо отправить в Российский спорткомитет огромный иллюстрированный отчет, дабы там сочли поход достойным спортивным достижением. Игорь Мохов и Денис Осипов были мастерами-ремонтниками – ремонтировали все снаряжение и технику. Тоже незаменимые люди. Единственная девушка в команде – Наталья Шафранская – была, разумеется, завхозом. Руководил экспедицией, а также был врачом и фотографом – Андрей Королев.

Собирались тщательно. В Интернете и в печатных источниках информации о маршруте – практически никакой: ее просто некому было написать. А ведь необходимо было все выверить: время похода, способы перемещения на местности, необходимые суммы денег и многое другое.

Путешествие продолжалось 50 дней – с 22 января по 12 марта. Сроки поджимали: необходимо было успеть к истоку Амазонки после окончания сезона дождей, а на Аконкагуа успеть до начала сезона ураганов. Иначе с идеей восхождения пришлось бы распрощаться. Тщательно выбирали авиакомпанию: нужна была такая, которая позволяет получить большой временной промежуток между билетами туда и обратно, но при этом не берет за билеты втридорога. Оказалось, что самые экономичные авиакомпании, вроде испанской «Иберии», позволяют лететь обратно максимум через месяц. Поразмыслив, остановились на голландской KLM. Не самый дешевый вариант, но 50 дней в Америке обеспечены.

Главных целей у экспедиции было несколько: достичь истока Амазонки, покорить самую высокую вершину над ним и подняться на один из высочайших вулканов на Земле – Невадо-Коропуна, а в далекой Аргентине подняться на высшую точку Южного и Западного полушария – гору Аконкагуа, 6962 метра.

За эти 50 дней мы побывали в четырех странах – Перу, Боливии, Аргентине и Бразилии, проехали Южную Америку насквозь с запада на восток, и большую часть с севера на юг, искупались в Тихом и Атлантическом океане…

Нам удалось выполнить всю спортивную и культурную программу, несмотря на то, что с погодой все-таки не повезло.

Стартовали в Перу. На акклиматизацию времени не было, хотя температурный перепад был просто шокирующим: выезжали из Перми в самые крещенские морозы, минус сорок градусов, а в Лиме, когда туда прилетели, было плюс сорок! Для поддержания энтузиазма начали с культурной программы: побывали во всех легендарных, таинственных местах – летали на самолете над пустыней Наска, посетили национальный парк Паракас, острова Балестос, расположенные около экватора, на которых благодаря холодному течению живут антарктические животные, и, конечно, Мачу-Пикчу – заброшенный город инков.

Гигантские фигуры пустыни Наска, произвели бы большее впечатление, если бы не были так хорошо известны. А вот о системе древних, еще доинкских акведуков и каналов, подающих в пустыню воду из горных ручьев, никто из нас раньше не знал. Выглядит это хозяйство не менее грандиозно, чем таинственные пустынные рисунки, а действует до сих пор, спустя тысячи лет после создания. Вода в каналах прозрачная, чистая и вкусная, в ней даже водятся окуни.

Мачу-Пикчу оказался действительно загадочным городом. Кроме известного по миллионам фотографий склона горы, где расположен Храм Солнца, есть еще постройки прямо на вершине острой горы Вайна-Пикчу и даже на ее другой стороне горы – там находится Храм Луны. Везде хорошо сохранились мощеные камнем тропы, мосты и лестницы. Все это особенно удивительно, если помнить, что у инков не было никаких экипажей: они не знали колеса. Не было у них и верховых лошадей, только вьючные ламы и альпаки, так что все расстояния они преодолевали пешком, а здоровенные каменюки для построек таскали буквально на себе.

Мачу-Пикчу и соседняя вершина Вайну-Пикчу (Новая Гора) были нами обследованы досконально. Попасть в этот город-музей можно только с экскурсией: в Мачу-Пикчу нет автодороги, туда ходит поезд, билет на который довольно дорогой! – включает и экскурсионное обслуживание. Пока один из членов экспедиции, лучше других знавший английский язык, оставался с медленной, неторопливой экскурсией, остальные отправились в «свободный полет», благодаря чему и успели обойти весь город и вовремя вернуться.

Наконец, после завершения культурной программы, началась работа. Первым делом познакомились с российским послом и через посольство связались с двумя туристическими компаниями, которыми руководят русские. Оказалось, по их словам, что мы были первыми «дикарями» из России, прибывшими в Перу. Так сказать, открыли континент для «диких» и спортивных туристов. Пытались нанять для путешествия микроавтобус – выходило очень дорого. Пришлось перемещаться в перуанскую глубинку местным общественным транспортом – междугородним автобусом, который стартует с одного из автовокзалов в Куско, древней столице инков, которой уже более 3000 лет. Набивается он под завязку – не только сесть, но и встать некуда, а едет до конечного пункта в Андах более суток. Местные жители воспринимают это как должное – привыкли. Но, по нашему мнению, лучше уж пешком ходить. Тем более что дороги в перуанских Андах особо опасные – посол России трогательно беспокоился о пермских туристах, поскольку неоднократно слышал истории о сорвавшихся в пропасть автобусах.

Истории эти весьма правдоподобны. Крутейшие серпантины с неожиданными поворотами, по которым автобусы карабкаются вверх, едва рассчитаны на одну машину. Благо, в Перу не так-то много автомобилей: если две машины встретятся на такой тропе, они не разъедутся ни за что. Кроме того, эти дороги – грунтовые и, если дождик пройдет, превращаются в подобие горки из аквапарка. Поэтому на каждом повороте пассажиры из автобуса выходят и помогают водителю – подкладывают камушки под колеса. А иначе автобус в гору не вскарабкается. Эти вынужденные перерывы в поездке даже кстати: хоть какая-то разминка.

Сезон дождей, обычно заканчивающийся в этих широтах к концу февраля, как «по заказу» затянулся. Непрекращающиеся тропические ливни на высоте 5 тысяч метров, мокрый снег, до неузнаваемости изменяли местность. Реки вздувались, не в силах удержать в себе такое количество воды. Множество водопадов, дробясь, обрушивались со скал, поднимались болота, места становились непроходимыми. Дорог, обозначенных на карте, в действительности не оказалось. По мнению индейцев, лучшее время для путешествий в Андах – зима, с мая по октябрь, самое сухое время. Но ведь обидно ехать из северного полушария в южное, летом, когда и у нас тепло и хорошо. Туда нужно ездить зимой, чтобы почувствовать контраст, попасть из студеной зимы в жаркое лето.

Кстати, объясняться с индейцами оказалось легко: с помощью обычного русско-испанского разговорника. Даже в тех местах, где белых людей никогда не видели, индейцы знают не только свой родной язык кечуа, но и немного испанский. К тому же они очень доброжелательны и готовы помочь, но при этом никогда не навязываются и не проявляют излишнего любопытства. Инки – народ сдержанный, с чувством собственного достоинства, с уважением и доверием к пришельцам. Это нас приятно поразило, по сравнению с Тибетом, где очень досаждали назойливые местные жители.

Перуанские индейцы все, как один, жуют коку. Пожевал и я, но никаких особых ощущений не испытал, разве что язык онемел и надолго исчезло чувство голода. А вот друзья признавались, что испытали чувство легкости, веселье и прилив сил.

