Виды туризма
ОТЧЁТ
о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута третьей категории сложности в районе южной части Полярного Урала,
совершённом группой туристов Саратова в период с 11.03.2017 по 29.03.2017
Маршрутная книжка № 2Л-2017
Руководитель группы Машников А.Н.
410010, Саратов,
тел. +7 903 383 1000,
e-mail: man_tur@mail.ru
http: www.manturs.narod.ru/
Оглавление
- Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
- Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
- Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
- 2.1. Разрешения.
- 2.2 Варианты подъезда и отъезда.
- 2.3. ПСО, медучреждения.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
- Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
- Дополнительные сведения о походе.
- 9.1. Краткая информация о юге Полярного Урала.
- 9.2. Климат.
- 9.3. Снаряжение.
- 9.4. Питание.
- Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
- Литература.
- Карты.
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1. Проводящая организация:
Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru
"http://saratov-tur.narod.ru/" rel="nofollow"
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
РФ. Республика Коми, ЯНАО.
Южная часть Полярного Урала. Войкар-Сыньинский массив.
3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяжённость активной части похода (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
Общая |
Ходовая часть |
||||
лыжный |
третья |
242,7 км |
19 дней |
12 дней |
с 11.03.17 по 29.03.17 |
4. Подробная нитка маршрута.
Инта – 66N-60E (рад) – ур.Кочмеснюр – 66N-61E (рад) – болото Ыджиднюр – р.Веськыдвож – д.р.Харута – д.р.Харута – 66N-62E – р.С.Чигимхарута – р.С.Чигимхарута (горы) – пер.Вини-Пух – пер. Конфлюенция – 66N-63E – р.Игядейеган – пер.Бастион – в.п.р.Кокпела – р.Покойница Шор – д.р.Нарью – д.р.Уса – п.Сивая Маска.
6. Определяющие препятствия маршрута.
Расстояние, тундра, лесотундра. 3 перевала н/к.
ТС=0, В=1,8км.
7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.
N |
Ф.И.О. |
Г.Р. |
Тур.опыт |
Обязанности |
Адрес |
Фото |
1 |
Беликов |
1983 |
II-У ХИБИНЫ |
Кинооператор. |
Саратов, |
|
2 |
Машников |
1963 |
VI-Р ЯМАЛ, |
Руководитель, фото. |
Саратов, |
|
3 |
Москвичев |
1983 |
II-Р ХИБИНЫ |
Финансист, хронометрист. |
Саратов, |
|
4 |
Поросятников |
1950 |
V-У ИКАТСКИЙ |
Фото. |
Саратов, |
|
5 |
Хохлова |
1958 |
VI-У ЯМАЛ |
Завхоз по питанию, фото. |
Саратов, |
8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Саратовский клуб туристов.
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"
9. Поход рассмотрен Саратовской областной МКК (шифр МКК 164-00-545520200).
1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
Основная идея и цель похода это, конечно перемещение в пространстве. Есть время, желание, возможность. Далее решаются вопросы с районом, группой, категорией маршрута, предлагается «изюминка».
Кольский немного надоел, решили сменить район, включив в нитку маршрута немного гор. Остановились на Полярном Урале, самой южной его части, Войкар-Сыньинском массиве. Из лыжников здесь проходила группа под руководством Новикова В.В., соединившая Полярный и Приполярный Урал в одном походе, но отчёта в интернете нет. Есть отчёт Самборского В.И. прошедшего в этом районе в 2011году. Их группа прошла по предгорьям вдоль Уральского хребта. В обзоре Полярного Урала у Александра Салтырёва самый южный описанный массив – Каровый. Так что наша скромная тройка может вполне считаться почти первопрохождением в известном районе.
В 2017 году возникли неожиданные сложности с участниками. Состав группы точно был не известен буквально до посадки в поезд. Категория похода определялась опытом участников и количеством свободного времени. Запланировали маршрут третьей категории сложности.
Одной из целей, «изюминкой» путешествия стали труднодоступные точки конфлюенции на 66 параллели. Кратко о точках. Это такие места, в которых минуты и секунды координат равны цифре ноль. И что в этих точках? Ничего! Ничего особенного, что выделяло бы слияние из окружающего ландшафта. Точки конфлюенции – призрак, сказка... – точка карты, спроектированная на местность. Значит необходимо посмотреть, а вдруг там много интересного. В конце концов важен процесс, а потом уже результат. Это просто игра, забава. По большому счёту, как и туризм. Это дополнительная трудность в походе, своеобразная сверхзадача. Более подробно с проектом «Degree Confluence Project» можно ознакомиться на сайте "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
Первая точка конфлюенции находится около Инты. Остальные расположены восточнее по 66 параллели. Основной вариант предусматривал подъезд к 66°N-61°E на «Урале» или «Трэколе» по зимникам, посещение точек 66°N-62°E, 66°N-63°E по ходу маршрута, прохождение простых перевалов в горах и возвращение к железной дороге к станции Сивая Маска. От Инты до реки С.Чигимхарута мы ожидали достаточно густой лес и мощную тропёжку. Ожидания подтвердились, ещё добавился подлип в околообеденное время. Трек планировали по картам и космоснимкам, максимально используя болота и другие открытые пространства. От Инты запланировали нанять вездеход до 66°N-61°E, чтобы исключить лишние 3 дня тропёжки. Нарисовался тропёжно-пилёжный маршрут с небольшой горной частью. 220-240км.
