9 марта 2022
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I

Отчет о прохождении лыжного спортивного маршрута второй категории сложности по Южному Уралу

ОТЧЕТ

о прохождении лыжного спортивного маршрута второй категории сложности

по Южному Уралу Национальный парк «Таганай»

совершенного группой туристов города Ульяновска в период со 25 февраля по 03 марта 2019 года

Маршрутная книжка №

Руководитель группы: Бесхлебов А.Е. Адрес: 432072, город Ульяновск, Проспект ген. Тюленева, д. № 16, кв.

№ 83,

Телефон: 8-902-127-74-15 (м)

e-mail: saguramo@yandex.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия Станции детского и юношеского туризма города Ульяновска рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует категории сложности и может быть зачтѐн участникам и руководителю .

Судья маршрутной квалификации ( ) Штамп МКК

Место проведения похода

Россия, Челябинская область. Национальный

парк «Таганай»

Общие справочные сведения о маршруте:

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

25.02.2019 по 03.03.

2019

Количество ночлегов в палатке: 6

Среднее расстояние, проходимое за день: 20 км. Количество ходовых часов за маршрут: 58 ч 00 мин. Среднее количество ходовых часов за день: 8 ч 00 мин.

Максимальная высота маршрута 1166 м (г. Откликной Гребень).

Нитка маршрута:

Гор. Златоуст река Большая Тельма – хребет Большой Таганай – гора Малый Таганай (н/к -1030)(радиально) гора Откликной Гребень (1А -1166 ) (радиально) Хребет Средний Таганай – гора Монблан (н\к - 1050) – перевал через хребет Средний Таганай (Н/к - 880) – урочище Старые Вырубки – гора Ицыл (н/к - 930) (радиально, не полное прохождение) - река Киалим – Киалимский Кордон – массив Хребта Большой Таганай - радиальный выход на гора Метеостанция (н/к - 1105) (радиально) - массив Хребта Ицыл

Примечание.

1. Обозначение сторон – правый, левый – дано согласно орографии, за исключением особо оговоренных.
  2. М.н. – место ночевки.
  3. ЛП – локальное препятствие.
  4. С – север, Ю – юг, З – запад, В – восток.
  5. Высоты согласно данным GPS
    1. Обзорная карта маршрута

1. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категори я трудности

Длина препятст вия (для ПП)

Характеристика препятствия (характер, высота,

новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для ЛП)

Локальные препятствия

Гора Малый

Таганай

1030 метров

Радиально, от базы «Гремячий Ключ»

Гора

п. п.

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Место основной работы, должность, телефон, др. контактные реквизиты,

Домашний адрес, телефон, е-mail и другие контактные реквизиты

Туристский опыт* перечислить маршруты, совершенные по данному виду туризма с указанием районов

и к.с. (У - участником, Р - руководитель)

Бесхлебов Александр Евгеньевич

Л2к.с. Р - 2012 Южный Урал Г2к.с. Р – 2009 Кавказ

Халамов Наил Шамилович

23.12.1963

АО "НПП "Завод Искра" инженер по ремонту.

г.Ульяновск, бл-р Архитекторов 28-31

Л 2к.с. – У 2018 Южный Урал

Г 3к.с. – У 2018 Приэльбрусье, Кавказ

1. Идея Похода:

Поход спланирован как этап подготовки спортивных туристов и туристов лыжников, а так же привлечения в спортивный туризм новых лиц, с целью пропаганды здорового образа жизни и желания познакомится с новым и очень красивым кусочком нашей необъятной Родины. Выбор района был не случайным. Южный Урал и национальный парк «Таганай» расположены в близости от крупных населенных пунктов, есть очень удобные подъездные пути, и функционирует регулярное железнодорожное сообщение. Так же данный район географически близок к городу Ульяновску, что определяет возможность сэкономить на транспортных расходах и значительно экономит время в пути.