Индейцы живут везде, кроме ледников. Даже на самых крутых, голых, неприступных на вид склонах пасутся альпаки и виднеются возделанные картофельные делянки. Как инки собирают урожай на склоне в 50 % – непонятно! Но картошка здесь – все равно что в России хлеб. Без картошки нет жизни. Перу – родина картошки.

В очень суровых погодных условиях, часто промокая насквозь без возможности высушиться и согреться, мы преодолели множество перевалов, прежде чем пробрались к истоку Амазонки. Она вытекает из озера, которое местные индейцы называют лагуна Уакуйя.

Никаких цивилизованных поселений в этих краях мы не встретили, лишь в некоторых местах, между перевалами, стояли отдельные домики, сложенные из камней и укрытые плотным слоем соломы. Больше всего нас поразила доброжелательность местных индейцев. Они больше походили на памирских или тянь-шаньских горцев, чем на воинствующих героев книг Ф. Купера. Занимались скотоводством, пасли лам и альпаков.

Достигнув верховьев Амазонки, мы начали подъем на самую высокую вершину, возвышающуюся прямо над истоком реки. Технически сложный подъем еще больше затруднял сильный ливень. Дважды мы рисковали оказаться погребенными под лавинами, но все-таки сумели подняться до конца. Спутниковый навигатор определил высоту – 5,5 километров. Это была эйфория невозможного, ставшего возможным: в сердце Южной Америки над истоком самой великой реки мира никогда не было людей. Мы не обнаружили на вершине следов пребывания человека. Гора без «имени» – мы дали ей название пик Пермь. Сложив из камней небольшой тур на вершине, мы поместили в него непромокаемую капсулу  с запиской, где указали название вершины, имена тех кто поднялся и сроки экспедиции.

Следуя намеченному маршруту, мы подошли к вулкану Невадо-Коропуна. В этом районе вулкан был самой высокой точкой, конечно, мы не могли отказать себе в удовольствии подняться на него.

Неожиданности поджидали на каждом шагу: мощный ледопад – огромный круто стекающий со склона, разорванный ледник, не характерный для таких низких широт (всего лишь 12 градусов от экватора). Это связано с тем, что рядом находится Амазонская сельва: влажный климат и большое испарение способствуют образованию льда. Когда мы поднимались на вершину, началась сильная гроза. Огромные грозовые тучи сходились прямо над головой, молнии рассекали небо совсем рядом. В атмосфере накопилось статическое электричество, и маленькие разряды ударяли прямо под каску. Мне уже приходилось сталкиваться с подобным явлением на Памире. Опасность была велика: все снаряжение металлическое и в любой момент мощный разряд мог ударить и в нас. Тогда я принял решение снять с себя все железо и сложить снаряжение в рюкзаки, за изоляционный слой пенополиэтиленового коврика.

Чтобы не провалиться в трещины на ледниках, приходилось идти в связке. Утром горы покрывал толстый слой застывшего снега, к вечеру он подтаивал, представляя реальную опасность при переходе через трещины. Нащупывать дорогу было нечем – ледоруб в целях безопасности был убран в рюкзак. На одном из переходов снежный мост не выдержал, и я провалился в трещину. К счастью, ребята сработали быстро, и, увидев, что я падаю, тоже упали, задержав меня своим весом. Ни ледоруба, ни кошек не было, но, упершись ногами в стенку трещины (она оказалась не слишком широкая), я потихоньку выкарабкался наружу.

Нам удалось перебраться через перевал между двумя самыми высокими вершинами вулкана, расположенный на высоте 6080 метров. Мы назвали этот перевал Русским, а вершину, рядом с главной вершиной вулкана – Камские Зори. По принятой классификации, сложность перевала можно оценить 3А категории трудности.

Высота вулкана оказалась выше, чем была обозначена на карте – 6,5 километров. Маршрут восхождения на главную вершину вулкана Невадо-Коропуна, можно оценить 4А категории трудности по альпинистской классификации.

Спускались с ледяной вершины вулкана промерзшие и продрогшие. Из-за этого у меня под коронкой разболелся зуб. Через несколько дней раздуло всю щеку, а лечить было некогда и негде. Наконец, когда уже терпению пришел конец, мне экстренную помощь оказал дантист в Ла-Пасе, причем на это было отложено не больше одного часа времени – такой короткой была состыковка между автобусами.

Поскольку путешествие в Амазонию заняло больше времени, чем планировалось, оставалось совсем немного дней, чтобы добраться до Аргентины,  и выполнить последнюю спортивную цель нашей экспедиции - совершить восхождение на высочайшую вершину Западного и Южного полушария – гору Аконкагуа (6962 м), и успеть на самолет. Отогреваться и сушиться было некогда, поэтому согрелись… в кузове грузовика, который вез целое стадо лам. Решение добираться до Аргентины автостопом оказалось полезным для здоровья и вообще позитивным.

По пути до границы Боливии с Перу посетили самое высокогорное судоходное озеро на Земле – Титикаку, расположенное на высоте 3820 метров. Некогда священное озеро инков,  знаменито своими плавучими островами, сделанными из тростника самими индейцами.  Островам больше тысячи лет, с ними связаны местные легенды о борьбе с империей инков, которой послушно покорились все племена, а племя урос, выбравшее свободу и независимость, после кровопролитной войны ушло непокоренным на эти плавучие острова. На каждом таком островке – несколько хижин, сложенных из тростника, и даже питаются местные индейцы корнями все того же растущего на озере тростника. Между островами индейцы перемещаются на лодках из тростника, наподобие которых Тур Хейердал смастерил свою знаменитую лодку Ра.

Через неделю мы были у подножия Аконкагуа знаменитой своими ураганными ветрами. Из-за высокой стоимости пермита на восхождение (специальное разрешение за право попытаться подняться на гору), а стоил он в сезон плохой погоды 140 долларов с человека, а в сезон хорошей – 300, нам пришлось подниматься только втроем: мне, Славе и Наташе. Местные жители нас отговаривали: на Аконкагуа бушевали ураганы. Дело в том, что эта гора – единственный почти семитысячник на континенте, максимальная ширина которого в этом месте всего 900 км от океана до океана. Разумеется, на этой вершине, продуваемой со всех сторон, хорошей погоды практически не бывает, но на нашу долю выпала погода на редкость плохая.

На восхождение оставалось очень мало времени, самолет из Сан-Паулу вылетал уже через несколько дней. За одни сутки мы преодолели подъем, на который обычно уходит три дня, и добрались до лагеря «Гнездо кондора» на высоте 5600 м, где находится последняя база рейнджеров. С огромным трудом поставили палатку, которую сносило ветром.

Из лагеря «Гнездо Кондора» мы вышли втроем, не считая одинокого француза, который, обрадовавшись попутчикам, увязался за нами. Все рейнджеры – гиды национального парка Аконкагуа, остались внизу. На следующий день мы поднялись в штурмовой лагерь «Берлин» на 6000 метров, где было совершенно пусто.

Ветер был настолько сильный, что, как выражаются местные, «рвет легкие». Воздух изнутри до боли распирал грудь, дышать было невозможно, нужно было искать какое-то укрытие. Мы откопали из-под снега деревянный домик, прибитый тросами к скалам, и заночевали в нем. На следующий день вышли затемно, целый километр по высоте отделял нас от вершины, но штормовой ветер на гребне горы заставил нас спуститься обратно, отложив вторую попытку на завтра. Как раз в это время рейнджерам по рации передали предупреждение о надвигающемся урагане более сотни миль в час. Всех  согнали вниз до высоты 4000 метров, но к этому моменту мы были уже вне их досягаемости и не знали о предупреждении. Ночью поднялся ураган, домик болтало и раскачивало. Мы думали, что улетим вместе с ним, как  Элли из книги «Волшебник Изумрудного города». Дыру в домике мы заткнули палаткой, ее тут же выдуло, но «крепость» выдержала натиск.