2.1. Разрешения.
Ни погранзон, ни заповедников в районе путешествия, к счастью, нет.
2.2 Варианты подъезда и отъезда.
От Саратова до Инты доехали на поезде, с пересадкой в Москве. Билеты покупали на сайте РЖД, а стыковки рейсов искали на сайте tutu.ru.
С вездеходом договаривались заранее. Большую помощь в организации подъезда оказал известный местный турист Сергей Стенькин. С хозяином транспортной конторы Дмитрием созванивались по телефону +79128644137. По приезду договор немного поменялся, но в итоге нас доставили в нужное место в нужное время.
Из похода домой добирались поездами по железной дороге. Из Сивой Маски до Инты доехали рабочим поездом. Он отправляется в 8.50 из Сивой Маски. В Инте большинством голосов решили поменять билеты и выехать на двое суток раньше запланированного. Посетить баню в Инте удалось. Пересадку делали в Москве.
2.3. ПСО, медучреждения.
В период подготовки мы нашли и выписали телефоны спасательных служб.
Начальник Интинский ПСС, Виктор Захаров, телефон +9048630091.
К спасателям нас завёз Сергей Стенькин после посещения слияния 66°N-60°E. Из Сивой Маски мы отзвонились об окончании маршрута.
В районе похода не много медицинских учреждений. Точно есть такие учреждения в Инте. Возможно есть медпункт в Сивой Маске. Бани в ней нет, закрыли.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийный сход с маршрута в первые 4-5 дней возможен по своей лыжне назад. При таком варианте развития событий могут возникнуть сложности. При прокладывании лыжни группа выбирала наиболее открытые места, следовательно, при ветре и снегопаде её может замести. Лыжня начинается от 66°N-61°E, отсюда до людей надо пройти по следу «Трэкола» ещё 17-18км, а до Инты более 30км тяжёлого тропления по прямой.
Из долины р.С.Чигимхарута возможен выход к посёлку Епа или станции Абезь. По информации МЧС возможны снегоходные пути от этих посёлков к горам. Мы встретили такой след в районе слияния рек С.Харута и С.Чигимхарута. Снегоход ехал с северо-западного направления в долину Северной Харуты. К северу, северо-западу больше открытых незалесённых мест, прочнее наст.
Из гор даже в аварийном случае лучше смотрится продолжение движения по основному варианту к железной дороге к стациям Сивая Маска или Абезь. В долине Покойница-Шор мы встретили стадо оленей, от пастбища шла снегоходная дорога в сторону чума оленеводов и далее к станции Сивая Маска. Стойбище расположено в лесу на левом борту долины реки Нарью. Оленевода на снегоходе мы встретили по пути к Нарью, в стойбище к чуму решили не заходить.
Запасные варианты не заявлялись. При отсутствии транспорта для подъезда можно было сократить маршрут, полностью выбросив горы. При сильном отставании от графика движения пришлось бы возвратиться по своей лыжне назад, но это скорее аварийный, а не запасной вариант. Можно было полностью изменить маршрут, начав его из Абези к точке 67°N-61°E и далее по широте 67° к станции Сейда или Елецкая. На всякий случай была взята обзорная карта этого района.
Готовить планировали частично на костре, частично на газе. Взяли 7 баллонов газа по 400 грамм. Для разведения костра брали костровую сетку.
4. Изменения маршрута и их причины.
Маршрут пройден полностью, без изменений и использования аварийных вариантов. Незначительные отклонения от запланированного трека объясняются уточнением реальной обстановки.
Дата/ день пути |
Участок пути |
км |
ЧХВ |
Характер пути |
Метео условия |
Примечание (Н не менее 100м) |
14.03.2017 1 |
66N-60E (рад), ур.Кочмеснюр – 66N-61E (рад) |
5,3 |
2:30 |
Снежная целина. Лёгкое тропление. |
Температура – день/вечер |
H=0м |
15.03.2017 2 |
ур.Кочмеснюр – болото Ыджиднюр |
19,1 |
8:00 |
Тропление по лесу. Много открытых пространств. На открытых участках наст. |
-3°/-3°, переменная облачность, СВ 5м/с. |
H=100м |
16.03.2017 3 |
болото Ыджиднюр – р.Веськыдвож |
14,1 |
7:40 |
Промоины на реке Лемва. Поиск места перехода. Тропление по лесу. Наст на открытых участках. Днём подлип. |
0°/0°. Утром солнечно, лёгкие облака, в обед и вечером пасмурно, небольшой ветер, СВ 6м/с. |
H=0м |
17.03.2017 4 |
р.Веськыдвож – д.р.Харута |
15,9 |
8:15 |
В основном тропление по легкопроходимому лесу. Наст на открытых участках. Днём сильный подлип. |
+3°/+2°, переменная облачность, В 3м/с. |
H=0м |
18.03.2017 5 |
д.р.Харута – 66°N-62°E – д.р.Харута |
14,6 |
8:10 |