Важным плюсом Национального парка «Таганай» является то, что это - безумно красивое место! Здесь достаточно высокие горы, и серьезный перепад высот, плюс здесь достаточно развита инфраструктура, что

делает данный район очень посещаемым среди туристов. Хотя на маршруте мы не встретили ни одной группы спортивных туристов ☹

1. Тактико-техническое описание.

25.02.2012 (1 день) На лыжах к первым вершинам Нац.Парка «Таганай».

В 6:24 по Челябинскому времени наш поезд прибыл в город Златоуст (фото № 1).

Сразу по приезду руководитель поехал на регистрацию в ПСО МЧС по Челябинской области находящийся по адресу г. Златоуст, ул. Спортивная 1А. Зарегистрировавшись примерно к 08:00, вернулся на ж\д Вокзал, откуда был дан старт маршруту.

Погода Переменная облачность, тихо температура воздуха: -70С

От вокзала мы пешком дошли до Центральной усадьбы – это основной, центральный вход в Национальный парк «Таганай» (фото № 2). Здесь находится большое количество Кафе, гостиница, магазины, тут же в административном здании нам продали входные билеты в Национальный парк, и ознакомили, под роспись, о режиме посещения парка.

По пути за нами увязался пес, который прошел с нами весь поход (фото № 3).

От Центральной усадьбы по накатанной «верхней» тропе прошли 2км, пересекли р.

Большая Тесьма по мосту. Далее по полого набирающей высоту тропе на лыжах шли ещѐ 2км до приюта «Белый ключ» (фото № 4), где у нас в 11:45 был обед. Тропа маркирована, проходящие туристы и отдыхающие ходят пешком. Приют представляет собой несколько капитально построенных домиков, + несколько стационарных палаток, в которых могут размещаться организованные и не организованные туристы за определенную стоимость. Бронировать все номера и палатки нужно желательно заранее на сайте Нац. Парка Таганай, либо можно попробовать с инспектором Нац. Парка договориться на месте.

Инспектор в Приюте «Белый ключ» работает постоянно.

Погода: тихо, переменная облачность, температура воздуха: -50С

В 12:30 начали движение по маркированной пешеходной тропе, на лыжах (фото № 5).

Тропа полого набирает высоту и несколько петляя, обходит с южной стороны гору Малый Таганай, пройдя 3км, вышли к приюту «Гремящий ключ» (фото № 6).

Приют «Гремячий ключ» представляет собой несколько капитальных домиков, один из которых двухэтажный, на несколько номеров. Есть стационарные палатки. Все помещения отапливаемые. В приюте постоянно работает инспектор национального парка.

Рюкзаки оставили рядом с приютом, и пошли на вершину Малый Таганай. Тропа маркирована, частично переметена, но достаточно легко проходима. Технической сложности подъем не представляет, крутизна подъема до 200 (фото № 7). В 14:40 мы на вершине (фото № 8, 9), в 15:00 вернулись в приют. От приюта по снегоходному следу вдоль хребта Большой Таганай продолжили движение в северном направлении. В 16:00 вышли под гору Откликной Гребень (фото № 10). В течение получаса двигались вдоль гребня, подниматься не стали из-за позднего времени. Нашли место под палатку, встали на ночѐвку в 16:50.

Вечером переменная облачность, тихо, морозно: -180С.

Итоги дня:

550 метров

Суммарный перепад высот

940 метров.

26.02.2019 (2 день)Per Aspera ad Astra!

Подъѐм дежурных в 5 утра, выход в 7:30.

Погода: переменная облачность, без осадков, легкий западный ветер. Температура воздуха -150С.

