24 ноября 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кавказско-Черноморский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II

Федерация спортивного туризма Воронежской области Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма

Отчёт

о пешеходном туристском походе 2 категории сложности по западному Кавказу в Абхазии в районе озера Рица, совершённом группой туристов г. Воронежа в период с 30 апреля по 14 мая 2015 года

Маршрутная книжка № 2-15 Руководитель группы: Остапенко Сергей Юрьевич

pplelan@yandex.ru 8-952-105-78-98

Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем

участникам и руководителю  категории сложности. Отчёт использовать в библиотеке

г. Воронеж 2015 г.

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма. г. Воронеж, ул. Театральная, 19.

Место проведения похода:

Республика Абхазия. Западный Кавказ. Район озера Рица.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (кате- гория) слож- ности похода

Протяжённость активной части похода, (км)

Продолжитель- ность

30.04-14.05

2015 г.

Пройдено препятствий:

перевал Анчхо (1А) – 1 шт, хребет Багри-Яшта (1Б) – 1 шт, хребет севернее озера малая Рица (н\к) – 1 шт.

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 20900 метров.

1.2 Подробная нитка маршрута

Заявленный маршрут:

Республика Абхазия. Западный Кавказ. Район озера Рица.

Впадение реки Бзыбь в реку Гега – Ур. Пишца – г. Ачибах – хребет Багри-Яшта – г. Анчхо – оз. Чхо – пер. Анчхо – долина семи озер – пер. Анчхо – оз. Ритца – оз. Малая Ритца – Гегский водопад – г. Арабика – г. Зонт – ур. Бамбонаш – ур. Кацици – ур.

Шабашха – г. Мазмышка – г. Гагры.

Пройденный маршрут:

Республика Абхазия. Западный Кавказ. Район озера Рица.

Впадение реки Бзыбь в реку Гега – подножья горы Ачибах – Ур. Пишца – снежные балаганы – хребет Багри–Яшта - пер. Анчхо – оз. Ритца – оз. малая Ритца – хребет севернее озера – Гегский водопад – подножья г. Арабика – развилка на Гегский водопад - впадение реки Бзыбь в реку Гега.

*Затемнением выделены изменения в маршруте.

Состав туристской группы:

1992

ВГУ, 5 курс ФКН

Адрес хранения отчёта:

г. Воронеж,   (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход:

- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Абхазия — спорная территория и частично признанное государство в северо- западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Фактически контролируется правительством Республики Абхазия, легитимность которого признаётся 4 государствами — членами ООН (Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру), частично признанной Южной Осетией и непризнанными НКР, ПМР и ДНР. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН признаётся частью Грузии, согласно административно-территориальному делению которой она является Автономной Республикой Абхазия. Состоит из 7 исторических областей (об этом напоминают 7 звёзд на государственном флаге) — Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга. По состоянию на октябрь 2012 года в Абхазии 8 городов и 105 сёл.

Географическое положение. Абхазия расположена в северо-западной части Закавказья между реками Псоу и Ингур, на юго-западе омывается Чёрным морем. Побережье, длиной более 210 км, мало изрезанное, часто встречаются широкие галечные пляжи. Морские просторы, субтропическая растительность, бурные реки и вершины Большого Кавказа придают Абхазии исключительную живописность. На севере и северо-востоке граничит с Россией (Краснодарским краем и Республикой Карачаево-Черкесия); на юго-востоке и юге с Грузией.

Природные ресурсы. На низменностях и в предгорьях сочетаются болотные, субтропические подзолистые, краснозёмные и желтозёмные почвы. В горах до высоты 1700 м — перегнойно-карбонатные и бурые лесные почвы, выше — дерновые и дерново-травянистые горно-луговые.

Флора Абхазии включает более 3500 видов растений, из которых 180 видов представлены древесными и кустарниковыми формами, остальные травянистыми. Около 400 видов — эндемики Кавказа, а свыше 100 видов встречаются на планете только в Абхазии. Лесами покрыто свыше 52 % площади республики. В причерноморской полосе, наиболее освоенной под культурную растительность (субтропические, технические, плодовые и декоративные культуры, посевы зерновых и др.) и в ущельях встречаются отдельные массивы широколиственных лесов (граб, грабинник, дуб, каштан и др.) и ольшаников. На мысе Пицунда сохранилась роща реликтовой пицундской сосны. В горах преобладают буковые (местами с самшитом во втором ярусе), на верхней части склонов пихтовые и еловые леса. С 2000 м начинаются субальпийское криволесье, альпийские луга и скально-щебенистая растительность.

В лесах встречаются медведь, кабан, рысь, благородный олень, косуля; в высокогорьях серна, кавказский тетерев; на низменностях шакал; в реках и озёрах форель, лосось, сазан, судак и другие виды рыб. На территории Абхазии расположены Рицинский, Гумистский, Пицундский заповедники.

Водные артерии. Реки принадлежат бассейну Чёрного моря. Наиболее значительные из них — Кодор(Кудры), Бзыбь, Кяласур, Гумиста — многоводны, потенциальные гидроэнергетические ресурсы свыше 3,5 млн квт. Питание рек преимущественно дождевое и снеговое, имеет место весенне-летнее половодье. На территории Гагрского района Абхазии протекает самая короткая в мире река Репруа, её длина всего 18 метров. В горах расположены живописные озёра Рица и Амткел.

Гегский водопад пользуется большой популярностью у туристов.