В основном тропление по лесу. Наст на редких открытых участках. Днём сильный подлип. |
Солнечно, утром небольшая облачность. +4°/+2°, Ю 1м/с. |
H=120м |
19.03.2017 6 |
д.р.Харута – р.С.Чигимхарута |
21,0 |
8:20 |
Большую часть дня открытые уастки с настом. Несложное тропление по долине р.С.Чигимхарута. Днём подлип. |
+1°/-1°. Утром пасмурно, днём и вечером солнце, малооблачно, З 3м/с. |
H=100м |
20.03.2017 7 |
р.С.Чигимхарута – р.С.Чигимхарута (горы) |
25,4 |
8:05 |
Наст, лёгкое тропление. Участки открытой воды в русле. |
-2°/-3°. Утром облачно, |
H=210м |
21.03.2017 8 |
р.С.Чигимхарута – пер.Вини-Пух – пер.Конфлюенция – 66°N-63°E – р.Игядейеган |
23,9 |
8:10 |
Наст, лёгкое тропление. Простые перевалы, подъём и спуск на лыжах. Днём сильный подлип. |
+2°/+3°, солнце. Утром и вечером переменная облачность, лёгкий минус, Ю 2м/с. |
H=650м |
22.03.2017 9 |
р.Игядейеган – пер.Бастион – в.п.р.Кокпела |
22,7 |
8:00 |
Наст, лёгкое тропление. Простой перевал, подъём и спуск на лыжах. Днём сильный подлип. |
+1°/+1°, пасмурно, снег, Ю 5м/с. |
H=460м |
23.03.2017 10 |
в.п.р.Кокпела – р.Покойница Шор |
24,1 |
7:30 |
Наст, лёгкое тропление. Днём подлип. |
+1°/0°. Пасмурно с просветами, Ю 3м/с. |
H=100м |
24.03.2017 11 |
р.Покойница Шор – д.р.Нарью |
22,5 |
7:35 |
Троление по долине р.Покойница Шор. Оленье пастбище. К обеду след снегохода. |
+1°/-2°. Пасмурно, СВ 3м/с. |
H=100м |
25.03.2017 12 |
д.р.Нарью – д.р.Уса |
29,0 |
8:15 |
След снегохода. |
-1°/-2°. Утром солнце, далее переменная облачность, Ю 4м/с. |
H=0м |
26.03.2017 13 |
д.р.Уса – п.Сивая Маска |
4,9 |
1:30 |
След снегохода. Посёлок. |
Пасмурно, -1°/-3°, ЮЗ 3м/с. |
H=0м |
ИТОГО |
|
242,7км |
92 часа |
|
|
Суммарный перепад 1840м |
6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
День 1 - 14.03.2017. Поезд прибыл на станцию Верхняя Инта в 5.50 по московскому времени. Нас встретил Стенькин Сергей. Погрузились с лыжами в его машину и отправились к точке 66°N 60°E. От машны до точки 2км. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
14-Mar-2017 – The train arrived at Upper Inta station early in the morning. Sergei Stenkin – a famous sportsman in tourism – met us. We put our skies into his car and drove towards the confluence 66°N 60°E. Sergei arranged an excursion in the city for us and told us about Inta. The parking is 20 km away from the railway station. The road leading from Zapadny neighborhood to the Kosiu river is called ‘vodovod’. Since the part of the road from Communism Street is not shoveled in winter, we had to find the detour via Zapadnaya coalmine remains. The GPS read 1.9 km from the parking to the confluence. We moved almost along the straight-line to the destination, sometimes going around small woods. После визита на точку конфлюенции, отметились в Интинском ПСО МЧС. Несколько часов пришлось ждать, пока приготовят «Трэкол». Машина пришла в 12.30. Подъезд занял 3 часа. Проехали около 50км. Рядом с местом высадки нашли место под ночёвку, оставили рюкзаки и пошли к точке 66°N 61°E. Прошли 2,5км в одну сторону по открытому месту. Наст, лёгкое тропление. Вернулись по своим следам.
Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
Успешно выполнили все задачи сегодняшнего дня – посетили 2 точки конфлюенции и удачно подъехали к началу запланированного маршрута. День 2 - 15.03.2017. Задача сегодняшнего дня – пройти, как можно дальше в направлении точки N66°-E61°. При этом максимально надо использовать открытые места. Пока расписание такое – в 5 встаёт дежурный, в 7 выход группы. Сегодня вышли даже немного раньше, в 6.50. В нужном направлении идёт дорога. Она заметена, но идти по ней проще. Дорога выходит на на болото и примерно через километр сворачивает на юго-восток. Тропление не глубокое, до 15см. Изредка проваливаемся глубже. Болото тянется в северо-восточном направлении и мы идем не на точку, а немного севернее, чтобы использовать открытое пространство. Входим в лес. Картина меняется.
Глубина тропления увеличивается, приходится обходить деревья, заросли кустарника, поваленные лесины. Скорость движения падает. Выбираем путь по картам и космоснимкам, которые заранее загружены в навигаторы. Перед обедом встречаем вездеходный след, он не свежий, но по лесу лучше идти по нему. Минут через 20-25 он заканчивается. Встаём на обед. Темп движения не плохой, прошли почти 10км.