По своей лыжне без рюкзаков подошли под Откликной Гребень (фото № 11). Радиально, по маркированной тропе, налегке, начали подниматься на северный зуб

Откликного гребня. Начало подъема по пологому снежному склону крутизной около 15 -

200. Снег частью плотный, но местами проваливаешься между камней, поэтому расстояние между участниками среднее, не мешаем друг - другу и не растягиваемся, скорость движения по самому медленному участнику. Поднявшись примерно на 20 метров, подошли к узкому кулуару, снег плотный, лидер подготовил снежные ступени, по которым участники, используя лыжные палки для самостраховки, вышли на ровную площадку. Далее по маркированной переметенной тропе поднимаемся, обходя крупные камни. Крутизна подъема порядка 20° на пологих участках фотографируемся (фото № 12, 13,14) Вершинный взлет крутизной склона – до 35-40° (фото № 15, 16) Склон снежный, местами открытые камни. Погода: солнечно, безветренно, со стороны пос. Магнитка (с запада) низкая облачность (фото № 17). В 9:45 мы на вершине. (фото № 18,

19) С вершины открывается изумительный вид на окрестности (фото № 20) Спуск по пути подъѐма, самостраховка лыжными палками и взаимостраховка.

От места ночевки движемся в сторону вершины Круглица. По частично переметенной лыжне полого катимся, сбрасывая порядка 100м с 920м до 820м. Местами открываются изумительные виды на гору Круглица, и окрестности, при возможности – фотографируемся (фото № 21, 22, 23) На развилке с указателем на Долину сказок, г.

Круглица и Таганай оставляем вещи и радиально движемся в сторону Долины сказок. На Круглицу, вследствие того что гора в облаке, решено не идти. Пройдя около 1км по лыжной тропе, выходим к россыпи камней. Фотографируемся и движемся обратно по пути движения.(фото № 24, 25, 26) В 11:00 начинаем спуск по тропе к приюту «Таганай». В начале спуска крутизна склона – 15°. Спустя порядка 500-600м крутизна склона возрастает до 30-35°. Снимаем лыжи, продолжаем движение пешком. (фото № 27, 28) Перед возрастающей крутизной на нескольких деревьях видим указатель «Сними лыжи!».

По маркированной тропе спускаемся, сбрасывая порядка 150м. Далее в зоне выполаживания встаѐм на лыжи, выезжаем в приют «Таганай», где в 12:00 встаем на обед (фото № 29) (расстояние от места ночѐвки до приюта «Таганай» - 6км). Приют «Таганай» находится в районе ЛЭП (точнее ранее здесь проходил ЛЭП).

Далее по снегоходной дороге проходим в направлении Центральной Усадьбы 3км на лыжах до перекрестка дорог, где поворачиваем в сторону хребта Малый Таганай. По частично переметѐнной лыжне начинаем пологий подъѐм в долину между хребтами Средний и Малый Таганай. За два ходовых часа подходим к указателю «Монблан» (фото

№ 30). Поднявшись в сторону горы порядка 150м, ставим лагерь в 16:30. Делаем радиальный выход на вершину, фотографируем (Фото № 31, 32, 33, 34). Вечером погода: - 10°С, ветер западный, через Откликной гребень переваливает облако. Спуск с вершины Монблан по пути подъѐма, технической сложности не представляет. В лагерь спустились в 17:40.

Чистое

ходовое время

Откликной гребень (1А - 1166)

Подход под гору на лыжах, далее пешком, с использованием лыжных палок в качестве самостраховки и

взаимостраховки

1,54

2:15

От Откликтого гребня – до приюта Таганай

По переметенной лыжне, в

месте нарастания крутизны спуска - пешком

7,92

1166 метров

850 метров

536 метров

27.02.2019 (3 день) Самый настоящий перевал!

Подъѐм дежурных в 4:40. В 7:45 делаем повторно радиальный выход на вершину Монблан, в 8:00 мы на вершине. Погода: облачность, лѐгкий снег, ветрено, ветер западный. Температура -5оС. Спускаемся в лагерь, выход из лагеря в 8:30. Выходим к повороту с указателем на Монблан, далее лыжни нет, тропим лыжню. ГТЛ – от 10 до 40см. Пройдя около 2км вдоль хребта Малый Таганай в сторону г. Златоуст (на юг), поворачиваем налево для подъѐма на хребет Малый Таганай. ГТЛ – 35-40см, крутизна склона порядка 10°. Выход на хребет технической сложности не представляет, затруднения возникают вследствие завала деревьев и тропления лыжни.