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Абхазии, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Вторая категория сложности предусматривает достаточно большое кол-во препятствий и сложностей во время похода, мы хотели побывать во всех самых интересных и красивых местах этого региона.

Пополнять продуктовый запас возможно только на озере Рица в местных кафе и киосках, остальная часть маршрута является полностью дикой и не имеет никаких населенных пунктов с провизией.

Некоторые проблемы с водой были, т.к. на высотах более 1500 метров лежал снег и почти все реки были скрыты под ним, мы часто топили снег, а во время движения для утоления жажды понемногу его кушали. В низовьях воды было полно, она чистая и вкусная.

Что касается мобильной связи, то в Абхазии связь есть только через роуминг и не через все операторы, у нас ловил Мегафон. В горах связи нигде нет, только около озера Рица получалось поймать, т.к. там установлена вышка, на протяжении остального маршрута связи не было.

Со спортивно- туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пешие походы до 4 категории сложности. Наш маршрут проходил в районе горного озера Рица около хребтов Ачибах и Багри – Яшта, перевала Анчхо и горы Арабика. Мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность крутыми снежными склонами, скользкими каменистыми участками и густыми заросшими лесами. Пройти получилось не все из-за опасных снежных склонов и вероятности схода лавин.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

• узкие туристические тропы с каменистым и корневым покрытием;

• каменно-осыпные участки на перевалах, по которым приходилось идти очень осторожно из-за скользких и «живых» камней;

• снежники на перевалах, скользкие и с больший крутизной;

• глубокий снег на высотах более 1500 метров;

• снежные трещины и карнизы на перевалах;

• густой и заросший лес;

• разбитые лесовозные дороги;

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования встречаешь нетронутый живой лес, громаднейшие деревья, множество животных и, конечно же, замечательные виды на горы и долины.

Из природных достопримечательностей на маршруте больше всего поражает мощный живой лес, множество растений и животных, чистейшая вода и красота пейзажей. Главные достопримечательности, которые посетила наша группа во время похода — это озера Рица, малая Рица и Гегский водопад. Так же очень запомнились хребет Багри-Яшта, перевал Анчхо и гора Арабика.

Из неприятного для туристов соседства на высотах до 1300 метров нас часто кусали клещи, комаров и других летучих тварей замечено не было.

Транспортная инфраструктура Абхазии в районе озера Рица представляет собой одну асфальтовую дорогу через пос. Бзыбь до озера. Далее дорога идет вокруг озера до дачи Сталина и поднимается к перевалу Анчхо, летом там возможно проехать на внедорожнике.

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута можно рассматривать выход к поселку Псху в районе реки Бзыбь и перевала Анчхо. Если находиться около озера Рица, то оттуда можно уехать в любое время. При нахождении около Гегского водопада можно выйти к асфальту, ведущему наверх к оз. Рица и вниз к пос. Бзыбь. В районе гор Арабика и Маздмышка выход возможен к развилке на Гегский водопад и далее к асфальту, либо в г. Гагры, если находиться ближе к Маздмышке.

Расчет категории сложности

Протяженности (l) = 134,5 км

Продолжительности (t) = 10 дней

Локальным препятствиям (ЛП) = 3+3 переправа (н\к) + 35 хребет Багри-Яшта (1Б) + 23 пер. Анчхо (1А) + 15 траверс склонов около г. Арабика (н\к) = 79.

Протяженным препятствиям (ПП) = 140 снег по щиколотку + 60 бурелом и плотный кустарник + 40 лес с подлеском + 4 осыпь с уклоном ~20° = 244.

Району похода = 4 (Зап. Кавказ) Автономности = 1 (полная автономность) Перепад высот = 20900 метров

Расчет перепада высот:

-2000

Коэффициент перепада высот (К) = 1+H/30 = 1+20,9/30 = 1,696

Общее количество баллов (ОКС) = ЛП+ПП+(Г*А*К) = 79 + 244 + ((4*1*1,696) = 329

Количество баллов превышает заявленную категорию сложности для пешеходного похода.

Финансовые расходы группы

Дорога туда:

Поезд № 359 Воронеж – Адлер стоимость 1800 рублей.

Дорога обратно:

Поезд Адлер - Воронеж 302 С стоимость 1800 рублей.

Расходы на еду:

Мы собирали по 2000 рублей.

Дополнительные расходы:

Заброска до границы - 100 руб. с человека. Заброска до Нового Афона - 200 руб. с человека. Заброска до старта маршрута - 300 руб. с человека.

Входной билет на территорию заповедника Рица - 350 руб. с человека. Выброска от старта маршрута до Гагры - 200 руб. с человека.

Выброска через границу до Олимпийского парка - 250 руб. с человека. Проживание в Гаграх- 300 руб. с человека за две ночи.

Плюс доп. расходы на сувениры и еду.

Общие расходы на одного участника похода составили около 9000 рублей.

Общественное снаряжение группы

Палатки

4 шт

4+4,2+3,5+4 кг

Трех и четырех местные палатки с тамбурами и

ветрозащитными юбками

Котлы

500+600 гр

Кан и круглый.

Горелки

400+400 гр

Мульти топливные с ёмкостями для горючего по

0.5 литра.

Комплект

для розжига

200 гр

Орг. стекло, спички, зажигалка, спец. спички,

огниво.

Веревка

2 кг

30 м, статика 10 мм.

Карабины

5 шт

1 кг

3 алю. муфта + 2 сталь муфта.