Во время обеда делаем разведку. Вездеходный след увёл нас немного севернее. Пересекаем небольшой увал в юго-восточном направлении и выходим на незалесённое болото. Отдельные деревья встречаются и на болоте. Около таких «островков» делаем привалы. В 14.50 пересекаем реку Нерцета. В долине лес с мелким подлеском. Бдиже к вечеру, в 15.30 подходим к болоту с названием Ыджиднюр. До леса на его противоположном берегу 2,5км. На ночёвку встаём в первом лесу в 800 метрах от р.Лемвы в 16.45. Много сухихи деревьев, лес защищает от ветра. Идём по графику, даже немного опережаем. Сумерки начинаются в 16.30-17.00. День 3 - 16.03.2017. Дежурный встал в 4.30, группа вышла 6.00. Тропим по лесу, много кустов, подлесок. Через километр выходим к Лемве. Сюрпрайз. На реке промоины, глубоко. Кидаем рюкзаки, делаем разведку в разные стороны. Местами промоины санесены снегом, но его мало. Переходит опасно. Здесь река разбивается на несколько рукавов. Смотрим карту. Можно идти по берегу, река ещё 1,6км течёт на восток. По пути ищем место перехода. Подходим к поваленой берёзе, около неё снежнй надув. Даже если под ним нет льда, можно пройти по толстому слою снега. Сначала переходим без рюкзаков. До следующего рукава 600м. Тропим до него. Он закрыт, но под снегом вода. Возвращаемся за рюкзаками и переходим реку в этом месте. Ширина основного русла 90 метров. На переправу затратили довольно много времени. По лесу тропить тяжело, выходим на протоку реки. Упираемся в крутой берег. Забираемся на него в 10.00. Подъем у группы занял 30 мин. – снега по поясю Выходим на болото. Тропить становится легче, но начинается подлип. Пытаемся чистить, мазать. Помогает слабо и на короткое время. Встаём на обед в 10.50. Что-то день не задался…
После обеда становится прохладнее, липнет меньше. Проходим болото. По лесу тропить совсем не хочется, находим просеку. Направление отличается почти 45° на юго-восток, но до реки Грубею идём по ней. Река без сюрпризов и промоин. Поворачиваем на 90° и идём по руслу реки до нужного притока. Проходим вверх по притоку 1,5км. Дров мало, сушняка не видно. Ночуем чуть восточнее запланированной стоянки, это означает отставание примерно на 3-4км по дневному переходу. День 4 - 17.03.2017. Подъем в 4.30, выход в 6.00. Температура 0, погода весенняя.. Тропим по долине ручья до его поворота на юг. Лес редкий, долина широкая. После поворота ручья продолжаем движение в восточном направлении. Редкий лес чередуется с открытыми болотистыми участками. За ходку перед обедом начинаем липнуть. 10:50. Встаём в островке леса, вокруг много маленьких сушин. Обедаем, отдыхаем.
Прошли 15,9км. ЧХВ= 8:15. N66°00,1767' - E61°51,7199'. День 5 – 18.03.2017.
Цель сегодняшнего дня – точка конфлюенции 66°N-62°E. Это наша третья походная точка и сотый успешный визит Машникова Александра. Вечер обещает быть жарким. Ранний подъём и выход, пока температура не поднялась выше нуля. Тропим, выбираем самый редкий, на сколько это возможно, лес. По прямой идти не получается. У реки лес особенно густой, выходим к берегу Харуты. Берег высокий, обрывистый. У противоположного берега видны промоины, но безопасный путь просматривается отчётливо. Ищем место по положе, уходим правее и сначала траверсом, потом серпантином спускаемся к реке. Переходим реку и идём по ней вверх по течению. Правый берег высокий скальный, впереди он становится выше и круче. Через 500 метров находим разрыв в скалах и небольшую ложбинку. Пробуем забраться. Снег глубокий, первый прокладывает траншею по пояс, а то и по грудь. Рюкзаки и лыжи вытаскиваем с помощью репшнура. Лес наверху старый, деревья большие. Снег глубокий. Солнце постепенно делает своё дело, начинается подлип, временами проваливаемся ппо колено. Стараемся максимально спользовать условно открытые места, идти по прямой совсем не получается. Постоянный набор высоты. Подъём не крутой, но длинный. Точка расположена почти на вершине возвышенности Бадьяёль (236,2м), от реки набираем больше 120 метров. Особенно тяжело даётся последняя предобеденная ходка. Доходим до слияния, фото, танец, обед. Обед длинный,сушим лыжи, мажем, ждём окончания подлипа. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
Точка находится в Интинском районе республики Коми. Ближайший населённый пункт, посёлок Епа находится в 40км на север-северо-западе. Вокруг растёт хороший елово-берёзовый лес. Рельеф при приближении к горам становится более холмистым. Реки имеют врезанные долины с высокими скальными берегами. После обеда подлип не прекращается, некоторое время снег не липнет к высушенным, намазанным лыжам. Через 1,5км выходим на болотистый участок, скорость немного возрастает. Подлип продолжается почти до вечера. Ветра нет, светит солнце, сегодня очень жарко. До конца дня никто не сделал ни одного снимка. 16.10. Встаём в лесочке в 600 метрах от Харуты. Внизу видна её долина, леса там нет. Все надежды на завтрашний день. Сегодня не дошли до планируемой ночёвки больше 5км, отставание увеличилось до 7-8км. Это уже пол-дня. Но сегодня мы взяли точку. Сотую! Празднуем. День 6 – 19.03.2017.
Ранний подъём дежурного в 4.00. Оттепель не кончается, выход в 5:30, пробуем идти раньше, пока нет подлипа. Евгений Константинович цитирует, что «ещё возможны морозы до -30°», но у нас чаще «выше 0». Впереди хорошо видны хребты Полярного Урала. Справа широкая безлесая долина Харуты. Река в этом месте сильно петляет, к ней спускаться ещё рано. Впереди наблюдаем обширное открытое пространство, болото или озеро. Идём к нему. Подошли близко к скальному берегу, режем притоки. Наконец выходим на болото, азимут на высокий лесной берег, идём по прямой. Неожиданно с северо-запада, из-за небольшого увала появляется след снегохода. Был здесь несколько дней назад. Появилась небольшая надежда увеличить темп и нагнать отставание. Но… След уходит на юго-восток в сторону долины Северной Харуты. Жаль, что нам не туда. Хрупкая надежда рухнула. Тропим по долине Северной Чигимхаруты. Много промоин, открытой воды. Периодически выглядывает солнце.