К рассвету небо прояснилось, но ветер по-прежнему свирепствовал. Я принял решение идти – другого такого раза не будет. Когда мы преодолели гребень, борясь с ветром, ветер внезапно стих, облака рассеялись – и мы вышли на финишную прямую. Восхождение получилось скоростное. Я поднялся за 3,5 часа, хотя на восхождение обычно уходит не меньше 6 часов. С вершины было так отлично видно, что земля – круглая…А над головой было черное небо, будто находишься в космосе, разве что звезд не видно.

От вершины до «Берлина» спускались всего полтора часа. Почти бегом бежали. В лагере ожидал приятный сюрприз: Наташа нашла улетевшую палатку, которая чудом удержалась, зацепившись за камень.

Спуск с Аконкагуа был просто марафонский. За один день мы прошли 45 км и спустились на 3500 м. Ноги сбили, устали ужасно, но дошли. Внизу обнаружили бледных от переживаний товарищей: они уже думали, как мобилизовать спасателей. Да и на самолет в Сан-Паулу опаздывали. Незадолго до нашего возвращения в базовый лагерь рейнджеры сообщили оставшимся внизу пермякам: не волнуйтесь, ваши живы, придут дня через три. И тут мы спускаемся!

В Сан-Паулу мы прибыли за сутки до самолета – достаточно времени, чтобы исполнить мечту детства: побывать в Рио-де-Жанейро. Выскребли последние монеты, подсчитали – и опять втроем со Славой и Наташей рванули в Рио!

Пять часов тряслись на автобусе, чтобы испытать самое большое разочарование за всю поездку. Грязный, замусоренный город, улицы которого пропахли мочой, был вовсе  нам не рад. Местные бомжи, которые сотнями устраивались на газончиках на ночь, поглядывали на нас как-то странно: то ли как на конкурентов, то ли как на дичь. Наилучшим вариантом ночи в Рио оказалась прогулка на пляж Капакобана. Здесь мы всю ночь купались и любовались звездами Южного полушария. Это было очень романтично… до тех пор, пока уже утром, при свете дня и скоплении людей, на нас не напали с целью завладения видеокамерой четыре негра подростка. Все было очень романтично. Отбиваясь от них, мы кувыркались в белой пене прибоя, старясь не выпустить из рук фото и видеотехнику. Нам удалось от них отбиться, но покидали мы город мечты без сожалений. Остапу Бендеру повезло, что не сбылась «мечта идиота». Никто там не гуляет в белых штанах.

11. Дополнительные сведения о походе.

Снаряжение групповое.

Наименование

Кол-во

Примечание

Палатка.

Каркасная, двухслойная, собственной разработки, сшита в фирме «Басег».

Горелка мультитопливная.

Фирмы «Primus», «Himalaya MultiFuel  Stove MFS 3288».

Фотоаппарат.

«Olympus Camedia С-50»- цифровой и 1 фотоаппарат «Nikon» - пленочный.

Компас жидкостный.

10 мм – 47 м.

Калькулятор

14.

Воронка для бензина и воды

Пробка ледовая.

Сделаны по размеру ледобура, для сдёргивания верёвки.

Расходная веревка.

8 мм, 20 м длиной.

Крючья скальные.

Титановые.

Комплект батареек.

Для спутникового навигатора - 3´4 (АА)

Снаряжение личное.

Наименование.

Примечание.

Рюкзак.

Капроновый, на 100-120 литров.

Ветрозащитный костюм.

Спальный мешок.

Cинтепоновые, пуховые, куаллофилловые.

Комплект теплой одежды.

Желательно из материала Polartec.

Коврик пенополиуретановый.

Репшнуры.

2 конца

Длина 3-4 м, диаметр 6 мм.

Ботинки горные.

Налобный фонарь.

“Tikka”, фирмы “Petzl”.

Бахилы и (или) фонарики.

Для защиты от попадания в ботинки снега и камней.

Репшнуры.

2 конца

Длина 3-4 м, диаметр 6 мм.

Кошки.

1 пара.

“Camp” – у двоих, “Charlet Mosere”, «Stubei», “Grivel”, ВЦСПС – у остальных.

Лавинная лента.

Титановые.

23.

Карабин.

“Иремель”, “Ирбис”, “Манарага”, “Кодар”.

24.

Спусковое устройство.

«Восьмерка», «Букашка».

25.

Подъемное устройство.

Жумары или самохваты “Уралальп”.

26.

Кроссовки.

1 пара.

Организация питания на маршруте.

Питание на маршруте было двухразовое горячее – утром и вечером. В обед перекус с чаем, который если позволяла погода варили на примусе, часто на обед пили воду. Обеды были короткие – столько времени, сколько нужно для потребления пищи. Засиживаться не давали обычные здесь ветра и дожди со снегом. Еду готовили в основном быстрого приготовления – пюре, макароны, и хлопья разных круп. Нормальные крупы на такой большой высоте было бы не сварить. На обед ели малообъемный высококалорийный перекус: шоколад, сыр, конфеты, колбасу и сухари. Трое из нашей группы мясо не едят. Для мясоедов готовили пеммикан. Тушенку и другие консервы, и вообще любые продукты, содержащие воду, мы в походы никогда не берем, из-за тяжелой упаковки и содержания воды.

Особенности организации путешествий в Южной Америке.

Перу – единственная страна в Южной Америке, где россиянам не нужно оформлять визу, если путешествуешь там не более 6 месяцев. Билеты на самолет продают, только если их берешь сразу туда и обратно. Только туда продают при наличии перуанского паспорта. Во все другие страны в Южной Америке, виза нужна. В том числе в Боливию, хотя некоторые турфирмы говорят, что она не нужна. Мы на этом едва не накололись, не сделав ее в России. Ведь нам надо было проехать ее почти полностью на автобусах, чтобы попасть из Перу в Аргентину. Хорошо, что в Амстердамском аэропорту мы встретили туристов из Новосибирска, возвращавшихся из Перу, и они нас предупредили, что виза россиянам необходима. Поэтому по прилету в Лиму, мы первым делом отправились в посольство Боливии, где нам за одни сутки эту визу сделали. Причем стоило это всего 30 долларов с человека. А если эту визу делать в России, через турфирму, то это будет стоить, как минимум 150 долларов. Столько же стоит оформление виз в Бразилию и Аргентину. Причем виза в Аргентину нам стоила 190 долларов, из-за того, что турфирма сама протормозила, а потом с нас стали брать за срочность. Удобнее всего, со слов, других русских, часто путешествующих по Южной Америке, прилететь в Лиму, а потом за 30 долларов оформлять там визы во все другие южноамериканские страны. Это там сделать несложно. Но вот чтобы оформить визу в Лиме в европейскую страну (мы пытались оформить транзитную визу в Голландию, чтобы погулять по Амстердаму на обратном пути, в России эта виза стоила бы 150 долларов, если делать через турфирму, а в Лиме она стоит всего 50 долларов), то это продлится не менее 2 недель, возможно даже дольше, если вообще возможно. Здесь голландскому консульству придется делать запрос через Москву.