Веревка доп.

300 гр.

Два куска веревки по 4-5 метров, статика 10 мм.

Система

Ветрозащита

горелки

300 гр

Для экономии топлива и стабильности горения.

Ролик

300 гр.

Ролик для передвижения по веревке на переправе.

1. Изменения маршрута и их причины

2. В первый день мы совершили дополнительный радиальный выход на высоту 1800 метров около Хребта Ачибах.
  3. Во второй день мы должны были перейти перевал восточнее хребта Ачибах и совершить радиальный выход к вершине Ачибах, но делать этого не стали, т.к., выйдя в первый день в радиальный выход и оценив обстановку на хребте Багри-Яшта, решили, что переход через него будет слишком опасным и двигаться к его подножью не стоит. Из-за этого движение туда-сюда в районе хребта Ачибах будет тратой целого дня, который нам может еще пригодиться. Опасность заключалась в крутом снежном склоне, с которого могут сойти лавины, крутизна склона 25-35 градусов.
  4. После успешного прохождения лесной зоны под хребтом Багри –Яшта на след. день мы решили сделать разведывательные выходы на восточную часть хребта Багри-Яшта и оценить обстановку со снегом и крутизной склонов. Снег оказался мягким, мы проваливались на 20-30 см, крутизна склонов составляла 25-30 градусов и внушала опасение. На следующий день решили искать другой путь подъема по более пологим и свободным от снега участкам.
  5. На след. день после улучшения погодных условий пошли вверх на хребет Багри-Яшта. Левее разведывательного выхода нашли более пологий склон с меньшим кол-вом снега, по которому решили подниматься.
  6. При прохождении перевала Анчхо подниматься к долине озер не стали, т.к. мы находились в тумане и видимость была 10-20 метров, сил и времени тоже уже не было.
  7. На дневке у озера малая Рица мы совершили два радиальных выхода с целью разведать дорогу к перевалу. Первый путь проходил по бурелому со снегом глубиной 40-60 см с западной стороны озера и прохождение по нему с рюкзаками не представлялось возможным. Второй путь проходил по хребту севернее озера, подъем на хребет шел по заброшенной тур. тропе с уклоном 20-30 градусов.
  8. После дневки было решено идти на хребет севернее озера малая Рица и по нему подходить к перевалу и спускаться к грунтовой дороге, ведущей к Гегкому водопаду. Это был единственный путь обхода озера.
  9. Обойдя озеро Малая Рица, мы обнаружили,что заброшенная тур. тропа кончилась, начался бурелом и движение по азимуту. Движение было затруднено густой растительностью, крутизной склонов и обилием снега. На прохождение этого участка у группы потребовалось значительное кол-во сил и времени, из-за этого мы смогли дойти только до Гегского водопада.
  10. Потеряв запасной день мы поняли, что проходить по плато около горы Арабика и спускаться вниз к горе Мазмышка будет слишком опасно, и решили подняться к концу зоны леса под плато и на след. день совершить радиальный
  11. выход к вершине. Радиальный выход хотелось совершить до подножья горы Арабика, выйдя из зоны леса и набрав высоту с 1500 до 2100 метров.
  12. Запланированный радиальный выход получилось полностью пройти. Погода была солнечная и без ветра, в снег проваливались на 10-20 см.
  13. На след. день после радиального выхода мы начали спуск к развилке на Гегский водопад и вышли на асфальт, ведущий к озеру Рица, по нему, ожидая транспорт, мы добрались до места нашего старта, тем самым замкнув маршрут.

Фактический график движения

Выезд из Воронежа

поезд

Приезд в Адлер, дорога до Нового

Афона, посещение пещеры и купание.

Автобус пешком

Облачно,

+20, штиль

Впадение реки Бзыбь в реку Гега

–

поляна около хребта Ачибах.

8,3

20,5

п\о, +20, слабый ветер

Радиальный выход к г. Ачибах.

Ясно, +12,

штиль

Поляна около хребта Ачибах –

верховья реки Пшица – снежные балаганы.

7,1

п\о, +21, слабый ветер

Радиальный выходы на восточную часть хребта Багри – Яшта и к удаленным снежным

багаланам.

Облачно, +14, снег, дождь, туман, сильный

ветер

Снежные балаганы – восточная часть хребта Багри –Яшта – пер.

Анчхо – снежные балаганы под перевалом.

Облачно-п\о,

+10, слабый ветер

Снежные балаганы под перевалом Анчхо - оз. Рица – оз. малая Рица.

9,2

п\о-облачно,

+12, слабый ветер

Дневка.

Ясно-п\о, +15,

слабый ветер

Радиальный выходы к перевалу за

оз. малая Рица и к хребту севернее озера.

Ясно-п\о, +15, слабый ветер

Оз. Малая Рица – хребет севернее

озера - Гегский водопад.

8,2

п\о, +13, слабый

ветер

Гегский водопад – лесная зона южнее плато у горы Арабика.

7,3

п\о-облачно,

+10, туман, умеренный ветер

Радиальный выход на плато у

горы Арабика.

п\о-ясно, +20,

штиль

Лесная зона южнее плато у горы Арабика – выход на развилку к

Гекскому водопаду – выход к старту маршрута.

п\о-ясно, +20, сильный ветер

Приезжаем в Воронеж.

Техническое описание маршрута

Нулевой день (01.05.2015)

Прибытие в г. Гагры. Переход границы и заброска в г. Новый Афон. Посещение достопримечательностей города Крепости Анакопия, Новоафонской пещеры, храма Апостола Симона Кананита и заброска на старт маршрута к впадению реки Гега в Бзыбь.