Становится жарко, подлип временами. На привалах загораем, купаемся в снегу. В долине встречаются заросли густого высокого кустарника. Лавируем между кустами и промоинами, выбираемся на левый (орографический) берег. На берегу редкий лиственичный лес, наст держит, тропление простое, не глубокое. Обедаем без воды, там нет приличных дров.
Подлип сохранялся с обеда до 15:00. После обеда берём курс на поворот долины, он отчётливо виден между холмов. Потом появился легкий ветерок, слабый морозец. Это уже не пологие увалы, как Бадъяёль, начинаются горы. Удаётся идти практически по прямой. Ширина долины 200-300 метров. К вечеру немного примораживает, идти становится легче. Очень хочется заглянуть за поворот. После поворота долина съужается до 100-150 метров. Поворачиваем уже в сумерках, находим место для стоянки в не большом лесочке на берегу. С дровами не очень, но есть, приходится собирать берёзу и крупный тальник. На реке полынья, воду берём из неё. Впереди лес ещё продолжается, но он растёт на склонах, довольно редкий и мало сухостоя. При дифиците газа или бензина, дрова добыть можно, но это трудозатратно. Похоже, это последнее место, где можно ночевать с полноценным костром. Сегодня удалось пройти дневную норму, но отставание не уменьшилось. Прошли 21,0км. ЧХВ= 8:20. N65°59,0917' - E62°27,0445'. День 7 – 20.03.2017.
Встаём с дежурным в 4.00, пока он варит надуваем воздушные шарики. Общий подъём. Поздравляем именинника. Завтрак обычный, но называем его праздничным. Фотографируемся. Сувенирный камень Евгений Константинович нести отказывается… Небольшой «минус», но с ветерком. После последних «жарких» дней утро кажется морозным. Лес по склонам долины тянется ещё 3км, но он редкий и чахлый. В основном это лиственница, сухих деревьев не видно. В русле реки промоины, открытая вода. В конце второй ходки впадение правого притока. Его русло выражено слабо, долина сильно расширяется. Здесь лес кончается, растут редкие кусты. Впереди видны крутые склоны гряды Игядейтайкеу. Ветер встречный, постепенно усиливается. Тропления почти нет, отличный наст, морозец. Хорошо виден ориентир, впадение р.Кушвож, идём практически по прямой. К обеду ветер становится очень приличным, хочется укрыться за преградой, чтобы поставить палатку. Жмёмся к левому по ходу склону, осознавая, что ветер там сильнее. От ночёвки проходим рекордные 13км. Обедаем в палатке.
Прошли 25,4км. ЧХВ= 8:05. N65°57,1001' - E62°48,5204'. День 8 – 21.03.2017.
Утром прохладное, ветра нет. Сегодняшняя цель – два перевала и самая труднодоступная точка конфлюенции 66°N-63°E. Пологий подъём продолжается, хороший наст. Снежные надувы в русле наводят на мысль о не поставленной вчера ветровой стенке. Похоже ветра здесь дуют совсем не шуточные. За поворотом видно начало притока, ведущего к нашему перевалу. Через 2,5км поворачиваем направо к перевалу. У начала притока на правом борту возвышается мощный скальный останец «Грозный Винни-Пух» (как мы его теперь называем). Некоторые не увидели в скальном монументе медведя и даже назвали его лягушкой… Поднимаемся на лыжах по руслу ручья. Ручей выводит на широкое перевальное плато. Перевальная точка явно не выражена. По перевалу проходит граница республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Время меняется сразу на 2 часа. Московское (Коми) – 7.55, ямальское (уральское) – 9.55. Возникают разногласия по поводу названия перевала. Немного поиграв в демократию и пользуясь властью руководителя, единогласно называем перевал «Винни-Пух». Шоколад, фото, гимнастические композиции на перевале. Спуска почти нет, забираем влево ко второму перевалу. Подъём тоже условный. От седловины, до седловины 2,7км проходим за одну ходку. Начинает припекать солнце. Впереди просматривается спуск с каталкой. Сначала удаётся даже заложить несколько виражей, потом уклон уменьшается, скорость падает. Но всё же это не тропёжка с подлипом. Прокатились почти полтора километра. Начинается подлип, но решаем идти до слияния, там и заобедать. Азарт поиска «нулей» заставляет забыть об усталости. Обедаем долго, с 11.10 до 14.15, отдыхаем. Часок вздремнули, пережидая оттепель. Выполнены почти все цели похода, остался выход и поезд домой.
Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
Отдыхаем и обедаем около точки конфлюенции. Программа посещений слияний закончена, но нам предстоит ещё пройти около 110км до станции Сивая Маска. Всего за поход в автономном режиме пройдено на лыжах 240км.
The point is situated in Shuryshkarsky region of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. The village of Yepa is 66 km NW of the confluence. The map shows some villages SE at about the same distance, but we don’t know if they are inhabited.
После обеда выходим к реке Игядейеган и поднимаемся по ней к перевалу. День 9 – 22.03.2017.