Хребет Малый Таганай – делит территорию национального парка на зоны разрешенные для рекреации (можно посещать) и заповедную зону посещение которой строго запрещено.(фото № 35) Переваливая через данный хребет, мы фактически нарушаем законодательство России, но маршрут спланирован, и отказываться от него мы не собираемся, причем егерей и инспекторов Нац.Парка по близости нет!

В 10:50 мы на перевале в хребте Малый Таганай (фото № 36, 37, 38). Спуск по снежному склону, первые 30м без лыж, крутизна склона – 30° - 35° снег рыхлый, много крупных камней, припорошенных снегом (фото № 39). В зоне выполаживания встаѐм на лыжи. (фото № 40) В 12:00 выходим на тропу вдоль хребта Малый Таганай. Погода: облачность, снег, -5-6°С. По дороге тропим лыжню. Дорога часто пересекается следами лосей, движение затрудняют поваленные деревья. ГТЛ порядка 20 - 40см.

В 13:30 выходим к просеке, пересекающей тропу с запада на восток. По просеке спускаемся вниз в восточном направлении, сбрасывая порядка 100м. В 15:00, пройдя порядка 1,5км, выходим на лесную дорогу с частично переметѐнным снегоходным следом. Здесь находятся истоки реки Малая Тесьма. Далее по следу движемся в северном направлении. Пройдя около 1 километра выходим к истокам реки Большой Киалим.

Снегоходный след проходит четко по лесной дороги вдоль реки. В 17:00, пройдя 4км, встаѐм на ночѐвку (фото № 41, 42). Погода: лѐгкий снег, тихо, -3°С. ГТЛ 15-20см.

Погода вечером , тихо, облачно, легкий снег температура воздуха – 8°С.

Чистое

40см

3,3

2:00

Перевал – выход к лесной дороге

Тропление лыжни ГТЛ до

40см.

3:00

По лесной дороге вдоль реки Большой

Киалим

Частично переметенный

снегоходный след ГТЛ до 15см.

12,1

7 ч 45 мин

1050 метров

750 метров

300 метров

28.02.2019 (4 день) Через Киалим к горе Ицыл

Подъѐм дежурных в 5 часов утра, выход в 8:30. Погода: тихо, переменная облачность, -7°С.

По частично переметѐнной снегоходной дороге подходим к урочищу Старые вырубки, по пути фотографируемся. ГТЛ местами до 35-40 см.(фото № 43, 44). Перед нами открывается вид на хребет Большой Таганай, вершины Круглица, Откликной гребень, Метеостанцию (фото № 45). Впереди нас в прыжке пересекает дорогу Соболь, бегущий за Белкой! Далее продолжаем двигаться по дороге, доходим до перекрѐстка с просекой.

Снегоходный след поворачивает на запад по просеке в направлении ЛЭП. Мы же продолжаем двигаться по тропе в северном направлении вдоль реки Большой Киалим. ГТЛ – 35-40см. (фото № 46) Проходим интересное природное образование (фото № 47)

В 12:00 подходим к стрелке р. Большой Киалим и его притока (фото № 48, 49).

Обедаем и далее в пологом месте переходим реку по льду и, пройдя ещѐ 400м в северном направлении, выходим на пересечение тропы и просеки, где поворачиваем на восток.

Далее по тропе движемся на восток, ГТЛ – 35-40см. Плавный набор высоты. Погода: переменная облачность, тихо, -5°С.

В 15:00 выходим к дороге, ведущей от Киалимского кордона к г. Ицыл. В данном месте оставляем рюкзаки и налегке по дороге начинаем движение в сторону г. Ицыл с пологим набором высоты. Снегоходный след доводит до развилки, ведущей к г. Ицыл со стороны долины р. Талка. Далее по частично переметѐнному снегоходному следу поднимаемся к горе. В месте нарастающего набора высоты, снимаем лыжи и пробуем подниматься пешком, однако снег рыхлый, проваливаемся местами по пояс. Крутизна подъема до 35°С самостраховка лыжными палками, взаимостраховка.