Переход по каменно-грунтовой дороге до Крепости Анакопия.

Ночлег (N43° 22.149' E40° 27.586', высота 143 метра) в лесной зоне около соединения рек.

Пройдено за день - 10 км. Подъем – 400 м. Спуск – 350 м.

В том числе: по асфальту - 4 км, по каменно-грунтовой дороге - 6 км. Грязное ходовое время - 3 часа 20 минут.

Чистое ходовое время – 2 часа 40 минут.

Отчет о пешеходном туристском походе 2 категории сложности по западному Кавказу в Абхазии в районе озера Рица

Фото 1. На вокзале Воронежа.

Приехав на ЖД вокзал Адлера мы на такси добрались до границы за 100 руб. с человека, перешли границу (для перехода нужен только паспорт РФ) и нашли транспорт, чтобы быстро добраться до г. Новый Афон за 200 руб. с человека.

Приехав в город, купили билеты на посещение Новоафонской пещеры (500 руб.) и пошли гулять по городу. Свободного времени до нашего входа в пещеру было большее 2 часов, и мы решили посетить Крепость Анакопи. Дорога туда идет от самой пещеры направо и все время вверх на холм.

Фото 2. Крепость Анакопи.

Фото 3. Новоафонская пещера.

Первый день (02.05.2015)

Впадение реки Бзыбь в реку Гегу – поляна около хребта Ачибах.

Ночлег (N43° 24.557' E40° 38.646') на высоте 1559 метров на поляне юго-восточнее хребта Ачибах.

Пройдено за день 20,5 км. Подъем – 1900 м. Спуск – 700 м.

В том числе: по каменно-грунтовой дороге 18,5 км, по осыпному участку 2 км. Грязное ходовое время – 8 часов 45 минут.

Чистое ходовое время – 7 часов.

Радиальный выход на хребет Ачибах.

Пройдено за день 3 км. Подъем – 400 м. Спуск – 400 м. В том числе: по густому лесу 2 км, по лугу 1 км.

Грязное ходовое время – 2 часа.

Чистое ходовое время – 1 час 30 минут.

Проснулись в 6 утра, покушали и вышли в 8. Погода солнечная и теплая, температура около +20 градусов. Начали постепенный подъем по каменно-грунтовой дороге, ведущей к подножью хребта Ачибах и далее. Угол взлета дороги не более 20 градусов, часто приходится идти вдоль крутых обрывов, поросших лесом.

Идем по часу, отдыхаем по 5-10 минут. Погода хорошая, чем выше поднимаемся, тем красивее открываются виды на долину реки Бзыбь и Бзыбский хребет. Периодически встречаем небольшие завалы из камней или деревьев, они частично расчищены и видно, что недавно тут кто-то проезжал на внедорожной технике. Примерно каждый час попадаются ручьи и реки, втекающие со снежников, расположенных выше.

К обеду выходим на открытый участок дороги, с которого открывается шикарный вид на горы, отдыхаем там час и попадаем на первый снег, высота около 1300 метров.

Далее дорога, идущая вдоль хребта Ачибах становится непроходимой для техники из-за лежащего на ней снега и множества завалов.

Место стоянки мы планировали найти около поляны, расположенной юго- восточнее хребта, там обнаружился балаган с кучей мусора, пришлось от него отойти восточнее в лес и стать около снежника, с которого вытекал ручеек. Пришли на место стоянки в 16:45.

Пользовались водой из этого ручейка, дров в округе достаточно. Источников воды летом на этом участке не будет.

После разбития лагеря пошли на разведку на хребет Ачибах с целью посмотреть на хребет Багри – Яшта и оценить возможность его прохождения.

Поднявшись на несколько сотен метров по хребту, в лесу нашли место, с которого просматривался нужный хребет. Склон полностью был покрыт слоем снега, на вершинах хребта присутствовали открытые участки камня. Поразмыслив решили, что прохождение хребта будет слишком опасным, и нам на след. день придется пройти в цирке хребта по лесу и подняться к снежным балаганам.

Фото 4. Поднимаемся по каменно-грунтовой дороге вдоль реки Бзыбь.

Фото 5. Движемся вдоль обрыва по каменно-грунтовой дороге.

Второй день (03.05.2015)

Поляна около хребта Ачибах – верховья реки Пшица – снежные балаганы.

Ночлег (N43° 26.670' E40° 42.047') на высоте 1794 метров на поляне около снежного балагана.

Пройдено за день 10 км. Подъем – 1100 м. Спуск – 750 м.

В том числе: по каменно-грунтовой дороге 4 км, по каменисто-осыпному участку 1 км, по снегу 5 км,

Грязное ходовое время – 9 часов.

Чистое ходовое время – 7 часов 10 минут.

Проснулись в 6 утра, покушали и вышли в 8. Погода хорошая, температура около

+20. Начали движение к восточной оконечности хребта Ачибах, чтобы сократить путь по каменно-грунтовой дороге, делающей крюк. Перевалив через хребет, спустились траверсом по лесному склону с уклоном 35-45 градусов. Выбрались на заброшенную каменно-грунтовой дорогу, на которой была видна слабо заметная тропа.