Разница во времени с Пермью, составляет в Перу – 9 часов, в Боливии – 8 часов, а в Аргентине и Бразилии – 7 часов.

Наилучшее время для путешествий в перуанских и боливийских Андах – с мая по октябрь – там стоит безоблачная, и прохладная погода – на высоте 4700 м – до -10 градусов. С ноября по апрель там сезон дождей, что мы на себе и испытали.

В Аргентине лучшее время для подъема на Аконкагуа – декабрь – февраль, после это начинается сезон ураганов, и подняться на нее практически невозможно.

В Перу, практически во все поселки, даже которых нет на карте, можно добраться на общественном транспорте – автобусах. У них очень высокая проходимость, они ездят по очень крутым и скользким серпантинным дорогам. Вообще в Перу и Боливии – горные дороги это проблема № 1. Там часто случаются падения автобусов в пропасти. Дороги там очень узкие и крутые, с резкими поворотами. В Аргентине и Бразилии рельеф менее горный и дороги лучшего качества, да и страны намного богаче.

Валюта во всех четырех странах Южной Америки, которые мы посетили, своя. В Перу «соли», стоимость 1 соля – 8,5 рубля. Более мелкие монеты называются «сантимы», их в одном соле – 100. В Боливии «боливьяны», стоимость одного боливьяна – 4,5 рубля. Более мелкие монеты – «сентавы», их тоже в 1 боливьяне 100. В Аргентине «песо», стоимость 1 песо – 10 рублей. Более мелкие монеты тоже «сентавы», их также в одном песо 100. В Бразилии «реалы», стоимость одного реала – 14 рублей. Здесь тоже есть более мелкие монеты, называются также  «сентавы», их тоже в одном реале 100. Эти данные про курс валют, на весну 2006 года, зависят они в первую очередь от американского доллара. Стоимость местной валюты напрямую зависит от стоимости жизни в стране, т.е. стоимость вещей, продуктов и услуг. Самая дорогая страна - Бразилия, там почти европейские цены на все. На втором месте – Аргентина – там цены примерно как в России. На третьем месте – Перу, там, в основном все дешевле, чем в России. На четвертом месте -  Боливия, в ней цены в целом дешевле, чем в России, но примерно такие же, как в Перу, но сама страна переживает кризис, она очень бедная, беднее всех стран, которые мы посетили.
Высотный график маршрута.
12. Стоимость проезда, проживания, питания на 1 человека.

Стоимость проезда:

Пермь – Москва – Пермь 2000 р.

Москва – Амстердам – Лима – Сан-Паулу – Амстердам – Москва - 41000 р.

Лима – Писка – 150 р. – автобус + 20 р. такси от отворота дороги до гостиницы.

Писка - Наска – 90 р.

Наска - Куско – 500 р.

Куско – Агуас-Кальентас - Мачу-Пикчу – Агуас-Кальентас – Куско - 4600 руб. – включая экскурсию и вход в заповедник Мачу-Пикчу – 600 р.

Куско - Прогресо – 170 р.

Прогресо – Оропесо – 570 р.

Дорога Котауаси – Чукибамба – Арекипа – 170 р.

Арекипа – Пуно – 170 р.

Пуно – Ла-Пас – 220 р.

Ла-Пас – Вильясон – 580 р.

Кьяка – Хухуй – 180 р.

Хухуй – Тукуман – 250 р.

Тукуман – Кордова – 360 р.

Кордова – Мендоза – 500 р.

Мендоза – Пуэнто-Дель-Инка – 130 р.

Пуэнто-Дель-Инка – Мендоза – 130 р.

Мендоза – Кордова – 500 р.

Кордова – Порте-Игуасу – 1000 р.

Порте-Игуасу – Сан-Паулу – 1500 р.

Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро – 700 р.

Рио-де-Жанейро – Сан-Паулу – 700 р.

Общественный транспорт в Сан-Паулу – 400 р.

Общественный транспорт в Рио-де-Жанейро – 200 р.

Такси в Лиме – 200 р.

Такси в Куско – 50 р.

Общая стоимость проезда – 57620 р.

Стоимость питания:

Включена стоимость раскладки питания на активную часть маршрута, а также питание во время проезда и во время жизни в городах 6000 р.

Стоимость дополнительных расходов.

Сюда относится стоимость медицинской аптечки, стоимость ремонтного набора, стоимость комплектов батареек для спутникового навигатора и пр. расходы. Стоимость дополнительных расходов составила 500 рублей на человека.

Стоимость проживания.

В Лиме гостиница – 230 р. в сутки с 1 человека, с завтраком - 2 дня.

В Писке гостиница – 140 р. в сутки с 1 человека, без завтрака, но с бассейном и с Интернетом – 1 день.

В Наске гостиница – 280 р. в сутки с человека, с завтраком – 1 день.

В Куско гостиница – 170 р. в сутки с человека, с завтраком – 3 дня.

В Агуас-Кальентесе – 95 р. в сутки с человека, без завтрака – 1 день.

В Прогресо – 43 р. в сутки с человека, без завтрака – 1 день.

В Пуно – 130 р. в сутки с человека, без завтрака, но с такси.

Всего 1700 р.

Стоимость визы.

Визу мы делали на один месяц, в московской фирме «Виза-Компас».

Стоимость визы в Аргентину 5320 р.

Стоимость визы в Бразилию 4200 р.

Стоимость визы в Боливию 840 р. – делали в Лиме, в посольстве Боливии.

Общая стоимость виз – 10360 р.

Стоимость экскурсий.

Экскурсия на остров Баллестос – 280 р.

Экскурсия в пустыню Наска, на самолете – 1200 р.

Экскурсия на акведуки, на инкские развалины и в мастерские по золоту и керамике – 107 р.

Экскурсия на острова Урос на озере Титикака – 130 р.

Всего 1720 р.

Стоимость пермита.

За восхождение на Аконкагуа – 3920 р.

Общая стоимость похода. Составила 81820 р. на 1 человека.

13. Итоги, выводы, рекомендации.

Впервые нами был совершен спортивный поход (официально заявленный) на континенте Южная Америка, более мелко – в Андах, и еще более мелко в Перу. Нами открыт новый туристский район – расположенный южнее города Куско. Этот район более всего подходит для пешеходного туризма. Конечно по многим показателям, он похож на район горного туризма: большая высота над уровнем моря, наличие ледников, и основные локальные препятствия - перевалы. Но в виду того, что большинство перевалов здесь относительно не сложные, - в пределах 1Б к.т., и можно довольно легко передвигаться между ними, да и ледники расположены только на склонах гор, на высоте, обычно уже более 5400 метров над уровнем, то этот район больше подходит для пешеходного туризма высоких категорий. Наш маршрут был заведомо поставлен так, чтобы не было серьезных переправ, потому что во время сезона дождей здесь переправы через более крупные реки невозможны. Наш маршрут проходил по самым верховьям рек, и  мы старались обходить крупные реки. Район этот имеет платообразный характер, причем он в основном не опускается ниже высоты 4500 метров. Лучшее время для путешествий, как оказалось – с мая по октябрь. Здесь ясная погода, с небольшими отрицательными температурами. Вообще в Андах довольно сложно найти глухой район, в котором бы не было крупных поселков и дорог с регулярным автобусным сообщением. Выбранный нами район для путешествия – один из немногих. Нам повезло, что наши цели – достичь истока Амазонки (одного из истоков – р. Апуримак и одного из его истоков р. Рио-Чакча), совпали с наличием такого глухого района. Второй основной исток Амазонки – р. Урубамба, ее исток находится почти на самой оживленной трассе, и железной дороге, в окружении множества поселков, и тот район, конечно мало пригоден для пешеходных походов высоких категорий сложности.