План на сегодня – вернуться из Азии в Европу и, если получится увеличить опережение графика движения. Утро хмурое, небольшой ветерок, временами сыплет снег. Выходим в 5.50. Плавно набираем высоту к перевалу. После «ворот» долина расширяется и переходит в перевальное плато. До перевала доходим за полторы ходки. 7.10 – перевал. Шоколад, фото, композиция «памятник нерукотворный». Забираемся на гряду перегораживающую седловину, приходится немного вернуться и идти по линии падения воды. Начинается снег, видимость падает. Жаль не видно окрестных гор. Лыжи не едут совсем, встают. Спуск не очень крутой, но без подлипа можно немного прокатиться. С трудом идём вниз по склону. Некоторые снимают лыжи и идут пешком. Скорость упала, такого ещё не было. Уменьшаем ходки до 20-25 минут. Вставать смысла нет, прогноза мы не имеем. А вдруг завтра будет ещё хуже. Мажу камус дорогущим противоподлипным составом, некоторое время работает. Обедаем в долине Тумбялавы. В этом месте на карте обозначены кусты, но их нет. В обеденное время уже не первый раз практикуем короткий 20-30 минутный сон.
Прошли 22,7км. ЧХВ= 8:00. N66°08,5755' - E62°48,6544'. День 10 – 23.03.2017. Продолжаем практику ранних подъёмов, встаём на ночёвку с началом сумерек, но в обед долго отдыхаем, с небольшим сном. Оттепель затянулась, но мы успешно справляемся с проблемой. Выход в 6.20. Идём по долине Кокпелы, справа Уральский хребет, слева Самсоновы горы. Далеко впереди хорошо виден ориентир – резкий поворот долины и впадение Нижней Кокпелы. От ночёвки до обеда проходим почти по идеальной прямой. Ближе к обеду в долине появляются кусты, начинаем проваливаться. 9.00, подул тёплый ветер, теперь ситуация поменялась – легче всего идти без лыжни, т.к. на лыжне подлип. В районе Нижней Кокпелы на склонах растёт редкий лиственничный лес. С дровами плохо, но при острой необходимости можно насобирать на готовку. У нас газ ещё есть, несмотря на довольно большой его расход. У нас скопилось много мусора, собираем дрова для маленького костра и сжигаем его.
Вышли в 13.30. Теперь наш путь не столь прямой. В 14.20 хронометрист обнаружил трещину на лыжных креплениях – поломал горными ботинками. Снял лыжи – пошёл одну ходку пешком, разница с лыжниками небольшая. Река немного поворачивает к востоку. Пытаемся срезать, траверсируем склоны, к концу дня приближаемся к верховьям ручья Покойница Шор. Срезаем путь через небольшой увал выходим в долину Покойницы. На правом берегу множество каменных останцов-памятников. Может покойниц было несколько? Долину пару раз пересекает старый след снегохода. Последние метры проходим с трудом. 17.15. Укрываемся в кустарнике от возможного ветра. Ночёвка дальше планируемой почти на 2км, отставание удалось сократить. День 11 – 24.03.2017.
Выходим в 5.35. Направление долины совпадает в нашим генеральным направлением. Небольшое тропление, иногда проваливаемся около кустов. Через ходку на склонах отметки 170,9м замечаем движение. Это стадо оленей, довольно большое. Животные замечают нас, пересекают реку, начинают бегать по кругу. Останавливаемся, фотографируем. Сложно идти по пастбищу, но передвигаются олени по тропам. Пересекаем пастбище, выходим на правый берег. В русле заросли кустарника, мелкие деревца. В 8.00 взошли на вершину увала между р.Покойница Шор и р.Пага. Появилась связь «Мегафон». Вышли на буранный след, довольно свежий. Направление совпадает с нашим, или почти совпадает. На встречу едет снегоход, подъезжает к нам. Оленевод с собакой и ружьём, едет к стаду. Спрашиваем о дороге к Сивой Маске. Говорит, что дорога есть, что недалеко в лесу чум, в гости не приглашает. Через некоторое время след делает широкие виражи и уходит на запад. Оставляем его, идём к реке Нарью по запланированному треку, к отметке 156,7м. На этой вершинке останавливаемся на обед. Появляется солнце. Сушим полог, спальники. День 12 – 25.03.2017. Утро прохладное и немного ветреное. Мороз и солнце, наст чудесный. Первый раз за поход испытали сложности с запихиванием смёрзшейся палатки в волокушу. Облачно, но солнце временами появляется в разрывах. Продолжаем движение по следу. Здесь уже не след, а целая снегоходная дорога. Параллельно идёт несколько следов. Пересекаем долину Нарью и выходим к характерному изгибу на реке Юньяха. В этом месте мало леса, мы планировали переходить её здесь же. Наконец-то ломается крепление у Алексея. Мы так долго ждали этого момента. Ремонт занимает минут 15, продолжаем. Ширина реки 80-100 метров, есть промоины. Некоторое время идём по реке, потом сворачиваем на противоположный берег. Лес растёт у самой реки, дальше открытое «поле». Идём по следу, кто на лыжах, кто пешком. Проходим от Юньяхи около 6км, сворачиваем в лесок к ручью. Отдыхаем, готовим еду.