Дорога петляла среди холмов и вывела нас к ущелью с одним из притоков реки Пшица. Там дорога обрывалась, видимо когда-то давно там сошла лавина и дорогу смыло. Перебираемся через реку по камням и вылезаем на остатки дороги, ведущие к вершине холма. Часто встречаем по пути ржавые запчасти лесовозной техники, которая тут работала очень давно.

Дойдя до конца заброшенной дороги начинаем движение по азимуту к другой дороге, идущей вдоль более восточного притока реки Пшица. Движемся по густому лесу, по небольшим холмам. По пути к дороге переходим по бревну очередной приток Пшицы. Наконец выбираемся к нужному руслу и начинаем искать где его перейти. Ширина основного русла 4-5 метров с бурным течением, которое необходимо переходить по камням, деревьям или перелезая по веревке.

Находим в одном месте удобное расположение камней, которое позволяет переправиться через реку. Перепрыгиваем по камням и перекидываем рюкзаки.

После переправы делаем обед на 1 час и пользуемся возможностью обмыться в реке, т.к. далее будет подъем и только снег.

Отдохнув, начинаем движение вдоль реки до поворота дороги на восток к траверсу склона. Движемся по лесной зоне по тур. тропе, идущей вверх, угол подъема 15-20 градусов. На высоте 1400 метров начинается снег и тропа теряется под ним, движемся по азимуту, выбирая более пологие участки подъема, снег в лесу плотный и только около поваленных деревьев есть шанс глубоко провалиться. Выбираемся выше к крутому склону, который проходим траверсом, набивая ступени в снегу и страхуясь трек. палками. Угол подъем 45-55 градусов, периодические деревья, высота крутого подъема 50-70 метров, далее идем траверсом по более пологому участку.

Далее мы двигались траверсом по снегу, периодически заходя в небольшие ущелья, проваливались в снег на 10-20 см.

Пройдя два ущелья, вышли на поляну и увидели балаган, до него оставалось идти совсем чуть-чуть. Пришли на стоянку в 17:30.

Фото 6. Идем по тур. тропе у истоков реки Пшица.

Фото 7. Переправившись через исток реки Пшица перебрасываем рюкзаки.

Фото 8. Движемся траверсом по снегу к балаганам на высоте 1800 метров.

Третий день (04.05.2015)

Радиальный выходы на восточную часть хребта Багри–Яшта и к удаленным снежным балаганам.

Пройдено за день 5 км. Подъем – 450 м. Спуск – 450 м. В том числе: по снегу 5 км.

Грязное ходовое время – 5 часов.

Чистое ходовое время – 4 часа 30 минут.

Встали в 8 утра, покушали. За счет изменения маршрута у нас образовался +1 запасной день, поэтому решили в этот день разведать дорогу на восточную часть хребта Багри – Яшта и сходить до других балаганов.

Часть группы осталась у первого балагана, а остальные пошли искать путь через хребет, вышли около 11. В начале поднимались по лесной зоне с углом 30-35 градусов, в снег проваливались на 10-20 см. Погода была пасмурная, ветреная и периодически шел дождь и снег.

В таких условиях выбрались на открытый снежник и пошли вверх, поднявшись до 2100 метров, склон стал круче, опаснее, налетало облако и мы решили спускаться.

Спустившись ниже, пошли траверсом к снежным балаганам, расположенным

юго-восточнее нашей стоянки. По пути нашли громадные следы медведя длиною около 25 см.

Дорога до балаганов была не длинная, по карте – всего около 2 км, но по факту оказалось, что пройти можно либо траверсом по крутому склону с высокой лавинно- опасностью, либо по ущельям с крутыми склонами и глубоким снегом. Мы решили идти туда по ущельям и, замучавшись по ним лазать, увидев балаганы на следующем холме пошли обратно верхами траверсом по склону. Обошли несколько опасных участков и спустились вниз к нашей стоянке.

В лагере покушали и уставшие решили больше никуда не идти сегодня, начали лучше изучать карту и возможные пути перехода хребта.

Фото 9. Радиальный выход на хребет Багри-Яшта.

Фото 10. Радиальный выход к удаленным балаганам.

Четвертый день (05.05.2014)

Снежные балаганы – переход хребта Багри–Яшта – пер. Анчхо – снежные балаганы под перевалом.

Ночлег (N43° 29.389' E40° 41.363') на высоте 1881 метров в балагане под перевалом Анчхо.

Пройдено за день 12 км. Подъем – 1000 м. Спуск – 950 м. В том числе: по снегу 12 км.

Грязное ходовое время – 9 часов 40 минут. Чистое ходовое время – 8 часов.

Проснулись в 6 утра, покушали и вышли в 8:20. Облачно, ветер. Движемся чуть обратно через снежные ущелья, чтобы подойти к более пологому участку подъема на хребет.

В лесной зоне выходим на крутой склон 35-55 градусов, где провешиваем веревку с узлами для подъема. Далее поднимаемся по открытому участку крутизной 20-25 градусов, движемся в основном по снегу, но иногда выходим на траву и камни, глубина проваливания в снег 15-20 см.

Поднимаемся выше, стараясь двигаться по наиболее пологим участкам, идем в лоб к скальнику впереди, т.к. по его сторонам крутые склоны, по которым прохождение невозможно.

Подойдя к скальнику, забираемся на его вершину без рюкзаков и вешаем веревку для страховки подъема участников и подтягивания рюкзаков, угол подъема скального выхода около 40 градусов.

Взобравшись на верх и выйдя на безопасную площадку, делаем привал и мини

обед.