Можно выделить еще один такой глухой район, расположенный к востоку от города Куско. Он находится на краю плато, над сельвой. Тот район более компактный, окружен поселками, но в самом нет населенных пунктов. Он имеет большее оледенение, потому что более высоко приподнят над уровнем моря. В нем даже есть некоторое подобие долинных ледников. Тот район, из-за своей локальности, вероятно большей технической сложности, наверное более пригоден для горного туризма. Хороший пешеходный поход в нем сложно организовать, из-за локального расположения того горного массива, и недостаточной протяженности.

Мы не пошли путешествовать по тому район из-за того, в первую очередь, что там нет истока Амазонки. А достичь ее истока была одной из наших главных целей.

Целями нашей экспедиции в Перу было:

5. Открыть новый туристский район, который, как оказалось, наиболее всего подходит для пешеходного туризма. В нем можно передвигать по местности через относительно несложные перевалы – до 1Б к.т., и совершать восхождения на довольно сложные вершины – до 4А к.т. и более.

Все поставленные цели были выполнены. Нам удалось пройти интересный полноценный маршрут, в котором было совершено 14 первопрохождений главных локальных препятствий во всех видах наземного туризма, без использования технических средств передвижения или животных: вершин и перевалов. Кроме этого впервые были пройдены траверсы и совершены переправы через реки.

Было преодолено множество протяженных препятствий. На 313 километрах маршрута, было пройдено: 48 км болот, из них 1А к.т. – 15 км, некатегорийных – 33 км; 72 км осыпей, из них 2Б к.т. – 0,4 км, 2А к.т. – 2,5 км, 1Б к.т. – 17 км, 1А к.т. – 22 км, и 30 км некатегорийных; 36 км снежного покрова, из них 1Б к.т. – 1 км, 1А к.т. – 17 км, и 18 км некатегорийного; а также 6 км ледовых участков 1А к.т.

Что касается локальных препятствий, то нами было совершено 10 первопрохождений категорийных перевалов, из них 1А к.т. – 5, 1Б к.т. – 4, и один перевал 3А к.т.

Было совершено 3 первовосхождений на вершины: два – 2Б к.т. – пик Пермь и Камские Зори, и одно 2А к.т. – г. Уанрауира, а также было первопрохождение маршрута, на один из высочайших вулканов Земли – на Невадо-Коропуну, на главную вершину, 3А к.т.

Средняя высота ночевки составила 4860 метров, что соответствует средней высоты ночевок для хорошего горного похода в Средней Азии, на Центральном Тянь-Шане или Памире.

Максимальная высота, преодоленная участниками экспедиции – 6500 м – вулкан Невадо-Коропуна.

Минимальная высота, на которой находились участники, во время похода, была 3340 метров – это место старта в поселке Оропесо.

Кроме этих спортивных целей в Перу были осуществлены еще многочисленные культурные и научные цели: посетить остров Боллестос, пустыню Наска, заброшенный город – университет цивилизации инков Мачу-Пикчу, бывшую столицу инков – Куско, озеро Титикаку, побывать в столице Перу – в Лиме, и в других городах и поселках, познакомиться с бытом индейцев, посмотреть на экзотических животных, в первую очередь на лам и альпаков, попробовать экзотические фрукты, овощи и блюда.

Научные цели – изучить второе место на нашей планете, после Тибета, который мы посетили осенью 2005 года, где на максимально большой высоте постоянно живут люди. Здесь встречаются поселки, как и в Тибете, расположенные на высоте более 5000 метров, где постоянно живут люди. Кроме этого мы собирались изучить возможности организации путешествий в Ю. Америке в целом, а также в Перу и Андах, выделить наиболее привлекательные, интересные и удобные районы для этого. Изучить особенности организации путешествий в Ю. Америке, отличия этого высокогорного района от других.

Кроме этого нами был снят видеофильм «На другой стороне Земли, от истока Амазонки до Аконкагуа», собран обширный фотоархив, написаны статьи популярной и научной тематики, а также проведены презентации, и популяризации спортивного туризма и здорового образа жизни.

Спортивный поход по Перу – это лишь меньшая часть нашей экспедиции, ведь ее продолжительность всего 20 дней, а продолжительность общая – 50.

Кроме путешествия в Перу нами были выполнены следующие культурные и спортивные цели:

1. Совершено восхождение на высшую точку Южного и Западного полушарий Земли – гору Аконкагуа, 6962 метра.

2. Пересечена Южная Америка от Тихого океана до Атлантического, и мы смогли искупаться в обоих океанах.

3. Посетили, познакомились с культурой и насквозь проехали 4 страны: Перу, Боливию, Аргентину и Бразилию.

4. Побывали в столицах южноамериканских государств – в Лиме, Ла-Пасе (самой высокогорной столице мира), а также в городе – легенде Рио-де-Жанейро, и во многих других городах.

5. Испытали межконтинентальный перелет.

По итогам нашей экспедиции написаны статьи в газетах и журналах: «Пятница», «Комсомольская Правда», от 24.03.2006 г., «Московский Комсомолец», от 5-12 апреля 2006 года, «Хронометр», от 29.03.2006 г., в журналах: «Урал Трэвел» № 4, за 2006 год, «Компаньон magazine», № 4, за 2006 год, в спецвыпуске «Молодежь Пермского края, герои нашего времени». Кроме этого проведены многочисленные выступления с показами видеосюжетов по разным каналам телевидения.

Когда мы поднялись на вулкан Невадо-Коропуну, и измерили его высоту, и она оказалась выше, чем указано в картах, то мы подумали, что возможно мы поднялись на самый высокий действующий вулкан на Земле. После изучения этой проблемы, уже находясь в Перми, мы выяснили, что этот вулкан потухший, а самый высокий действующий – это Котопакси, находящийся в Эквадоре. Мы вначале расстроились, что не побывали на самом высоком вулкане, нам было неважно действующем или потухшем, но потом оказалось, что считается что самый высокий потухший вулкан – это Аконкагуа, на которую мы тоже поднялись, до кучи. В результате мы пошли по правильному пути, поднимались на все самые высокие точки, и одна из них все-таки оказалась самым высоким потухшим вулканом. J

Приложение 1. Паспорта локальных препятствий пройденных (описанных) впервые.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Пальмового, из долины левого притока р. Контайчкмайо, в долину р. Контайчкмайо.

S 14°19,529'

072°30,023'

Пальмовый

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, поселков Прогресо и Оропесо. Ведет из долины левого притока р. Контайчкмайо, в долину р. Контайчкмайо.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно характеризует растительность на его южном склоне.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 2.02.2006 года.

4. Печатный источник сведений - данный отчет о пешеходном походе, автор Королев Андрей Юрьевич, отчет хранится в библиотеке Пермской областной МКК, в библиотеке ЦМКК, и у автора по адресу: 614070, г. Пермь, Дружбы 16-58, тел. 8(3422) 625052 (д.), е-mail: otorten@permonline.ru.

Частота прохождения.

4, от левого притока р. Контайчкмайо к р. Контайчкмайо.

нет

Туристы не ходили, но иногда ходят индейцы.