В 16:30 выходим из зоны леса и на выходах камней завершаем свой подъѐм ввиду истекающего времени дня. (фото № 50, 51, 52) Спуск к рюкзакам по пути подъѐма. В 17:30 вернулись к рюкзакам. На месте решено, что дальнейшее движение нецелесообразно, – ночуем в данном месте.

По дороге до стрелки реки Большой Киалим

Сперва по частично переметенному снегоходному следу, ГТЛ 10-15см, далее Тропежка 20-25 местами до 40см. тропа заросшая много

поваленных деревьев

На лыжах, по снегоходному

следу, в месте нарастания

0:40

крутизны подъема на вершинном взлете до 35°С пешком, самостраховка лыжными палками,

взаимостраховка (не полное прохождение)

18,7км

8:00

930 метров

600 метров

330 метров

01.03.2019 (5 день) Киалимский Кордон – гора Метеостанция – река Большой Киалим - поворот в сторону горы Юрма - встреча с инспекторами нац.парка Насыщенный выдался День!

Подъѐм дежурных в 5 часов утра, выход в 8:30. Погода: переменная облачность, тихо, - 5-7°С. По снегоходной тропе начинаем спуск пройдя порядка 200метров натыкаемся на более короткий вариант подъема к вершине Ицыл! Далее спустились к Киалимскому Кордону (фото № 53). Протяжѐнность спуска порядка 3 км. В 9:30 перешли р. Большой Киалим по деревянному мосту и подошли к избам (фото № 54). На кордоне нас встретил инспектор национального парка, с которым мы поздоровались и продолжили свой путь к г. Метеостанция. Тропа маркирована, имеются отметки красками на всем пути подъема к Метеостанции (фото № 55, 56). Технической сложности подъѐм не представляет (фото № 57, 58). Поднимались радиально, без рюкзаков на лыжах.

В 11:00 выходим на вершину к избушке на г. Метеостанция (фото № 59, 60). На горе сильный ветер. Определяем 15минут для осмотра плато, фотографируемся (фото № 61, 62, 63) Спуск обратно по пути подъема. В 12 часов возвращаемся к рюкзакам, обедаем.

Погода: переменная облачность, без осадков, температура воздуха -5°С.

От места обеда в 12:30 продолжаем движение по лесной дороге с частично переметенным снегоходным следом ГТЛ порядка 10 см. Дорога петляет, пересекая несколько заболоченных мест, и ведет к «Карабашскому входу» в национальный парк

«Таганай». Рядом притоки Большого Киалима с открытой Водой (фото № 64) . В пути нас настигает снегопад (фото № 65, 66, 67)

В 16:30 подходим к развилке снегоходных дорог. Одна из них ведет в сторону г. Юрма, другая – через р. Большой Киалим на хребет Ицыл. Решаем продолжить движение по маршруту по направлению к г. Юрма. Через 500м нам навстречу попадаются инспекторы национального парка «Таганай» на снегоходах, которые предупредили, что мы зашли в заповедную зону (фото № 68), а стоимость штрафа за нахождение в заповедной зоне – 3000 рублей с человека. Инспектор предложил в срочном порядке покинуть заповедную зону, чтобы не оказаться оштрафованными.

Инспекторы уехали и дождались нас у развилки снегоходных дорог, одна из которых ведѐт через р. Большой Киалим, и указали, как нам двигаться вне заповедной зоны.

Переходим р. Большой Киалим по льду, далее частично переметѐнная снегоходная дорога. Отходим 500м от реки и встаѐм на ночѐвку в 17:30. Погода: облачно, снег, -3°С. Лес: берѐза, ель.

Лесная дорога до Киалимского Кордона

дорога

3,3 км

3:00

От Киалимского кордона по лесной дороге до места ночевки на левом берегу

реки Большой киалим

1105 метров

420 метров

850 метров

02.03.2019 (6 день) Вокруг массива горы Ицыл.