Далее движемся по хребту, плавно поднимаясь (угол 20%) к перевалу. Подойдя к

перевалу, начинаем проходить его траверсом с заходом на скально-травные участки (угол подъема хребта 30-35 градусов). Поднялись на вершину перевала, оказались на седловине хребта, с которой был плавный сход чуть восточнее.

Начали спуск по хребтам, проваливались в снег на 15-30 см. Вокруг на крутых склонах гор видны сошедшие лавины, одна из которых была длинной несколько километров. Угол спуска 15-20 градусов.

Планировали спуститься до снежного балагана (N43°27'57,05" E40°42'25,56"), но сошедшие там лавины не позволили туда пройти, и мы пошли ниже к зоне леса. На ровной тихой площадке сделали привал-обед и увидели медведя, бегущего по хребту, за ним погналась идущая с нами собака, но догнать его у неё не получилось. Медведь был размером примерно по пояс.

Далее пошли траверсом по холмам лесной зоны, чтобы сильно не сбрасывать высоту и вышли к заснеженной дороге на перевал, на которой обнаружили следы группы туристов, спускавшейся с перевала в сторону пос. Псху.

По следам группы мы начали подъем на перевал Анчхо. В начале следы шли по дороге, а потом ушли в лоб на перевал, мы не пошли в лоб, т.к. там было слишком круто и направились дальше по дороге. Постепенно погода начала портиться и налетел туман, снег и ветер. Поднявшись выше, толщина снежного покрова на дороге начала расти и дорога полностью скрылась в рельефе склона, получилось, мы шли уже просто траверсом.

Поднялись на перевал, заглянули в балаган, который был занесен снегом почти по самую крышу и пошли вниз траверсом по склону горы там, где летом проходит дорога.

Спустившись ниже, нашли под перевалом скопление балаганов. Один из них был утепленным и достаточно просторным для нашей группы, в нем и решили остановиться. Пришли на стоянку в 18:00.

Фото 11. Подъем на хребет Багри-Яшта. Применение веревки.

Фото 12. Вид с второстепенной вершины хребта Багри-Яшта.

Фото 13. Спускаемся с хребта Багри-Яшта.

Фото 14. Подъем на перевал Анчхо.

Пятый день (06.05.2014)

Снежные балаганы под перевалом - оз. Рица – оз. малая Рица.

Ночлег (N43° 28.431' E40° 30.412') на высоте 1265 метров в лесу около озера малая Рица.

Пройдено за день 22 км. Подъем – 1200 м. Спуск – -2100 м.

В том числе: по снегу 10 км, по асфальту 10 км и по тур. тропе в лесу 2 км. Грязное ходовое время – 10 часов.

Чистое ходовое время – 9 часов 20 минут.

Проснулись в 6 утра, покушали и вышли в 8:50. Утром за перевалом на высоте светило солнце, и мы успели высушить почти все вещи.

В начале спускались по занесенной дороге, идущей на перевал, первые 5 км её вообще не было видно, но после выхода к развилке на минеральные источники начали проглядываться первые внедорожные следы.

По пути встретили первых людей за поход, которые пошли погулять пешком оставив автомобиль на сухом участке дороги.

Постепенно спускаясь, начала проглядываться дорога и даже появился асфальт, по которому мы дотопали до озера Рица. У озера было людно и шумно, для нас непривычно после нескольких дней изоляции. Появилась впервые за поход связь, и мы отзвонились в МКК и домой.

Немного отдохнув на большой Рице, отправились на стоянку на малую Рицу, где весной тихо и спокойно.

Дорога до него идет по тур. тропе в густом лесу, траверсом проходя склон. Малая Рица находится выше большой, и тут опять желал снег, от которого за первую часть похода мы немного устали, но нас ждала дневка и отдых в прекрасном месте. Пришли на стоянку в 19:00.

Фото 15. Выходим на грунтовую дорогу, идущую параллельно реке Лашипсе.

Фото 16. Вид на озеро Рица.

Шестой день (07.05.2014)

Радиальные выходы к перевалу за оз. Малая Рица и к хребту севернее озера. Пройдено за день 6 км. Подъем – 600 м. Спуск – 600 м.

В том числе: по снегу 1 км, по бурелому 2 км, по лесу 3 км. Грязное ходовое время – 5 часа.

Чистое ходовое время – 4 часа 30 минут.

Встали в 8 утра, покушали, потянулись и пошли искать пути обхода озера малая Рица. В планах было преодоление озера по одному из берегов и переход перевала за ним в лоб или траверсом.

Выйдя к озеру мы обнаружили катамаран, у него не было руля, но плыть можно было. Решили направлять его веслом сделанном из бревна. Переплыли на катамаране озеро и причалили к противоположному берегу.

Вблизи берег оказался полностью заросшим лесом и кустарниками, а поверхность была вся усыпана большими камнями. Решили подняться на пару сотен метров и поискать нормальный путь, но чем выше мы поднимались по этому бурелому, тем яснее понимали, что тут нам с рюкзаками не пройти. Постепенно начался снег, в который мы постоянно проваливались по колено. Наконец выбрались на склон горы на юго-западе от озера и увидели множество сошедших там лавин. Подъем дальше нам представлялся траверсом по снегу и далее по лесу наверх на перевал, но как преодолеть озеро, ведь берега его оказались непроходимыми, и единственный способ перебраться на другой берег была переправа на катамаране, но она бы заняла целый день.