Возвращаемся на дорогу. Бежим дальше. Ближе к Усе дорога входит в лес. Скорее всего здесь когда-то прокладывали зимник и деревья рубили под него. Похоже на старую, но не заросшую дорогу. По ней ездят, она используется. После леса выходим на болото. Встречаем местного парня. Информация такая – баню закрыли, есть рабочий поезд рано утром. Идти лучше по следу, чем по дороге. На противоположном берегу Усы видим посёлок Горный или Мескашор (по карте). Ширина Усы 200-250 метров. Хороший прочный лёд. Сначала выходим к дороге, действительно грязно, возвращаемся. Снегоходка сначала уходит на восток, потом кружит по лесу. Останавливаемся в 3,5км от станции. Рядом слышны звуки автодороги. К утреннему поезду должны завтра успеть. День 13 – 26.03.2017.
Обычный подъём дежурного в 4.00. Выход в 6.05. Собираемся, идём по следу. Через 2км подходим к автомобильной дороге. След продолжается параллельно ей по линии электропередач. Входим в посёлок. На улицах не многолюдно, собственно времени ещё только 7 часов утра. В 7.30 подходим к станции, снимаем и упаковываем лыжи. Готовим вещи к перевозке в поезде. Подъезжает на велосипеде коллега, турист из Беларуси. Он тоже решил закончить своё путешествие в Сивой Маске. Грузимся в поезд в 9.00. Всё. |
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Опасности похода по югу Полярного Урала традиционны для зимних походов в тундре и лесотундре. Это мороз, ветер, сложность ориентирования, особенно при ограниченной видимости. В основном это относится к горам. В лесу менее опасно, но зачастую физически сложнее. Глубокий рыхлый снег, как следствие – тяжёлое тропление лыжни. Сложнее в лесу выдержать нужное направление движения.
Погода, ветер. Погода очень неустойчива горах, может изменяться по нескольку раз в день. Солнечная тихая погода за короткое время может смениться снегопадом и пургой. Пурга может резко «выключиться». Возможны в марте сильные морозы и оттепели с подлипом.
Ориентирование. В безлесных тундровых районах затруднено ориентирование даже в хорошую погоду. Нет чётких ориентиров на местности. В условиях ограниченной видимости (пурга, туман) ориентироваться ещё сложнее. Пурга и метели могут заставить проходить «вслепую» значительные участки маршрута. Система спутниковой навигации ("GPS") существенно упростила ориентирование. 200км маршрута в идеальном варианте превратилось для группы в 240 реальных километров.
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Часть участников группы ранее побывали в горах Полярного Урала. Для двоих новичков это был новый интересный район. Эта часть Полярного Урала посещается крайне редко группами лыжников. Сведений о походах в этой части Урала мы не нашли. Мы поставили не столько спортивные цели, сколько обзорные, рекогносцировочные. По итогам похода готовы проконсультировать туристов, желающих отправиться сюда, предоставить фотоматериал, дать рекомендации.
Точка конфлюенции – это точка пересечения широты и долготы в системе WGS84 с целыми значениями градусов, с нулевыми значениями минут и секунд, например, 49°00'00"S 73°00'00"W. Цель проекта – отснять все такие точки на земной поверхности. В настоящее время в Европе и материковой части США почти не осталось не посещённых конфлюенций. В центральной России их тоже осталось не много, а на Севере и в Сибири наоборот почти нет посещённых слияний (их ещё так называют). Этим интересным занятием мы и занялись на маршруте. Кроме спортивных и географических к целям и задачам похода прибавляется ещё одна «сверхзадача».
Подробнее о проекте "Degree Confluence Project." можно прочитать на сайте проекта "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
9. Дополнительные сведения о походе.
(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов, перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)
9.1. Краткая информация о юге Полярного Урала.
Южная часть Полярного Урала (от долины реки Собь до истоков Хулги) значительно уже северной (до 25-30 км). Водораздельный хребет простирается в юго-западном направлении более чем на 200км. Поперечными долинами хребет разделён на отдельные массивы (Рай-Из, Пай-Ер, Войкар-Сыньинский) с абсолютными высотами 1000-1200м и лишь вершины поднимаются выше 1400м над уровнем моря (Пай-Ер - 1499м, Лемва-Из 1473м).
Склоны хребта круто спускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорные гряды с абсолютными высотами до 350-400м (Малый Урал).
Южная часть Полярного Урала носит характер плато, сильно расчленённого глубокими ущельями, долинами рек и карами, заполненными небольшими ледниками. Глубина расчленения достигает 600-800м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесь расположены на значительно большей высоте (330-500 н над уровнем моря), подъём на них более крут и высок (до З00м на протяжении 10-15 км).
9.2 Климат.
Климат Полярного Урала суровый, резко континентальный; холодная дождливая осень быстро сменяется зимой, а короткая прохладная весна – летом. Обычно уже в начале сентября вершины хребтов одеваются снежным покрывалом, и только в июне в горах начинает сходить снег.
Зима с обильными снегопадами, сильными метелями и буранами, продолжительная и очень морозная. В декабре-феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до -50-54 градусов. В горах – на наиболее возвышенных плато хребтах и массивах зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах, она продолжается здесь 8-9 месяцев, но морозы слабее, чем на равнинах, и редко достигают -45 градусов.
Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200см в год, причем на западном склоне в 2-3 раза больше, чем на восточном. На равнинах количество осадков снижается до 400-600 мм. из которых примерно половина выпадает зимой, а остальная часть весной, летом и осенью.