Подъѐм дежурных в 5 утра, выход в 8:10. Погода: переменная облачность, тихо, -5°С.

По частично переметѐнному снегоходному следу, ведущему вдоль ЛЭП, полого поднимаемся на склоны массива горы Ицыл и начинаем обходить ее северной стороны. Внизу, в 150м от нас, находится русло р. Большой Киалим. На пути встречаются завалы из веток и стволов (фото № 69 ) Пройдя 4,0 км, выходим из национального парка «Таганай». Далее снегоходный след ныряет вниз и уходит к реке. Дальнейший путь, скорее всего, в г. Карабаш (Карабашский вход). Продолжаем движение по лесной дороге, ведущей вдоль хребта, и, пройдя 4,5 км, теряем еѐ. ГТЛ – 15-20см.

В 12 часов встаѐм на обед. Погода: безветренно, переменная облачность, -2-3°С. Растительность в данной местности меняется: ели исчезли, пихт нет, зато появился сосняк.

Далее, пройдя порядка 1,5 км, выходим на снегоходный след – дорогу, ведущую вдоль хребта Ицыл. Продолжаем путь по снегоходной дороге, след свежий. Снегоходный след несколько раз пересекает русла истоков р. Индишта.

На привалах народ дурачиться (фото № 70).

В 15:30, выйдя на вырубки, расположенные у русла реки Индишта решили встать на полуднѐвку (фото № 71). Настя попросила дать ей, чем ни будь заняться, и получила в руки топор! Очень упертая девушка с 1001 попытки раскололо сырое полено сосны! (фото

№ 72, 73, 74) Рядом истоки р. Индишта. Погода: легкий снег, переменная облачность, тихо, -2-3°С.

время

По лесной дороге до спуска к мосту через реку Большой Киалим

По частично переметенному

снегоходному следу ГТЛ 10см.

1:20

Лесная дорога вдоль массива горы Ицыл

Тропление лыжни ГТЛ 20

см

6,6

3:00

Лесная дорога к истокам реки Индишта

Свежий снегоходный след

6,6

17,6 км

6:20

600 метров

500 метров

100 метров

03.03.2019 (7 день) финальная кривая!

Подъѐм дежурных в 5 часов, выход в 7:30. Температура воздуха -5С, переменная облачность.

От места ночѐвки пересекаем русло р. Индишта, и продолжаем движение по ее правому берегу, полого набирая высоту поднимаемся на холм, разделяющий истоки рек Индишта и Тыйелга, далее спускаемся к руслу реки Тыйелга. Продолжаем движение в южном направление, по свежему снегоходному следу. Движемся вдоль русла р. Тыйелга вверх к истокам реки. В 11:00 подойдя к истокам реки Большая Таловка встречаем снегоходчика, катающегося на своем «монстре» (фото № 75).

В 12:00 Встаем на обед. Погода переменная облачность, температура воздуха -5С.

В 12:40 выходим на водораздел разделяющий реки Тыейенга и Большая Таловская.

Спуск с холма приводит на поляну с видом на Хребет Малый Таловский (фото № 76) где фотографирую лица наших участников (фото № 77,78,79,80,81,82).

Дальнейшее движение осуществляем по свежему снегоходному следу. С поля (в одном месте обозначен как сенокос) снегоходная дорога ведет в южном направлении (по лесной дороге) вдоль русла реки Большая Таловка, на пути встречаем еще одного на снегоходе. Русло реки Большая Таловка и дорога проходят между хребтами Малый и Большой Таловские. В местах покосов открывается вид на хребет Большой Таловский (фото № 83) Понимаю, что дальше число людей на снегоходах только возрастет, и что поход подошел к своему логичному завершению.

В 14:00 выходим на дорогу, ведущую к Михеевскому Кордону. Дорога со свежим снегоходным следом. Погода: тихо, переменная облачность, -2-3°С, подлипа нет.

В 16:00 приходим в пос. Михеевка, далее по дороге через 5 км приходим в пос. Тургояк 18:30 и заканчиваем маршрут.