Решили возвращаться к лагерю и искать другой путь обхода озера по хребту севернее озера. При подъеме на хребет были обнаружены метки на деревьях, означающие старую тур. тропу, видимо настолько старую, что только метки сохранились. Подъем 30-40 градусов в лесополосе, в основном, в лоб и иногда траверсом. Поднялись на хребет, обнаружили там более-менее проходимые участки по верхам и решили, что пойдем там на след. день и спустились в лагерь.

Фото 17. Вид на озеро малая Рица.

Фото 18. Катаемся на катамаране по озеру малая Рица.

Седьмой день (08.05.2014)

Оз. Малая Рица – хребет севернее озера - Гегский водопад.

Ночлег (N43° 26.151' E40° 26.618') на высоте 520 метров в лесу около Гегского водопада.

Пройдено за день 13 км. Подъем – 800 м. Спуск – -1500 м.

В том числе: по бурелому со снегом 7 км, по каменно-грунтовой дороге 6 км. Грязное ходовое время – 10 часов.

Чистое ходовое время – 8 часов 20 минут.

Встали в 5, покушали и вышли в 8. После дневки некоторым было тяжело собираться. Начали зверский подъем на хребет севернее озера малая Рица. Шли траверсами и в лоб наверх, угол подъема 30-40 градусов в лесной зоне.

Постепенно забрались на хребет и пошли по нему вдоль озера. На верхах начался снег, хребет был шириной несколько метров и все время гулял вверх-вниз. Тропа была отмечена по его верхам, но видимо там ходили очень давно, т.к. мы встречали надписи на деревьях, которые были сделаны 30-40 лет назад.

В конце хребта начался опасный крутой участок с обрывом на юг в цирк перевала к озеру малая Рица, оттуда открывались потрясающие виды на долину, но было очень опасно.

Преодолев хребет, по карте была указана тур. тропа, ведущая вниз, которую мы не нашли и начали сбрасывать высоту, спускаясь по снегу вдоль русла реки. Это была большая ошибка, т.к. склон становился все круче и круче и далее было идти просто опасно, поэтому нам пришлось вернуться выше и спускаться севернее по вершине хребта. Там была обозначена лесная дорога, которую мы выдели, но она была насколько старая и заросшая, что проще было идти по азимуту, чем по ней.

Двигались вниз по хребту, он был гораздо уже, чем прошлый, и местами не превышал 0,5 метра в ширину. Склоны хребта круты и опасны, двигались осторожно и держались за деревья. Никакой тропы или открытого направления тут не было, мы просто лавировали среди веток и кустов.

Спуск был долгий и изнуряющий, часто останавливались и отдыхали, и в итоге выбрались к грунтовой дороге, ведущей к Гегскому водопаду. По ней можно было нормально идти, и это было больше облегчение.

Направляясь к водопаду, перешли несколько мостов через реку Гега и преодолели небольшой бродик через её приток.

Добравшись до водопада, дальше идти не было сил, и мы стали на ночевку в лесу около водопада. Пришли на ночевку к 18 часам.

Фото 19. Подъем на хребет около озера малая Рица.

Фото 20. Подъем на хребет около озера малая Рица.

Фото 21. У водопада Гегский.

Восьмой день (09.05.2014)

Гегский водопад – лесная зона южнее плато у горы Арабика.

Ночлег (N43° 24.454' E40° 24.780') на высоте 1529 метров в заснеженном лесу. Пройдено за день 15 км. Подъем – 1500 м. Спуск – -600 м.

В том числе: по бурелому со снегом 5 км, по каменно-грунтовой дороге 4 км, по лесовозной дороге 6 км.

Грязное ходовое время – 9 часов.

Чистое ходовое время – 7 часов 30 минут.

Встали в 6, покушали и вышли в 8:20. Шли по грунтовой дороге, по которой возят отдыхающих на УАЗах к водопаду. На развилке свернули в лес и начали подъем по лесовозной дороге к подножью горы Арабика.

Дорога по началу была комфортна для движения, но чем выше поднимались, тем больше становилось луж и глины. Наконец, на следующем участке недавно проехал бульдозер и за собой повалил множество деревьев, после него идти вообще невозможно.

Пробираясь через завалы, оставленные лесовозными машинами, выходим выше на снег и движемся по нему до места стоянки на склоне горы.

Долго искали место для стоянки, т.к. везде склоны и много снега, а хотелось стать на сухом и ровном месте, в итоге нашли чистую полянку для готовки под большим хвойным деревом и ровные площадки для палаток вокруг.

Холодные ночевки на снегу около хребта Багри – Яшта вспомнились, и мы решили немного утеплить палатки за счет хвойных веточек с упавшего неподалеку дерева. Веточками выстелили пол и спали уже не на снегу, а на них. На стоянку стали около 17 часов.

Фото 22. Подъем по каменно-грунтовой дороге к горе Арабика.

Фото 23. Подъем по убитой грунтовке к горе Арабика.

Фото 24. Подъем к горе Арабика.

Девятый день (10.05.2014)

Радиальный выход на плато у горы Арабика.

Пройдено за день 10 км. Подъем – 600 м. Спуск – 600 м. В том числе: по снегу 10 км.

Грязное ходовое время – 5 часов.

Чистое ходовое время – 4 часа 30 минут.

Встали в 8, покушали и вышли в 10. Из-за использованного запасного дня и плохо работающих горелок мы решили, что переход плато около горы Арабика будет слишком опасен и решили совершить радиальный выход к вершине.