С октября до мая на Полярном Урале дуют в основном западные, северо-западные, юго-западные и северные ветры. Ветров восточной четверти горизонта зимой почти не бывает. Наибольшей средней скоростью обладают северо-западные ветры (12 м/с), наименьшей - юго-западные (8 м/с).
По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране и сравнительно немногим уступает побережью Антарктиды в районе Мирного. Ежегодно в северной части Полярного Урала бывает в среднем 165 дней с метелью, в южной - 137. Особенно много метелей с ноября по март. Ежемесячно в этот период в различных горных районах бывает в среднем от 14 до 24 дней с метелью. В некоторые годы в северной части Полярного Урала в феврале или в марте метёт почти ежедневно (до 26 дней с метелью), но в эти дни обычно тоже можно идти. На равнинах метелей в 2-3 раза меньше, они менее продолжительны и ветер не достигает такой большой скорости, как в горах.
9.3 Снаряжение.
Личное. Набиралось из опыта каждого участника самостоятельно. Рассчитывалось на минимальные температуры до –25°C.
Общественное. Стандартное для лыжных походов 3-4 категории сложности в безлесной зоне.
Снаряжение |
обществ. |
|
|
палатка |
6,00 |
газов. Горелки 3 шт |
1,35 |
полог |
2,00 |
газ баллон |
4,20 |
эспандер |
0,10 |
документы, компас |
0,40 |
котлы |
2,00 |
GPS |
0,40 |
лопаты 2 шт |
1,40 |
стеклоткань |
0,50 |
пила |
0,40 |
тросик костровой |
0,10 |
топор |
0,75 |
сетка костровая |
2,00 |
сметка 2 шт |
0,20 |
термос 1 шт |
0,40 |
зип |
1,50 |
фото |
1,20 |
аптечка |
1,00 |
|
|
Итого |
25,90 |
Специальное. Спутниковые навигаторы GPS.
9.4 Питание.
Питание на маршруте организовано по следующей схеме:
завтрак – сладкая или мясная каша, сухари, чай, кофе;
обед – суп, чай. К горячему нарезалось сало и колбаса, раздавались сухари, сладкое, конфеты;
ужин – мясная каша или макароны, сало, колбаса, сухари.
Вес набора на один день на человека 620гр. Пополнение на маршруте не предусматривалось. Для приготовления пищи на 7 дней маршрута планировали и использовали газ. План - 6 дней нахождения в безлесной зоне и 1 день резервный на случай непогоды. Всего истратили 2200 грамм газа. Готовили на газе 14 раз, воду топили из снега, пару раз использовали воду. Всё варили в обычном котле с крышкой. На день уходило примерно 450-470 гр. (150-170 гр. на готовку) газа. В среднем расход газа в походе составил 95 грамм на человека в день.
Мясо суш |
1100 |
Колбаса с/к |
2100 |
Корейка/сало |
1750 |
Суджук |
625 |
Шпроты в масле |
320 |
Масло топленое или сливочное |
2800 |
Молоко сухое, малютка |
280 |
Кетчуп |
280 |
Сухари, сушки, хлебцы, печенье |
4200 |
Гречка |
500 |
Рис |
750 |
Рожки |
2500 |
3 злака |
1250 |
Пшеничка |
750 |
Пшено |
750 |
Карт.хлопья |
650 |
Супы |
1300 |
Сахар |
3500 |
Халва шербет или иное вкусненькое порционное |
2100 |
Шоколад |
1350 |
Конфеты карамель |
2100 |
Чай |
500 |
Каркаде |
100 |
Кофе |
100 |
Курага, чернослив |
2100 |
Орехи |
2100 |
Соль + специи |
700 |
Лук + чеснок |
700 |
Спирт |
1500 |
Сюрприз |
1400 |
Итого продукты |
40155 |
10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Статьи расходов |
Всего |
На 1 человека |
Саратов – Москва – Инта (ж/д) |
21 960 |
4 392 |
Сивая Маска – Москва – Саратов (ж/д) |
25 750 |
5 150 |
Инта – 66N-61E |
11 000 |
2 200 |
Расходы на подъездах |
1 000 |
200 |
Итого дорога |
59 710 |
11 942 |
Питание на подъездах |
5 000 |
1 000 |
Питание на маршруте |
10 000 |
2 000 |
Газ |
0 |
0 |
Итого |
74 710 руб. |
13 942 руб. |
Расчёт в ценах марта 2016 года. 1$ стоил примерно 56 рублей.
Для подъезда к началу маршрута нанимали вездеход типа «Трэкол».
11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Пройден поход третьей категории сложности по южной части Полярного Урала. Поход пройден полностью по основному заявленному варианту. Погодные условия были далеки от идеальных. Температура днём больше половины маршрута поднималась выше 0. Ближе к обеду начинался подлип. Минусом погоды стало отсутствие пурги. Новички не получили опыта движения, ориентирования в пургу, организации лагеря.
Посещены 4 новые, труднодоступные точки конфлюенции.
В целом задачи похода выполнены.
Оценка сложности маршрута
Характеристики маршрута: П = 243км; t = 12 дней, ТС > 0, В = 1,840км.
1. Минимальная протяженность: П =243км > Пmin = 180км.
2. Продолжительность: t = 12 дней > tmax = 10 дней.
3. "Лишние дни". нет.
8. ЭП = 252км > ЭПmin = 230км
По всем параметрам маршрут соответствует третьей категории сложности.
Источник : "http://www.manturs.narod.ru/polural/polural.htm" rel="nofollow"
Комментарии