За этот день мы прошли 33,3 км. Остановились в Гостинице на окраине поселка Тургояк. Здесь есть несколько номеров, мы за 3000 руб. сняли себе весь 3 этаж. И еще за 1500 руб. баню на 3 часа!

Место ночевки- Михеевский кордон

520 метров

630 метров

1. Итоги.

Пройден спортивный лыжный маршрут второй категории сложности. Заявленный маршрут:

Центральный вход в Нац.парк «Таганай» - пруд на реке Большая Тельма – река Большая Тельма – хребет Большой Таганай – гора Малый Таганай (н/к )(радиально)– хребет Большой Таганай - Откликной гребень - гора Круглица (н/к) (радиально) – перевал через хребет малый Таганай (Н/к– гора Ицыл (радиально) - река Киалим – Киалимский Кордон – массив Хребта Большой Таганай - радиальный выход на метеостанцию – река Киалим - Хребет Большой Таганай - река Шумга – Гора Юрма (радиально ) – река Большой Киалим – массив Хребта Ицил - Хребет Малый Урал – река Каменка – хребет Малый Таловский – Хребет Малый Таловский – река Куштумга – ур Харитоновское Болото – оз Тургояк

Пройденный маршрут:

Гор. Златоуст - река Большая Тельма – хребет Большой Таганай – гора Малый Таганай (н/к - 1030)(радиально) гора Откликной Гребень (1А -1166 ) (радиально) Хребет Средний Таганай – гора Монблан (н\к - 1050) – перевал через хребет Средний Таганай (Н/к - 880) – урочище Старые Вырубки – гора Ицыл (н/к - 930) (радиально, не полное прохождение) - река Киалим – Киалимский Кордон – массив Хребта Большой Таганай - радиальный выход на гора Метеостанция (н/к - 1105) (радиально) - массив Хребта Ицил - река Индишта – река Большая Таловка Хребет Малый и Большой Таловский – Михеевский Кордон – пос. Тургояк

1. Изменения в маршруте:

От прохождения горы Круглица отказались в виду низкой облачности, от прохождения горы Юрма пришлось отказаться по причине нахождения горы в заповедной зоне и попытке избежать штрафных санкций со стороны инспекторов национального парка. Инспектора вооружены!

Так же в виду наличия хорошего снегоходного следа было решено идти не с запада от хребта Малый Таловский по руслу реки Каменка а с востока, между хребтами Большой и Малый Таловский вдоль русла реки Большая Таловка.

Причины приведшие к изменению маршрута:

1. Отказ от прохождении горы Круглицы по причине погодных условий (на горе висело Облако).
  2. Отставание от графика движения привело к тому, что на вершину Ицыл подняться мы смогли лишь к вечеру походного дня, а короткий световой день привел к нехватке времени и отказа от подъема на вершину (не добрали 100 метров по высоте, развернулись обратно).
  3. Погрешности в ориентации на местности (потеря ходового времени)
  4. Наличие большого числа Заповедных зон в которые вход посторонним запрещен. И встреча инспекторов Нац. Парка привело к отказу прохождения Юрмы.
  1. Выводы, Рекомендации.