6. Условия, при которых изменяется категории сложности – категория сложности не изменяется.

7. Описание прохождения, рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна и время прохождения участков.

Участок 1. От левого притока р. Контайчкмайо подъем по часто теряющейся тропе и по осыпям н/к и 1А к.т., крутизной до 40 град.,  - 3 часа, на выполаживаниях болото н/к, с участками 1А к.т. Перепад высот от начала подъема до перевала – 640 метров.

Участок 2. Спуск с перевала, также по осыпям н/к и 1А к.т., но не сильно вниз, а до высоты 4000 метров, крутизной 30 градусов. Решаем его назвать Пальмовый, потому что на спуске с него встречаем целую пальмовую рощу. Перепад высот от перевала до конца спуска - 300 метров.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - одновременное, на втором одновременное.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Срыв - во избежание его избегать скользких камней над обрывами.

10. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Желательно иметь ледорубы или палки.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута, и уже почти на перевале, в одном из нескольких выполаживаний.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Перевал Пальмовый обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Платового, из долины левого притока р. Контайчкмайо, в долину другого, выше расположенного левого притока р. Контайчкмайо.

S 14°21,700'

W 072°28,755'

Платовый

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, поселков Прогресо и Оропесо. Ведет из долины левого притока р. Контайчкмайо, в долину другого левого притока р. Контайчкмайо.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно характеризует его рельефные особенности в верхней части, потому что сам перевал выводит на плато, спуск с которого начинается только через 5 км..

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 3.02.2006 года.

Частота прохождения.

5, от левого притока р. Контайчкмайо к выше расположенному левому притоку р. Контайчкмайо.

нет

Туристы не ходили, но иногда ходят индейцы.

Участок 1. Переправа через левый приток р. Контайчкмайо 1А к.т. – глубина до 0,6 м, скорость течения до 2 м/с, ширина до 15 м. Дальше начинается подъем на перевал Платовый, который мы так решаем назвать, из-за того, что он выводит на довольно большое плато. Подъем крутизной до 30 град., по осыпям 1А, местами 1Б к.т. Встречаются разрушенные скалы. На перевале болото н/к, с участками 1А к.т. Подъем занимает 3 часа, перепад высот 500 м, от левого притока до перевала, выводящего на плато. Идем на юг по плато, по болоту н/к, с участками 1А к.т.

Участок 2. Спуск с перевала в каньон левого притока реки Контайчкмайо, по осыпям н/к и 1А к.т., с участками осыпей 1Б к.т. Перепад высот 400 метров, спуск 2 часа.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - одновременное, на втором одновременное.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Срыв - во избежание его избегать скользких камней над обрывами.

10. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Желательно иметь ледорубы или палки.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута, и уже на перевале,.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Перевал Платовый обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Снежного, из долины левого притока р. Контайчкмайо, в долину другого, выше расположенного левого притока р. Контайчкмайо.

S 14°25,814'

W 072°28,281'

Снежный

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно характеризует его климатические особенности, где в связи с большой высотой часто выпадает снег.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 4.02.2006 года.

Частота прохождения.

Самостраховка 1 час вверх, 0,5 часа вниз.

Туристы не ходили.

Участок 1. Подъем, по осыпям 1А и 1Б к.т.,  с участками разрушенных скал, крутизной более 30 град., на перевал, выводящий, на следующее, еще более высоко расположенное плато. Подъем занимает 3 часа, перепад высот 500 м, от левого притока до перевала, выводящего на плато.

Участок 2. Спуск с перевала в верховья левого притока реки Контайчкмайо, по осыпям н/к и 1А к.т., с участками осыпей 1Б к.т. крутизна до 40 градусов. Перепад высот 300 метров, спуск 2 часа, учитывая прохождение по плато.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - одновременное, на втором одновременное. Самостраховка ледорубом или палками.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Срыв - во избежание его избегать скользких камней над обрывами, идти с самостраховкой ледорубом или палками. Камнепад – главное не спускать камни друг на друга.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Перевал Снежный обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Кон-Тикки, из долины левого притока р. Контайчкмайо, в долину верховьев р. Контайчкмайо.

S 14°29,558'

W 072°29,850'

Кон-Тикки.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, поселков Прогресо и Оропесо. Ведет из долины левого притока р. Контайчкмайо, в долину верховьев р. Контайчкмайо.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно созвучно с названием начинающейся южнее его реки Контайчкмайо.

Частота прохождения.

4, от левого притока р. Контайчкмайо к верховьям р. Контайчкмайо.

Туристы не ходили.

Участок 1. Подъем по осыпям н/к и 1А к.т., крутизной более 30 град. Подъем занимает 3 часа, перепад высот 400 м, от левого притока до перевала. Перед перевалом много болот н/к и 1А к.т.

Участок 2. Спуск с перевала в верховья реки Контайчкмайо, по осыпям н/к и 1А к.т., с участками осыпей 1Б к.т. крутизна до 30 градусов. Перепад высот 300 метров, спуск 1 час.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - одновременное, на втором одновременное. Желательна самостраховка ледорубом или палками.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Перевал Кон-Тикки обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Вилкарана, из долины р. Контайчкмайо, в долину р. Вилкарана.

S 14°32,223'

W 072°31,333'

Вилкарана.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, поселков Прогресо и Оропесо. Ведет из долины р. Контайчкмайо, в долину р. Вилкарана.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно соответствует названию начинающейся южнее его реки Вилкарана.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 5.02.2006 года.

Частота прохождения.

5, от р. Контайчкмайо к притоку р. Вилкарана.

3,5

1,5

Нужна самостраховка ледорубом, на подъем – 1час, на спуск 0,5 часа.

Иногда ходят индейцы.

Участок 1. Вначале подъем по осыпям н/к и 1А к.т. – 2 км, крутизна 25 градусов. Потом подъем по снежному склону, крутизной до 30 град. Глубина снега более 20 см. Иногда встречаются участки глубиной более 50 см. Протяженность подъема – 800 м. На самом верху выполаживание, крутизна до 20 градусов, снег глубиной до 20 см и более, и выходы скал.

Участок 2. Спуск с перевала по снежному склону, тоже крутизной до 30 град. и глубиной до 20-30 см. Протяженность 400-500 м. Дальше идут осыпи 1Б к.т. и выходы разрушенных скал – 500 м. Иногда крутизна достигает 40 град, протяженность таких крутых участков не более 30 м.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - одновременное, на втором одновременное. Необходима самостраховка ледорубом или палками.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Перевал Вилкарана обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Аррибо, из долины р. Вилкарана, в долину р. Рио-Чакча.

S 14°36,577'

W 072°34,346'

Аррибо.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, поселков Прогресо и Оропесо. Ведет из долины р. Вилкарана, в долину р. Рио-Чакча.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно означает по-испански «Вверх». Так мы решили назвать, потому что сразу от реки начинается крутой подъем прямо вверх.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 6.02.2006 года.

Частота прохождения.

5,5 от р. Вилкарана к р. Рио-Чакча.

3,5

Нужна самостраховка ледорубом, на подъем – 1 час, на спуск 0,5 часа.

Иногда ходят индейцы.

Участок 1. Подъем от реки, которая течет на высоте 4500 м, по осыпям н/к – 1 км, 1А к.т. – 2 км, 1Б к.т. – 0,5 км. Перепад высот от реки до перевала всего 500 м, потому что высота перевала 5000 м.