Прогуляться хотелось до подножья горы Арабика. Подниматься решили по хребту в лесной зоне, пока двигались по ней все было нормально, а когда выбрались на открытые участки, то стало понятно, что на слонах высокая лавиноопасность и двигаться траверсом было рискованно. Из-за этого пришлось обходить некоторые участки снега, которые уже «двинулись» и трещали по открытым каменистым и травяным зонам.

В итоге прошли аккуратно траверсом по склону хребта юго-восточнее Арабики и начали спуск в снежную долину. На спуске видели снежные трещины, глубина снежного покрова там достигала полутора метров.

Вышли в долину и начали движение к подножью горы. Снег на протяжении всего радиального маршрута проваливался на 10-20 см. Дошли до больших камней напротив вершины Арабика и сделали там привал-обед.

Во время отдыха светило солнце, за счет высоты и нахождения в долине было жарко и очень тихо. Мы впервые за поход по-настоящему прогрелись.

Отдохнув, пошли обратно, но с долины решили спускаться ближе к истоку ручья и от него ушли ниже в лес и к лагерю.

Фото 25. Радиальный выход к горе Арабика.

Фото 26. Движемся траверсом по склону около горы Арабика.

Фото 27. Вид на гору Арабика.

Фото 28. Спускаемся с плато около горы Арабика.

Десятый день (11.05.2014)

Лесная зона южнее плато у горы Арабика – выход на развилку к Гегскому водопаду – выход к старту маршрута.

Ночлег в г. Гагры на высоте 10 метров на дачном участке. Пройдено за день 18 км. Подъем – +700 м. Спуск – -2000 м.

В том числе: по бурелому со снегом 5 км, по асфальту 6 км, по лесовозной дороге 6 км, по каменно-грунтовой дороге 1 км.

Грязное ходовое время – 7 часов. Чистое ходовое время – 6 часов.

Встали в 6, покушали и вышли в 9:00. Начали спуск к цивилизации и к морю. В начале шли по пройденным ранее бурелому, разбитым лесовозным дорогам и по грунтовке.

Дойдя до развилки, ведущей к Гегскому водопаду, сделали привал-обед у реки и немного почистились от глины и грязи, налипшей на нашей одежде и обуви за поход, в транспорте ехать и по городу ходить придется уже вечером.

Продолжили спуск по петляющей горной дороге, ведущей к развилке и асфальту на Рицу. По пути постоянно встречались УАЗики, поднимающие отдыхающих на водопад.

Вышли к развилке и начали искать связь, но её не было, узнали у местных водителей, что связь может появиться через пару километров вниз по дороге. Пошли вниз по асфальту, периодически пытаясь остановить автобусы, но никто не останавливался. Дошли до места нашего старта к впадению реки Гега в Бзыбь и наконец-то поймали связь, вызвали транспорт и отправились на море в город Гагры, по дороге заехав за сыром, медом и хлебом.

Фото 29. Спускаемся от гора Арабика к повороту на Гегский водопад.

Фото 30. Вид на реку Юпшара.

Прохождение перевалов

Хребет Багри–Яшта – подъем.

Хребет Багри–Яшта – спуск.

Перевал Анчхо – подъем.

Перевал Анчхо – спуск.

Прохождение хребта около озера малая Рица.

Прохождение плато около горы Арабика.

10 Карта пройденного маршрута.

11. Выводы и рекомендации

Маршрут получился очень живописным, разнообразным и сложным. Мы преодолевали снежные перевалы, лесные завалы и горные реки, но все эти препятствия компенсировались отличной погодой и потрясающей природой.

Основные сложности при прохождении маршрута возникали из-за глубокого снега и крутых склонов, прохождение их было возможно только страхуясь трек. палками, набивкой ступеней и веревкой. На хребтах часто держались за ветки и стволы деревьев.

Опыт прохождения более простых походов очень помог нам для преодоления всех физических и моральных трудностей, мы понимали, что спешить, бежать или ставить себе опасные цели в таких условиях нельзя. Но все равно обойтись полностью без мелких ссадин и синяков не получилось, сложные затяжные спуски и опасные подъемы утомляли и, немного расслабившись, можно нечаянно поскользнуться или упасть.

В поход мы брали рюкзаки от 60 до 100 литров. Вес на старте получился по 20-25 кг.

Во время похода случаев поломки, ремонта и износа снаряжения не возникало.

Большое кол-во снега и крутые склоны заставили нас сократить маршрут, но мы были исследователями и искали возможные пути прохождения препятствий, где-то это получалось, а где-то нет. На прохождение плато около горы Арабика и переход до Гагр у нас не было зап. дня и горелки барахлили, поэтому в конце маршрут пришлось сократить, выйти на асфальт и добираться до города на транспорте.

На высотах до 1300 метров в мае было уже полноценное лето с густой растительностью, поднимаясь выше попадали на снег, камни и траву, кое-где толщина снежного покрова была более полутора метров. На высотах приходилось искать выходы ручьев из-под снега и, если их не было, топить снег.

Мозолей мы натерли не так много, куда же без них.

Отчет составил Остапенко С.Ю. Фото Остапенко С.Ю., Присухин Е.В., Сухинин Д.Р., Плотникова К.Г.

Дневниковые записи Плотникова К.Г.

Источник: "http://poxod36.ru/wp-content/uploads/2015/11/Otchet_o_pokhode_po_Abkhazii.pdf" rel="nofollow"