1. Начало маршрута Центральная Усадьба – удобное место для старта группы.
    2. Совершать лыжные походы в Национальном парке «Таганай» в привычном для спортивного туризма русле становиться проблематично, так как парк не весь разрешен к посещению, есть заповедные зоны, куда проход запрещен Федеральным законом.
    3. Сам маршрут спланирован логично, но без учета наличия данных заповедных зон, и наличия определенных условий для пребывания в Нац. Парке.
    4. В целом сложности для посещения есть и в рекреационной зоне Национального парка, так как со слов инспекторов, палатки можно устанавливать только в специально отведенных для этого местах. Запрещено жечь костры и рубка деревьев, даже если это сухостой.
    5. В целом походы 1 к.с. можно пройти и только по Рекреационной зоне. Однако для прохождения более протяженных маршрутов возможностей не остается.
    6. С учетом введения Данных изменений и определенных условий для посещения парка придется искать новые районы для совершения спортивных походов.
    7. Рекомендации по движению: маршрут технически не сложный основная опасность при движении это ветки деревьев, особенно на спусках, и камни запорошенные снегом при подъеме на вершины гор. Для самостраховки мы использовали лыжные палки, и методы взаимопомощи и взаимостраховки. Все участники маршрута уже имели опыт участия в спортивных походах.
    8. По Снаряжению: часть участников шли на пластиковых лыжах (2 человека) часть на дерево- пластике (2 человека) еще 2 человека шли на Бескидах. – все лыжи показали себя достаточно хорошо. Дерево-пластик и пластиковые лыжи объективно хуже на подъем, но на спуске лучше катятся. По прочности претензий к лыжам не было. Подбор лыж для совершения походов в таежной зоне необходимо учитывать вес участника с рюкзаком к длине и ширине лыж. Получилось так, что во время тропления лыжни некоторые участники чувствовали себя комфортно, не проваливаясь под наст (правильно подобрали лыжи), часть участников вследствие не соответствия данных величин проламывали слой наста и проваливались на глубину до 40 – 50см.
    9. Печка и шатер – при наличии хороших спальников и моральной подготовки участников печь совершенно не нужный атрибут. Шатер усеченный из коландрированого капрона массой 4 кг.

– незаменимая вещь!

1. Питание. Впервые в своих лыжных походах я полностью отказался от полноценных обедов, перейдя на быстрые перекусы с термосом. Термосы прибавляют вес каждого участника примерно на 0,5 кг однако экономия времени в условиях короткого светового дня существенна! В целом питание участников полноценное, готовили на костре, для костра использовалась костровая сетка. Важно использование костровой сетки экономит время и силы участников, нет необходимости рыть снег, что бы развести костер.
  2. Для фотографий был взят фотоаппарат canon 1100D с фиксированным широкоугольным объективом 24мм. В Условиях не сильных морозов аккумулятор фотоаппарата остается заряженным и фотографирует очень качественно. Хотя на матрицу или зеркало во время хранения попала пыль, и есть следы затемнений, которые ни как не влияют на технические фотографии.
  3. Медицинская аптечка и рем.набор. во время походы были мелкие поломки снаряжения которые мы устраняли на привалах и бивуаках. (чаще всего использовались нитки и иглы для шиться одежды и подшивания размохрившегося тубуса палатки.) Самым частым видом травм стали мозоли на ступнях и пятках. – Ребята берите больше рулонного пластыря!

Считаю, что даже с учетом изменений маршрута, поход соответствует походу второй категории сложности.

Участники проявили огромную волю, желание, стремление к достижению поставленной цели и приложили максимум усилий для ее достижения.

1. Расчет категории сложности лыжного похода.

Расчет осуществляется по методике разработанной и предложенной Лыжной комиссией ТССР-ФСТ России.

ЭП (эквивалентная протяженность) = П (протяженность в км) + k (коэффициент для местности установлен для Южного Урала как 5) * ТС (техническая сумма)

ТС = (В (общий перепад высот) + Т(работа затраченная на преодоление локальных препятствий)) В = SUM (Вi) сумма перепадов высот большая, чем 100м за сутки – км суммарный перепад высот

Т= SUM Тi > Тmin – сумма категорийных локальных препятствий (ЛП) где н\к – 1 затраченной работы, 1А – к.с. – 2 единицы затраченной работы; В нашем случае: 1ЛП – н\к; 1ЛП – 1А;

ЭП = П (140км) + (0,5 (коэффициэнт автономности) *(5*(В (3,7)+Т(5*1+1*2)))

= 167 км. Что соответствует заявленным требованиям.

Пройденное расстояние с учетом коэффициента сложности (все радиальные выходы считаются в одну сторону): 140 км

Чистое ходовое время: 58 часов

Высотный график.

Источник: "http://stksplav.narod.ru/reports/2019/2L_Ural_Beshlebov-2019.pdf" rel="nofollow"