Участок 2. Спуск с перевала, протяженностью 5 км, по осыпям н/к – 2 км, 1А к.т. – 2 км, 1Б к.т. – 0,5 км, сопровождающемуся подъемами и спусками в каньоны правых притоков реки Рио-Чакча.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута, на выполаживаниях склона, правда там иногда нет воды, и уже на перевале.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Перевал Аррибо обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Савраса, из долины р. Сайраса, в долину правого притока р. Окоруро.

S 14°50,023'

W 072°28,974'

Аррибо.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, и озер Пунно (Лагуна Уакуйо и Уанса). Ведет из долины р. Сайраса, в долину правого притока р. Окоруро.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно созвучно начинающейся западнее этого перевала реки Сайраса, и в шутливой форме обозначает загнанных туристов, от слова Савраска – загнанная лошадь.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 10.02.2006 года.

5 от р. Сайраса к р. Окоруро

Иногда ходят индейцы.

Участок 1. Подъем на перевал по осыпям н/к и 1А к.т. Крутизна отдельных участков до 30 градусов. На верху начинается снежный покров глубиной до 20 см. 3 часа, 5 км.

Участок 2. Спуск в долину правого притока реки Окорура, по снегу некатегорийному, и по осыпям н/к и 1А к.т. – 2 часа, 5 км.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.
Перевал Савраса обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Окоруро, из долины р. Окоруро, в долину р. Уарта.

S 14°53,294'

W 072°18,022'

Окоруро.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, и озер Пунно (Лагуна Уакуйо и Уанса). К северо-западу от горы Уанрауира. Ведет из долины р. Окоруро, в долину правого р. Уарты.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно соответствует названию начинающейся реки, с западного склона этого перевала.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 11.02.2006 года.

6 от р. Окоруро к Уарта

Нет.

Участок 1. Поднимаемся по осыпям н/к и 1А к.т., в верхней части уклон увеличивается – до 30 град., а осыпь становится 1Б к.т. Поднимаемся на перевальное плато. Перепад высот 400 метров.

Участок 2. На плато лежит снег глубиной до 20 см, который под дождем начинает быстро таять. После подъема на плато совершаем траверс хребта, по снегу некатегорийному, и дальше спуск с траверсом на юг, так, чтобы спуститься на водораздел рек Ичурута и Уарта.

Участок 3. Спускаемся по осыпям 1А к.т., с участками 1Б к.т. Ниже склон выполаживается, осыпь становится некатегорийной. Перепад высот 350 м.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение - одновременное. Необходима самостраховка ледорубом или палками.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.
Перевал Окоруро обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Бланка, из долины одного левого притока реки Армы в долину другого левого притока реки Арма.

S 15°29,766'

W 072°35,711'

Бланка.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, к северу от вулкана Невадо-Коропуна.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно означает по-испански «белый», и характеризует наличие множество снежников на этом перевале.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 16.02.2006 года.

4 от р. Окоруро к Уарта

Нет.

Участок 1. Подъем по осыпям 1А -1Б к.т. крутизна местами доходит до 40 град. Встречаются участки осыпей 2А к.т. Выходим на перевал. Здесь лежат снежники. Перепад высот 250 м.

Участок 2. Спускаемся с перевала в долину следующей реки, по осыпям 1Б к.т., с участками осыпей 2А к.т. крутизной до 40 градусов. Перепад высот 250 м.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение - одновременное. Необходима самостраховка ледорубом или палками.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.
Перевал Бланка обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первопрохождения перевала Русского, между главной вершиной вулкана Невадо-Коропуна и пиком Камские Зори.

S 15°32,073'

W 072°39,269'

Русский.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, в массиве вулкана Невадо-Коропуна.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно обозначает название нашей страны, и говорит о тех, кто впервые прошел этот перевал.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 18.02.2006 года.

Частота прохождения.

17 часов. С восточного склона на западный.

7 часов на подъем, 5 часов на спуск.

Нет.

Участок 1. Подъем по ущелью до начала ледопада.  Воды в реке нет. Входим в каньон. Начинается сплошной снежный покров. Поднимаемся из каньона на платообразное расширение, где на гребне, на безопасном месте, над каньоном, устанавливаем лагерь на высоте 5350 м. Поднимаемся вверх по склону, по снегу некатегорийному. Переходим через ледниковую реку. Дальше, в обход ледопада, поднимаемся по осыпям 1Б к.т., с участками 2А к.т. Выше осыпей, выходим на снежный склон, переходящий в ледопад. Идем по снегу 1А к.т. связываемся, потому что выходим на закрытый ледник. Осыпь 1Б к.т. – 3 км, 2А к.т. – 0,5 км.

Участок 2. Прохождение ледопада до седловины перевала. Начинаем проходить ледопад. Идем в связке, иногда попеременно. Трещин много, часто они широкие. Приходится лавировать между ними, и прощупывать каждый шаг. Выходим на сильно разломанный моренный вал. Начинаем подъем по нему. Доходим до его конца. Дальше путь преграждает крутой участок ледопада.

Решаем на этом моренном вале организовать штурмовой лагерь, для восхождения на вершины вулкана. Срываем верхнюю часть моренного вала, состоящую изо льда, для того чтобы установить палатку. Высота ночевки 5900 м, за день прошли снег н/к – 2 км, 1А к.т. – 1 км. Ледопад, закрытые трещины. С утра поднимаемся по сильно застывшему снегу. Вначале, там, где все крепко застыло и трещин нет – идем без связки. Выше появляются трещины, и мы связываемся. Подъем крутизной в среднем 30 град. Отдельные участки – до 50. Идем одновременно. В крутых местах, и где большие трещины - попеременно. Всего от лагеря 5900 м, до перевала между двумя вершинами прошли 300 метров попеременно. Общий перепад высот от долины до седловины перевала – 1200 м.

Участок 3. Седловина перевала представляет собой заснеженное ледовое плато. В верхней части спуск на запад начинается полого, постепенно становясь все круче. Дальше уклон резко увеличивается и начинается ледопад примерно такого же характера, какой находится на восточном склоне. Проводим разведку, которая длится более часа, и начинаем спуск. Идем, по правому склону, где меньше ледовых сераков и разломов. Встречаются крутые участки 30-50 градусов, которые проходим с попеременной страховкой. Поскольку рюкзаки уже довольно легкие, то необходимости вешать перила нет. Всего на спуск прошли с попеременной страховкой 200 метров – 4 веревки. Часто приходится организовывать разведку, перед тем, как идти всей группе, со всем грузом. Иногда приходится идти попеременно, не из-за крутизны склона, а на ровном месте, из-за зыбкости снежных мостов через ледовые трещины. В целом крутизна западного склона круче, чем восточного. Проходим основную часть ледопада, спустившись до высоты 5700 метров. Здесь ищем моренный вал, находим его, и решаем на нем, в безопасном месте, остановиться на ночлег. Утром продолжаем спуск по закрытому леднику, по уже более пологой части ледопада. Идем в связке одновременно. В двух местах крутизной до 45 градусов, протяженностью по 50 метров, идем с попеременной страховкой.

Участок 4. С высоты 5400 метров ледник становится открытым, начинаются большие моренные валы. Спускаемся по ним. Морены в основном 1А-1Б к.т., на перегибах морены 2А к.т. Ниже начинаются осыпи, 1А-1Б к.т. спускаемся в ущелье начинающейся здесь на склоне вулкана реки. Оно направлено на северо-запад. Идем по нему. Встречаются большие снежники. Дальше идем вниз по осыпи н/к, до выполаживания. Перепад высот на спуск до выполаживания, тоже 1200 м.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение – одновременное в связке, всего на протяжении прохождения перевала пройдено 500 метров попеременно в связке. Страховка через ледоруб. На других участках необходима самостраховка ледорубом или палками.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Срыв - во избежание его избегать скользких камней над обрывами, идти с самостраховкой ледорубом или палками, и в связке попеременно, используя средства закрепления веревки. Камнепад – главное не спускать камни друг на друга. Лавины – не подрезать склон. Выставлять наблюдателя.

10. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Необходимо иметь полный комплект горного снаряжения. Основную веревку длиной 50 м. Ледорубы и палки для зондирования трещин.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута, на перевале, и на моренных валах  на выполаживаниях ледопада.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.
Перевал Русский обозначен красным крестом. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт маршрута первовосхождения на пик Пермь, по СЗ гребню от озера Пунно (Лагуны Уакуйо – пер.).

S 14°40,291'

W 072°30,731'

Пик Пемрь.

1. Местонахождение на хребте - находится южнее города Куско, поселков Прогресо и Оропесо. На юго-восток от озера Лагуна Уакуйо (Пунно рус.).

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно соответствует названию нашего города.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 7.02.2006 года.

10. От озера Пунно.

Страховка веревкой, крючьевая, через выступы и ледоруб, движение попеременное. На подъем – 2 час, на спуск 1 час.

Нет.

Участок 1. 3 часа. От озера идти траверсом хребта на ЮВ в сторону наиболее высокой и красивой вершины. Путь иногда идет в понижениях хребта по болотам н/к и 1А к.т., чем выше, тем болот меньше. Дальше по осыпям н/к, 1А и участкам 1Б к.т.

Участок 2. Подходим к перевалу, с которого уже начинается подъем по северо-западному гребню на пик Пермь. Поднимаемся на этот перевал по осыпям 1Б -2А к.т.  – 40 минут – 600 м.

Участок 3. 3 часа 20 минут. На перевале глубокий снег – 1А, с участками 1Б к.т. Идем по гребню вначале без связки, скоро он становится острее и круче, слева нависает карниз. Здесь связываемся и идем в связке, одновременно. Начинаются жандармы – резкие скальные выступы. Дальше идем с попеременной страховкой, используя крючьевую страховку, страховку через ледоруб и через выступы – 300 м. Поднимаемся на вершину, покрытую снежным куполом.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - одновременное, иногда нужна самостраховка ледорубом или палками, на втором одновременное – нужна самостраховка. На третьем – вначале движение в связке одновременное, потом попеременное, страховка через скальные выступы, крючьевая и через ледоруб.

10. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Необходимо иметь ледорубы, полный комплект горного снаряжения, основную веревку 50 м, скальные крючья.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута, и на перевале, с которого подъем по гребню.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.
Пик Пермь обозначен красной стрелкой. Масштаб карты в 1 см 3,5 км.

Паспорт маршрута первовосхождения на гору Уанрауира, по западному склону, с водораздела рек Ичурута и Уарта.

S 14°58,412'

W 072°11,977'

Г. Уанрауира.

2. Кем назван, что означает название - название местное.

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас – отсутствует. Маршрут пройден группой туристов из Перми 12.02.2006 года.

Частота прохождения.

6:30. С водораздела рек Ичурута и Уарта.

2:30

Страховка одновременная, в связке – 1 час вверх, 0,5 часа вниз.

Нет.

Участок 1. Поднимаемся по осыпям некатегорийным. Крутизна подъема увеличивается, местами ступени по 100 м, крутизной до 30 градусов. Осыпи становятся 1А и 1Б к.т., в верхней части, перед выходом на снежный купол – участок осыпей 2А к.т.

Участок 2. Выше снежный купол, снизу лед. Глубина снега иногда до 50 см. Там, где выдуто ветром, голый лед, 1А к.т. крутизна 25 градусов. Поднимаемся на вершину в связке, на случай закрытых трещин в леднике.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - одновременное, иногда нужна самостраховка ледорубом или палками, на втором одновременное – в связке.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Срыв - во избежание его избегать скользких камней над обрывами, идти с самостраховкой ледорубом или палками. Провал в трещину - идти в связке одновременно, с ледорубом, зондировать каждый шаг на наличие трещин. Камнепад – главное не спускать камни друг на друга. Лавины – не подрезать склон. Выставлять наблюдателя.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута, и на вершине.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

г. Уанрауира и маршрут восхождения обозначены красными стрелками. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт первопрохождения маршрута восхождения на главную вершину вулкана Невадо-Коропуна, по юго-восточному склону.

S 15°31,229'

W 072°39,435'

Вулкан Невадо-Коропуна, главная.

1. Местонахождение на хребте - находится на север от города Арекипа.

2. Кем назван, что означает название - название местное.

5:30. С перевала Русский

1:30

Страховка одновременная, в связке – 3:30, попеременная – 1 час.

Нет.

Участок 1. С перевала продолжаем идти в связке на главную вершину вулкана. Вначале идем одновременно, по снегу 1А к.т. где покруче, там снег сдут и идем по льду 1А к.т. крутизна 25-40 градусов. В верхней части крутизна увеличивается и доходит до 50 град. – 200 м. Появляются фирновые доски. Стараемся их обходить и лавируем между ними. Идем все с попеременной страховкой. На самом верху упираемся в огромный бегшрунд. Пролазим его со страховкой на 2 ледоруба. Вылазим на вершинный купол, где путь на самый верх преграждает огромная закрытая трещина, шириной от 5 до 30 метров. Прохожу по снежному мосту, со страховкой. Мост выдерживает.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на первом участке - в связке, одновременное и попеременное. Зондирование трещин. Страховка через ледоруб.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Провал в трещину - идти в связке одновременно, с ледорубом, зондировать каждый шаг на наличие трещин. Лавины – не подрезать склон. Выставлять наблюдателя. Срыв – идти в связке попеременно.

10. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Необходимо иметь ледорубы, полный комплект горного снаряжения, основную веревку 50 м, ледовые крючья, на случай провала в трещину. Кошки.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута на перевале, и на вершине.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Главная вершина вулкана Невадо-Коропуна и маршрут восхождения обозначен красной стрелкой. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.

Паспорт первопрохождения маршрута восхождения на вершину Камские Зори, по восточному склону.

S 15°31,967'

W 072°40,043'

Камские Зори.

1. Местонахождение на хребте - находится на север от города Арекипа, в массиве вулкана Невадо-Коропуна.

2. Кем назван, что означает название - название перевалу дала наша команда, в феврале 2006 года. Оно говорит о нашей ностальгии по родине, и утром эта вершина светится приятным розовым светом.

3:00. С перевала Русский

2:20

0:40

Страховка одновременная, в связке – 1:50, попеременная – 0:30 час.

Нет.

Участок 1. Поднимаемся вверх от перевала 220 метров по вертикали. Идем вначале одновременно, потом попеременно – склон крутизной до 45 град. – плотный фирн, с выходами льда. На пологих участках снег 1А к.т.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ночевать можно перед началом маршрута на перевале, и на вершине.

Отчет о пешеходном путешествии 6 к.с. в Южной Америке, 2006 г.

Вершина Камские зори обозначена красной стрелкой. Примерный масштаб карты в 1 см 3 км.